Как устроиться на работу машинистом в

Опубликовано: 16.05.2024

Главная картинка статьи Кто такой машинист: суть профессии, обязанности, уровень зарплаты

На сегодняшний день создается и активно эксплуатируется множество самой разнообразной техники, в том числе и транспортные средства самых разных категорий и назначений. А управлять ими может специалист, которого принято называть машинистом.

Описание профессии

Машинист – это обобщенное название для всех рабочих, деятельность которых заключается в управлении различного типа машинами, а также их техническое обеспечение и ремонт. При этом профессия обычно уточняется родом техники. Например, машинист электропоезда, машинист котельной. И поскольку по данным Единого тарифно-квалификационного справочника, существует 400 профессий машиниста, то невозможно выучиться на универсального работника, который может управлять всеми видами транспорта.

Но необходимо отметить, что в России традиционно принято называть машинистом специалиста, который управляет железнодорожным составом. А это может быть: паровоз, тепловоз, пассажирский поезд.

Для качественного выполнения поставленных перед ним задач машинист в первую очередь должен знать все правила и особенности дорожного движения транспорта на автоматическом управлении. Кроме того, он осуществляет проверку поезда перед тем, как начать маршрут. Поэтому должен иметь представление о том, какое количество горючего ему необходимо на дорогу в том или ином случае.

Также машинист обязан проконтролировать соблюдаются ли норм по весу и длине состава. Перед тем, как начать движение ему необходимо проверить работают ли все системы поезда: например, звуковой сигнал или устройства для связи с диспетчерской. Если же он заметил нарушения по этим параметрам, ему необходимо сообщить об этом руководству.

При работе машинистом нельзя рассчитывать на нормированный рабочий день и легкие условия труда. Машинист всегда должен быть готов к тому, что могут быть задержки. Например, если речь идет о поезде международного следования, то состав может долго стоять на таможне при досмотре документов. Кроме того, работа машинистом предполагает как физические, так и психологические нагрузки. Необходимо быть внимательным и постоянно наблюдать за дорогой. По этим причинам на должность машиниста работодатели предпочитают чаще всего брать именно мужчин.

Еще одной особенностью профессии является то, что машинисты проходят медицинскую комиссию не только перед приемом на работу, но и перед каждой сменой. Помимо проверки давления, им делают тест на содержание в крови алкоголя и наркотиков.

Обычно машинист работает вместе с напарником – помощником машиниста. Но если недальний маршрут или современный поезд, то машинист вполне может работать самостоятельно. И на сегодняшний день помощник машиниста чаще всего не профессия как таковая, а испытательный срок и стажировка молодого специалиста.

Где можно выучиться на машиниста?

Для того, чтобы стать машинистом необходимо пройти обучение в среднем специальном образовательном учреждении. Стоит отметить, что для поступления необходимо не только сдать экзамены по школьным дисциплинам, но и пройти медицинское обследования. К обучению не допускаются лица с неудовлетворительными показаниями по здоровью.

При этом необходимо отметить и то, что после получения диплома сразу получить должность и начать управлять поездом невозможно. Некоторое время специалисты работают в качестве помощников машинистов. В среднем подобная стажировка может занимать около года.

Кроме того, управления поездами, как и сами железнодорожные составы, все время совершенствуются. Поэтому даже опытным машинистам необходимо повышать уровень своей квалификации, чтобы иметь возможность управлять самыми современными моделями.

Разряды профессии машинист

У специальности есть всего пять уровней квалификации, где минимальным является третий, а максимальный – восьмой. При этом обязанности машинистов всех разрядом заключаются в том, чтобы управлять машиной, проводить ее техническое обслуживание, а также профилактические ремонтные работы.

Ключевое отличие между разрядами состоит в том, какая именно мощность у транспортного средства, а также длина его маршрута.

Личностные качества профессии машинист

Любая машина является объектом повышенной опасности, который требует повышенного внимания и предельной осторожности как со стороны управляющего транспортным средством, там и со стороны других участников дорожного движения. Таким образом, можно сделать вывод, что самыми главными качествами для машиниста являются внимательность, наблюдательность, ответственность и осторожность.

Также для работы машинистом необходимо быть стрессоустойчивым, аккуратным, уметь сосредотачиваться на поставленной задаче, не отвлекаясь на посторонние шумы. Эта профессия подойдет тем, кто любит технику и готов уделять много времени на проверку всех механизмов.

Кроме того, при возникновении непредвиденных ситуаций машинист должен быстро и четко реагировать, не поддаваться панике, сохранять хладнокровие.

Работа машиниста – это в первую очередь тяжелый физический труд, для выполнения которого нужна выносливость. По этой причине машинисты регулярно проходят медицинские осмотры.

Заработная плата профессии машинист

В связи с тяжелыми условиями труда и жесткими требованиями к специалистам, заработная плата представителей данной профессии весьма конкурентно способна на рынке труда. Иными словами, высококвалифицированный машинист может ежемесячно получать около 100 000 рублей. А молодой специалист может рассчитывать на оклад в районе 30 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии машинист

К положительным сторонам профессии необходимо отнести следующее:

1. востребованность на рынке труда;

2. высокий уровень заработной платы;

3. возможность досрочного выхода на пенсию.

К отрицательным сторонам профессии следует отнести:

1. тяжелые условия труда;

2. преимущественно мужская работа;

3. высокая ответственность и, как следствие, серьезное психологическое давление.

Профессия машинист локомотива появилась вместе с созданием первого поезда и с прокладкой железной дороги. В это же время возник вопрос о том, кто будет управлять такой сложной техникой. Чтобы поездка была безопасной, человек должен обладать определёнными знаниями, навыками, а также иметь высокую скорость реакции. Для этого сначала нужно было выучиться на эту профессию.

В Российской Империи в 1834 году появился первый машинист тепловоза. После этого уже многие люди шли учиться на профессию, чтобы иметь возможность водить составы из четырёх вагонов. Тогда же впервые была написана должностная инструкция.

В то время поездов дальнего следования ещё не существовало, так как железнодорожная сеть была очень плохо развита. Средняя скорость паровоза достигала всего 33 км/ч, но уже к 1860 году она увеличилась на 10 км/ч. Основным маршрутом как для пассажирских, так и для грузовых составов был путь Москва-Санкт-Петербург.

Во времена СССР данная профессия стала очень востребованной, а работать машинистом было довольно престижно. Различные производства в государстве развивались большими темпами, из-за чего создавались новые типы грузовых поездов. Такая тенденция наблюдается и сейчас, хотя, чтобы устроиться на работу в РЖД, нужно соответствовать более высоким требованиям, чем раньше.

Особенности работы

В России эта профессия появилась почти два столетия назад. Уже на тот момент для выполнения своих обязанностей необходимо было соответствовать особым требованиям. Чтобы человека допустили к управлению локомотивом, он должен иметь узконаправленные технические знания, хорошую реакцию и высокую стрессоустойчивость. Благодаря прогрессу появляются все новые составы различного типа и класса (например, современный поезд, который называется «Сапсан»). Работая на них, нужно обладать конкретными навыками.

Основные требования и сложности:

  1. Необходимо вовремя ориентироваться в нестандартных ситуациях. Хотя поезда и электрички ходят каждый день по одним и тем же маршрутам, расслабляться сотрудникам нельзя. Нужно соблюдать дорожные правила, следить за сигналами семафоров и возможными препятствиями на путях, а также контролировать технические показатели. Основная сложность заключается в том, что составы развивают большие скорости, из-за чего на принятие решения есть всего пара секунд.
  2. Соблюдение графика. Отклонение от расписания может приводить к нарушению всей логистической системы.
  3. Нужно знать и понимать особенности конкретного участка. Руководство обычно машинистов ставит только на один конкретный маршрут. Это обуславливается тем, что даже незначительная заминка может нарушить график.
  4. Следует учиться быстро восстанавливаться, а также эффективно распределять энергию. Постоянное нахождение в кабине требует больших физических и психологических сил. Чтобы качество работы оставалось на высоте, нужно максимально использовать перерывы и выходные дни.
  5. Необходимо внимательно относиться к своему здоровью. Перед каждой сменой сотруднику положено пройти базовое обследование, в которое входит контроль пульса и артериального давления, температуры, а также проверка на содержание алкоголя в крови. Каждый квартал машиниста обследуют на профпригодность.

Водитель состава является основным человеком, который ответственен за перевозимый груз и пассажиров. Маршрут может быть коротким или же составлять тысячи километров.

Плюсы и минусы

Основными плюсами данной профессии являются востребованность и доступность. Количество вакансий в РЖД возрастает с каждым годом. Даже молодые люди, не имеющие никакого опыта, могут рассчитывать нa хорошее место, окончив курсы помощника машиниста. Также ещё одним достоинством является вариативность способов учёбы на эту должность.

В данном направлении многих привлекает потенциальная зарплата. Сотрудникам сразу будут платить достойный базовый оклад. Со временем железнодорожники начинают зарабатывать больше благодаря премиям за безаварийную службу и выслугу лет. Из-за сложности условий работы у машинистов есть возможность выйти на пенсию раньше. В некоторых случаях по той же причине сотруднику доступна расширенная медицинская страховка, а также бесплатные поездки в санаторий.

Большой минус этой профессии заключается в серьёзных нагрузках на организм. У машинистов длительный рабочий день, который зачастую приходится проводить в одном положении. Во время работы даже нет возможности размяться. Это плохо влияет на общее состояние здоровья. В современных составах условия получше, но риск получения «вибрационной болезни» всё же есть. Также нужно помнить, что основная масса поездов, курсирующих по стране, — это устаревшие модели с более низкими характеристиками.

Для многих становится проблемой постоянное нахождение в небольшом и замкнутом пространстве. В некоторых случаях отсутствие общения плохо сказывается на психологическом здоровье. Такая профессия не подойдёт тем людям, которые ничего не понимают в технике, так как водитель поезда должен уметь самостоятельно устранить незначительные неполадки.

Знания и навыки

Несмотря на довольно распространённое мнение о простоте работы на локомотиве, данная профессия требует от человека постоянного напряжения. Даже тем, кто разбирается в технике, первый опыт всё равно необходимо получать под наблюдением специалиста.

Машинисты должны иметь следующие навыки:

  1. Управление поездом в стандартных ситуациях.
  2. Быстрое реагирование на различные чрезвычайные происшествия, не прописанные в инструкции.
  3. Знание и владение правилами движения на железной дороге.
  4. Выполнение ремонтных работ при незначительных неполадках.
  5. Умение пользоваться радиосвязью и понимание её работы.
  6. Способность контролировать толпу (пассажиров) в нестандартных ситуациях.

Если отучиться в колледже или другом профильном заведении, то можно получить только лишь начальные навыки профессии. Основное понимание специфики работы приходит во время практики. Для машинистов регулярно проводятся различные семинары, направленные на пополнение знаний, а также на закрепление старой информации. Карьерный рост можно обеспечить, занимаясь дополнительным самостоятельным образованием по профилю.

Прохождение медкомиссии

Очень часто на пригородные направления и в метрополитен объявляется набор машинистов. Начальные требования можно назвать довольно скромными при неплохой зарплате. Необходимо, чтобы человеку было менее 40 лет и имелось среднее образование. Но стать начальником поезда тяжело, а также на это требуется много времени.

Машинисту необходимо обладать прекрасным здоровьем, так как эта работа считается вредной — создаются большие нагрузки на глаза и слух, присутствует электромагнитное воздействие и вибрации; человек всё время будет дышать пыльным воздухом, что пагубно влияет на лёгкие. Именно по этим причинам каждая смена всегда начинается с обязательного медосмотра.

Независимо от места обучения, сначала необходимо будет пройти суровую медицинскую комиссию. После проверки здоровья следует психологический тест, который позволяет понять, готов ли человек нести ответственность за других людей. Повторная медкомиссия проходится непосредственно перед началом практических занятий, так как за время обучения здоровье могло ухудшиться.

На этапе прохождения комиссии отсеивается большинство кандидатов. Если хоть какой-то показатель будет отклоняться от нормы, машинистом стать не получится. В этом случае придётся довольствоваться ремонтом вагонов в депо.

Основные этапы медицинской комиссии:

  1. Проверка слуха и зрения.
  2. ЭКГ.
  3. Флюорография.
  4. Велоэргометрия.
  5. Осмотр узкопрофильными врачами.
  6. Сдача анализов.
  7. Предъявление всех справок о прививках.

При наличии отсрочки от армии нужно подтвердить, что она не по причине состояния здоровья. Уже во время работы машинисты регулярно проходят полную медкомиссию.

Получение специальности в колледже

Если с физическим и психическим здоровьем всё хорошо, можно начинать учиться. Обучение на машиниста электропоезда метрополитена Москвы можно пройти в Железнодорожном колледже № 52 и Московском колледже железнодорожного транспорта. В этих заведениях можно стать помощником машиниста за короткое время. Если абитуриент пришёл после 11 класса, то весь процесс обучения займёт всего 10 месяцев. Для выпускников 9-х классов оно длится почти три года.

Коллектив бригад, работающих на локомотивах, исключительно мужской. Конечно, почти все работники слышали историю о машинистках, но на самом деле женщин нет в этой профессии уже довольно давно. В процессе обучения студент получает слесарный разряд после сдачи экзамена. Затем он начинает изучать уже основные дисциплины, например, техобслуживание электропоезда.

Обучение в метрополитене

Колледжи подготавливают универсальных работников для электричек и метро. Но те, кто желают трудиться в метрополитене, зачастую идут по другому пути. В депо можно подать заявление о желании стать машинистом. Отдел кадров направит человека на обучение в Учебно-производственный центр (УПЦ) Московского метрополитена. Процесс очень насыщенный. Он складывается из таких этапов:

  1. Производственна слесарная практика.
  2. Сдача экзамена на получение разряда.
  3. Изучение оборудования электропоезда.
  4. Ознакомление со всеми инструкциями и терминами.
  5. Поездная практика.

Последний этап длится на протяжении нескольких недель на закреплённом маршруте. После сдачи финального экзамена выпускник становится помощником машиниста. Теперь необходимо отработать от нескольких месяцев до двух лет. В это время сотруднику предстоит наблюдать за посадкой пассажиров, проверять техническое состояние оборудования, реагировать на все обращения. Так человек набирается опыта.

Затем появляется возможность стать машинистом. Для этого кандидат направляется на дополнительное обучение в дорожно-техническую школу. Здесь процесс происходит на новом уровне. Будущих машинистов учат на специальных тренажёрах, которые моделируют управление составом. Это занимает от четырёх до шести месяцев.

После завершения дорожно-технической школы новичку даётся право сесть за контроллер машиниста. Потихоньку он будет набираться опыта и расти от машиниста 4-го класса до машиниста 1-го класса. После этого можно будет стать инструктором. Для повышения разряда необходимо снова отправляться на обучение.

Депо предлагает отличным работникам бесплатное обучение в университете. Перед сотрудником с высшим техническим образованием открывается много возможностей для карьерного роста. Например, в администрации РЖД и Управлении государственного железнодорожного надзора есть начальники, которые раньше трудились машинистами.

Перед тем как связать судьбу с этой профессией, следует знать, что такая работа не на несколько лет. Ей придётся отдать значительную часть жизни. Поэтому следует сначала тщательно обдумать свое решение.

В среднем московский метрополитен обслуживает около 8 миллионов пассажиров в день, и каждым поездом управляет отдельный человек – машинист электропоезда. Работа требует от соискателя высокой концентрации внимания и хорошей реакции. У студентов, обучающихся по профессии «Машинист метро», как правило, нет проблем с трудоустройством – столичный или региональный метрополитен регулярно приглашает на работу новых сотрудников. Даже на ранних этапах карьеры его средняя зарплата выше, чем у водителей других видов электротранспорта.

О том, как стать машинистом электропоезда метрополитена, и где пройти обучение в Москве и Санкт-Петербурге, мы сегодня и поговорим.

Машинист электропроезда метрополитена: обучение (Москва)

Кто такой машинист электропоезда метрополитена: что нужно знать о профессии?

Машинист электропоезда – это тот человек, кто находится у руля локомотива. Его работа с обучением связана неразрывно.

Условия работы нельзя назвать идеальными, однако сама по себе профессия считается почетной и оплачивает в среднем выше, чем работа водителей прочего электротранспорта. Связано это в первую очередь с высокими умственными нагрузками и большим перечнем обязанностей машиниста.

Задачи и обязанности

Должностная инструкция требует от машиниста выполнения следующих обязательств:

  • точно выполнять требования внутренних и федеральных нормативных документов;
  • проходить медицинский осмотр перед выходом на рейс;
  • применять энергосберегающие способы управления поездом;
  • ежемесячно посещать занятия по техническому обучению;
  • оставлять записи в Книге замечаний машиниста обо всех замечаниях, замеченных в ходе смены, а также заполнять журналы проверок салона и прочие нормативные документы.

Работа и зарплата

При очень большом штате сотрудников метрополитена информация о наборе новых сотрудников появляется постоянно. В большой степени это связано с напряженным характером работы и условиями труда.

Заработная плата машиниста электропоезда сильно зависит от региона работы и наличия или отсутствия штрафных санкций. Так в Москве и Санкт-Петербурге средняя зарплата составляет от 45 000 до 65 000 рублей. Специалисты Казанского метрополитена зарабатывают в среднем 35 000 рублей.

Карьера в метрополитене у машиниста начинается с машиниста третьего класса. Такой ранг присваивается молодому специалисту. Для повышения категории необходимо отработать более двух лет и сдать внутренние экзамены.

Плюсы и минусы профессии

В работе машиниста метрополитена сочетаются как недостатки, связанные с особенностями труда, так и преимущества.

  • быстрое трудоустройство при условии успешно сданных экзаменов и прохождения медкомиссии;
  • высокая оплата труда при отсутствии аварийных ситуаций;
  • престижность профессии.
  • высокая нагрузка на здоровье;
  • большая ответственность;
  • сменный график работы.

Отзывы опытных машинистов говорят, что с повышением категории обязанностей становится все больше, однако, это компенсируется повышенной зарплатой.

Как стать машинистом метро?

Для того чтобы приступить к работе в метрополитене, необходимо сначала получить профильное образование по программе «Машинист локомотива», а потом пройти специализированные курсы. Программа курсов проработана с учетом специфики работы в метро и направлена на выработку необходимых для работы под землей навыков.

Какие навыки нужны?

В связи с особенностями ежедневной работы машинист должен хорошо разбираться в устройстве электроцепей, иметь отличное здоровье и обладать умением принимать решения в стрессовых ситуациях. Помимо этого учебные программы содержат теоретические и практические занятия по мелкому ремонту и общему управлению локомотивом.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Начальный этап обучения – это поступление в колледж после 9 или 11 классов.

Преимущество среди соискателей имеют лица, отслужившие в рядах Вооруженных Сил РФ и имеющие профильное техническое образование. После окончания соискатель должен пройти дополнительные курсы по специальности «Машинист электропоезда».

Что нужно сдавать для поступления?

При поступлении на курсы машиниста электропоезда нужно предоставить только диплом об окончании профильной специальности в колледже. При поступлении в ССУЗ абитуриенту необходимо показать результат ЕГЭ.

Сколько учиться после 9 и 11 класса?

Длительность обучения зависит от среднего образования: после 9 классов – 3 года и 10 месяцев. После 11 – на год меньше. Выпускники 9 классов за год осваивают предметы из школьной программы и технические специальности, необходимые в будущей профессии.

Возможно ли дистанционное обучение?

Удаленное обучение по профессии машинист электропоезда невозможно, так как только практическим путем можно получить необходимые в работе знания и навыки. Более того, уже работающие специалисты регулярно проходят дополнительные проверки и сдают экзамены. Вызвано это в первую очередь высоким уровнем ответственности и требованиями профессии.

Где учиться?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №162 от 25 февраля 2000 года и перечнем профессий с высокой нагрузкой и вредными условиями труда работа машинистом электропоезда – это работа для мужчин от 18 лет, прошедших медицинскую комиссию.

ВУЗы и академии

В Москве профессию машиниста можно освоить только в одном университете –Московском институте транспорта. Институт каждый год осуществляет набор в профильные группы. Количество бюджетных мест около 1 400. Стоимость платного обучения от 80 000 рублей в год.

В Санкт-Петербурге же таких учебных заведений всего два.

  • Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I. Количество бесплатных мест – около 1000, стоимость одного года обучения составляет 70 000 рублей.
  • Военный институт железнодорожных войск при Военной академии им. Хрулева. Год обучения будущему студенту обойдется около 68 000 рублей, количество бюджетных мест определяется ежегодно.

Колледжи и техникумы

Зато колледжей и специальных учебных заведений, дающих среднее специальное образование, уже больше.

  • Московский колледж МИИТ. Стоимость обучения составляет около 50 000 рублей. Длительность курса – 34 месяца для выпускников школ со средним образованием.
  • Профессиональный колледж «Московия». Обучение обойдется студенту в 40 000 рублей. Каждый год обучаются до 100 человек.
  • Колледж железнодорожного и городского транспорта. Стоимость обучения – 70 000 рублей за год, количество мест – 250.
  • Орехово-Зуевский Ж/Д техникум. Для выпускников школ после 9 классов длительность обучения составляет 46 месяцев и стоит 86 000 рублей в год.
  • Наро-Фоминский техникум. Количество человек в группе до 25, стоимость обучения – около 45 000 рублей.

В Санкт-Петербурге всего несколько техникумов предоставляют возможность обучиться на машиниста.

  • Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта при ПГУПС. Цена года обучения – 58 000 рублей. Срок курсов – от 34 месяцев.
  • Колледж метрополитена Санкт-Петербурга. Количество мест наличие и стоимость курсов определяется ежегодно.
  • Электромеханический техникум железнодорожного транспорта. Техникум ежегодно набирает до 180 человек. Цена года обучения – от 50 000 рублей.

Курсы и тренинги

После прохождения обучения на машиниста соискатель должен пройти курсы при местном метрополитене. В Москве этим занимается ГУП «Московский метрополитен». Освоить профессию можно за 6,5 месяцев. После окончания предлагается заработная плата от 65 000 рублей.

А в Санкт-Петербурге курсы по специальности машинист электропоезда можно пройти в ГУП «Петербургский метрополитен». Обучением занимается СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена». Длительность обучения 6,5 месяцев. На время обучения начисляется стипендия. После окончания курсов предлагается зарплата.

Таким образом, для работы по специальности «Машинист электропоезда» соискатель должен пройти специальные курсы длительностью от 6,5 месяцев, перед этим получив специальность «Машинист». По закону к ней допускаются только мужчины старше 18 лет ввиду высокой физической и психологической нагрузки. Заработная плата в среднем по России составляет около 45 000 рублей.

Как устроиться машинистом

  • Как водить поездКак водить поезд
  • Как выучиться на машинистаКак выучиться на машиниста
  • Как устроиться водителем автобусаКак устроиться водителем автобуса
  • Как устроиться водителем без опытаКак устроиться водителем без опыта
  • "Чисто женские" и "чисто мужские" профессии: существуют ли они?
  • Как устроиться на работу без специальностиКак устроиться на работу без специальности
  • Как найти работу, если есть грузовикКак найти работу, если есть грузовик
  • Куда устроиться водителемКуда устроиться водителем
  • Как найти работу водителю грузового автомобиляКак найти работу водителю грузового автомобиля
  • Как устроиться на работу в ГАИКак устроиться на работу в ГАИ
  • Работа на севере для женщин: вакансии и условияРабота на севере для женщин: вакансии и условия
  • Как заработать деньги в ЧитеКак заработать деньги в Чите
  • Как устроиться на работу на северКак устроиться на работу на север
  • Как устроиться на работу в МИДКак устроиться на работу в МИД
  • Как найти на работу водителяКак найти на работу водителя
  • Как устроиться на работу в аэропортКак устроиться на работу в аэропорт
  • Как найти водителя-экспедитораКак найти водителя-экспедитора
  • Как устроиться работать проводникомКак устроиться работать проводником
  • Как устроиться в автосалонКак устроиться в автосалон
  • Как устроиться на работу иностранному гражданинуКак устроиться на работу иностранному гражданину
  • Работа в морге: не для слабонервныхРабота в морге: не для слабонервных
  • Как принять на работу ученикомКак принять на работу учеником
  • Как устроиться в салон по продаже автомобилейКак устроиться в салон по продаже автомобилей
  • Как устроиться менеджеромКак устроиться менеджером

Машинист электропоезда

Профессия машиниста связана с управлением пассажирским и грузовым транспортом на различных видах железных дорог. Такой сотрудник управляет локомотивом, к которому прикреплен паровоз, тепловоз или электровоз. На фоне расширения наземной и подземной транспортной сети востребованность машинистов электропоездов начала стремительно расти. Существует несколько способов получения интересующей должности. У каждого из подходов свои плюсы и минусы. Перед стартом карьеры соискателям стоит оценить собственные возможности. Машинисты поездов – это выносливые, здоровые, сильные люди с хорошо развитым техническим мышлением. Работа по направлению не каждому будет под силу.

Особенности профессии

В России профессия «машинист поезда» возникла почти 200 лет назад. Уже тогда к ее представителям предъявлялись особые требования. Для управления локомотивом надо было обладать узкоспециализированными знаниями, высокой скоростью реакции, ответственностью, устойчивостью к стрессам.

Технический прогресс привел к появлению составов разного типа, работа на каждом из них подразумевает наличие определенных навыков.


Также машинист локомотива должен привыкнуть к специфике рабочего процесса:

  • соблюдение графика – одно из базовых требований к сотруднику. В некоторых сферах отклонение от расписания на несколько секунд может привести к серьезным проблемам;
  • быстрое реагирование на нестандартные ситуации. Поезда едут по рельсам, машинисты регулярно ходят по одним маршрутам, но расслабляться им нельзя. Надо следить за соблюдением дорожных правил, техническими показателями, сигналами семафоров, помехами на путях. Все осложняется тем, что составы идут на огромных скоростях, иногда время на принятие решения исчисляется секундами;
  • четкое понимание особенностей своего участка. Для повышения эффективности работы машинистам обычно отводят определенный маршрут или отрезок дороги. Малейшая заминка водителя поезда грозит нарушением графика, созданием чрезвычайной ситуации;
  • умение быстро восстанавливаться, правильно распределять свои силы. Нахождение в закрытой кабине в течение нескольких часов сопряжено со значительными физическими и психоэмоциональными нагрузками. Отведенные перерывы надо использовать по максимуму, чтобы качество работы не снижалось;
  • внимательное отношение к здоровью. Перед выходом на смену сотрудник проходит базовое медицинское обследование. Ему измеряют пульс, АД, температуру, проверяют на отсутствие алкоголя в крови. Дополнительно каждые несколько месяцев работник проходит полное обследование для подтверждения профпригодности.

Машинист электровоза – основное лицо, на которое ложится ответственность за перевозимых пассажиров или груз. В зависимости от направления они ежедневно и многократно водят свой состав по короткому маршруту или за один раз покрывают путь в сотни километров. При этом работа каждого типа состава нуждается в контроле, который требует особой технической подготовки.

Плюсы и минусы направления

Востребованность и доступность – основные положительные моменты этого варианта карьеры. С каждым годом количество профильных вакансий увеличивается. Даже молодые специалисты без опыта работы могут рассчитывать на хорошее место. Разнообразие вариантов обучения также считается существенным плюсом.

Многих в направлении привлекает то, сколько зарабатывают машинисты. Сотрудники могут рассчитывать на высокий базовый оклад, внушительные премии за выслугу лет и безаварийную службу. Водители составов имеют возможность раньше выходить на пенсию в силу сложности условий. В зависимости от условий, предоставленных работодателем, социальный пакет может содержать расширенную медицинскую страховку, оплаченные поездки в санаторий.


Существенный минус профессии – значительные нагрузки на здоровье. Работника ожидает многочасовой рабочий день. При этом сотрудник практически все время находится в одном положении и даже не имеет возможности размяться. Это негативно сказывается на общем состоянии человека. Современные составы доведены до максимума в плане технических характеристик, но все равно сохраняется риск развития «вибрационной болезни».

Многих напрягает необходимость постоянно находиться в замкнутом пространстве. Отсутствие общения у машинистов, работающих в одиночку, иногда негативно сказывается на психике. Эта карьера не подойдет человеку, который плохо ладит с техникой – сотрудник должен уметь справляться с незначительными неполадками, оценивать качество работы устройств.

Рабочее место

Обладатель профильного образования может получить должность машиниста электропоезда в метрополитене, на железных дорогах ближнего и дальнего следования. Такие сотрудники востребованы на крупных промышленных предприятиях, шахтах, больших стройках, на геолого-разведывательных объектах. Управлением трамваев также занимаются машинисты особой специализации.

Важные качества

Прохождения профильного обучения на машиниста электропоезда не всегда достаточно для успешной работы по направлению. К соискателям выдвигается ряд требований в физическом и психоэмоциональном плане. Отсутствие определенных черт характера способно осложнить рабочий процесс, повысить уровень его опасности.


Чтобы работать по профессии машинист локомотива, надо обладать такими качествами:

  • умение концентрировать внимание на важных моментах и удерживать его в течение продолжительного времени;
  • высокая скорость реакции на меняющиеся условия, чрезвычайные ситуации, отклонения от привычной нормы;
  • уверенность в собственных силах, отсутствие страха перед принятием решений;
  • развитое чувство ответственности;
  • технический склад ума, любовь к технике, стремление к саморазвитию в плане изучения устройств.

Особые требования выдвигаются к показателям здоровья будущего машиниста. У сотрудника должны отсутствовать проблемы со зрением и слухом. Дальтонизм – прямой запрет к такой работе. Медицинскую комиссию могут не пройти соискатели с бронхиальной астмой, болезнями сердца и сосудов, проблемами с вестибулярным аппаратом или опорно-двигательной системой. К ответственной службе не допускаются лица с психическими отклонениями.

Знания и навыки

Вопреки распространенному мнению, работа в локомотиве поезда – сложный процесс, требующий постоянного напряжения. Даже обладателям технических профессий необходимо учиться на машиниста, получать первый практический опыт под контролем профессионала.

Машинисты электропоездов должны обладать такими знаниями:

  • управление локомотивом в стандартной ситуации;
  • реагирование на чрезвычайные положения по инструкции или особенностям ситуации;
  • проведение базовых инженерных и слесарных работ, устранение простых неполадок;
  • владение правилами поведения на железной дороге, соблюдение правил движения;
  • понимание принципов работы радиосвязи, умение ею пользоваться;
  • способность общаться с пассажирами в нестандартных ситуациях, умение контролировать действия толпы.

Учеба в профильном учреждение позволяет получить только базовое понимание специфики направления. Основной объем умений и навыков накапливается в процессе практической работы. Для машинистов регулярно проводят семинары, которые наделяют их новыми знаниями, закрепляют старые. Дополнительные самостоятельные занятия по профилю обеспечивают возможность дальнейшего карьерного роста.

Где учиться на машиниста электропоезда

Для желающих учеба на машиниста может начаться и в 8 лет. Ребятам, которые заинтересованы в этом направлении, стоит посетить детскую железную дорогу. Такие филиалы открыты во многих российских городах. Малыши получают возможность поуправлять самым настоящим составом, приобрести базовые технические и инженерные знания, оценить свои врожденные таланты. Профессии машиниста обучают различные учреждения, в которые можно поступить уже после 9 класса. Абитуриентам стоит подготовиться к тому, что в любом случае упор будет делаться на точные дисциплины.

Сколько учиться на машиниста

На то, чтобы получить профессию машинист поезда можно потратить от полугода до 5 лет. Показатель зависит от целей и формы обучения, уровня базового образования, выбранного пути развития. В любом случае, какое-то время после получения диплома придется от нескольких месяцев до 2 лет поработать помощником машиниста. За этим следует специальное тестирование, которое позволяет установить, готов ли сотрудник самостоятельно управлять составом.


Начальное профессиональное образование

После 9-го класса можно поступить в железнодорожный колледж и получить там профессию помощника машиниста локомотива, тепловоза, электровоза. Она поможет начать карьеру в выбранной области, но чтобы продвинуться по карьерной лестнице придется учиться дальше. Зарплата помощника машиниста электропоезда не так высока, нагрузки при этом значительны. Зато такое место позволяет познать все тонкости направления на практике, выбрать свою специализацию. Еще один плюс такого подхода в том, что далее уже можно выучиться на машиниста поезда по упрощенной схеме.

Среднее профессиональное образование

После 9-го или 11-го класса можно поступить в техникум или колледж, выбрав направление «Техническая эксплуатация подвижного состава». Такой подход займет больше времени, на выходе студент получает квалификацию «Техник». Уже на последних курсах или в качестве дополнительного образования студентов учат на машинистов поездов, инженеров, слесарей, составителей вагонов и по другим направлениям. Далее при желании можно получить высшее техническое образование для вертикального развития карьеры.

Обучение по месту работы

Многих представителей современной молодежи и взрослых без профильного образования интересует, как быстро стать машинистом поезда с дальнейшей гарантией трудоустройства. В этом случае лучше всего обратиться напрямую в депо по интересующему направлению. Сами железные дороги и метрополитен нередко набирают учеников, которым предлагают узконаправленное обучение по управлению конкретным типом состава. Учеба включает теоретические и практически занятия по слесарному делу, оборудованию локомотива, правилам движения и остальным дисциплинам. Для облегчения процесса усвоения материала нередко используются тренажеры.

Сколько зарабатывает машинист

По статистике, уровень зарплат машинистов находится выше среднего. Помощники в среднем получают от 20 до 30 тыс. рублей. После перехода на самостоятельную работу оклад сотрудников составляет от 40 до 60 тыс. рублей. Зарплата машиниста поезда, прошедшего определенное количество рейсов без аварийный ситуаций, может находиться в пределах 100 тыс. рублей. Многие работодатели предусматривают дополнительные премии за квартал, год, выслугу лет.

Нередко зарплата машинистам в метро выплачивается уже в процессе обучения. Такая «стипендия» в среднем составляет от 17 до 25 тыс. рублей. На частных предприятиях промышленного или добывающего типа уровень доходов может достигать 150 тыс. рублей в месяц. Также на зарплату машиниста электровоза может влиять тип его занятости, место работы, наличие дополнительных обязанностей. В перечень последних нередко входит обучение новых сотрудников.

Вопреки распространенному мнению, машинист электропоезда – это уже не сугубо мужская профессия. Сегодня все чаще ВУЗы, техникумы и колледжи принимают на обучение девушек, которые хорошо разбираются в технических дисциплинах. С каждым годом работа локомотивов и составов совершенствуется, расширяется спектр применения электроники. Теперь в работниках ценится не столько физическая сила, сколько выносливость, скорость реакции, знание основ инженерного дела.

Читайте также: