Что из перечисленного относится к позитивным санкциям бойкот увольнение

Опубликовано: 18.09.2024

Тест по обществознанию Социальная сфера для 8 класса с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 13 заданий.

Вариант 1

А1. Какой из приведенных примеров соответствует отклоняющемуся поведению?

1) чиновник вовремя приходит на работу
2) на прием к президенту хоккеист пришел в тапочках
3) учащиеся носят форму
4) директор предприятия отвел специальное место для курения

А2. Верны ли суждения об отклоняющемся поведении

А. Отклоняющееся поведение не соответствует общепринятым нормам.
Б. Отклоняющееся поведение может быть полезно обществу.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

A3. Одним из главных признаков нации является

1) национальное самосознание
2) торговые связи
3) общая религия
4) массовая культура

А4. Нарушением закона является

1) посещение клуба национальной культуры
2) исполнение национальных песен
3) плохое знание родного языка
4) прием на работу по национальной принадлежности

А5. Верны ли суждения о межнациональных отношениях?

А. Межнациональные отношения периодически обостряются в разных странах мира.
Б. Законы нашей страны запрещают разжигание межнациональных противоречий.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А6. Повышение или понижение социального статуса является

1) социальной ролью
2) социальной мобильностью
3) социальной позицией
4) девиантным поведением

А7. Верны ли суждения о стратификации?

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А8. Верны ли суждения о социальной мобильности?

А. С переходом к индустриальному обществу социальная мобильность усилилась.
Б. Революция 1917 г. привела к групповой вертикальной мобильности в обществе.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А9. Верны ли суждения о социальной группе?

А. Каждая социальная группа живет по письменно закрепленным законам.
Б. Человек может быть членом только одной группы с письменно закрепленными нормами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А10. Верны ли суждения о социальных конфликтах?

А. Социальные конфликты могут быть локальными и глобальными.
Б. Социальные конфликты с религиозной окраской ушли в прошлое.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «социальная группа». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) класс
2) страта
3) каста
4) сословие
5) коллектив
6) работа

В2. Что из перечисленного соответствует вертикальной мобильности?

1) понижение в должности
2) переход из одной школы в другую
3) переезд в квартиру большей площади
4) назначение рабочего мастером
5) переизбрание депутата на второй срок
6) получение военнослужащим внеочередного звания

В3. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.

ТЕРМИНЫ

1) социальная структура
2) социальный статус
3) социальная роль

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определенными правами и обязанностями
Б) ожидаемое от человека данного социального положения поведение
В) совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими различное положение в обществе

Запишите выбранные буквы под соответствующими цифрами.

Вариант 2

А1. К каким последствиям приводит распространение наркомании в обществе?

1) к распространению национальных противоречий
2) к снижению политического противостояния
3) к росту преступности
4) к ограничению свободы средств массовой информации

А2. Верны ли суждения об употреблении наркотиков и алкоголя молодежью?

А. Молодежи кажется, что возможно прекратить принимать алкоголь и наркотики в любой момент.
Б. Большинство таких людей воспитывались в благополучных семьях.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

A3. Национальные меньшинства в России

1) имеют право на использование самостоятельной денежной единицы
2) имеют право на преподавание на родном языке
3) могут не платить налоги в федеральный бюджет
4) могут отказаться от выполнения федеральных законов

А4. Действия, закрывающие национальному меньшинству доступ к источникам доходов

1) патриотизм
2) дискриминация
3) расизм
4) меркантилизм

А5. Верны ли суждения об этнической группе?

А. Этнические группы объединены общей культурой, включая язык.
Б. Все этнические группы проживают в сельской местности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А6. Социальный статус, данный человеку при рождении

1) достигаемый
2) предписанный
3) индивидуальный
4) политический

А7. Верны ли сужения о санкциях?

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А8. Верны ли суждения о ролевом конфликте?

А. Ролевым конфликтом является противоречие между желаниями и обязанностями.
Б. Внутриролевым конфликтом является конфликт между личностью и государством.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А9. Верны ли суждения о поколении?

А. Между людьми разных поколений обязательно возникают конфликты.
Б. Учителя и ученики не могут принадлежать к одному поколению.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А10. Верны ли суждения о тендерной роли?

А. Гендерные роли сохраняют свое значение в современном обществе.
Б. В современном обществе гендерные ролевые установки при выборе профессии потеряли былую жесткость.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «нация». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) этнос
2) племя
3) раса
4) народность
5) этническая группа

В2. Что из перечисленного соответствует формальным позитивным санкциям?

1) аплодисменты артисту
2) дружеская улыбка
3) рукопожатие
4) приказ об увольнении
5) грамота за успехи в учебе
6) премия за хорошую работу

В3. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.

ТЕРМИНЫ

1) социальный конфликт
2) отклоняющееся поведение
3) социальная мобильность

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) изменение положения человека или группы в обществе
Б) поведение, которое не согласуется с социальными нормами
В) борьба за ценности и определенный статус в обществе

Запишите выбранные буквы под соответствующими цифрами.

Ответы на тест по обществознанию Социальная сфера для 8 класса
Вариант 1
А1-2
А2-3
А3-1
А4-4
А5-3
А6-2
А7-1
А8-3
А9-4
А10-1
В1. 6
В2. 146
В3. 1В 2А 3Б
Вариант 2
А1-3
А2-1
А3-2
А4-2
А5-1
А6-2
А7-3
А8-1
А9-4
А10-3
В1. 3
В2. 56
В3. 1В 2Б 3А

alt=" Фото: iStock " />
 Фото: iStock

- Если бы ко мне пришли и сказали, что в соцсетях института появляются фашистские, расистские или экстремистские призывы, - все то, что в моем понимании выходит за рамки человеческого поведения, - я бы насторожился и стал думать, что с этим делать и как прекратить. Я против того, чтобы устраивать систему слежки за сотрудниками, но если человек ведет себя провокационно, то "надо и власть употребить". Впрочем, этим должны заниматься специальные органы, а не ректорат или деканат.

Фото: iStock

Может быть, потому что у меня советское прошлое, система идеологического прессинга и цензуры в отношении свободных высказываний вызывает у меня аллергию. Поэтому по-человечески я против любого контроля за мыслями людей. Соцсеть - по определению пространство свободы. Каждый волен здесь высказываться о том, о чем он хочет, и эти высказывания не могут служить основанием для какой-либо дискриминации, тем более увольнения с работы. Случаи увольнения за то, что педагог появился на своей странице в наряде, который кажется кому-то слишком откровенным, может быть, и правомерен в школе, но не приемлем в вузе. Ну, есть потребность у преподавательницы выставить себя в купальнике - это ее личное дело. Я против "хирургии" в таких вещах. Внешний вид - личный выбор. Он неприкосновенен.

Что же касается студентов, молодость должна бузить, ошибаться! Вуз должен прежде всего учить, а если и воспитывать, то делать это тонко, понимая, что у человека есть право на ошибку. Прежде чем выгонять, надо встретиться, поговорить, понять, убедить.

Да, я допускаю, что какая-то компания может для своих сотрудников устанавливать правила поведения. Но учебное заведение, думаю, нет. Посты в соцсетях - это личное пространство.

С точки зрения психолога, думающего о расширении представлений

Ольга Маховская, психолог:

- Соцсети - это место неформальной жизни и неформальных высказываний. Люди в сетях часто отрываются по полной. Ловят популярность, ищут дискуссионности, идут на провокативность (чего на работе не сделали бы), и для них все жанры хороши. Мои коллеги, например, позволяют себе в "Фейсбуке" профессиональную "экстремальность". И по идее это не должно контролироваться корпоративной этикой. Ответственность за слово остается в любом случае, выступаешь ли ты с университетской кафедры или пишешь в "Фейсбуке". Как и ответственность за поступок. Все-таки выходить с голой задницей на публику не стоит.

Но и здесь сложно. Если человека взяли в компанию за мастерство, то и выгонять его надо за потерю оного, а не за скандалы, поспешность не приносит этических очков. Людям корпоративных решений надо учитывать и то, что критика и хула в соцсетях приносят критикуемому иногда большие очки, чем хвала. "Миллионники" сетей недаром заинтересованы не только в фанатах, но и в хейтерах. А "плохая" рецензия на фильм может обернуться глубоким интересом не согласившегося зрителя.

Если соцсети - территория свободы, то мы должны помнить, что талантливые люди и профессионалы своими свободными высказываниями расширяют рамки наших представлений. В пандемию, особенно важно, чтобы не только блюлась корпоративная этика, но и проговаривались новые впечатления и страхи. Именно в соцсетях мы ловим первый резонанс, обкатываем свои мысли. Поэтому здесь нужна и некая экстремальность, чтобы люди, в большинстве своем склонные держаться за привычное, смогли отказаться от стереотипов, заставили себя думать по-другому. Запрос на инновацию ведь никуда не делся. Она не менее важна, чем рамки приличия.

С точки зрения компании, думающей об имидже

Урван Парфентьев, координатор Центра безопасного интернета:

-Публика ассоциирует человека с компанией, в которой он работает - это данность. Поэтому компания блюдет свой имидж, в том числе контролируя частную жизнь работника. В "группе риска" может оказаться любая сетевая активность человека, как его взгляды, противоречащие корпоративной культуре, так и поступки. Исход зависит исключительно от "вменяемости" работодателя. Хотя, строго говоря, работодателя должно интересовать только то, как работник работает. А с его репутационными издержками должны справляться PR- и HR-сотрудники компании. Им часто не хватает квалификации для того, чтобы грамотно "отработать негатив". Многие не знают, что угрозы бойкотов компаний со стороны пользователей, которыми пестрят соцсети, не приводят к потерям бизнеса (если бизнес реализует успешную стратегию). Покупатель все равно придет туда, где ниже цены, что бы крамольного ни написал в сети менеджер или кассир фирмы.

Фото: iStock

Но тот, кто делает рискованные записи в соцсетях, должен понимать, что сетевые материалы, как правило, общедоступны. И с юридической точки зрения реакцию работодателя на сетевую активность сотрудников не посчитают вмешательством в их частную жизнь. Тем же, кто ищет приватности, лучше выбрать, например, Telegram. Там не допустимо только то, что нарушает общественный консенсус по недопустимости (порно, терроризм, буллинг и т.д.). А те же снимки из бани, если они не нарушают нормы морали - не проблема. Другое дело - общедоступные сети. На то она и общедоступность, что имеет последствия.

С точки зрения психолога, думающего о взвешенности

Владимир Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор:

- Есть четкий регулятор того, стоит ли в сетях делать ту или иную дневниковую запись или размещать фото. Все то же самое, что вы пишете за глаза, скажете в глаза визави? Или как на фото предстанете перед публикой? Не уверены? Значит, вами руководит плохой советчик - эмоции. Даже если они позитивные. А если внутренний голос кричит: "Не надо!", а вы поддались эмоциональному всплеску, ждите последствий.

1) Оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком.

2) Модель поведения, ожидаемого обществом, другими людьми от человека, соответствующая его положению.

3) Изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую.

4) Положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.

2. Задания 10 В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?

1) Новое произведение молодого композитора было встречено бурными аплодисментами публики.

2) Ученый получил международную премию за исследования в области энергосберегающих технологий.

3) За победу в конкурсе «Лучший в профессии» рабочий получил в подарок ключи от нового автомобиля.

4) Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание.

3. Задания 10 В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?

1) Студент блестяще защитил исследовательский проект, за что был удостоен похвалы профессора.

2) Студент победил на конкурсе проектов и получил грант на стажировку за границей.

3) Учитель вышел в финал городского конкурса «Учитель года» и получил грант мэра.

4) За решительные действия при обезвреживании преступника полицейский был представлен к награде.

4. Задания 10 Какие нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном?

1) правила этикета 2) правовые 3) обычаи и традиции 4) эстетические

5. Задания 10 Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе»?

1) социальная норма 2) социализация 3) социальная мобильность 4) социальная роль

6. Задания 10 Древнегреческий поэт Гесиод призывал: «Слушайся голоса правды и думать забудь о насилье!». Это высказывание - пример 1) нормы морали 2) народной приметы 3) эстетич. нормы 4) правил этикета

7. Задания 10 Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать принятые в обществе нормы, - это социальные 1) санкции 2) традиции 3) ценности 4) правила

8. Задания 10 По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от принятых социальных норм, общество применяет санкции формального и неформального характера. К числу формальных относится 1) увольнение 2) бойкот 3) игнорирование 4) пренебрежение

9. Задания 10 Школа, наряду с семьёй, осуществляет воспитание подрастающего поколения. Этот процесс служит проявлением

1) учёта общественного мнения 2) социализации личности 3) социальной мобильности

10. Задания 10 Какие социальные нормы иллюстрирует следующее требование: мужчина обязан освободить свою спутницу от необходимости нести какие-либо вещи (кроме дамской сумочки)?

1) эстетические нормы 2) нормы морали 3) народную мудрость 4) правила этикета

11. Задания Д 10 Оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами, называется 1) престижем 2) авторитетом 3) статусом 4) имиджем

12. Задания 10 Степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов называется

1) престижем 2) авторитетом 3) статусом 4) имиджем

13. Задания 10 Социальная позиция, которая заранее определена обществом индивиду независимо от заслуг личности, называется

1) предписанный статус 2) основной статус 3) социальная роль 4) авторитет

14. Задания 10 К формальным позитивным санкциям относят

1) комплименты 2) аплодисменты 3) премирование 4) устную похвалу

15. Задания 10 Установите соответствие между признаками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца .

А) авторитет основан на древности появления

Б) основаны на принятых в обществе представлениях о добре и зле

В) выполнение обеспечивается принудительной силой государства

Г) воспроизводятся и повторяемые из поколения в поколение

модели поведения в определённых ситуациях

Д) носят общеобязательный характер

1) моральные нормы

2) правовые нормы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 16. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни

Б) детальные правила вежливого поведения

В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации

Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения

2) корпоративная норма

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание 17 Установите соответствие между отдельными санкциями и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. A) премирование

1) формальные санкции

2) неформальные санкции

Задание 18.Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отклоняющееся поведение — это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.

2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

4) Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение общепринятых норм.

5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.

Задание 19. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

3) Все социальные нормы обязательны для исполнения.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.

5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

1) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин отклоняющегося поведения.

2) Примером позитивного отклоняющегося поведения является занятие благотворительностью.

3) Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся поведением.

4) Распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает девиантное поведение.

5) Основными формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность.

1) Новое произведение молодого композитора было встречено бурными аплодисментами и овациями публики.

2) Ученый получил престижную международную премию за исследования в области энергосберегающих технологий.

3) За победу в конкурсе «Лучший в профессии» рабочий получил в подарок ключи от нового автомобиля.

4) Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание.

В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?

1) Студент блестяще защитил исследовательский проект, за что был удостоен похвалы профессора.

2) Студент победил с представленной им работой на конкурсе проектов и получил грант на стажировку за границей.

3) Учитель вышел в финал городского конкурса «Учитель года» и получил грант мэра.

4) За решительные действия при обезвреживании опасного преступника полицейский был представлен к награде.

Какие нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном?

1) правила этикета

3) обычаи и традиции

4. Средства по­ощ­ре­ния или наказания, сти­му­ли­ру­ю­щие людей со­блю­дать принятые в об­ще­стве нормы, - это социальные

5. По от­но­ше­нию к лицам, до­пус­ка­ю­щим негативное от­кло­не­ние от при­ня­тых социальных норм, об­ще­ство применяет санк­ции формального и не­фор­маль­но­го характера. К числу фор­маль­ных относится

6. Школа, на­ря­ду с семьёй, осу­ществ­ля­ет вос­пи­та­ние под­рас­та­ю­ще­го поколения. Этот про­цесс слу­жит проявлением

1) учёта об­ще­ствен­но­го мнения

2) со­ци­а­ли­за­ции личности

3) со­ци­аль­ной мобильности

4) со­ци­аль­ной стратификации

7.Какие со­ци­аль­ные нормы ил­лю­стри­ру­ет следующее требование: муж­чи­на обязан осво­бо­дить свою спут­ни­цу от не­об­хо­ди­мо­сти нести какие-либо вещи (кроме дам­ской сумочки)?

1) эстети­ческие нормы

3) на­родную мудрость

4) пра­вила этикета

К формальным позитивным санкциям относят

4) устную похвалу

Дополните таблицу

Обычаи Одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять Празднование Нового года в ночь на 1 января и др.
-----1----- унаследованные от предшественников. Регулярные встречи выпускников учебного заведения и др
----2----- представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»
---3------ установленные либо санкционированные государством

Цель и смысл человеческой жизни – подберите определения

----1-----Наслаждение считается высшим смыслом бытия человека во всех его проявлениях.

----2------ Подлинное предназначение человека и смысл его жизни – стремление к счастью. Но счастье является наслаждением только тогда, когда основано на безмятежности духа, когда нет страха перед Богом, страданием, смертью. Эвдемонизм проповедует умеренность в телесных удовольствиях и стремление к духовному совершенству.

---3-------Смысл жизни – в умении извлекать пользу из всего, включая человека. Главное – точный расчет.

---4------- Смысл жизни в достижении максимального успеха любой ценой.

Верно ли суждение?

1Мораль-это представления о прекрасном и безобразном

2Нормы этикета регулируют поведение людей

3Обычаи устанавливаются государством

4За нарушение права наступает всегда уголовная ответственность

5.мораль и нормы религии носят неформальный характер

Сопоставьте

1Обычаи аПразднование Нового года в ночь на 1 января и др.
2традиция бРегулярные встречи выпускников 11 В
3мораль вКаждый обязан охранять природу
4право г«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»

Составьте план текста

Смысл жизни – как тот «духовный объект», к которому в самых разных обстоятельствах стремиться человеческая душа.

Роль смысла в человеческой жизни заключается в следующем:Стремление к смыслу – ценность для выживания. Когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудиться, творит, не замечая его, как воздух, которым мы дышим, как естественный свет, на фоне которого нам видны все другие предметы. Смысл связан со значительными целями и ценностями, к которым мы стремимся. У Ф. Ницше есть такое высказывание: «У кого есть «зачем» жить, может выдержать любое «как». Смысл как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драгоценную цель, ради которой стоит бороться.

Жизнь человека не может лишиться смысла, ни при каких об­стоятельствах. Смысл всегда может быть найден.

Смысл – то, чем человек воодушевляется для жизни, - он может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материаль­ными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться со смыслоутратой.

Смысл нельзя дать, его нужно найти.

Смысл – не вещь. Человек сам придает действительности смысл, никто не может сделать это за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Обнаружение смысла - не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Его обретение скорее похоже на восприятие целостного образа, который мы «схватываем» внезапно. Смысл вдруг открывается нам на фоне действительности.

Смысл может быть найден, но не может быть создан.

Человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые циркулируют в культуре. Человеку свойственна «трансценденция» за пределы самого себя - выход к соплеменникам, сотоварищам, к человечеству в целом, где он и находит многообразие смыслов. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек, он – результат свободного волеизъявления, волевого акта. Это означает также, что избранный, приданный ситуации смысл влечет за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические дей­ствия, которые из него следуют.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 863 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Из всех санкций, введенных разными правительствами и международными организациями с 1950 по 2016 год, эффективны оказались только 34%. Это следует из глобальной базы санкций, составленной группой экономистов из американских и немецких университетов во главе с Габриэлем Фельбермаером из Кильского университета. Итоги их работы были опубликованы в научном журнале European Economic Review в номере за октябрь (статья есть в распоряжении РБК).

В общей сложности эксперты проанализировали 729 санкционных программ, которые были реализованы — или реализуются — государствами в одностороннем порядке или через многосторонние организации. Исследователи выделили несколько видов санкций — торговые (импортные и экспортные), финансовые (например, заморозка финансовых счетов), ограничение передвижения (запрет на въезд в страну), оружейное эмбарго и др. Цели санкций также варьируются: изменение политики страны — адресата санкций, принуждение какого-либо правительства следовать демократическим нормам и правам человека, дестабилизация страны — адресата санкций, побуждение сторон конфликта к приостановке насилия и др.

Как отмечают экономисты, степень успеха санкций определялась исходя из того, достигла ли страна или организация — инициатор санкций — декларируемых целей.

К первой группе отнесены санкции, которые можно считать успешными. Например, в 1991 году администрация Джорджа Буша-старшего ввела санкции против Гаити после государственного переворота, свергнувшего режим президента Жан-Бертрана Аристида. В итоге в 1994 году Аристид смог вернуться в страну, а США сняли с Гаити большую часть санкций. Ко второй группе эксперты отнесли ограничения, которые имели частичный успех, к третьей — санкции, которые не привели к желаемым результатам, то есть не изменили поведение страны — адресата ограничений.

К примеру, в 1990-х США ввели санкции против Индонезии за нарушение прав человека, однако это не повлияло на политику национальных властей. В 2005 году Вашингтон снял санкции для налаживания более тесных военных контактов с Джакартой, мотивировав свое решение необходимостью активнее бороться с терроризмом. Наконец, эффективность части санкционных программ нельзя оценить, так как они все еще действуют.

Диан Трианшах Джани <div style="position: absolute; visibility: hidden; left: 20px; top: 73px; width: 432.406px; height: 43px;"></div> <div aria-describedby="bubble-2" gtx-bubble" role="alertdialog" style="visibility: visible; left: -168px; top: 126px; opacity: 1;"> <div style="min-width: 200px; max-width: 400px;"></div> </div> <div aria-label="Close" jfk-bubble-closebtn" role="button" tabindex="0"></div> <div jfk-bubble-arrow jfk-bubble-arrowup" style="left: 216px;"> <div width=

Показатель успеха ограничений в 34% в целом совпадает с данными, полученными другими учеными, изучавшими санкции, констатируют авторы. Так, согласно исследованию эксперта Гэри Хафбауэра из Института мировой экономики Петерсона и его коллег, составивших базу данных санкций, введенных с 1914 по 2006 год, процент успешных штрафных мер также составил 34%. Политолог Клиффтон Морган и его коллеги составили собственную базу данных, выявив, что ограничения оказались успешными в диапазоне от 27 до 37% случаев. Исследование под началом Моргана занималось изучением санкций и угроз санкций, введенных с 1945 по 2005 год.

14 программ против СССР и России

Из 729 санкционных программ, которые изучили немецкие экономисты, против СССР и России были направлены 14, уточнили они в ответ на запрос РБК. Шесть из 14 программ были введены в отношении Советского Союза во время холодной войны, восемь — в постсоветский период. Большая часть антироссийских санкций была введена западными странами в результате конфликта на Украине, констатировали авторы. Поскольку санкции против России продолжают действовать, оценить их эффективность пока затруднительно, указали исследователи.

Алексей Навальный

«Основываясь на имеющихся данных, если санкции имеют последствия [для страны-адресата], то в большинстве случаев эти последствия проявляются на долгосрочном отрезке времени, а поэтому сложно определить сразу, какие факторы могут определить успех санкций», — пояснили создатели базы.

При этом они уточнили: исходя из количественной статистики, сами по себе санкции в большинстве случаев имеют не очень высокую эффективность. Больше шансов на успех имеют те санкции, которые подкреплены переговорами со страной-адресатом в многостороннем формате.

Впрочем, санкции могут иметь и косвенные последствия — например, не исключено, что антироссийские санкции склонили Москву к более осторожному поведению на международной арене. Но такие выводы носят спекулятивный характер, оговорились исследователи.

Санкции в отношении России преследовали две цели, сказал РБК генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов. Как фактор наказания Москвы за ее действия на международной арене штрафные меры Запада можно считать достаточно эффективными, отметил эксперт. «Глупо говорить, что санкции не нанесли ущерба российской экономике и не ограничили доступ страны к важным технологиям», — пояснил он.

С другой стороны, санкции едва ли смогли изменить поведение России в соответствии с требованиями Запада, продолжает Кортунов. «Москва не собирается делать никаких односторонних уступок Западу, а ее элиты поняли, что больше не являются гражданами мира и сплотились вокруг российского руководства», — отметил он.

Фото:Carsten Koall / Getty Images

Вдобавок масштабные санкции, которые ввели в отношении России США, затронули не только отдельных чиновников или политиков, но и целые секторы экономики, в том числе высокотехнологичные отрасли, заметил Кортунов. Таким образом, от санкций, вероятно, пострадали и те россияне, которые поддерживали идею улучшения отношений с Западом. Санкции эффективно действуют на маленькие страны или в случаях, когда ими оказывают давление на союзников — как, например, действовали США, препятствуя коммерческим отношениям партнеров с Ираном, добавил Кортунов.

Смена санкционного вектора

Популярность санкций как инструмента внешней политики возросла за последние десятки лет, указывают также немецкие исследователи. Если в конце 1950-х число находящихся под санкциями стран не превышало 20, то к 1980 году этот показатель превысил 50, а к 2005 году — 100. Эксперты объясняют рост популярности санкций несколькими факторами.

Во-первых, это увеличившаяся взаимозависимость стран в мировой экономике. Во-вторых, опыт западных стран при вторжении в Ирак и Афганистан мог склонить их к использованию невоенных мер воздействия на другие страны. В-третьих, все больше стран стали частью Всемирной торговой организации (ВТО), что ограничило их возможность использовать торговые войны и переговоры как инструмент внешней политики. В то же время использование санкций не регулируется уставом ВТО.

Вместе с ростом частоты использования санкций их инструментарий стал более разнообразным. Например, если в 1950–1970-х широкое распространение имели торговые санкции, то к началу 2000-х самыми популярными видами санкций стали финансовые штрафные меры, ограничения на передвижение и военные санкции. «Наш анализ продемонстрировал, что тогда как число вводимых торговых санкций оставалось примерно на одном уровне в течение всего периода с 1950 по 2016 год, число вводимых финансовых санкций и ограничений на передвижение значительно возросло за последние 30 лет», — констатировали авторы.


Кроме того, санкции стали более выверенными. Например, в 1950-х годах санкции, запрещающие импорт из страны-адресата, касались всех видов товаров. В то же время по состоянию на 2015 год около 70% стран, которые ввели торговые ограничения, применяли их только к ограниченному перечню товаров. Это может объясняться повышением важности глобальных цепочек стоимости (когда все большое число стран вовлечено в производство товаров), а также важностью отдельных стран как экспортеров. Например, Россия — важный экспортер газа, и европейские страны зависят от ее поставок, указали авторы.

Учитывая ужесточение геополитических противоречий, тенденция активного использования санкций сохранится и в будущем, даже если их успех не гарантирован, прогнозируют экономисты. Риск эскалации санкционного давления на Россию также сохраняется, считают они.

Для правительств многих стран использование санкций стало рефлексом, который проявляется у них в случае недовольства поведением других игроков, считает Андрей Кортунов. По его мнению, потенциал для усиления санкций против России есть, но в будущем США, вероятно, будут вынуждены действовать аккуратнее, чтобы не задеть собственные интересы. Например, Вашингтон был вынужден снять санкции с активов, связанных с Олегом Дерипаской. Это произошло после того, как санкции США в отношении этих активов привели к нестабильности на мировых рынках. «Если использовать санкции чрезмерно жестко, это приведет к фрагментации экономической системы и таким образом начнет подрывать способность тех же США воздействовать на других игроков на международной арене», — указал Кортунов.

Ранее опрошенные РБК эксперты назвали несколько видов новых санкций, которые могут быть применены в отношении России. Евросоюз может ввести точечные ограничения против физических лиц или организаций, если выяснится, что они были причастны к отравлению Алексея Навального. Более масштабные санкции против России могут ввести США — они могут коснуться импорта из России сырья и трубопровода Nord Stream 2.

Читайте также: