Как уволить заведующего кафедрой вуза

Опубликовано: 18.09.2024

1. Особенности заключения и прекращения трудового договора предусмотрены не для всех категорий работников учреждений высшего профессионального образования, как это могло бы следовать из наименования статьи, а только для научно-педагогических. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического, инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

Главной особенностью заключения трудового договора с научно-педагогическими работниками вузов является конкурсное избрание. К научно-педагогическому персоналу относятся замещаемые по конкурсу должности профессорско-преподавательского состава и должности научных работников. Должности профессорско-преподавательского состава определены в упомянутой статье исчерпывающим образом: должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

По конкурсу замещаются следующие должности научных работников научного подразделения или кафедры высшего учебного заведения: руководителя научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главного научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, научного сотрудника, младшего научного сотрудника.

2. С каждым работником профессорско-преподавательского состава заключается либо бессрочный трудовой договор, либо срочный трудовой договор. Конкретные сроки срочного трудового договора устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения ученого совета (совета) вуза (факультета, филиала). По представлению кафедры допускается продление сроков договора до 5 лет без проведения процедуры конкурсного отбора, если действующий срочный договор был заключен на срок менее 5 лет.

Научно-педагогический работник, работающий как по срочному, так и по бессрочному трудовому договору, должен проходить конкурс на замещение должности не реже одного раза в пять лет. Если договор заключен на неопределенный срок, то проведение конкурса создает для работодателя возможность расторжения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, в случае неизбрания работника по конкурсу. Подобная процедура уже была известна советскому законодательству о регулировании труда вузовских работников. Результатом избрания по конкурсу является, как правило, не заключение нового трудового договора с данным работником, а продление срока действующего трудового договора по соглашению сторон либо на определенный срок до 5 лет, либо на неопределенный срок

3. Как правило, все научно-педагогические должности замещаются на основании конкурсного отбора, порядок проведения которого предусмотрен Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ, утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114.

Конкурсный отбор объявляется ректором (проректором) вуза в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Срок подачи заявлений для участия в конкурсном отборе - один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. Отказ в приеме заявления должностным лицом вуза, ответственным за организацию и проведение конкурсного отбора, может иметь место в случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по соответствующей должности, установленным действующими нормативными правовыми актами, либо в случае нарушения сроков подачи заявления. Обсуждение и конкурсный отбор претендентов на преподавательские должности проводятся на ученом совете вуза, факультета, филиала вуза. Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного голосования.

Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования наибольшее число голосов членов ученого совета, но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме 2/3 списочного состава ученого совета.

До рассмотрения претендентов на преподавательские должности на заседании ученого совета кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит их до сведения ученого совета вуза (факультета, филиала) на его заседании (до проведения тайного голосования). Кафедра вправе предложить претендентам прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия и по их итогам принять рекомендации. До рассмотрения претендентов на должности научных работников на заседании ученого совета (совета) кафедра, научное структурное подразделение выносят рекомендации по каждой кандидатуре и доводят их до сведения ученого совета на его заседании (до проведения тайного голосования). Кафедра, научные структурные подразделения вправе предложить претендентам выступить с сообщением по предлагаемой тематике своих научных исследований и по итогам рассмотрения принять рекомендации.

По результатам конкурсного отбора и заключении с преподавателем договора издается приказ ректора (проректора) вуза о приеме его на преподавательскую должность по соответствующей кафедре. Если не подано ни одного заявления или ни один из претендентов не получил более 50% голосов членов ученого совета, конкурсный отбор признается несостоявшимся.

4. Без избрания по конкурсу возможно заключение договора между образовательным учреждением высшего профессионального образования и преподавателем в случае принятия на работу штатного совместителя; во вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета на срок не более одного года; при замещении временно свободных преподавательских должностей (в связи с отпусками по уходу за ребенком, нахождением в творческом отпуске, переводом на научную должность для подготовки диссертации, длительной болезнью и др.) до выхода этого работника на работу. В соответствии с требованиями Положения в вышеперечисленных случаях может проводиться конкурс документов, определяющих квалификационные требования к занятию соответствующей преподавательской должности.

Кроме того, не исключается предусмотренная Положением возможность заключения трудового договора без проведения конкурса при переходе на преподавательскую работу на срок до 5 лет освобожденного от занимаемой должности проректора, имеющего стаж работы в данной должности не менее 5 лет.

Заключение трудового договора без проведения конкурсного отбора по усмотрению ректора при согласии преподавателя сроком до одного года, ранее допускавшееся Положением, действующей редакцией ТК не предусмотрено.

Истечение срока трудового договора с работником является основанием для прекращения трудовых отношений в случаях: непредставления работником заявления для участия в конкурсном отборе для последующего заключения трудового договора на очередной срок либо если работник не прошел конкурсный отбор на ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала).

5. Не проводится конкурс на замещение должностей, занимаемых беременными женщинами, а также работающими по бессрочному трудовому договору женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет. Данные исключения из общего порядка конкурсного замещения должностей являются раскрытием установленных законодательством дополнительных гарантий беременным женщинам и женщинам, имеющим детей. Поскольку результатом проведения конкурса может явиться неизбрание и, как следствие, увольнение работника, то во избежание конфликта норм о гарантиях и реальном проведении конкурсного отбора законодатель предусмотрел исключение данной категории научно-педагогических работников из общего порядка прохождения конкурса.

6. Прямой запрет установлен и на проведение конкурсного отбора на должности декана факультета и заведующего кафедрой. Для этих должностей предусмотрена процедура выборов. Выборы отличаются от конкурсного отбора тем, что кандидат на соответствующую должность должен занимать должность научно-педагогического состава в том подразделении вуза, руководителем которого он избирается. Так, заведующий кафедрой избирается из числа научно-педагогических работников кафедры.

7. Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются самостоятельными должностями научно-педагогического состава. Для их занятия заключается самостоятельный трудовой договор по итогам выборов. И декан факультета, и заведующий кафедрой должны нести педагогическую нагрузку именно в силу занятия этой должности.

8. Порядок проведения выборов декана факультета и заведующего кафедрой определяется уставом высшего учебного заведения. Как правило, выборы проводятся ученым советом. По итогам выборов заключается трудовой договор сроком до 5 лет. Трудовой договор по ранее занимаемой должности прекращается в связи с избранием на должность декана или заведующего кафедрой.

9. Комментируемая статья не устанавливает порядок замещения должности ректора, предполагая, что данный вопрос относится к ведению законодательства об образовании. Статья 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусматривает, что ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом такого высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до 5 лет. После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до 5 лет.

10. Применительно к должностям административно-управленческого персонала вузов: ректоров, проректоров и руководителей филиалов (институтов) федеральных государственных вузов установлен возрастной ценз - эти должности могут замещать лица в возрасте до 65 лет. Особенностью комментируемой нормы является установление предельного возраста для занятия и исполнения обязанностей по соответствующей должности. Указанное ограничение впервые было введено п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", при этом первоначально в указанный список должностей были включены и должности заведующего кафедрой и декана факультета. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. N 19-П указанная норма в части заведующего кафедрой была признана не соответствующей Конституции РФ, а Определением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 213-О в части декана факультета. В основу решения было положено то обстоятельство, что должности профессорско-преподавательского состава не могут иметь ограничений по возрасту.

11. Достижение 65-летнего возраста для ректора, проректора, руководителя филиала (института) автоматически не влечет прекращения трудового договора. Закон предусматривает два пути, по которому могут развиваться события. Первый путь заключается в том, что с согласия лиц, занимающих указанные должности, их трудовой договор может быть изменен, в результате чего они будут переведены на преподавательскую или научную должность в этом же вузе, соответствующую их квалификации (профессора, доцента или научного работника). Для перевода необходимо согласие работника, если же такого согласия не получено, то в соответствии с п. 3 ст. 336 ТК трудовой договор подлежит прекращению. Второй путь предполагает продление срока пребывания в должности указанных лиц сверх 65-летнего возраста. Указанное продление может быть осуществлено на основании представления высшего органа управления вузом - ученого совета вуза.

12. Решение о продлении срока пребывания в должности ректора отнесено к компетенции учредителя вуза. Поскольку указанное ограничение относится только к федеральным государственным вузам, то в качестве учредителя выступает федеральный орган исполнительной власти в сфере образования - Министерство образования и науки РФ либо иные уполномоченные на это федеральные органы исполнительной власти, например, учредителем вузов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, является Правительство РФ.

13. Для вузов, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ (к таковым относятся Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский горный институт (технический университет), Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова), предусмотрено, что ректор утверждается в должности Правительством РФ по представлению федерального органа управления образованием, соответственно, и решение о продлении срока пребывания в должности также относится к ведению Правительства РФ.

14. Учредитель вуза не вправе принимать решение о продлении пребывания в должности самостоятельно. Решению учредителя должно предшествовать рассмотрение указанного вопроса ученым советом вуза и вынесение решения о представлении ученого совета учредителю с просьбой о продлении. Порядок рассмотрения этого вопроса, форма голосования специально ни законом, ни актами Правительства РФ не регулируются, поэтому, если иное не предусмотрено уставом вуза, решение о представлении учредителю о продлении срока пребывания в должности ректора принимается в обычном порядке - на ученом совете вуза.

15. Типовое положение о вузе относит вопрос о выборах ректора вуза к компетенции конференции научных, педагогических и иных работников и обучающихся. Применительно к вопросу о продлении срока полномочий ректора закон предусматривает представление ученого совета. Статус конференции, разумеется, выше ученого совета, однако вопрос о продлении срока полномочий ректора может быть вынесен на рассмотрение конференции только в том случае, когда уставом вуза этот вопрос прямо отнесен к компетенции конференции.

16. Продление срока пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) отнесено к компетенции ректора вуза, который также вправе принять решение только на основании представления ученого совета вуза.

17. Продление срока пребывания в должности допускается законом до достижения возраста 70 лет. Указанная норма не означает право учредителя или ректора во всех случаях принять решение о продлении пребывания в должности до 70 лет. Статья 332 ТК фиксирует предельный срок, до которого пребывание в должности допускается законом. Однако при принятии решения следует учитывать и порядок назначения на соответствующие должности. Так, должность ректора является выборной, и срок избрания определен в 5 лет. Следовательно, если достижение 65-летнего возраста происходит в период пребывания в должности, например, спустя три года после избрания на соответствующую должность, то продление допускается до окончания срока избрания на соответствующую должность (в нашем примере - до достижения 69 лет). Поскольку указанное обстоятельство является препятствием для продолжения действия срочного трудового договора, то и решение о продлении может приниматься строго в рамках трудового договора и в пределах срока его действия.

18. Лицо, достигшее 65-летнего возраста, по смыслу решения Конституционного Суда РФ не вправе принимать участие в выборах и претендовать на занятие соответствующей должности. Таким образом, допустимость продления пребывания в должности до достижения 70 лет означает, что продление может осуществляться однократно, ибо повторное рассмотрение приведет к превышению 70-летнего возраста.

19. Для должности проректора предусмотрено заключение срочного трудового договора, срок окончания которого совпадает с окончанием срока полномочий ректора. Таким образом, косвенно происходит влияние сроков избрания ректора на продолжительность срока пребывания в должности проректора. Если проректор назначен на должность в возрасте 63 лет сразу после избрания ректора вуза, то через два года должно быть принято решение о продлении срока его пребывания в должности, а еще через три года, т. е. при достижении проректором возраста 68 лет, его трудовой договор прекратится в связи с истечением сроков полномочий ректора вуза. Нормативно не установлены число и виды должностей проректоров вузов, не предусмотрены и квалификационные требования для занятия указанной должности, если это прямо не предусмотрено уставом вуза. Традиционно в вузах существуют должности проректора по учебной работе, проректора по научной работе, проректора по административно-хозяйственной деятельности, иные должности проректоров вводятся вузом самостоятельно.

20. Для должности руководителя филиала (института) законом не предусмотрено специальной процедуры назначения на должность (ни выборы, ни конкурс), поэтому назначение на должность и возможность продления срока пребывания в должности руководителя филиала (института) до 70 лет не имеет специальных условий, в связи с чем допустимо продление срока пребывания в должности именно до достижения 70-летнего возраста.

21. Комментируемая статья предусматривает возможность в период действия трудового договора проведения аттестации научно-педагогического работника в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности (ч. 2 ст. 81 ТК). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Следует иметь в виду, что действующим положением (см. п. 6 комментария к ст. 331) не предусмотрена аттестация научно-педагогических работников вуза, данная норма предполагает возможность установления квалификационных характеристик должностей научно-педагогических работников высшего учебного заведения в будущем.

выборов заведующего кафедрой и декана факультетав ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России

1. Регламент выборов заведующего кафедрой и декана факультета определяет процедуру проведения выборов и избрания на должности заведующего кафедрой и декана факультета и заключения трудовых договоров между ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (далее - Университет) и работником на неопределенный срок или на определенный срок не более 5 лет.

2. Заведующий кафедрой и декан факультета избираются путем тайного голосования на Ученом совете Университета на срок до 5 лет из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, отвечающих установленным законодательством Российской Федерации квалификационным требованиям (для заведующего кафедрой – квалификационные требования соответствующего профиля).

Квалификационные требования к кандидатам на замещение должности заведующего кафедрой и декана факультета согласовываются Наблюдательным советом Университета и определены в Приложении 1 и Приложении 2 к настоящему Регламенту.

3. В выборах на замещение должности заведующего кафедрой и декана факультета могут так же принять участие лица, выполнившие или выполняющие индивидуальный план развития профессиональных качеств в рамках реализации Программы развития стратегических профессиональных ресурсов.

4. Лицом, ответственным за организацию и проведение выборов, является начальник отдела кадров Университета. Не позднее 2 (двух) месяцев до окончания учебного года начальник отдела кадров по согласованию с ректором Университета объявляет фамилии заведующих кафедрами и деканов факультетов, у которых в следующем учебном году истекает срок трудового договора, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Университета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Университета).

Данная информация так же может опубликовываться в периодическом печатном издании – ежемесячной газете «Сеченовские вести» или на международной электронной рекрутинговой площадке, созданной в Университете.

5. Не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия трудового договора с лицом, замещающим должности заведующего кафедрой и декана факультета, начальник отдела кадров организует предоставление ректору справки в отношении лица, у которого истекает срок трудового договора, а так же подготавливаемой проректором, курирующим кафедру, информации о деятельности кафедры или факультета. Данная информация должна содержать сведения о выполнении или о не выполнении лично заведующим кафедрой/деканом и руководимыми ими подразделениями показателей эффективности деятельности, предусмотренных должностными обязанностями, трудовым договором и показателей, предусмотренных Планом мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100) «дорожная карта» на 2016-2020 годы.

Выборы заведующего кафедрой и декана факультета назначаются ректором Университета посредством опубликования начальником отдела кадров (после согласования с ректором) информации о выборах на сайте Университета (так же может опубликовываться в периодическом печатном издании – ежемесячной газете «Сеченовские вести» и на международной электронной рекрутинговой площадке) не менее чем за два месяца до проведения выборов.

6. В объявлении о проведении выборов на замещение должностей заведующего кафедрой и декана факультета указываются:

- перечень должностей, на замещение которых объявляются выборы;

- квалификационные требования по должностям;

- место (адрес) приема заявления для участия в выборах;

- срок приема заявления для участия в выборах (не менее одного месяца со дня размещения объявления о выборах на сайте Университета);

- место и дата проведения выборов.

7. Срок подачи заявлений для участия в выборах – один месяц со дня объявления о проведении выборов на сайте Университета и объявления выборов в периодическом печатном издании – ежемесячной газете «Сеченовские вести».

Заявления в письменной форме об участии в выборах кандидатов (по форме согласно Приложению № 3 к настоящему Регламенту) с приложением необходимых документов передаются ректору через начальника отдела кадров. Также кандидат имеет право подать заявку через международную электронную рекрутинговую площадку, путем заполнения заявления в электронной форме, приложив отсканированные копии необходимых документов.

8. К заявлению в письменном виде прилагаются следующие документы:

б) копии документов, подтверждающих соответствие кандидата квалификационным требованиям (в том числе копии документов о высшем образовании, о профессиональной переподготовке и(или) о повышении квалификации, о присвоении квалификационной категории по соответствующей специальности, о присвоении ученой степени или ученого звания);

в) документы, подтверждающие отсутствие у кандидата ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами:

- справка об отсутствии судимости, факта уголовного преследования;

- справка об отсутствии заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

д) копии документов о дополнительных профессиональных компетенциях;

г) сведения о выполнении или о не выполнении лично заведующим кафедрой/деканом и руководимыми ими подразделениями показателей эффективности деятельности, предусмотренных должностными обязанностями, трудовым договором, и показателей, предусмотренных «дорожными картами» развития университета до 2020 года, по программе повышения конкурентоспособности университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100) (для лиц, участвующих в выборах на замещение должности заведующего кафедрой/декана в связи с истечением срока их трудового договора).

9. Начальник отдела кадров организует ознакомление претендентов с настоящим Регламентом, квалификационными требованиями по соответствующей должности, с трудовым договором, коллективным договором, разъясняет им право присутствовать на заседаниях Ученого совета, рассматривающего их кандидатуры.

Начальник отдела кадров организует проверку предоставленных документов на соответствие их квалификационным требованиям и действующему законодательству. По итогам полученной от начальника отдела кадров информации ректор вправе принять решение о не допуске к выборам в случае:

- несоответствия представленных документов требованиям, предъявляемым по соответствующей должности;

- непредставления установленных документов;

- нарушения установленных сроков поступления заявления.

Факт допуска/не допуска к участию в выборах подтверждается резолюцией ректора/уполномоченного проректора на заявлении лица о допуске к участию в выборах.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации комиссии по выборам могут быть допущены к участию в выборах на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

10. После окончания срока подачи документов начальник отдела кадров Университета предоставляет в отдел ученого совета информацию о лицах, подавших заявления об участии в выборах, для включения в повестку дня заседания ученого совета вопроса о выборах на замещение должности заведующего кафедрой/декана.

Так же начальник отдела кадров передает документы, полученные от лица, подавшего заявление об участии в выборах, проректору, курирующему данную кафедру или факультет, для подготовки информации о деятельности заведующего кафедрой/декана для сведения членов Ученого совета.

12. Выборы на замещение должностей заведующего кафедрой/декана факультета проводятся Ученым советом Университета путем тайного голосования и оформляются протоколом.

Перед тайным голосованием по выборам на должности заведующего кафедрой/декана факультета действующий заведующий кафедрой/декан представляет отчет о своей работе и работе кафедры/факультета, в том числе сведения об учебно-методической работе, о научно-исследовательской деятельности, о подготовке научно-педагогических кадров, о кадровом обеспечении, о выполнении или о не выполнении лично заведующим кафедрой/деканом и руководимыми ими подразделениями показателей эффективности деятельности, предусмотренных должностными обязанностями, трудовым договором, и показателей, предусмотренных «дорожной картой» университета по программе повышения конкурентоспособности университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100). Форма отчета доводится до участников выборов отделом ученого совета Университета.

13. После отчета заведующего кафедрой/декана информацию о деятельности заведующего кафедрой/декана факультета и о руководимых ими структурных подразделениях до сведения Ученого совета доводит курирующий проректор с рекомендацией о сроке, на который необходимо заключить трудовой договор. Проректор доводит до членов Ученого совета в том числе сведения о выполнении или о не выполнении лично заведующим кафедрой/деканом и руководимыми ими подразделениями показателей эффективности деятельности, предусмотренных должностными обязанностями, трудовым договором, и показателей, предусмотренных «дорожной картой» университета по программе повышения конкурентоспособности университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100).

14. При прочих равных условиях приоритет по итогам выборов имеет лицо, выполнившее или выполняющее индивидуальный план развития профессиональных качеств в рамках реализации Программы развития стратегических профессиональных ресурсов.

15. Заявленные в ходе заседания Ученого совета самоотводы подлежат удовлетворению. Неявка претендента на заседание Ученого совета не является препятствием для проведения выборов. Все кандидатуры вносятся в один бюллетень для тайного голосования.

16. При голосовании «Против» кандидата из бюллетеня вычеркивается фамилия претендента. Кандидат получает голос «За», если его кандидатура не вычеркнута из бюллетеня. Бюллетень, в котором не вычеркнута ни одна из фамилий в случае участия в выборах двух и более претендентов на одну должность, считается недействительным. В своем решении Ученый совет Университета вправе высказать мнение по сроку, на который предлагается заключить трудовой договор с лицом, прошедшим выборы.

17. Для подсчета голосов Ученый совет Университета перед началом тайного голосования избирает открытым голосованием из членов Ученого совета счетную комиссию в составе не менее трех человек, счетная комиссия оглашает результаты голосования по каждой кандидатуре. Избранным на должность заведующего кафедрой/декана факультета считается кандидат, получивший путем тайного голосования простое большинство голосов членов Ученого совета Университета от числа, принявших участия в голосовании. Заседание Ученого совета правомочно, если в заседании присутствуют более 50 процентов членов ученого совета Университета.

При получении равного количества голосов претендентами проводится повторное голосование на том же заседании Ученого совета. Если голосование проводилось по единственному претенденту, и он не набрал необходимого количества голосов, выборы признаются несостоявшимися. Если голосование проводилось по двум и более претендентам, и никто из них не набрал необходимого количества голосов, то проводится второй тур избрания, при котором повторное тайное голосование проводится по двум претендентам, получившим наибольшее количество голосов в первом туре избрания. В случае, когда при повторном тайном голосовании никто из претендентов не набрал более половины голосов, выборы признаются несостоявшимися. Если на участие в выборах не подано ни одного заявления или ни один из претендентов, подавших заявление, не был допущен к участию в выборах, выборы признаются несостоявшимися.

18. Ученый секретарь Ученого совета Университета обязан в течение 5 (пяти) календарных дней со дня принятия решения Ученым советом предоставить в отдел кадров Университета выписку из решения Ученого совета.

19. С лицом, успешно прошедшим выборы, заключается трудовой договор (для лица которое на момент выборов не состояло с Университетом в трудовых отношениях). С работником Университета, который занимал на момент выборов должность заведующего кафедрой/декана факультета, и был выбран на указанную должность, может заключаться дополнительное соглашение к трудовому договору.

20. Трудовые договоры на замещение должностей заведующего кафедрой/декана факультета могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

По результатам выборов и заключенного трудового договора ректор Университета (или уполномоченный проректор) издает приказ об утверждении в должности. В трудовую книжку работника отделом кадров вносится запись об избрании на соответствующую должность. Персональную ответственность за соблюдение порядка и сроков оформления трудовых отношений по итогам выборов несет начальник отдела кадров Университета.

21. Если по итогам выборов трудовой договор был заключен на срок менее 5 лет, то по соглашению между работником и работодателем срок трудового договора в период его действия может быть неоднократно изменен без проведения выборов, при этом общий срок трудового договора (по итогам соглашения об изменении срока трудового договора) должен быть не более 5 лет. Истечение срока трудового договора является основанием для увольнения работника в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

22. Если выборы признаны несостоявшимися или если должность заведующего кафедрой, декана факультета является вакантной, то в целях непрерывности образовательного процесса ректор вправе назначить заведующего кафедрой, декана факультета на период до 1 (одного) года с последующим проведением выборов.

23. При создании новой кафедры, факультета в целях непрерывности образовательного процесса приказом ректора без проведения выборов назначается заведующий кафедрой, декан факультета с последующим в течение одного года проведением выборов.

Содержание статьи:

ВАЖНО: наш адвокат поможет составить жалобу за 24 часа: профессионально и на выгодных условиях. Звоните уже сегодня.

Как найти управу на преподавателя в учебном заведении?

Если преподаватель ведет себя, мягко говоря, «неадекватно», позволяя себя выходки, которые не вправе делать лицо со статусом преподавателя, следует попробовать пресечь такое поведение. А как найти управу на подобного преподавателя в учебном заведении? Наиболее правильным поведением в данном случае будет написание жалобы на такого преподавателя. Как писать такую жалобу и куда, рассмотрим в следующих блоках.

По жалобам студентов на препода должна быть соответствующая реакция, заключающаяся в проведении проверок и при необходимости принятии мер реагирования, в том числе, возможно плохой преподаватель будет уволен из учебного заведения.

Как написать жалобу на преподавателя ВУЗа, колледжа?

Жалоба на преподавателя ВУЗа, колледжа пишется в свободной форме, с указанием необходимой информации, чтобы было понятно, кому, от кого и по поводу чего написана жалоба, в связи с этим в жалобе следует указать следующее:

  1. кому адресуется жалоба, т.е. кто должен на нее отреагировать
  2. от кого подается жалоба, в данном случае следует указать ФИО, адрес проживания, номер телефона для связи
  3. название документа – жалоба
  4. в тексте жалобы излагается суть жалобы, т.е., какие обстоятельства произошли, что сделал преподаватель ВУЗа, колледжа, почему его поведение является неправильным, каким образом нарушены права студента или студентов
  5. в просительной части жалоба указывается просьба заявителя, например, провести проверку, принять меры, заменить преподавателя
  6. если к жалобе будут прикладываться какие-то доказательства в копиях, тогда они должна быть перечислены в приложении
  7. в конце жалобы должна стоять подпись заявителя или подписи заявителей

Написать жалобу на преподавателя колледжа или института можно от руки, т.е. написав текст жалобы без использования каких-либо технических средств. Можно подготовить текст жалобы в печатном виде с использованием компьютера, ноутбука.

Если на сайте учебного заведения или конкретного органа предусмотрена возможность обращения в электронной форме, то жалобу можно подготовить в электронном виде, заполнив необходимую информацию в полях для электронного обращения.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат может составить жалобу за Вас, также смотрите видео с инструкцией основных правил

Куда писать жалобу на преподавателя колледжа или института?

Жалоба на преподавателя может быть подана в несколько органов. Куда же писать жалобу на преподавателя колледжа или института?

Как можно заметить, жалобу на препода можно подать в различные органы. Однако, при подаче жалобы следует все-таки начинать с руководства учебного заведения, а далее уже решать об обращении в иные органы, поскольку, например, если сразу обратиться в министерство, то наверняка жалоба министерством будет перенаправлена руководству колледжа или института.

Как подать жалобу на преподавателя?

С учетом того, кому подается жалоба, она может быть подана несколькими способами:

Таким образом, способы подачи жалобы на препода могут быть использованы разные, особенно в такие периоды, как пандемия коронавируса, когда не желательно лишний раз с кем-то контактировать.

Что делать, если действия не дали результата?

Жалоба на преподавателя ВУЗа, колледжа, института

Если Вы подали жалобу на преподавателя в один из органов, но это не привело к желаемому результату или вообще не привело к какому-либо результату, тогда стоит рассмотреть варианты обращения с жалобой в иные органы более серьезные.

В случае возникновения трудностей с написанием, подачей жалобы на преподавателя, получением ответа на свою жалобу, адвокаты адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» всегда готовы оказать юридическую помощь в подобных вопросах, в том числе:

4 апреля суд отказался восстановить на работе преподавателя Кемеровского госуниверситета, уволенного с должности со скандалом. Во время прохождения конкурса Нине Обелюнас предложили заключить трудовой договор только на полгода. Такой контракт она подписывать не стала и осталась без работы. Между тем, по данным профсюза «Университетская солидарность», краткосрочные контракты — один из основных способов сокращения персонала. Предлагая подписать такие договоры, руководство вузов проверяет лояльность работника и получает возможность уволить его в любой момент.

Как и почему сокращают преподавателей в вузах

«Причем в течение последних пяти лет сроки этих договоров на глазах сократились с обычных пяти лет до одного года, десяти месяцев и даже семи месяцев. Для преподавателей высочайшей квалификации через 20-40 лет трудового стажа работа в родном университете внезапно превратилась в работу на условиях бесконечного испытательного срока», — говорит оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» Владимир Комов. По его словам такая ситуация наблюдается по всей стране, в том числе в вузах Томска.

Нина Обелюнас одна из немногих, кто решил бороться с несправедливым, по ее мнению, увольнением. Пока же, как показывает практика, большинство преподавателей соглашаются на предложенные невыгодные условия. Те же, кто выступает против, оказываются на улице. Об этом говорят представители альтернативного профсоюза «Университетская солидарность». Профсоюз выступает в защиту педагогов со всей страны, чьи права нарушают работодатели.

Нина Обелюнас.

«Мы находимся в естественно зависимом положении по отношению к работодателю. Если руководитель кафедры говорит, что нужно сократить определенное число ставок и начинает по чуть-чуть урезать у каждого, а один встает в позу и отказывается идти на уступки, страдают все. И этот путь плох тем, что тебе могут припомнить это в момент прохождения конкурса, когда коллектив кафедры проголосует против. Но если бы все вели себя грамотно с правовой точки зрения, таких ситуаций бы не возникало», — говорит член центрального совета «Университетской солидарности», руководитель профсоюза Уральского федерального университета Дмитрий Трынов.

Из вуза в техникум

После того, как мы рассказали об истории Нины Обелюнас, на публикацию откликнулась еще одна преподаватель из Кемеровской области — Евгения Сафонова. Педагог с 20-летним стажем, кандидат наук, после двух лет работы на посту завкафедрой «Социологии и философии» Новокузнецкого филиала КемГУ с 1 сентября 2016 года осталась без работы. Ее пригласили в вуз из Сибирского государственного индустриального университета в 2014 году по рекомендации декана и преподавателей факультета — возглавить только что образованную кафедру.

Я стала и.о. завкафедрой. Два года выборы на эту должность не проводили, а на третий сказали, что я не буду претендовать на этот пост, нашелся более нужный человек. Кафедра была за меня, преподаватели, студенты, они даже обращались к директору, но это проигнорировали. Я вынуждена была уйти из вуза. Я сама виновата в том, что согласилась на некорректно составленный трудовой договор, — говорит Сафонова.

Как и почему сокращают преподавателей в вузах

Евгения рассказывает, что за те два года, что она работала в филиале КемГУ, ситуация в вузах изменилась радикально.

«Вернуться в вуз будет сложно. В Новокузнецке два университета: из первого я ушла, из второго — уволили. В первый вернуться я не могу, так как там за это время произошли серьезные сокращения: из трех кафедр сделали одну, нагрузка преподавателей упала в три раза. У этого две причины: из-за «ФГОС 3+» из учебного плана оказался выброшен блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Из них остались только история и философия, которые тоже предельно сокращены. Плюс нагрузка на одну ставку выросла и для доцента, и для профессора до 900 часов, вместо 500 и 700 которые были раньше. Соответственно часть преподавателей тоже осталась не у дел», — рассказывает педагог.

Пока Евгения нашла работу в местном техникуме. Но там, по ее словам, ситуация еще хуже — оклад на ставку — 5 тыс. 900 рублей. Еще 10% к этой сумме — надбавка за ученую степень. Чтобы подтвердить высшую категорию, ей нужно начинать с нуля.

«Все преподаватели тут работают на 2 ставки. Это 4-5 пар в день голой аудиторной нагрузки за 20 тыс. рублей. В вузах по сравнению с этим условия лучше — 25 тыс. рублей ставка доцента», — делится преподаватель.

В вузах нашего региона все это началось два года назад и все с большей скоростью летит в тартарары. За два года количество ставок в вузах сократилось почти в 2 раза. Несмотря на то что преподаватели вынуждены работать на доли ставки, потребность в них стремительно снижается: если 3 года назад в самом крупном вузе города работало более 400 преподавателей, то теперь их осталось около 200. Я думала переехать в Томск, потому что получала образование там, но знакомые говорят, что там такое тоже началось, — говорит Сафонова.

12 на одного

В томских вузах информацию о профессорско-преподавательском составе (ППС) раскрывают неохотно. На официальные запросы ТВ2 ответили только три из шести вузов: ТГУ, ТПУ и ТГАСУ, остальные их просто проигнорировали.

В ТГУ сообщили только то, что штатная численность формируется в соответствии с дорожной картой правительства, в которой утверждено соотношение преподаватель-студент.

Это соотношение — одна из причин резкого сокращения штатов. Вместе с уменьшением числа студентов она приводит к тому, что педагоги просто оказываются лишними. Принята дорожная карта была в 2014 году. В ней сказано, что к 2018 году соотношение преподаватель-студент должно быть доведено до 1:12. Хотя еще в 2012 году оно составляло 9,4 студента на 1 педагога.

Как и почему сокращают преподавателей в вузах

Общее число студентов с 2012 по 2016 год в ТГУ практически не изменилось (11175 в 2012 и 11120 в 2016). Однако за это время показатели дорожной карты уже стали другими. В 2016 году на одного преподавателя уже должно было приходиться 11,1 студента. Если руководствоваться только этими цифрами, несложно подсчитать, что число преподавателей в ТГУ за пять лет должно было уменьшиться с 1188 до 958.

В ТГАСУ преподавателей за последние два года стало меньше на 85 человек. В Томском политехническом университете сообщили, что за год численность профессорско-преподавательского состава сократилась на 33 человека и составила 1728 человек. При том, что для ТПУ до 2015 года вообще действовало льготное соотношение педагог — студент. Оно составляло 1:4. В пресс-службе вуза сообщили, что отмена льготного соотношения численности преподавателей и студентов, установленного в девяностые годы — одна из причин оптимизационных процессов на протяжении последних 2-3 лет.

Распоряжение правительства от 30 апреля 2014 года № 722-р

Повышение зарплат – не благо

Как это ни странно, не на руку преподавателям играют и «майские указы президента» (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») о повышении зарплат педагогам. Согласно приказу, к 2018 году средняя зарплата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников должна повыситься до 200 процентов от средней зарплаты в соответствующем регионе. Некоторые томские вузы уже достигли необходимых показателей.

Официальная статистика говорит, что в среднем преподаватели вузов в Томской области получают в 2,1 раза больше, чем жители региона. Так, согласно итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-декабрь 2016 года, который ежеквартально публикует Росстат, средняя зарплата вузовских преподавателей в области составляла 63 тыс. 606 рублей.

В ТГУ сообщили, что за последние два года средняя заработная плата преподавателя на полную ставку составляет 40 тыс. рублей. В ТГАСУ заявили, что средняя зарплата педагогов на сегодня — 150% от средних цифр по экономике. За последние два года показатель вырос на 31%.

Самая высокая зарплата в ТПУ. Как рассказали в вузе, сейчас средненачисленная зарплата ППС составляет 73,2 тыс. рублей в месяц.

Однако педагоги чаще всего удивляются, когда слышат такие цифры. Чтобы получить хотя бы столько же, сколько и раньше, им приходится работать больше обычного. Как показывает практика, указы президента выполняют за счет различных ухищрений. Самое первое — сокращение одних и увеличение нагрузки на других. При этом человека переводят на часть ставки, а получает он столько же, сколько раньше, но за большее количество работы. Но и этой работы взять уже негде — студентов все меньше.

У меня — ставка, у жены, которая работает на кафедре астрономии и физической геодезии, — четверть ставки. При этом она на работе проводит иногда больше времени, чем я. Там вообще интересная ситуация — у физиков бюджетных ставок очень мало, даже завкафедрой работает на полставки.

У нас на кафедре есть преподаватель, у которого осталось только 0,25 ставки, зарплата 6-7 тыс. рублей, но при этом нагрузки практически столько же, сколько и было, — рассказывает доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории исторического факультета ТГУ Олег Хазанов.

Олег Хазанов

Как отмечает Дмитрий Трынов, преподаватели сами зачастую соглашаются на дробление своих ставок:

«Администрация университета подает перевод на часть ставки как благо: и волки сыты, и овцы целы. Преподаватели продолжают работать, никого увольнять не нужно. Преподаватели идут на добровольное сокращение своей зарплаты, сами подписывают заявление о том, что хотят перейти на часть ставки. Против всего этого мы пытаемся бороться».

О «нищенской, унизительной зарплате, недостойной высокообразованных людей» написала в начале апреля профессор Саратовского государственного университета Вера Афанасьева. Она составила открытое письмо министру образования Ольге Васильевой, в котором призвала «радикально изменить «Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы».

Вера Афанасьева.

Государственные вложения в российское образование чрезвычайно малы и не позволяют ему достойно существовать, — пишет она. — Постоянное сокращение числа бюджетных мест уменьшает и без того крохотное финансирование. Достаточно сказать, что жалование провинциального профессора составляет смехотворную сумму – менее 500 евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора. Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье, — пишет Афанасьева.

Афанасьева пишет, что при таких зарплатах преподавателей существуют еще и многочисленные скрытые недоплаты.

«Важным механизмом недоплаты преподавателям является чудовищная часовая нагрузка (перегрузка!), не учитывающая время, необходимое для подготовки к занятиям и для научных изысканий. Не должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Но читает. Увеличение нагрузки преподавателей без повышения зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровня оплаты неквалифицированного труда. Установление необоснованного соотношения числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствием массовое сокращение числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшихся, — говорит педагог.

Как и почему сокращают преподавателей в вузах

Гуманитарии в пролете

Причем, как показывает практика, касается подобная ситуация прежде всего преподавателей гуманитарных специальностей, бюджетный набор на которые с каждым годом сокращается. Предпосылки нового сокращения перечня и объема гуманитарных дисциплин заложены и в новом ФГОС.

«У нас в УрФУ гуманитарные специальности страдают больше. Дело в том, что администрация ориентируясь на соотношение преподаватель-студент, установленное в дорожной карте, по-разному считает это соотношение для технических специальностей и для гуманитарных. На 2017 год оно должно быть 11,6, но у нас в вузе установлено соотношение для гуманитарных 11,8, а для технических — 10,6. Соответственно это вызывает вопросы, связанные с дискриминацией. Похоже наша российская практика опережает все нормы права, оказывается может быть такая ее форма, как дискриминация по специальности», — говорит Дмитрий Трынов.

В условиях сокращения количества бюджетных мест, особенно на гуманитарных направлениях, спасти дать нагрузку педагогам могли бы внебюджетные студенты, которые полностью возмещают затраты на свое обучение вузу. Но вузы не могут сделать стоимость обучения меньше размера субсидии, получаемой на одного бюджетного студента. Эта стоимость год от года увеличивается. И если раньше на эту сумму престижные столичные вузы устанавливали надбавку, то теперь цены повысилась настолько, что и столичные вузы берут по минимуму. Цена и для столичных, и для региональных вузов уравнивается. В таких условиях студенты менее охотно остаются в регионах. Например, в ТПУ отмечают: число очных студентов-платников за последние годы существенно снизилось.

По стандартной схеме

«Согласно «дорожной карте» с 2012 по 2018 год требуется сократить 139 тыс. 428 преподавателей российских вузов, — пишет «Университетская солидарность». — В наш профсоюз регулярно приходят письма со всей страны (из Москвы, Санкт-Петербурга, Центральной России, Сибири, Урала), в которых преподаватели описывают ситуацию увольнения в связи с «необъявлением конкурса» на замещение должности, в которой они проработали десятки лет».

В профсоюзе «Университетская солидарность» достаточно четко описали как распознать намерения уволить педагога.

Как и почему сокращают преподавателей в вузах

Схема, по которой происходит увольнение:

  • Интенсификация труда. То есть манипуляции с нормами времени учебной работы – исключение из учебной работы часов на прием экзаменов и зачетов, исключение из норм часов на проверку расчетно-графических работ, контроль самостоятельной работы, проведение практик, пересдач экзаменов и зачетов и тому подобное. Как неотъемлемая часть учебного процесса вся эта работа преподавателями безусловно выполняется, но не оплачивается. Дополнительно производится перевод существенной части учебных часов, отведенных на дисциплину, из аудиторных занятий в самостоятельную работу студентов. Целью этих манипуляций является сокращение числа ставок ППС при сохранении общего объема работы ППС вуза для выполнения майских указов президента по уровню средней заработной платы.
  • Дробные ставки. На первом этапе преподавателям предлагается перейти на доли ставки. Доходит до абсурда – высококвалифицированные профессора с гигантским опытом работы вынуждены соглашаться на труд по основному месту работы на 0,3-0,4 ставки. На этом этапе выявляются преподаватели, которые не соглашаются на существенное изменение условий их трудового договора, не лояльные руководству, требующие выполнения Трудового Кодекса РФ.
  • На втором этапе сокращения штата эти «неправильные» преподаватели сокращаются совсем, путем «необъявления конкурса» на замещение должности преподавателя при окончании срока трудового договора. Таких преподавателей – десятки тысяч. Защиты против «необъявления конкурса» на должность у преподавателя нет – суды регулярно выносят решения о праве ректора определять штатное расписание. Фактически, преподавателя увольняют по сокращению штата, но компенсации, которая положена при таком увольнении, он не получает. Такое увольнение не вызывает у ректора никаких затруднений, ни моральных, ни юридических.

Чтобы защититься от таких сокращений, в профсоюзе советуют добиваться заключения стандартного трудового договора на неопределенный срок. Также необходимо добиваться от всех ректоров признания увольнения преподавателя в связи с «не объявлением конкурса» на замещение должности – увольнением по сокращению штата.

«Мы вынуждены идти по пути индивидуального спасения. Практика такова, что массовый профсоюз сегодня занимает провластную позицию. Когда люди приходят за помощью, они говорят: очень жаль, но ничего не сделаешь. А это еще более усугубляет эти процессы», — отмечает Трынов.

О том же пишет Васильевой и Вера Афанасьева:

Любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие. В сфере образования практически нет настоящих профсоюзов, которые отстаивали бы наши интересы – существующие в большинстве своем раздают лишь убогие подарки на бывшие советские праздники да путевки в ветхие, еще советские, профилактории. Да что профсоюзы – у нас давно нет простого товарищества.

В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые при составлении штатного расписания.

Основные определения¶

Категории должностей, связанных с научным процессом¶

Должности научных работников¶

Должности научных работников — руководителей¶

Должности научно-технических работников¶

Должности работников сферы научного обслуживания¶

Категории должностей, связанных с педагогическим процессом в образовательных учреждениях высшего образования¶

Должности профессорско-преподавательского состава¶

Должности профессорско-преподавательского состава — руководителей¶

Должности административно-управленческого персонала¶

Должности административно-управленческого персонала — руководителей¶

Должности учебно-вспомогательного персонала¶

Научные работники¶

Существуют два близких по звучанию понятия: научные сотрудники и научные работники.

Первое понятие более узкое и является общим наименованием ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в ВУЗах. В ряде документов: Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); прочих классификаторах, принято выделять базовую должность — в данном случае «научный сотрудник», и ряд производных должностей, названия которых образуется при помощи модифицирующей характеристики, например, «младший», «старший» и пр. В последних редакциях ОКПДТР (утверждено постановлением Госстандарта РФ N 367 от 26.12.1994, в ред. от 19.06.2012) и ЕКС (утверждено постановлением Минтруда России N 37 от 21.08.1998, в ред. от 12.02.2014) приведены следующие производные должности научных сотрудников:

  • главный;
  • ведущий;
  • старший;
  • младший.

Второе понятие включает, помимо перечисленных, еще целый ряд должностей. Согласно закону «О науке и государственной научно-технической политике» (ФЗ от 23.08.1996 N 127, ред. от 23.05.2016), научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Другого, более четкого определения данного понятия, в нормативных документах не существует. Также не создано и единого международного реестра и правил конвертирования научных должностей. Как следует из приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 N 305н (ред. от 19.12.2008), помимо научных сотрудников, к научным работникам относятся ещё государственные эксперты по интеллектуальной собственности разного ранга. В то же время, согласно постановлению Президиума РАН № 196 от 25.03.2008, в этот перечень входят стажер-исследователь (инженер-исследователь, старший лаборант с высшим образованием), учёный секретарь и разного уровня заведующие (начальники) научно-исследовательскими подразделениями.

Помимо научных работников, 127-ФЗ определяет также инженерно-технических работников и работников сферы научного обслуживания. Первые определены как граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. В штатном расписании такие должности относятся к категории научно-вспомогательного персонала. Ко вторым относят граждан, обеспечивающих создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. Эта группа достаточно размыта, сюда могут входить как лица занимающие различные должности в административном аппарате, так и категория прочего обслуживающего персонала.

В качестве модифицирующей характеристики в производных должностях здесь также используются I и II категории. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование «младший» и «старший» не применяется.

  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности II категории;
  • младший научный сотрудник
  • техническим архивом;
  • чертежно-копировальным бюро;
  • лабораторией (компьютерного и фото-, кинооборудования, оргтехники, средств связи)
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности I категории;
  • научный сотрудник;
  • старший научный сотрудник
  • аспирантурой;
  • отделом научно-технической информации
  • ведущий государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • ведущий научный сотрудник,
  • научно- исследовательским сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (лаборатории, отделения);
  • бригады (группы)
  • главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • главный научный сотрудник,
  • научно-исследовательским отделом;
  • конструкторским отделом;
  • экспертным отделом;
  • ученый секретарь

КУ — квалификационный уровень

В последней редакции ЕКС в разделе, включающем научных работников, нет четкого разделения на категории должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Скорее всего, это связано с тем, что должности заведующих научно-исследовательским отделом, лабораторий и пр. могут быть отнесены не только к категории руководителей, но специалистов (в данном случае, научных работников). В итоге можно сделать вывод, что особенности квалификационных требований к должностям работников, связанных с научно-педагогическим процессом, определяются отдельными положениями о соответствующих должностях, разрабатываемыми Учеными советами организаций.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью, условного института РАН, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 298 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, главный инженер и главный научный сотрудник находятся на одном уровне, а инженер I категории — между старшим и ведущим научным сотрудником.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Рис. 298 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории научных работников или работников сферы научного обслуживания. Научно-технические работники, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

На следующей схеме показана упрощенная структура условного института РАН ( Рис. 299 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Дирекция института (на схеме условно названо «Институт РАН»). Но иерархическая связь его с остальными подразделениями зависит от рассматриваемого бизнес-процесса. Например, Центр коллективного пользования в приведенном примере — структура, созданная на базе данного института, но помимо исследований проводимых самим институтом, там ведутся работы и работниками других организаций. Следовательно, график работы Центра будет утверждать директор института, а тематику НИР — некий внешний орган. Аналогично, секретариат Учёного совета подчиняется непосредственно Учёному совету. На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных институтов. Однако целью ее составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с научным процессом.

Упрощенная структура условного института РАН

Рис. 299 Упрощенная структура условного института РАН

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела ( Рис. 300 ) включает заведующего отделом и главного научного сотрудника. В структуру отдела, входят три лаборатории со своим штатом сотрудников. Если в названии должности работника присутствуют модифицирующие характеристики «старший», «ведущий» или «главный», то согласно ЕКС, работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Такая должность может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Поскольку главный научный сотрудник по уровню иерархии стоит выше, чем заведующий лабораторией, он входит непосредственно в штат отдела, а не лаборатории. При этом, он может руководить научной работой сотрудников нескольких лабораторий. Но административные функции он не выполняет — это является прерогативой заведующих отделом и лабораторий. Помимо главного научного сотрудника, непосредственно в штат отдела могут входить и сотрудники другого уровня. В этом случае они также будут подчиняться непосредственно заведующему отделом.

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Рис. 300 Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Штатный состав научно-исследовательской лаборатории, в приведенном примере, включает, помимо заведующего лабораторией, несколько научных работников разного уровня от стажера исследователя до ведущего научного сотрудника, а также несколько лаборантов-исследователей, в качестве научно-вспомогательного персонала. Количество штатных единиц НР и НВП зависит от объема задач, стоящих перед лабораторией и текущей ситуации, определяемой объемом финансирования и наличием специалистов в кадровом резерве.

В штате секретариата Учёного совета института ( Рис. 301 -1) состоят учёный секретарь (научный работник) и несколько единиц научно-вспомогательного персонала от инспектора до инспектора I категории. Аналогичный штатный состав имеют отделы ( Рис. 301 -2) аспирантуры и научно-технической информации ( Рис. 301 -3), возглавляемые заведующими отделами.

Пример штатного состава прочих отделов

Рис. 301 Пример штатного состава прочих отделов:

  1. Секретариат Учёного совета института.
  2. Отдел аспирантуры.
  3. Отдел научно-технической информации.
  4. Центр коллективного пользования.
  5. Эксплуатационный отдел.

В штате центра коллективного пользования ( Рис. 301 -4), помимо заведующего центром (научный работник), состоят несколько единиц научно-вспомогательного персонала — инженеров-исследователей разных категорий, относящихся к научно-техническим работникам, а также техники, относящиеся к работникам сферы научного обслуживания.

Штатный состав эксплуатационного отдела ( Рис. 301 -5) целиком относится к работникам сферы научного обслуживания. Сюда входят заведующий отделом, инженеры разных категорий и техники. Все, кроме заведующего отделом (административно-управленческий персонал), относятся к категории прочего обслуживающего персонала.

Педагогические работники¶

Должности работников образовательных организаций разного уровня описываются в разделах ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ N 761н от 26.08.2010, ред. от 31.05.2011) и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н). В последнем из этих разделов приведены следующие должности руководителей:

  • ректор;
  • президент;
  • проректор;
  • руководитель структурного подразделения;
  • заведующий отделом аспирантуры;
  • советник при ректорате;
  • ученый секретарь совета ВУЗа;
  • ученый секретарь совета факультета;
  • заведующий отделом практики;
  • помощник ректора (проректора).

Должности профессорско-преподавательского состава:

  • ассистент;
  • преподаватель;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор;
  • заведующий кафедрой;
  • декан факультета (директор института).

Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала:

  • диспетчер факультета;
  • тьютор;
  • специалист по учебно-методической работе;
  • учебный мастер.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом, условной образовательной организации высшего образования, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 302 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, заведующий кафедрой и заместитель декана находятся на одном уровне, а тот же заведующий кафедрой — между доцентом и профессором.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Рис. 302 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории профессорско-преподавательского состава или административно-управленческого персонала. Учебно-вспомогательный персонал, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

При сравнении должностей профессорско-преподавательского состава и должностей научных работников, можно предложить следующее соотнесение: младший научный сотрудник соответствует по иерархическому уровню ассистенту, а главный — профессору.

На следующей схеме показана упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования ( Рис. 303 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Ректорат (на схеме условно названо «Образовательная организации высшего образования»). На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных ВУЗов. Однако целью её составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с образовательным процессом.

Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

Рис. 303 Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

В приведенном примере штатного состава ректората ( Рис. 304 ), помимо ректора, есть еще два руководящих работника — проректора по учебной и научной работе, возглавляющие соответствующие управления. Помимо этого, в непосредственном подчинении ректора находится президент, штат советников и помощников, которые входят в административно-управленческий персонал, но не относятся к категории руководителей. В штат ректората входят также помощники проректора, которые подчиняются своему проректору и также относятся к административно-управленческому персоналу.

Пример штатного состава ректората

Рис. 304 Пример штатного состава ректората:

  1. Управление по учебной работе.
  2. Управление по научной работе.

В непосредственном подчинении проректора находятся начальники отделов, входящих в структуру его управления. Проректору по учебной работе подчиняются также деканы факультетов.

Штатный состав отделов входящих в структуру управлений ВУЗа принципиально ничем не отличается от состава аналогичных отделов института РАН, как и состав секретариатов Учёных советов.

Факультет возглавляет декан ( Рис. 305 ). В штатный состав деканата входят его заместители, а также ряд инспекторов разных категорий. Как правило, в сферу ответственности каждого из заместителей декана входит один или несколько студенческих курсов. В непосредственном подчинении декана находятся также заведующие кафедр факультета. Декан, его заместители и заведующие кафедр относятся к категории руководителей. Однако, декан и заведующие кафедр относятся также к категории профессорско-преподавательского состава, а заместители декана, как и инспектора деканата — административно-управленческого персонала.

Пример штатного состава факультета

Рис. 305 Пример штатного состава факультета:

В штатное расписание кафедры входит ряд должностей профессорско-преподавательского состава: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель и ассистент. А также должности учебно-вспомогательного состава: учебный мастер, старший лаборант и лаборант. На тех кафедрах, в учебном процессе которых используется сложное оборудование, в этой категории может встречаться должность техник.

Рассмотренные примеры организационных структур научного и образовательного учреждения, на практике носят смешанный характер. Особенно это касается крупных университетов. Часто в составе такой образовательной организации (несмотря на название, включающее ФГБОУ ВО) находятся, помимо факультетов, еще и НИИ или другие обособленные научные подразделения. Также в структуру кафедр бывают включены исследовательские лаборатории. В научных учреждениях должности профессорско-преподавательского состава вводятся, как правило, при наличии реальных условий для осуществления образовательной деятельности (например, ВУЗов соответствующего профиля в месте расположения учреждения, наличия базовых кафедр и т.п.).

Читайте также: