Как уволить воспитателя детского сада без образования

Опубликовано: 18.09.2024

Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня.

Следовательно, установленные ею требования должны по общему правилу применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования. Как следует из подзаконных нормативных актов Минобрнауки России, возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается (пункт 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276). Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.

Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", то согласно сложившейся практике - в том числе на основании пункта 9 раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России N 761н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, - лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.

Таким образом, граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации. При этом их правовое положение в процессе осуществления профессиональной деятельности ничем не отличалось от положения тех работников, которые при приеме на работу в полной мере соответствовали установленным квалификационным требованиям в части наличия профессионального образования соответствующего уровня, поскольку правовой статус работника в трудовых правоотношениях определяется главным образом выполняемой работой (занимаемой должностью) и условиями труда.

Следовательно, при введении в действие Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда уровень квалификации лиц, состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации. При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ).

Воспитатель дошкольной образовательной организации, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации, в процессе которой всесторонне оценивается его трудовая деятельность и делается вывод о соответствии (или несоответствии) занимаемой должности.

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя дошкольной образовательной организации, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей.

Соответственно, для обеспечения эффективной организации трудового процесса в сфере дошкольного образования нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с работником исключительно по формальным основаниям. В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором, правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года N 3-П).

В связи с введением в трудовое законодательство понятия профессионального стандарта и принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" федеральными законами от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей" в часть первую статьи 331 ТК РФ были внесены изменения, закрепившие, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

Таким образом, наряду с общим требованием к образованию педагогических работников, установленным оспариваемым законоположением, стали действовать профессиональные стандарты.

В частности, Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года N 544н был утвержден профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", предусматривающий в качестве требований к образованию и обучению по должности "воспитатель" наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы названным стандартом не предъявляются.

В отличие от Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Согласно изложенной в письме от 22 апреля 2016 года N 14-3/В-381 позиции Минтруда России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере труда, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

Можно ли уволить педагога, если у него нет требуемого законом образования? С одной стороны, образовательный закон требует обязательного наличия профильного образования у педагогических работников. С другой стороны, воспитатель, проработавший не один год в дошкольной организации, имеет большой профессиональный опыт. В связи с этим вопросом Конституционный Суд РФ высказал свою позицию относительно увольнения педагогических работников по инициативе работодателя, если работник не имеет необходимого диплома об образовании.

Какое образование должно быть у педагогического работника?

В силу требований образовательного закона педагог может работать только в том случае, если у него есть образование, отраженное в профессиональном стандарте (ст. 46).

Минтруд утвердил профстандарт для педагогов, в том числе, и для воспитателей дошкольных организаций (приказ от 18.10.2013 года №544н). Для воспитателей предусмотрены следующие требования к образованию:

  • высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки»;
  • ЛИБО высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Отсутствие образования – основание для увольнения педагогического работника?

Если исходить из буквального толкования указанной выше нормы закона и профстандарта, то получается, что воспитатели без требуемого образования не могут работать в ДОУ. И такой точки зрения придерживались суды до недавнего времени, даже, несмотря на то, что без работы оставляли воспитателей, которые половину своей жизни посвятили образованию детей в рамках дошкольных организаций.

В эту несправедливую ситуацию пришлось вмешаться Конституционному Суду России. Женщина проработала около 25 лет воспитателем в дошкольных организациях, получила первую квалификационную категорию. Но в 2017 году работодатель решил, что педагог должен быть уволен, так как у неё не было необходимого по профстандарту образования. Воспитателю с большим профессиональным опытом предложили должность уборщицы, от которой она отказалась.

Педагог пыталась восстановить справедливость в суде, но несколько судебных инстанций признали законным увольнение педагогического работника по инициативе администрации из-за отсутствия образования. Можно сказать, что суды заняли формальный подход и не обратили внимания на профессиональные качества, опыт работы педагога.

Хорошо, что воспитатель не остановилась после несправедливых решений суда и продолжила борьбу в Конституционном Суде России (Постановление КС РФ от 14.11.2018 года № 41-П). Высшая инстанция не применила формальный подход в этом деле, уделив внимание, прежде всего, личности воспитателя и защите её трудовых прав. Судом было указано на обязанность государства гарантировать гражданам, которые длительно осуществляют трудовую деятельность и успешны в профессиональном плане, уважение достоинства и трудовой чести при изменении правового регулирования, чтобы не изменить их правового положения исключительного по формальным критериям.

В данном случае образование и опыт работы воспитателя при устройстве на работу соответствовали действовавшим в тот момент нормативным требованиям. А увольнение педагога по инициативе работодателя было вызвано принятием Закона об образовании и профстандарта Педагога, которые начали действовать уже в период трудовой деятельности сотрудника.

Конституционный Суд России отметил, что введение в действие нового образовательного закона не предполагало, что оценке будет подвергаться наличие или отсутствие необходимого профильного образования у педагогических работников, которые уже работают по специальности и качественно выполняют свои трудовые обязанности.

Очень ценно, на наш взгляд, мнение судьи Конституционного Суда России К.В. Арановского по этому вопросу: «… заявительница провела как воспитатель, более четверти века доказывая свою пригодность к этой работе, умение обращаться с детьми и поддерживать нормальные отношения с родителями и работодателем. Заявительница к тому же, отчасти, обеспечена документами о длительных своих контактах с профессиональным образованием, которые прошли, надо думать, небесполезно и в конечном счете не навредили профессиональным и личным способностям, таким как эмпатия, терпение, интуиция, достоинство, порядочность и ответственность. Проходила она и аттестации, и курсы с отметками и категориями, т.е. все-таки исполняла документально-ритуальную часть в отношениях с профессионально-образовательной системой. Той, однако, мало знаков лояльности, и силой оспариваемого законодательства она требует, чтобы решающее значение имели ее дипломы, сертификаты и все им подобное, что подразумевает, между прочим, денежный интерес участников системы, а не только подчинение педагогов, воспитанников и родителей ее стандартам и административным изъявлениям».

Также стоит обратить внимание, что при проведении аттестации комиссия может дать рекомендации о назначении на должность педагога, который пусть не имеет необходимого образования, но обладает большим практическим опытом и успешно справляется со своими трудовыми обязанностями (пункт 23 Порядка аттестации педагогических работников).

Подобный вывод содержится и в разъяснениях Минобрнауки России по применению Порядка аттестации (письмо 03.12.2014 года № 08-1933/505). Чиновники отметили, что отсутствие необходимого профильного образования не может стать единственным основанием для увольнения педагога.

Педагоги – отдельная категория работников. Их труд в дополнение к общеобязательным нормам и правилам регулируется целым рядом нормативных актов – постановлениями Правительства РФ, приказами Минобрнауки и пр. И кроме общих оснований увольнения, к педагогическим работникам могут применяться специальные. Как правило, такие увольнения достаточно конфликтные, поэтому работодателю необходимо четко и безошибочно соблюдать процедуру увольнения по выбранному основанию. Расскажем о нюансах расторжения трудового договора с работниками образовательных организаций по отдельным основаниям.

Среди специальных оснований увольнения педагогических работников можно выделить:

  • п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы);
  • п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности);
  • п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ (применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника).

Увольнение за аморальный поступок

Трудовой кодекс не дает определения аморального проступка, работодатель самостоятельно определяет, является ли тот или иной проступок таковым, на основе собственных понятий о морали. Однако в любом случае аморальными будут признаны:

  • распитие спиртных напитков;
  • драки;
  • оскорбления и нецензурные выражения;
  • развратные или иные действия, негативно влияющие на окружающих.

Таким образом, аморальным проступком может считаться любое нарушение моральных устоев и принятых в обществе норм поведения.

Итак, кого можно уволить за совершение аморального поступка и что считать таковым, мы разобрались. Теперь о том, как осуществить само увольнение. Помните, что увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет законным, если имеют место одновременно три обстоятельства:

  • выполнение работником воспитательных функций;
  • совершение им аморального проступка;
  • несовместимость совершенного проступка с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций.

Процедура расторжения трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следующая:

  1. Фиксируется факт совершения аморального поступка – составляется докладная записка или акт в присутствии свидетелей. В этих документах нужно как можно подробнее описать обстоятельства, при которых совершался проступок, и сами действия работника.
  2. Требуем от нарушителя правил морали объяснительную, лучше в письменном виде. Помните, что на объяснения у работника есть два рабочих дня. Если по истечении этого времени объяснения не поступят, составляется соответствующий акт.
  3. Создаем комиссию по расследованию факта совершения аморального поступка. Именно эта комиссия в акте полностью укажет все обстоятельства, объяснения, показания свидетелей и придет к выводу, совершил работник проступок или нет.
  4. Принимаем решение о применении к работнику дисциплинарного взыскания. Напомним, что если проступок незначительный, а работник ценный, не обязательно его увольнять – можно ограничиться, например, выговором.
  5. Издаем приказ: если принято решение об увольнении работника – по форме Т-8 [2] . Помните, что издать приказ можно, если со дня обнаружения проступка прошло не более одного месяца (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). В указанный срок не включается время болезни работника, пребывания его в отпуске и отсутствия по иным законным основаниям (пример см. на стр. ).
  6. Оформляем увольнение – вносятся записи в личную карточку, трудовую книжку, выплачиваются все суммы работнику, выдаются копии документов.

Возникновение ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

При увольнении по данному основанию следует учитывать, что увольнение по данному основанию может быть произведено только после получения официальной справки из МВД.

К сведению

Однако просто уволить педагога не получится. Как и при увольнении за совершение аморального проступка, необходимо соблюсти определенную процедуру. В частности, прекращение трудового договора по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это пре­дусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Применение методов воспитания, связанных с насилием над личностью

Данное основание увольнения не относится к дисциплинарным взысканиям, однако провести внутреннее расследование все же придется.

Приведем пример записи в трудовую книжку об увольнении по рассматриваемому основанию.

записи

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись


Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Позиция Конституционного суда

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.
По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня.

Следовательно, установленные ею требования должны по общему правилу применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования. Как следует из подзаконных нормативных актов Минобрнауки России, возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается (пункт 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276). Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.

Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», то согласно сложившейся практике - в том числе на основании пункта 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России N 761 н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, –

лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.

Таким образом, граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации.

При этом их правовое положение в процессе осуществления профессиональной деятельности ничем не отличалось от положения тех работников, которые при приеме на работу в полной мере соответствовали установленным квалификационным требованиям в части наличия профессионального образования соответствующего уровня, поскольку правовой статус работника в трудовых правоотношениях определяется главным образом выполняемой работой (занимаемой должностью) и условиями труда.

Следовательно, при введении в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Закон сегодня

Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда уровень квалификации лиц, состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации. При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ).

Воспитатель дошкольной образовательной организации, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации, в процессе которой всесторонне оценивается его трудовая деятельность и делается вывод о соответствии (или несоответствии) занимаемой должности.

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя дошкольной образовательной организации, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей.

Соответственно, для обеспечения эффективной организации трудового процесса в сфере дошкольного образования нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с работником исключительно по формальным основаниям.

В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором, правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года N 3-П).

Профессиональный стандарт

В связи с введением в трудовое законодательство понятия профессионального стандарта и принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральными законами от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей» в часть первую статьи 331 ТК РФ были внесены изменения, закрепившие, что

к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

Таким образом, наряду с общим требованием к образованию педагогических работников, установленным оспариваемым законоположением, стали действовать профессиональные стандарты.

В частности, Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года N 544 н был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», предусматривающий в качестве требований к образованию и обучению по должности «воспитатель» наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы названным стандартом не предъявляются.

В отличие от Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Согласно изложенной в письме от 22 апреля 2016 года N 14-3/В-381 позиции Минтруда России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере труда, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.

В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

Здравствуйте! Я работаю в дет. саду, проработала 8 мес. работаю пом. воспитателя, работаю непосредственно с детьми ясельной группы, помогаю воспитателю. Сегодня заведующая сказала что меня нужно уволить т.к. у меня нет педагогического образования. До этого времени пед. образование не требовалось. Мне интересно как она может меня уволить, как укажет в трудовой по какой причине меня уволила, ведь я не по собственному желанию увольняюсь и можно ли меня сократить а не увольнять

Добрый день! Думаю, что они попросят вас уволиться по собственному желанию. В любом случае дождитесь официальных бумаг и в кратчайшие сроки обжалуйте увольнение в суде.

Не бросайте ситуацию
на самотек, задайте свой вопрос прямо сейчас!

Бесплатная письменная онлайн консультация

Здравствуйте! 15 апреля в нашем офисе дежурный менеждер фирмы обвинил нескольких человек в пьянстве на рабочем месте (у одного сотруника был день рождения) всех отпустили, а именинника доставили на мед.освидетельствование и подтвердили факт. Он был уволен - по собственному желанию, а в объяснительной указал, что на работе не пил, а таким уже пришел.
Меня как старшего смены в тот день.

Здравствуйте Иван!
Работника можно уволить за появление в нетрезвом виде в рабочее время на рабочем месте. Для увольнения работодателю необходимо доказать, что работник был нетрезв, и соблюсти порядок применения дисциплинарного взыскания.
Увольнение работника правомерно, если он находился в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения в свое рабочее время.

Кто будет заниматься вашим вопросом


Регистрационный номер 77/2882 в реестре адвокатов г.Москвы

Председатель Коллегии адвокатов Москвы «ЮрПрофи»

Специализация:
Устные и письменные консультации, правовые заключения по всем отраслям права, в том числе правовой анализ договоров. Ведение гражданских дел в арбитражных судах всех инстанций.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.


Регистрационный номер в реестре адвокатов 50/5434.

Специализация:
Представление интересов в арбитражных судах, судах общей юрисдикции.

Награды:
Диплом адвокатской палаты Московской области.


Регистрационный номер 50/9818 в реестре адвокатов Московской области

Образование:
Закончил Самарскую гуманитарную академию в 2000 году.

Специализация:
- криминалистика
- уголовное право
- уголовный процесс
- уголовно-исполнительное право

С 2002 года работал в следственных органах системы МВД России на разных должностях, начиная от районного следователя до руководителя следственного подразделения Приволжского Федерального округа МВД России.
Подполковник юстиции


Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области - 50/6583.

Основные направления деятельности:
Оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, претензионно-исковая работа, ведение дел в судах общей юрисдикции и Арбитражных судах РФ различных инстанций, в т.ч.:

Награды:
Медаль II степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан». Решение Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 20.03.2008г. №4.


Регистрационный номер в реестре адвокатов г.Москвы 77/4345

Специализация:
Ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции и арбитражном суде.

В том числе:
- Заместитель генерального директора Юридического центра «Советник права»
- Заведующий юридической консультацией №219 Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам
- Президент «Коллегии адвокатов «Гайданов и Партнеры»

Награды:
ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА НО "Коллегии адвокатов Москвы "ЮрПрофи".


Регистрационный номер 77/2686 в реестре адвокатов г.Москвы

Специализация:
Области гражданского права (гражданские, наследственные, жилищные и прочие правовые вопросы), опыт ведения уголовных и гражданских дел в судах общей юрисдикции и у мировых судей г. Москвы и Подмосковья.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы, Почетная грамота Палаты адвокатов Российской федерации.


Регистрационный номер 77/8940 в реестре адвокатов г. Москвы

Специализация:
Ведение гражданских дел, связанных со спорами по вопросу получения наследственного имущества, а именно, представление интересов клиента в судах общей юрисдикции всех инстанций.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.


Регистрационный номер 50/5587 реестре адвокатов Московской области

Специализация:
Устные и письменные консультации, правовые заключения по всем отраслям права, правовой анализ договоров, сопровождение сделок. Ведение гражданских дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по следующим категориям дел.

Награды:
Диплом Адвокатской палаты Московской области.


Регистрационный номер 77/679 в реестре адвокатов г.Москвы

Специализация:
- криминалистика,
- криминально-уголовное право
- уголовный процесс.

Награды:
Почетная грамота Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Юбилейный нагрудный знак "150 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЕ". Почетная грамота Адвокатской палаты города Москвы.


Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области 50/7438

Специализация:
- устные и письменные консультации;
- составление правовых документов (договоров, соглашений, претензий, заявлений и др.);
- ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции, арбитражных дел в арбитражных судах;
- оформление прав на недвижимое имущество, в том числе в судебном порядке.

Награды:
Почетная грамота КАМ ЮрПрофи


Регистрационный номер 77/4184 в реестре адвокатов г. Москвы

Специализация:
Защита в рамках уголовного дела на всех стадиях процесса – доследственная проверка и оперативно-розыскные мероприятия, дознание, следствие, суд, апелляция, кассация, надзор (в том числе есть опыт прекращения уголовных дел за примирением сторон, по сроку давности, переквалификации и прекращения по амнистии, получения оправдательного приговора).

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы. Почетная грамота "Федеральной палаты адвокатов Российской.


Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области 50/6770

Специализация:
- Оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам
- Защита интересов по административным и уголовным делам
- Арбитражные споры.

Награды:
Почетная грамота "Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации". Медаль II степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан».


Регистрационный номер 77/2686 в реестре адвокатов г.Москвы

Специализация:
Гражданское, корпоративное, семейное, жилищное, административное, уголовное право. Арбитраж, суды общей юрисдикции, следственные и административные органы.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.


Регистрационный номер 77/10951 в реестре адвокатов г. Москвы.

Специализация:
- Уголовное право.
- Судебные споры.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.


Регистрационный номер в реестре адвокатов г. Москвы 77/11531

Специализация:
- Устные и письменные консультации.
- Защита по уголовным делам на предварительном следствии и в суде.
- Ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции, у мировых судей.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.


Регистрационный номер 77/9153 в реестре адвокатов Москвы

Специализация:
- дела о банкротстве;
- споры из договоров лизинга;
- защита прав на фирменные наименования, доменные имена;
- жилищные споры.

Награды:
Грамота НО Коллегии адвокатов Москвы "ЮрПрофи".


Регистрационный номер в реестре адвокатов г.Москвы 77/819

Специализация:
- уголовные дела;
- обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц;
- дела из административных правоотношений.

Награды:
Почетная грамота Адвокатской палаты города Москвы.


Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области - 50/7529

Специализация:
Гражданское право.

Награды:
Диплом Адвокатской палаты Московской области.


Регистрационный номер 50/5850 в реестре адвокатов Московской области

Доктор юридических наук, член Российской академии наук, действительный член Российской академии естественных наук.

Опыт работы: органы прокуратуры, адвокатура, преподавательская и научная деятельность.


Регистрационный номер 77/6570 в реестре адвокатов г.Москвы

Специализация:
- Полное юридическое сопровождение деятельности юридических лиц;
- Ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции во всех инстанциях;
- По уголовным делам – защита интересов на стадии предварительного следствия; в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Награды:
Почетная грамота "Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации".


Регистрационный номер в реестре адвокатов г. Москвы 77/8963

Специализация:
Гражданское и предпринимательское право.
Интеллектуальная собственность.
Защита деловой репутации.
Банкротство.

Стоимость услуг Вашего адвоката

Узнать стоимость услуг

Отзывы





















Почему стоит обратиться именно к нам?


  • С 01.10.2019г. быть представителем в судах могут только адвокаты или лица, имеющие высшее юридическое образование;
  • Работаем на рынке юридических услуг с 2003г.;
  • Работу по делу ведут только адвокаты, а не помощники, стажеры или юристы;
  • Четкая специализация адвокатов, по вашему делу будет работать адвокат, имеющий опыт ведения данной категории дел;
  • Все адвокаты имеют продолжительный опыт работы по специальности –
    более 10 лет;
  • Адвокаты – бывшие судьи, следователи, прокуроры, знают, как работает система изнутри;
  • Удобно: офис в шаговой доступности (1 мин. от м. Третьяковская), нет пропускной системы и режима работы здания, поэтому мы проводим встречи в любое, удобное для вас время.

Успешные дела

Не тратьте время! Задайте вопрос профессионалу!

Вопросы, которые нам задают

Увольнение из-за судимости

Здравствуете! Подскажите пожалуйста! Ситуация такая, знакомая работает воспитателем в детском саду, уже 25 лет, сейчас попросили предоставить справку о наличие ( отсутствие) судимости, у нее в 1983 году, работая в магазине, была судимость за не правильную цену на выставленном чеке на товаре, был суд и назначен штраф. Может ли эта судимость перевести к увольнению? И какая статья у нее была? т.к. Она не помнит Заранее спасибо!

Увольнение беременной по срочному трудовому договору

Обращаюсь к Вам со следующим вопросом:
Устроилась на работу по срочному трудовому договору на время отсутствия основного работника (отпуск по уходу за ребенком плюс этот человек был так же временно переведен на вышестоящую должность на время декрета другого работника). Получается, что даже если выходит из декрета та, на чьем я месте, я все равно остаюсь работать до выхода второго работника (она родила второго ребенка, поэтому декрет затягивается).
Сама же я вышла в декрет в мае, сейчас ребенку 4,5 месяца и мне позвонили с работы - приезжай на увольнение, т.к. вышла женщина из декрета (та, на чьей я ставке), потом выпытала у них, что вторая декретница тоже вышла.
Но! Приехать до увольнения не смогла, меня рассчитали, а на этой неделе узнала, что ни первая, ни вторая декретница так на работу и не вышли. Получается, что меня обманом уволили и лишили ежемесячного пособия на ребенка до 1,5 лет.
Да, работала я в отделе кадров, практически весь коллектив сменился и никто за меня там не заступился. И могу предположить только, что они вывели декретницу (на чьей я ставке) на один день, чтобы меня уволить в связи с ее выходом. А вторую вывели и на пару недель в отпуск перед увольнением отправили, чтобы подвинуть на мою ставку ту декретницу.
Я себе это так представляю. Сведения у меня обрывочные, но бывшие коллеги из других отделов говорят, что никого нового в ОК нет. И еще: секретарей попросили, если я позвоню, сказать, что та, на чьем я была месте, вышла и работает. А одну из девочек в ОК попросили по телефону представляться этой женщиной (на случай если я позвоню, а я по телефону предупредила, что совсем не уверена, что они меня не обманывают и буду звонить).

Пожалуйста, подскажите, что нужно сделать, чтобы восстановить справедливость и доказать незаконность моего увольнения, как беременной, по срочному трудовому договору. И можно ли что-то сделать вообще.

Читайте также: