В чем состоит роль работодателей в обеспечении занятости населения

Опубликовано: 17.05.2024

1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;

создания условий для профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан;

привлечения трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации;

осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе формирования с учетом его потребностей пути передвижения по территории работодателя, оборудования (оснащения) для него рабочего места, обеспечения для него доступа в необходимые помещения, оказания помощи в организации труда при дистанционной работе или работе на дому, определения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха инвалида, предоставления при необходимости помощи наставника.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 367-ФЗ в пункт 2 статьи 25 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

2. При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

ГАРАНТ:

В соответствии с Трудовым кодексом РФ критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ в пункт 3 статьи 25 настоящего Закона внесены изменения

3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

ГАРАНТ:

См. Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), утвержденные приказом Минтруда России от 19 февраля 2019 г. N 90н

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

ГАРАНТ:

Об административной ответственности за непредставление сведений см. ст. 19.7 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 495-ФЗ в пункт 3.1 статьи 25 настоящего Закона внесены изменения

3.1. Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

5. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ статья 23 настоящего Закона дополнена пунктом 6

6. Запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера).

Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Участие работодателей в обеспечении занятости населения

Содействие работодателей занятости населения представляется в форме соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения. Это способствует стабилизации трудовых отношений и сокращению текучести рабочей силы. Содействие занятости обеспечивается на основе:

  • соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
  • оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления дополнительной материальной помощи увольняемым работникам (сверх установленной законодательством) за счет средств организаций и других работодателей:
  • создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих; при исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;
  • разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
  • соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
  • трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан (п. 1 ст. 25 Закона о занятости).

Если работодатель принимает на работу гражданина, направленного службой занятости, он в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. При отказе в приеме на работу работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

В решении проблемы занятости населения наряду с органами службы занятости и работодателями активную роль призвано сыграть государство, а именно его политика в области содействия занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости также направлена на следующее: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности: защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 5 Закона о занятости к числу наиболее актуальных направлений государственной политики в области занятости относятся:

  1. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  2. осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
  3. предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы:
  4. поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  5. объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
  6. координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
  7. координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  8. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

  • разработка и реализация государственной политики, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере занятости населения;
  • разработка и реализация федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;
  • установление норм социальной поддержки безработных граждан;
  • разработка и реализация мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда;
  • формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
  • определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
  • информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
  • формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;
  • координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости:
  • осуществление надзора и контроля за соблюдением и исполнением законодательства Российской Федерации о занятости населения;
  • обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся:

Оказание государственной услуги работодателю в подборе персонала — одно из основных направлений деятельности Центра занятости населения
города Якутска. От взаимодействия работодателей со службой занятости
напрямую зависят пополнение городского банка вакансий и
трудоустройство граждан, ищущих работу , поэтому Центр занятости постоянно совершенствует механизмы взаимодействия с работодателями – главными партнерами службы занятости на рынке труда.

2018 год Указом Главы республики объявлен Годом содействия занятости населения в Республике Саха (Якутия). Какие мероприятия с работодателями планируются в ближайшее время?

В соответствии с планом массовых мероприятий на 2018 год февраль месяц объявлен Информационным месячником для работодателей. Основная цель месячника — информирование работодателей о ситуации на рынке труда, об изменениях в законодательстве в сфере занятости и привлечение их к активному сотрудничеству. В рамках месячника запланированы семинар для работодателей «Работодатель 2018 - задачи и перспективы», ярмарка вакансий для жителей Гагаринского округа, маркетинговые визиты инспекторов Центра занятости работодателям, экспресс-трудоустройство на предприятия, челлендж «Лучший в профессии» и др.

Какие новые формы работы будут реализованы?

Для усиления работы с работодателями вводятся различные формы работы. Так, в текущем году каждый четверг объявлен в Центре занятости днем работодателя. В этот день проводятся различные мероприятия с участием работодателей.

Среди новых форм работы Центра занятости можно назвать мероприятия «Выездной отдел кадров», «Экспресс-трудоустройство», целью которых является оперативное обеспечение потребности работодателей. На заявленные работодателем вакансии подбираются подходящие кандидатуры не только из числа безработных граждан, но из числа ищущих работу (банк резюме). С кандидатами работают психологи Центра, затем проводится встреча с работодателем. Все это проходит в течение 2-3 дней, т.е. в короткие сроки осуществляется трудоустройство граждан и соответственно закрывается вакансия.

Интересным для работодателя будет так называемый ассесмент, который организуется нами с прошлого года. Это мероприятие проходит в виде конкурса для подбора подходящей кандидатуры на вакансию и совмещает в себя собеседование с работодателем, плюс прохождение практических кейсов по должностным обязанностям. Надо заметить, такая форма понравилась работодателям.

Также в этом году планируется уделить особое внимание территориальному взаимодействию с работодателями, через округа. К каждому округу прикреплен куратор, который будет координировать работу с работодателями при содействии Управлений округов. В рамках месячника по инициативе Управления Гагаринского округа планируется ярмарка вакансий для жителей округа, где примут участие в первую очередь, работодатели, реализующие свою деятельность на территории округа.

Каким образом работодатели участвуют в обеспечении занятости населения?

Ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» регламентированы обязанности работодателей по проведению государственной политики занятости, в т.ч. обязанность работодателя ежемесячно предоставлять в службу занятости информацию о наличии свободных рабочих мест. За прошлый 2017 год более 800 работодателями заявлено 14 тыс. вакансий (в 2016г. – 12,4 тыс.), на которые при содействии центра занятости населения трудоустроено более 5 тыс. человек. Все вакансии работодателей автоматически размещаются в общероссийскую базу вакансий «Работа в России» www.trudvsem.ru , также работодатели могут самостоятельно размещать вакансии в этот портал. Кроме того, Центр занятости имеет возможность размещать вакансии работодателей в информационных залах, в бегущей строке и на стендах, в газете «Эхо столицы» и т.д. В данное время разрабатывается дополнительный плагин на сайте Центра, что даст возможность работодателям самостоятельно размещать вакансии, а гражданам - резюме, что позволит подобрать кандидатуры через банк резюме граждан. Надеемся, что это будет эффективная и удобная интернет-площадка как для работодателей, так и для граждан.

Таким образом, подавая вакансии в Центр занятости, работодатель значительно расширяет зону размещения информации, причем абсолютно бесплатно.

В каких программах могут участвовать работодатели?

Центром занятости совместно с работодателями организуются общественные работы, временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Кроме того, планируются мероприятия в рамках стимулирования трудовой мобильности граждан.

Участие в республиканских и муниципальных программах позволяет работодателям более рационально использовать квалифицированных работников за счет привлечения временных работников для выполнения работ, не требующих опыта работы и специальной подготовки, а также при необходимости подобрать постоянных работников из числа граждан, положительно зарекомендовавших себя в период участия во временных или оплачиваемых общественных работах. В период участия во временных работах гражданам оказывается материальная поддержка со стороны службы занятости. Кроме того, принимая на работу инвалидов, несовершеннолетних граждан, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, многодетных и одиноких родителей в рамках указанных программ, работодатель может выполнить квоту, т.е. Закон РС (Я) о квотировании рабочих мест.

Какие еще мероприятия предлагаются работодателям Центром занятости?

Органы службы занятости населения накопили огромный багаж и опыт проведения массовых мероприятий. Сегодня, Центр занятости может предложить работодателям различные формы сотрудничества, организовать мероприятия любого уровня, которые реально могут состыковать интересы двух главных действующих лиц рынка труда: и работодателя, и граждан, ищущих работу. Это - ярмарки вакансий различных форматов, день открытых дверей, день службы занятости, презентация предприятия, круглые столы, семинары для работодателей, экспресс-трудоустройство и др.

Участие в этих мероприятиях является удобным форматом для работодателя, он имеет возможность непосредственно встретиться с большим количеством претендентов на вакансии, в личной беседе предварительно получить представления о соискателях, оценить их уровень профессиональной подготовленности, опыта работы и т.д.

Уважаемые работодатели, услуги службы занятости совершенно бесплатны. Формат и виды проводимых мероприятий постоянно совершенствуются и расширяются.

От эффективности нашей совместной работы зависит многое – обеспечение сбалансированности на рынке труда, качественный подбор работников на предприятиях (организациях) и в конечном итоге, благосостояние граждан города.

Занятость трудоспособного населения является социально-экономической категорией, которая связанна с осуществлением права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [1].

Занятость населения – это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия [2]. Иначе говоря, занятость – это наличие у людей общественно значимой работы, предоставляющей им заработок или трудовой доход. Понятие «занятость населения» можно также определить как совокупность экономических отношений, связанных с деятельностью трудоспособного населения по созданию материальных благ, т.е. продукта или услуги.

Достижение высокого уровня занятости населения – одна из основных целей национальной экономики. Под занятостью следует понимать такую деятельность людей, которая не противоречит законам РФ, направлена на удовлетворение собственных или общественных потребностей и дает им заработок или доход [3].

Различные предприятия непосредственно учувствуют в процессе занятости населения, по средствам трудоустройства граждан на вакантные должности. Поиск персонала, в большинстве случаев, предприятия осуществляют, обращаясь в частные кадровые агентства, или своими силами, по средствам объявлений в СМИ и размещении информации о вакантной должности в интернете, расценивая это как более быстрый и простой вариант поиска работников. Но существует возможность поиска и отбора кадров с помощью государственных структур.

Федеральная служба по труду и занятости – это федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции по надзору и контролю сферы занятости, труда и альтернативной гражданской службы, реализующей государственные услуги в области содействия занятости трудоспособного населения и защиты граждан от безработицы, урегулирования коллективных трудовых споров и трудовой миграции.

Федеральная служба по труду и занятости реализует свои функции непосредственно и через службы и центры занятости населения в регионах, во взаимодействии другими учреждениями, такими как федеральные органы исполнительной власти, общественными объединениями и другими [2].

Федеральная служба по труду и занятости реализует свою деятельность в соответствии и на основании Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О занятости в Российской Федерации».

В процессе изучения проблем, существующих на рынке труда и занятости трудоспособных граждан РФ, выделяют следующие аспекты, требующие своего решения: недостаточное профессиональное консультирование, региональный дисбаланс, скрытые резервы, образовательный дисбаланс, не развитые компенсационные выплаты, увеличение напряженности на рынке труда, не организованная временная занятость подростков и др.[4].

Для решения этих проблем были созданы специальные учреждения – Службы занятости населения, исполняющие управление занятостью в масштабах государства.

Службы занятости населения (СЗН) регионов Российской Федерации являются структурными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости. Они контролируют и организовывают деятельность местных отделений службы занятости – центров занятости населения (ЦЗН).

Центр занятости населения (ЦЗН) – местное отделение СЗН, осуществляющее непосредственную работу с трудоспособным населением в области занятости и труда, а так же, оказывает государственные услуги трудоспособным гражданам и организациям в сфере занятости.

Работодатель выступает одним из главных клиентов СЗН. Из заявок организаций-работодателей службой занятости формируется банк вакансий для граждан, ищущих работу, что позволяет первым быстро и качественно найти квалифицированные кадры на вакантную должность, а вторым быстро решать проблемы с трудоустройством. Активная политика занятости трудоспособного населения основывается на принципе тесного взаимодействия органов службы занятости с работодателями. Обратиться за помощью в подборе и поиске необходимых работников могут как юридические лица, индивидуальные предприниматели, а так же физические лица.

После подачи соответствующей заявки работодателем, сотрудники центра занятости выполняют работу по поиску и отбору вакансий для категории граждан признанных безработными. Подбор информации осуществляется с использованием, сайтов «Общероссийская база вакансий», «Работа в России»», «Интерактивный портал Департамента труда и социального развития», и на сайте центра занятости населения того города, в котором осуществляется поиск сотрудников [6] размещается информация об организации-работодателе и сведения о его потребности в персонале.

Центром занятости населения предприятиям могут быть предложены следующие специальные программы занятости:

– организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

– организация общественных работ;

– организация временного трудоустройства граждан, ищущих работу и особо нуждающихся в социальной защите;

– организация временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников образовательных учреждений, ищущих работу впервые.

В ЦЗН РФ применяются следующие формы сотрудничества с предприятиями-работодателями и трудоспособным населением [5]:

Проводится аукцион специалистов. Для реализации этого мероприятия сотрудниками ЦЗН изучается потребность работодателей в квалифицированных специалистах, проводится анализ рынка предложений по данному профилю. С каждым потенциальным кандидатом на должность проводится индивидуальная работа по составлению резюме и отработке самопрезентации в беседе с работодателями. Задача кандидата на вакантное рабочее место как можно лучше продемонстрировать свои способности и знания, что позволит ему в дальнейшем успешно трудоустроиться.

Работа выездного отдела кадров, заключается в том, что потенциальный работник-клиент встречается со специалистом кадровой службы компании-работодателя на нейтральной территории, в помещении ЦЗН, что позволяет значительно сократить срок поиска работников для работодателя, а безработному получить возможность оперативного оформления приема на работу.

Гарантированное собеседование. Заключается в том, что предварительно отобранные сотрудниками службы занятости кандидаты на должность в заранее согласованное время направляются на собеседование с работодателем, собеседование может проходить либо в ЦЗН, либо у работодателя с участием работника ЦЗН. Принцип данной формы взаимодействия заключается в тщательном отборе кандидатов на вакансии в соответствии с требованиями работодателя. Преимуществом мероприятия можно считать его оперативность, исключение массового потока граждан на предприятие, а так же эффективное использование элементов конкурсного отбора кадров.

День открытых дверей ЦЗН. Мероприятие проводится непосредственно в ЦЗ с людьми, находящимися в поиске работы, и работодателями. В программу входят выставки и тематические семинары, мини-ярмарки вакансий и учебных мест, может быть представлена возможность воспользоваться «Интернет услугами» для населения и работодателей, а так же получить консультации специалистов ЦЗН, в том числе психолога, юриста, профконсультанта и т.д. На дне открытых дверей представители организаций-работодателей могут получить информацию о ситуации на рынке труда, о формировании банка вакансий центра занятости, а так же о направлениях активной политики занятости трудоспособного населения.

Мероприятие по названием – «День ЦЗН», это оказание помощи людям, ищущим работу, а также привлечение внимания партнеров на рынке труда по решению проблем занятости трудоспособного населения. Данный проект имеет вид информационной акции и включает в себя ряд мероприятий: циклы семинаров по вопросам профориентации, социальной адаптации и психологической поддержки граждан. Кроме того, в рамках проекта могут быть организованы «круглые столы» с участием работодателей и специалистов, глав поселений с высоким уровнем безработицы, для анализа и решения проблем безработицы.

Круглый стол, проводится центром занятости для представителей заинтересованных организаций для анализа итогов совместной деятельности, формулировки задач, предложения идей по урегулированию состояния рынка труда, обмену опытом и т.д. Мероприятие может проводиться регулярно, раз в месяц по любым направлениям работы СЗН.

Маркетинговые визиты – это мероприятие основная цель которого, укрепление партнерских взаимоотношений центра занятости с организациями-работодателями, привлечение к сотрудничеству новых предприятий. Главной задачей СЗН при этом является осуществление маркетинговой концепции продвижения рабочей силы на рынке труда. По результатам маркетинговых визитов утверждаются формы дальнейшей совместной работы, создается картотека предприятий, участвующих в мероприятии, ведется сбор данных об имеющихся на них свободных рабочих местах, финансовом состоянии предприятия, анализируется информация о приеме и увольнении сотрудников, обговаривается возможность организаций в проведении активной политики занятости.

Общественные комиссии. Главной целью данного мероприятия является поиск взаимовыгодных решений по согласованию и осуществлению политики занятости при участии организаций-работодателей, органов исполнительной власти, службы занятости, профсоюзов и других служб.

Презентация организации. Своей целью данное мероприятие ставит информирование граждан об организации-работодателе и имеющихся у него вакансиях, об условиях труда в организации. Мероприятие может быть проведено как в помещении организации-работодателе, так и в самом центре занятости населения. На презентацию, по средствам СМИ и объявлений на сайтах и стендах центра занятости приглашаются все граждане, ищущие работу, в том числе выпускники учебных заведений. Для них сотрудниками центра занятости подготавливаются различные видеоролики, брошюры и буклеты с информацией об организации. Организация-работодатель в рамках мероприятия может представить всем желающим данные об имеющихся вакансиях, провести собеседования с кандидатами и подобрать необходимых работников.

Презентация участников клуба ищущих работу (КИР). Проводится, как открытое занятие в клубе, на которое приглашают работодателей, для того что бы они могли пообщаться с группой ищущих работу в неформальной обстановке и пригласить потенциальных претендентов на должность на собеседование

Профессиональный ринг. Мероприятие проводится среди специалистов, закончивших профессиональную переподготовку от службы занятости. Между работодателями и специалистами в течении мероприятия проходит взаимодействие и общение по средствам мозгового штурма, выполнения различных кейсов, турнира, а так же проходит оценка личностного и профессионального соответствия потенциальных кандидатов на должность с предложениями работодателей.

Информационная конференция с работодателями. Мероприятие проводится для информирования работодателей об услугах СЗН, о возможных формах сотрудничества, о подготовке и исполнении совместных мероприятий ( организация общественных работ, временной занятости и др.). Рассматривается проблема во всех своих аспектах, выносится на обсуждение, планируются выступления представителей всех заинтересованных сторон и принятие конкретного решения.

Экспресс-трудоустройство. Целью мероприятия является максимально быстрый поиск необходимых специалистов по заявке организации-работодателя. Проводится для срочного отбора кандидатов на должность (в течение 1–2 дней). В информационном зале ЦЗН, представителю организации-работодателя дается рабочее место, в это же время вывешивается объявление об открывшихся вакансиях. Отбор осуществляется из специалистов, обратившихся в центр занятости, с целью найти работу, и безработных, которым в этот день была назначена перерегистрация. Мероприятие может проводиться с работниками ЦЗ, а так же без их участия.

Ярмарка вакансий и учебных рабочих мест. Важное направление осуществления активной политики ЦЗН, направленной на регулирование занятости населения. Мероприятие проводится с целью снижения социальной напряженности на рынке труда, содействия занятости граждан, ищущих работу, а так же предоставления образовательных услуг и обеспечения предприятий необходимыми кадрами. В ходе мероприятия решаются такие задачи, как: содействие гражданам в поиске подходящей работы и обеспечению предприятий работниками, путем создания условий для общения и взаимодействия безработных с работодателями.

Данные мероприятия обладают рядом положительных моментов для работодателей:

– Услуги ЦЗН по подбору персонала предоставляются организациям-работодателям бесплатно.

– В центре занятости населения работодателям всегда можно получить свежую объективную и достоверную информацию о спросе ситуации на рынке труда.

– ЦЗН может осуществлять подготовку или переобучение кандидатов на определенные открытые вакансии за счет краевого бюджета, то есть совершенно бесплатно для работодателя и кандидата на должность.

– В ЦЗН работодатель может получить услугу по подбору кадров из банка вакансий, что сделает работу по подбору и отбору кадров оперативной и качественной.

В банк высококвалифицированных специалистов ЦЗН включаются все сведения о гражданах, обратившихся в центр занятости с целью поиска работы, а так же о работающих, желающих поменять место работы, имеющих успешный опыт в самых разных сферах, обладателях редких специальностей и профессий[7].

Существование банка высококвалифицированных специалистов имеет ряд преимуществ для работодателей:

– С помощью банка вакансий работодатели могут избежать временных и финансовых затрат на поиск специалиста на вакантную должность;

– В соответствии заявленным требованиям работодателя, сотрудники ЦЗН могут оперативно и качественно отобрать 2–3 кандидата на вакантную должность, если в организации-работодателе отсутствует служба персонала

– В связи с тем, что информация о вакансии будет предложена также и желающим поменять место работы специалистам, есть возможность заинтересовать специалиста, имеющего большой положительный опыт в данной сфере;

– По запросу работодателя, ему могут быть направлены резюме кандидатов на вакантную должность для предварительного ознакомления и дальнейшего собеседования с отобранными кандидатами в центре занятости или на территории организации-работодателя;

– В случае, если кандидаты проживают в другом населенном пункте, может быть организовано видео-собеседование, так же существует возможность компенсации переезда кандидата к новому месту работы за счет средств ЦЗН;

– По запросу работодателя, специалисты ЦЗН могут сформировать внешний кадровый резерв на рабочие места предприятия, из подходящих кандидатов, максимально удовлетворяющих предъявляемым квалификационным требованиям;

– При необходимости подходящие кандидаты могут получить недостающие профессиональные навыки или повысить квалификацию при содействии службы занятости.

– Центр занятости населения может профинансировать и организовать участие отобранного специалиста в программах временного трудоустройства. Таким образом, работодатель имеет возможность «протестировать» специалиста в работе и решить вопрос его дальнейшего постоянного трудоустройства.

Также стоит помнить, что необходимость предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей является установленным федеральным законодательством требованием. В соответствии с Порядком представления работодателями, осуществляющими деятельность на территории РФ, такие сведения предоставляются ежемесячно не позднее 28 числа.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что поиск персонала с помощью центра занятости это не только хорошая возможность работодателя получить в свой штат образованных, квалифицированных специалистов, но и обязанность участия каждой организации в государственной политике занятости населения России.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

В 1996 г. службе занятости России удалось трудоустроить 2,3 млн. человек. Если учесть, что в среднем за год в общероссийском банке данных насчитывалось около 400 тыс. вакансий, а в Службу занятости обратилось 5,3 млн. человек, то трудоустроен каждый третий.

Однако Федеральная программа занятости населения по таким показателям, как организация и проведение общественных работ, а также временная занятость подростков не была выполнена. В 1996 г. на общественных работах было занято 291,5 тыс. человек вместо 350 тыс. человек по плану. Причина - дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно скажется на реализации программы и в этом году. Что касается трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого миллиона обеспечить работой удалось 850 тыс. человек. Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.

Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1994 г. по июнь 1996 г. более 7 тыс. безработных стали владельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 20,4 рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.

Читайте также: