Причины безработицы в днр

Опубликовано: 01.10.2024

Проблема безработицы - одна из основных в рыночной экономике. В Украине, как в стране, которая находится на стадии адаптации к реалиям рыночной экономики, эта проблема стоит особо остро. Данная проблема привлекает к себе много внимания также потому, что является болезненной для населения. Ведь работа - это как источник доходов, так и способ самореализации.

Целью работы является анализ региональных особенностей проблемы безработицы в Донецкой области и поиск путей её решения.

В апреле 2014 года в области было зарегистрировано 37931 безработных, что составило 1,4% от трудоспособного населения. Рассмотрим динамику изменения количества зарегистрированных безработных в области по отношению к экономически активному населению в период с 2000 по 2013 гг. (Рис.1)

Рис.1 Количество безработных к экономически активному населению (в процентах) [1]

Исходя из графика, можно сделать выводы, что процент безработных в области снижается (исключая скачок в период экономического кризиса 2009 года). Но к сожалению, это происходит не в следствии успешного трудоустройства безработных, а из-за сокращения населения региона, в частности массовой миграции нуждающихся в рабочем месте в другие регионы страны или даже за границу. Проблема безработицы в регионе и сейчас стоит остро. Уровень безработицы экономически активного населения трудоспособного возраста, по информации органов статистики согласно методологии Международной организации труда, составил 8,2% (по последним данным 2013 год). Поэтому решение проблемы безработицы - одна из задач первостепенной важности для руководства области.

Донецкая область - регион исторически и экономически самобытный. Для поиска оптимальных путей решения проблемы безработицы в Донецкой области следует рассмотреть её региональные особенности:

2) гендерная безработица. Ситуация, когда в населенном пункте отсутствует достаточное количество рабочих мест, где могут трудится женщины. Это явление характерно для городов и поселков, градообразующими предприятиями которых являються предприятия тяжелой промышленности (чаще всего - шахты, отсюда термин "шахтерские города").

3) нерациональное поведение безработных. Большое количество людей не уведомляет компетентные органы о своей потребности в трудоустройстве, тем самым лишая себя возможности получить актуальную информацию о вакансиях и ежемесячную материальную помощь. Подобная ситуация характерна не только для Донецкой области, но и для всей Украины.

В Донецкой области представлены все основные виды безработицы: фрикционная, сезонная, структурная и циклическая.

Для решения проблемы безработицы в регионе необходим ряд мероприятий как на областном, так и на государственном уровне:

  • качественное проведение консультационной работы с выпускниками школ, направленной на информирование будующих абитуриентов о состоянии рынка труда в области, о востребованности той, или иной профессии;
  • формирование специального заказа в вузах области с учетом потребностей рынка труда региона;
  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест;
  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации кадров;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Но ошибочно считать, что ответственность за борьбу с безработицей лежит только на органах власти. Прежде всего, необходимы активные усилия со стороны безработного. Решение этой проблемы возможно только при продуктивном взаимодействии власти и социума.

1) Зареєстроване безробіття у 2014 році / Донецький обласний відділ статистики. Д.,2004-2014 [Электронный ресурс].: Режим доступу: http://donetskstat.gov.ua/statinform/rinok_praci_7.php?dn=0114

2) Щетинская Я.В., Ткаченко А.В. Проблема занятости молодежи на рынке труда Донецкой области // Теоретичні і практичні аспекти економіки та інтелектуальної власності. - 2012. - Том 1, №1. - С.98-99.

Распоряжением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 29.05.2015 № 15 утвержден Временный порядок организации работ временного характера (с изменениями).

С Временным порядком организации работ временного характера в последней редакции можно ознакомиться тут Временный порядок.

Между центром занятости и работодателем заключается договор, а также заполняются следующие документы:

Работы временного характера – это общедоступные виды неквалифицированных и квалифицированных работ, которые организуются с целью предоставления социальной поддержки и обеспечения временной занятости лиц, ищущих работу.

Неквалифицированные работы – виды работ, не требующие специальной квалификации или профессиональной подготовки лиц, желающих принять участие в работах временного характера.

Квалифицированные работы – виды работ, для выполнения которых необходима квалификация или профессиональная подготовка и/или опыт работы по соответствующей профессии, который подтверждается записью в трудовой книжке или копией трудового договора (гражданско-правового договора) лица, желающего принять участие в работах временного характера.

Право на участие в работах временного характера имеют следующие категории лиц:

1) зарегистрированные в центрах занятости как безработные, которые готовы и способны приступить к работе;

2) состоящие на учете в центрах занятости как ищущие работу;

3) работники предприятий, организаций и учреждений:

- работающие в условиях частичной безработицы;

- находящиеся в простое по независящим от них причинам;

- работающие в условиях неполной занятости:

- находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы.

За счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы работодателями Донецкой Народной Республики могут быть организованы:

1) ремонтные работы, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

2) подсобные работы на строительстве автомобильных дорог, их ремонте и содержании, прокладке водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

3) подсобные работы на строительстве жилья, реконструкции жилого фонда, объектов социально-культурного назначения;

4) подсобные работы при озеленении и благоустройстве территорий работодателя или дополнительно закрепленных за ним территорий городскими, районными, районными в городах, сельскими или поселковыми администрациями, развитии лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

5) погрузочно-разгрузочные работы;

6) подсобные работы при обеспечении населения гуманитарной помощью;

7) подсобные работы по уходу за больными и ранеными в стационарных лечебных учреждениях;

8) подсобные работы при социальном обслуживании инвалидов и престарелых;

9) ремонтные и другие работы, направленные на восстановление экономики и инфраструктуры, производственных и служебных помещений, благоустройство территорий непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях;

10) технические и информационные работы в военкоматах, управлениях труда и социальной защиты населения, государственных архивных учреждениях и других предприятиях, организациях и учреждениях;

11) вспомогательные работы, связанные с делопроизводством, в том числе копировальные и др. работы;

12) подсобные работы при проведении мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);

13) подсобные работы по предупреждению самовозгорания лесопарковых зон и придорожных насаждений;

14) неквалифицированная помощь поварам, в том числе кухонные работы, мытье посуды;

15) подсобные работы при фасовке и упаковке продукции на предприятиях, в учреждениях и организациях;

16) подсобные работы на предприятиях, в организациях и учреждениях;

17) подсобные работы в музеях;

18) подсобные работы при восстановлении библиотечного фонда;

19) подсобные работы в тепличных хозяйствах, на промышленных предприятиях;

20) подсобные работы при введении в эксплуатацию, в том числе после длительных простоев, предприятий, отдельных их участков (цехов) (уборка помещений, мытье окон и полов, чистка оборудования и др.);

21) вспомогательные работы при организации досуга детей в дошкольных и образовательных учреждениях, учреждениях культуры и спорта, лагерях отдыха, прочие;

22) вспомогательные работы при ремонте объектов социально-культурного назначения;

23) подсобные работы на избирательных участках в ходе подготовки
и проведения выборов;

24) распространение печатных изданий, листовок, уведомлений на предприятиях, учреждениях, организациях государственной или коммунальной собственности.

На лиц, принимающих участие в работах временного характера распространяются государственные социальные и трудовые гарантии, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

При организации работ временного характера средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы могут быть использованы для финансирования:

1) заработной платы за фактически отработанное время, исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) первого тарифного разряда Единой тарифной сетки разрядов и размеров должностных окладов (тарифных ставок) по оплате труда работников учреждений, предприятий, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы Донецкой Народной Республики;

2) денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска;

3) уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, в том числе в период временной нетрудоспособности;

4) оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности;

5) оплаты транспортных услуг по доставке лиц, принимающих участие в работах временного характера, к отдаленному месту выполнения работ;

6) приобретения центрами занятости, для использования в рамках организации работ временного характера, малоценных необоротных материальных активов, малоценных быстроизнашивающихся предметов и материалов (расходных материалов и запасных частей к ним) и оплаты услуг по их ремонту, осмотру (освидетельствованию) технического состояния на выполнение указанных в договоре видов работ;

7) оплаты услуг (операций) банка по финансированию работ временного характера;

8) оплаты услуг (операций) банка для оплаты работодателями работ временного характера.

Размер заработной платы работникам, участвующим в работах временного характера составляет:

- для неквалифицированных работ около 7,5 тыс. рос. руб.,

- для квалифицированных работников – 22-29,0 тыс. рос. руб.

За более Детальной информацией можно обратиться непосредственно в центр занятости по адресу: г. Донецк, ул. Федора Зайцева 46д.

Телефоны для справок: 071-482-24-28, 071-482-24-27.

© 2014 - 2021 GOROD-DONETSK.COM

При копировании материалов ссылка на сайт или на страницу-источник обязательна

По последним сведениям донецкого «центра занятости», за 2017 год на неподконтрольной территории Донецкой области трудоустроено свыше 40 тысяч людей, а более 50 тысяч по-прежнему состоят на учёте в поиске нужной специальности. Но всё это – только статистические данные контролирующих город пророссийских сил, а каковы же реалии? Если раньше, в мирное время, можно было спокойно устроиться на работу в течение двух недель, то теперь дончане вынуждены тратить месяцы на поиски своей вакансии, и это без всякого преувеличения. Каков уровень безработицы в оккупированной Донецке и какие профессии там востребованы сегодня? Об этом Радио Донбасс.Реалии пишет блогер из Донецка.


«Голодные и безработные – материал, из которого создаётся диктатура», – говорил Рузвельт. Середина рабочей недели. На главном входе в городской «центр занятости» сразу расположен стенд с призывами стать добровольцем «армии ДНР». Конечно, что ещё можно предложить гражданам на милитаризованной территории?



Сам зал учреждения практически пуст. Один человек занят поиском нужного для него и свободного вакантного места, другой – общается с консультантом. Стенды со специальностями классифицированы: рабочие профессии, социальные, медицинские, вакансии для специалистов и другие.



Судя по этим спискам, на сегодняшний день наиболее востребованными должностями в Донецке являются: акушерки, медсёстры, врачи, бухгалтеры, водители, воспитатели, дворники, инженеры и каменщики. Также популярными на рынке труда сейчас считаются кровельщики, маляры, научные сотрудники, преподаватели, операторы котельной, плотники, продавцы, рабочие зелёного строительства, уборщики, слесари и другие специалисты. Аналогичная ситуация и в других городах, подконтрольных группировке «ДНР».


При этом средняя заработная плата свободных вакансий колеблется в районе 3000–8000 российских рублей (примерно 1,5–4 тысячи гривен). Особым спросом среди горожан пользуются т. н. «работы временного характера» – это дворники, грузчики, строители и так далее.

И всё же, более продвинутая донецкая молодёжь ищет себе работу уже в интернете. Здесь можно напрямую пообщаться и задать волнующие вопросы работодателю. Так, например, если искать вакансию на известном веб-портале OLX, популярнейшими вакантными должностями оказываются водитель, продавец, торговый представитель, оператор колл-центра, офис-менеджер, официант, парикмахер/ Здесь соискателям обещают оплату труда повыше: от 6000 до 12000 рублей (3–6 тысяч гривен).



Несмотря на воодушевляющие заявления «центров занятости», в целом уровень безработицы в городах под контролем вооружённого формирования «ДНР» по-прежнему высок. Грубо говоря, примерно каждый третий гражданин не трудоустроен. Некоторые сетуют на то, что тяжело найти работу уже после 35 лет. Известны случаи, когда дончане по полгода ищут работу, но их попытки до сих пор не увенчались успехом.


И не удивительно. Ведь большинство донецких шахт, крупных заводов, фабрик и предприятий функционируют не на полную мощь, работают в дежурном режиме, или вовсе закрыты. Откуда же тогда браться новым рабочим местам? Вот и остаётся: идти воевать и, если повезёт, получать за это 15 тысяч рублей – или выживай, как хочешь.


Хотя жителям Донбасса уже, пожалуй, ничего не страшно: ни бомбёжки, ни безработица, ни отсутствие связи… Ведь за время вооружённого конфликта дончане приспособились к самым суровым бытовым условиям. И если у животных существует лишь два выбора: адаптироваться к среде обитания или умереть, – то у украинцев в зоне АТО лишь один путь: затянуть пояса ещё туже, жить дальше и надеяться на лучшее…

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

Донбас.Реалії

Библиографическая ссылка на статью:
Черненко Д.И. Безработица в Ростовской области как социально-экономическая проблема региона // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89776 (дата обращения: 21.05.2021).

На сегодняшний день безработица является неотъемлемой частью жизни россиян, которая оказывает значительное воздействие не только на социальную и экономическую, но и на политическую ситуацию в регионе. В этом и заключается актуальность выбранной мной темы.

Конкуренция, являясь основополагающей частью и чертой рыночной экономики, оказывает влияние на различного рода сферы жизнедеятельности людей, а в частности на рынок труда. Сочетание двух факторов – ограниченности рабочих мест и высокой конкуренции – порождает безработицу, которая присуща общественной жизни. Безработица является одним из главных характеристик, необходимых для определения состояния экономики на сегодняшний день, оценки экономической деятельности, её эффективности, а также уровня жизни населения.

Рыночная экономика характеризуется тем, что зачастую ей свойственна экономическая нестабильность, которая определяется в её инфляционном росте цен, безработице и циклическом развитии. Безработицу можно отнести к макроэкономическим проблемам Российской Федерации и оказывает в большей степени сильное и прямое воздействие на всех граждан страны. Для многих людей потеря рабочего места ассоциируется со снижением уровня жизни, а также оказывает серьезное психологическое влияние. Отсюда не трудно понять, почему проблема безработицы зачастую является предметом споров экономистов, социологов и политологов страны. Значительная часть политологов для того, чтобы оценить состояние экономики или эффективности экономической политики, применяют такой показатель как «индекс нищеты», который является суммой инфляции и уровней безработицы.[1, с.146]

В Ростовской области безработица на протяжении нескольких последних лет имеет нисходящую тенденцию. В 2013 году её показатель равнялся 6%, на сегодняшний день он равен 5,6%. В период с первой половины осени 2014 года и до весны 2015 года в регионе происходит рост безработицы из-за резких сокращений сотрудников. В первом полугодии 2014 года заметен медленный спад общего количества безработных, однако, начиная с середины лета и до окончания 2014 года, уровень безработицы начинает заметно повышаться и достигает 6,1%.[2]

Согласно данным, собранным Федеральной службой статистики, в 2018 году самый высокий уровень безработицы зарегистрирован в Республике Ингушетия – 26,6%, а самый низкий – в Москве – 1,2 % . Ростовская область оказалась на 36 месте с показателем в 5,6%. [3]

По прогнозам ведущих экономистов Ростовской области при сохранении имеющихся трендов в экономике, влияния антироссийских санкций, снижении государственного спроса, консервативной инвестиционной политике коммерческих организаций, реализации конкретных инвестиционных проектов в 2019 году количество занятых в регионе составит 2021,3 тысячи человек, в 2020 году – 2021,9 тысяч человек, а в 2021 году – 2022,7 тысячи человек, что на 2,5 тысячи человек больше, чем в 2018 году.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи в Ростовской области на 2016 год насчитывалось 1450 единиц сельскохозяйственных организаций, 8178 единиц – крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) и 599,4 единиц личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Согласно прогнозам перерабатывающей промышленности и Министерства сельского хозяйства Ростовской области количество КФХ, сельскохозяйственных организаций и ЛПХ в 2020 году сократится в среднем на 1,6% в сравнении с 2016 годом.

Рост количества занятых с 23,65 тысяч человек в 2018 году до 24,06 тысяч человек в 2019 году в такой сфере деятельности как «Рестораны и гостиницы» связан с переориентированием потока туристов на внутренние виды отдыха и ростом туриндустрии в целом. [4]

К основным факторам, оказывающим влияние на ситуацию на рынке труда Ростовской области, относятся:

- антироссийские экономические санкции и экономический кризис; несоответствие предложения и спроса профессионально-квалифицированной рабочей силы в территориальном разрезе;

- низкая адаптация действующей системы профессионального образования к нормам и требованиям рынка труда;

- сезонность безработицы, причинами которой являются работы в перерабатывающем и сельскохозяйственном секторах, а также туристско-рекреационной отрасли и курортно-санаторных организациях;

- низкий уровень конкурентоспособности социально незащищенных слоев населения и безработных россиян, к которым относятся инвалиды, молодые кадры без опыта работы, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, пенсионеры и женщины, имеющие на иждивении детей инвалидов и малолетних детей;

- разделение городских и сельских рынков труда по уровню безработицы и условиям создания рабочих мест;

- низкая мобильность населения трудоспособного возраста, которая связана с низким развитием рынка жилья.

Эффективное использование указанных факторов позволяет сдержать снижение количества безработных и как следствие стабилизирует данный показатель в 2019 – 2022 годы на отметке в 5,6 – 5,9 тысяч человек. В свою очередь уровень регистрируемой среднегодовой безработицы будет не выше 0,6% от общей численности экономически активного населения, что не противоречит целевому значению государственной программы России «Содействие занятости населения», которая была утверждена 15 апреля 2014 года № 298 Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 29.05.2015 № 15 утвержден Временный порядок организации работ временного характера (с изменениями).

С Временным порядком организации работ временного характера в последней редакции можно ознакомиться тут Временный порядок.

Между центром занятости и работодателем заключается договор, а также заполняются следующие документы:

Работы временного характера – это общедоступные виды неквалифицированных и квалифицированных работ, которые организуются с целью предоставления социальной поддержки и обеспечения временной занятости лиц, ищущих работу.

Неквалифицированные работы – виды работ, не требующие специальной квалификации или профессиональной подготовки лиц, желающих принять участие в работах временного характера.

Квалифицированные работы – виды работ, для выполнения которых необходима квалификация или профессиональная подготовка и/или опыт работы по соответствующей профессии, который подтверждается записью в трудовой книжке или копией трудового договора (гражданско-правового договора) лица, желающего принять участие в работах временного характера.

Право на участие в работах временного характера имеют следующие категории лиц:

1) зарегистрированные в центрах занятости как безработные, которые готовы и способны приступить к работе;

2) состоящие на учете в центрах занятости как ищущие работу;

3) работники предприятий, организаций и учреждений:

- работающие в условиях частичной безработицы;

- находящиеся в простое по независящим от них причинам;

- работающие в условиях неполной занятости:

- находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы.

За счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы работодателями Донецкой Народной Республики могут быть организованы:

1) ремонтные работы, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

2) подсобные работы на строительстве автомобильных дорог, их ремонте и содержании, прокладке водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

3) подсобные работы на строительстве жилья, реконструкции жилого фонда, объектов социально-культурного назначения;

4) подсобные работы при озеленении и благоустройстве территорий работодателя или дополнительно закрепленных за ним территорий городскими, районными, районными в городах, сельскими или поселковыми администрациями, развитии лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

5) погрузочно-разгрузочные работы;

6) подсобные работы при обеспечении населения гуманитарной помощью;

7) подсобные работы по уходу за больными и ранеными в стационарных лечебных учреждениях;

8) подсобные работы при социальном обслуживании инвалидов и престарелых;

9) ремонтные и другие работы, направленные на восстановление экономики и инфраструктуры, производственных и служебных помещений, благоустройство территорий непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях;

10) технические и информационные работы в военкоматах, управлениях труда и социальной защиты населения, государственных архивных учреждениях и других предприятиях, организациях и учреждениях;

11) вспомогательные работы, связанные с делопроизводством, в том числе копировальные и др. работы;

12) подсобные работы при проведении мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);

13) подсобные работы по предупреждению самовозгорания лесопарковых зон и придорожных насаждений;

14) неквалифицированная помощь поварам, в том числе кухонные работы, мытье посуды;

15) подсобные работы при фасовке и упаковке продукции на предприятиях, в учреждениях и организациях;

16) подсобные работы на предприятиях, в организациях и учреждениях;

17) подсобные работы в музеях;

18) подсобные работы при восстановлении библиотечного фонда;

19) подсобные работы в тепличных хозяйствах, на промышленных предприятиях;

20) подсобные работы при введении в эксплуатацию, в том числе после длительных простоев, предприятий, отдельных их участков (цехов) (уборка помещений, мытье окон и полов, чистка оборудования и др.);

21) вспомогательные работы при организации досуга детей в дошкольных и образовательных учреждениях, учреждениях культуры и спорта, лагерях отдыха, прочие;

22) вспомогательные работы при ремонте объектов социально-культурного назначения;

23) подсобные работы на избирательных участках в ходе подготовки
и проведения выборов;

24) распространение печатных изданий, листовок, уведомлений на предприятиях, учреждениях, организациях государственной или коммунальной собственности.

На лиц, принимающих участие в работах временного характера распространяются государственные социальные и трудовые гарантии, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

При организации работ временного характера средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы могут быть использованы для финансирования:

1) заработной платы за фактически отработанное время, исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) первого тарифного разряда Единой тарифной сетки разрядов и размеров должностных окладов (тарифных ставок) по оплате труда работников учреждений, предприятий, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы Донецкой Народной Республики;

2) денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска;

3) уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, в том числе в период временной нетрудоспособности;

4) оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности;

5) оплаты транспортных услуг по доставке лиц, принимающих участие в работах временного характера, к отдаленному месту выполнения работ;

6) приобретения центрами занятости, для использования в рамках организации работ временного характера, малоценных необоротных материальных активов, малоценных быстроизнашивающихся предметов и материалов (расходных материалов и запасных частей к ним) и оплаты услуг по их ремонту, осмотру (освидетельствованию) технического состояния на выполнение указанных в договоре видов работ;

7) оплаты услуг (операций) банка по финансированию работ временного характера;

8) оплаты услуг (операций) банка для оплаты работодателями работ временного характера.

Размер заработной платы работникам, участвующим в работах временного характера составляет:

- для неквалифицированных работ около 7,5 тыс. рос. руб.,

- для квалифицированных работников – 22-29,0 тыс. рос. руб.

За более Детальной информацией можно обратиться непосредственно в центр занятости по адресу: г. Донецк, ул. Федора Зайцева 46д.

Телефоны для справок: 071-482-24-28, 071-482-24-27.

© 2014 - 2021 GOROD-DONETSK.COM

При копировании материалов ссылка на сайт или на страницу-источник обязательна

Читайте также: