Как не оказаться безработным обществознание 8 класс

Опубликовано: 01.10.2024

Вопрос 1. В чём заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Каковы экономические цели и функции государства? Чем объясняется неравенство доходов? Какие возможны экономические меры социальной поддержки населения? Что такое предпринимательская деятельность?

Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Основные особенности капиталистической экономики:

• Свобода предпринимательского выбора

• Опора на рыночную систему

• Ограниченная роль государства

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:

• повышение благосостояния и качества жизни населения в России;

• обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;

• усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной

• конкурентоспособности России и ее регионов;

• развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;

• улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

• формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;

• регулирование кредитно-денежной системы страны;

• развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;

• защита и охрана всех видов собственности;

• формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

• помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедности в социальное бедствие и причину политических конфликтов;

• охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг.

Неравенство доходов людей изначально обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объёмом находящихся в их собственности факторов производства.

Неравенство в доходах может быть связано и с не зависящими от человека различными жизненными обстоятельствами. Например, один оказался удачливым золотоискателем и нашёл золотую жилу. Другому богатый родственник по завещанию оставил крупную сумму денег. Третий разорился в результате наводнения. Четвёртый потерял работу и стал безработным. Пятый получил инвалидность и стал нетрудоспособным.

Помощь социально не защищённым группам населения государство осуществляет прежде всего через социальные выплаты и социальное обслуживание. Программы социальной помощи предполагают безвозмездные выплаты стипендий, пенсий, пособий нуждающимся. Социальные выплаты включают также систему льгот для особо нуждающихся групп населения. В России граждане, достигшие пенсионного возраста, получают пенсию по старости (мужчины — с 60 лет, женщины — с 55 лет). Существуют также пенсии по инвалидности, за выслугу лет и др. Некоторые категории населения получают льготы, например на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг.

Предпринимательство, предпринимательская деятельность — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.

Вопрос 2. Каждый ли имеет право на труд? Какой труд важнее — умственный или физический? Может ли подросток совмещать учёбу и работу? От чего зависит размер заработной платы? Как не оказаться безработным?

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Оба труда важны. Без физического труда не построишь дом, без умственного труда не спроектируешь этот дом. Например, в профессии «хирург» совмещаются и умственный и физический труд.

Подросток может совмещать учебу и работу.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Вопрос 3. Как изменяется труд в рыночной экономике? Какое влияние эти изменения могут оказать на занятость работников в условиях конкуренции работодателей?

Рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями. Создание системы государственных гарантий, социальной защищённости граждан от безработицы. Нужно ускорить процесс формирования. Инфраструктуры рынка труда, где для наёмных работников должна быть создана реальная возможность выбора конкретной формы деятельности в соответствии с личными склонностями и квалификацией, где существовала бы конкуренция не только работников, но и работодателей.

Вопрос 4. Почему безработица сопутствует рыночной экономике?

Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом. В статье 37 Конституции РФ указано: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещён». Трудовой кодекс РФ (ст. 2) признаёт право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

С развитием рыночных отношений в обществе на смену общественному и коллективному труду приходит преимущественно частный индивидуальный труд. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа.

Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей (в частности, свобода принятия решения о найме и использовании работников) и добровольность занятости в рыночной экономике (работник обладает свободой выбора наиболее выгодного варианта приложения своего труда) приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Это способствует возникновению такого связанного с занятостью явления, как безработица. Она является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.

Безработица — положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное занятие).

Вопрос 5. Кто относится к категориям занятых и безработных?

Занятость — деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход. К занятым относятся граждане, работающие в качестве наёмных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (например, предприниматели, фермеры), избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учёте в службе занятости.

Вопрос 6. Как определить уровень безработицы в стране?

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности трудоспособного населения, выраженное в процентах:

Численность трудоспособного населения уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5—6%. В российской экономике, переживающей рыночную перестройку, этот показатель претерпел серьёзные изменения, связанные с нестабильным развитием экономики (чередование периодов спада и подъёма).

Вопрос 7. Чем вызвана безработица?

Одна из причин безработицы связана с изменением потребительского спроса на товары и услуги. Это влечёт за собой соответствующие изменения в производстве: применение новых технологий, свёртывание старых производств, совершенствование рабочих мест (например, повышение их технической оснащённости). Многие виды товаров исчезают, спрос на одни профессии уменьшается, на другие, включая новые, увеличивается.

Безработными в первую очередь становятся работники, чья профессия, квалификация и опыт не соответствуют технической перестройке производства. Чтобы включиться в процесс производства, работнику приходится переучиваться или повышать квалификацию. Бухгалтер, привыкший работать с калькулятором, лишится работы с внедрением на его предприятии компьютеров. Он будет безработным, пока не освоит компьютерные программы или не получит иную профессию.

Другая причина безработицы связана с поиском или ожиданием получения рабочего места гражданином. Среди безработных есть те, кто впервые ищет работу. Например, выпускник колледжа или вуза может числиться безработным, пока не найдёт места, соответствующего его специальности и уровню подготовки. Другие вынуждены менять работу. Причины смены работы бывают разные: поиск лучших условий труда и его оплаты, потеря интереса к профессии, увольнение, переезд на другое место жительства и т. п.

Безработица может быть вызвана таким явлением в развитии экономики, как спад производства (например, в условиях экономического кризиса). Он характеризуется сокращением производства и потребления. С сокращением выпуска продукции происходит увольнение ранее занятых работников и сокращение рабочих мест.

Экономисты также связывают некоторый уровень безработицы с особенностями производства в определённое время года. Они отмечают так называемую сезонную безработицу. Она вызвана изменением объёмов производства в отдельных отраслях экономики. Например, в сельском хозяйстве или в рыболовной отрасли в связи с сезонным характером деятельности.

Вопрос 8. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

Высокий уровень безработицы влечёт за собой серьёзные экономические и социальные последствия. Экономисты при расчёте потерь от существующего уровня безработицы учитывают следующее: расходы Государственного фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным, потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата), потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога).

Основная экономическая цена безработицы — несозданный продукт, что влечёт снижение общего объёма производимых в стране экономических благ. Рост безработицы ведёт также к сокращению потребительского спроса. Напомним, что зарплата — один из основных источников дохода большинства граждан и их семей. Отсутствие этого источника вынуждает их сокращать до минимума свои расходы. Всё это препятствует росту благосостояния всех граждан страны.

Для общества и отдельных граждан важна и социальная сторона безработицы. Человек лишается важного источника дохода — заработной платы, а нередко теряет и квалификацию. В результате снижения доходов из-за безработицы происходит падение благосостояния граждан. Размер пособия по безработице не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги.

Безработица — серьёзное испытание для самого безработного. Он теряет, как правило, чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его физическое и психическое состояние. Особенно опасна безработица среди молодёжи, чья недостаточная профессиональная подготовка или отсутствие специальности затрудняет решение проблемы трудоустройства. В этих условиях некоторая часть молодёжи может выбрать для удовлетворения своих потребностей образ жизни, не связанный с трудовыми усилиями, и пополнить преступную среду.

Вопрос 9. Как государство обеспечивает занятость?

Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы.

Правительство России решает эти задачи в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации». Для обеспечения занятости государство стремится снизить уровень безработицы, принимая следующие меры: создание условий для переподготовки и повышения квалификации работников (деятельность центров профориентации, учебных центров), предоставление информации о потребностях фирм в работниках и содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий, молодёжные биржи труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства). Меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: профессиональное обучение безработных, выплата пособий по безработице, организация общественных работ.

Основными путями поиска новой работы, как подтверждают многие исследования, являются средства массовой информации, Федеральная государственная служба занятости, получение информации от друзей и знакомых, непосредственное обращение к работодателю.

Особенно в поддержке государства нуждаются самые молодые работники. Для помощи молодёжи государство предоставляет льготы по уплате налогов фирмам, использующим преимущественно труд молодых, создаёт центры обучения по наиболее востребованным профессиям.

Развивающиеся рыночные экономические отношения (рынок труда, свобода выбора, реальная безработица) требуют специальных усилий со стороны общества для оказания помощи подросткам и юношеству в профессиональном самоопределении. Образовательные организации стремятся оказать информационную и психолого-педагогическую поддержку будущим выпускникам школ, колледжей в решении карьерных вопросов. Учащимся необходимо осуществлять выбор оптимального варианта нахождения своего места в обществе с ориентацией не только на сегодняшний день, но и на ближайший прогноз развития страны, своего региона.

Вопрос 10. Бывшие одноклассники на школьном вечере встреч делились жизненными успехами и планами. Алексей — студент дневного отделения университета. Женя — домохозяйка, воспитывающая ребёнка. Дмитрий не работает и состоит на учёте в городской службе занятости. Татьяна, искавшая работу в прошлом году, прекратила безуспешные поиски, но по-прежнему хочет устроиться на работу.

Кто из четверых считается безработным? Поясни свой выбор.

Дмитрий не работает и состоит на учёте в городской службе занятости. Он считается безработным.

Безработный – человек в трудоспособном возрасте, умеющий и желающий работать, но не имеющий работы и трудового дохода по не зависящим от него причинам.

Вопрос 11. Заполни в своей тетради таблицу «Последствия безработицы для общества».

Экономические последствия: снижение уровня доходов семей; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги;

Социальные последствия: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; рост преступности в стране.

Вопрос 12. Рыночная экономика развивается таким образом, что со временем в ней увеличивается доля собственников и экономически самостоятельных производителей. Какое влияние оказывает на эти процессы существование такого явления в экономике, как безработица?

При безработице формируется "резерв" рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

Вопрос 13. Узнай из материалов газет и журналов, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, знание компьютера, высокая ответственность и т. п.), какие способности к труду и профессиональной квалификации (знания, практические навыки по конкретной специальности) предлагают наёмные работники в обмен на заработную плату. Попробуй составить деловой портрет работника современного производства. Проведи самооценку своих возможностей будущего трудоустройства.

Требования: Знание иностранного языка, чаще всего английского; Опыт работы по данной специальности; Знание компьютера, пи необходимости; Высшее или среднее профессиональное образование; Какие-нибудь удостоверения или права (например: водительские); гражданство РФ или временное место жительство.

Знания организационный работы, и ее взаимодействия с другими службами; умение самостоятельно разобраться (например в документах) и решить проблемы.

Как не стать безработным

  • Как выжить безработномуКак выжить безработному
  • Как найти работу при безработицеКак найти работу при безработице
  • Как доказать, что я не работаюКак доказать, что я не работаю
  • Как сократить безработицуКак сократить безработицу
  • Что такое застойная безработицаЧто такое застойная безработица
  • Как определить уровень безработицыКак определить уровень безработицы
  • Какие социальные льготы есть у безработныхКакие социальные льготы есть у безработных
  • Как встать на учёт по безработицеКак встать на учёт по безработице
  • Как открыть дело безработномуКак открыть дело безработному
  • Как встать на биржу труда не по пропискеКак встать на биржу труда не по прописке
  • Как оформить частичную занятостьКак оформить частичную занятость
  • Платят ли сейчас пособие по безработице и в каком размереПлатят ли сейчас пособие по безработице и в каком размере
  • Как встать на биржу труда
  • Как открыть рекрутинговое агентствоКак открыть рекрутинговое агентство
  • Как встать на биржу труда школьникуКак встать на биржу труда школьнику
  • Как получить пособие по безработице
  • Как оформиться на бирже трудаКак оформиться на бирже труда
  • Как быть безразличнойКак быть безразличной
  • Как встать на биржу труда в СПбКак встать на биржу труда в СПб
  • Как встать на биржу занятостиКак встать на биржу занятости
  • Как встать на биржу труда по беременностиКак встать на биржу труда по беременности

В наше время найти хорошую работу довольно сложно. Тем более, такую работу, чтоб и по душе была, и оплачивалась достойно. Но гораздо труднее, получив место в какой-либо организации, удержаться в ней , не пополнить через некоторое время армию российских безработных. Особенно эта проблема касается молодых специалистов, не имеющих большого стажа и налаженных связей. В любом случае, под сокращение штатов может попасть каждый. Как же минимизировать риск потери рабочего места? Ответ однозначен: старайтесь стать как можно более незаменимым. Пусть начальство боится потерять вас. Вот несколько советов, как в этом преуспеть.

1. Осваивайте интернет и IT

Если вы знаете, что делать, когда компьютер глючит, умеете делать сайты-визитки, разбираетесь в SMM или настройке 1С, то вам цены нет. Порой такие знания могут оказаться для вашего шефа гораздо важнее, чем то, за что вам платят деньги. Вот, например, организация перешла на новую CRM, внедрила современные стандарты ведения электронной отчетности. Единственным человеком, пожелавшим разобраться досконально с новой системой, была появившаяся здесь недавно Анжела. Прошло три месяца, и организация из-за финансовых проблем вынуждена была пойти на сокращение штатов. Как правило, в таких случаях предпочитают сохранять старых, проверенных работников, однако директор оставил Анжелу, а уволил более опытного, но остерегающегося всего нового сотрудника.

2. Английский. А лучше - китайский!

Сегодня бизнес становится все более глобальным. В недалеком будущем партнерами вашей компании могут стать иностранцы, либо фирма выйдет на зарубежные рынки. Те из вас, кто интересуется бизнес-культурой других стран, владеют языками, изучают внешнеэкономические возможности, имеют шанс выдвинуться. Изучайте языки, специфику работы на чужих рынках – и вы станете незаменимым сотрудником.

3. Сделайте фирму своей личной.

Этот подход умеют исповедовать немногие, но хороший руководитель его всегда замечает и поддерживает. На какой бы должности вы не работали, не упускайте возможности сделать компании рекламу среди друзей и знакомых. Да и среди незнакомых людей тоже. Всевозможными способами ищите для своей компании потенциальных клиентов. И да воздастся вам благодарностью, а может, даже и процентами от сделки.

4. Собирайте всю информацию.

Используйте главный принцип системы эффективного общения: нет такой информации о партнерах, коллегах, конкурентах, которая не могла бы стать полезной. Необходимые записи, адреса нужных людей, все сведения, которые могут неожиданно пригодиться в работе вам или вашему руководству – вот ваше преимущество перед остальными. Как только соберется достаточное количество полезных данных, составьте докладную записку для тех, кто может быть в этом заинтересован. Или, например, вы видите, на чем можно сэкономить время, - поделитесь этим наблюдением с коллегами. Придет время, когда будут рассматриваться новые ставки и возможности повышения, и ваша работа вам зачтется.

5. Всегда говорите «да».

Не отказывайтесь от выполнения дополнительных функций. Беритесь за все: рискуйте и пытайтесь делать то, что выше вашего профессионального уровня. Следите, чтоб это вело к вашему личностному и профессиональному росту, а не к жестокой бесплатной эксплуатации. Самый короткий путь вылететь со службы – сказать: «Это не моя работа, я это делать не обязан». Даже если вдруг что-то не получится сразу, вы все равно научитесь новому и полезному.

6. Предлагайте бонусы.

Если вы готовы откликнуться на призыв помочь фирме, если готовы в сложный период пойти на компромиссы, касающиеся сверхурочных или снижения премии – ваш руководитель будет знать, что вы не оставите компанию в тяжелую минуту, а наоборот – постараетесь поддержать.

7. Всегда стремитесь к большему .

Регулярно изучайте все, что связано с вашей отраслью, с вашей профессией, с новейшими достижениями, с успехами и неудачами конкурентов. Возьмите за правило постоянно генерировать новые идеи, способные принести компании прибыль или продвижение на рынке. Станьте источником вдохновения для своих коллег.

8. Будьте хорошим собеседником.

Приучите себя всегда контролировать свое взаимодействие с коллегами. Применяйте методы эффективного общения. Будьте вежливы и внимательны. Запоминайте и фиксируйте информацию о каждом, не забывайте об их личных праздниках, интересуйтесь их настроением, опасениями, надеждами, планами на будущее. Создавайте вокруг себя атмосферу благожелательности, дружбы и взаимной поддержки. Это может стать главной характеристикой при рассмотрении вопроса о сохранении за вами рабочего места.

9. Используйте ваши навыки и компетенции.

Подбирайте удобные ситуации, когда вы можете раскрыть перед руководством и коллегами какие-то ваши особые умения. Возможно, благодаря им вы начнете движение вверх по карьерной лестнице. Например, если вы покажете, что имеете организаторские способности для проведения интересных корпоративов, либо шеф узнает, что вы можете за него написать статью в отраслевой журнал, перед вами откроются новые перспективы.

10. Готовность стараться, как шеф.

Если ваш руководитель трудоголик, то он обязательно выделит вас среди остальных, когда увидит, как вы рано приходите и поздно уходите. Если он ценит в сотрудниках какие-то особые качества, которые демонстрирует сам, научитесь быть похожим в этом на него. Настройтесь с ним на одну волну, работайте в едином ритме. Это не окажется незамеченным.

11. Не нервируйте начальство.

Не создавайте о себе представление беспокойного и нестабильного человека. Ведите себя уверенно и передавайте это чувство своим коллегам и шефу. Если сложится так, что при виде вас его волнение будет улетучиваться, вы окажетесь в ряду тех, с кем ему захочется работать всегда и при любых обстоятельствах. Избавьтесь от вредных привычек, вызывающих раздражение у окружающих. Это в любом случае принесет свои плоды.

12. Соответствуйте корпоративным правилам.

Иногда списки тех, кто попадает под вынужденное сокращение, составляются на основе критериев, прописанных в правилах внутреннего распорядка. Нарушители дисциплины, дресс-кода или субординации теряют рабочее место гораздо чаще тех, кто добросовестно следует принятым в компании нормам.

13. Сделайте личные заслуги достоянием компании.

Не хвастайтесь своими достижениями, но не давайте о них забыть другим. Всегда докладывайте руководителю о своих успехах в чем-либо, о сэкономленных деньгах, о статистических рекордах и других приятных для него вещах. Свидетельства ваших достижений могут быть всегда на виду: сертификаты и дипломы на стене, призы и другие награды на полке, хвалебные отзывы на сайтах или в прессе. Никогда не забывайте разделить успех с именем работодателя.

14. Вносите рацпредложения.

Изучая разные стороны деятельности вашей компании, вы всегда можете найти, как в ней что-то улучшить. Не бойтесь высказывать свои предложения по совершенствованию рабочих процессов, экономии денежных средств, повышению квалификации сотрудников.

15. Конкурентов надо знать в лицо.

Изучайте всех, кто работает в вашей отрасли. Внедряйтесь, если нужно. Заводите знакомства. Если вы останетесь в своей компании надолго, это всегда пригодится в работе. Если вас все-таки попросят уйти, у вас есть шансы быстро найти запасной аэродром и доказать своему бывшему начальнику, что он был не прав.

16. Излучайте уверенность и спокойствие.

Не жалуйтесь коллегам в курилке, как вам плохо живется. Не рассказывайте другим сотрудникам, как вы устали от этой работы. Не поддавайтесь настроению паники, когда крысы соберутся бежать с корабля. Будьте для всех оазисом уверенности в завтрашнем дне. И люди к вам потянутся. И при рассмотрении кандидатуры на какую-либо должность на вас обратят внимание.

17. Поддерживайте шефа, но не вылизывайте.

Начальник должен видеть в вас союзника. Здесь очень сложно не перейти черту, чтоб не попасть в разряд подхалимов. Каким бы на самом деле ни был ваш шеф, помните: короля играет свита. Его имидж, его деловая и личная репутация могут лежать в основе успешности всего бизнеса. Поддерживайте его реноме в общении с коллегами, партнерами и конкурентами. Если он будет знать о том, что вы хороший и верный союзник, то ему всегда захочется иметь рядом того, на кого можно опереться. Если ему нужна здоровая критика, сделайте так, чтоб он к вам прислушивался.

18. Хозяйничайте.

Даже если вы точно знаете, что никогда не станете руководителем и тем более совладельцем этой фирмы, все равно наводите порядок на своем рабочем месте и вокруг него. Ваше участие в повседневных делах компании, ваша забота о ней и постоянное внесение чего-то своего, личного сделает вас в глазах начальства лояльным сотрудником, с душой относящимся к своей работе и к бренду в целом.

19. Ненужный негатив оставьте за дверью.

Не вносите из окружающего мира в стены компании что-то плохое, неприятное, негативное. Проблемы, которые не касаются работы, должны остаться за ее пределами. Тем более, не стоит пытаться развивать свои, например, политические взгляды среди коллег, если это не является частью работы. Представьте, что начальство присматривается к вам, к вашему поведению, к вашим способностям самостоятельно решать свои личные проблемы, чтоб оценить, насколько хорошо вы может справляться с проблемами компании на руководящей должности.

20. Делайте что должно, и будь что будет.

Форс-мажоры случаются в жизни любого человека. И если вы даже сделали все возможное и невозможное и оказались на грани увольнения, не отчаивайтесь. Ваши усилия не были напрасными: ведь полученный бесценный опыт у вас никто не отнимет. Ведите себя так, будто уверны, что конкуренты готовы оторвать вас с руками. Быть может, это станет последним аргументом в пользу сохранения за вами должности. Или сыграет свою роль при устройстве на новую работу, где ваши навыки и старания будут оценены по достоинству.

Мартинкевич Екатерина Мечиславовна

Урок разработан согласно требованиям ФГОС. Изучение теоритического материала подкреплено закреплением с примерами, характерными для анализа современных реалий и оценки уровня безработицы, который сложился в России с марта 2020 г. Практика показала, что злободневность вопроса способна побудить учащихся применять поисковой метод в подборе точной, достоверной информации, анализировать информационные источники. Данный вид работы вызывает интерес у учеников.

ВложениеРазмер
tema_bezrabotitsa_eyo_prichiny_i_posledstviya.docx 138.51 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока обществознания 8 класс

Тема : « Безработица, её причины и последствия»

Цель : знакомство учащихся с явлением безработицы.

Образовательные – познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями, стимулируя интерес обучающихся к решению проблем, возникающих вследствие безработицы;

Воспитательные - формировать у учащихся познавательную потребность, интерес к проблемам безработицы, повысить грамотность речи, учить отстаивать собственную точку зрения;

Развивающие - развивать критическое мышление учащихся через призму обобщения представляемой информации; развивать воображение, мобильность внимания и актуализации знаний.

Личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;

Метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;

Предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости; понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебное пособие под ред. Боголюбова Л.Н. « Обществознание, 8класс», М.,из.-во «Просвщение», 2014. Проекторная доска для вывода слайдов, Ст.2 ТК РФ (Приложение 1). Стикеры – яблоко, древо – на доске.

Приветствие, настрой на урок.

В настоящее время занятость населения стала одной из острых социально-экономических проблем. Она волнует и государство, и общество, и отдельных людей. С каждым новым десятилетием ее острота все более нарастает. Это может привести к снижению социального и экономического уровня. Полная занятость, вот к чему должна стремиться любая страна. Для этого нужно проводить грамотную государственную политику в области безработицы.

Именно об этом неотъемлемом явлении рыночной экономики мы сегодня поговорим на уроке.

На экране - план урока:

  1. Безработица – спутник рыночной экономики.
  2. Виды и причины безработицы.
  3. Последствия безработицы.
  4. Роль государства в обеспечении занятости.
  1. Безработица – неотъемлемый элемент рыночной экономики, - говорят нам экономисты, социологи. А что это за процесс? Кто такой безработный? Каковы риски для трудоспособного населения?

Давайте сформулировать определение, что такое безработица из имеющихся словосочетаний на экране – не может найти работу, положение, часть, трудоспособное население, желание трудиться, экономика.

Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место). Записываем в тетрадь.

О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)

А кто у нас является трудоспособными, как вы думаете? А среди трудоспособных выделяют занятых и безработных.

Безработные наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах:

Задача на экране

Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 тысяч человек. Из них 24 тыс. дети до 16 лет, 30 тыс. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4 тыс.человек – безработные.

Безработные – 4 тыс.

Трудоспособные = 100 тыс.- 24 тыс. -30 тыс. + 4 тыс.= 50 тыс.

Уровень безработицы = 4 тыс./ 50 тыс.* 100% = 0, 08 тыс.* 100%= 8%

Нормальный уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6 %. В период экономического кризиса этот уровень может измениться.

  • Негибкость рынка труда, постоянное несоответствие потребностей соискателей и работодателей.
  • Низкий спрос на рабочую силу. В этом случае может потребоваться вмешательство государства с целью создания рабочих мест.
  • Завышенные требования работников к работодателям, например по уровню зарплаты.
  1. Давайте выделим последствия безработицы:

Безработица

Используя текст учебника с.229 – 230 определиться с тенденциями безработицы.

  • Формирует мобильный резерв рабочей силы.
  • Сдерживает необоснованные требования по повышению зарплаты, снижает уровень инфляции.
  • Усиливается трудовая мотивация работающих.
  • Недоиспользование экономического потенциала общества.
  • Снижение уровня жизни населения: может сокращаться доход работающих, потребительский спрос.
  • Потеря профессиональных навыков.
  • Рост алкоголизма, наркомании, преступности, депрессий, самоубийств.

4.Роль государства в решении вопросов безработицы.

Ребята, мы ознакомились с теорией происхождения и последствиями безработицы. Также ознакомились с источником права Ст.2 ТК РФ. Помощь в решении вопросов безработицы граждан обеспечивает закон РФ - Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 в первую очередь.

Скажите, а домохозяйка - имеет статус безработной или нет? Это действительно не безработная. Безработным лицом по закону о занятости населения является лицо, которое ищет работу и для этого стоит на учете в органах службы занятости. В последнее время в общесте и на государтсвенном уровне обсуждается соц.статус домхозяек.

?А какие обстоятельства, которые случились в марте 2020 г., повлияли на рост безработицы как в мире, так и России? С чем это связано ? Пандемия и самоизоляция 2020 г. из-за вспышки распространения короновирусной инфекции.

Предлагаю вам дома, испльзуя доп.информацию, выполнить следующее задание - таблица выведена на экран ( Задание творческое):

Экономические меры социальной поддержки населения в условиях самоизоляции в Московской области

  1. Выделите категории граждан, которым особенно нужна поддержка в условиях самоизоляции.
  2. Заполните таблицу ( ориентируемся на факты и знания, которые изложены в материале учебника и касаются самоизоляции в Московской области ).

Категории граждан, которым нужна помощь

Мероприятия, предпринятые для поддержки соц. слоев населения (нуждающихся) в условиях самоизоляции – со стороны правительства, со стороны добровольцев и волонтеров


Положение молодежи на рынке труда является противоречивым : с одной стороны, существует высокая потребность в молодежном труде, с другой стороны, уровень молодежной безработицы остается очень высоким.

Особенности экономического положения молодежи Представители молодёжи в возрасте 14-18 лет не имеют права получить работу с полным рабочим днём, а следовательно полным окладом. молодёжь зависима от института образования Отсутствие квалификации, рекомендаций, реального опыта работы делает молодых людей наименее конкурентноспособными. Более половины выпускников ВУЗов не могут устроиться на работу по специальности

Особенности экономического положения молодежи

  • Представители молодёжи в возрасте 14-18 лет не имеют права получить работу с полным рабочим днём, а следовательно полным окладом.
  • молодёжь зависима от института образования
  • Отсутствие квалификации, рекомендаций, реального опыта работы делает молодых людей наименее конкурентноспособными.
  • Более половины выпускников ВУЗов не могут устроиться на работу по специальности

Молодежь как рабочая сила

  • — несоответствие их пред­ставлений реальности, идеа­лизм, инфантилизм;
  • — недостаточная квалифици­рованность, завышенные притязания и ожидания в отноше­нии будущей работы и оплаты труда, психологическая него­товность к профессиональному труду;
  • — ориентация на высокий уровень потребления без увязки его с необходимостью участия в профессиональной деятельности
  • — максимальный период предстоящей трудоспособности;
  • — высокие показатели физического здоровья и выносливости;
  • — сравнительно высокий общеобразовательный уровень;
  • — высокая миграционная мобиль­ность;
  • — способность к адаптации, к изме­нениям в сфере информатизации и технологии;
  • — способность овладевать новыми навыками, знаниями и умениями как фактор эффективности инвестиций в их профессиональную подготовку

Молодежь на рынке труда включает в себя 3 группы:

  • 1. в возрасте 14-20 лет;
  • 2. в возрасте 20-24 лет;
  • 3. в возрасте 25-30 лет.

Причины молодежной безработицы

  • рост общей численности безработных;
  • банкротство значительной части государственных и частных предприятий;
  • отсутствие у молодых людей достаточного опыта, в связи с чем их в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей, и первыми сокращают при снижении объемов производства;

Причины молодежной безработицы

  • недостаточный уровень профориентационной работы с молодежью в старших классах школы;
  • увеличение в структуре предложения рабочей силы доли лиц, не имеющих профессий (иностранные граждане) и падение престижа рабочих профессий;
  • слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работающих специалистов.
  • несоответствия спроса и предложения рабочей силы.

Причины, по которым молодежь покидает село:

  • Неразвитость социальной инфраструктуры
  • Высокий уровень сезонной безработицы
  • Низкий уровень доходов сельских жителей

Особенности молодежной безработицы

  • по продолжительности безработица среди молодежи значительно короче, чем у лиц старших возрастов;
  • безработица среди молодых людей выше по частоте, чем среди лиц старших возрастов.
  • Широкое распространение имеет фрикционная («поисковая») безработица среди молодежи.

Пути решения проблемы молодежной безработицы:

  • введения квот на рабочие места для выпускников высших учебных заведений;
  • введение налоговых льгот на муниципальном уровне для работодателей, которые принимают на работу выпускников высших учебных заведений;
  • фиксация временной занятости выпускников на общественных работах, в маркетинговых исследованиях, рекламных акций, прохождении производственной практики, деятельности в качестве волонтеров, это позволит получить опыт и заработать репутацию;
  • поддержка участия молодежи в предпринимательс­кой деятельности

Как стать конкурентноспособным на рынке труда? Рекомендации.

  • 1. Знание специфических программ и умение работать с ними. Ваша задача освоить хотя бы некоторые из них на высоком уровне.
  • 2. Позаботьтесь о получении дополнительного профессионального образования в сфере вашей специальности. Это могут быть, например, курсы повышения квалификации.
  • 3. Наличие сертификатов о прохождении тренингов, связанных с профессиональной деятельностью, а также формированием личной эффективности и работоспособности.

Как стать конкурентноспособным на рынке труда? Рекомендации.

  • Чтобы вас можно было характеризовать как упорного и профессионально настроенного человека, не боящегося конкуренции, позаботьтесь о наличие дипломов, грамот и прочих наград, в том числе спортивных.
  • Конкурентным преимуществом может быть даже тема выпускной работы, которая должна максимально соответствовать требованиям должности, на которую вы претендуете.
  • Опыт работы в похожих организациях может быть накоплен во время прохождения ежегодных учебно-производственных практик.
  • 1. Рацлаф А. А., Седова А. В. Молодежная безработица // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 959-961. — URL https://moluch.ru/archive/91/19832/ https://scienceforum.ru/2018/article/2018003174
  • https://vkreditbe.ru/uroven-bezrabotitsy-v-rossii/
  • https://studwood.ru/1311518/ekonomika/zanyatost_bezrabotitsa_molodezhnom_rynke_truda
  • https://www.kakprosto.ru/kak-924304-poleznye-sovety-vypuskniku-vuza-kak-stat-konkurentosposobnym-na-rynke-truda
  • https://studopedya.ru/2-4515.html

-80%

Читайте также: