Как безработица влияет на экономику страны

Опубликовано: 30.04.2024

Каждый человек задумывается о своем благосостоянии, но в современном мире ты состоятелен, если у тебя есть престижная работа. К сожалению, в настоящее время не все имеют работу, поэтому отсюда и сложилась одна из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества - безработица.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Серьезный урон наносит безработица и обществу, его жизненным приоритетам и интересам. Человек не может себя реализовать, раскрыть свой потенциал, из-за этого ухудшается материальное состояние семей безработных.

Безработица влечет за собой значительные производительные расходы государства на выплату средств по безработице, квалификацию безработных и их трудоустройства. Также безработица влияет и на систему национальных счетов, таких как внутренний валовой продукт и валовой национальный продукт.

Выделяют следующие виды безработицы:

1. Добровольная -- связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

2. Вынужденная (безработица ожидания) -- возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т.п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы.

3. Институциональная -- безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

4. Фрикционная -- время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

ВНП - это произведенный в течение года совокупный объем конечных товаров и услуг, выраженный в деньгах. Определение ВНП можно сформулировать и иначе: ВНП -- это рыночная стоимость совокупного объема конечных товаров и услуг, произведенных в течение календарного года.

Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво. В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие: Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала.

Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве.

В то же время безработица порождает тяжелейшие отрицательные социально-экономические последствия.

1. Незанятая рабочая сила означает недоиспользование экономического потенциала общества, прямые экономические потери, являющиеся следствием естественной и фактической безработицы (и соответственно занятости).

Естественный уровень безработицы - это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К естественной безработице относятся фрикционная и структурная, т. е. нечто неизбежное, объективно обусловленное. Все другие виды безработицы можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых ресурсов.

Естественный уровень безработицы позволяет определить потенциальный ВНП, т. е. такой объем валового национального продукта, который можно произвести в условиях естественного уровня занятости. Фактический уровень ВНП, как правило, ниже его потенциального уровня, а фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы. В этих условиях возникает необходимость определить, какую часть ВНП общество недополучает вследствие превышения естественного уровня безработицы. Американский экономист Артур Оукен(1928 -1980) сформулировал закон, согласно которому между уровнем безработицы и реальным объемом ВНП существует обратная зависимость, показывающая, что сокращение безработицы на один процентный пункт дает дополнительный прирост реального ВНП примерно на 2%. Это и есть закон Оукена, а цифра 2,0 - коэффициент Оукена. Так, если естественный уровень безработицы в данном году равен 4%, а фактический ее уровень - 7%, то разница составит 3%. Эти 3% надо умножить на коэффициент Оукена (3% 2,0 = 6%). Если фактический ВНП составляет 200 трлн. руб., то общество недополучило в данном году 6% от 200 трлн. руб., т. е. 12 трлн. руб., а потенциальный ВНП в данной стране в данном году составил бы 212 трлн. руб.

2. Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении заработной платы, как бы срабатывает в пользу требований союзов предпринимателей.

3. При длительной безработице работник теряет квалификацию, а получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто протекают для него болезненно.

4. Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у населения.

5. Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами (смерть близких, тюремное заключение и т. п.). Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы.

В современной России учёт занятого населения ведётся двумя методами:

- по данным Минздравсоцразвития РФ, на основании обращений безработных в службу занятости. Поскольку у значительной части населения отсутствует стимул к регистрации своего статуса как безработного, сводные данные являются некорректными. Такие сводные данные публикуются в статистических сборниках справочно.

- по данным обследования населения по проблемам занятости. Ранее такое обследование проводилось 1 раз в квартал, а начиная с сентября 2009 года оно переведено на ежемесячную основу. Объём выборки для обследований определён в размере 0,06% численности населения в возрасте 15-72 лет на квартал и 0,24%-- на год. В качестве основы выборки используются материалы переписи населения. Годовой объём выборочного массива по России в целом составляет около 260 тыс. человек в возрасте 15-72 лет (приблизительно 120 тысяч домашних хозяйств), что соответствует 0,24% численности населения данного возраста. Ежеквартально в целом по России обследуются около 65 тысяч лиц в возрасте 15-72 лет (около 30 тысяч домашних хозяйств), или 0,06% от численности населения данного возраста. Данные, получаемые в результате такого обследования, публикуются Росстатом. Среднегодовая численность безработных в России в 2011 году снизилась на 10,9% -- до 5,02 млн человек против 5,6 млн в 2010-м. Такие предварительные данные приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат). С 26 сентября по 25 октября 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 3,9 процента или 40,483 тысячи человека и по состоянию на 25 октября 2012 года составила 992,32 тысячи человек.

По данным Росстата, численность экономически активного населения в Калмыкии составляет 149,1 тыс человек, из которых 15,5 тыс - безработные. Уровень безработицы в Калмыкии составил 10,4%. Общий уровень экономически активного населения региона составляет 69,4%, уровень занятости - 62,2%. По сравнению с июлем 2012 года численность безработных сократилась на 2,3 тыс человек (1,7%), (Рис.1).

Уровень безработицы в Республике Калмыкия на Сентябрь 2012 года

Рисунок 1. Уровень безработицы в Республике Калмыкия на Сентябрь 2012 года.

По сравнению с сентябрем 2012г. численность занятого населения в октябре уменьшилась на 686 тыс.человек, или на 1%, численность безработных увеличилась на 38 тыс.человек, или на 1%. По сравнению с октябрем 2011г. численность занятого населения выросла на 673 тыс.человек, или на 1%, численность безработных сократилась на 782 тыс.человек, или на 16,3%. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,1 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце октября 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 987 тыс. человек, что на 3,4% меньше по сравнению с сентябрем 2012 года (табл.1).

Экономическая активность населения (без корректировки сезонных колебаний)

Социально-экономические преобразования в России, начатые в конце 1980-х годов и продолжающиеся в настоящее время, имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем.

Учитывая сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из них - проблему определения и предотвращения экономических и социальных последствий безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Нами было проведено исследование последствий безработицы, в ходе которого предстояло выяснить, во-первых, приводит ли безработица как социально-экономическое явление к выявленным экономическим и социальным последствиям. Во-вторых, оценить силу и степень проявления экономических и социальных последствий безработицы. В-третьих, определить направленность влияния каждого из выявленных экономических и социальных последствий безработицы. В итоге нами были получены следующие результаты.

Тенденция снижения количества положительных выборов в зависимости от увеличения сроков продолжительности безработицы наблюдается при оценке безработными респондентами показателя "увеличение личного свободного времени" от 32,1 % в первой группе (продолжительность безработицы менее 4 месяцев) до 9,2 % в четвертой (более 18 месяцев). По всей видимости, это можно объяснить тем, что категория свободного времени определяется респондентами относительно общей картины распределения времени. Безработица воспринимается первой группой как своеобразный вынужденный отпуск, отдых и ассоциируется с большим количеством свободного времени, в то время как представители четвертой группы воспринимают период вынужденной незанятости как наказание, неудачу, что придает негативный оттенок. Из общего числа респондентов 256 безработных отметили факт увеличения личного свободного времени как положительный. Из них 63,7% составили женщины и только 36,3% мужчины. Это объясняется высокой занятостью женщин в домашнем хозяйстве и их жизненными предпочтениями. Характерно, что эта тенденция наблюдается и при ответе на вопрос об увеличении свободного времени у каждого из респондентов, когда 76,1% отмечают увеличение, а 17,9% - уменьшение величины показателя. Подтверждается также тенденция к снижению соответствующих выборов в зависимости от увеличения продолжительности периода безработицы.

"Возрастание свободы выбора места работы" 80,8% респондентов оценило как положительное последствие. Среди них оказалось 26,8% мужчин и 53,9% женщин. Однако сохранилась тенденция уменьшения положительных выборов в зависимости от увеличения продолжительности периода безработицы (от 38,2% - в первой группе до 11,8% - в четвертой). При ответе на вопрос о том, являются ли безработные резервом рабочей силы для структурной перестройки экономики, отрицательные ответы составили 23,2% от общего числа респондентов и уменьшались от 10,5% - в первой группе до 2,1% - в четвертой. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования посчитали положительным явлением 76,8% респондентов. (36,3% безработных со сроком незанятости менее 4-х месяцев и только 11,1% - с периодом более 18 месяцев). Женщины отмечали позитивность такого перерыва в два раза чаще, чем мужчины (соответственно в 50,5% и 26,3% случаев). Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду получили положительную оценку у 84,2% респондентов (29,7% мужчин и 54,5% женщин). При этом у безработных со сроком менее 4 месяцев положительных выборов было в 4 раза больше, чем у группы со сроком более 18 месяцев (соответственно 40,0% и 11,8%).

Готовность к изменению своего профессионального профиля выразили 71,1% респондентов, что свидетельствует о возможности применения этой меры предупреждения и ликвидации таких негативных последствий безработицы, как обесценивание последствий обучения и утрата квалификации. Наименьшую готовность к переобучению высказали длительно безработные - 9,2%. В то же время среди тех, кто не может найти работу менее 4 месяцев таких оказалось 31,3%. Эти результаты было бы достаточно трудно объяснить, если не принять во внимание тот факт, что наибольшую активность в поиске работы, в том числе и путем переподготовки, проявляют безработные с небольшим периодом незанятости (менее 4 месяцев). В этой группе уволившихся по собственному желанию 27,6% (из 249 респондентов, что составляет 65,5% от общего числа опрошенных) и имеющих высшее и среднее профессиональное образование 38,7% из общего количества опрошенных. При этом большую готовность проявляют женщины - 48,2% против 22,9% мужчин.

Возможности выбора места работы за последние 5 - 7 лет уменьшились у 53,4% опрошенных респондентов, не изменились - у 25,8% и увеличились только у 20,8% (в основном за счет группы респондентов с высшим и средним профессиональным образованием, составивших 17,6% от общего количества опрошенных).

На этом фоне не кажется чем-то необычным ухудшение физического и душевного самочувствия (соответственно у 49,5% и 78,9% опрошенных). Наибольшее количество из этого числа респондентов находится в группе с периодом безработицы до 4-х месяцев (45,1% и 41,3% соответственно). Причем физическое и душевное самочувствие в большей степени ухудшается у безработных, имеющих семью. Кроме того, прослеживается определенная зависимость между душевным самочувствием и уровнем образования. Из 286 респондентов, у которых самочувствие ухудшилось, 67,5% имеют среднее образование, 16,4% - высшее и 16,1% - неполное среднее и начальное профессиональное.

Безработицу в качестве причины увеличения преступлений, совершаемых с корыстной целью, назвали 87,6% опрошенных. Среди них оказалось 38,1% мужчин и 61,9% женщин. Эти данные можно сравнить с официальной статистикой. Из общей численности осужденных трудоспособные лица, не работавшие и не учившиеся, составили 43,6% (на 01.01.97). За преступления против собственности осуждено 55,2% (11 825 человек) от общего числа совершивших преступления. Доля молодежи до 30 лет - 54,9%. 68,8% от этого количества осуждено за преступления против собственности [1].

А вот как распределились ответы на вопрос о том, как изменится отношение респондентов к труду, если их материальное положение ухудшится (невыплаты, низкий уровень заработной платы и т.д.). Трудиться активнее будут 60,8% респондентов (10,8% имеют высшее образование, 71,0% - среднее; 33,8% - мужчины и 66,2% - женщины), работать как и прежде собираются 26,3% опрошенных; 22,0% - высшее образование, 62,0% - среднее, 39,0% - мужчины и 61,0% - женщины), а 12,9% снизят свою трудовую активность (38,8% с высшим образованием 57,1% - средним образованием; 32,7% - мужчины и 67,3% - женщины).

Для анализа возможных последствий безработицы большое значение имеет отношение респондентов к использованию времени, появившемуся в результате потери работы. Как показало исследование, подавляющее большинство безработных используют появившееся время для поиска новой работы (89,2%), находятся на переобучении 8,7%, повышают уровень образования 13,7%, отдыхают 18,2% респондентов. При этом активность в поиске работы с использованием всех возможностей проявляют 70,8% опрошенных безработных, надеются на помощь службы занятости - 25,3%, перестали искать работу 3,9% респондентов. Наблюдается интересная тенденция. С увеличением продолжительности безработицы уменьшается количество тех, кто надеется на помощь службы занятости (от 44,8% в первой группе, до 6,3% - в последней). Наибольшее число переставших искать работу - 2,1% - это длительно безработные. Причем у респондентов с высшим и средним образованием активность поиска работы выше, чем у других. В целом большинство безработных считают, что с увеличением продолжительности безработицы их знания и навыки ухудшаются. При этом ответы распределены равномерно между представителями, имеющими различные уровни образования. Это подтверждает наши выводы о негативном характере длительной безработицы и ее отрицательном влиянии на профессиональный уровень безработных.

Ухудшение своего материального положения отметили 81,3% респондентов. И это на фоне и без того удручающего материального положения большинства семей безработных, когда среднемесячный доход на одного члена семьи составляет: до 100 рублей - у 18,4% опрошенных, от 100 до 300 - у 42,6% и от 300 до 500 - у 23,9%. То есть более 61% безработных получают доход, не превышающий величину прожиточного минимума, который составил 362 рубля по состоянию на 01.04.98 [2].

Учитывая обеспокоенность занятого населения потенциальной возможностью потерять работу, а также на основании проведенного исследования можно прийти к выводу, что в целом в обществе сложилось понимание безработицы и ясное осознание ее социальных последствий.

Библиографическая ссылка на статью:
Сиротинин С.И., Францева Т.Ю. Проблемы безработицы в России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90867 (дата обращения: 21.05.2021).

В современных условиях рынок труда постоянно меняется. Это связано с различными факторами, например, с технологическим прогрессом, политикой государства, экономическими проблемами и др.

Важнейшим показателем на рынке труда является занятость населения и безработица, поэтому любые его изменения сказываются на этих показателях. В связи с этим цель государства должна включать в себя правильную оценку уровня безработицы и пути ее минимизации.

Данная проблема весьма актуальна в наше время. Во-первых, занятость и безработица оказывают огромное влияние как на уровень жизни населения, так и на экономику страны в целом. А во-вторых, уровень безработицы, определяемый государством, не является точным, что искажает действительность и, следовательно, не предпринимаются должные мероприятия для борьбы с этой проблемой.

Безработица определяет количество трудоспособных граждан, которые по каким-либо причинам не смогли найти применения своим трудовым способностям.

При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие основные проблемы:

1. Не полностью используется экономический потенциал общества, что влечет за собой потерю ВВП, т.к. не полностью используются производственные возможности.

2. При длительной безработице снижается квалификация работников, поскольку они вынуждены устраиваться на менее квалифицированную работу или вовсе оставаться без нее.

3. Рост безработицы ухудшает уровень жизни, в связи с чем растет уровень преступности, уменьшается здоровье населения, снижается демография и накаляется негативная обстановка в стране.

4. Безработица так же ведет к экономической нестабильности, а именно к снижению покупательного спроса, сокращению сбережений, снижению инвестиционного спроса, сокращению предложения и спаду производств.

На 2017 год по данным Росстата безработица составила 5,6 % (4,3 млн. человек), что по идее является приемлемым показателем. Но есть одно «но»: безработными в России признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, при этом они зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. То есть, показатель 5,6 % говорит только о зарегистрированных в центре занятости безработных и не учитывает людей, которые ищут работу самостоятельно. По данным независимых экспертов, полученным в результате локальных исследований, этот показатель превышает официальный в 1,5-2 раза и варьируется в районе 10%. Поэтому для максимально эффективной борьбы с безработицей необходимо правильно определить ее действительный уровень. Для этого необходимо решить две проблемы:

- повысить заинтересованность людей в необходимости регистрации в центре занятости;

- борьба со скрытой (теневой) безработицей, т.е. создать такие условия работы, чтобы люди хотели работать официально.

В настоящее время многие недовольны работой центра занятости, и на это есть ряд причин: некомпетентный работающий персонал, не подходящая образованию работа, узкий спектр курсов по повышению квалификации.

По мнению автора, в центре занятости должны работать люди с педагогическим или психологическим образованием, поскольку зачастую клиентами центра занятости являются люди с трудной жизненной ситуацией, близкие к психической нестабильности. И очень важно, чтобы сотрудник нашел подход в общении с такими клиентами. Так же необходимо акцентировать внимание на специальности и уровни образования клиентов, учитывать его предыдущее место работы (если такое имелось), и подбирать ему работу, схожую с его профессиональными знаниями и навыками. Еще нужно изменить политику ЦЗ в плане снятия клиентов с учета. В настоящее время, клиент снимается с учета в ЦЗ после трех отказов от предложенных работ. Например, инженеру предложили работу пекарем, мясником и грузчиком. Неудивительно, что клиент откажется от предложенных работ и будет снят с учета. Поэтому необходимо дополнить данное правило следующим образом: снятие клиента с учета будет возможно только при трех отказах от работы по его специальности или схожей с ней.

Кроме всего прочего нужно расширить спектр курсов по повышению квалификации. Например, можно ввести курсы по изучению основных компьютерных офисных программ (Word, Excel и др.), базовый курс иностранных языков, курсы альпинизма (для монтажников). Иными словами, нужно постоянно модернизировать это подразделение в ЦЗ.

Все вышеперечисленные мероприятия должны существенно повысить заинтересованность в ЦЗ, что позволит повысить точность определяемой безработицы.

Еще одной преградой при определении точного уровня безработицы является скрытая безработица, т.е. когда человек работает неофициально. Для борьбы с этим государством был предложен закон о налоге за тунеядство. Т.е. трудоспособный человек, не имеющий официального места работы и статус безработного, должен будет платить ежегодно некоторую сумму в казну государства. Но что это дает в итоге: если по каким-либо причинам человек не работает или ищет работу самостоятельно, то это может привести к его банкротству; а если человек работает неофициально, то данный закон нанесет незначительный ущерб по его финансовому состоянию. То есть в итоге закон не сможет сильно повлиять на безработицу, поэтому его надо скорректировать. Например, заменить налог на обязательные общественные работы (условно 2 недели каждый месяц). В этом случае человек, который не работает, вполне сможет принести пользу, а человек, который работает не официально, вряд ли может выделить на эту отработку время и тогда ему придётся искать официальное место работы.

Так же причиной скрытой безработицы и минимального уровня официальных заработных плат является формула расчета пенсии. Она выглядит следующим образом:

СС- страховой стаж

81,49 – стоимость 1 пенсионного балла на 2018 год

где СВ-страховой взнос, уплачиваемый работодателем

СВmax – максимально возможный размер взносов, уплачиваемый со взносооблагаемой базы по тарифу 16%

Автор рассматривает следующий пример.

Студент после окончания ВУЗа в 23 года устроился на обычную работу, например, помощником архитектора с з/п 30000 с учетом налогов, но при этом официальная часть з/п составляет 15000 рублей, а остальная ее часть идет в виде премиальных выплат. На пенсию студент уйдет в 60 лет. Проведем расчет пенсии по формулам:

ИПК=(15000*12*0,16)/(1021000*0,16)*10=1,76 баллов в год,

где 15000 – официальная зп

12 – количество месяцев

1021000 – максимальная взносооблагаемая база в 2018 году

То есть, с з/п в 15000 рублей и 37 лет стажа ежемесячная пенсия составит 10290 руб/мес.

Рассчитаем сколько рублей потратит в месяц работодатель с учетом налогов:

- подоходный = 13% от з/п = 1950 руб;

- взнос на страховую пенсию = 16% от з/п = 2400 руб;

- взносы в ФСС = 2,9% от з/п = 435 руб;

- взносы на медицину 5,1% от з/п = 765 руб;

- взносы на страхование от НС и ПЗ = 0,2% от з/п = 30 руб;

ИТОГО = 5580 руб/мес, с учетом ЗП = 15000+5580 = 20580 и + 15000 «черной з/п» = 35580 руб.

Со временем студент заявляет, что хочет получать официальную з/п 30000 рублей с учетом налогов, но без премиальных выплат. В этом случае работодателю придется ежемесячно выплачивать 41260 руб/мес, что превышает затраты на 5580 рублей. Работодатель предлагает студенту сделку на условиях 15000 руб. официальная з/п, но премиальных выплат уже 18000 руб., тем самым удовлетворив студента и сократив свои расходы на 2580 рублей.

Подобные явления, как и скрытая безработица, часто встречаются в современной России и связаны с низким уровнем пенсии в стране. Проведя тот же самый расчет пенсии для з/п в 30000 рублей, она составит 15630 рублей. Например, в Нижнем Новгороде довольно трудно найти работу с официальной з/п в 30000 рублей, а пенсия при этом будет не так уж и велика. Поэтому многие люди предпочитают заработать побольше денег в виде «черной з/п», либо не официально, что серьезно сказывается на экономике государства.

Автор предлагает немного изменить формулу подсчета пенсионных баллов за год, внедрив в нее дополнительный коэффициент – престижность трудовой деятельности. Тогда формула будет выглядеть следующим образом:

ИПК = (з/п*12*0,16*Кпр)/СВmax * 10, (3)

Коэффициент Кпр будет зависеть от официальной з/п и средней з/п в регионе (по данным сайт «НИА» средняя з/п в Нижнем Новгороде составляет 27500 рублей, но, учитывая возможность завышения показателей, возьмем 25000 рублей). Таким образом, минимальное значение коэффициента в Нижнем Новгороде составит:

Кпр(min) = минимальный размер оплаты труда/средняя з/п в регионе;

Кпр(min) = 9500/25000 = 0,38

Тогда формула для подсчета пенсионных баллов при официальной з/п = 9500 рублей примет следующий вид:

Из формулы видно, что у людей, чья официальная з/п ниже средней, ценность пенсионного бала уменьшается пропорционально разнице между официальной и средней з/п. Это довольно жесткие меры по отношению к людям, которые действительно не могут найти работу с з/п близкой к средней, но в тоже время станет отличным толчком как для них, так и для других людей. В формуле все-таки имеется свой плюс, который заключается в том, что коэффициент может быть больше 1, то есть пенсионные баллы будут ценнее при условии, что официальная з/п > средней з/п. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, автор считает целесообразным ограничить рост этого коэффициента, например, до значения в 1,6. Таким образом при з/п в 40000 рублей Кпр примет свое максимальное значение.

Проведем расчет и проверим, не разорит ли государство этот коэффициент в случае, если все вдруг перейдут на официальную з/п.

Вернемся к предыдущему примеру со студентом – помощником архитектора.

Рассчитаем, сколько рублей налогов заплатит работодатель за 37 лет работы студента с официальной з/п в 15000 рублей:

Налоги = 5580*12*37 = 2477520 рублей.

Рассчитаем сколько получит студент после выхода на пенсию с учетом средней продолжительности жизни мужчины = 67 лет:

Полученная пенсия = 10290*12*(67-60)=864360 руб.

Таким образом государство получит:

Гос = 2477520 – 864360 = 1613160 руб.

Теперь добавим условие, что данную формулу все-таки утвердили и студент сразу же настоял на официальной з/п в 30000 рублей. Таким образом его пенсия составит:

ИПК = (30000*12*0,16*1,2)/(1021000*0,16)*10=4,23 балла/год

СП = 4,23*37*81,49+4982,9=17740 руб/мес.

Сравнивая полученную пенсию с пенсией, рассчитанной по действующей формуле, видно, что она выше на 2110 рублей (13,4%) при равных налоговых отчислениях, что нельзя назвать выгодным. Но с другой стороны, предложение отказаться от «черной з/п» пусть и чуть большей ради пенсии в почти 18000 рублей уже более реальное.

Проведем расчет, сколько с этого выиграет государство.

При официальной з/п = 30000 рублей ежемесячные налоговые отчисления составят 11160 рублей. Налоги за все время работы составят:

Налоги = 11600*12*37=4955040 рублей.

Рассчитаем сколько получит студент после выхода на пенсию с учетом средней продолжительности жизни мужчины = 67 лет:

Полученная пенсия = 17740*12*(67-60)=1490160 рублей.

Таким образом государство получит:

Гос = 4955040-1490160 = 3464880 рублей.

Сравнивая полученные значения, мы видим, что значение, рассчитанное по новой формуле на 214% превышает значение, полученное по действующей формуле. Отсюда можно сделать вывод, что необходимо всячески стимулировать стремление людей получать белую зарплату.

Еще одной проблемой безработицы можно считать дешевую рабочую силу в лице мигрантов (граждане Узбекистана, Таджикистана и др.). Это явление характерно для промышленных предприятий с большой численностью рабочих. Например, на предприятии ООО «КМ Прекастъ» численность узбеков на предприятии составляет около 60%, что составляет 90 человек от общей численности рабочих 150 человек. Это обусловлено тем, что приезжие рабочие готовы работать больше за меньшую оплату труда, что является выгодным для любого предприятия и, как следствие, создает трудности для граждан РФ.

Одним из способов борьбы с этим явлением может стать установка ограничений на трудовых мигрантов, например, 15-20% от общей численности рабочих на предприятии. Подобный метод освободит значительное количество рабочих мест и поспособствует уменьшению безработицы.

Существенную роль играет безработица среди студентов и молодых специалистов, только закончивших ВУЗ. Это связано с тем, что нынешние работодатели больше акцентируют внимание на рабочем стаже, чем на образовании. Причиной этого может быть снижение качества образования и его легкодоступность. Процесс улучшения качества образования довольно сложный, но одним из методов борьбы с этим может быть различие дипломов в зависимости от формы обучения. Т.е., дипломы у людей с очным, заочным и дистанционным образованием должны отличаться. Это повысит престижность диплома. Так же важную роль при обучении в ВУЗах играет учебная практика, которой либо очень мало, либо она не связана с выбранной специальностью. Например, в строительном университете (ННГАСУ) студенты общетехнического факультета занимаются поливанием клумб, уборкой территории, сортировкой старых документов и пр. Поэтому необходимо изменить данную тенденцию и предоставить возможность прохождения практики на предприятии с 1 курса, а также надо увеличивать количество и продолжительность этих практик. Это даст выпускникам больше разнообразных навыков и знаний и небольшой стаж. К диплому необходимо приложить выписку о том, где студент проходил практики, ее длительность и на какой должности.

В заключении автор говорит, что есть множество причин возникновения безработицы, но также есть и множество способов борьбы с ней. Для этого важно верно оценить причины возникновения безработицы, ее процент и определить, в каких структурах необходимо ввести изменения и модернизации для минимизации безработицы.

Во многих странах, даже в наиболее развитых, серьезной проблемой является безработица. В России в целом она выражается не так остро, однако, в отдельных регионах безработица является одной из наиболее острых социальных проблем.

Безработица – это социально-экономическое явление, когда рабочая сила (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Потеря человеком работы в большинстве случаев означает снижение жизненного его уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблемы безработицы являются предметом не только экономических, но и политических дискуссий.

В России, как и во многих странах, рынок труда рынок труда не сбалансирован. Если рассматривать региональную структуру, то можно заметить, что некоторые из них имеют более значительное число безработных, чем другие.

В данной работе рассмотрено влияние факторов (Хi) на уровень безработицы (У).

Существует очень много факторов, которые влияют на безработицу, которые можно подразделить на несколько групп:

1. Демографические факторы – изменение доли экономически активного населения в результате изменения в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.

2. Технико-экономические факторы – темпы и направления научно-технического прогресса (НТП), обусловливающие экономию рабочей силы. Разрушение наукоемких российских производств, проведение конверсии без учета экономических и социальных последствий на всех уровнях создали угрозу массового банкротства предприятий и лавинообразного высвобождения рабочей силы.

3. Экономические факторы — состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы, уровня цен и инфляции. По сформулированному А. Оукеном закону существует отрицательная связь между уровнем безработицы и объемом внутреннего национального продукта (далее ВНП), каждый «всплеск» безработицы связан со снижением реального объема ВНП.

В рассмотренной модели были взяты следующие релевантные факторы, которые общеприняты с точки зрения общепринятой макроэкономической теории.:

1. Уровень урбанизации в регионе (доля горожан);

2. Среднедушевые доходы, руб.;

3. Среднемесячная заработная плата, руб.;

4. Душевой Валовый Региональный Продукт;

5. Индекс потребительских цен;

6. Индекс цен производителей;

8. Производство полезных ископаемых по отношению к валовому региональному продукту;

9. Оборот промышленности по отношению к валовому региональному продукту;

10. Прибыль по отношению к валовому региональному продукту.

Для оценки модели были выбраны данные по 83 регионам Российской Федерации за 2013 год. Исходная модель представлена в виде множественной линейной вида:

Для изучения характера переменной У была построена гистограмма распределения У. Было выявлено, что среди регионов имеются наблюдения из совокупностей, которые выбиваются из основного массива данных. Данные наблюдения были исключены из последующего рассмотрения. В их число вошли: Республика Ингушетия с уровнем безработицы 43,7%, Чеченская Республика с уровнем безработицы 26,9% и Республика Тыва с безработицей 19,3%.

Построив новое распределение У без учета отмеченных данных было получено, что оно является нормальным (см. Рисунок 1).

1. Арбатский, Д.В. Проблемы занятости и безработицы // Журнал «Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского». – 2010. – №20.

2. Богомолов А.И., Невежин В.П. Сетевая эконометрика информационного общества // Современные научные исследования. Выпуск 2. / Под ред. П.М. Горева и В.В. Утемова. – Концепт. -2014. – Приложение № 20.-URL: -thhp://e-koncept.ru/ext/61. –Гос. рег. Эл. № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X

3. Макарченко, М.Ю. Безработица. Причины безработицы. Последствия безработицы. // Журнал «Потенциал современной науки» - 2014. – №7.

Низкая безработица, растущая экономика, низкая инфляция, как правило, являются символами устойчивого и сильного положения экономики страны. Низкий уровень безработицы обеспечивает покупательскую способность населения, низкая инфляция – дешевые длинные денежные средства, а темпы роста ВВП – процветание страны. Тем не менее низкая безработица не всегда приносила инвесторам состояния и даже могла быть предвестником негативных событий на рынках и в экономиках стран.

Уровень безработицы и индекс Shiller P/E в США Источник: Online Data Robert Shiller, U.S. Bureau of Labor Statistics, The Federal Reserve Bank of St. Louis


За прошедшие 70 лет кризисы всегда сопровождались скачком в уровне безработицы. Последний кризис 2008 года характеризовался скачком безработицы на 5,6 п.п. до 10%. С тех пор уровень безработицы постепенно снижался и достиг рекордно низкого за 17,5 лет значения в 4,3% в июле текущего года. Один из самых важных показателей занятости – число занятых в несельскохозяйственном секторе США, на который приходится около 80% рабочих мест страны, расширяется 83 месяца подряд с октября 2010 года. Данная серия является самой длинной за последние 80 лет и превосходит предыдущий рекорд в 48 месяцев подряд (с июля 1986 года по июнь 1990 года) почти в 2 раза.

В то же время индекс Shiller P/E (CAPE), который используется для оценки стоимости активов на рынке, наоборот, снижается во время кризисных ситуаций в экономике, поскольку стоимость акций падает. Тем не менее кризисы не всегда приводили к существенному обвалу показателя. Как правило, чем он выше, тем сильнее будет снижаться в период нестабильности. В настоящее время Shiller P/E достиг уровня 30,6, что является третьей по величине отметкой за 140 прошедших лет. Исходя из исторических данных, можно предположить, что это может привести к существенной просадке. Сложность состоит в том, что нельзя с высокой точностью предсказать, когда низкая безработица или высокий показатель Shiller P/E приведут к обвалу, поскольку экономика подразумевает неопределенность. Протестировать, как данные показатели влияют на доход инвестора можно путем разбиения уровня безработицы на доли и анализа доходности в данных периодах по индексу S&P 500. Для разбивки уровня безработицы на группы используются процентили, а не равные процентные доли, чтобы число периодов было равным в каждой группе.

Среднегодовая доходность при инвестировании в индекс S&P 500 при различных уровнях безработицы в 1950-2017 годах Источник: расчет QBF


Полученные результаты свидетельствуют о том, что чем ниже уровень безработицы, тем хуже результат инвестора в перспективе 1-10 лет. Данную ситуацию можно объяснить тем, что за низким уровнем безработицы следует кризис, который приводит к существенным просадкам американских фондовых индексов. Индекс S&P 500 показывает лучшие результаты в условиях высокого уровня безработицы, поскольку он приходится на разгар кризиса, когда активы существенно недооценены. Немаловажным является и то, что чем дольше период инвестирования, тем больше среднегодовой доход. Таким образом, вложение средств на долгосрочную перспективу в нужный момент является лучшим вариантом для инвестора, предпочитающего индексные стратегии.

Значения безработицы в США и Shiller P/E по индексу S&P 500 в 1950-2017 годах Источник: Online Data Robert Shiller, U.S. Bureau of Labor Statistics, расчет QBF


За последние 70 лет в среднем значение Shiller P/E, взятое по процентилям, составляло 18,35. При этом прослеживается зависимость: чем ниже уровень безработицы в США, тем выше Shiller P/E, и наоборот. Кризисные ситуации происходили почти при любом уровне безработицы и Shiller P/E, однако доходность индекса S&P 500 существенно отличалась по периодам. Для анализа динамики изменения портфелей при различных уровнях Shiller P/E и безработицы последнее было поделено на процентили, которые сформировали пять групп. При этом Shiller P/E был поделен на две процентильные группы.

Среднегодовая доходность при инвестировании в индекс S&P 500 при различных уровнях безработицы и Shiller P/E в 1950-2017 годах Источник: расчет QBF


В настоящее время безработица держится на уровне 4,3-4,4%, в связи с чем необходимо рассматривать первые две процентильные группы в безработице. При этом Shiller P/E в настоящее время составляет 30,6, что существенно выше среднего значения. Исторически первая группа безработицы приносила убытки инвесторам в индекс S&P 500 на горизонте 1-4 лет, а во второй группе до пятого года наблюдалось снижение доходности портфеля. После этого динамика портфеля переходила в рост.

Сложно сказать, как долго продлится текущий низкий уровень безработицы и высокий Shiller P/E. Тем не менее в текущих условиях инвестору предпочтительнее перейти из пассивных индексных стратегий в стратегии с активным управлением акциями для обеспечения гибкости портфеля, сохранности и приумножения капитала. А вхождение в индексные стратегии выглядит целесообразнее в периоды более низкого значения Shiller P/E.

Читайте также: