Причины безработицы в астраханской области

Опубликовано: 01.10.2024


занятость, безработица, уровень экономически активного населения, уровень занятости, уровень безработицы, Астраханская область, employment, unemployment, the level of the economically active population, the level of the employment, the level of the unemployment, Astrakhan region

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

Данная статья характеризует сущность занятости и безработицы. Определены показатели занятости и безработицы населении Астраханской области за 2010-2015 гг. Рассчитав коэффициент экономической активности населения, коэффициент занятых в экономике и коэффициент безработицы, были выявлены уровень экономической активности населения, уровень занятости и уровень безработицы.

Текст научной статьи

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. Реальный уровень безработицы представляет собой проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Отсутствие денег, потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня для решения проблем безработицы принимаются в государственные программы, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчающие возможность их будущего трудоустройства, а программы страхования по безработице смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Рынок рабочей силы отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Для этого, в службах занятости созданы базы данных о работниках и работодателях. [1] Данные занятости и безработицы Астраханской области приведены на рис. 1. [2] Рис.1 - Занятость и безработица в Астраханской области за 2010-2015 гг. Анализ статистики занятости и безработицы Астраханской области за 2010-2015 гг. показал, что в целом численность экономически активного населения с 2010г. по 3 квартал 2015 колеблется. Численность занятых в экономике, в целом, имеет тенденцию к увеличению, кроме 2013 и 2014 годов, где она оставалась на одном уровне. А численность безработных имеет тенденцию к сокращению. Это справедливо как для исследований, проводимых по методологии Международной организации труда (МОТ), основанной на опросах населения, так и для статистики по количеству официально зарегистрированных в Астраханской области занятых и безработных. К сожалению, не все безработные и занятые регистрируются на биржах труда, поэтому реальные показатели могут отличаться от действительной ситуации. Это обусловливается эффектом теневой экономики (незаконной нерегистрируемой официальной статистикой деятельности людей). Для оценки статистики занятости и безработицы Российской Федерации осуществляется расчет коэффициентов экономически активного населения, занятости и безработицы. На примере Астраханской области были рассчитаны показатели занятости и безработицы и определена их динамика. Динамика абсолютных показателей занятости и безработицы приведена в таблице 1. Таблица 1 Занятость и безработица в Астраханской области за 2010-3 квартал 2015 гг. [2] тысяч человек Годы Население в возрасте 15-72 года (всего) в том числе экономически активное население из него экономически неактивное население занятые в экономике безработные 2010 780,9 525,2 482,1 43,1 255,7 2011 774,9 531,8 485,0 46,8 243,1 2012 773,1 518,3 477,3 41,0 254,8 2013 773,1 534,6 494,7 39,9 238,5 2014 764,2 532,4 492,7 39,7 231,8 1 квартал 2015 759,7 519,1 478,0 41,1 240,6 2 квартал 2015 759.7 532,7 492,6 40,1 227,1 3 квартал 2015 759.7 538,7 502,0 36,7 221,0 Анализ занятости и безработицы за рассматриваемый период показал, что численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет в 2010 году составляла 67,3% от общей численности населения страны. В 2011 году численность экономически активного населения составила 68,6% от общей численности населения страны, что на 1,3% больше по сравнению с 2010 годом. В 2012 году численность экономически активного населения составила 67,0% от общей численности населения страны, что на 1,6% меньше по сравнению с 2011 годом. В 2013 году численность экономически активного населения составила 69,1% от общей численности населения страны, что на 2,1% больше по сравнению с 2012 годом. В 2014 году численность экономически активного населения составила 69,7% от общей численности населения страны, что на 0,6% больше по сравнению с 2013 годом. Если рассматривать 2015 год в среднем за 3 квартала, то численность экономически активного населения составила 69,8% от общей численности населения страны, что по сравнению с 2014 годом больше на 0,1%. Если же рассматривать каждый квартал 2015 года то, в 1ом квартале 2015 года численность экономически активного населения составила 68,3% от общей численности страны. Во 2ом квартале численность экономически активного населения- 70,1% от общей численности страны, следует, что численность экономически активного населения по сравнению с 1ым кварталом увеличилась на 1,8%. В 3ем квартале численность экономически активного населения- 70,9% от общей численности страны следовательно численность экономически активного населения по сравнению со 2ым кварталом увеличилась на 0,8%. Полученные результаты расчетов представлены в таблице 2. Таблица 2 Динамика относительных показателей занятости и безработицы за 2010-3 квартал 2015 гг. в % Показатели Годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 I кв. II кв. III кв. Коэффициент экономической активности населения 67,3 68,6 67,0 69,1 69,7 68,3 70,1 70,9 Коэффициент занятости населения 91,8 91,2 92,1 92,5 92,5 92,1 92,5 93,2 Коэффициент безработицы 8,2 8,8 7,9 7,5 7,5 7,9 7,5 6,8 Анализ основных показателей статистики занятости и безработицы Астраханской области показал, что коэффициент экономической активности населения за рассматриваемый период увеличился, кроме 2012 года. Причины увеличения такие, как рост объемов производства, обновление основного капитала, увеличение инвестиционного и потребительского спроса, увеличение доходов. Коэффициент занятости населения за рассматриваемый период постоянно увеличивается с 91,8% в 2010 году до 93,2% в 2015 году. Соответственно снижается коэффициент безработицы с 8,2% в 2010 году до 6,8% в 2015 году. Этому поспособствовали такие причины, как создание постоянных рабочих мест, переквалификация рабочих, помощь государства в частном бизнесе, увеличение доходов. Динамика уровня экономической активности населения приведена на рис. 2. [2] Рис.2 - Уровень экономической активности населения Астраханской области 2010-2015 гг. Существуют такие виды безработицы, как фрикционная, структурная, циклическая, застойная, сезонная и скрытая. Фрикционная - незанятость, возникающая из-за того, что работнику которого уволили с предприятия, или который уволился по собственному желанию, требуется время для того, чтобы найти новую работу. Структурная - тесно связана с изменениями в технологии производства , по таким причинам как ликвидация устаревших технологий, появлением новых профессий, изменений потребительских вкусов. Циклическая - характерна для экономического кризиса, возникает из-за того, что происходит спад производства. Застойная - длительная безработица, которая чередуется краткими периодами случайной, временной работы. Обусловлена избытком рабочей силы. Сезонная - случается в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года. Скрытая - выражается в режиме неполного рабочего дня, работник дает согласие на неполный рабочий день из-за невозможности иного трудоустройства. Например, студенты. Статистика отражает фрикционную, структурную и циклическую безработицу. Рис.3 - Уровень безработицы Астраханской области 2010-2015 гг. На рис. 3 видно, что уровень безработицы Астраханской области с 2010-2012 гг. колеблется, а с 2012-2015 гг. имеет тенденцию к снижению. В 2013 и 2014 годах он оставался на одном уровне. Во всех странах для борьбы с безработицей применяются различные меры, в частности: - повышение квалификации работников или их переобучение; - создание новых рабочих мест, включая организацию общественных работ, открытие новых предприятий и восстановление старых производств; - содействие в постановке на учет и помощь в трудоустройстве в центрах занятости; - для того, чтобы сохранить рабочие места осуществляется поддержка предприятий, а также поддержка развития малого и среднего бизнеса; - контроль за обоснованностью увольнения, особенно для наиболее уязвимых групп (люди с малым профессиональным стажем, в определенном возрасте, матери с детьми, беременные женщины); - содействие в выезде на те территории, где имеется дефицит рабочей силы, при наличии трудовых вакансий; - перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими гражданами. Динамика абсолютных показателей занятости и безработицы молодежи приведена в таблице 3. Таблица 3 Занятость и безработица молодежи в Астраханской области за 2010-2014гг. [2] в % Годы экономически активное население из него занятые в экономике безработные 2010 33,8 13,1 20,7 2011 36,3 13,4 22,9 2012 34 13 21 2013 33,7 12,5 21,2 2014 31,7 12,2 19,5 Анализ занятости и безработицы молодежи за рассматриваемый период показал, что численность экономически активного населения имеет тенденцию к снижению, кроме 2011 года. В условиях экономических санкций, кризисных явлений в экономике России наиболее актуальными для снижения безработицы являются: Во-первых, переквалификация тех, кто может, хочет и кого есть смысл переучивать. Во-вторых, усиление социальной поддержки тех, кто переквалификации не подлежит, вплоть до создания для них льготных условий в других регионах. В-третьих, стимулирование деятельности частного бизнеса - расширение видов деятельности, что приведет к созданию новых рабочих мест. В-четвертых, запуск программ освоения регионов, ранее не пользовавшихся особой популярностью. В Астраханской области ни одна из отраслей не почувствовала на себе действия ответных экономических санкций России против Евросоюза и США. Так, в Астраханской области многие компании готовы наращивать объемы производства , чтобы заменить своей продукцией привозную. Особенно это касается астраханских фермеров, так как в последние годы Астраханская область активно увеличивала посевные площади и готова и дальше придерживаться такой тенденции. Вместо ввозимых из Турции томатов и огурцов, страну можно обеспечить продукцией Астраханской и Волгоградской областей. Благодаря данным санкциям безработных в сельскохозяйственной отрасли станет все меньше, так как понадобится намного больше рабочей силы, то есть, появится много новых рабочих мест. Министерство экономического развития Астраханской области представило прогноз социально-экономического развития региона на три года. Формально было представлено два прогноза, это базовый и оптимистичный. И оба прогноза свидетельствуют о том, что санкции и низкая цена на нефть не станут помехой для вполне успешного развития астраханской экономики в ближайшие годы. Самый важный проект- особая экономическая зона промышленно- производственного типа «Лотос». На него из федерального бюджета будет выделено 8млрд. рублей, для того, чтобы провести все запланированные коммуникации и помочь создать рабочие места для 13 тысяч человек. В настоящее время в регионе не наблюдается снижение деловой активности, и интереса инвесторов к нашему региону. Астраханская область с каждым годом наращивает свою инвестиционную привлекательность, тем самым создавая благоприятные условия для ведения бизнеса. [3]

Как обуздать астраханскую безработицу

По уровню безработицы астраханцы на третьем «призовом» месте в ЮФО. Таковы данные за второй квартал текущего года. За три месяца – с апреля по июнь – в рядах «бездельников» оказалось 7,8% наших земляков.

Что и говорить, безрадостный показатель. Но в целом ряде субъектов показатели ещё хуже. К примеру, в Калмыкии в безработных значится каждый десятый граждан, в Адыгее – 8,2%, в Ростовской области – 4,9%.

Приходилось неоднократно слышать, что цифры безработных не соответствуют, мол, фактическим данным, и что взяты они чуть ли не с потолка. А фактическая безработица в Астраханской области значительно ниже. Примерно такие же жалобы высказывают чиновники в других регионах, где безработица «зашкаливает».

Видимо, действительно в подсчётах есть некоторые вольности. Чтобы в дальнейшем этого не происходило, министерство труда намерено пересмотреть правила отнесения регионов к территориям с напряжённой ситуацией на рынке труда. Эти изменения, как считают в ведомстве, позволят более обосновано определить перечень проблемных регионов.

В данный момент к проблемным регионам относят те, где напряжённость на рынке труда как минимум в полтора раза выше, чем в среднем по стране. И определяется она, как соотношение числа людей, официально зарегистрированных в службах занятости, и числа имеющихся в распоряжении этих служб занятости вакансий.

Кроме этого, при отнесении территорий к «напряжённым» оценивается уровень занятости, безработицы, доля безработных, ищущих работу более 12 месяцев. В соответствии с нормативными актами, таким регионам помощь из федерального бюджета не полагается. Они сами должны изыскивать резервы для снятия напряженности. Исключение могут составлять лишь кризисные моменты. В эти периоды из бюджета выделяются средства на реализацию программ активной занятости населения. Минтруда ежегодно такую помощь утверждает специальным приказом. В этом году утверждён перечень территорий, где наблюдалась напряженность за последние два года. В списке оказался 21 субъект Федерации. Наш регион в этом перечне не названа. По данным ведомства, коэффициент напряжённости в среднем по России на конец июня текущего года составлял 49 человек на сто вакансий.

Как считают эксперты, показатели, которыми в данный момент пользуются для оценки уровня напряжённости, отражают далеко не все процессы, происходящие на рынке труда. Дело в том что количество вакансий, поданных в службу занятости, часто не соответствует фактической потребности в работниках. Как пример можно назвать бюджетную организацию. В ней есть вакансия. Но она распределена в рамках внутреннего совместительства. Что делается довольно часто. На эту вакансию принять нового человека невозможно. В частности, только потому, что она мала и прожить на неё невозможно.

Кстати, работу по совместительству хотят запретить. И инициируют это депутаты, защитив работающих от совместительства, мы, мол, таким образом защитим его от лишней нагрузки. А значит, сохраним его здоровье, считают они. Ничего не скажешь. Инициатива довольно сомнительная. И не удивительно, что общественность выступила против.

Нынешняя методика учёта трудовых ресурсов в нашей стране не отвечает современным требованиям. Нужны изменения. Минтруда настроен на это. Но пока раскачивается. А вот на Западе, в том числе в Японии, при анализе сложности на региональных рынках труда обращают внимание в первую очередь на темпы создания или ликвидации рабочих мест, а также на процессы естественного движения населения: рождаемость, смертность, миграцию и на многие другие факторы. Это позволяет видеть ситуацию с потребностью в рабочей силе в динамике. И заранее предпринять меры по предотвращению безработицы.

Неплохо бы перенять этот опыт нашим службам, занятым трудоустройством населения. Некоторые положительные аспекты есть и у нас. Особенно в работе с предпенсионерами и пенсионерами. В прошлом году, например, с помощью переобучения новым профессиям за счёт региональных бюджетов в программах переобучения участвовало 4,7 тысяч человек. То в этом году профобучение и дополнительное профобразование смогут получить 75 тысяч. Через пять лет таким образом вольются в трудовой процесс 450 тысяч предпенсионеров. На эти цели из федерального бюджета будет ежегодно выделяться 5 миллиардов рублей. А за шесть лет – 30 миллиардов.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 37 (843), 2019 г.

Библиографическая ссылка на статью:
Черненко Д.И. Безработица в Ростовской области как социально-экономическая проблема региона // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89776 (дата обращения: 21.05.2021).

На сегодняшний день безработица является неотъемлемой частью жизни россиян, которая оказывает значительное воздействие не только на социальную и экономическую, но и на политическую ситуацию в регионе. В этом и заключается актуальность выбранной мной темы.

Конкуренция, являясь основополагающей частью и чертой рыночной экономики, оказывает влияние на различного рода сферы жизнедеятельности людей, а в частности на рынок труда. Сочетание двух факторов – ограниченности рабочих мест и высокой конкуренции – порождает безработицу, которая присуща общественной жизни. Безработица является одним из главных характеристик, необходимых для определения состояния экономики на сегодняшний день, оценки экономической деятельности, её эффективности, а также уровня жизни населения.

Рыночная экономика характеризуется тем, что зачастую ей свойственна экономическая нестабильность, которая определяется в её инфляционном росте цен, безработице и циклическом развитии. Безработицу можно отнести к макроэкономическим проблемам Российской Федерации и оказывает в большей степени сильное и прямое воздействие на всех граждан страны. Для многих людей потеря рабочего места ассоциируется со снижением уровня жизни, а также оказывает серьезное психологическое влияние. Отсюда не трудно понять, почему проблема безработицы зачастую является предметом споров экономистов, социологов и политологов страны. Значительная часть политологов для того, чтобы оценить состояние экономики или эффективности экономической политики, применяют такой показатель как «индекс нищеты», который является суммой инфляции и уровней безработицы.[1, с.146]

В Ростовской области безработица на протяжении нескольких последних лет имеет нисходящую тенденцию. В 2013 году её показатель равнялся 6%, на сегодняшний день он равен 5,6%. В период с первой половины осени 2014 года и до весны 2015 года в регионе происходит рост безработицы из-за резких сокращений сотрудников. В первом полугодии 2014 года заметен медленный спад общего количества безработных, однако, начиная с середины лета и до окончания 2014 года, уровень безработицы начинает заметно повышаться и достигает 6,1%.[2]

Согласно данным, собранным Федеральной службой статистики, в 2018 году самый высокий уровень безработицы зарегистрирован в Республике Ингушетия – 26,6%, а самый низкий – в Москве – 1,2 % . Ростовская область оказалась на 36 месте с показателем в 5,6%. [3]

По прогнозам ведущих экономистов Ростовской области при сохранении имеющихся трендов в экономике, влияния антироссийских санкций, снижении государственного спроса, консервативной инвестиционной политике коммерческих организаций, реализации конкретных инвестиционных проектов в 2019 году количество занятых в регионе составит 2021,3 тысячи человек, в 2020 году – 2021,9 тысяч человек, а в 2021 году – 2022,7 тысячи человек, что на 2,5 тысячи человек больше, чем в 2018 году.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи в Ростовской области на 2016 год насчитывалось 1450 единиц сельскохозяйственных организаций, 8178 единиц – крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) и 599,4 единиц личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Согласно прогнозам перерабатывающей промышленности и Министерства сельского хозяйства Ростовской области количество КФХ, сельскохозяйственных организаций и ЛПХ в 2020 году сократится в среднем на 1,6% в сравнении с 2016 годом.

Рост количества занятых с 23,65 тысяч человек в 2018 году до 24,06 тысяч человек в 2019 году в такой сфере деятельности как «Рестораны и гостиницы» связан с переориентированием потока туристов на внутренние виды отдыха и ростом туриндустрии в целом. [4]

К основным факторам, оказывающим влияние на ситуацию на рынке труда Ростовской области, относятся:

- антироссийские экономические санкции и экономический кризис; несоответствие предложения и спроса профессионально-квалифицированной рабочей силы в территориальном разрезе;

- низкая адаптация действующей системы профессионального образования к нормам и требованиям рынка труда;

- сезонность безработицы, причинами которой являются работы в перерабатывающем и сельскохозяйственном секторах, а также туристско-рекреационной отрасли и курортно-санаторных организациях;

- низкий уровень конкурентоспособности социально незащищенных слоев населения и безработных россиян, к которым относятся инвалиды, молодые кадры без опыта работы, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, пенсионеры и женщины, имеющие на иждивении детей инвалидов и малолетних детей;

- разделение городских и сельских рынков труда по уровню безработицы и условиям создания рабочих мест;

- низкая мобильность населения трудоспособного возраста, которая связана с низким развитием рынка жилья.

Эффективное использование указанных факторов позволяет сдержать снижение количества безработных и как следствие стабилизирует данный показатель в 2019 – 2022 годы на отметке в 5,6 – 5,9 тысяч человек. В свою очередь уровень регистрируемой среднегодовой безработицы будет не выше 0,6% от общей численности экономически активного населения, что не противоречит целевому значению государственной программы России «Содействие занятости населения», которая была утверждена 15 апреля 2014 года № 298 Правительством Российской Федерации.

Актуальность темы обусловлена тем, что безработица оказывает существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Поэтому требует анализа и проработки направлений ее регулирования.

Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка направлений регулирования безработицы и занятости населения территории.

Первая глава работы содержит Теоретические аспекты исследования безработицы и занятости.

Анализ понятия и сущности занятости населения показал, что в специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.

Анализ видов безработицы и их специфики показал, что безработица бывает добровольной и вынужденной. Добровольная безработица возникает в условиях фиксированной заработной платы или когда работники не хотят трудиться за предлагаемую им заработную плату или заниматься низкопроизводительным и малооплачиваемым трудом. Вынужденная безработица является следствием причин, не зависящих от работника, и возникает в результате спада производства.

Анализ структуры безработицы в современной России и причин ее возникновения показал, что Современная безработица в Российской Федерации – явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений.

Среди путей регулирования безработицы и занятости можно выделить активные и пассивные.

Активныеметоды нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Вторая глава работы содержит анализ безработицы и занятости населения Астраханской области и направления их регулирования.

Современный рынок труда Астраханской области сформировался в условиях реформирования экономики. Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда зависят от влияния демографических, миграционных, экономических, образовательных, социальных и других факторов.

Анализ сферы занятости показывает, что на региональном рынке труда сохраняются его основные проблемы:

В рамках реализации политики повышения уровня занятости населения важное значение придается развитию предпринимательской деятельности и самозанятости населения. Осуществление эффективных инвестиционных проектов, организация самозанятости и малого предпринимательства безработными гражданами позволят создавать новые рабочие места, в результате чего численность занятых в экономике возросла к 2013 году.

С целью обеспечения занятости населения, улучшения и стабилизации ситуации на рынке труда, социальной поддержки безработных граждан осуществляется реализация мероприятий отраслевой целевой программы «Содействие занятости населения Астраханской области на 2014-2018 годы и на перспективу до 2023 года», утвержденной постановлением Администрации Астраханской области от 15.08.2013 N 38-П

Ожидаемые показатели реализации программных мероприятий за 2014-2018 годы:

В результате реализации мероприятий отраслевой целевой программы «Содействие занятости населения Астраханской области на 2014-2018 годы» численность безработных к концу 2018 года ожидается в пределах 11 тыс.

Анализ состояния безработицы и занятости населения в Астраханской области показал, что на 1 января 2013 г. уровень регистрируемой безработицы по Астраханской области составил 2,2 % от экономически активного населения при максимальном значении на конец 1996 г. – 4,7 %, а на 1 января 2014 г. уже – 1,9 % [3].

За январь-май 2014 г. в областной службе занятости зарегистрированы 10691 безработный гражданин, что составляет 79,2 % к соответствующему периоду 2014 г. На 1 июня 2014 г. число безработных составило 9456 человек.

Библиографическая ссылка на статью:
Черненко Д.И. Безработица в Ростовской области как социально-экономическая проблема региона // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89776 (дата обращения: 21.05.2021).

На сегодняшний день безработица является неотъемлемой частью жизни россиян, которая оказывает значительное воздействие не только на социальную и экономическую, но и на политическую ситуацию в регионе. В этом и заключается актуальность выбранной мной темы.

Конкуренция, являясь основополагающей частью и чертой рыночной экономики, оказывает влияние на различного рода сферы жизнедеятельности людей, а в частности на рынок труда. Сочетание двух факторов – ограниченности рабочих мест и высокой конкуренции – порождает безработицу, которая присуща общественной жизни. Безработица является одним из главных характеристик, необходимых для определения состояния экономики на сегодняшний день, оценки экономической деятельности, её эффективности, а также уровня жизни населения.

Рыночная экономика характеризуется тем, что зачастую ей свойственна экономическая нестабильность, которая определяется в её инфляционном росте цен, безработице и циклическом развитии. Безработицу можно отнести к макроэкономическим проблемам Российской Федерации и оказывает в большей степени сильное и прямое воздействие на всех граждан страны. Для многих людей потеря рабочего места ассоциируется со снижением уровня жизни, а также оказывает серьезное психологическое влияние. Отсюда не трудно понять, почему проблема безработицы зачастую является предметом споров экономистов, социологов и политологов страны. Значительная часть политологов для того, чтобы оценить состояние экономики или эффективности экономической политики, применяют такой показатель как «индекс нищеты», который является суммой инфляции и уровней безработицы.[1, с.146]

В Ростовской области безработица на протяжении нескольких последних лет имеет нисходящую тенденцию. В 2013 году её показатель равнялся 6%, на сегодняшний день он равен 5,6%. В период с первой половины осени 2014 года и до весны 2015 года в регионе происходит рост безработицы из-за резких сокращений сотрудников. В первом полугодии 2014 года заметен медленный спад общего количества безработных, однако, начиная с середины лета и до окончания 2014 года, уровень безработицы начинает заметно повышаться и достигает 6,1%.[2]

Согласно данным, собранным Федеральной службой статистики, в 2018 году самый высокий уровень безработицы зарегистрирован в Республике Ингушетия – 26,6%, а самый низкий – в Москве – 1,2 % . Ростовская область оказалась на 36 месте с показателем в 5,6%. [3]

По прогнозам ведущих экономистов Ростовской области при сохранении имеющихся трендов в экономике, влияния антироссийских санкций, снижении государственного спроса, консервативной инвестиционной политике коммерческих организаций, реализации конкретных инвестиционных проектов в 2019 году количество занятых в регионе составит 2021,3 тысячи человек, в 2020 году – 2021,9 тысяч человек, а в 2021 году – 2022,7 тысячи человек, что на 2,5 тысячи человек больше, чем в 2018 году.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи в Ростовской области на 2016 год насчитывалось 1450 единиц сельскохозяйственных организаций, 8178 единиц – крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) и 599,4 единиц личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Согласно прогнозам перерабатывающей промышленности и Министерства сельского хозяйства Ростовской области количество КФХ, сельскохозяйственных организаций и ЛПХ в 2020 году сократится в среднем на 1,6% в сравнении с 2016 годом.

Рост количества занятых с 23,65 тысяч человек в 2018 году до 24,06 тысяч человек в 2019 году в такой сфере деятельности как «Рестораны и гостиницы» связан с переориентированием потока туристов на внутренние виды отдыха и ростом туриндустрии в целом. [4]

К основным факторам, оказывающим влияние на ситуацию на рынке труда Ростовской области, относятся:

- антироссийские экономические санкции и экономический кризис; несоответствие предложения и спроса профессионально-квалифицированной рабочей силы в территориальном разрезе;

- низкая адаптация действующей системы профессионального образования к нормам и требованиям рынка труда;

- сезонность безработицы, причинами которой являются работы в перерабатывающем и сельскохозяйственном секторах, а также туристско-рекреационной отрасли и курортно-санаторных организациях;

- низкий уровень конкурентоспособности социально незащищенных слоев населения и безработных россиян, к которым относятся инвалиды, молодые кадры без опыта работы, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, пенсионеры и женщины, имеющие на иждивении детей инвалидов и малолетних детей;

- разделение городских и сельских рынков труда по уровню безработицы и условиям создания рабочих мест;

- низкая мобильность населения трудоспособного возраста, которая связана с низким развитием рынка жилья.

Эффективное использование указанных факторов позволяет сдержать снижение количества безработных и как следствие стабилизирует данный показатель в 2019 – 2022 годы на отметке в 5,6 – 5,9 тысяч человек. В свою очередь уровень регистрируемой среднегодовой безработицы будет не выше 0,6% от общей численности экономически активного населения, что не противоречит целевому значению государственной программы России «Содействие занятости населения», которая была утверждена 15 апреля 2014 года № 298 Правительством Российской Федерации.

Читайте также: