Почему рыночный механизм не может обеспечить полную занятость ресурсов

Опубликовано: 01.10.2024

Рынок рабочей силы — специфический сектор экономики. Он отличается от всех рынков тем, что на нем перемещаются не товары из пластмассы, дерева или металла, а живые люди. Поэтому его регулирование имеет огромное социально-экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. Однако задача государства — не обеспечить каждого желающего работой, так как это увеличивает инфляцию, а удержать безработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.

Рассмотрим на примере кривой Филлипса последствия сокращения безработицы ниже естественного уровня. Новозеландский экономист О. Филлипс установил обратную зависимость между безработицей и фляцией На графике эта зависимость принимает форму кривой, выпуклой к началу координат (рис. 4-5).

Самуэльсон П., Нордхаус У. Указ. соч. С. 597. 118

Кривая Филлипса показывает, что при повышении спроса на рабочую силу и сокращении безработицы уровень цен в экономике повышается. Таким образом, она дает упрощенную однофакторную модель инфляции, определяя ее как функцию безработицы. Кривая Филлипса показывает, что безработица ограничивает возможности роста заработной платы, а следовательно, издержек, которые влияют на уровень цен.

Многими экономистами кривая Филлипса рассматривалась в 60-е гг. как идеальное средство выбора альтернативных вариантов между цией и безработицей. Однако монетаристы во главе с М. Фридменом пришли к выводу, что кривая Филлипса достоверно описывает связь между инфляцией и безработицей только в коротком периоде, когда сокращение безработицы невозможно без роста инфляции. В длительном же периоде кривая Филлипса трансформируется в кривую стагфляции, показывающую одновременный рост инфляции и безработицы.

Допустим, что естественный уровень безработицы в экономике изображает линия Этому уровню на кривой Филлипса соответствует точка

А, а значит, ожидаемая инфляция к*. Предположим далее, что фактическая

безработица выше естественной нормы и составляет При такой безработице инфляция будет на достаточно низком уровне Для сокращения потерь в экономике государство сокращает безработицу сначала до

а затем до (путем увеличения предложения денег, расширения инвестиций и т. д.). За это приходится расплачиваться ростом уровня цен до

Сложившуюся ситуацию отразит на кривой Филлипса точка С.

Однако на этом процесс не заканчивается. Через некоторое время профсоюзы потребуют провести индексацию заработной платы, в ответ на что предприниматели сократят часть рабочих (в целях недопущения роста издержек). Безработица вернется к своему естественному уровню, и кривая Филлипса сдвинется вправо, проходя через точку А'.

Если государство предпримет новые шаги по сокращению безработицы до уровня то уровень инфляции уже составит На кривой Филлипса

комбинации будет соответствовать точка D. После индексации заработной платы и сокращения занятости до и* кривая Филлипса снова сдвинется вправо и пройдет через точку Дальнейшие подобные действия государства будут вызывать аналогичные последствия: за каждой попыткой сократить безработицу будет следовать рост цен и возвращение безработицы к естественной норме1.

Таким образом, мы видим, что законы экономики оказываются сильнее желания и воли государства. Своими действиями государство провоцирует не только рост цен, но и повышение безработицы, попадая в результате в порочный круг стагфляции (кривая, проходящая через точки С, и далее). Это значит, что борьба с безработицей за счет инфляции не может дать желаемых результатов, и об этом свидетельствует как российский опыт 90-х гг., так и мировая практика. Если государство будет стремиться как можно больше сократить уровень безработицы, то вслед за инфляцией ухудшится состояние платежного баланса, упадет конкуренция, замедлятся темпы экономического роста. В конечном счете все это постепенно сведет на нет и сами усилия по борьбе с безработицей. Поэтому при проведении подобного политического решения государство должно особенно тщательно взвешивать все и "против" своих действий. Опыт большинства западноевропейских стран показывает, что все правительства независимо от их партийной принадлежности при попытке снизить уровень безработицы ниже 5\% испытывали впоследствии большие трудности .

Отсюда следует, что государственная политика в области занятости должна строиться исходя прежде всего из определения типа безработицы: государство должно бороться не с любой безработицей, а лишь с циклической.

Далее, при выработке конкретных приемов по сокращению безработицы и увеличению занятости допустимо использование любых инфляционно безопасных методов:

а) снижение налоговых ставок на бизнес;

б) совершенствование системы информации о свободных рабочих местах;

в) создание и улучшение деятельности бирж труда;

Ф. Хайек считал, что при новом уровне цен безработица растет даже выше естественного уровня.

См.: ХарвейДж.Постигаем экономику. М., 1997. С. 338. 120

г) развитие системы переподготовки кадров;

д) создание условий для развития малого и среднего бизнеса;

е) разработка особых целевых программ трудоустройства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей,

Безработица — это неполное использование трудовых ресурсов (и капитала), в результате чего фактический объем национального производства оказывается ниже его потенциального уровня.

Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы. В состав рабочей силы включаются как занятые работники, так и безработные. Определение числа безработных в разных странах осуществляется на основе разных методик, поэтому страновые различия в уровнях безработицы отчасти связаны с этим обстоятельством. Однако и в рамках одной страны безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди ее населения. Имеются региональные, возрастные, половые, национально-этнические и некоторые другие различия.

Безработица возникает по разным причинам, в зависимости от которых ее можно разделить на несколько групп:

а) вызванную избытком народонаселения (мальтузианство);

б) обусловленную ростом органического строения капитала (марксизм);

в) связанную с нежеланием работать за низкую заработную плату (неоклассики);

г) обусловленную недостаточностью совокупного спроса (кейнсианцы).

В современных условиях для объяснения безработицы чаще всего используется кейнсианская модель безработицы. В неоклассической модели безработица определяется через функцию спроса на рабочую силу и функцию ее предложения, где в качестве цены труда выступает реальная заработная плата. Модель показывает, что все желающие работать могут найти работу при сложившейся на рынке ставке заработной платы. А это значит, что механизм рыночной экономики способен использовать все трудовые ресурсы и обеспечить полную занятость, но лишь при рыночном уровне заработной платы. Однако если рабочие не согласны трудиться за предлагаемую плату или если профсоюзы будут требовать ее повышения выше рыночного уровня, предприниматели не смогут удовлетворить их желания, поскольку спрос на труд определяется его предельной производительностью. Следовательно, в неоклассической модели безработица носит сугубо добровольный характер, поскольку означает сознательный отказ работников от продажи труда за низкую заработную плату.

В кейнсианской модели безработица выглядит как форма макроэкономической нестабильности и непосредственно вытекает из нехватки совокупного спроса на товары и услуги, вследствие чего фирмы сокращают

спрос на рабочую силу (и другие факторы производства). Используя равновесный анализ, Дж. Кейнс показал, что предложение труда определяется величиной номинальной, а не реальной заработной платы, как полагали неоклассики. Спрос же на труд является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен. При возросших ценах будет куплено меньше товаров и услуг, что приведет к снижению их выпуска, а значит, к увольнению части работников. Следовательно, в кейнсианской модели уровень занятости зависит не столько от работников, сколько от предпринимателей, предъявляющих спрос на труд, который определяется не иеной труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Исходя из этого, кейнсианцы делают вывод о вынужденном (недобровольном) характере безработицы в рыночном хозяйстве.

Безработица принимает разные формы в зависимости от причин, вызывающих ее. Фрикционная безработица возникает вследствие того, что определенная часть рабочей силы находится в состоянии смены работы, места жительства, поиска работы после окончания учебы, незанятости по причине рождения ребенка, ухода за больными родственниками и т. п. Структурная безработица является следствием изменения в структуре спроса на труд, которое вызывает несоответствие между спросом работников определенной квалификации в данном районе и предложением их или расхождение между предложением рабочих и спросом на них по регионам. Если бы заработная плата была абсолютно гибкой и издержки межпрофессиональной или территориальной мобильности рабочей силы были низки, механизм действия рынка быстро устранил бы этот вид безработицы.

В отличие от этих двух форм, составляющих уровень естественной безработииы, циклическая безработица порождена низким уровнем совокупных расходов в экономике, т. е. фазами спада и депрессии делового цикла. Именно поэтому рост циклической безработицы ведет к экономическим потерям в обществе, которые измеряются методом, предложенным А. Оукеном. Закон Оукена гласит, что каждый процент безработицы выше естественного уровня ведет к недопроизводству ВВП на 2,5-3\% (в России — 5\%). Фактический ВВП, достигаемый при естественном уровне, называется потенциальным, что свидетельствует о производственных возможностях ЭКОНОМИКИ.

Безработица порождает не только экономические потери в виде недопроизводства ВВП, но и социальные, нравственно-психологические и даже политические издержки. От безработицы страдают личные интересы работников и их семей, рушатся судьбы и надежды миллионов людей, растут показатели таких явлений "социальной патологии", как смертность, убийства и самоубийства, грабежи, нервно-психические и другие болезни и т. п. Высокая и продолжительная безработица, сопровождаемая обнищанием широких слоев населения, может приводить к установлению диктаторских, национал-патриотических и фашистских режимов. Все это ставит борьбу с безработицей на одно из центральных мест в системе государственного макроэкономического регулирования экономики.

3. Существуют разные способы борьбы с безработицей. Можно использовать политику стимулирования инвестиций, особенно в малый и средний бизнес, можно увеличить государственные расходы или содействовать росту потребительских расходов. Однако все эти шаги принесут пользу лишь при снижении безработицы до уровня естественной нормы. Дальнейшее увеличение занятости обернется сначала ростом уровня цен, а затем возвращением безработицы к уровню естественной безработицы, т. е. стагфляции. Впоследствии ухудшатся и макроэкономические показатели, что сведет на нет все усилия по борьбе с безработицей. Поэтому государственная политика в области занятости должна строиться прежде всего на учете типа безработицы, а также на принятии мер по борьбе лишь с циклической безработицей, которые, в свою очередь, не должны провоцировать ускорение инфляции.

Вопросы и задания для повторения

Дайте определение безработицы и обоснуйте, кого следует включать в состав безработных.

Каковы причины безработицы в рыночной экономике?

Почему рыночный механизм не может обеспечить полную занятость ресурсов?

Чем отличаются взгляды на проблему безработицы представителей разных экономических школ?

Почему наличие в обществе фрикционной и структурной безработицы рассматривается как полная занятость?

Президент обещает увеличить пособия по безработице и снизить безработицу при полной занятости с 6,0 до 5,5\%. Прокомментируйте совместимость этих действий.

Почему при циклической безработице потери общества превосходят потери граждан, оказавшихся без работы?

Является ли следующее утверждение верным, неверным или сомнительным?

"'Увеличение размера пособий по безработице увеличивает среднюю продолжительность безработицы. Следовательно, политика увеличения размера пособий по безработице нежелательна с социальной точки зрения".

Обоснуйте свой ответ.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что резервная заработная плата безработных уменьшается с увеличением периодов их безработицы, т. е. чем дольше они остаются безработными, тем ниже их резервная заработная плата. Обоснуйте, почему это можно считать правильным.

В 70-е гг. Швеция разработала несколько новых стратегий для рынка труда, влияющих на увольнения. Три из них заслуживают особого внимания:

а) предприятия, которые при спаде производства, вместо того чтобы увольнять работников, организовали для них обучение по месту работы, получали государственные субсидии;

б) все работники должны были получать уведомление об увольнении по крайней мере за месяц (на некоторых предприятиях их уведомляли даже за 2-3 месяца);

в) уволенные работники должны были пользоваться приоритетным правом при

появлении у прежнего работодателя новых рабочих мест. Какие вероятные последствия могут иметь эти стратегии, вместе взятые, для заработной платы, занятости и безработицы в долгосрочном периоде?

Безработица в рыночной экономике может быть результатом:

а) нежелания трудиться при существующей на рынке ставке заработной

б) превышения совокупного предложения над совокупным спросом;

в) изменения структуры спроса на товары и услуги;

г) всех указанных причин.

В соответствии с классической теорией занятости существует только:

а) фрикционная безработица;

б) структурная безработица;

в) циклическая безработица;

г) добровольная безработица;

В кейнсианской теории занятости утверждается, что:

а) необходимы естественные методы регулирования численности населения;

б) равновесие рынка гарантирует полную занятость;

в) безработица вырастает из внутренних законов рынка;

Каким должен быть экономический рост, чтобы сократить фактическую безработицу с 8 до 6\% в течение одного года (при условии, что число Оукена составляет 2,5)?

Как вы думаете, в каком случае общество понесет большие потери (или они одинаковы)?

а) при 3\%-й безработице, когда незанятые остаются без работы 1 год;

б) при 6\%-й безработице, когда незанятые остаются без работы в среднем

В условиях полной занятости уровень фрикционной безработицы должен:

в) быть меньше, чем уровень циклической безработицы;

г) быть таким, чтобы выполнялись пункты а) — в);

д) быть таким, чтобы не выполнялись пункты а) — г).

В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВВП (млрд. долл.).

В 1995 г. экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6\%.

Провалы рынка – экономические проблемы, которые не могут решаться с помощью рыночного механизма.

Рынок выполняет свои функции наиболее эффективно в условиях экономической свободы, что предполагает:

- свободу перемещения ресурсов;

- своду выбора продавцов и покупателей;

Важнейшим преимуществом рыночной системы является то, сто данная система – саморегулирующаяся. Она обладает собственным внутренним порядком и подчиняется собственным закономерностям. Однако тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, действует через постоянное нарушение равновесия, как частичного – на отдельных рынках, так и общего – между совокупным спросом и совокупным предложением.

Макроэкономическая нестабильность проявляется:

- в неустойчивых темпах экономического роста и циклическом характере развития экономики;

- в недоиспользовании ресурсов, включая неполную занятость;

- в нестабильности общего уровня цен и инфляции.

Все перечисленное является следствием не только внешних факторов, но и следствием несовершенства самого рыночного механизма. Речь идет о функциях, которые не свойственны природе рынка и о ситуациях, когда рыночный механизм приводит к неэффективному с точки зрения общества распределению ресурсов.

Виды провалов рынка:

1. Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики необходимым количеством денег. Регулирование денежной массы в соответствии с экономическими потребностями, а следовательно, эмиссия денег – монополия государства.

2. Механизм рынка не обеспечивает удовлетворения тех потребностей общества, которые не выражены в индивидуальном платежеспособном спросе, то есть не имеют рыночной денежной оценки. Речь идет о товарах, которые необходимы обществу, но на которые не предъявляется платежеспособный спрос. Следовательно, отсутствует стимул к их производству. Это общественные блага. Эти блага при предоставлении одному индивиду автоматически становятся доступны всем. Их характеристики: неконкурентность и неисключаемость.

3. Рыночной системе внутренне присуща склонность к монополизации.

Рыночный механизм стимулирует процессы, ослабляющие конкуренцию:

- каждый отдельный производитель стремится к той или иной форме монополии, что порождает практику тайных сговоров производителей и создание их объединений с целью захвата рынка;

- технический прогресс, стимулируемый рыночным механизмом, требует с чисто технологической точки зрения крупномасштабного производства, что ведет к увеличению размера фирмы, как абсолютных, так и относительно размеров рынка. Это приводит к централизации и концентрации капитала и производства и, как следствие, к монополизации рынка.

Таким образом рынок сам порождает тенденцию к монополизации, а монополия препятствует эффективному распределению ресурсов и портит рыночный механизм. Тенденция к монополизации вытекает из логики конкурентной борьбы. Рыночная система не может противодействовать монополизации, так как эта тенденция – следствие действия рыночного механизма. Рынок сам порождает то, что его убивает.

4. Рыночная экономика включает инфляцию как имманентную характеристику рыночного механизма. В результате инфляции деньги обесцениваются, и цены перестают играть роль рыночных сигналов.

5. Рыночный механизм не может решить всей совокупности региональных проблем. Регионы располагают разным объемом ресурсов (природных, финансовых, трудовых). При недостатке финансовых ресурсов невозможно использовать и все другие их виды. Система перемещения ресурсов с помощью рыночного механизма приводит к оттоку средств из «бедных» регионов. Они перемещаются в регионы с более благоприятным инвестиционным климатом. Это приводит к дальнейшему обострению экономического положения «бедных» регионов.




6. Рыночный механизм не обеспечивает устойчивости макроэкономического равновесия, не может обеспечить полную занятость ресурсов.

7. Рыночный механизм не может реализовать национальные экономические интересы в сфере международных отношений. Страны, менее развитые, с низким уровнем производительности труда лишаются возможности развития.

8. Рыночный механизм социально нейтрален, то есть одновариантен с точки зрения распределения доходов (сильные выигрывают и становятся еще сильнее, слабые проигрывают). Рыночное распределение доходов не соответствует социальным потребностям общества, раскалывает его и ведет к социальным конфликтам. Более того, такое распределение может подорвать будущее развитие общества.

9. Рыночный механизм приводит к существованию внешних эффектов (экстерналий).

Провалы государства – ситуации, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов. Выше мы рассмотрели так называемые «провалы рынка». Логично предположить, что государство должно сосредоточить усилия на решении проблем, которые не в состоянии решить рынок. К ним, в первую очередь относится производство общественных благ, регулирование и контроль естественных монополий, разработка политики доходов, регулирование экстерналий и т.д. Однако вероятность принятия государством неоптимальных экономических решений весьма велика.

Это объясняется следующими обстоятельствами:

1. Недостаток информации и/или низкое качество информации, исходя из которой принимаются решения. Правительственные решения могут приниматься при отсутствии надежной статистики. Более того, наличие активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению имеющейся информации.

2. Сложная и многозвенная система сбора информации, принятия решения, доведения его до исполнителя и контроля исполнения решения. В итоге информация искажается, решения реализуются в ситуациях, отличных от тех, применительно к которым они принимались, решения не выполняются и т.п. Качественный контроль при многозвенности управления вообще невозможен.

3. Политизация экономических решений.

4. Недостаточная мотивация управленческих структур. Лица, принимающие решения и распределяющие финансовые потоки, не несут личной имущественной ответственности за свои последствия своих решений. Бюрократия распределяет ресурсы, собственником которых не является. Более того, если законодательные и представительные органы власти зависят от воли общества, интересы которого представляют, выражают и обеспечивают (наличие политического цикла), то бюрократия в основном автономна, от позиции общества практически не зависит.

5. Прогноз последствий экономических решений, принимаемых государством, зачастую невозможен. Экономические агенты могут реагировать и часто реагируют отнюдь не так, как ожидалось. Поэтому конечные результаты государственных регулирующих мероприятий могут отличаться, в том числе диаметрально, от их цели.

Как видим, ни рыночный, ни командно-административный механизмы принятия решений не являются панацеей. Второй должен использоваться таким образом, чтобы не подменять действия рыночных сил. Однако и без государственного регулирования сбалансированное экономическое развитие в современных условиях обеспечить невозможно.

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага — это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.

Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства (см. гл. 26).

3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен (см. гл. 7). На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.

4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.

Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.

Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами


Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:

  1. рынок способен решать главные экономические проблемы, хотя и не идеально;
  2. рынок принципиально не способен решать ряд задач, важных для общества.
  • после создания крупного машинного производства рынок исчерпал свои возможности рационального решения главных экономических задач, и от него надо отказываться;
  • дальнейший экономический прогресс человечества будет возможен только тогда, когда люди научатся решать эти главные задачи без помощи рынка — на основе составляемых государством централизованных планов.
  • механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития, и его функционирование можно улучшить;
  • централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.

Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

  • никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка (но многие рынки в большей или меньшей мере монополизированы);
  • среди продавцов, с одной стороны, и покупателей — с другой, не должно существовать сговоров с целью обеспечения для себя более выгодных условий сделок, чем можно было бы добиться при совершенной конкуренции (но такие сделки в реальности встречаются очень часто);
  • всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает);
  • все издержки по любой сделке должны покрываться только участниками, и им же должны доставаться и все выгоды от нее;
  • государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:

  • устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка;
  • смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка

  • в возможности монополизации;
  • трудности создания общественных благ на коммерческой основе;
  • возникновении внешних эффектов или внешних затрат;
  • образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.

1. Монополизация рынка

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.

И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.

Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).

2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе

Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными.

Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.

Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.

В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.

Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.

3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат

Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.

Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара.

В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.

Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.

4. Смягчение неравенства доходов и богатства

Изменить эту ситуацию можно несколькими способами:

1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.

Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.

Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.

Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. Между тем, развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.

Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».

2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.

Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей.

Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. Тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.)

Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.

Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?

Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.

В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.

Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.

Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.

Общество и экономика – взаимосвязанные понятия, которые стоит рассматривать вместе. Стоит рассмотреть взаимосвязь разных экономических механизмов с политической деятельностью государства и уровнем жизни людей.

Может ли общество развиваться без экономики? Как связаны экономика и уровень жизни? Каков портрет новой экономики начала XXI века?

Развитие общества немыслимо без экономики. Благодаря экономическим отношениям создаются материальные блага, обеспечивается возможность культурного и научного прогресса.

Экономика напрямую влияет на уровень жизни населения. Низкие доходы негативно сказываются на качестве медицинского обеспечения, условиях проживания и отдыха.

Новая экономика 21 века в России находится на стадии развития. Предпринимательская деятельность затруднена, поскольку антимонопольная политика проводится недостаточно активно.


Вопросы и задания к документу

1. Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как несовершенный?

Рыночный механизм не может устранить такие проблемы:

  • справедливое распределение и применение имеющихся ресурсов;
  • обеспечение устойчивости экологической ситуации;
  • устранение неоправданного неравенства между людьми.

2. Какие данные подтверждают усугубляющееся в мире социальное неравенство?

Согласно статистике, собранной ООН, абсолютные показатели бедности растут. Т. е. люди в массе своей не приобретают материальные и духовные блага, а теряют. В связи с этим снижается и качество жизни.

3. Используя содержание параграфа и свои знания по курсу обществознания, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.

Наиболее эффективный механизм достижения социального согласия – совершенствование социальной политики:

  • Увеличение свобод для предпринимательской деятельности. Высокая конкуренция подталкивает компании к улучшению качества выпускаемой продукции.
  • Развитие сферы здравоохранения и образования. Более здоровое и образованное население имеет более высокие показатели производительности труда.
  • Поддержка малоимущих граждан.
  • Регулирование трудовых отношений – экономическая политика должна обеспечивать каждому работнику возможность выбирать вакантные места, а не зависеть от одного работодателя.
  • Помощь в переподготовке кадров.
  • Введение прогрессивного налога. Сегодня богатые платят меньше, чем бедные, что ведет к обогащению первых и снижению доходов последних. Принцип прогрессивного налога прост – чем больше доход, тем больший процент от него придется отдавать государству.


Вопросы для самопроверки

1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?

Экономика играет решающую роль в развитии общества. Она занимает первое место по значению среди множества сфер общественной жизни по нескольким причинам:

  • создает условия для продления человеческого рода;
  • поддерживает жизнедеятельность людей;
  • обеспечивает саму возможность жизни за счет производства необходимых благ.

2. От чего зависит богатство и процветание страны?

Эти показатели зависят от уровня экономики государства. Только при высоком уровне экономики возможно эффективное использование природных и производственных ресурсов. Основные показатели богатства и процветания страны:

  • повышение продолжительности жизни населения;
  • увеличение прожиточного минимума;
  • равномерность распределения доходов между гражданами;
  • доступность культуры;
  • состояние окружающей среды.

3. Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?

Основные экономические механизмы:

  • торговля – каждый продукт имеет ценность, выражаемую в денежном эквиваленте;
  • специализация – все работники распределены на группы, работающие над производством определенных продуктов;
  • распределение труда – разделение труда на ряд операций, выполняемых разными людьми.

Если сравнивать страны Африки (с натуральным хозяйством) и страны Европы (с торговыми отношениями), станет ясно, что торговля – более эффективный механизм, чем натуральное хозяйство.

Перечисленные выше механизмы экономики позволяют повысить производительность труда каждого работника. Благодаря этим механизмам производители могут выгодно обмениваться продуктами своего труда.

4. Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?

Социальный мир возможен только в том случае, когда рыночная экономика будет корректироваться при помощи социальной политики:

  • Поддержка малообеспеченных граждан.
  • Обеспечение доступности образования.
  • Трудоустройство незанятого населения. При этом важно создавать привлекательные вакансии с достойной з/п.

Роль экономики в жизни общества требует внимательного изучения – это позволит сделать выводы о дальнейшем развитии страны.


5. Нужна ли демократия рыночной экономике?

Нужна, потому что при отсутствии конкуренции (при существовании монополий) качество производимых товаров не улучшается, а зачастую становится хуже. Люди вынуждены покупать то, что есть, потому что больше ничего не предлагается. Кроме того, свобода предпринимательской деятельности – один из факторов обогащения общества в целом.

6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?

На экономическую жизнь общества влияет деятельность политических партий и объединений. Цели государственной политики, обеспечивающие развитие экономики:

  • охрана окружающей среды;
  • справедливое распределение доходов;
  • обеспечение условий для полной занятости населения.

Такие меры позволят сделать экономические механизмы более эффективными.

7. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?

В России наметилась проблема с регулированием антимонопольной деятельности. Это означает, что для крупных компаний создается больше условий для развития, чем для мелких предприятий. Такая ситуация характеризует рыночную экономику России как «развивающуюся».

Задания

1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни.

Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте свой ответ.

Я считаю, что повышение качества жизни каждого члена общества ведет к общей удовлетворенности людей своим положением. Это положительно сказывается на производительности труда и заинтересованности населения в развитии прогресса, развитии страны в целом.

2. Численность населения Земли постоянно растет… Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества.

В развитых странах двигателем прогресса является производство, а рынок труда постоянно совершенствуется, благодаря чему большинство людей имеют хорошо оплачиваемую работу.

В бедных странах еще не сформировался механизм рыночной экономики, который бы смог обеспечить население рабочими местами. При этом плохо организованная образовательная политика ведет к тому, что люди не стремятся делать карьеру или заниматься интеллектуальным трудом, а живут по традиционным для этого общества принципам. Рождаемость в таких странах очень высокая, что обеспечивает перенаселение и уменьшение доходов каждого гражданина.


Как влияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на такое показатели как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.

Поскольку в бедных странах быстро увеличивается число населения, ресурсов страны не хватает, чтобы обеспечить каждого достойным доходом. Рыночная экономика не сформирована, ресурсов не становится больше, они, наоборот, иссякают. В результате ухудшается качество жизни каждого конкретного человека. Низкий уровень жизни приводит к падению производительности труда и снижению темпов развития производства, страны в целом.

В развитых странах население подходит к воспитанию детей более рационально – семейные пары решаются завести ребенка только после обеспечения себе достойного уровня проживания – после покупки недвижимости, устройства на высокооплачиваемую работу.

3. Как влияет процесс дифференциации доходов населения в условиях рынка на отношение работников к труду?

Поскольку доходы разных групп населения сильно различаются, работники с низкой зарплатой оказываются обделенными материальными и духовными благами. Они понимают, что при нынешней работе им не добиться желаемого уровня жизни. Это приводит к тому, что работники начинают негативно относиться к своей работе, профессии и труду в целом.

Если при увеличении объема усилий и времени, затрачиваемого на работу, доходы увеличиваются, работник положительно относится к труду.


Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России.

К положительным сторонам социально-экономической дифференциации можно отнести:

  • Повышение интереса к получению профессионального образования и повышению его качества. Однако не каждый член общества имеет возможность получить образование, которое ему интересно (в некоторых регионах не востребованы определенные профессии, а возможности переехать нет).
  • Улучшение развитие конкуренции среди профессионалов. Чтобы добиться более высокого дохода, приходится конкурировать со множеством таких же специалистов.
  • Поскольку дифференциация не останавливается, а только усиливается, богатые богатеют, а бедные беднеют, что провоцирует дальнейшее расслоение общества.

Экономика жизни общества представляет особый интерес для современных граждан, которые стремятся улучшить свой доход и качество жизни.

Читайте также: