Как устроиться на работу по ловле краба

Опубликовано: 06.05.2024

Интеррыбфлот вакансии, работа на промысле в море, плавсостав судна

Работа в Интеррыбфлот на судне (промысел рыбы, краба, кальмара) — официальные контакты для резюме

Вакансии компании «Интеррыбфлот» размещаются на ниже перечисленных официальных сайтах:
1) hh.ru/employer/2985755
2) interrybflot.ru/pages/vacancy.html
Вакансии публикуются от прямого работодателя без посредников.
При наличии открытых вакансий выдается список с вакансиями и контактами для отправки резюме.
Важное правило отправки РЕЗЮМЕ — можно отправлять только на ОФИЦИАЛЬНЫЕ контакты работодателей.

На судно БМРТ «Ахтиар» (Коканд) поляк, 408 проект, тральщик.

Судно работает на промысле кальмара в ОМЭ, отправка досылом.

Рейс до мая 2021 года, частичная смена экипажа ноябрь-декабрь 2021 года.

3-й механик вакансии на судно (промысел кальмара) 1900$ / пай 2,10

Боцман вакансии на судно (промысел кальмара) 1300$ / пай 1,60

Токарь вакансии на судно (промысел кальмара) 1200$ / пай 1,20

Икорщица (4) вакансии на судно (промысел кальмара) 1000$ / пай 1,00

На РС «Островной-2» японской постройки, 142, ловушки, промысел краб, креветка, осьминог. Судно работает на промысле в ОМЭ, отправка досылом.

Вахтенный помощник вакансии на судно (промысел краб, креветка, осьминог) 2000 $/ пай 1,80

2 Механик 2000 $/ пай 1,80

На РС «Островной-5» японской постройки,142, ловушки, промысел краб, креветка, осьминог. Судно работает на промысле в ОМЭ, отправка досылом.

Старший механик 2700 $/ пай 2,50

На РС «Островной-8» Дания, 1988 г., пелагический трал, рыбнасос, промысел сельдь, минтай, иваси, скумбрия. Отправка досылом.

Капитан 5000 $/ пай 2,80

Старший помощник капитана 3000 $/ пай 2,20

2 механик 2500 $/ пай 1,80

Мастер добычи 2500 $/ пай 2,00

Мастер добычи 1800 $/ пай 1,78

Капитан вакансии на судно (рыбный промысел)

3000 $/ пай 2,80// суточные 55$/сутки

На т/х «Плейона», Япония, 1999 г., 1471 л.с., находится на переоборудовании в п. Пусан, выплачиваются суточные
Требуется:

Старший механик 50$/сутки

Моторист 27$/сутки

Повар 30$/сутки

Матрос 22$/сутки

На судно (31-й) Островной-10, судно находится в Пусане на переоборудовании, выплачиваются суточные

Капитан 55 $/сутки

Ст. пом. капитана 45 $/сутки

Вахт. помощник 27 $/сутки

2 механик 40 $/сутки

3 механик 30 $/сутки

Электромеханик 45 $/сутки

Повар 30 $/сутки

На судно (36-й) Поисковик, судно находится в Пусане на переоборудовании, выплачиваются суточные
Требуется:

Старший механик 50$/сутки

Моторист 27$/сутки

Повар 30$/сутки

На РС «Островной-12» Япония, 1992 г., 588, рыбнасос, транспортировка охлажденного сырья. Смена в 10 числах ноября в п. Владивосток

Капитан 3150 $/ + перегрузы

Все корабли проходят регулярный технический осмотр, получают своевременный ремонт, необходимое обновление оборудования, современные системы слежения, лова и т.д. Это обеспечивает безопасность экипажей, удобство их работы в открытом море, увеличение объемов промысла, от которых напрямую зависит количество готовых полуфабрикатов, выпускаемых после переработки улова.

Все наши сотрудники – квалифицированные знатоки своего дела. Мы гордимся тем, что даем хорошие рабочие места, обеспечивая отличные условия труда и конкурентную заработную плату. Экипаж составляют профессионалы, которых мы очень ценим и стараемся, чтобы каждому человеку на судне было комфортно. Именно поэтому наши корабли оснащены спутниковым телевидением, нередко интернетом, отличной кухней со свежей, качественной пищей, необходимым набором медикаментов и средств оказания помощи, а также современными системами безопасности.

Знаешь, какая работа считается самой опасной в мире? Ловля королевского краба. Приготовься таскать 300-килограммовые ловушки по 20 часов в сутки при температуре ниже нуля.

Берингово море

Заработать 30 тысяч долларов за неделю? Это реально. Отправляйся на Аляску в сезон лова красного краба и устройся палубным рабочим. Один выход в море может принести краболовному судну несколько сотен тысяч долларов! Но только приготовься таскать 300-килограммовые ловушки по 20 часов в сутки при температуре ниже нуля. Если ты удержишься на палубе при штормовом ветре, достигающем скорости 100 километров в час, и не станешь тем человеком, который, по статистике, каждой год гибнет за неделю лова, то обязательно получишь свою долю.

10 января

Бристольский залив, поселок Уналашка

Я бросил вещи в гостинице и решил осмотреться. Оказалось, что в местном баре можно встретить самых отчаянных рыбаков Аляски. Они ждут своего часа. Ровно через пять дней из порта Датч-Харбор, который находится на соседнем острове, в море выйдут десятки краболовных кораблей. Возможно, уже в первую неделю судну улыбнется удача и оно сможет выловить всю свою персональную квоту — тонны огромных бордовых крабов, каждый из которых стоит около 30 долларов. А может, корабль будет неделями безрезультатно бороться с 20-метровыми волнами, расходуя бензин, и в конце концов обессиленная команда верится ни с чем, если не сгинет в снежном шторме.

В 70-е годы, когда гурманы по всему миру только распробовали мясо королевского краба и начали платить за гигантские клешни баснословные деньги, Датч-Харбор назвали новым Клондайком. По всей Америке ходили рассказы об авантюристах, которые съездили на север и вернулись с шестизначным счетом в банке. Видимо, эти легенды живут до сих пор. По крайней мере, в порту, куда я добрался на следующий день, ходили такие же, как и я, любители приключений из Калифорнии, Норвегии и даже с Гавайских островов. Все они приехали попытать счастья. Если ребятам повезет, они устроятся на один из кораблей за 1-5 процентов от выручки. Вот только опытные моряки относятся к новичкам с подозрением.

Капитан Джон Хиллстренд с судна Time Bandit (в свободное время катается на «Харлей-Дэвидсон», который разгоняется до 200 км/ч после одного нажатия кнопки):

Выслушав эту отповедь, я так и не решился предложить себя Джону в качестве балласта. К счастью, побродив еще немного по порту, я познакомился с капитаном Эриком Найхаммером с судна Rollo. Он оказался полной противоположностью Джону (начиная с того, что любимое занятие Эрика — рисование масляными красками и пастелью). Капитан-художник подобрал себе соответствующий экипаж. Например, один из палубных рабочих, Арнольд, приехал на Аляску из Южной Калифорнии, после того, как несколько лет изучал фотографию в Академии искусств. Другой, Мэт, бросил актерскую школу и путешествовал автостопом по США, пока не доехал до Уналашки. Тут его три года назад обнаружил Эрик и пристроил на свое судно. В общем, капитан Найхаммер согласился взять журналиста поглядеть на лов — при условии, что за оставшиеся пять дней я куплю персональное снаряжение, как и любой новичок. Без гидрокостюма человек не может даже выйти на палубу, не говоря уже о том, чтобы выжить в ледяной воде, если корабль перевернется. На рассвете 15 января мы уходим в море!

15 января

Первый день

Я прихожу в порт еще ночью. Но на кораблях вовсю кипит работа. Такое ощущение, что с рассветом кто-то выстрелит из пистолета — и они все разом ринутся в море. Команда «Ролло» уже на местах. Кроме капитана и двух артистичных палубных рабочих с нами отправляется инженер Брайан Гриер (большую часть года проживает крабовые заработки, ремонтируя бытовую технику для души) и первый помощник капитана Кристиан Кирк (по совместительству двоюродный брат Эрика).

На 33-метровой палубе стоят 160 металлических клетей с поплавками — это ловушки. Я усаживаюсь на свернутый канат рядом с гидравлическим краном, курю и внимательно изучаю набережную. Вряд ли мне удастся увидеть что-нибудь более неподвижное и безопасное в ближайшую неделю. Небо светлеет. Эрик дает команду отшвартоваться. Обратного пути нет.

Брайан Гриер (инженер, выходит в море за крабом в течение 26 лет):

Наслаждаться получалось не очень. Как только мы отошли от берега, в лицо начал дуть промозглый арктический ветер, который пробирал до костей даже в защитном костюме. Так что я поспешил ретироваться с палубы в капитанскую рубку на носу «Ролло». Эрик уверенно рулил в открытое море. Он пояснил, что собирается отойти в сторону от того места, где ловят большинство кораблей. Кэп подозревает, что часть популяции крабов отклоняется от привычного пути миграции. Тут-то мы их и накроем. Завтра забрасываем первые ловушки.

16 января

Второй день

На рассвете второго дня мы наконец дошли до заветного места. Вокруг плавают круглые льдины. За ночь вода, которая постоянно захлестывают палубу, обволокла нос «Ролло» ледяной коркой. Никогда не видел кораблей изо льда! Вышло солнце, так что все это еще и сверкает. Кажется, я начинаю понимать, что общего между краболовом и художником. Арнольд и Мэт разбирают ловушки.

«Внимание! Треска а-ля фуршет, крабий деликатес! — Мэт показывает мне дохлую рыбину. — Сейчас мы ее аккуратно разрежем, вот так, вдоль брюха. Потом вытащим наружу все кишки и другое дерьмо, чтобы было поаппетитней. Теперь закладываем все это в ловушку. На поплавке я напишу имя своей девочки — она такая хорошая! Так делают на удачу. Готово. Завтрак подан!» С этими словами Мэт и Арнольд ловко налегают на ловушку и перекидывают ее за борт. Когда они готовят еще одну, я прошу попробовать. Парни с улыбкой отходят, я подпираю клеть плечом. Черт! У меня едва получается слегка сдвинуть ее с места. Мэт объясняет, что новички в первые дни не чувствуют ни рук ни ног. А потом, когда ты понимаешь, куда прикладывать силу, то можешь легко забрасывать по сто ловушек за день.

Неожиданно солнце покрывает сверкающая дымка. Арнольд смотрит на небо и качает головой. Буквально через полчаса я понимаю, что он имеет ввиду. Погода в Беринговом море меняется с ужасающей скоростью: корабль уже не просто покачивается на волнах — он взмывает на гребни настоящих ледяных гор и опускается в бездну. «Сорок узлов!» — кричит первый помощник Кирк, который присоединился к рабочим. Это значит, ветер дует со скоростью примерно 70 километров в час. Я держусь за поручень изо всех сил и сквозь щелочки между ресницами (глаза щиплет от соленой воды, которая все время летит в лицо) смотрю, как ребята продолжают загружать и сбрасывать ловушки, скользя по палубе, — резиновые сапоги давно полны ледяной воды. Это какое-то сумасшествие. Они останавливаются только под вечер, когда все ловушки расставлены. Корабль отходит за ближайшие острова. После ужина (первая еда с самого раннего утра) я не выдерживаю и подхожу к инженеру Гриеру: «Ну а теперь-то ради чего все это? Почему вы не ушли в безопасное место, когда начался шторм?» — «Шторм? Ты не видел настоящего шторма, сынок. Это обычная работа».

Ренат Бесолов. Фото: vc.ru

Ренату Бесолову 26 лет, он родом из Кишинёва, пять лет работает на норвежском рыболовном судне и получает около 600 тысяч рублей в месяц (около 6600 евро). Ренат рассказывает, как пришёл в профессию, чем занимается и в каких условиях.

Почему стал краболовом

О возможности работать в море я узнал в 2015 году от знакомых. Слышал, что один парень в 18 лет устроился в Норвегии рыболовом на судно и заработал $30 тысяч за полгода. Меня заинтересовало, что можно получать такие деньги без степени магистра или бакалавра.

Я сам только окончил школу и выбирал, чем заниматься дальше. Готовился к поступлению на специальность «Государственное и муниципальное управление» в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации. И параллельно рассматривал варианты заработка в море.

Хотел попасть на промысловый флот, потому что там зарабатывают больше, чем на пассажирском, нефтеналивном и других. Я связался с командой краболовного судна, где работал знакомый. Там сказали, что гарантий нет, но стоит сделать сертификаты и ждать, пока появится место. Так и случилось.

Как устроиться на судно

Я решил не поступать в Москву, а поехал в Ростов-на-Дону в Учебно-Тренажёрный Центр «ГАЛС», который занимается профессиональной подготовкой моряков. Ближайший подобный центр был в Одессе, но я решил поехать в Ростов: там работал мой отец, хотел заодно навестить его.

Чтобы работать в море, нужно иметь несколько сертификатов. Набор может быть разным в зависимости от страны, типа судна, планируемой должности.

Есть обязательный базовый курс, на котором учат правилам безопасности — его нужно пройти всем от капитана до уборщика. Там, где учился я, он стоит 7000 рублей и длится неделю. На нём рассказывают, как покидать судно, если что-то случилось, как тушить пожар, оказывать первую помощь, и дают основы корабельных навыков. Свидетельство выдают после сдачи экзамена.

Также обязательно нужно пройти морскую медицинскую комиссию. Я хотел работать на норвежском судне, поэтому мне нужно было получить документ, который принимают в этой стране. По миру есть различные одобренные Норвегией доктора, у которых можно пройти осмотр и получить готовый бланк на норвежском языке. Пройти медкомиссию можно за один день. Полученный бланк автоматически регистрируется на сайте норвежского Министерства водного транспорта.

Чтобы устроиться матросом в Норвегии, кроме свидетельства и медкомиссии нужен паспорт Евросоюза или виза. У меня был паспорт, оставалось только зарегистрироваться в налоговой и полиции уже по факту трудоустройства на норвежское судно.

Я получил сертификаты, позвонил агенту в компанию, через две минуты мы договорись, каким рейсом я вылетаю. Мне повезло, что освободилось место.

Первый мой рейс случился в сентябре 2015 года. Это было норвежское краболовное судно «Полярис», которое принадлежало совместно русским и норвежским хозяевам. Экипаж тоже был смешанным. Если судно ходит под норвежским флагом, то не менее 51% команды на нём должны быть гражданами Норвегии. Остальная часть может состоять из людей из разных стран.

К тому моменту, как я попал в команду, в одном секторе Баренцева моря, где водится краб, вместе с «Полярисом» плавали уже 36 судов. Конкуренция была высокой, зарплата меньше, чем я ожидал: $1200 в месяц вместо $5000.

Товарищ Рената за работой. Фото: vc.ru

В первое время на судне было тяжело. Я никогда до этого не был в море, не знал, как зовут людей из экипажа, к кому и зачем обращаться, где чья чашка, куда можно идти, а где даже стоять небезопасно. Но уже спустя месяц я всё изучил и стал чувствовать себя на судне как дома.

Через два года меня пригласили на другое норвежское судно «Хантер». Ещё через год я устроился в «Нордистен» и работаю там до сих пор.

Каждый моряк заключает контракт с компанией, которая содержит судно. Сначала это временный договор на один месяц. После испытательного срока компания предлагает заключить постоянный или плавающий контракт.

По постоянному нужно работать в графике «месяц через месяц». Такой контракт заключают с офицерским составом. По плавающему — график составляешь сам, берёшь дополнительные месяцы по собственному желанию и при наличии свободного места в команде. Так работает большинство экипажей в Норвегии.

В год можно отработать от одного до девяти месяцев. Три месяца в году у краба не сезон: июль, август и сентябрь. Краб линяет, процент мяса уменьшается, он наполняется водой.

Мой самый большой рабочий период был в этом году: 230 дней, более семи месяцев. Пришлось работать дольше, чем планировал, из-за пандемии. Авиасообщение закрыли, и компания не могла сменить экипаж.

В прошлом году было четыре месяца, позапрошлом — шесть. Зависит от желания. Бывают ситуации, когда кто-то не может выйти в свою смену, тогда тебе звонят и предлагают заменить.

Компания оплачивает и высылает по электронной почте билеты до судна и обратно. Забирают из любого места и после отправляют в любые точки. Мне часто приходится делать много пересадок, чтобы добраться. Например, сейчас после последнего рейса я улетел в Южную Африку.

Обычно на корабль заселяют сразу по приезде. В этом году из-за пандемии нужно пройти 10-дневный карантин, перед тем как ступить на судно. Работодатель оплачивает проживание и питание, но рабочими эти дни не считаются.

Режим работы на судне

У каждого судна есть расписание, по которому живут все члены экипажа. На нашем корабле сейчас 25 человек.

Две команды сменяют друг друга каждые 12, 6 или 8 часов. Работа начинается в 8 утра, на «Нордистене» мы работаем по графику 8 часов через 8.

В период отдыха включено всё: сон, душ, обед, общение с родными. В рабочие часы нет времени на отдых и даже перекус или туалет, потому что процесс ловли выстроен конвейером: один цепляет верёвку, другой передаёт и так далее. Остановиться нельзя.

На нашем судне команда работает в пяти позициях. На первой нужно подсекать ловушки у борта, поднимать их, выгружать и сортировать краба. На второй — менять наживу: выбрасывать старую и класть новую.

Третья позиция стоговщика — самая сложная. Нужно носить 18-килограммовые ловушки для краба из одного конца палубы в другой. За смену стоговщик пробегает около 16 километров и переносит от 400 до 600 ловушек. Мы договорились сменять друг друга на этой позиции каждые 400 штук. Часто сюда ставят новичков, они очень сильно худеют за первый месяц работы.

В начале сезона команда подготавливает ловушки и выбрасывает их в море. Фото: vc.ru

Я — боцман и стою на гидравлике: управляю кранами и блоками. Краны поднимают груз, блоки тянут верёвки. Работа почти неподвижная, от этого тоже сильно устаёшь. Поэтому здесь мы также стараемся сменять друг друга.

На последней позиции человек работает с верёвками, укладывает их так, чтобы они не запутались при спуске ловушек обратно в море.

Новичку в первый месяц работы на судне сначала нужно пройти инструктаж по технике безопасности: где лежат пожарные шланги, где включаются насосы с водой. Ещё нужно запомнить судовую схему постройки: куда ведут ходы и люки. Затем новички постепенно обучаются работе на всех позициях, чтобы уже со следующего месяца выполнять эти задачи со всеми наравне.

Из-за экстренных ситуаций судно может выйти на берег раньше срока: если сильно травмировался или заболел кто-то из экипажа или на корабле возникла поломка, которую нельзя починить в море.

Условия проживания на судне

Питание и проживание на судне бесплатно. Спим в каютах на шконках. Офицерский состав живёт в одноместных каютах. Остальные в двухместных, но обычно это люди из разных вахт: поэтому фактически в каюте находится только один человек.

На судне есть повар. На завтрак обычно готовят жареные яйца, кашу, блинчики, можно самостоятельно сделать тост с колбасой. На обед — мясо с гарниром: оленина, свинина, говядина или курица с макаронами или чаще варёной картошкой, норвеги очень её любят.

Еду мы загружаем раз в месяц и храним в холодильниках. Также раз в месяц можно заказать себе дополнительные продукты. Её стоимость вычитается из заработной платы, но без акцизов. Когда судно отходит на 12 миль от берега, оно находится в международных водах, где акцизы не действуют. Распаковать продукцию можно только на этой территории. Обычно это чипсы, шоколадки и другая вредная для желудка, но приятная для души еда.

Какая экипировка нужна для работы

Для работы на рыболовном судне обязательно нужна экипировка. Баренцево море — холодное место. Нормальная температура зимой составляет около -20°C. Прошлой зимой опускалось до -40°C. Летом иногда поднимается до +5°C.

Спасает тёплая, непромокаемая одежда, которую можно купить в специализированных магазинах в портах. Они заключают контракты с компаниями судов. Можно зайти в любой из таких магазинов, назвать свою фамилию, компанию и купить всё, что нужно. Работодатель вычтет эту стоимость из заработной платы.

В специализированном магазине можно одеться примерно за 90 тысяч рублей:

Шлем — €100-130, или 8-12 тысяч рублей.

Куртка непромокаемая — €150, или 13 700 рублей.

Штаны непромокаемые — €100, или 9000 рублей.

Перчатки резиновые одна пара — €20, или 1800 рублей. В месяц нужно пять пар. Итого: €100, или 9000 рублей.

Перчатки с подогревом — €100, или 9000 рублей.

Ботинки непромокаемые — €200, или 18 тысяч рублей.

Комбинезон — €200, или 18 тысяч рублей.

Ботинки, куртку, комбинезон можно носить несколько лет, смотря как. Перчатки рвутся часто: крабы кусаются. Штаны тоже можно быстро протереть, особенно на позиции стоговщика.

Самое главное — это шлем. Остальное приобретается по желанию. Некоторые покупают экипировку в других магазинах или заказывают с AliExpress: выходит дешевле, но нужно долго ждать.

Оборудование для ловли краба закупает боцман в тех же специализированных магазинах в портах. Верёвки, крючки, баночки и другое — эти покупки оплачивает компания.

Сколько можно заработать

На «Полярисе», первом судне, на котором я работал, ставка составляла $1200 в месяц. К ней прибавлялись $40 за каждую тонну выловленного краба. В один месяц мы, например поймали 90 тонн и заработали $4800. В другой — стояли на ремонте и получили только ставку $1200.

В первый испытательный месяц работы моряк получает на $1000 меньше остальных.

На «Хантере» у меня была ставка €4000 в месяц без надбавок за улов. На «Нордистене», где я работаю сейчас, ставка составляет 70 тысяч норвежских крон в месяц (около 596 899 рублей). Также в конце года все сотрудники компании получают прибавку: процент от чистой годовой прибыли. В прошлом году мне выплатили 45 тысяч норвежских крон (около 383 523 рублей).

Насколько я знаю, в России на судах зарплата меньше в полтора, два раза. Поэтому работать там я не хочу.

Что делать не в сезон

Первый месяц после долгого плавания хочется только лежать и отдыхать. Необходимости в дополнительном заработке нет. Но например, мой друг из команды работает в Англии трактористом в свободное от плаваний время. Я себе такое занятие «для души» пока не придумал.

Я стараюсь путешествовать, проводить время с родными. Моя жена живёт в Москве, родители — в Кишинёве. Я к месту не привязан. Иногда мы встречаемся с ребятами из команды, ездим друг к другу в гости в разные страны. Я уже побывал в Турции, Каире, сейчас остановился на полгода с женой в Южной Африке.

У нас с ней два больших чемодана и две ручные клади, с которыми мы путешествуем. Если что-то нужно, покупаем на месте: за вещи не цепляемся.

Основные траты в отпуске уходят на перелёты и проживание, в остальном мы живём довольно скромно. Деньги копим на дом. Но ещё не решили, где хотим жить: путешествуем, смотрим.

Автор - Юлия Бородич

Еще больше новостей - на нашем Телеграм-канале!

Шикарный особняк за 75 тысяч евро - такое возможно только в Молдове: Главный советник Майи Санду в 5 раз занизил цену своего дома

Доходы генерального секретаря Администрации президента Андрея Спыну могут стать причиной уголовного дела в связи с фальсификацией декларации о доходах (далее. )

Маски сорваны: Президент Молдовы, назначив советника, который призывает к борьбе с Россией, ставит крест на дружбе двух стран

В ближайшее время станет понятно, станет ли Молдова частью антироссийской оси «Бухарест — Кишинев — Киев» (далее. )

Александр Стояногло - о давлении властей Молдовы: "Сейчас проевропейские силы только подрывают авторитет прокуратуры"

Генпрокуратура намерена обратиться к партнёрам по развитию и международным судебным учреждениям (далее. )

Впервые президент Молдовы назначает советником лицо с уголовным прошлым: Обнародован документ, который доказывает - не зря осудили Негруцэ

Советник Майи Санду Вячеслав Негруцэ умышленно нанес ущерб государству в размере 400 тысяч евро (далее. )

Новогодний политический креатив в Молдове от Санду: Хочу управлять, чтоб ни за что не отвечать!

Большие выходные — хороший повод отдохнуть от офиса. У сегодняшнего героя в его «офисе» нет привычной кофемашины, принтера и стабильного интернета, он ловит крабов. Ренату Бесолову 26, из них в море он прожил 36 месяцев и по этому поводу рассказывает, сколько получают ловцы крабов, могут ли туда пробиться белорусы и есть ли женщинам место на корабле. Бонус: сравниваем вкус крабовых палочек и краба и смотрим на них расценки в Минске.

Минимум для краболова — 7 средних белорусских зарплат

Путь к крабам у Рената был такой: после школы из родной Молдовы поехал в Москву, дальше работа на стройке. Потом крутой поворот в сторону моря: знакомые предложили, Ренат отказываться не стал. Будущий работодатель купил билет в Норвегию. Так все и началось. Теперь он добывает крабов в Баренцевом море на судне под флагом Норвегии.


Краба ловят круглыми ловушками диаметром около одного метра. В ловушке устанавливается приманка, обычно это кальмар или селедка. Эти ловушки крепятся на длинную веревку через каждые 30 метров. На одной такой веревке располагается 200 ловушек. Самый большой улов, который удавалось получить с такой веревки, — 8 тонн. — Вся эта веревка вместе с ловушками выбрасывается в море на глубину 300 метров. Примерно такая рабочая глубина у нас в Баренцевом море, где водится краб. Все это стоит в море трое — четверо суток, затем мы поднимаем и перебираем ловушки. Иногда туда может попасть рыба зубатка, и тогда приходит грусть: она убивает и ест крабов. 200 ловушек называются «один порядок», всего на судне 45 порядков, то есть 9000 ловушек. Работа 24/7 заключается в том, чтобы перебирать эти ловушки.





Зарплата на судне зависит от типа контракта. Например, моряк может получать оплату в зависимости от количества суток, которые он провел на борту. Также есть контракт, завязанный на проценте от улова. Еще один вариант — смешанный контракт, где указывается стабильная гарантированная плата плюс процент от улова, поясняет Ренат. — Самая низкая зарплата у моряка-рыбака в Норвегии, о которой я слышал, это 30 тысяч норвежских крон в месяц (около 9 тысяч белорусских рублей. — Прим. Onliner). Самая большая, о которой мне известно, это порядка полутора миллионов крон (463 тыс. белорусских рублей. — Прим. Onliner) за год, из которого рыбак в море провел 6 месяцев, а остальные полгода находился дома. Конечно, это была большая компания, большая квота у судна, и был хороший улов.


А вот браконьерам на большой улов надеяться не приходится. — Баренцево море контролируется Россией и Норвегией. Это две страны с сильным флотом. Если даже какие-то браконьеры попытаются выйти в море, они тут же будут остановлены и арестованы. Это правило действует как для иностранных судов других государств, так и для местных судов этих двух стран.

«Дни рождения отмечаем тортом, алкоголь запрещен»

Быт на корабле достаточно суров: жизнь в каюте, работа по сменам. В море не всегда есть интернет, зато можно позалипать на полярную ночь. На берег заходят обычно на два дня, потом еще недель пять проводят в море.


На судне краболовы едят калорийную пищу. Обычно это домашняя еда: первое, второе, компот. После того как судно заходит на берег, там появляются свежие овощи и фрукты, обычно за неделю они заканчиваются и в еду идут замороженные. — На утро повар готовит блинчики, кашу, яйца с беконом. На обед и ужин это обычно картошка. Норвежцы очень любят картошку. Мне кажется, если бы не смешанный экипаж, они бы и на завтрак ели картошку, — шутит Ренат.





Помимо картошки, всегда готовят какое-то мясо или птицу, например курицу, свинину, говядину. Плюс в Норвегии распространена оленина. Еще есть рис, макароны, сыр, колбаса, разные консервы, сладости, мороженое. В общем, все как дома. Гречки в Норвегии нет, как и в большинстве европейских стран. — На дни рождения повар обычно делает именной торт. Празднования как такового нет, потому что вахты никто не отменял. Алкоголь на борту строго запрещен, поэтому обходимся быстрым дружеским поздравлением и похлопыванием по плечу.

Крабовые палочки vs краб

Если ваше самое близкое знакомство со вкусом краба — это крабовые палочки, то, возможно, это не повод расстраиваться. Но если вдруг очень надо: в Минске в John Dory можно прикупить фаланги краба по цене 250 рублей за килограмм. Кстати, за такую же сумму можно обзавестись 40 килограммами бюджетных крабовых палочек. Клешни в доставке «Все свое» привезут по цене 115 рублей за килограмм. В онлайн-магазине «Камчатка» несколько видов краба, стоит это добро от 150 до 300 рублей за килограмм. От 90 рублей стартуют цены в онлайн-магазине «Белуга». — Производство крабовых палочек сегодня в мире на высоте, по вкусу ничем не отличить от настоящих крабов, — считает Ренат. — Единственное — консистенция крабового мяса абсолютно отличная от крабовых палочек. Конечно, если крабовые палочки делались бы из настоящего крабового мяса, они бы стоили в 30 раз дороже.


Можно ли в море позволить себе красивую жизнь и крабов на завтрак? Да, но может надоесть, предупреждает Ренат. — Одно время я так сильно наелся рыбы и крабов, что смотреть на них как на еду теперь тяжело. В общем, совершенно не ем морепродукты. Но те, кто никогда не был на крабном промысле, конечно, едят первые дни краба как угорелые. Затем надоедает и им. На судне вылавливают крабов тоннами, если даже съесть несколько штук, на производстве это никак не отразится. В Норвегии есть два основных вида краба. Первый — королевский, он же камчатский. Второй — снежный краб, он водится значительно дальше от берега, примерно двое суток ходу на север от северных берегов Норвегии в сторону Северного Ледовитого океана. Как раз за ним Ренат и охотится.


Ежегодно Норвегия выделяет общую квоту на снежного краба. Поэтому все суда начинают погоню за освоением этой квоты: кто больше выловит, тому положено больше чеканных монет. Сезон ловли — 9 месяцев в году. Каждый год даты открытия и закрытия сезона изменяются, это зависит от температуры воды. — Чем теплее вода, тем дольше у снежного краба продолжается линька, процент мяса в этот период у краба очень низкий, и он не годится в производство. Если квота вылавливается быстрее, тогда сезон закрывается досрочно, —объясняет нюансы Ренат.

«Самый большой риск — это падение человека за борт»

Зимой в море минус 20 градусов. Арктика на максималках может дать 40 градусов мороза. Еще нужно быть готовым к укусу краба. — Вода в Баренцевом море очень холодная, на поверхности может быть меньше нуля градусов, поэтому в редких случаях человек может продержаться на плаву более 5 минут. Чтобы остановить большое судно, развернуть его и подобрать человека, требуется обычно более 5 минут, — рассказывает Ренат.


Кстати, женщинам на корабль тоже можно. Главное, чтобы справлялись. — У нас работают женщины, например жена капитана готовит нам еду. Еще несколько жен ребят работают на фабрике прямо на судне. У нас есть мини-фабрика, где происходит сортировка, варка, упаковка и заморозка крабов. За всю мою карьеру у нас были две девушки на разных суднах, которые работали на палубе не хуже мужчин. В общем, зависит от женщины.

Как попасть на корабль

Чтобы стать краболовом в Норвегии, нужны определенные документы. Для этого проходят пятидневный курс «Начальная подготовка по безопасности» (по итогам дадут сертификат на 5 лет) и медкомиссию у специально одобренного Норвегией доктора (справка на 2 года). Для граждан Европейского союза этого достаточно, чтобы устроиться в Норвегии на судно в должности матроса-рыбака. Для граждан стран СНГ, в том числе белорусов, нужны точно такие же сертификаты и вдобавок рабочая виза.

Ренату Бесолову 26 лет, он родом из Кишинёва, пять лет работает на норвежском рыболовном судне и получает около 600 тысяч рублей в месяц. Ренат рассказывает, как пришёл в профессию, чем занимается и в каких условиях.

Почему стал краболовом

О возможности работать в море я узнал в 2015 году от знакомых. Слышал, что один парень в 18 лет устроился в Норвегии рыболовом на судно и заработал $30 тысяч за полгода. Меня заинтересовало, что можно получать такие деньги без степени магистра или бакалавра.

Я сам только окончил школу и выбирал, чем заниматься дальше. Готовился к поступлению на специальность «Государственное и муниципальное управление» в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации. И параллельно рассматривал варианты заработка в море.

Хотел попасть на промысловый флот, потому что там зарабатывают больше, чем на пассажирском, нефтеналивном и других. Я связался с командой краболовного судна, где работал знакомый. Там сказали, что гарантий нет, но стоит сделать сертификаты и ждать, пока появится место. Так и случилось.

«В месяц уходит пять пар перчаток, потому что крабы кусаются»: чем занимается и сколько зарабатывает моряк-краболов



Как устроиться на судно

Я решил не поступать в Москву, а поехал в Ростов-на-Дону в Учебно-Тренажёрный Центр «ГАЛС», который занимается профессиональной подготовкой моряков. Ближайший подобный центр был в Одессе, но я решил поехать в Ростов: там работал мой отец, хотел заодно навестить его.

Чтобы работать в море, нужно иметь несколько сертификатов. Набор может быть разным в зависимости от страны, типа судна, планируемой должности.

Есть обязательный базовый курс, на котором учат правилам безопасности — его нужно пройти всем от капитана до уборщика. Там, где учился я, он стоит 7000 рублей и длится неделю. На нём рассказывают, как покидать судно, если что-то случилось, как тушить пожар, оказывать первую помощь, и дают основы корабельных навыков. Свидетельство выдают после сдачи экзамена.

Также обязательно нужно пройти морскую медицинскую комиссию. Я хотел работать на норвежском судне, поэтому мне нужно было получить документ, который принимают в этой стране. По миру есть различные одобренные Норвегией доктора, у которых можно пройти осмотр и получить готовый бланк на норвежском языке. Пройти медкомиссию можно за один день. Полученный бланк автоматически регистрируется на сайте норвежского Министерства водного транспорта.

Чтобы устроиться матросом в Норвегии, кроме свидетельства и медкомиссии нужен паспорт Евросоюза или виза. У меня был паспорт, оставалось только зарегистрироваться в налоговой и полиции уже по факту трудоустройства на норвежское судно.

Я получил сертификаты, позвонил агенту в компанию, через две минуты мы договорись, каким рейсом я вылетаю. Мне повезло, что освободилось место.

Первый мой рейс случился в сентябре 2015 года. Это было норвежское краболовное судно «Полярис», которое принадлежало совместно русским и норвежским хозяевам. Экипаж тоже был смешанным. Если судно ходит под норвежским флагом, то не менее 51% команды на нём должны быть гражданами Норвегии. Остальная часть может состоять из людей из разных стран.

К тому моменту, как я попал в команду, в одном секторе Баренцева моря, где водится краб, вместе с «Полярисом» плавали уже 36 судов. Конкуренция была высокой, зарплата меньше, чем я ожидал: $1200 в месяц вместо $5000.

В первое время на судне было тяжело. Я никогда до этого не был в море, не знал, как зовут людей из экипажа, к кому и зачем обращаться, где чья чашка, куда можно идти, а где даже стоять небезопасно. Но уже спустя месяц я всё изучил и стал чувствовать себя на судне как дома.

Через два года меня пригласили на другое норвежское судно «Хантер». Ещё через год я устроился в «Нордистен» и работаю там до сих пор.

Каждый моряк заключает контракт с компанией, которая содержит судно. Сначала это временный договор на один месяц. После испытательного срока компания предлагает заключить постоянный или плавающий контракт.

По постоянному нужно работать в графике «месяц через месяц». Такой контракт заключают с офицерским составом. По плавающему — график составляешь сам, берёшь дополнительные месяцы по собственному желанию и при наличии свободного места в команде. Так работает большинство экипажей в Норвегии.


В год можно отработать от одного до девяти месяцев. Три месяца в году у краба не сезон: июль, август и сентябрь. Краб линяет, процент мяса уменьшается, он наполняется водой.

Мой самый большой рабочий период был в этом году: 230 дней, более семи месяцев. Пришлось работать дольше, чем планировал, из-за пандемии. Авиасообщение закрыли, и компания не могла сменить экипаж.

В прошлом году было четыре месяца, позапрошлом — шесть. Зависит от желания. Бывают ситуации, когда кто-то не может выйти в свою смену, тогда тебе звонят и предлагают заменить.

Компания оплачивает и высылает по электронной почте билеты до судна и обратно. Забирают из любого места и после отправляют в любые точки. Мне часто приходится делать много пересадок, чтобы добраться. Например, сейчас после последнего рейса я улетел в Южную Африку.

Обычно на корабль заселяют сразу по приезде. В этом году из-за пандемии нужно пройти 10-дневный карантин, перед тем как ступить на судно. Работодатель оплачивает проживание и питание, но рабочими эти дни не считаются.

Режим работы на судне

У каждого судна есть расписание, по которому живут все члены экипажа. На нашем корабле сейчас 25 человек.


Две команды сменяют друг друга каждые 12, 6 или 8 часов. Работа начинается в 8 утра, на «Нордистене» мы работаем по графику 8 часов через 8.

В период отдыха включено всё: сон, душ, обед, общение с родными. В рабочие часы нет времени на отдых и даже перекус или туалет, потому что процесс ловли выстроен конвейером: один цепляет верёвку, другой передаёт и так далее. Остановиться нельзя.



На нашем судне команда работает в пяти позициях. На первой нужно подсекать ловушки у борта, поднимать их, выгружать и сортировать краба. На второй — менять наживу: выбрасывать старую и класть новую.



Третья позиция стоговщика — самая сложная. Нужно носить 18-килограммовые ловушки для краба из одного конца палубы в другой. За смену стоговщик пробегает около 16 километров и переносит от 400 до 600 ловушек. Мы договорились сменять друг друга на этой позиции каждые 400 штук. Часто сюда ставят новичков, они очень сильно худеют за первый месяц работы.

Я — боцман и стою на гидравлике: управляю кранами и блоками. Краны поднимают груз, блоки тянут верёвки. Работа почти неподвижная, от этого тоже сильно устаёшь. Поэтому здесь мы также стараемся сменять друг друга.

На последней позиции человек работает с верёвками, укладывает их так, чтобы они не запутались при спуске ловушек обратно в море.



Новичку в первый месяц работы на судне сначала нужно пройти инструктаж по технике безопасности: где лежат пожарные шланги, где включаются насосы с водой. Ещё нужно запомнить судовую схему постройки: куда ведут ходы и люки. Затем новички постепенно обучаются работе на всех позициях, чтобы уже со следующего месяца выполнять эти задачи со всеми наравне.

Из-за экстренных ситуаций судно может выйти на берег раньше срока: если сильно травмировался или заболел кто-то из экипажа или на корабле возникла поломка, которую нельзя починить в море.

Условия проживания на судне

Питание и проживание на судне бесплатно. Спим в каютах на шконках. Офицерский состав живёт в одноместных каютах. Остальные в двухместных, но обычно это люди из разных вахт: поэтому фактически в каюте находится только один человек.

На судне есть повар. На завтрак обычно готовят жареные яйца, кашу, блинчики, можно самостоятельно сделать тост с колбасой. На обед — мясо с гарниром: оленина, свинина, говядина или курица с макаронами или чаще варёной картошкой, норвеги очень её любят.

Еду мы загружаем раз в месяц и храним в холодильниках. Также раз в месяц можно заказать себе дополнительные продукты. Её стоимость вычитается из заработной платы, но без акцизов. Когда судно отходит на 12 миль от берега, оно находится в международных водах, где акцизы не действуют. Распаковать продукцию можно только на этой территории. Обычно это чипсы, шоколадки и другая вредная для желудка, но приятная для души еда.

Какая экипировка нужна для работы

Для работы на рыболовном судне обязательно нужна экипировка. Баренцево море — холодное место. Нормальная температура зимой составляет около -20°C. Прошлой зимой опускалось до -40°C. Летом иногда поднимается до +5°C.


Короткий переход судна Нордистен во льдах. На фото Алексей Бурковский, товарищ по команде Рената из Молдавии


Спасает тёплая, непромокаемая одежда, которую можно купить в специализированных магазинах в портах. Они заключают контракты с компаниями судов. Можно зайти в любой из таких магазинов, назвать свою фамилию, компанию и купить всё, что нужно. Работодатель вычтет эту стоимость из заработной платы.

В специализированном магазине можно одеться примерно за 90 тысяч рублей:

* Шлем — €100-130, или 8-12 тысяч рублей.
* Куртка непромокаемая — €150, или 13 700 рублей.
* Штаны непромокаемые — €100, или 9000 рублей.
* Перчатки резиновые одна пара — €20, или 1800 рублей. В месяц нужно пять пар. Итого: €100, или 9000 рублей.
* Перчатки с подогревом — €100, или 9000 рублей.
* Ботинки непромокаемые — €200, или 18 тысяч рублей.
* Комбинезон — €200, или 18 тысяч рублей.

Ботинки, куртку, комбинезон можно носить несколько лет, смотря как. Перчатки рвутся часто: крабы кусаются. Штаны тоже можно быстро протереть, особенно на позиции стоговщика.

Самое главное — это шлем. Остальное приобретается по желанию. Некоторые покупают экипировку в других магазинах или заказывают с AliExpress: выходит дешевле, но нужно долго ждать.

Оборудование для ловли краба закупает боцман в тех же специализированных магазинах в портах. Верёвки, крючки, баночки и другое — эти покупки оплачивает компания.

Сколько можно заработать

На «Полярисе», первом судне, на котором я работал, ставка составляла $1200 в месяц. К ней прибавлялись $40 за каждую тонну выловленного краба. В один месяц мы, например поймали 90 тонн и заработали $4800. В другой — стояли на ремонте и получили только ставку $1200.

В первый испытательный месяц работы моряк получает на $1000 меньше остальных.

На «Хантере» у меня была ставка €4000 в месяц без надбавок за улов. На «Нордистене», где я работаю сейчас, ставка составляет 70 тысяч норвежских крон в месяц (около 596 899 рублей). Также в конце года все сотрудники компании получают прибавку: процент от чистой годовой прибыли. В прошлом году мне выплатили 45 тысяч норвежских крон (около 383 523 рублей).

Насколько я знаю, в России на судах зарплата меньше в полтора, два раза. Поэтому работать там я не хочу.

Что делать не в сезон

Первый месяц после долгого плавания хочется только лежать и отдыхать. Необходимости в дополнительном заработке нет. Но например, мой друг из команды работает в Англии трактористом в свободное от плаваний время. Я себе такое занятие «для души» пока не придумал.

Я стараюсь путешествовать, проводить время с родными. Моя жена живёт в Москве, родители — в Кишинёве. Я к месту не привязан. Иногда мы встречаемся с ребятами из команды, ездим друг к другу в гости в разные страны. Я уже побывал в Турции, Каире, сейчас остановился на полгода с женой в Южной Африке.

У нас с ней два больших чемодана и две ручные клади, с которыми мы путешествуем. Если что-то нужно, покупаем на месте: за вещи не цепляемся.

Основные траты в отпуске уходят на перелёты и проживание, в остальном мы живём довольно скромно. Деньги копим на дом. Но ещё не решили, где хотим жить: путешествуем, смотрим.

Читайте также: