Как устроиться на работу в цирк

Опубликовано: 01.10.2024

Пикабушник @Andrey, попросил пост про атмосферу цирка, как туда попадают.

Как устроиться в цирк и остаться там работать. Цирк, Длиннопост, Обсуждение

Текстом атмосферу я думаю хорошо передать не получится. Вот объясни, как я должен передать запах в цирке? запах преющих опилок и сырости. Причем даже самый самый капитальный ремонт не помогает. Я не знаю почему. Может вентиляция плохая. Да и само внутреннее устройство цирка слишком обширно, чтобы уместить в один пост. В цирке не только артисты работают, по мимо артистов там очень много служб. Цирк — это не только репетиции и представления. Мы переезжаем из города в город постоянно, а так же отмечаем праздники, создаём семьи, потом разводимся. Ничто человеческое нам не чуждо))
В России есть как государственный цирк — РосГосЦирк, так и частные цирки. Самые известные частные — это цирк на цветном бульваре (Максим Никулин, сын Юрия Никулина), Цирк на ул. Вернадского. (братья Запашные). Я буду рассказывать в первую очередь про РосГосЦирк, т.к проработал там 5,5 лет. Ушел я из ГосЦирка в августе 2013 года.

Работать в цирк, можно попасть простым способом. устроиться туда на работу. Объявлений например в ВК в тематических группах предостаточно. Люди в цирк требуются всегда (зависит от должности). В цирке по мимо артистов и танцоров, есть и различные службы. Самая текучка кадров — это конечно рабочие по уходу за животными, или как в цирке их называют — служащие.
В обязанности служащего входит: уборка у животных, кормежка, чистка места, где содержаться животные, участие в репетициях и в представлениях.

Как устроиться в цирк и остаться там работать. Цирк, Длиннопост, Обсуждение

Животных в цирке прямо скажем не мало и они разнообразные и всех перечислять смысла нет.
В служащие в основном идут люди без образования (9-11 классов или в лучшем случае закончили профтехучилище.) и как правило не горящие желанием работать (лентяи). Поэтому даже, если в порядке исключения в цирк устраивается парень или девушка, которые исполнительные (девушкам я бы не рекомендовал устраиваться в цирк в качестве служащей), и которые не привыкли к агрессивной среде, то к ним в любом случае будут относится точно также как и к остальным. В цирке не матерятся, там матом разговаривают.

Про атмосферу среди рабочих по уходу за животными. Когда тебя первый раз приводят на конюшню, то это я думаю можно сравнить, когда человека первый раз заводят в камеру к матерым уголовникам. Кстати могу привести и не на конюшню, это зависит от того, куда устроился, в смысле за кем будешь ухаживать. Лично я когда только устроился, то первые 3 дня проработал на конюшне, а потом перевели убирать за львами и тиграми.
Новичка, который устроился первый раз в цирк, будут проверять на прочность по всем показателям. Самая грязная и тяжелая работа, первое время, будет закреплена за новичком. Хотя ответственную работу новичку не доверят, просто будет в целый день возить опилки в тачке и навоз. Дадут какой-нибудь грязный противень, который даже и не используется никогда, и скажут отмыть. В общем могут придумать какую-нибудь работу, чтобы посмотреть как новенький реагирует. Другие служащие будут сваливать на тебя всю работу по возможности, и возмутится ты не сможешь, хотя конечно это зависит от человека. Большая часть рабочих, она адекватная и спокойная, но есть индивидуумы, которые могут тебе ножик в бедро воткнуть. Что самое интересно, вот такие люди как правило работаю бригадирами. т.е контролируют работу других служащих. Поэтому постоянное нахождение в таких условиях, очень сильно влияет на психику. Как правило, через несколько лет, даже кто был спокойным и добродушным, сам начинает гнобить новеньких.

Среднестатистический рабочий день выглядит следующим образом:
Начало работы зависит от типа животных, поэтому, кто-то обязан приходить к 5 утра, а кто-то может приходить и к 12:00. Ну и еще от дрессировщика зависит.
Раньше всех в цирк приходят тот, кто ухаживает за конями (кобыл в цирке не используют) это где-то 4:45 — 05:00. За час служащим нужно успеть почистить стойло, почистить коней, от опилочной пыли, покормить коней, сделать так, чтобы конь сходил в туалет, ну и потом еще раз стойло почистить. (тоже самое касается и верблюдов, зебр, и т.п)
В 05:30 — 06:00 начинается репетиция. Среднее время репетиции — час. Разумеется, что некоторые репетировали бы и больше, но больше не получится, потому, что в коллективе (в труппе. самое забавно, ты в цирке никогда слово "труппа" не услышишь. Используют слово "коллектив") репетиции расписаны на весь день, и получается, что манеж занят с утра до вечера
в 07:00 заканчивается репетиция. После репетиции, коней долго отшагиваю, т.е в закулисной части водят коней по кругу, чтобы восстановить им пульс, чтобы они остыли, ну и т.п. В общем тоже самое, что и для людей упражнение на дыхание. Потом коней ведут в стойло, дают им попить, оставляют немного сена (их же в 5 утра кормили уже). Рабочие заметают еще раз конюшню. Да, конюшню метут много раз за день. Потом начинают мыть морковь и перебирать сено, чтобы покормить уже в обед. Качество продуктов зависит от дирекции цирка. В некоторых городах в директорах сидят люди, которых просто поставили, потому, что они "удобные" Москве, а именно так называемому главку (центральному офису российской государственной цирковой компании.) Поэтому сено могу привезти гнилое.
примерно к 11:00 дня рабочие заканчивают все приготовления к обеду для коней и у них может быть свободное время, а может и не быть, т.к очень часто, что-то ломается, и это надо ремонтировать. Потом у животных обед, а вот после обеда если ничего экстренного нет, то всех кроме дежурного по конюшне отпускают. Где-то примерно в 14:00 тебя могут отпустить до 18:00. В это время делай, что хочешь. Можешь пойти по городу погулять, можешь с гостиницу спать пойти, но к 18:00 должен уже быть на конюшне. До 21:00 ухаживают за конями. Чистить, подметать, кормить, поить, и т.п. В 21:00 как правило конец рабочего дня, и всех кроме дежурного отпускают в гостиницу, дежурный же или до полуночи сидит на конюшне, или там ночевать остается, отводится место в комнате на конюшне, и рабочий остаётся ночевать там.
Это я описал день когда нет представления, если же представление есть, то рабочие как правило никуда не уходят, потому, что еще нужно готовить реквизит к представлению и следить за животными в оба глаза, чтобы не дай бог не испачкались. Но благодаря политике РосГосЦирка, который считает, что цирк это убыточное предприятие (разумеется на самом деле это не так), в данный момент за месяц порой даже 20 представлений не получается.

На этом думаю все пока. Разумеется я могу и дальше писать, но будет слишком длинно я думаю. P.s Я описал только примерно как ухаживают за конями, но в цирке же есть и другие животные, собаки например, и у рабочих по уходу за собаками будет другой график (да, точно так же в цирке целый день находится)

Как стать артистом цирка фото

Конечно же, лишь единицы все же воплощали эту идею в реальность. Но все же интересно, какие образование надо иметь, чтобы быть артистом цирка.

Кто работает в цирке: творческие профессии

Для начала стоит пояснить, что цирк, как и любая другая организация, имеет в своем штате огромное число специалистов самых разных направлений. И глупо будет полагать, что там работают исключительно «люди творчества». На самом деле, для того, чтобы цирк работал там трудятся рабочие сцены, административный персонал и многие другие.

Но все же обратим свое внимание для начала на творческую категорию работников. Наверно, самыми зрелищными артистами цирка являются гимнасты. С замиранием сердца наблюдают зрители за их полетами на высоте. Гимнастом может стать не каждый, к этой профессии нужно готовиться с детства. Как и в профессиональном спорте, необходимы хорошая физическая подготовка, выносливость, гибкость.

Эквилибристика – еще один вид циркового искусства, который также поражает своей зрелищностью. Эквилибристы держат равновесие в неустойчивом положении или на предметах: например, канатоходцы, или вспомните знаменитую картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Для того, чтобы покорить современного зрителя эквилибристы выполняют свои трюки на проволоке, велосипеде, стульях, лестнице, бутылках и других неустойчивых конструкциях. И профессия эта все еще считается достаточно опасной, пусть в современном цирковом деле никто никогда не пренебрегает правилами безопасности.

Кто работает в цирке: творческие профессии изображение

Конечно же, представить цирк невозможно без клоуна, а сама клоунада является одним из основных жанров. В цирковом искусстве клоуны работают, как правило, либо группой, либо парами, где у каждого участника четко и полно прописано амплуа, характер. Также есть и вариации сольного исполнения, но эта отдельная категория, требующая определенного мастерства. Удерживать внимание большой публики для одного артиста – достаточно сложно.

Иллюзионисты или фокусники также достаточно часто выступают в цирке. При этом они могут как работать в паре, так и давать сольные представления, где в выполнении трюков им будут помогать помощники.

Отметим, что каждая из творческих профессий цирка имеет множество специализаций. Например, цирковые клоуны могут быть пантомимистами, музыкальными эксцентриками. В целом, важно понимать, что строгого разграничения поджанров нет и поэтому артисты могут использовать в своих представлениях различные приемы.

Кем можно работать в цирке

Как уже отмечалось ранее, в цирке можно работать не только артистом и выступать с номерами, но и в других профессиях: костюмер, художник по костюмам, постановщик цирковых номеров, режиссер.

Но есть одна профессия, которая вызывает особенный интерес, хотя при этом не требует специальной физической подготовки или особых навыков, – это инспектор манежа. Он выходит перед номером и общается со зрителями. Необходимые качества для этой профессии – природное обаяние и владение ораторским искусством. И пусть может показаться, что профессия очень простая, но крайне сложно не дать заскучать зрителю в то время пока ведется подготовка к следующему номеру.

Как стать артистом цирка

Часто в цирке работают целые династии артистов. Дети воспитываются на арене цирка, тренируются с малых лет, гастролируют вместе с родителями. Например, цирковая династия Дуровых.

учиться цирковому мастерству надо с детства

Получить цирковое образование можно только в Государственном училище Циркового и Эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева. Начинать подготовку лучше заранее, так как поступить в училище очень сложно.

При поступлении абитуриент проходит три этапа. На первых этапах творческого конкурса нужно продемонстрировать физическую подготовку и музыкальную импровизацию. На третьем этапе необходимо показать жюри полноценный цирковой номер. Также нужно предоставить медицинские справки, подтверждающие наличие хорошего здоровья и физических данных.

Многие артисты цирка активно тренируются, занимаются как минимум по четыре часа каждый день без выходных. В этом отношении вновь можно провести аналогию с профессиональным спортом, когда нельзя терять форму и поддерживать высокий уровень.

Как попасть в цирк работать

Попасть в цирк в качестве артиста не так просто. Например, акробатика является основой всего циркового искусства. Поэтому заниматься акробатическими номерами и гимнастикой нужно с детства.

Советы для будущих цирковых артистов:

  1. Оттачивайте свое мастерство, развивайте таланты. Пригодятся навыки номеров с воздушными трапециями, пилоном и шестом, воздушными полотнами, жонглировании, прыжках на батуте, хождению по канату, ходьбе на ходулях и другое. Освоить быстро такие номера не удастся, они требуют долгих и усердных тренировок.
  2. Сохраняйте хорошую физическую форму и занимайтесь спортом. Все артисты цирка обязаны находиться в прекрасной физической форме. Особенно это касается гимнастов и акробатов. Необходимо чувствовать свое тело, иметь развитую мускулатуру и гибкость мышц.
  3. Начните выступать. Начинать выступления можно с небольших гастролирующих цирков и номерами на ярмарках и мероприятиях.
  4. Придумайте и поставьте уникальный готовый цирковой номер. Он будет необходим на собеседовании с директором цирка. Для постановки циркового номера потребуется постановщик или тренер, специальное оборудование. Это должна быть не самодеятельность, а профессионально поставленный артистом номер. Необходимо быть лучшим в своей области, чтобы выступать в большом цирке.
  5. Поступите в цирковую школу. Профессионалы циркового искусства научат быть настоящим артистом. В дальнейшем многие школы помогают в трудоустройстве.

Нужно понимать, что жизнь циркового артиста требует постоянные перемещения по стране и миру. Поэтому артисту цирка нужно быть готовым к жизни на чемоданах.

Как попасть в цирк работать картинка

И немного попроще тем, кто хочет работать в цирке, но не выступать перед зрителями. Как уже ранее отмечалось, в цирке традиционно работают целыми династиями, поэтому «новые лица» там появляются относительно редко по сравнению с другими организациями. Так что текучка кадров там достаточно своеобразная. Поэтому если есть желание поработать по ту сторону цирковой арены, можно поработать в цирке инженером, поваром, разнорабочим и т.д.

Бедные обезьяны жались к батареям, чтобы согреться. Фото: Алиса Соколова

«Цирк, цирк, цирк - это вечный праздник взрослых и ребят» - все помнят слова этой замечательной детской песенки, но далеко не все знают, что порой творится по ту сторону цирковой арены.

Наш корреспондент устроилась уборщиком в цирк и… сбежала оттуда через неделю.

Обращаются с животными как со сломанными игрушками

В детстве каждый поход в цирк был для меня праздником. И мне очень хотелось оказаться по ту сторону цирковой арены - как там все устроено? Когда в наш город с гастролями приехала очередная цирковая труппа, я решила устроиться к ним на работу.

- Уборщики у нас получают 12 тысяч рублей, зарплата маленькая, - объяснял директор цирка на собеседовании. - А ты когда-нибудь сама занималась танцами? Ты девушка красивая, стройная. Давай, мы тебя немного поднатаскаем в хореографии и тоже будешь выступать. Вдруг к тебе какое-то животное привяжется, номер вам поставим. Зарплата - от 35 до 45 тысяч рублей. Будешь с нами по стране ездить. Проживание оплачиваем мы, плюс 300 рублей в день даем на еду.

Договорились, что я немного поработаю уборщицей, а там как пойдет. Мы ударили по рукам, и через неделю я поехала на окраину города, где циркачи арендовали временную базу, – знакомиться с животными. На участке стояли два автобуса, гаражи и двухэтажный дом. Звери жили как раз в одном из гаражей.

Труппа, куда я попала, была не очень большой. У них не было тигров, лошадей, пеликанов. В основном – обезьяны, дикобразы, носухи, собачки.

Хотя еще в офисе у директора я заметила фотографии медведя, который, как я поняла, гастролировал вместе с этой труппой. Вряд ли он поместился бы в маленький гараж.

- А где ваш медведь? - спросила я Антона, который проводил мне экскурсию по базе.

- В зоопарк сдали, слишком агрессивный стал, - нехотя протянул он.

- А в какой зоопарк?

Вопрос мой остался без ответа, а я, конечно, не поверила, что мишку отдали в зоопарк - там никогда нет мест.

Зверей чуть не заморозили

Гараж, где поселили четвероногих артистов, оказался тесным, обшарпанным и холодным. Несколько клеток стояли на полу, одна, побольше, у стены. Там жила обезьяна по имени Степа.

Антон, не стесняясь меня, сходу начал орать на уборщицу Машу матом. Как выяснилось, ночью сильно похолодало, и температура в гараже понизилась с 22 градусов до 16. Такие перепады для экзотических животных могут быть смертельно опасными.

Гараж, где жили четвероногие артисты. Фото: Алиса Соколова.

- Я все печки держала включенными, - оправдывалась женщина, ощупывая батареи.

Антон быстро открыл крышку аквариума и достал оттуда змею. С ней все было в порядке. И тогда ради смеха он стал засовывать ее в вольер к Степе и пугать животное. Тот забился в угол и жалобно пищал.

Клетки были настолько тесными, что бедные звери даже не могли по ним ходить - только поворачиваться. Тем временем, Маша вытащила носуху по имени Тоня. Той было очень страшно.

- Мы недавно купили ее у заводчиков, она всего боится, - объясняла уборщица. – Хочешь подержать, пока я клетку убираю?

Я взяла поводок, и Тоня начала беспокойно бегать вокруг себя, потом нашла уголок в одной из пустых клеток и забилась туда. Я попыталась ее погладить, но животное металось. Когда Маша убрала клетку и потянула Тоню за поводок, та стала сопротивляться и несколько раз ударилась о стенку. Ее вытащили силком и заперли за решетку.

«Гоша, сделай стойку!»

В мои обязанности входило убирать за животными и варить им еду. На следующий день, пока я варила в огромной кастрюле кашу, мои наставники – Маша и Антон – обсуждали недавний корпоратив.

Мужчина достал початую бутылку коньяка, которая была припрятана за клеткой с голубями, отхлебнул и подошел к Степе:

- Сынок, сделай стойку!

Степа не двигался и сверлил хозяина недобрыми глазами.

- Ты че б…, не понял? Стойку!

- Да вы его вчера пьяные достали! – вступилась за обезьяну Машу. – «Степа, сделай стойку, сделай стойку!». Раз 50 просили его делать одно и то же.

Замужем за клоуном

Маша оказалась замужем за клоуном Димой, они познакомились в цирке. Пока я чистила с белизной клетки с животными, она жаловалась на мужа – выпивоху.

Дома у них живут две собаки, одна из них – пудель Ара – тоже участвует в представлениях. Накануне подвыпивший Дима стал раззадоривать собаку, та не выдержала и три раза тяпнула его за нос.

- Он орал на Ару, потом стал ее бить, - пересказывала она семейную сцену. – Я заступилась за пуделя, а потом повезла Диму в травмпункт. Сейчас он лежит с температурой в номере.

Бродячая жизнь – не сахар. Ни для людей, ни для животных. Цирк приезжает в город как минимум на месяц. Артистов обычно размещают в частном доме или в самой дешевой гостинице где-нибудь на окраине города. Условия у животных – гораздо хуже.

Животных кормят раз в день

А это клетки для голубей. Фото: Алиса Соколова

Голуби летают только во время представления, всю остальную жизнь они в клетке.

В тот день было ЧП. Заболел енот Паша. Сначала мы заметили, что Паша грызет прутья клетки и трясет лапками. Потом он оказался от еды, стал каким-то вялым. Маша пошла к начальству, попросить вызвать ветеринара, но тот так и не приехал.

- Порция каши на весь день? – просто офигела я от такого скудного рациона.

- Да, мы всех животных кормим один раз в день, но иногда даем к каше рыбу, мясо или йогурт, - говорит Маша. – То есть балуем чем-нибудь вкусненьким.

Еще один шок я испытала, когда из малюсенького ящика достали обезьяну Тусю. Я даже не поняла, как она умещается в этом гробике. Расправив лапки, Туся залезла на батарею и блаженно уснула.

После выходного на работу в цирк я больше не вышла. И не потому, что надоело возиться с хлоркой в промозглом гараже. Теперь я уверена на сто процентов: цирк - это настоящая тюрьма для животных. С ними обращаются как со сломанными игрушками. Бьют, дрессируют до седьмого пота и морят голодом.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

- В настоящее время в российском законодательстве нет требований к содержанию животных в цирках, - говорит пермский юрист Георгий Ситников. - Есть постановление правительства, которое позволяет проводить цирковые гастроли, но нет акта, который бы это регламентировал. В любом случае, если вам известны факты, что с цирковыми животными плохо обращаются, лишают их еды, содержат в антисанитарных условиях, можно обратиться в прокуратуру, она обязана провести проверку и вынести представление для устранения нарушений. Но даже если нарушения не устранят, привлечь руководства цирка – санкции нет.

Также в уголовном кодексе есть статья по поводу жестокого обращения с животными. Если, например, во время представления дрессировщик ломает лапу обезьяне на глазах детей, то по факту ЧП могут возбудить уголовное дело. Наказание - штраф до 80 тысяч рублей или до 5 лет лишения свободы.

Описание работодателя: В Московский цирк Никулина требуются активные сотрудники! Требования: Ответственность, пунктуальность, коммуникабельность! Обязанности: Продажа поп.

Продавец-кассир в ЗАО Московский Цирк Никулина на Цветном бульваре

Открыт набор на работу (м. Цветной бульвар) продавец лоточной торговли. Мы предлагаем: - стабильную работу в известном месте - ставка от170р/ч. -молодой дружный коллектив -.

Уборщица/уборщик в кафе "Жар-Пицца" (Цирк)

Уборщица/уборщик в кафе "Жар-Пицца" (Цирк) В кафе "Жар-Пицца" открыта вакансия уборщицы / уборщика производственных помещенийОбязанности:Поддержание чистоты и порядка в.

Уборщицы / уборщики в офис у Цирка

Уборщицы / уборщики в офис у Цирка Требуются уборщицы/уборщики для уборки офиса "Дата Арт" (БЦ "Галеон" ост. Кирова, р-он Цирка). График: 5/2 с 07.00 до 19.00 или с 08.00 до.

Требуется Администратор В Прокат У Цирка

Описание работодателя: прокат Гироскутеров, Велосипедов, Детских Электромобилей у ЦиркаТребования: опрятный внешний вид, активность, порядочность, честность.Обязанности.

Повар В Цирк

Описание работодателя:Цирк шапитоТребования:Чистоплотность, обязательностьОбязанности: завтра-обед-ужин-вкусная домашняя еда, мытьё посуды,чистота рабочего местаУсловия: цирк.

Рабочий По Уходу За Животными В Цирк

Срочно требуется рабочий по уходу за животными в цирк( собаки-пуделя)Работа в Москве ,с бесплатным проживанием Требования: Документы для оформления ,опыт работы не имеет.

Разнорабочие В Передвижной Цирк Шапито

Описание работодателя: требуются разнорабочие в передвижной цирк 🎪 шапито Звёздный, обучим, жильё предоставляется!+подработкиТребования: физически слажен, честность.

Сотрудник раздачи в ресторан "Вилка-Ложка" (напротив Цирка)

Хочешь построить успешную карьеру в крупной компании и быть уверенным в завтрашнем дне? Приходи работать нам! В ресторан быстрого обслуживания "Вилка-Ложка" мы приглашаем.

Продавец-консультант в сеть магазинов "Хлопковый край» (р-он Цирк, Крохалева, ЖДпоселок, пос Фролы )

Мы являемся лидером на Пермском рынке и активно развиваемся! Если тебя устраивает зарплата меньше 25000 руб., не читай вакансию дальше! Что для нас важно при выборе.

Уборщица/уборщик в офисы у Цирка 2/2

Обязанности: - уборка офисных помещений Бизнес Центра Галеон Условия: - График: 2/2 с 07.00 до 19.00 или с 08.00 до 20.00 (вскр - всегда выходной) - Оплата труда 2 раза/мес.

Менеджер по недвижимости (в р-не Цирка)

Уже 20 лет ГК "Новосёл" успешна в профессиональных операциях с недвижимостью! Если ты ценишь свободу, активность и умеешь быть самостоятельным, тогда ты наш человек! Мы даём.

Продавец-кассир в кафе "Жар Пицца" (Цирк)

Продавец-кассир в кафе "Жар Пицца" (Цирк) Кафе быстрого обслуживания "Жар-Пицца" приглашает на постоянную работу продавцов-кассировОбязанности:Работа с расчетно-кассовым.

Уборщица/Уборщик в бизнес-центр (р-он Цирка)

Обязанности: - Осуществлять уборку служебных помещений, коридоров, лестниц, санузлов, вверенной территории. Требования: - ответственность - исполнительность Условия: - График.

Рабочий По Уходу За Животными В Цирк (Собаки )

Требуется рабочий по уходу за животными в цирк( собаки-пуделя) Работа в Москве ,с бесплатным проживанием Требования: Документы для оформления (Трудовая книжка, ИНН, СНИЛС.

Продавец-кассир в ЗАО Московский Цирк Никулина на Цветном бульваре

Открыт набор на работу (м. Цветной бульвар) продавец лоточной торговли. Мы предлагаем: - стабильную работу в известном месте - ставка от170р/ч. -молодой дружный.

Охранники В Районе Цирка

Требования: Наличие лицензии охранника 4-6 разряда, возможно получение в процессе работы Ответственное отношение к работеУсловия: суточные дежурства. Достойная заработанная.

Разнорабочий в Цирк на Вернадского

Обязанности: - Помощь в погрузке либо разгрузке продуктов (овощи, мясо, хлеб); - Помощь в поддержание порядка; - Выполнение вспомогательных работ. Требования: -.

Требуется Администратор В Прокат У Цирка

Описание работодателя: прокат Гироскутеров, Велосипедов, Детских Электромобилей у Цирка Требования: опрятный внешний вид, активность, порядочность, честность. Обязанности.

Рабочий По Уходу За Животными В Цирк

Срочно требуется рабочий по уходу за животными в цирк( собаки-пуделя) Работа в Москве ,с бесплатным проживанием Требования: Документы для оформления ,опыт работы не имеет.

Сегодня гость журнала Reconomica артист цирка Филипп Пацкевич расскажет о том, как он попал в эту профессию, с какими трудностями ему пришлось столкнуться, каких высот ему удалось достичь, а также поделится планами на будущее и оставит ценные советы новичкам напоследок.

Первые шаги

Здравствуйте. Меня зовут Филипп Пацкевич, я родился и вырос в маленьком городе Балаково Саратовской области. Не помню когда первый раз попал в цирк, помню, что цирк в детстве ассоциировался с местом, где обитали какие-то суперлюди. Все красивые, подтянутые, каждый со своей уникальной способностью, которая для обычного человека, а особенно для ребенка, кажется волшебством.

В 6 классе встал вопрос о занятости моего бесполезно проводимого свободного времени и родители повели меня по различным кружкам и секциям. Помню как я зашел в большой спортивный зал в местном ДК, где занималась цирковая студия: везде прыгали, лазили, что-то кидали, крутили. И я сказал: «Хочу сюда». Это было моё первое касание цирка.

Но по каким-то причинам прозанимался я там буквально пару месяцев, хотя это мне очень нравилось, но всё забылось до 21 года. В 21, когда я закончил институт, одна знакомая предложила пойти заниматься в цирковую студию. Времени после выпуска было навалом, воспоминания о студии были крайне положительными, поэтому я без колебаний согласился. Буквально через несколько месяцев занятий мы уже «халтурили» на корпоративе в главном местном отделении известного зеленого банка. Это был мой первый заработок в цирковой сфере.

Групповые жонглеры

Быть артистом цирка — задача не из легких, но когда работа приносит удовольствие, все проблемы решаемы.

Нелегкий труд циркового артиста

Я прозанимался в студии несколько лет, основной упор сделал на жонглирование и акробатику. Всему учились сами по видео из интернета, либо перенимали опыт у друзей руководителя студии и профессиональных артистов. Так сложилось, что практически все номера, которые я делал в студии, мы ставили с моим другом и партнером Виктором Горбуновым.

Как-то нам предложили поехать поработать в цирк на сцене на несколько недель по Тамбовской области. Там мы увидели цирк изнутри в уменьшенной версии — пробник. Жили в дешевой гостинице, давали каждый день по несколько представлений, в каждом было по 5 выходов, плюс разгрузка-погрузка реквизита и оборудования, но вся эта суматоха и движение почему-то мне жутко нравилась.

Мы не замечали ни ужасных условий проживания, ни отсутствия свободного времени, ни постоянных разъездов с тяжелыми физическими нагрузками. Конечно, мы всё это осознавали, но это было больше похоже на какую-то игру, сложную игру, с кучей уровней, с непроходимыми лабиринтами, которая бесит и нравится одновременно, но перестать играть в нее в мыслях не было. Самые большая сложность, которая запомнилась — это разлука с близкими и друзьями. Так как коллектив в студии был очень дружный и сплоченный, то уезжать от такой веселой компании очень не хотелось.

После цирка на сцене мы попали в цирк-шапито. Но это был уже шаг на ступеньку выше, в плане условий проживания и труда. Жили на съемных квартирах, давали также по несколько представлений, но уже не каждый день, а только по выходным. Даже было время для того, чтобы репетировать и выучить что-нибудь новое. Появилось свободное время и его было очень много. По деньгам в шапито выходило немного меньше, чем когда мы работали по сценам, но эти деньги давались нам с гораздо большим удовольствием.

После закрытия сезона в шапито, Вите пришла повестка, призывающая отслужить честно заработанный с рождения долг Родине в рядах нашей армии. Так как я остался один со своими умениями и навыками, а бросать цирк мне не хотелось, я начал искать работу в этой сфере. Нашел в интернете объявление о том, что на базе Росгосцирка создается жонглерский номер, послал видео руководителю и меня туда взяли. Так я попал в систему под названием «Росгосцирк».

С ребятами

Начало работы в Росгосцирке.

Терпенье и труд все перетрут

Все идеи Росгосцирка на тот момент реализовывались на базе «Центра Циркового Искусства» в Москве. Идея номера, в который я устроился, была в том, что мы — уличные хулиганы, которые тусуются на улицах мегаполиса. Это были светящиеся в темноте яркие костюмы ядовитых цветов, хип-хоп культура, бочки, раскрашенные граффити. Для нас специально нанимали хореографа Рому Романова, который учил вести себя отвязно и вызывающе. Целый отдел с бородатыми дядьками трудился над тем, чтобы бочки, с которыми мы работали, светились и моргали изнутри. Отдельный мастер занимался разработкой костюмов и раскраской реквизита.

Работа кипела, мы репетировали по 8-9 часов в день, частенько без перерыва. Всё это продолжалось 8 месяцев. После этого мы выпустились и попали в цирковой конвейер. Номер получился очень ярким и динамичным, мы несколько раз участвовали в международных фестивалях, даже ездили с гастролями в Великобританию на 2 месяца.

Проработал я в этом номере 2 года, но так как мы с руководителем не сошлись характерами с самого начала и точка кипения неизбежно наступила, я уволился. После этого мне сразу предложили стать руководителем жонглерского номера в Росгсоцирке, я согласился, набрал себе партнеров и работаю в этом номере до сих пор.

Самое важное, на мой взгляд, качество для руководителя номера — это стрессоустойчивость. Работать в цирке, а особенно в групповом номере, очень сложно. Все партнеры больше или меньше направлены к творчеству, поэтому непостоянны. Чем больше дружбы в коллективе, тем меньше дисциплины. Поэтому очень важно четко разграничивать рабочие и личные отношения, не переносить рабочие проблемы в повседневное общение и наоборот.

У нас в номере есть негласное соглашение — все, что происходит в манеже, там и остается. Мы можем там ругаться, кричать друг на друга, выяснять какие-то проблемы на повышенных тонах. Происходит это довольно редко, но всё же случается, но когда мы выходим за манеж, мы снова становимся друзьями.

Очень помогают для развития номера игровые методики. Чтобы не заставлять партнеров делать то, что им не очень хочется или не очень нравится, можно предложить сделать это в игровой форме. В игре развитие происходит быстрее и качественнее. Я даже иногда переношу какие-то свои замечания из работы в номере в жизнь и наоборот. Всегда нужно пробовать что-то новое и сложное. Если постоянно отрабатывать одни и те же элементы, то возникает ощущение, что ты топчешься на месте, быстро пропадает мотивация и стимул.

После выступления

Иногда на репетиции придумываем новые трюки, мы знаем, что они никуда не пойдут и никогда не будут использованы, но такие занятия подталкивают на развитие самого номера.

Важные нюансы в работе

Коллективы Росгосцирка работают только по стационарным циркам, представления дают в основном на выходные и праздники. Все остальное время занимает репетиция. Каждому номеру выделяется репетиционное время на манеже в зависимости от сложности жанра и от потребности. От одних рабочих выходных до других у нас проходит примерно 4-5 репетиций по 1-1,5 часа. Перед работой тщательно проверяется состояние реквизита и костюмов, все что грязно — моется и стирается, все что не блестит — начищается, все что сломано — чинится, все что не улыбается — приводится в хорошее настроение путем зачитывания актуальных шуток.

Сценарии на концепцию всей программы и каждого номера продумывает режиссер вместе с хореографом. Перед началом в каждом городе проходит несколько технических и генеральных прогонов для персонала цирка (свет, звук, униформа). На новогодние представления, конечно, весь сценарий переделывается под сказку с Дедом Морозом, Снегурочкой и какими-нибудь злодеями, которые крадут Новый год. Реквизитом и костюмами обеспечивает компания. Но так как она является государственной, то все происходит с большими задержками и очень часто приходится справляться собственными силами и смекалкой.

Количество представлений в месяц сильно зависит от сезона, площадки и работодателя. Например, когда мы работали по сценам в России, у нас выходило около 80 представлений в месяц, упор делался на количество больше, чем на качество. Происходил так называемый «чёс». В Великобритании мы также работали по сценам в посленовогодний период и там всё было ровно противоположно, качество было превыше всего. За время контракта ( 2 месяца ) мы отработали примерно 50 представлений. Работая в шапито, мы проходили примерно 15-25 представлений в месяц. Работа по стационарам в Росгосцирке, можно сказать, самая «лайтовая». В месяц мы можем отработать от 10 до 20 представлений.

Многие спрашивают у меня о том, какое самое из своих представлений я считаю самым удачным. Считаю, что самое яркое впечатление оставило представление во Владивостоке, тогда я уже был руководителем номера. В тот раз мы отработали без завалов, всё было легко, на кураже.

Особенные впечатления были потому, что все делалось своими силами, без посторонней помощи. Публика принимала тогда как обычно хорошо, но эмоции внутри были ярче и сильнее. Так всегда происходит, когда отрабатываешь чисто, начинаешь немного гордиться собой, но главное не одеть корону, а то ее быстренько собьют неуловимые булавы.

Очень много ярких моментов связано с неудачными выступлениями. Это очень смешно, если отнестись к этому с юмором, но очень сильно портит отношения между партнерами, если отнестись к этому слишком серьезно. Поддерживать хорошие отношения в коллективе очень важно. Если у вас не все в порядке, то даже через натянутую улыбку и чистую работу зритель чувствует напряжение между партнерами.

Удачный кадр

Артефакты цирковой жизни.

Без рекламы никуда

Недавно оттуда пришло интересное предложение — пожонглировать кусками мяса на кости для рекламного видео. В качестве оплаты предложили отдых на природе с шашлыками из этого самого мяса.

Конкуренты не дремлют

Конкуренция в цирковой сфере и вообще в сфере искусства очень высока. Просто качественно работать недостаточно. Чтобы выделиться у тебя должна быть «фишка», «изюминка», причем желательно, чтобы ее было трудно повторить, иначе твоя уникальность быстро обнаружится у других исполнителей. Пока обходить конкуренцию получается довольно плохо, но мы трудоустроены, есть площадка для репетиции и для развития, поэтому сейчас обладаем большим преимуществом перед фрилансерами.

Также сейчас разрабатываем свой уникальный реквизит. Идея не новая, но как уже говорил ранее, трудноосуществимая. Поэтому, когда нас настигнет успех в реализации этой идеи, мы сделаем большой шаг вперед как в собственном развитии, так и во всей цирковой сфере в целом.

Сезонность опять же зависит от площадки. Если для стационарных цирков и сцен нет ограничений по времени года, то шапито работают только в теплый сезон, в основном с апреля по октябрь. В феврале, после новогодних праздников, всегда происходит просадка, думаю, как и в любом бизнесе. Некоторые стационарные цирки даже закрываются на этот период до марта. Сейчас мы работаем с прокатчиком. Это предприниматель, который берет в аренду цирковые площадки и организовывает представления для своих программ. С прокатчиком можно не боятся сезонности, потому что простой в таком случае не выгоден никому, в отличие от номеров, которые работаю с Росгосцирком напрямую. Если компания не может обеспечить тебя работой, то они отправляют тебя домой, платят минимальную зарплату и не дают возможности репетировать.

Приятные моменты

Красивое фото

Когда я увидел океан, именно в тот момент я почувствовал себя счастливым.

За время работы в цирке я объездил всю Россию от Владивостока до Сочи и Брянска, побывал в Грузии, Великобритании, Донецкой республике. Мир для меня стал больше и доступнее. Цирк раздвигает границы и делает тебя легким к путешествиям. А если повезет, то еще и сведет тебя со второй половинкой и все впечатления умножатся на два. Со своей женой я познакомился в первом же городе, куда поехал работать после выпуска. Я благодарен судьбе за то, что цирк сделал мне такой подарок.

Финансовая сторона вопроса

Конечно, вложения в этом деле требуются. Когда мы занимались так называемым «прокатом» в цирковой студии, то основными постоянными расходами у нас был транспорт и налоги. Потому что коллектив у нас было примерно 15 человек и всю эту ораву нужно было организованно отвезти на место работы и привезти обратно, плюсом к этому шел реквизит и оборудование. Часто ездили на своих машинах, иногда трансфер брал на себя заказчик. В редких случаях просили помощь со стороны, например у друзей. Налоги, мы платили как честные налогоплательщики, тем более что 6% была не такая уж значительная сумма, плюс налог за открытое ИП. Когда уже стал работать по найму, расходы брали на себя работодатели, поэтому эта статья закрылась со сменой статуса трудоустройства.

Доход зависит от множества факторов

В качестве артиста в этой сфере можно зарабатывать до 500 000 руб в месяц. Это если работать на хорошем контракте за границей. Если же рассматривать Россию, то зарплаты колеблются от 40 000 до 200 000 руб., всё зависит от жанра и уровня профессионализма.

Фрилансом можно зарабатывать любые деньги, все будет зависеть от вашей загруженности и как вы сможете организовать свой рабочий процесс. Когда мы репетировали в Москве номер с бочками, то на Новогодние праздники фрилансом легко подняли около 70 000 руб. Работали только по вечерам, через агента. В качестве администратора зарплата будет начинаться от 100 000 руб, здесь же нужно иметь хороший опыт, чтобы собрать людей, поддерживать хорошую наполняемость на протяжении всей работы в городе. Как правило, администраторы имеют процент с продажи билетов, поэтому чем больше ты соберешь, тем больше получишь.
В качестве прокатчика конечно речь уже пойдет о миллионах рублей в месяц. Более точные цифры не скажу, потому что уровень дохода может варьироваться: один город может принести гору денег, а другой — загнать в дикие долги. Нужно иметь крепкий характер и стальные нервы, чтобы заниматься прокатом крупных программ.

О планах на будущее

В планах на будущее у меня обзавестись собственным шапито, кататься с ним по Европе с семьей и радовать людей хорошими программами. Для счастья человеку нужно всего три вещи — любимый человек, занятие, которое приносит удовольствие и возможность путешествовать. Все эти три пункта цирк с легкостью закрывает. Но этот план будет только для тех, кто любит это искусство, в нем много нюансов и сложностей, которые без любви к цирку покажутся непреодолимыми.

Советы новичкам напоследок

Читайте также: