Как изменится занятость населения в цифровой экономике

Опубликовано: 01.10.2024

В конце июля 2017 года был утвержден окончательный вариант программы «Цифровая экономика», которая определяет цели и задачи нового экономического уклада до 2025 года. Этот уклад характеризуется переходом на качественно новый уровень использования технологий во всех сферах социально-экономической деятельности.

matrix-2354492_1280-min

Что касается конкретно подготовки кадров, то в качестве основных направлений работы программа обозначает:создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики.

В ИТ-сообществе программа вызвала немало бурных дискуссий. Однако интересно посмотреть, насколько цели и задачи, обозначенные в ней,в принципе реалистичны для российского рынка труда. И как Россия собирается готовить специалистов, которые будут работать с новыми технологиями не хуже, а может быть даже и лучше финнов, шведов, норвежцев и американцев?

Итак, давайте попробуем представить рынок труда будущего, руководствуясь текстом документа.

Кадры и образование в 2025 году: идеальная картинка

Подготовка квалифицированных кадров и образование – одно из восьми направлений программы «Цифровая экономика» (остальные направления: «Государственное регулирование», «Информационная инфраструктура», «Исследования и разработки», «Информационная безопасность», «Государственное управление», «Умный город» и «Цифровое здравоохранение»).

Конкретно в рамках направления «Кадры и образование»государство ставитдо 2025 года ряд целей. Так, согласно программе, уже через несколько лет страна должна достичь следующих результатов:

  • Научные организации, вузы и компании активно участвуют в международных альянсах в сфере фундаментальных и прикладных исследований.
  • В России живая научная среда. Это проявляется в функционировании сети центров коллективного пользования цифровым оборудованием и научных установок, а также создании как минимум 10 новых «полигонов» для отработки «сквозных» технологий. Кроме того,развернута система makerspace в области цифровой экономики для ученых на базе вузов, научных организаций, компаний.
  • Россия – привлекательное место для работы ИТ-специалистов. Чтобы прийти к такому результату, стране придется проработать вопросы не только правовой, но и технологической и организационно-экономической поддержки труда и привлечения таких специалистов. Еще одна задача – упростить и научиться эффективно привлекать в цифровую экономику зарубежных соотечественников и иностранных граждан, обладающих необходимыми компетенциями.
  • К 2025 году в России решены проблемы переподготовки кадров и повышения квалификации. То есть к этому периоду уже имеются все необходимые для этого механизмы, включая механизмы вовлечения в цифровую экономику государственных служащих, лиц старше 50 лет, пенсионеров и инвалидов, высвобождающихся граждан.
  • Система аттестации компетенций цифровой экономики вариативна, она согласовывается с профессиональными и образовательными стандартами, национальной системой квалификаций.
  • Система основных образовательных программ обеспечивает формирование компетенций для цифровой экономики с индивидуальной поддержкой талантливых, высокомотивированных обучающихся. Главные принципы образования: персонализация, гибкое проектирование и соединение различных образовательных и трудовых траекторий. Обучающиеся, начиная с основной школы, вовлекаются в трудовой процесс в сфере ИТ.
  • Трудовая и учебная деятельность человека фиксируется в его цифровой персональной траектории развития. Данные из нее используются при прохождении аттестации, планировании продолжения образования, трудовой деятельности.

Подготовка кадров с 2018 года: что изменится

Очевидно, что высококвалифицированные специалисты, за которыми охотятся все приличные работодатели, не появляются на пустом месте. Эти люди формируются в образовательном контексте, под влиянием научных и технологических тенденций. Поэтому такой мощный блок, как «Исследования и разработки», заложенный в программу «Цифровая экономика», нельзя рассматривать отдельно от направления «Кадры и образование». Но здесь нужно ответить на пару вопросов.

  • В какой среде будут появляться высококвалифицированные специалисты?

В рамках создания институциональной среды для развития исследовательской инфраструктуры планируется организовать центры компетенций покаждому из направлений«сквозных» технологий,координирующие всоответствующих предметныхобластях все проводимые в странеисследования и подготовку кадрови отвечающие за достижениемировых показателей поисследованиям и образованию. Так, например, на 2018 год намечено создание сетевогофорсайт-центра по технологическим направлениям на базе ведущего вуза или научных центров, а также интернет-площадки для генерации новых идей.

Если заглянуть дальше, то по плану на 2019 год – внедрение механизма адресной поддержки инновационного предпринимательства в сфере создания цифровых ресурсов и активов, в том числе на базе вузов, научных организаций и институтов развития. К 2025 году можно ожидать появления открытых лабораторий, проводящих исследования в области «сквозных» технологий, привлеченияне менее 30 лидирующих иностранных и российскихорганизаций для 3 пилотных цифровых платформ в качестве партнеров центров компетенций для трансфера технологий.

  • Какие механизмы поддержки системы подготовки высококвалифицированных специалистов возможны?

Если следовать плану программы, то уже в 2018 году будет внедрен механизм поддержки двухстороннего обмена сотрудниками между научно-исследовательскими организациями и вузами с компаниями в области цифровой экономики (sabbatical). Вторая цель на ближайший год – оптимизация механизма обучения перспективных сотрудников по необходимым для развития российских цифровых платформ темам и технологиям за рубежом с их возвратом в Россию.

К 2025 году намечено создание не менее 5 аспирантских и магистерских школ по каждому направлению «сквозных» технологий на базе ведущих вузов и научных организаций.

База для развития рынка труда в условиях цифровой экономики

Программа «Цифровая экономика» обозначает различные направления, которые включают и вопросы, связанные с компетенциями, и проблемы общего, профессионального и дополнительного образования. Остановимся подробнее на задачах в рамках каждого направления.

Компетенции и траектории развития

  • Разработка и апробирование модели компетенций

По плану планируется выбрать организацию, которая будет ответственна за разработку и тестирование модели компетенций. На основе этой организации предполагается создать рабочую группу из экспертов из бизнес-среды, системы образования и органов власти.

Эта группа экспертов будет заниматься разработкой типовой расширяемой структурой модели компетенций и перечнем компетенций для цифровой экономики, определять базовые компетенции.

Также планируется пилотное внедрение модели компетенций, а для этого необходимо определиться с минимальным набором доступных форматоваттестации.По итогам пилота будут внесены уточнения в систему аттестации. К концу 2020 года должен быть готов механизм непрерывного обновления (актуализации) модели компетенций.

  • Независимая оценка компетенций

Уже в I квартале 2018 года будет определена организация, отвечающая за выбор операторов по аттестации граждан по отдельным компетенциям. К концу следующего года чиновники намереваются запустить интернет-сервисы по самооценке гражданами своих компетенций, в том числе бесплатные для оценки базовых компетенций.

По итогам тестирования механизма независимой аттестации будут разработаны правила и нормативные правовые акты подтверждения результатов аттестации. Еще одна важная задача – определить операторов, осуществляющих независимую аттестацию компетенций.

Индивидуальные профили компетенций и траекторий их развития

Цифровая экономика требует создания индивидуальных профилей компетенций граждан определенного формата и траекторий их развития. Причем фиксировать в профилях планируется запись о результатах учебной и трудовой деятельности. Программа предусматривает, что нововведения появятся уже к концу 2018 года.

В рамках реализации проекта с профилями будет создана система их учета, выработаны правила предоставления доступа к ним, определен и нормативно закреплен новый формат, на конкурсной основе определены операторы более 50 000 профилей компетенций.

  • Требования к базовым компетенциям для каждого уровня образования

Первое, с чего начнется работа, – это с разработки требований к сформированности базовых компетенций для всех выпускников и обучающихся системы общего образования, а также профессионального и дополнительногообразования. К IV кварталу 2019 года федеральные государственные образовательные стандарты планируется актуализировать с учетом требований к формированию компетенций цифровой экономики для всех уровней образования. Уже через год будут обновлены и образовательные программы всех уровней образования в целях использования в учебной деятельностиобщепользовательских и профессиональных цифровых инструментов.

В образовательных организациях намечены создание профиля компетенцийдля каждого обучающегося и фиксация персональной траектории развития.

Система общего образования в условиях цифровой экономики

Для поддержки перспективных образовательных проектов к концу 2018 года будет запущен венчурный фонд на условиях частного и государственного софинансирования.

Используя атлас новых профессий ,эксперты предложат систему рекомендаций для профессиональной ориентации обучающихся. Также будет создано облачное решение, поддерживающее пилотный проект, реализующий персональный образовательный маршрут обучающихся.

Проект «Цифровая экономика» предусматривает и подготовку программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, непрерывного профессионального развития педагогических кадров.

Важная ступень в реализации плана – создание системы раннего выявления, поддержки и сопровождения высокомотивированных и талантливых обучающихся на основе профиля компетенций и персональных траекторий развития. Это сопровождение в том числе включает и грантовую поддержку педагогов и организаций, работающих с талантами.

К IV кварталу 2020 года для образовательной деятельности по предмету «Технология»будет создан отдельный правовой режим функционирования (он будет непрерывно обновляться с учетом изменений требований к базовым компетенциям цифровой экономики). К этому же периоду дистанционные образовательные технологии и электронное обучение станут неотъемлемой частью образовательных организаций.

Система профессионального образования

К концу 2018 года в рамках программы намечены следующие цели:

  • Предоставление госзаказа по перечню специальностей и направлениям подготовки в системе высшего образования, критически важным для развития цифровой экономики.
  • Изучение отечественных и зарубежных разработок.
  • Участие высокотехнологичных отечественных компаний в формировании стратегий развития вузов, которые готовят специалистов для цифровой экономики.

Предполагается, что к концу 2019 года уже будут созданы комфортные условия для привлечения действующих работников ИТ-индустрии для преподавания в системе профессионального образования по информационным технологиям.

По результатам на 2020 год в образовательный процесс должны быть внедрены персональные траектории обучения, позволяющие обучаемым выбирать индивидуально способы формирования базовых компетенций; образовательные учреждения должны перейти к независимой аттестации обучаемых в отношении уровня сформированности базовых компетенций цифровой экономики как одного из результатов своей деятельности, результаты фиксируются в профиле компетенций обучающегося и в его траектории развития; должна появиться возможность быстрого освоения базовых компетенций цифровой экономики путем разворачивания системы «элитного» среднего профессионального образования.

Согласно программе, количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне, к 2020-му году составит 150 000 человек, к 2025-му году – 500 000 человек. Количество выпускников высшего образования – профессионалов в сфере ИТ, к 2020-му году будет 60 000 человек, к 2025-ому году – 100 000 человек.

Система дополнительного образования

В I квартале 2018 года будет разработан механизм независимой экспертной оценки результативности системы дополнительного и профессионального образования. Далее эксперты планируют определить потребности по переподготовке сотрудников 100 крупнейших компаний, а также потенциальныхбудущих работодателей и необходимые им ключевые компетенции сотрудников.

К IV кварталу 2020 года планируется запуск программы по обеспечению «цифровой грамотности» старшего поколения с привлечением инициатив школьников. Операторами по переподготовке кадров будут реализованы программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и непрерывного профессионального развития педагогов, субсидируемые государством посредством предоставления индивидуальных ваучеров гражданам, в том числе людям старшего возраста и гражданам с ограниченными возможностями здоровья.

Изменения на рынке труда: ключевые термины

На фоне изменений в системе образования предполагаются и различные изменения на рынке труда.

1. Персональная траектория развития заменит трудовые книжки

По программе к 2022 году не менее 60% компаний будут использовать персональную траекторию развития вместо трудовых книжек. К 2020 году компаниям будет обеспечен доступ к профилям компетенций и персональным траекториям развития их сотрудников и кандидатов на открытые позиции, а также внедрен механизм отражения в профиле компетенций и персональных траекториях развития результатов их деятельности на месте работы (профили компетенций уволившихся сотрудников будут передаваться новым работодателям).

Доля трудоспособного населения, имеющая цифровую запись персональной траектории развития, к 2020-му году будет составлять 10%, к 2025-му году – 80%.

2. Гибкие трудовые отношения будут законодательно регулироваться

К концу 2019 года будут выявлены барьеры, затрудняющие формирование гибких трудовых отношений, и приняты нормативные правовые акты, которые обеспечат их регулирование.

3. Появится индивидуальный цифровой ваучер на обучение

Государство планирует сформировать систему стимулирующих выплат на обучение детей и взрослых компетенциям цифровой экономики. Сроки реализации этой задачи – IV квартал 2020 года.

4. Будет предложен цифровой аналог нормативов ГТО

Для отдельных профессий к концу 2020 года будет введена система аттестационных нормативов уровня сформированности компетенций, которая дает преимуществапоступающим в вузы.

5. Появится бесплатный онлайн-сервис непрерывного образования

Ресурс будет доступен для широких слоев населения, его суть – в формировании базовых компетенций по цифровой экономике.

6. Введение в оборот карты молодого профессионала

Речь идет о документе, который предоставит иностранным высококвалифицированным специалистам, свободно владеющим русским языком, право работать на территории РФ и ряд других дополнительных преференций.

7. Создание механизма выдачи грантов и льгот

Государство намерено поощрять компании, обучающие и трудоустраивающие людей с базовыми для цифровой экономики компетенциями. Также в планах – разработка и запуск механизма стипендий для привлечения перспективных иностранных абитуриентов и специалистов, предполагающих осуществлять трудовую деятельность на территории России.

8. Развитие системы поддержки деловых связей с иммигрантами

Государство всерьез задумывается о том, как создать культурно-деловой мостик, который соединит нашу страну с уехавшими за рубеж соотечественниками, которые профессионально задействованы в сфере цифровой экономики.

Автор: Инга Хамми

Как думаете, по силам ли нашей экономике до 2025 года реализовать намеченное? Оставляйте свои комментарии ниже.

Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!


Волкова, Д. С. Рынок труда в эпоху цифровой экономики / Д. С. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67412/ (дата обращения: 25.05.2021).

Ключевым фактором успеха процессов цифровизации является наличие высококвалифицированных кадров в достаточном объеме и соответствующих рабочих мест, а также системы подготовки специалистов, обладающих определенными компетенциями для разработки и внедрения цифровых технологий. Переход к цифровой экономике существенным образом меняет рынок труда: наряду с распространением информационных технологий во всех сферах жизни цифровые навыки становятся критически важными с точки зрения работодателей.

Сначала необходимо определить понятие «цифровая экономика». В широком смысле «цифровая экономика» — это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка их больших объемов и использование результатов анализа, что, по сравнению с традиционными формами хозяйствования, позволяет существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [2, с. 253].

Среди основных преимуществ функционирования цифровой экономики необходимо и целесообразно выделить следующие:

  1. рост производительности труда
  2. появление новых рынков.
  3. рост качества жизни населения.
  4. трансформация структуры занятости населения, развитие нетрадиционных форм занятости.
  5. развиваются цифровые платежные системы и электронные денежные средства [2, с. 254].

В эпоху цифровой экономики ожидается масштабная трансформация требований к специалистам, поскольку многие операции, которые не были затронуты предыдущими волнами внедрения цифровых технологий, в ближайшем будущем могут быть автоматизированы. Ключевой компетенцией, определяющей конкурентные преимущества компаний будущего, становится аналитика больших данных. Умение работать с большими массивами структурированной и неструктурированной ин формации позволяет компаниям повысить качество прогнозирования спроса, оптимизировать процессы и т. д.

Внедрение цифровых технологий обусловливает значительные изменения потребностей в персонале и требований к специалистам:

– снижение спроса на профессии, связанные с выполнением формализованных повторяющихся операций;

– сокращение жизненного цикла профессий в связи с быстрой сменой технологий;

– трансформацию компетентностных профилей некоторых категорий персонала (риск-аналитики, HR-менеджеры, маркетологи-аналитики, операторы контакт-центров и др.) в связи с изменением инструментария работы;

– возникновение новых ролей и профессий [3, с. 83];

– повышение требований к гибкости и адаптивности персонала;

– повышение требований к «soft skills» — обладанию социальным и эмоциональным интеллектом, т. е. в конечном счете теми способностями, которые отличают человека от машины;

– рост спроса на специалистов, обладающих «цифровой ловкостью» (digital dexterity) — способностью и желанием использовать новые технологии в целях улучшения бизнес-результатов.

На российском рынке труда ожидается рост спроса на кадры высокой ИТ-квалификации в среднесрочной перспективе. В частности, вырастет потребность в кадрах по таким перспективным направлениям, как искусственный интеллект, анализ больших данных, робототехника, виртуальная реальность, Интернет вещей. В настоящее время уже отмечается существенная нехватка трудовых ресурсов с необходимыми цифровыми компетенциями. Российские вузы ежегодно выпускают около 25 тыс. ИТ-специалистов, из которых лишь 15 % готовы к немедленному трудоустройству. Средний срок адаптации выпускника на рабочем месте составляет от 0,5 до 1 года. Серьезным барьером является также дефицит специалистов, способных обучать актуальным навыкам в сфере цифровых технологий. Учитывая инертность системы формального образования и динамичную смену технологий, компании будут испытывать растущий дефицит кадров [5, с. 380].

Анализ эффектов внедрения прорывных технологий ведущими корпорациями показывает, что главным последствием автоматизации и роботизации является не уничтожение рабочих мест, а их обновление.

Особенно востребованными будут специалисты, выполняющие высокоуровневые задачи — управление людьми, коммуникацию с контрагентами, поиск нестандартных решений, разработку методологии — и обладающие необходимым набором «мягких» навыков. Организации и их кадровые службы должны будут перейти на модель гибких карьерных траекторий, с учетом возможных переходов персонала из одних функциональных блоков в другие вследствие автоматизации их функционала частично или полностью [4].

Трансформируется само понятие профессии, поскольку набор компетенций, которыми должен обладать работник, получивший подготовку по определенной профессии или специальности, перестает быть фиксированным, статичным; профили компетенций становятся изменчивыми, они модифицируются вслед за технологическими и организационными изменениями, превращаются в «динамические портфели». В этой ситуации особо возрастает роль качественного подхода к прогнозированию кадрового обеспечения организации. Компании должны ориентироваться не на штат сотрудников, а на организационный «skills stock», т. е. на совокупный «портфель компетенций» сотрудников разных профессий, который позволяет формировать под конкретные задачи и проекты разные наборы компетенций, необходимые в каждом случае.

Необходимо констатировать, что в условиях цифровой экономики развиваются нетрадиционные формы занятости. Многие специалисты предпочитают работать неполный рабочий день вне стен офиса, развивается сфера фриланса. При этом следует констатировать, что молодым специалистам легче адаптироваться к современной системе занятости, развивать необходимые компетенции.

В то же время необходимо учитывать, что в цифровую эпоху увеличивается нагрузка на работающее население. Специалисту, для того, чтобы оставаться востребованным в своей сфере, необходимо регулярно получать новую информацию, использовать внутренние ресурсы для повышения собственной работоспособности. В отдельных случаях несоразмерность требований работодателей может привести к развитию стресса у сотрудников.

Таким образом, можно констатировать, что в условиях цифровой экономики происходит трансформация структуры занятости, меняются формы занятости. Современному работнику необходимо учитывать не только требования работодателя, но и тенденции развития общества, оставаясь компетентным в своей сфере.


Фото Fabian Bimmer / REUTERS
Фото Fabian Bimmer / REUTERS

В ближайшие годы российскую экономику ждут серьезные изменения. Множество бизнесов и компаний прекратят свое существование, другие потеряют прибыльность, и на их место заступят совершенно новые игроки. Самый серьезный удар придется по рынку труда. Причина тому — новые технологии. Сейчас в мире живет 7 млрд человек, из них примерно 3,5 млрд — это трудоспособное население старше 15 лет. А рабочие места существуют только для 1,2 млрд. Мы стоим на пороге самой крупной безработицы в истории человечества. Чтобы выжить, приспосабливаться придется всем: государству, частным компаниями и самим работникам.

На начало 2018 года уровень безработицы в России составлял всего 5,2%. Это около 4 млн человек. На первый взгляд кажется, что цифры довольно низкие. Но это только официально охваченное население, вставшее на учет. Более показательными являются цифры самозанятости. По разным оценкам, от 15 до 22 млн россиян находят себе оплачиваемое занятие вне государственного или «белого» коммерческого сектора. Это репетиторы, няни, арендодатели-рантье в крупных городах, собиратели грибов и ягод — огромный теневой сектор, главным образом в сфере услуг.

Многие россияне живут в дотационных регионах, где главный источник доходов — пенсия их родителей и какие-то социальные пособия. Они не регистрируются на бирже труда, так как это просто бесполезно, а потому не попадают в официальную статистику. Получается, что если мы возьмем максимальные оценки, то уже сейчас 26-30 млн из 75 млн трудоспособных жителей России находится вне легального рынка труда. И ситуация эта будет только ухудшаться.

Цифровая трансформация и безработица

Главный экономический тренд нынешний эпохи — цифровая трансформация бизнеса. Долгое время под этим термином понимали исключительно перевод и хранение в цифровом формате традиционных форм данных, а также переход медиа с аналоговых носителей в онлайн. Сейчас цифровая трансформация пошла дальше. Теперь технологии интенсивно внедряются во все сферы бизнеса и классические индустрии, до этого не менявшиеся десятилетиями. Влияет она также на рынок труда: из недавнего доклада WEF следует, что в ближайшем будущем роботы уничтожат в мире больше 75 млн рабочих мест, хоть и создадут 133 млн новых.

В основе цифровой трансформации лежат несколько ключевых технологий: искусственный интеллект; роботизация промышленности и бизнес-процессов; многоканальный сбор больших данных, их анализ и применение на их основе инструментов поведенческой экономики — как для предугадывания и удовлетворения спроса и желаний потребителей, так и активного их формирования.

Существует еще два фактора. Во-первых, это гаджетизация и мобильность — львиная доля потребителей сейчас имеют смартфоны и другие гаджеты. Соответственно изменяется и потребление — медиа (не так давно количество просмотров роликов на YouTube с мобильных устройств опередило число просмотров с десктопов), услуг и товаров. Навстречу «мобилизации» потребителей идут компании-платформы. Это совершенно новая бизнес-модель, которая связывает конечных потребителей с поставщиками, чаще всего через какой-то интерфейс, например мобильное приложение.

Что делать работникам

Сейчас каждый должен уяснить, что таких понятий, как «профессия», «стабильная занятость», «карьера» в классическом понимании этого слова, уже нет. И больше никогда не будет. Причем от квалификации сотрудника это не зависит. Есть примеры, когда бывший частный охранник стал системным администратором, полностью и радикально сменив профиль деятельности. А есть примеры, когда инвестиционные банкиры годами сидят без работы, потому что в России практически не осталось инвестиционных банков, но они продолжают надеяться на чудо.

Общая закономерность следующая. Для «синих воротничков» количество рабочих мест сократилось примерно на 20%. Ниш для низкоквалифицированных работников все меньше, а потому им все труднее заработать свои деньги. Среди «белых воротничков» произошло перераспределение. Как и у «синих», количество рабочих мест также сократилось на 20%, но взамен исчезнувшим пришли новые. Статус-кво примерно сохранился, однако ситуация потребовала от многих людей переучиваться, получить второе высшее образование и в целом не сидеть на ровном месте. Поэтому ключевой навык сейчас — это постоянное самообразование и получение новых компетенций, создание их гибкого набора, позволяющего приспособиться к любым изменениям.

Параллельно возник и расширился так называемый «креативный класс». Это люди, создающие культурный, интеллектуальный и символический капитал — художники, дизайнеры, писатели, журналисты, ученые и преподаватели. Многие государства сейчас интенсивно наращивают свой «креативный класс», так как он является локомотивом для общего экономического роста. В Сингапуре таких людей в настоящий момент более 50%, в России около 20-25%, но по факту не больше 5-7%, так как только эта доля владеет английским языком. А без его знания невозможно быть встроенным в мировые тренды, а значит, и являться частью всемирного «креативного класса».

Что делать бизнесу

Всем компаниям предстоит сделать одно и то же. Во-первых, посмотреть, каков средний уровень цифровизации в их индустрии, и понять, насколько они ему соответствуют. Приближаются ли они к лидерам или же серьезно отстают. После этого руководителям компании нужно ответить себе на простой вопрос: «Приведет ли цифровизация моей индустрии к потере выручки компании, если не предпринять каких-то шагов?» Интересно, что Массачусетский технологический университет регулярно проводит опрос CEO, задавая именно этот вопрос. Три года назад только 10% отвечали на него утвердительно. В этом году 70% CEO считают, что платформы и экосистемы отнимут у них до 30% выручки.

Здесь всегда работает следующая схема. Ее можно использовать как совокупность индикаторов. Сначала у компании падают продажи. Руководству необходимо выяснить, упали продажи только у них или у конкурентов тоже? Затем падает прибыльность. Фирма пытается снижать издержки, однако это не помогает. Наступает финансовый коллапс. Уже первый индикатор — падение всего рынка — говорит, что с текущей бизнес-моделью что-то не так.

Другой аспект, на который компаниям необходимо обратить внимание, — это производительность труда. Чаще всего она напрямую связана с цифровизацией. Хороший пример можно привести из нашей автомобильной отрасли. Еще в 2000-х уровень производительности труда в автоотрасли составлял в России $30 000 на человека. В Китае тогда же — $150 000. А в мире — $300 000—500 000. В общем, такие показатели российского рынка означали полную неконкурентоспособность на глобальном уровне.

Решением проблемы стали массовые сокращения. Так, на ГАЗе из 120 000 работников уволили 30 000. Но сокращения — только первый шаг. Необходимо переучить других сотрудников, а также найти новых, способных работать по современным технологиям.

Кстати, автомобильная промышленность (а также все связанные с ней сопутствующие индустрии) — одна из двух отраслей, по которым цифровизация ударит сильнее всего. В автомобиле сотни деталей. А в электромобиле Tesla всего 70! Чтобы его собрать, нужно меньше времени и почти не требуется ручного труда. В нем не надо менять масло. Нет необходимости в многочисленных производствах и складах автозапчастей. Умрет большинство автомастерских, сервисных центров, автозаправок. Tesla почти полностью собирается роботами уже сейчас.

Вторая отрасль — строительство, в том числе дорог. Строительство долгое время было самой консервативной индустрией. Везде производительность труда росла, а в строительстве, наоборот, падала. Но сейчас ситуация меняется и тут. Две технологии, не так давно получившие широкое распространение, уже серьезно изменили способы ведения бизнеса в этой отрасли. Это префабрикация (и примыкающая к ней 3D-печать) и информационное моделирование здания.

Префабрикация позволяет быстро собирать любые здания из готовых деталей, как конструктор. Детали можно делать как на заводе железобетонных изделий, так и печатать на 3D-принтере. Цифровое моделирование позволяет найти ошибки архитекторов еще на стадии проекта, заметно сэкономить время, ресурсы и рабочую силу.

С моей точки зрения, именно строительным компаниям и автоиндустрии в ближайшее время придется или максимально быстро адаптироваться к изменениям, или же принять неизбежное и уйти с рынка навсегда. Как и всем, кто не готов меняться уже сегодня. Выбор только за лидерами.

Стремительный рост численности населения вынуждает регуляторов к поиску сбалансированных решений, способных удовлетворять растущие запросы человечества и одновременно снизить влияние экономической деятельности на окружающую среду. Выход — сокращение использования природных ресурсов и переход к циклической экономике. Как ни парадоксально, эти процессы позитивно скажутся и на рынке занятости. Даже если Россия останется в стороне от экономики замкнутого цикла, изменения, вызванные «циклической» трансформацией в других странах, отразятся в структуре и ее экономики.

Среди множества определений и интерпретаций термина «циклическая экономика» наиболее распространенным считается описание трех принципов, сформулированных Фондом Эллен Макартур (The Ellen Macarthur Foundation): максимально длительное использование материалов и вещей, поиск безотходных решений и сокращение углеродного следа, а также восстановление природных систем. Идея перехода к экономике замкнутого цикла стала ответом на проблемы, созданные господствующей линейной моделью производства и потребления: извлечение природных ресурсов—производство и использование—захоронение отходов. Главная проблема этой модели — естественные ограничения: ресурсы природы, как и территории, отведенные под свалки, не бесконечны.

Оценки «циклической» трансформации

Предполагается, что более рациональное использование сырья стимулирует переход от экономики ресурсов к экономике труда. Первый системный прогноз, как именно и в каком объеме этот переход изменит мировой рынок занятости, сделали в ОЭСР. В докладах «Влияние циклической экономики на рынок труда» (май 2020 года) и «Рынок занятости при переходе на циклическую экономику» (август 2020-го), опираясь на существующие рыночные данные, аналитики организации рассчитали модельную реакцию мировой экономики на введение налога на первичное сырье на период до 2040 года (базовый год — 2017-й).

По расчетам ОЭСР, введение принципов замкнутого цикла в экономические системы принесет двойные дивиденды. С одной стороны, это рост налоговой нагрузки на социально неодобряемые действия (как загрязнение окружающей среды), с другой — снижение экономического бремени на социально одобряемые способы заработка (трудовые доходы). Занятость населения при суммарном снижении использования первичных материалов (см. график №1) на 7,2% к 2040 году не только не пострадает, но и прирастет на 2% (а в ряде отраслей и на 7%). В целом циклическая экономика приведет к росту доходов населения во всех регионах мира (по показателю ВВП на душу населения) без расходования дополнительных бюджетных средств, то есть без роста фискальной нагрузки для обеспечения перехода к новой модели.


Модель ОЭСР демонстрирует, что внедрение принципов циклической экономики в мире повлечет за собой изменения даже в тех странах, которые воздержатся от активного участия в этом процессе. Это особенно интересно, если не забывать, что страны «большой семерки» начали обсуждать условия перехода к циклической экономике еще в 2015 году, страны G-20 — в 2017-м, а Китай, Финляндия, Франция и Нидерланды уже опубликовали стратегии и «дорожные карты» транзита к новой экономической модели.

Владимир Путин в апрельском послании Федеральному собранию заявил, что в контексте перехода к экономике замкнутого цикла в РФ будут реализованы принцип «загрязнитель платит» и механизм расширенной ответственности производителей и импортеров за утилизацию товаров и упаковки. Впрочем, сколько-нибудь системной программы по переходу на экономику замкнутого цикла в России пока не существует. В ответ на запрос «Ъ-Регенерации», есть ли исследования о том, что такой переход будет означать для российской экономики и сферы занятости, в Минтруде ответили, что «в случае изменения структуры экономики, безусловно, изменится и рынок труда. В рамках долгосрочного прогнозирования на десятилетний период сейчас проводится оценка отраслевых стратегий для взаимоувязки потребностей экономики с имеющимся кадровым ресурсом».

За последние 50 лет интенсивность добычи первичного сырья утроилась и без внедрения изменений к 2060 году вырастет еще вдвое. 90% добываемых в мире ресурсов приходятся на пять отраслей: строительство, металлургия, нерудные ископаемые (гравий, щебень, песок, керамзит), производство энергии и продуктов питания. В то же время эти отрасли обеспечивают лишь 15% мировой занятости. Сокращение использования первичного сырья, следовательно, приведет к незначительной потере рабочих мест, тогда как переработка, восстановление и шеринговые модели потребления легко поглотят высвобождаемые таким образом трудовые ресурсы. Более того, моделирование прогнозирует не только сохранение общего числа рабочих мест в мире, но и их прирост на 2%.

На конъюнктуру занятости повлияют в том числе цифровизация, роботизация и переход от товарной экономики к экономике услуг, поддержанные ростом доходов, изменениями моделей производства и потребления, а также паттернов международной торговли и конкуренции. Само собой, метаморфозы отраслей и регионов занятости не будут однородными и исключительно позитивными. Помимо создания новых рабочих мест рынок труда ждет перераспределение занятых, переосмысление профессий и даже полная ликвидация некоторых сфер найма. В российском Минтруде основными трендами, которые будут влиять на ситуацию на рынке, называют «рост производительности труда, модернизацию рабочих мест из-за смены технологических укладов, развитие сервисных секторов и новых форм занятости, в том числе платформенной и дистанционной».

Изменения в секторах и регионах

В модели ОЭСР наибольшее количество новых рабочих мест появится в индустрии переработки — к 2040 году число занятых в ней вырастет до 48% (см. графики 2 и 3). Обработка и применение вторичных материалов к этому же сроку прирастет на 27%. Потребуются кадры и для возобновляемой энергетики. Кроме того, исследователи прогнозируют значительный рост занятости в производстве продуктов и услуг, которые придут на смену тем, что задействовали ископаемое сырье, но из-за отсутствия данных о пока не существующих производствах точное моделирование занятости здесь невозможно.


Создание большого числа новых рабочих мест аналитики напрямую связывают и с переходом к экономике услуг — одному из самых трудоемких секторов. Его развитие напрямую влияет на создание новых рабочих мест (в отличие от производств, где корреляция между увеличением выпускаемой продукции и количеством рабочих мест сравнительно слабая). Потребность продления жизни вещей вызывает появление сервисов по ремонту, восстановлению и демонтажу. Шеринговые механизмы тоже требуют обслуживания. Но так как бум в этой области происходит не только благодаря циклической экономике, точную оценку прироста занятости исследователи тут не дают, хотя и очевидно, что экономика замкнутого цикла придаст сервисным секторам дополнительное ускорение и масштаб.

Наиболее заметной циклическая трансформация экономики, в том числе сокращение рабочих мест, ожидается в странах, где добывающий сектор играет значительную роль (например, в Австралии, Новой Зеландии и Индонезии). Но эффект не будет равномерным. Например, в добыче и обработке нерудных материалов, которые не пригодны для экспорта из-за большого веса и низкой стоимости, в странах с вялым внедрением экономики замкнутого цикла или вообще отказавшихся от нее, ожидается рост спроса на внутренних рынках. В России, согласно прогнозу, введение налога на первичное сырье стимулирует создание новых рабочих мест (на 0,15%), которое вдвое компенсирует их сокращение (на 0,08%).

Борис Моргунов, директор Института экологии НИУ ВШЭ, настроен более скептически: «Для России, где добывающая отрасль составляет значительный процент рынка труда (по данным Росстата), такие изменения в экономике могут оказать негативное воздействие: сокращение производственных мощностей и, как следствие, рабочих мест. Будут ли созданы новые рабочие места на предприятиях переработки — не ясно. Но мы находимся в самом начале пути к экономике замкнутого цикла — говорить о ее реальном влиянии на занятость преждевременно». Моделирование же показывает, что даже если Россия останется в стороне и не примет участия в развитии экономики замкнутого цикла на страновом уровне, то изменения, вызванные циклической трансформацией в других странах, отразятся в структуре и российской экономики, хотя и в меньшей степени.


Помимо добывающей отрасли сокращение занятости ожидается во всех отраслях, завязанных на первичное сырье: металлопрокат, нерудные ископаемые, производство продуктов питания и другие. Значительное перераспределение географии производств и вслед за ними рабочей силы произойдет в электронике, топливной энергетике, машиностроении, транспортном оборудовании, химической и бумажной промышленности, сельском хозяйстве и коснется других отраслей. Такие производства переместятся из стран с жестким регулированием и высокой налоговой нагрузкой в страны с более мягкими режимами. При этом, несмотря на рост цен на первичное сырье, страны, занимающиеся его импортом и обработкой, практически не пострадают. Благодаря следованию принципам максимально эффективного использования материалов и длительного пользования готовыми продуктами производства станут более трудоемкими, а следовательно, вырастет потребность и в работниках, и в их качестве.

Запрос на новые навыки

Переход на более эффективное обращение с сырьем потребует от сотрудников новых знаний и навыков. Здесь авторы исследования выделили два ключевых тренда. Во-первых, значительный рост спроса на междисциплинарные навыки, связанный с тем, что экономика замкнутого цикла подразумевает плотное взаимодействие с элементами циклической системы, лежащими за пределами одного департамента, индустрии и даже страны. А во-вторых, развитие дополнительных навыков в текущей занятости. А вот появление принципиально новых профессий, непосредственно связанных с циклической экономикой, будет довольно сдержанным — на этот процесс скорее будут влиять другие рыночные тренды: цифровизация, рост сектора услуг, автоматизация и прочее.

Как отмечают в Минтруде, «по предварительным оценкам, больше чем для половины работников в ближайшие десять лет будет актуально дополнительное обучение или обновление знаний. 15% мест будут замещены на более высококвалифицированные кадры». Чтобы обеспечить потребности экономики в кадрах, Минтруд перестраивает модель центров занятости: вводятся услуги по карьерному консультированию, разрабатываются сервисы по перспективному мониторингу рынка труда, моделированию прогнозов кадрового спроса и оценки востребованных навыков.

Еще один эффект циклической трансформации — экономия населения на более длительном использовании одних и тех же товаров. По оценкам Фонда Макартур, внедрение принципов циклической экономики не только позитивно скажется на окружающей среде и климатических изменениях, сократив образование парниковых газов на 48%, но и подтолкнет население к более рациональному применению материалов, необходимых для производства товаров повседневного спроса. Вызванная этим экономия оценивается в $700 млн ежегодно.

Цифровизация и пандемия ускорили преобразования на рынке труда. Теперь во всем мире люди будут терять работу не только из-за распространения новых технологий, как предсказывалось ранее, но и из-за экономического кризиса, утверждается в докладе Future of Jobs («Будущее рабочих мест 2020»), опубликованном недавно Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Согласно докладу, к 2025 г. новые технологии уничтожат 85 млн рабочих мест и создадут взамен 97 млн новых. Но эти новые рабочие места будут появляться значительно медленнее, чем ожидалось раньше, а старые рабочие места начнут исчезать, напротив, быстрее.

Авторы доклада подсчитали, что в ближайшие пять лет доля излишних рабочих мест в экономике снизится с 15,4 до 9% (на 6,4 п. п.), а доля мест в новых профессиях возрастет медленнее – с 7,8 до 13,5% (на 5,7 п. п.). Более всего будут востребованы специалисты по анализу данных, по искусственному интеллекту и машинному обучению, по цифровому маркетингу и стратегии, по автоматизации. А упадет спрос на специалистов по вводу данных, секретарей, бухгалтеров, заводских рабочих, администраторов, механиков. Доклад основан на данных опроса руководителей высшего звена, ответственных за кадровую политику, стратегию и инновации в компаниях, которые работают в 26 странах в 15 отраслях экономики и социальной сферы.

Сокращения преобладают

По мнению ВЭФа, пандемия COVID-19 значительно усугубила неравенство на рынке труда, впервые с кризиса 2008–2009 гг. остановила рост занятости и ускорила развитие четвертой промышленной революции и всеобщую цифровизацию. Все это происходит на фоне полного экономического локдауна в 100 странах мира с середины марта по середину апреля 2020 г.

По прогнозам ОЭСР, при неблагоприятном развитии ситуации с коронавирусом к концу 2020 г. безработица в мире может достигнуть 12,6% и опуститься до 8,9% только к концу 2021 г. Но уже сейчас примерно 15% всей рабочей силы в 35 странах (примерно 97,3 млн человек) находится под высоким риском увольнения или сокращения, приводят данные МВФ авторы доклада.

Рынок труда – 2039

Работодатели же заявляют, что к 2025 г. реформы в компаниях приведут к изменению бизнес-целей, структуры рабочих мест и набора навыков, необходимых работникам. 43% компаний намерены сократить число рабочих мест из-за внедрения новых технологий, 41% планирует активнее привлекать подрядчиков для специализированных работ, и только 34% планируют благодаря технологиям создать новые рабочие места.

Автоматизация и удаленный труд

В ближайшие годы быстрые темпы внедрения технологий останутся неизменными и могут ускориться только в некоторых отраслях, пишут авторы доклада. Наибольший интерес компании сейчас проявляют к облачным вычислениям и технологиям, связанным с большими данными и электронной коммерцией. Вырос также интерес к шифрованию, роботизации и искусственному интеллекту.

По прогнозам, к 2025 г. люди и машины будут тратить одинаковое время на выполнение текущих задач. И 84% работодателей уже сейчас нацелены на цифровизацию многих рабочих процессов, включая значительное расширение дистанционной работы. Потенциально на удаленный режим могут перевести 44% рабочей силы, и это последствие не только цифровизации, но и пандемии.

Пандемия, говорится в докладе, разделила работников на три категории: жизненно необходимый для организаций персонал, который работает на местах (сотрудники, занятые в доставке, медработники, работники продовольственных магазинов, сельскохозяйственные работники), удаленные работники, которые могут работать дистанционно и, вероятно, сохранят свои рабочие места, и уволенные временно или окончательно работники – в основном из секторов, наиболее пострадавших от кризиса. Все эти три типа работников сталкиваются сейчас с изменением методов работы и нуждаются в дополнительном обучении: персонал, работающий на местах, должен заботиться о своей физической безопасности, удаленные работники должны овладеть цифровыми технологиями и научиться работать из дома, совмещая это с семейными обязанностями, а люди, потерявшие работу, вынуждены задуматься о переквалификации.

компаний планируют сокращать рабочие места к 2025 г. из-за внедрения новых технологий, согласно докладу ВЭФа

Пандемия показала, что новые гибридные форматы работы можно использовать в большей степени, чем раньше, но многие руководители по-прежнему сомневаются, что переход на дистанционную работу способен повысить производительность труда. 78% руководителей ждут негативного влияния нынешнего способа работы на производительность труда.

Переобучение не гарантия

Работодателям придется массово переучивать сотрудников. По данным доклада, компании уверены, что 40% их работников будут нуждаться в переобучении уже в течение шести ближайших месяцев. К основным навыкам, которыми должны овладеть работники к 2025 г., относятся: критическое мышление, умение анализировать и находить комплексное решение проблем, навыки самоуправления и активного обучения, стрессоустойчивость и гибкость.

По данным опроса, в этом году в 5 раз выросло число работодателей, которые предоставляют работникам возможность обучаться онлайн, и в 9 раз выросло число тех, кто обучается онлайн по госпрограммам. При этом сотрудники, сохранившие работу, больше внимания уделяют личностному развитию. А потерявшие работу сосредоточиваются на обучении цифровым навыкам: они изучают анализ данных, информатику и информационные технологии.

Тем не менее возможностей для переподготовки сейчас стало меньше, чем раньше. Это относится и к тем, кто продолжает работать по профессии, и к тем, кто рискует потерять работу из-за коронакризиса и цифровизации. Работники, которые сохранят рабочие места, скорее всего, в течение пяти лет поймут, что доля новых навыков в их работе теперь доходит до 40%. Значит, вероятность, что переподготовка решит проблемы поиска новой работы или сохранения старой, уменьшится.

Почему службы занятости плохо помогают найти работу

Почти 17% опрошенных работодателей сомневаются в возврате инвестиций в образование сотрудников. Хотя большинство (66%) рассчитывает окупить вложения.

В среднем работодатели надеются, что к 2025 г. квалификацию повысит более 70% сотрудников. С помощью переобучения работодатели также надеются перераспределить внутри организаций почти 50% работников, чьи позиции были сокращены из-за автоматизации и расширения производства.

Меньше автоматизации, больше удаленки

По данным доклада ВЭФа, сейчас 76,9% компаний по всему миру готовы оставить своих сотрудников на удаленном режиме работы, 73,1% собираются ускорить цифровизацию бизнес-процессов, 57,7% ускорят автоматизацию, а 38,5% ускорят организационную трансформацию. В России выше доля перешедших на дистанционную работу – 80,6%. Однако российский рынок труда, по данным опросов ВЭФа, отстает по темпам автоматизации и организационных реформ: только 47,2% респондентов сообщили о повышении уровня автоматизации (на 10 п. п. ниже, чем в мире), 30,6% – об ускорении организационных преобразований (на 8 п. п. меньше).

Цифровые навыки населения России оцениваются в 66% по шкале в 100%, а навыки, нужные для бизнеса, – в 59,2%. Это хуже, чем в США, где уровень цифровых навыков населения оценивается в 69,4%, а навыков, нужных для бизнеса, – в 69,7%.

В России в структуре занятости значительное место занимают специалисты высшего и среднего уровня квалификации, но также велика доля простых профессий, таких как продавцы, водители, охранники, говорит Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых отношений Высшей школы экономики. По словам Гимпельсона, цифровизация рождает спрос на высококвалифицированных айтишников, но не уничтожает нерутинные малоквалифицированные рабочие места, а страдает сегмент средней квалификации, поскольку автоматизация заменяет рутинный труд. В пандемию, рассуждает он, в России вырос спрос на курьеров, при этом сохранялся спрос на квалифицированных программистов, но резко сократился запрос на специалистов среднего звена. Это может быть проявлением поляризации рынка труда, вызванной цифровизацией, которая ускорена пандемией, говорит он.

Пока спрос на специалистов с новыми цифровыми навыками в России ограничен, несмотря на текущий дефицит, и в основном требуются специалисты традиционных профессий, а доля отраслей будущего в экономике крайне мала, замечает Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners и куратор исследования ВЭФа в России. Поэтому многие пока не почувствовали никакого эффекта от переобучения и освоения новых знаний и навыков в пандемию, говорит Гимпельсон. Когда на рынке труда нет спроса на новые компетенции, нет смысла учиться, считает он.

В России стоимость труда насколько низка, что автоматизации труда рабочих (и соответствующих кардинальных изменений на рынке труда) не произойдет еще 15 лет, полагает партнер компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн. Он считает, что всеобщая автоматизация произойдет в России тогда, когда ее уже нельзя будет откладывать, а до этого времени новые цифровые навыки будут нужны не более чем 3–5% работающих россиян.

Читайте также: