Как снять с бронирования по воинскому учету уволенного работника

Опубликовано: 30.04.2024

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.

В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы. .
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Сдавайте отчётность без бухгалтерских знаний

Эльба — бухгалтерия, с которой справится любой. Сервис подготовит платёжки на зарплату, налоги и взносы — а потом сам сформирует отчётность.

Как вести воинский учёт

  1. В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «‎Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом. Если у человека нет документов, сообщите в военкомат. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару.
  2. Перепишите данные из документов воинского учёта в личную карточку по форме Т-2. Заполните в ней раздел II «Сведения о воинском учете». Хранить личные карточки надо в отдельной картотеке.

Пример заполнения раздела II «Сведения о воинском учете» в личной карточке по форме Т-2

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.

Сообщайте о вызовах в военкомат и вручайте повестки. Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

  • В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту. — по запросу военкомата, в течение двух недель. для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «‎Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.

До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:

В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте

от 1000 до 5000 ₽

В срок не ответить на запрос военкомата

от 1000 до 5000 ₽

от 1000 до 5000 ₽

Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат

от 1000 до 5000 ₽

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Как известно, с 17 лет все лица мужского пола в обязательном порядке ставятся на учет в военкомате своего города или населенного пункта. Этот процесс происходит следующим образом: будущие призывники проходят медкомиссию, каждому из них заводят личное дело и выдают приписное свидетельство.


После прохождения службы любой желающий солдат имеет право продолжить военную карьеру. В ином случае его увольняют в запас. Также стоит заметить, что в мирное время отслужившие граждане призываться больше не будут, но при возникновении каких-либо военных действий они могут быть включены в мобилизационные войска.

Снятие с учета по возрасту

Законодательной базой РФ предусмотрено снятие с воинского учета граждан, которые достигли определенного возраста. Это касается как мужчин, так и женщин.

Но стоит заметить, что снятие зависит не только от возраста военнообязанного, но и от его звания. Так, например, для мужчины, который отслужил в армии и был внесен в запас, возраст снятия с учета составляет 60 лет, а для полковника и капитана 1-го ранга – 65.

Давайте рассмотрим основные возрастные категории по снятию с воинского учета в зависимости от звания:

  • в 50 лет – солдаты и прочие военнослужащие;
  • в 55 лет – мл. офицерский состав;
  • в 60 лет – ст. офицерский состав;
  • в 65 лет – высший офицерский состав.

Военнообязанные лица женского пола снимаются с учета в 45 лет, но стоит заметить, что для офицерского состава возраст снятия продлевается еще на 5 лет.


Более подробную информацию по званиям и соответствующим им возрастным категориям исключения с воинского запаса можно посмотреть в данной таблице:

Год списания с учета Для лиц женского пола Для лиц мужского пола
45 лет 50 лет 50 лет 60 лет 65 лет 70 лет
Солдаты и проч. военнослужащие Офицерский состав Солдаты и проч.

Какие могут быть исключения?

Если гражданин не призывался и не ставился на учет в военкомате, то ему не стоит беспокоиться и о снятии с учета. В эту группу входят ученые, инвалиды и госслужащие. Также досрочному освобождению подлежат граждане, которые были признаны непригодными к службе по состоянию здоровья.

Процесс снятия с учета

Процедура снятия с воинского учета по возрасту обычно происходит автоматически. Военнообязанному нет необходимости подавать заявление или посещать военкомат.

В его личном деле указывают, что он снят с учета по возрасту и отправляют всю документацию по данному человеку в архив. Следует заметить, что эта процедура является совершенно бесплатной.

Если Вам необходимо сменить место жительства или предоставить какой-либо организации документ, подтверждающий факт Вашего списания с воинского запаса, то Вам придется лично явиться в военкомат по месту приписки. Также не забудьте взять с собой паспорт и военный билет (см.

также – как получить военный билет). В военном комиссариате Вам поставят следующую запись на военном билете: «Снят по возрасту».

Данный документ следует отнести в организацию, где Вы работаете, чтобы они тоже внесли соответствующую запись в своей документации.

В этом видеоролике более подробно рассмотрена процедура постановки и снятия с воинского учета.

Каждый законопослушный гражданин должен совершенно точно знать, как и в каких случаях происходит снятие с воинского учета. На сегодня сделать это необходимо по нескольким причинам, некоторые из них предусматривают временное снятие, другие же позволяют снять военнообязанного мужчину или женщину с воинского учета на длительные сроки или окончательно.

Как проходит снятие с учета в военкомате?

Основные причины, на основании которых без нарушения действующего законодательства военнообязанный может не состоять на регистрационном учете в военкомате, следующие:

  • Служба в вооруженных силах;
  • Изменение места проживания, в том числе и выезд за пределы РФ;
  • Отъезд на срок более тридцати дней;
  • По достижению предельного возраста, предусматривающего нахождения в запасе;
  • Ухудшение состояния здоровья.

Для снятия с учета необходимы веские обстоятельства, предоставить которые военнообязанный должен лично при обращении в военкомат. В этом случае на руках должны быть подтверждающие документы:

  • Свидетельство о прописке или временной регистрации по месту нового проживания;
  • Собственноручно написанное заявление о причине, послужившей переезду и повода для снятия с учета.

Если все оформлено правильно, то проволочек для отказа нет или каких-либо дополнительных подтверждений не требуется. Однако, необходимо помнить, что сразу после прибытия на место нужно в течение четырнадцати суток обратиться в военкомат по новому адресу и встать там на учет, иначе гражданам, проигнорировавшим подобное действие, угрожает административное наказание и штраф в размере от 500 до одной тысячи рублей.

Снятие с учета в соответствии с возрастом в 2021 году

В соответствии с действующим законодательством граждане, достигшие определенного возраста, снимаются с воинского учета, причем эти сроки несколько разные и зависят от имеющегося воинского звания.

Так, с регистрации снимаются военнослужащие запаса, имеющие следующие звания и достигнувшие определенного возрастного порога:

  • Военнослужащие рядового состава – в 50 лет;
  • Лица младшего оф. Состава – в 55 лет;
  • Старшего оф. Состава – в 60 лет;
  • Лица, относящиеся к высшему офицерскому составу – по достижению ими 65 лет;
  • Женщин в звании рядового снимают с учета в 45 лет;
  • Женщины – офицеры могут состоять на учете до 50 лет.

Обычно снятие с учета в военкомате тех лиц, кто подходит для этого по возрасту, происходит автоматически. Обращаться в военный комиссариат и заполнять какие-либо документы для этого не требуется.

Если человек продолжает работать, то военный билет с подтверждением о снятии с регистрационного учета, ему привезет инспектор по кадрам, который ведет учет военнообязанных на предприятии или специалист по мобработе. Личное дело со всеми документами после этого передается на хранение в архив военкомата.

Снятие с учета в случае выезда за границу

При выезде за границу на срок более шести месяцев или окончательно покидая РФ, нужно в обязательном порядке сообщить о таких изменениях сотрудникам военкомата. В связи с выездом, нужно лично представить заявление об отъезде, после рассмотрения данного вопроса военный билет, который предоставит данный гражданин, будет находиться в личном деле в отделе учета военнообязанных военкомата.

Что касается лиц призывного возраста, то документы будут храниться в личном деле до их 27-летия, а если они к этому времени не возвращаются, то они подлежат уничтожению.

Снятие с учета при смене места проживания

При постановке на учет, сотрудниками военкомата всем военнообязанным разъясняются их обязанности, одной из которых является обязательное снятие с учета в случае переездов, а также обращение для регистрации в военкомате по прибытии к новому месту проживания не позднее 2-х недель.

Для снятия с учета необходимо прийти в военкомат лично, подготовить заявление, указав в нем причины отъезда и обозначить новый адрес проживания. В некоторых случаях работники военкомата вправе потребовать подтверждение переезда, для этого предоставляется выписка из приказа по месту работы или из учебного заведения, листок убытия и билет.

Личное дело военнообязанного, снятого с воинского учета, передается на хранение в собственный архивный отдел военкомата.

Снятие с воинской регистрации в военкомате по болезни

При создании ситуаций, когда военнообязанные граждане испытывают определенные проблемы в состоянии здоровья, они не в состоянии проходить службу в рядах ВС, так как это может угрожать его жизни либо усугубить существующую патологию. При таком стечении обстоятельств, призывная комиссия выносит заключение, основанное на результатах проведенного обследования, при котором лицам с серьезными заболеваниями, угрожающими травмой во время службы, присваивается категория Д.

Это означает, что они полностью освобождаются от призыва в армию, как негодные к прохождению срочной службы. На основании этого мужчину снимают с учета.

Помимо этого, получение группы инвалидности или выявление тяжелого хронического заболевания, являющегося неизлечимым, также является поводом для снятия с учета лиц, которым не исполнилось 27 лет. Для этого лично ими, или с помощью официального законного представителя, в военкомат представляются необходимые медицинские документы с подтверждением диагноза.

Нередко может понадобиться госпитализация в государственное медучреждение для проведения независимой экспертизы и получения подтвердительных документов, служащих основанием для отсрочки от призыва или для признания негодности к службе в армии.

Снятие с учета в случае поступления в ВУЗы в другом городе

При поступлении в ВУЗ, находящегося по другому месту проживания, юноша должен оформить регистрацию во вновь прикрепленном военкомате в другом городе. При обращении по поводу временной регистрации в паспортный стол ему выдают направление в военкомат, согласно которому он обязан встать на воинский учет в соответствии с местом прибытия.

Сниматься с учета по месту постоянной прописки не нужно, если это понадобится работникам военкомата, они это сделают самостоятельно.

Обычно не практике студенты формируются в группы для обращения в военкомат с целью постановки на временный учет.

Таблица снятия военнообязанных с учета

В соответствии с нормативами снятия с воинского учета лиц, числящихся в запасе, эти сроки зависят от присвоенного звания и наступления предельного возраста. При этом принимается во внимание условия службы и льготы, полученные в результате нахождения в особых условиях. Так:

Возраст лиц, находящихся в запасе

В соответствии с этими значениями выноситься решение о преждевременном снятии с регистрационного учета в военкомате отдельных категорий военнообязанных. Но такое допускается строго на законных основаниях и с документальным подтверждением этого права.

Документы для снятия с регистрации в военкомате

При снятии с учета в военкомате может потребоваться документальное подтверждение необходимости этого действия. В этом качестве можно представить сотрудникам военкомата, отвечающих за учет граждан запаса или призывников, справку о новой регистрации по месту жительства и собственноручно написанное заявление с подробным изложением причин для снятия с учета.

В этом качестве могут выступать также наличие билетов, документ, являющийся подтверждением зачисления в учебное учреждение, командировочное удостоверение и т.п. Несмотря на такую возможность, в подавляющем большинстве случаев в военкомате не возникает вопросов по поводу отъезда.

Снятие с учета при этом происходит лишь при наличии заявки и военного билета, причем в течение короткого времени не более десяти – пятнадцати минут.

Для предотвращения наказания за административное нарушение, важно не позднее четырнадцати суток с момента приезда к новому месту жительства встать на учет в военкомате.


Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.

Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников. Так называемая всеобщая обязанность.

Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.

1. Обозначьте ответственных лиц

Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.

Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).

2. Определите, какие сотрудники подлежат воинскому учёту

К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.

Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.

К военнообязанным относятся:

Не относятся к военнообязанным:


3. Подготовьте документы для ведения воинского учёта

Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.

2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.

Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.

Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.

Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.

Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.

4. Согласуйте документы с военкоматом

5. Составьте отчётность

Отчитываться в военкомат нужно ежегодно. Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.


В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства. Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.


Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учёта

До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.


За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.

Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.

Подведем итоги

В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта. Работайте без нарушений!

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.

Военно-учетный работник обязан:

1. Твердо знать и строго выполнять все руководящие документы по учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (далее- ГПЗ) и призывников.

2. Систематически проводить разъяснительную работу среди ГПЗ и призывников по соблюдению ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, информировать их об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

3. При приеме на работу женщин в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет.

4. Своевременно вносить в личные карточки ГПЗ и призывников сведения об изменении семейного положения, адреса места жительства, образования, специальности, занимаемой должности (тарифного разряда), а также об изменении состояния здоровья и сообщать об этом в военный комиссариат в 2-недельный срок.

5. О всех ГПЗ и призывниках при приеме на работу или увольнении с работы сообщать в военные комиссариаты по месту учета в 2-недельный срок.

6. Направлять в 2-недельный срок по запросам отдела военного комиссариата необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

7. Представлять ежегодно, в сентябре, в отдел военного комиссариата списки граждан мужского пола 15-16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

8. Ежегодно, в соответствии с утвержденным руководителем организации графиком, сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета ГПЗ и призывников, работающих в организации. Во всех случаях приема военных билетов от ГПЗ выдавать им расписки.

9. Ежегодно, в соответствии с графиком сверки отдела военного комиссариата, сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета военного комиссариата или органов местного самоуправления.

10.В 5-дневный срок возвращать гражданам военные билеты, взятые на сверку под расписку.

11.Оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат или орган местного самоуправления и обеспечить их своевременную явку в места, указанные военным комиссариатом.

12.В 10-дневный срок со дня приема на работу, а принятым с испытательным сроком в течение 7 дней по окончании испытательного срока, оформить отсрочки от призыва (Ф-4) на всех ГПЗ, которые подлежат бронированию.

13.В 5-дневный срок письменно сообщить в военкомат об аннулировании отсрочек от призыва ГПЗ при изменении должности и т.д. с указанием даты и причины аннулирования предоставленной отсрочки от призыва. Погасить удостоверения Ф.№4, которые были оформлены этим ГПЗ, и аннулировать отметки в личных карточках о зачислении ГПЗ на спецучет. Сделать соответствующие записи в книге по учету бланков специального воинского учета (ф.№13).

14.В 5-дневный срок выслать извещения о зачислении забронированных ГПЗ на спецучет в военные комиссариаты, где они состоят на воинском учете.

15.Выдать удостоверения об отсрочке от призыва под расписку в ведомости формы №9а гражданам, убывающим в служебную командировку, в отпуск, на учебу или для лечения на срок свыше 3-х месяцев, на время выезда.

16.В 10-дневный срок внести изменения (должности, квалификации или военно-учетных признаков) в удостоверения (форма №4) и представить их в военный комиссариат.

17.Изменения в удостоверения об отсрочке от призыва (форма №4) вносятся не более 2-х раз.

18.Один раз в год к 1 ноября направлять в ОВК списки (форма №14) на бронирование студентов, аспирантов предпоследнего, последнего курсов, обучающимся по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, списки аспирантов (докторантов) научно-исследовательских, конструкторских, проектных и других организаций независимо от возраста, воинского звания, состава, профиля и ВУС.

19.Испорченные бланки об отсрочке от призыва (форма №4) организациями не уничтожаются, а погашаются и не реже 1 раза в квартал сдаются в военный комиссариат для уничтожения.

20.В сроки, указанные вышестоящим органом, ежегодно представлять отчет по форме 6 и карточку учета организации (форма №18).

21.При увольнении с работы представлять акт приема-сдачи бланков спецучета Ф-4 в военкомат.

22.При убытии в отпуск (командировку) бланки спецучета передавать только по акту, на основании приказа по организации.

Последовательность оформления отсрочки от призыва по мобилизации

1. Заполнить личную карточку (ф.№Т-2) на работника.

2. Определить на основании данных воинского учета по ф.№Т-2 и Перечня должностей и профессий, подлежащих бронированию (далее-ПДП), подлежит ли работник бронированию.

3. Получить у работника, подлежащего бронированию, военный билет под расписку (Ф.№12).

4. Заполнить удостоверение об отсрочке от призыва и извещение о зачислении на специальный воинский учет (Ф.№4) и в 10-дневный срок оформить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Требования к заполнению бланка спецучета Ф.№4

- заполняется чернилами (пастой) одного цвета, никаких подчисток и помарок не допускается. По согласованию с военными комиссариатами при наличии соответствующего программного обеспечения удостоверения и извещения разрешается заполнять на средствах вычислительной техники. Все изменения вносятся чернилами (пастой) и заверяются подписью должностного лица и гербовой печатью. При этом изменения допускается вносить не более 2-х раз:

- домашний адрес и наименование военного комиссариата, где гражданин состоит на воинском учете, заполняются карандашом;

- в графе «на «____» месяцев» указывается прописью на какой срок согласно ПДП, постановлению МВК или извещению о персональной отсрочке предоставлена отсрочка. Если этот срок не указан, то пишется «шесть»;

- в строке «на основании» указать №, раздел и пункт ПДП либо дату и номер постановления МВК о предоставлении гражданину персональной отсрочки, а также № извещения о предоставлении персональной отсрочки;

- на рабочих в строке «должность» достаточно указать «рабочий ____ разряда», если в пунктах ПДП производственные специальности не указаны.

5. Подписать и заверить гербовой печатью организации заполненные бланки извещений Ф.№4.

6. Доставить в военный комиссариат по месту нахождения организации заполненные бланки Ф.№4, личные карточки Т-2 и военные билеты сдать их под расписку в книге (Ф.№11) учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек (при необходимости копии документов, подтверждающие ученую степень, ученое звание и т.п.).

7. Получить в военном комиссариате оформленные удостоверения Ф.№4 (и извещения для отправки в военкоматы, где забронированные ГПЗ состоят на воинском учете ), военные билеты и личные карточки ф.№Т-2 и расписаться в книге Ф.№11. Оставить извещения на граждан, состоящих на воинском учете в данном военном комиссариате.

8. Выслать в 5-дневный срок извещения в военный комиссариат по месту жительства гражданина.

9. Сделать соответствующие записи в книге по учету бланков специального воинского учета (Ф.№13) об израсходовании извещений.

10.Внести карандашом в личную карточку ф.№Т-2 в строку «состоит на специальном воинском учете» серию и номер удостоверения об отсрочке, номер, раздел и пункт ПДП (у имеющих мобпредписания - писать МП и т. п.)

11. Разложить удостоверения (Ф.№4) об отсрочке по структурным подразделениям, а также по алфавиту и в порядке, обеспечивающем возможность быстрейшего вручения.

12. Возвратить в 5-дневный срок полученные от граждан документы (военные билеты), а они возвращают расписки (Ф.№12).

Не бронируются:

уволенные с военной службы в запас 1 разряда - в течение 5 лет пребывания в запасе 1 разряда. Исключение – организации оборонной промышленности, энергетики, транспорта и связи: постановления МВК от 21.03.95 №23 и от 18.12.01 №213 – о распространении на принятые взамен прежних ПДП положения, что бронирование ГПЗ 1 разряда не зависит от длительности пребывания в запасе.

не прошедшие по каким-либо причинам военную службу и зачисленные в запас - до достижения ими 27-летнего возраста;

пребывающие в запасе и работающие в организациях водителями автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов, дорожно-строительной, подъемно-транспортной техники и других машин и механизмов, предназначенных по нарядам военного комиссариата для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования;

пребывающие в запасе и предназначенные для укомплектования воинских частей и команд, отнесенных к команде с номером "300";

пребывающие в запасе и предназначенные в специальные формирования и работающие в организациях, на которые мобилизационными заданиями возложено создание специальных формирований.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

Рядовые (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы):

1 разряд - до 35 лет;

2 разряд - до 36-45 лет;

3 разряд - до 46-50 лет

и женщины до 45 лет.

1 разряд: младшие офицеры - до 45 лет;

майор, подполковник - до 50 лет;

полковник - до 55 лет;

высшие офицеры - до 60 лет;

2 разряд: младшие офицеры - до 50 лет;

майор, подполковник - до 55 лет;

полковник - до 60 лет

высшие офицеры - до 65 лет;

3 разряд: младшие офицеры - до 55 лет;

майор, подполковник - до 60 лет;

женщины - до 50 лет

Женщины независимо от возраста состоят в запасе 3 разряда: рядовые, сержанты, прапорщики - до 45 лет, офицеры - до 50 лет;

Категории годности граждан к военной службе по состоянию здоровья

Официально установленные характеристики годности граждан к военной службе по состоянию здоровья. Категории годности граждан к военной службе определяется военно-врачебными комиссиями в соответствии с постановлением Правительства РФ «Положение о военно-врачебной экспертизе».

Установлены категории:

А - годен к военной службе.

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

В - ограниченно годен к военной службе.

Г - временно не годен к военной службе.

Д - не годен к военной службе.

Категории запаса

Установленный МО РФ показатель воинского учета солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов запаса, характеризующий продолжительность военной службы и степень обученности.

1 категория запаса

- прослужившие на военной службе не менее одного года, а участники боевых действий - независимо от срока службы;

- окончившие учебное подразделение;

- прошедшие военные сборы общей продолжительности не менее 3 мес.

2 категория запаса

- прослужившие на военной службе менее одного года;

- граждане не проходившие военную службу;

- граждане женского пола

Порядок формирования картотеки личных карточек формы № Т-2 в организациях

Картотека личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, строится по алфавиту.

1 раздел- личные карточки на офицеров запаса: спецучет и общий учет;

2 раздел- личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса: спецучет и общий учет;

3 раздел- личные карточки на женщин, пребывающих в запасе: спецучет и общий учет;

4 раздел- личные карточки на призывников.

5 раздел- личные карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания (строится по командам, партиям)

Вся информация в карточках формы №Т-2 – "Конфиденциально".

В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона РФ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать исполнение гражданами (в первую очередь своими работниками) воинской обязанности, в частности, осуществлять воинский учет своих работников.

Следовательно, в организации вести воинский учет нужно в обязательном порядке.

Это подтвердил и Президиум ВАС РФ, который в постановлении от 14.04.2009 г. № 13798/08 указал, что согласно Закону № 53-ФЗ обязанность предоставления сведений о гражданах, подлежащих постановке на воинский учет, принятых на работу, возложена исключительно на организации и их должностных лиц.

Следовательно, индивидуальные предприниматели не обязаны вести воинский учет.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

– освобожденных от исполнения воинской обязанности;

– проходящих военную службу;

– отбывающих наказание в виде лишения свободы;

– женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;

– постоянно проживающих за пределами РФ.

Следовательно, данные категории граждан не подлежат воинскому учету.

Порядок ведения воинского учета урегулирован Законом № 53- ФЗ и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 (в ред. от 27.06.2017 г.).

Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане, пребывающие в запасе:

– мужского пола, пребывающие в запасе;

– уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

– успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

– не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

– не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

– уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

– прошедшие альтернативную гражданскую службу;

– женского пола, имеющие военно-учетные специальности (п. 14 Положения).

До настоящего времени применялись Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, изданные Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 г.

С введением комментируемых Методических рекомендаций Методрекомендации от 11.04.2008 г. утрачивают силу.

Согласно новым Метоодрекомендациям воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, Положением о воинском учете и Методическими рекомендациями.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, предоставлять отчетность по бронированию.

Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и на военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии РФ, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, а также подразделениях таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Основные положения по ведению воинского учета в организациях

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, – это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм, установленных постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719:

а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, – при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

б) 1 освобожденный работник – при наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан;

в) 2 освобожденных работника – при наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан;

г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете.

При этом выделение военно-учетного работника производится при достижении каждых последующих полных 3 000 граждан, состоящих на воинском учете.

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

При наличии в организациях 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение – военно-учетный стол.

Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению № 4 к Методическим рекомендациям.

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника.

В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

Воинский учет организациями осуществляется:

– призывников и военнообязанных запаса – по личным карточкам работников (форма № Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма № Т-2ГС(МС), раздел 2) согласно приложениям № 5 и 6 к Методическим рекомендациям.

Ведение и хранение личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, а также заполнение раздела II «Сведения о воинском учете» личных карточек на военнообязанных и призывников осуществляются в порядке согласно приложению № 7 к Методическим рекомендациям.

Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях

Работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

Проверяют соответствие данных документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия.

При обнаружении в указанных документах не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований), в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, для уточнения документов воинского учета;

б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета.

При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащихся в документах граждан, принимаемых на воинский учет граждан;

в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением о воинском учете, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей;

г) информируют военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, обнаруженных в документах воинского учета отсутствую-щих отметках о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:

а) выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;

б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет.

Работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций), согласно приложению № 9 к Методическим рекомендациям.

В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований или органы местного самоуправления;

б) направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, согласно приложению № 10 к Методическим рекомендациям;

в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, согласно приложению № 11 к Методическим рекомендациям;

г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

д) сверяют не реже 1 раза в год, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления, согласно приложению № 12 к Методическим рекомендациям;

е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты муниципальных образований;

ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

При приеме документов воинского учета от граждан работниками, осуществляющими воинский учет в организациях, гражданам выдается расписка согласно приложению № 14 к Методическим рекомендациям.

В случаях отсутствия отметок на странице 13 паспорта гражданина РФ об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет в документах воинского учета организации обязаны направлять:

– офицеров запаса и призывников – в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства или месту пребывания;

– солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса – в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет военных комиссариатов, – в орган местного самоуправления.

При приеме граждан на работу (учебу) в сведениях, направляемых в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства (месту пребывания) граждан и (или) органы местного самоуправления, указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения, военно-учетная специальность, состав семьи и место жительства гражданина, дата приема на работу и должность, и, кроме того, полное наименование организации, ее адрес и номера телефонов военно-учетного стола (отдела кадров).

Кроме того, организации направляют в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет.

В целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса, из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных организациях), и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года организации разрабатывают план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение № 17 к Методическим рекомендациям), и согласовывают его с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).

Документы по ведению воинского учета в организациях

Каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) приобретаются (получаются) и изучаются комментируемые Методические рекомендации, а также разрабатываются (ведутся):

– приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;

– план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;

– картотека личных карточек формы № Т-2 и Т-2ГС(МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

– журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;

– расписки в приеме от граждан документов воинского учета;

– служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

– другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

– справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с главой 21 «Административные правонарушения в области воинского учета» КоАП РФ.

Читайте также: