В чем суть макроэкономической проблемы безработицы

Опубликовано: 01.10.2024

В настоящее время проблемы безработицы, является одной из самых актуальных проблем в мире.Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества. Она свидетельствует о том, что общественные репертуары недоиспользуются и отрезок населения имеет очень низкие денежные средства к существованию. Незанятость – сложная и серьезная проблема для экономически развитых стран. Она влечет за собой экономическое отставание страны, наносит урон людям, которые не могут реализовать свои возможности в деятельности, этим не давая улучшить их материальное положение и тем самым способствует росту преступности и заболеваемости.

Своеобразная теория была сформулирована Томасом Р. Мальтусом в его работе «Опыт о законе народонаселения…». Мальтус предупреждал о катастрофических последствиях, в составе которых была и массовая безработица, от ничем не сдерживаемого роста населения. Он аргументировал свой взгляд тем, что продовольственные ресурсы могут прирастать только за счет привлечения дополнительных земельных и людских ресурсов в арифметической прогрессии, в то время как население увеличивается в геометрической прогрессии.

Альфред Маршалл, основатель неоклассического направления экономической теории, полагал, что высокая заработная плата неизбежно уменьшает занятость и увеличивает безработицу. Для обоснования этого он использовал «теорию предельной производительности».

Карл Маркс видел причины безработицы в изменении органического строения капитала – отношения стоимости средств производства, или постоянного капитала, к переменному капиталу, или стоимости рабочей силы. Особенно быстрое относительное уменьшение переменного капитала вызывается научно-технической революцией в производстве. Нередко это порождает и абсолютное сокращение спроса на труд. К тому же, чем продолжительнее рабочий день и чем сильнее напряжённость работы, тем меньше требуется лиц наемного труда, чтобы привести в движение имеющиеся средства производства.

Джон Мейнард Кейнс – основатель экономической теории регулируемого капитализма и занятости, в своем основном труде «Общая теория занятости, процента и денег» критиковал классическую теорию занятости и утверждал, что в рыночном капиталистическом хозяйстве не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость, что причины безработицы и инфляции кроются не во внешних причинах, а в самой экономической системе, которая не является и не может быть саморегулирующейся. Основой собственной теории Кейнса является принцип эффективного спроса, складывающегося из ожидаемых расходов общества на потребление и ожидаемых расходов на новые инвестиции. В случае недостатка эффективного спроса произойдет недозагрузка производственных мощностей, низкие темпы роста производства, кризисные явления и безработица.

До сих пор не одно экономическое учение не является бесспорным с точки зрения объяснения причин безработицы и занятости. Все имеющиеся взгляды на причины безработицы можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо сильно сказывается в развивающихся странах. Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе – в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам приходят новые . В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д. В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

Все эти причины безработицы представляют собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.

Безработица бывает фрикционная, структурная, институциональная, циклическая и добровольная. Безработица является следствием научно-технического прогресса, роста эффективности производства, изменения отраслевой структуры экономики, сокращения производства, в результате чего высвобождается рабочая сила либо предъявляются новые требования к ее качеству и структуре. Безработица резко увеличивается в период кризисов.

Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства.

1. Райхлин, Э.Основы экономической теории.Безработица и инфляция: монография / Э. Райхлин. - М.: Наука,2008. -180с. - ISBN 5-02-013698-0.

2. «Экономика труда»Под ред. Волгина, Одегова М.:Экзамен 2002 -736 с.

3. «Прикладная экономика» Учеб. пособие. Пер. с англ. Под редакцией канд. экон. наук Д.Ю. Тушунова М.: Просвещение, 1992 -224с.

Библиографическая ссылка на статью:
Кулаженкова К.А. Особенности безработицы и пути ее преодоления // Студенческие научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/08/2564 (дата обращения: 12.04.2021).

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которая оказывает прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьёзную психологическую травму. Безработица оказывает свое влияние и на общество в целом. Потеряв работу, человек лишается своего привычного образа жизни, утрачивает источник внутренней удовлетворенности, нарушается ритм жизни, разрываются повседневные связи. Неспособность быстро адаптироваться к изменениям ситуации на рынке труда, неподготовленность к такому рода изменениям – сильные стрессовые факторы. Людям, потерявшим работу, свойственны повышенная тревожность, конфликтность, неуверенность в себе, замкнутость, неадекватная самооценка.

Проблему безработицы рассматривали такие деятели науки как Е.П. Агапов, изучавший данную проблему в контексте социально-правовой защиты населения. Также Т.С. Пантелеева и Г.А. Червякова, исследовавшие экономическую значимость и последствия безработицы, А.Я. Рыженков, который рассмотрел определенные аспекты в рамках трудового права, Г.Б. Челнокова, изучившая проблему бедности населения как следствие безработицы, и др. [2].

Также этой тематикой занимался Маркс, различавший три формы безработицы: фрикционная, структурная и циклическая, и Кейнс, который сделал вывод, что рынком труда является специфический рынок, на котором предложение товаров почти не зависит от уровня цены, т.е. от уровня заработной платы. [3].

Как мы видим, многие ученые, и научные деятели были заинтересованы проблемой безработицы. Поэтому стоит обратить особое внимание при изучении такого понятия, как «безработица». Нужно правильно находить причины появления безработных людей на рынке, выявлять причины, по которым так получается и делать какие-либо шаги к улучшению положения людей на рынке труда.

Существует несколько форм безработицы:

1) структурная, появляющаяся в стране под влиянием каких-либо структурных изменений или сдвигов в экономике,

2) фрикционная, связанная с потерей работы на короткий срок;

3) скрытая, то есть, неполная занятость населения, всего лишь 2-3 часа в неделю;

4) сезонная, которая наступает в определенный период года, и др.

В последнее время ситуация на рынке труда постепенно ухудшается. Это можно посмотреть на примерах. Например, в 2013 году количество зарегистрированных безработных в России превышало 4 млн. (5,5% от самостоятельного населения). Эти цифры не дают полной картины безработицы, как социально-экономического явления. Если средняя продолжительность безработицы составляет 3 месяца, то и в 2013 году количество терявших работу россиян было в 4 раза больше. [1, С.367].

Безработица является одной из главных проблем России. Все больше и больше россиян не могут устроиться на работу. Сейчас в России начался экономический кризис, несущий за собой негативные последствия для населения.

Почитав новости и посмотрев статистику уровня безработицы, можно сказать, что наблюдается ее постепенное снижение. Но не знаю, можно ли сейчас об этом утверждать, так как мы живем в мире, где ничего долго не стоит на месте. Поэтому нужно следить за уровнем безработицы и решать проблемы по ее устранению, если таковые появятся.

Таким образом, мы предлагаем уменьшить риск возникновения безработицы и последствий, которые за ней следуют, найти определенные меры борьбы с ней.

Например, автор исследования рекомендует:

1) ликвидировать нерентабельные предприятия, то есть те предприятия, которые не функционируют в своем развитии;

2) постоянно повышать квалификацию работников;

3) создать новые рабочие места для того, чтобы те люди, которые не имеют работы, могли легко устроиться на другую;

4) контролировать процесс увольнения сотрудников;

5) повысить зарплату, если в этом есть необходимость.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Студенческие научные исследования».

Безработица: сущность, причины, структура и типы. Экономические и социальные издержки безработицы, закон А. Оукена. Безработица в России: особенности, государственная поддержка и социальная защита. Пути регулирования безработицы и занятости в России.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 25.04.2011
Размер файла 97,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Уровень безработицы 1992 г. %

Уровень безработицы 1996 г. %

15 недель или более

Таблица 1. Численность и состав экономически активного населения России. Россия в цифрах: - М., 2003. - С.37

Наименование показателей

% от экономически активного населения

Экономически активное население: всего

Таблица 2. Структура занятого населения России по отраслям, в % http://lenta.ru/economy/

Всего занято в экономике

-сельском и лесном хозяйстве

-транспорте и связи

-торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках

-жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения

-здравоохранении, физической культуре и искусстве

-образовании, культуре и искусстве

-науке и научном обслуживании

-кредитовании, финансах и страховании

-аппарате органов управления

Рисунок 2. Структура занятого населения России по отраслям. (2003 г.) newsru.com

безработица занятость оукен

Пути регулирования безработицы и занятости в РФ. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер.

Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи.

Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

На сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Мне представляется, что Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.

Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и виды безработицы

Ключевой проблемой развития экономики любого государства является проблема занятости и безработицы. В каждой стране существует определенный уровень безработицы. Если это показатель высокий, то это может привести к разрушению экономики. Начнет падать уровень жизни населения, повысится преступность, увеличится миграция экономически активного населения в другие страны.

В связи с этим первоочередной задачей правительства считается минимизация уровня безработицы. Это осуществляется следующим образом: создание новых рабочих мест; реформирование образовательной системы; создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса (программы поддержки, дотации и др.).

Проблема безработицы – это макроэкономическая проблема. Потеря или невозможность найти работу оказывает сильное психологическое давление на человека. У большинства людей падает уровень жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Экономические проблемы безработицы 450 руб.
  • Реферат Экономические проблемы безработицы 230 руб.
  • Контрольная работа Экономические проблемы безработицы 240 руб.

Под безработицей понимают социально-экономическое явление, при котором в стране есть определенное количество трудоспособного населения, которые способны и желают работать, но не могут найти подходящее место работы.

По определению Международной организации труда безработным считается любой человек, который на данный момент не является занятым, но находится в поиске работы.

Выделяют следующие виды безработицы:

  1. фрикционная;
  2. сезонная;
  3. структурная;
  4. циклическая.

Первый вид безработицы связан со сменой работы на добровольной основе и с временной занятостью. До момента выхода на новое место работы, человек считается безработным.

Фрикционную безработицу считают неминуемым явлением, поскольку в стране достаточно людей, которые по разным причинам меняют места работы. С другой стороны этот вид безработицы обеспечивает высокую степень удовлетворенности человека своим трудом.

Сезонную безработицу часто сравнивают с фрикционной. Она возникает в результате сезонных изменений конъюнктуры рынка труда. Недостатком в данном случае является недостаточная гибкость рынка.

Структурная безработица зависит от уровня научно-технического прогресса в страны. Внедрение новых прогрессивных технологий, автоматизации производственного процесса и др. приводят к сокращению рабочих мест. Одним профессии становятся ненужными, возрастает спрос на новые специальности.

Циклическая безработица – это безработица недостаточного спроса. Она возникает в результате неспособности совокупного спроса в экономике предоставить необходимое количество рабочих мест всем желающим.

Основные экономические проблемы безработицы

Самой болезненной проблемой для многих стран является именно безработица. Так как она имеет прямое отношение к процессам производства, распределения трудовых ресурсов, уровня социально-экономического развития общества, то это приводит к появлению следующих проблем:

  1. переизбыток на рынке труда работников определенной специальности;
  2. сокращение производства;
  3. увеличение расходов (пособия безработным);
  4. снижение уровня квалификации незанятых людей;
  5. понижение уровня жизни населения;
  6. недопроизводство национального дохода;
  7. снижение налоговых поступлений в бюджет;
  8. обострение политической ситуации в стране;
  9. рост числа преступлений.

Трудовые ресурсы является ограниченными, поэтому потерянное рабочее время восстановить невозможно, а недопроизводство благ компенсировать в будущем уже нельзя.

Рост безработицы приводит к тому, что сокращается спрос на товары и услуги. Люди начинают экономить и приобретают минимальный и необходимый набор товаров для элементарного выживания. При отсутствии достаточных финансовых средств для содержания своих семей общество прибегает к поиску спасения безработных от голода или превращения в преступников. В этой связи государство предоставляет пособия по безработице, организует временные приюты для людей, оказавшихся в трудной ситуации.

Безработица – это фактор, который понижает заработную плату. Негативные последствия данного экономического явления не распространяются только на людей, ставшими жертвами безработицы. Она влияет на работу целых трудовых коллективов, мешая направлять средства на улучшение качество условий труда, введения дополнительных льгот и др.

Положительным моментом в области безработицы является создание резерва кадров на случай преобразований в экономике, конкуренцию между работниками как стимул к развитию способностей к труду, а также поощрения роста интенсивности и производительности труда.

Среди факторов безработицы, имеющих некоторое положительное значение в экономическом плане, стоит отметить создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики; конкуренцию между работниками как стимул к развитию способностей к труду; перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования; стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Пути решения экономических проблем безработицы

Для повышения уровня социально-экономического развития страны основными задачи являются:

  • сокращение уровня бедности населения и повышение платежеспособного спроса;
  • активные инвестиции в кадры (обучение, переквалификация и др.);
  • формирование экономических условий, которые позволяли бы трудоспособному населению обеспечить более высокий уровень жизни и деятельности (комфортное жилье, лучшее качество услуг в различных сферах, достойная жизнь в старости).

Одним способом решения проблемы безработицы считается ее сокращение, что сделать чрезвычайно сложно в силу многообразия ее видов. Каждое государство применят самые разные методы для уменьшения уровня безработицы и увеличения занятости.

Уровень фрикционной безработицы можно снизить путем ликвидация факторов, которые снижают подвижность рабочей силы. Для этого необходимо развивать рынок жилья и делать его доступным для большинства людей, отменять барьеры для переезда из одного географического пункта и другой.

Помимо того, снижению безработицы поспособствует улучшение информационного обеспечения кадрового рынка. Это развитие бирж труда, которые занимаются организацией трудоустройства граждан.

Для сокращения структурной безработицы необходимы соответствующие программы профессионального переобучения и переквалификации кадров. Циклическая безработица самая сложная. Для ее уменьшения применяется ряд мероприятий по созданий условий для роста спроса на товары, снижения инфляции, уменьшение предложений на рынке труда, создание условий для самозанятости, реализации программ поддержки молодых предпринимателей и др.

Безработица — социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». По определению Международной организации труда (МОТ) — International Labor Organization (ILO) безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда. Численность безработных в каждый конкретный период зависит от цикла и темпов экономического роста, производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации.

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Проблема безработицы часто является предметом политических дискуссии. Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов. Правомерность постановки этих вопросов вызвана еще и тем, что доля трудоустроенных службой занятости в общей численности незанятых граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства, в переходный период оказалась ниже, чем до начала реформ: в 1994 г. - 29,5%, в 1995 г. - 39,0%, в 1996 г. - 30,2% по сравнению с 48,9% в 1990 г.




При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

Понимая неизбежность нарастания масштабов безработицы в России в условиях углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо, следует ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы в размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей численности экономически активного населения. С учетом специфики российской экономики это ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к рыночной экономике.

Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д..

Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

Глава 1. Безработица - макроэкономическая проблема

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением.
Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства..

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики,
Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Понимая неизбежность нарастания масштабов безработицы в России в условиях углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо, следует ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы в размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей численности экономически активного населения. С учетом специфики российской экономики это ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к рыночной экономике.

Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством. Вопрос сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких рычагов и стимулов Россия должна воздействовать на создание единого политического и экономического пространства на территории бывшего СССР, позволяющего простому россиянину (а не беженцу или вынужденному переселенцу), проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать свое право жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации. Достичь этого можно только путем политических и экономических решений.

Рассматривая характерные особенности региональных рынков труда, следует прежде всего учитывать специфику территориального распределения приростов численности населения трудоспособного возраста. В частности, преобладающая часть (примерно 3/4) прироста численности населения трудоспособного возраста в 1998-2005 гг. будет приходиться на Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский и Западно-Сибирский экономические районы, и без того характеризующиеся излишками трудовых ресурсов и относительно низким уровнем занятости населения.

Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для создания новых рабочих мест. В соответствии с приказом Федеральной службы занятости от 10 июня 1997 г. за счет средств фонда рекомендуется осуществлять:

инвестирование и выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест;

инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;

финансирование и кредитование безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью.

В настоящее время в законодательной и хозяйственной практике слабо учитываются территориальные особенности формирования и использования трудовых ресурсов. В относительно трудонедостаточных районах России (включая Нечерноземную зону, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток) основное внимание должно быть уделено созданию необходимых экономических, организационных и правовых предпосылок для привлечения инвестиций (в том числе зарубежных) с целью реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих производств, более эффективного использования основных производственных фондов и рабочих мест, постоянного снижения доли малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве и сельском хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда.

В то же время в трудоизбыточных районах страны для обеспечения занятости населения следует открывать (в первую очередь в сельской местности, в малых и средних городах) небольшие предприятия и производства по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, изготовлению строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья и отходов производства, а также предприятия и организации сферы обслуживания.

На ситуацию на региональных рынках труда большое влияние оказывает отраслевая структура производства. В частности, анализ отчетных данных показывает, что в тех отраслях, где уровень оплаты труда выше (например, в добывающих отраслях промышленности), количество свободных ( вакантных) рабочих мест незначительно. В то же время, например, в машиностроении, где уровень средней заработной платы в начале 1997 г. составлял всего 72% средней зарплаты по промышленности в целом, количество свободных (вакантных) рабочих мест достигло 48,5 тыс. единиц, что составляло примерно 43% всех свободных рабочих мест в промышленности.

При разработке прогноза социально-экономического развития России на 1998 г. особое внимание уделялось выравниванию уровня заработной платы работников материального производства и отраслей непроизводственной сферы. Политика в области труда и его оплаты по основным сферам хозяйства России в 1998 г. разрабатывалась таким образом, чтобы создать приоритеты для сферы обслуживания населения. В частности, в непроизводственных отраслях предусматривается рост численности работников с 20,4 млн. человек в 1997 г. до 20,6 млн. человек в 1998 г. Среднемесячная оплата труда здесь возрастет по сравнению с 1996 г. в 2,1 раза. Последнее обстоятельство позволяет несколько сократить разрыв в оплате труда работников производственных и непроизводственных отраслей.

Касаясь вопросов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные меры должны предусматривать не только административное, но и косвенное экономическое влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное перераспределение работников в целях снижения общих объемов высвобождения кадров), тем выше вероятность использования прямого административного воздействия.

Анализ финансово-кредитной политики, намеченной в России в 1998 г., показывает, что ее реализация будет оказывать противоречивое влияние на занятость населения. С одной стороны, прекращение покрытия бюджетного дефицита за счет кредитов Центрального банка, последовательное сокращение нерациональных государственных расходов, прежде всего дотаций и льгот, в том числе аграрному сектору и угольной промышленности, может ускорить высвобождение работников из различных секторов экономики, что усилит социальную напряженность в отдельных регионах страны. С другой стороны, проведение налоговой реформы, связанное с облегчением налогового бремени для предприятий и организаций, во многом будет способствовать более интенсивному формированию их финансовых накоплений, которые могут быть использованы для инвестиций в производство, его расширение и реконструкцию, создание новых рабочих мест.

Своеобразие ситуации, сложившейся перед этапом стабилизации, состоит в том, что старые производственные структуры, не способные адаптироваться к изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса и в первую очередь обусловливают глубину спада производства. Рассчитывать на то, что поддержка этих структур поможет его замедлить и вывести страну из спада, не приходится. В то же время сокращение производства в них пока не компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, более эффективных и конкурентоспособных предприятиях. Частный капитал продолжает концентрироваться в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование промышленности пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным.

Читайте также: