Если есть судимость можно ли устроиться на работу в госслужбу

Опубликовано: 01.10.2024

Лица, имеющие судимость, согласно российскому законодательству не могут занимать определенные должности, в том числе педагогические и должности в сферах деятельности, связанных с участием несовершеннолетних. С 1 января 2015 года вступили в силу очередные изменения Трудового кодекса – по вопросам ограничений (запрета) на занятие данными видами деятельности. В статье рассмотрим, на кого распространяются эти ограничения, с какими преступлениями они связаны, что делать с работником, подозреваемым в совершении преступления, и по какому основанию следует уволить того, кто не имеет права занимать свою должность.

Где не могут трудиться лица с судимостью?

  • педагогическая деятельность;
  • деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Запрет занимать педагогические должности и должности в сферах деятельности, связанных с участием несовершеннолетних, согласно ст. 351.1 ТК РФ распространяется не только на лиц, имеющих или имевших судимость, но и на лиц, подвергавшихся уголовному преследованию за преступления, указанные в ст. 331 ТК РФ.

Исходя из ст. 351.1 ТК РФ это может быть любая должность, имеющая отношение к сфере образования, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, спорта, культуры и искусства, если в них принимают участие несовершеннолетние.

Учитываем основания привлечения к уголовной ответственности

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безо­пасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
  • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию за совершение преступлений, установленных в абз. 3 ч. 2ст. 331 ТК РФ, но небольшой и средней тяжести;
  • уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении таких преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

То есть ранее к занятию данными видами деятельности могли допускаться лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено только по реабилитирующим основаниям, а сейчас, если уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям, лицо тоже может быть допущено к работе, но на основании решения комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме этого, на основании такого решения могут быть допущены лица, имевшие судимость за соответствующие преступления небольшой и средней тяжести.

К сведению

К реабилитирующим основаниям в силу ст. 133 УПК РФ относятся вынесение оправдательного приговора, отказ государственного обвинителя от обвинения, отмена приговора или прекращение уголовного дела, применение принудительных мер медицинского характера.

К нереабилитирующим основаниям относятся истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности (ч. 1 ст. 24 УПК РФ), примирение сторон (ст. 25 УПК РФ), издание акта об амнистии (ст. 27 УПК РФ), деятельное раскаяние (ст. 28 УПК РФ) и др.

Виды преступлений

  • преступления небольшой тяжести – умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;
  • средней тяжести – умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года лишения свободы;
  • тяжкие – умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы;
  • особо тяжкие – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
  1. Преступления против жизни и здоровья (ст. 105 – 125, гл. 16 УК РФ): убийство, умышленное причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, побои, истязание, заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией, неоказание помощи больному и др.
  2. Преступления против свободы, чести и достоинства личности (ст. 126, 127, 127.2, гл. 17 УК РФ): похищение человека, незаконное лишение свободы, использование рабского труда. Исключения – незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128) и клевета (ст. 128.1).
  3. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст. 131 – 135, гл. 18 УК РФ): изнасилование, насильственные действия сексуального характера, понуждение к действиям сексуального характера и др.
  4. Преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157, гл. 20 УК РФ): вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, в совершение антиобщественных действий, розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, подмена ребенка, незаконное усыновление (удочерение), неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и др.
  5. Преступления против общественной безопасности (ст. 205 – 227, гл. 24 УК РФ): террористический акт, содействие террористической деятельности, захват заложника, бандитизм, хулиганство, вандализм и др.
  6. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 228 – 245, гл. 25 УК РФ): связанные с оборотом и сбытом наркотиков, вовлечение и занятие проституцией и порнографией, жестокое обращение с животными и др.
  7. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 275 – 284, гл. 29 УК РФ): государственная измена, шпионаж, экстремистская деятельность, разглашение государственной тайны, др.

Уголовное преследование – это процессуальная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, а также по установлению иных фактических обстоятельств дела, их юридической оценке и вынесении соответствующих актов уголовного судопроизводства, содержащих формулировку обвинений, адресованных конкретным участникам уго­ловного судопроизводства, и обоснование его перед судом.

Судимость может быть снята или погашена. Погашение судимости осуществляется автоматически по истечении установленного ст. 86 УК РФ срока. Судимость погашается в отношении лиц, осужденных:

  • условно, – по истечении испытательного срока;
  • к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, – по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
  • за преступления небольшой или средней тяжести, – по истечении трех лет после отбытия наказания;
  • за тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания;
  • за особо тяжкие преступления, – по истечении десяти лет после отбытия наказания.

Устанавливаем наличие судимости при приеме на работу

Справка может представляться по запросу граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства либо их уполномоченных представителей, а также государственных или муниципальных органов, имеющих право на обработку персональных данных о судимости в пределах их полномочий в соответствии с законодательством РФ.

Здесь следует отметить, что государственный, муниципальный орган (а также юридическое и физическое лицо), самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели их обработки, состав данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с этими данными, называется оператором персональных данных и должен быть включен в реестр операторов. Реестр ведет уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных – Роскомнадзор.

К сведению

Сведения о порядке предоставления государственной услуги размещаются в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru), на официальном сайте МВД (www.mvd.ru), официальных сайтах территориальных органов МВД на региональном уровне, на располагаемых в доступных для ознакомления местах информационных стендах федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» и информационных центров территориальных органов МВД на региональном уровне.

Справка оформляется по форме приложения 6 к Регламенту. Приведем бланк такой справки на стр. .

Если, проверив справку, работодатель придет к выводу, что гражданин не может быть допущен к трудовой деятельности по данной должности, он обязан отказать в заключении трудового договора. Отказать в приеме на работу придется также, если претендент на должность в нарушение ст. 65 ТК РФ справку вообще не представит.

Напомним, что по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме (ст. 64 ТК РФ).

Если работодатель в дальнейшем обнаружит, что справка о наличии (отсутствии) судимости, представленная работником, поддельная, трудовой договор с ним подлежит расторжению по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора.

Если же работодатель принял работника без справки, а впоследствии выяснилось, что у него есть или была судимость, работника следует уволить по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: нарушение установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, исключающее возможность продолжения работы. Причем в силу ст. 84 ТК РФ работодатель обязан предложить работнику другую работу, которую тот может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Кроме этого, если нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то ему выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Если ваш работник подвергся уголовному преследованию

Если работодатель получил от правоохранительных органов сведения о том, что работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, необходимо отстранить работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда. Об этом говорится в новой ст. 331.1 и ч. 2 ст. 351.1 ТК РФ.

Обратите внимание

Поскольку в указанных статьях нет разъяснений по поводу заработной платы на время отстранения, в силу ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к ней) зарплата сотруднику не начисляется.

Отстранение осуществляется приказом работодателя, составленным в произвольной форме. В нем следует указать основание отстранения от работы (наименование и реквизиты полученного от правоохранительных органов документа) и срок отстранения (на период производства по уголовному делу до его прекращения или до вступления в силу приговора суда). Приведем образец такого приказа.

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Костромской автотранспортный техникум»

(ФГОУ СПО «Костромской автотранспортный техникум»)

об отстранении от работы

В связи с поступлением сведений из ОВД Ленинского района г. Костромы о том, что Котов Б. В., занимающий должность мастера производственного обучения, является обвиняемым в совершении преступления по п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ и подвергается уголовному преследованию, руководствуясь ст. 331.1 ТК РФ,

1. Отстранить от работы Котова Б. В. на период с 02.04.2015 до прекращения производства по уголовному делу либо до вступления в силу приговора суда.

2. Бухгалтеру Беловой Н. В. не начислять Котову Б. В. заработную плату в период отстранения от работы.

Основание: повестка ОВД Ленинского района г. Костромы о вызове на допрос в качестве обвиняемого Котова Б. В. от 02.04.2015.

Директор Васильев Д. П. Васильев

С приказом ознакомлены:

Бухгалтер Белова Н. В. Белова

обучения Котов Б. В. Котов

Обязанность ознакомить работника с таким приказом не установлена, но во избежание трудовых споров лучше это сделать.

Если по окончании уголовного преследования работник был осужден за совершение преступлений, указанных в абз. 3 или 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, то после вступления приговора в законную силу трудовой договор расторгается по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ – по не зависящим от воли сторон обстоятельствам вследствие осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы.

Отметим, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. В случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения (ст. 390 УПК РФ).

Подводя итог, отметим, что работодателю в первую очередь следует ответственно подходить к приему на работу новичков: не оформлять сотрудника без справки о наличии (отсутствии) судимости в случаях, когда такая справка необходима. А также помните: если контролирующие органы обнаружат, что ту или иную должность занимает работник с судимостью в нарушение положений ст. 331 и 351.1 ТКРФ, вы можете быть привлечены к административной ответственности.

[1] По делу о проверке конституционности п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 Трудового кодекса в связи с жалобами граждан В. К. Барабаш, А. Н. Бекасова и др. и запросом Мурманской областной думы.

[2] «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».


Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 13 февраля № 8-П по делу о проверке конституционности п. 1 и 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе в РФ в связи с жалобой гражданки Малышевой.

Прочерк в пункте о наличии судимости как повод для увольнения с муниципальной службы

В июне 2017 г. Наталия Егорова (после вступления в брак в августе 2018 г. изменившая фамилию на Малышева) обратилась в администрацию Цивильского района Чувашской Республики с заявлением о приеме на должность начальника отдела строительства и ЖКХ управления экономики. Согласно требованию ч. 3 ст. 16 Закона о муниципальной службе РФ ею также была представлена заполненная и подписанная анкета, в которой в пункте о наличии судимости соискательница поставила прочерк.

Решением конкурсной комиссии Егорова была признана победителем конкурса на замещение вакантной должности и с 26 июня 2017 г. приступила к работе, а спустя 5 месяцев назначена на должность первого зам. главы администрации – начальника управления экономики, строительства и ЖКХ.

В январе 2018 г. в ходе прокурорской проверки, проведенной на основании получения анонимного сообщения, было установлено, что при поступлении на муниципальную службу Наталия Егорова не представила сведения о судимости, в то время как приговором мирового судьи от 11 ноября 2015 г. она была признана виновной в совершении преступления по ч. 1 ст. 116 УК РФ с назначением наказания в виде штрафа в 8000 руб. Несмотря на то что в сентябре 2016 г. судимость с нее была снята до истечения срока погашения, в адрес районной администрации было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, допущенных при приеме женщины на муниципальную службу.

В феврале того же года распоряжением администрации района Наталия Егорова была освобождена от должности, а трудовой договор с ней расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе (в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой). Предшествовавшая увольнению служебная проверка показала, что, поставив прочерк в анкете, заполненной при поступлении на службу, соискательница тем самым не указала на наличие судимости – то есть фактически предоставила заведомо недостоверные сведения.

Наталия Егорова обратилась в суд с иском к районной администрации о выдаче копий документов, связанных с работой, признании распоряжения об увольнении незаконным и восстановлении в должности, а также взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали. При этом они критически отнеслись к доводам истицы об отсутствии умысла представить заведомо недостоверные сведения при поступлении на муниципальную службу – так, истица поясняла, что первоначально указала в анкете сведения о судимости, но, после того как глава администрации разъяснил, что она вправе не заполнять данный пункт по причине указания в самом тексте анкеты на необходимость его заполнения только при поступлении на государственную гражданскую службу, переписала анкету.

Также суды признали не имеющим правового значения тот факт, что на момент поступления на муниципальную службу и заполнения анкеты судимость с истицы была снята, а деяние, за которое она была осуждена, – декриминализовано. По мнению судов, основанием для расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя служит сам факт представления гражданином при поступлении на муниципальную службу заведомо недостоверных или неполных сведений – независимо от того, могли ли они повлиять на возможность принятия на муниципальную службу или стать основанием для отказа в заключении трудового договора.

Отказывая в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Верховным Судом Республики Марий Эл, судья республиканского ВС со ссылкой на п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе указал, что лицо, претендующее на замещение должности муниципального служащего, обязано сообщать о себе достоверные сведения, в том числе касающиеся судимости. В передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.

Доводы жалобы в КС

В жалобе в Конституционный Суд заявительница подчеркнула, что п. 1 и 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе не соответствуют Конституции РФ, поскольку обязывают гражданина, поступающего на муниципальную службу, сообщать о наличии судимости независимо от срока, истекшего с момента вынесения обвинительного приговора, а также вступления в силу нового уголовного закона, устраняющего преступность совершенного гражданином деяния, – притом что соответствующий пункт анкеты, обязательной для поступающего на муниципальную службу, подлежит заполнению только при поступлении на госслужбу.

В обоснование своих доводов она привела позицию Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда РФ, выраженную в письме от 21августа 2018 г. № 18-0/10/ООГ-1216, из которого следует, что гражданин, поступающий на муниципальную службу, не обязан заполнять пункт анкеты о наличии судимости: ему может быть лишь рекомендовано представить такую информацию, в то время как неуказание в анкете данных о том, что такой гражданин был судим, само по себе не может рассматриваться как представление работодателю заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (контракта) и служить основанием для отказа в поступлении на муниципальную службу.

Аналогичный подход к решению вопроса о предоставлении лицом, поступающим на муниципальную службу, сведений о судимости применен, как указала заявительница, судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда в апелляционном определении от 7 мая 2013 г. № 33-1321/2013.

КС указал, что единство ограничений и обязательств для государственных и муниципальных служащих не предполагает полного тождества

Рассмотрев материалы жалобы, КС указал, что, поскольку п. 1 оспариваемой нормы в данном деле непосредственно не применялся, производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Касательно п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе Конституционный Суд со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции отметил, что специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих, включающий их права, а также ограничения и запреты, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми гарантиями и преимуществами. В силу этого введение особых правил поступления и прохождения государственной (муниципальной) службы и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение прав, закрепленных Конституцией (постановления от 30 июня 2011 г. № 14-П, от 21 марта 2013 г. № 6-П, от 21 марта 2014 г. № 7-П, от 30 октября 2014 г. № 26-П, от 8 декабря 2015 г. № 31-П, от 29 ноября 2016 г. № 26-П; определения от 1 декабря 1999 г. № 219-О, от 3 октября 2002 г. № 233-О и др.).

Вместе с тем, добавил КС, устанавливая такие ограничения и запреты и определяя правовые последствия их несоблюдения лицами, поступающими на соответствующую службу, а также государственными и муниципальными служащими, федеральный законодатель должен следовать и предписаниям ч. 2 ст. 54 Конституции, согласно которой юридическая ответственность может наступать только за деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.

Данное требование, указал Суд, распространяется не только на отношения, связанные с установлением составов различных правонарушений и привлечением к ответственности за их совершение, но и на предполагающие наступление для таких граждан любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Так, для муниципальных служащих указанные последствия могут наступать лишь в случае нарушения законодательных предписаний, адресованных непосредственно им.

Также КС отметил, что, утверждая единую форму анкеты, представляемой при поступлении как на государственную гражданскую службу, так и на муниципальную, Правительство РФ руководствовалось принципом взаимосвязи данных видов службы, а при определении объема сведений, требуемых при заполнении анкеты, оно исходило из обстоятельств, исключающих возможность поступления на службу и ее прохождения. В частности, поступлению на госслужбу (равно как и ее прохождению) препятствует наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости. Исходя из этого, в пункт анкеты и был включен соответствующий вопрос.

Вместе с тем, отмечается в постановлении, в отношении граждан, поступающих на муниципальную службу, а также муниципальных служащих аналогичное ограничение Законом о муниципальной службе не предусмотрено.

На этом основании, а также учитывая, что установленное оспариваемой нормой единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной и государственной службы не предполагает их полного тождества, а значит – автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с госслужбой ограничения, как наличие неснятой или непогашенной судимости, – сведения о ее наличии либо отсутствии у лица, поступающего на муниципальную службу, не могут повлиять на оценку соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, а равно не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию на муниципальную службу.

В связи с этим, указал КС, в анкете прямо предусмотрено, что пункт о наличии судимости заполняется только при поступлении на госслужбу. «Поскольку установление для государственных гражданских и муниципальных служащих различных ограничений, являющихся элементами правового статуса указанных лиц, само по себе не выходит за пределы дискреции федерального законодателя, приведенное правовое регулирование не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями и основанным на них принципом взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы», – подчеркивается в постановлении.

Вместе с тем, добавил Конституционный Суд, непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений, обязанность представления которых прямо не установлена Законом, не должно повлечь, в том числе после поступления на муниципальную службу, соответствующие правовые последствия, что в полной мере относится к ситуации, когда лицо, поступающее на муниципальную службу, не указало в анкете сведения о судимости.

Правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявительницы, КС признал подлежащими пересмотру.

Эксперты прокомментировали выводы КС

По мнению адвоката АП Архангельской области Владимира Цвиля, данное постановление можно отнести к разряду «рабочих», то есть решающих конкретный вопрос, связанный с дефектом правоприменительной практики.

Вместе с тем эксперт обратил внимание на следующие моменты. «Во-первых, процессуальные, – пояснил он в комментарии «АГ». – Так, в отличие от большинства иных постановлений, здесь подробно изложена позиция заявительницы. Это должно приветствоваться, так как зачастую позицию заявителя КС описывает абстрактно. Кроме того, сделан особый акцент на такое условие приемлемости жалобы, как невозможность восстановления конституционных прав и свобод заявителя иначе, чем посредством конституционного правосудия. При этом Суд сконцентрировал внимание на том, что заявительницей исчерпаны все средства судебной защиты в судах общей юрисдикции (пройдены все инстанции). В этом видится развивающаяся тенденция: КС приветствует призыв потенциала конституционного правосудия, когда исчерпаны все ординарные способы судебной защиты. Целесообразность соответствующих законодательных изменений также выразил председатель КС Валерий Зорькин 12 декабря 2019 г. на встрече Президента РФ Владимира Путина с судьями КС».

Во-вторых, добавил Владимир Цвиль, важным представляется вывод о том, что конституционный принцип недопустимости юридической ответственности только за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54 Конституции), распространяется не только на правонарушения в узком смысле, но и на отношения, предполагающие наступление любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Данная правовая позиция, считает адвокат, обогащает судебную доктрину и раскрывает потенциал конституционных принципов.

«Кроме того, КС указал, что единство ограничений и обязательств, налагаемых на государственных гражданских и муниципальных служащих, не предполагает их полного тождества и допускает дифференциацию соответствующего правового регулирования. В частности, констатировал КС, такая дифференциация действует в отношении объема предоставляемой при поступлении на службу информации (анкетных данных). Однако этот вывод следует не столько из конституционных положений, сколько из действующего законодательства, а потому не предопределяет однозначных вариантов развития», – заметил Владимир Цвиль.

При этом он добавил, что вопрос о степени тождественности условий, налагаемых на государственных и муниципальных служащих, остается открытым, и только законодатель должен определять вектор направления соответствующей политики. «Думается, что в свете принципа единства публичной власти регулирование вопросов государственной гражданской и муниципальной службы также должно сближаться, поскольку не обнаруживается какой-либо ценности и целесообразности различного подхода в регулировании данных правоотношений», – резюмировал он.

«Если рассматривать позицию Конституционного Суда РФ с точки зрения конституционного и муниципального права, она изложена в постановлении ясно и конкретно», – отметил профессор кафедры публичного права Государственного университета управления, д.ю.н. Владимир Таболин. По его мнению, анкетные отличия не должны являться основанием ущемления прав граждан. «Иначе мы очень скоро вернемся к временам, когда анкета была важнее человека и легко ломала его судьбу», – добавил эксперт.

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н. Александр Чертков поддержал позицию КС о недопустимости распространения на муниципальных служащих обязанности, прямо не предусмотренной законодательством. «Применение к ним аналогии с обязанностями госслужащих на основании единства природы публичной службы видится умозрительным и нарушает как права служащего, так и автономность местного самоуправления», – считает он.

Эксперт добавил, что позиция заявительницы жалобы базируется на верном понимании дифференцированного порядка заполнения единой анкеты при поступлении на муниципальную службу. «Требование закона указывать факт снятой судимости при поступлении на муниципальную службу отсутствует, и глава муниципального образования, со слов заявительницы, был устно осведомлен о судимости. Никаких оснований увольнять муниципального служащего с должности постфактум в связи с обращением прокуратуры не было», – считает Александр Чертков.

Он выразил надежду, что в связи с данным постановлением правоприменительная практика будет гуманизироваться, и снятая судимость перестанет быть «клеймом» на человеке, препятствовать его профессиональному развитию: «В России круг должностей, замещению которых препятствует судимость, представляется излишне широким, равно как и круг преступлений, порождающих такие ограничения. Особенно остра проблема неофициальной практики, когда люди подвергаются не основанным на требованиях закона ограничениям при трудоустройстве и в иных аспектах профессиональной деятельности в связи с фактом снятой судимости и даже по реабилитирующим обстоятельствам».

По мнению адвоката Октябрьского специализированного филиала Башкирской республиканской коллегии адвокатов Надежды Крыловой, постановление является примером правильного и справедливого понимания сути и различий государственной и муниципальной службы в РФ, исходя из действующих конституционных положений, их духа и смысла. «Так сложилось, что правоприменители в большей степени руководствуются принципом единства публичной природы государственной и муниципальной службы, – пояснила она. – При этом самостоятельность местного самоуправления, закрепленная в положениях ст. 130–133 Конституции, не учитывается. Именно этот отличительный признак местной власти определяет особенности и специфику муниципальной службы и одновременно не предполагает полного тождества государственной и муниципальной службы. В связи с этим ограничения и обязательства, налагаемые на муниципальных служащих, отличаются от ограничений и обязательств, налагаемых на госслужащих».

В связи с этим, полагает эксперт, представляется убедительной правовая позиция КС о невозможности «автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с государственной гражданской службой ограничения, как наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости» и об «отсутствии у гражданина, поступающего на муниципальную службу, обязанности указывать при заполнении анкеты сведения о наличии или отсутствии у него судимости».

В заключение Надежда Крылова выразила надежду, что правовые позиции КС РФ окажут позитивное влияние на правоприменительную практику, в том числе на недопущение фактов «применения в отношении муниципального служащего неблагоприятных правовых последствий при отсутствии нарушения прямых правовых предписаний с его стороны».

В 2013 году Конституционный суд РФ признал неконституционными ряд условий допуска к работе лиц имеющих судимость и обязал законодателей внести изменения в ТК РФ. В августе 2015 года Правительство РФ определило, как работнику с уголовным прошлым получить допуск на работу в школу и иные детские учреждения.

Изначально работать с детьми запретили лицам с любым уголовным прошлым. При получении судимости за тяжкое преступление ТД расторгался по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В последующем Конституционный суд РФ существенно смягчил установленный Законом № 387-ФЗ запрет. В июле 2013 года судьи КС пришли к выводу, что Закон № 387-ФЗ нарушает права граждан (постановление от 18.07.2013 № 19-П; далее — Постановление КС № 19-П). При этом решение КС РФ было во многом соломоново, так как частично запрет был признан правомерным. Так, суд решил, что отказ в приеме на работу или увольнение с нее законен, если сотрудники: — имеют судимость за совершение преступлений, перечисленных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ;

— имели судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений из числа преступлений, названных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ;

— имели судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

В отношении же работников с погашенной или снятой судимостью за преступления легкой и средней тяжести КС РФ предписывал учесть ряд обстоятельств, чтобы принять окончательное решение об их приеме на работу или увольнении. К таким обстоятельствам были отнесены:

— вид и степень тяжести совершенного преступления;

— срок, прошедший с момента его совершения;

— поведение работника после совершения преступления;

— отношение к трудовым обязанностям и т. п.

То же самое относилось и к тем лицам, уголовное преследование в отношении которых прекратилось по нереабилитирующим основаниям.

КС РФ обратил внимание и на то, что Закон № 387-ФЗ позволял увольнять даже в том случае, если преступление, которое они совершили, уже декриминализовали. А это уже прямое нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом.

Кроме того, КС РФ обязал использовать процедуру временного отстранения от работы лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении уголовного преступления из перечня, предусмотренного в ст.ст. 331 и 351.1 ТК РФ. Тем самым решился вопрос, как быть с сотрудником, если подозрения правоохранительных органов в отношении него не подтвердятся. В 2014 году в ТК РФ были внесены поправки, которые конкретизировали, что сотрудник отстраняется от работы на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда. Причем неважно в преступлении какой тяжести подозревается сотрудник. Так же было обозначено, что перечень видов преступлений, совершение которых однозначно препятствует продолжению работы с детьми, нужно скорректировать и оставить те, которые однозначно говорят о невозможности продолжения работы. Однако вместо этого законодатели, наоборот, расширили этот перечень, добавив в него преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (Федеральный закон от 01.04.2012 № 27-ФЗ). В дальнейшем в этот перечень добавились еще преступления против мира и безопасности человечества (Федеральный закон от 13.07.2015 № 237-ФЗ).

Последствия погашенной судимости



Статья 86 Уголовного кодекса говорит о том, что снятие судимости уничтожает все негативные последствия, с ней связанные. Но так ли это на самом деле? Когда судимость снимается, это не значит, что биография становится кристально чистой. База данных ГИЦ МВД сведения сохраняет двадцать пять лет, и убрать их очень затруднительно.
Порядок оформления документов о наличии или отсутствии судимости утвержден приказом МВД № 1121 от 07.11.2011. Если судимость гражданин сумеет погасить, то информацию о прошлом не получится полностью удалить. Справка будет содержать сведения о дате вынесения приговора, наименовании суда, сроке лишения свободы, пункт и часть Уголовного кодекса, дату погашения судимости.

Если работа не имеет ограничений, связанных с наличием судимости, то препятствий при трудоустройстве не должно быть, поскольку ст. 3 ТК РФ запрещает дискриминацию при трудоустройстве.

Кстати, наличие информации о судимости, пусть даже погашенной, закрывает не только доступ на работу в детское учреждение. Несудимость является обязательным условием для приема на госслужбу и правоохранительные органы.

Допуск к работе лиц с погашенной c судимостью

В настоящее время лицам с погашенной судимостью нужен специальный допуск к работе. КС РФ разъяснил, что при погашенной судимости и нетяжких преступлениях сотрудник может работать с детьми. Для этого нужно учесть ряд дополнительных обстоятельств, таких как отношение сотрудника к труду, форма вины при совершении преступления и т. д. Как именно это нужно сделать, не было сказано, поэтому изначально работодатель мог этот вопрос решить самостоятельно. То есть он мог, например, создать комиссию, разработать локальный акт, в котором прописать порядок оценки критериев, выработанных КС РФ. Но такой вариант не исключал предвзятого отношения работодателя к работнику, как в пользу того, чтобы его оставить на работе, так и для того, чтобы уволить.

Для того чтобы ранее судимому сотруднику получить допуск к работе с детьми, ему нужно написать заявление в произвольной форме и приложить к нему ряд документов, на основании которых и будет сделан вывод, может сотрудник работать с детьми или нет. У комиссии есть 30 дней на принятие решения (п. 10 Постановления № 796). В случае необходимости проверки представленных документов этот срок может быть увеличен еще на 30 дней (абз. 4 п. 11 Постановления № 796). Примечательно, что работнику необязательно лично подавать это заявление, присутствовать на заседании и приезжать за получением решения комиссии (п.п. 7, 15 и 28 Постановления № 796). Хотя личное присутствие работника на заседании ему только на руку: он сможет дать пояснения комиссии, если у нее есть какие-то сомнения в отношении его кандидатуры. Такой документ сотрудник должен представить работодателю как при приеме на работу, так и впоследствии, если проблемы с законом возникли в процессе работы. Проверить достоверность предоставленного решения довольно легко. Во-первых, информация о решении комиссии публикуется в интернете на официальном сайте регионального правительства (п. 30 Постановления № 796). Во-вторых, оно оформляется на специальном бланке, форма которого приведена в Постановлении № 796.

    Испытание при приеме на работу

Можно ли работать в учебном учреждении



Однозначно нельзя работать с детьми тем, кто был осужден за преступления:

  • против жизни и здоровья;
  • человеческого достоинства;
  • половой неприкосновенности;
  • семьи и несовершеннолетних;
  • безопасности общества и государства.

Образовательные учреждения являются местом работу не только для педагогов, но и других сотрудников. В школе и детском саду нужна уборщица, дворник, сторож, другие служащие. Будут ли действовать ограничения, установленные ст. 351.1 ТК РФ? По роду деятельности любая работа в образовательном учреждении не исключает контакт с детьми. Административно-технический и вспомогательный персонал тем или иным образом оказывает влияние на воспитание и развитие несовершеннолетних.

Важно! Ужесточились требования к работникам образовательной сфере с 2011 года. Но даже, если человек устроился ранее 2011 года, существует риск увольнения.

Получить нужную информацию организация может, сделав запрос в информационный центр МВД.

Если выяснится, что служащего привлекли к ответственности по «неправильной» статье Уголовного кодекса, то руководитель может расторгнуть трудовой договор.

Есть ли шансы

Правила профессионального отбора на службу в МВД РФ гласят:

«..профессиональный психологический отбор гражданина на службу осуществляется для определения способности указанного гражданина по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения. Одним из факторов риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований, является наличие противоправных контактов с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость…»

Это означает, что судимость у абитуриента, либо у его ближайших родственников, будет являться главным поводом для разговора с психологом и чиновником МВД. Нужно понимать, что такие собеседования не проводятся с целью «завалить» вас и закрыть дорогу к вожделенной профессии. Они осуществляются для того, чтобы проверить вашу моральную, психологическую стойкость, а также понять, можете ли вы быть примером для окружающих, защитником граждан и государственных интересов.

Другими словами, ваши отношения с родственниками, имеющими уголовное прошлое, ваше личное восприятие их поступков будет тщательно взвешиваться. Проверяющие должны будут убедиться, что при принятии ответственных решений на вас не повлияют родственные связи или другие тревожные факторы.

Бывают ли исключения

Педагог с погашенной судимостью – это достаточно редкое явление для нашей страны. Но все-таки есть случаи, когда человеку, имевшему судимость, могут разрешить трудиться в школе, детском саду.

Вот три исключения:

  1. Человека осудили за совершение уголовного преступления, а затем статья, по которой был вынесен приговор, была из УК РФ исключена.
  2. Педагог работает по договору оказания услуг, а не гражданско-правовому договору.
  3. Человека еще не осудили, а он только подозревается в совершении преступления по ст. 351.1 ТК РФ.

Закон не содержит положений о том, что в перечисленных случаях на работу принимать нельзя. А у нас в стране, что не запрещено законом, то разрешено. Судебная практика подтверждает, что решение о приеме на должность и увольнении должно приниматься индивидуально. В то же время с тех, кто претендует на работу с детьми, особый спрос. Есть риск, что директор школы не станет разбираться с нюансами и откажется принимать на работу кандидата, у которого есть пятна в биографии.

Как работодателю узнать, что сотрудник судим?

Сообщить об этом могут только правоохранительные органы, но при этом по закону обязанности предоставлять такие сведения работодателю у них нет.

Чтобы отстранить сотрудника от работы на время уголовного преследования в идеале нужно получить копию постановления о возбуждении в отношении него уголовного дела. Но закон не обязывает следователя или прокурора сообщать такие сведения работодателю, так как он не является участником уголовного производства. Более того, любая информация в ходе предварительного расследования может быть разглашена, только если это не противоречит интересам самого расследования. Поэтому маловероятно, что об этом факте работодателя специально известят. Но если от коллег или из СМИ стало известно о проблемах работника с законом, то работодателю стоит подстраховаться и самому проявить инициативу, направив запрос в прокуратуру с просьбой подтвердить, является ли данный сотрудник фигурантом уголовного дела. В запросе следует указать, что такая информация нужна для исполнения требований ст.ст. 331.1 и ч. 2 ст. 351.1 ТК РФ. Следует так же помнить, что факт уголовного преследования означает получение работником статуса подозреваемого или обвиняемого. Если по делу он пока проходит только как свидетель, уволить его нельзя.

Конституционный суд РФ обязал пересмотреть дела всех заявителей, но очевидно, что уволенных по данному закону было гораздо больше тех, кто добился отмены данной нормы. Многие из тех, кто не имел отношение к жалобе в КС РФ, также потребовали восстановить их на работе на основании пересмотренных норм. Тут возникла еще одна загвоздка. Согласно ч. 3 ст. 392 ГПК РФ дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам на основании позиции КС РФ только в отношении тех лиц, которые обращались в КС РФ. Для иных лиц процессуальное законодательство такой возможности не предусматривает. В то же время еще в 2004 году КС РФ разъяснил, что признание какого-либо правового акта неконституционным влечет пересмотр судебного решения, в котором применены данные нормы, в порядке, установленном отраслевым законодательством (определение от 05.02.2004 № 78-О). Это касается и тех лиц, которые не были участниками конституционного судопроизводства. Правда, есть ряд важных обстоятельств: лица, судимые за преступления против половой неприкосновенности и свободы, не могут работать в детских учреждениях ни при каких условиях. — решение суда должно еще не вступить в законную силу;

— если решение вступило в законную силу, оно не должно быть исполнено полностью или частично;

— в постановлении КС РФ не должен быть указан момент, когда нормативный акт утрачивает силу.

КС РФ , как обычно, не указал точную дату утраты силы неконституционной нормы закона, а потому требование об исполнении судебного решения на практике случае стало трактоваться по-разному. П отказе работнику в восстановлении на работе не возникает необходимости инициировать исполнительное производство и тем самым доказывать данное обстоятельство для того, чтобы пересмотреть судебное решение. То есть, если не пропущены сроки на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, позиция КС РФ подлежит применению. Чаще всего суды крайне ограниченно толкуют ч. 3 ст. 392 ГПК РФ. Обычно во внимание принимается только разъяснение Верховного суда РФ на этот счет. В частности, суды ссылаются на п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 31, согласно которому перечень оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, содержащийся в ч. 3 и ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, является исчерпывающим. Мнение КС РФ по этому вопросу игнорируется.

Что учитывают при трудоустройстве бывшего судимого?

Работодатель не может отказать соискателю только на том основании, что он ранее был судим. Однако, в 331 статье ТК РФ дан перечень преступлений, осуждённых за которые нельзя допускать к работе с детьми. Поэтому директора школ, рассматривая заявление работников, должны учитывать это требование закона.

Кроме того, важным аспектом оценки проблем соискателя вакансии с законом является факт прекращения уголовного дела. Если дело прекращено в результате доказательства невиновности человека, то он может быть допущен к педагогической работе. Если же причиной прекращения дела было примирение сторон или истечение срока давности, то это является препятствием для работы бывшего осуждённого с детьми.

С волчьим билетом

Напомним, житель Ростовской области Иван Прийма в 2021 году в одночасье, без суда и следствия был уволен из колонии, в которой верой и правдой служил 10 лет. Ветеран боевых действий продолжал трудовую династию — его мать Лариса Прийма и сама полтора десятка лет отдала службе во ФСИН. Иван, чья жизнь оказалась в прямом смысле сломана чьим-то грубым росчерком пера, вынужден трудиться вдали от семьи вахтовым методом обычным водителем. Только такую работу удалось ему найти с волчьим билетом в трудовой.

Иван как сегодня помнит, что отправился в армию в 2003 году с большой радостью и желанием. Рассуждал: «Кто, если не я? Мужчина должен служить». Попал во внутренние войска, но оказался в Грозном… О том времени вспоминать не любит, но запись в военных документах говорит сама за себя: «Участвовал в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ». А через два года домой вернулся с проседью и удостоверением ветерана боевых действий.

А через пару месяцев после дембеля ему предложили офицерскую должность. Радовался, мечтал о карьерном росте, с работой были связаны планы на будущее.

Разумеется, младший инспектор группы надзора был принят на работу в органы ГУФСИН после проведения спецпроверки и заключения: «…ни к административной, ни к уголовной ответственности не привлекался…» Так и служил верой и правдой. Пока однажды (через 10 лет!) его не уволили. Мол, получена информация — якобы у Приймы в мае 2003-го была судимость. Занавес.

Наличие судимости при приеме на работу

Люди, побывавшие в местах, не столь отдалённых, не понаслышке знают, как трудно устроиться на работу с судимостью.

И хотя трудовой кодекс РФ накладывает запрет на трудоустройство бывших заключённых только в нескольких сферах (и то в зависимости от статьи), однако администрация любого заведения настороженно относится к таким потенциальным кадрам и чаще всего отказывает, как говорится «от греха подальше».

О судимости при приёме на работу – далее в нашем материале.

Типы судимости

Судимость предусматривает особые правовые отношения государства с осуждённым. Устанавливается судебным приговором и продолжается вплоть до её снятия или погашения (ст. 86 УК РФ).

После отбытия наказания осуждённый не сразу признаётся несудимым. Срок длительности судимости зависит от тяжести совершённого деяния.

До этих пор гражданин всё ещё признаётся потенциально опасным, поэтому находится под присмотром правоохранительных органов, а за новые преступления ему вменяется более жёсткое наказание.

Типы судимости

Существуют следующие типы судимости:

  • Текущая: преступник ещё отбывает наказание или недавно освободился от него, но срок давности судимости ещё не прошёл.
  • Условная: устанавливается для условно осуждённых граждан.
  • Погашенная: означает, что человек, вернувшись из тюрьмы, по прошествии определённого периода не совершал преступлений.
  • Снятая судимость: снимается судом досрочно ввиду хорошего поведения осуждённого или иных причин, например, помилования или амнистии.

Сведения о судимости гражданина хранятся в ГИАЦ РФ. Единственный способ убрать её из данной базы – снять по реабилитирующим обстоятельствам, то есть, признать гражданина невиновным в совершении инкриминируемого ему ранее уголовного преступления.

Куда не берут на работу из-за судимости?

Наличие судимости при приёме на работу имеет значение в случае трудоустройства в образовательные, воспитательные, медицинские, социальные, культурные учреждения.

В полном объёме перечень видов деятельности, для которых судимость накладывает ограничения при приёме на работу, обозначен в ст. 331 и 351 ТК РФ.

При попытке трудоустроиться в учреждения из данного списка работодатель обязательно потребует справку об отсутствии судимости. Получить эту справку можно в органах МВД по месту регистрации.

Таким образом, имея судимость, нельзя стать:

    Куда не берут на работу из-за судимости?

Итак, судимость, даже давняя, накладывает ограничения в выборе профессии.

Как можно устроиться на работу с судимостью?

Гражданин, освободившийся из тюрьмы, первым делом должен ознакомиться с трудовым законодательством, которое устанавливает ограничения при приёме на работу судимых лиц.

Не стоит даже пытаться трудоустроиться в государственную или частную компанию на материально ответственную должность.

Начните попытки с маленьких частных фирм с невысоким окладом; более крупного работодателя обязательно заинтересует значительный перерыв в вашем трудовом стаже.

Как можно устроиться на работу с судимостью?

Если попытки трудоустроиться у работодателя не увенчались успехом, можно попробовать заняться индивидуальным предпринимательством. Правда, и здесь имеются некоторые ограничения.

Например, могут возникнуть сложности с получением разрешительных документов, если ранее судимый человек решил заняться:

  • охранной или частной детективной деятельностью;
  • банковским делом, кредитованием;
  • образовательной деятельностью.

Не получается? Тогда обратитесь в региональную службу занятости, встаньте на учёт или воспользуйтесь информационными услугами.

Кроме того, в последние годы во многих городах стали открываться специальные центры по адаптации бывших заключённых. Здесь делают всё возможное, чтобы человек с судимостью смог устроиться на работу.

Куда ещё можно устроиться на работу с судимостью?

Бывшие заключённые чаще всего устраиваются на простую работу, требующую физического труда.

Грузчик, дворник, пильщик – основная работа для мужчин с судимостью; женщины в тюрьме зачастую осваивают специальность швеи, и после отбытия наказания часто продолжают работать в этой сфере.

Как снять судимость досрочно через суд?

Как снять судимость досрочно через суд?

Наличие судимости очень мешает устроиться на работу, поэтому граждане, отбывшие наказание, часто пытаются снять судимость раньше срока, предписывающего её погашение.

Это можно сделать только через суд путём подачи соответствующего ходатайства. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие безупречное поведение и законный образ жизни данного лица в течение определённого срока.

В качестве доказательственной базы используются:

  • характеристики с места жительства и работы;
  • справка из полиции об отсутствии фактов привлечения ходатайствующего лица к административной ответственности.

В случае отрицательного судебного решения следующее ходатайство можно подать через 1 год с момента вынесения постановления.

Погашенная судимость при устройстве на работу

В соответствие со ст. 86 УК РФ, судимость погашается:

    Погашенная судимость при устройстве на работу

Погашение и снятие судимости нивелирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Теоретически. Но на практике всё оказывается куда сложнее.

Если судимость погашена, что писать в анкете при приёме на работу?

При приёме на работу соискателю почти всегда предлагается анкета для заполнения, в которой содержится вопрос о судимости. Что отвечать?

Если в анкете спрашивается о том, судимы ли вы, а ваша судимость снята или погашена, то можете смело отвечать: нет.

Но если вопрос ставится иначе, например, привлекались ли вы к ответственности, то следует говорить правду, указать статью и год вынесения приговора.

Если судимость погашена, что писать в анкете при приёме на работу?

Не указывайте ложные данные о себе, поскольку наличие погашенной или снятой судимости не служит препятствием для трудоустройства (за исключением сфер деятельности, указанных выше). Сокрытие же корректных данных чаще всего приводит к увольнению сотрудника.

Работодатели, знающие законы, в качестве оснований для отказа в приёме на работу или увольнения, укажут иные причины. В этом-то и вся сложность.

Чтобы отстоять свои интересы, вы вправе обратиться в суд. За основание возьмите ст. 3 ТК РФ, запрещающую дискриминацию в сфере труда.

Потребуйте официальный отказ или попросите работодателя выдать справку о причинах увольнения и приложите её к исковому заявлению.

Как проверяют судимость?

Самый простой способ проверить соискателя на наличие судимости – войти в базу данных МВД.

Во многих организациях имеется своя служба безопасности, часть персонала которой — это бывшие сотрудники правоохранительных органов.

В случае необходимости они обращаются за помощью к своим коллегам по прошлой службе и получают от них все необходимые данные о том или ином лице.

Как проверяют судимость?

Такой способ нарушает действующее законодательство, ст. 88 ТК РФ, запрещающую проверять персональные данные гражданина без получения от него письменного согласия.

Более того, ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пользования и распространения информации о гражданах в виде штрафа.

Существуют и легальные способы проверить наличие судимости у человека. Например, через сайты судов.

Для этого нужно зайти на официальный сайт суда общей юрисдикции по месту прописки соискателя, перейти в раздел «Судебное делопроизводство» и ввести в графу поиска его фамилию. Здесь можно узнать информацию о проблемах с законом интересующего вас физлица.

Как скрыть информацию о судимости?

Единственный законный путь в данном случае — официально (через ЗАГС) сменить что-либо из персональных данных: фамилию, имя или отчество (или всё сразу).

В этом случае поисковые базы не покажут судимость. Однако этот вариант подойдёт, если в анкете от работодателя не содержится вопроса о смене ФИО.

С судимостью сложно устроиться на работу. Однако при большом рвении к труду всё же трудоустроиться можно.

судимость

Граждане, которые отбывали срок в местах лишения свободы прекрасно понимают, как порой сложно бывает устроиться на работу, если за плечами имеется судимость. В нашей стране трудовое законодательство никак не накладывает запрет на трудоустройство побывавших в заключении граждан, если это не определенные трудовые сферы, описанные в законодательных нормах. Но при этом при попытках трудоустройства сведения о судимости достаточно быстро пробиваются системой безопасности. В этом случае администрация любой фирмы даже без указания причин отказывает в трудоустройстве.

Судимость по своей сути создает специальные правовые отношения осужденного и государственных органов. Они устанавливаются приговором суда и продолжаются до того момента, пока судимость не будет погашена. Есть судимость текущая и погашенная. При текущей судимости гражданин отбывает уголовное наказание или освободился недавно от наказания, но срок самой давности судимости еще не подошел к концу. Условная судимость назначается условно осужденным лицам и это наказание не связано с лишением свободы. Снятой в соответствии с нормами уголовного законодательства считается судимость судом досрочно в виду примерного поведения, амнистии, помилования. Сведения о наличии судимости есть в специальных базах правоохранительных органов.

Когда могут не взять на работу из-за наличия судимости ?!

Не на любую должность гражданин может устроиться с судимостью. В частности, на работу могут не взять на должность в медицинские, социальные, воспитательные, культурные учреждения. Полный перечень должностей, которые не доступны осужденным лицам обозначен в нормах статей 351 и 331 Трудового кодекса Российской Федерации.

Если даже попытаться устроиться, то все равно с соискателя работодатель потребует справку об отсутствии судимости. Не важно, за что бы осужден человек его точно не примут на работу. Невозможно устроиться таможенником, адвокатом, работником в судебные, правоохранительные органы, прокуратуру, военнослужащим в судимостью. То есть по закону судимость в любом случае накладывает на человека определенные ограничения в плане трудоустройства.

Гражданин, который освободился из тюремного заключения должен в первую очередь внимательно ознакомиться с действующим трудовым законодательством. Не стоит даже пытаться устроиться на работу в государственную либо частную компанию на должность с материальной ответственностью. Можно поискать работу начиная с маленьких компаний, которые предлагают невысокий, но стабильный оклад. Уже потом поработав некоторое время можно будет трудоустроиться у более крупного работодателя, просто зарекомендовав себя как хорошего специалиста.

Если попытки трудоустроиться у работодателя не увенчались успехом, то тогда можно попробовать заняться индивидуальным предпринимательством. Правда и тут могут появиться определенные проблемы. Например, чаще всего они связаны с тем, что будет сложно получить разные разрешительные документы на ведение предпринимательской деятельности. Особенно это касается тех моментов, когда бывшее осужденное лицо хочет заняться кредитованием и выдачей займов, частной детективной деятельностью, охранной деятельностью, образовательной деятельностью.

При поиске работе и постоянных отказах можно обратиться в Центр занятости по месту регистрации и проживания. Стоит встать на учет для получения льготного пособия от государственных органов и поиска работы. Если на момент обращения в Центр занятости не будет подходящей вакансии, то тогда сотрудники государственной организации могут послать соискателя на определенные образовательные курсы. Такой исход событий позволяет по возможности обрести новую специальностью. Кстати, во многих крупных российских городах появились специальные центры, работа которых направлена на социальную адаптацию граждан, которые отбыли заключение на основании приговора, вынесенного судебным органом.

Каким образом можно снять судимость досрочным образом через суд ?!

Наличие судимости у человека всегда серьезно влияет на попытку устроиться на работу. Поэтому граждане, имеющие ее за плечами стараются избавиться о судимости как можно быстрее. Снятие судимости дает гораздо больше возможностей в плане потенциального трудоустройства. Снятие судимости в соответствии с нормами уголовного законодательства Российской Федерации осуществляется только через судебные органы. Делается данная процедура путем подачи специального ходатайства, к которому прикладываются сведения, подтверждающие исправление и безупречное поведение бывшего осужденного гражданина. В качестве доказательств обычно можно использовать положительные характеристики с места проживания и регистрации, справку из правоохранительных органов об отсутствии факта привлечения к уголовной и административной ответственности. В случае вынесения отрицательного вынесения решения судебного органа повторное ходатайство о снятии судимости бывшее осужденное лицо может подать через один календарный год с момента вынесения соответствующего постановления.

В соответствии с положениями статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается для условно-осужденных граждан по истечении испытательного срока. Если наказание было связано с лишением свободы и преступлением небольшой тяжести, то тогда срок погашения судимости равен одному календарному году. Три календарных года на погашение судимости для преступлений небольшой либо средний тяжести. Дольше всего погашается судимость, если осужденный совершил особо тяжкое преступление. Тут уже придется ждать до момента погашения судимости целых восемь лет.

Если судимость у гражданина погашена, то тогда надо ли писать об этом на приеме на работу ?!

Если в анкете соискателя спрашивается о наличии судимости, а она есть и была погашена либо снята, то тогда можно смело писать о том, что вы не судимы. Вопрос в анкете может ставиться и том, привлекался ли человек к ответственности уголовного характера. Тут уже следует обозначить правду написав в анкете статью Уголовного кодекса РФ, дату и год вынесения приговора суда. Сокрытие же корректных данных чаще всего приводит к увольнению сотрудника либо вовсе не принятия на работу. Работодатели, знающие законы, в качестве оснований для отказа в приеме на работу укажут любые фактические причины.

Скрывать судимость не нужно, ведь это закончится в любом случае отказом от любого работодателя. Работодатели в любом случае проверят ее наличие либо отсутствие. Самый простой способ – это поиск судимого лица по специальной базе МВД РФ. Во многих частных и государственных компаниях имеется своя служба безопасности, которая напрямую занимается подобными вопросами. Есть и иные способы проверки факта судимости у соискателя. В частности, это поиск необходимой информации через судебные органы и специальные порталы такие, как ГАС Правосудие в разделах «судебное производство».

Читайте также: