Можно ли устроиться на работу водителем автобуса

Опубликовано: 01.10.2024


После приобретения автобуса(ов) его владелец, скорее всего, столкнется с необходимостью поиска квалифицированных водителей. Процесс подбора подходящего исполнителя упрощает специально разработанный перечень требований, которому должен соответствовать водитель, управляющий пассажирским транспортом.

Обязательные требования, предъявляемые к водителям автобусов при их приеме на работу

Какая категория прав требуется для управления автобусом

Работать водителем этого ТС может только водитель с правами категории D.

Требование для водителей автотранспорта, перевозящего детей, – из последних 3-х лет один год непрерывно он должен проработать на автотранспорте, для управления которого требуется категория D, не совершать правонарушений в области дорожного движения, предусматривающих штраф или админарест. Уплата штрафа положение дел не меняет – к перевозке детей такое лицо не допустят. Стаж должен быть подтвержден трудовой книжкой или трудовыми договорами. К водителям, которые не будут управлять школьными автобусами, такие требования к стажу не предъявляются.

Существует так называемая «укороченная» версия категории D – категория D1, которая позволяет водить пассажирские транспортные средства с количеством мест для сиденья (включая водительское кресло) – до 16.

С какого возраста разрешено управлять автобусами

Управление пассажирскими автобусами разрешено с 21 года. Верхнего ограничения по возрасту для вождения автобуса не существует. Единственным ограничением является состояние здоровья.

Какие документы необходимы

При поступлении на работу необходимы следующие документы:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
  • Трудовая книжка. Потребуется за исключением случаев, когда человек устраивается на работу впервые или станет водителем по совместительству.
  • Страховое свидетельство по обязательному пенсионному страхованию. При первом заключении трудового договора получением страхового свидетельства занимается наниматель.
  • Военный билет для военнообязанных или приписное свидетельство к определенному призывному участку (для призывников).
  • Документы, подтверждающие образование и квалификацию.

Оформление трудовых отношений с водителем

Дополнительные требования к водителям пассажирских автобусов

Работодатель может попросить соискателя заполнить анкету. Разрешенные пункты:

  • Указание персональных данных, сведений об образовании и квалификации, опыте работы водителем.
  • Знание иностранных языков, необходимых при работе на международных туристических маршрутах или при перевозках иностранных туристов.
  • Данные о семейном положении.
  • Желаемая зарплата и дополнительные бонусы, которые хочет получить претендент.
  • Справка об отсутствии судимости.
  • Наличие водительской карты для тахографа, контролирующего режим труда и отдыха, если таковой используется. В 2020 году обязательная установка тахографов на автобусы была отменена, но в будущем этими устройствами будут оснащены все транспортные средства, используемые для регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок.

Сведения, которые соискатель на вакансию имеет право не предоставлять:

  • национальность;
  • вероисповедание;
  • информация о родителях;
  • материальное положение.

Какими качествами должен обладать водитель автобуса

В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства Транспорта России № 287 от 28.09.2015, водитель автобуса, помимо стандартных условий, предъявляемых к перевозчикам категорий В и ВЕ, должен знать:

  • особенности законодательства РФ в областях автобусных перевозок пассажиров;
  • законодательные акты в отношении обязательного страхования ответственности водителя за причинение вреда имуществу, здоровью и жизни пассажиров.

Навыки, которыми должен обладать водитель пассажирского автобуса:

  • умение проверять исправность ТС перед поездкой и после нее;
  • обеспечение безопасной посадки, транспортировки и высадки пассажиров;
  • использование в работе тахографов.

Советы при приеме водителя на работу

Помимо стандартных процедур, работодатель может провести устное или письменное тестирование, в течение которого проверяются знания:

  • правил дорожного движения;
  • техники безопасности;
  • особенностей законодательства в области пассажироперевозок автобусами;
  • технической базы транспортного средства.

Работодатель может провести собеседование совместно с квалифицированным психологом, который проверит наличие у соискателя таких важных личностных качеств, как аккуратность, внимательность, наблюдательность, хорошая реакция и способность мгновенно оценивать ситуацию и принимать оптимальные решения, стрессоустойчивость.

Даже если водитель предоставил медицинскую справку, рекомендуется перепроверить состояние его здоровья отправкой на медкомиссию. Если в компании имеются локальные нормативные документы, касающиеся деятельности водителя, будущего работника необходимо ознакомить с ними под роспись.

Оформление трудовых отношений с водителем

После проверки данных соискателя подписывается трудовой договор и издается приказ по форме Т-1 или по другой форме, принятой в фирме. В трудовом соглашении указываются особенности рабочего режима, присутствие материальной ответственности (частичное или полное) или ее отсутствие.

Требования к водителю автобуса

Выбор подходящего кандидата на вакансию водителя автобуса – сложное и важное мероприятие, к которому работодатель должен подойти с максимальной ответственностью и учесть все перечисленные выше факторы.

vodava22

В любом населенном пункте, будь то крупный город или районный центр, не обойтись без автобусных перевозок.

Автобусы развозят людей по различным направлениям, на работу, в учебные заведения и так далее, подчиняясь конкретному графику и следуя заданному маршруту. Помимо внутригородских маршрутов, водители могут выполнять междугородние и международные рейсы.

Общая информация о профессии

Работа водителя автобуса очень сложная. Она требует такие важные качества как коммуникабельность, стрессоустойчивость, физическая выносливость, хорошее физическое и психическое здоровье, высокая концентрация внимания, хорошая реакция. Также он должен при необходимости устранить любую поломку, чтобы продолжить движение и не поломать график работы. В наше время работа водителя автобуса очень востребована на рынке труда.

Стоит отметить, что заработная плата простого водителя автобуса в Москве и Московской области достигает до 50 тысяч рублей и выше, что гораздо выше, чем у водителей в среднем по России. Хотя условия труда везде практически одинаковые.

Чтобы устроиться на работу водителем автобусного парка, необходимо иметь:

  1. Водительское удостоверения с открытой категорией «Д».
  2. Медицинскую книжку.
  3. Справку о судимости или несудимости.
  4. Отрицательный тест на наркотики.
  5. Решение экзаменационных билетов на знание правил дорожного движения.

Водитель автобуса

Плюсы профессии

Как и любая другая деятельность, она имеет имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К плюсам можно отнести:

Счастливый водитель автобуса

Минусы профессии

Среди минусов этой работы можно отметить:

  • Водители порой вынуждены работать на старой, изношенной технике, тем самым подвергая свою жизнь и жизнь пассажиров опасности.
  • Рост интенсивности движения на дорогах влечет за собой рост аварийности, поэтому водитель постоянно должен быть начеку.
  • Зачастую работая до 16 часов в сутки, у работника не остается времени на семью, на личные дела и увлечения.
  • Бывает, что автобусный парк не занимается развозкой своих работников в ночное время. Тем, кто работает до позднего часа (до 22 -23 часов вечера) желательно иметь жилье недалеко от работы, чтобы добираться было проще, так как весь городской транспорт прекращает свою работу.
  • Также многие водители отмечают, что на конечных пунктах отсутствуют диспетчерские комнаты, где работники могли бы отдохнуть. Обедать очень часто приходится всухомятку в салоне автобуса.
  • Часто при поступлении на эту тяжелую и ответственную работу молодые люди не понимают всю сложность данной профессии и, не выдерживая всех тягот и лишений, спешат уволиться. Поэтому зачастую в автобусных парках увеличивается текучесть кадров.
  • Тяжелые условия работы (ранний подъем, короткий ночной сон).
  • Не соответствующая заработная плата.
  • Постоянное пребывание на сквозняке, что может негативно отразиться на здоровье водителя.
  • Хамство, как со стороны пассажиров, так и со стороны других водителей.
  • Нет перспектив для карьерного роста.
  • Постоянное наличие стрессовых обстановок. Особенно начинающие работники подвержены большому воздействию стресса. После очередной поездки многие долгое время не могут прийти в себя.
  • Нахождение весь день за рулем в любую погоду, будь то жара или мороз.
  • Монотонность работы.

Вывод

Социальные и экономические преобразования дают свои плоды. Для работников автопарка строится ведомственное жилье, выделяются места в детских садах для детей, улучшаются условия труда. Также в некоторых автобусных парках выделяют беспроцентную ссуду в размере 10% от стоимости жилья. Оздоровление в санаториях и профилакториях, питание сотрудников в столовой в счет заработной платы, организация досуга. Все эти достижения в сумме возвращают профессии привлекательность и престиж.

Идти ли ему в эту профессию или нет, дело выбора самого человека. Но при этом он должен помнить, что нередко жизнь и здоровье людей напрямую зависит от квалификации и серьезного отношения водителя автобуса к его работе. Поэтому при поступлении на эту должность человек должен трезво оценить свои физические и психические возможности, готов ли он взять на себя ответственность за чужие жизни.

Работа в Финляндии является желанной для многих русских и украинцев. Одна из основных проблем Финляндии на сегодняшний день – это старение населения. Вследствие этого страна нуждается в профессиональных кадрах, в особенности на рабочих профессиях. По состоянию на 2021 год самыми актуальными являются вакансии:

  • строителей;
  • работников медицинских учреждений;
  • работников социальной сферы;
  • работников фермерского хозяйства;
  • сезонных рабочих.

Большинство из них не требует знания языка. В свою очередь, для получения более привлекательного предложения, граждане СНГ должны обладать не только высокими профессиональными навыками, но и знанием английского, а лучше финского и шведского языков.

работа в Финляндии для русских и украинцев

Рабочая виза в Финляндию для россиян и украинцев

С 1995 года Финляндия входит в состав ЕС. На практике это означает, что граждане из стран не входящих в состав Европейского союза для официального трудоустройства на территории Финляндии должны получить рабочую визу и (или) вид на жительство.

Список документов необходимых для оформления рабочей визы:

  • Две фотографии 4.7 на 3.6 сантиметра. Максимальный срок давности фото – 6 месяцев.
  • Заполненное заявление на визу. Заполняется исключительно на английском языке.
  • Приглашение на работу от работодателя из Финляндии.
  • Копию и оригинал действующего заграничного паспорта. Если ранее консульством Финляндии была выдана виза, но отметка о ней находится в старом загранпаспорте – необходимо предоставить также и его.
  • Копию и оригинал гражданского паспорта.

Все документы необходимо перевести на финский, или английский языки. Подать их нужно не менее чем за 2 недели до даты предполагаемого въезда на территорию страны, но и не ранее чем за 3 месяца до этого дня.

Рабочая виза Финляндии позволяет работать в рамках только одной профессии. То есть, менять работу в период действия визы можно, но только по той же специальности.

За выдачу разрешения потребуется заплатить консульский сбор, равный 35 евро.

Вместо рабочей визы можно использовать обычную, если:

  • Вы собираетесь работать преподавателем, тренером, инструктором;
  • Вы собираетесь работать на сезонных работах;
  • Вы являетесь членом экипажа корабля, который заходит в один из портов Финляндии.

При этом общее количество времени пребывания в стране не должно превышать трех месяцев.

Как найти работу в Финляндии без посредников

Для поиска работы без посредников используйте интернет сайты. Приведем некоторые из них в таблице ниже.

www.te-palvelut.fi/te/fi/ официальный сайт Министерства труда Финляндии.
www.monster.fi на финском языке
rekrytointi.com на финском языке
www.oikotie.fi на финском языке
careers.barona.fi на финском языке
eu.experteer.com англоязычный сайт
www.workinfinland.com англоязычный сайт
www.adecco.fi/en-us англоязычный сайт
www.helsinki.fi/urapalvelut/english/ вакансии для студентов
www.boyden.fi/finland/ вакансии на руководящие должности

Не стоит доверять русским сайтам по поиску работы в Финляндии из-за высокой вероятности, что объявления там могут быть размещены посредниками.

Учтите, что некоторые вакансии могут быть не размещены в интернете, а потому по возможности используйте следующие способы поиска работы:

  • финские радио и ТВ;
  • финские газеты;
  • объявления на улицах в самой Финляндии;
  • специальные форумы в интернете и социальные сети.

Работа без знания языка

Если Вы не знаете ни финского, ни английского (очень много финнов свободно разговаривают на нем), ни шведского (второй государственный язык Финляндии) языков – то реально претендовать можно на следующие вакансии:

  • Сезонные работы. Наиболее популярны в Финляндии сбор клубники, сбор лесных ягод, очистка снега.
  • Уборщики помещений.
  • Дворники.
  • Няни.
  • Подсобник в строительной фирме и иные «чернорабочие» вакансии.

При условии постоянного трудоустройства некоторые фирмы могут идти на уступки и брать работника без знания финского языка, но с оговоркой, что в кратчайшие сроки он будет выучен.

Сезонная работа вахтой

В Финляндии популярны следующие виды работ вахтовым методом.

Вакансия разнорабочего в теплицы

Разнорабочий в теплицы. Условия труда: предоставляется проживание на месте работы, график – 6 дней рабочих и один выходной. В некоторых случаях рабочие все 7 дней в неделю. Есть дневные и ночные смены. Работа 12 часов в день с 9:00 до 21:00 и с 21:00 до 9:00. Предоставляется питание.

  • Чаще, работа организуется вахтовым методом. Возможные варианты: 15/15, 30/30, 39/15, 45/45, 60/30, 60/60.
  • Обязанности: полив, прополка, пикировка, опрыскивание, окучивание и другое.
  • Оплата: до 90 евро за одну смену.
  • Требования к соискателям: возрастные рамки не ограничены; пол – любой; знание языка не обязательно, но желательно; строго без вредных привычек.

Вакансия уборщика снега

Уборщик снега. Условия труда: предоставляется проживание и питание в счет заработной платы. Работа в большинстве производится рано утром, поэтому вставать необходимо не позднее 5 часов утра. Продолжительность рабочего дня определяется скоростью уборки и количеством выпавшего снега. Уборка производится в любую погоду. График – 6 дней рабочих и один выходной. В некоторых случаях рабочие все 7 дней в неделю. Вахта организуется до конца зимнего периода (в Финляндии от 4 до 6 месяцев). Возможны вахты по договоренности с работодателем.

  • Обязанности: очистка от снега и гололеда тротуаров, велосипедных дорожек, дорог и другое.
  • Оплата: до 80 евро за одну смену.
  • Требования к соискателям: возраст – 20-55 лет; пол – мужской; опыт работы по уборке снега не менее 2-х лет; приветствуется опыт работы на снегоуборочных машинах; знание языка желательно, но не обязательно; строго без вредных привычек.

Вакансия охранника

Охранник. Условия работы: Предоставляется проживание, питание и спецодежда в счет заработной платы. Работа посменная 12 часов в сутки, или сутки через сутки. Возможны вахты по договоренности с работодателем.

  • Обязанности: охрана доверенных объектов.
  • Оплата: до 80 евро за одну смену.
  • Требования к соискателям: возрастные рамки не ограничены; пол – предпочтительно мужской; знание языка не обязательно, но желательно; строго без вредных привычек.

Сезонные работы перед праздниками

Например, уборщик в коттедж, для подготовки его к новогодним праздникам и уборке после них. Работа всего на 1-2 недели с проживанием и питанием. Должность могут занять молодые девушки. График работы в зависимости от загрязненности объекта. Оплата сдельная.

Работа на сборе клубники и других ягод

Работа в Финляндии на сборе клубники и других ягод

Наиболее популярен в Финляндии сбор:

  • лесных ягод и грибов;
  • малины;
  • клубники;
  • гороха.

На работу приглашаются все заинтересованные лица, так как фермерских хозяйств в Финляндии действительно много. Заработок напрямую зависит от опыта работника и количества собранных им ягод (грибов). Приведем цены за сбор ягод и грибов:

  • черника и клюква – 2-5 евро за килограмм.
  • брусника – 1-2 евро за килограмм;
  • морошка – 4-15 евро за килограмм;
  • лисички – 4-9 евро за килограмм;
  • белые – 2-7 евро за килограмм;
  • горькушка – 2-4 евро за килограмм;
  • млечник – 2-5 евро за килограмм.

За сбор малины, клубники и других ягод фермеры платят от 10 до 30 евро за одну смену, в зависимости от количества собранных ягод работником.

Работа водителем и дальнобойщиком

Вакансия водителя предъявляет более жесткие требования к соискателям. А именно:


Достаточно многих людей интересует работа водителем в Европе. Это связано с востребованностью автотранспортных перевозок в настоящее время и сравнительной доступностью работы водителем за границей. Поэтому имеет смысл посмотреть, что ждет тех, кто от общих намерений переходит к действиям. Если же присутствуют сомнения, всегда можно посмотреть на отзывы уже прошедших этот путь.


Работа дальнобойщиком в Германии в 2021 году

Чаще всего, конечно, направляются туда, где уровень доходов выше. А именно в Германию. Развитая экономика этой страны к тому же достаточно мощна и в отношении транспорта.

Дальнобойщики в Германии именуются Fernfahrer, но основным обозначением является термин LKW-Fahrer. LKW означает сокращение от слова Lastkraftwagen, или, в переводе, грузовик.

Как и везде в мире, водитель грузового автомобиля обязан не просто добираться без лишних проблем из пункта А в пункт Б. Неотъемлемым требованием к нему является наличие некоторых знаний по логистическому обеспечению перевозок.

Желающие работать дальнобойщиком в Германии должны уметь загружать и выгружать груз, обеспечивать его сохранность, соблюдать как дорожные правила, так и специфические нормы вождения грузового автомобиля. Шофер отвечает за то, что машина чиста и исправна технически, может использовать средства спутниковой навигации, вступает в деловые контакты и при отправке груза, и при его получении по месту назначения.


Работа водителем в Германии подразумевает наличие одной из четырех категорий водительских прав. Так, сертификат С1 позволяет владельцу управлять грузовиками массой до 7500 кг с прицепами до 750 кг.

Категории вождения

Обратная сторона водительского удостоверения с категориями вождения

Пакет документов содержит заключение о хорошем зрении водителя, общее заключение о состоянии здоровья, права категории В по стандартам, принятым в ФРГ, и удостоверение о знании основ первой медицинской помощи.

Нормы и требования

Работа водителем в Германии очень жестко контролируется. Время, проводимое шоферами за рулем, фиксируется, что позволяет их приводить в соответствие с нормой. Грузовики не могут быть выпущены в рейс, если там нет автоматических приборов, которые собирают полный комплект необходимых сведений.

В каждой компании, безусловно, свои особенные правила. Их сообщают водителям при подготовке к получению прав либо же записывают в контракт. Однако некоторые общие моменты вполне известны.

  1. Для шоферов грузовиков, ездящих по территории Германии, в том числе и русских, за каждые сутки время пребывания в кабине не превышает 9 часов (в этот промежуток входит и обед).
  2. Дважды в неделю может быть превышение лимита на один час. Однако это уже может вызывать вопросы у контролирующих органов.
  3. После каждых 4,5 часов вождения максимум требуется делать перерыв, причем длина пауз в работе в течение дня не должна быть меньше 45 минут.
  4. Устанавливаются при работе дальнобойщиком в Германии также недельные ограничения продолжительности работы. За одну неделю дозволяется крутить баранку максимум 56 часов. Однако за каждые 2 недели рабочее время не превышает 90 часов. Отсчет ведут от 0 часов понедельника до полуночи с воскресенья на понедельник.
  5. Без учета перерывов в течение каждого дня полагается иметь 11 часов отдыха водителей. Он может происходить и в машине, но только если она остановлена и имеет спальное место. В воскресные и праздничные дни перемещение всех тяжелых грузовиков дозволяется только с 22 до 24 часов.


Работа дальнобойщиком в Германии подразумевает оплату от 8 до 15 евро за час. В южных регионах оплата несколько выше, чем на севере ФРГ. Как свидетельствуют отзывы дальнобойщиков, самые маленькие ставки наблюдаются на территории бывшей ГДР.

Другие варианты

Разумеется, кроме Германии, возможности для работы водителем за границей есть и в других странах. И далеко не всегда это управление именно грузовиками.

Например, в Финляндии очень не хватает шоферов автобусов.

Местным жителям такая работа кажется не слишком привлекательной, и государство вынуждено открывать расширенные возможности для иностранцев. Наименьшая зарплата в Финляндии для дальнобойщиков составляет 2000 евро за месяц, работать нужно 74 часа в неделю.

автобусы в Финляднии

Работа на автобусе в Финляндии

Те из белорусов и украинцев, кто решает: «ищу работу водителем в Европе», интересуются в первую очередь, конечно же, трудоустройством в Польше.

Рабочая виза в этой стране дается на 12 месяцев безвозмездно. Подписание контракта и оформление в социальных фондах происходит в присутствии самих будущих работников. Им потребуется пройти медобследование и 3 дня посещать курсы повышения квалификации. Лишь затем можно писать заявление в министерство транспорта, чтобы получить из него особое свидетельство.

Главные моменты

Везде в Европе время отдыха водителей тщательно расписано действующим законодательством, применяются эти ограничения и к иностранцам. Малейшие нюансы контролирует тахограф, с беспристрастными показаниями которого спорить весьма трудно.

Работа вахтой за границей для шофера возможна также в Чехии и в ряде других стран в Европе, так как почти повсюду количество квалифицированных специалистов ограничено, потребность же в них растет.

Непременными условиями для кандидатов являются наличие рабочих виз, приглашений на работу, знания местного государственного языка, наличие полагающихся по закону допусков и заключение официального контракта.

Вакансии для водителей за границей проще всего найти в специализированных агентствах. Перевозчики (автотранспортные компании) в странах Европы не прочь заплатить приличные деньги, предоставить отличные по меркам постсоветского пространства условия, взамен требуя только добросовестность и наличие навыков. Кроме того, наниматели содействуют в заполнении документов и в подготовке к рейсам, в решении другого рода проблем.

Главное, что привлекает людей, если взглянуть на отзывы, это возможность увеличить свое благосостояние и получить достаточно интересную работу. Если же учесть, что уровень социальных гарантий и трудовых прав в Западной Европе заметно выше, выбор места работы однозначен. О таком уникальном шансе посмотреть на мир и говорить не приходится.

Работа за пределами Европы

В США в настоящее время дефицит водителей большегрузного автотранспорта принял очень большие размеры. Необходимость в специалистах исключительно велика, фирмы готовы порой даже оплачивать обучение и выдавать отменную на сегодняшний заработную плату (она начинается от 35 тысяч долларов в год).

Дальнобойщик в Америке

Дальнобойщик в Америке

Почему же в самих США дальнобойщиков мало? Около трети из тех, кто уже занят в этой сфере (из числа коренных американцев), родились в первые послевоенные годы. Именно они наиболее опытны, отлично ориентируются на трассах, знают все профессиональные тонкости и реже других становятся участниками ДТП.

Роман за рулем автобуса: как становятся лучшими в профессии

На прошлой неделе в Москве выбрали лучших водителей автобусов. До финала главного городского конкурса профессионального мастерства дошли 34 участника. А успешнее всех прошли испытания Кирилл Разумов и Анна Гудкова, которые заняли два первых места.

Так случилось, что они не просто вместе работают в филиале «Западный» ГУП «Мосгортранс», вместе ездят по одному из самых востребованных маршрутов № 904, но и уже не первый год встречаются. Мы спросили у лучших московских водителей, что нужно, чтобы получить такое звание, за что они любят свою работу и каково это — быть вместе на дороге и дома.

«Особенно красиво смотреть в окно зимой, когда светят фонари»

Для Кирилла Разумова профессия водителя — по-настоящему семейное дело. За рулем автобуса работали его отец и дед. Продолжатель династии, еще живя в родном Омске, почти сразу начал участвовать в профессиональных конкурсах. А с переездом в Москву продолжил совершенствовать мастерство.


— Кирилл, почему вы решили стать водителем автобуса?

— У меня с самого детства было стремление управлять большими машинами. Когда я был ребенком, отец иногда забирал меня на работу из садика, и я смотрел, как он водит автобус, как ставит его в бокс. Когда вырос, пошел учиться в омский ДОСААФ: получил там права категорий B и C. Потом попал в армию, где тоже был водителем — я перевозил ракеты. А уже после отучился на категорию пассажирского транспорта и сразу начал работать на автобусе.

— Чем отличается работа на московских маршрутах?

— Транспорт в Москве намного современнее и комфортнее для водителя, а на дорогах есть выделенные полосы. Они очень помогают экономить время даже при серьезных заторах. Еще мне нравятся опрятный внешний вид водителей Мосгортранса и их дисциплинированность.

— Есть ли у вас любимый маршрут? Где вам нравится проезжать и останавливаться?

— Я работаю на маршруте № 904, он проходит мимо Тверской Заставы, здания Мэрии Москвы и Кремля до станции метро «Китай-город». Он, наверное, и есть мой любимый. Особенно красиво смотреть в окно зимой, когда уже стемнело и светят фонари.

— Как изменился московский транспорт за время вашей работы?

— В 2015 году, когда я стал работать в Москве, еще весь парк состоял из бело-зеленых автобусов. А в 2016 году приехал первый синий автобус. Можно сказать, я видел, как преображается московский транспорт.

— Изменилась ли обстановка на дорогах: как относятся к общественному транспорту другие участники движения?

— Когда я работал на коротком автобусе, я бы не сказал, что водители меня сильно уважали. А когда начал водить «гармошку», сразу почувствовал другое отношение. Такие машины водители чаще пропускают, видят, что за рулем опытный человек.

— Как выбирают лучших водителей в Москве?

— Конкурс проходит в три этапа. Первый — теория. На нее дается в два раза меньше времени, чем на обычном экзамене в ГИБДД: не 20 минут, а 10. При этом конкуренция высока — чем быстрее ты ответишь, тем лучше. После этого практическая часть: ты заходишь в бокс, где стоит автобус, в нем есть примерно 30 неисправностей, тебе дают задание найти некоторые из них. На осмотр дается всего три минуты. Неисправности могут быть в салоне, в двигателе, под капотом. Чем раньше ты выйдешь и больше найдешь, тем лучше. А третий этап — маневрирование.





— Вы с 2015 года пять раз занимали призовые места на профессиональных конкурсах. Вы чему-то на них учитесь? Берете что-то в обычную практику?

— Когда я в первый раз победил на профессиональном конкурсе, я подумал, что это просто удача, но на следующий год я снова стал первым. Сегодня я еще, наверное, не до конца понимаю, что стал лучшим в Москве, но уже появляется какая-то уверенность в себе. Когда ты участвуешь в конкурсе, ты даже становишься увереннее в себе. Ты ждешь начала соревнований, заранее к ним готовишься, повторяешь правила дорожного движения, чтобы не было никаких ошибок. В итоге растет мастерство. У меня, например, за всю историю не было ни одной аварии.

— На работе вы встретили свою девушку. Каково это быть вместе двум водителям автобусов?

— Мы долгое время просто общались как коллеги и дружили. Когда Анна только устроилась на работу, я занял первое место в командном зачете и второе в личном. Я предложил ей попробовать поучаствовать в конкурсе вместе на следующий год. Я стал помогать ей готовиться, можно сказать, был ее тренером. Мы начали больше проводить времени вместе и постепенно стали встречаться.

Мы работаем на одном маршруте, вместе обедаем — у нас такой график, что мы едем на маршруте практически друг за другом: если Анна приезжает на обед, то через какое-то время приеду и я. А потом мы вместе идем домой, потому что смены тоже заканчиваются примерно в одно время.

«Водителей удивляют женщины за рулем больших автобусов»

Анна Гудкова пришла работать в ГУП «Мосгортранс» в 2017 году. Одна из немногих женщин в автобусном парке уже три года пробует свои силы в профессиональных конкурсах. И последняя попытка оказалась самой успешной.


— Как вы оказались в такой профессии — не самой популярной среди девушек?

— Честно говоря, случайно. Наш парк находится рядом с моим домом. И поначалу просто искала работу, которая была бы в шаговой доступности. У меня уже были права, и я прошла обучение в течение 2,5 месяца. После этого смогла трудоустроиться. А когда немного втянулась, мне очень понравилось.

— Почему вы решили участвовать в конкурсе? Насколько для вас было важно занять призовое место?

— Я хотела получить от соревнований позитивные эмоции. Хотелось самой попробовать, узнать, как все происходит, как выглядит изнутри. Первый раз у меня был пробный, можно сказать, — я не заняла никакого места. Во второй раз я стала третьей среди женщин. А в этом году я заняла призовое место в личном зачете. Я шла к этому целый год, очень стремилась и много готовилась.

— Что для вас быть одним из лучших профессиональных водителей Москвы?

— Честно говоря, до конца у меня в голове еще не уложилось, что получилось занять высокое место. Но эмоции только позитивные — я очень рада. Я даже, наверное, до конца не верила, что смогу показать такой результат. Ведь в конкурсе участвовали 34 водителя, и все они профессионалы своего дела.

— Много ли женщин работает на московских маршрутах?

— В нашем филиале автобусного парка работают 10–15 женщин из примерно 600 водителей, но раньше их было еще меньше. Я замечаю, что с каждым годом их количество растет.


— Есть ли особое отношение к женщинам-водителям автобусов у вас в парке и на дорогах?

— В парке особого отношения нет: все водители равны. А на дорогах некоторых водителей женщины за рулем автобуса удивляют — все-таки транспорт не малогабаритный. Я сейчас работаю на длинном сочлененном автобусе категории Е, и от этого на лицах мужчин бывает еще больше удивления.

— Как изменился общественный транспорт в Москве за три года вашей работы?

— Транспорт меняется: становятся лучше автобусы, раньше были более старые модели, сейчас уже парк почти полностью обновился.

— На каких маршрутах вам больше всего нравится работать?

— 904-й — один из любимых моих маршрутов. Он проходит через центр города по красивым местам. Да и пассажиры там тоже достаточно приветливые.

Читайте также: