Куда уволиться из школы

Опубликовано: 17.05.2024

Уйти из школы хочет, наверное, каждый третий учитель. Официальную статистику никто не никогда не сделает, но, судя по настроениям в нашем коллективе, так оно и есть. Если не каждый второй (а то и каждый первый).

Смотришь на разваливающуюся систему образования нашего (читайте статью об этом ) и думаешь: а чем я помочь могу? Просто работать? Выполнять свою миссию? Кто это оценит? Кому это надо вообще? Детям не нужно, родителям тоже, администрация отчетные бумажки напишет какие надо, учить сейчас не обязательно, главное ЕГЭ сдать и не шалить сильно, иначе проверки "накликаются".

Учителя по натуре своей хоть и люди творческие, но консервативные, перемен не очень ждут и не любят реформы, однако они у нас все время, ежегодно, даже чаще. Причем каждая реформа ухудшает качество образования в итоге, а винят в этом "не справившихся" учителей.

Когда молодым был , говорили мне опытные учителя: "если уходить захотел из школы, надо делать это сейчас, пока молодой, потом затянет, засосет в трясину эту, до пенсии проработаешь"

И правда: сто лет уже прошло, а я все работаю и работаю, и чем дальше, тем "интереснее" (в кавычках). даже лет 10 назад было совсем все по-другому (всего 10 лет), а система и жизнь полностью поменялась. Почему учитель уйти не может?

Причины "не ухода" из школы

  • Чувство незавершенной миссии (не все обучены, не все воспитаны, не все доделано и сделано
  • " Больше ничего делать не умеем"
  • Страх перемен и чего-то нового, быт затянул. Риск - уже дело не благородное

Куда уходят учителя?

Но куда же все-таки могут уйти учителя, кто все-таки собрался это сделать? топ мест субъективный, многие из Вас с ним не согласятся (призываю к конструктивным комментариям и обсуждениям)

  1. В бизнес . Завещал наш любимый дядя Дима всем идти, у кого не получается, и кто ноет постоянно, что зарплата маленькая. зачем повышать зарплату? И так работают холопы, конвейер работает, все довольны (кроме самих учителей). Зарплаты администрации подняли, пусть разбираются теперь с челядью: управляйте, заставляйте работать. Захотели уходить - пусть уходят, новых главное найдите, неважно кого - главное "дырку в расписании" заткнуть. Бизнес - понятие "растяжимое". Сюда я отношу и работу кассиром, и работа на рынке, и прочее торгашество. Открытие ИП (на какие шиши?) тоже в этом пункте. Зарплата выше, "мороки" меньше .
  1. В репетиторство . Это тоже бизнес, но все-таки немного с уклоном в образование. У нас, например, есть учительница, которая взяла только один класс, как она говорит, для души. Особо не напрягается (а это ведь математика!), дети довольны, что делать ничего не надо, родители рады оценкам. на самом деле каждый вечер с 15-00 до 18-00 потоком к ней идут ребята со всех школ города. Математик она хороший, пусть и человек "так себе ". За час работы берет 400 рублей (это еще "по-божески"). В день получается 3х400 = 1.200 рублей. В неделю (5 дней - суббота выходной) 5х1.200 =6.000, в месяц = 4х6.000 = 24.000 рублей. Плюс пенсия и какая-то зарплата учителя и все полагающиеся премии. Не будет работы "для отвода глаз" (а не для души), не будет места для репетиторства - очень удобного, с бесплатным электричеством, мелом и прочей мелочью. Директор все знает, но смотрит "сквозь пальцы". По-моему, это вообще незаконно сейчас.
  2. В офис . В администрации города много мест, где можно весь день сидеть и "перекладывать бумажки", создавать видимость работы. Кому хочется спокойствия и стабильности - уходят туда (при наличии мест, конечно). "Мои документы" по стране наоткрывали, всякие офисы и т.д. "Канцелярские крысы" - вот как называют таких людей, но чем плоха работа? Кому-то и подходит. Кто-то работает и не видит ничего зазорного в рутинной деятельности.
  3. На пенсию . Место не самое популярное. Чаще из школы уходят "ногами вперед". Да, молодежь не идет в школы, да, педагоги со стажем нужны. Но ведь согласитесь: выгорели они все уже. Есть, конечно, единицы, кто остался молод душой, у кого болезни и быт не затянули на "жалкое влачение существования". В любом случае, на пенсию тоже уходят (учительскую, или по возрасту). жаль, что не хватает ее, чтобы прожить нормально. Вот и остаются в школе дорабатывать пока ноги носят. Не мы такие - страна такая. Если в Европе человек, вышедший на пенсию, позволяет себе путешествовать по миру и жить "в удовольствие", у нас же человек, всю жизни проработавший, не накопил себе на безбедное существование.
  4. В семью . Многие женщины, что замужем за теми, кто ушел в бизнес изначально, работают в школе "для души". Кстати, как показывает практика, у них это очень хорошо получается. Не нужно думать, купить домой хлеб по 32 рубля, или по 33.30, чтобы сэкономить. Творческая мотивация такого педагога не иссякает даже в условиях унижений зарплатой со стороны управленцев . "Можете вообще не платить, главное дайте поработать с детьми", - говорят они. Но почему они тогда уходят? "Бумажки, отчеты, недопонимания и бестолковая деятельность просто выматывает".

Есть и другие места и области, куда можно податься. В политику, спорт, на завод и в производство. Уйти куда всегда есть возможность. Но почему мы должны уходить? Для этого что ли мы учились 4-6 лет в вузе, чтобы потом забыть о профессии?

Каждый год в мае находится достаточно учителей, говорящих: «Доработаю до отпуска и увольняюсь!» И некоторые действительно увольняются. А вот учитель русского языка и литературы столичной школы уже 16 раз принимала решение увольняться, но ни разу не смогла претворить его в жизнь.


"Я сейчас не готова назвать свое реальное имя и номер своей школы, потому что, несмотря на твердо принятое решение уходить, не очень верю, что у меня получится. Поэтому выступаю под псевдонимом, чтобы коллеги потом не засмеяли.

В школе я работаю 17 лет. И после первого года работы, вот так же в мае, я решила, что нет, это не мое, надо уходить в другую какую-нибудь профессию, пока не поздно. Я тогда приняла решение отгулять отпуск, выйти и написать заявление об увольнении. Так я видела свое будущее в мае, в июне, даже в начале июля… А вот к концу этого месяца у меня появились сомнения: все-таки работа по специальности (ведь не зря же в институте училась), все-таки я еще молода и у меня есть шанс научиться всему тому, что у меня не получалось, все-таки длинный отпуск и работа недалеко от дома. И я осталась. Про свои мысли об увольнении никому в школе не рассказала.

И вот с тех пор каждый год в мае я думаю: «Ну вот в этот раз точно! Ну сколько можно?!» Так ни разу и не решилась.

Уволиться не решилась, зато вот решилась рассказать на всю страну, почему столько лет я думаю об уходе, даже бегстве из школы и почему ни разу не попробовала продвинуться дальше мыслей об этом.

Почему в школе работать невозможно

1. Запредельная нагрузка

Я – ответственный и исполнительный человек. Я не люблю халтурить. Поэтому у меня нет времени и сил ни на что, кроме работы. Да, мне повезло: у меня нет семьи. И мне не надо метаться между работой и домом, пытаясь совместить то, что в 24 часа суток никак не умещается.

Десять месяцев каждого года я почти не хожу в гости, в театры, на выставки и на концерты. Я очень мало читаю. Я не слежу за новинками в кино и в литературе. Да я практически ни за чем не слежу, я про какие-то важные новости всегда узнаю только из разговоров коллег в школе, потому что телевизор я тоже не смотрю. У меня есть мои 28 часов нагрузки, классное руководство, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, репетиторство и тетради, тетради, тетради. Вся моя жизнь – это моя работа. Остальное – это сон, покупка продуктов, готовка и уборка раз в месяц. Годы идут и жизнь идет мимо меня. За два месяца отпуска невозможно увидеть, услышать, узнать, прочувствовать все то, что произошло в мире за предыдущие десять месяцев.

2. Конфликты с родителями

Я не умею конфликтовать, ставить на место, адекватно реагировать на хамство и несправедливые обвинения. Для меня любой минимальный конфликт с родителем моего ученика – очень тяжелая история, которая лишает меня сна и покоя. Особенно это тяжко дается, когда родитель не хочет или не может хоть немного дистанцироваться от своей точки зрения и услышать меня. А уж если этот конфликт приправлен хамством и грубостью, то эта ситуация становится для меня невыносимой.

Директор не устает нам говорить: «Делайте что угодно, но главное – чтобы родитель не написал наверх. Умасливайте, объясняйте, уговаривайте, идите на компромиссы, но жалоб на нас быть не должно!» А как уговаривать и умасливать, если в школу приходит не очень трезвый папа, который ногой распахивает дверь и обращается ко мне: «Эй ты!» (да, и такое было)?

С детьми всегда могу договориться, донести свою точку зрения, разрешить любую спорную ситуацию, а вот с родителями… Не дается мне это.

3. Необходимость быть конформистом

Почему невозможно работать не в школе

1. Это моя профессия

Мне нравится моя профессия. У меня получается быть учителем. Я получаю огромное удовольствие и повод к гордости за саму себя, когда за 7 лет из несмышленого пацана, который делает по три ошибки в каждом слове, мне удается вырастить человека, получающего 90 баллов на ЕГЭ по русскому языку. Я радуюсь, когда получается урок. И потом я долго вспоминаю каждую его минуту и придумываю, что можно было в нем изменить, чтобы эффект был больше. Мне нравится общаться с детьми, мне с ними интересно. И классный руководитель я неплохой: мои первые выпускники до сих пор помнят, приходят в гости и пишут ВКонтакте.

2. А куда идти?

Я никогда не работала нигде, кроме школы. Я никогда не пробовала себя ни в чем другом. Иногда я думаю, что не знаю, что буду делать, когда все-таки уволюсь из школы. Я ничего не умею, кроме проведения уроков и проверок тетрадей. Мир очень большой, возможностей в нем много, но я не вижу таких возможностей для себя.

3. Возможность творческой самореализации

Каждый год уходя в отпуск с мыслью о будущем неизбежном увольнении, я сама не замечаю, как временами начинаю придумывать темы для проектов на будущий учебный год, подмечать где-то идеи, которые хочется претворить в школьную жизнь. В итоге к середине августа у меня же исписана половина блокнота идеями, находками, темами. Ну и куда увольняться с таким багажом и горящими глазами, когда не терпится попробовать и то, и это?

Вот так и гоняю по кругу я эти мысли в голове, то плюсы пересчитываю, то минусы. Взвешиваю, пытаюсь определить, что же важнее. И пока не могу принять какого-то окончательного решения. Наверное, так и буду каждый май планировать свой уход, а каждый август выходить из отпуска с пониманием, что никуда я из этой школы не уйду. Права ли я? Я не знаю".

С 2020 года в России работает программа «Земский учитель».

Молодым учителям выплачивают миллион рублей при условии, что они отработают пять лет в сельской школе. В этой статье я расскажу, как устроиться в школу, получить деньги и какие есть подводные камни в программе.

Законодательная база

На федеральном уровне есть методические рекомендации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Регионы на основе этих методических рекомендаций приняли свои правовые акты. Вот, например, порядки предоставления компенсационной выплаты учителям в Нижегородской области, а вот — в Республике Карелии.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Условия предоставления выплаты

Выплату учитель получит, если устроится на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа или в город с населением до 50 тысяч человек.

Чтобы получить выплату, учитель должен:

  1. Быть не старше 55 лет на дату подачи документов.
  2. Иметь среднее профессиональное или высшее педагогическое образование и соответствовать требованиям к педагогическим работникам: например, не быть судимым за ряд преступлений, подходить по состоянию здоровья. Формально работать учителем на момент подачи документов не обязательно, хотя очень часто в регионах устанавливают это требование.
  3. Устроиться в школу на вакантную должность с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку.
  4. Взять на себя обязательство отработать в школе 5 лет на этой должности с такой же нагрузкой.

Декретный отпуск могут зачесть в пятилетний срок отработки по решению властей области. Но большинство регионов так не делают.

Если учитель уволится из школы раньше, чем через пять лет, он обязан вернуть полученный миллион в полном объеме независимо от того, сколько лет он уже отработал.

Где придется работать

Список вакансий в школах регионы формируют до конца года, предшествующего году отбора, и отправляют данные на официальный сайт программы «Земский учитель».

В разделе «Банк вакансий» нужно выбрать регион, школу и предмет, который готовы вести.

Подать документы на получение выплаты можно только в школу, которая находится на определенном минимальном расстоянии от текущего места жительства или работы учителя. Например, в Ленинградской области это минимум 200 км, в Омской области — 100 км.

Это правило ввели, чтобы избежать ситуаций, когда учитель увольняется и подает документы в свою же или соседнюю школу, но уже с правом получения выплаты.

Сельские школы в основном выглядят так: типовые советские здания, детей с каждым годом становится все меньше, но школы в соседних деревнях объединяют, и учеников возят автобусами. За 18 часов в неделю зарплата будет около 15 000 Р . В богатых регионах зарплата выше. Например, средняя зарплата учителя в Тюменской области составляет 26 205 Р .

Взять больше часов, как в городе, получится не всегда: просто нет такого количества классов и детей. Зато зачастую в сельских школах не хватает учителей по другим предметам, поэтому можно совмещать. Например, учитель физкультуры может взять ведение нескольких секций, ОФП и спецзанятия для детей с инвалидностью. Еще можно взять классное руководство, за которое из федерального бюджета платят 5000 Р , плюс есть региональная доплата.

Коллектив сельских школ в основном состоит из женщин пенсионного и предпенсионного возраста, за исключением учителей физкультуры и труда.

Занятия проходят в первую смену и заканчиваются примерно к обеду. После школы надо готовиться к урокам на следующий день и проверять тетради. У молодых учителей это занимает много времени.

Июль и август — это гарантированный отпуск, во время которого можно уехать домой.

При переезде местные власти, как правило, стараются помочь с жильем, например могут предоставить служебное жилье или порекомендовать съемное. Скорее всего, это будет деревенский дом. Иногда даже подселяют к семьям местных жителей, дети которых выросли и уехали в город.

Как и куда подать документы

Нужно зарегистрироваться на федеральном портале «Земский учитель» и подать электронную заявку.

Чтобы устроиться на вакантную должность, учителю необходимо пройти конкурсный отбор. Ежегодно Министерство просвещения выделяет регионам деньги на выплаты сельским учителям.

Например, Омской области в 2021 году выделены 10 млн рублей, следовательно, число вакансий с правом на выплату — 10. Но количество вакансий в сельских школах обычно гораздо больше. Поэтому на уровне области власти устанавливают список вакансий, где положена выплата, и на эти вакансии объявляют конкурс. На оставшиеся вакансии устроиться тоже можно, но миллиона не получить.

Сельский учитель может неплохо получать за счет совмещения

Подать заявку и участвовать в конкурсе по программе «Земский учитель» несложно. Учитель может подавать заявки в несколько регионов — хоть сразу во все. Я подавала в четыре области, которые поближе к дому. У меня шестеро детей, и хотя старшие уже студенты и живут в других городах, далеко ехать мне не хотелось. В двух регионах я победила. Я заранее посмотрела на школы в интернете, потом лично съездила в оба региона. Выбрала Вологодскую область и сейчас работаю учителем начальных классов в школе поселка Чебсара Шекснинского района Вологодской области.

К сожалению, случилась проблема с жильем: мне обещали служебную квартиру, но сейчас мы снимаем за свои деньги трешку. Оказалось, что большие муниципальные квартиры в непригодном состоянии, а в однокомнатную мы не можем заехать по закону, потому что мы многодетная семья и не проходим нормы по метражу на человека. И администрация школы, и администрация поселения об этой проблеме знают, мы вместе пытаемся найти варианты, ищем какое-то решение.

Платят в Вологодской области больше, чем в Кировской. Многие учителя, которые участвуют в программе, берут дополнительную нагрузку: совмещают ставки, чтобы получать больше. В сельских школах большой дефицит кадров, и земский учитель может стать еще, например, замом по воспитательной работе или педагогом-психологом.

Участники программы создали паблик во «Вконтакте», где делятся впечатлениями и консультируют новичков. Это очень полезная группа, там обсуждают условия, зарплаты, инфраструктуру, проблемы с жильем. Я сама там отвечаю на вопросы, если есть время.

Большая загвоздка программы в том, что люди боятся сообщать своему руководству об участии в ней. Один из критериев — подтвердить, что вы работающий педагог. И когда нужно делать копию трудовой книжки, брать выписки приказов, естественно, в твоей школе возникают вопросы. Тут все по-разному действуют: одни раскрывают все карты директору, другие придумывают отговорки. Страшно ведь проиграть, и потом на тебя будут в своей же школе показывать: вот он не прошел. Поэтому к конкурсу нужно готовиться еще и морально. Быть готовым и к большим переменам, и к тому, что может не получиться.

Документы на конкурс подаются в структуру власти или учреждение, которое отвечает за сферу образования в регионе. Например, в Омской области это казенное учреждение «Региональный информационно-аналитический центр системы образования», а в Республике Карелии — государственное учреждение «Карельский институт развития образования».

Обычно у кандидатов просят такие документы:

  1. Заявление.
  2. Копию паспорта.
  3. Копию диплома.
  4. Копию документа об установлении первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель».
  5. Заверенную работодателем или нотариусом копию трудовой книжки.
  6. Копию ИНН.
  7. Копию СНИЛС (выписки из ПФР).
  8. Согласие на обработку персональных данных.
  9. Согласие о готовности к переезду в сельские населенные пункты либо города с населением до 50 тысяч человек.
  10. Банковские реквизиты.

Дополнительно можно представить любые документы. Рекомендую приложить все бумаги, которые подтверждают достижения в педагогической или научной деятельности. Это могут быть сертификаты о повышении квалификации и прохождении профессиональной переподготовки, присвоении категории или ученой степени.

Если учитель подает заявку на вакантную должность в школу, в которой в свое время учился, то следует приложить копию аттестата. Ниже объясню, почему это повысит шансы пройти конкурсный отбор.

Организаторы конкурса также попросят учителя указать, куда он хочет потратить миллион. Эта информация ни к чему не обязывает, она необходима государству для статистики.

При сдаче документов попросите, чтобы вам выдали документ с указанием даты и времени, когда принят пакет документов. Это поможет в спорных ситуациях. Например, в случае если вы наберете одинаковое количество баллов с другим претендентом на вакансию, при прочих равных победит тот, кто раньше сдал документы.

Как проходит конкурсный отбор

Конкурс проводится в четыре этапа.

Первый этап: прием документов, регистрация претендентов. Этот этап проходит примерно с 10 января по 15 апреля ежегодно. Каждый регион вправе устанавливать свои сроки. Отслеживать информацию нужно в начале года на сайте регионального департамента образования или на сайте «Земский учитель». В начале года там появляется перечень вакантных должностей с указанием срока приема документов.

Среди критериев оценки документов, например, уровень квалификации учителя, наличие ученой степени, право преподавать смежные предметы, учительский стаж. Дополнительные баллы можно получить, если учитель устраивается в школу, из которой сам выпустился. Списки критериев незначительно отличаются по регионам.

Критерии оценки в Новосибирской областиPDF, 115 КБ

Во многих регионах дополнительные 10 баллов получают учителя, которые готовы ехать в школу за 200 км от областного центра. Еще 5 баллов можно получить, если учитель готов устроиться на вакансию, которая свободна больше 3 лет.

Третий этап: определение победителей. Итоги конкурса подводят, как правило, с 1 по 15 мая.

Каждый год в мае находится достаточно учителей, говорящих: «Доработаю до отпуска и увольняюсь!» И некоторые действительно увольняются. А вот учитель русского языка и литературы столичной школы уже 16 раз принимала решение увольняться, но ни разу не смогла претворить его в жизнь.


"Я сейчас не готова назвать свое реальное имя и номер своей школы, потому что, несмотря на твердо принятое решение уходить, не очень верю, что у меня получится. Поэтому выступаю под псевдонимом, чтобы коллеги потом не засмеяли.

В школе я работаю 17 лет. И после первого года работы, вот так же в мае, я решила, что нет, это не мое, надо уходить в другую какую-нибудь профессию, пока не поздно. Я тогда приняла решение отгулять отпуск, выйти и написать заявление об увольнении. Так я видела свое будущее в мае, в июне, даже в начале июля… А вот к концу этого месяца у меня появились сомнения: все-таки работа по специальности (ведь не зря же в институте училась), все-таки я еще молода и у меня есть шанс научиться всему тому, что у меня не получалось, все-таки длинный отпуск и работа недалеко от дома. И я осталась. Про свои мысли об увольнении никому в школе не рассказала.

И вот с тех пор каждый год в мае я думаю: «Ну вот в этот раз точно! Ну сколько можно?!» Так ни разу и не решилась.

Уволиться не решилась, зато вот решилась рассказать на всю страну, почему столько лет я думаю об уходе, даже бегстве из школы и почему ни разу не попробовала продвинуться дальше мыслей об этом.

Почему в школе работать невозможно

1. Запредельная нагрузка

Я – ответственный и исполнительный человек. Я не люблю халтурить. Поэтому у меня нет времени и сил ни на что, кроме работы. Да, мне повезло: у меня нет семьи. И мне не надо метаться между работой и домом, пытаясь совместить то, что в 24 часа суток никак не умещается.

Десять месяцев каждого года я почти не хожу в гости, в театры, на выставки и на концерты. Я очень мало читаю. Я не слежу за новинками в кино и в литературе. Да я практически ни за чем не слежу, я про какие-то важные новости всегда узнаю только из разговоров коллег в школе, потому что телевизор я тоже не смотрю. У меня есть мои 28 часов нагрузки, классное руководство, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, репетиторство и тетради, тетради, тетради. Вся моя жизнь – это моя работа. Остальное – это сон, покупка продуктов, готовка и уборка раз в месяц. Годы идут и жизнь идет мимо меня. За два месяца отпуска невозможно увидеть, услышать, узнать, прочувствовать все то, что произошло в мире за предыдущие десять месяцев.

2. Конфликты с родителями

Я не умею конфликтовать, ставить на место, адекватно реагировать на хамство и несправедливые обвинения. Для меня любой минимальный конфликт с родителем моего ученика – очень тяжелая история, которая лишает меня сна и покоя. Особенно это тяжко дается, когда родитель не хочет или не может хоть немного дистанцироваться от своей точки зрения и услышать меня. А уж если этот конфликт приправлен хамством и грубостью, то эта ситуация становится для меня невыносимой.

Директор не устает нам говорить: «Делайте что угодно, но главное – чтобы родитель не написал наверх. Умасливайте, объясняйте, уговаривайте, идите на компромиссы, но жалоб на нас быть не должно!» А как уговаривать и умасливать, если в школу приходит не очень трезвый папа, который ногой распахивает дверь и обращается ко мне: «Эй ты!» (да, и такое было)?

С детьми всегда могу договориться, донести свою точку зрения, разрешить любую спорную ситуацию, а вот с родителями… Не дается мне это.

3. Необходимость быть конформистом

Почему невозможно работать не в школе

1. Это моя профессия

Мне нравится моя профессия. У меня получается быть учителем. Я получаю огромное удовольствие и повод к гордости за саму себя, когда за 7 лет из несмышленого пацана, который делает по три ошибки в каждом слове, мне удается вырастить человека, получающего 90 баллов на ЕГЭ по русскому языку. Я радуюсь, когда получается урок. И потом я долго вспоминаю каждую его минуту и придумываю, что можно было в нем изменить, чтобы эффект был больше. Мне нравится общаться с детьми, мне с ними интересно. И классный руководитель я неплохой: мои первые выпускники до сих пор помнят, приходят в гости и пишут ВКонтакте.

2. А куда идти?

Я никогда не работала нигде, кроме школы. Я никогда не пробовала себя ни в чем другом. Иногда я думаю, что не знаю, что буду делать, когда все-таки уволюсь из школы. Я ничего не умею, кроме проведения уроков и проверок тетрадей. Мир очень большой, возможностей в нем много, но я не вижу таких возможностей для себя.

3. Возможность творческой самореализации

Каждый год уходя в отпуск с мыслью о будущем неизбежном увольнении, я сама не замечаю, как временами начинаю придумывать темы для проектов на будущий учебный год, подмечать где-то идеи, которые хочется претворить в школьную жизнь. В итоге к середине августа у меня же исписана половина блокнота идеями, находками, темами. Ну и куда увольняться с таким багажом и горящими глазами, когда не терпится попробовать и то, и это?

Вот так и гоняю по кругу я эти мысли в голове, то плюсы пересчитываю, то минусы. Взвешиваю, пытаюсь определить, что же важнее. И пока не могу принять какого-то окончательного решения. Наверное, так и буду каждый май планировать свой уход, а каждый август выходить из отпуска с пониманием, что никуда я из этой школы не уйду. Права ли я? Я не знаю".

учительница возле доски
Увольнение учителей по собственному желанию может вызвать множество вопросов, как у самих работников, так и у работодателя. Сама процедура должна осуществляться с учетом установленных на законодательном уровне норм. Любое нарушение может негативно сказаться на каждой из сторон.

Порядок увольнения

Если учитель принял решение расторгнуть трудовое соглашение с учебным учреждением, то он должен соблюсти процедуру увольнения, предусмотренную трудовым законодательством. Для этого требуется следовать следующему алгоритму:

  • уведомить директора о своем желании расторгнуть договор трудоустройства. Для этого составляется соответствующее заявление. Оно не имеет унифицированного бланка, благодаря чему человек может составить его в произвольной форме. Главное требование – соблюдение норм составления деловых документов и полное отсутствие помарок или ошибок. При их наличии документ признается недействительным. В заявлении требуется отразить просьбу об увольнении и дату расторжения трудового договора без предлога «с», то есть «… уволить 21 марта 2021 года». Документ должен быть передан на ознакомление руководителю не позднее двух недель до желаемой даты увольнения. Данный срок необходим для поиска нового работника;

Образец заявления об увольнении по собственному желанию


  • после ознакомления с документом директор обязан издать приказ об увольнении. До 2013 года было обязательно использовать форму Т-8. На данный момент в учебном учреждении может использоваться, как старая, так и специально созданная форма приказа о расторжении договора трудоустройства. С данным документом требуется ознакомить работника под подпись. Если человек отказывается по какой-то причине ознакамливаться или подписывать, то директор обязан в присутствии свидетелей зачитать содержимое приказа и составить соответствующий акт;

Образец приказа об увольнении по собственному желанию без отработки

  • ответственные лица осуществляют полный расчет суммы, которые необходимо будет предоставить учителю, и подготовку документов;
  • в последний рабочий день учителю обязаны выдать под подпись трудовую, с соответствующей записью, иные документы, предоставляемые при письменном запросе работника, а также денежные выплаты.

После полного расчета с увольняемым лицом процедура расторжения договора трудоустройства считается полностью завершенной.


Запись в трудовой и выплаты

При увольнении в трудовую книжку работнику должна быть внесена запись об увольнении. В ней должна быть продублирована информация о причине расторжения трудового соглашения, указанная в приказе, изданном директоров. Кроме этого, ответственное лицо должно сделать отсылку к соответствующей статье Трудового Кодекса ( ст. 77. п.3 ТК – расторжение соглашения по инициативе работника).

Выдача трудовой осуществляется в последний рабочий день. Ее владелец обязан поставить подпись в соответствующем журнале о получении документа. Отказ от выдачи трудовой является незаконным.

Образец записи в трудовую увольнение по собственному желанию

В этот же момент работнику должны быть выданы все положенные денежные средства, в том числе:

  • оплата труда за фактически отработанное время;
  • компенсация за отпуск, от которого работник ранее отказался или не успел воспользоваться, и больничный. Если учитель решил уволиться во время отпуска и после подачи заявления заболел, что будет доказано наличием больничного листа, то работодатель также обязан произвести выплату компенсации;


  • премию, если таковая предусмотрена индивидуальным или коллективным договором или нормативными актами организации;
  • надбавки, например, за высокий уровень квалификации работника.

Если при расчете учитель оказался не согласен с какой-либо суммой, то директор обязан выплатить человеку часть денежных средств, неподлежащую оспариванию. Вторая часть предоставляется только после достижения договоренности между сторонами или по решению суда.

Судебная практика

Действующее законодательство позволяет учителям уволиться в любой момент, в том числе в середине года или во время отпуска. Отказ со стороны работодателя является неправомерным, даже, если он мотивирован отсутствие замены (на поиск нового работника законом выделены 2 недели, которые увольняющийся человек должен отработать). В такой ситуации человек может написать соответствующее заявление в вышестоящие инстанции и суд. При этом требуется строгое соблюдение сроков исковой давности – 3 месяца со дня нарушения прав работника. По решению суда на организацию-работодателя может быть наложен штраф.

Если сотруднику не своевременно выдадут документы и денежные средства, то человек может подать жалобу в Трудовую инспекцию. По результатам ее проверки будет вынесено постановление, которое является обязательным для исполнения. Если гражданин будет не удовлетворен результатом проверки, то он может подать иск в суд с соблюдением всех сроков. По решению суда организацию-работодателя привлекут к административной ответственности и обяжут выплатить работнику моральную компенсацию в размере среднего заработка за весь период просрочки.

Законодательство закрепляет, что принудительный труд на территории России запрещен, что позволяет всем работником увольняться по собственной инициативе в любой момент. Данное право распространяется и на работников учебных заведений. Расторжения трудовых отношений с учителями осуществляется по общим основаниям. При нарушении норм действующего законодательства пострадавшая сторона может подать заявление в суд с соблюдением сроков исковой давности.

Читайте также: