В чем различие понятий занятость и трудоустройство

Опубликовано: 01.10.2024

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход.

Признаки занятости –свободный характер, легальность, доходность, целесообразный характер.

К занятым относятся:

1) работающие по трудовому договору (за искл. выполнения оплачиваемых общественных работ);

2) являющиеся членами юрлиц, за искл. АО;

3) зарегистрированные в качестве ИП

4) осуществляющие деятельность в сфере агротуризма, ремесленной деятельности

5) работающие по гражданско – правовым договорам;

6) проходящие военную службу

7) осуществляющие уход за детьми до 3 лет, ребёнком – инвалидом до 18 лет, лицом 1 группы инвалидности или достигшего 80 лет

8) обучающиеся на дневной форме в учреждениях образования.

Выделяют 2 вида занятости: оплачиваемая деятельность, деятельность, не связанная с выполнением оплачиваемой работы.

Занятость: полная, неполная, сверхзанятость.

Сверхзанятость –выполнение трудоспособными лицами нескольких видов занятости с целью обеспечения средствами обеспечения.

Легального определения типичной/нетипичной занятости нет. В науке: типичная занятость – занятость на основании трудового договора на неопределённый срок на условиях полного рабочего времени на стационарно расположенном рабочем месте. Отсутствие одного из признаков позволяет говорить о нетипичной занятости.

Формы занятости: самодеятельная (ремесленная), наёмная, подготовка к будущей деятельности.

Трудоустройство: легального определения нет. Тесно связано с понятием занятости. Это система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения, включающая содействие в поиске и получении работы. В узком смысле – процесс поиска работы.

Формы трудоустройства:

1. при посредничестве 3 лиц – гос. служба занятости или негосударственные организации.

2. непосредственное трудоустройство.

Виды правоотношений по трудоустройству:

- между органом трудоустройства и гражданином

- между органом трудоустройства и нанимателем

- между нанимателем и гражданином при направлении на работу

Правовое регулирование занятости населения. Государственная служба занятости

Правовое регулирование в вопросе 18.

Для реализации государственной политики в области занятости создана служба государственной занятости. Система органов, которую возглавляет Министерство труда и социальной защиты.

Мин. труда – управление области, Минский городской центр занятости – региональные, районные центры занятости – центры профессиональной подготовки, повышения квалификации.

Наниматель обязан предоставлять информацию в государственную службу занятости о наличии свободных мест, но не обязан заключать трудовой договор с гражданином.

Деятельность государственной службы занятости населения финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами государственной службы занятости населения бесплатно.

Правовой статус безработного (Закон о занятости населения)

безработный – гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органах государственной службы занятости населения в целях поиска работы, ищет и готов приступить к ней.

Признаки: трудоспособность по возрасту и здоровью, отсутствие занятости и регистрация в качестве безработного

В течение 10 календарных дней со дня регистрации назначается пособие по безработице – выплачивается не реже 1 раза в месяц при условии явки в органы службы занятости. Выплачивается 6 месяцев при условии участия не реже 2 раз в месяц общественных работ.

Государство гарантирует безработным:

бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

На 1. 04.2012 – 136 тысяч.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 4068 ; Мы поможем в написании вашей работы!

1) Порядок трудоустройства, заключения и расторжения трудового соглашения.

2) Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Рынок труда – вид рынка, который характеризует систему социально-трудовых отношений, позволяющих работодателям удовлетворить потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды.)

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречит законодательству и приносит доход.

Трудоустройство – это процесс поиска подходящей работы, подготовки к ней и устройства на работу.

Трудоустройство может осуществляться гражданином самостоятельно или при помощи Федеральной государственной службы занятости граждан.

Трудовые правоотношения – это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права. В современном обществе трудовые отношения регламентируются нормами Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и рядом других законов.

Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, т. е. физическое лицо, работающее по трудовому договору у работодателя и получающее за это заработную плату.

Работодатель – физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Физическим лицом может быть собственник, предприниматель либо иное лицо, уполномоченное собственником представлять его в трудовых отношениях.

Трудовой договор (контракт) – это соглашение которое устанавливаются между работником и работодателем.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, А. В. Белявский и др.];под ред.Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2014.— С.42—48.

ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов /А.Ю. Лазебникова, Т.В.Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская.—М, 2018. — С.139—140.

БарановП. А., Воронцов А. В. Шевченко С. В.Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к Единому государственному экзамену. — М, 2017. — С.442—450.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Труд является основной формой жизнедеятельности человека, важнейшей его потребностью, условием его благополучия. В настоящее время огромное число жителей нашей страны, и не только ежедневно ходят на работу. Что же такое работа? Это трудовая деятельность человека, занимающего определённую должность

Трудовые правоотношения – это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права. В современном обществе трудовые отношения регламентируются нормами Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и рядом других законов.

Права работника:

- заключение, изменение и расторжение трудового договора;

- предоставление ему работы, согласно трудовому договору;

- соответствие рабочего места требованиям охраны труда;

- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

- полную достоверную информацию об условиях труда;

- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации и др.

Обязанности работника:

- добросовестно исполнять свои трудовые функции;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину;

- выполнять установленные нормы труда;

- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

- бережно относиться к имуществу работодателя и других работников.

Обязанности работодателя:

- предоставление работникам работы, обусловленной трудовым договором;

- обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;

- своевременная выплата работникам в полном объеме заработной платы;

- обеспечение бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей;

- соблюдение трудового законодательства;

- обеспечение работникам равной оплаты за труд равной ценности;

- осуществление обязательного страхования работников;

- возмещения вреда, причиненного работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсирование морального вреда в установленном законом порядке.

Заключение трудового договора

Согласно ст.63 ТК РФ, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случаях получения основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкой работы, не причиняющей вред их здоровью.

Допускается прием на работу учащихся, которые достигли четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, который не причиняет вред здоровью и не нарушает процесс обучения с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.

Документы, предъявляемые при заключении трудового договора в РФ.

В ст. 65 ТК РФ перечислены документы, необходимые для заключения трудового договора:

- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу по совместительству;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний или специальной подготовки.

- документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ст. 66 ТК). Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника который проработал у него свыше пяти дней, в случае, если работа у данного работодателя является основной.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ст. 67 ТК РФ). Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан заключить с ним трудовой договор. В трудовом договоре обязательно указываются: ФИО работника, наименование работодателя, конкретное место работы, дата начала работы, наименование должности, специальности, профессии, квалификации, права и обязанности работника и работодателя, характеристика условий труда, режим труда и отдыха работника, условия оплаты труда работника.

После заключения и подписания трудового договора издается приказ (распоряжение) работодателя, который объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

Расторжение трудового договора:

1) соглашение сторон;

2) инициатива работника (следует предупредить работодателя в письменной форме за 14 дней);

3) инициатива работодателя:

4) истечение срока трудового договора;

- сокращение численности или штата работников;

- несоответствие работника занимаемой должности/выполняемой работе;

- неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей и др.;

5) обстоятельства, не зависящие от воли работника и работодателя:

- признание работника полностью недееспособным соответствии с медицинским заключением;

- призыв работника на военную службу/АГС;

- восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;

- наступление чрезвычайных обстоятельств (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и других чрезвычайных обстоятельств.

Примеры и разбор решения заданий

1. Марина работает поваром. Какие из приведенных позиций характеризуют ее права работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ? Подчеркните правильные суждения

1)соблюдение трудовой дисциплины;

2)бережное отношение к имуществу работодателя;

3)получение полной достоверной информации об условиях труда;

4)выполнение установленных производственных норм;

5)получение работы, обусловленной трудовым договором;

6)вступление в профессиональный союз для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

3)получение полной достоверной информации об условиях труда;

5)получение работы, обусловленной трудовым договором;

6)вступление в профессиональный союз для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

2. Решите кроссворд.

По горизонтали: 1. Вид субъектов трудового права.

По вертикали: 2. Деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход. 3. Физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. 4. Исключение из штатного расписания тех или иных должностей.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. Правовые, экономические и организационные основы гос. политики занятости населения определены в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В ст. 5 указанного Закона определено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Содержание понятия занятости раскрывается в ст. 1 Закона о занятости: занятость– это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

При этом указано, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом, а незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Согласно ст. 2 Закона о занятости занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору;

- зарегистрированные в установленном порядке в качестве ИП, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах

внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах

- обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском,

переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций.

Занятость может проявляться в различных видах и формах. Условно все виды занятости общественно полезной деятельностью можно отнести к трем основным видам: учебная; трудовая; военная и приравненная к ней служба.

Трудовая занятость– это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в предусмотренных законодательством формах, направленная на получение заработка (трудового дохода) либо выполняемая в порядке общественных работ.

Формы трудовой занятости- это установленные законом (или не противоречащие ему) сферы реализации гражданами способности к труду. Ими, например, являются: работа по трудовому договору; гражданско-правовому договору; предпринимательская деятельность; членство в кооперативах, товариществах и др.

Под трудоустройством понимается система организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и одного из наиболее действенных инструментов в политике занятости. В научной литературе предлагаются широкое и узкое понимание данного правового явления. Так, в широком смысле трудоустройство объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой, в том числе индивидуально-трудовую деятельность, предпринимательство и т.п. Таким образом, анализируемым понятием охватываются как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности (применения труда). Последнее может включать в себя все аспекты реализации трудового правоотношения (работы по трудовому договору), а также работы на основании ряда гражданско-правовых договоров. Нередко к трудоустройству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а организациями - работников требуемой квалификации.

Представляется, что в современных условиях целесообразно рассматривать данное явление в наиболее узком смысле, относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа. Таким образом, трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости.

Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере труда, занятости, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), находящаяся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Практическая работа по трудоустройству населения возлагается на центры занятости, которые и выступают органами трудоустройства. Последние обязаны принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать государственные услуги по подысканию для него подходящей работы.

Органы службы занятости обязаны оказывать посредническую помощь в трудоустройстве всем

обращающимся гражданам, в том числе: занятым трудовой деятельностью, включая желающих сменить место работы, характер или режим труда, а также работать в свободное от учебы или основной работы время; не занятым трудовой деятельностью, включая граждан, получающих пенсию, в том числе по инвалидности I, II и III групп; гражданам, проживающим на территории России; беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам. При этом граждане имеют право обращаться за информацией, консультацией, содействием в трудоустройстве в городской (районный) отдел занятости населения по месту постоянного проживания или временного пребывания.

Некоторые авторы утверждают, что отношения занятость не имеют отношения к трудовому праву. Надо различать отношения занятости и трудоустройства.

Отношения по занятости – отношения, возникающие в связи с деятельностью государства по созданию условий и содействию граждан в поиске подходящей работы. В этом смысле занятость – одно из направлений государственной политики. Эти отношения в большей степени с административным управлением.

Отношения по трудоустройству – это процедурные отношения, связанные с обеспечением гражданином возможности свою способность к труду, в том числе путем заключения трудового договора. Все то, что предшествует заключению трудового договора и не только трудового (служебного контракта, например). Данные отношения имеют большую часть с Трудовым правом.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в области занятости является Закон РФ «О занятости населения» от 19.04.1991 года. В 1996 он был практические заново переписан и по сей день он изменяется. Этот закон определяет занятость с точки зрения фактического поведения.

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворение личных и общественных потребностей, не противоречащая законам и приносящая заработок (трудовой доход).

Выделяют различные формы занятости:

1. Наиболее распространенная – работа по договору (работа по найму – в законе; по трудовому, гражданскому договорам)

2. Самостоятельно обеспечивающие себя работой (нотариусы, ИП)

3. Прохождение военной службы по призыву или альтернативной службы

4. Периоды обучение в образовательных учреждениях по очной форме (только по очной)

5. Лица, осуществляющие деятельность в юридических лицах в качестве учредителей, участников

В основе государственной политики в сфере занятости лежит идея, вытекающая из конвенции об организации труда, которая сводится к тому, что все государства мира, в том числе и РФ, должны стремиться к обеспечению своим гражданам полной продуктивной и свободно избранной занятости. На основе положений этой конвенции РФ должна обеспечивать занятость в целях стимулирования экономического роста, а следовательно и повышение уровня жизни, удовлетворения потребностей предпринимателей в рабочей силе, а также решение проблемы безработицы. Мероприятия в области занятости напрямую связаны с уровнем экономического развития, взаимосвязи экономической и социальной сферы жизни.

В статье 5 закона о занятости государство провозглашает основные направления своей политики и основные проблемы, которые должны быть решены:

1. Развитие трудовых ресурсов (включая их обучение и создания необходимого уровня жизни)

2. Обеспечение равной возможности при реализации права на добровольный и свободно избранный труд, т.е. запрещение дискриминации

3. Создание условий, обеспечивающих нормальную жизнь и свободное развитие человека

4. Поддержка трудовой предпринимательской инициативы и содействие развитию способности к труду

5. Создание необходимых условий для лиц, утративших работу на период до ее возобновления (система государственных гарантий)

Основной проблемой является безработица. Государственная политика в первую очередь направление на ее преодоление. Опыт СССР показывает, что государство не должно стремиться к обеспечению абсолютной занятости, оно должно лишь снизить число лиц, не обладающих работой. При этом, в отношении лиц, которые не имеют работы предусмотрен ряд государственных гарантий, создается специальный субъект, который является центральным элементом в данных отношениях. Таким субъектов является безработный гражданин.

Безработный гражданин – не всякое лицо, которое не имеет работы, а статус которого определен законом о занятости.

У безработного есть ряд признаков, которые необходимо выделять:

· Трудоспособность лица (фактическая способность), при этом он должен быть дееспособным (должно присутствовать психическое равновесие) и устанавливается возраст – 16 лет, начиная с которого лицо имеет право заниматься практически любой деятельности.




· Гражданство лица не является критерием. И иностранный гражданин и лицо без гражданства при условии их законного пребывания могут рассматриваться в качестве субъекта трудовых отношений.

· Они не должны иметь работы и заработка (не должны относиться к категории занятых).

· Он должен искать работу и должен быть готов приступить к ней (имеет значение цель его поведения и обращения к государству). Он хочет получить подходящую работу (подходящей является такая, которая соответствует: 1) его профессионально подготовке; 2) условиям его предыдущей работы, если таковая была; 3) состоянию здоровья; 4) близости (не связана с переменой места жительства *может опускаться данный признак; 5) регистрация данного лица в государственной службе занятости в качестве безработного.

Существует несколько этапов регистрации:

Лицо получает статус безработного с вытекающими правами и обязанностями. В целом, решение о признании лица ищущим работу принимается службой занятости по месту жительства. Гражданин должен предоставить удостоверение личности, трудовую книжку (при наличии таковой), документы о профессиональной подготовке (дипломы, аттестаты), справку о предшествующем среднем заработке (при наличии таковой). После предъявления соответствующих документов лицо должно зарегистрировать лицо не позднее, чем через 11 дней. Лицо, в данном случае, считается зарегистрированным в качестве ищущего работу. Если в течение 2 недель ему не предложили подходящую работу, то производится регистрация в качестве безработного лица. Возникает комплекс прав и обязанностей:

Безработица — социально-экономическое явление, связанное с нарушением на рынке труда баланса между спросом и предложением рабочей силы. При безработице часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу из-за отсутствия на рынке труда рабочих мест при достигнутом уровне заработной платы в обществе.

Трудоустройство — система правовых, организационных, экономических и иных мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле под трудоустройством понимают процесс поиска работы и устройства на работу всеми доступными способами, не противоречащими законодательству (самостоятельное обеспечение работой, внутреннее трудоустройство сокращаемых работников, обеспечиваемое работодателем, в порядке целевой контрактной подготовки специалистов и т.д.). В узком смысле трудоустройство — поиск и устройство на работу при содействии органов службы занятости.

Значение трудоустройства заключается в следующем:

1) оказание гражданам содействия в реализации права на труд,

устройстве на работу;

  • 2) помощь работодателям в подборе необходимой рабочей силы;
  • 3) сокращение потерь рабочего времени при подыскании работы.

Трудоустройство есть средство обеспечения занятости населения.

Занятость в широком смысле — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст. 1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017 № 235-ФЗ), далее — Закон о занятости). В узком смысле — это трудовая деятельность по найму или иным основаниям, которая приносит регулярный заработок или доход.

Конституция РФ гарантирует каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ), т.е. свободно по своему волеизъявлению выбирать тот или иной вид занятости. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Принудительный труд запрещен (ст. 37 Конституции РФ, ст. 4 ТК РФ). Незанятость граждан не может служить основанием привлечения их к юридической ответственности (ст. 1 Закона о занятости).

В соответствии со ст. 2 Закона занятыми считаются следующие лица:

  • • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
  • • зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • • обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению службы занятости населения;
  • • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций.

Согласно Постановлению КС РФ от 25 мая 2010 г. № 11-П не могут быть признаны безработными и получать пособие по безработице учредители или участники организаций, которые имеют в них имущественные права (работники, которые участвовали в приватизации предприятий, вложившие ваучеры в хозяйственное общество, имеющие какую-либо долю в уставном капитале, независимо от того получают или не получают они доходы). Это положение не касается простых держателей акций, ваучеров, владельцев паев. Конституционный Суд РФ указал, что государство не освобождается от обязанности оказывать помощь тем участником хозяйственных обществ, которые оказались малоимущими или в бедственном положении.

В категорию занятых граждан не включаются лица, занятые домашним хозяйством, воспитанием детей, уходом за больными членами семьи, благотворительностью и т.п. Эти лица выполняют полезные для общества функции, не приносящие им какого-либо дохода. В силу этого они не попадают под понятие «занятых» граждан.

Занятому населению противостоят «незанятые» граждане. Среди них выделяются:

  • • нетрудоспособные лица (несовершеннолетние, нетрудоспособные пенсионеры и инвалиды);
  • • трудоспособные лица в трудоспособном возрасте:
  • • лица, по разным причинам ранее прекратившие трудовые отношения и не установившие их вновь (домохозяйки, лица, ухаживающие за детьми, больными членами семьи и т.п.)
  • • лица, не желающие заниматься общественно-полезным трудом (бомжи, алкоголики, наркоманы, проститутки и другие социально-деградированные маргинальные типы населения).

До недавнего времени к гражданам, не желающим заниматься общественно полезной деятельностью, культивировалось резко отрицательное отношение как к тунеядцам, ведущим паразитический образ жизни.

Особое положение среди «незанятых» граждан занимают безработные. Понятия «безработный» в житейском смысле и «безработный» в юридическом значении не совпадают. Не совпадают они и в нормах российского и международного трудового права.

Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то данное обстоятельство еще не основание считать его безработным. Всегда существовала и существует категория лиц, которые могут и способны, но по каким-то причинам не желают трудиться.

В разных странах применяются разные методики подсчета количества безработных. Применяемая в России методика отличается от методики Международной организации труда (МОТ). Согласно методике подсчета МОТ к безработным относят всех, кто не имеет работы, активно ее ищет, в том числе самостоятельно, и готов приступить к ней в кратчайший срок.

Многолетняя практика показывает, что органы службы занятости в РФ регистрируют безработных обычно втрое меньше, чем об их количестве свидетельствуют оценочные данные МОТ. Причина таких расхождений в наличии латентной безработицы. Нигде не учтенные фактически безработные лица оказываются вне какого-либо учета и выведены за рамки социальной помощи и поддержки.

Законом установлены определенные критерии и требования, при наличии которых лицо может быть признано безработным. Безработными признаются лица, отвечающие следующим требованиям:

  • • трудоспособные, т.е. достигшие установленного законом возраста и способные по состоянию здоровья выполнять определенную работу;
  • • не имеющие работы и заработка, т.е. лица, не работающие и не имеющие доходов (от участия в хозяйственных товариществах и обществах, проценты по ценным бумагам и др.). При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка лицам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
  • • зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • • ищущие работу и готовые приступить к ней.

Готовность приступить к работе носит субъективный характер и определяется желанием лица трудиться, а не намерением получать пособие по безработице. Отношение лица к труду выражается в отношении его к предложениям подходящей работы в службе занятости населения (ст. 3 Закона о занятости).

В порядке, установленном законом, безработными могут быть признаны лица, уволенные по разным основаниям с государственной службы (гражданской, военной, иной).

Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти — Минсоцзащиты РФ (ст. 3 Закона о занятости). Действующий ныне Порядок регистрации безработных граждан определяется Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы».

Оказание безработным помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных органов службы занятости вакантных рабочих мест (должностей). В случае невозможности предоставления безработным подходящей работы из- за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у лица профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку, дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.

  • • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • • трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
  • • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
  • • справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) предъявляют:

  • • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность,
  • • документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Не могут быть признаны безработными лица:

  • • не достигшие 16-летнего возраста;
  • • получающие в соответствии с пенсионным законодательством трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно, пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от профессионального обучения, дополнительного профессионального образования или от предложенной оплачиваемой работы (включая работу временного характера);
  • • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы или не явившиеся в срок для регистрации в качестве безработных;
  • • осужденные к исправительным работам без лишения свободы или к наказанию в виде лишения свободы;
  • • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, другие недостоверные данные для признания их безработными (ст. 3 Закона о занятости).

Лицо, которое не признано безработным, приобретает право на повторное обращение в органы службы занятости для признания безработным через месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными (ст. 3 Закона о занятости).

Лицу не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование) дважды.

Цель трудоустройства — обеспечение занятости, путем предоставления лицу подходящей для него работы. Подходящая работа — это работа, в т.ч. и временного характера, соответствующая:

  • • профессиональной пригодности работника;
  • • уровню профессиональной подготовки;
  • • условиям последнего места работы;
  • • состоянию здоровья;
  • • транспортной доступности рабочего места (ст. 4 Закона о занятости).

Главный признак подходящей работы — ее соответствие профессиональной пригодности работника.

Один из критериев подходящей работы — ее транспортная доступность. Она зависит от максимальной удаленности подходящей работы от места жительства лица и определяется соответствующим органом службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности (ст. 4 Закона о занятости). Например, в Санкт- Петербурге максимальная удаленность составляет 1,5 часа в одну сторону (от места проживания до места работы).

Подходящей признается любая оплачиваемая работа, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей) предварительной подготовки, включая работу временного характера и общественные работы, которая отвечает требованиям трудового законодательства, для следующих категорий лиц:

  • • впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);
  • • уволенных более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
  • • направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • • отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию (специальность) или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • • состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
  • • обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ (ст. 4 Закона о занятости).

Не может считаться подходящей работа, если:

  • • она связана с переменой места жительства без согласия лица;
  • • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • • предлагаемый заработок лица ниже среднего, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ (ст. 4 Закона о занятости).

При возникновении спора по поводу подходящей или неподходящей работы вопрос может быть решен как в вышестоящем органе службы занятости населения, так и в суде.

Читайте также: