Как отреагировал лядов на увольнение из петербургской консерватории римского корсакова

Опубликовано: 19.09.2024

Кто такой "Ля-до-ф. "?
«Прелестный человек, такой же нежный и очаровательный, как его «Музыкальная шкатулка». (И.Ф.Стравинский).
Отец Лядова – Константин Николаевич – был капельмейстером Мариинского театра в Петербурге; с его авторитетом считался М.И. Глинка. Мать Анатолия умерла, когда мальчику не было ещё шести лет. Николай Андреевич Римский-Корсаков в своей «Летописи» писал: «Его, баловня оперной труппы, оперная сцена сильно увлекала. На сцене он участвовал в шествиях и толпе, а приходя домой, изображал перед зеркалом Руслана и Фарлафа». До поступления в консерваторию, в возрасте двенадцати лет, он жил в семье двоюродной сестры Ольги, а потом в семье своей сестры Вали, получая почётную персональную стипендию имени отца, которую учредили артисты оперы в честь 25-летия музыкальной деятельности Константина Лядова. Модест Петрович Мусоргский сообщал Владимиру Васильевичу Стасову: «Появился новый, несомненный, оригинальный и русский, юный талант, сын Константина Лядова, ученик консерватории. Воистину талант! Легко, бесхитростно, свежо, бойко и с силой». А вот портрет: «…нервен до безобразия, молчалив до пущего безобразия, слушает, не хвалит, только носовые бороздки ходят – хорошо!»

Автобиографическое письмо Лядова.
Родился на Охте, в Петербурге, в 1855 году, 29 апреля. Музыкальные сведения получил в консерватории. Профессорами моими были Иогансен (гармония, контрапункт и фуга) и Римский - Корсаков (инструментовка и форма). С 1878 года состою профессором теории и гармонии в СПб Консерватории. А. Лядов

В 29 лет Лядов женился. «Помню, – писал Римский-Корсаков, – как за несколько времени до свадьбы однажды утром он сказал мне о своём намерении, и как мы в это утро ушли из консерватории и чуть не до обеда бродили вдвоём по городу, разговаривая по душам по поводу предстоящей перемены жизни. Однако, когда мы с Надеждой Николаевной (женой Римского-Корсакова) выразили ему своё желание познакомиться впоследствии с его женой, чудак отказал наотрез».

А.К.Лядов довольно скоро приобрёл известность как композитор, дирижёр и педагог. Избегая активных общественных выступлений, он, однако, вместе с Александром Константиновичем Глазуновым покинул в 1905 году консерваторию в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова, поддержавшего студенческие манифестации.
Из письма Лядова теоретикам консерватории:
«Я буду считать того подлецом, кто заменит (хотя бы временно) Корсакова, Глазунова и меня. Неужели профессора и преподаватели консерватории ещё не поняли, что мы боролись за них же, за их же честь?»
Позднее он писал: «Я устал от проклятой политики. Я так далёк от всех. Я ведь просто Лядов, только музыкант-Лядов, и хочу жить только в сказке, а остальное мне всё чуждо, к моему стыду».

Анатолий Константинович вечно горел каким-нибудь новым увлечением – книгой, художником, новым знакомством: «О Пушкин, Пушкин! Вечный лучезарный, свободный художник от головы до пят. Пушкин изумительное явление на земном шаре. Когда-нибудь к такому выводу придут решительно все. Вся его жизнь горела со всех концов, он жил и умер, как артист».

* * *
Лирическое отступление автора. Мне бывает трудно, когда я нахожусь в состояниях:"не могу сделать" или "не могу понять". Однажды, возвратившись домой от родственников с похорон, долго не могла выбраться из затянувшей меня мрачной трясины пока не увидела пережитую ситуацию, как в зеркале:

Испуг всем дал толчок – и все живут!
Прошёл испуг – и снова жизнь их вянет.
Так камень, брошенный в заглохший пруд,
На миг даст след – но тина вновь затянет.
А.К.Лядов
Это видение уклада жизни, где единственные интересы – «еда да беспокойство о желудке».

* * *
Из письма Лядова на присланный ко дню рождения подарок в виде переплетённого собрания его сочинений:
«Очень вас благодарю, мои милые друзья, за присланного в чудесном «костюме» Акалядова. Но вместо радости я почувствовал грусть. Как мало я сделал! да из того, что сделал, надо ещё, по крайней мере, половину выкинуть…».

Многие произведения Лядова имеют авторские посвящения. Одно из них – первому президенту Академии наук СССР, геологу Александру Петровичу Карпинскому (1847-1936)*. Это произведение – «Мазурка», опубликованная в 1906 году. Академик А.П. Карпинский отмечал в том году свой 60-летний юбилей. Он попал в северную столицу 11-летним мальчиком. Вместе с другими сиротами, детьми горных инженеров, юный Саша был привезён из Екатеринбурга для учёбы в Горном кадетском корпусе. Окончив его с золотой медалью и дипломом инженера, некоторое время Карпинский прослужил на Южном Урале и вновь приехал в Петербург, с которым уже навсегда связал свою жизнь. В память об учёном назван город Карпинск (Богословск) на севере Свердловской области.

Наибольшую часть наследия Лядова составляют симфонические и фортепианные миниатюры, прелюдии, мазурки. Он делал обработки народных песен, часто записывая их с голосов крестьян Новгородской области (близ Боровичей), где в течение почти всей жизни проводил лето в усадьбе Полыновка.

Последние годы жизни Анатолия Константиновича Лядова были омрачены тяжёлой болезнью, из-за которой он месяцами не покидал свою квартиру и свёл до минимума общение с внешним миром. Жена Лядова, Надежда Ивановна, вспоминала: «Никогда не забуду тех беззвучных рыданий, которые потрясли Анатолия Константиновича на другой день после отъезда сына на мобилизацию 20 июля 1914 года… Он встал лицом к лицу со смертью, он понял, что уже никогда больше не увидит сына живым и здоровым». 15 августа А.К. Лядова не стало.
«Пророку вечной красоты, поборнику музыкального просветления на Руси Анатолию Константиновичу Лядову», – гласила надпись на одной из лент Петербургской консерватории.

Музыкальная судьба А.К. Лядова поначалу складывалась очень счастливо: он родился 29 апреля 1855 года в семье потомственных музыкантов. Отец и дед были дирижерами, отец еще и композитором. Авторитет папы как оперного дирижера (он был капельмейстером русской оперы в Петербурге, дирижером симфонических концертов) был очень велик. Даже Глинка в некоторых вопросах советовался с ним. Избрание профессии музыканта для Анатолия и его семьи было делом решенным. Отец еще в раннем детстве заметил большое дарование сына.

В 15 лет Лядов поступил в консерваторию. Он был зачислен на стипендию имени Константина Лядова (своего отца), учрежденную артистами Русской оперы. Анатолий начал заниматься по классам фортепиано, теории и композиции. В числе его учителей- Н.А. Римский- Корсаков.

Для формирования его таланта большую роль сыграло общение с Балакиревым, Бородиным, Мусоргским, высоко ценившими его дарование. Мусоргский писал: «Появился новый, несомненный и русский талант». А молодому «таланту» в то время было только 18 лет. Первыми опусами композитора были четыре романса, а также циклы фортепианных пьес «Бирюльки» и «Арабески», которые сразу же стали известны в кругу музыкантов. Но учение в консерватории не было гладким. За непосещение занятий его исключили из консерватории вместе с его другом - талантливым пианистом Г. Дютшем.

Исключение из консерватории было тяжелым ударом для Лядова. Но через два года его восстановили. Представленная на экзамен кантата понравилась Художественному совету, и ему присудили Малую золотую медаль и Диплом свободного художника. Сразу после этого молодой композитор был зачислен в состав преподавателей консерватории.

Среди учеников Лядова были Мясковский, Прокофьев, Майкапар и др. Работа в консерватории отнимала много сил и энергии. Но он не мог оставить ее и полностью посвятить себя творчеству.

В Санкт- Петербурге Лядов познакомился с М.П. Беляевым и примкнул к новому многочисленному художественному объединению – Беляевскому кружку. Значение композиторов беляевского содружества заключалось не только в их новых творческих достижениях, но и в огромной просветительской работе, укрепившей в России высокий музыкальный профессионализм. Как говорил Римский- Корсаков, «кружок Балакирева соответствовал периоду «бури и натиска», кружок Беляева - периоду спокойного шествия вперед».

В эти годы Лядовым создано огромное количество фортепианных миниатюр, программные пьесы «Богатель», «Музыкальная табакерка», «Про старину» и др., «Детские песни», обработки народных песен.

Революционные события1905 года всколыхнули и Лядова. В знак протеста против увольнения Римского- Корсакова Лядов и Глазунов покинули консерваторию. На вынужденный уход из Московской консерватории Танеева Лядов откликнулся «открытым письмом» в газете, в котором сожалел, что в лице Танеева консерватория потеряла «незаменимого профессора, чудного музыканта и светлого, чистого человека». Лишь после избрания директором Глазунова и возвращения Римского- Корсакова вернулся в консерваторию и Лядов.

1900 годы были периодом огромного творческого расцвета композитора. В этот период он создал симфонический цикл «Восемь русских народных песен для оркестра» и замечательные программные миниатюры: «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». В них выразились поиски композитора «идеала в искусстве неземном». Сказка - вот тот «просвет» в другую жизнь, манивший художника, уводивший от обыденного в мечту.

Лядову была близка и скерцозная образная сфера. Огромный материал для характеристики его юмора дают альбомы его рисунков и три тетради стихов. Он был хорошим поэтом и мог тут же, в разговоре, сочинить небольшой каламбур, эпиграмму, поздравление. Его письма к друзьям почти всегда содержали стихотворения. Например, живя на даче, в одном письме он жаловался на жару в четверостишии:




Ах, зачем я не скелет!

Ветер в ребрах бы играл,

Я б жары совсем не знал

И стыда, что не одет.

По широте охвата творчество Лядова уступает великим его современникам. Но композитор занял все же видное место в истории русской музыки. Он внес вклад во все затронутые им области музыки. Черты нового самобытного стиля проявились и в его фортепианных пьесах, а особенно, - в симфонических миниатюрах, открывавших новую самостоятельную линию в русском симфонизме.

«Музыкальная табакерка». С каким остроумием композитор подражает в ней звучанию игрушечного заводного инструмента! Автор дал миниатюре единственное обозначение: «automaticamente», то есть «автоматично». Ритмическое однообразие, повторность незатейливого вальса, «стеклянная» звучность, тонко подмеченные типичные для «музыкального ящика» форшлаги и трели передают особый механический характер музыки.

Баллада «Про старину» открывается медленным вступлением. Уже при первых звуках возникает образ древнерусского певца Баяна.

Пьеса написана в трехчастной форме. Музыка как бы повествует о славных героических подвигах. В гусельном перезвоне - немного измененная подлинно народная мелодия «Подуй, подуй, непогодушка». Позднее Лядов переложил эту пьесу для симфонического оркестра и предпослал эпиграф: «Поведем же, братия, сказанье от времен Владимировых древних».

Вопросы.

1. Назовите годы жизни Лядова.

2. С каким городом связана деятельность композитора?

3. Как отреагировал Лядов на увольнение из Петербургской консерватории Римского- Корсакова?

4. Перечислите известные вам произведения Лядова.

5. Расскажите о произведениях Лядова: «Музыкальной табакерке» и балладе «Про старину».

Значение Первой русской революции в творческой биографии Римского-Корсакова.
Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова – явление уникальное в истории русской музыкальной культуры. Дело не только в огромном художественном значении, редкой многосторонности его творчества, но и в том, что деятельность композитора охватывает почти целиком очень динамичную эпоху в отечественной истории – от крестьянской реформы до периода между революциями. В музыке Николая Андреевича правдивое и достоверное отражение его жизни и времени. Роль этого выдающегося русского композитора велика, он внес бесценный вклад в музыку 20 века, во многом изменив ее, сообщив ей черты острой современности. Произведения Римского-Корсакова влияли не только на понимание того, что происходит в музыке и с музыкой, но и на мировосприятие.
В русской музыке начала 20 века не было художника такого типа, как Горький, который с огромной силой обличал в своем творчестве капиталистический строй и сумел воплотить идеи пролетарской социалистической революции. Тем не менее, по настоящему передовые и чуткие музыканты не могли остаться в стороне от происходящих исторических процессов и не отразить их в своих произведениях. Резкое обострение социальных противоречий и рост революционных настроений в начале столетия сказались на творчестве наиболее выдающихся русских композиторов.
Особенно широко откликается на события современной общественной жизни Н. А. Римский-Корсаков. Живой интерес к современности, высокая идейная принципиальность, тесная связь с интересами освободительного движения определили ведущее положение Римского-Корсакова в русской музыкальной культуре этого периода и сделали его центром притяжения всех прогрессивных творческих сил в области музыки.
Николай Андреевич не был революционером. Людям, мало знавшим или вовсе не знавшим его, казалось удивительным, что далекий от политики, с головой ушедший в творчество и преподавание композитор неожиданно проявил яркий гражданский темперамент. В его творчестве этих лет находит яркое отражение ненависть широких демократических кругов общества к одичавшему, противонародному царскому строю и жажда освобождения от самодержавного гнета. Тем самым оно приобретает определенную политическую окраску. Если в написанной на рубеже 20 столетия «Сказка о царе Салтане» политический момент в образе смешного и недалекого, одураченного своими приближенными монарха, смягчается общим тоном веселого сказочного повествования, то гораздо более острой политической направленностью обладает опера «Кащей бессмертный». Огромный общественный резонанс имел спектакль 27 марта 1905 года в театре В. Ф. Комиссаржевской. Оперой «Кащей бессмертный» дирижировал А.К. Глазунов. Спектакль превратился в демонстрацию солидарности с Римским-Корсаковым. Ему были поднесены венки с надписью «Борцу». На спектакле выступил В. В. Стасов, темпераментно и горячо поддерживающий великого композитора. Значение образов «Кащея» весьма недвусмысленно. Смерть злого волшебника Кащея, леденящего своим дыханием все живое вокруг себя, выход на свободу кащеевых пленников и наступление долгожданной весны – все это воспринималось в период нарастающего революционного подъема как прямое отображение тех освободительных надежд и стремлений, которыми охвачена была передовая часть русского общества. Опера выражает веру композитора в неизбежную гибель царства, бесправия и угнетения.
Подчеркивалось особое значение слов заключительного ансамбля оперы, прославляющего «свободу, весну и любовь». Образ бури как символ грозного и могучего народного восстания, сметающего всех насильников и угнетателей. В «Кащее» Римского – Корсакова воплощением этой стихии народного бунтарства является Буря-богатырь, приносящий свободу пленникам кащеева царства. Безусловно символичны слова этого персонажа в финале оперы: «На волю! На волю! Вам Буря ворота открыла». В творчестве революционных поэтов начала 20 века подобное толкование этого образа стало традиционным, начиная с горьковского «Буревестника». Конечно, нельзя отождествлять идейное значение оперы Римского-Корсакова с боевой революционной поэзией пролетарских поэтов, но несомненным является наличие в данном случае параллелей и родства некоторых поэтических образов.
Накануне революции 1905 года Римским-Корсаковым создается монументальная опера «Сказание о невидимом граде Китеже», продолжающая линию «Ивана Сусанина» и «Князя Игоря». Идея обороны отечества от иноземных врагов, героического самопожертвования во имя Родины является одним из основных мотивов этого глубоко патриотического произведения, в котором композитор хотел воспеть твердость, красоту и величие духа русского народа. В центре оперы находится образ женщины Февронии, соединяющей безграничное любвеобилие, чистоту и мягкость сердца с упорной волей, умением терпеливо и стойко переносить выпавшие на ее долю испытания.
С наибольшей ясностью политическая тенденция выражена в последней, пятнадцатой по счету корсаковской опере «Золотой петушок» (1907)- этой лебединой песне композитора. В ней видна меткая сатира композитора на русское самодержавие . Римский –Корсаков показал разложение царизма, слабость, бездействие и вместе с тем злобную мстительность и коварство.
У Римского-Корсакова не было достаточной ясности и определенности в политических взглядах и представлениях.Чувствуя нарождение нового в общественной жизни, Римский-Корсаков не мог это новое по-настоящему понять и усвоить. Этот новый период был чужд ему, деятелю 60-70-90 годов.
Как демократ-прсветитель Римский-Корсаков горячо сочувствовал всякой освободительной борьбе и защищал интересы трудящегося народа.Но его сознательные политические стремления ограничивались лишь ближайшей конкретной целью – уничтожением самодержавия. Что будет дальше – представлялось Римскому-Корсакову в значительной мере неясным.Композитор сформировался в другую эпоху, в иных исторических условиях. Однако его великой, неоценимой заслугой является то, что он поставил перед собой эти вопросы, не отстранился от революционного движения народных масс и продолжал быть неотступно верен демократическим освободительным идеалам.
Крупнейшую роль в развитии русской музыки, как и всех сторон русской культуры, сыграла революция 1905 года. Революционный подъем, охвативший широкие круги русского общества, получает активный отклик в среде передовой музыкальной общественности. Лучшие прогрессивные деятели музыкального искусства горячо приветствовали начало революции и выступали на стороне восставшего народа против царизма. Большое значение приобрело движение революционного протеста, возникшее в консерваториях среди учащейся молодежи и поддержанное передовой частью профессуры. Толчком к его началу послужило возмущение, вызванное событиями «кровавого воскресения 9 января 1905 года. Студенчество Петербургской консерватории потребовало увольнения состоящего
вольно-слушателем солдата музыкантской команды,который хвастался своим участием в расстреле рабочей демонстрации.Дирекция отклонила это требование. Тогда начались сходки,положение становилось все более напряженным. 10 февраля в Петербургской консерваториии была объявлена студенческая забастовка.
Особенно активно и решительно встал на защиту требований молодежи Римский-Корсаков, которого поддержала значительная группа консерваторской профессуры.Однако реакционная дирекция отказалась принять решение о прекращении занятий до осени и прибегла к помощи полиции для подавления студенческих «беспорядков». Римский-Корсаков выступил в печати с протестом против действий дирекции, ответом на что явилось его увольнение из консерватории, последовавшее 19 марта.
Этот факт вызвал бурю общественного негодования. Глазунов и Лядов, в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова, заявили о своем выходе из состава профессоров Петербургской консерватории. Их примеру последовали Ф.М. Блуменфельд и пианистка А. Н. Есипова. В защиту великого русского композитора смело и решительно выступил в печати В.В. Стасов. В том числе был ряд обращений от рабочих и крестьян. Смелая, прямая позиция, занятая Римским-Корсаковым в консерваторском конфликте, доставила ему широчайшую популярность среди всех революционно настроенных кругов русского общества.
Под давлением требований общественности царское правительство вынуждено было предоставить Петербургской консерватории автономию, утвержденную Министерством внутренних дел 16 октября 1905 года. 5 декабря были произведены выборы нового директора консерватории. Художественный совет единодушно проголосовал за кандидатуру Глазунова. Вслед за тем по просьбе совета вернулся в консерваторию Римский-Корсаков.
Революция 1905 года получила отражение в творчестве русских композиторов. Прямым откликом на революцию явилось создание оркестровых пьес на темы революционных песен – «Дубинушка» Римского-Корсакова» и «Эй, ухнем» Глазунова. «Дубинушка», исполненная Шаляпиным в московском ресторане «Метрополь», явно испугала власти. Та же «Дубинушка» в исполнении Шаляпина вскоре прозвучала со сцены Большого театра. Это вызвало яростное негодование театрального начальства. В ноябре 1905 года Римский-Корсаков и Глазунов пригласили Шаляпина участвовать в концерте в Дворянском собрании. Прозвучали «Дубинушка» и «Эй, ухнем», и зал восторженно приветствовал исполнителя. Оба композитора, как и Шаляпин, черпали материал для вдохновения в том же источнике – русской народной песне. Концерт проходил при свечах «из-за бастующего электричества», как писала «Русская музыкальная газета».
Под непосредственным впечатлением массового революционного движения у Римского-Корсакова возникает в 1905 году замысел оперы «Стенька Разин», в которой композитор хотел воссоздать могучий образ крестьянского революционера 17 века, вождя угнетенной бедноты.
Замысел «Стеньки Разина» не получил осуществления. По мере того, как революция шла на спад и усиливалась самодержавная реакция. В 1906 году появляются первые наброски оперы «Золотой петушок». Это одна из наиболее острых по своей политической направленности русских опер . Является итогом всего пережитого и продуманного композитором в связи с эпохой первой русской революции, имевшей огромное значение в его творческой биографии. Здесь сказалась глубокая связь творчества Римского-Корсакова с критическим, обличительным направлением в русском искусстве, с традициями Гоголя и Салтыкова-Щедрина, а также с сатирической струей в народном творчестве, особенно ярко проявившейся в канун и во время первой русской революции.
Отношение к революции 1905 года в большей мере определило дальнейшую творческую судьбу русских композиторов того времени. Те, кто, как Римский-Корсаков, с горячим сочувствием отнеслись к освободительной борьбе народных масс, стараясь глубоко и честно разобраться во всем происходящем, почерпнули в революционных событиях новые идеи и стимулы для своего творчества. И наоборот, композиторы, отстранившиеся от революции, не сумевшие понять и увидеть ее великого значения, оставшиеся пассивными и безразличными, обрекли себя, тем самым, на бесплодные, противоречивые блуждания, отрыв от народа, а порой и полную творческую гибель.
Великой силой своего огромного таланта умел Римский-Корсаков выразить в своих творениях все прекрасное, что окружает человека в жизни: красоту и любовь, веру в торжество света и правды, мечту о лучшем будушем, народную мудрость и силу народного искусства, великолепие родной природы. Но главным и отличительным становилось перо художника, когда он хотел заклеймить отрицательные стороны жизни – деспотизм, жестокость и несправедливость, глупость и ханжество. Человеком гуманным и кристально чистым, художником, безраздельно посвятившим музыке всю свою жизнь, вошел Николай Андреевич Римский-Корсаков в историю русского искусства и навеки прославил его.

Все, что годами скапливалось в общественных отношениях и не получало выхода, все молекулярные процессы, подрывавшие основы существующего, но неспособного существовать строя, все нерешенные и только отложенные задачи, все, что делало трудной и неблагополучной жизнь громадного большинства людей, с удесятеренной болью сказалось в дни русско-японской войны. Ход истории приобрел гигантское ускорение. За месяцы и недели совершались перемены, на какие в другое время пошли бы долгие годы. Что там недели — за дни… Таким было 9 января 1905 года, памятное Кровавое воскресенье, когда царские войска расстреляли мирное шествие петербургских рабочих, а вместе с тем — вековую веру в царя-батюшку. Эхо залпов на Дворцовой площади отозвалось в миллионах сердец. Озверевшие от пролитой крови офицеры и солдаты полков лейб-гвардии охотились на улицах и площадях столицы за отдельными рабочими и студентами, избивали случайно подвернувшихся интеллигентов, стреляли в ответ на первые полетевшие из-за оград булыжники. А в притихшей, скованной ужасом столице шел роковой для самодержавия процесс отрезвления от иллюзий, от политической апатии, от неразумного доверия к тем, кто доверия не заслужил.

О гневе, негодовании, боли Николая Андреевича можно только догадываться. Но заглянем в записи Ястребцева: «Римский-Корсаков признался, что за последнее время он сделался «ярко-красным», но при этом просил нас перестать говорить о безобразиях 9—13 января, так как все это его страшно волнует». После Кровавого воскресенья Римский-Корсаков перестает быть «музыкантом и ничего более». Так же последовательно, как до того он ограничивал себя профессиональной деятельностью педагога и композитора, Николай Андреевич вмешивается теперь в общую жизнь, прямо заявляет свое мнение посредством «открытых писем», направляемых в газеты, систематически обращается к молодому русскому общественному мнению. Вероятно, резкая перемена произошла не сама собою (что на Корсакова и не похоже), а в силу определенного принятого им решения.

Первое публичное выступление композитора произошло в феврале 1905 года. Когда московские газеты напечатали постановление группы видных деятелей музыкальной культуры (Танеева, Рахманинова, Кругликова, Дашкина, Энгеля, Шаляпина в том числе), потребовавших свободы и реформ[24], он, «всей душой сочувствуя постановлению», немедленно присоединил к нему н свое имя. Вслед за короткой полосой затишья атмосфера вновь начинает накаляться. Вступает в борьбу студенчество — университет, Технологический институт, Медицинская академия. Наконец, и учащиеся Петербургской консерватории приняли решение забастовать в знак протеста против действий правительства 9 января 1905 года.

«Консерваторская молодежь, полная величайшего уважения к всемирно знаменитому композитору… тем не менее не рассчитывала на его сочувствие движению в среде учащихся, — вспоминает один из участников этого движения, М. Ф. Гнесин. — Казалось, что суровый на вид и суховатый в обращении старик, пламенный проповедник дисциплинированного труда, загорится гневом при одном упоминании о забастовке. И в действительности приостановка в занятиях была бы очень тяжела Римскому-Корсакову, и он это нам говорил. «Но если это есть проявление того движения, которому я крайне сочувствую…» — сказал он в одной из бесед с представителями студенческой сходки и вместо окончания фразы прямо перешел к действиям: он присоединил свою подпись к письменному постановлению сходки…»

Вслед за тем Корсаков выдвигает требование полной автономии Петербургской консерватории и подчинения ее директора Художественному совету. Опубликовав «Открытое письмо», где эти требования изложены, Николай Андреевич вынес борьбу из стен консерватории на широкую общественную арену[25].

Это было более чем своевременно. Оправившись от первой растерянности, директор консерватории пошел наперекор уже принятым решениям Художественного совета и постановлениям студенческих сходок. На 16 марта было назначено возобновление занятий; желающие заниматься (разумеется, нашлись и такие) могли учиться под охраной полиции. В то время как забастовки студентов и прогрессивной профессуры охватили все высшие учебные заведения, вливаясь в общее, грозно нарастающее революционное движение, Петербургской консерватории предлагалось вернуться в исходное, верноподданнически-травоядное состояние.

Положение резко обостряется. «Не помню, какого числа и какого месяца учениками-забастовщиками учинена была обструкция в консерватории[26], — пишет Гнесин. — Одновременно масса приблизительно в шестьсот человек окружила здание консерватории и стала ломиться в боковую дверь. На площади появились конные городовые, наезжавшие на нас с издевательствами и похлестывавшие нагайками. Помню, как быстрой и взволнованной походкой прошли в консерваторию Римский-Корсаков и Глазунов, как вся толпа бросилась к ним — единственным в этот период заступникам и защитникам. Через несколько минут они вышли из здания, оба побледневшие от волнения и возмущения. Оказывается, они пришли с заявлением, что, если не прекратятся преследования бастующих учащихся, они оба покидают консерваторию». В ответ они услышали спокойное: «Поступайте, как вам угодно».

Занятия были сорваны. Но полиция задержала более ста учащихся. Короткое время спустя они были исключены из консерватории. В самый день этих бурных событий московская газета «Русские ведомости» опубликовала второе «Открытое письмо» Корсакова, спешно переданное из Петербурга по телефону. «…Положения устава и действия консерваторской администрации я нахожу несвоевременными, антихудожественными и черствыми с нравственной стороны и считаю долгом выразить свой нравственный протест», — заявлял композитор, бросая на чашу. весов весь свой авторитет.

Положение Римского-Корсакова в качестве главы прогрессивной профессуры, его громадное влияние на учащихся были настолько очевидны, что один из членов петербургской дирекции[27] сделал попытку «договориться» с опасным врагом: в частном письме он предложил ему занять пост директора консерватории и употребить свое влияние для умиротворения студентов. После отказа Николая Андреевича, резко отрицательно оценившего это предложение, наступает быстрая развязка.

19 марта спешно собирается дирекция петербургского отделения Музыкального общества. После долгих споров исключили учащихся. «Решили также уволить профессора Римского-Корсакова (главного коновода забастовки) за дерзкое печатное выражение порицания действиям дирекции и противодействие ее стараниям возобновить занятия», — записал в свой дневник присутствовавший на заседании августейший покровитель русской поэзии и музыки великий князь Константин Константинович. Двумя днями позже он утвердил постановление, скрепив его своей подписью. Увольнение стало совершившимся фактом.

То, что последовало за этим, похоже на бурю. Консерваторию покидает группа профессоров во главе с Глазуновым, Лядовым, выдающейся пианисткой А. Н. Есиповой. Молодой капельмейстер А. Б. Хессин отказывается дирижировать очередным концертом Музыкального общества. Концерты общества оказались под бойкотом. В печати появляются гневные протесты В. В. Стасова, видного музыкального критика А. В. Оссовского, негодующие письма читателей. Композитора засыпают коллективными выражениями сочувствия и негодования. «Музыка не там, где заседают они, способные уволить Римского-Корсакова, а там, где Вы, наш общепризнанный глава, старый учитель и славный знаменосец», — пишут ему Станиславский, Немирович-Данченко, Качалов, Серов, Кругликов. «Прежде мы любили и уважали тебя как художника, а теперь будем вдвойне уважать за то, что ты встал в передние ряды борцов», — читаем в письме крестьян деревни Судосево (Симбирской губернии), где много лет вела музыкально-просветительную работу В. С. Серова, вдова композитора и критика[28]. Корсаков демонстративно отказывается от звания почетного члена петербургского отделения Музыкального общества, и вслед за ним композитор Сен-Санс и выдающийся скрипач Иоахим отказываются от звания почетных членов Петербургской консерватории. Как всегда, горячо откликается музыкальная Москва — Танеев, Кашкин, Энгель. Но самым ярким, незабываемым выражением общественного протеста оказалась постановка оперы «Кащей бессмертный», организованная студентами консерватории.

Спектакль был задуман еще в начале марта как боевая демонстрация творческих сил и работоспособности бастующих. Сбор назначался семьям рабочих, погибших 9 января от руки царских слуг. Автор сперва усомнился в том, что учащиеся справятся с музыкой, трудной в чисто исполнительском отношении. «А кто же, собственно, будет петь?» — недоуменно спросил он у делегатов комитета учащихся. «Например, я», — бодро ответил один из вожаков, Ф. В. Павловский. «Очень ценю и уважаю вас как председателя сходок, но совершенно не знаю как певца», — с не покидавшим его юмором возразил Корсаков. Однако, прослушав солистов, композитор смягчился и принял живейшее участие в разучивании оперы. Дирижировать оркестром взялся Глазунов. Советы по декоративной части давал художник И. Я. Билибин. Помещение своего театра бесплатно предоставила музыкантам-забастовщикам великая артистка Вера Комиссаржевская.

Работали без устали, с тем счастливым, радостным чувством, с тем юношеским воодушевлением, какие были вообще характерны для революции 1905 года. Воспоминания участников — Ю. Л. Вейсберг, М. Ф. Гнесина, А. Н. Дроздова — красноречиво отражают эту весну надежд, еще не омраченных и не обогащенных более поздним опытом. Разгоняемые полицией оркестранты и хористы весело переходили из одного помещения в другое, предводительствуемые смущенными Корсаковым и Глазуновым. А сколько потребовалось энергии, чтобы составить хор и оркестр из разбросанных по разным частям города учащихся, предупредить всех о спевках и репетициях, об их отмене или переменах адреса!

«На одной из последних репетиций (уже в театре) Римский-Корсаков рассказал нам… что, придя домой, он нашел у себя пакет, в котором содержалась официальная отставка его от профессорской — должности… — вспоминает Гнесин. — Признаюсь, мы, молодежь, находясь в эти дни в состоянии крайнего напряжения нервов, чуть не плакали, а вернее, что и плакали, слушая его рассказ; мне показалось, что у него самого были слезы на глазах». Удивительно ли? Позади было тридцать три года преподавательской работы.

И вот настало 27 марта. Спектакль состоялся в воскресенье днем. Театр был переполнен. Потух свет. В глубоком низком регистре контрабасов прозвучала томительно извивающаяся тема Кащея. Началось постоянно изумляющее чудо живой музыки. И нежное причитание царевны Ненаглядной красы, этого полевого цветка, вянущего в Кащеевом царстве, и причудливые созвучия волшебного зеркальца, внезапно показавшего царевне ее жениха Ивана Королевича в опасной близости к злой красавице, и ледяной пляс метели, одно из самых поразительных созданий композиторской фантазии Римского-Корсакова, и стремительный, вихреобразный полет выпущенного Кащеем из подвала Бури-Богатыря, вместе с которым слушатели на крыльях музыки уносятся в тридесятое царство, в заколдованные сады Кащеевны, — все сливалось в безостановочный поток звуковых образов, музыкальных настроений, фантастических картин.

Грозное очарование оттачивающей свой меч Кащеевны, ее истомно-вкрадчивая и одновременно воинственная тема, убаюкивающий лепет волн прибоя, душное благоухание белены и мака, струящееся в музыке, мгновенно обольщающее нехитрый разум и верное сердце Ивана Королевича, наконец, минутное роковое колебание Кащеевны, впервые пожалевшей того, кого убивает, и спасительное вторжение в застойно-пряную атмосферу тридесятого царства отрезвляющей струи свежего воздуха, принесенного полетом Бури-Богатыря, — словом, то, что составило вторую картину оперы, еще полнее, хотя бы в силу большей привычности и энергичного контраста к первой, зачаровало слушателей. И третья картина. Злую колыбельную, колыбельную-проклятие поет царевна дремлющему «бессмертному лежебоке» Кащею. Пришел конец его бессмертию. Бурный ветер принес Ивана Королевича к его заждавшейся невесте. Следом — Кащеевна. Ее поражает светлая любовь воссоединившихся, еще более поражает внезапная жалость к ней царевны, целующей свою несчастливую соперницу. Пала на землю заговоренная слеза. Смерть настигла Бессмертного. Распались злые чары. Зазеленела, расцветилась цветами узнавшая, наконец, весну природа. «На волю! На волю! Вам буря ворота раскрыла», — радостно провозглашает Буря-Богатырь. Гремит за кулисами хор недавних пленников Кащея (а дирижирует закулисным хором сам автор оперы). Скрылась Кащеевна, на ее месте поднялась раскидистая плакучая ива. «О красное солнце, свобода, весна и любовь!» — поют царевна и ее жених. Конец.

Гром аплодисментов. Море аплодисментов. Океан аплодисментов. Поднимается занавес. На сцену выходит окруженный артистами, устроителями, студентами Римский-Корсаков. Зал неистовствует. На сцену поднимаются депутации со знаменами — от союза металлистов, от текстильщиков, от союза мастеров и техников, от конторских служащих. Дождь цветов. Венки — «Борцу», «Великому художнику и гражданину», «От учеников». Телеграммы — от Глазунова, Лядова, Репина и еще, еще… Взволнованная речь Стасова, речь Дроздова от учащихся, адреса делегаций… Но тут чествование прерывается: рукопашная схватка студентов с городовыми, невидимо происходившая за кулисами, окончилась победой городовых. Железный занавес, падая, чуть не придавил Николая Андреевича, успевшего спрыгнуть в оркестр. Там его подхватили на руки оркестранты. Концертное отделение, где должны были петь хоры «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая» из «Бориса Годунова» и «Осудари псковичи» — хор вольницы из «Псковитянки», уже не состоялось. После нескольких страстных речей в зале, после криков «Долой самодержавие!» с галерки Николай Андреевич сам попросил присутствующих разойтись, чтобы не омрачать этого дня неизбежными тяжелыми столкновениями с наполнившей проходы полицией.

«Римский-Корсаков, — записал Ястребцев, — удостоился таких небывалых оваций, каких, по всей вероятности, не удостаивался никто, нигде и никогда».

«Для нас… ближайших участников событий, этот день на всю жизнь останется одним из самых ярких и трогательных воспоминаний как о нашем юном движении, так и об осенявшем его великом художнике», — двадцать лет спустя сказал Дроздов.

«С постоянным восхищением вспоминаю В. В. Стасова в этот день. Какое это было для него торжество: великий музыкант написал произведение, революционное по музыке и одновременно по содержанию, проявил себя подлинным гражданином своей родины, и вот революционно настроенная молодежь воплощает это его произведение, и народные представители чествуют артиста и гражданина! Ведь это полное осуществление стасовских идей и мечтаний».

Этими словами Гнесина можно закончить главу о «Кащее бессмертном» и об одном из вершинных моментов в жизни его автора.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Кто у нас главный

Кто у нас главный Машинист — главный на транспорте, без него никакого движения не может быть.— А кто за рельсами смотреть будет? — спросят путейцы.Верно. «Зеленая улица» на перегоне, россыпи разноцветных огней на станционных путях, телефон, телеграф, радио — без всего

Главный цензор

Главный цензор Летом 1980 года, незадолго до моей эмиграции, по Москве разнесся слух, что на телевизионных экранах скоро появится только что снятый многосерийный фильм по книге Конан Дойля «Записки о Шерлоке Холмсе». Но тут же распространился и второй слух, что фильм

Комментарий Свинаренко Шахтерские забастовки 89-го. Отрывки из моей старой статьи

Комментарий Свинаренко Шахтерские забастовки 89-го. Отрывки из моей старой статьи «Колыбель шахтерской революции – это сегодня огромная братская могила. Может быть, самая глубокая в мире: 280 метров. После революции, когда СССР развалился, там было несколько страшных

Кто же главный в Чечне?

Кто же главный в Чечне? В то же время Радуев, Басаев, Хаттаб и другие полевые командиры обладают реальной властью, так как располагают военной силой и деньгами, получая финансовую подпитку извне и контролируя значительную часть территории, где расположены нефтяные

ГЛАВНЫЙ ПОРОК

ГЛАВНЫЙ ПОРОК Запомнилась мне та Олимпиада и еще одним, куда боле важным, событием.На протяжении многих лет американский госдепартамент осуществлял блокаду Кубы — политическую, экономическую культурную. Не без оснований — как подсказывал мне личный опыт, как

Главный визит

Главный визит Передо мной книга с хрупкими пожелтевшими страницами. Выпущена она сорок лет назад издательством «Возрождение» на английском языке. Название книги — «Президент Насер в Советском Союзе».Содержание ее и особенно фотографии живо воскрешают в памяти этот

КОНОВОД

КОНОВОД Первая должность, которую я занимал в батарее, была должность коновода — не особенно почетная, но весьма трудная.Когда батарея становится на позицию, коноводы берут лошадей у номеров и отводят их в место, закрытое от наблюдения противника. Но недалеко от батареи,

Главный богатырь

Главный богатырь В то лето мощные «глушилки» еще не давали нам слушать зарубежное радио, но в благословенный эстонский лес, где я проводил отпуск, чужие «голоса» все-таки порой прорывались. Здесь я и услыхал однажды дивную русскую речь, особый родной язык старых

Подавление голодной забастовки

Подавление голодной забастовки С меня было достаточно! Я просидел в тюрьме три с половиной года. Я не получил ни одной весточки от моей семьи, и мне не разрешали самому им писать. Я решил покончить с такой жизнью тем или иным способом. Конечно, я наивно полагал, что это

Главный самолет

Главный самолет В начале 1950-х годов, с появлением ядерного оружия, обострившаяся международная политическая обстановка требовала скорейшего усиления стратегической составляющей советской военной авиации.Сталину очень понравился самолет Ту-16, и, вызвав однажды

«ВАШ ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР»

«ВАШ ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР» 20 августа 1971 года генералу Юрию Мажорову исполнилось 50 лет. В этот юбилейный день он решил собрать близких друзей, соратников, коллег в ресторане «Прага» на товарищеский ужин.Поздравить его приехали начальник Главка, главный инженер, руководители

Главный конфликт

Главный конфликт Когда я думаю о Драме как части великой всемирной литературы, у меня складывается убеждение, что в нашей стране ей не очень-то везет. Это приходит в голову в дни, когда наше общество перестраивается, освобождается от пут стереотипа, где все большее

Глава шестнадцатая Шахтерские забастовки — разрушительная сила, с которой КГБ не боролся

Глава шестнадцатая Шахтерские забастовки — разрушительная сила, с которой КГБ не боролся В политической и оперативной обстановке последних лет советской власти наиболее серьезное значение для судеб СССР и союзных республик играло забастовочное шахтерское движение,

Главный выбор

Главный выбор Укоренился издавна эдакий штамп в оценке перелома в биографии выходца из старого офицерства: «Безоговорочно перешел на сторону революции». В пору, когда революция была рядом и в памяти поколений ее участников остались офицерские заговоры и мятежи,

Николай Андреевич Римский-Корсаков
1844 - 1908

Одна из крупнейший фигур в русской культуре. Личность поражающая своей многогранностью: это и вдохновенный творец, создавший самобытный музыкальный театр, и выдающийся педагог, создавший свою школу, и крупный дирижер, и автор серьезных трудов об оркестре ( "Основы оркестровки", по которым учатся и в наши дни) и гармонии ("Практический учебник гармонии"), статей, книг о себе, современниках. Его деятельность стала целой эпохой в истории отечественной музыки.

Но в нем поражает не только удивительная творческая энергия. Он был творцом-мыслителем, создавшим в своих произведениях собственную картину мира, устроенного по законам порядка, гармонии и красоты. Эта картина формировалась на протяжении всей его жизни.

Многообразны темы и сюжеты произведений композитора: это русская история и бытовая драма с психологически тонкими характерами, картины русской народной жизни и образы Востока, сказочность и старинные языческие обряды. Римский-Корсаков был великим «поэтом природы», воспевавшим ее неувядающую красоту.

Преклоняясь перед вечностью народного искусства, он часто вводил в свои сочинения подлинные народные мелодии и сочинял собственные темы в народном духе. Строгие и ясные гармонии у него сочетаются с новыми сложными ладами, которые он использовал для сказочных образов. Особым мастерством и совершенством славится оркестровка Римского-Корсакова.

Основным жанром в творчестве Римского-Корсакова была опера — сказочная и историко-бытовая, эпическая и лирико-психологическая драма. Композитор обогатил программную симфоническую музыку, создав жанр симфонической сказки. Поэтична его вокальная лирика, которой присущи светлая созерцательность и элегическая задумчивость. Настоящей сокровищницей народно-песенного творчества стали сборники обработок русских народных песен.

Римский-Корсаков явился создателем композиторской школы, воспитав таких мастеров, как Глазунов, Лядов, Аренский, Ипполитов-Иванов, Черепнин, Гречанинов, Стравинский, и многих других. Выдающееся значение имела его работа над завершением и редактированием произведений Даргомыжского, Бородина, Мусоргского.

Детство. Годы учения. Кругосветное плавание.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Тихвине — небольшом живописном городке Новгородской губернии. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Ранние музыкальные впечатления были связаны с домашним музицированием: отец по слуху неплохо играл на фортепиано, а мать и дядя пели народные песни; запомнилась ему и духовная музыка, услышанная в Тихвинском мужском монастыре. Музыкальные способности ребенка проявились очень рано; впоследствии в своей книге воспоминаний «Летопись моей музыкальной жизни» он писал:
«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал. Вскоре потом я стал очень верно напевать все, что играл отец, и часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией; вскоре я, узнав название нот, мог из другой комнаты отличить и назвать любой из тонов фортепиано».

Однако, несмотря на рано проявившиеся музыкальные способности, настоящим увлечением мальчика было море — он мечтал стать, как дядя и старший брат, военным моряком, и в 1856 году его определили в петербургский Морской корпус. Здесь он провел шесть лет.

Царившая в корпусе обстановка с ее духом казенной муштры не привлекала юношу. Постепенно морская профессия начинает уступать место другим интересам, в центре которых оказывается музыка. По воскресеньям он берет уроки фортепианной игры, посещает оперные спектакли и концерты, внимательно изучает клавиры опер; его любимым композитором становится Глинка. Важную роль в судьбе Римского-Корсакова сыграл преподаватель фортепиано Ф. А. Канилле (также поклонник музыки Глинки), который поддержал его живой интерес к музыке и начал заниматься с ним композицией.

Вскоре, однако, работа над симфонией была прервана. Семья резко воспротивилась желанию Римского-Корсакова стать профессиональным музыкантом и нарушить семейную традицию. Старший брат Воин Андреевич настоял на необходимости завершить морское образование. Осенью 1862 года гардемарин Римский-Корсаков на клипере (Гардемарин — звание, которое присваивалось выпускникам Морского корпуса. Клипер — быстроходное морское парусное судно). «Алмаз» отправился в кругосветное плавание, которое продолжалось почти три года. Во время путешествия он мало занимался музыкой, зато много читал и размышлял, повидал разные страны, приобрел глубокие впечатления от величественной красоты моря, образ которого затем часто будет возникать в его произведениях.
Весной 1865 года Римский-Корсаков вернулся на родину.

Читайте также: