Как устроиться на работу в минэкономразвития

Опубликовано: 01.10.2024

Владислав Бармичев пришел на госслужбу из медиабизнеса и занимается в Минэкономразвития улучшением инвестиционного климата. «Учёбе.ру» Владислав рассказал, насколько реально устроиться на госслужбу без связей и как это сделать.

До прихода в Министерство я работал в медиасфере. Для себя я рассматривал возможность трудоустройства на государственную службу, но это было скорее в категории возможной перспективы, нежели реальной жизненной задачей на среднесрочном отрезке. Но незадолго до прихода в Министерство, получил приглашение принять участие в организации крупнейшего в России экономического форума. Там познакомился с чиновниками и помню, был удивлён тому, что в большинстве — это прогрессивные, образованные люди, которые решают задачи в практической плоскости, но при этом мыслят и действуют не в рамках одной компании, а гораздо шире. Стало интересно, и решение в пользу госслужбы было принято. Трудоустраивался в общем порядке, проходя собеседование, как и другие кандидаты, на свободную вакансию.

Существует множество мифов о том, что устроиться на государственную службу способны только родственники, друзья и прочие приближенные к действующим сотрудникам. Это заблуждение. Стать госслужащим может любой человек, который обладает необходимым опытом работы и образованием, квалификацией, а также достаточным упорством, чтобы пройти все процедуры найма — порой они занимают длительное время. Если при прохождении этого пути на государственную службу у человека возникают проблемы, то надо проанализировать свои запросы, знания, манеру действий и мировоззрение. И ответить на вопрос о том, для чего он стремится именно в государственное ведомство. Если это стремление заработать, пересидеть, отлежаться — лучше прекратить попытки и найти деятельность по душе.

Сценарий трудоустройства аналогичен тем, которые существует в других сферах. После определения ведомства, которое вам интересно, с помощью официального сайта надо изучить структуру и сформулировать для себя направления деятельности и департаменты, управления, в которых ваши знания будут востребованы. Далее на сайте можно ознакомиться с имеющимися вакансиями и условиями трудоустройства. Есть ещё один эффективный способ трудоустройства в госорганы — стажировка или практика. Практиканты, показавшие во время работы хорошие результаты, впоследствии имеют преимущества при поступлении на работу. Но главное, что на государственную службу не стоит приходить на полгода или год. Скорее всего этот подход при отборе станет явным, и в должности откажут. Государственная служба отнимает много внимания и времени. Только на то, чтобы влиться в специфику, обычно требуется не менее полугода.

Стать госслужащим может любой человек, который обладает необходимым опытом работы и образованием, а также достаточным упорством, чтобы пройти все процедуры найма.

Госслужба приучила быть строгим к цифрам. Не имея точной статистики, неправильно играть показателями. Однако я абсолютно уверен, что процент «свежей крови» достаточно высок, чтобы без сомнения утверждать о наличии свободного доступа к трудоустройству на государственную службу. В тоже время нельзя забывать о естественной конкуренции. Большинство госслужащих, как правило, предпочитают не покидать ведомство, если отсутствуют очевидные предпосылки для этого шага (потолок в карьере, сокращение, отсутствие взаимопонимания с руководством и так далее). Если же они принимают такое решение, то чаще всего предпочитают искать новое место опять же на государственной службе. Это объясняется спецификой работы, их знаниями и опытом, приобретёнными навыками.

Таким образом внутри государственного аппарата формируется естественный резерв трудовых кадров, обладающих необходимой квалификацией и стажем госслужбы. В ряде случаев они выступают серьёзными конкурентами для соискателей, которые к этой сфере деятельности ранее отношения не имели. Это как в любой отрасли, имеющей особую специфику, освоение которой требует либо наличия специального образования, либо определённого стажа.

Рабочие дни руководящего сотрудника и исполнителя отличаются. Сотрудники на неруководящих должностях большую часть дня проводят на рабочем месте. 95% всей работы у исполнителей занимает работа с документами, аналитикой, данными, законодательством. Руководящие сотрудники — от начальника отдела и выше — больше времени проводят в совещаниях и поиске решений, в выездных мероприятиях и на встречах. Задачи руководителя — стратегия, поиск и принятие решений, генерация идей, контроль за исполнением. Для тех, кто занимает более высокие ставки — от директора департамента — прибавляются и представительские функции. Это участие в публичных мероприятиях, форумах, общение с прессой и так далее.

95% всей работы у исполнителей занимает работа с документами, аналитикой, данными, законодательством.

Содержательно дни различаются: один день может быть на месте, в поисках решения или проработки какого-либо вопроса, большая часть другого дня — за пределами кабинета: на встречах и совещаниях (обсуждение возможных путей решения задач). Утром или вечером стараюсь всегда планировать следующий день или даже следующую неделю, с учётом поставленных задач и поручений. Мой стиль работы предполагает максимальное делегирование и разумный контроль. Потому что для большинства сотрудников важно чувствовать себя человеком, от которого зависит решение и чьё мнение имеет значение.

Департамент занимается реализацией мер по улучшению инвестиционного климата, привлечению и сопровождению иностранных инвестиций, развитию государственно-частного партнёрства.

Результат — это преобразования. На федеральном уровне реформы порой не так заметны, как, например, в регионах. Допустим, в префектуре решили заменить фонарные столбы. Вечером пошли домой — и вот они стоят. Федеральным чиновникам, как правило, сложнее сразу увидеть результат своего труда. Например, выявили недостаток в законодательстве. Исправили. Заработало или нет? Стало лучше или нет? Требуется время на оценку эффекта. Бывают, конечно, задачи, где эффект виден гораздо быстрее. Так, по поручению Правительства нами были разработаны поправки в законодательство, позволяющие получать долгосрочные 5-летние рабочие визы для иностранных инвесторов по ходатайству Министерства. Спустя некоторое время пришёл первый заявитель. Обработали, выдали ходатайство, и он получил визу. Затем стали обращаться другие. Процесс пошёл. Норма на бумаге стала осязаемой.

у нас с коллегами была игра. Мы прозвали её чинбол. Правила простые: из бумаги делается шар диаметром в 15-20 сантиметров. Четыре человека занимают места по углам кабинета и, как в волейболе, — главное, чтобы мяч не упал на пол.

Кому-то может показаться скучным ежедневно находиться в кабинете в строгом костюме, но мне нравится моя работа: те задачи, которые приходится решать, люди с которыми взаимодействую. Развлекаться, конечно, стараемся во внерабочее время. Несколько лет назад у нас с коллегами была игра. Мы прозвали её чинбол и играли поздними вечерами, поскольку нередко приходится задерживаться на работе. Правила простые: из бумаги делается шар диаметром в 15-20 сантиметров. Четыре человека занимают места по углам кабинета и, как в волейболе, — главное, чтобы мяч не упал на пол. У нас были правила и условия. Это было весело. После игры, как правило, пол был усеян бумагами, а кабинет напоминал поле тактической подготовки воинского подразделения. Конечно, такие игры не должны мешать работе.

По-моему, метро — это наиболее практичный транспорт в Москве. В большинстве случаев возможно предсказать точное время, которое потребуется на дорогу. К тому же, пока едешь, можешь продолжать работу, и для этого требуется всего две вещи: планшет и доступ в интернет. Wi-fi теперь есть почти во всех поездах. Летом моя альтернатива метро — это велосипед. Пару лет назад, с апреля по октябрь, приезжал на работу на велосипеде. Я привязывал его к ограде около здания министерства и переодевался в костюм в кабинете. Из-за переезда в другую квартиру на время пришлось прервать эту практику, но недавно на моём новом маршруте завершились дорожные работы, поэтому с апреля планирую снова использовать его ежедневно. Длина маршрута около 15 км в одну сторону и такая «пробежка» отлично тонизирует перед рабочим днём, заменяя утреннюю зарядку.

По четвергам в столовой продают беляши, которые готовят на местной кухне. Одна штука — 30 рублей. Обычно я беру 2-3. Зная моё пристрастие, специально для меня обычно откладывают парочку, если я вовремя не прихожу за ними.

Госслужба в России всегда была больше, чем просто работа. Это призвание и образ жизни. Ведь работа в правительстве или на государственной службе в целом сильно отличается по условиям и механизмам от работы в частном бизнесе. Вакансии в министерствах федерального уровня привлекают очень много людей, и в этой статье мы постараемся сделать полный обзор ситуации по работе в министерствах на начало 2021 года. Мы рассмотрим условия работы, зарплаты, способы и условия для трудоустройства на госслужбу, применяемые механизмы оценки, тесты и требования по собеседованиям.

Сейчас, когда мы пишем эти строки, за окном сияет солнцем лето 2020 года. Вся страна сидит на карантине. Кризиса подобного размаха в новейшей истории России еще не бывало. Казалось, еще вчера мы планировали поездки на отдых, покупку новых машин, домов и сетовали, что инвестиции в облигации и акции приносят всего 15-20%. Сейчас же, мы радуемся, что в магазинах еще есть туалетная бумага и гречка, что частные работодатели еще дышат и платят, хоть и урезанные, но постоянные зарплаты, и что падение рынков и рубля составило всего 30%.

Эксперты ожидают снижения ВВП России по итогу 2020 года на 3-3,5%. А по рынку труда ожидается, что только в Москве будет потеряно 500 тысяч рабочих мест. По всей стране эта цифра может составить до 4 млн. рабочих мест. Больше всего сокращений ожидается в туризме, непродуктовой торговле, рекламе и маркетинге, нефтедобывающей отрасли. Так или иначе кризис ударит по всем секторам вследствие падения платежной способности населения и сокращения заказов. Одна из немногих сфер, где сокращения не ожидаются – госслужба и работа в министерствах.

Работа в министерствах

Условия работы в министерствах

Работа на госслужбе в период кризисов всегда является наиболее устойчивой сферой, где люди могут не бояться оказаться на улице. С другой стороны, в период стабильной растущей экономики условия работы в министерствах и на госслужбе в целом заметно уступают условиям, которые можно найти в частном бизнесе.

Уровень зарплаты в федеральных министерствах

Сотрудники остальных министерств имеют оклад примерно на 30-40% меньше. Начальные зарплаты могут начинаться от 40-45 тысяч. Конкретные суммы зарплат сильно зависят от уровня министерства, вашего стажа работы на госслужбе (если его нет – начальная зарплата самая низкая), классного чина, должности, доступ к гостайне и особых условий труда. Совмещение госслужбы в министерствах с работой в бизнес-структурах запрещено. Госслужащим разрешено лишь вести преподавательскую деятельность и публиковать книги. Зарплаты в подведомственных организациях, которые выступают подрядчиками для министерств, может сильно варьироваться. Средняя зарплата по большинству таких организаций на начало 2020 года составляла 60 тысяч рублей, но некоторые специалисты даже в начале своей карьеры получали по 90-100 тысяч. Эта цифра также не учитывает премии, которые начисляют ежемесячно. Плюсом подведомственных организаций является то, что, по сравнению с министерствами, в них намного проще устроиться.

Уровень зарплаты в федеральных министерствах

Говоря в целом об зарплатах, при тех требованиях, которые выдвигаются для поступления на вакансии в топовые министерства, молодые люди могут зарабатывать гораздо больше в частных коммерческих компаниях. В «большую четверку» министерств со стороны могут устроиться только выпускники лучших ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга. А выпускники этих ВУЗов желанны в большинстве крупных компаний, которые готовы платить с самого начала зарплаты в 150 тысяч рублей и больше. В целом, чтобы хорошо зарабатывать в федеральных министерствах, требуется проработать в них не менее 4-5 лет, а чаще всего и того больше.

Резкий скачок в зарплате у госслужащих федеральных министерств возможен при переходе в аппарат правительства или администрацию президента. Стартовые зарплаты в этих структурах составляли 140-150 тысяч рублей на начало 2020 года.

Льгот у госслужащих этих министерств практически не осталось. Из них можно лишь отметить 1 дополнительный день отпуска за каждый год работы в министерстве. Иногда иногородний сотрудник может рассчитывать на оплату аренды квартиры в Москве.

Из полезных бонусов, которые доступны госслужащим в министерствах и ЦБ РФ, это скидки и беспроцентные кредиты на приобретение жилья. Это может быть очень существенная помощь для молодых специалистов.

Баланс жизни и работы в федеральных министерствах

По отзывам сотрудников основных федеральных министерств, переработки — это постоянное явление. Средний рабочий день длится 10 часов, включая час обеда. Впрочем, оставаться допоздна не обязательно. Но желательно не оставлять горящих неоконченных дел.

Как говорят многие работники министерств, работа в министерстве – это работа на конкретного руководителя. Рабочие проекты организованы так, что задачи распределяет руководитель, а остальные сотрудники работают над их выполнением и отчитываются. В этом плане важно выдерживать сроки и сохранять лояльность руководству и команде. В этом плане, ценится готовность прийти на помощь коллегам и брать на себя непопулярные задачи (например, отчетность, которую никто не любит).

Все это ведет к тому, что уровень загрузки у ответственных добросовестных сотрудников высокий. Выходные обычно священны и неприкосновенны. Но в рабочие дни даже допоздна можно ожидать звонка от руководителя с просьбой что-то проверить или срочно подготовить.

Баланс жизни и работы в федеральных министерствах

С другой стороны, переработки формально не являются обязательными. Вы вправе уходить домой сразу после окончания рабочего дня и не откликаться на просьбы рабочего характера в нерабочее время. Но такой подход может привести к застою в карьере. Быстро продвигаются те, кто готов работать больше, чем положено.

Карьера в министерствах

Как мы указали выше, в федеральных министерствах рабочие команды работают на своего руководителя. И если руководитель идет на другую должность, как вверх в своем же ведомстве, так и горизонтально, он ведет с собой большую часть команды. Поэтому, зачастую, получается, что рядовые сотрудники – это подневольные птицы, которые сильно зависят от развития своего начальника.

Бывает так, что начальник сам не желает расти: устал, некомпетентен или иные причины. Такое положение может надолго затормозить развитие его подчиненных. В таком случае иногда быстрее и эффективнее будет развиваться горизонтально, или даже с понижением в должности, но в более динамичном департаменте или ведомстве. Также зачастую очень динамичным оказывается карьерный рост при уходе в региональные министерства.

Многие сотрудников министерств стремятся продолжать карьеру в аппарате правительства или администрации президента. Это вполне достижимо, но требует значительной работы в течение нескольких лет.

Как устроиться на работу в министерство

Как устроиться на работу в министерство

Устроиться на госслужбу в министерства возможно несколькими путями. Для студента или абитуриента это устроиться на практику в интересующее министерство. Почти все министерства сотрудничают с ВУЗами, как формально, так и неформально. Наиболее яркие примеры такого сотрудничества на официальном уровне – это МГИМО и МИД, и Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийская академия внешней торговли). Примеры неофициального сотрудничества включают набор выпускников для Минпромторга в МГТУ имени Баумана, для Минфина в Финансовом университете при правительстве РФ, или для Минюста в МГЮА. Попасть на практику в топовые министерства достаточно сложно – многие студенты рвутся туда, но, если вы являетесь студентом одного из вышеперечисленных ВУЗов, или иных профильных ВУЗов, то эти двери для вас открыты.

Для специалиста с опытом пути на работу в министерства включают следующие:

Устройство в подведомственной организации и работа для последующего перехода в министерство

Все федеральные министерства имеют подведомственные организации, которые выполняют для них определенные услуги. Сотрудники таких структур стоят первыми в кадровом резерве министерств. Устроиться в подведомственные организации обычно намного проще. А условия труда в них иногда не уступают по уровню оплаты и организации работы условиям в самих министерствах. Если вы не студент, и вы рассматриваете пути устройства в министерства или правительство, начните с поиска вакансий в подведомственных организациях. Даже если это звучит не так круто: работа в МГУП, а

Пройти конкурс на стажировку в Минпромторга или в правительство Москвы

Данные конкурсы были запущены в 2018 году и пользуются большим интересом. Они предоставляют реальный шанс устроиться в Министерство промышленности и торговли или правительство Москвы молодым людям, которые не имеют никакого опыта госслужбы и связей среди министерских служащих. Про правительство Москвы у нас есть отдельная статья, читайте ее по ссылке Правительство Москвы: структура, условия работы и трудоустройства

Стать победителем конкурса «Лидеры России»

После старта конкурса «Лидеры России» в 2017 году среди его победителей к 2020 году уже более 60 человек получили высокие должности в министерствах, федеральном и региональных правительствах, а всего новые назначения получили около 280 человек. Причем, если для рядового сотрудника министерств требуются десятилетия для роста к наиболее высоким доступным постам, таким как директор департамента или замминистра, то некоторые победители скакнули на такие должности сразу как первое место работы в госаппарате после победы в «Лидерах России».

Лидеры России тесты отзывы участников как написать эссе

Завести личные контакты среди госслужащих

Наиболее быстрым и эффективным путем решения вопросов как в бизнесе, так и на госслужбе, является личное общение. Крупные федеральные чиновники всегда на виду, у них масса знакомых. И вы можете стать таким знакомым, участвуя в выставках и деловых мероприятиях, консультационных кампаниях, совместных с министерствами проектах и так далее. Подписывайтесь на каналы министерств в соц сетях и активно комментируйте их новости.

Казалось бы, данный путь является самым прямым и естественным – ведь так устраиваются на работу везде. И на официальных сайтах всех федеральных министерств вы найдете открытые вакансии. Но мы ставим его на последнее место. Причина в том, что вакансию в министерство практически всегда получает не кандидат со стороны, а человек, состоящий в кадровом резерве, замещающий декретную ставку, или получивший рекомендацию от уже действующих сотрудников данного министерства. Отбор по этому пути довольно длительный и сложный и предполагает тесты на интеллект и профильные знания.

Требования к кандидатам на госслужбу в министерства

Требования к кандидатам на госслужбу в министерства

Для большинства вакансий в «большую четверку» министерств требуются специалисты с образованием по специальности «юриспруденция», «экономика», «менеджмент». Но, даже если у вас образование из другой сферы, для вас открыты двери многих других направлений работы в министерствах.

  • в обязательном порядке владение грамотным письменным и устным русским языком;
  • умение ясно и понятно излагать свои мысли и замечания по проектам и документам;
  • умение ориентироваться в существующей нормативной правовой базе;
  • стремление формировать оптимизационные предложения в рамках зоны ответственности;
  • навыки правильной обработки входящей и исходящей корреспонденции.

При отборе кандидатов больше ценится стремление работать и коммуникативные навыки, чем технический опыт.

Этапы отбора на госслужбу в министерства

Как и в бизнесе, этапы отбора на работу в федеральные министерства состоит из нескольких основных этапов:

  • Анкетирование
  • Тесты на интеллектуальные способности
  • Собеседование

Рассмотрим тесты, применяемые в федеральных министерствах более подробно.

Тесты в министерства

Стандартом технологий тестирования в большинство федеральных министерств РФ долгое время являлись тесты от разработчика CEB SHL. Это компания-разработчик тестов с корнями из США, поэтому в последние годы большинство министерств все чаще использует тесты российских разработчиков, в первую очередь тесты ЭКОПСИ. Однако стоит отметить, что тесты SHL по-прежнему применяются широко.

Тесты в министерства

В нашей статье мы приведем примеры именно тестов SHL, применяемых в Минфине и в ЦБ РФ. Отметим, что тесты ЭКОПСИ и других разработчиком практически идентичны тестам от SHL и используют те же принципы. Это тесты довольно высокой сложности, такой же уровень тестов применяется в «Большой четверке» аудиторских компаний, консалтинге и банках. Больше о тестах SHL читайте в нашей статье Психометрические SHL тесты

А о тестах ЭКОПСИ, и, в частности, тестах для управленцев PIF, читайте в нашей отдельной статье Тесты ЭКОПСИ: особенности, примеры, рекомендации по решению

Числовые тесты в министерства

Числовые тесты в министерства

Вербальные тесты в министерства

Вербальные тесты в министерства

Абстрактно-логические тесты в министерства

Абстрактно-логические тесты в министерства

Правильные ответы и подробное объяснение решения этих тестов вы найдете в конце статьи. Мы призываем вас сначала попробовать решить их самостоятельно, чтобы протестировать свои способности.

Собеседование при приеме на госслужбу в министерства

Перед самим собеседованием мы рекомендуем прочитать наши статьи о грамотных техниках собеседования:

Госслужба в министерствах

Если вы хотите работать в федеральном министерстве, то придется постараться. Но нет ничего не достижимого. Подготовьтесь к тестам, собеседованию, постарайтесь познакомиться со служащими этого министерства и заявить о себе. Мы уверены, что залог успеха в качественной подготовке. Потратьте время на подготовку и оно вам окупится сторицей. Удачи!

«Нас критикуют за высокие зарплаты»

По статистике «Яндекса», москвичи чаще всего ищут вакансии в госучреждениях. Интерес горожан к госслужбе в прошлом году был выше, чем число запросов о возможности устроиться в «Газпром» и «Роснефть». На самом деле, стать сотрудником федерального министерства не так уж просто: они не размещают вакансии на карьерных порталах, а устраивают конкурсы на замещение вакантных должностей. Но победить в них, не зная внутренней кухни, — сродни выигрышу в лотерею. The Village поговорил с сотрудником одного из министерств, который с коллегами ведет телеграм-канал Russian civil service. Он рассказал о непростом устройстве на работу, долгом подъеме по карьерной лестнице и невысокой зарплате.



Зарплаты, карьера, льготы

Степень влияния ведомства на положение дел в стране почти всегда коррелирует с уровнем оплаты труда и престижностью службы в нем.

Большая ведомственная четверка состоит из министерства обороны, министерства экономического развития, министерства иностранных дел и министерства финансов. Уровень оплаты труда в них идентичен. В одном из этих министерств прохожу службу и я.

Нас часто критикуют за высокие зарплаты, но реальность несколько иная. Оклад зависит от важности министерства, стажа работы, классного чина, должности, наличия доступа к гостайне и особых условий труда.

Новички в министерствах большой четверки (бывшие студенты топовых вузов или те, кого перетянули из подведомственных организаций) зарабатывают порядка 60 тысяч рублей в месяц. Начальники отделов получают порядка 140 тысяч, директора департаментов — около 400 тысяч, а также служебный автомобиль с водителем. Проблесковый маячок положен лишь министру.

При этом любые возможности стороннего заработка исключены (кроме преподавательской деятельности и публикаций). В итоге добрая половина персонала важнейших министерств получает меньше, чем менеджеры среднего звена. А ведь от этих людей зависят правила игры на различных рынках и множество других вещей.

Возьмите в хорошую привычку хотя бы раз в неделю

пропускать бокал пива с кем-то из госслужащих

Любой сотрудник министерств из большой четверки в будущем мечтает, пусть и с понижением, попасть в аппарат правительства или администрацию президента. Зарплаты там вдвое выше, к тому же есть шанс стать министром или вице-губернатором какого-нибудь региона. Устроиться туда — дело нескольких лет упорной работы.

В остальных 18 министерствах зарплаты еще ниже. Исполнители получают 30 тысяч рублей, начальники отделов — 60 тысяч, директора департаментов — 150 тысяч. В федеральных службах и агентствах оклады ниже на 25–30 %. Там получают копейки, но и требования к квалификации ниже. Проблема с низкими зарплатами в государственных органах обсуждается давно, возможно, после выборов их наконец повысят.

За каждый год работы мы получаем дополнительный день отпуска. Если тебе повезло и в трудовом договоре закреплен ненормированный рабочий день, еще три дня. Фактически же ненормированный рабочий день — у всех. Работы всегда больше, чем людей: приходится засиживаться допоздна без каких-либо стимулирующих выплат или поблажек.

Сотрудники боятся уходить надолго в отпуск, потому что за это время копится большой объем работы с горящими сроками. Часто люди уходят со службы с парой сотней дней неиспользованного отпуска, за который получают соответствующие отпускные.

Льготы в последнее время практически упразднили, максимум, на что можно рассчитывать, — скидка в ведомственной поликлинике. Можно получить единовременную помощь на покупку жилья, но эта опция доступна в основном руководству.

Многие молодые и амбициозные сотрудники министерств прекрасно понимают, что за их навыки в частных компаниях заплатят двойную цену, а за полезные контакты — тройную. И чтобы поддерживать в себе мотивацию на работу за меньшие деньги, есть один трюк. Госслужащие наведываются на собеседования в крупные корпорации, где после интервью получают высокооплачиваемый оффер, и… отклоняют его. Это позволяет понять, что рынок ценит тебя и в любой момент можно соскочить. Но не сегодня.


Прием на госслужбу

Есть несколько основных способов попасть на госслужбу:

Практически у каждого ведомства есть свой опорный вуз, преподаватели из которого хорошо знакомы с сотрудниками министерств. Госслужащие получают там свои степени кандидатов наук и публикуют научные работы. У Минпромторга это Бауманка. У Минфина — Финансовый университет. У Минюста — МГЮА. Но это неформальные контакты, они нигде не афишируются. Узнать об этом можно от преподавателей, с которыми у вас добрые отношения. Они могут рекомендовать вас на практику. Профильные кафедры тоже часто сотрудничают с конкретными департаментами. Бывает, что связь очевидна, как в случае МИДа и МГИМО, Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийской академии внешней торговли), но там и конкурс на одно практикантское место в разы выше.

Попав на практику, необходимо соблюдать несколько простых правил: интересоваться работой отдела, даже если вы никогда не слышали о нем раньше, точно исполнять поручения и соблюдать субординацию. Вероятность, что вы попадете в департамент вашей мечты, ничтожно мала, поэтому довольствуйтесь тем, что есть, и учитесь работать в полном соответствии с нормативкой и словом руководителя. Прежде чем попасть на работу в большую ведомственную четверку, я прошел три практики в разных министерствах. Самая важная — преддипломная. Очень важно пройти преддипломку в нужном вам ведомстве. Именно на ней к вам присматривается начальник отдела, и именно после нее можно получить предложение о включении в кадровый резерв. После тестирования кандидат из кадрового резерва получает приглашение занять первую освободившуюся и подходящую ставку. Министерствам это позволяет не проводить трудозатратные конкурсы на замещение вакантной должности и иметь в активе людей, которые в случае чего готовы выйти на работу.

У каждого министерства есть подведомственные службы. Зачастую они используются как инструмент экстренного пополнения кадрового состава в моменты турбулентности или смены руководства. Все свои идут на повышение, а освободившиеся места занимают коллеги из «подведов», с которыми была налажена продуктивная работа. Стоит поддерживать конструктивные отношения с вышестоящими и контролирующими вас сотрудниками других ведомств, исполнять письменные поручения в срок, представлять все нужные данные, не игнорируя устные рекомендации. Тогда о вас вспомнят добрым словом в нужный момент. Я бы вспомнил.

Не так давно появились две стажерские программы для привлечения молодых специалистов: от Минпромторга и от правительства Москвы. Это действенные способы попасть в ведомства тем, кто никаким боком к ним не относится и не имеет там знакомых. При отборе не смотрят на технические навыки и оценивают лишь коммуникативные. Прокачивайте их и подавайте заявки, но помните, что на одно место порой претендует более 40 человек. А само попадание на программу еще не гарантирует оффера.

Многое на госслужбе делается по знакомству. Ничего противозаконного: просто посещайте деловые мероприятия, участвуйте в проектах, старайтесь попасть в различные консультативные структуры, которые создаются при ведомствах. Подписывайтесь на наш канал и другие отраслевые ресурсы, где мы можем подыскивать себе коллег. Ну и возьмите в хорошую привычку хотя бы раз в неделю пропускать бокал пива с кем-то из госслужащих. Будете в курсе существующих проблем, и о вас могут вспомнить в подходящий момент.

Закон обязывает меня упомянуть об этом механизме пополнения кадрового состава. На сайтах большинства министерств вы найдете соответствующую вкладку и даже несколько отрытых конкурсов. Подвох в том, что там большой конкурс (до 50 человек на место), который всегда выигрывается действующим сотрудником, замещавшим до этого декретную ставку. Дело в том, что человек, проработавший в ведомстве два года, знает о вакантной должности и об этом министерстве все. Обойти его в равном состязании практически невозможно. А таких сотрудников больше, чем вы думаете.


Образование

По опыту скажу, что наиболее подходящим образованием является бакалавриат по правовому направлению. Чем шустрее работаешь с законодательством, тем проще. В 90 % случаев чиновники имеют дипломы по специальности «юриспруденция», «экономика», «менеджмент». Но я встречал людей и с ветеринарным образованием. Так что не парьтесь: выйти на службу при должном упорстве можно с любым дипломом, а недостающие навыки получить в хорошей магистратуре. По закону она (или специалитет) нужна уже на начальных управленческих должностях. Научная степень формально не требуется, но если претендуете на топовые позиции, то хорошо бы и получить кандидата наук. Руководство обычно позитивно относится к научной и преподавательской деятельности.

Карьерный рост

Карьера сотрудника находится в руках директора департамента. Фактически мы работаем не в конкретных министерствах, а в конкретных департаментах. В зависимости от департамента может варьироваться оплата труда, скорость продвижения и даже график работы. Работа с другими департаментами подчиняется тем же правилам, что и работа с другими ведомствами.

Кадровый состав департамента практически полностью формируется под директора. Меняется он — меняются все его замы и примерно 40 % начальников отделов. Лишь низовые исполнители остаются на своем месте, а самые лояльные и перспективные из них перетягиваются директором на новое место.

Вот и получается, что собственный долгосрочный карьерный трек всегда надо формировать с оглядкой на директора и на перспективы его повышения до замминистра. В среднесрочной перспективе ценится инициативность, способность к обучению, исполнительность и дисциплина.

Но самые быстрые карьеры всегда строятся на переходе из одного ведомства в другое. Начинают в большой ведомственной четверке, потом с повышением до начальника отдела уходят в другое, менее оплачиваемое ведомство. Там быстро растут из-за низкого качества персонала и либо остаются, либо переходят на региональную госслужбу, либо возвращаются в четверку, но уже на руководящую позицию.

Кто-то выбирает линейную модель: годами работает в выбранном ведомстве и сам формирует ситуацию, при которой его назначение становится желаемым всеми. Стратегия тут заключается в том, чтобы потихоньку завязывать на себя решение всех сложных вопросов и знать нормативные документы на экспертном уровне. Обе схемы имеют право на жизнь, но для себя я выбрал линейную модель.

Отсутствие понятных правил карьерного роста и зависимость от руководства приводит к формированию закрытых клубов чиновников. Объединяясь в такие негласные группы, проще жить в условиях неопределенности, находить перспективные проекты и вакантные должности, решать задачи. Эдакая система свой-чужой.

Коррупция

Реальная коррупция (как ее понимают люди со стороны) начинается от директоров департаментов. На уровнях ниже она либо имеет формат «я тебе — ты мне», либо отсутствует вовсе. Такая помощь выражается не в материальных благах, а позициях, мероприятиях, контактах и так далее. Никто не хочет ломать себе карьеру и жизнь ради годовой заработной платы. Да и система работы уже давно построена так, что брать деньги на федеральном уровне не за что.

После случая с арестом Улюкаева подарки брать перестали (в ноябре 2016 года главу Минэкономразвития задержали с поличным по обвинению в вымогательстве взятки у президента «Роснефти» Игоря Сечина. Улюкаев утверждает, что в сумке, где были деньги, он ожидал найти вино, которое ему обещал подарить Сечин. — Прим. ред.). Раньше приемные ломились от условных корзинок, сейчас же директора сами запрещают брать что-либо. Отделы дарят хороший алкоголь коллегам из нижестоящих организаций, но сами ничего не берут.

Рабочий процесс

Вся работа делится на три больших блока:

Отчитываться приходится за каждое решение, за исполнение множества целевых программ, политик открытости и противодействия коррупции. Зачастую эти дела сваливают на одного исполнителя в отделе.

Это проверка показателей работы подведомственных организаций. Проверки практически всегда выездные, так что несколько недель гарантировано находишься вне рабочего места. Начальники отделов также участвуют в совещаниях, которые могут проходить в любой точке России. Многие рабочие вопросы решаются на местах возникновения. Бывают и протокольные вещи, когда предприятия приглашают должностных лиц.

Все остальное время отдел занимается проектами, согласованными с руководством департамента и министерства. И именно здесь есть задел для творчества, создания новых механизмов, оптимизации процессов. Никто не мешает привнести новое в работу своего отдела, а затем масштабировать результат.

У нас есть дресс-код, но он не сильно строже, чем в любой корпорации. Формы и отличительных знаков нет, а жаль. Многие бы поддержали такую инициативу. Время прихода строго не отслеживается, никаких систем контроля по карточкам нет. Все-таки за людей нас хотя бы немного, но считают. Понятия отгула у нас нет. По выходным в любом случае никто не работает, а задержки до глубокого вечера — это уже частности. Считается, что задерживается тот, кто достаточно амбициозен для повышения. Будешь уходить в шесть вечера при наличии текущих задач, никто ничего не скажет, но к определенной категории отнесут.

Можно сказать, что государственная служба — это скорее призвание, чем прагматичный выбор. Всегда можно найти место более высокооплачиваемое, менее требовательное к формальностям, с понятными кадровыми механизмами и меньшим контролем со стороны общества и СМИ. Но при разумном подходе госслужба окупает вложенные в нее силы, эмоции и время.

Екатерина Шмулевич, начальник отдела развития некоммерческого сектора экономики Минэкономразвития России, выпускница факультета государственного и муниципального управления ВШЭ, считает, что главное, чему учит Вышка, — это учиться самостоятельно.

— Екатерина, почему вы решили пойти работать на государственную службу?

— Потому что это работа, позволяющая вносить вклад в решение важных государственных задач. Муниципальная служба с этой точки зрения, возможно, даже еще интереснее, так как там результат работы каждого сотрудника появляется значительно быстрее, тогда как у нас он отложен на несколько месяцев, даже лет. Но все равно очень приятно видеть, как то, что ты делаешь, улучшает жизнь конкретных групп людей.

Например, мы много лет боролись за принятие закона, облегчающего деятельность некоммерческих организаций (НКО). Несколько лет назад он наконец был принят, и я рада слышать слова благодарности от сотрудников НКО. Когда я выбирала факультет государственного и муниципального управления, надеялась, что смогу принимать участие в решении каких-то важных задач, и это ожидание оправдалось.

— Как вы попали в Министерство экономического развития?

— На третьем курсе я проходила здесь практику. Мне очень понравилось, и когда встал вопрос, куда идти на практику на четвертом курсе, я выбрала то же место. Во время практики мне предложили оформиться на работу. Я согласилась и начала работать в должности старшего специалиста первого разряда. С неоконченным высшим образованием более высокую позицию на тот момент занять было нельзя.

С самого начала я принимала участие в работе над концепцией развития благотворительности и добровольчества в России, которая впоследствии, в 2009 году, была одобрена правительством. Занималась организацией ежегодных всероссийских конференций по развитию институтов гражданского общества, участвовала в разработке законопроектов о деятельности некоммерческих организаций.

Потом я некоторое время занималась вопросами взаимодействия России и США в сфере инновационного развития, но это было параллельно с работой, связанной с некоммерческими организациями. При этом постепенно шло продвижение по карьерной лестнице. Когда было принято решение о создании отдела, который будет заниматься исключительно развитием некоммерческого сектора, мне предложили стать его начальником.

— Сотрудников подбирали «с нуля»?

— В принципе да, но кто-то уже работал в министерстве, кого-то искали со стороны. Я очень довольна: коллектив у нас сложился великолепный. При приеме на работу я обращала внимание в основном на мотивацию человека, на то, знает ли он, что такое госслужба и готов ли работать здесь. Лучше всего, конечно, если есть какой-то опыт. Но если его нет, важно, чтобы человек понимал, с чем столкнется, а не только «хотел помогать НКО».

— Есть такой стереотип восприятия госслужбы — это бесконечная бюрократия и «перекладывание бумаг».

— В нашем случае госслужба — это в первую очередь общение с огромным количеством очень разных людей. «Горячая пора» в нашем отделе наступает, когда начинаются конкурсные отборы регионов и некоммерческих организаций для предоставления субсидий. Работа сотрудников посвящена в это время тому, чтобы беспрестанно отвечать на звонки и письменные обращения представителей НКО, консультировать их. Звонки бывают самые разные, и часто приходится раз за разом одним и тем же людям рассказывать, как зайти на сайт, где размещены образцы заявок, на какую кнопку нажать, чтобы их скачать, и делать все это нужно терпеливо, доброжелательно.

Другая особенность госслужбы, к которой нужно привыкнуть, связана с тем, что существует определенный порядок, регламент действий для решения определенной задачи. Люди, приходящие к нам из коммерческих структур, привыкли, что они могут позвонить или написать письмо по электронной почте в какое-то подразделение компании, и решить какой-то вопрос, как у нас говорят, «в рабочем порядке». Но на госслужбе часто бывает сложнее. Много писем, официальных запросов, согласований как внутри министерства, так и с другими органами власти. Нужно каждый раз писать запрос, отправлять его определенному человеку, ждать ответа установленное время. Когда вопрос срочный, приходится находить обходные пути, но все зависит от людей, с которыми ты сталкиваешься. Это похоже на бег к цели с препятствиями. Новички должны быть к этому готовы. Мне кажется, не все люди в принципе могут работать на госслужбе.

— А приходится сталкиваться с письмами президенту от граждан, желающих сообщить, что соседи — агенты инопланетной разведки?

— Да, это, к сожалению, часть нашей работы. Когда кто-нибудь пишет президенту о том, что необходимо срочно начать борьбу с марсианами (я не привожу конкретных примеров), это поручение перенаправляется в ведомство, которое решает какие-то более или менее похожие задачи. Так поручение может дойти и до нас. Время от времени всем сотрудникам приходится писать письма таким гражданам. Между прочим, это задача серьезная — иногда министерство судится с гражданами, которым ответили не вовремя или не по существу. Что ж, госслужащий должен уметь писать убедительно.

— Что, на ваш взгляд, самое сложное в работе руководителя?

— Сложно подобрать каждому человеку работу, которую он будет делать с удовольствием, которая ему подойдет. Я считаю, что заставлять сотрудника делать то, что ему неинтересно, — просто неправильно. Поэтому у меня сотрудник, которому по душе компьютерные технологии, занимается сайтом, тот, кто понимает в финансировании, работает над отчетностью. Не всегда понятно, чем человеку будет интересно заниматься. Бывает, даешь сотруднику определенную работу — смотришь, как-то у него она плохо идет, а вопросов он не задает. Значит, работа ему не подходит, нужно искать другие задачи. Рано или поздно любому можно подобрать что-то интересное.

Кроме того, есть различные чисто технические задания, не интересные никому. Так, проводим мы конференцию для НКО — нужно разослать всем участникам приглашения, потом всех обзвонить, узнать, получили ли, потом снова обзвонить, узнать, кто будет участвовать, рассмотреть все заявки и прочее. У нас нет секретаря, которому это можно было бы поручить, поэтому такой работой занимаются все сотрудники. Здесь моя задача — распределить ее так, чтобы никто не чувствовал, что на него «свалили» всю техническую работу, а остальные в это время решают судьбы Родины.

— Часто приходится слушать, что карьеру госслужащие делают, используя личные связи. Как вы считаете, связи играют здесь какую-то роль?

— Это мнение не всегда верно. Просто на госслужбе очень важно поддерживать со всеми хорошие отношения. Это может помочь, если нужно срочно получить какую-то информацию или что-то согласовать. В большинстве случаев приходится направлять официальный запрос. Но со временем сотрудники, которые хорошо к тебе относятся и часто с тобой работают, могут в случае большой необходимости предоставить какие-то документы и без запроса. Или, предположим, рассмотреть запрос вашего отдела в первую очередь и ответить быстро. Такая помощь, конечно, помогает в работе.

В целом на госслужбе репутация имеет большое значение. Все ведь вместе работают и хорошо друг друга знают. Мы изучаем все законодательные инициативы, связанные с НКО. Поэтому мы постоянно работаем с Минфином, с Минздравсоцразвития, с другими министерствами и ведомствами. Большинство госслужащих знает, какой отдел отвечает на все запросы вовремя, а какой проваливает все сроки, у кого все документы оформлены всегда правильно, а у кого нет. Так у человека очень быстро складывается определенная репутация, которая либо служит ресурсом развития, либо наоборот.

— Вы работаете с Минфином — вероятно, приходится часто спорить с ними о финансировании ваших проектов. Как убедить Минфин дать средства?

— Главное — четко объяснить, что та или иная программа экономически эффективна, то есть если сейчас вложить дополнительные средства, в будущем это поможет сократить расходы бюджета. Можно привести простой пример. В Череповце есть некоммерческая организация, занимающаяся проблемой социального сиротства. Она работает с мамами, которые намерены отказаться от детей, ищут усыновителей детям-отказникам, помогают неблагополучным семьям. Содержание одного ребенка в детском доме стоит 300 тысяч рублей в год. Благодаря работе этой организации реально закрываются детские дома. Естественно, государству просто выгоднее поддержать их, чем потом содержать детские дома.

— Как вы считаете, подготовки, полученной в Вышке, было достаточно для работы в министерстве?

—Да. Во всяком случае, мне ее хватило. Пожалуй, знания по экономической теории несколько избыточны, но вполне возможно, что это специфика моей нынешней работы. Что-то изменится, и они потребуются. Мне немного не хватает знаний, связанных с государственными финансами и межбюджетными отношениями, но это скорее не проблема Вышки, просто я не уделяла им достаточно внимания. Если бы я училась сейчас, то, наверное, глубже погружалась бы во все курсы — никогда не знаешь, что и когда пригодится. Но главное, чему учат в Вышке, — это учиться самостоятельно.

— Кто из преподавателей запомнился вам больше всего, как-то повлиял на дальнейшую работу и жизнь?

— Пожалуй, самое большое влияние на мое становление как профессионала оказал Алексей Барабашев, он был деканом, когда я училась. Он дал нам очень четкое представление, чего ждать от госслужбы, поэтому мне, наверное, было проще, чем многим, учившимся в других местах. Благодаря общению с ним, написанию работ под его научным руководством бюрократия не стала для меня шоком.

— А студенческая жизнь как-то повлияла на вашу карьеру?

— Да. Я была председателем студенческого совета на факультете. Когда при приеме на работу я сказала об этом начальнику, он ответил: «А я был председателем профкома», и все оставшееся время на собеседовании мы обсуждали студенческую жизнь. Мне тот опыт очень пригодился. Мы организовывали студенческую конференцию — сначала нужно было оформить заявки, добиться финансирования, прочитать доклады и выбрать лучшие. И убедить преподавателей принять участие в студенческой конференции. Помню, мы решили проводить конференцию в хорошем пансионате, чтобы людям просто захотелось съездить туда на выходные. Определенную роль это сыграло. Плюс мы уговаривали научных руководителей выступавших студентов также выступить. Этот опыт пригодился при организации различных конференций в министерстве.

— В Минэкономразвития много сотрудников, окончивших Вышку. Как вы думаете, их что-то выделяет из числа прочих?

—Мне так не кажется. Просто Вышка — один из лучших вузов в стране, дает качественное образование, поэтому университет стал одним из основных поставщиков кадров в министерство. Кроме того, выпускники Вышки всегда помогают друг другу, я сама лично помогла нескольким ребятам из Вышки устроиться в министерство.

— Как вы считаете, насколько сложно совмещать работу с учебой? Администрация вузов все больше говорит о том, что работать нужно начинать попозже, студенты пытаются найти себе подработку чуть ли не с первого курса…

— Я считаю, что на первом и втором курсах нужно только учиться. Слишком много основных, фундаментальных дисциплин, нельзя ничего пропускать. Дальше уже появляется какое-то время, которое можно уделить работе. Нужно смотреть по силам. Мне было не очень просто, иногда приходилось по нескольку раз в день бегать «туда-сюда» — сначала на пары, потом в министерство, потом опять на пары. Тяжело, но чем больше нужно сделать, тем больше успеваешь. Когда я закончила учиться и стала только работать, в жизни появилось ощущение пустоты, поэтому уже через год я решила получить степень магистра в МГИМО и снова пошла учиться.

— Есть распространенное мнение, что на госслужбе неконкурентоспособные зарплаты, это правда?

— До тех пор, пока человек не станет начальником отдела, он будет зарабатывать меньше, чем люди с таким же образованием в коммерческом секторе. Но с нематериальной точки зрения у нас есть свои плюсы. Это, во-первых, стабильность. Во-вторых, на мой взгляд, руководство гораздо более склонно входить в положение сотрудников, чем в коммерческих компаниях. Можно прийти попозже, уйти пораньше, отпроситься на полдня (хотя, как правило, все задерживаются). Кроме того, есть много социальных привилегий: бесплатное медобслуживание, дом отдыха.

— Каким вы видите свое будущее?

— Начальником отдела я стала всего год назад, поэтому еще какое-то время я точно буду работать, как работаю. Надеюсь, отдел будет развиваться, расширяться. Что дальше — покажут возможности. Может быть, это будет не карьерный рост, а какое-то горизонтальное развитие.

— Самый счастливый момент в вашей работе?

— Возможно, это удивительно, но я почти каждый день прихожу на работу с удовольствием! Я рада видеть своих коллег, рада, когда у нас что-то получается. Сложно выделить какой-то конкретный момент, просто каждый день мы делаем один шажок в сторону важных изменений.

Есть мнение, что процессы подбора сотрудников, построения кадровой структуры и управления на госслужбе довольно «неповоротливы» и имеют мало общего с бизнесом. На самом деле, ситуация сильно меняется, и в лучшую сторону: чтобы повышать эффективность, государственные структуры перенимают лучшие бизнес-практики. О том, как это произошло конкретно в правительстве Москвы, как удалось произвести там кадровую реформу и «омолодить» коллектив, а также о том, каким должен быть современный чиновник, рассказала руководитель управления государственной службы и кадров правительства Москвы Александра Александрова. Правительство Москвы — очень большая структура. В городе работает порядка 23 тысяч госслужащих, в аппарате мэра — порядка 500 человек. Глава города Сергей Собянин поставил перед своим аппаратом задачу обновить команду и собрать такую, которая была бы способна выполнять все поставленные цели (порой довольно масштабные). Для этого была разработана целая комплексная стратегия. Состав правительства по сравнению с 2010 годом сильно изменился: сейчас здесь работает гораздо больше молодежи (4 года назад молодых специалистов было 20%, сегодня в аппарате мэра их порядка 40%, а в целом по Москве — около 29%). Средний возраст чиновника в ведомстве — 41 год. Этот возраст считается самым продуктивным — люди готовы вкладываться в работу и имеют хороший опыт. В правительстве работает больше женщин, однако на управляющих должностях доминируют мужчины (впрочем, в последнее время тренд меняется — женщин там становится больше). Портрет сотрудника ведомства меняется с годами — по словам Александры Александровой, средний возраст чиновника несколько лет назад был другим. Каким же образом удается производить изменения? Практически все проекты, разработанные для этих изменений, связаны с применением бизнес-технологий.

Руководителей высшего звена набирают с помощью специализированных хедхантинговых компаний, а также в правительстве создается собственная база данных «лучших по профессии» — необходимо знакомиться с лучшими профессионалами из разных отраслей, отмечает Александра Александрова. Для подбора массового персонала использовать услуги кадровых агентств достаточно дорого, поэтому применяются и собственные инструменты. В правительстве Москвы проводят конкурсы: один из самых популярных проектов в этой области — открытый конкурс на должности глав управ. Благодаря ему был сформирован резерв на эту позицию — причем был сформирован максимально открыто, чего никогда не делали чиновники.

Почему возникла необходимость выхода на открытый рынок? Сергей Собянин ввел правило: нельзя занимать должность главы управы дольше, чем семь лет подряд. Следовательно, на большинстве позиций возникла ротация (а у каждого главы управы есть еще и заместитель). В правительстве разработали прозрачные показатели эффективности, попросили жителей районов оценивать чиновников — работать стало сложнее. Поэтому было принято решение выйти на открытый рынок, провести большой конкурс. Смысл его состоял в том, что любой человек мог подать заявку на должность: зайти на карьерный портал правительства Москвы, написать эссе, снять видео и рассказать, почему он хочет работать в ведомстве. Был сформирован совет по кадровой политике при мэре, и совет отбирал людей. Все кандидаты прошли через центр оценки, на третьем — заключительном — этапе они решали кейсы, знакомые всем жителям города (например, часть жителей дома хочет построить во дворе детскую площадку, другая часть — парковку, и кандидат должен был разобраться, какое решение правильнее принять и как примирить жителей между собой). В кадровый резерв вошли 124 человека, сегодня 56 из них назначены на должности. Эта «скамейка запасных», отметила Александра Александрова, — один из важнейших инструментов.

Как попасть на работу в правительство?

По словам Александры Александровой, все происходит ровно так же, как при приеме на работу в любую компанию. На карьерном портале правительства публикуются все актуальные вакансии — каждая властная структура обязана делать это. Процедуры отбора такие же, как в бизнесе: уже никого не заставляют заполнять специальные формы, нести на первом этапе справки о здоровье от всех врачей, заполнять от руки длинные анкеты с объяснениями, был ли кандидат и его родственники за границей и когда в последний раз. От кандидата требуется прислать простое резюме — и начать процесс собеседования. На карьерном сайте правительства было опубликовано уже более 1800 вакансий. Раньше эта информация была закрытой, не было ресурса, где можно было бы изучить список открытых позиций, а сейчас этот источник стал обязательным. Работать в правительстве могут не только москвичи — обязательным условием является только российское гражданство.

Отклик со стороны кандидатов велик: в течение недели на одну опубликованную вакансию присылают минимум 60 резюме. Зарплата, отмечает Александра Александрова, адекватна рынку: средний ее размер в правительстве — 72 тысячи рублей. Базовая компенсация главы управы — 70 тысяч рублей, по итогам работы они получают премии (квартальная премия в среднем по городу составляет 30% от зарплаты и зависит от результата, а еще несколько лет назад, например, премия равнялась 10% зарплаты и выплачивалась к праздникам). Оклады регламентируются законодательством, а вот система начисления премий сейчас изменилась: руководители органов исполнительной власти довольно свободно управляют фондом оплаты труда и имеют возможность оставлять у себя в департаменте только эффективных сотрудников и платить им больше. Если нужно нанять более «дорогого» человека, то руководитель может и это. Сейчас обычному специалисту можно выплатить премию больше, чем начальнику отдела, если специалист вел какой-то важный проект с более значимым результатом.

Естественно, привлекает специалистов не только зарплата, но интересные задачи — возможность реализовывать масштабные проекты, которым в бизнесе нет аналогов. «Нет второй Москвы, нет другой возможности решить транспортную проблему такого уровня. Это профессиональный вызов, и если люди ориентированы на профессиональный рост, тогда им стоит идти работать к нам», — говорит Александра Александрова. Особенно, по ее словам, менять город к лучшему хотят молодые люди. Правительство Москвы — привлекательный работодатель еще и из-за возможности быстрого карьерного роста: повышение после программы стажировки можно получить уже в первые полгода работы.

Что касается рассмотрения кандидатур, то, в первую очередь, в правительстве обращают внимание на профессионализм: у специалиста должна быть успешная карьера. «У человека, с которым ничего не происходит 3-5 лет, у которого нет никаких достижений, нам не интересен. Человек, который не может сформулировать собственные достижения, не является для нас желаемым кандидатом», — подчеркивает Александра Александрова. Также для чиновника важна ориентированность на результат. «Часто о чиновниках говорят, что это люди „про процесс“. Для нас важно привлекать людей, которые могут добиваться результата, которые способны показывать его даже в стрессовых и быстро меняющихся условиях», — говорит эксперт. Третья компетенция — коммуникации (с коллегами, с жителями и т. д.). И, как отметила Александра Александрова, при рассмотрении резюме обязательно изучается «публичный шлейф» человека, то, что пишут о нем журналисты. В отличие от бизнеса, роль чиновника всегда публичная, и он должен быть к этому готов, поэтому важна его репутация. Хобби кандидата не слишком интересует, однако если, например, человек увлекается спортом и добивается там явных результатов, то это будет только плюсом для него.

Центр оценки кандидатов и работа с жителями

Через центр оценки проходят все, кто хочет работать в правительстве, он работает на базе Московского городского университета управления. «Важно, — отмечает Александра Александрова, — Что центр оценки выравнивает возможности всех кандидатов, не имеет значения, пришли они по рекомендации другого чиновника или с открытого рынка». Эту практику в ведомстве считают крайне полезной, поскольку она помогает выбирать самых лучших специалистов.

В центре оценки работают эксперты, привлеченные из бизнеса, они не являются госслужащими. Их задача — оценивать людей максимально объективно, причем не только кандидатов, но и уже работающих специалистов. Модель оценки довольно простая — три цвета, как в светофоре. Зеленый — сотрудник, обладающий потенциалом, в которого правительство будет серьезно вкладываться. Желтый — сотрудник, находящийся на своем месте. Если человек получает красный цвет, то нужно серьезно задуматься, на месте ли он, может ли он улучшить свои показатели за какой-то конкретный период.

Что касается других качеств, которые жители Москвы хотят видеть у госслужащих, — это ориентированность на жителей (или, говоря языком бизнеса, клиентоориентированность). Три-четыре года назад редкий глава управы думал, что житель — его главный клиент. Сейчас эта идеология развивается, а клиентоориентированности, взаимодействию с жителями и пониманию их потребностей, разрешению конфликтных ситуаций чиновников в правительстве учат. И что особенно важно — госслужащих учат отвечать жителям города понятным языком, а не канцелярским чиновничьим. В образовательной программе уже приняли участие более 600 человек.

Стажировки в правительстве

Другой кадровый проект, который в ведомстве очень любят, называется «Стажировка в правительстве Москвы». Он работает уже четвертый год подряд. Через контакты с вузами и студенческими сообществами правительство приглашает студентов и молодых специалистов на годичную стажировку. В течение этого года у стажеров есть возможность поработать в нескольких подразделениях — минимум в трех-четырех (стажер, прошедший отбор, может выбирать их сам — журналисты, к примеру, могут посмотреть, как работает пресс-служба мэра, как формируется PR-политика, как она реализуется на практике, например, в управе или в округе; можно поработать в департаменте или пресс-центре). Конкурс здесь — 20 человек на место.

Что дал этот проект? Во-первых, команда существенно «омолодилась». Во-вторых, молодые люди стали получать предложения о работе от трех или четырех руководителей департаментов. Они борются за таланты, более внимательно относятся к молодым специалистам.

Портрет современного чиновника

Самый продуктивный возраст госслужащего, отмечает Александра Александрова, — 35-43 года. Человек уже наработал профессиональный опыт, заработал денег в бизнесе (у него уже есть квартира — он взял ипотеку и, скорее всего, ее выплатил, так что вопрос именно зарабатывания денег не стоит во главе угла) и готов к профессиональной реализации. Он современен, амбициозен, он хочет делать лучшие уникальные проекты в стране — в противном случае он остался бы в бизнесе, который сейчас отнюдь не всегда предлагает такие вызовы. Сейчас невозможно найти такую новую отрасль, которая перевернет мир. Это должны быть очень смелые люди, готовые принимать решения (иногда жесткие и непопулярные), анализировать их последствия. В бизнесе решения принимаются почти всегда с учетом возможной прибыли, а на госслужбе среди ключевых требований — социальные последствия. Поэтому людям, переходящим из бизнеса, нужна адаптация (хотя они и очень интересны правительству Москвы).

Читайте также: