Чем занимается бухгалтерия в центре занятости

Опубликовано: 01.10.2024

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда Александровском муниципальном районе и в Пермском крае;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

4.Участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
5.Исполнение административного регламента по исполнению переданного полномочия, федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, утверждаемых Федеральным органом.
6.Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
7.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
8.Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
9.Обеспечение функционирования информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в сфере занятости населения.
10.Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
11.Обеспечение безопасности при обработке персональных данных техническими, программными средствами и организационными действиями.
12.Подготовка и направление Учредителю следующей информации:

  • сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
  • иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами Федерального органа.

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Вопрос: Является ли организация, передавшая ведение бухгалтерского учета по договору оказания услуг централизованной бухгалтерии, налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых работникам (п. 1 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

Правовая форма централизованной бухгалтерии

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

Организационная структура централизованной бухгалтерии

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Типовой договор оказания услуг

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

Штатное расписание и персонал

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация в 2020 году заключила договор с центром занятости населения о предоставлении субсидии на возмещение расходов на оплату труда при организации общественных работ для граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, а также безработных граждан. Субсидия предоставлена из областного бюджета в рамках областных программ по стабилизации рынка труда и содействию занятости населения Челябинской области. ООО находится на ОСНО. Организация трудоустроила работников на три месяца, отчиталась перед распорядителем субсидии в положенный срок до 31.12.2020.
Как данные операции отразить в бухгалтерском и налоговом учете? На каком счете учитывается поступление субсидии? На какой счет отнести расходы по зарплате и взносам: на счета 20 (23, 25 и т.д.) или на счет 91?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Мы делаем вывод, что субсидия отражается в бухучете при поступлении на счете 91, без применения счета 86. Причина в том, что на момент заключения договора с центром занятости организация не обладает информацией о точном размере денежных средств, которые будут получены, субсидия предоставляется на финансирование уже понесенных организацией расходов.
Расходы на выплату зарплаты и взносов отражаются по выбору организации либо на счетах учета расходов по обычным видам деятельности, либо на счете 91.
В налоговом учете такая субсидия учитывается во внереализационных доходах единовременно на дату ее зачисления. Расходы, произведенные за счет субсидии, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Средства, получаемые коммерческими организациями в виде государственной помощи, подлежат бухгалтерскому учету в соответствии с ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".
В соответствии с п. 5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету по мере фактического получения средств либо при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Согласно п. 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с условиями, приведенными в п. 5 ПБУ 13/2000, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе.
Но в отношении бюджетных средств, предоставленных на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, п. 10 ПБУ 13/2000 установлено, что такие средства отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (смотрите также письмо Минфина России от 30.05.2007 N 07-05-06/141).
Здесь как раз ситуация такова, что организация сначала предоставляет распорядителю субсидии подтверждение расходов (копии документов, подтверждающих трудоустройство, копии табелей и документов, подтверждающих расходы), а затем получает субсидию на возмещение этих расходов.
Т.е. на момент заключения договора с центром занятости организация не обладает информацией о точном размере денежных средств, которые будут ей получены, а перечисление субсидии происходит после выплат, т.е. субсидия предоставляется на финансирование уже понесенных организацией расходов. В этой связи мы делаем вывод, что при отражении организацией такой субсидии не нужно применять счет 86 "Целевое финансирование". Проводки:
Дебет 20 (23, 25, 91 и т.д.) Кредит 70
- начислена заработная плата;
Дебет 20 (23, 25, 91 и т.д.) Кредит 69
- начислены взносы с заработной платы;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по субсидии" Кредит 91
- предоставленная субсидия отражена в составе прочих доходов;
Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты по субсидии"
- отражено получение субсидии на расчетный счет.
В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" выбранную методику отражения бюджетных средств (без использования счета 86 "Целевое финансирование") целесообразно закрепить в учетной политике организации.
По вопросу отнесения расходов по зарплате и взносам на счета 20 (23, 25 и т.д.) или на счет 91, отмечаем следующее.
Как указано в п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации", расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом прочими расходами считаются расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности. Иным образом вопрос отнесения расходов к расходам по обычным видам деятельности или к прочим доходам законодательно не урегулирован. Полагаем, что организация на основании п.п. 2 и 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" вправе самостоятельно в учетной политике установить применяемую схему корреспонденции счетов, признавая расходы по общественным работам либо как расходы по обычным видам деятельности (на счетах 20 (25 и т.д.)), либо в качестве прочих расходов (с отражением на счете 91).

Налог на прибыль

На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении подлежащей налогообложению прибыли не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
При этом субсидии, получаемые коммерческими организациями, в закрытом перечне средств целевого финансирования, содержащемся в указанном подпункте, не поименованы.
В силу абзаца 4 п. 4.1 ст. 271 НК РФ субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением, реконструкцией (и т.п.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются единовременно на дату их зачисления (письма Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-05/76880, от 07.07.2020 N 03-03-05/58537, от 25.06.2020 N 03-03-05/54635, от 22.05.2020 N 03-03-05/42838, от 10.03.2020 N 03-03-07/17264, от 28.02.2020 N 03-03-06/1/14801 и др.)
Из разъяснений Минфина и ФНС следует, что субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение (финансирование) затрат, должны принимать участие в расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ как безвозмездно полученные денежные средства (смотрите, например, письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/445, письмо УФНС России по г. Москве от 17.02.2012 N 16-15/014076@).
Что касается учета расходов, то расходы, осуществленные за счет средств полученной субсидии, не учитываются в целях налогообложения только при условии применения пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (когда субсидия не включается в состав доходов, п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ). Если же суммы полученной субсидии в налоговом учете отражаются в составе доходов, то и расходы можно признать в составе налоговых затрат в общеустановленном порядке (смотрите, например, письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/445). Мы делаем вывод, что расходы на зарплату и взносы по общественным работам можно учесть как косвенные, без распределения на остатки незавершенного производства.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: ООО и казенное учреждение "Центр занятости" заключили договор о предоставлении целевой субсидии на финансовое обеспечение при реализации программ развития организации, расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан. ООО ежемесячно получает возмещение расходов на частичную оплату труда этих работников в размере 9119,34 руб., в том числе 6988 руб. - на заработную плату; 2131,34 руб. - на уплату страховых взносов за работника. Как учитывать суммы в бухгалтерском учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2016 г.)
- Вопрос: В целях реализации Программы антикризисных мер для поддержки занятости населения Липецкой области центр занятости компенсирует организации расходы по оплате труда гражданам, участвующим в общественных (временных) работах, а также компенсирует зарплатные налоги. Организация будет передавать центру занятости акт выполненных работ. Можно ли данные средства ей рассматривать как целевые поступления, или они будут квалифицироваться как финансовая помощь и, соответственно, облагаться налогом на прибыль и НДС? Как производится бухгалтерский и налоговый учет денежных средств, полученных организацией от центра занятости в целях реализации антикризисной программы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2009 г.)
- Вопрос: Коммерческой организации (ООО) в 2014 году центром занятости предоставляется субсидия на создание дополнительных рабочих мест. Учредители не являются безработными гражданами, создавшими собственное дело. Является ли сумма субсидии доходом для целей обложения налогом на прибыль организаций? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2014 г.)
- Энциклопедия решений. Пояснения к бухгалтерскому балансу "Государственная помощь".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

28 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Елена Желенкова

Что приносит компании финансовый успех? Конечно, грамотная стратегия ведения бизнеса, команда, интересные проекты. А еще — безупречный бухгалтерский учет. Если он налажен некорректно, если фирма использует прибыль неразумно, а налоги рассчитываются с ошибками, то компания не сможет развиваться. Грамотное ведение финансовой деятельности — главная задача бухгалтера. О нем и его роли в компании расскажем ниже.

Значение бухгалтерии

Если фирма небольшая, один бухгалтер справится с начислением зарплаты, ведением «первички», отчетностью и уплатой налогов, с поставщиками, банком и кредиторами. Специалист должен обладать быстрой реакцией и компетентностью, чтобы вести полноценный бухучет. Но опасность в том, что бухгалтер становится незаменимым. А в случае отпуска или болезни финансовая жизнь компании может вообще застопориться, что приведет к проблемам.

В среднем и крупном бизнесе ситуация иная. В компаниях существуют финансовые отделы, где каждый работник отвечает за выполнение конкретных задач. Разграничение функционала обеспечивает взаимозаменяемость сотрудников, бесперебойный процесс бухучета. Но и здесь есть подводные камни:

  • бухгалтеров без опыта неохотно берут на работу, потому что, во-первых, молодой сотрудник ошибок делает больше, чем специалист, проработавший в должности хотя бы пару лет; вторая причина – молодых бухгалтеров надо постоянно обучать, а это еще и тратит драгоценное время специалиста, который вместо того, чтобы выполнять свою работу, занимается обучением.
  • деловые встречи, творчество, новые проекты — это не про работу бухгалтера, надо сказать, что его деятельность больше похожа на рутину, а такая монотонность предполагает особый склад характера;
  • изменение законов и норм бухучета, налогов, трудового законодательства требуют новых знаний и навыков, которым нужно учиться;
  • часто на бухгалтеров возлагают и кадровый учет, грамотно вести который не получится, если нет специальных знаний. К слову, почему бухгалтер не должен заниматься кадрами мы рассказывали здесь.

Эти причины приводят к текучке кадров и сложности подбора действительно классных бухгалтеров и делопроизводителей — людей, которым можно полностью доверить тыл своего бизнеса.

Основные обязанности бухгалтера

Основные обязанности бухгалтера распределяются в соответствии с должностью и масштабами бизнеса, поэтому нельзя сказать, что существуют какие-то общие задачи, которые должен делать любой бухгалтер. Но в небольших компаниях есть бухгалтеры-универсалы.

Приведем примерный перечень его задач:

  1. Первичный учёт — сбор, обработка актов, счетов, хозяйственных договоров, товарно-транспортных накладных и пр.
  2. Участие в формировании учетной политики, помощь в управленческом учете.
  3. Ведение бухгалтерских регистров, программ учета, отражение операций на счетах организации.
  4. Учет, списание, начисление амортизации на основные средства, участие в инвентаризациях.
  5. Ведение кассовых операций, общение с банками и кредиторами.
  6. Расчет зарплаты, начисление больничных, отпусков, компенсаций, составление платежных ведомостей, контроль зарплатных выплат, прогнозирование ФОТ.
  7. Формирование налоговой базы, расчет страховых взносов и платежей, перечисление в фонды.
  8. Составление и передача бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности. Взаимодействие с проверяющими органами, предоставление данных.
  9. Отслеживание актуальной информации и изменений законодательства в экономической, налоговой и трудовой сферах.
  10. Сбор, архивирование и сохранение финансовых документов.

При отсутствии делопроизводителя на бухгалтерию ложится кадровый учет: оформление приема на работу и увольнений, расчет отпусков, подготовка приказов, выдача справок. Чаще всего эти функции делают стандартными обязанностями бухгалтера, входящими в его оклад, и дополнительно никак не оплачиваются, например, за совмещение штатных единиц бухгалтера и делопроизводителя. Это приводит к недовольству бухгалтера, конфликту с начальством и, что часто, некачественному ведению кадрового делопроизводства.

Важно!

Результатом такой работы «для галочки» являются ошибки и просчеты, что в конечном итоге приводит к ненужному вниманию контролирующих инстанций, штрафам и судебным процессам.

Обязан ли ИП встать на учёт в центр занятости как работодатель

У работодателей есть малоизвестная обязанность каждый месяц сообщать в центр занятости о свободных местах и предупреждать об увольнении. Разбираемся, как теперь жить.

Что работодатель должен центру занятости

Государство старается не допустить безработицы. Для этого в городах работают Центры занятости населения. Их ещё называют биржей труда. Одна из задач центров занятости — собирать с работодателей вакансии и предлагать их безработным. Другая важная задача — спрогнозировать, сколько денег уйдёт на пособия людям, чьи работодатели закрываются или сокращают штат.

По замыслу государства работодатели помогают бороться с безработицей. По п. 3, 3.1 ст. 25 Закона о занятости населения работодатели обязаны:

— Каждый месяц сообщать в центр занятости о наличии вакансий. А если штат больше 50 человек — ещё и о вакансиях для инвалидов по квоте. Срок сообщения надо смотреть по своему региону. Быстрый способ — позвонить в местный центр занятости. Например, в Пермском крае вакансии отправляют ежемесячно до 10 числа.

— Предупредить о закрытии и сокращении штата. ИП предупреждает за две недели, организация — за два месяца. Так нужно, даже если работу теряет всего один человек.

— Предупредить за три месяца о массовом увольнении. Массовое — это когда закрывается ИП или организация, где работали больше 15 человек, или под сокращение попадает больше 50 человек.

— Предупредить за три дня о введении неполного рабочего времени или простоя.

— Сразу сообщить, что организация запустила процедуру банкротства.

💻 Всю информацию в центр занятости передают через личный кабинет работодателя на сайте Работа в России. Ходить ногами никуда не надо. Готовить отчёты по форме тоже.

Работодатель обязан сообщать о вакансиях, но их не будут предлагать безработным с биржи труда. Они нужны для статистики. Если работодатель хочет, центр занятости подберёт работника. Но даже в этом случае работодатель не обязан брать неподходящего человека, который пришёл по направлению — ст. 26 Закона о занятости населения.

Как быть ИП без сотрудников и работодателям, которым работники не нужны

Ясного ответа тут нет.

Закон о занятости населения не делает исключений. Все ИП и компании должны каждый месяц сообщать о наличии вакансий, даже если не ищут новых людей. В постановлениях некоторых регионов это сказано прямо:

«Информация представляется работодателями также в случае отсутствия свободных рабочих мест и вакантных должностей на отчётную дату»

Однако Минтруд сказал, что работодатель обязан сообщить о вакансии, если считает, что она у него есть — Письмо № 14-1/В-953. Получается, с ИП без сотрудников и штатного расписания такая обязанность снимается. Если придут с проверкой, можно прикрыться этим письмом Минтруда. Но мы не нашли судебных дел, где так делали.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Штраф за непредоставление информации

За несообщение о вакансиях в центр занятости есть административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Наказывают предупреждением или штрафом, для ИП и директоров — от 300 до 500 ₽, для компаний — от 3 000 до 5 000 ₽.

Никто не знает, будет ли центр занятости искать нарушителей в своём городе. Это дело везения.

Случается, сотрудники центров мониторят предпринимателей, а потом передают списки в прокуратуру. Прокуроры приходят с проверкой и смотрят штатное расписание. Дальше отдают дело мировому судье, и тот штрафует.

К примеру, в Омске компании вынесли предупреждение за несообщение о свободных местах. А в Самаре и Волгограде на 300 ₽ оштрафовали директоров.

Вывод такой. Предприниматель решает сам: не держать лишнего в голове и рисковать штрафом 500 ₽ или каждый месяц дисциплинированно отправлять вакансии на сайте Работа в России.

Читайте также: