Как повысить занятость в условиях экономического спада

Опубликовано: 01.10.2024

Нецелесообразное богатство человеческих ресурсов, инвестиций, которые направляются на их воспроизводство, а также для возмещения незанятости, наносят обществу основной социально-экономический вред. Незанятость населения должна являться предметом детального анализа, выделения причин и перспектив, социально-экономических и экологических последствий. Общественность каждый раз меняет свои приоритеты в части целей, факторов, темпов развития, допустимых размеров потерь и ущербов, незанятость человеческого капитала, которые опровергают ведущую роль человека в обществе. Здоровье и образование - те важные части ресурсов, ведущие к потере из-за незанятости населения. В результате чего уменьшается рыночный спрос, и снижаются темпы экономического роста, поступления в бюджет, создаются условия для социальных и национальных конфликтов. Росту безработицы содействуют значительно высокие темпы механизации производства, применение технологий в которых не нужен человеческий труд, рост концентрации и специализации производства. Причинами незанятости можно считать и, увеличивающийся рост удаленности проживания населения от мест работы, отсутствие соответствующей инфраструктуры, рост затрат на поездки и приобретение автомобилей.

Обеспечение работоспособного человека рабочим местом во всех условиях социально-экономического общества должно быть первым и основным социально-экономическим правом человека и заботой общества. Отсутствие возможности занятости означает нанесение существенного ущерба не только человеку, но и обществу в целом. Как известно, занятость является естественной потребностью человека, это благодаря тому, что человек работает. Он может обеспечить себя всем необходимым в зависимости от его потребностей. В связи с этим большую актуальность приобретают вопросы путей повышения занятости работоспособного населения.

Главной задачей является то, что общество должно воспитывать человека и закладывать в него материальную и моральную мотивацию при помощи развития здравоохранения, образования, образа жизни, социальной сферы, а также развития производства путем его диверсификации, создания новых рынков, улучшения условий труда. Необходимо увеличивать социальную ответственность государства за формирование занятости людей, стабилизировать макроэкономическую и микроэкономическую обстановки. В общественности существует большое количество низкооплачиваемых рабочих мест, а особенно остро данная проблема стоит в сельском хозяйстве, предприятий и отраслей с тяжелыми и вредными условиями труда.

Государство старается сэкономить на условиях жизни и труда людей и тем самым оно содействует распространению процесса замедления социального и технического прогресса. Увеличивать эффективность расходной части бюджета, конечно, нужно, но следует учитывать то, что улучшать условия труда и жизни людей не менее практично, при этом не одному лицу, а сразу всем, так как эти инвестиции будут иметь высокую социально-экономическую эффективность.

Решение проблем обеспечения полной и эффективной занятости предполагает разработку соответствующих инструментов регулирования сферы занятости и реализации государственной политики. Выбор приоритетных направлений реализации государственной политики занятости предполагает необходимость формирования алгоритма эффективности регулирования рынка труда. Данный алгоритм состоит из пяти основных этапов:

1) Оценка факторных условий возникновения устойчивых тенденций на рынке труда. Данный этап анализируется сложившимися макроэкономическими, демографическими и миграционными процессами.

2) Выявление эффективности реализации мероприятий, программ содействия занятости населения.

3) Применение системы управления занятостью населения c целью выявления ее слабых и сильных сторон, резервов и возможностей, а также выявления проблем и точек роста, приоритетных факторов, определяющих возможности развития систем эффективной занятости и государственной поддержки незанятого населения.

4) Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов региона. Целью разработки баланса трудовых ресурсов является определение степени соответствия между потребностью региона в кадрах и ожидаемым их наличием на данной территории, а также в изыскании внутренних резервов рабочей силы, возможностей ее перераспределения как внутри региона, так и за его пределами.

5) Определение соответствующих инструментов регулирования сферы занятости и механизмов реализации государственной политики занятости, представленной в активной и пассивной формах.

Рентабельность экономики важна, но она не должна быть основным мотивом и целью функционирования общества, у него есть и более масштабные и общие цели, однако прибыль и является средством достижения этих целей.

Мы можем сказать, что характеристик человеческого благосостояния общества может быть достаточно много, но одной из самых главных является обеспечение всех трудоспособных людей именно полной занятостью. Для обеспечения полной занятости необходимо придерживаться таких факторов как: отказ от стихийного порядка формирования занятости, занятость должна быть нормой; эффективность деятельности человека не должна определяться лишь на основе коммерческого подхода, так как очень важен и более широкий подход – это подчинение развития общества целям развития человека, повышения его образования, качества жизни и здоровья.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. Каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения. Цель этой программы является обеспечение продуктивной занятости, снижение уровня безработицы, выравнивание диспропорции спроса и предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы. Задачи Программы:

* осуществление мер, стимулирующих рост уровня занятости населения;

* содействие занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной помощи, квотирование рабочих мест для инвалидов;

* информационная поддержка политики занятости населения в регионе.

Основные направления и механизм реализации Программы:

1) Меры, стимулирующие рост уровня занятости населения. Рост занятости населения будет обеспечиваться через создание новых и дополнительных рабочих мест в отраслях экономики путем:

* реализации государственных и отраслевых программ, привлечения внутренних и внешних инвестиций, выделения кредитных ресурсов под проекты, предусматривающие создание новых рабочих мест;

* организации социальных рабочих мест для целевых групп, развития временной занятости на общественных работах.

2) Меры по сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы необходимо совершенствование мониторинга спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда.

В этих целях предполагается:

* прогнозировать спрос и предложение на рынке образовательных услуг по подготовке специалистов;

* осуществлять мониторинг спроса на рабочую силу с целью определения потребности работодателей в рабочей силе;

* повышать конкурентоспособность на рынке труда лиц, ищущих работу за счет профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных;

* развивать профессиональную ориентацию школьников, повышать их мотивацию к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

3) Организация занятости целевых групп населения Осуществление мер по содействию занятости целевых групп населения будет обеспечиваться за счет:

* создания социальных рабочих мест;

* приоритетного права при направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку и общественные работы;

* содействия трудоустройству на текущие вакансии;

* профессиональной ориентации, информирования и консультирования;

* установления квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

* проведения мониторинга занятости целевых групп населения;

* взаимодействия уполномоченных органов и органов уголовно-исполнительной системы;

* предоставления органам уголовно - исполнительной системы перечня профессий, специальностей, пользующихся спросом на рынке труда с целью организации обучения лиц, отбывающих наказание;

* уведомления уполномоченных органов о прибытии лиц, освобожденных из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения по месту жительства.

4) Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться за счет:

* создания благоприятных условий, увеличения возможности кредитования субъектов малого бизнеса;

* развития частной сферы услуг и гибких форм занятости, национальных промыслов;

* поддержки трудовой и предпринимательской инициативы лиц, желающих открыть свое дело, направления безработных на обучение с целью дальнейшей ориентации их на самостоятельное создание рабочего места.

5) Организация гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных. Организация гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребностей на рынке труда будет проводиться путем повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда через их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку.

6) Организация и совершенствование общественных работ. В связи с приоритетным развитием общественных работ предполагается расширение и ориентация общественных работ на улучшение санитарно- эпидемиологического состояния населенных пунктов, участие в проведении ремонтов объектов социально - культурного назначения, в проведении общественно значимых мероприятий.

7) Меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости.

Местными исполнительными органами будет продолжена работа по:

* активизации работы по сбору информации о имеющихся вакансиях;

* информированию населения и работодателей о ситуации на рынке труда;

* консультированию лиц, испытывающих трудности в поиске работы;

* направлению на профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации безработных с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда и повышение качества обучения, включая целевые группы;

* проведению мониторинга спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

* реализации активной политики занятости путем создания новых рабочих мест, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, содействия в трудоустройстве безработных, развития эффективности общественных работ с учетом их экономической и общественной значимости.

8) Взаимодействие уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда, будет осуществляться путем:

* расширения взаимодействия уполномоченных органов с частными агентствами занятости и неправительственными организациями в сфере содействия трудоустройству;

* развития системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;

* взаимодействия по вопросу содействия трудоустройства выпускников организаций образования между уполномоченными органами, организациями образования и работодателями.

Политика занятости была и остается самой действенной социальной политикой

Отмечено, что к одной из наиболее успешных программ Правительства РК является Дорожная карта. Так, в 2009 году направлено на финансирование программы 152,6 млрд. тенге; реализовано 4 409 проектов Дорожной карты; открыто 258,5 тыс. новых рабочих мест, трудоустроено 247,1 тыс. человек; на социальные рабочие места трудоустроено 69,6 тыс. человек; на подготовку и переподготовку кадров было направлено 93,8 тыс. человек.

Таким образом, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека.

Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

1. Политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

2. Стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

3. Расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

4. Разрешение трудовой эмиграции;

5. Активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.

Постановлением Министерства труда РФ от 22 июня 1998 года №57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости».

В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

- улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

- устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы.

Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

- стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, – занятости на них;

- поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.




Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

1. Экономическое стимулирование молодежной занятости;

2. Создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

3. Создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

- Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

- Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

- Снижение фактического предложения рабочей силы, за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

- Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

- Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели – профсоюзы – государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

- Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

- Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета.

Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают:

- организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий;

- регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров;

- расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий;

- осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах;

- создание рабочих мест для молодежи;

- субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите;

- инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей;

- меры по сокращению предложения на рынке труда;

- стимулирование самостоятельной занятости населения;

- содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

В каждой стране свои способы снизить безработицу. Начало 2020 года показало, что прежние методы не работают и необходимо внедрять новые. С помощью этой статьи мы разберем их эффективность и сравним с российскими мерами.

Согласно официальным данным Минтруда - безработица в 2020 году (на конец января) снизилась. И, пожалуй, это последние оптимистичные прогнозы 2020 года. Мы умышленно их приводим здесь, чтобы Вы сравнили как могло быть и как стало по факту после корректировок пандемии.

За неделю снижение численности безработных граждан произошло в 45 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение численности безработных граждан наблюдалось в Карачаево-Черкесской Республике, республиках Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Белгородской, Вологодской, Кировской, Курганской, Псковской областях, Забайкальском, Пермском краях.

В 38 регионах отмечен рост численности безработных граждан. Наибольший рост наблюдался в республиках Крым, Мордовия, Тыва, Чувашской Республике, Астраханской, Курской, Тюменской областях, Ненецком автономном округе, Камчатском крае, г. Севастополе.

Об этом мы еще поговорим более подробно, но для начала посмотрим другие данные.

РЕЙТИНГ СТРАН ПО УРОВНЮ БЕЗРАБОТНЫХ (Источник Take-profit.org )

РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ РФ ПО УРОВНЮ БЕЗРАБОТНЫХ Вы можете посмотреть здесь www.gks.ru .

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

По официальным данным количество безработных россиян с начала 2020 года выросло на 44 тыс. — до 735 тыс. человек, сообщил 15 апреля 2020г. министр труда и соцзащиты Антон Котяков . Годом ранее в это же время на учете в центрах занятости состояли 813 тыс. человек. То есть, безработица даже пошла на убыль, если ориентироваться на данные Минтруда. Однако.

Позже Котяков заявил, что количество безработных в России может достигнуть 5–6 млн человек, однако это только один из возможных сценариев.

По его словам, сейчас в стране не имеют работы около 3,7 млн человек, из них стали на учет в центрах занятости почти 950 тыс. человек. Котяков отметил, что сейчас наблюдается тенденция к сохранению занятости, она является следствием принятых властями мер поддержки.

Как сообщил директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, пока масштаб потенциального разрушения рынка труда оценить сложно, так как кризис распространяется неравномерно по регионам и видам деятельности, окончательная продолжительность карантинных мер неизвестна, у разных бизнесов разный потенциал выживания и разная чувствительность к мерам поддержки.

«Однако, зная число занятых в сфере услуг вне малых и крупных предприятий (около 28 млн человек), мы можем предположить, что при потере 20% рабочих мест только в малом и микробизнесе безработица может увеличиться с 4,6% (в феврале) в несколько раз»,— отмечает Гимпельсон.

Крайне важно, по его словам, поддержать потерявших работу и доходы с помощью пособий, величина которых составила бы 1,5–2 МРОТ. «Если же не спасем от разрушения бизнес, то потеряем огромный физический и человеческий капитал, что затруднит восстановление и принесет затяжные социальные проблемы»,— отмечает он.

Какие меры приняты в России для борьбы с безработицей?

В России, чтобы предотвратить сокращение рабочих мест правительство составило несколько пакетов мер поддержки - подробнее читайте здесь.

В связи с пандемией пособие по безработице выросло с 8 тысяч до размера МРОТ — 12 130 рублей напоминает замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников . По его мнению, раньше россияне неохотно регистрировались в качестве безработных из-за низкого размера пособия.

Многие россияне надеялись на единовременные выплаты от государства, как например, это было сделано в США, но чиновники сообщили, что "денег с вертолетов никто скидывать не будет" и что такие выплаты не эффективны.

Институт экономики роста имени Петра Столыпина оценивает потенциал сокращения занятости при продолжении карантине на 2-3 месяца в 4,5 млн человек, и до 14 млн человек в сценарии карантина на 6 месяцев.

На этом экспертные оценки возможного масштаба безработицы в России не заканчиваются. Еще год назад главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований ВАВТ Минэкономразвития Алексей Кашепов в научном журнале ВНИИ труда опубликовал статью, в которой предсказал рост безработицы с 3,5 - 4 млн до 7,7 - 7,8 млн человек, тогда еще без учета пандемии, без обвала нефтяного рынка и курса рубля. Эксперт закладывал лишь данные «Росстата» и прогнозы Минэкономразвития по росту производительности труда до 2024 года и увеличению пенсионного возраста.

Похожие цифры назвал и глава Счетной палаты Алексей Кудрин : те же 8 млн безработных. Но всех превзошел портал Superjob.ru, прогнозирующий 30 млн безработных к концу «выходного месяца», то есть, с апреля по май. Прогноз был обоснован тем, что в малом бизнесе занято порядка 20 млн человек. Из них 80% рискуют потерять работу уже за вторую нерабочую неделю.

Сокращения происходит и в крупных компаниях, отмечает портал, только в этом пока никто не признается публично.

По мнению Капелюшникова, прогноз Кудрина и подобные оценки антинаучны. Как быстро закончатся деньги, запланированные на пособия и субсидии, прогнозировать пока невозможно. Для этого нужно иметь данные хотя бы за два последних месяца по тем россиянам, которые окажутся безработными из-за пандемии нового коронавируса. Но даже если безработица вырастет с 4,5% до 7% от трудоспособного населения, катастрофы не случится, бюджет выдержит нагрузку, отмечает эксперт. «Мы это уже проходили в 90 - х годах прошлого века, в кризис 2008-2009 годов. Тогда тоже звучали страшные прогнозы, но все, кто их давал сели в калошу», — заключает эксперт.

По его словам, российская экономика научилась адаптироваться. Как только наступают кризисные времена работодатели снижают сотрудникам зарплату и применяют режим неполной занятости. По этой причине массовых увольнений не будет, считает эксперт. При условии, что сами компании не обанкротятся.

Для малых и средних предприятий, которые выплачивают зарплату не менее одного МРОТ, правительство решило предоставить налоговые отсрочки, освобождение от штрафов. Для МСП введен мораторий на проверки, снижен размер страховых взносов с 30 до 15%. Об этом в четверг на заседании правительства сообщил премьер Михаил Мишустин.

Цель всех усилий — «поддержка занятости и доходов как работающих, так и тех, кто временно остался без работы». Всего антикризисной программой будет охвачено полмиллиона МСП, более трех млн сотрудников.

МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В МИРЕ

США. Рекордный темп обвала на рынке труда демонстрируют США, несмотря на солидные меры поддержки населения. ​​Число заявок на получение пособия по безработице в США поставило очередной рекорд: с 14 по 21-е марта заявления подали 3.3 млн безработных, а с 21 по 28-е марта — уже 6.6 млн человек. Это в 11 раз больше, чем неделей ранее (281 тысяча), абсолютный рекорд. Предыдущий был установлен в октябре 1982 года — 695 тысяч заявок.

По оценкам ING , сейчас в стране пять миллионов безработных — пока это ниже пика кризиса 2008-2009 годов, когда было 6,6 миллиона. Впрочем, аналитики не сомневаются, что новый рекорд — не за горами. Скорее всего, в реальности и сейчас уже больше, просто сайты социальных служб и телефонные линии не справляются с наплывом соискателей.

В том, что американскую экономику, более двух третей которой приходится на потребительские расходы, ждет жесточайший кризис, никто не сомневается. В Bank of America считают, что во втором квартале ВВП рухнет на 12%, продемонстрировав рекордный обвал со времен Второй мировой войны. Прогноз другого крупного американского банка, Morgan Stanley, еще пессимистичнее: минус 30%.

Меры: Служба внутренних доходов США (IRS, Internal Revenue Service, налоговое ведомство) сообщило, что многие граждане США смогут получить единовременные выплаты в размере около $1,2 тыс. Выплата на ребёнка назначена в 500 долларов.

Закон об экономических мерах объемом более $2 трлн был подписан президентом США Дональдом Трампом в конце марта. Документ предусматривает выплату пособий по безработице, помощь больницам, содействие бизнесу и целым отраслям.

Япония. Японский министр финансов Таро Асо на пресс-конференции заявил, что каждому гражданину Японии независимо от дохода и размера ущерба, нанесённого коронавирусом, будет выплачено по 100 тыс. йен (примерно 930 долларов).

Южная Корея. В Южной Корее 14 апреля приняли новый антикризисный пакет мер, согласно которому домохозяйства с доходом ниже среднего единовременно получат по 1 млн вон ($820).

Сингапур. Власти Сингапура пообещали каждому жителю страны старше 21 года единовременно выплатить по 600 сингапурских долларов ($417).

Испания. В Испании с мая начнут на постоянной основе выплачивать по 500 евро гражданам, кто испытывает финансовые трудности из-за пандемии.

Германия. Для того, чтобы не допустить резкого роста увольнений из-за коронавируса правительство Германии выдвинуло инициативу по поддержке предприятий: промышленные компании могут подать заявку на перевод своих сотрудников на сокращённый рабочий день или на то, чтобы оставить их дома. Власти страны обязуются в таком случае компенсировать этим людям до 60% зарплаты из бюджетных средств. Такую тактику в Германии уже применяли в ходе экономического кризиса 2008-2009 годов, однако в этот раз ожидается, что число заявок от компаний будет значительно больше: по состоянию на 27 марта 2020 года от немецких компаний поступило уже 470 тыс. В каждой из заявок речь может идти как об одном сотруднике, так и о сотнях. По оценке IAB, на сокращённый рабочий день будет переведено порядка 650 тыс. человек за весь 2020 год, однако в немецком Бундестаге такой показатель считают слишком оптимистичным и потому маловероятным. Депутат от Христианско-демократического союза Петер Вайс, выступающий экспертом по рынку труда, уже заявил, что реальные цифры могут достичь четырёх миллионов.

Франция. Компаниям, сотрудники которых вынуждены оставаться дома, предложили подать заявку для оформления своим подчинённым пособия по «технической безработице». Предполагается, что государство будет выплачивать им 86% от чистой зарплаты, если она равна прожиточному минимуму, то — 100%. По словам министра труда Франции Мюриэль Пенико, властям поступили обращения преимущественно от представителей малого бизнеса на оформление пособий по технической безработице для 3,6 млн человек. Об этом сообщает "Рамблер". Также оплата за коммунальные счета и квартплату отменены для всех.

Израиль. На фоне введённых в стране ограничений для борьбы с коронавирусом работу потерял каждый четвёртый. Уровень безработицы в период с февраля по март 2020 года вырос с 4% до 24,1%. Всего работы лишились более миллиона человек.

Австрия. Уровень безработицы в марте 2020 года достиг рекордной отметки в 12,2% (+4,7%). В последний раз такие цифры в стране фиксировались в 1946-ом. В годовом исчислении рост числа безработных можно назвать драматическим: +52,2% по сравнению с мартом 2019-го. Такие показатели связаны, прежде всего, с крахом туристической отрасли: многочисленные горнолыжные курорты Австрии вынуждены были закрыться до окончания сезона. Сильно пострадали кафе и рестораны. Из-за специфики ряда регионов, тесно связанных с туризмом, сильнее всего последствия пандемии сказались на таких «туристических» городах, как Тироль и Зальцбург. Сейчас в республике более 560 тыс. человек остались без работы. На фоне столь драматичных показателей представители австрийского бизнеса просят власти страны принять меры по оказанию поддержки компаниям, предпринимателям и сотрудникам. Об этом сообщает "Рамблер".

Неутешительные прогнозы Европейского союза:

Еврокомиссия представила Весенний экономический прогноз, согласно которому темпы восстановления будут неравномерными и на процесс повлияет не только отмена карантинных ограничений, но и степень зависимости каждой из стран от туризма, а также финансовые возможности бюджета. В текущем году уровень безработицы в Евросоюзе поднимется с 6,7% до 9%.


Как известно, любая сложная проблема обязательно имеет простое, понятное и неправильное решение, которого очень важно избежать. Это касается и возможных сценариев развития российской экономики на ближайшее десятилетие. Выбор между ними совсем не очевиден, и связано это с особенностями ситуации на старте, с набором внешних и внутренних вызовов для России.

Новый мир

На уровне мировой экономики ключевыми вызовами, скорее всего, станут следующие:

реиндустриализация наиболее развитых стран, в первую очередь — США. Этот процесс стал предметом договоренностей между республиканцами и демократами и последовательно поддерживался администрациями Барака Обамы, Дональда Трампа и Джозефа Байдена. В приоритетах: энергетика, инфраструктура, космос, оборонные отрасли и, естественно, информационные технологии как общий технологический фундамент развития всех отраслей;

переход Китая к выстраиванию национальной инновационной системы «полного цикла», включающей самостоятельную разработку новейших технологий и их воплощение в соответствующую требованиям развитых рынков продукцию. Размер китайской экономики за десятилетие до пандемии вырос на 90%, тогда как мировая экономика — всего на 46%;

  • ключевая роль технологической гонки в воспроизводстве мировой экономики и институционального порядка в ней. Для развитых стран технологии становятся инструментом сохранения глобального лидерства и одновременно фактором поддержания устойчивости финансовой системы, выстроенной вокруг новых рынков. Странам, стремящимся к роли технологических лидеров, таким как Китай или Россия, гонка технологий позволяет обеспечить себе место в новом разделении труда, с учетом вероятного возникновения качественно новых отраслей (беспилотная доставка грузов наземным и воздушным транспортом, глубокая цифровизация процессов подготовки и реализации бизнес-решений, малоуглеродная энергетика и транспорт) и закрытия старых;
  • усиление конкуренции в традиционных секторах экономики. В силу распространения новой энергетики и повышения энергоэффективности высока вероятность слабой динамики ключевых для России сырьевых рынков.

Переключение скоростей

С учетом ускоренного технологического развития нормой роста глобальной экономики могут стать 3,5-4% в год. Но Россия не сможет достичь подобных темпов за счет привычных факторов. Например, существенно нарастить экспорт нефти вряд ли получится — как из-за общей динамики мирового рынка, так и из-за роста капиталоемкости добычи (что в условиях очень умеренного роста мировых цен снизит привлекательность проектов) и ограниченности мощностей. Экспорт газа будет постепенно увеличиваться, но сдерживать рост будет трубопроводная инфраструктура и конкуренция со стороны СПГ на европейском рынке.

С учетом сырьевой специализации России темпы прироста составят порядка 1,5-2% в год (с риском снижения до 1-1,5% в случае неблагоприятной конъюнктуры). Такая картина сложилась еще до пандемии, когда в 2019 году на фоне довольно высоких цен на нефть и макроэкономической стабильности ВВП увеличился на жалкие 1,3%. Затормозился инвестиционный процесс (+1,7%), замерла динамика реальных доходов (+1%). Характерной чертой предкризисной экономической модели стала концентрация деловой активности в рентных отраслях. Это дестимулировало несырьевой бизнес, препятствовало структурной модернизации и не позволяло экономике расти быстрее рынков энергии и сырья.

Однако темпы очень важны: понятно, что без достаточно высокой экономической динамики России не удастся обеспечить хотя бы стабильность. Если мы провалимся в японские околонулевые темпы роста — экономическая стратегия сведется к известному по истории позднего СССР маневрированию все более дефицитными ресурсами. И не получится решить задачи в области борьбы с бедностью, развития социальных институтов, инфраструктуры и обороны, зафиксированные, в частности, в Национальных целях развития. Минимально необходимым для этого является прирост ВВП в 3-3,5% в год.

Сейчас потенциал роста составляет около 2-2,5% — но и для его достижения хорошо бы скорректировать слишком жесткие монетарную и фискальную политики. Еще примерно 1-1,5 процентного пункта Россия ежегодно теряет из-за неэффективного использования производственного и трудового потенциалов. Так что мы можем расти «целевыми» темпами, но при условии энергичного решения структурных проблем.

Демография и бедность

Можно уверенно утверждать, что трудовые ресурсы экономики будут в ближайшие годы только сокращаться. Одновременно старение населения вызовет увеличение расходов на пенсионное обеспечение и медицину.

Поэтому ключевым становится вопрос о способах резкого повышения производительности труда и компенсации возникающих при этом негативных социальных последствий. Чтобы догнать близкие по уровню развития институтов страны (Мексика, Польша, Чехия), производительность труда надо повысить на 20-50%, а чтобы сравняться с лидерами (Германия, Италия, Франция) — увеличить в 2-2,5 раза.

Но препятствием на этом пути является невозможность массового высвобождения занятых без крупномасштабного социального кризиса. Сложился замкнутый круг: избыточная занятость на предприятиях — низкие зарплаты (чтобы удержать издержки) — бедность и недопотребление — боязнь сокращения занятых (нет «подушек безопасности»).

Ситуация осложняется наличием довольно устойчивой и массовой, охватывающей примерно 10% населения крайней бедности, на уровне «денег не хватает даже на еду».

Получается, что России необходимо «пройти по лезвию» между требованиями конкурентоспособности — формированием новых растущих секторов, инфраструктуры, технологий и компетенций (что требует достаточной эффективности использования труда) — и возвратом «социального долга».

Таким образом, при выборе экономической политики возможны два пути: первоочередное стимулирование производительности с компенсацией негативных социальных эффектов или преимущественная борьба с бедностью за счет повышения оплаты труда и пенсий, что в конечном счете должно привести к росту производства. Назовем их «социальный разворот» и «новая индустриализация».

Возвращение долга

В рамках сценария «социальный разворот» предполагается:

поддержка благосостояния населения и потребительского спроса через масштабный рост зарплат в бюджетной сфере (для многих работников она становится более привлекательной, чем рыночный сектор), повышение МРОТ, индексация пенсий;

относительно низкая динамика несырьевого экспорта при опережающих темпах роста импорта. В этой ситуации неизбежна ставка на максимальное импортозамещение как средство поддержания макроэкономической стабильности.

В итоге при всех благоприятных последствиях для населения и потребительского спроса реализация этого сценария вызовет мощное давление на доходы компаний, что замедлит модернизацию производства и рост экспорта высокотехнологической продукции, а также повлияет на торговый баланс через ускоренное расширение импорта.

Наконец, мы получим постепенно нарастающее отставание по сравнению с альтернативным сценарием в темпах роста экономики.

Проход по лезвию

Сценарий «новая индустриализация» предусматривает:

стимулирование инвестиций и технологического обновления производства, которое, в свою очередь, ведет к росту производительности труда и увеличению доходов и потребления населения;

продвижение российской продукции на мировой рынок, высокий уровень как экспорта, так и импорта (в том числе инвестиционного). К концу десятилетия экспорт машин и оборудования может выйти на $45-50 млрд, что почти вдвое выше нынешнего уровня и примерно на $10 млрд больше, чем при реализации альтернативного сценария;

активное участие частного бизнеса, начало ускоренной технологической модернизации массовых производств. Государственные проекты (при всей их целесообразности) и деятельность госкомпаний не подменяют собой активность частного бизнеса. Напротив, усилия государства помогут сформировать каркас, вокруг которого будет строиться новая российская экономика.

Сценарий позволяет обеспечить достаточную финансовую устойчивость экономики. В его рамках курс рубля либо медленно ослабляется (в случае кризиса внешней конъюнктуры), либо мягко укрепляется (после кризиса), в целом стабилизируясь на уровне 65-70 рублей за доллар.

Такая политика позволит после завершения кризиса выйти на темпы прироста ВВП в 3-3,5% в год, которые, по всей видимости, являются предельно возможными для экономики России. Страна — хотя и на пределе — сможет решить важнейшие стратегические задачи, например почти выйти на одну из национальных целей развития: рост российской экономики если и не превысит среднемировые темпы, то составит 80% от них. Это, в свою очередь, поведет за собой повышение доходов и благосостояния населения — причем без лишнего давления на бизнес и инфляционного разогрева.

Читайте также: