Как уволиться по состоянию здоровья из мвд

Опубликовано: 18.09.2024

Одним из оснований для увольнения сотрудника со службы в МВД является неудовлетворительное состояние его здоровья. Рассмотрим в статье, как правильно уйти по такой причине, какие заболевания учитываются в данном случае и каков общий алгоритм действий.

Можно ли уволиться из полиции по болезни?

  • признан ограниченно годным к службе;
  • признан полностью негодным к службе.

В первом случае сотрудник может быть уволен из ОВД по состоянию здоровья, если его текущее состояние не позволяет выполнять обязанности по занимаемой должности. Уволят только в том случае, если сотрудника нельзя перевести по службе на другую должность, которая подходит ему по здоровью.

Во втором случае вариантов нет — сотрудника уволят из органов. Контракт, заключенный с ним ранее, расторгается. Таким образом, гражданина могут уволить из МВД РФ по причине, связанной с ненадлежащим состоянием здоровья.

Как это сделать сотруднику органов внутренних дел?

Существуют два основных условия, которые обязательно должны быть соблюдены в случае увольнения по состоянию здоровья из полиции или других ОВД. Сюда относится следующее:


  1. Прохождение военно-врачебной комиссии (ВВК) и получение соответствующего заключения.
  2. Отсутствие другого более подходящего места, которое мог бы занять увольняемый (это условие должно быть соблюдено в том случае, если лицо было признано ограниченно годным к службе).

Порядок прохождения упомянутой экспертизы подробно расписан в приказе МВД РФ от 14.06.2018 г. № 370. Для подтверждения ненадлежащего состояния здоровья у сотрудника внутренних органов РФ созывается специальная комиссия, которая может быть постоянной или временно действующей. В ходе проведения такой процедуры ВВК осуществляет следующие действия:

  1. организует и проводит экспертизу в отношении работника, подлежащего увольнению по состоянию здоровья;
  2. осуществляет методическое руководство и контроль за ходом всего процесса;
  3. определяет причинную связь заболеваний;
  4. устанавливает категорию годности сотрудников МВД РФ;
  5. выносит окончательное заключение о состоянии здоровья лица, подлежащего увольнению из органов внутренних дел.

Перечень заболеваний, при которых увольняют со службы в ОВД

В приложении № 1 к приказу МВД РФ от 02.04.2018 года № 190 перечислены следующие виды заболеваний, при наличии которых гражданина могут уволить из органов внутренних дел РФ по состоянию здоровья:


  • болезни органов дыхания (например, астма);
  • различные сосудистые нарушения, а также проблемы с работой сердца (гипертония, гипотония и т.д.);
  • онкологические заболевания;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом (в результате полученных увечий, разрушительных процессов, протекающих в организме, возрастных изменений и т.д.);
  • различные психические нарушения (эпилепсия, шизофрения, диссоциальное расстройство личности и т.д.);
  • прогрессирующие нарушения работы зрительных органов;
  • иные виды заболеваний, которые могут стать препятствием для качественного выполнения своих служебных обязанностей.

Как происходит процедура?

В общем виде процедура увольнения по состоянию здоровья из МВД, включая ОВД и полицию, производится в следующей последовательности:

    В первую очередь сотрудник должен пройти военно-врачебную экспертизу, в ходе которой его диагноз подтвердится и будет подготовлено официальное заключение о невозможности продолжения дальнейшей службы в МВД (если полностью негоден) или о признании его ограниченно годным к такой работе.

Какие есть выплаты и компенсации?


Стоит отметить, что лица, работавшие в полиции (как и все служащие МВД) и уволенные по состоянию здоровья, вправе рассчитывать на ряд компенсаций и гарантий. Так, к основным видам выплат можно отнести следующие:

Помимо перечисленных выше компенсационных выплат, лица, ушедшие со службы по причине плохого состояния здоровья, имеют право на получение следующих социальных гарантий:


Дополнительно стоит подчеркнуть, что есть ряд компенсационных выплат, которые предоставляются сотрудникам полиции в целях возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении своих прямых обязанностей. Сюда относятся следующие компенсации:

Обо всех выплатах при увольнении из МВД вы можете прочитать в отдельном материале.

  • Что нужно знать сотруднику при увольнении по собственному желанию или по отрицательным мотивам и можно ли после этого восстановится на службе?
  • Как правильно подать рапорт на увольнение?

Таким образом, увольнение из МВД по состоянию здоровья является обычной практикой. Однако для этого обязательно потребуется официальное заключение военно-врачебной комиссии. Именно на его основе может быть принято решение об уходе сотрудника со службы.

Процедура увольнения из органов правоохранительных дел является сложной и имеет много нюансов. Для начала процедуры потребуется иметь основания, а также подготовить соответствующие документы. В зависимости от типа увольнения предусмотрены выплаты, которые выплачиваются в обязательном порядке. Весь процесс процедуры строго регламентирован федеральным законодательством.

Законодательная база и основания для увольнения

Основная часть трудовых взаимоотношений регламентируется ТК РФ, но для полиции есть исключение в виде специфики работы. Это послужило причиной создания отдельных нормативных актов. Среди них:

  • ФЗ № 3-ФЗ «О полиции»;
  • ФЗ № 342-ФЗ «О службе в ОВД»;
  • Ряд Указов Президента РФ, а также Постановлений Правительства РФ;
  • иная нормативная специализированная база.

Основные моменты в положениях законодательных актов похожи на обычные нормы по ТК РФ, но исключение составляют специфические моменты. В целом трудовые отношения имеют ту же структуру, то есть разрыв трудовых отношений может быть завершен по инициативе любой стороны, но потребуется наличие оснований.

Основания расторжения контракта (трудового договора):

  • собственная инициатива, а также до окончания срока действия контракта и при отсутствии продления;
  • достижение определенного порога по возрасту;
  • закончился срок действия, и лицо не желает больше исполнять обязанности, прописанные по должности;
  • нарушались условия контракта, что позволяет расторгнуть его;
  • совершение действий, порочащих статус полицейского;
  • отчисление из высшего учебного заведения, находящегося в структуре МВД;
  • потеря гражданства РФ или появление двойного гражданства без уведомления вышестоящего руководства;
  • наличие болезни (с подтверждением ВВК);
  • не пройдена аттестация.

Также могут быть другие варианты, которые предусматриваются в ФЗ № 3-ФЗ «О полиции».

Статья 82 указывает, что контракт может быть расторгнут по основанию прекращения срока действия, если сотрудник достиг максимального возрастного предела или по выслуге лет. Также возможно прекращение трудовой деятельности по соглашению сторон или по инициативе сотрудника. В эту же статью включен пункт о том, что возможно прекращение взаимоотношений трудового характера из-за изменений правил контракта или нарушении данных пунктов.

Такой момент может не учитываться, если:

  • уход происходит в связи с состоянием здоровья;
  • есть наличие заключения МСЭ о том, что у работника есть родственник-инвалид, нуждающийся в постоянном уходе;
  • воспитание ребенка в одиночку и уход за ребенком.

При стандартном варианте расторжение отношений трудового типа происходит в течение месяца, но если действие контракта не прекращается в установленные сроки, то он является действительным с учетом всех прежних условий.

Причины увольнения

Инициатором может выступить любая сторона процесса. Всего есть три варианта инициативы:

  • личная, с уходом на общих основаниях;
  • инициатива руководителя при наличии нарушений и несоответствия должности;
  • независимый характер увольнения.

Общие основания включают в себя следующие факторы:

  • наступления пенсионного возраста;
  • закончился контракт;
  • появились обстоятельства семейного типа, в том числе уход за ребенком, беременность, уход за родственником, а также ряд других причин, включая переезд мужа или жены по работе или по медицинским показателям в другую местность.

Инициатива руководства может проявиться при нарушении сотрудником закона или своих должностных инструкций, либо при невыполнении своих прямых обязанностей. Любое нарушение означает проведение служебного расследования, по результатам которого и применяются различные дисциплинарные меры, в том числе разрыв трудовых отношений.

К инициативе работодателя также можно отнести неудачную аттестацию, которая не позволяет продолжить службу в органах.

Список независимых причин:

  • сокращение штатов или численности, а также реорганизация структурного подразделения, подведомственного МВД;
  • заключение медицинского характера от ВВК, что сотрудник не может продолжать службу на прежнем месте по состоянию здоровья;
  • смерть работника.

Для процедуры может потребоваться один из документов, среди которых рапорт об уходе, заключение проверяющей комиссии или результаты аттестации, медицинское заключение ВВК.

Для каждой причины имеется свой порядок действий, который потребуется соблюдать и руководителю, и сотруднику.

Когда увольнение невозможно

Действующее законодательство, в частности ст. 35 ФЗ «О службе в ОВД», регламентирует ряд ситуаций, когда сотрудник не может уйти со службы по собственной инициативе. Служащий не сможет уволиться, если в этот период действует военное или чрезвычайное положение, проводится контртеррористическая операция или возник вооруженный конфликт, или осуществляются мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

В случае отказа сотрудника МВД исполнять прописанные в контракте обязательства, он будет уволен в соответствии с пп. 13 ст. 82.

Порядок оформления увольнения из МВД


Для предотвращения негативных моментов, связанных с нарушением процедуры увольнения, работник МВД, пожелавший уволиться по собственной инициативе, должен придерживаться следующего порядка действий:

  • процедура начинается с подачи рапорта руководителю отделения. Это необходимо сделать за 1 месяц до даты прекращения действия контракта. При взаимном согласии каждой из сторон, уход может быть произведен раньше срока;
  • после получения и рассмотрения рапорта, ответственное лицо должно составить представление, в котором указывается точная причина ухода, данные о рабочем стаже, возрасте, состоянии здоровья и полагающихся социальных гарантиях;
  • осуществляется оформление приказа об увольнении по стандартной форме Т-8;

Бланк приказа по форме Т-8

В день ухода с человеком производиться полный расчет, выдаются все документы, в том числе запрашиваемые в индивидуальном порядке, а также положенные по закону денежные средства.

Особенности оформления и содержание рапорта на увольнение

Каждый гражданин, пожелавший закончить свою трудовую карьеру в органах МВД, должен подать рапорт. Он имеет отличительные особенности по сравнению с обычным заявлением. Так в документе должна быть указана информация о:

  • ФИО, должности и звании руководителя, на чье имя осуществляется подача рапорта;
  • ФИО, должности и звании увольняющегося;
  • желании расторгнуть договора трудоустройства по собственной инициативе. В данном пункте необходимо сделать ссылку на соответствующую статью действующего законодательства;
  • согласии или отказе от прохождения ВВК;
  • просьбе проведения полного расчета;
  • желаемой дате прекращения действия договора. Если человек не укажет точный день, то уход осуществляется через 1 месяц после подачи рапорта;
  • необходимости выдачи всех положенных документов.

В конце документа обязательно должна стоять дата его составления и подпись заявителя, без которой он не имеет юридической силы. Рапорт рекомендуется составлять в двух экземплярах — один передается руководителю, второй, с пометкой о вручении, должен остаться у увольняющегося человека.

Это поможет предотвратить возникновение конфликтов, связанных с датой прекращения службы и послужит доказательством в случае судебного разбирательства.


Образец рапорта об увольнении из МВД

Отказ руководителя в отзыве документа является неправомерным.

Можно ли уволиться без отработки?

Труд работников МВД регламентируется федеральным законодательством, поэтому прекращение службы по собственному желанию без прохождения отработки возможно только при письменном согласии руководителя отделения или по соглашению сторон, в котором указывается точная дата завершения трудовой деятельности человека.

Можно ли уволиться, находясь в отпуске?

Действующее законодательство не содержит точных запретов на прекращение трудовой деятельности во время отпуска. При этом руководителю запрещено по своей инициативе расторгать договор трудоустройства с человеком, находящемся на больничном или в отпуске.

Если инициатива исходит от самого работника, то он может уволиться в любой момент. Стоит учесть, если человек ушел в отпуск и не прошел отработку, то по возвращении он будет обязан отработать еще 1 месяц.

Исключением являются ситуации, когда работник официально от нее освобожден.

Какие выплаты положены

Действующее законодательство устанавливает, что с человеком должен быть произведен полный расчет. Организация обязана выдать:

  • оплату труда, размер которой будет соответствовать отработанному времени;
  • премии за выполнения своих должностных обязательств по итогам отработанного кварта или календарного года;
  • выходное пособие, если увольнение связано с ухудшением состояния здоровья.

Выплата отпускных

Статья 127 ТК России регламентирует, что при расторжении договора трудоустройства человеку должна быть выплачена денежная компенсация за все дни отпуска, которыми он не успел воспользоваться. Размер компенсации зависит от среднего заработка человека.

Сроки выплат

Выплата больничного

Если работнику МВД на момент расторжения контракта не была выплачена компенсация по больничному листу, то сделать это необходимо в момент увольнения. Больничный рассчитывается по стандартному плану, то есть с включением в расчет всех больничных дней. Эти средства должны быть переведены на счет сотрудника не позднее дня, прописанного в документах.

Распространенные ошибки

Среди ошибок наиболее распространено несколько случаев. Среди таких моментов

  • часто думают, что отработка не является обязательной при наличии уважительных причин, но прекращение контракта имеет общие основания. Это означает, что работодатель вправе не отпустить работника даже при уважительных причинах, которые не предусмотрены;
  • еще одной ошибкой является то, что считают разрыв контракта возможным только в определенную дату, но всегда есть возможность договориться с руководством, а не уходить после истечения срока отработки;
  • несоответствие должности не является нарушением, за которое увольняют по статье. На самом деле это означает неподходящий уровень подготовки к данной деятельности, то есть человек может не пройти аттестацию.

Ошибки могут быть разнообразные, например, полицейские пишут не заявление, как происходит при стандартных трудовых отношениях, а рапорт на имя начальника учреждения. В данном случае процесс увольнения имеет много нюансов, которые потребуется учесть. Также требуется помнить, что нормы трудового права полностью должны соблюдаться.

Единственное различие в наличии не трудового договора, а контракта, в котором прописаны специальные пункты.

Заключение

Из полиции увольняются по различным причинам. При любом основании потребуется подготовить несколько документов. В случае самостоятельной инициативы таким документом будет рапорт с указанием основания. После увольнения любому сотруднику положены выплаты, в том числе за отпуск и больничный. Исключением является лицо, которое было уволено по статье.

Порядок процедуры является стандартным и состоит из появления основания для ухода, оформления документации, отработки установленного периода и получения выплат вместе с положенными документами и трудовой.

В процессе работы возникают ситуации, не зависящие от воли сотрудника. К таким случаям относится утрата трудоспособности в силу серьезного заболевания, которое препятствует исполнению им доверенных функций. Иногда эти обстоятельства приводят к инвалидности, что предполагает обеспечение условий, необходимых для его удобства и комфорта при выполнении работ.

Увольнение по состоянию здоровья

Правовое регулирование
Вопрос об увольнении по состоянию здоровья регламентирован пунктом 5 статьи 83 ТК. В нем говорится о прекращении правоотношений работника и предприятия при возникновении причин, которые не зависят от воли сотрудника. Обстоятельство, предполагающее наличие медицинского заключения, где указано, что человек полностью неспособен к исполнению трудовых функций, дает право на увольнительные мероприятия со стороны руководителя.

ВАЖНО! Документ, свидетельствующий о состоянии здоровья специалиста, выдается государственным медицинским учреждением и оформляется согласно механизму, который определен нормативно-правовым актом под номером 323, действующим с 21 ноября 2011 года, отвечающим за соблюдение основ охраны здоровья людей.

Нетрудоспособность определяется как на постоянной основе, так и временной, с учетом ограничения возможностей человека к трудовой деятельности. Когда срок истекает, сотрудник обязан пройти переосвидетельствование, вследствие чего трудоспособное состояние может быть восстановлено.

Основания для увольнения по состоянию здоровья

К причинам увольнения, которые не зависят от волеизъявления участников правоотношений, относятся:

  • ситуация, когда сотрудника призвали в армию или заменили ее альтернативным вариантом на гражданских видах службы;
  • предыдущего специалиста, который занимал рабочее место, восстановили по судебному вердикту и решению инспекции по труду;
  • специалиста приговорили к наказанию, которое приведено в исполнение, в связи с чем невозможно исполнять обязательства;
  • у сотрудника наступила полная потеря трудоспособности (инвалидность);
  • работник или руководитель, если он являлся физическим лицом, умер либо его признали умершим или без вести отсутствующим по решению судебного органа;
  • возникла нештатная ситуация, препятствующая рабочей деятельности (военная обстановка, бедствие, авария);
  • наказание административного характера, согласно которому человек не имеет права трудиться на этой профессии (с указанием срока отстранения от работы);
  • срок правовых оснований на ведение действий истек (использование оружия, управление автомобилем и т.д.);
  • отозван допуск к конфиденциальной информации государственного характера;
  • отменено решение судебного органа о восстановлении человека на работе;
  • у сотрудника имеется ограничение для определенного вида деятельности.

Руководитель при возникновении случая, служащего основанием для увольнительных мероприятий может предложить специалисту другую вакансию.

Порядок и особенности увольнения

При увольнении по статье 83 пункта 5 (по здоровью) необходимо заключение из учреждения здравоохранения, подтверждающее факт утраты функций организма. Действия работодателя по прекращению трудовых отношений начинаются с предложения о переходе на другую профессию, если она имеется в зоне доступа организации. Оформлению подлежат все документы, сопровождающие решение вопроса об увольнении и расчете заработной платы и пособий.

Заключение медкомиссии о состоянии здоровья

В случае увольнения работника по состоянию здоровья руководитель вправе расторгнуть правоотношения по соглашению сторон или по личному заявлению специалиста.

ВАЖНО! Если человек является инвалидом, который полностью утратил трудовые функции (начиная со 2 группы), уволить его в одностороннем порядке нельзя: это считается нарушением его прав, что может быть оспорено в судебном порядке.

Когда гражданин решил реализовать право на уход согласно п. 5 статьи 83 ТК, ему необходимо пройти комиссию, где врачи оценят фактическое состояние здоровья и сделают вывод, имеется ли препятствие для исполнения обязательств.

Перевод на другую работу

Согласно пункту 8 статьи 77 ТК специалист, при наличии у него инвалидности (2 или 1 степени), переводится на другую профессию, которая подходит ему с учетом состояния здоровья, если таковая имеется в организации.

Для прохождения медицинского осмотра гражданин обращается в бюро МСЭ, где решается вопрос об ограничениях по виду деятельности. Если имеются основания для смены работы или ее запрета в связи с самочувствием пациента, ему выдается справка и программа, предполагающая прохождение процедур для реабилитации, действующая до момента восстановления исходного состояния (если это возможно).

По правилам оформления документации, на следующем этапе сотрудник оформляет заявление о переводе или увольнении, где указывает соответствующую просьбу, так как этот вид профессиональной деятельности ему противопоказан. К нему прикладывает справку, чтобы подтвердить сложившиеся обстоятельства.

В этом случае, при наличии на предприятии других профессий, руководитель предлагает ему перейти на одну из них. Если человек согласен с переводом, с ним расторгают предыдущий договор и заключают новый. При отказе работника от перевода начинается процедура увольнения.

Оформление приказа об увольнении

Каждый момент расторжения трудовых правоотношений фиксируется документально. После того как гражданин оформил заявление, указав причину перевода или ухода из организации, оно направляется на подпись и утверждение директору. Следующим шагом является оформление приказа, где изложен факт прекращения договора по желанию сотрудника или соглашению обеих сторон. Специалист отдела кадров оформляет его и ознакамливает с ним работника, который ставит подпись.

Запись в трудовой книжке

После издания и подписания приказа человек считается уволенным. Запись об этом фиксируется в его трудовой книжке с указанием статьи ТК, говорящей об обстоятельствах, предшествующих расторжению соглашения.

Она выдается гражданину в последний день его работы. Если человек в будущем будет искать новое место трудоустройства, руководитель увидит, по каким причинам ранее уволен соискатель.

Расчет и выходное пособие

При процедуре по прекращению рабочей деятельности, работнику выдаются положенные ему пособия и другие выплаты. Начислению подлежат:

  • выплата среднего заработка за отработанное время (календарные дни в месяце); , если он не использован полностью;
  • выходное пособие положено человеку с ограниченными возможностями, если он увольняется не по собственному желанию, а по причине признания его нетрудоспособным по законодательству.

Осуществление расчета происходит вместе с перечислением заработной платы и причитающихся выплат в день его увольнения.


Действующий юрист по Трудовому праву, руководитель отдела кадров. Стаж работы более 10 лет.


23 января Конституционный Суд вынес Постановление № 4-П, в котором разобрался в том, имеют ли право на отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней сотрудники ОВД, уволенные в связи с болезнью, приобретенной во время службы.

Повод для обращения в КС

14 марта 2018 г. заместитель начальника полиции УМВД РФ по г. Перми Владимир Чистяков был признан не годным к службе в связи с наличием заболевания, полученного в период ее прохождения. 19 марта он подал два рапорта: об увольнении со службы с 26 марта 2018 г. и о предоставлении предусмотренного ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ отпуска по личным обстоятельствам.

Приказом ГУ МВД РФ по Пермскому краю от 20 марта 2018 г. Чистяков был уволен со службы с 25 марта 2018 г. по п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) без предоставления отпуска.

Посчитав свои права нарушенными, Чистяков обратился в суд с иском о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, об изменении даты увольнения – с учетом продолжительности отпуска по личным обстоятельствам – с 25 марта на 25 апреля 2018 г. и о взыскании расходов на оказание юридической помощи.

Индустриальный районный суд г. Перми в удовлетворении заявленных требований отказал, отметив при этом, что предоставление сотруднику по его желанию предусмотренных законодательством отпусков возможно лишь в случаях, указанных в ч. 11 ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ, содержащей перечень оснований, при увольнении по которым сотрудники ОВД могут воспользоваться правом на отпуск. Суд посчитал, что поскольку п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона не входит в число названных оснований, Чистякову не мог быть предоставлен отпуск по личным обстоятельствам при прекращении службы.

Пермский краевой суд оставил без изменения решение первой инстанции, указав, что предоставление отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней предусмотрено лишь для сотрудников ОВД, увольняемых со службы по п. 8 ч. 2 ст. 82 Закона о службе в ОВД РФ, т.е. по состоянию здоровья – на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе. Судьи Пермского краевого суда и Верховного Суда отказали в передаче кассационных жалоб для их рассмотрения в судебном заседании.

В жалобе в Конституционный Суд Владимир Чистяков указал, что ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ не соответствует Конституции, поскольку исключает предоставление предусмотренного ею отпуска по личным обстоятельствам сотрудникам, увольняемым со службы по основанию, закрепленному п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона.

КС согласился с неопределенностью нормы закона

Изучив материалы дела, КС указал, что до внесения 2 августа 2019 г. изменений в ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ отпуск по личным обстоятельствам безусловно предоставлялся сотрудникам органов внутренних дел, которые увольнялись по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе.

Суд заметил, что в отношении сотрудников, увольняемых со службы в связи с болезнью (п. 1 ч. 3 ст. 82 закона), несмотря на то, что по данному основанию увольнялись только лица, признанные военно-врачебной комиссией не годными к службе, т.е. не имевшие возможности продолжить службу на других должностях в органах внутренних дел, вопрос о предоставлении такого отпуска мог быть решен отрицательно, о чем свидетельствуют судебные решения по делу заявителя.

Конституционный Суд напомнил, что 2 августа 2019 г. ч. 11 ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ также была изложена в новой редакции, которая предусматривает, что сотруднику, увольняемому со службы по основанию, предусмотренному п. 1, 2, 3, 4, 9, 11, 16, 17 или 18 ч. 2 ст. 82 данного закона, по его рапорту могут быть предоставлены предусмотренные законодательством неиспользованные отпуска за предшествующий и текущий годы. По смыслу же гл. 8 оспариваемого закона, регламентирующей служебное время и время отдыха сотрудников ОВД, к неиспользованным отпускам, по общему правилу, могут быть отнесены основной и дополнительные отпуска, предусмотренные ч. 1 ст. 58 этого закона и предоставляемые, как правило, регулярно.

КС заметил, что отпуск по личным обстоятельствам, предоставление которого закреплено ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ, не может рассматриваться как неиспользованный, ввиду того что право на него возникает однократно – непосредственно в момент принятия решения о прекращении службы после вынесения соответствующего решения военно-врачебной комиссией. Следовательно, указал Суд, в настоящее время ч. 1 ст. 63 данного закона не может применяться в системной связи с ч. 11 ст. 56, в том числе с учетом тех оснований увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы, которые в ней указаны.

КС отметил, что согласно положениям оспариваемого закона термин «состояние здоровья» относится к характеристике физического состояния лица, принимаемого в органы внутренних дел (проходящего в них службу), и используется при определении квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел (ст. 9), обстоятельств, вследствие которых гражданин не может находиться на службе в органах внутренних дел (ст. 14), условий, с наличием которых связано предоставление права поступления на службу в органы внутренних дел (ст. 17), оснований перевода на другую должность (ст. 30), оснований и порядка расторжения контракта и увольнения (ст. 82, 84, 87 и 89) и правил заключения нового контракта с лицом, достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел (ст. 88), а также при решении вопроса о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней (ст. 63).

Статьей 9 данного закона, указал КС, установлены в том числе требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу, и сотрудников ОВД и определяемые по результатам военно-врачебной экспертизы категории их годности к службе.

Суд отметил, что приведенные положения, являясь основой для определения годности сотрудника к службе по состоянию здоровья, учитываются при формулировании оснований увольнения со службы, к числу которых относится и увольнение по состоянию здоровья при установлении сотруднику категории годности «В» (ограниченно годен), и увольнение в связи с болезнью при установлении категории годности «Д» (не годен). При этом сотрудники с категорией «В» подлежат увольнению по п. 8 ч. 2 ст. 82 оспариваемого закона, а сотрудники с категорией «Д» – по п. 1 ч. 3 данной статьи.

Таким образом, резюмировал КС, термин «состояние здоровья» используется в п. 8 ч. 2 ст. 82 Закона о службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ при указании на увольнение сотрудников, на основании заключения военно-врачебной комиссии признанных ограниченно годными к службе в ОВД. Соответственно, можно предположить, что упоминание в ч. 1 ст. 63 данного закона об увольнении в связи с состоянием здоровья относится только к увольнению со службы по состоянию здоровья на основании такого заключения.

В то же время, отметил Суд, прекращение служебных отношений как по п. 8 ч. 2 ст. 82 оспариваемого закона, так и по п. 1 ч. 3 этой статьи (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) обусловлено изменением категории годности к прохождению службы. «Следовательно, имеются основания для оценки ч. 1 ст. 63 данного Федерального закона как предусматривающей предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска по личным обстоятельствам в связи с ухудшением состояния его здоровья независимо от конкретного основания увольнения», – посчитал Конституционный Суд. Таким образом, оспариваемая норма, устанавливая право сотрудников ОВД на отпуск по личным обстоятельствам при стаже службы в календарном исчислении 20 лет и более в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья, не позволяет однозначно определить, каким сотрудникам, с учетом категории их годности к службе и основания увольнения, такой отпуск должен быть предоставлен.

Суд отметил, что данное утверждение подтверждается ответами госорганов. Так, Совет Федерации сделал вывод о соответствии оспариваемой нормы Конституции, но указал, что правовое регулирование, исключающее право граждан при их вынужденном увольнении в связи с болезнью на предоставление отпуска по личным обстоятельствам, ставит таких граждан в неравные условия по сравнению с гражданами, страдающими более легкими формами аналогичных заболеваний и увольняемыми по состоянию здоровья из-за отсутствия возможности перемещения по службе.

Министерство юстиции посчитало, что оспариваемая норма не позволяет сделать однозначный вывод о том, только ли сотрудник ОВД, увольняемый по состоянию здоровья, имеет право на отпуск по личным обстоятельствам либо данная гарантия распространяется на лиц, увольняемых в связи с болезнью.

МВД РФ отметило, что использование законодателем формулировки «в связи с состоянием здоровья», отличной от имеющихся в Законе о службе в ОВД РФ и формулировок оснований увольнения сотрудника со службы в ОВД («по состоянию здоровья», «в связи с болезнью»), может создавать неопределенность в установлении круга субъектов, на которых распространяются закрепленные оспариваемой нормой гарантии.

Генеральная прокуратура также указала, что положения оспариваемой нормы по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, предоставляя право на дополнительный отпуск при увольнении по состоянию здоровья, исключают предоставление данного права при увольнении в связи с болезнью, т.е. ставят в неравное положение лиц, фактически принадлежащих к одной категории – сотрудники ОВД, увольняемые по заключению военно-врачебной комиссии, и при этом подчеркивает, что такие различия в объеме дополнительных гарантий сотрудников вряд ли можно признать разумными и оправданными.

Таким образом, отметил КС, буквальный смысл оспариваемой нормы, ее понимание органами государственной власти, в том числе законодательными, а также правоприменительная практика указывают на возможность неоднозначного толкования ее содержания. Следовательно, оспариваемое законоположение противоречит принципам правовой определенности, равенства и справедливости, а потому не соответствует Конституции.

Суд указал федеральному законодателю на необходимость незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания признанного неконституционным положения и отметил, что решения Владимира Чистякова должны быть пересмотрены после приведения положений закона в соответствие с Конституцией во исполнение данного постановления.

Эксперты оценили позицию Суда

В комментарии «АГ» руководитель практики ФБК Legal Александра Герасимова отметила, что защита прав специальных категорий работников (в том числе, государственных служащих) является устоявшейся тенденцией в практике Конституционного Суда. По ее мнению, их Суд защищает с большей охотой, чем обычных работников, постановления по жалобам которых являются очень редким явлением.

«При этом, в отличие от более резонансных дел, по которым правовое сообщество ждало от Конституционного Суда отмены неконституционных норм, а он ограничился толкованием (как, например, дело Ильдара Дадина, толкование КС по которому полностью игнорируется судами), в данном деле не только норма признана неконституционной, но и указано на незамедлительное устранение неопределенности», – указала эксперт.

Александра Герасимова заметила, что поскольку все специальные законы об отдельных видах государственной службы содержат различия в правовом регулировании, то напрямую данное постановление не может являться основанием для вывода о неконституционности схожих положений. «Вместе с тем о возможности ссылки на данное постановление по аналогии указывает и сам Конституционный Суд, перечисляя схожие законоположения таких законов. На трудовые отношения обычных граждан данное постановление существенного влияния не окажет», – посчитала она.

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Конституционный Суд в своих решениях неоднократно ссылается на ранее сформулированные им правовые позиции, и в этом смысле постановления КС РФ можно рассматривать в качестве судебного прецедента. «Однако на практике это может потребовать внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, поскольку в самом постановлении КС указывается, что отпуск по личным обстоятельствам предусмотрен законодательством и для государственных служащих других категорий», – предположила она.

Сотрудник полиции может самостоятельно принять решение об увольнении либо быть уволенным. Однако в каждом случае есть социальные гарантии сотрудника полиции при увольнении. Они обеспечивают соблюдение его прав, и помогают адаптироваться к гражданской жизни в случае потери работы в полиции.

Социальные гарантии сотрудника полиции при увольнении
Причины увольнения

Причины увольнения можно разделить условно на те, которые не препятствуют получению социальных льгот и гарантий, и те, которые сказываются на условиях увольнения негативно. Так, к первым относится увольнение по желанию самого сотрудника, по выслуге лет (с последующим выходом на пенсию), по достижении возраста, обозначенного законом как предельно допустимого для конкретного звания и должности.

При этом по выслуге лет сотрудник сам может уволиться из органов, либо оформить его увольнение и выход на пенсию может вышестоящий руководитель. Также у работника может закончиться контракт, либо на его место могут восстановить сотрудника, работавшего на нем раньше. Уволить сотрудника могут при ликвидации подразделения или сокращении должности.

По состоянию здоровья также работник полиции может уволиться, если его непригодность к службе или ограничения по здоровью подтверждены медицинской комиссией. Комиссия учитывает тяжесть заболеваний и сложности, которые они вызывают в работе конкретного специалиста.

Негативно скажется на получении социальных гарантий увольнение по следующим причинам:
  • нарушение условий рабочего контракта;
  • плохие результаты аттестации на соответствие занимаемой должности;
  • за нарушение служебной дисциплины (грубое разовое или мелкие систематические);
  • за поступок, который признан порочащим честь сотрудника полиции;
  • при признании виновным в уголовном деле.

Серьезные нарушения закона, рабочего контракта или служебной дисциплины лишают сотрудника полиции всех социальных льгот и возможностей при увольнении.

Социальные гарантии в стандартных случаях увольнения

Если сотрудник полиции уходит на пенсию, то он получает единовременное пособие. Оно рассчитывается за полные годы выслуги, включая службу в армии и работу в органах полиции. Бывают случаи, когда сотрудник уже работал в полиции и увольняется второй раз. В этой ситуации из полного рассчитанного пособия вычитают сумму, выплаченную при увольнении ранее. Однако итоговая сумма не может быть меньше двух месячных окладов.

ВАЖНО . Если сотрудник уволился, но не уходит на пенсию, и не имеет на нее права, то ему выплачивается выходное пособие. При этом, если в течение трех месяцев он приступил к новой работе или очно поступил в учебное заведение для приобретения новой профессии, трудовой стаж считается как непрерывный.

На территориях, на которых в связи с плохими погодными условиями и тяжелым климатом выплачиваются дополнительные надбавки согласно законодательству, после увольнения из полиции сотрудник может искать работу 6 месяцев, сохраняя непрерывность рабочего стажа.

При увольнении проработавшего менее 20 лет в полиции, и не имеющего права на выход на пенсию работника:
  • достигшего предельного возраста, допустимого в МВД;
  • имеющего диагностированную специальной медицинской комиссией болезнь или по состоянию здоровья;
  • работающего на должности, которая подлежит сокращению;
  • отказавшегося от перевода на другую должность, или не имеющего возможности перейти на другую должность.

Назначается ежемесячная выплата в размере оклада по специальному званию. Выплата производится в течение года после увольнения.

Сохранение служебного жилья за сотрудником или его семьей

В ряде случаев сотруднику остается служебное жилье, выдаваемое на время службы.

К таким ситуациям относят:
  • уход на пенсию в связи с достижением предельно допустимого возраста;
  • наличие выслуги лет от 20 лет непрерывного стажа в ОВД;
  • увольнение по сокращению штатов;
  • увольнение по болезни, приобретенным хроническим заболеваниям, мешающим дальнейшей работе.

Если сотрудник при исполнении обязанностей погиб, или умер в результате увечий в таких же обстоятельствах, либо получил любые серьезные травмы, контузию, увечья при исполнении своих обязанностей, жилье получает его семья.

При увольнении сотрудников, попадающих под описанные в начале предыдущего раздела условия, выдается компенсация за все выплаченные им суммы налога на имущество и земельного налога.

Медицинские льготы

Если сотрудник отработал непрерывно в ОВД 20 лет и более, и уволился с выходом на пенсию, то он сам, его супруга или супруг и совместные дети имеют пожизненное право обслуживаться в медицинских учреждениях МВД. Также все члены семьи и сам работник имеют в таком случае право на платное обслуживание в санаторно-курортных организациях системы МВД. И ежегодно им выплачивается установленное государством денежное пособие для такого отдыха.

Путевки в санаторно-курортные организации предоставляются бесплатно:
  • уволившимся по собственному желанию с выслугой от 20 лет и выше;
  • уволенным с окончанием контракта;
  • сокращенным по причине уменьшения штата;
  • вышедшим на пенсию по состоянию здоровья и со стажем от 20 лет.

Путевки предоставляются ежегодно в установленном законом порядке. Если сотрудник был госпитализирован, и специалисты назначили ему реабилитацию в санатории, то он также имеет право на восстановление и лечение в организациях МВД.

Повышение трудового стажа

Как и другим гражданам РФ, сотрудникам полиции считается стаж общий, по специальности и непрерывный.

И для них действуют следующие нормы расчёта:
  • для стандартных условий работы один фактический год службы считается за 1,5 года трудового стажа;
  • для территорий, имеющих статус Крайнего Севера или равных им согласно закону, с особенно тяжелой климатической и экологической обстановкой один фактический год работы считается за 2 года трудового стажа;
  • для территорий и специальностей с особым статусом (связанным со сложностью работы), указанным в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации, один фактический год работы идет за 2 года и 6 месяцев трудового стажа.

Согласно этим расчётам считается и срок выхода на пенсию с сохранением всех социальных гарантий.

Читайте также: