Чем по мнению авторов характеризуется естественный уровень безработицы опираясь на обществоведческие

Опубликовано: 01.10.2024

Что такое естественный уровень безработицы? Описание и определение понятия.
Естественный уровень безработицы – это уровень безработицы, который складывается объективно на рынке труда независимо от кривой экономического роста. Данный показатель обуславливается естественными причинами, из-за которых лицо не может на работу устроиться.

Это и ротация кадров, и демографическая ситуация, миграция трудового населения. Безработица зачастую появляется вокруг урбанизированных территорий, куда люди стремятся для того, чтобы получить более высокую оплату труда, чем в периферии или области.

Сторонники гипотезы о существовании ненулевого уровня безработицы поясняют это тем, что в условиях любого рынка уменьшить показатель до абсолютной занятости трудового населения не является возможным.

Рассмотрим, более детально, что значит естественный уровень безработицы .

Безработица — это отсутствие занятости у определенной части трудоспособного и активного населения, желающей трудиться и производить товары или услуги.

В современном мире безработица воспринимается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Считается, что она прямо или косвенно способствует качественному улучшению рабочей силы и повышение ее конкурентоспособности как товара; формированию ответственного отношения к труду; а также на случай необходимости быстрого развертывания нового производства наличию трудового резерва.

images

К естественной безработице относят фрикционную, добровольную и сезонную безработицу.

Значение естественного уровня безработицы в экономике

Специалисты считают, что естественная безработица является необходимой для формирования резервной рабочей силы, которая и составляет потенциал трудовых ресурсов общественного производства.

Также считается целесообразным при решении проблем безработицы достижение естественной нормы (естественного уровня) безработицы – то есть оптимального для экономики резерва рабочей силы, который способен достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства.

Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они-то и образуют естественный уровень безработицы.

Классифицируют безработицу по разным критериям.

Виды безработицы

Фрикционная безработица

Фрикционная безработица — это безработица, которая непосредственно связана с затратами времени на поиск новой работы. Продолжительность этого вида безработицы — от одного до трех месяцев.

Допустим, что трудовой рынок находится в состоянии равновесия, – это значит, что при заработной плате, которая преобладает на рынке, количество предлагаемого труда равно количеству требуемого труда.

Такое положение характеризуется как состояние полной занятости.

Но даже в такой, казалось бы идеальной, ситуации все-таки существует некоторая безработица, которая называется фрикционной.

Причины фрикционной безработицы. Среди основных причин возникновения фрикционной безработицы можно назвать динамичность рынка труда. Например, некоторые работники добровольно решили поменять прежнее место работы, найдя, возможно, более высокооплачиваемую или более интересную работу. Другие работники пытаются трудоустроится из-за увольнения по разным причинам с предыдущего места работы. Третьи впервые вступают на рынок труда или вновь выходят на него, перемещаясь из категории экономически неактивного населения в противоположную категорию.

Структурная безработица

Структурная безработица — это вид безработицы, которая связана с технологическими изменениями в производстве. Эти изменения влияют на стурктуру спроса на рабочую силу.

Возникает структурная безработица тогда, когда работник, уволенный из одной отрасли, не может устроиться в другой.

Также данный вид безработицы возникает, если изменяется территориальная или отраслевая структура спроса на рабочую силу. Стоит учитывать, что с течением времени в структуре потребительского спроса, как и в технологии самого производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на труд.

Логично, что если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то неизбежно появляется безработица. Уволенные работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и поэтому остаются какое-то время в статусе безработного.

Многие ведущие специалисты четко не разграничивают фрикционную и структурную безработицу потому, что например, в случае структурной безработицы работники, которые были уволены, начинают искать новое место работы.

Оба эти вида безработицы постоянно сосуществуют в экономике. Невозможно полностью их уничтожить или свести до нуля. Вполне естественно, что люди будут искать другую работу, стремять улучшить свое благосостояние, а фирмы будут искать более квалифицированных работников, стремясь к увеличению прибыли. То есть, подводя итог вышесказанному, в рыночной экономике будут постоянно происходить колебания спроса и предложения на рынке труда.

Существование структурной и фрикционной безработицы, как считают ведущие экономисты, неизбежно, поэтому, суммируя эти виды безработицы, ввели понятие естественной безработицы.

Суть естественного уровня безработицы

бубs

Естественный уровень безработицы — это такой ее уровень, который, с одной стороны, соответствует полной занятости (он включает фрикционную и структурную формы безработицы), а с другой стороны обусловлен некоторыми естественными причинами (например, демографическими причинами, миграцией, текучестью кадров) и не связан напрямую с динамикой экономического роста.

Естественный уровень безработицы – это экономическая гипотеза, которая предусматривает следующее предположение: для достижения общеэкономического равновесия, выработавшегося при определенной реальной заработной плате, имеется определенная неполная занятость граждан, которая является последствием не совершенности рынка, недостатка информации, вызванная демографическими трансформациями. По этим причинам невозможно уменьшить величину безработицы до нулевых позиций, а возможно всего лишь снизить его до некоторого уровня. Такие результаты достижимы с помощью следующих методов: развитие и усовершенствование технологий, которые облегчают поиски работы, организация профсоюзов, введение минимальной и так называемой эффективной заработной платы, уровень которой значительно превышает рыночную заработную плату.

Последнее, что хотелось бы отметить – для различных стран естественным считается разный уровень безработицы.

Мы коротко рассмотрели естественный уровень безработицы, его суть, а также виды естественного уровня безработицы и значение в экономике государства.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

2. Социологическая служба в 2012 г. провела опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Кому сегодня труднее всего устроиться на работу?». Были получены следующие результаты (в % от числа отвечавших).

Кому, по мнению опрошенных, труднее всего устроиться на работу? Объясни почему.

Тем, у кого нет опыта работы, в том числе выпускникам вузов, колледжей, техникумов. Потому что работодатель старается принимать на работу людей с опытом работы.

Предположи, специалистам каких направлений труднее других найти работу. Почему?

Сегодня явно ощущается переизбыток представителей некоторых специальностей, так что немало молодых людей напрасно обивают пороги кадровых служб - их диплом не нужен работодателям. Во всяком случае, пока. Например, сейчас колоссальное количество дипломированных экономистов и юристов, вот кому в первую очередь может не повезти с трудоустройством. Также труднее других найти работу будет специалистам-технарям. Дело в том, что инновационные технологии предполагают все чаще заменять инженеров машинами и роботами. Именно по этой причине уже сегодня теряют работу рабочие на крупных предприятиях.

Почему, по мнению опрошенных, людям без высшего образования и квалификации легче найти работу, чем, например, выпускникам учреждений профессионального образования или специалистам определённых направлений?

Наверное, потому что работник без образования и не обладающий определенной квалификацией может устроить на определенное количество работ (может там на продавца пойти, на дворника, грузчика - для этого не нужно образование), а человек, обладающий специальностью может устроиться только по ней.

3. Проанализируй следующие суждения о безработице.

А. Безработица — это естественное проявление рыночных отношений.
Б. Безработица — это социальное зло, с которым нужно бороться.
Являются ли данные суждения взаимоисключающими? Почему?

Безработица исключает из общественного производства людей рабочего возраста, относящихся к трудоспособному населению. Не являются потому что рыночные отношения относятся к другой теме.

4. Существует исторический анекдот. Во время посещения в США автомобильного завода Генри Форда глава СССР Н. С. Хрущёв обратил внимание на работниц, тщательно моющих окна цехов. Никита Сергеевич заметил Форду, что у него нерационально используется рабочий труд. Генри Форд на это ответил: «Нет, пожалуй, это самый полезный труд на моём предприятии. Через чисто вымытые стёкла мои рабочие на конвейере лучше видят толпу безработных, стоящую у ворот и претендующую на их места». Используя понятия «безработица», «конкуренция», «производительность труда», объясни ответ Г. Форда.

Чем больше производительность труда рабочих, тем меньше вероятность что их уволят, и они окажутся безработными. Здесь проявляется конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

5. Прочитай текст о видах безработицы и выполни задание.

Сезонная безработица зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики, например сферы туризма.
Безработица структурная обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обусловливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий.
С экономическими циклами связана циклическая безработица, которая резко усиливается в периоды экономического кризиса и депрессии и уменьшается в периоды оживления и подъёма экономики.
Существует фрикционная безработица, которая связана с тем, что некоторая часть трудоспособного населения пытается подыскать работу, в наибольшей степени соответствующую её запросам. И этот процесс поиска работы, подходящей по должности и зарплате, условиям труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго.

Заполни пропуски в схеме. Соотнеси приведённые ниже примеры с видами безработицы (запиши номер примера каждого вида).

Примеры: 1) в результате изменения спроса на энергоносители произошло массовое закрытие угольных шахт и увольнение шахтёров.
2) в связи с экономическим кризисом в стране крупнейшие фирмы вынуждены были уволить до 15 % работников.
3) в связи с отсутствием туристов зимой закрываются многие приморские гостиницы и увольняется обслуживающий персонал
4) выпускники юридического факультета на протяжении нескольких лет после окончания вуза пытались найти работу по специальности, не соглашаясь на другие предложения.

Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца. И этот процесс поиска работы, подходящей по должности и зарплате, условиям труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго.
Пример: 4) выпускники юридического факультета на протяжении нескольких лет после окончания вуза пытались найти работу по специальности, не соглашаясь на другие предложения.

Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).
Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то появляется безработица. Высвобождающиеся работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и остаются какое-то время безработными.
Пример: 1) в результате изменения спроса на энергоносители произошло массовое закрытие угольных шахт и увольнение шахтёров.

Сезонная безработица — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей.
Сезонная безработица схожа с циклической в том плане, что ее также вызывают колебания в спросе на труд. Однако в данном случае эти колебания можно прогнозировать с достаточно большой точностью.
В отраслях с сезонным спросом фирмы предпочитают увольнять работников, а не снижать заработную плату по тем же самым причинам, что и в случае циклических колебаний.
Пример: 3) в связи с отсутствием туристов зимой закрываются многие приморские гостиницы и увольняется обслуживающий персонал

Циклическая безработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.
Циклическая безработица связана с колебаниями деловой активности (Экономическим циклом).
Она возникает в тех случаях, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает падение совокупного спроса на труд в условиях негибкости реальной заработной платы в сторону понижения.
Пример: 2) в связи с экономическим кризисом в стране крупнейшие фирмы вынуждены были уволить до 15 % работников.

6. Предположи, в чём проявляется негативное влияние безработицы:

а) на самого безработного: минимальные средства (пособие по безработице) для удовлетворения потребностей. Недостаток материальных средств, низкий социальный статус, неодобрение со стороны общества, невозможность обеспечивать себя и семью.

б) на общество: меньшее количество создаваемых товаров/услуг, в меньшей степени общество может удовлетворить свои потребности. Увеличивается уровень преступности.

в) на государство: ухудшение экономики.

7. Проанализируй меры, которые чаще всего рассматриваются при решении проблемы безработицы. Объясни сущность каждой меры и дай своё суждение о её эффективности. Заполни таблицу.


Мера Сущность Суждение об эффективности
1. Государство предоставляет бизнесу налоговые и иные льготы Работодатель заинтересован в занятости населения Эффективно
2. Государство создает условие для развития малого бизнеса Предпринимается выгодно развивать малый бизнес, а развитие малого бизнеса обещает новые рабочие места Эффективно, так как создаются новые рабочие места
3. Государство внедряет практику общественных работ (строительство дорог, работы по благоустройству) Появляются новые рабочие места Эффективно
4. Повышается эффективность работы государственных служб занятости Люди, обращаясь в центры занятости, могут найти рабочие места намного быстрее Эффективно
5. Повышается эффективность работы государственных служб занятости Людям легче переносить безработицу Не эффективно

Анализируя меры борьбы с безработицей, ты увидел, что значительная роль отводится государству. Объясни почему.

Государству отводится значительная роль, потому что оно принимает меры для борьбы с безработицей. Оно предоставляет работу нуждающимся, а также существует закон о заработной плате, который ее регулирует.

Анализируя меры борьбы с безработицей, ты увидел, что значительная роль отводится государству. Объясни почему.

Государству отводится значительная роль, потому что оно принимает меры для борьбы с безработицей. Оно предоставляет работу нуждающимся, а также существует закон о заработной плате, который ее регулирует.

1. Используя текст учебника, запиши определения понятий.

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г. – задание №21-24. Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом.
Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т.д.

Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.

21. Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?

Решение:

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: стремление к максимизации результатов при данных затратах;
2) ответ на второй вопрос, например: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность;
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх целей из упомянутых в тексте.)
3) ответ на третий вопрос, например: Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. ИЛИ Индивид сам
определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)

Решение:

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) объяснение, например: способность субъекта отвечать за сделанный в процессе экономической деятельности выбор и его последствия;
(Может быть дано другое объяснение.)
2) ответ на первый вопрос, например: максимизация прибыли или минимизация издержек производства;
3) ответ на второй вопрос, например: цены, реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т.д.
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх средств из упомянутых в тексте.)
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

23. Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)

Решение:

В правильном ответе должны быть названы два источника и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:
1) повышение эффективности использования старых ресурсов (ИЛИ интенсивный путь), например:
– в стране Z существует государственная система повышения квалификации, благодаря которой работники разных специальностей каждые пять лет повышают свою квалификацию, что позволяет обеспечивать экономический рост;
– переход на новые технологии на предприятии Y позволил более эффективно использовать имеющееся оборудование и обеспечить стабильный экономический рост в течение продолжительного периода;
2) вовлечение в производственный процесс новых ресурсов (ИЛИ экстенсивный путь), например:
– для обеспечения экономического роста предприятия страны Z закупили дополнительную партию оборудования;
– на предприятии Z были созданы дополнительные рабочие места.
(Условие задания не требует, чтобы выпускник вместо цитаты привёл название (интенсивный или экстенсивный). Но если он это сделает корректно, то такой элемент ответа может быть засчитан.)

24. Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.

Решение:

В правильном ответе могут быть названы и кратко пояснены следующие функции государства в рыночной экономике, допустим:
1) создание правовой основы для принятия экономических решений (например, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан);
2) стабилизация экономики (например, правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства / сокращения инфляции / снижения безработицы / поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты);
3) социально ориентированное распределение ресурсов (например, государство организует производство общественных товаров и услуг, которым не занимается частный сектор / создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.);
4) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии (например, государство гарантирует минимум заработной платы / пенсии по старости, инвалидности / пособие по безработице / различные виды помощи социально не защищённым категориям населения и т.д.).
Функции государства в рыночной экономике могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения

Досрочный вариант ЕГЭ по обществознанию 2017 г. – задание №21-24.

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит
к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

21. Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица?
(Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?

Решение:

22. Какой смысл автор вкладывает в понятие «неполная занятость»?
Предположите, почему некоторые работники соглашаются на состояние неполной занятости (выскажите два предположения).

Решение:

23. Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.

Решение:

24. Почему, по мнению автора, безработица вызывает состояние отчаяния, растерянности человека? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в чём проявляется мобилизующее воздействие безработного состояния на человека.

Решение:

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017 г. – задание №21-24

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

21. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется
положение о «репрессивном» характере культуры?

Решение:

22. Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

Решение:

См предложения( Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. )

Ответ:

1. Биологические возможности человеческого организма
2. Предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг
3. Факторы окружающей среды
4. За причины не по тексту можно взять либо индивидуальные (врожденные) особенности человека либо социальные обстоятельства жизни человека, либо другие варианты.

23. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Решение:

1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего хозяйства);
2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихи, читают книжки);
3) умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном лицее юноша осваивает профессию автомеханика).
Могут быть приведены другие примеры социализирующего
воздействия.

24.

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения
высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы
полностью дезориентированы.

Решение:

1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам;
2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека;
3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п.

Могут быть приведены другие объяснения

ЕГЭ по обществознанию задания 21-24 Работа с источником Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Варианты ЕГЭ по обществознанию Видео уроки Разбор ЕГЭ по обществознание Полезные советы, опробированная методика, подсказки и технологии

Пример задания. Текст к заданиям 21-24.

Государство в условиях рыночной экономики

21.. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

В ответе могут быть названы следующие функции:

1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.

22. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

Могут быть приведены другие примеры

23. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.

Возможны иные правильные ответы.

24. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

На молодежный возраст приходятся важные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования; выбор профессии; получение профессиональной подготовки и специальности; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. В современных условиях молодежь является одной из особо уязвимых групп населения на рынке труда. Это достаточно специфическая группа населения. Она обычно делится на ряд возрастных групп, определяющих их положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) включает в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. Как правило, они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако снижение жизненного уровня части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся работать уже в этом возрасте и зачастую в неформальном секторе экономики. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени и семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодqго человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато переходом работника в маргинальные слои общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года — это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Большинство из них заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Они являются достаточно уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся к получению дополнительных умений и навыков. На этот возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места и адаптации в ней.

В 25-29 лет молодые люди в основном уже делают профессиональный выбор, обладают определенной квалификацией, некоторым жизненным и профессиональным опытом. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста. Молодые люди, возможно, уже имеют собственную семью и могут предъявлять достаточно высокие требования к предлагаемой работе. Это оказывает большое влияние на трудовое поведение молодежи. Именно в этом возрасте начинают проявляться и гендерные различия. в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей зачастую вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесников-мужчин. В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи. Среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность.

Однако однозначное оценивание специфических черт молодежи как достоинств или недостатков ограничивает возможности достижения ею эффективной занятости. Кроме того, в различных условиях трудовой деятельности либо в рамках отдельно взятых организаций особенности молодого работника могут быть интерпретированы администрацией по-разному, в зависимости от приоритетов кадровой политики предприятия.
(ЛД. Костюк)


21. Используя текст, назовите группы молодежи, чья потребность в трудовой деятельности обусловлена материальными стимулами. Как объясняет данную мотивацию автор в каждом случае?
22. Как оценивает автор трудовые перспективы несовершеннолетних на рынке труда? Укажите любые два аргумента, которые приводит автор в защиту своей позиции. Используя обществоведческие знания, социальные факты и личный социальный опыт, приведите свой аргумент в подтверждение или в опровержение позиции автора.

23. В тексте говорится, что на определенном этапе начинают проявляться гендерные различия в положении работника на рынке труда. Объясните понятие “гендерная дискриминация”. Приведите три примера государственной политики в РФ, которая препятствует дискриминации работников по гендерному принципу.

24. В тексте названы характеристики трудовой деятельности молодежи в возрасте 18-24 лет. Используя текст, социальные факты и личный социальный опыт, объясните, почему именно эти характеристики выдвигаются на первый план (дайте объяснение для каждой из названных в тексте характеристик).


№21 1) группы молодежи: подростковая группа (молодежь до 18 лет) и группа 25-29 лет;
2) объяснения мотивации:
— снижение жизненного уровня части населения (первая группа);
— необходимость содержания семьи (вторая группа).
№22 1) ответ на вопрос: как неблагоприятные;
2) два аргумента автора, например:
— прекращение образования;
— выход на рынок труда неквалифицированного работника;
— опасность закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда;
— переход работника в маргинальные слои общества; (Аргументы могут быть указаны в иной, близкой по смыслу форме.)
3) дополнительный аргумент, допустим:
— несовершеннолетние могут работать в неформальном секторе, следовательно, не иметь гарантий, которые предоставляются работникам в соответствии с Трудовым кодексом (в подтверждение);
— несовершеннолетние получают опыт взаимодействия с работодателем и трудовой опыт, что влияет на успех их трудовой деятельности впоследствии (в опровержение).
№23 1) объяснение понятия, допустим: дискриминация по половому признаку, практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим;
2) два примера:
— действие принципа “равная оплата за равный труд”;
— запрет необоснованного отказа при приеме на работу;
— дополнительные гарантии женщинам, имеющим детей; беременным женщинам (запрет применения труда женщин на работах с вредными или опасными условиями труда; перевод беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на другую работу с сохранением оплаты труда; предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; запрет расторжения трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной и пр.)
№24 1) гарантии занятости: большинство молодых людей в возрасте 18-24 лет заканчивают профессиональное обучение и стремятся уже не к эпизодической, а к постоянной занятости;
2) возможности профессионального развития: молодые люди заинтересованы получить работу по специальности, чтобы совершенствовать свои профессиональные умения и достичь большей конкурентоспособности на рынке труда;
3) возможности должностного роста: должностной рост определяет рост заработной платы и возможности работника раскрьnъ свои способности, проявить себя, самоутвердиться в жизни.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Безработица в странах

Понятие и виды безработицы

Безработицей называют социально – экономический фактор занятости трудоспособного населения. То есть, это показатель уровня безработных в стране среди трудоспособного населения.

Напомним, что трудоспособными называют только ту категорию людей, которые включаются в численность рабочей силы.

К нетрудоспособному населению относятся дети возрастом до 16 лет, граждане, которые отбывают тюремное заключение или находятся на лечении в психиатрических больницах, а также инвалиды всех групп.

А также к нетрудоспособному населению временно могут отнести людей, которые имеют возможность работать, но в силу обстоятельств этого сделать не могут, а именно:

  • Студенты, проходящие обучение на стационаре.
  • Люди преклонного возраста, вышедшие на пенсию.
  • Женщины, находящиеся в декретном отпуске.
  • Домохозяйки.
  • Люди без определённого места жительства (бродяги).

Трудоспособное население – это люди, которые могут и хотят работать (или уже работают). Если человек, например, трудоустроен, но временно находится на больничном листе, то он также считается включаемым в численность рабочей силы.

Виды безработицы

Безработица бывает 2 видов:

  • Вынужденная.
  • Естественная.

Вынужденная безработица

Она характеризуется желанием человека найти работу и невозможностью трудоустроиться. То есть, безработный хочет работать, но не может найти место трудоустройства.

Вынужденная безработица бывает 3 видов:

  • Циклическая.
  • Сезонная.
  • Технологическая.

Циклическая безработица появляется из-за спада экономики в соответствующий период её цикла.

Сезонная – образуется в определённый временной отрезок. Например: государство выращивает сельхозпродукцию на внутренний рынок и на экспорт. В активный сезон (высадка, обработка, сбор урожая) требуется большее количество работников в этой отрасли. В низкий сезон же эти работники остаются без работы.

Технологическая безработица проявляется на фоне внедрения в производство новых технологий, которые полностью или частично заменяют труд человека (например, переоборудование производства конвейерами вместо людей).

Естественная безработица

Это снижение численности трудоустроенных из-за изменения структур рынка труда: появление новых профессий и вакансий, внедрение новых технологий и т. п.

В свою очередь естественная безработица также имеет несколько видов:

  • Добровольная.
  • Структурная.
  • Институциональная.
  • Фрикционная.
  • Неустойчивая.
  • Маргинальная.

Добровольная безработица проявляется в лице трудоспособных граждан, которые не хотят работать в силу обстоятельств (не устраивает заработная плата, наличие средств для существования и т. п.).

Структурная безработица появляется из-за структурных изменений в тех или иных отраслях экономики на фоне изменения структуры спроса на труд.

Институциональная безработица, как правило, появляется из-за вмешательства государства или профсоюзов. Например, когда государство регулирует минимальную заработную плату.

Фрикционная безработица является следствием смены нынешнего места трудоустройства (переезд, неудовлетворение заработной платой, конфликты с коллективом, поиск лучшего места трудоустройства и т. п.).

Неустойчивая безработица является следствием ряда факторов, по причине которых человек потерял работу (например, увольнение или сезонные работы). Неустойчивая безработица отображает данные только за короткий определённый период времени.

Маргинальную безработицу в народе называют молодёжной. Это неспособность к трудоустройству незащищённых слоёв населения (студенты, выпускники, молодые люди до 25 лет, инвалиды), а также люди с асоциальным образом жизни (бывшие заключённые, лица, не имеющие постоянного места жительства и т. п.).

Безработица молодежи

Уровень молодежной безработицы в отдельных странах

Кроме этого безработица классифицируется как:

  • зарегистрированная;
  • скрытая.

Зарегистрированной безработицей считается показатель, который опирается на официальные данные о безработных из бирж по трудоустройству.

Незарегистрированная безработица представляет собой показатель количества людей, которые находятся в активном поиске работы, но при этом не становятся на учёт, на биржи по трудоустройству.

Как показывает практика, данные по скрытой безработице более приближены к реальному количеству безработных людей в стране, так как многие не хотят регистрироваться на биржах, и стараются трудоустроиться собственными силами.

Причины возникновения безработицы

Основными причинами безработицы являются:

  • Структурные усовершенствования. Подразумевается внедрение новых технологий и оборудования, которые полностью или частично заменяют человеческий труд.
  • Сезонность. Так, в зимний период не особо требуются специалисты сельскохозяйственной отрасли.
  • Цикличность экономики. Например, в период кризиса резко повышается безработица на фоне закрытия многих производственных предприятий.
  • Демографический фактор. Быстрый рост трудоспособного населения приводит к дефициту рабочих мест, то есть количество желающих увеличилось в стране, но число рабочих мест осталось на прежнем уровне.

Рейтинг стран мира по уровню безработицы в 2020-2021 году

К сожалению, в современном мире совершенно нет стран с нулевым процентом безработицы.

Чем выше уровень безработицы в стране, тем быстрее растёт преступность и снижается покупательная способность населения государства.

Таблица: топ–10 стран с самыми высокими показателями безработицы в мире в 2020-2021 году.

Страна Уровень безработицы
Босния и Герцеговина 32.62%
Ангола 31.80%
ЮАР 29.10%
Косово 25.90%
Свазиленд 22.90%
Лесото 23.50%
Иордания 19.00%
Ливия 17.30%
Македония 16.60%
Греция 16.40%

Наивысший показатель безработицы в мире в Боснии и Герцеговине – 32.62%. Многие эксперты уверяют, что основная причина безработицы в этой стране заключается в подписании соглашения о свободной торговле с Европейским Союзом. Вследствие этого большая часть предприятий страны обанкротилась, и люди остались без мест трудоустройства.

В ЮАР высокий уровень безработицы из-за слабого спроса на труд и отсутствия образования. Греция попала в топ благодаря кризису 2008 года, из которого до сих пор не может выйти.

Остальные страны стали заложниками безработицы из-за неправильного регулирования рынка труда, уменьшения рабочих мест, вследствие кризиса и нестабильной экономической ситуации.

Таблица: топ–10 стран с самым низким уровнем безработицы в мире.

Страна Уровень безработицы
Сингапур 2.30%
Кувейт 2.17 %
Вьетнам 2.15%
Макао 1.90%
Мьянма 1.60%
Таиланд 1.00%
Лаос 0.60%
Беларусь 0.20%
Камбоджа 0.10%
Катар 0.10%

Катар является страной с самой низкой безработицей в мире. Таких показателей государство добилось благодаря заработкам от продажи нефти и газа. Активно экспортируя чёрное золото и газ, Катар активно развивает свою экономику, создаёт много новых рабочих мест.

Низкий уровень безработицы в Камбодже объясняется активно развитым туризмом и лёгкой промышленностью.

Безработица в Беларуси существенно уменьшилась благодаря введению так называемого «налога на тунеядство».

Таиланд и Мьянма также являются довольно развитыми странами в экономическом плане. Экономика Таиланда ориентирована на экспорт товара, а Мьянма – это страна, богатая на полезные ископаемые (золото, нефть, лес, вольфрам), которые она экспортирует на мировой рынок в довольно больших объемах.

Поразительно, но Вьетнам также входит в топ – 10 стран с низкой безработицей. Секрет Вьетнама кроется именно в профсоюзах, которые очень тщательно контролируют рынок труда.

Уровень безработицы по регионам мира

Последние исследования на предмет уровня безработицы в мире были проведены в 2018 году.

Средний показатель безработицы по всему миру – 5.5%. В 2017 году он был равен 5.6%.

Таблица: уровень безработицы в странах мира (по ссылкам в таблице узнайте подробнее о безработице в конкретной стране).

Страна Уровень безработицы
Австрия 12.2 %
Украина 8.7 %
Франция 8.1 %
Финляндия 7.3 %
Болгария 6.2 %
Люксембург 6.1 %
Латвия 6.0 %
Польша 5.4 %
Молдова 4.3 %
Великобритания 3.9 %
Румыния 3.9 %
Дания 3.7 %
Венгрия 3.5 %
Норвегия 3.5 %
Германия 3.2 %
Чехия 3.0 %
Швейцария 2.9 %

Уровень безработицы в Азии и Океании равен 4.2%. По состоянию на 2018 год число безработных в странах Азии достигает 83.6 миллионов человек. Средний уровень безработицы в Канаде и США равен 4.7%, а в Латинской Америке 8.2%. Наивысший процент безработицы в Бразилии – 11.9% с 12.5 миллионами безработных.

В арабских странах и западной Европе безработица равна 8.5%, а в восточной Европе – 5.5%.

В Африке средний показатель безработицы – 7.9%. Самая худшая ситуация в южной части материка, там безработица достигает почти 28.5%.

Уровень безработицы

Борьба с безработицей

Сегодня для сокращения безработицы применяют такие методы, как:

  • Улучшение информационного обеспечения рынка труда. Другими словами оповещение безработных о наличии вакансий. Во всех странах эту функцию выполняют биржи по трудоустройству.
  • Создание новых рабочих мест.
  • Введение программ профессионального переобучения и переквалификации.
  • Введение ограничения срока выплат пособий по безработице.
  • Развитие экономики за счёт производственной деятельности.
  • Введение защиты трудовых прав работников.
  • Поощрение частного предпринимательства.

Пособие по безработице в странах мира

Каждая страна в рамках социальной политики оказывает финансовую поддержку людям, которые остались без работы.

Денежное поощрение называется пособием по безработице, размер которого и сроки выплат напрямую зависят от многих факторов: страна, опыт работы, размер заработной платы на предыдущем месте трудоустройства и др.

Таблица: размер пособий по безработице в разных странах мира (подробнее о конкретной стране узнай по ссылке в таблице).

· Меньше 2 лет – 50%.

· От 2 до 6 лет – 55%.

· От 6 до 10 лет – 60%.

Узнайте из видео: в какой стране нет безработицы, бездомных и нищих.

Назначение пособия по безработице

Для получения пособия по безработице нужно обратиться в службу занятости и подать заявление на получение пособия. После подачи заявления потребуется пройти собеседование и представить основные документы для оформления денежной выплаты.

Службу занятости нужно информировать каждые 2 недели о ситуации с трудоустройством.

Основной пакет документов включает в себя:

  • Диплом.
  • Трудовую книжку.
  • Заявление.
  • Паспорт.
  • Справка о начислении заработной платы с прошлого места трудоустройства.

В зависимости от страны пакет документов может меняться.

Кому выплачивается

Минимальное пособие имеют право получать:

  • Люди, которые впервые устраиваются на работу.
  • Лица, которые делали в трудовой деятельности перерыв более 365 дней.
  • Те, кто был уволен по статье.
  • Люди, опыт работы которых на прошлом месте трудоустройства менее 26 недель.

Таблица: кто имеет право на получение среднего пособия по безработице в разных странах мира.

Страна Условия получения
Германия Выплата за последний рабочий год отчислений в социальный взнос в размере 3%.
Великобритания Выплата социальных взносов на протяжении последних рабочих 2 лет в размере 12% от заработной платы.
Италия Наличие страховки, выплата работодателем взносов в страховой фонд.
Канада Выплаты в страховой фонд, доход менее чем 113 долларов в неделю.
Турция Отчисления в страховой фонд на протяжении 3 лет.

Условия и сроки выплаты

Сроки выплаты пособий по безработице в разных странах мира:

  • Италия – 240 дней. Если возраст безработного итальянца более 50 лет, то он имеет право получать пособие в течение 1 года.
  • Испания – от 4 до 24 месяцев (подробнее читайте по ссылке).
  • Дания – до 2 лет.
  • Швеция – 200 дней.
  • Бельгия – 3 месяца безработные получают полный размер пособия (65% от среднего оклада), спустя 3 месяца размер выплаты уменьшается на 5%.
  • Австрия – до 9 лет.
  • Нидерланды – от 3 до 36 месяцев.
  • Швейцария – от 200 до 520 дней.
  • Турция – 1 080 дней.
  • Саудовская Аравия – 12 месяцев.

Советуем посмотреть видео: как живут безработные в разных странах на пособия.

Последствия безработицы

Безработица – это экономический показатель, который негативно характеризует не только экономическое состояние страны, но и отражается на каждом безработном.

Для лиц, не имеющих работы, безработица является причиной снижения уровня жизни, у них увеличивается количество стрессовых ситуаций, что негативно влияет на состояние здоровья. Многие безработные полностью или частично в период безработицы теряют профпригодность, утрачивают навыки и умения.

Безработица негативно сказывается на психологическом состоянии человека, у него повышается рост социальной патологии, которая может привести к пагубным последствиям (наркомания, алкоголизм и т.п.).

Безработица влияет не только на каждого отдельного безработного человека, но и на государство в целом. Последствием от этого явления может стать уменьшение поступлений налоговых платежей от физических лиц, увеличение размера и количества социальных пособий по безработице, сокращение ВВП стран.

Безработица также может быть причиной криминальной обстановки или социального расслоения населения в стране или отдельном регионе.

При безработице существенно сокращается покупательная способность, то есть происходит спад производства.

Читайте также: