Какие две возможные меры правительства для обеспечения полной занятости рассмотрел автор

Опубликовано: 01.10.2024

Правительство и Центральный банк Российской Федерации принимают оперативные меры против экономического влияния коронавируса и волатильности на глобальных финансовых и сырьевых рынках. Правительство и Центральный банк благодаря ответственной макроэкономической политике последних лет обладают достаточным объемом финансовых ресурсов. Правительство и Центральный банк будут принимать все необходимые для обеспечения экономической устойчивости и финансовой стабильности меры.

Пока невозможно точно определить всю глубину влияния на экономику России, поскольку значимые экономические и финансовые показатели будут доступны позже из-за характерной для них временной задержки. Тем не менее некоторые компании уже ощутили на себе воздействие этих факторов. Снижение внешнего спроса, проблемы с поставщиками комплектующих из-за границы, волатильность конечного спроса, доступность финансовых средств — все это оказывает влияние на принимаемые банками и компаниями решения.

Правительство и Банк России вводят пакет мер поддержки, чтобы минимизировать последствия этих факторов для населения и экономики.

Правительство противостоит негативным последствиям мерами бюджетной и экономической политики, Банк России использует инструменты предоставления ликвидности, а также меры в сфере банковского и в целом финансового регулирования.

Первоочередными в текущей ситуации являются задачи в сфере здравоохранения. Правительство гарантирует выполнение своих обязательств в этой сфере. Ответственным за действия в области здравоохранения является оперативный штаб под руководством Голиковой Татьяны Алексеевны.

Экономический пакет

Правительство и Банк России при реализации мер реагирования считают приоритетным минимизацию негативного влияния сложившейся ситуации на граждан России. Пакет принимаемых Правительством и Банком России мер направлен на достижение трех приоритетных задач:

  1. Обеспечение финансовой стабильности.
  2. Поддержание финансовой устойчивости отраслей и секторов экономики.
  3. Поддержка населения и региональных бюджетов.

Ответственным за разработку и реализацию соответствующего пакета мер, мониторинг состояния ключевых отраслей и системообразующих предприятий является оперативный штаб под руководством первого заместителя Председателя Правительства Белоусова Андрея Рэмовича.

1. Обеспечение финансовой стабильности

Правительство и Банк России уже приняли ряд мер, которые обеспечили стабилизацию российского финансового рынка в период повышенной волатильности с 9 по 13 марта.

Банк России продолжит обеспечивать рынки необходимой рублевой и валютной ликвидностью, а также при необходимости будет использовать регуляторные меры, облегчающие адаптацию финансовых организаций к динамично меняющимся рыночным условиям.

При реализации прочих мер экономического пакета Правительство и Банк России будут исходить из принципа безусловного сохранения финансовой стабильности.

2. Поддержание финансовой устойчивости отраслей и секторов экономики

2.1. Меры в отношении авиационного транспорта и туристической деятельности

Авиационный транспорт и туризм испытывают в настоящий момент наиболее серьезное негативное влияние. В том числе из-за ограничений и введенных по всему миру мер в рамках борьбы с распространением коронавируса.

Правительством уже принято решение по организации отсрочки взыскания налоговых платежей в этих отраслях. В дальнейшем мера может быть расширена на другие пострадавшие отрасли и предприятия. Туристические компании временно до конца года будут также освобождены от уплаты взносов в резервный фонд Ассоциации «Турпомощь» и взносов в фонды персональной ответственности.

Банк России предоставил банкам возможность работать с заемщиками в сфере транспорта и туризма (кредитовать или реструктурировать кредиты) без ухудшения оценок их финансового положения. Со своей стороны Правительство будет предоставлять государственные гарантии в целях реструктуризации и пролонгации кредитов. Эти меры позволят реструктурировать и пролонгировать кредиты, чтобы долговая нагрузка не стала фактором снижения стабильности компаний этих отраслей.

Главной задачей является сохранение ликвидности компаний из этих отраслей и их финансовой устойчивости, чтобы обеспечить их непрерывное функционирование до выяснения долгосрочных перспектив развития ситуации. Дополнительные решения по поддержке отдельных компаний пострадавших отраслей будут приняты в рамках работы специально созданной комиссии.

Банк России также смягчил требования к банкам, чтобы дать дополнительные возможности по кредитованию отрасли производства лекарственных средств и медицинского оборудования.

2.2. Меры в отношении других отраслей и секторов экономики

Меры поддержки в первую очередь будут касаться отраслей, оказавшихся под наиболее серьезным влиянием негативных факторов.

Правительство утвердит обновленный список системно значимых компаний. Совместно с Банком России создана специальная группа по мониторингу их финансового состояния. Решения о мерах дополнительной поддержки в рамках компаний данного списка будут приниматься оперативным штабом в случае необходимости.

Существующие программы кредитования малых и средних предприятий будут расширены. Правительство приняло решение по расширению программы льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса: снимаются ограничения по видам кредитования и отраслям и увеличивается размер субсидий. При этом объем субсидирования по кредитам сроком до двух лет увеличивается на 1 процентный пункт. Также расширяются программы гарантийной поддержки кредитования малых и средних предприятий со стороны Корпорации МСП.

Правительством вместе с региональными властями также будет принято решение о введении отсрочки по уплате арендных платежей на срок три месяца для субъектов МСП — арендаторов государственного или муниципального имущества.

Со своей стороны Банк России также готов снять ограничения по перечню отраслей и повысить финансовую привлекательность своей программы рефинансирования кредитов МСП.

При необходимости Банк России будет готов расширить на компании МСП меры по неухудшению оценки их финансового положения, уже объявленные в сфере туризма и транспорта.

В случае появления новых отраслей, испытывающих серьезные временные трудности, связанные с распространением коронавируса или мерами по ограничению его распространения, Банк России будет готов оперативно распространять на них аналогичные меры по неухудшению оценки финансового положения. Также Банк России в случае необходимости будет готов принимать и другие регуляторные меры, направленные на смягчение подстройки финансовой системы и экономики к новым условиям.

Правительство также приняло решение об изменении подхода к государственным контрактам по поставщикам, попавшим под негативное влияние сложившейся ситуации, в целях неприменения штрафных санкций. Подобный подход будет использован и в отношении штрафных санкций при несоблюдении мер валютного контроля для несырьевого экспорта.

Одной из ключевых задач в текущей ситуации является обеспечение стабильной работы торговой отрасли. Правительство будет на ежедневной основе оценивать ситуацию и при необходимости готово реализовать дополнительные меры поддержки в целях обеспечения достаточных запасов социально значимой продукции, в том числе предоставление краткосрочных льготных кредитов на пополнение оборотных средств. Также принято решение об обнулении импортных пошлин и расширении практики использования таможней «зеленого коридора» по отдельным видам социально значимых товаров.

Государственным компаниям рекомендуется учитывать временный характер сложившейся ситуации при принятии решений по операционным и инвестиционным расходам.

3. Меры по поддержке населения и региональных бюджетов

Ключевым среднесрочным фактором обеспечения стабильности доходов населения является сохранение занятости и бесперебойности выплат заработных плат.

Правительство примет решение о соответствующих выплатах по больничным оказавшимся на обязательном карантине.

В июле должны начаться выплаты по уже объявленным мерам поддержки семей с детьми от трех до семи лет, что окажет поддержку семьям в непростой жизненной ситуации.

Правительством не планируется в текущем году сокращение бюджетных расходов относительно запланированного уровня. Министерство финансов в режиме реального времени будет осуществлять мониторинг сбалансированности региональных бюджетов, и по мере необходимости им будет оказана финансовая поддержка.

Заключение

Полный экономический эффект от происходящих событий на настоящий момент не может быть предсказан, поэтому пакет реализуемых мер будет расширяться в случае необходимости. Правительством в рамках бюджетных параметров текущего года может быть использован резерв в 300 млрд руб. для обеспечения первоочередных потребностей в расходах, а также увеличен лимит государственных гарантий.

Правительством Российской Федерации при тесном взаимодействии с Банком России и региональными властями будет сделано все необходимое для стабилизации ситуации, чтобы минимизировать негативные последствия для граждан.

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Минэкономразвития России по поручению Президента страны готовит новые меры поддержки МСП из пострадавших отраслей для сохранения рабочих мест.

Об этом заявил в понедельник, 8 февраля, министр экономического развития России Максим Решетников на заседании Президиума фракции "Единая Россия" в Государственной Думе. Встреча состоялась в преддверии "Правительственного часа" с участием министра, который будет посвящен мерам поддержки МСП, а также причинам роста цен на продукты в конце прошлого года.

Как отметил министр, "экономическая динамика в России в настоящий момент находится в устойчиво положительной зоне". "Экономика, действительно, восстанавливается, мы можем говорить о том, что мы 2020-й год прошли неплохо - и на фоне межстрановых сравнений, и относительно наших ожиданий", - констатировал он. По словам Максима Решетникова, это напрямую связано с мерами, которые были приняты по поручению Президента и в сфере бюджетной политики, и реализации различного рода бюджетных программ по поддержке, в первую очередь, граждан, бизнеса, занятости, и согласованными действиями с Центральным банком в части смягчения денежно-кредитной политики.

Главнойзадачей на сегодняшний день глава ведомства назвал работу по сохранению занятости. Он напомнил, что под защитой программы ФОТ 2.0 (льготные кредиты с возможностью списания в случае сохранения персонала) сейчас находятся 5,366 млн рабочих мест. Эта программа в марте заканчивает свое действие, на сегодня 98% компаний выполняют ковенанты, из них 95% выполняют ковенанты от 90% и выше сохранения занятости и порядка 5% - в диапазоне от 90% до 80%, уточнил министр. Наибольшие риски в данный момент существуют в первую очередь в сфере общепита, сфере услуг, сфере развлечений и в гостиничной сфере. "Сегодня мы по поручению Президента готовим предложения по дополнительным мерам поддержки этих секторов экономики, нам представляется, что это крайне важно для поддержания занятости", - подчеркнул Максим Решетников.

Говоря о причинах роста цен на ряд продуктов в конце прошлого года, руководитель МЭР пояснил, что принимаемые Правительством меры связаны в том числе с административным регулированием, но в первую акцент сделан на экономических методах борьбы и на "создании устойчивых механизмов, которые будут не просто разово решать эти вопросы, но решать их на системной основе". Таковым, в частности, является механизм зернового демпфера, который должен в полном объеме заработать уже во втором квартале этого года.

Касаясь реализации Общенационального плана восстановления экономики и принимаемых системных мерах, Максим Решетников отметил, что это зона совместного внимания и совместного действия Правительства и депутатов. Сегодня на рассмотрении Госдумы находятся 28 законопроектов,разработанных в рамках Общенационального плана, еще ряд инициатив дорабатываются на площадке Правительства.

Министр также напомнил, что в ходе обсуждения в Госдуме проекта федерального бюджета со стороны депутатов прозвучала критика по поводу качества государственных программ. "Правительство всерьез восприняло эту критику, мы согласны с многими прозвучавшими оценками. На сегодняшний момент запущен процесс обновления госпрограмм: с одной стороны, приведение их в соответствие с национальными целями, с другой – исправление тех моментов, на которые вы обращали внимание – что не всегда они носят стратегический характер, детализация мероприятий не всегда адекватна. Мы над всеми этим вопросами очень предметно работаем", - подтвердил он.

Развитие наиболее эффективных мер

Председатель Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова назвала меры Правительства по поддержке МСП "достаточно эффективными". По ее словам, совместный мониторинг показал, что регионы РФ "заинтересованы в продолжении этой работы, что нашло отражение в Общенациональном плане". Депутат задала вопрос министру о том, какие меры поддержки он считает наиболее эффективными и какие, по его мнению, следовало бы продлить.
Отвечая на вопрос, Максим Решетников выделил два направления принятых мер. Первое – все, что связано с прямыми выплатами бизнесу. "Субсидии бизнесу, когда был режим заморозки, конечно, оказались очень своевременными", - напомнил он.

"Потом мы запустили программы кредитования, который сопровождались поручительствами ВЭБа. Без этих поручительств – по факту квазигосударственных гарантий –бизнес в тот момент не смог бы получить в банках кредиты на поддержку деятельности просто потому, что риск был либо непонятен, либо проценты по этим кредитам превзошли бы все возможности предприятий", - подчеркнул министр. По его словам, это касается как программы ФОТ 0, где объем поручительств был 100 млрд рублей, и в особенности программы ФОТ 2.0, где объем поручительств был 400 млрд рублей, что позволило сформировать кредитный портфель в 440 млрд рублей, который сейчас идет под списание. "Нам предстоит в марте-апреле большая операция по списанию почти полтриллиона рублей этих кредитов, по факту это деньги, которые высвободятся у бизнеса", - добавил глава ведомства.

В числе наиболее эффективных мер Максим Решетников выделил налоговые отсрочки, списание налогов по итогам второго квартала, а также снижение налоговой нагрузки на оплату труда свыше МРОТ. В этом контексте он указал на введенные моратории на проверки бизнеса, которые, по его словам, сформировали условия для внедрения риск-ориентированного подхода. Так, Госдумой был поддержан законопроектпо реформе контрольно-надзорной деятельности, а также принят в первом чтении системный законопроект по применению новых принципов КНД в различных отраслях. Министр сообщил, что в настоящее время в Правительстве готовится большой пакет поправок к нему, детализированный по конкретным отраслям. Он указал на важность принятия документа в весеннюю сессию, поскольку с 1 июля новые принципы КНД уже должны заработать, в связи с чем в Минэкономразвития уже готовятся соответствующие подзаконные акты.

"Второй момент – доступ к государственной поддержке МСП, которые торгуют подакцизными товарами. В первую очередь это касается общепита", - продолжил министр, не исключив, что доступ к этой поддержке может стать бессрочным.

Ситуация с ОКВЭДами

Комментируя тему ОКВЭДов, которая подробно обсуждалась на прошлом "Правительственном часе" с его участием, Максим Решетников подтвердил, что Минэкономразвития постоянно обсуждает с бизнесом, как модифицировать этот механизм и как его сделать постоянно работающим. "У нас есть конкретные предложения, связанные с тем, что ФНС должна быть единым центром, который присваивает и уточняет ОКВЭДы. Нужно сделать максимально простым порядок уточнения ОКВЭД со стороны бизнеса, но в то же время не слишком зарегулировать эту сферу", - отметил он, пояснив, что об этом просит сам бизнес. "В то же время для идентификации бизнеса, как раз реализации программ поддержки надо дать возможность бизнесу оперативно менять эти идентификаторы. Мы готовим предложения, рассчитываю, что в первом квартале нормативный акт в этой сфере выйдет на согласование", - сообщил министр.

Блокчейн-платформа для мониторинга предприятий

Максим Решетников обратил внимание, что в рамках ФОТ 2.0 эффективно сработала в качестве антикризисного механизма верификация всех кредитов происходит на блокчейн-платформе ФНС, которая позволяет отслеживать ситуацию на конкретных предприятиях, получивших конкретный кредит. В частности, Минэкономразвития может собирать статистику в разрезе каждого региона по каждому виду деятельности и потом контролировать: сохранилась занятость или нет. "У нас возникла идея перевести на эту блокчейн-платформу все наши программы кредитной поддержки бизнеса и сделать это частью того механизма, который был запущен в декабре – реестра поддержки субъектов МСП. Теперь у нас будет одна прозрачная и понятная система, причем необременительная для бизнеса", - считает глава ведомства.

Поддержка СОНКО

Еще одним наследием кризиса назвал Максим Решетников назвал созданный механизм поддержки социально ориентированных НКО. "Мы благодаря поправкам в законодательство создали реестр СОНКО и распространили на них большинство мер, доступных МСП", - пояснил он.

alt=" Фото: iStock " />
 Фото: iStock

По мнению экспертов Форума, чтобы выйти на темпы экономического роста выше 3%, нужны дополнительные меры и стимулы. Среди них - изменение качества производственного капитала и рабочих мест, поддержание доходов населения, увеличение инвестиций в основной капитал, вложений в "экономику знаний", развитие жилищного строительства и отечественного экспорта.

"Можно отметить, что меры, которые приняло правительство, уменьшили масштабы спада российской экономики в 2020 году, по нашей оценке, на 1,8%, - подчеркнул Андрей Клепач. - В реальные доходы населения они добавили более 3 процентных пунктов. Иначе мы получили бы падение не около 5%, а 7-8%".

Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.

По словам эксперта, чтобы выйти на темпы роста выше 3%, нужны дополнительные социальные и секторальные меры, в том числе - для поддержания доходов населения.

"Ситуация с доходами населения, как мы видим за последние 7 лет, является крайне болевой точкой, серьезным социальным вызовом и ограничением для экономического роста", - отметил Андрей Клепач.

Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.

"Оценка всех проводимых реформ должна проводиться именно через призму роста благосостояния россиян и уровня их жизни", - процитировал Сергей Бодрунов академика Леонида Абалкина.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв отметил, что главная проблема - в социальной сфере.

"Наша экономика - это на 50% потребительский спрос, - уверен Александр Широв. - Понятно, что ни уровень, ни качество жизни, ни та оплата труда, которую получают большая часть работников, нас устроить не могут. - отметил ученый. - Нужно изменить качество производственного капитала, тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, потому что когда 30% рабочих мест являются низкотехнологичными и малооплачиваемыми, трудно ожидать высокий уровень доходов населения в этих секторах".

"Перед экономикой стоят фундаментальные вызовы и главный из них - это повышение уровня жизни и доходов населения, - поддержал коллег президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, вице-президент ВЭО России Александр Дынкин. - Есть два взаимосвязанных пути - экономический рост и инновационная экономика. И здесь нет того звена, потянув за которое, можно вытащить всю цепь, нет одного волшебного рецепта".

По словам академика Дынкина, пространство инновационной конкуренции в экономике ограничивает значительная доля госсектора. "Тиражирование инноваций означает способность создавать на своей территории высокую добавленную стоимость, - отметил Александр Дынкин. - Если это происходит, значит доля высококвалифицированного труда в национальной экономике растет и соответственно растет уровень жизни. Какие ресурсы можно использовать? Хотел бы отметить, что в странах инновационных лидерах госсобственность составляет 5-10%. Китай демонстрирует блестящие инновационные достижения при доле госпредприятий в выпуске ВВП порядка 30%.У нас, по скромным оценкам,государственная собственность составляет 45-50%".

"В России слабы институты защиты интеллектуальной собственности, высоки риски венчурных инвестиций, мы по-прежнему ориентируемся на линейные и вертикально интегрированные инновационные модели, в то время ка весь мир перешел к нелинейным, плоским структурам, -добавил Александр Дынкин. При определении посткризисной стратегии эти обстоятельства стоит учитывать".

Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в "экономику знаний", жилищное строительство и развитие экспорта.

"Нам нужен финансовый форсаж - следует перейти с 2021 года на 10-14% рост этих драйверов, - уверен Абел Аганбегян. - У нас огромные внутренние резервы. В этом году они впервые перевалили за 600 млрд долларов".

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.

Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.

Фото: Александр Корольков/РГ

По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.

Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.

По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в "Единый план достижения национальных целей до 2030 года".


Прочитайте текст и выполните задания:
В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика — это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика — уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм.

Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, налоговая и таможенная политика правительства оказывают существенное влияние на работу фирм.

Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служат сельское хозяйство, туризм.

Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт (валовой национальный продукт) — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведенных экономикой страны за определенный период, как правило, за год.

Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин.

Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда — то есть количество продукции, приходящееся на одного работающего за единицу времени, отдача основных фондов — количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.).

Задания по тексту

Задание 21. Какие уровни экономики государства названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь?

Правильный ответ:

1. Макроэкономический и Микроэкономический уровень.

2. Связь этих двух уровней проявляется во взаимовлиянии их «компонентов» друг на друга. Если основа макроэкономики — агрегированнные показатели, то они складываются из объектов микроэкономики — отдельных фирм, отдельных рынков. В макроэкономике изучаются налоги, инфляция, безработица — показатели, которые неньзя (или очень сложно) рассматривать для каждого отдельного субъекта. Но при этом общие показатели влияют на каждого. Общий упадок уровня занятости повлечет за собой последствия и для занявшего рабочее место в условиях безработицы человека.

Задание 22. Какие из приведенных в тексте показателей относятся только к оценке состояния экономики государства в целом, а какие применимы к оценке эффективности фирмы? Дайте определение любого из указанных вами показателей.

Правильный ответ:

2. К оценке фирмы: производительнось труда, отдача основных фондов (показатели эффективности)

Задание 23. Зачем каждому участнику экономической жизни (правительству, производителям, потребителям) нужна информация об экономическом состоянии государства? Используя содержание текста и собственные знания, дайте ответ по каждому из названных участников экономической жизни.

Правильный ответ:

1. Для правительства: для выбора и верного проведения экономической политики (инструментов и способов воздействия на экономику мерами монетарной или фискальной политики.)

2. Для производителя: чтобы понимать, какие продукты стоит произвести: что будет пользоваться спросом, какие товары покупатели хотят и могут приобрести, как правильнее выбрать аудиторию для своих товаров и услуг;

3. Для потребителя: потребителю такие знания нужны для управления своими инвестициями и финансами, планирования своих доходов и расходов, возможности предсказать финансовое состояние своей семьи на ближайшее время. Также эту информацию следует использовать для совершения дорогостоящих покупок, инвестировании сбережений, решений вопросах о вкладах и кредитах.

Задание 24. Известный политик высказал мнение, что уровень и качество жизни населения не отражают уровень экономического развития страны. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. Объясните, как могут быть связаны разорение значительного количества мелких и средних компаний, сокращение производства многих крупных предприятий с резким ростом дефицита государственного бюджета.

Правильный ответ:

1. Нет, не согласен. Аргументы:

Рынок рабочей силы — специфический сектор экономики. Он отличается от всех рынков тем, что на нем перемещаются не товары из пластмассы, дерева или металла, а живые люди. Поэтому его регулирование имеет огромное социально-экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. Однако задача государства — не обеспечить каждого желающего работой, так как это увеличивает инфляцию, а удержать безработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.

Рассмотрим на примере кривой Филлипса последствия сокращения безработицы ниже естественного уровня. Новозеландский экономист О. Филлипс установил обратную зависимость между безработицей и фляцией На графике эта зависимость принимает форму кривой, выпуклой к началу координат (рис. 4-5).

Самуэльсон П., Нордхаус У. Указ. соч. С. 597. 118

Кривая Филлипса показывает, что при повышении спроса на рабочую силу и сокращении безработицы уровень цен в экономике повышается. Таким образом, она дает упрощенную однофакторную модель инфляции, определяя ее как функцию безработицы. Кривая Филлипса показывает, что безработица ограничивает возможности роста заработной платы, а следовательно, издержек, которые влияют на уровень цен.

Многими экономистами кривая Филлипса рассматривалась в 60-е гг. как идеальное средство выбора альтернативных вариантов между цией и безработицей. Однако монетаристы во главе с М. Фридменом пришли к выводу, что кривая Филлипса достоверно описывает связь между инфляцией и безработицей только в коротком периоде, когда сокращение безработицы невозможно без роста инфляции. В длительном же периоде кривая Филлипса трансформируется в кривую стагфляции, показывающую одновременный рост инфляции и безработицы.

Допустим, что естественный уровень безработицы в экономике изображает линия Этому уровню на кривой Филлипса соответствует точка

А, а значит, ожидаемая инфляция к*. Предположим далее, что фактическая

безработица выше естественной нормы и составляет При такой безработице инфляция будет на достаточно низком уровне Для сокращения потерь в экономике государство сокращает безработицу сначала до

а затем до (путем увеличения предложения денег, расширения инвестиций и т. д.). За это приходится расплачиваться ростом уровня цен до

Сложившуюся ситуацию отразит на кривой Филлипса точка С.

Однако на этом процесс не заканчивается. Через некоторое время профсоюзы потребуют провести индексацию заработной платы, в ответ на что предприниматели сократят часть рабочих (в целях недопущения роста издержек). Безработица вернется к своему естественному уровню, и кривая Филлипса сдвинется вправо, проходя через точку А'.

Если государство предпримет новые шаги по сокращению безработицы до уровня то уровень инфляции уже составит На кривой Филлипса

комбинации будет соответствовать точка D. После индексации заработной платы и сокращения занятости до и* кривая Филлипса снова сдвинется вправо и пройдет через точку Дальнейшие подобные действия государства будут вызывать аналогичные последствия: за каждой попыткой сократить безработицу будет следовать рост цен и возвращение безработицы к естественной норме1.

Таким образом, мы видим, что законы экономики оказываются сильнее желания и воли государства. Своими действиями государство провоцирует не только рост цен, но и повышение безработицы, попадая в результате в порочный круг стагфляции (кривая, проходящая через точки С, и далее). Это значит, что борьба с безработицей за счет инфляции не может дать желаемых результатов, и об этом свидетельствует как российский опыт 90-х гг., так и мировая практика. Если государство будет стремиться как можно больше сократить уровень безработицы, то вслед за инфляцией ухудшится состояние платежного баланса, упадет конкуренция, замедлятся темпы экономического роста. В конечном счете все это постепенно сведет на нет и сами усилия по борьбе с безработицей. Поэтому при проведении подобного политического решения государство должно особенно тщательно взвешивать все и "против" своих действий. Опыт большинства западноевропейских стран показывает, что все правительства независимо от их партийной принадлежности при попытке снизить уровень безработицы ниже 5\% испытывали впоследствии большие трудности .

Отсюда следует, что государственная политика в области занятости должна строиться исходя прежде всего из определения типа безработицы: государство должно бороться не с любой безработицей, а лишь с циклической.

Далее, при выработке конкретных приемов по сокращению безработицы и увеличению занятости допустимо использование любых инфляционно безопасных методов:

а) снижение налоговых ставок на бизнес;

б) совершенствование системы информации о свободных рабочих местах;

в) создание и улучшение деятельности бирж труда;

Ф. Хайек считал, что при новом уровне цен безработица растет даже выше естественного уровня.

См.: ХарвейДж.Постигаем экономику. М., 1997. С. 338. 120

г) развитие системы переподготовки кадров;

д) создание условий для развития малого и среднего бизнеса;

е) разработка особых целевых программ трудоустройства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей,

Безработица — это неполное использование трудовых ресурсов (и капитала), в результате чего фактический объем национального производства оказывается ниже его потенциального уровня.

Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы. В состав рабочей силы включаются как занятые работники, так и безработные. Определение числа безработных в разных странах осуществляется на основе разных методик, поэтому страновые различия в уровнях безработицы отчасти связаны с этим обстоятельством. Однако и в рамках одной страны безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди ее населения. Имеются региональные, возрастные, половые, национально-этнические и некоторые другие различия.

Безработица возникает по разным причинам, в зависимости от которых ее можно разделить на несколько групп:

а) вызванную избытком народонаселения (мальтузианство);

б) обусловленную ростом органического строения капитала (марксизм);

в) связанную с нежеланием работать за низкую заработную плату (неоклассики);

г) обусловленную недостаточностью совокупного спроса (кейнсианцы).

В современных условиях для объяснения безработицы чаще всего используется кейнсианская модель безработицы. В неоклассической модели безработица определяется через функцию спроса на рабочую силу и функцию ее предложения, где в качестве цены труда выступает реальная заработная плата. Модель показывает, что все желающие работать могут найти работу при сложившейся на рынке ставке заработной платы. А это значит, что механизм рыночной экономики способен использовать все трудовые ресурсы и обеспечить полную занятость, но лишь при рыночном уровне заработной платы. Однако если рабочие не согласны трудиться за предлагаемую плату или если профсоюзы будут требовать ее повышения выше рыночного уровня, предприниматели не смогут удовлетворить их желания, поскольку спрос на труд определяется его предельной производительностью. Следовательно, в неоклассической модели безработица носит сугубо добровольный характер, поскольку означает сознательный отказ работников от продажи труда за низкую заработную плату.

В кейнсианской модели безработица выглядит как форма макроэкономической нестабильности и непосредственно вытекает из нехватки совокупного спроса на товары и услуги, вследствие чего фирмы сокращают

спрос на рабочую силу (и другие факторы производства). Используя равновесный анализ, Дж. Кейнс показал, что предложение труда определяется величиной номинальной, а не реальной заработной платы, как полагали неоклассики. Спрос же на труд является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен. При возросших ценах будет куплено меньше товаров и услуг, что приведет к снижению их выпуска, а значит, к увольнению части работников. Следовательно, в кейнсианской модели уровень занятости зависит не столько от работников, сколько от предпринимателей, предъявляющих спрос на труд, который определяется не иеной труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Исходя из этого, кейнсианцы делают вывод о вынужденном (недобровольном) характере безработицы в рыночном хозяйстве.

Безработица принимает разные формы в зависимости от причин, вызывающих ее. Фрикционная безработица возникает вследствие того, что определенная часть рабочей силы находится в состоянии смены работы, места жительства, поиска работы после окончания учебы, незанятости по причине рождения ребенка, ухода за больными родственниками и т. п. Структурная безработица является следствием изменения в структуре спроса на труд, которое вызывает несоответствие между спросом работников определенной квалификации в данном районе и предложением их или расхождение между предложением рабочих и спросом на них по регионам. Если бы заработная плата была абсолютно гибкой и издержки межпрофессиональной или территориальной мобильности рабочей силы были низки, механизм действия рынка быстро устранил бы этот вид безработицы.

В отличие от этих двух форм, составляющих уровень естественной безработииы, циклическая безработица порождена низким уровнем совокупных расходов в экономике, т. е. фазами спада и депрессии делового цикла. Именно поэтому рост циклической безработицы ведет к экономическим потерям в обществе, которые измеряются методом, предложенным А. Оукеном. Закон Оукена гласит, что каждый процент безработицы выше естественного уровня ведет к недопроизводству ВВП на 2,5-3\% (в России — 5\%). Фактический ВВП, достигаемый при естественном уровне, называется потенциальным, что свидетельствует о производственных возможностях ЭКОНОМИКИ.

Безработица порождает не только экономические потери в виде недопроизводства ВВП, но и социальные, нравственно-психологические и даже политические издержки. От безработицы страдают личные интересы работников и их семей, рушатся судьбы и надежды миллионов людей, растут показатели таких явлений "социальной патологии", как смертность, убийства и самоубийства, грабежи, нервно-психические и другие болезни и т. п. Высокая и продолжительная безработица, сопровождаемая обнищанием широких слоев населения, может приводить к установлению диктаторских, национал-патриотических и фашистских режимов. Все это ставит борьбу с безработицей на одно из центральных мест в системе государственного макроэкономического регулирования экономики.

3. Существуют разные способы борьбы с безработицей. Можно использовать политику стимулирования инвестиций, особенно в малый и средний бизнес, можно увеличить государственные расходы или содействовать росту потребительских расходов. Однако все эти шаги принесут пользу лишь при снижении безработицы до уровня естественной нормы. Дальнейшее увеличение занятости обернется сначала ростом уровня цен, а затем возвращением безработицы к уровню естественной безработицы, т. е. стагфляции. Впоследствии ухудшатся и макроэкономические показатели, что сведет на нет все усилия по борьбе с безработицей. Поэтому государственная политика в области занятости должна строиться прежде всего на учете типа безработицы, а также на принятии мер по борьбе лишь с циклической безработицей, которые, в свою очередь, не должны провоцировать ускорение инфляции.

Вопросы и задания для повторения

Дайте определение безработицы и обоснуйте, кого следует включать в состав безработных.

Каковы причины безработицы в рыночной экономике?

Почему рыночный механизм не может обеспечить полную занятость ресурсов?

Чем отличаются взгляды на проблему безработицы представителей разных экономических школ?

Почему наличие в обществе фрикционной и структурной безработицы рассматривается как полная занятость?

Президент обещает увеличить пособия по безработице и снизить безработицу при полной занятости с 6,0 до 5,5\%. Прокомментируйте совместимость этих действий.

Почему при циклической безработице потери общества превосходят потери граждан, оказавшихся без работы?

Является ли следующее утверждение верным, неверным или сомнительным?

"'Увеличение размера пособий по безработице увеличивает среднюю продолжительность безработицы. Следовательно, политика увеличения размера пособий по безработице нежелательна с социальной точки зрения".

Обоснуйте свой ответ.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что резервная заработная плата безработных уменьшается с увеличением периодов их безработицы, т. е. чем дольше они остаются безработными, тем ниже их резервная заработная плата. Обоснуйте, почему это можно считать правильным.

В 70-е гг. Швеция разработала несколько новых стратегий для рынка труда, влияющих на увольнения. Три из них заслуживают особого внимания:

а) предприятия, которые при спаде производства, вместо того чтобы увольнять работников, организовали для них обучение по месту работы, получали государственные субсидии;

б) все работники должны были получать уведомление об увольнении по крайней мере за месяц (на некоторых предприятиях их уведомляли даже за 2-3 месяца);

в) уволенные работники должны были пользоваться приоритетным правом при

появлении у прежнего работодателя новых рабочих мест. Какие вероятные последствия могут иметь эти стратегии, вместе взятые, для заработной платы, занятости и безработицы в долгосрочном периоде?

Безработица в рыночной экономике может быть результатом:

а) нежелания трудиться при существующей на рынке ставке заработной

б) превышения совокупного предложения над совокупным спросом;

в) изменения структуры спроса на товары и услуги;

г) всех указанных причин.

В соответствии с классической теорией занятости существует только:

а) фрикционная безработица;

б) структурная безработица;

в) циклическая безработица;

г) добровольная безработица;

В кейнсианской теории занятости утверждается, что:

а) необходимы естественные методы регулирования численности населения;

б) равновесие рынка гарантирует полную занятость;

в) безработица вырастает из внутренних законов рынка;

Каким должен быть экономический рост, чтобы сократить фактическую безработицу с 8 до 6\% в течение одного года (при условии, что число Оукена составляет 2,5)?

Как вы думаете, в каком случае общество понесет большие потери (или они одинаковы)?

а) при 3\%-й безработице, когда незанятые остаются без работы 1 год;

б) при 6\%-й безработице, когда незанятые остаются без работы в среднем

В условиях полной занятости уровень фрикционной безработицы должен:

в) быть меньше, чем уровень циклической безработицы;

г) быть таким, чтобы выполнялись пункты а) — в);

д) быть таким, чтобы не выполнялись пункты а) — г).

В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВВП (млрд. долл.).

В 1995 г. экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6\%.

Читайте также: