Как социальная проблема занятость

Опубликовано: 01.10.2024

Занятость представляет собой не только экономическую, но и очень важную социальную проблему. Она играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.

Напротив, безработица, если она становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность, вплоть до возможного ее разрушения. Массовая безработица может стать дестабилизирующим фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже к социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она представляет собой социально-политическую проблему.

Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политики. Причем эта проблема заслуживает того, чтобы ее выделить в самостоятельный раздел. В этом качестве политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества.

Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровне, должно преследовать стратегические и тактические цели. Стратегическая цель заключается в достижении высокого уровня жизни, создании условий для всестороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактическая цель – сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости.

Политика занятости на федеральном уровне в первую очередь должна быть направлена на решение первоочередной задачи – обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов.

Рыночный механизм направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса.

Долгосрочная политика государства включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др. В итоге все они направлены на обеспечение полной занятости, повышение благосостояния, создание условий для оптимального сочетания и чередования труда, учебы, воспитания детей и отдыха.

Политика занятости на региональном уровне также должна преследовать стратегические и тактические цели, более полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости. Среди них можно назвать следующие:

– устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;

– подготовка и переподготовка рабочей силы;

– поддержка (налоговая и другая) деятельности по созданию рабочих мест;

– расширение диапазона общественных работ;

– налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных (особенно северных) регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления на родине жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставления в случае необходимости работы;

– государственная поддержка (административная, налоговая и другая) привлечения иностранного капитала в регионы, страдающие повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.

Главным направлением политики занятости в переходный период является создание экономически целесообразных рабочих мест. Они будут определять спрос на труд и постепенно обеспечат его сбалансированность с предложением рабочей силы.

Предложение труда в 90-х годах значительно превышает спрос. В качестве предупредительных мер целесообразно оказывать социальную поддержку отдельным слабо защищенным категориям трудоспособного населения, которые могли бы уйти с рынка труда, уменьшив напряжение на нем: совершенствовать программы помощи женщинам с детьми, пенсионерам, молодежи, совмещающей труд и учебу. К такому же результату может привести стимулирование гибкой занятости, развитие гибкого рынка труда.

Буланова В.С., Волгина Н.А. Рынок труда Учебник.-М.: Изд-во Экзамен, 2007

Горисов С. Масштабы и структура неформальной занятости. // Вопросы экономики.- 2004.-№3

Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник.- М.: М.: Изд-во МГУ, 2004.

Трудовой кодекс РФ.

3.1. Экономическая сущность безработицы, ее виды и измерение

Безработица – это такое социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу.

В соответствии с положением Международной организации труда (МОТ) безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и последние четыре недели ищущий работу.

В зависимости от причин, вызвавших безработицу, она разделяется на фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица – это временное отсутствие занятости в период перехода работника с одного предприятия на другое. В этом случае речь не идет о превышении совокупного предложения труда над совокупным спросом на него. Знания и навыки работников, находящихся в положении фрикционных безработных, отвечают запросам производства, работодателей, а безработица обусловлена лишь поиском лучшего места их приложения по инициативе самих работников.

Структурная безработица – это отсутствие достаточного спроса на данный труд в данной сфере хозяйственной деятельности. Она обусловлена изменениями в структуре потребительского спроса и, в конечном счете, в структуре спроса на определенные виды конкретного труда. Структурная безработица в стабильной или растущей экономике, как правило, сопровождается образованием рабочих мест в других или новых отраслях экономики. Однако структурные безработные вряд ли смогут получить работу без соответствующей переподготовки.

Циклическая безработица – это отсутствие достаточного спроса на труд вообще. Она обусловлена общим спадом производства товаров и услуг. Считается, что она вызывается наступлением соответствующей фазы экономического цикла, когда сокращается спрос на товары, услуги и уменьшаются совокупные расходы.

Иногда выделяется еще и технологическая безработица , обусловленная технологическими нововведениями, которые делают экономически выгодным сокращение рабочих мест, вызывают изменение структуры спроса на труд. Она сродни структурной безработице и может возникать при замедлении или отсутствии экономического роста.

По характеру проявления различают также частичную занятость, или скрытую безработицу . Она особенно актуальна для рынка труда нашей страны. Контингент этой категории безработицы составляют наемные работники, вынужденно занятые неполное нормативное рабочее время, а также работающие с интенсивностью труда меньшей, чем прежняя, или расцениваемая в условиях стабильно растущей экономики как общественно нормальная.

Безработица, как правило, измеряется не по отдельным ее видам, что в ряде случаев весьма проблематично, а в целом, как явление. Она может измеряться таким показателем, как уровень (норма) безработицы.

Уровень безработицы исчисляется как отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения и выражается в процентах.

Он может рассчитываться как по методологии МОТ, так и в соответствии со специальными законодательными нормами государства*. Подсчет безработных по методу МОТ предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В нашей стране эту работу проводит Государственный Комитет по статистике. Так, на январь 1998 г. было выявлено 6,5 млн. безработных, что равнялось 9% от численности экономически активного населения, а в декабре уровень общей безработицы составил 11,8%, что соответствовало 8,6% млн. человек.

Иначе определяется уровень безработицы государственными службами занятости. В соответствии с действующим Законом «О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу, готовые приступить к ней и в установленном порядке зарегистрированные в органах службы занятости. Таким образом подсчитывается численность так называемых официальных безработных.

В настоящее время не существует устоявшейся методики подсчета уровня скрытой безработицы. Поэтому государственными органами он не исчисляется. Однако некоторые косвенные данные позволяют судить о величине этого вида безработицы.

При решении проблем безработицы считается целесообразным достижение естественной нормы (естественного уровня) безработицы. Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным да и не нужным в хозяйственной жизни. Фрикционная и структурная разновидности безработицы в экономике рассматриваются как органически присущие ей элементы. Исходя из этого и определяется величина естественной нормы безработицы.

Естественный уровень безработицы равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы.

При достижении такого уровня безработицы состояние рынка труда оценивается как сбалансированное, равновесное.

Сбалансированным рынок труда называется в том случае, если на нем количество вакантных рабочих мест приблизительно совпадает с количеством безработных.

Подобное состояние рынка труда еще не означает достижения профессионально-квалификационного соответствия вакантных рабочих мест желающим их занять, но свидетельствует о количественном совпадении спроса и предложения по численности работников.

Безработица тесно связана с изменениями в других областях экономической динамики. Американский экономист Артур Окунь (Оукен) на основании ряда исследований пришел к мнению, что уровень безработицы находится в определенной числовой зависимости от движения валового национального продукта (ВНП). Согласно закону Окуня прирост ВВП на 2,7% удерживает уровень безработицы неизменным; прирост ВВП на каждые дополнительные два процента снижает уровень безработицы на один процентный пункт; каждое дополнительное сокращение прироста ВВП, относительно указанной величины на два процента, наоборот, повышает безработицу на один процентный пункт.

Среди характеристик безработицы важное место занимает ее продолжительность. Продолжительность безработицы – это период, отрезок времени, в течение которого претендент на работу ищет ее.

3.2. Содержание инфляции, ее последствия и взаимосвязь с безработицей

Инфляция (лат. Inflatio – вздутие) – это обесценение денег вследствие превышения количества денежных единиц в экономике над суммой цен товаров и образования в сфере обращения некой массы денежных знаков, не обеспеченных товарами.

Она выражается, как правило, во всеобщем росте цен, при котором падает покупательная сила денежной единицы.

Существенным обстоятельством выступает то, что помимо тотального роста цен может меняться соотношение уровней цен относительно друг друга, т.е. в ходе инфляции цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие.

Основным содержанием инфляции, по определению, является нарушение нормального соотношения между количеством денег, обращающихся в экономике, и массой товаров, имеющейся на рынке. Если денежная масса увеличивается слишком быстро по сравнению с ростом товарной массы, то деньги становятся менее ценными, чем прежде, теряют свое «товарное наполнение» (много денег «гоняется» за малым количеством товаров). Начинается стойкий рост цен, обусловленный избыточным увеличением денежной массы.

Одной из причин инфляции называют «инфляцию спроса». Производство из-за недостатка мощностей не в состоянии удовлетворить возросший спрос, это приводит к повышению цен на те же, уже не возрастающие, объемы производства товаров.

Однако этот результат получается не сразу – «инфляция спроса» проходит через определенные этапы своего развития. На первом этапе, когда совокупные расходы еще низки, уровень безработицы высок, а большая часть производственных мощностей бездействует, повышение общего спроса положительно сказывается на использовании всех этих резервов и еще не приводит к значительному росту цен. На втором этапе, по мере того, как спрос продолжает расти и экономика приближается к состоянию полной занятости, запасы ресурсов в отдельных отраслях заканчиваются и цены на них начинают увеличиваться, в том числе растет заработная плата. Инфляция уже возникает, а рынок труда продолжает постепенно сужаться и дает возможность профсоюзам добиваться дальнейшего увеличения оплаты труда. Издержки производства начинают расти, но перекладываются в виде повышения цен на потребителей. На третьем этапе, с достижением состояния полной занятости, когда предприятия нанимают уже менее квалифицированных, т.е. менее производительных работников, это вновь увеличивает как издержки, так и, соответственно, цены. Полная занятость распространяется повсеместно, и экономика не может далее наращивать объем производства товаров согласно продолжающему увеличиваться спросу. Но цены продолжают расти.

Следует обратить внимание, что на втором этапе развития «инфляции спроса» возникает определенное равновесие между производством и занятостью, с одной стороны, и умеренной инфляцией – с другой. Повышение уровня совокупных расходов обусловливает рост производства и ведет к уменьшению безработицы, хотя и сочетается с относительно небольшим повышением цен.

Другой причиной инфляции считается «инфляция издержек» («инфляция предложения»). В экономической динамике бывают ситуации, когда объем товаров и занятость уменьшаются при одновременном увеличении цен.

Занятость представляет собой не только экономическую, но и очень важную социальную проблему. Она играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.

Напротив, безработица, если она становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность, вплоть до возможного ее разрушения. Массовая безработица может стать дестабилизирующим фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже к социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она представляет собой социально-политическую проблему.

Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политики. Причем эта проблема заслуживает того, чтобы ее выделить в самостоятельный раздел. В этом качестве политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества.

Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровне, должно преследовать стратегические и тактические цели. Стратегическая цель заключается в достижении высокого уровня жизни, создании условий для всестороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактическая цель – сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости.

Политика занятости на федеральном уровне в первую очередь должна быть направлена на решение первоочередной задачи – обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов.

Рыночный механизм направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса.

Долгосрочная политика государства включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др. В итоге все они направлены на обеспечение полной занятости, повышение благосостояния, создание условий для оптимального сочетания и чередования труда, учебы, воспитания детей и отдыха.

Политика занятости на региональном уровне также должна преследовать стратегические и тактические цели, более полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости. Среди них можно назвать следующие:

– устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;

– подготовка и переподготовка рабочей силы;

– поддержка (налоговая и другая) деятельности по созданию рабочих мест;

– расширение диапазона общественных работ;

– налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных (особенно северных) регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления на родине жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставления в случае необходимости работы;

– государственная поддержка (административная, налоговая и другая) привлечения иностранного капитала в регионы, страдающие повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.

Главным направлением политики занятости в переходный период является создание экономически целесообразных рабочих мест. Они будут определять спрос на труд и постепенно обеспечат его сбалансированность с предложением рабочей силы.

Предложение труда в 90-х годах значительно превышает спрос. В качестве предупредительных мер целесообразно оказывать социальную поддержку отдельным слабо защищенным категориям трудоспособного населения, которые могли бы уйти с рынка труда, уменьшив напряжение на нем: совершенствовать программы помощи женщинам с детьми, пенсионерам, молодежи, совмещающей труд и учебу. К такому же результату может привести стимулирование гибкой занятости, развитие гибкого рынка труда.

Вместе с тем снижение уровня заработной платы в общих доходах, наблюдаемое в последнем десятилетии XX в., приводит к ослаблению трудовой мотивации, одного из важных факторов повышения эффективности экономики.

Надежды на решение этой проблемы с помощью приватизации не оправдались. Она показала, что передача средств производства в частные руки еще не обеспечивает роста мотивации к труду. Проблема оказалась гораздо сложнее. Ее решение требует активных усилий каждого человека и государства в создании нормальных условий труда и жизни, повышения уровня квалификации, конкурентоспособнос-

ти работников, социальной защиты в случае увольнения, свободы передвижения по территории, создание рынка жилья и т.п.

Таким образом, проблема занятости населения страны является актуальной социальной проблемой, поэтому требует особого внимания, как со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом.
В исследовании данной проблемы преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в 20-х годах XX века, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М. Блинов, Зайцев, В.П. Шубин и другими. В конце XX века в связи с реформированием России и резким увеличением проблем безработицы, заметно возросло количество работ по социологическим и экономическим дисциплинам, посвященным проблеме занятости в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы занятости и ее регулирование………….6
Понятия «занятость» и «рынок труда»…………………………………..6
Виды и формы занятости…………………………………………………9
Политика занятости и ее регулирование………………………………..11
1.4. Виды политики занятости…………………………………………………..13
1.5 Содержание и уровни политики занятости………………………………..14
1.6 Органы службы занятости………………………………………………….18
1.6.1 Деятельность органов государственной службы занятости…………….20
Глава 2. Безработица, как социально-экономическое явление………….21
2.1. Понятие и сущность безработицы…………………………………………21
2.2. Виды безработицы…………………………………………………………..23
2.3. Причины безработицы……………………………………………………. 27
2.3.1. Современное представление причин безработицы……………………..28
Глава 3. Безработица как социальная проблема в сфере занятости…….31
Заключение……………………………………………………………………. 39
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курс.раб.по экон. труда Астафьева О.В. гр4-Б33ЭК1-17. - копия.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»

Факультет подготовки региональных кадров

По дисциплине: Экономика труда.

На тему: Занятость как социальная проблема.

Глава 1. Теоретические основы занятости и ее регулирование………….6

    1. Понятия «занятость» и «рынок труда»…………………………………..6
    2. Виды и формы занятости…………………………………………………9
    3. Политика занятости и ее регулирование………………………………..11

    1.4. Виды политики занятости………………… ………………………………..13

    1.5 Содержание и уровни политики занятости……………………………… ..14

    1.6 Органы службы занятости…………………………………………………. 18

    1.6.1 Деятельность органов государственной службы занятости…………….20

    Глава 2. Безработица, как социально-экономическое явление………….21

    2.1. Понятие и сущность безработицы…………………………………………21

    2.3. Причины безработицы…………………………… ………………………. 27

    2.3.1. Современное представление причин безработицы……………………..28

    Глава 3. Безработица как социальная проблема в сфере занятости…….31

    Список использованной литературы………………………………………..41

    Занятость представляет собой не только экономическую, но и очень важную социальную проблему. Она играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.

    В 1991 году наша страна вступила в новый этап своего развития, начался постепенный переход от плановой к рыночной экономике. В связи с этим появился ряд новых и обострились уже имеющиеся проблемы, являющиеся следствием несовершенства экономики.

    Одной из основных проблем стала проблема безработицы. В СССР была четко налажена система обеспечения кадрами государственных предприятий (распределение) и безработица отсутствовала: каждый гражданин имел право на труд. Но это достижение, отличающее советскую экономику, которым так гордились все советские партийные руководители, было утрачено с распадом Союза.

    В процессе решения вопросов занятости населения многие государства из бывших республик СССР столкнулись с практически одинаковыми проблемами. Формирование новых экономических отношений, демократизация общества потребовали по-новому регулировать деятельность в области обеспечения занятости населения.

    Перед новыми руководителями государства встала проблема катастрофического роста безработицы. Массовые увольнения и сокращения рабочих и служащих государственных предприятий повлекли за собой массовое высвобождение рабочей силы, которая и пополняла ряды безработных.

    Поначалу появление безработных благотворно повлияло на развитие экономики: вместо неспособных нормально работать, попавших под сокращение, на производстве остались грамотные и ответственные работники, повысилась эффективность производительного труда. Изменился и сам подход к работе: люди стали «держаться за место» боясь быть уволенными.

    Напротив, безработица, если она становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность, вплоть до возможного ее разрушения. Массовая безработица может стать дестабилизирующим фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже к социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она представляет собой социально-политическую проблему.

    Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политики. Причем эта проблема заслуживает того, чтобы ее выделить в самостоятельный раздел.

    Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказываются на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.

    Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она имеет двоякое последствие - с одной стороны, сокращается предложение рабочей силы, с другой - ухудшается ее качество.

    Отсюда интерес к дополнительным мерам по привлечению рабочей силы из соседних регионов и стран, где имеется ее избыток.

    С массовой миграцией Россия столкнулась в конце 80-х - начале 90-х годов. Изменились масштабы миграционной активности населения, направленность и структура миграционных потоков, а также причины миграции. С началом экономического роста стала очевидной необходимость привлечения трудовых мигрантов.

    Уже в 2000-е годы начался интенсивный отток населения из северных, восточных и приграничных регионов страны в южные и центральные районы европейской части России. В результате на этих территориях численность населения сокращается, его этническая структура меняется. Выбывающие работники частично замещаются трудовыми мигрантами в основном из стран СНГ. Но поскольку они концентрируются главным образом в торговле и сфере услуг, то даже приток мигрантов не решает проблему дефицита трудовых ресурсов, прежде всего квалифицированных рабочих кадров. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

    Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал России и воздействуют на рынок труда. Численность мигрантов, осуществлявших трудовую деятельность в России см. приложение 1, 2. [12]

    Таким образом, проблема занятости населения страны является актуальной социальной проблемой, поэтому требует особого внимания, как со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом.

    В исследовании данной проблемы преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в 20-х годах XX века, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М. Блинов, Зайцев, В.П. Шубин и другими. В конце XX века в связи с реформированием России и резким увеличением проблем безработицы, заметно возросло количество работ по социологическим и экономическим дисциплинам, посвященным проблеме занятости в целом.

    Поэтому в своей работе я рассмотрю понятие и сущность занятости, безработицы, и их виды, регулирование занятости, а также в общих чертах проблемы безработицы и пути решения этой проблемы.

    Занятость представляет собой не только экономическую, но и очень важную социальную проблему. Она играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.

    Напротив, безработица, если она становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность, вплоть до возможного ее разрушения. Массовая безработица может стать дестабилизирующим фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже к социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она представляет собой социально-политическую проблему.

    Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политики. Причем эта проблема заслуживает того, чтобы ее выделить в самостоятельный раздел. В этом качествеполитика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества.

    Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровне, должно преследовать стратегические и тактические цели. Стратегическая цель заключается в достижении высокого уровня жизни, создании условий для всестороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактическая цель – сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости.

    Политика занятости на федеральном уровне в первую очередь должна быть направлена на решение первоочередной задачи – обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов.

    Рыночный механизм направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса.

    Долгосрочная политика государства включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др. В итоге все они направлены на обеспечение полной занятости, повышение благосостояния, создание условий для оптимального сочетания и чередования труда, учебы, воспитания детей и отдыха.

    Политика занятости на региональном уровне также должна преследовать стратегические и тактические цели, более полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости. Среди них можно назвать следующие:

    – устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;

    – подготовка и переподготовка рабочей силы;

    – поддержка (налоговая и другая) деятельности по созданию рабочих мест;

    – расширение диапазона общественных работ;

    – налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных (особенно северных) регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления на родине жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставления в случае необходимости работы;

    – государственная поддержка (административная, налоговая и другая) привлечения иностранного капитала в регионы, страдающие повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.




    Главным направлением политики занятости в переходный период является создание экономически целесообразных рабочих мест. Они будут определять спрос на труд и постепенно обеспечат его сбалансированность с предложением рабочей силы.

    Предложение труда в 90-х годах значительно превышает спрос. В качестве предупредительных мер целесообразно оказывать социальную поддержку отдельным слабо защищенным категориям трудоспособного населения, которые могли бы уйти с рынка труда, уменьшив напряжение на нем: совершенствовать программы помощи женщинам с детьми, пенсионерам, молодежи, совмещающей труд и учебу. К такому же результату может привести стимулирование гибкой занятости, развитие гибкого рынка труда.

    Вместе с тем снижение уровня заработной платы в общих доходах, наблюдаемое в последнем десятилетии XX в., приводит к ослаблению трудовой мотивации, одного из важных факторов повышения эффективности экономики.

    Надежды на решение этой проблемы с помощью приватизации не оправдались. Она показала, что передача средств производства в частные руки еще не обеспечивает роста мотивации к труду. Проблема оказалась гораздо сложнее. Ее решение требует активных усилий каждого человека и государства в создании нормальных условий труда и жизни, повышения уровня квалификации, конкурентоспособнос-

    ти работников, социальной защиты в случае увольнения, свободы передвижения по территории, создание рынка жилья и т.п.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Какова сущность занятости как экономической категории? Назовите основные виды общественно-полезной деятельности.

    2. Назовите принципы занятости.

    3. Дайте характеристику полной занятости.

    4. Каково содержание понятия «эффективная занятость»? Какими показателями она измеряется?

    5. Что такое вторичная занятость? Какие причины порождают вторичную занятость и каковы ее последствия для отдельных работников?

    6. Раскройте занятость как социальную проблему. Каковы основные цели политики занятости, проводимой государством?

    Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) — явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.

    Рынок, как и любой другой социальный институт, имеет и положительные и отрицательные стороны. Рынок — один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги. Все это не способствует всеобщей занятости населения.

    Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обусловливает сокращение прежде всего работников ручного труда; структурные изменения р экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства;

    повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экологических проблем .закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.

    Однако в переходный период на первый план выступают факторы иного порядка, которые обусловлены, как, например, ныне в России, уровнем и характером складывающихся рыночных отношений. Среди них: приватизация, акционирование предприятий, аренда и т.д., ведущие к оптимизации численности занятых; ликвидация или сокращение убыточных и нерентабельных предприятий

    и др. В условиях системного кризиса в стране проблемы безработицы обостряются из-за резкого падения производства (до 50 % и более в разных отраслях) и дестабилизации экономики (вследствие межнациональных конфликтов), в результате конверсии военного производства и сокращения вооруженных сил. Кроме того, к обострению ведет социальная политика государства, защищающая интересы прежде всего зажиточных, разбогатевших слоев населения.

    Для решения проблем безработицы важно определить ее сущность, знать основные формы.Безработица понимается как отсутствие работы для трудоспособных, абезработным считается тот, кто может работать, но не работает. Безработица тесно связана с понятиями «занятость» и «занятый».

    Выделяют различные виды и формы безработицы.К текущей безработице относят незанятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое (фрикционная незанятость).Структурную безработицу трактуют как результат дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, изменений в технологиях, структуре конечного потребления, географического размещения производительных сил, технической отсталости ряда отраслей и производств и т.д.Скрытая (латентная) безработица имеет место в России не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Это — избыточная занятость, обусловленная разными причинами: стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую материальную поддержку людям и т.д.

    Массовая безработица означает состояние, когда большое число членов общества, способных к труду, остается без работы.

    Застойная форма безработицы характерна, как правило, для люм-пенизированных слоев населения (бомжей, тунеядцев и т.д.), т.е. людей, которые крайне нерегулярно работают.

    Вопрос о численности безработных не простой. В разных странах эти цифры не одинаковы. Это объясняется различием трактовок понятия «безработный» официальными и неофициальными институтами общества. Официальные данные, как правило, занижены по сравнению с данными профсоюзов и других организаций. Это касается и России. Так, Законом Российской Федерации о занятости предусмотрено, что гражданин России может считаться безработным, если он потерял работу или не имеет доходов по причине невозможности получить постоянную работу в данной местности, зарегистрировался в службе занятости как способный и готовый

    трудиться и пройти переподготовку для этого и действительно ищет работу, причем эта служба не предоставила предложений для постоянного трудоустройства в течение первой недели с момента его регистрации.

    Как показывают социологические исследования, в числе безработных ныне в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70 % безработных и более.

    Безработица сказывается прежде всего на материальном положении незанятых, их социально-психологическом самочувствии.

    Читайте также: