Как обеспечить занятость населения

Опубликовано: 15.05.2024

В условиях перехода нашей экономики на рыночные отношения появились такие понятия как занятость и безработица.

К занятому населению относятся следующие группы граждан:

· работающие по найму (трудовому соглашению или контракту) за вознаграждение в течение полного или вознаграждение в течение полного или неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой и т. д.

· самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов кооперативов, фермеров и членов их семей, занятых производственной деятельностью и т. п.

· военнослужащие и др. категории граждан.

· избранные, назначенные или утверждаемые на оплачиваемую должность.

Для того, чтобы обеспечить занятость населения государство предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики. С этой целью разрабатываются государственные, общественные, республиканские и региональные программы занятости. С целью реализации политики занятости населения на всей территории РФ сформирована Государственная служба занятости населения. Работу этой службы возглавляет и организует Государственный комитет РФ по занятости населения, в который входят государственные комитеты республик в составе РФ, центры занятости населения в краях, областях, автономиях, в Москве и Санкт-Петербурге, районах и городах. Первичным звеном службы занятости являются районные и городские центры, в круг деятельности которых входят вопросы анализа состояния и прогноза занятости, оценка местного рынка труда, учет граждан, обращающихся по вопросу трудоустройства, обеспечение населения информацией о возможном трудоустройстве, организации профессиональной переподготовки, оказание помощи и консультации работодателей в подборе нужных им работников, обеспечивает в пределах своей компетенции социальную защиту незанятого населения.

Для реализации мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения, формируемый за счет отчисления определенного процента (в н. в. 2%) от фонда оплаты труда предприятий и организаций всех форм собственности.

В условиях перехода к рыночной экономике существенно меняется структура занятого населения: уменьшается доля работающих на государственных предприятиях и значительно растет доля работников на предприятиях альтернативных форм собственности.

Определенный уровень безработицы (4-5% численности) считается оправданным и называется естественным уровнем.

Например, в любой период времени обязательно какая-то часть людей ищет работу, в т. ч. впервые или временно не занята из-за перерывов в сезонной работе. Это так называемая фрикционная безработица.

В настоящее время достаточно часто возникает такая ситуация, когда определенное число работников лишается рабочих мест в связи со структурными сдвигами в производстве, вызывающими изменениями в спросе на некоторые профессии. Это структурная безработица.

Не редка и такая ситуация, когда в связи с сокращением объема производства увольняются наряду с лицами пенсионного и предпенсионного возраста и молодые работники. Это демографическая безработица. Резервная армия труда отражает несоответствие между спросом на работников определенной профессии и квалификации и их предложением. С ростом банкротства предприятий, снижением объемов производства на действующих предприятиях эта армия увеличивается. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации” (1991 г.) и постановление правительства РФ от 17.11.92г. “Об утверждении положения о порядке регистрации безработных и условиях выплаты пособия по безработице”, Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О занятости населения в РФ” от 6.05.1996 г. предусматривают компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений:

· выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации

· выплату пособий по безработице

· возможность участия в оплачиваемых общественных работах

· компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другой регион по предложению службы занятости.

Библиографическая ссылка на статью:
Попкова И.С. Занятость населения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12971 (дата обращения: 12.04.2021).

Общество устроено таким образом, что для того, чтобы обеспечить себя всем необходимым, удовлетворить различные потребности, человек должен предлагать свои услуги, особый вид товара – рабочую силу, и получать за него вознаграждение, заработную плату.

Рассмотрим ключевое понятие статьи – занятость.

Занятость – это одна из основных категорий экономики, определяющий благосостояние народа (недаром Адам Смит свой труд по экономике назвал «Богатство народов»).

Занятость зависит не только от экономических факторов, но и от демографических процессов, которые в свою очередь зависят от экономических, политических, социальных, международных факторов.

В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» занятость – это деятельность граждан, связанная с удов­летворением личных и общественных потребностей, не противоречащая действующему законодательству и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход) [2].

Это определение в большей части отражает правовое и отчасти социально-экономическое содержание. В этой связи необходимо отметить, что занятость это не деятельность, а общественные отношения, прежде всего экономические и правовые, между людьми, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте [4].

Проблема занятости появилась не только сейчас, проблему занятости рассматривали такие ученые, как Д.М. Кейнс, А. Маршалл, Д. Рикардо, П. Самуэльсон, А. Смит, К. Маркс и др.

Так, например, ещё в трудах Адама Смита было отмечено, что главным мотивом хозяйственной деятельности человека является его собственный интерес, удовлетворение своих потребностей – материальных и духовных. Но получить материальные или духовные ценности, блага для себя человек может, только оказывая услуги другим людям, предлагая им в обмен свой труд или продукты труда. Так развивается разделение труда, специализация. Так люди помогают друг другу и способствуют развитию общества, хотя каждый и печётся только о своем собственном интересе – так отмечал в своей книге «Богатство народов» Адам Смит.

Таким образом, каждый человек стремится продать свой труд подороже с тем, чтобы приобрести для себя больше материальных и духовных благ. Обычно он не думает при этом об общественной пользе, он исходит лишь из своих интересов, но, как это и не странно, поступая эгоистически, приносит пользу обществу. Именно в этом Смит видит «невидимую руку» объективных экономических законов.

Во времена типичных кризисов перепроизводства, вызванных дисбалансом совокупного спроса и совокупного предложения проблемы были во всех странах одинаковые: затоваривание, глубокий спад производства, банкротства предприятий, паралич кредитно-банковской системы, массовая безработица и резкое снижение жизненного уровня населения. Таким образом, проблема занятости и состояние рынка труда – проблемы не новые.

Структура занятости населения резко меняется в кризисные периоды. Именно такой период переживает наша страна в данный момент времени. Структурная перестройка экономики России, которая произошла за последние двадцать лет, привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается скрытая безработица за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю, самозанятых, выживающих за счёт так называемых «калымов» и т. д..

С другой стороны, стране как никогда нужны грамотные профессионалы, специалисты, мастера своего дела во всех отраслях науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, торговли, образования и других отраслях.

Таким образом, можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве в соответствии со своими способностями и профессиональными знаниями и потребностью в кадрах по России в целом и по регионам.

Это противоречие возникло по разным причинам, из-за совокупности различных факторов. Во-первых, для многих профессионалов не достаточное количество рабочих мест – обанкрочиваются и закрываются промышленные предприятия и заводы, встают фабрики, сокращаются сельскохозяйственные угодья, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию становятся мало- или нерентабельными. В такой ситуации первоклассные специалисты либо вынуждены искать работу не по специальности, либо переквалифицироваться, либо заниматься самозанятостью.

Во-вторых, даже если профессионал найдёт работу, то не всегда она его удовлетворяет уровнем заработной платы, условиями труда и пр..

В-третьих, в наше время социально-экономические, политические и др. факторы меняются так быстро, что порой та профессия, на которую учился человек, становится никому не нужной и молодой специалист пополняет ряды безработных.

Таким образом, мы подходим к определению такой категории как рынок труда. Именно на рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, величина заработной платы, определяются и оговариваются условия труда, возможности профессионального и карьерного роста, повышения мастерства и профессиональных компетенций, гарантия занятости.

Рабочая сила определяется как совокупность физических, интеллектуальных и духовных способностей человека к трудовой деятельности. Именно за рабочую силу человек получает заработную плату.

В нашей стране занятость населения регулируется следующими законодательными актами - Конституцией РФ [1], Законом РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», принятого 19.04.1991 года с последующими изменениями и дополнениями [2], другими федеральными законами и нормативными актами, регулирующих отношения в сфере занятости населения.

Тем не менее, в развитии рынка труда нашей страны в настоящее время сформировалось ряд проблем:

- диспропорции спроса и предложения рабочей силы: рост безработицы при одновременном сохранении структурного дефицита кадров;

- наличие непрестижных и низкооплачиваемых вакантных рабочих мест и должностей;

- отсутствие качественных рабочих мест для женщин;

- низкая заработная плата рабочих, практикуемая на большинстве предприятий и организаций всех форм собственности

- текучесть высококвалифицированных рабочих;

- рост обращаемости таких категорий граждан в службу занятости как инвалиды, молодежь без практического опыта работы, женщины, длительно неработающие, лица предпенсионного возраста и другие;

- увольнение работников, вызванное кризисными явлениями,

- увольнение работников, вызванное потребностями предприятий в сокращении штатов и реструктуризации производства.

Таким образом, проблема занятости населения носит комплексный характер и оказывает влияние на все сферы жизни общества. Особенно важное значение занятость населения приобретает с учётом циклического характера развития современной рыночной экономики и повторяющихся кризисных явлений.

Проблема занятости населения и эффективной организации государственного регулирования занятости является актуальной и находит отражение в экономической и правовой литературе.

Важность проблемы занятости подчёркивается конституционным закреплением права граждан на свободный труд, а также развитием и кодификацией современного российского трудового законодательства.

На российском рынке труда необходимо активный тип воздействия на уровень занятости, который заключается в стимулировании создания новых рабочих мест и предложении труда и мерах по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях.

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 2010.
  2. «О занятости населения в РФ» [Текст] : федер.закон: [принят Госдумой 19 апреля 1991 года N 1032-1] (с изменениями на 30 ноября 2011 года) – М : Приор, 2012 –70 с.
  3. Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда [Текст] / Е.Д. Катульский – М.: Человек и труд, 2012.-250 с.
  4. Котляр А.В. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными [Текст] / А.В. Котляр. –М.: Человек и труд, 2011.-220 с.
  5. Фатеева Ю.В., Карпешина А.А. Проблемы российской занятости населения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3436 (дата обращения: 06.11.2016).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции, в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК), в Законе о занятости и других нормативных актах. Так, в статье 37 Конституции установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6).

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.) - не ратифицирована РФ и др..

Примечательно, как отмечает И.Я. Киселев, что еще на своей первой сессии в 1919 г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств.

В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст. 4). Европейская социальная хартия содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом».

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
  • координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории России, соблюдение международных трудовых норм.

Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

Перечень долговременных мероприятий, которые проводятся в рамках государственной политики в области занятости населения, составлен с учетом международных правовых стандартов в области занятости населения, содержащихся в конвенциях, рекомендациях, декларациях и резолюциях МОТ.

Как отмечают специалисты, политика в области занятости должна содействовать, во-первых, полной занятости, т.е. иметь целью обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу.

Во-вторых, эта политика должна быть направлена на обеспечение того, чтобы такая работа была как можно более продуктивной.

В-третьих, эта политика должна обеспечить существование свободы выбора занятости и самых широких возможностей для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида - активную и пассивную. Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу. Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

По мнению И.Я. Киселева, в Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы. В Конвенциях МОТ так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.

Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст. 21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.

Примечательно, как пишет М.О. Буянов, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних работников, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения.

В этой связи считали бы необходимым внести изменение в статью 2 Закона о занятости, отнеся к занятому населению граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для чего ускорить принятие соответствующих нормативных правовых актов о развитии сельской самозанятости населения и определении порядка зачисления трудового стажа, социальных пособий и назначении пенсий этим гражданам.

Таким образом, государственная политика занятости как отражение стратегии занятости – это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

Активная политика занятости - совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу.

Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

Открытая безработица – внешнее проявление безработицы, включающее всех незанятых граждан.

Пассивная политика занятости - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы.

Сезонная безработица - безработица, возникающая вследствие сезонных колебаний спроса на труд.

Скрытая безработица – внешнее проявление безработицы, которое включает работников, фактически занятых в производстве, но в действительности не работающих.

Структурная безработица — безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства.

Фрикционная безработица — это безработица, связанная с затратами времени на поиск работы.

Циклическая безработица — безработица в период экономического спада.

Ключевые слова

Занятость, безработица, сезонная безработица, циклическая безработица, фрикционная безработица, структурная безработица, открытая безработица, скрытая безработица.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014 г. – С. 104-115

Рязанцев, С. В. Мировой рынок труда и международная миграция / С.В. Рязанцев, М.Ф. Ткаченко. - М.: Экономика, 2015. – С. 304

Бочарова И.Ю. Снижение длительной безработицы и программы профилирования/И.Ю. Бочарова // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 25. – С. 2-7.

Интернет- ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Занятость — это деятельность, которая связана с удовлетворением личных потребностей людей и, как правило, дающая возможность иметь трудовой доход.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором некоторая часть трудоспособных жителей не может найти деятельность, связанную с законным заработком.

Существуют следующие причины безработицы:

Структурные улучшения в экономике – появление и использование новых технологий и оборудования приводит к сокращению количества рабочих мест (машины заменяют человека);

Сезонные колебания – временные перемены в объеме производства продукции и предоставления услуг (а следовательно и в количестве рабочих мест) в некоторых отраслях производства;

Цикличность экономики – во время рецессии или состояния депрессии потребность в таком факторе производства как труд, снижается;

Демографические изменения – к примеру, увеличение лиц трудоспособного возраста может привести к тому, что спрос на рабочие места будет преобладать над предложением, что и ведет к безработице;

Политика в сфере заработной платы – действия правительства, профсоюзов или руководства предприятий по повышению минимального размера оплаты труда могут вызывать рост издержек производства и необходимость избавления от части рабочей силы.

- Структурная – невозможность найти работу из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации. Структурная безработица, при всех своих минусах, может не волновать правительство, но лишь тогда, когда общее количество свободных рабочих мест не уступает числу соискателей рабочих мест, хотя и у них могут быть другие специальности;

Фрикционная – ограниченные возможности для уволенного работника найти свободное рабочее место в соответствии со своей специальностью. Фрикционная безработица обнаруживается даже в государствах, в которых идет бурный экономический подъем. Ее причина заключается в том, что человеку, уволенному со своей работы или оставившему его по собственной инициативе, необходимо какое-то время для поиска нового вакантного рабочего места. Оно должно устроить его и по специальности, и по уровню оплаты труда.

Даже если на рынке труда свободные места существуют, то для их поисков необходимо время.

В странах с рыночной экономикой всегда есть определенное количество людей, которые по тем или иным причинам ищут себе более подходящую работу. Кроме того, на рынке труда всегда есть определенное количество безработных, которые ищут свою первую работу (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Эти люди также включаются в список при определении уровня фрикционной безработицы;

- Циклическая – бывает при экономическом кризисе, когда падают объемы производства.

Циклическая безработица характерна для стран, в которых наблюдается общий экономический спад. В этом случае проявления кризиса ощущаются не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Затруднения касаются большинства фирм страны, а потому многочисленные увольнения происходят почти одновременно и на всех предприятиях. В результате общее количество безработных превышает число безработных;

- Сезонная – находится в зависимости от сезонных работ в определенные периоды года. Часто к числу безработных добавляют сезонных работников. Они становятся безработными вследствие того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенное время года.

Наиболее ярким примером является рабочие, занятый в сельском хозяйстве, работающие в период уборки урожая, а в остальное время не имеющими постоянного источника доходов.

Формы безработицы по внешним проявлениям:

- Открытая – включает всех незанятых граждан;

- Скрытая – включает работников, чей труд не является важным, например, работающие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за трудности найти и устроиться в другом месте.

Формы безработицы по продолжительности:

- Краткосрочная - до 4 месяцев;

- Продолжительная - 4-8 месяцев;

- Длительная -8-18 месяцев;

- Застойная - более 18 месяцев.

Безработица необходима для нормального существования рыночной экономики, так как она дает резерв рабочей силы, который необходим для быстрой реакции рынка на изменения потребительского спроса.

Однако, если в странах с крепкой рыночной экономикой ее уровень несущественный и может понижаться до минимальных значений, то в отстающих странах и государствах, где экономика находится на переходной стадии, ее уровень хорошо заметен и имеет тенденцию к росту.

Поэтому для стран, в которых безработица является серьезной проблемой, необходимым становится выбор той или иной политики в области безработицы и разработка плана мероприятий в области занятости и защиты безработных.

Существует государственная активная и пассивную политику занятости населения.

- Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- это общее количество правовых, организационных и экономических шагов, предпринимаемых органами государственной власти для борьбы с безработицей (обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, нуждающихся в работе; активный поиск и подбор рабочих мест)

- Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) – это перечень мер, принимаемых для сглаживания отрицательных последствий безработицы (выплаты пособий по безработице, материальная помощь, выплаты и доплаты на ЖКХ и т.д.).

Государство обязано уделять особое внимание проблемам занятости населения.

Приоритет государственной политики в деле регулирования рынка труда, мониторинг процессов, происходящих в сфере труда, прогнозирование их развития должны быть направлены прежде всего на недопущение возникновения кризисных явлений, урегулирование напряженности на рынке труда.

Разбор типового тренировочного задания

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Включает всех незанятых граждан

Включает работников, фактически занятых в производстве, но в действительности не работающих

Правильный вариант/варианты: скрытая безработица.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

___________ (А) является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования _____ (Б) на изменения потребительского спроса.

Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых ___________ (В)с переходной экономикой ее уровень значителен и имеет тенденцию к _____ (Г).

Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную ________(Д), важным является выбор той или иной ________ (Е) и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) рынок 4) структура 7) государство

2) экономика 5) политика 8) проблема

3) рост 6) безработица 9) кризис

Правильный вариант: безработица, рынок, государство, рост, проблема, политика.

Активная политика занятости - совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу.

Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

Открытая безработица – внешнее проявление безработицы, включающее всех незанятых граждан.

Пассивная политика занятости - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы.

Сезонная безработица - безработица, возникающая вследствие сезонных колебаний спроса на труд.

Скрытая безработица – внешнее проявление безработицы, которое включает работников, фактически занятых в производстве, но в действительности не работающих.

Структурная безработица — безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства.

Фрикционная безработица — это безработица, связанная с затратами времени на поиск работы.

Циклическая безработица — безработица в период экономического спада.

Ключевые слова

Занятость, безработица, сезонная безработица, циклическая безработица, фрикционная безработица, структурная безработица, открытая безработица, скрытая безработица.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014 г. – С. 104-115

Рязанцев, С. В. Мировой рынок труда и международная миграция / С.В. Рязанцев, М.Ф. Ткаченко. - М.: Экономика, 2015. – С. 304

Бочарова И.Ю. Снижение длительной безработицы и программы профилирования/И.Ю. Бочарова // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 25. – С. 2-7.

Интернет- ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Занятость — это деятельность, которая связана с удовлетворением личных потребностей людей и, как правило, дающая возможность иметь трудовой доход.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором некоторая часть трудоспособных жителей не может найти деятельность, связанную с законным заработком.

Существуют следующие причины безработицы:

Структурные улучшения в экономике – появление и использование новых технологий и оборудования приводит к сокращению количества рабочих мест (машины заменяют человека);

Сезонные колебания – временные перемены в объеме производства продукции и предоставления услуг (а следовательно и в количестве рабочих мест) в некоторых отраслях производства;

Цикличность экономики – во время рецессии или состояния депрессии потребность в таком факторе производства как труд, снижается;

Демографические изменения – к примеру, увеличение лиц трудоспособного возраста может привести к тому, что спрос на рабочие места будет преобладать над предложением, что и ведет к безработице;

Политика в сфере заработной платы – действия правительства, профсоюзов или руководства предприятий по повышению минимального размера оплаты труда могут вызывать рост издержек производства и необходимость избавления от части рабочей силы.

- Структурная – невозможность найти работу из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации. Структурная безработица, при всех своих минусах, может не волновать правительство, но лишь тогда, когда общее количество свободных рабочих мест не уступает числу соискателей рабочих мест, хотя и у них могут быть другие специальности;

Фрикционная – ограниченные возможности для уволенного работника найти свободное рабочее место в соответствии со своей специальностью. Фрикционная безработица обнаруживается даже в государствах, в которых идет бурный экономический подъем. Ее причина заключается в том, что человеку, уволенному со своей работы или оставившему его по собственной инициативе, необходимо какое-то время для поиска нового вакантного рабочего места. Оно должно устроить его и по специальности, и по уровню оплаты труда.

Даже если на рынке труда свободные места существуют, то для их поисков необходимо время.

В странах с рыночной экономикой всегда есть определенное количество людей, которые по тем или иным причинам ищут себе более подходящую работу. Кроме того, на рынке труда всегда есть определенное количество безработных, которые ищут свою первую работу (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Эти люди также включаются в список при определении уровня фрикционной безработицы;

- Циклическая – бывает при экономическом кризисе, когда падают объемы производства.

Циклическая безработица характерна для стран, в которых наблюдается общий экономический спад. В этом случае проявления кризиса ощущаются не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Затруднения касаются большинства фирм страны, а потому многочисленные увольнения происходят почти одновременно и на всех предприятиях. В результате общее количество безработных превышает число безработных;

- Сезонная – находится в зависимости от сезонных работ в определенные периоды года. Часто к числу безработных добавляют сезонных работников. Они становятся безработными вследствие того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенное время года.

Наиболее ярким примером является рабочие, занятый в сельском хозяйстве, работающие в период уборки урожая, а в остальное время не имеющими постоянного источника доходов.

Формы безработицы по внешним проявлениям:

- Открытая – включает всех незанятых граждан;

- Скрытая – включает работников, чей труд не является важным, например, работающие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за трудности найти и устроиться в другом месте.

Формы безработицы по продолжительности:

- Краткосрочная - до 4 месяцев;

- Продолжительная - 4-8 месяцев;

- Длительная -8-18 месяцев;

- Застойная - более 18 месяцев.

Безработица необходима для нормального существования рыночной экономики, так как она дает резерв рабочей силы, который необходим для быстрой реакции рынка на изменения потребительского спроса.

Однако, если в странах с крепкой рыночной экономикой ее уровень несущественный и может понижаться до минимальных значений, то в отстающих странах и государствах, где экономика находится на переходной стадии, ее уровень хорошо заметен и имеет тенденцию к росту.

Поэтому для стран, в которых безработица является серьезной проблемой, необходимым становится выбор той или иной политики в области безработицы и разработка плана мероприятий в области занятости и защиты безработных.

Существует государственная активная и пассивную политику занятости населения.

- Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- это общее количество правовых, организационных и экономических шагов, предпринимаемых органами государственной власти для борьбы с безработицей (обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, нуждающихся в работе; активный поиск и подбор рабочих мест)

- Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) – это перечень мер, принимаемых для сглаживания отрицательных последствий безработицы (выплаты пособий по безработице, материальная помощь, выплаты и доплаты на ЖКХ и т.д.).

Государство обязано уделять особое внимание проблемам занятости населения.

Приоритет государственной политики в деле регулирования рынка труда, мониторинг процессов, происходящих в сфере труда, прогнозирование их развития должны быть направлены прежде всего на недопущение возникновения кризисных явлений, урегулирование напряженности на рынке труда.

Разбор типового тренировочного задания

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Включает всех незанятых граждан

Включает работников, фактически занятых в производстве, но в действительности не работающих

Правильный вариант/варианты: скрытая безработица.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

___________ (А) является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования _____ (Б) на изменения потребительского спроса.

Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых ___________ (В)с переходной экономикой ее уровень значителен и имеет тенденцию к _____ (Г).

Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную ________(Д), важным является выбор той или иной ________ (Е) и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) рынок 4) структура 7) государство

2) экономика 5) политика 8) проблема

3) рост 6) безработица 9) кризис

Правильный вариант: безработица, рынок, государство, рост, проблема, политика.

Читайте также: