Чем отличается неформальная занятость и занятость в неформальном секторе экономики

Опубликовано: 01.10.2024

Часть первая

Над темой номера работал
Владимир ГИМПЕЛЬСОН

Неформальный сектор - это не теневая экономика

Под неформальным сектором обычно понимается совокупность мелких хозяйственных единиц, а также экономическая деятельность, осуществляемая на базе домохозяйств или индивидуально 2 . Понятие неформального сектора не тождественно понятию теневой или ненаблюдаемой экономики. К теневой экономике относится любая нерегистрируемая и необлагаемая налогами экономическая деятельность, включая криминальную, а также нерегистрируемую в рамках крупных или средних зарегистрированных предприятий, тогда как неформальный сектор не включает занятых запрещенной деятельностью (контрабанда, производство и распространение наркотиков, проституция, и т.п.), а также тех, кто работает без регистрации на крупных и средних предприятиях формального сектора. Однако он может включать как самозанятых, так и занятых по найму (на предприятиях неформального сектора или у физических лиц).

С точки зрения российской статистики "предприятиями неформального сектора считаются предприятия домашних хозяйств, или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не имеют правового статуса юридического лица" 3 .

Неформальный сектор в целом и занятость в нем очень трудно оценить количественно. На одном полюсе в спектре видов неформальной занятости находятся высококвалифицированные услуги, оказываемые в индивидуальном порядке профессионалами (например, врачами, преподавателями, адвокатами). На другом - малопроизводительная деятельность, направленная на обеспечение условий простого выживания семей (как, например, производство продуктов в домашнем хозяйстве для последующей продажи на рынке). Еще один дополнительный сегмент - это малое предпринимательство. Оно может носить индивидуальный и некорпорированный характер (то есть не быть оформленным в виде фирмы) и поэтому остается вне отчетности формального сектора.

Важнейший источник информации о занятости в неформальном секторе - обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ), проводимые Госкомстатом России. Они во многом отвечают международным требованиям по измерению неформальной занятости. С 1999 года они проводятся поквартально, что позволяет "схватить" сезонные колебания в динамике неформальной занятости.

  • (а) на предприятии, в учреждении, организации;
  • (b) в фермерском хозяйстве;
  • (с) предпринимательская деятельность без образования юридического лица;
  • (d) на индивидуальной основе;
  • (e) по найму у отдельных граждан).

Группы (с)-(е) полностью относятся к неформальному сектору. Занятые в (а) и (b) также относятся к неформальному сектору в том случае, если они работают "без регистрации или оформления документов" "на собственном предприятии или в собственном деле для получения дохода" или "в качестве члена производственного кооператива (артели)". К неформальному сектору также относятся занятые производством продукции или оказанием услуг в домашнем хозяйстве, если эта продукция или услуги реализуются на рынке. Укрупненная структура неформального сектора, выделенного в соответствии с принятым определением, показана на рис. I-1.

Рисунок I-1. Структура занятости в неформальном секторе на основной работе в 2001 году (в среднем за год)

К неформальной занятости следует относить и ту занятость, которую сами граждане считают своей основной работой, и ту, которая является второй или дополнительной. Понятно, что в большой мере вовлеченность граждан в неформальный сектор проявляется в форме вторичной занятости. Доля этого сектора в общих затратах рабочего времени в экономике может при этом быть значительно больше, чем его доля в численности занятых.

1 - Статья подготовлена в рамках проекта Бюро экономического анализа "Разработка методики макроэкономической оценки и анализ тенденций неформального сектора российской экономики с учетом международного опыта". Автор выражает благодарность С.Барсуковой, Н.Вишневской, Т.Горбачевой, Р.Капелюшникову, А.Косареву, Г.Монусовой, В.Радаеву и З.Рыжиковой
2 - Существует множество определений теневой и неформальной экономик. Достаточно всесторонний обзор литературы по проблемам теневой экономики дан в Schneider and Enste (2000), Shadow Economies: Size, Causes, and Consequences. Journal of Economic Literature, Vol.38, No.1. На русском языке см, например: Э.Мингиони, Неформальная экономика сквозь призму западного опыта. В: Неформальная экономика: Россия и мир. Под ред. Т.Шанина, М., 1999; Неформальная занятость. В: Занятость и рынок труда, М., 1998. Некоторые исследователи связывают неформальную экономическую активность не столько с сектором домашних хозяйств, сколько с корпорированными субъектами. См.: Неформальный сектор в российской экономике, ИСРАП, М., 1998.
3 - "Методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе экономики". Госкомстат России, 2001.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формальные и неформальные экономические институты

Общество состоит из индивидов, каждый из которых ежедневно вступает во множество отношений с другими субъектами. Люди взаимодействуют друг с другом в социальной, экономической, научной, политической, трудовой и других сферах. Экономические отношения в рамках рыночной модели складываются на основе взаимовыгодного интереса и максимизации собственного дохода. В правовых государствах существуют специальные своды законов и норм, регулирующие правомерность любых межличностных взаимодействий.

Постепенно в обществе образуются устоявшиеся принципы поведения, а также ведения деловых отношений, которые называются экономическими институтами. Как правило, они предполагают определенный набор действий, согласно имеющимся гласным и негласным нормам.

Институциональные отношения, как устоявшиеся формы взаимодействия, начали рассматриваться еще представителями классической школы политэкономии. Считалось, что институты складываются лишь под направленным воздействием. Лишь сто лет спустя рассматривали идею, что экономические отношения между людьми складывались спонтанно под влиянием естественных факторов. Субъектами отношений выступают индивиды, объектами – все формы хозяйственного взаимодействия. В рамках экономики институты делятся на:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Деятельность и занятость в неформальной экономике 410 руб.
  • Реферат Деятельность и занятость в неформальной экономике 280 руб.
  • Контрольная работа Деятельность и занятость в неформальной экономике 200 руб.
  • Неформальные, то есть те отношения, которые не подчиняются официальным законам и нормам, но регулируются негласными правилами поведения.
  • Формальные, подчиняющиеся общим правовым предписаниям.

Таким образом, под влиянием естественных факторов развития в обществе устанавливаются определенные правила поведения, в том числе и в хозяйственной жизни. Взаимодействие субъектов может регулироваться как официальными, так и неофициальными нормами.

Особенности неформальной экономики

В любом правовом государстве существует свод законов и правил, регулирующих практически все сферы жизни человека. Однако, стремление государственной власти проникнуть вглубь общества и взять его под контроль порождает область неформальных отношений. Последние регулируются устоявшимися культурными и договорными правилами поведения. Наказание за нарушение негласных норм может быть очень жестоким, а также зависеть от множества факторов. Например, при неофициальном взаимодействии санкции могут варьироваться от физического устранения до социальной изоляции.

Неформальные экономические отношений делятся на рыночный и нерыночный сегменты. Криминальная часть неформальной экономики является рыночной, в ней выделяют следующие направления:

  • обеспечение прав собственности на имущество, доходы и ресурсы;
  • управление объектами хозяйствования;
  • гарантирование выполнения контрактных и договорных обязательств;
  • поиск клиентов, обеспечение спроса и так далее.

Формальная экономика подразумевает соблюдение всех официальных процедур при организации или ведении коммерческой деятельности. В неформальной экономике этот принцип сохраняется, но регулируется другими правилами. Здесь так же, как и формальных отношения существуют выплаты вышестоящим органам управления. Распространено покровительство, представители которого обеспечивают доступ к необходимым ресурсам. Доход в рамках таких отношений складывается за счет ухода от уплаты налогов, а также от нелегальных форм вложения и использования денежных средств. Стоит отметить, что санкции за нарушение являются достаточно жестокими, но не регламентируются и со временем теряют свой эффект.

При этом формальные и неформальные экономические связи дополняют друг друга. Там, где становится неэффективным один метод взаимодействия, используется противоположный из другого экономического сегмента. В итоге это приводит к снятию многих барьеров и повышает скорость достижения поставленной цели.

Деятельность и занятость в неформальной экономике

В неформальной экономике хозяйственная деятельность подчиняется рыночным законам и законам, установленным отдельной группой людей, выступающей регулятором этих отношений. Как правило, вся сфера взаимодействия носит криминальный характер, хотя элементы неформального подхода могут реализовываться и в официальном бизнесе. Например, при личной договоренности могут проводиться различные операции, нацеленные на получение собственной выгоды или обогащение, путем обхода официального законодательства.

Неформальная занятость представляет собой не зарегистрированную официально наемную деятельность. Как правило, с нее не платятся налоги в бюджет. В международной практике к данной сфере трудовых отношений относят мелкое производство или мелкую коммерческую деятельность в рамках одного домашнего хозяйства. Существуют различные виды неформальной занятости:

  1. Отраслевая – складывается в определенных областях народного хозяйства, например, в медицине, торговле, строительстве, образовании и другом.
  2. Организационная, к которой относятся мелкие индивидуальные предприниматели, а также трудящиеся, но официально не оформившие свою деятельность.
  3. Доходная, в которой выделяют лиц, зарабатывающих только неофициально, а также лиц, получающих доходы сразу в двух сферах – формальной и неформальной.

Основным минусом неформальной занятости является отсутствие стабильности в доступе к ресурсам, необходимым государственным институтам и так далее. В развивающихся странах процент неофициально трудоустроенных намного превышает аналогичные показатели в развитых странах. Так в последних доля неформальной занятости в совокупном доходе не превышает десяти процентов, в развивающихся странах она достигает тридцати пяти процентов. В России неофициальная занятость обеспечивает до сорока процентов внутреннего валового продукта.

Многие люди стараются совмещать официальную и неофициальную работу с целью повышения собственного благосостояния. К ним относятся лица, имеющие частичную занятость, находящиеся в вынужденном неоплачиваемом отпуске, а также лица, получающие низкую заработную плату.

Граждане, столкнувшиеся с фактами коррупции при получении социальных выплат безработным гражданам, включая пособия по безработице, могут обратиться в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан по телефону «горячей линии»
+7 (8722) 64-95-71


    / /
  • ЦЗН в МО «Гунибский район»


Занятость подразделяется на формальную и неформальную.

-Формальная занятость — это занятость, зарегистрированная в официальной экономике.

-Неформальная занятость — занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.

Проблемы, порождаемые неформальной занятостью, оказы­вают серьезное влияние на многие стороны общественной жизни. Скрытая от налогообложения заработная плата, отсутствие со­циальных гарантий в области пенсионного обеспечения, отношения наемных работников и работодателей, реализуемые вне правового поля, и др. — все это приводит к развитию социальной напряженности. В связи с этим МОТ даже приняла специальную конвенцию № 169, в которой указывается, что необходимо со­действовать установлению дополнительных связей между фор­мальным и неформальным секторами и создавать условия для постоянного включения неформального сектора в национальную экономику.

-Сфера бытового обслуживания населения представлена добро­вольными организациями, неофициальными товариществами по совместному владению транспортом, поддержанию жилья, уходу за детьми и больными и т.п. Примерами такой деятельности яв­ляются репетиторство, частный извоз, ремонт жилья, бытовой техники и др. При этом не платятся государственные налоги и не обеспечиваются социальные гарантии в отношении занятых та­кой деятельностью граждан. В этот сектор экспортируется часть работ из официального производства, так как людям становится выгоднее получать часть услуг на неформальной основе. Как следствие, сокращается спрос на продукцию формального сек­тора услуг.

-Занятость в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) имеет особое значение в жизни селян. Прежде всего ЛПХ — это хозяйство, ограниченное рамками одной семьи, которое ведется в неболь­ших масштабах. В ЛПХ используются преимущественно простые орудия труда и ручной труд. В последнее время на рынке появи­лась современная миниатюрная сельскохозяйственная техника, дающая возможность облегчить труд сельских производителей.

-К неформальной занятости относится и подпольное, скрытое производство. Этот сектор так называемой теневой экономики ближе всего к официальной экономике, поскольку здесь осуще­ствляются виды деятельности, имеющие аналоги в официальной экономике, причем зачастую они ведутся за ее счет.

В последние годы появились новые виды неформальной заня­тости: незарегистрированная занятость по объявлениям в газетах (охватывающая всевозможные виды услуг) и занятость, связан­ная с торговлей — уличной, на вещевых рынках («экономический туризм», «челноки»), газетами и журналами на транспорте и т.д.

По условиям организации трудовых процессов выделяют стан­дартную и нестандартную занятость. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая при­нимает различные формы. К стандартным условиям, характери­зующим полную занятость работника, относятся:

• работа у одного работодателя;

• работа в производственном помещении работодателя, в том числе арендуемом им;

• стандартная, предусмотренная законодательством нагрузка в течение дня, недели, года.

Отсутствие какого-либо из этих признаков указывает на не­стандартную занятость. Нестандартная (гибкая) занятость вклю­чает следующие формы:

• занятость, связанная с нестандартными режимами рабоче­го времени такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабо­чая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;

• занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

• занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вы­зовам», вахтово-экспедиционная занятость;

• занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.

По режиму рабочего времени принято выделять занятость с ре­жимом полного рабочего времени и неполную (частичную) за­нятость. Занятость с режимом полного рабочего времени осно­вывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 ч в неде­лю. Как полный рабочий день следует считать предусмотренный законодательством сокращенный рабочий день для отдельных категорий работников: подростков до 18 лет, занятых в особо вредных условиях труда.

Неполная (частичная) занятость по количественным характе­ристикам неполного рабочего времени подразделяется на следу­ющие формы:

• занятость неполное рабочее время (сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий день) — это результат кри­зисного сокращения рабочего времени. Такой режим по­зволяет предприятиям сохранить квалифицированный и опытный персонал и предупредить безработицу;

• сжатая неполная рабочая неделя — представляет собой нор­мативную продолжительность рабочей недели, распреде­ленную на меньшее число рабочих дней (четыре с полови­ной, четыре, три), что приводит к удлинению рабочего дня и соответственно увеличению числа рабочих мест по срав­нению с режимом ежедневной работы в течение недели;

• деление рабочих мест — это также режим кризисного со­кращения рабочего времени, при котором одно рабочее место делится между двумя работниками с одновременным разделением между ними рабочих часов, заработной платы, социальных льгот. Это помогает обеспечивать гибкость по­литики занятости и удерживать квалифицированные рабо­чие кадры;

• альтернативный режим рабочего времени — это режим ис­пользования двух работников на условиях неполной занято­сти, практикуемый реже. Он представляет собой также де­ление рабочих мест, но при этом два человека работают на одном рабочем месте попеременно (например, через неделю).

Неполную (частичную) занятость как социальное явление можно рассматривать в трех аспектах:

• как необходимость отдельных групп населения (женщин, воспитывающих детей; учащейся молодежи; лиц с пони­женной трудоспособностью и т.д.) работать неполный ра­бочий день;

• как меру макроэкономической политики, позволяющую сдерживать нарастание безработицы;

• как инструмент внутрифирменного управления, позволя­ющий гибко реагировать на изменения внешней и внут­ренней среды.

По регулярности трудовой деятельности занятость подразде­ляется на постоянную, временную, сезонную и случайную. По­стоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник дол­жен работать определенное число часов каждую неделю, реже — каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудово­го договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжитель­ных работ с целью получения материального вознаграждения, как правило, без заключения трудового договора.

Ускорение темпов развития всех сфер общественного произ­водства, ставшее следствием технического прогресса, изменения управленческих взглядов об эффективности организации, источ­ником которой является оптимизация использования ее челове­ческих ресурсов, привели к появлению новых форм занятости, в большей степени обеспечивающих гибкость бизнеса. Общими тенденциями в развитии современных организаций являются: сокращение численности постоянного персонала при увеличе­нии доли сотрудников, занятых на условиях временных трудовых договоров, частично занятых, а также работников, реализующих свои рабочие обязанности в формах заемной и дистанционной занятости, значительно отличающихся от традиционных моделей использования наемной рабочей силы.

В 2017 г. международная Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), подготовила исследование, посвященное оценке современному состоянию и прогнозу развития глобальной теневой экономики до 2025 г.

Теневую экономику эксперты ACCA определяют «как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы государственного регулирования, налогообложения или надзора».

Стоимость объема теневого производства в России оценивалась в 33,6 трлн руб., что составляло 39% от ВВП страны.

В течение многих лет объем теневого сектора в России остается относительно стабильным. В периоды стагнации и кризисов он увеличивается, в периоды экономического роста предприниматели получают определенные стимулы для выхода из тени.

Для определения масштабов теневой экономики кроме показателя доли в ВВП используются показатели занятости (итальянский метод) и показатели размера фонда «серой» оплаты труда в официальном и теневом секторе экономики.

В условиях нестабильной экономической ситуации в последнее десятилетии в России наблюдается тренд на расширение вовлеченности граждан в теневую занятость.

Наиболее ярко эта тенденция проявляется на рынке работников, занятых дополнительной или временной работой.

Поскольку неформальный сектор имеет тенденцию к расширению, соответственно объективно возникает повышенный спрос в этом секторе на рабочую силу.

По официальным данным Росстата количество занятых в теневой экономике увеличилось с 10,5 млн человек в 2003 г. до 13,6 млн человек в 2013 г.
За тот же период число работающих по найму возросло с 4,6 млн человек до 7,7 млн человек.

Доля занятых в неформальном секторе экономики за этот период возросла с 16 до 19% от общего количества занятого населения.

В 2016 г. Росстат оценивал количество занятых в неформальном секторе экономики России в 15,4 млн человек, или 21,2% от общего количества занятых. Показатель удельного веса «серой» занятости оказался самым высоким за последние 11 лет.

Традиционно минимальна теневая занятость приходилась на северо-запад страны и столицу. Наиболее высокие показатели занятых в теневой экономике были в национальных республиках.

Наиболее высокий процент теневой занятости отмечался в сельском хозяйстве (личные подсобные хозяйства), торговле, строительстве, операциях с недвижимостью, в образовании (репетиторство) и др..

В теневую экономику массово вовлекаются преимущественно представители малоимущих и маргинальных слоев населения, в том числе молодежь, безработные, рабочие-мигранты и т.п. По численности они составляют наиболее массовую прослойку участников теневой экономики.

Подсчет объема теневой экономики и теневой занятости процесс весьма субъективный. Точную оценку этого показателя вывести весьма сложно, поскольку сам термин «теневая» подразумевает скрытность процессов.

Поэтому данные официальной статистики Росстата о неформальной занятости значительно отличаются от данных полученных путем социологических опросов, результатов специальных научных исследований и оценок независимых экспертов.

В частности, заместитель Председателя Правительства России по социальным вопросам Ольга Голодец сообщала, что по данным на август 2015 г. в теневой экономике страны было занято не менее 36% трудоспособного населения, или 27 млн чел.

Специалистами Центра социально-политического мониторинга Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) в 2017 г. было приведено специальное исследование под названием «Динамика теневой занятости работников».

В частности, эксперты пришли к выводу, падение доходов населения, недостаточность предложений официального трудоустройства с достойной оплатой труда вынуждает работников к поиску основного или дополнительного заработка в неформальной, теневой сфере.

Доля граждан, которые в течение последнего года в различной степени были вовлечены в теневой некриминальный рынок труда, составляла примерно 44,8% от общей численности занятого населения страны (2017 г. – 72 млн человек).

Это более 33 млн трудоспособных граждан России или почти каждый второй работник, которые в течение последнего года в той или иной степени были задействованы в неформальном секторе экономики.

Именно такое количество занятых работает или подрабатывает и при этом не платит налоги в федеральный бюджет. Большинство из них трудятся в неформальном секторе на постоянной основе.

Такие данные о теневой занятости были получены экспертами в ходе социологического опроса 1600 работников в возрасте старше 18 лет.

Следует отметить, что данные предыдущих опросов, выполненных по аналогичной методике, фиксировали следующие показатели вовлеченности работников в теневой рынок труда: в 2006 г.– 45,1%, в 2013 г.– 44,5%, 2016 г. – 40,3%.

Таким образом, можно констатировать, что за последние десять лет доля занятых в теневом секторе экономики России держится на достаточно высоком уровне, что свидетельствует о том, что органам государственного управления не удалось найти экономические стимулы для работающих граждан для их перехода в формальный «белый» сектор экономики.

Внедряемые меры административного регулирования, включая стимулирование безналичных расчетов, позволяют выявлять теневой сектор и создавать барьеры для его функционирования, однако они не стимулируют владельцев бизнеса выводить его из тени.

Некоторые меры законодательной и исполнительной власти, в частности принятие изменений в Гражданский кодекс об определении правового статуса самозанятых граждан или расширение безналичной формы расчета, не принесли ожидаемого эффекта.

Те административные меры, которые принимаются сейчас в отношении легализации занятости, в том числе, добровольная регистрация самозанятых граждан, оказывающих услуги уборки помещений, репетиторства, присмотра за детьми и др. пока не привели к положительным результатам.

По данным официальной статистики Федеральной налоговой службы (ФНС), на 1 августа 2017 г. всего в России только 295 человек подали заявки на регистрацию в качестве самозанятых.

При этом профильные ведомства рапортуют об успехах в борьбе с неформальной занятостью. В частности, в 2017 г. Минтруд в очередной раз привел данные, по которым за два с половиной года был легализован труд более чем 5 млн работников.

При этом в ведомстве не уточнили, сколько одновременно за тот же временной период рабочих мест перетекло в теневой сектор.

Высокий уровень теневой занятости россиян связан прежде всего с низким уровнем жизни, а также отсутствием в обществе механизмов, обеспечивающих диалог между гражданами, предпринимателями законодательной и исполнительной властью.

Неформальная занятость и серые зарплаты в целом отвечают интересам как предпринимателей, так и гражданам, выполняющих работу за определенное вознаграждение без официального оформления трудоустройства.

Предприниматели освобождают себя от обязательных отчислений в пенсионные и социальные фонды, работники не платят подоходного налога.

В проигрыше остается государство, которое не получает налоги в федеральный бюджет, в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и др.

В современной российской экономике сохраняются факторы, которые стимулируют переток трудящихся из белого сектора в серый.

По данным социологических опросов, сложилась ситуация, когда наемный работник не видит четкой связи между его официальной зарплатой и размером будущей пенсии.

При этом размеры пенсий по старости и «социальной» пенсии остаются на очень низком уровне, не покрывая даже официальный прожиточный уровень.

В этом связи для многих работников выгоднее сейчас получить деньги в конверте, чем обеспечить себе накопления в виде страховых взносов на будущую пенсию.

Другой фактор, стимулирующий теневую занятость, связан с предпринимательской деятельностью.

Мотивы ухода в тень у предпринимателей в большинстве случаев сугубо экономические, прежде всего это налоговое бремя, неадекватное сложившейся рыночной ситуации, несбалансированное трудовое законодательство, способствующее удорожанию и без того недешевой рабочей силы

Оказывает влияние на уход в тень предпринимателей сложная система разрешительно-запретительная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, институциональные ограничения и масштабная коррупция.

Отечественные предприниматели «оптимизирует» налоговые платежи и производят неучтенную государством продукцию в том числе и потому, что аналогично поступают некоторые их конкуренты.

Законопослушное поведение влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции и оказываемые услуги.

«Серый» фонд оплаты труда

В следствие, глубоких структурных диспропорции;, в том числе в уровнях налоговой нагрузки между «белой;» и «серой;» экономикой; сохраняется тенденция к росту «серого» фонда оплаты труда.

По оценкам Росстата, скрытый фонд оплаты труда в стране, в который входят доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе, с 2011 г. увеличился с 6,3 трлн руб. (10,6% ВВП) до 10,9 трлн руб. (13,4% ВВП) в 2015 году.

В 2016 г. Минфин оценивал «серый» фонд оплаты труда в 10 трлн рублей ежегодно. Таким образом на оплату труда и доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами, приходилось около 25% от всего фонда оплаты труда наемных работников.

В 2017 г. этот показатель до данным Минфина увеличился до 12 трлн рублей, что составляло 40% размера федерального бюджета, и примерно 14% ВВП России.

Согласно социологическому опросу, проведенному ВЦИОМ, в 2016 г. каждый десятый трудящийся признался, что получает зарплату полностью в конверте, частично «серую» зарплату получали примерно 13% респондентов. При этом примерно для 90 % данной категории трудящихся неофициальный заработок являлся основным источником дохода.

Следует подчеркнуть, что с этих доходов трудящихся налоги в федеральный бюджет либо не уплачиваются вовсе, либо уплачиваются частично.

Для обеления оплаты труда и перевода его в легальную сферу необходимы дополнительные экономические стимулы. Минфин неоднократно предлагал изменить структуру налоговой нагрузки снизив ставки прямых налогов на труд и повысив ставки косвенных налогов.

В частности, предлагалось повысить НДС с 18 до 22%. И, параллельное снизить ставки страховых взносов для работодателей: с 30 до 22%.

Однако понижение норматива, или ставки по социально-страховым платежам приведет к снижению поступлений в Пенсионный фонд, что в свою очередь потребует дополнительных средств из Федерального бюджета для компенсации выпадающих доходов фонда.

Теневой фонд заработной платы - это огромный объем неучтенной наличности, которая напрямую связана с коррупцией. Можно смело утверждать, что теневой сектор выгоден коррупционерам, поэтому многие из них препятствуют реальной борьбе с теневым бизнесом.

Основными причинами существования теневой экономики обычно называют «провалы рынка» либо избыточное государственное регулирование. В экономике России с начала проведения либеральных экономических реформ эти оба феномены давно и «удачно» сосуществуют.

Возникает вполне резонный вопрос. Можно ли победить теневую экономику? Пока мировая практика указывает на то, что полная и безоговорочная победа над теневой экономикой, также как полное искоренение коррупции, с которой она тесно связана маловероятна.

Речь может идти прежде всего о сокращении теневого сектора экономики, за счет роста доли формальной «белой» экономики.

В России до сих пор нет комплексной программы борьбы с теневой экономикой. В Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 г. эта проблема лишь упоминается как угроза, с которой надо бороться. Конкретных мер не предлагается.

В Минэкономразвитии считают, что для борьбы с теневой экономикой необходимо проводить тонкую настройку налоговой системы, чтобы поддержать «белые» компании, тех, кто инвестирует, тех, кто внедряет инновации, тех, кто экспортирует, тех, кто будет помогать достичь более высоких темпов роста.

Необходимо изменить ситуацию, при которой нарушение законов приносит большую выгоду, чем их соблюдение. При этом очевидно, что одними заградительными мерами, снизить долю теневого сектора будет очень проблематично.

В мировой практике есть страны, где налоговое бремя не меньше российского, а стоимость рабочей силы еще более высокая, но при этом предприниматели не стремятся уйти в тень.

Очевидно, причина не в «жесткости и неотвратимости наказания», а в нахождении оптимального баланса интересов между государством и бизнесом.

Уровень теневой экономики в России можно снизить за счет улучшения качества бюрократии, усиления контроля над коррупцией и увеличения доходов населения.

Первоочередными мерами для снижения уровня «тенизации» экономики для законодательной и исполнительной власти должны стать:

• снижение уровня коррупции;
• легализация отдельных секторов теневой экономики и их интеграция в легальную экономику;
• повышение прозрачности государственного управления;
• ликвидация нелегального рынка рабочей силы;
• усиление контроля в сфере уклонения от уплаты налогов, в том числе крупными корпорациями;
• использование современных технологий для мониторинга используемых населением моделей потребления и выявления незаконной деятельности;
• выработка более унифицированных законодательных норм;
• увеличение числа транзакций, которые должны осуществляться через электронные платформы и др.

Вышло очередное исследование о неформальной занятости в РФ, опубликованное на сайте Всемирного Банк, которое и представляется вниманию публики. Интерес к России связан с уникальностью - большой размер экономики, хорошая статистика, неформальность занятость представлена в основном именно наемными работниками, а не индивидуальными предпринимателями (ИП входят в понятие неформальная занятость), неформальные работники относительно высокообразованы, и неформальная занятость формируется не в аграрном секторе, как в других странах.

Эта статья посвящена только неформальной занятости, а не неформальному сектору. Для формальных производственных подразделений возможно наличие неформальных работников, а для неформальных подразделений - формальные работники. Наконец, существует различие между работой и сотрудником, поскольку один сотрудник может занимать несколько рабочих мест (совместительство). Следовательно, под неформальной занятостью понимается «… общее количество неформальных рабочих мест, выполняемых на предприятиях формального сектора, предприятиях неформального сектора или в домашних хозяйствах, в течение определенного отчетного периода…»

1. Введение

1.1. Основные положения

Существуют три основные причины неформальной занятости, вызывающие обеспокоенность. Первая причина связана с аспектом справедливости, а именно с тем, что благосостояние неформальных работников может оказаться уязвимым, если они находятся за пределами официальной системы социальной защиты, и что бедность и неравенство могут возрасти, если неформальным работникам систематически недоплачивают. Во-вторых, неформальный сектор работает в основном за пределами государственного регулирования, где уклонение от налогов является нормой как со стороны фирм, так и работников, что ставит под угрозу устойчивость фискальной системы. В-третьих, неформальная занятость может подорвать производительность и экономический рост, если работники или фирмы решат принять низкопроизводительные организационные и технологические условия, главным образом, чтобы избежать налоговых платежей и правительственных постановлений.

Предыдущие исследования показывают, что сочетание слабого правоприменения и универсального доступа к базовой пенсии и медицинскому обслуживанию являются важными факторами неформальности в Российской Федерации. Большое количество литературы показало, что неформальные и формальные рынки труда интегрированы (в отличие от других стран), а не сегментированы, подразумевая, что работники как правило, сами выбирают неформальную занятость в России.

Показатели неформальной занятости среди стран с подушевым ВВП по ППС менее 30 тыс.дол.США (в ценах 2011 года) показаны на рисунке ниже (Рис.1), на котором отражена зависимость доли неформальной занятости в ВВП на душу населения по ППС в ценах на 2011 год.

Рисунок 1. Зависимость доли неформальной занятости от дохода


На рисунке ниже (см.Рис.2) показана зависимость доли самозанятых и членов их семей, который помогают без вознаграждения самозанятым в общей рабочей силе к доли ВВП на душу по ППС в ценах 2011 года. Как видно доля таких участников неформальной занятости в России значительно ниже, чем в других странах с высоким уровнем дохода.

Рисунок 2. Зависимость доли самозанятых от дохода


Но в целом уровень неформальной занятости по сравнению с другими странами с сопоставимым уровнем дохода в России не сильно отличается.

Согласно исследованию ОЭСР, 10% российских работников не имеют контрактов, что значительно ниже 40 процентов в Турции, Греции и Ирландии, но также выше, чем 5 процентов в Чехии, Швеции и Финляндии. Так же, 40% российских компаний не сообщают о всех годовых продажах в налоговые органы, за исключением Турции, Греции и Чешской Республики, которые представляют неверные данные о более чем 50 процентах продаж, но больше, чем Испания или Словацкая Республика, которые сообщают о неправильных данных о 20 процентах продаж. 1 С другой стороны, исследование ОЭСР показало, что в большинстве стран с высоким уровнем дохода менее 10 процентов рабочей силы получают заработную плату в «конверте», что значительно ниже 20 процентов, которые мы документируем для России позже в этом исследовании. Наконец, если использовать взносы в пенсионные системы в качестве показателя формальной занятости, Россия не будет сильно отличаться от сопоставимых стран: «… По последним доступным данным, в России 65,9% рабочей силы в возрасте от 15 лет и старше внесли свой вклад в пенсионную систему, по сравнению с 69,7% в среднем по ЕЦА (Европа и Центральная Азия); дополнительно 48.7% лиц в возрасте 15–64 лет
по сравнению с 48,9% в странах ЕЦА (Европа и Центральная Азия) в среднем… », но, безусловно, значительно ниже по сравнению с более богатыми странами, потому что:«… В развитых странах в среднем доля участия составляла 71,5% лиц в возрасте 15–64 лет, а также 92,9% рабочей силы в возрасте 15+

1.2. Результаты других исследований

Исследования о причинах неформальности рассматривают с двух основных точек зрения: «выход» и «Исключение». Мнение об "исключении" утверждает, что рабочие и фирмы исключены из формального
сектор, из-за обременительных и дорогих правил, и многие работники, несмотря на желание получить официальную работу, не могут ее получить. Вторая точка зрения, точка зрения "выхода", которая предполагает, что неформальность - это результат, который предпочитают рабочие и фирмы как оптимальный уровень взаимодействия с государством, особенно когда предполагаемые затраты на формализацию перевешивают выгоды. В другими словами, неформальность - это широкомасштабный отказ от формальных институтов фирмами и частными лицами как результат их оценки чистых выгод от формальности и предоставления услуг государством и правоохранительные возможности.

Ранее предполагалось, но исследования это не показало, что строгие правила рынка труда приводят к увеличению неформального сектора. Но влияние строгости трудового законодательства (защищенность работников трудовым законодательством) в целом не велико, но для некоторых категорий работников (женщины, молодежь, неквалифицированные работники) оказывает сильное влияние, вынуждая их соглашаться на неформальную занятость.

Существует в целом три точки зрения, почему следует беспокоиться о неформальности. Первый относится справедливости и уязвимости работников. Доходы неформальных работников, как правило, низкие и
нерегулярный, что имеет последствия для их благосостояния. Рост неформального сектора, возможно, увеличил доступ к работе для многих людей в децилях с низким доходом, но он также имеет повышенный риск для их экономической безопасности. Без доступа к адекватной социальной защите (больничные, пособия по безработицы), неформальные работники очень уязвимы для экономических потрясений.

Во-вторых, неформальный сектор работает в основном за пределами государственного регулирования, где уклонение от уплаты налогов является нормой. Устойчивость фискальной системы ставится под сомнение в условиях растущей неформальности и сокращение налоговой базы. Государство сталкивается с повышенными трудностями при сборе налогов и взносов по социальному страхованию. В конечном итоге это препятствует предоставлению социальных услуг, поскольку они в основном финансируются за счет нефтегазовых доходов, а не от налоговых поступлений, и могут оказать особенно неблагоприятное воздействие на
устойчивость систем пенсионного и социального страхования. Это означает, что доступ к основным общественные блага не обуславливаются формальной занятостью, а люди отстранены от государственные и правительственные чиновники не подотчетны налогоплательщикам.

Наконец, высокая неформальность может подорвать производительность и экономический рост. Есть потери эффективности экономики из-за неоптимальных производственных решений, связанных с масштабом, инвестициями, использованием технологии и инновации. Недавний анализ показал, что расширение неформальности в России частично уменьшил положительный вклад в рост производительности труда. Производительность фирмы может быть затруднена как из-за ограниченных стимулов для инвестирования в обучение неформальных работников, так и избирательного соблюдение формальных норм.

Жесткие институты рынка труда могут стимулировать неформальную занятость, если они увеличивают стоимость формального создания рабочих мест. Например, когда минимальная заработная плата увеличилась в 2007 году, последующее увеличение неформальной занятости наблюдалось в России. В целом, однако, вопреки широко распространенному мнению, что В России было очень жесткое законодательство о защите занятости (EPL), сопоставимое на международном уровне оценки показали, что трудовое законодательство России не является особенно ограничительным. Примечательно, что институциональные ограничения
сформировали особую модель корректировки рынка труда, наблюдаемую в России - рынок труда реагирует на падение производства во время экономических кризисов в большей степени за счет снижения заработной платы и количества рабочих часов работы, а не меньше занятости. Это стало возможным благодаря низкой минимальной заработной плате, низкому размеру пособия по безработице и слабое соблюдение правил оплаты труда и занятости, что в целом поддерживают гибкую заработную плату и гибкий график работы. Более того, имеются доказательства ограниченного или нерегулярного применения норм трудового законодательства: «… Рабочая нагрузка трудовых инспекции является высокой. В 2016 году в Федеральной инспекции труда (ФЛИ), соотношение составляло один инспектор на 34 400 занятых, в то время как МОТ рекомендует одного инспектора на 20 000 рабочих для стран с переходной экономикой. В среднем на одного инспектора приходилось 3730 предприятий. Текущие способности трудовых инспекций позволяют в среднем проводить одну инспекцию за 28 лет, в то время как МОТ рекомендует, в среднем, не реже одного раза в 5 лет… ».

Сочетание слабой нормативной среды и низких пособий по безработице делает неформальную занятость привлекательным вариантом, особенно в России, где доступ к базовой пенсии и медицинскому обслуживанию слабо зависит от формальной занятости. Кроме того, существует проблема политической экономии: по мере роста неформальности в результате несоблюдения нормативных требований, порочный круг растущих нарушений и неформальности приводит к ослаблению общественного договора.

Что касается последствий для благосостояния, то часть имеющихся данных свидетельствует о том, что российские рынки труда скорее интегрированы, чем сегментированы, что означает, что работники предпочитают работать неформально. Это в основном показано через анализ моделей мобильности и различий в заработной плате между формальными и неформальными работниками. Кроме того, работники, принимающие более высокий уровень риска, имеют более высокую вероятность работать неформально, что так же показывает об интегрированности формального и неформального секторов занятости.

Существует четыре источника микроданных, которые включают информацию о неформальной занятости: Обследование Лонгитюдного мониторинга в России (RLMS), Обследование рабочей силы в России (LFS), Обследование жизни в переходный период (LiTS) и Европейское социальное обследование (ESS).
Для оценки уровней и тенденций неформальной занятости будет использовано все четыре опроса, чтобы увидеть, как эти тенденции сравниваются между источниками данных и по определению. Основой является RLMS, с добавлением даннух других исследований, когда уместно. Для всех источников данных используется определение неформальной занятости, которое согласуется с юридическим представлением, описанным выше (главным образом, имеет ли работник контракт).

RLMS - это групповое обследование с ежегодными данными, доступными начиная с 1994 года, и оно является репрезентативным на национальном уровне. Данные доступны до 2016 года, что позволило сохранить размер выборки в 7 000 домашних хозяйств. Обследование включает в себя очень подробную информацию о состоянии здоровья, расходах домохозяйств и использовании услуг, а также данные на уровне общин.

Российское обследование рабочей силы (ОРС) - это выборочное обследование населения на рынке труда. Опрос проводится Росстатом ежеквартально и является репрезентативным для региональных уровень. Опрошено около 65 000 человек в возрасте от 15 до 72 лет. Микроданные общедоступны за период 2010-2015 гг.

Опрос «Жизнь в переходный период» (LiTS) изначально был разработан для того, чтобы показать, как переход влияет на жизнь людей и как он формирует их взгляды на демократию и роль государства. Он был
проведен совместно ЕБРР и Всемирным банком в 2006, 2010 и 2016 годах.

Европейское социальное исследование (ESS) собирает информацию о социальных условиях, отношениях, ценностях и поведении. Это межнациональное исследование 36 европейских стран, которое проводится Европейским консорциумом по исследовательской инфраструктуре (ERIC), который является независимым юридическим лицом, представляющим национальные правительства. Опрос проводится регулярно каждые два года, и Россия принимала участие в опросах 2006, 2008, 2010, 2012 и 2016 годов. Выборка рассчитана на всех людей в возрасте 15 лет и старше, использует случайную выборку вероятности и минимальный размер целевой выборки 1500.

1.3. Динамика неформальной занятости в России

На рисунках ниже представлена динамика неформальной занятости рассчитанная по разным методикам, на всех рисунках желтым цветом приведены данные Росстат. Показатель Росстата выше, так как Росстат в неформальной занятости учитывает индивидуальных предпринимателей а так же совместительство в неформальном секторе считает два раза (то есть считает неформальные рабочие места, а не работников) и др.различия.

Читайте также: