Кто является главным героем повести котлован за что героя уволили

Опубликовано: 19.09.2024

Первая половина XX века характеризуется построением нового общества в России. Одним из русских писателей, пытавшихся проанализировать происходящие события, стал А. П. Платонов, создавший в конце 30-х годов социально-философское произведение «Котлован». Понять смысл Котлована, скрытый между строк, поможет краткий анализ произведения.

Действие повести происходит в 30-е годы. Местом действия являются город и деревня.

Интересно! Толчком к созданию произведения послужили исторические события, происходящие в стране, а также речь Сталина, акцентирующая внимание на проблеме, затрагивающей противоположность города и деревни.

Действующие лица

Главные герои повести:

  1. Вощев – 30-летний рабочий, попавший на котлован после увольнения с завода.
  2. Чиклин – немолодой, но обладающей огромной физической силой мужчина, землекоп.
  3. Жачев – безногий инвалид, ненавидящий буржуазию.

Помимо главных героев в повести фигурируют второстепенные персонажи, необходимые для более глубокого проникновения в смысл Котлована:

  • Настя – внучка владельца завода по изготовлению кафеля;
  • Прушевский – инженер, автор идеи монументального дома для пролетариата;
  • Сафронов – рабочий, активный профсоюзный деятель;
  • Пашкин – чиновник, отличающийся бюрократизмом;
  • Козлов – физически слабый мужчина, бывший землекоп, ставший чиновником;
  • Медведь – животное, наученное работать молотобойцем колхозной кузни.

События повести начинаются с увольнения Вощева с завода. По иронии судьбы это совпадает с днем рождения героя.

Стройка века

Расстроенный Вощев отправляется в соседний город и попадает на строительство котлована. Котлован предназначен для огромного здания, куда по замыслу Прушевского можно заселить всех пролетариев. Вощева принимают в бригаду землекопов.

На стройке появляется Пашкин, призывая землекопов работать быстрее, пообещав прислать подмогу.

Чаклин, бродя однажды среди руин бывшего кафельного завода, натыкается на девочку Настю, сидящую рядом с умирающей женщиной. Перед смертью мать наказывает дочери не открывать никому своего буржуазного происхождения. Чаклин забирает осиротевшую Настю в барак, где девочка становится всеобщей любимицей.

Соседняя деревня переживает процесс коллективизации. На помощь деревенским активистам командируют Сафронова и Козлова, но обоих убивают.

На смену убитыми землекопам приезжают Вощев и Чиклин. Крестьяне, не желающие отдавать имущество колхозу, уничтожают свое хозяйство.

Чиклин и Вощев сооружают плот, на котором собираются сплавлять кулаков. Помощь в выявлении кулаков оказывает медведь, рычанием указывающий на дома тех, где он батрачил.

Интересно! Платонов, являющийся выходцем из крестьянской семьи, не был против коллективизации, но выступал против уничтожения крестьянства.

Рабочие вместе с деревенскими жителями, решившими стать пролетариями, возвращаются на котлован.

Настя, простудившись, сильно заболевает. Лечение не помогает и девочка умирает.

Чаклин хоронит Настю, вырыв глубокую могилу, чтобы девочку не беспокоили шумы с поверхности земли.

Котлован: смысл повести

При чтении произведения Платонова первый вопрос, который возникает – почему именно котлован? Название повести «Котлован» содержит как буквальный, так и переносной смысл. Котлован означает не просто стройку. Он символизирует огромную яму, ставшую могилой для идей коммунизма.

Скрытый смысл Котлована – невозможность построения нового на обломках старого.

В произведении автор поднимает темы:

  • коллективизации;
  • различного уклада жизни деревенских и городских жителей;
  • социальных перемен и моральных ценностей;
  • влияния на общество старого и нового мира.

Символичен образ главного героя – Вощева, мечущегося в поисках смысла жизни. Поиски истины приводят героя на строительство котлована, а затем в деревню. В какой-то момент Вощеву кажется, что в лице землекопов он встретил людей, нашедших истину. Но всмотревшись в изможденные, угрюмые лица рабочих, герой разочаровывается.

Не оправдывает ожиданий Вощева и деревня. Казалось бы – достаточно выселить кулаков, создать колхоз и крестьяне заживут счастливо единой семьей. Но искусственная «радость» колхозников не похожа на истинное счастье.

На заметку! Таким образом, произведение Платонова несет глубокий философский смысл. Революционные события 1917 года перевернули жизнь многих людей, но не все готовы идти по новому пути к светлому будущему.

Платонов показывает, как простые люди относятся к происходящим событиям. Автор пытается проникнуть во внутреннее состояние человека, чтобы понять, насколько он готов к новому этапу своей жизни.

В чем суть концовки

Концовка повести «Котлован» Платонова является подтверждением глубинного смысла произведения. Смерть Насти указывает на бессмысленность стройки. Девочка символизировала светлое будущее. Строители полюбили сироту всем сердцем, видя в ней смысл своего существования. Котлован стал могилой не только для девочки, но и для «светлого будущего» людей, работающих на стройке.

Котлован в произведении Платонова содержит еще один смысл. Строительство символизирует перемены, к которым стремятся как горожане, так и сельчане. Люди мечтали о лучшей жизни, работая не покладая рук.

Но по мере строительства размеры котлована увеличивались, стройки не было конца. Люди поняли, что перемен им не дождаться. Котлован стал тупиком, указывающим на то, что идеи коммунизма в реальности воплотить невозможно.

В отличие от большинства современников автора, воспевающих достижения социализма, произведение Платонова содержит пессимистический настрой. Автору чужды масштабные задачи и устремления. Главное для него – человек и его роль в происходящих событиях. Поэтому повести Платонова «Котлован» свойственен более глубокий смысл, помогающий читателю сосредоточиться на мыслях и чувствах героев книги.

Контрольные вопросы и задания разной степени сложности для учащихся 11 класса, изучающих творчество А. Платонова. 1- вопросы по биографии писателя. 2- вопросы по роману "Котлован", 3- творческое задание - расшифровка накоторых фраз из романа "Котлован".

ВложениеРазмер
platonov_voprosy.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные вопросы и задания по творчеству

Подготовила: учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №684 г. Москвы

Суворова Наталья Валентиновна

Контрольные вопросы по теме: «Андрей Платонов. Судьба писателя».

1.Какова настоящая фамилия А. Платонова ?

2.Кем он работал до того как пришел в литературу?

(Рассыльным в страховом агентстве, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста на локомотиве, в различных мастерских, на паровозоремонтном заводе).

3.В каком произведении отразился опыт его работы помощником машиниста?

( В рассказе «В прекрасном и яростном мире»).

4.Писал ли Платонов стихи ?

(Да, например, сборник «Голубая глубина», но они казались всем слишком простыми или косноязычными).

5.Как называется первое, изданное произведение Платонова?

(Не считая газетных заметок, таким произведением стала брошюра «Электрификация»).

6. К какому литературному течению причислял писатель себя и почему?

(Платонов записал в анкете: « Ни к какому. Предпочитаю иметь свое»).

7.За какое произведение Платонов был обвинен в анархо - индивидуализме?

( За рассказ «Усомнившийся Макар». Сталин рядом с названием написал свое определение: «Подонок» Так был дан сигнал к травле).

8.Какая трагедия случилась в жизни его сына? Сумел ли Платонов помочь ему?

( Сына по ложному доносу в заговоре против Сталина. Только Шолохов смог попросить Сталина о пересмотре этого дела).

9.Назовите произведения, написанные Платоновым после поездки в Туркмению и отражающие это время.

(Роман «Ювенильное море», рассказ «Песчаная учительница», замысел «Джан»).

10.Какие известные романы он написал?

Контрольные вопросы по теме: «Роман А. Платонова «Котлован».

1. Кто главный герой романа? (Вощев)

2. За что его уволили ? Борется ли он за свои права? Почему? (Формулировка была такая: «устраняется с производства вследствие роста с лабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда », «Ему снова предстояло жить и

питаться, поэтому он пошел в завком -- защищать свой ненужный

3. Зачем рабочие роют котлован? Что будет построено? ( Они готовят фундамент светлого будущего. Общежитие для пролетариата)

4. Чем является для Вощева новая работа:

- это рытье котлована

- это строительство коммунистического рая

- это способ занять себя хоть чем- нибудь

- это повод задуматься о смысле жизни? (каждый отвечает самостоятельно и обоснованно)

5. Зачем Платонов ставит рядом образы кузнеца – работяги и инвалида Жачева ?( Человек труда противопоставлен человеку паразитирующему на чужом труде, приносящий пользу – бесполезному)

Кто из них чувствует себя значимым и нужным и почему ? ( Жачев чувствует себя значимым, это ему позволяет новая идеология: «Ты что ж, буржуй, иль забыл, за что я тебя терплю? Тяжесть хочешь получить в слепую кишку? Имей в виду - любой

кодекс для меня слаб!

Здесь инвалид вырвал из земли ряд роз, бывших под рукой, и,

не пользуясь, бросил их прочь»).

6. Зачем в романе появляется новое действующее лицо – Настя? Какова ее история ? (Образ Насти – образ будущего, ради которого все трудятся сейчас)

7. Как в романе отразилась эпоха раскулачивания ? ( Всех кулаков посадили на плот и отправили вниз по реке. « раскулаченные уплывали по течению и смотрели на оставшихся на Оргдворе последних счастливых людей» ).

8. К каким выводам пришла комиссия, побывавшая на котловане ? (Котлован слишком мал. Он не вместит всех трудящихся, поэтому нужно рыть в 4 раза больше)

9. Может ли увеличение котлована в 4 раза сделать людей счастливыми ? (Ответ очевиден. Нет).

10.Отчего умирает Настя ? (Она не дождалась светлого будущего, ее утомило безрадостное настоящее).

11.Чем символично захоронение Насти ? ( Как будто рабочие прощаются со своей мечтой о счастье, хоронят его).

12. Как Платонову удается показать, что у героев романа нет и не может быть счастливого будущего? ( Если так тяжело настоящее и так туманно, далеко будущее, то кто и когда доживет до него- вот вопрос который каждый из рабочих задает себе. Даже идеолог строительства Прушевский хочет покончить жизнь самоубийством: « И решив скончаться, он лег в кровать и заснул со счастьем равнодушия к жизни).

13.Понимают ли они сами это? Докажите. (Рабочие не способны понимать они работают и умирают на работе).

14. По-вашему, чего не хватает героям романа «Котлован» для счастья ? (каждый отвечает самостоятельно и обоснованно)

Задание: объясните смысл фраз А. Платонова.

Известно, что машинистки не брались перепечатывать рукописи А. Платонова, объясняя это тем, что Платонов пишет слишком сложно, приходится запоминать каждое слово, а не строчку, как обычно. Язык писателя действительно необычен, труден. Проследите по тексту романа, как влияет платоновское «косноязычие» на осмысление романа? Может быть, неординарность языка – необходимость. Так Платонову удается сказать больше, иначе, а «косноязычие» служит средством передачи авторского взгляда на события эпохи построения счастливого будущего? Определите, в чем заключен двойной смысл платоновских выражений, «расшифруйте»:

  1. « а если вам делать нечего, так вы лучше почитайте своего ребенка. Когда вы умрете, он будет». (Вощев)

- « не жалел тела на работу ума» (Вощев)

  1. « раскулаченные уплывали по течению и смотрели на оставшихся на Оргдворе последних счастливых людей»
  1. « все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована»
  1. « это слабое тело, покинутое без родства среди людей, почувствует когда-нибудь согревающий поток смысла жизни и ум ее увидит время, подобное первому исконному дню» (Вощев о Насте)
  1. «Да здравствует Ленин, Козлов и Софронов!» (слабосильный Козлов ушел в город, чтобы «за всем следить» и «сильно любить пролетарскую массу»)
  1. « музыка заиграла марш молодого похода»
  1. «он выдолбил в граните нишу для захоронения и приготовил плиту, чтобы ни один лучик солнца не мог проникнуть в могилу Насти, никакая букашка ее не потревожила». (Чиклин)
  1. « Пойду на прощанье хотя бы убью товарища Пашкина».

Оксюморон — сочетание несочетаемого(горячий снег). Плеоназм — (греч. Излишек), многословие, использование лишних слов не т. для полноты смысла, но и для стилистического эффекта ( мы видели мертвые трупы). Крайняя форма плеоназма- тавтология. Канцеляризмы - слова и устойчивые словосочетания официально-делового стиля, в художественной литературе используются для речевой характеристики персонажа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Контрольная работа по творчеству А. Платонова, А. Грина, М. Пришвина. 6 класс

Контрольная работа по литературе с ответами. Данная работа предполагает знание текстов "Алые паруса", "Неизвестный цветок", "Кладовая солнца", стихотворений К. Симонова.


Контрольные вопросы по курсу «Народное музыкальное творчество» для 2 курса отдела «Теория музыки»

Контрольные вопросы по курсу «Народное музыкальное творчество» составлены для студентов 2 курса отдела «Теория музыки».

Контрольные вопросы по творчеству М.Ю.Лермонтова. 9 класс.

Тестовые задания по письму и развитию речи для учащихся, не владеющих письмом.


Контрольные вопросы и задания по теме "Имя существительное"

Вопросы и упражнения помогут вспомнить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное".


Контрольные вопросы и творческие задания

Контрольные вопросы и творческие задания.

Контрольные вопросы и задания 6 класс по разделу «Учитесь видеть красоту». Данный материал будет полезен для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII.

Антиутопическая повесть «Котлован» Андрея Платонова была написана 1930 году. В основе сюжета лежит идея постройки «общепролетарского дома», который станет началом целого города «счастливого будущего». Используя философский, сюрреалистический образ, гротеск и жесткую сатиру на СССР времен коллективизации и индустриализации, Платонов обнажает острейшие проблемы того времени, показывая бессмысленность и жестокость тоталитаризма, невозможность прийти к светлому будущему путем радикального уничтожения всего старого.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием «Котлована» по главам, что поможет узнать сюжет произведения и подготовиться к проверочной работе по русской литературе.

Главные герои

Вощев – рабочий тридцати лет, попал на котлован после того, как его уволили с механического завода. Он много думает о возможности счастья, поиске истины и смысла жизни.

Чиклин – пожилой рабочий, который обладает огромной физической силой, старший в артели землекопов. Однажды находит и забирает к себе девочку Настю.

Другие персонажи

Настя – девочка, которую Чиклин нашел возле умирающей матери (дочери хозяина кафельного завода) и забрал с собой.

Прушевский – инженер, производитель работ, придумавший идею общепролетарского дома.

Сафронов – один из мастеровых на котловане, профсоюзный активист.

Козлов – самый слабый из мастеровых на котловане, стал председателем главкома кооператива.

Медведь – молотобоец в кузне, бывший «батрак».

Активист в деревне.

А ещё у нас есть:

  • для самых любопытных - Анализ «Котлован» Платонов

Краткое содержание

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода» по причине «роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда» . Он ощущал сомнение в своей жизни, «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира» , поэтому пошел в другой город. Прогуляв весь день, вечером мужчина забрел на пустырь и уснул в теплой яме.

В полночь Вощева разбудил косарь, который отправил мужчину спать в барак, потому что эта «площадь» «скоро скроется навеки под устройством» .

Утром в бараке Вощева разбудили мастеровые. Мужчина объясняет им, что его сократили, а без знания истины он не может работать. Товарищ Сафронов соглашается взять Вощева копать котлован.

В сопровождении оркестра рабочие пошли к пустырю, где инженер уже все разметил для строительства котлована. Вощеву дали лопату. Землекопы начали усердно работать, самым слабым из всех был Козлов, который делал меньше всех работы. Работая с остальными, Вощев решает «кое-как жить» и умереть неразлучно с людьми.

Инженер Прушевский, разработчик проекта котлована, который должен стать «единственным общепролетарским домом вместо старого города» , мечтает, что «через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом» .

Утром к землекопам приезжает председатель окрпрофсовета товарищ Пашкин. Увидев начатый котлован, он отметил, что «темп тих» и надо повышать производительность: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете» . Вскоре Пашкин прислал новых рабочих.

Козлов решает перейти на «общественную работу» , чтобы не трудиться на котловане. Сафронов, как самый сознательный из рабочих, предлагает поставить радио «для заслушанья достижений и директив» . Жачев ответил ему, что «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио» .

Чиклин приходит к кафельному заводу. Зайдя в здание, он находит лесенку, «на которой некогда его поцеловала хозяйская дочь» . Мужчина заметил дальнюю комнату без окон, где на земле лежала умирающая женщина. Рядом сидела девочка и водила по губам матери коркой лимона. Девочка спросила у матери: умирает она «оттого, что буржуйка или от смерти» ? Мать ответила: «мне стало скучно, я уморилась» . Женщина просит девочку никому не говорить о ее буржуазном происхождении.

Чиклин целует умирающую женщину и «по сухому вкусу губ» понимает, «что она та самая» девушка, которая поцеловала его в молодости. Мужчина забирает девочку с собой.

«Пашкин снабдил жилище землекопов радиорупором» , из которого постоянно раздаются лозунги-требования. Жачеву и Вощеву «беспричинно стыдно от долгих речей по радио» .

Чиклин приводит девочку в барак. Увидев карту СССР, она спросила о меридианах: «что это такое – загородки от буржуев?» . Чиклин ответил утвердительно, «желая дать ей революционный ум» . Вечером Сафронов начал расспрашивать девочку. Она рассказала, что не хотела рожаться, пока к власти не пришел Ленин, так как боялась, что ее мать будет буржуйкой.

Через некоторое время, когда землекопы нашли сто спрятанных впрок крестьянами гробов, два из них Чиклин отдал девочке – в одном сделал ей постель, а другой оставил для игрушек.

«Маточное место для дома будущей жизни было готово; теперь предназначалось класть в котловане бут» .

Козлов теперь председатель главкома кооператива, он «стал сильно любить пролетарскую массу» . Пашкин сообщает мастеровым, что надо «начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма» . Для организации колхозной жизни рабочие отправляют Сафронова и Козлова в деревню, где их убивают. Узнав о случившемся, в деревню приезжают Вощев и Чиклин. Сторожа ночью трупы товарищей в зале сельсовета, Чиклин засыпает между ними. Утром в зал сельсовета пришел мужик обмывать трупы. Чиклин принимает его за убийцу товарищей и избивает до смерти.

Чиклину привозят записку от девочки со словами: «Ликвидируй кулака как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов. Привет бедному колхозу, а кулакам нет» .

Утром Настю привозят в деревню. Чтобы найти всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя – «самого угнетенного батрака» , который «работал даром на имущих дворах, а теперь трудится молотобойцем на колхозной кузне» . Медведь знал, в какие избы идти, так как помнил, у кого служил. Обнаруженных кулаков загоняют на плот и отправляют по реке.

На Организационном Дворе «заиграла призывающая вперед музыка» . Приветствуя приход колхозной жизни, люди начали радостно топтаться под музыку. Народ не переставая плясал до ночи, и Жачеву пришлось опрокидывать людей на землю, чтобы они отдыхали.

Утром народ отправился к кузнице, где работал медведь. Узнав о создании колхоза, молотобоец начинает работать с еще большим энтузиазмом. Чиклин ему помогает, и в трудовом порыве они не замечают, что только портят железо.

«Члены колхоза сожгли весь уголь в кузне, истратили все наличное железо на полезные изделия, починили всякий мертвый инвентарь» . После марша на Организационном Дворе Настя сильно заболела.

Пришла директива, в которой говорилось, что активист является врагом партии и его отстраняют от руководства. В расстройстве он забирает отданный Насте пиджак, за что Чиклин бьет его кулаком, и тот умирает.

Елисей, Настя, Чиклин и Жачев вернулись к котловану. Придя на место, они увидели, «что весь котлован занесен снегом, а в бараке было пусто и темно» . К утру Настя умирает. Вскоре приехал Вощев со всем колхозом. Увидев мертвую девочку, мужчина недоумевает, он «уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении» .

Узнав, что мужики хотят записываться в пролетариат, Чиклин решил, что необходимо рыть еще больший котлован. «Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована» . Жачев отказался помогать. Сказав, что теперь ни во что не верит и хочет убить товарища Пашкина, он уполз в город.

Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, «чтоб ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли» , и подготовил особую гранитную плиту. Когда мужчина нес ее хоронить, «молотобоец, почуяв движение, проснулся, и Чиклин дал ему прикоснуться к Насте на прощанье» .

Заключение

В повести «Котлован» Андрей Платонов раскрывает конфликт между личностью и историческими реалиями. Автор мастерски изображает душевное беспокойство и постоянный поиск героями истины в новых обстоятельствах – когда старое уже разрушено, а новое еще не создано. Смерть Насти является развенчанием светлых надежд всех тех, кто копал котлован: ребенок, символ будущего, умер, а значит строить его теперь некому.

Краткий пересказ «Котлована» Платонова описывает только ключевые моменты произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее в полном варианте.

Антиутопическая повесть «Котлован» Андрея Платонова была написана 1930 году. Предлагаем прочитать краткое содержание «Котлована» по главам. В основе сюжета произведения лежит идея постройки «общепролетарского дома», который станет началом целого города «счастливого будущего».

Используя философский, сюрреалистичный гротеск и жесткую сатиру на СССР времен коллективизации и индустриализации, Платонов обнажает острейшие проблемы того периода, показывая бессмысленность и жестокость тоталитаризма, неспособность прийти к светлому будущему путем радикального уничтожения всего старого.

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Вощев – рабочий тридцати лет, попал на котлован после того, как его уволили с механического завода. Размышлял о возможности счастья, поиске истины и смысла жизни.
  • Чиклин – пожилой рабочий, старший в артели землекопов с огромной физической силой, нашел и забрал к себе девочку Настю.
  • Жачев – мастеровой-калека без ног, который передвигался на тележке, отличался «классовой ненавистью» – не переносил буржуазию.
  • Настя – девочка, которую Чиклин нашел возле умирающей матери (дочери хозяина кафельного завода) и забрал с собой.
  • Прушевский – инженер, производитель работ, придумавший идею общепролетарского дома.
  • Сафронов – один из мастеровых на котловане, профсоюзный активист.
  • Козлов – самый слабый из мастеровых на котловане, стал председателем главкома кооператива.
  • Пашкин – председатель окрпрофсовета, чиновник-бюрократ.
  • Медведь – молотобоец в кузне, бывший «батрак».
  • Активист в деревне.

Платонов «Котлован» очень кратко

Котлован Платонов краткое содержание для читательского дневника:

В день своего тридцатилетия Вощев был уволен с механического завода по причине «слабосильности» и задумчивости. Это рождает сомнения в его душе, он не знает, как жить дальше и уходит в другой город. После дня, проведенного в дороге, он засыпает в глубокой теплой яме. Вощева будит косарь, который отправляет его спать в барак, рассказав о том, что на месте этой ямы будет построено огромное здание.

Вощев просыпается вместе с мастеровыми, которые рассказывают ему о том, что строят дом, который предназначается для местного пролетариата. Он присоединяется к работе, предполагая, что сумеет выжить и здесь.

Господин Пашкин, председатель окрпрофсовета, часто появляется на стройке и поторапливает мужиков, призывая их ускорить темпы работы. По вечерам, после работы Вощев много думает о светлом будущем. Один из рабочих, Сафронов, хочет где-нибудь отыскать радио, чтобы быть в курсе достижений.

Чиклин приходит к кафельному заводу и находит там маленькую девочку, сидящую рядом с умирающей матерью. В женщине он узнает дочь владельца этого завода, которая давным-давно поцеловала его. Она умирает, и Чиклин забирает с собой в барак девочку.

Пашкин призывает мастеровых к борьбе с колхозными капиталистами, они отправляют Сафронова и Козлова в деревню, где их убивают. Мастеровые проводят собрание, на котором зачитывается список крестьян, которые переходят в колхоз и список «кулацкого сектора», тех, кого сажают на плот и «отправляют по речке в море».

После этих событий девочка Настя сильно заболела, она умирает. После этого Чиклин решает, что нужно рыть еще больший котлован, чтобы в доме мечты хватило места всему пролетариату. Жачев отказывается принимать в этом участие и уползает в город, чтобы убить товарища Пашкина.

Короткий пересказ «Котлована» Платонова

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчёт с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда».

Вощев идёт в другой город. На пустыре в тёплой яме он устраивается на ночлег. В полночь его будит человек, косящий на пустыре траву. Косарь говорит, что скоро здесь начнётся строительство, и отправляет Вощева в барак: «Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься».

Вощев просыпается вместе с артелью мастеровых, которые кормят его и объясняют, что сегодня начинается постройка единого здания, куда войдёт на поселение весь местный класс пролетариата. Вощеву дают лопату, он сжимает её руками, точно желая добыть истину из земного праха. Инженер уже разметил котлован и говорит рабочим, что биржа должна прислать ещё пятьдесят человек, а пока надо начинать работы ведущей бригадой. Вощев копает вместе со всеми, он «поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошёл и умрёт в своё время неразлучно с людьми».

Землекопы постепенно обживаются и привыкают работать. На котлован часто приезжает товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, который следит за темпом работ. «Темп тих, — говорит он рабочим. — Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдётся и без вас, а вы без него проживёте зря и помрёте».

Вечерами Вощев лежит с открытыми глазами и тоскует о будущем, когда все станет общеизвестным и помещённым в скупое чувство счастья. Наиболее сознательный рабочий Сафронов предлагает поставить в бараке радио, чтоб слушать о достижениях и директивах, инвалид, безногий Жачев, возражает: «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твоё радио».

Землекоп Чиклин находит в заброшенном здании кафельного завода, где когда-то его поцеловала хозяйская дочь, умирающую женщину с маленькой дочкой. Чиклин целует женщину и узнает по остатку нежности в губах, что это та самая девушка, которая целовала его в юности. Перед смертью мать говорит девочке, чтобы она никому не признавалась, чья она дочь. Девочка спрашивает, отчего умирает её мать: оттого, что буржуйка, или от смерти? Чиклин забирает её с собой.

Товарищ Пашкин устанавливает в бараке радиорупор, из которого раздаются ежеминутные требования в виде лозунгов — о необходимости сбора крапивы, обрезания хвостов и грив у лошадей. Сафронов слушает и жалеет, что он не может говорить обратно в трубу, чтобы там узнали о его чувстве активности. Вощеву и Жачеву становится беспричинно стыдно от долгих речей по радио, и Жачев кричит: «Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!» Наслушавшись радио, Сафронов без сна смотрит на спящих людей и с горестью высказывается: «Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!»

Девочка, пришедшая с Чиклиным, спрашивает у него про черты меридианов на карте, и Чиклин отвечает, что это загородки от буржуев. Вечером землекопы не включают радио, а, наевшись, садятся смотреть на девочку и спрашивают её, кто она такая. Девочка помнит, что ей говорила мать, и рассказывает о том, что родителей не помнит и при буржуях она не хотела рождаться, а как стал Ленин — и она стала. Сафронов заключает: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!»

Активисты обозначают по списку людей: бедняков для колхоза, кулаков — для раскулачивания. Чтобы вернее выявить всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя, работающего в кузнице молотобойцем. Медведь хорошо помнит дома, где он раньше работал, — по этим домам и определяют кулаков, которых загоняют на плот и отправляют по речному течению в море. Оставшиеся на Оргдворе бедняки маршируют на месте под звуки радио, потом пляшут, приветствуя приход колхозной жизни.

Утром народ идёт к кузне, где слышна работа медведя-молотобойца. Члены колхоза сжигают весь уголь, чинят весь мёртвый инвентарь и с тоской, что кончился труд, садятся у плетня и смотрят на деревню в недоумении о своей дальнейшей жизни. Рабочие ведут деревенских жителей в город.

К вечеру путники приходят к котловану и видят, что он занесён снегом, а в бараке пусто и темно. Чиклин разжигает костёр, чтобы согреть заболевшую девочку Настю. Мимо барака проходят люди, но никто не приходит проведать Настю, потому что каждый, нагнув голову, беспрерывно думает о сплошной коллективизации. К утру Настя умирает. Вощев, стоя над утихшим ребёнком, думает о том, зачем ему теперь нужен смысл жизни, если нет этого маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением.

Жачев спрашивает у Вощева: «Зачем колхоз привёл?» «Мужики в пролетариат хотят зачисляться», — отвечает Вощев. Чиклин берет лом и лопату и идёт копать на дальний конец котлована. Оглянувшись, он видит, что весь колхоз не переставая роет землю. Все бедные и средние мужики работают с таким усердием, будто хотят спастись навеки в пропасти котлована. Лошади тоже не стоят: на них колхозники возят камень.

Один Жачев не работает, скорбя по умершей Насте. «Я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я и Настю любил… Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью», — говорит Жачев и уползает на своей тележке в город, чтобы никогда не возвратиться на котлован.

Чиклин выкапывает для Насти глубокую могилу, чтобы ребёнка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.

Это интересно: Рассказ «Юшка» Платонов написал в 30‑х годах ХХ века. Прочитать краткое содержание «Юшки» можно на нашем сайте. В рассказе Платонов затрагивает темы вселенской любви, сострадания. Главный герой произведения, юродивый, становится воплощением человеческой доброты и милосердия.

Сюжет повести «Котлован» с цитатами

Платонов Котлован краткое содержание с цитатами из произведения:

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода» по причине «роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Он ощущал сомнение в своей жизни, «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира», поэтому пошел в другой город. Прогуляв весь день, вечером мужчина забрел на пустырь и уснул в теплой яме.

В полночь Вощева разбудил косарь, который отправил мужчину уйти спать в барак, потому что эта «площадь» «скоро скроется навеки под устройством».

Утром в бараке Вощева разбудили мастеровые. Мужчина объясняет им, что его сократили, а без знания истины он не может работать. Товарищ Сафронов соглашается взять Вощева копать котлован.

В сопровождении оркестра рабочие пошли к пустырю, где инженер уже все разметил для строительства котлована. Вощеву дали лопату. Землекопы начали усердно работать, самым слабым из всех был Козлов, который делал меньше всех работы. Работая с остальными, Вощев решает «кое-как жить» и умереть неразлучно с людьми.

Инженер Прушевский, разработчик проекта котлована, который должен будет стать «единственным общепролетарским домом вместо старого города», мечтает, что «через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом».

Утром к землекопам приезжает председатель окрпрофсовета товарищ Пашкин. Увидев начатый котлован, он отметил, что «темп тих» и надо повышать производительность: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете». Вскоре Пашкин прислал новых рабочих.

Козлов решает перейти на «общественную работу», чтобы не трудиться на котловане. Сафронов, как самый сознательный из рабочих, предлагает поставить радио «для заслушанья достижений и директив». Жачев ответил ему, что «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио».

Чиклин приходит к кафельному заводу. Зайдя в здание, он находит лесенку, «на которой некогда его поцеловала хозяйская дочь». Мужчина заметил дальнюю комнату без окон, где на земле лежала умирающая женщина. Рядом сидела девочка и водила по губам матери коркой лимона. Девочка спросила у матери: умирает она «оттого, что буржуйка или от смерти»? Мать ответила: «мне стало скучно, я уморилась». Женщина просит девочку никому не говорить о ее буржуазном происхождении.

Чиклин целует умирающую женщину и «по сухому вкусу губ» понимает, «что она та самая» девушка, которая целовала его в молодости. Мужчина забрал девочку с собой.

«Пашкин снабдил жилище землекопов радиорупором», из которого постоянно раздаются лозунги-требования. Жачеву и Вощеву было «беспричинно стыдно от долгих речей по радио».

Чиклин приводит девочку в барак. Увидев карту СССР, она спросила о меридианах: «что это такое – загородки от буржуев?». Чиклин ответил утвердительно, «желая дать ей революционный ум». Вечером Сафронов начал расспрашивать девочку. Она рассказала, что не хотела рожаться, пока к власти не пришел Ленин, так как боялась, что ее мать будет буржуйкой.

Через время, когда землекопы нашли сто спрятанных впрок крестьянами гробов, два из них Чиклин отдал девочке – в одном сделал ей постель, а другой оставил для игрушек.

«Маточное место для дома будущей жизни было готово; теперь предназначалось класть в котловане бут».

Козлов стал председателем главкома кооператива, теперь он «стал сильно любить пролетарскую массу». Пашкин сообщает мастеровым, что надо «начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма». Рабочие отправляют Сафронова и Козлова в деревню для организации колхозной жизни, где их убивают. Узнав о случившемся, в деревню приезжают Вощев и Чиклин. Сторожа ночью трупы товарищей в зале сельсовета, Чиклин засыпает между ними. Утром в зал сельсовета пришел мужик обмывать трупы. Чиклин принимает его за убийцу товарищей и избивает до смерти.

Чиклину привозят записку от девочки со словами: «Ликвидируй кулака как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов. Привет бедному колхозу, а кулакам нет».

Утром Настю привозят в деревню. Чтобы найти всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя – «самого угнетенного батрака», который «работал даром на имущих дворах, а теперь трудится молотобойцем на колхозной кузне». Медведь знал, в какие избы идти, так как помнил, у кого служил. Обнаруженных кулаков загоняют на плот и отправляют по реке.

На организационном дворе «заиграла призывающая вперед музыка». Приветствуя приход колхозной жизни, люди начали радостно топтаться под музыку. Народ, не переставая, плясал до ночи, и Жачеву пришлось опрокидывать людей на землю, чтобы они отдыхали.

Вощев «собрал по деревне все нищие, отвергнутые предметы» – «не полностью соображая», он скопил «вещественные остатки потерянных людей», которые жили без истины и теперь, предъявляя вещи к описи, он «посредством организации вечного смысла людей» добивался «отмщения за тех, кто тихо лежит в земной глубине». Активист, занеся хлам в доходную ведомость, выдал его Насте в качестве игрушек под роспись.

Утром народ отправился к кузнице, где работал медведь. Узнав о создании колхоза, молотобоец начал работать с еще большим энтузиазмом. Чиклин ему помогает и в трудовом порыве они не замечают, что только портят железо.

«Члены колхоза сожгли весь уголь в кузне, истратили все наличное железо на полезные изделия, починили всякий мертвый инвентарь». После марша на Организационном Дворе Настя сильно заболела.

Пришла директива, в которой говорилось, что активист является врагом партии и его устраняют от руководства. В расстройстве, он забирает отданный Насте пиджак, за что Чиклин бьет его кулаком и тот умирает.

Елисей, Настя, Чиклин и Жачев вернулись к котловану. Придя на место, они увидели, «что весь котлован занесен снегом, а в бараке было пусто и темно». К утру Настя умирает. Вскоре приехал Вощев со всем колхозом. Увидев мертвую девочку, мужчина бы в недоумении и «уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении».

Узнав, что мужики хотят записываться в пролетариат, Чиклин решил, что необходимо рыть еще больший котлован. «Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работа и с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована». Жачев отказался помогать. Сказав, что теперь ни во что не верит и хочет убить товарища Пашкина, он уполз в город.

Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, «чтоб ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли», и подготовил особую гранитную плиту. Когда мужчина нес ее хоронить, «молотобоец, почуяв движение, проснулся, и Чиклин дал ему прикоснуться к Насте на прощанье».

Видео краткое содержание Котлован Платонов

В повести «Котлован» Андрей Платонов раскрывает конфликт между личностью и исторической реалией. Автор мастерски изображает душевное беспокойство и постоянный поиск героями истины в новых обстоятельствах – когда старое уже разрушено, а новое еще не создано. Смерть Насти является развенчанием светлых надежд всех тех, кто копал котлован – ребенок, как символ будущего, умер, а значит строить его теперь некому.

Котлован Платонов краткое содержание на видео:

Повесть «Котлован» — одно из гениальных произведений Андрея Платонова. Текст написан в период отказа от старого уклада и начала строительства новой жизни. Большевики, пришедшие к власти, не всегда действовали гуманными методами, часто допускали перегибы, действовали необдуманно, поэтому далеко не все перемены были во благо. Писатель не мог наблюдать за этим спокойно и отразил переживания и размышления в фундаментальном произведении.

Сначала повесть публиковалась только в самиздате, потому что цензура не пропускала её в печать. Однако власти выслеживали тех, кто хранил у себя машинописные версии «Котлована» в виде брошюр. Оппозиционно настроенных граждан жестоко наказывали.

Время работы над главами повести указано в одном из самиздатовских экземпляров: с декабря 1929 по апрель 1930 год. Литературоведы полагают, что даты не совсем верны. Есть вероятность, что произведение было написано раньше, а годы отражают период, когда наиболее активно проводилась коллективизация.

Отношение к «Котловану» в СССР и постсоветской России неоднократно изменялось, в зависимости от того, какие настроения правили умами людей. Впервые цензура пропустила произведение в печать в начале 80-х, а напечатали повесть в 1987 году.

Тема произведения

В начале XX века писатели не обходили стороной актуальные темы, но преподносили рассуждения завуалировано, чтобы пропустила цензура. Нападки на социальные проблемы скрывались в романах и рассказах за выразительными образами и средствами выразительности. Но если другие писатели анализировали проблемы по отдельности, то Платонову удалось создать настоящий слепок с советской действительности.

При желании можно рассмотреть то, что автор хотел скрыть за символами. При этом герои повести «Котлован» настолько гротескные, что невозможно сказать, будто писатель открыто очерняет власть и выступает против социалистического строя. Сюжет строится вокруг строительства нового строя. Обзор показывает, что большую часть текста занимают рытьё котлована и коллективизация. Проблемы, поднятые Платоновым:

  • конфликт между старым и новым;
  • принудительная запись в колхоз;
  • влияние перемен на общество;
  • сложности городской и деревенской жизни в начале XX века.

Проблематика «Котлована» основана на противопоставлении социального строя и моральных ценностей. Первая сущность меняется, вторая остаётся незыблемой. В переносном смысле котлован можно считать главным героем повести, ведь весь сюжет строится вокруг него. События начинаются с того, что уволенный 30-летний Вощёв идёт в другой город, чтобы найти работу, и устраивается на ночлег в яме. Это и есть котлован для здания, в котором планируется поселить пролетариат. Вощёв остаётся с рабочими строить символ новой жизни. В дальнейшем становится ясно, что дальше котлована работа не продвинется.

Второй символ — образ сиротки Насти, отражающий жизнь и положение крестьян в первые десятилетия после прихода советской власти. Пожилой рабочий по фамилии Чиклин подобрал девочку под лестницей и привёл её на стройку. Кроватью и ящиком для игрушек стали гробы, отобранные рабочими у крестьян. Этот эпизод показывает, насколько тяжело жилось сельскому населению в период становления социализма: им нельзя было распоряжаться не только своей жизнью, но и смертью.

Анализ «Котлована» Платонова помогает понять, почему в качестве основного символа использован котлован. Автор уверен, что новое нельзя построить на руинах старого, так и возведение здания для пролетариата не может быть возведено. Более масштабный смысл сводится к тому, что невозможно создать счастливое общество на развалинах предыдущего строя, на людском горе и чужой крови.

Композиция и жанр

Повесть «Котлован» делится на 2 части: первая посвящена событиям в городе — копке котлована, жизни рабочих, а вторая показывает, как проходила коллективизация в российской деревне. Чтобы понять, почему Платонов использовал такой приём, стоит вспомнить речь Иосифа Сталина, произнесённую им в 1929 году. Председатель Совета Министров подчеркнул, что между городским и сельским населением существуют противоположности, которые становятся причинами конфликтов и перегибов.

Композицию можно назвать кольцевой, так как текст начинается описанием котлована и им же заканчивается. Такое обрамление придаёт повести трагичность и философскую глубину. Язык произведения — особенный. Это сочетание канцелярита и медитативной лирики. В жизни так не говорят, и из-за этого возникает комический эффект.

Жанр «Котлована» А. Платонова — повесть, по направлению литературоведы относят его к антиутопии. Типичные признаки повествовательного произведения:

  • большой объём;
  • разветвлённая и сложная система образов;
  • несколько сюжетных линий.

Главный признак антиутопии — невозможность воплощения в жизнь идей и замыслов, предложенных существующей властью.

Главные и второстепенные герои

В повести «Котлован», кроме основных персонажей, есть несколько действующих лиц второго плана. Они необходимы для того, чтобы автор мог как можно полнее раскрыть творческий замысел. Главные герои:

  • Вощёв. Рабочий 30 лет, уволенный с завода по причине «задумчивости». Этот человек много думал о смысле жизни, истине, счастье, своём и чужом предназначении. Цитаты из произведения, состоящие из его слов, показывают всю несостоятельность коммунистической идеи.
  • Чиклин. Пожилой, физически сильный рабочий, бригадир землекопов. Чиклин нашёл девочку, сидевшую рядом с умирающей матерью, и привёл её на стройку.
  • Жачёв. Мастеровой без ног. Передвигался на самодельной тележке, ненавидел буржуазию.

Второстепенных персонажей немного, но каждый из них важен. У одного нет имени — читателям он представлен как активист в деревне. Остальные герои имеют имена или прозвища. Перечень персонажей:

  • Настя. Внучка хозяина кафельного завода, найденная Чиклиным возле умирающей матери. По словам девочки, она больше всего боялась стать «буржуйкой». Рабочий забрал сироту с собой в артель.
  • Прушевский. Инженер, у которого возникла идея общего дома для всех пролетариев. Прораб в артели.
  • Сафронов. Профсоюзный активист, мастеровой, склонный к поучительным и абстрактным рассуждениям. У него «вежливо-сознательное лицо», озарённое «улыбкой загадочного разума». Предложил установить в бараке радио, чтобы слушать речи и директивы, но позже согласился на предложение одного из рабочих привести девочку-сиротку, которая будет вместо радиоприёмника.
  • Козлов. Образцовый активист, физически слаб, но занял должность председателя главкома кооператива. Прошёл путь от простого землекопа до чиновника.
  • Лев Ильич Пашкин. Чиновник-бюрократ, председатель окружного профсовета, получивший своё имя в честь двух известных большевиков — Владимира Ильича Ленина и Льва Давидовича Троцкого.
  • Медведь-молотобоец. Животное, почерневшее от копоти, — полноправный член коллектива. Мишка выполняет все команды, понимает речь, он даже вытирает пот со лба, как человек. Между медведем и Настей установились особые отношения: он развлекает её, зажмуривая глаза и хлопая себя по животу.

Краткое содержание

Когда Вощёву исполнилось 30 лет, ему выдали расчёт. Руководство механического завода, где трудился герой, заметило «рост слабосильности и задумчивости». Такие качества отрицательно сказывались на общем трудовом темпе. Рассуждая о смысле жизни, бывший рабочий до позднего вечера бродил по городу. Ночью он дошёл до ямы и без сил уснул, разморённый теплом.

Через некоторое время косарь разбудил путника и велел ему идти спать в барак, потому что место, облюбованное им, предназначено для масштабного строительства. Наутро между уволенным и рабочими состоялся разговор. Вощёв сообщил, что без понимания истины и определения смысла жизни не может работать. Мастеровые решили, что он годится для рытья котлована, ведь люди «стали дороги, наравне с материалом».

Под руководством Сафронова артель отправилась к площадке. Вощёву дали лопату, и он принялся копать, решив, что будет лучше жить кое-как вместе со всеми, а потом умереть. Самым слабым среди землекопов оказался не он, а Козлов, который постоянно кашлял и часто закрывал глаза. Этот рабочий был болен, но трудился изо всех сил, боясь, что иначе его почитают «нетрудовым элементом» и не примут в «новую жизнь».

Разработчик проекта, инженер Прушевский, мечтает, что скоро вместо «мелкоимущественного» города появится один огромный дом, который будет принадлежать пролетариату, и все заживут счастливо и осознанно. По задумке, новое монументальное здание должно быть построено уже через год.

На следующее утро на стройку приехал Пашкин — предстатель профсовета, и посетовал на то, что темп работы слишком медленный. После обеда прибыла новая рабочая сила, но мастеровым показалось, что присланные элементы «слишком слабые», однако деваться было некуда. Сафронов пообещал «вышибить отсталость в активность».

Козлов, понимая, что на котловане от него мало пользы, принял решение перейти на общественные работы. Тем временем мастеровые повышают сознательность и трудятся над укреплением дисциплины. Сафронов предложит установить приёмник, однако ему возразил Жачёв, по мнению которого, девочка-сиротка будет лучше, чем радио. Так показано сравнение человека с техникой.

Развитие сюжета

Под лестницей в здании кафельного завода Чиклин нашёл девочку и увёл её с собой. Перед смертью мать попросила малышку не рассказывать о «буржуйском происхождении». Тем временем в бараке установили рупор, и из него доносились длинные речи с требованиями и лозунгами.

Когда Чиклин с Настей пришли в барак, девочка спросила, что означают линии на карте (меридианы). Малышка предположила, что это загородки от буржуев, и мастеровой, желающий привить ей революционные взгляды, подтвердил догадку. Когда рабочие нашли гробы, припрятанные крестьянами, 2 из них стали мебелью для девочки — постелью и ящиком для игрушек.

Кульминация и развязка

Наконец выкопали яму, теперь осталось положить в неё бутовый камень. Козлова назначили председателем, а Пашкин решил организовать в деревне колхозную жизнь. С помощью классовой борьбы предполагалось уничтожить «пни капитализма». Сафронов и Козлов отправились в деревню, где их убили, а затем туда же поехали Чиклин и Вощёв. Трупы товарищей находились в сельсовете. Там же ночевал Чиклин, а когда утром пришёл житель, чтобы обмыть тела, рабочий забил его до смерти, приняв за врага.

Колхоз был организован, и в честь этого события люди радостно топтались под музыку. Активист Вощёв собрал по деревне бесхозный хлам, занёс его в опись, а потом отдал Насте в качестве игрушек. Члены колхоза вместе с медведем радостно работали в кузнице. Они истратили весь уголь, починили сломанный инвентарь и наделали полезных приспособлений.

Вскоре Настя заболела, а деревенский активист умер. Мастеровые вместе с сироткой отправились к котловану и увидели печальную картину: в бараке было пусто и холодно, а котлован скрылся под снегом. Наутро Настя умерла, а вскоре приехал Вощёв. Его удивило, что в сознании девочки не оказалось убеждённости, которая позволила бы ей дожить до коммунизма.

Чиклин решил, что нужно снова копать котлован, ещё глубже. За ним пошёл весь колхоз: мужики рыли землю так старательно, как будто хотели спастись в яме и остаться там навеки. Жачёв отказался работать, сказав, что ничему теперь не верит. Он задумал убить Пашкина и для этого пополз искать его в городе. Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, чтобы шум с поверхности не беспокоил ребёнка. Когда он собрался опустить тело ребёнка в землю, проснулся медведь-молотобоец, и мастеровой разрешил ему прикоснуться к девочке.

Смерть сиротки в финале олицетворяет трагизм, крушение идеалов и надежд на светлое будущее. Когда умирает ребёнок, строить светлую жизнь не для кого и некому. Так пессимистично заканчивается «Котлован» Платонова.

Читайте также: