Можно ли устроиться на работу с сертификатом об окончании курсов

Опубликовано: 15.05.2024

Небольшой спойлер: онлайн-вузы действительно заинтересованы в том, чтобы найти выпускникам работу. Трудоустройство — преимущество в глазах потенциального покупателя и конкурентное преимущество организатора. Найти работу после курсов или повысить свой доход — важный целевой запрос аудитории. Иначе зачем идти учиться?

При этом под гарантиями подразумевается несколько вариантов помощи. Одни онлайн-университеты обещают студенту оффер от партнера, другие устраивают выпускнику «смотрины» потенциальных работодателей на защите диплома. Центр карьерного роста IMBA приглашает выпускников на стажировку и рекомендует учащихся компаниям-партнерам.

Но давайте будем честны: даже такая забота не означает гарантированное трудоустройство. Если студент не обладает профессиональными навыками (hard skills), а также стрессоустойчивостью, самостоятельностью, адаптивностью (soft skills), шансы получить работу существенно снизятся. Работодатель не наймет соискателя только из-за обещаний организатору. Можно ли после курсов устроиться на работу? Давайте разберемся, что для этого сделать.

Выберите направление деятельности

Не всякую специальность можно (да и нужно) осваивать онлайн. Если вас привлекает что-то классическое, например, профессия врача, учителя или инженера, придется получать очное образование. Онлайн-обучение по этим направлениям может дать определенные преференции для выпускника (например, повлиять на разряд или помочь в реализации какой-то задачи), но будет бесполезно в целом. Представьте себе хирурга, который видел скальпель только на экране ноутбука или накладывал швы в виртуальном симуляторе.

То ли дело digital. За последние годы появилось великое множество профессий, которые связаны с интернетом. За 6 лет спрос на digital-специалистов вырос более чем в два раза. При этом возникшая изначально профессия маркетолога (или специалиста по рекламе) с каждым годом дробится на десятки узких специализаций, связанных с обслуживанием конкретного канала продвижения. Так появились директологи (специалисты по рекламе в Яндекс и Google), таргетологи (профи по рекламе в социальных сетях) даже авитологи (рекламщики в «Авито»).

Рост предложения на цифровые профессии

Рост предложения на цифровые профессии

Чему можно учиться в digital? Как говорит Coursera , онлайн-образование будет полезно для освоения навыков в сфере разработки ПО, дизайна и digital-маркетинга. Казус этих профессий в том, что классическое образование, если и учит, то по устаревшим методичкам и силами усталых теоретиков. Реальные эксперты никогда не променяют любимое и прибыльное дело на пыльную кафедру. Максимум придут на разовую лекцию.

Онлайн-университеты не скупятся на привлечение профессионалов, понимая — c их помощью занятия станут только насыщеннее. Личный бренд преподавателя помогает раскручивать курс, курс поднимает авторитет преподавателя, а студент получает практические знания, которым не научат в вузе.

Есть примеры, когда онлайн-обучение становилось альтернативой высшему образованию. Приведу те, что видел сам. В Ingate медицинский брат работает специалистом по SERM (управление репутацией в интернете), техник по образованию запускает рекламные кампании в Яндекс.Директе. А еще есть разработчик, который оставил вуз на четвертом курсе и сделал карьеру. Необходимые навыки они получали онлайн и закрепляли на рабочем месте.

Не ставьте целью диплом

Школьные годы чудесные оставили нам на память не только первый поцелуй и милые сердцу фотографии, но и серьезную профессиональную деформацию. Успехи измеряли «пятерками» в дневнике, баллами на экзаменах, количеством грамот или цветом диплома. Взрослея, мы тащим за собой этот «багаж» и продолжаем коллекционировать оценки, удостоверения и сертификаты. Чем больше, тем лучше. Но так ли они важны?

Обратимся к опыту лидеров рынка, которым рано или поздно последуют все. В 2018 году Google, Apple, IBM, Ernst & Young и несколько других технологических гигантов изменили отношение к образованию соискателя : диплом вуза или колледжа больше не важен для трудоустройства. По мнению работодателей, человек достичь успеха в любой деятельности, несмотря на образование.

Дмитрий Орлов

Возьмут ли на работу после онлайн-курса? Да, но на собеседовании «красивая бумага» не станет щитом от проверки реальных скиллов. Проверяют всех: и опытных профессионалов, и новичков. Начинающего программиста попросят показать код, дизайнера — портфолио, выпускника без опыта протестируют с помощью метода кейсов или ролевой игры. Диплом с фамилией сыграет свою роль, только если за ним стоят практические навыки.

Примите ваши иллюзии

Теперь поговорим о том, как получить пресловутые hard skills. Для начала необходимо принять несовершенство человеческого мозга. Существуют так называемые когнитивные искажения — стереотипы, которые укрепились в нашем сознании. Одно из популярных когнитивных искажений — иллюзия понимания. Человек уверен, что разбирается в чем-то, но на деле просто обобщает ранее полученную информацию из разных источников.

Психологи из Йельского университета доказали, что частично за это несет ответственность цифровая среда. Благодаря Google, мы думаем, что знаем значительно больше, чем есть на самом деле. Хотите проверить? Попробуйте без поисковиков объяснить принцип работы дверного замка или застежки молнии.

Есть еще одна опасная иллюзия — умения. По статистике, треть аварийных ситуаций происходит по вине выпускников автошкол, вроде бы готовых проэкзаменованных специалистов. В интернет-маркетинге риски не так высоки, как на дороге, но мы регулярно сталкиваемся с необоснованными требованиями молодых соискателей.

Сами по себе иллюзии абсолютно естественны, но только если они не превращаются в навязчивую идею. Если вам отказали на собеседовании несколько раз подряд, уточните причины. В случае отказа по недостатку компетенций, подтяните свои слабые стороны на онлайн-курсах.

Учитесь осознанно

Понимание превращается в умение только с практикой, а навыки прокачиваются после определенного числа повторений. Существует популярная теория 10000 часов — чтобы стать профессионалом в своем деле, нужно потратить именно столько времени. Чуть позже авторы оригинального исследования указали, что теория была неверно истолкована. Чтобы достичь успеха, недостаточно механических повторений — нужно использовать метод «сознательной практики».

Смысл методики в том, что человек должен постоянно держать в голове цель своей учебы, выходить из зоны комфорта и прислушиваться к советам более опытных коллег. Одним из примеров целеустремленности являются звезды спорта. Так, Коби Брайант по несколько часов практиковал одни прыжки (пока его партнеры играли в баскетбол), поскольку считал себя недостаточно сильным в этом компоненте игры.

Мы максимум из возможного: предоставляем практику на реальных клиентских сайтах или своем проекте. Но как студент учится: выкладывается ли полностью, добирает ли знания в поисковиках или лениво повторяет за преподавателем, параллельно просматривая видео в TikTok, никто не знает.

Будьте критичны к оценке собственного уровня и попробуйте учиться осознанно. После каждой лекции или домашнего задания спрашивайте себя — чему научились, стали ли вы сильнее как специалист, где и как можно сразу применить полученные знания на практике. Если ваша работа связана с digital, берите заказы на биржах фриланса, помогите друзьям или просто работайте в стол. С нужным числом повторений возрастает и мастерство.

Получите максимум от онлайн-курса

Развитие навыков — главное, но не все. Онлайн-курсы предоставляют много возможностей повысить свою «цену» на рынке, если этим правильно пользоваться. Чем еще может помочь онлайн-университет:

Получить ценную обратную связь. Чтобы стать профессионалом, необходимо получить свою долю повторений и качественной обратной связи. Поэтому, например, «сливные» курсы на торрентах бесполезны — там нет домашних заданий и контроля со стороны преподавателей.

Добавить реальные проекты в портфолио. При прочих равных работодатель выбирает по одежке. Онлайн-курс позволяет поработать над реальными проектами и положить их в портфолио. Даже если задание будет выполнено с ошибками, наниматель увидит логику принятия решений и оценит стремление соискателя развиваться.

Познакомиться с экспертами. Онлайн-курс дает обратную связь от экспертов, а если защита диплома проходит очно — еще и возможность познакомится с ними лично. Но все это теряет смысл, если не общаться. Задавайте вопросы в общем чате, стучитесь в телеграм или на корпоративную почту — ищущим да воздастся.

Завести полезные связи. Проходя курсы, студент знакомится с другими обучающимися в закрытых чатах и очно, заводит полезные знакомства. Неформальное общение остается и после учебы, а иногда даже приносит профит в виде вакансий. Нескольких выпускников IMBA приглашали на работу их однокашники из крупных компаний.

Что нужно знать о трудоустройстве после дистанционного обучения? фото

Прошли те времена, когда решающим фактором при приеме на работу был диплом об имеющемся образовании. Сегодня многие получают его «для галочки», «чтобы был». Но даже на собеседованиях редко спрашивают, где учился соискатель. В основном работодатель задает вопросы об имеющихся знаниях, навыках, личных качествах, которые помогают эффективно справляться с обязанностями. Обучение необходимо не просто для «корочки». Именно от уровня знаний во многом будет зависеть то, какую должность в итоге вы займете и какую зарплату будете получать.

Сегодня распространен формат дистанционного образования. Существует большое количество учебных заведений, которые предлагают разные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. На них слушатели изучают актуальную информацию по профилю, которая помогает им в будущем быть продуктивнее и эффективнее в работе.

Как работодатели относятся к программам дистанционного обучения?

Отношение работодателей к дистанционному образованию двоякое: одни сомневаются в квалификации специалиста, а другие, наоборот, приветствуют тягу к знаниям. На самом деле правы и те, и другие. Дистанционный формат предполагает самостоятельное изучение материала, и то, насколько качественно он будет усвоен, зависит от самого слушателя. Ответственность за стремление стать лучше в профессиональном плане полностью ложится на плечи работника.

Многие современные руководители все же понимают всю «прелесть» дистанта. Они отмечают следующие плюсы такой формы обучения:

  • Сотруднику не нужен отпуск, так как он учится в свое свободное время и не пропускает работу;
  • Диплом о переподготовке или удостоверение о повышении квалификации, которые выдаются по окончании обучения, имеют законную юридическую силу;
  • Сотрудник, получающий образование дистанционно, сразу попадает в категорию «перспективных», и наличие документа о прохождении обучения будет плюсом при принятии решения о повышении.

Работодатели в своем большинстве приветствуют дистанционный формат получения новых знаний. Часто это инициатива самого специалиста – от начальника практически ничего не требуется, а в результате от получает более «совершенного» сотрудника для своей компании.

Как найти работу после дистанционного обучения?

Если считаете, что найти работу после дистанционного обучения очень сложно, то вы ошибаетесь. Опять же повторим, что руководители зачастую не смотрят на то, какое образовательное учреждение вы закончили. Они уделяют больше внимания вашей профессиональной компетенции.

Поиск работы начинается с составления резюме. В нем хочется рассказать о себе многое, но огромную «простыню» никто не будет читать внимательно. Постарайтесь сделать его максимально емким, но информативным. В резюме следует указать:

  • Конкретную должность, на которую вы претендуете;
  • Номер телефона и e-mail для связи;
  • Образование (обязательно укажите все курсы, которые вы когда-либо проходили, и документы, которые были выданы);
  • Стаж и места работы с кратким описанием обязанностей;
  • Профессиональные навыки (ни в коем случае не копируйте требования к работнику, указанные в вакансии и не пишите о том, что не умеете. На собеседовании вас обязательно разоблачат, а если и примут на работу, по неприятные последствия не заставят себя ждать);
  • Личные качества (здесь расскажите только о тех, которые важны именно для конкретной работы).

В резюме также можно указать контакты лиц, которые смогут порекомендовать вас как специалиста. Обязательно прочитайте написанное и отредактируйте недочеты.

Далее необходимо найти профильные сайты по поиску работы и разместить там информацию о себе. Не ждите, что вас сразу же завалят приглашениями на встречу. Проявляйте активность и самостоятельно просматривайте вакансии, отравляя отклики на подходящие. Посещайте тематические группы в социальных сетях, заходите на сайты компаний в раздел «Вакансии», в которых вам хотелось бы работать, поспрашивайте знакомых – используйте все возможности и не отказывайтесь от предложений, где уровень зарплаты не соответствует вашим ожиданиям. В этом случае вы сможете получить уникальный опыт и практику, что в будущем поможет устроиться на более высокооплачиваемую должность.

обучение с применением дистанционных образовательных технологий

Особенности обучения с применением дистанционных образовательных технологий

На дистанционном обучении слушатель занимается в удобное для него время, находясь в любом месте. Весь процесс организован через интернет. Информация передается посредством электронных учебников и справочников, видео- или аудиофайлов, презентаций и т.п. Применяются такие методики, как лекции, вебинары, практические задания, самостоятельные исследования, опросы и пр. При необходимости организуются индивидуальные видеоконсультации с преподавателями. В конце обучения проводится проверка знаний. Как правило, это онлайн-тест, при прохождении которого выдается документ об образовании установленного образца.

Как выбрать место для дистанционного обучения?

Учебные заведения, практикующие дистанционное образование, должны соответствовать ряду критериев:

  1. Иметь лицензию. Без нее выданные документы (диплом, удостоверение) не будут обладать никакой юридической силой.
  2. Предлагать стандартизированные учебные программы. Они должны размещаться на веб-сайте учреждения, и в них обязательно приписывается количество учебных часов (для повышения квалификации – до 250 ак. ч., для профессиональной переподготовки – более 250 ак. ч.).
  3. Иметь «солидный возраст» и все необходимые уставные и организационные документы. Необходимо выяснить, с какого года работает учебное заведение, а также его реальный адрес через сервис поиска по ИНН и ОГРН.
  4. Быть на связи. Если сотрудники организации не отвечают по указанному на сайте телефону, оператор онлайн-чата тоже молчит – это плохой сигнал. Когда специалисты учебного центра не могут ответить на ваши вопросы, то это тоже не говорит ни о чем хорошем.
  5. Предлагать прозрачные условия. В договоре не должно быть прописано, что за сдачу экзаменов предусмотрена дополнительная плата или она взимается за переход на следующий уровень. Иногда такая информация прописывается «под звездочкой», и ее трудно заметить. Поэтому всегда внимательно читайте договор, чтобы не попасться на такую удочку.

Дистанционное обучение – это хорошая альтернатива очному и заочному образованию, имеющая массу плюсов. Этот формат доступен каждому. Было бы желание!

На сайт СИБФАРМА стали часто обращаться работники аптек за консультациями по вопросу: «Почему мой сертификат специалиста контролирующие органы признали недействительным?». Сразу уточним, что подобные обращения поступают от специалистов, не проходивших обучение в СИБФАРМА.

Постараемся объяснить правовую основу этой проблемы, с которой стали сталкиваться фармацевтические работники. Она напоминает ситуацию с рецептами врачей, которые в аптеке признаются недействительными потому, что они оформлены с нарушением требований приказов Минздрава России № 1175н или № 54н.

По аналогии, несоблюдение процедуры сертификации специалистов, весьма жестко регламентированной Минздравом и Минобрнауки России, является основанием для контролирующих органов признать сертификат провизора или фармацевта недействительным.

В дополнение к указанным документам этот процесс должен соответствовать требованиям: ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и еще 23 нормативных актов Минздрава и Минобрнауки России. Несоблюдение положений этих нормативно-правовых документов является основанием для признания сертификата специалиста выданным с нарушением действующего регламента, а следовательно недействительным.

Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Ситуация первая.

Здравствуйте! Диплом провизора я получила в июле 2013 г. После окончания вуза интернатуру не проходила. В аптеке работала за первым столом 5 лет без сертификата. Из них 2,5 года - консультантом и 2,5 года - в должности провизора. В 2018 г. получила диплом о профессиональной переподготовке и сертификат по специальности «Фармацевтическая технология». При проверке аптеки мне сказали, что я не соответствую должности, т.к. у меня не пройдена интернатура по специальности «Фармацевтическая технология». Законны ли претензии ко мне? Могу ли я занимать должность провизора-технолога?

Правовая оценка ситуации. Высказанные в ваш адрес претензии представителями контролирующего органа справедливы. Согласно п. 8 Порядка совершенствования профессиональных знаний специалистов в области здравоохранения (утв. приказом Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н «Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков …») обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, имеющих фармацевтическое образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей фармацевтической специальности более 5 лет.

В представленной ситуации, требования о наличии более 5 лет непрерывного стажа в должности провизора-технолога не были соблюдены. Руководствуясь квалификационными требованиями к должности «провизор-технолог», оговоренных в приказе Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием …», провизор должен иметь сертификат по специальности «Фармацевтическая технология», полученный на законных основаниях.

Богатырев Андрей из г. Новосибирск.

Здравствуйте! Я получил высшее фармацевтическое образование в Казахстане и при переезде в Россию на ПМЖ я прошел сертификационный цикл. По окончании этого обучения получил сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации» в образовательном центре в Новосибирске. При плановой проверке работы аптеки мой сертификат признали недействительным! Поясните, почему признали мой сертификат недействительным?

Правовая оценка ситуации. Решение о признании вашего сертификата специалиста недействительным имеет под собой нормативное обоснование. Процедура допуска к фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, определяется Постановлением Правительства РФ от 07.02.1995 г. № 119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» и приказом Минздрава России от 5 мая 2016 г. № 284н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по выдаче сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах». Установленный этими нормативными актами порядок вами был нарушен. Согласно этим документам первый сертификат специалиста, дающий право вам заниматься фармацевтической деятельностью на территории РФ, могло выдать вам только региональное управление Росздравнадзора, а не образовательная организация.

Иванова Вера из г. Екатеринбург.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, я после 7-летнего перерыва вернулась работать в аптеку, сдала сертификационный экзамен в частном образовательной организации и получила сертификат. Однако, кадровая служба нашей аптечной сети сказала, что мой сертификат недействителен, и потребовала подтверждения о моем повышении квалификации в размере не менее 500 часов. Справедливы ли эти требования?

Правовая оценка ситуации. Требования вашей кадровой службы справедливы, так как в соответствии с п. 4 ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лица, имеющие фармацевтическое образование и не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам в объеме не менее 500 часов.

Пономарева Екатерина из г. Тюмень.

Здравствуйте! Поясните пожалуйста ситуацию. Меня назначили руководителем одной из аптек аптечной сети. Я прошла профессиональную переподготовку в одном образовательном центре по специальности «Управление и экономика фармации». При проверке лицензионной деятельности аптеки выяснилось, что я не имела права проходить профессиональную переподготовку по указанной специальности, а должна была пройти обучение в интернатуре по специальности «Управление и экономика фармации». Почему я не могла обучаться по программе профпереподготовки?

Правовая оценка ситуации. Высказанные в ваш адрес представителями контролирующего органа претензии справедливы, так как право получения специальности «Управление и экономика фармации» через профессиональную переподготовку в соответствии с приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием …» имеют только руководители аптечных организаций. В соответствии с п. 35 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» под термином «аптечная организация» понимается самостоятельное юридическое лицо или структурное подразделение медицинской организации. В вашем случае вы являетесь руководителем структурного подразделения аптечной организации, и выше указанная норма приказа № 707н о профессиональной переподготовке на вас не распространяется, на что справедливо обратила внимание проверяющая организация.

Здравствуйте, в 2011 г. я закончила переподготовку с присвоением специальности «фармацевт» на базе специальности «лечебное дело». Один год проработала фармацевтом, 5 лет - заведующей аптекой, а сейчас выясняется, что диплом о переподготовке не дает права работать в аптечной сфере, так ли это и для чего тогда он вообще нужен?

Правовая оценка ситуации. В соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими квалификационные требования к фармацевтическим работникам: Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием …» и профессиональные стандарты, обязательным условием допуска к фармацевтической деятельности в аптечных организациях является наличие у специалиста базового фармацевтического образования, которое может быть подтверждено только дипломом государственного образца по специальности «Фармация».

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» диплом о профессиональной переподготовке является лишь дипломом установленного образовательной организацией образца и поэтому не дает права медицинским специалистам занимать фармацевтические должности в аптеке. Использование медицинских работников на фармацевтических должностях в аптечных организациях является грубым нарушением лицензионных требований в соответствии с п. 13 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения (утв. приказом Минздрава России от 31 августа 2016 г. N 647н).

Мы остановились лишь на пяти наиболее часто встречающихся ситуациях, связанных с несоблюдением нормативно-правового регламента, регулирующего квалификационные требования и порядок повышения квалификации провизорами и фармацевтами.

Важно, при этих обстоятельствах принять во внимание то, что с 14 июля 2017 г. с вступлением в силу новой редакции «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081), согласно которой все вышеперечисленные ситуации без исключения стали относиться к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

При этом, в соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, контролирующий орган имеет право оштрафовать юридическое лицо на сумму от 100 000 до 200 000 руб. или приостановить деятельность аптеки на срок до 90 суток. Эта же статья предусматривает штрафы для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4000 до 8000 руб. или закрытие аптеки на срок до 90 суток; а для должностных лиц — штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

Причины указанных проблем

1. Незнание положений нормативно-правового регламента, регулирующего квалификационные требования к фармацевтическим специалистам и порядок повышения квалификации провизорами и фармацевтами.
2. Использование услуг провизорами и фармацевтами не обремененных профессиональной ответственностью образовательных организаций, обещающих максимально легкое повышение квалификации, переподготовку в провизоры и фармацевты из врачей и медсестер, сказочно низкие цены или другие «маркетинговые ловушки», противоречащие действующим нормативно-правовым актам.

Что делать для устранения обсуждаемых проблем и их профилактики

1. Познакомиться с действующим нормативно-правовым регламентом, регулирующим квалификационные требования к фармацевтическим специалистам и порядок повышения квалификации провизоров и фармацевтов (см. на сайте СИБФАРМА по ссылке: https://ano.sibfarm.com/normativno-pravovaya-osnova-dpo/).

2. Обращаться за консультациями и сотрудничать в сфере повышения квалификации (дополнительного профессионального образования) с профессиональными образовательными организациями, гарантирующими соблюдение нормативно-правового регламента повышения квалификации фармацевтических специалистов.

Где можно получить нормативно обоснованную консультацию?

В описанных ситуациях мы не представили конкретных рекомендаций по устранению обозначенных проблем, так как эти рекомендации носят сугубо индивидуальный характер с учетом множества факторов и особенностей профессиональной деятельности специалистов.

Специалисты СИБФАРМА, будучи провизорами с большим опытом работы в области дополнительного профессионального образования, готовы дать и постоянно дают развернутые рекомендации в области повышения квалификации в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

Для получения консультации обращайтесь по бесплатному многоканальному телефону 8-800-100-41-66 звонки принимаются с 6.00 до 17.00 МСК, Пн-Сб.

Или на электронный адрес: edu@sibfarm.com

Так же вы можете стать участником одной из наших групп в социальных сетях:

Участников указанных групп мы оперативно информируем об изменениях нормативно-правовых документов, регулирующих фармацевтическую деятельность, и новостях фармацевтической отрасли.

Довольно часто в моей практике встречаются случаи, когда люди записываются на занятия только ради получения диплома или сертификата об окончании курсов. При этом на сами занятия могут почти не обращать внимания (конечно, не всегда) и ходить "ради галочки".

На мой взгляд, записываться на "курсы с дипломом" только для получения документа об их прохождении — это, как минимум, пустая трата времени и денег. А вообще, по моему, это просто глупо. Тем менее, давайте рассмотрим такой подход к обучению и посмотрим, даёт ли это что-нибудь.

Зачем нужно свидетельство об окончании курсов

А зачем вообще люди стремятся получать всякого рода документы?

Основная мотивация для применения такого подхода следующая — полученный документ о прохождении курсов повышения квалификации (диплом, свидетельство, сертификат и т.д.) можно предъявить при трудоустройстве на новую работу. Такие "документы" чаще всего именно за этим и получают. Другое дело, что далеко не все люди ясно себе представляют реальную ценность подобных документов.

Пытаясь добавить лишний пункт в своё резюме, многие оценивают наличие свидетельства об окончании учебных курсов по принципу "если есть, то в любом случае хорошо". На самом деле это не всегда так. Дело в том, что документы об образовании бывают разные и ценность в глазах Вашего потенциального работодателя имеют различную. Этот вопрос я разберу несколько позже.

Другой причиной, по которой большинство пытается всеми правдами и неправдами раздобыть очередной диплом, может быть неуверенность в себе. Я специально выделил жирным, чтобы подчеркнуть важность момента. Дело в том, что для неуверенных в себе людей присутствие документа, подтверждающего наличие у них каких-то знаний или навыков, компенсирует реальное неумение (или недостаточное умение) этими знаниями/навыками пользоваться.

Сомневаетесь? А напрасно. Здесь вступает в силу психология ученика и влияние общественного мнения. То есть мы часто считаем, что "если у человека есть диплом, значит знания в голове у него тоже есть". Ну а раз так думает большинство, то со временем в обществе возникает направление, при котором человек стремится получить прежде всего документ об образовании, а не само это образование. Получив же заветный диплом, он успокаивается, считая что теперь его "знания/умения" подтверждены.

Что даёт диплом или сертификат курсов

[нажмите на картинку для увеличения]
Справка: как сохранять фото с сайтов

Заметьте:

Вы либо стремитесь получить знания и опыт, либо хотите получить от третьих лиц подтверждение того, что эти знания и опыт у вас есть.

Если второе для вас важнее первого, то зачем вообще ходить на занятия?

Ну и в-третьих, пожалуй, всякие там сертификаты об окончании курсов (и не только курсов) получают как эквивалент чека или товара. Непонятно? Очень просто. Когда вы проходите обучение, то, как правило, платите за это. А поскольку вы платите, то хотите что-то получить взамен, как при покупке товара.

А как же знания? Ах знания. Ну это то, что и потрогать-то нельзя. Большинству людей обязательно нужно подтверждение того, что не зря потратили деньги. То есть в данном случае сертификат курсов выступает в роли своего рода кассового чека, подтверждающего не только сам факт затрат, но и как-бы их результат. Ну-ну.

Для примера, давайте представим себе другую ситуацию, когда вам НЕ нужно платить за обучение. К примеру, ваш друг чему-то вас научил, показал как что-то делать и так далее. Денег он, конечно, с вас не взял. Вопрос: почему в такой ситуации вам не нужен диплом/сертификат? Мало времени потратили? Так ведь есть курсы из одного-двух занятий.

Дело тут, как я уже говорил, просто в цене вопроса. Если цена ноль (в деньгах), то и подтверждения оказания услуги вроде как и не нужно. Задумайтесь-ка над этим, когда будете оплачивать очередные "курсы с дипломом".

А что вообще выдают по окончании учебных курсов?

Смотря что за курсы. Можете ещё раз посмотреть на картинку в начале статьи.

С одной стороны, все справки, дипломы и прочие сертификаты можно условно поделить на две группы: документы так называемого государственного образца и все остальные. К документам первой группы доверие естественно выше, поскольку они выдаются учебными заведениями, прошедшими государственную аттестацию, и получившими образовательную лицензию.

Однако, как и всегда, сведения о лицензии, указанной на документе об образовании, сами по себе ещё ничего не значат. Встречаются случаи, когда организация имеет все лицензии и при этом представляет собой офис метр на метр, а условия обучения оставляют желать много лучшего. А ведь именно наличие лицензии даёт право выдавать документы "государственного образца". Тем не менее факт наличия у фирмы лицензии всё же некоторый плюс.

Вот вам образец свидетельства об окончании курсов. Степень презентабельности бывает разная — смысл один и тот же (много их видел).

Что даёт диплом или сертификат курсов

[нажмите на картинку для увеличения]
Справка: как сохранять фото с сайтов

С другой стороны, документы об окончании курсов можно также поделить на те самые "дипломы/сертификаты/свидетельства". Вроде бы "диплом" звучит солиднее и даже как-бы подразумевает сдачу экзаменов. Впрочем, подразумеваться всё это может только в голове у вас или владельца образовательной фирмы. На деле всё может быть совсем не так.

По моему мнению, если говорить о различиях в названии документа об окончании проф. курсов, то тут нет особой разницы.

Кстати говоря, когда я преподавал 1С в учебном центре, то во время занятий меня иногда спрашивали, будет ли у нас экзамен по окончании обучения. Вообще-то с экзаменами действительно интереснее, да и слушателей это как-никак побуждает заниматься. Но экзаменов не подразумевалось, как и в абсолютном большинстве учебных центров.

Тем не менее, имел место интересный эффект. Мне нравилось в ответ на вопрос "экзамены будут?" сделать слегка удивлённое лицо и спросить: "Хотите экзамены? Можно организовать!" Эффект просто потрясающий. А именно: все ВСЕГДА сразу же говорили "НЕТ, не нужно. "

Это, по-моему, говорит только об одном: записываясь на "курсы с дипломом по окончанию", люди, по-существу, никак не хотят подтвердить этот диплом своими реальными знаниями и опытом; есть лишь желание заплатить денег и получить бумажку. Что из этого следует и чего стоят владельцы таких "документов", читайте дальше.

Чего на самом деле стоят "курсы с дипломом"

Теперь посмотрим, насколько поможет получение подобного документа (диплома, сертификата) при трудоустройстве. Если речь идёт о чём-то серьёзном, то, конечно, соответствующий документ обязателен. Ну, к примеру, никто не возьмёт на работу врача без диплома. Это очевидно. А вот в случае дополнительного образования совсем не обязательно подтверждать свои знания документами. Достаточно просто сказать, что Вы умеете делать. А если кто усомнится, то показать на примере — в подавляющем большинстве случаев этого достаточно.

Кроме того, при приёме на работу мало кто обращает внимание на документы, выданные никому неизвестными организациями. Поэтому если кто-то считает, что собирание различных бумажек подобного рода сильно поможет, то в большинстве случаев на практике это не так. Если же только получать документы, а в голове при этом ничего не остаётся, то это и вовсе плохо.

Хотя почему-то многие сознательно или подсознательно считают, что достаточно заплатить некоторую сумму денег и знания сами вложатся в голову. Ну и посидеть с умным видом на занятиях тоже не помешает. Вот только практика показывает, что всё это большая ошибка, приводящая к разочарованию в обучении при попытке однажды применить на практике свои "знания", обозначенные в свидетельстве о проф. подготовке или ином документе.

Выше шла речь о получении документов "государственного образца". Ценность остальных "сертификатов", "дипломов" и прочего, выданных неизвестно кем, и вовсе стремиться к нулю. Не говоря уже о том, что такие "документы" может напечатать любой человек, обратившись в ближайшую типографию (и даже дизайн свой можно придумать покрасивее). Про "небумажные", то есть электронные документы я вообще молчу, поскольку это обычная картинка, вроде той что нарисована в начале статьи.

Интересный факт:

Выше я уже упоминал, что в большинстве фирм, выдающих по окончании своих курсов всякие сертификаты, для получения такового вовсе не требуется сдавать какие-либо экзамены. То есть, тот кто записался и заплатил за обучение в любом случае получит документ, даже если вообще занятия не посещать.

И потенциальному работодателю об этом прекрасно известно!

Вот почему не стоит особо надеяться на магию бумажек. Кстати, следует с осторожностью относиться к вписыванию наличия таких "образовательных" документов в своё резюме.

Важно!

если вы не уверены в своём умении и есть опасения, что работодатель может захотеть убедиться в ваших знаниях (с учётом предыдущего абзаца подобное желание вполне оправдано), то лучше не писать вовсе или выбрать более доверчивую компанию для трудоустройства.

Если же уверены в себе, то всё OK, пишем и радуемся эффекту "я дипломированный специалист".

А как насчёт получить сертификат 1С?

Впрочем, среди "липовых" дипломов, наличие которых не значит практически ничего, есть и хорошие исключения. Например сертификаты, выданные ЦСО фирмы 1С, достаточно высоко ценятся при приёме на работу. Решающим фактором может и не станет, но плюсом безусловно будет. Хотя на практике сертификаты 1С обычно получают программисты, а не обычные пользователи.

Кроме того, в отличие от обычных учебных курсов, для получения сертификата в ЦСО 1С необходимо сдать экзамен. Причём сдавать нужно по принципу "не сдал — свободен". Учитывая отношение к сдаче экзаменов большинства посетителей курсов (как я писал выше), а также отношение к образованию как к покупке товара, далеко не все хотят эти самые экзамены сдавать.

Ну а уж если кто сдал, то вот вам и сертификат 1С. Их много всяких есть, но смысл у всех примерно одинаков. Если интересно, списки существующих сертификатов смотрите на сайте фирмы 1С.

И, наконец, ещё одно небольшое рассуждение на данную тему. К примеру, человек записался на курсы "Пользователь компьютера" и получил соответствующий сертификат. Если задуматься, то профессии "пользователь ПК" вообще не бывает в принципе. Стоит задуматься?

Так что получать документы или нет, каждый должен решить сам для себя. В любом случае можно будет повесить на стенку в рамочке и хвастаться перед друзьями.

Что даёт диплом или сертификат курсов

[нажмите на картинку для увеличения]
Справка: как сохранять фото с сайтов

Обозреватель vc.ru Влада Иванова узнала у российских менеджеров и предпринимателей, помогает ли при трудоустройстве наличие у соискателя сертификата о прохождении массовых открытых онлайн-курсов. Опрос показал, что работодатели ценят некоторые сертификаты, но готовы рассматривать их лишь как дополнительное преимущество.

52% студентов пользуются онлайн-курсами для развития карьеры, уверена Даффна Коллер, президент и основатель платформы Coursera. Благодаря онлайн-образованию 34% из них добились ощутимого результата, получив место в компании или запустив собственный бизнес. Однако из-за отсутствия единого стандарта качества западные рекрутеры уже сомневаются, что электронные сертификаты помогут найти работу или подняться по карьерной лестнице.


Мария Игнатоваруководитель службы исследований HeadHunter

В 2012 году примерно 0,1% резюме на hh.ru содержали информацию о полученном соискателем дистанционном образовании. Но оно не стоит на месте, сфера развивается, поэтому сейчас таких резюме уже около 0,5%. Думаю, что в ближайшие два-три года доля достигнет 1-2%.

Дистанционное образование пока не способно заменить классические формы обучения, но может быть хорошим способом актуализировать свои знания по профессии или систематизировать уже собранную с опытом информацию. Это хороший способ расширить кругозор по смежным областям или получить азы в сферах, которые интересны в качестве хобби. Безусловно, выбирать такие курсы тоже нужно грамотно.

Для работодателя, прикрепленные к резюме сертификаты дистанционного образования – это, в первую очередь, свидетельство желания кандидата развиваться в профессии и изучать что-то новое. К сожалению, большинство людей считают, что их образование заканчивается, в лучшем случае, с получением диплома вуза. Так вот первое меньшинство уже сегодня имеет преимущество перед вторым большинством.


Катерина ГавриловаСоздатель и руководитель агентства DigitalHR

Сертификаты онлайн-курсов помогают, но не во всех случаях. При резкой смене карьеры потребуются более весомые аргументы для приёма на работу. Есть две группы специалистов, кого точно выручат такие сертификаты на этапе рассмотрения резюме.

Студенты и выпускники при устройстве на первую работу. Такие сертификаты могут выделить кандидата среди сотен, ведь у него будет «документальное подтверждение» своей заинтересованности в сфере деятельности. При этом сертификаты по таким курсам как «Самоорганизация», «Тайм-менеджмент» не окажут влияния на решение.

Специалисты, которые будут косвенно сталкиваться с тематикой курсов на практике. Например, ИТ-рекрутеру зачтутся курсы по азам программирования, машинному обучению или Big Data. Работодателей скорее привлечёт практическое направление курса, чем общие темы по бизнесу.


Павел Лебедевруководитель отдела веб-дизайна «Лаборатории Касперского»

При приеме на работу дизайнеров и специалистов творческих профессий я в первую очередь обращаю внимание на портфолио сотрудника. Есть и формальные критерии, но для дизайнеров профильное образование — это скорее плюс, чем обязательное условие. Сертификаты онлайн-курсов в любом случае важны и учитываются. Если сотрудник постоянно ходит на курсы, конференции и повышает свою квалификацию, у него больше шансов попасть в команду.


Александр Глушковзаместитель генерального директора ABBYY LS, организатор проекта «Переведем Coursera»

Главное, чтобы у специалиста была голова на плечах, и его навыки соответствовали позиции; подкреплено ли это дипломом — сейчас не так принципиально. Если у человека нет диплома по требуемой специализации, но у него хороший опыт — мы возьмем его на работу. Это относится и к ИТ-специалистам, и к менеджерам. До сих пор нет подтверждений того, что карьерный успех коррелирует с успеваемостью в университете, дипломом или MBA.

Требуемые навыки кандидат может получить самостоятельно, к примеру, пройти специализацию на Coursera, особенно в таких областях как инновации и Big Data: таких специализаций в российских университетах пока не преподают. ABBYY LS тесно сотрудничает с Coursera — 15 тысяч волонтеров переводят курсы проекта на русский язык. И мы знаем, что навыки, полученные с помощью онлайн-образования, ничем не уступают традиционным знаниям из офлайна.


Екатерина ФирсоваHR-менеджер компании Parallels

Если сертификат именно по профилю резюме — это плюс кандидату, особенно на позициях уровня junior. Рекрутеры обращают внимание на четыре вещи: опыт, ключевые навыки, базовое образование и повышение квалификации. Поэтому все дополнения к резюме, например, описание выполненных проектов, части кода, выложенные на GitHub, или онлайн-курсы показывают соискателя в более выигрышном свете, говорят о том, что человек занимается своим профессиональным ростом. Особенно приятно, если это наши курсы (у Parallels есть свои онлайн-курсы на площадке Intuit).

Но при этом не всегда их может быть достаточно для получения работы в новой для человека отрасли. В России онлайн-курсы еще не так распространены и популярны: прошло слишком мало времени, чтобы оценить их реальную отдачу. У площадок и курсов очень разные возможности, рекомендации и специализации. Важна мера: если у соискателя в профиле будет 20 онлайн-курсов в совершенно разных областях — это может насторожить рекрутера: а знает ли кандидат, в какой области он хочет развиваться?


Ольга Никитинаначальник отдела по подбору персонала маркетингового агентства «Биплан»

За время работы в сфере интернет-маркетинга мы привыкли руководствоваться знаниями и навыками соискателя, а не конкретным вузом или отличным дипломом. Как показывает практика, отталкиваться можно и от личных качеств, среди которых выделяется стремление к постоянному развитию. Сертификаты популярных онлайн-курсов показывают, что человек не стоит на месте, не подвержен стагнации или однообразному мышлению. Он амбициозен и умеет слушать.

С другой стороны, сразу можно определить, если соискатель прошел онлайн-курс по знакомому вам направлению, но так и не вынес из него ничего полезного. В нашей компании всегда открыты двери для людей, которые не останавливаются на достигнутом, а стараются прокачивать свой профессиональный уровень всеми возможными способами.


Роман Галдингенеральный директор, сооснователь агентства онлайн-тренингов SWIST

Также не все люди в принципе способны обучаться самостоятельно, им необходим интерактив с профессионалом и возможность закрепления материала. Подобный сертификат не заменит аналогичный опыт работы у кандидата и крутое портфолио. Я выступаю за то, чтобы руководитель сам поощрял подобные инициативы работающих у него сотрудников — так и спрос жестче и эффективность можно проверить лично.

Читайте также: