Выпускник вуза не может найти работу по специальности тип безработицы

Опубликовано: 17.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Наумова О.А. Безработица среди выпускников ВУЗов: причины и способы преодоления // Психология, социология и педагогика. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/06/2257 (дата обращения: 12.04.2021).

Рыночные отношения в современной России весьма сложны, наблюдаемый дефицит рабочих мест приводит к возникновению безработицы. Исходя из этого, особенно актуальным становится исследование современных изменений на рынке труда, влияния данных изменений на определенные категории безработных граждан.

Особое внимание следует уделить такой социально-демографической группе как выпускники высших учебных заведений. Многие бросают учебные заведения, так и не доучившись – тому причина снижение жизненного уровня. Но и те, кто закончил данные образовательные учреждения, порой, находятся не в лучшем положении при поиске желаемого места трудоустройства. Молодые специалисты отличаются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием опыта работы, а значит и низким профессиональным статусом. Исходя из этого, мы можем отнести данную категорию населения к группе риска.

Почему же выпускникам ВУЗов так тяжело адаптироваться на рынке труда в современных экономических условиях?

Ситуация на российском молодежном рынке труда достаточно напряженная. Трудовая социализация выпускников ВУЗов происходит в неблагоприятных условиях неоднозначных структурных изменений в экономической, духовной и социальной сферах. Массовая безработица среди молодых специалистов является большой проблемой в силу специфики чрезмерных молодежных амбиций, юношеского максимализма и др. Эффективному трудоустройству мешает отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений.

Как показывает анализ литературы, также большую роль в адаптации на рынке труда молодых специалистов играет их поведение. В зависимости от оценки роли работы в своей жизни О.В. Олисова [1] выделила три типа поведения: 1) первый тип поведения молодых людей определяет работу как источник материального блага; 2) второй тип поведения выпускников представляет работу как ценность в плане раскрытия личностных способностей, профессионального роста, проявления инициативы и творчества; 3) для третьего типа работа ценности в себе не несёт. Выпускники высших учебных заведений остро переживают невозможность быстрого трудоустройства на высокооплачиваемые места, тем самым считая свои, полученные в годы обучения, знания невостребованными. Негативное влияние, кроме того, оказывают и основные психические качества безработного молодого специалиста: пессимистичность, невысокий уровень социальной смелости, конформизм, маргинальное эмоциональное состояние.

Проведенное нами эмпирическое исследование среди выпускников вузов показывает, что причины нетрудоустройства различны, в их числе:

– недостаточная информированность «вчерашних студентов» о состоянии современного рынка труда, о востребованных профессиях, о требованиях к личности работника;

– профессия, полученная молодым специалистом, часто оказывается не востребованной на рынке труда;

– недостаточно налажены связи между органами образования, органами службы занятости и другими структурами, играющими на рынке труда немаловажные роли;

– работодатели очень часто недооценивают такие качества молодых людей, как обучаемость, мобильность, стрессоустойчивость, умение работать в команде и т.п.;

– многие выпускники не ознакомлены со способами грамотного поиска рабочего места, способами успешного представления себя и своих сил на собеседовании;

– очень часто представления молодых специалистов о своих способностях, престижности полученной профессии и оплаты труда завышены, что приводит к незаинтересованности во многих предложениях к трудоустройству.

Каков же выход из сложившейся ситуации? По нашему мнению, одним из доступных средств для молодежи в процессе трудоустройства является применение информационно- коммуникационных технологий, которые облегчают поиск работы. На разрабатываемых Интернет сайтах и порталах «вчерашний студент» может разместить свое резюме, а также найти информацию о работодателях и подходящую вакансию.

Так, например, с целью выявления качества и удобности получения услуг, сопутствующих в трудоустройстве, в Алтайском крае работает Портал электронных услуг управления Алтайского края по труду и занятости населения, сайт единой системы поддержки трудоустройства выпускников и студентов профессиональных образовательных учреждений Алтайского края.

В рамках Портала электронных услуг краевой службы занятости создана автоматизированная информационная система Алтайского края, которая позволяет оперативно, без визита в центр занятости, получать государственную услугу содействия в подборе необходимых работников в электронном виде. К настоящему времени с представителями предприятий и организаций специалисты центров занятости региона заключили 1887 соглашений об электронном взаимодействии, в том числе с 215 работодателями, имеющими статус социально ответственных или социально ориентированных. По сообщению пресс-службы Управления края по труду и занятости населения, 36 работодателей, подавших сведения о потребности в работниках через портал, уже получают государственную услугу по электронному подбору необходимых работников.

Единая система поддержки трудоустройства выпускников и студентов профессиональных образовательных учреждений Алтайского края создана на базе портала электронных услуг управления Алтайского края по труду и занятости населения и начала работу в июле 2012 года. Возможности представленной системы также предполагают помощь в трудоустройстве студентам и выпускникам учебных заведений. В базе данных выпускников и студентов региона, зарегистрированных на портале, уже 15,5 тыс. чел.. Это представители свыше 1350 учебных заведений, в том числе 51 вуза, 164 учреждений начального и среднего профессионального образования [2].

В этой связи, перспективным, по нашему мнению, является изучение и проработка вопроса использования информационно-коммуникативных технологий на всех этапах профессионального самоопределения, начиная с выбора профессии и способа ее получения и заканчивая трудоустройством и профессиональным продвижением.


Никишина, А. О. Безработица среди выпускников образовательных организаций: масштабы и причины / А. О. Никишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79809/ (дата обращения: 25.05.2021).

В данной статье будет рассмотрено понятие «молодежная безработица», раскроются масштабы и причины данного явления. Освещены варианты решения данной проблемы.

Ключевые слова: безработица молодежи, выпускники, образовательные организации, современный рынок труда, профессия

Среди проблем, с которыми сталкивается наша страна, нельзя оставить без внимания проблему безработицы. Причем следует учитывать не только безработицу в целом, но и отдельные ее проявления в различных сферах.

Безработица как социально-экономическое явление представляет собой ситуацию, при которой лица трудоспособного возраста, не имеющие работы, пригодны к ней и ищут ее. Как отмечает Бекмурзаев И.М, безработица обладает рядом негативных последствий, которые ведут к тому, что «целое поколение, так называемое будущее России, оказывается за бортом общества» [4]. А как мы знаем, именно большую часть безработных составляет молодежь, что обусловлено их неопытностью и рядом других факторов.

Безработица в образовании или молодежная безработица является очень большой проблемой, поскольку ежегодно из учебных заведений разного уровня выпускаются десятки тысяч выпускников, которые стараются найти себе работу по выбранной ими специальности. Так, по данным МОТ в прошлом году уровень безработицы среди выпускников в России составил 14,79 %. Это довольно-таки большие показатели для нашей страны. По сути, молодежи в нашей стране в три раза сложнее найти работу, чем людям предпенсионного возраста, о которых чаще всего беспокоятся чиновники.

Безработица среди выпускников образовательных организаций — распространенное явление во многих странах мира, не только в России, которое может быть связано с поиском оптимальной работы, мобильностью по рабочим местам. Говоря о масштабах безработицы, то следует отметить, что они зависят от образовательных программ. Так, среди окончивших программы высшего образования среди мужчин — 13.8 %, среди женщин он самый низкий — 11,5 %. Наибольшая величина этого показателя зафиксирована среди выпускников программ среднего профессионального образования — программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) — 15.8 % (среди мужчин) и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) — 22,2 % (среди женщин) (рис. 1).


Рис.1 Доля выпускников (среди мужчин и женщин) образовательных организаций, являющихся безработными (проценты)

Что касается о группах специальностей и направлений в образовательных организациях, то самый высокий уровень безработицы наблюдается у выпускников сельскохозяйственных специальностей, искусства и культуры, естественных наук, а также гуманитарных наук, самый низкий показатель наблюдается у выпускников военных организаций, поскольку они всегда обеспечивают своим выпускникам рабочие места по специальности (рис.2) [1].


Рис. 2. Доля выпускников вузов, являющихся безработными, в их общей численности по укрупненным группам специальностей (направлениям подготовки) (проценты)

Каковы же причины, которые мешают выпускникам образовательных организаций так тяжело адаптироваться на рынке труда в современных экономических условиях?

Ситуация на российском молодежном рынке труда достаточно напряженная. Эффективному трудоустройству мешает отсутствие хорошо налаженного механизма, регулирующего трудоустройство выпускников образовательных организаций [5]. Как показывает анализ практики, то большую роль в адаптации молодежи на рынке труда, является ее поведение. Поскольку, находясь на этапе обучения, они не задумываются о своем трудоустройстве, так как считают, что это дело времени и их работа «найдет их сама».

Обращаясь к причинам, следует отметить следующие:

– недостаточная информированность будущих выпускников о современном рынке труда; о профессиях, которые будут востребованы через определенное время.

Выбирая профессию, студенты не задумываются, а будет ли данная профессия востребована через 5 или даже 10 лет?! Современный рынок труда меняется под воздействием научно-технического прогресса, появляются новые виды профессий, которые заменяют старые и требуют новых знаний и определенной квалификации.

– Многие профессии, полученные молодыми специалистами, часто оказываются невостребованными на современном рынке труда. Так, например, образовательным организациям рекомендуется уменьшить набор студентов по таким направлениям как юриспруденция и экономика. Специалистов в данной области достаточно много, тогда как в IT-технологиях недостаток таких кадров.

– Многие выпускники не ознакомлены со способами грамотного поиска рабочего места, способами успешного представления себя и своих сил на собеседовании.

Я считаю необходимым, что, находясь на этапе обучения, образовательная организация предоставляла студентам определенные знания, касающиеся вопросов поиска работы, поведения на собеседовании, то есть те вопросы, которые непосредственно связаны с трудоустройством.

– Недостаточно налажены связи между органами образования, органами службы занятости и другими структурами, играющими на рынке труда немаловажные роли.

Важно, чтобы были налажены связи между данными структурами: органы службы занятости должны направлять информацию в образовательные учреждения, которая бы отражала недостаток кадров по тем или иным специальностям.

– Крайне часто представления выпускников о своих способностях, престижности полученной профессии и оплаты труда завышены, что приводит к незаинтересованности во многих предложениях к трудоустройству

Так как же решить проблему, связанную с безработицей молодых специалистов? Я предлагаю следующие решения этой проблемы:

  1. Конечно же, наиболее оптимальным и первостепенным решением, о котором пойдёт речь, является соотнесение трудового и образовательного рынка. Необходимо согласовывать объёмы подготовки различных специальностей в учебных заведениях и количество требуемых работников на соответствующие направления.
  2. Вторым способом может быть поощрение со стороны государства заинтересованной в трудовой деятельности молодёжи. Это могут различные премии, льготные условия при покупке или съёме жилья, а также предоставление особых жилых мест, рассчитанных на работающую молодёжь
  3. Обращаясь к первому способу, резонно выделить как продолжение решения вышеупомянутых проблем отдельную биржу труда для молодёжи. Это позволит более рационально использовать человеческий ресурс в лице молодых людей, а также находить заинтересованных в молодёжи работодателей менее затратным и долгим путём.
  4. Одной из главных проблем при трудоустройстве молодёжи является отсутствие или нехватка требуемого опыта работы. Для решения этого нюанса необходимо смягчение критериев при приёме на работу, к примеру найм молодежи без опыта работы с последующим обучением на рабочем месте, что, конечно, будет не столько удобно работодателю, но позволит работнику согласовать свою деятельность и функциональные возможности под требования работодателя.
  5. Конечно, достаточно заметна необходимость в современной и оптимальной информационной базе, рассчитанной на информирование молодых специалистов о доступных вакансиях. Современное информационная база отстаёт от требований научно-технического уровня в российских реалиях, поэтому модернизация информационной системы рынка труда повысит уровень трудоустройства в виду большей осведомлённости молодёжи.
  6. Как показали современные реалии, стал возможен перевод работников в дистанционный режим. Поэтому стало возможно создание новых рабочих мест, рассчитанных на работу в удалённом режиме, «на дому». Такими специальностями могут быть различные профессии, связанные с компьютерной и отчётной деятельностью.

Таким образом, важно отметить, что в условиях социально-экономического развития нашей страны уровень безработицы среди молодых специалистов достаточно велик (14,79 %). Благосостояние молодых людей остается худшим, по сравнению с другими группами населения. Наиболее количество безработных выпускников зарегистрировано по следующим направлениям подготовки: сельское хозяйство, искусство и культура, а так же лица, окончившие гуманитарные вузы. В современных реалиях требуется все больше специалистов, работающих в IT — сферах, так как на сегодняшний момент эта сфера наиболее востребована на рынке труда. Государство должно предоставлять все необходимые условия, которые бы реализовали бы право молодых специалистов на труд.

Молодежная безработица и на настоящее время остается важнейшей проблемой в сфере труда. На сегодняшний день важно оценить масштабы и спрогнозировать ее динамику. Также необходимо найти пути помощи безработным лицам, испытывающим трудности с поиском работы.

В Псковской области по итогам выпуска 2015 года трудоустроились около 50 процентов специалистов среднего звена, 46 процентов выпускников вузов и 36 процентов представителей рабочих специальностей. Это предварительные данные, ведь молодые люди продолжают активно искать работу.

В органы занятости обратились 228 выпускников. В дальнейшем трудоустроились 128 человек, 29 бывших студентов отправились на дополнительные курсы. К направлениям высшего образования, выпускники которых испытывают наибольшие трудности при поиске работы, в Псковской области можно отнести экономику и управление, юриспруденцию, образование и педагогические науки.

Фото: Виктор Погонцев / РГ

- Исходя из текущей ситуации, цифры приема на будущий учебный год были скорректированы, - подчеркнул начальник управления образования Псковской области Александр Седунов. И пояснил, что количество бюджетных мест и новые направления подготовки в образовательных учреждениях формируются исходя из заявок работодателей, прогноза потребностей регионального рынка труда в специалистах, а также результатов мониторинга трудоустройства выпускников.

Чтобы в будущем обладатели дипломов не сидели без дела, в школах Псковской области внедряют комплексную систему профессиональной ориентации. Проект должен заработать к началу грядущего учебного года. По словам губернатора региона Андрея Турчака, в новую систему будут включены открытые уроки, мероприятия с участием представителей власти, работодателей, крупного и среднего бизнеса.

- Специалисты управления образования, комитета по труду и занятости должны не вылезать из школ, проводя совместные родительские собрания, - заявил Андрей Турчак. - Чтобы и дети, и родители понимали, какие специальности востребованы, на какие будет сформирован государственный заказ, заказ от бизнеса. У нас не так много школ, нужно эту работу качественно выстроить и вести ее системно. Ориентироваться надо на востребованность специальностей. Пока эти прямые не соберем в одной точке, будет сохраняться дисбаланс.

Безработный экономист

Информации о трудоустройстве выпускников 2015 года во всех регионах СЗФО пока нет, поскольку процесс находится в самом разгаре. Но можно отследить карьерные успехи дипломников 2013 года. На днях минобрнауки обработало и опубликовало на специальном портале информацию о 1,2 миллиона молодых специалистов. Данные предоставили Пенсионный фонд Российской Федерации, Рособрнадзор и образовательные организации.

В среднем работу нашли 75 процентов выпускников вузов. Самый высокий показатель трудоустройства зафиксирован в Центральном федеральном округе, самый низкий - порядка 50 процентов - в Северо-Кавказском федеральном округе. По уровню зарплаты лидируют специалисты по аэронавигации и ракетно-космической технике - 70 тысяч рублей в месяц. Самый низкий заработок у ветеринаров и зоотехников - в среднем 18 тысяч рублей. В целом по стране, как и в Псковской области, труднее всего трудоустроиться экономистам, управленцам и юристам. Суммарно на эти направления приходится 50 процентов всех безработных выпускников.

В Северо-Западном федеральном округе в мониторинге приняли участие порядка 90 государственных и коммерческих высших учебных заведений. В одном вузе - Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии - доля трудоустройства выпускников достигает 95 процентов. Еще в десяти университетах этот показатель - 90 процентов. Примерно в 60 вузах работу нашли от 75 до 85 процентов дипломников.

В остальных учебных заведениях без работы остались больше четверти выпускников. Причем в двух вузах показатель трудоустройства не превышал пяти процентов.

- Речь идет в целом о трудоустройстве, а не о работе по той специальности, которую человек получил в вузе, - пояснил руководитель департамента минобрнауки Александр Соболев. - Этот вопрос мы оставили на следующий год.

Рабочий момент

Шансы студентов быстро найти работу после выпуска повышаются, если их учебное заведение сотрудничает с представителями бизнес-сообщества. В городе Череповце, к примеру, работает четыре промышленных полигона, где студенты ссузов приобретают необходимые компетенции.

В проекте участвуют десятки предприятий и учреждений профессионального образования города. Бизнес предоставляет промышленные мощности и наставников, ссузы направляют на стажировки молодежь. Большинство выпускников учебных заведений профобразования трудоустроились на предприятиях города.

Связи с компаниями налаживают и учебные заведения Калининградской области. В этом году Балтийский федеральный университет имени Канта и Союз промышленников и предпринимателей региона подписали договор о сотрудничестве. Документ предполагает совместную разработку учебных планов и рабочих программ, совместное руководство курсовыми и дипломными проектами.

А был ли опыт?

Впрочем, даже если у вуза есть тесные связи с предприятиями, это не гарантирует выпускнику стопроцентного трудоустройства. Возможно, причина в том, что работодатели и молодые специалисты зачастую не могут найти общий язык. К такому выводу пришли исследователи портала Superjob, опросив тысячу менеджеров по персоналу и 1,6 тысячи студентов и выпускников вузов.

Студентов и выпускников попросили выбрать самые важные для них факторы при поиске постоянной работы. А также спросили, на что, по их мнению, в первую очередь обращают внимание компании при найме молодых специалистов.

- Действительно ли не важен для работодателей опыт работы молодых специалистов? Скорее всего, дело в разном восприятии одних и тех же понятий, - комментирует результаты опроса руководитель направления исследований портала Superjob Павел Лебедев. - Наши данные свидетельствуют о том, что выпускник без опыта работы и выпускник с опытом работы от одного года претендуют на разные уровни зарплат. Молодые специалисты часто имеют завышенные ожидания от работы. Работодатели понимают, что молодой соискатель должен "пообтесаться", понять специфику рабочих процессов, почувствовать ответственность за результат. Поэтому и смотрят прежде всего на личные качества. Получив опыт, выпускники начинают более адекватно оценивать себя. Поэтому работодатели в реальности предпочитают брать на работу специалистов с опытом, подразумевая под опытом скорее адекватность ожиданий и оценки самого себя, чем реальный опыт работы по специальности.

Галина Петрова, начальник отдела информационного обеспечения Центра занятости населения Санкт-Петербурга:

- Реальной проблемой является тот факт, что, к сожалению, далеко не всем выпускникам удается трудоустроиться по специальности. Молодым специалистам бывает непросто конкурировать на рынке труда. Мы, как городской Центр занятости, считаем важным донести до молодежи тот факт, что, выбирая профессию, им необходимо ориентироваться не только на мнения друзей и родителей или престижность специальности, но и реально оценивать потребности рынка труда и собственные возможности. Планирование своей карьеры еще со школьной скамьи позволит избежать ситуации, когда полученная специальность не любима и неинтересна, а также выбрать то направление деятельности, в котором молодой специалист имеет все шансы состояться в силу особенностей личности и где будет реально востребован. Мы рекомендуем подросткам и их родителям уделять больше внимания профориентации.

4 категории студентов, у которых нет шансов найти работу после окончания вуза

Представления о том, что студенты после вуза никому не нужны, «без опыта не берут», в университете ничему не учат – вечные. Но давайте поговорим о другой стороне проблемы – самом студенте. Может, с ним что-то не так?

Какие ошибки делают студенты при поиске работы?

Завышенные ожидания по заработной плате

  • Факт: по данным опросов, студенты в Москве рассчитывают получать не менее 70 тысяч рублей при устройстве на первую работу.
  • Мнение эксперта:«Молодой человек, который рассчитывает на 70 тысяч, 100 тысяч рублей и выше, наверное, должен жить в вакууме. Потому что если зайти на любой «работный» сайт или просто поспрашивать, сколько получают знакомые, друзья, соседи и родственники, то такой цифры просто не возникнет», — говорит руководитель сайта для молодых специалистов Career.ru Ирина Святицкая.

Поиск работы после получения диплома

  • Факт: 56% студентов ответили, что не смогли найти работу из-за отсутствия опыта работы.
  • Голая правда: если раньше искать работу после 5 курса вуза было нормой, то сейчас ждать диплома не рекомендуется. Крупные компании охотно отбирают талантливых студентов после 3 курса. Бывает, что уже после 1 курса фирмы, сотрудничающие с университетами, присматриваются к студентам.

Надежда на красный диплом

  • В действительности: Большей части работодателей не интересен ни цвет диплома, ни оценки по предметам. Собеседование и тестирования дают полное понимание того, как человек учился, что знает и умеет.

Где получить опыт?

  • Факт: компании часто отказываются брать студентов без опыта работы даже на стажировку.
  • Что делать: искать первую работу в 21-22 года будет сложно, так что желательно получить хотя бы небольшой опыт по специальности до получения диплома – пройти практику, стажировку, поработать на летних каникулах.

4 типа «вечных» студентов с плохими шансами найти работу


Лентяй обыкновенный

Распространённый вид с полным отсутствием мотивации к учёбе. Типичное поведение – прогул лекций, игнорирование учебного процесса, в результате чего трудности на сессии. В редких случаях на экзаменах лентяй раскрывает свой потенциал, проявляет харизму и сообразительность. Чаще всего этот вид не вникает в профессию и не думает о будущем. Результат прозаичен: без навыков, знаний и опыта сталкивается с трудностями в поиске работы, хотя, что мешает сильнее – привычная лень искать или скудная подготовка – вопрос спорный.

Зубр немотивированный

Мужские особи встречаются редко. Этот вид ходит на лекции и семинары, зубрит материал и хорошо сдаёт экзамены. Он делает всё, что ему скажут родители — своих же мыслей о будущем не имеет. Его цель – учёба ради учёбы. После четырёх лет оказывается, что студент не знает ничего о реальной жизни и не понимает, чего он хочет.

Студент прилежный

Этой категории более всего подходит описание «вечный студент». Студент прилежный прекрасно чувствует себя в стенах вуза, ему нравится всё – профессия, преподаватели и сам учебный процесс. В результате обучение затягивается: это вид может учиться по 10-12 лет и потом, при удачном стечении обстоятельств, остаться работать на кафедре.

Особи с синдромом отличника

Особи с синдромом отличника, или ботаны, в погоне за высокими оценками по всем предметам живут в парадигме «пятёрки = похвала, двойки = наказание». Изо всех сил они стремятся поддерживать статус отличника и ждут, что работодатели примут их с распростёртыми объятиями. Но этого не происходит – на практике никому не интересен цвет диплома или заученные определения ненужных терминов.

Как же выглядит перспективный студент? Хорошие шансы найти работу у тех, кто думает о карьере заранее, понимает ценность практического опыта и не зацикливается на зубрёжке!

Безработица - это… Определение и суть простыми словами. Причины безработицы. Что значит фрикционная безработица? Что такое циклическая и структурная безработица? Примеры различных видов безработицы. Положительные и отрицательные последствия безработицы.

Что такое безработица. Суть явления

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения ищет, но не может найти работу.

Важно не путать безработных и неработающих. Безработный - это человек трудоспособного возраста, который желает трудиться и ищет работу, однако пока ее не нашел.

А вот к числу неработающих относятся те, кто не имеет работы и не ищет ее: студенты, пенсионеры, родители в отпуске по уходу за детьми, домохозяйки и так далее.

Уровень безработицы

Чтобы рассчитать уровень общей безработицы в стране, необходимо общую численность безработных поделить на численность экономически активного населения (людей трудоспособного возраста).

Уровень безработицы выражается в процентах. Считается, что допустимый, здоровый уровень безработицы составляет 5,5-6,5% трудоспособного населения. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

В условиях рыночной экономики безработица неизбежна. Рынок труда, как и любой другой рынок, регулируется законами спроса и предложения, поэтому всегда есть кто-то, чьи рабочие руки в данный момент не востребованы.

Причины безработицы

Причины безработицы могут быть различными:

  • Негибкость рынка труда, постоянное несоответствие потребностей соискателей и работодателей.
  • Низкий спрос на рабочую силу. В этом случае может потребоваться вмешательство государства с целью создания рабочих мест.
  • Завышенные требования работников к работодателям, например по уровню зарплаты.

Виды безработицы: фрикционная, циклическая и структурная

В зависимости от причин выделяют три вида безработицы.

Фрикционная безработица - это временная незанятость при добровольном переходе с одной работы на другую. Если выпускник университета впервые ищет работу или если человек уволился с целью найти работу получше - это примеры фрикционной безработицы. Обычно поиски работы при фрикционной безработице длятся 1-3 месяца.

Циклическая безработица - это безработица, возникающая из-за экономического кризиса в результате спада производства. Например, если в результате кризиса автомобильные заводы сокращают производство и увольняют персонал - это пример циклической безработицы.

Структурная безработица - это невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы определенной квалификации. Структурная безработица может возникать в связи с технологическими изменениями. Например, появление автоматических сборочных линий сделало безработными многих низкоквалифцированных фабричных рабочих.

Фрикционная и структурная безработица в сумме составляют естественный уровень безработицы. Естественный уровень безработицы считается нормальным явлением в современной экономике. А вот циклическая безработица - уже кризисное явление, с которым необходимо бороться государству.

Формы безработицы: сезонная, скрытая, застойная

Помимо фрикционной, циклической и структурной безработицы говорят об различных формах, в которых безработица проявляется.

Открытая безработица - это полная потеря работы и доходов. Например, уволенный с работы сотрудник не может найти новое место и встает на учет по безработице.

Скрытая безработица - явление, при котором человек официально не является безработным, но не может найти работу на полный день. В результате он, например, трудится неполный день за меньшую зарплату.

Текучая безработица - это временная безработица, связанная с неравномерным развитием различных отраслей производства и регионов, из-за экономических циклов.

Застойная безработица - это длительная безработица, которая чередуется с краткими периодами случайной работы.

Сезонная безработица возникает при изменении спроса на труд в зависимости от времени года. Сезонная безработица характерна для сельского хозяйства, строительства и иных подобных отраслей.

Институциональная безработица возникает из-за нехватки актуальной информации о вакансиях и о людях, ищущих работу.

Молодежная безработица - это неспособность молодых людей, впервые вышедших на рынок труда, найти работу.

Последствия безработицы: отрицательные и положительные

Безработица для человека, неспособного найти работу, - безусловное зло. На индивидуальном уровне она означает потерю дохода, утрату квалификации, снижение шансов найти престижную работу в будущем.

Неэкономические последствия безработицы для человека - стресс, ведущий к нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Возможен разлад в семье, алкоголизм, наркомания. Длительное отсутствие работы может толкнуть человека на асоциальное поведение, преступление или самоубийство.

Неэкономические последствия безработицы на уровне общества также негативны: растет социальная напряженность, заболеваемость и смертность, распространяются алкоголизм и наркомания, ухудшается криминогенная обстановка.

Отрицательные экономические последствия высокой безработицы: рост ВВП оказывается меньше потенциального, трудовые ресурсы используются не полностью. Государству приходится тратить деньги на пособия по безработице и борьбу с ее негативными последствиями.

В то же время для экономики безработица необходима. Она формирует мобильный резерв рабочей силы и создает стимул трудиться лучше. Попытки полностью искоренить безработицу при командной экономике ведут к тому, что работники теряют заинтересованность в результатах своего труда, падает производительность, а при открытии новых производств негде взять свободные рабочие руки.

Негативные последствия безработицы:

  1. Недоиспользование экономического потенциала общества.
  2. Снижение уровня жизни населения: может сокращаться доход работающих, потребительский спрос.
  3. Потеря профессиональных навыков.
  4. Рост алкоголизма, наркомании, преступности, депрессий, самоубийств.

Позитивные последствия безработицы:

  1. Формирует мобильный резерв рабочей силы.
  2. Сдерживает необоснованные требования по повышению зарплаты, снижает уровень инфляции.
  3. Усиливается трудовая мотивация работающих.

Государственные меры по борьбе с безработицей

Безработица - макроэкономическая проблема, которая может угрожать стабильности общества и экономики, поэтому государство принимает меры по борьбе с ней и ее последствиями. Поскольку разные типы безработицы обусловлены разными причинами, набор этих мер широк:

  • Выплата пособий по безработице.
  • Создание служб занятости, бирж труда, помощь в трудоустройстве.
  • Помощь в переподготовке и переквалификации кадров.
  • Проведение стабилизационной политики для недопущения глубоких спадов производства и массовых увольнений.
  • Денежное регулирование, делающее более выгодным создание новых рабочих мест. Субсидии и налоговые льготы.
  • Создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе.

Безработица: виды и причины. Задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, нужно знать признаки различных видов безработицы и различать их. Разберем ряд заданий из тестов прошлых лет.

Задание 1
Граждане страны Z обычно долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую. Государственная служба занятости предлагает различные варианты переобучения с последующим трудоустройством, однако эта услуга мало востребована. Выберите в приведённом ниже списке характеристики безработицы в стране Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сезонная
2) скрытая
3) фрикционная
4) добровольная
5) циклическая
6) открытая

Правильный ответ: 346

Задание 2
В го­су­дар­стве Z до­воль­но вы­со­кий уро­вень безработицы. Какие ка­те­го­рии на­се­ле­ния могут быть от­не­се­ны к фрик­ци­он­ным безработным? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Уволившиеся по соб­ствен­но­му желанию.
2) Нашедшие работу, но не при­сту­пив­шие к ней.
3) Уволенные в связи с па­де­ни­ем спро­са на их услуги.
4) Вновь по­явив­ши­е­ся на рынке труда и име­ю­щие тре­бу­е­мую квалификацию.
5) Уволенные в усло­ви­ях об­ще­го спада про­из­вод­ства в стране.
6) Занятые не­пол­ный ра­бо­чий день.

Правильный ответ: 124

Задание 3
В стране Z сократились потребление и экспорт угля, большинство шахт закрылось, десятки тысяч шахтеров потеряли работу. Выберите из приведённого ниже списка характеристики возникшей безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) скрытая безработица
2) фрикционная безработица
3) сезонная безработица
4) добровольная безработица
5) структурная безработица
6) массовая безработица

Правильный ответ: 56

Задание 4
Выберите верные суждения о безработице и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Безработицей называют преобладание спроса на рабочую силу над ее предложением.
2) По характеру причин безработица делится на галопирующую, фрикционную и циклическую.
3) Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса.
4) Естественным называют средний уровень безработицы, вокруг которого на протяжении многих лет колеблется занятость населения.
5) Циклическая безработица возникает в период экономического подъема.

Правильный ответ: 34

Задание 5
Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми без­ра­бо­ти­цы и ее видами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) связана с по­ис­ком ра­бо­ты специалистом, впер­вые по­явив­шем­ся на рынке труда

Б) вы­зва­на доб­ро­воль­ным ре­ше­ни­ем найти более ин­те­рес­ное при­ме­не­ние про­фес­си­о­наль­ных умений

B) возникает из-за увольнения работника по собственной воле

Г) вы­зва­на эко­но­ми­че­ским спа­дом и за­кры­ти­ем предприятий

Д) про­яв­ля­ет­ся в вы­сво­бож­де­нии части ра­бо­чей силы в пе­ри­од депрессии

Правильный ответ: 11122

Задание 6
По данным Государственной службы статистики, в январе 2016 г. уровень безработицы в государстве X. составил 5,8%, что на 0,2% выше уровня января 2015 г. 3% безработных это лица, чьи профессии утратили свою актуальность, а 2,8% это лица находящиеся в поисках работы по специальности.
Взаимосвязь каких двух сфер нашла свое отражение в этих данных?
Какие два типа безработицы отражены в представленных данных?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три негативных последствия высокого уровня безработицы.

Правильный ответ:
1) Отражена связь между экономической и социальной сферами.
2) Структурная и фрикционная безработица.
3) негативные последствия безработицы:
- падение доходов, снижение уровня жизни населения
- недоиспользование экономического потенциала общества
- рост социальной напряженности

Задание 7 Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми любые три спо­со­ба борь­бы с безработицей. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры:
1) Создание государственных бирж труда. В государстве X была создана сеть государственных бирж труда, где безработные могут получить сведения о вакансиях и трудоустроиться.
2)Стимулирование предпринимательства. Правительство страны Z ввело налоговые льготы для предприятий, создающих новые рабочие места.
3) Учреждение бесплатных курсов переквалификации для безработных. Например, при администрации города М созданы курсы обучения программированию, чтобы безработные могли найти себе работу.

Задание 8
Приведите три любых вида безработицы и проиллюстрируйте каждую примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие примеры:
1) Структурная. В связи с переходом на атомную энергию массово закрываются угольные шахты, шахтеры становятся безработными.
2) Фрикционная. Граж­да­нин М уво­лил­ся со своей преж­ней ра­бо­ты, поскольку его не устраивали условия и зарплата.
3) Циклическая. Из-за экономического кри­зи­са в стране Z массово закрываются банки, множество банковских специалистов становятся безработными.

Читайте также: