Как устроиться на работу в муниципальное образование

Опубликовано: 01.10.2024

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее - бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.

Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (часть 4 статьи 12 Федерального закона).

Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.

1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:

раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 925).

Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.

Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.

2. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.

Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

- менее двух лет - требуется сообщить в десятидневный срок;

- более двух лет - сообщать о заключении трудового договора не требуется.

3. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.

В письме должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, бывшего служащего (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии).


Понятие муниципальной службы (далее — МС) сформулировано в п. 1 ст. 2 закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

Порядок приема на работу муниципального служащего
В системе МС выделяются муниципальные должности. Через работников на этих должностях непосредственно осуществляют свои полномочия муниципальные органы. Как указано в п. 2 ст. 1 закона № 25-ФЗ, лица, замещающие эти должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены постоянных избирательных комиссий), муниципальными служащими не являются.

Более подробно о муниципальных должностях и сотрудниках на бюджете читайте в системе КонсультантПлюс. Воспользоваться поиском по системе можно, подключив бесплатный пробный доступ.

Классификация должностей МС закрепляется в муниципальных правовых актах в соответствии с реестрами должностей муниципальной службы в субъектах РФ (ст. 7 закона № 25-ФЗ). Обычно должности МС отражаются в уставе муниципального образования.

Обратите внимание! К муниципальным служащим не относятся сотрудники органов местного самоуправления, занимающиеся технической и хозяйственной работой (уборщицы, ремонтники и т. д.). Также нельзя отнести к муниципальным служащим работников муниципальных учреждений: школ, детских садов, поликлиник, муниципальных предприятий и пр., поскольку данные организации не входят в систему органов местного самоуправления.

Условия приема на работу муниципального служащего

Муниципальная служебная деятельность отличается от обычной трудовой в первую очередь своим общесоциальным значением и публичным характером. В связи с этим действующим законодательством предусматриваются особые требования к лицам, поступающим на МС. Так, в п. 1 ст. 16 закона № 25-ФЗ указано, что претендовать на должность МС может гражданин:

  • От 18 до 65 лет (п. 2 ст. 13 закона № 25-ФЗ).
  • Свободно владеющий государственным языком России.
  • Соответствующий квалификационным требованиям, предусмотренным для должностей МС. Требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются региональным законодательством (например, закон МО «О муниципальной службе в Московской области» от 24.07.2007 № 137/2007-ОЗ).

Важно, чтобы у соискателя отсутствовали обстоятельства, препятствующие прохождению МС. Они перечислены в ст. 13 закона № 25-ФЗ (нажмите на выделенный фрагмент и переходите в полный текст документ в системе КонсультантПлюс или подключите бесплатный 2-хдневный доступ к этой системе):

Прием на работу муниципального служащего - пошаговая инструкция

Порядок приема на работу муниципального служащего можно разделить на этапы:

  • Шаг 1. Сбор и проверка документов.
  • Шаг 2. Отбор претендентов на замещение вакантной должности МС, в том числе на основании конкурса.
  • Шаг 3. Назначение претендента на должность МС.
  • Шаг 4. Заключение трудового соглашения.
  • Шаг 5. Формирование личного дела служащего и оформление иных кадровых документов.

Согласование условий трудового договора при трудоустройстве на МС происходит достаточно формально. Связано это с особенностями МС как профессиональной деятельности и тем фактом, что основные аспекты деятельности служащего определены изначально в нормативном порядке.

Важно! То есть, трудовой договор с гражданином, поступающим на МС, — это соглашение о приеме его на службу на заранее определенных условиях, установленных законодательством о МС.

Какие документы должны быть представлены

При поступлении на МС претендент должен собственноручно написать заявление с просьбой о назначении на должность в произвольной форме.

Также необходимо заполнить анкету, форма которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р.

Список документов, которые надо представить в кадровую службу, указан в ст. 16 закона № 25-ФЗ:Порядок приема на работу муниципального служащего
Если гражданин поступает на работу впервые и не имеет трудовой книжки и СНИЛС, эти документы оформляет ему работодатель после зачисления на работу.

Обратите внимание! Работникам, которые впервые начнут трудовую деятельность после 31.12.2020, будет оформлена сразу электронная трудовая книжка. Бумажного варианта трудовой книжки у них не будет (п. 8 ст. 2 закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Кроме вышеперечисленных документов претендент на должность МС обязан представить о себе следующую информацию:Порядок приема на работу муниципального служащего
Приведенный перечень не исчерпывающий. Дополнительные требования могут быть установлены федеральными нормативными правовыми актами. А вот законами субъектов РФ указанный перечень расширен быть не может.

Важно! Сотрудники кадровой службы обязаны получить от гражданина согласие на обработку его персональных данных (ст. 29 закона № 25-ФЗ). Типовой формы согласия нет, она разрабатывается органом самоуправления самостоятельно.

Все представленные документы могут быть проверены и, как правило, проверяются кадровой службой муниципального органа, в том числе в целях выявления недостоверной (подложной) информации (п. 4 ст. 16 закона № 25-ФЗ).

В случае установления обстоятельств, препятствующих назначению гражданина на должность МС, сотрудники кадровой службы должны сообщить ему об отказе в назначении на должность и причинах отказа (п. 5 ст. 16 закона № 25-ФЗ).

Конкурс на замещение должности муниципальной службы

С целью привлечения на МС компетентных специалистов закон № 25-ФЗ предусматривает возможность проведения конкурса на замещение вакантных должностей. Такой способ помогает лучше оценить профессиональный уровень претендентов, их соответствие обязательным квалификационным требованиям (ст. 17 закона № 25-ФЗ).

Это может быть конкурс документов (без личного участия претендентов), тестирование или собеседование претендентов.

Правила проведения конкурсного отбора определяются в муниципальном правовом акте. Для проведения мероприятия назначается комиссия. Информация о конкурсе должна быть опубликована в средствах массовой информации (на интернет-сайте) не позже чем за 20 суток до дня его проведения. В ней указывают порядок, условия проведения конкурса, а также приводят проект трудового договора.

Претендента могут не допустить к участию в конкурсном отборе, например, в связи с несоответствием квалификационным требованиям по вакантной должности или из-за наличия ограничений, установленных законодателем для поступления и прохождения МС. Соискатель, не допущенный к участию в мероприятии, вправе обжаловать это решение.

По итогам конкурса комиссия может рекомендовать несколько кандидатов на должность. Представитель нанимателя выбирает одного из них, а другие кандидаты могут быть включены в резерв МС. Решение конкурсной комиссии также может быть обжаловано.

Обратите внимание! Закон № 25-ФЗ не требует в обязательном порядке проводить конкурс на замещение должностей МС. Данный вопрос муниципальное образование решает самостоятельно. Например, может быть установлено, что прием на все должности осуществляется без конкурсного отбора (за исключением главы местной администрации), или определен список должностей, замещение которых возможно только по итогам конкурса.

Ознакомление с локально-нормативными актами

Принимая на работу нового сотрудника, работодатель обязан ознакомить его с локально-нормативными актами организации.

Важно, чтобы специалист был ознакомлен с документами до подписания трудового соглашения (абз. 3 ст. 68 ТК РФ). Факт ознакомления подтверждается подписью работника. Трудовое законодательство не содержит указаний, как должно быть оформлено ознакомление сотрудника с ЛНА. На практике используют разные способы: лист ознакомления, приложенный к конкретному ЛНА или трудовому договору, отдельный журнал ознакомления.

Сотрудник должен быть ознакомлен с теми документами, которые касаются его будущей работы. Прежде всего, это:

  • должностная инструкция;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положение об охране труда;
  • иные ЛНА, с которыми работодатель считает необходимым ознакомить будущего сотрудника.

Оформление работника на службу, заключение трудового договора

Назначение гражданина на должность МС оформляется актом (приказом) представителя нанимателя на условиях трудового договора (п. 8 ст. 16 закона № 25-ФЗ). Форма приказа утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

Трудовой договор с муниципальным служащим заключается по правилам, установленным трудовым законодательством и законодательством о МС. В основном договор заключается на неопределенный срок. В некоторых случаях (они указаны в ст. 59 ТК РФ) работодатель вправе заключить срочный трудовой договор.

Содержание трудового соглашения определяется ст. 57 ТК РФ с учетом особенностей МС (п. 6 ст. 16 закона № 25-ФЗ). Как правило, форма договора с муниципальным служащим (требования к нему) устанавливается нормативными актами соответствующих муниципальных образований. Типовая форма соглашения обладает несомненными плюсами, так как содержит практически все положения действующего законодательства или отсылки к нормам закона, регулирующим существенные условия трудового контракта.

Обратите внимание! Если специалист был назначение на должность МС по результатам конкурса, а также в некоторых иных случаях (они указаны в ч. 4 ст. 70 ТК РФ), трудовое соглашение не может содержать условие об испытании.

Формирование необходимых кадровых документов

После заключения трудового договора и издания приказа сотрудник кадровой службы должен завершить оформление специалиста, а именно:

  • Сформировать личное дело служащего и приобщить к нему документы, связанные с поступлением гражданина на МС (п. 1 ст. 30 закона № 25-ФЗ, п. 10 положения «О персональных данных…», утв. Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609). Дело формируется и ведется в порядке, установленном для ведения личного дела госслужащего (п. 4 ст. 30 закона № 25-ФЗ).
  • Сделать запись в трудовой книжке в соответствии с приказом о назначении на должность МС (п. 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).
  • Оформить личную карточку муниципального служащего по утвержденной форме. После ознакомления с записью в трудовой книжке специалист должен расписаться в карточке (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).
  • Разместить сведения о специалисте в реестре муниципальных служащих в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
  • Выдать сотруднику служебное удостоверение (п. 7 ст. 28 закона № 25-ФЗ). Порядок выдачи и форма удостоверения муниципального служащего утверждаются главой муниципального образования.
  • Осуществить иные действия, предусмотренные муниципальным правовым актом.

Уведомление о приеме муниципального служащего

Отдельно следует остановиться на требованиях, предъявляемых законодателем к приему на работу бывших государственных и муниципальных служащих.

Исходя из положений ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, гражданин, который раньше замещал должность государственной или муниципальной службы, обязан при заключении трудового договора информировать нового работодателя о последнем месте своей службы. Причем делать это необходимо на протяжении 2 лет после увольнения с государственной (муниципальной) службы.

Такая обязанность возникает, если замещаемая ранее должность включена в перечень, утв. Указом Президента РФ «Об утверждении перечня должностей…» от 18.05.2009 № 557.

Более того, в определенных случаях (абз. 1 ст. 64.1 ТК РФ) трудоустройство бывших госслужащих возможно только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов.

О работе комиссии по урегулированию конфликта интересов читайте в готовом решении от системы КонсультантПлюс (чтобы открыть документ может понадобиться бесплатный пробный доступ).

Что касается работодателя, то при заключении трудового соглашения с бывшим госслужащим на него возлагается обязанность в течение 10 дней письменно сообщить об этом бывшему работодателю своего нового сотрудника.

Уведомление о приеме муниципального служащего на работу оформляется согласно Правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29, на бланке организации, визируется руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовое соглашение со стороны работодателя.

Важно! Если гражданин при трудоустройстве не сообщил работодателю информацию о последнем месте своей службы, то это может привести к расторжению трудового договора по подп. 11 п. 1 ст. 77 ТК РФ (абз. 5 п. 1 ст. 84 ТК РФ).

Если же работодатель не уведомил соответствующий орган о подписании трудового контракта с бывшим госслужащим, то это является основанием для привлечения его к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

Таким образом, действующее законодательство подробно регулирует вопросы приема на работу муниципальных служащих. Внимательное изучение соответствующих нормативных актов даст возможность снять многие вопросы, возникающие при оформлении трудовых отношений в этой сфере.

Многие люди стремятся к власти, поэтому выбирают для себя работу в администрации города, желая продвинуться по карьерной лестнице. Если поинтересоваться у окружающих людей, как устроиться работать в администрацию города, но чаще всего будет звучать ответ, что это невозможно без знакомств и денег. На самом деле с каждым годом количество молодых специалистов, которые хотят изменить этот стереотип и доказывают, что при желании можно получить любую работу, увеличивается.

Конкурс на подобные должности достаточно высокий, но если знать некоторые секреты, то можно выделиться из общей массы. Первое на что обращают внимание при устройстве на работу – образование. Для городской администрации необходимо высшее юридическое или экономическое образование. Еще один важный пункт, учитывающий соискателем – опыт работы, который должен быть минимум 5 лет на руководящей должности. Шанс устроиться в администрацию есть и у студентов, которые проходили практику там во время учебы и показали себя с лучшей стороны. Чтобы повысить свои шансы оказаться в штате городской администрации, стоит записаться на личный прием к руководству, где можно рассказать о своих стремлениях и желании работать на благо города. Еще один совет – разработайте какой-то проект и представьте его потенциальному работодателю.

Задумываясь о том, как устроиться в администрацию города, стоит обратить внимание на новые проекты, к примеру, в некоторых городах можно попробовать себя в Молодежной Администрации города. Набор в большинстве случаев проходит на конкурсной основе, поэтому у каждого человека есть шанс попробовать свои силы.

Как устроиться на работу в администрацию?

Практически у каждой фирмы есть своя администрация, так называемые управленцы. Начинать стоит с просмотра существующих вакансий. Обязательно уточните номер телефона или сайт, выбранной компании и узнайте о ней как можно больше информации. Это поможет на собеседовании, поскольку вы покажете свою заинтересованность в работе в конкретном учреждении.

Основными видами карьеры являются:

Профессиональная карьера имеет следующие объективно существующие ограничения:

Психофизиологические особенности индивида;

Востребованность данной профессии на рынке труда;

Постоянно объективно меняющийся уровень требований работодателей.

Следует различать профессиональную карьеру и должностную (служебную) карьеру. Должностная карьера предполагает должностной рост, который совершенно необязательно может сопровождаться профессиональным ростом.

2. Административная или менеджерская карьера характеризуется особенностью управленческого труда, т.е. необходимостью управлять другими работниками с целью достижения необходимого результата. Данный вид карьеры характеризуется занимаемой должностью, местом данной должности в структуре организации, количеством подчиненных. Соответственно, стадии профессионального роста обычно соответствуют ступенькам должностного роста. Но следует учитывать и горизонтальную карьеру, т.к. она обеспечивает практически неограниченные возможности развития управленческих навыков.

3. Предпринимательская карьера объединяет в себе черты профессиональной и административной карьеры. Менеджерская карьера и предпринимательская чаще всего начинается и заканчивается в одной точке – должности руководителя головной организации своего бизнеса. Об успешности предпринимательской карьеры судят по успешности его бизнеса: оцениваются виды, сложность и качество работ, объемы, партнеры, деловая репутация и т.д.

Друкер П. выделяет следующие карьерные позиции персонала в организации:

а) показывают высокую активность в труде;

б) обладают серьезными ресурсами для дальнейшего карьерного роста в данной организации.

а) работники с низким уровнем трудовой активности, посредственные результаты работы;

б) отсутствует возможность продвижения в будущем.

а) демонстрируют высокую эффективность должности;

б) в силу тех или иных причин вероятность карьерного роста стремится к нулю (отсутствие вакансий, личные ограничения, способности, отсутствие стремления к карьерному росту).

1. Чем выше должность, занимаемая человеком в организации, тем меньше возможностей для дальнейшего карьерного роста.

2. Крупные организации имеют соотношение 1:6 по менеджерам и подчиненным (от мастера до президента компании), при этом число управленческих должностей среднего уровня – 10% от всех руководящих должностей, высшего уровня – 2%.

3. На каждом последующем уровне число руководящих должностей на 30% меньше, чем на нижестоящем.

4. Достигшие карьерного плато могут и должны оставаться высокоэффективными работниками:

а) сохранять в организации высокий уровень конкурсной борьбы между работниками (если возможность для карьерного роста отсутствует, то дорога назад всегда свободна);

б) менеджеры должны уметь убеждать работников, что потолок в карьере не является синонимом неудачи или поражения. Карьерное плато – это лишь прибытие работника к постоянному месту работы в данной организационной иерархии;

в) менеджеры должны уметь убеждать работников, что карьерное плато не означает прекращения личностного роста работников (возможности для саморазвития безграничны).

Для современной России характерны, несколько типов карьеры, которые в значительной степени определяют организационное поведение руководителей.

Ситуационная карьера. Особенность этого вида карьеры состоит в том, что поворотами в карьере человека распоряжается его Величество Случай.

Следующий вид карьеры – собственноручная, то есть человек собственными усилиями и стараниями добивается определенного положения в организации.

Системная карьера. Данный вид считается важнейшим признаком современного уровня кадрового менеджмента. Ее главные идеи заключаются в том, чтобы:

взаимоувязать в единое целое различные составные части карьеры;

создать организационный фундамент для планирования карьеры;

не поддаваться влиянию случайных факторов, противопоставив им системный подход и системные средства;

При этом системная карьера требует более качественных информационных, организационных, социальных, социально-психологических и психологических технологий.

Кроме того, можно применить типологию карьеры по признаку принадлежности к определенной отрасли профессиональной деятельности, определенной профессии.4

Карьера менеджера в свете выше изложенного представляет собой наиболее сложный вид карьеры.

Во- первых, она охватывает все перечисленные типы карьерного процесса, вбирает в себя все свойства, присущие карьере вообще. Она может выражаться как в продвижении менеджера по ступеням иерархии, так и в совершенствовании его профессионализма при движении менеджера по функциональным звеньям организационной структуры.

Достойное место в ближайшее время займут локальные системы формирования управленческих кадров крупных организаций, базирующихся на планировании карьеры и собственном (внутриорганизационном) видении мира. Такие системы уже существуют в крупнейших банках, на совместных предприятиях.

Таким образом, карьера менеджера как объект исследования представляет собой сложное, комплексное, многоаспектное явление, и для наиболее полного, адекватного ее изучения необходимо опираться на перечисленные принципы, правила и требования к осуществлению исследования карьеры вообще, учитывая при этом особенности карьеры менеджера в частности.

3Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом .- М.: Дело, 1993.

4Иванов В.Ю. Карьера менеджера как объект исследования и управления /Менеджмент в России и за рубежом 1998. № 3.

Как устроиться на работу в администрацию города или области?

Устроиться не просто, но можно. Могу рассказать о личном опыте).

Узнала от знакомой о вакансии и решила попробовать свои силы. Вакансия совершенно не по специальности моей, но решилась. Позвонила. Мне ничего не рассказали о должности, о требованиях, о заработной плате, а просто пригласили на собеседование.

Поэтому, скажу вам честно, что работу в администрации никому не пожелаю, только если от безысходности.

Знаете, в нашем городе много вакансий, но что-то не все горят желанием занять эти места).

Для того. чтобы пройти собеседование надо:

  • иметь при себе грамотно составленное резюме;
  • высшее образование желательно;
  • хорошие нервы).
  • и, конечно, удача нужна.

Журналист 76.RU выяснил, какие требования предъявляют тем, кто готов приводить Ярославль в порядок

Директор ДГХ Ярослав Овчаров рассказал о вакансиях в департаменте

Директор ДГХ Ярослав Овчаров рассказал о вакансиях в департаменте

Фото: Александра Савельева

Журналист 76.RU Михаил Контуев высказал на страничке мэра Ярославля Владимира Волкова недовольство его работой. После этого он получил предложение поработать в департаменте городского хозяйства. О том, как прошло собеседование, читайте в колонке Михаила.

Еду я вчера в троллейбусе, даже через сетку от рекламы на окне видно, сколько пыли скопилось на дороге у бордюра, кругом мусор. Сам троллейбус дребезжит, подпрыгивая на кочках. Листаю ленту во «ВКонтакте» и натыкаюсь на пост мэра Ярославля Владимира Волкова. Там градоначальник на фото стоит в модной футболке и хвастается смотровой площадкой в центре города.

— Добрый вечер, Ярославль! — написал глава города в посте. — Как вам смотровая площадка?

Красивая, не спорю. Но почему у мэра Ярославля на фото всё красиво, а вокруг меня — бардак? Ну, я и не удержался (с кем не бывает) — написал комментарий под этим постом:

— А можно решить насущные городские проблемы (а их пруд пруди), а потом уже. Хотя, откуда мне знать? Спасибо за работу!

Не прошло и часа, как на мой комментарий отреагировал директор департамента городского хозяйства мэрии Ярославля.

— Мы каждый день решаем насущные городские проблемы, — написал Ярослав Овчаров. — Если вам со стороны это не очень видно, готовы пригласить вас к нам на работу в ДГХ или в Агентство по муниципальному заказу, чтобы вы смогли изнутри оценить масштабы производимых работ.

Разве можно упускать такой шанс? Конечно же, я согласился. И вот уже сегодня пришёл в ДГХ. Собеседование провёл лично Овчаров.

— У нас есть вакансии! — сходу объявил чиновник. — Вам мы готовы предложить должность главного специалиста-инженера отдела содержания искусственных сооружений и благоустройства территории города. Это как раз та сфера обеспечения жизнедеятельности, которая остро стоит на сегодняшний день. Это дороги, мосты, путепроводы, благоустройство — парки, скверы, сады. Работа подразумевает быть непосредственно заказчиком, работать с подрядными организациями и подведомственными учреждениями.

— Какие конкретно обязанности у человека на этой должности?

— Основные задачи — это приёмка работ, контроль качества выполненных работ. Здесь нужно глубоко погружаться, вникать. Это и работа в «поле» и на рабочем месте — составление документов.

— А загруженность какая?

— Рабочий день у нас — с 8:30 до 17:30. Иногда бывают и форс-мажорные обстоятельства, когда приходится и в вечернее время проконтролировать какие-то работы или выехать на территорию.

— Денег много за это платят?

— Не готов сказать точно, но, думаю, в среднем будет получаться порядка 18–20 тысяч рублей.

— У меня опыта такой работы нет. И высшего образования нет. Каковы мои шансы попасть на эту должность, я смогу всему этому научиться?

— Конечно. Мы рассматриваем всевозможные варианты. Может, появятся и дополнительные вакансии. Чтобы в нужном русле использовать ваш потенциал и ваше рвение работать, нужно посмотреть ваше подробное резюме. Если мы друг другу по итогу подойдём, то одним из плюсов является то, что мы можем вас быстро принять. Для этого не требуется включения в кадровый резерв, если речь идёт о работе в Агентстве по муниципальному заказу ЖКХ. Но, если рассматривать работу непосредственно в департаменте, то это будет необходимо, а также потребуется профильное образование.

Я пообещал, что пришлю резюме, но пока так и не решился пойти на эту службу. Если же кто-то чувствует в себе силы, оставляю адрес электронной почты, куда можно написать и предложить свою кандидатуру: dghyar@city-yar.ru.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

По теме (4)

3 апреля 2020, 07:06

11 января 2020, 22:05

3 декабря 2019, 14:05

19 августа 2019, 07:32

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

Муниципальная служба как начало карьеры

По данным Росстата, в органах муниципалитета (с учетом избирательных комиссий) трудится порядка 472 тыс. человек. Всего в России насчитывается почти 22 тыс. муниципальных образований. Это районы, городские округа, внутригородские районы, внутригородские территории городов федерального значения, поселения – городские и сельские. Сельских поселений наибольшее количество – почти 18 тыс. Муниципальное управление прежде всего ставит своей задачей улучшение качества населения.

Муниципальный служащий – кто это?

Муниципальное управление – это звучит гордо. На практике оказывается, что, несмотря на широкий набор полномочий и обязанностей, у муниципальных образований нет ресурсов на их реализацию. В большинстве регионов страны в бюджете закладываются средства только на выплату заработной платы работникам муниципалитета, поддержание школ, библиотек, клубов, ФАПов, налогов и сборов. На развитие инфраструктуры денег зачастую нет, особенно в дотационных субъектах. Поэтому можно сказать, что муниципальный служащий – это специалист, старающийся выполнять свои обязанности в условиях жесткой экономии.

Статистика свидетельствует, что средняя зарплата муниципальных служащих составляет 33953 рубля (по данным 2017 года). Но это как средняя температура по больнице. Приведем примеры зарплат по разным муниципалитетам (за основу возьмем декларации о доходах, находящиеся в открытом доступе):

  • Начальник отдела внутригородского муниципального образования Арбат (г. Москва) – 90 тыс. рублей;
  • Главный специалист администрации Абинского района Краснодарского края – 30 тыс. рублей;
  • Главный специалист администрации Баганского района Новосибирской области – 22 тыс. рублей.

Сколько получают специалисты сельских администраций, можно узнать из банка вакансий. Так, в Республике Мордовия требуется глава администрации Стародевиченского сельского поселения. Зарплата – 14414 рублей в месяц. Вакантна должность специалиста 1 категории в администрации сельского поселения Красноленинский Ханты-Мансийского автономного округа с заработной платой в сумме 12 тыс. рублей. Кто желает видеть себя на ниве государственного управления, уже могут подавать заявки на открытые вакансии. На самом деле, их много, так как наблюдается большая текучесть кадров, особенно в регионах с низкими зарплатами. А требований к служащим много.

Обязанности, ограничения, гарантии, связанные с муниципальной службой

Государственное и муниципальное управление предъявляет повышенные требования к кандидату на вакантную должность. В частности, служащий обязан соблюдать все законы, не допускать конфликта интересов, не заниматься предпринимательством, поддерживать уровень знаний и, при необходимости, получить образование дистанционно, если получить образование на очной форме не предоставляется возможным в силу ряда причин.
В то же время ему гарантирована стабильная заработная плата. Она состоит из следующих частей:

  • Оклад;
  • Надбавка за классность;
  • Доплаты, премии, поощрения;
  • Единовременная денежная выплата к отпуску.

Сотруднику муниципалитета предоставляется отпуск продолжительностью 30 календарных дней плюс за выслугу, но не более 10 дней. Если служащий работает по ненормированному графику, к отпуску полагаются еще три дня.

В отличие от работы в коммерческой организации, работнику муниципалитета не грозит увольнение в связи с банкротством. А при сокращении штатной должности работодатель обязан предложить аналогичную позицию.

Основные требования прописаны в законе о муниципальной службе в РФ (№ 25-ФЗ от 2 марта 2007 г.).

Варианты трудоустройства

Устроиться на должность муниципальной службы достаточно просто. Для этого человек должен иметь диплом о высшем профессиональном образовании и желание трудиться во благо народа. Информация о вакансиях размещается на сайте муниципалитета, на ресурсе gossluzhba.gov.ru, может быть опубликована в районных газетах, предоставлена в службу занятости.

Поступление на большинство должностей осуществляется на конкурсной основе. Кандидату необходимо будет представить в кадровую службу заявление, анкету установленного образца, документ об образовании, состоянии здоровья, справку о доходах, иные сведения. И явиться в указанный день и час на конкурс. Если не прошли – не отчаивайтесь, подавайте заявки на участие на другие должности. И вы обязательно поймаете свою птицу счастья.

Если вы устраиваетесь на должность специалиста с не самой высокой зарплатой, не беда. На муниципальной службе достаточно просто продвинуться. Что для этого нужно делать:

  • Качественно выполнять свои обязанности;
  • Проявлять немного инициативы;
  • Учиться новому;
  • Отслеживать другие вакансии и подавать на них заявки.

Есть опыт работы, знания, навыки – проще трудоустроиться на высокие должности. А затем нацелиться на службу в региональных министерствах или на федеральном уровне.

Не хватает диплома об образовании, чтобы получить вакантную должность? В этом отношении муниципальным служащим легко. Им предоставляются учебные отпуска, а если учебное заведение расположено далеко от места службы, можно рассмотреть вариант дистанционного обучения, например по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Именно такой диплом может стать входным билетом не только на муниципальную службу, но и откроет перспективы дальнейшего продвижения по карьерной лестнице: от специалиста до начальника отдела, от начальника отдела до главы управы или руководителя подведомственного учреждения.

Плюс образования удаленно в том, что не нужно отрываться от работы. Допустим, вы можете трудиться в администрации Ставропольского района Самарской области, а получать онлайн-образование в РИА Карьера.

Таким образом, в условиях стагнации экономики, сокращения рабочих мест оптимальным вариантом трудоустройства является муниципальная служба: проще устроиться, овладеть новыми компетенциями и связями для дальнейшего продвижения.

Читайте также: