Как родителям уволить классного руководителя

Опубликовано: 18.09.2024

Кажется, что учитель тот же родитель: всерьез, надолго и нельзя поменять. Но это не так. Разбираемся, как родитель может повлиять на поведение учителя, решить конфликт или добиться от администрации школы замены педагога.

Могут ли родитель или ученик выбирать учителя?

В законе «Об образовании» на этот вопрос нет никакого ответа. Администрация школы решает каждый конфликт между учителем, учеником и родителями в индивидуальном порядке. Если у учителя конфликт с одним учеником, то его могут перевести в другой класс. Если учителем не довольна половина класса, то вопрос сложней. Учителя нельзя уволить по желанию родителей: для этого должны быть зафиксированные нарушения дисциплины или свидетельства профессиональной непригодности учителя. Чаще всего родители просто недовольны стилем общения педагога. Администрация может решать эти конфликты в беседах с учителем и родителями, отправлять учителя проходить дополнительную подготовку. Но иногда — идет на поводу у родителей и учителя меняют.

Учителя нельзя уволить по одному желанию родителей: только если нарушает дисциплину или ведет себя непрофессионально — опаздывает, оскорбляет, приходит пьяным.

По закону родители или официальные представители ученика имеют полное право вмешаться в учебный процесс. Во-первых, родители могут присутствовать на уроках, интересоваться программой обучения. Во-вторых, родители могут обращаться в администрацию школы, если подозревают конфликты между учениками и учителем, конфликт интересов или неэффективность учителя. Другое дело, что администрация может не менять учителя и вообще не учесть мнение родителей. Но если есть заявление от родителей, то администрация должна объяснить, почему они так делают и дать письменный ответ.

Как решать конфликт с учителем, если его нельзя менять?

Разговаривать, разговаривать и еще разговаривать. Лично, на родительских собраниях или в присутствии администрации. Самое главное — не устраивать скандал. Вряд ли учитель намеренно идет на конфликт с учениками. Родители и администрация должны разобраться в причинах и не забывать об интересах ни учеников, ни учителя.

Если учитель хамит и ведет себя агрессивно, возьмите в союзники классного руководителя, психолога , председателя совета родителей или заместителя директора по учебной работе. Совместные беседы идут эффективней, в присутствии третьих лиц учитель скорее всего будет держать себя в руках. И даже если учитель оскорбляет родителя, это не говорит о его полной профнепригодности. Если конфликт долго длится, он изматывает всех участников.

Родительский совет — объединение родителей, которое решает вопросы в том числе замены учителя. Право родителей на создание совета зафиксировано в законе «Об образовании».

Домашнее обучение решит конфликты?

Не факт. Домашнее обучение требует помощи учителей: вряд ли родители смогут качественно заниматься с ребенком по всем предметам. Учителя могут быть те же, что и раньше — и они могут быть недовольны, потому что им нужно лишнее время тратить на ученика. К тому же в классе конфликты могут нивелироваться, делиться на всех. А здесь конфликт может только разгореться.

Прежде чем переводить ребенка на домашнее обучение, нужно убедиться в собственных силах и провести несколько бесед с директором. Сначала нужно узнать, сколько учеников в школе обучаются дома, насколько им это удается. Если положительный опыт есть, нужно оговорить все условия: взять учебный план, образовательные программы по каждому предмету, взять учебники из библиотеки и узнать, как часто с ребенком будут заниматься учителя.

В России 100 000 семей ежегодно выбирают домашнее обучение. Основная причина — недовольство качеством образования в школе.

Можно ли выбрать классного руководителя?

С одной стороны, классного руководителя нельзя выбрать, как и учителя-предметника . Способы взаимодействия здесь те же — разговоры, присутствие на классных часах, общение с администрацией школы.

С другой стороны, классное руководство — дополнительные обязанности педагога. Классного руководителя не нужно увольнять, можно просто снять с него обязанности. Администрация идет навстречу родителям и меняет классного руководителя, если большая часть класса им недовольна. Но нужны основания: классный руководитель не общается с учениками и родителями, не следит за успеваемостью, не проводит классные часы, не занимается воспитательной работой.

Катерина, возможно вы беспокоите её в выходные дни. Если и в другие дни она не желает отвечать на звонки, то имеет смысл посетить преподавателя лично и задать интересующие вас вопросы.

Обратитесь к директору школы.

ответы на вопрос:

На сегодня действует приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», который регламентирует деятельность классного руководителя.

Согласно данному документу, классный руководитель в соответствии с его функционалом (обязанностями) должен:

- знать Имя, фамилию, домашний адрес, телефон (желательно) каждого ребёнка в своём классе, а также ФИО родителей (законных представителей), их телефон;

- обеспечивать связи общеобразовательного учреждения с семьёй;

- установить контакты с родителями (иными законными представителями) обучающихся, в том числе контактировать с родителями по поводу успеваемости обучающихся;

- знать особенности характера ребёнка (по возможности), что не возможно без контактов с родителями;

- знать причину отсутствия ребёнка на занятиях, реализация которой также не возможна без контактов с родителями;

- готовить и проводить собрания родительского комитета и родительские собрания (как групповые, так и индивидуальные), при этом минимум один раз в течение четверти;

- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

- оказание родителям помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).

В связи с изложенным, мне не понятна позиция классного руководителя Вашего ребенка. Можете смело ссылаться на указанный документ, акцентируя внимание, что он (классный руководитель) не выполняет возложенные на него функции.

ответы на вопрос:

Да, безусловно. Родители - первые педагоги.

Нет, он не достиг возраста совершеннолетия.

Обращаться с жалобами в управление образования и в районную прокуратуру.

Пишите заявление в прокуратуру, классный руководитель не может оказывать такое давление. Самостоятельно сын не может забрать документы.

Ребенок не имеет право забрать документы самостоятельно без ведома родителей

Вам нужно срочно обращаться с жалобами в управление образования и в прокуратуру.

Можете написать заявление на имя директора, описать сложившуюся ситуацию, так же можете обратиться в Управление образования вашего города. Для начала, лучше, всё-таки поговорить с самим учителем.

ответы на вопрос:

Если раньше от классного руководителя Вы не получали жалобы на поведение сына то жалобу можно обжаловать.

ответы на вопрос:

Если имел место факт оскорбления, то не нарушили, т.к. при нарушении Ваших прав согласно статье 152.1 ГК РФ Вы вправе производить видеозапись нарушения. Да и не педагогично это при детях распивать спиртные напитки.

Статья 152.1. Охрана изображения гражданина

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

Что касается оскорбления, то можно предпринять следующие шаги.

1) Сошлитесь на статью 5.61 КоАП РФ "Оскорбление", т.к. оскорбление - это административное правонарушение. Но нужны будут доказательства (ст.26.2 КоАП РФ). Пишется в произвольной форме: КОМУ, КОГО, адреса, далее "заявление", излагаете суть, предъявляйте требование, число подпись.

Заявление пишется в прокуратуру на основании ст.28.4 КоАП РФ и в соответствии со ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации":

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

2) Кроме того, Вы вправе потребовать компенсации причиненного морального вреда в порядке гражданского судопроизводства ст.131-132 ГПК РФ, ст.151, 152, 1099-1101 ГК РФ. Однако понадобятся доказательства. Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ "каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом".

Если съемка велась тайно, то выкладывание такой записи на всеобщее обозрение может привести к возбуждению в отношении вас уголовного дела по ст.137 УК РФ, поскольку это нарушение частной жизни не только классного руководителя, но и других лиц, которые попали в кадр. Поэтому зря вы это сделали. Нужно было ограничиться тем, что вы сообщили руководству школы об этом случае. Если бы потребовалось, то эту запись можно было использовать в качестве доказательства недостойного поведения учителя, но в рамках соответствующей процедуры, а не выкладывать ее преждевременно в интернет. Поэтому история может закончиться не в вашу пользу. У нас в стране нет сухого закона и алкоголь придуман для того, чтобы его пить в конце концов. Что касается оценки поведения учителя, то для этого существует определенная процедура. Я допускаю, что этого учителя привлекут к дисциплинарной ответственности, если этот поступок будет признан аморальным, однако у вас также могут быть неприятности, о чем указано выше.

В статье 152.1 ГК РФ сказано. Что не требуется согласие гражданина на обнародование записей, если: изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях)

Вы осуществили эти записи в месте которое было открыто для свободного посещения. Поэтому с вашей стороны не требовалось получения разрешения на обнародование этих записей

Я не думаю что мероприятие связанное с празднованием выпускного в 4 классе относится к частной жизни. Это все таки публичное мероприятие

А по поводу оскорбления ст 5.61 КОАП РФ вам нужно обращаться в прокуратуру.

Вы все правильно сделали. И нет никакого состава ст.137 УК РФ в Ваших действиях, даже не переживайте. Потому как от травли и угроз надо было ребенка защитить. Ст.152.1 ГК РФ. Если директор школы поведет себя неадекватно и не примут меры, и тем более - начнется в отношении Вашего ребенка травля - жалуйтесь дальше - управление образования и прокуратуру. А не помогут и эти инстанции - есть еще Министерство образования.

Юрист Парфенов В.Н. дал вам правильную ссылку на статью 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, но он не полностью ее процитировал, упустив важный момент.

Статья 152.1 ГК РФ. Охрана изображения гражданина

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

.

Поэтому если вы снимали людей крупным планом, то есть они были главными (основными) объектами видеосъемки, то вы безусловно нарушили права этих граждан на частную жизнь, обнародовав и использовав их изображение в сети без их согласия. В этом случае они вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, при этом потребовать от вас компенсировать причиненный им моральный вред. При этом вы получите не один иск от всех, а каждый человек, который посчитает свои права нарушенными, вправе подать к вам отдельный иск.

Поэтому на вашем месте я удалил бы видеозапись из сети.

P.S. Сразу отвечу на ваш дополнительный вопрос: не имеет значения тайно вы снимали родителей одноклассников вашего ребенка или открыто, не имеет значения высказывали они вам свое недовольство или нет. Если вы используете данную запись только для домашнего просмотра на своем телевизоре - никаких вопросов к вам нет. Но в целях охраны изображения человека закон запрещает обнародование видеозаписи с его изображением, в котором он выступает основным объектом съемки, для публичного просмотра без согласия этого человека, а вы это сделали.

P.S.S. Также прокомментирую ответы других юристов которые написали, что если вы засняли обстоятельства, имеющие публичный интерес: распитие спиртного педагогическим составов в присутствии 4 классников, то ответственности вы не несете.

Я не совсем согласен с этим утверждением. Распитие спиртного родителями не может быть отнесено к публичному (общественному) интересу. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 16 разъяснил, цитирую, что к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Поэтому я очень сомневаюсь, что вашу видеозапись о распитии спиртного на природе суд расценит, как действие, направленное "на раскрытие угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу".

Здравствуйте, посетитель сайта в вашем случае вы не имеете право выкладывать видео в сеть, у вас "закрыто" мероприятие, так как посторонних лиц там не было. Гражданин вправе требовать применения соответствующих случаю мер гражданско-правовой защиты от любого лица, неправомерно использующего его изображение. Так вы своего ребенка не защитите, необходимо обращаться с жалобой к директору письменно.

Без согласия гражданина, чье изображение используется, или иных названных в комментируемой статье лиц, допускается обнародование и использование изображения в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату.

Первый случай затрагивает интересы прежде всего так называемых публичных лиц — политиков, ряда государственных служащих и иных граждан, информация о деятельности которых является социально значимой. По этой причине изображение первых лиц государства обнародуется и используется без их согласия, хотя необходимо признать, что время, место и иные обстоятельства, при которых получено изображение такого гражданина, могут иметь значение.

Вместе с тем изображение гражданина, полученное в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, не может быть обнародовано или использовано в случаях, когда такое изображение является основным объектом использования (например, занимает большую часть снимка)."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 03.06.2018)

Статья 152.1. Охрана изображения гражданина

(введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

(п. 2 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 142-ФЗ)

3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Бывает, что недостаток взаимопонимания родителей и педагога находит свое выражение в обращении родителей к администрации школы с требованием замены учителя либо классного руководителя или с просьбой перевести ребенка от одного учителя к другому. Как это выглядит в рамках действующего законодательства?

Также в блоге:
«Зачем ученики травят учителей?»
«За нарушение права обучающихся на уважение их чести и достоинства придется ответить»
«Честь и достоинство ученика и учителя — уважение и защита»

121 thoughts on “ Вправе ли родители требовать замены учителя, классного руководителя? ”

Добрый день, Надежда! Согласно закону об образовании родители вправе выбирать школу, но не учителя. Комплектование классов кадрами и обучающимися относится к компетенции руководства школой. Школа может учесть или нет пожелания родителей. А с другой стороны, почему именно у вас должен быть лучший учитель?

Извините, у нас похожая ситуация. Девочка-учитель, которой 20 лет и тоже пишет с ошибками. И вопрос не в том, что у нас должен быть самый лучший учитель. А в том, что имеет ли право учить детей грамоте человек, который сам без ошибок писать не научился?

Добрый день, Анастасия! Такое случается не только с учителями но и с руководителями органов управления образованием. Для выявления уровня подготовки учителей, Рособрнадзор ежегодно проводит исследование компетенций учителей. Так в октябре текущего года пройдет Всероссийское исследование компетенций учителей, в котором примут участие порядка 18 тысяч педагогов из 45 регионов, по дисциплинам, которые они преподают в школах: русскому языку и литературе, ма-тематике и информатике, истории, обществознанию, экономике, праву, предметам «Россия в мире», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». На 2019 год запланировано продолжение исследований для учителей географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физической культуры, иностранного языка, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий. В них прогнозируется участие уже 40 тысяч педагогических работников из 70 регионов.
В дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает Минпросвещения РФ по поручению Президента Российской Федерации. На основе результатов оценки уровня профессиональных компетенций можно будет выстроить систему повышения квалификации педагогов, а значит – совершенствовать качество школьного образования в стране. А пока за подбор кадров несет ответственность директор школы. вы можете обратиться к нему.

Здравствуйте, у нас такая ситуация, помогите пожалуйста разобраться. Мой ребенок учится в 8 классе, с 1 сентября нам поставили нового педагога по алгебре и тут начались проблемы. Дети не понимают, как она объясняет. Учитель постоянно допускает ошибки на доске. Если два спаренных урока на первом объяснит новую тему, а на втором проводит с/р и все двойки по ним выставляет в журнал. Как оказалось у нее вообще нет опыта работы в школе, а по образованию она землеустроитель. Были и у директора, на что она нам, родителям ответила, что мы должны ее благодарить за то, что у нас такой педагог от бога. Общались и с классым руководителем и непосредственно с учителем по алгебре, изменений никаких. Дети отказываются ходить в школу. Посоветуйте, что нам делать?

Добрый день, Юлия! Вы вправе обратиться с письменным заявлением к директору школы с просьбой провести служебное расследование и дать вам ответ в письменной форме, а также обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется школа. сразу отметим, что надежд на улучшение мало, т.к. в образовании дефицит кадров.

Здравствуйте у нас такая ситуация учительница занимается только отличниками, а кто послабее переваливает всю обязанности на родителей,и постоянно говорит чтобы мы переводились в другую школу где послабее программа и это только иза одного предмета ,мы ещё только в первой классе что делать незнание

Здравствуйте. Нам не нравится учитель, постоянно орет, допускает грамматические ошибки. Скажите пожалуйста, сколько родителей должны написать заявление чтоб нам поменяли учителя? В классе 32 ребёнка.

Кстати в случае если директор не услышит ваши просьбы в министерство уже можно обратиться с фактом, что директор покрывает некомпетентность молодого специалиста, что ставит под сомнение ее квалификацию как директора

Здравствуйте. У меня такая ситуация мой ребенок учится в 7 классе. Он боится преподавателя по английскому языку. Класс делится на две группы и два учителя английского языка. как я могу перевести ребенка в другую группу? у нас из группы еще никто не перевелся в другую группу. Хотя многие дети и родители хотели бы перевестись. Писали на имя директора заявление но вопрос остался открытым. Мой ребенок начал пропускать уроки что делать?

Добрый день. Наши дети учатся в 4 классе. На предмет математика поставили молодую учительницу. Она не объяснят ВООБЩЕ новые темы, лишь даёт указания какие упражнения делать из учебника,сообственно, дети не понимаю темы. Кроме того, вызвав ученика к доске, который изначально не понимает тему, угрожает ребенку беседой с директором, если не решит задание быстро. Держит детей после всех уроков ещё на 2-3 урока без перерыва. Что нам делать? И какими страстями закона об образовании можно опилировать в данной ситуации?

Добрый день, Юлия! Советуем написать заявление на имя директора школы с просьбой провести служебное расследование и дать вам ответ в письменной форме. Компетенцию школы регламентирует ст. 28 ФЗ об образовании. Там все найдете.

Добрый вечер! Ситуация такая: сын учится в 8 классе. По всем предметам у него твёрдая 5. Только с русским языком проблема. Причем проблема больше личного характера. Учитель негативно настроен к моему ребенку. Все попытки поговорить с учителем провалились, тк человек не идет на диалог. Поставила в известность классного руководителя, но она тоже не находит правильных слов для разговора с проблемным учителем. Учителя по русскому языку, к сожалению, не любят все в нашей школе: ни ученики, ни преподаватели. К директору я еще не ходила. Вариантов, я понимаю, у нас несколько:
1. Терпеть издевательства и унижения моего ребенка до окончания школы. Объяснять ребенку, что в жизни встречаются разные люди. В том числе злые, непорядочные и завистливые. И с ними тоже надо учиться взаимодействовать.
2. Перевести ребенка в параллельный класс, где учитель русского другой. Тогда мой ребенок теряет своих друзей-одноклассников и большую часть его родных учителей.
Получается, что в обоих случаях страдает мой ребенок.
Скажите пожалуйста, есть ли другой выход из сложившейся ситуации? Есть ли возможность у моего сына посещать уроки русского языка у другого учителя из параллельного класса, оставаясь в родном классе? Мы согласны даже в форме репетиторства. По закону это можно как-то осуществить? Чтобы индивидуальное обучение у другого учителя имело официальное значение? И эти оценки шли в аттестат? Спасибо большое)))

Образец заявления на отказ от учителя в школе — это документ, в котором один или несколько родителей описывают претензии к преподавателю и просят заменить его на другого. Такую бумагу составляют, если не получается мирно разобраться с проблемами в обучении.


Причины отказа от учителя

Причины отказа зависят от конкретных ситуаций и делятся на три большие группы.

Какие бывают причины отказа:

  1. Учитель не нашел с ребенком общего языка, относится к нему предвзято, предъявляет завышенные требования.
  2. Преподаватель позволяет себе резкие и грубые высказывания в адрес ученика или всего класса.
  3. Учитель не выполняет прямые обязанности, не дает должного уровня образования детям.

Как действовать

Прежде чем выяснять, как написать заявление на отказ от учителя, убедитесь, что проблема — в конкретном преподавателе. Поговорите с другими родителями. Если учитель не устраивает не только вас и вашего ребенка, объединяйтесь. Коллективное обращение эффективнее, чем от одного родителя.

  1. Поговорить с учителем. Попробовать решить проблему мирно. Если не получилось, переходите к следующему пункту.
  2. Собрать факты, подтверждающие, что смена преподавателя — необходимая мера.
  3. Написать личное или коллективное обращение на имя директора школы.
  4. Если директор не отреагировал на обращение, потребовать от него письменный ответ на ваше обращение и приложить этот документ к заявлению в местный отдел образования.
  5. При необходимости написать заявление в прокуратуру.

Если родители боятся навлечь гнев преподавателя на своего ребенка и решили подать анонимную жалобу на имя директора или по электронной почте на сайте школы, им стоит понимать, что реагировать на подобные заявления директор не обязан.

Как правильно написать заявление

Заявление пишут в свободной форме. Что важно учесть при составлении документа:

  • указать, кому и от кого заявление;
  • описать проблему и просьбу заняться ее решением;
  • поставить дату и подпись.

В заявлении стоит указать не только просьбу сменить учителя, но, при возможности, и более конкретные пути решения проблемы (в какой класс перевести, к какому преподавателю).

Образец заполненного заявления от одного родителя:

Директору МБОУ СОШ № 1

проживающей по адресу:

ул. Московская, 1, кв. 11

Прошу сменить моему сыну, Знающему Владимиру, ученику 3-А класса, преподавателя Сидорову Г.Г. Учитель не справляются с детьми, поведение на уроках отвлекает от объяснений преподавателя. Качество образования всего класса низкое, детям предстоит сдавать в 4 классе итоговую аттестацию, но с таким уровнем преподавания это сделать проблематично.

В связи с вышеизложенным прошу перевести моего сына в параллельный, 3-В, класс со следующей четверти. Классный руководитель 3-В класса, Умнова Б.Б., хорошо дает материал детям, они легко и быстро его усваивают.

Прошу рассмотреть мою просьбу и сообщить мне о принятом решении в письменном виде.

_________ / Знающая В.В.

Коллективное заявление

Эффективнее решать проблему коллективным заявлением. Подобная просьба весомее, она полнее передает глубину проблемы.

Так выглядит образец коллективного заявления:

Директору МБОУ СОШ №1

от родителей 9-А класса,

Просим вас рассмотреть вопрос о замене учителя физики в 9-А классе Электронова О.О.

Уровень преподавания предмета низкий, учитель не способен доступно преподнести материал школьникам. Просьба основана на многочисленных жалобах учащихся о непонимании материала. Дети не понимают материал в том виде и качестве, в котором его дает учитель Электронов О.О. Результаты контрольных работ наглядно показывают низкий уровень подготовки учащихся по предмету. Дети учатся в классе с физико-математическим уклоном, и ученикам важно качественное преподавание физики.

С уважением, родительский комитет 9-А класса.

Председатель родительского комитета _________ / Активных Б.Б.

В местный отдел образования

Примерный бланк заявления в отдел образования:

Кому (полное название учреждения

посмотрите на официальном сайте местного

от заявителей: (указать Ф.И.О., адрес, номер телефона

или указать представителя родительского комитета)

Адрес для корреспонденции:

Номер телефона представителя заявителей:

Мы, вышеуказанные заявители, являемся родителями (указать фамилию, имя, отчество каждого ребенка) __________________________________________________________________________

Наши дети учатся в ____ классе _______ средней образовательной школы №______ г.___________.

Далее подробно описать проблему. Перечислить факты, жалобы, претензии.

Если есть письменный ответ директора, приложить его. Если ответа и реакции от директора так и не последовало, указать это.

На основании вышеизложенного, руководствуясь законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, просим:

Провести проверку профессиональной компетенции учителя (Ф.И.О.).

Привлечь к установленной законом ответственности, том числе к дисциплинарной ответственности учителя (Ф.И.О.).

Отстранить от преподавания в классе учителя (Ф.И.О.).

Провести проверку законности действий и бездействия директора школы (Ф.И.О.).

Привлечь к установленной законом ответственности, в том числе к дисциплинарной, директора школы (Ф.И.О.).

число, подписи заявителей с расшифровкой.

Может ли учитель сам отказаться от класса

Закон не запрещает учителю отказываться от класса, с которым у него по каким-то причинам не сложились отношения. Иногда причина отказа от класса — возросшая нагрузка или проблемы со здоровьем. В этом случае учитель отказывается от класса и оставляет за собой только часы внеурочной деятельности (или основные часы преподавания в других классах).

Учитель пишет заявление на имя директора школы, указывает, почему он хочет частично отказаться от преподавания (психологические причины или по состоянию здоровья). После чего директор решает, освободить учителя от преподавания в конкретном классе или отказать в просьбе.

Примерный образец заявления отказа от класса от учителя директору:

Директору МБОУ СОШ № 5 г. Москвы

проживающей по адресу:

ул. Первая, 2, кв.1

Прошу освободить меня от классного преподавания в 7-Б классе. Эта нагрузка слишком велика для меня физически и психологически. По состоянию здоровья я не могу уделять должного внимания урегулированию конфликтов с родителями и детьми, проводить дополнительные консультации.

Нарушение правил проведения ЕГЭ, опоздание, жалобы родителей и детей — всё это может стать причиной увольнения учителя. Причём чаще всего это происходит «по собственному желанию» (на самом деле нет). Корреспондент «Вестей образования» Ольга Дашковская вместе с юристом Юрием Варламовым и сопредседателем профсоюза «Учитель» Всеволодом Луховицким разобралась, за что увольняли учителей в прошлом учебном году и насколько это было законно.

Немного законов и правил (полезно не только учителям)


Где бы ни работали учителя (в государственных, муниципальных или частных учреждениях), они всегда заключают трудовой договор. То есть на учителей распространяются общие правила расторжения трудового договора, к которым, например, относятся соглашение сторон, истечение срока договора, расторжение договора по инициативе работника, обстоятельства, не зависящие от сторон, и так далее. Всё это есть в трудовом кодексе.

Отдельно прописаны правила расторжения договора по инициативе работодателя. Причины могут быть разные — от сокращения штата до неисполнения обязанностей.

Кроме того, в трудовом кодексе есть условия увольнения именно педагогов: «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка» и «применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием».

По статистике общероссийского профсоюза образования за 2017 год, при обращении учителей выявили 52 669 нарушений в трудовых нормах, из них устранили 44 646 случаев. Только 42 человека восстановили на работу.

Если учителей увольняют по инициативе работодателя, он может обратиться за помощью в профсоюз, правда, если сам в нём состоит. Процедура описана здесь. В теории всё понятно. На практике, как всегда, полно проблем. Вот несколько самых распространённых причин увольнения учителей.

1. Добровольно-принудительно увольнение (самый частый случай)


Если официально — это «расторжение трудового договора по инициативе работника или увольнение по собственному желанию» (ещё один вариант — по соглашению сторон). За этой, казалось бы, безобидной формулировкой кроются не самые приятные факты. Далеко не всегда такое увольнение происходит по доброй воле учителя.

Обычно всё выглядит так: директор вызывает к себе учителя и говорит ему, что «мы с вами не сработаемся» или «я создам такие условия, что вы работать здесь не будете». Учитель уходит «по собственному желанию». Это самый тяжёлый случай для юристов: учитель потом всем говорит, что его заставили уволиться, жалуется в профсоюз. Но защитить и доказать через суд, что его насильно заставили написать заявление — почти нереально.

«Я хочу обратиться к учителям с призывом: не поддаваться на уговоры директора. Потому что, когда директор уговаривает написать заявление по собственному желанию, у него часто нет возможностей уволить человека. Это чисто психологическое давление, не надо на него поддаваться», — советует сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Яркий пример увольнения «по соглашению сторон» произошёл в прошлом году с учителем школы № 1018 Александрой Шкуриной. Она работала на ЕГЭ экспертом, и у неё во время экзамена зазвонил телефон. После этого нарушения её заставили уволиться.

Директора и школьные юристы подтверждают, что увольнение по собственному желанию — самый распространённый случай. Ведь если увольнение происходит по инициативе работодателя, он должен соблюсти всю сложную процедуру, чтобы не заработать штраф и даже выплатить компенсацию (если дело дойдёт до суда).

Некоторые директора честно признаются, что увольнение «по собственному желанию» бывает не всегда по инициативе сотрудника. Например, по словам директора школы № 2095 «Покровский квартал» Ильи Новокрещенова, увольнение по соглашению сторон часто происходит из-за жалоб родителей или детей, которые невозможно обосновать. Но при этом они создают дискомфортную обстановку.

«У меня был опыт, когда после общения со мной человек писал заявление по собственному, — рассказывает директор школы № 2101 Дмитрий Модель. — У меня такой разговор был с учителем, который, по моему мнению, не мог хорошо выполнять свою работу. Этого достаточно для того, чтобы сотрудник принял правильное решение для себя и для школы тоже. Но угрозы — табу».

На вопрос о том, может ли руководитель школы создать нетерпимые условия для сотрудника (например, сократить до минимума учебную нагрузку и зарплату), чтобы заставить его уйти «по собственному», Дмитрий Модель отвечает: «Продвинутый коллектив, знающий трудовой кодекс, не даст уволить учителя по субъективным причинам».

Юрист Юрий Варламов придерживается другого мнения: «Сотрудники редко протестуют, потому что боятся потерять работу. Исключение — только какие-то уникальные школы со своими традициями и коллективом, как это было со школой Тубельского».

2. Неэффективный контракт — если поменялись условия или отказались что-то подписывать


Официально — «изменение организационно-технологических условий труда». По словам юриста, эту статью закона больше используют организации, в которых полностью меняют оборудование или режим работы. В школе ей тоже нашли «достойное применение»: она позволяет работодателю или изменить условия труда в одностороннем порядке, или, если учитель отказывается, уволить его.

Например, начисление зарплаты в зависимости от критериев эффективности, установленных правительством России. В некоторых регионах эту систему ввели насильно. Проблема в том, что эффективный контракт — понятие не из трудового кодекса, а рекомендательная норма. Но если учитель не подписывает этот документ, то его могут уволить.

В одной из школ Московской области всех работников перевели на эффективный контракт. Две учительницы отказались его подписать, в итоге их уволили. В районном суде они проиграли, зато Московский областной суд восстановил их на работе.

Всеволод Луховицкий рассказывает, что из-за изменения организационно-технологических условий труда директор должен предложить сотруднику другую работу. «У нас были случаи, когда учителю предлагали работу воспитателем в детском доме, сторожем, даже посудомойкой. Понятно, что это смешно, но тем не менее это обязанность работодателя. Если работник скажет, что ни одна из этих должностей ему не подходит, тогда директор может спокойно его уволить».

3. Когда учитель не прошёл аттестацию


Официально — «несоответствие работника занимаемой должности», которое определяется по итогам аттестации. Аттестацию проходят педагоги, у которых нет первой или высшей категории. Проводится такая процедура по критериям Министерства просвещения в самой школе. Работодатель организует аттестационную комиссию, в которую в том числе входит представитель профсоюза. Директор даёт свою характеристику учителю, после этого учителю нужно убедить всю комиссию в том, что он высококвалифицированный работник. Сделать это при плохом отзыве работодателя — почти невозможно.

В целом уволить педагога, если есть претензии к его работе, — непростая задача, считает директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов. По его мнению, законодательно педагоги хорошо защищены: «В советское время, когда трудоустройство граждан было обязанностью не самих граждан, а государства, такая защита была оправдана. Но сегодня это приводит к инфантилизму. Причём закон защищает плохого педагога».

Илья Новокрещенов считает, что нужно организовывать автоматическую систему аттестации учителя по динамике достижений его учеников. При этом нужно учитывать все достижения ребёнка: успехи в кружках, волонтёрство, социальные проекты. Это самый объективный способ оценить качество работы учителя. Именно по этому пути развивается система аттестации в Москве.

4. Нарушение дисциплины. Например, опоздание на урок


Официально — «увольнение в результате грубого нарушения трудовой дисциплины или неоднократного нарушения трудовой дисциплины». То есть уже после двух выговоров учителя можно уволить.

Дисциплинарными нарушениями считаются, например, опоздания на урок, даже на три минуты

Допустим, учитель из одного кабинета на первом этаже поднимается на четвёртый за маленькую перемену, его останавливают дети, коллеги, он пришёл через три минуты после начала урока, а перед дверью стоит завуч с рапортом, что учитель прогулял урок. Всеволод Луховицкий рассказывает, что однажды даже увольняли учителей за то, что они поздно заполнили электронный журнал или вбили неверное количество часов.

Про образование много пишет не только «Мел», но ещё «Вести образования». Это сообщество экспертов в сфере образования, которые рассказывают про авторские школы (на примере школы Тубельского), разбираются в новых полномочиях Рособрнадзора и рассуждают о том, существует ли «старость» в образовании.

«Когда идёт речь об увольнении за нарушение дисциплины, здесь у педагога достаточно способов защитить себя, — считает Всеволод Луховицкий. — Оформлять такие нарушения долго. Директор должен составить о нарушении акт, учитель — написать своё объяснение. Это объяснение должна рассмотреть комиссия, которую создаёт директор, а в её составе быть представитель профсоюза для защиты интересов учителя».

5. Грубое обращение с детьми или нарушение устава школы


Как правило, в случае «грубого обращения с детьми» большую роль играют родители, которые пишут жалобы на педагога. «Если поступает жалоба на действия учителя, создаётся комиссия, которая разбирается в том, что произошло. Опрашиваются педагог, его коллеги и дети в присутствии родителей. Если ситуация подтверждается, учителя могут уволить», — объясняет юрист Юрий Варламов.

Другой пример — нарушение устава образовательной организации, то есть школы. Правда, иногда в уставах пишут необычные требования. Например, запрет на публичные высказывания и критику в адрес школы. Суды в таких случаях чаще встают на сторону работодателя.

Учителя из Санкт-Петербурга Марину Балуеву могли уволить по этой статье, так как она публично критиковала новую систему оплаты труда учителей. Прадав, номер школы не называла. Тем не менее, её всё равно уволили — уже по дисциплинарной статье. Официальная причина — незаполнение бумажного журнала, так как по новым правилам заполнение электронного журнала автоматически отменяет бумажный.

Классное руководство, ЕГЭ и проверка тетрадей: за что не платят учителю в школе (хотя должны)

Марина подала заявление в суд на руководство школы. «В суде ответчик предъявил протокол собрания, где принималось решение о „поэтапном переходе“ на электронный журнал, где я якобы была, — рассказывает учитель. — К протоколу приложен „список присутствовавших“, написанный одной рукой. Районный суд за два заседания отказал мне в иске. Но мотивировочной части решения нет. Буду подавать апелляцию».

6. Аморальный проступок


Увольнение профсоюзных активистов — тоже распространённая проблема. Для руководства школы такие люди оказываются очень неудобными, поэтому от них стараются избавиться, используя разные статьи трудового кодекса — скажем, дисциплинарные, как это было в случае с Мариной Балуевой, а чаще — за аморальный проступок.

«Сегодня учителя можно засудить за „аморальный поступок“ за что угодно, даже за какие-то события его частной жизни, — говорит Всеволод Луховицкий. — Понятие „аморальное поведение“ нигде не конкретизировано, любого неугодного учителя можно уволить с такой формулировкой. Последнее время это становится тенденцией».

При увольнении по этой статье учитель даже не может обратиться в профсоюз за защитой. Организуют комиссию по расследованию, но её состав и процедура создания никакими нормативными актами не регламентированы.

Другой пример. Светлана Колядова — учитель географии с 37-летним педагогическим стажем, которую уволили из школы № 125 за «аморальный проступок, несовместимый с педагогической деятельностью». Коллеги обвинили Колядову в том, что она при учениках подняла блузку.

«Я прочитала трудовой кодекс и узнала, что учитель имеет право на приём пищи и отдых, — рассказывает Светлана. — Я попросила администрацию школы изменить график работы учителей. На мои претензии директор ответила, что учителю, который занят делом, некогда читать кодекс». Светлана была уверена, что сможет доказать жёсткие порядки в школе. Но в районном суде дело проиграла, а когда вернулась на работу — ей сократили нагрузку до девяти часов в неделю (это полставки). «Меня обвинили в том, что я задирала блузку на уроке. Но в моём возрасте вообще тяжело что-либо высоко задирать», — говорит Колядова.

Светлану Колядову уволили летом 2017 года за аморальный проступок. Она подала иск в другой суд, и 31 января 2018 года её восстановили на работе. Причем по решению суда выплатили компенсацию — 100 000 рублей за снижение нагрузки плюс 350 000 рублей — за моральный ущерб и полгода без работы.

Что делать, если вы учитель и вас решили уволить


Если вам кажется, что администрация хочет вас уволить без причины, а вы хотите продолжать работать в этой школе, запомните несколько правил:

Читайте также: