Как правильно уволить водителя за слив топлива

Опубликовано: 19.09.2024

Можно ли уволить водителя за слив топлива на основании данных навигации


Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте. Недолив топлива. Заправляя горюче-смазочные материалы в транспортное средство на АЗС, водитель сливает последние 10 – 20 литров не в топливный бак, а в канистру. Следующий и тоже не очень «адекватный», по-моему, способ это физически сломать ДУТ надавив на него всей массой своего тела, по словам автора данного способа, он залез на топливный бак сверху и пытался продавить датчик топлива вниз.

Данная процедура должна сломать стержень датчика об дно бака и вывести его из строя.

Данный способ не принесет положительных результатов по ряду причин.

Одна из самых главных это, то что при установке датчика топлива датчик обрезается под размер (высота бака минус 2-3 сантиметра) это делается для того чтобы в датчик топлива не попадала грязь и вода.

Как остановить воровство топлива? Как взыскать с водителя перерасход бензина?

На сегодняшний день проблема перерасхода топлива является одной из главных для многих автотранспортных предприятий.

В большинстве случаев виновниками перерасхода топлива являются именно водители. С одной стороны, они используют технику и транспорт в личных целях: «левые рейсы», работа на стороне, не соблюдают условия экономичной езды. С другой, осуществляют слив и воровство топлива, списание денег в счет закупки.

В этом случае приобретаются поддельные чеки, а деньги списываются, или, например машину заправляют некачественным суррогатом на трассе за полцены, довольно часто водитель сговаривается с оператором АЗС (в чеке указан один объем, а на самом деле топливо в бак поступило в меньшем объеме, разница выдается водителю в виде наличных).

Слив топлива

  1. Как написать объяснительную по факту слива топлива, чтобы не быть виновным?
  2. Явлаеться ли данное глонанса по слива топливо автомобиля доказательством в суде.
  3. из бака является криминальным нарушением или административным?
  4. Топливо сливалось с топливной карты.


Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет 1.

Решение № 2-390/2014 2-390/2014

М-6/2014 М-6/2014 от 26 февраля 2014 г.

коп, который подлежит взысканию с ответчика.



Размер этой компенсации определяется судом. В связи с тем, что суд пришел к выводу о нарушении прав Мачалина С.А. неправомерным увольнением, с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда согласно статей и ст.

ГК РФ, в соответствии с которой если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как уволить водителя , который сливает(ворует) топливо?

  1. Как уволить водителя , который сливает(ворует) топливо?

Прежде всего вам надо каким-либо образом несколько раз поймать водителя на нехватке топлива.

Может как-то ужесточить контроль, ввести новый порядок выдачи и контроля.


Взыскание ущерба с водителей в результате слива топлива с автотранспорта

Ниже приведена судебная практика. 1. Решение Печорского районного суда Псковской области от 15.01.2014 № .

Суд отказал обществу в возмещении ущерба, причиненного работодателю водителем за слив топлива. 2. Решение Демского районного суда г.

Уфы Республики Башкортостан от 18.09.2014 № . Суд удовлетворил иск работодателя о взыскании причиненного ущерба с водителя частично. 3. Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 09.09.2013 № .

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».


В обязанности работника согласно

ГЛОНАСС: как система поможет доказать вину или непричастность работника

ГЛОНАСС – это глобальная навигационная спутниковая система РФ, дополнительно устанавливаемая на транспортные средства. В настоящее время все больше учреждений приобретают такую систему для отслеживания информации о передвижении автотранспорта, используемого в рабочих целях.

Помогает ли внедрение ГЛОНАСС доказать вину сотрудников при исполнении ими должностных обязанностей, рассмотрим на примерах из арбитражной практики. Целью внедрения системы ГЛОНАСС являются повышение эффективности управления движением транспорта и уровня безопасности перевозок пассажиров. Это следует из части 1 статьи 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 г.

№ 22-ФЗ «О навигационной деятельности». Как правило, для увольнения сотрудника его вина, повлекшая те или иные события, которые стали основанием для утраты к нему доверия со стороны учреждения, должна быть подтверждена. Но порой это не так-то просто сделать.

Дело № 2-677/2012

г.РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ3 сентября 2012 года г.ДятьковоДятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Балабанова Ю.Д., с участием прокурора Рубанова М.В., адвоката Романовой А.И., при секретаре Симаковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попкова Н.Н. к ЗАО «» о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании заработной плата за время вынужденного прогула, отмене приказов о применении дисциплинарных взысканий, отмене приказов о взыскании сумм причиненного ущерба, взыскании материального вреда,установил:Истец обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ и трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ№ был принят на работу в ЗАО «» .

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ переведен в цех автотранспорта 5 разряда.Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-лс

Увольнение водителя

Водитель присваивает топливо из служебной машины: как работодателю взыскать ущерб

29 августа 2016 29 августа 2016 Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем Для большинства организаций и предпринимателей, использующих автотранспортную технику, весьма остро стоит вопрос доверия к водителю.

Многие работодатели подозревают, что шоферы присваивают часть «служебного» бензина, и порой такие подозрения подтверждаются фактами. Однако взыскать с работника стоимость похищенного ГСМ непросто.

Для этого требуется тщательно соблюсти все формальности, предусмотренные законом. Наша статья может служить своеобразной памяткой для тех, кому предстоит удержать деньги из зарплаты водителя.

Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные

Законно ли меня уволили по статье за слив бензина?

Доброе утро, работаю в Гуфсин, слил 3-4 литра бензина и поймали. Была проверка и решили уволить по статье 58 п.Д., а в итоге выслали на пенсию и лишили всех выплат (з/п, не использованный отпуск,) и еще вменили штраф заплатит.

Подскажите пожалуйста, законно это или нет, что лишили всех выплат? 02 Июля 2021, 07:29, вопрос №2040908 Сергей, г.

ст 58 ТК РФ не содержит «п.д», данная статья регламентирует срок трудового договора.

Владельцы и руководители автотранспортных предприятий делятся подсчетами: нечистые на руку водители крадут топливо на 250–300 тысяч рублей в год с одной корпоративной машины.

Водители оправдываются несправедливо низкой зарплатой и считают продажу краденого бензина едва ли не премией. Руководители покрывают ущерб, снижая сотрудникам заработную плату, а те в ответ крадут еще больше.

Изменить сложившуюся ситуацию можно, если снабдить автомобили эффективными системами контроля. Расскажем, какими средствами можно бороться с водителями-мошенниками.

Способы махинаций

Слить топливо из бака. Способ не требует изобретательности или специального оборудования. Водитель с помощью шланга и запасной канистры сливает бензин из топливного бака. За один раз можно «незаметно» украсть до 50 л горючего и списать перерасход объективными факторами: использование кондиционера, метеорологические условия, изношенность покрышек, загруженность авто (пустой MAN 23463 расходует 20 литров, а с грузом 15 тонн – 35 литров), покрытие дороги, работающая морозильная камера, использование доп.двигателей.

Чтобы скрыть следы хищения, водитель подкручивает одометр. По отчетам расход бензина соответствует пробегу.

Самые изощренные мошенники ставят на автомобиль дополнительную емкость и соединяют ее с основным баком сливной магистралью. За 3–5 заправок в резервуаре накапливается несколько сотен литров горючего, которые водитель сливает и продает.

Ущерб от одного слива при цене топлива 37–42 ₽ за литр составляет в среднем 1900–2100 ₽ на машину.

Купить «левые» чеки. Такое мошенничество процветает в компаниях с системой подотчетных средств, когда расходы на бензин сотрудник подтверждает чеками с АЗС. В действительности он приобретает их в некой компании за 50–200 ₽, машину заправляет дешевым топливом, а разницу кладет в карман.

Сергей Х., водитель корпоративной машины

Цены на литр топлива в соседних регионах отличаются на 2–4 рубля. Дальнобойщики вешают дополнительный бак, затариваются по полной дешевым бензином, а для отчетов собирают чеки с максимальной стоимостью.

Цена литра бензина АИ-95 в Москве на момент написания статьи — 42,72 ₽, а в соседней Костроме — 39,5 ₽. Разница в 3,22 ₽ с одного литра при объеме 500 л дает экономию 1610 ₽. Отнимаем стоимость «левого» чека для отчетности и получаем экономию около 1500 рублей с одной заправки.

Обналичить корпоративную карту. Чтобы пресечь покупку подложных чеков, в некоторых компаниях водителю выдают топливную карту вместо подотчетных денег. Руководитель может увидеть детализированный отчет по всем операциям: где, когда и на какую сумму водитель приобрел горючее.

Водитель накручивает пробег и договаривается с оператором АЗС об обналичивании денег за лишние километры. Оператор списывает с карты средства, например, за 200 л, а в бак заливает 160 л. Разницу оператор и водитель делят между собой.

Еще одна схема: опытный водитель на стиле вождения может сэкономить до 8 л горючего с каждых 100 км. Когда экономия достигает нескольких сотен рублей, он по корпоративной карте заправляет чужую машину, а деньги за бензин берет себе.

Сделать дополнительный рейс. Чаще других на рейсах сверх плана зарабатывают водители пассажирского транспорта. Они успевают за день сделать дополнительный круг и забирают себе оплату проезда. Чтобы в парке не заметили махинаций, магнитом блокируют датчик движения.

Намотать дополнительные часы. У водителей спецтехники расход топлива рассчитывают по количеству отработанных часов. Для этого на машину устанавливают счетчики моточасов. Нечестные водители в часы простоя гоняют машину на холостом ходу, а неизрасходованную солярку продают.

Установить антитахограф. Когда на машине установлен тахограф, простая подмотка одометра не поможет. Основное назначение прибора — регистрировать периоды работы и отдыха водителя. Для этого в памяти тахографа сохраняется информация о скорости, пробеге, времени движения. Фальсифицировать запись невозможно, поэтому руководители используют тахографы для контроля за работой водителей.

Чтобы обмануть работодателя, водителю нужно «заставить» тахограф работать в собственных интересах. Он встраивает в систему специальный прибор, который включает тахограф и наматывает лишние километры. Цифровой антитахограф полностью имитирует работу датчика скорости движения автомобиля. Машина стоит на стоянке, а тахограф наматывает лишний километраж. Израсходованное топливо идет на обогащение нечестного сотрудника.

Сергей Х., водитель корпоративной машины

Смухлевать можно при любых средствах контроля, потому что приборы учета имеют погрешность 10%, плюс 5–10% сэкономишь на стиле вождения. Эти излишки реально изъять.

Установить и подключить устройство под силу даже начинающему водителю

Как предотвратить воровство

Есть несколько способов предотвратить кражу топлива: нормативы, тахографы, системы мониторинга, комплексные решения. Мы попросили экспертов прокомментировать их эффективность.

Сергей Х., водитель корпоративной машины

Чтобы водители не воровали, нужна достойная зарплата и контроль. При таких условиях что-то творить внаглую нормальный человек не будет, а безбашенных быстро вычислят и уволят.

Топливные нормативы. Не все автотранспортные предприятия готовы тратить деньги на монтаж дополнительного оборудования: тахографа, счетчика, навигатора. Организация ведет расход топлива по нормативам. За основу берут норму расхода, установленную автозаводом, и умножают на коэффициент перерасчета.

Коэффициент учитывает погодные условия, нагрузку, работу дополнительного оборудования, стиль вождения и марку машины, но в него закладывают погрешность 10–20%.

Есть объективные обстоятельства, при которых расход топлива меняется в большую или меньшую сторону: работающий кондиционер, объездная дорога, технические неисправности автомобиля. Поэтому топливные нормативы лучше вводить в комплексе с другими средствами контроля.

Карина Аксенова, финансовый директор транспортного агентства «Автогарант 2000»

Мы для себя нашли способ, при котором подмотка водителю не выгодна. Практическим путем вычислили расход топлива для каждой машины и установили норматив. Водитель может лишь сэкономить в пределах допустимого порога расхода.

Тахограф. Прибор собирает информацию с трех источников: системы спутникового слежения, акселерометра — прибора, который измеряет ускорение, — и датчика скорости. Тахограф регистрирует время, скорость, километраж, периоды труда и отдыха. Цель прибора — упорядочить работу водителей, но руководитель может использовать прибор для контроля.

Специалисты рекомендуют снимать информацию с тахографа не реже 1 раза в месяц, а в идеале — устраивать проверку 1–3 раза в неделю. Лучше не планировать конкретный день, а назначать плавающую дату, чтобы водители не могли подготовиться.

Скрыть воровство можно, если откалибровать тахограф в сервисном центре. Стоимость услуги в Москве — от 2500 рублей. Если водитель не будет знать о сроках проверки прибора, то будет вынужден выполнять калибровку тахографа несколько раз в месяц, а это оставит его без прибыли.

Особо рискованные водители глушат сигнал со спутника и с датчика скорости. Но на тахограф продолжает поступать импульс с акселерометра, и фальсификацию легко обнаружить.

Тахограф лишает водителей возможности подкручивать показания счетчиков, но у них остается возможность «химичить» с дешевым бензином или сваливать перерасход топлива на объективные условия.

Средняя стоимость калибровки тахографа в сертифицированном сервисном центре Москвы

Системы мониторинга. На современных автомобилях установлена система навигации. Спутниковый навигатор регистрирует маршрут, а тахограф учитывает пройденный путь, скорость и время в пути. Объединив показания двух приборов, руководитель получает наглядную картину движения автомобиля.

Но и она не дает полной уверенности: водители могут отключить или заглушить сигналы приемника обыкновенным пакетиком из фольги, который надевают на приемник. Пока машина находится в «слепом» режиме, водитель может действовать безнаказанно: в гараже все приборы работают безотказно, а мошеннические действия доказать невозможно.

Единый мониторинг — М2М. На машины устанавливают датчики контроля топлива, подключают систему навигации и систему мониторинга. Корпоративный смартфон или планшет подключают к оператору сотовой связи.

Руководитель получает полный контроль над автомобилем в течение рабочего дня. В режиме реального времени он отслеживает информацию по маршруту, пробегу, скорости, расходу и уровню топлива, месте и времени стоянок. Может оценить качество и стиль вождения.

Такая система позволяет полностью контролировать работу автомобиля и действия водителя и не дает возможности смошенничать.

Единоразовые вложения в 1 машину составят от 17 тысяч рублей, при этом минимальный ущерб от воровства — от 3 тысяч рублей в месяц.


Единый мониторинг — М2М
На машины устанавливают датчики контроля топлива, подключают систему навигации и систему мониторинга.
Карина Аксенова, финансовый директор транспортного агентства «Автогарант 2000»

Пока остается хоть малейшая возможность, водители не перестанут воровать. Можно экономить на средствах проверки и смириться, что водители изымают излишки. А можно вложить средства в приборы контроля.

Как поймать водителя-вора

Если нет возможности внедрить дорогостоящие системы мониторинга, достаточно ужесточить контроль или поменять принцип проверки.

  1. Тестовые рейсы. Руководитель или доверенное лицо (заведующий гаражом, главный механик) не реже одного раза в три месяца тестирует расход машины: выезжает в рейс вместе с водителем или сам садится за руль. После тестового рейса можно определить реальный расход топлива для конкретной машины и сравнить с расходом, который показывает водитель.
  2. Статистика топливной карты. Не реже одного раза в месяц анализируйте информацию с топливных карт: совпадает ли адрес АЗС с маршрутом водителя, не превышает ли разовая заправка объем топливного бака. Если водитель заправлялся за сутки несколько раз, обратите внимание на время: две-три заправки в течение часа выглядят подозрительно.
  3. Статистика пробега. Пусть водители в конце каждой смены заносят данные с одометра в таблицу учета. Раз в неделю выборочно сверяйте показания в таблице с маршрутом водителя на конкретную дату. Расхождение более 10% — повод заподозрить водителя в накрутке одометра.
  4. Внеплановый техосмотр. О дате следующего техосмотра водители часто знают заранее и снимают приборы для махинаций с топливом. Раз в 1–2 месяца поручайте механику — штатному или со стороны — провести внеплановый осмотр машины.

Карина Аксенова, финансовый директор транспортного агентства «Автогарант 2000»


Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

Для большинства организаций и предпринимателей, использующих автотранспортную технику, весьма остро стоит вопрос доверия к водителю. Многие работодатели подозревают, что шоферы присваивают часть «служебного» бензина, и порой такие подозрения подтверждаются фактами. Однако взыскать с работника стоимость похищенного ГСМ непросто. Для этого требуется тщательно соблюсти все формальности, предусмотренные законом. Наша статья может служить своеобразной памяткой для тех, кому предстоит удержать деньги из зарплаты водителя.

Вводная часть

Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные нужды? Другими словами, не обманывает ли водитель работодателя, присваивая себе неистраченную часть бензина, либо расходуя ее на личные нужды.

Узнать правду проще тем работодателям, кто заранее позаботился о современных способах контроля, например, установил систему спутниковой навигации. Такие системы позволяют отслеживать движение каждого авто в режиме реального времени. Для грузовиков популярным способом контроля является так называемый тахограф. Этот прибор непрерывно регистрирует показатели времени и скорости, периоды работы и отключения двигателя и проч.

Однако отнюдь не все организации и предприниматели могут себе позволить траты на контролирующие устройства. В этом случае основной инструмент контроля — это нормативы расхода топлива. Их утверждают на основании данных, указанных в документации на машину, либо устанавливают опытным путем (подробнее об этом читайте в статье «Практические советы по учету и списанию ГСМ»).

Однако если лимит оказался превышен либо показания специальных устройств подтвердили предположение о нечестности водителя, удержать ущерб из зарплаты весьма непросто. Для этого нужно доказать, что виноват именно шофер, а не сам работодатель или внешние факторы.

Нужна внутренняя проверка

В статье 247 Трудового кодекса говорится: прежде, чем принимать решение о взыскании ущерба с работника, работодатель обязан провести проверку. Для этого он может создать комиссию и привлечь соответствующих специалистов. Подозреваемого работника необходимо ознакомить со всеми материалами проверки и дать возможность их обжаловать.

Проверка преследует две цели: определить размер ущерба и установить причины его возникновения.

Размер ущерба

Размер ущерба, как правило, определяется как разница двух величин. Первая — это количество ГСМ, которое было потрачено по данным водителя. Вторая — количество ГСМ, которое должно быть потрачено исходя из показателей контролирующих устройств или установленного норматива. Полученная цифра умножается на стоимость приобретения топлива (с учетом НДС).

Приведем пример. Допустим, водитель проехал 1 500 км. С его слов, данное расстояние полностью приходится на служебную поездку. Но система спутниковой навигации показала, что путь до объекта назначения составил 1 250 км., а оставшиеся километры относились к «непроизводственному» маршруту. Значит, водитель нанес компании ущерб в размере стоимости топлива, необходимого для поездки на 250 км.(1 500 — 1 250). По нормативу, утвержденному для данного авто, эта величина равна приблизительно 62,5 литров. Топливо приобреталось по цене 34 руб. за один литр (включая НДС). Значит, величина ущерба составляет 2 125 руб. (62,5 литров х 34 руб.).

Причины возникновения ущерба

С особым вниманием причины выявляют в ситуации, когда подозрения вызваны перерасходом нормативного количества ГСМ. Здесь важно исключить внешние обстоятельства, не зависящие от водителя.

Обычно работодатели обращаются к техническим специалистам, чтобы те провели ревизию частей машины, влияющих на расход топлива. В качестве ревизоров могут выступать, например, штатные автослесари или сотрудники автосервиса. По завершении необходимо составить акт, из которого четко следует, повлияло ли состояние автомобиля на увеличение расхода ГСМ. Если не повлияло, данный акт будет одним из оснований для взыскания ущерба с водителя. Кроме того, нужно убедиться, что нормативы не занижены. Для этого придется провести контрольные замеры расхода топлива в условиях, в которых проходит эксплуатация машины. Не исключено, что при расчете действующей нормы не были учтены климатические условия, дорожная ситуация и проч. Тогда норматив подлежит пересмотру в сторону увеличения. Если же норма рассчитана правильно, это нужно отразить в акте проверки. Такой документ станет еще одним основанием для взыскания ущерба с шофера.

Объяснительная записка

Обязательным условием для взыскания ущерба является объяснительная записка, которую работодатель должен потребовать у подозреваемого сотрудника (ст. 247 ТК РФ). В записке работнику нужно изложить свое видение ситуации и причин, ее повлекших.

К примеру, водитель может указать, что с его точки зрения действующий норматив расхода топлива занижен и нуждается в пересмотре. Если шофера уличили в поездках «непроизводственного» характера, он может заявить, что на самом деле маршрут был служебным и т.д.

В случае, когда водитель отказывается от пояснений, руководство должно отразить это в акте. Отказ от пояснений, равно как и неубедительные оправдания шофера, послужит очередным аргументом в пользу взыскания ущерба.

Какую сумму можно вычесть из зарплаты

Если по результатам внутренней проверки было доказано, что водитель присвоил себе часть ГСМ, работодатель вправе взыскать с него ущерб. Но прежде надо разобраться, какую сумму допустимо удержать из зарплаты.

Из норм Трудового кодекса следует, что взыскание всей величины ущерба без ограничений возможно только в одном случае — когда сотрудник несет полную материальную ответственность (ст. 242 ТК РФ). При этом величину, не превышающую средний месячный заработок, можно удержать из зарплаты, а остальную часть — через суд (ст. 248 ТК РФ). Во всех остальных случаях взыскать можно лишь сумму, не превышающую средний месячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Однако к водителям полная материальная ответственность неприменима. Дело в том, что существует перечень должностей и работ, с которыми работодатель может заключить договоры о полной материальной ответственности (утв. приказом Минтруда России от 31.12.02 № 85). Данный перечень является закрытым, и такая должность, как водитель автотранспортных средств, в нем не упомянута.

По этой причине руководство вправе вычесть из зарплаты шофера сумму в пределах среднего месячного оклада. Если фактический ущерб оказался больше, у работодателя останется единственный шанс — предложить водителю добровольно компенсировать все убытки. И только получив согласие, работодатель сможет удержать весь ущерб до копейки (ст. 248 ТК РФ).

Экспедитор вместо водителя

На практике некоторые работодатели идут на хитрость. Они принимают сотрудника на должность экспедитора, хотя тот, по сути, выполняет функции водителя. Это позволяет заключить с работником договор о полной материальной ответственности, ведь должность экспедитора указана в соответствующем перечне, утвержденном Минтруда России. Далее сотруднику вверяют материальные ценности в виде топлива, и в случае растраты взыскивают ущерб в полном объеме.

На наш взгляд, данные способ не является безупречным, поскольку должностные обязанности водителя и экспедитора во многом не совпадают. К тому же ГСМ, на котором работает машина, не вполне соответствует понятию материальной ценности, вверенной экспедитору для перевозки. Все это может привести к тому, что работник, с которого взыскан полный ущерб, обратится в суд и выиграет его.

Правила удержания

Закончив все расчеты, работодатель должен издать распоряжение о взыскании. Сделать это необходимо не позднее одного месяца с момента, когда размер ущерба был окончательно определен. Пропустив данный срок, руководство теряет право на удержание ущерба из зарплаты водителя. В такой ситуации вернуть свои деньги (в том числе в пределах среднего месячного заработка) можно только через суд (ст. 248 ТК РФ).

При удержании бухгалтер обязан руководствоваться статьей 138 ТК РФ. В ней сказано, что в общем случае суммарный размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20% суммы, причитающейся работнику. Значит, если величина удержания достаточно велика, ее придется распределить на несколько месяцев.

Добавим, что взыскание ущерба не зависит от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Таким образом, работодатель вправе написать заявление в полицию, и одновременно удержать стоимость украденного топлива из зарплаты шофера.

Отчима (водитель дальнобойщик, работает на фуре) работодатель несправедливо обвиняет в сливе топлива, аргументируя данными показаний датчика контроля топлива в баке, грозя уволить по статье.

По данным работодателя три раза в рейсе производился слив топлива в общей сложности на 500 литров. Причем самое большое количество топлива (200 литров), по данным системы, было слито как раз, когда отчимом была произведена гарантийная замена аккумуляторной батареи. Другие два раза по времени как раз приходятся на период, когда эта же самая аккумуляторная батарея была на исходе.

Возможно ли доказать невиновность?

Viktoriya Kochetkova
Viktoriya Kochetkova , эксперт 13 ноября 2013, 11:28

Давайте начнем с того, что водители не являются материально ответственными лицами, но все-таки по ст.238 ТК РФ р аботник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

А по ст.241 ТК РФ есть пределы материальной ответственности в этом случае - в пределах своего среднего месячного заработка.

А поэтому, работодателю в этом случае, чтобы возместить ущерб материальный в этом случае необходимо обратиться в суд либо полицию.

Потом, работодатель обязан доказать размер ущерба, установить виновное лицо, оформить это документально, и самое главное, взять с виновного лица объяснительную и ознакомить виновное лицо с документами служебной проверки. ст.246, 247, 248 ТК РФ.

Поэтому, ваш родственник, должен потребовать, чтобы соблюли процедуру документального оформления этого ущерба, потом, написать объяснительную так, чтобы со своей стороны доказать, что это не его вина, и что бензин могли слить и в гараже.

(хотя, я 4 года проработала в транспортной компании и знаю, что все водители этим грешат, просто я работала у такого работодателя, который закрывал на это глаза, а вот вашему родственнику попался другого плана работодатель или ему надоело, что все водители делают это и решил провести так называемую показательную порку).

Viktoriya Kochetkova
Viktoriya Kochetkova , эксперт 13 ноября 2013, 11:35

Уволить по статье, я здесь не вижу статью, которую можно было бы применить в данном случае, это мое видение, если взять ст.81 ТК РФ, это расторжении трудового договора по инициативе работодателя, то там есть пункт 7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

Но, это имеет отношение к тем, кто обслуживает денежные и товарные ценности, и с кем соответственно заключен договор о полной материальной ответственности.

А водители не предусмотрены Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденным Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85. Названный перечень должностей и работ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Поэтому, ваш родственник, если работодатель докажет, что он виновное лицо, может возместить только не больше своего среднего месячного заработка. А вообще, работодатель имеет право обратиться в суд или в полицию.

Viktoriya Kochetkova
Viktoriya Kochetkova , эксперт 13 ноября 2013, 11:50

И еще, поясню, что согласно Перечня утвержденным Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85, с водителем можно заключить договор о полной материальной ответственности только на перевозку груза, который ему доверен и имеет ценность.

А вот договор о полной материальной ответственности за транспортное средство заключить нельзя, это не соответствуется закону, т.к. транспортное средство это только средство для транспортировки материальных ценностей. Тем более транспортное средство это рабочее место водителя.

И поэтому, за прямой действенный ущерб водитель может нести ответственность, если факт слива топлива докажут, что в пределах среднего заработка ваш родственник будет нести ответственность, если работодателю захочется наказать такого водителя полностью, то это в суд или в полицию, и в этом случае можно будет уволить по статье 81 ТК РФ пункт 6

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

Но, здесь должно быть именно решение суда, или другого органа, а это процесс длительный.

Поэтому, пусть работодатель доказывает факт ущерба, доказыает правильно, а дальше, если пойдет в суд или в полицию, это его право и тогда, да, возможно будет после решение суда уволить по статье, но вот пока не получится.

Я не вижу какой то подходящей статьи сейчас пункт 7 статьи 81 ТК РФ сюда не подходит под водителя.

Viktoriya Kochetkova
Viktoriya Kochetkova , эксперт 13 ноября 2013, 11:57

Еще дополню Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 №2

При установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений эти работники могут быть уволены по основанию утраты к ним доверия и в том случае, когда указанные действия не связаны с их работой.

Спасибо огромное за столь подробный ответ! Все разложили по полочкам!
Будем следить за развитием ситуации.

Viktoriya Kochetkova
Viktoriya Kochetkova , эксперт 13 ноября 2013, 17:29

Вот еще например, нашла из практики:

Приведем пример из практики. К. обратилась с иском о восстановлении на работе к филиалу ГУП Ярославской области «О***». Суд установил, что истица как материально-ответственное лицо была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с утратой доверия ввиду совершения виновных действий. Как следует из материалов дела, поводом к увольнению послужила проведенная ответчиком 05.05.2011 инвентаризация, в ходе которой была выявлена недостача товарно-материальных ценностей.

Однако порядок проведения этого мероприятия, предусмотренный «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49), был нарушен. Поэтому суд не признал результаты инвентаризации достоверными доказательствами наличия недостачи.

Работодатель провел не правильно инвентаризацию и все работника суд восстановил.

А в вашем случае, это 1. есть ли все-таки договора о матответственности, т.к. он перевозит грузы какие то ценные.

2. И как дальше проводится процедура доказывания, как это документаруется, взяли объяснительную с вашего родственника, и вот эти доказательства, насколько они достоверные, ведь все возможно этот слив кто то делал и в гараже, делал ли кто то замер, что было в гараже перед отъездом в путь и потом по приезду.

Подайте заявление в полицию и уволите по статье 81 п.6 "г" ТК РФ.

Похожие вопросы

ответы на вопрос:

Если у вас с работниками договорные отношения, то возможно Вы имеете право на такое взыскание. По сути у Вас происходит хищение, если Вы можете это доказать в полном объем. То можете подать заявление в полицию.

данные полученные с помощью системы Глонасс используется в судебной практике, но как правило в совокупности с другими. У вас это может быть проставление в путевом листе большего километража чем реальный.

ответы на вопрос:

Объяснительная пишется на имя руководителя в произвольной форме. Опишите последовательно каким образом фактически происходит прием бензина, какие документы при этом Вы оформляете и какими средствами измерения Вы пользуетесь для определения количества. Помимо этого, когда стали перевозить какими средствами измерения пользовались, возможно это не недостача, а разница возникла из-за того, что использованы различные приборы. Какая погрешность существует при определении количества.

ответы на вопрос:

Смотря как квалифицируются ваши действия.

ответы на вопрос:

Независимая техническая экспертиза.

ответы на вопрос:

в соответствии с действующими нормами законодательства Российской Федерации вы вправе не согласиться с этим решением если оно неправильное и не указывает на вашу виновность и обратиться в суд.

Зависит от многих обстоятельств. В первую очередь - от того, являетесь ли Вы материально ответственным лицом? Кто несет ответственность за эти задвижки? Кто осуществляет непосредственный контроль при сливе?

Ну а по факту недостачи и излишков - с вас, по моему мнению, могут взыскать только разницу в цене между 92 и 95 бензином. Поскольку 95 - не пропал бесследно, а попал в 92-й. То есть, никакого ущерба для организации не наступило. Прибыль будет получена, всё равно. А разница возникает в количественном отношении. Вот её Вы и должны будут компенсировать.

Свои права Вы сможете отстаивать направив жалобу в прокуратуру, трудовую инспекцию или в суде. Без вашего согласия с Вас не могут удерживать более 20% в месяц, и не более среднего заработка (20%* 5 месяцев).

Прежде чем что-то сделать - обязательно посоветуйтесь со специалистом. Это избавит от многих проблем в будущем. Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

ответы на вопрос:

1. Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, -

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину, -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

ответы на вопрос:

Дарья, зависит от того какой объем похищенного бензина будут вменять Вашему парню. От этого и будет определяться размер ответственности: от административной до уголовной.

Читайте также: