Могут ли уволить контрактника если жена беременна

Опубликовано: 18.09.2024

Увольнять беременных — плохая затея, если увольнять только из-за беременности. Еще хуже делать это незаконными способами. Но бывают случаи, когда беременные пользуются своим положением и саботируют работу — так было с героем нашей статьи, который в итоге ликвидировал ИП. Теперь разбираемся в теме вместе с экспертом, как обещали.

Еще о беременных сотрудницах:

Юлия Жижерина

В Трудовом кодексе написано, что уволить беременную можно, если ликвидировать компанию или закрыть ИП.

Но есть еще несколько законных способов:

  • по желанию сотрудницы;
  • по соглашению сторон;
  • с окончанием срочного трудового договора;
  • при сокращении штата.

У всех этих вариантов есть оговорки.

Сотрудница сама согласна уволиться

Идеальная ситуация: сотрудница не хочет работать во время беременности и может уволиться по собственному желанию или по соглашению сторон. Для работодателя эти формулировки не имеют значения, процедура будет почти одинаковая.

Для увольнения по собственному желанию сотрудница пишет заявление.

Соглашение сторон — это документ, в котором работодатель и сотрудница прописывают условия увольнения. В нем можно указать сумму компенсации, срок отработки и любые другие условия. Выплаты не обязательны по закону, тут как договоритесь.

Иногда бывает так: сотрудница сначала подписывает соглашение, а потом узнает, что беременна, и отказывается уходить. В этом случае работодатель не обязан принимать ее обратно, но есть исключение . Если сотрудница была беременна во время подписания соглашения, ее придется восстановить на работе. Суды в таких ситуациях принимают сторону работниц.

Закончился срочный трудовой договор

Если срочный трудовой договор заканчивается, а сотрудница забеременела, договор продлевают до конца отпуска по беременности и родам. Это правило действует, даже если беременность закончилась выкидышем или абортом. Работодатель может спросить у сотрудницы справку о беременности в любой момент, но только раз в три месяца.

Если договор заключили на время отсутствия другого работника, например на время беременности другой сотрудницы, работнице надо предложить другие свободные должности. И если таких нет, можно уволить, не дожидаясь окончания отпуска по беременности и родам.

Необязательно предлагать такую же по квалификации должность. Главное — чтобы работа была не опасна : вручить ведро с хлоркой или перевести в шумный цех беременную нельзя.

Еще вакансии должны быть в той же местности, где сотрудница работала до беременности: то есть, если она работала в Томске, переводить ее в райцентр Томской области нельзя.

Должность беременной сокращают

Со справкой о беременности сократить сотрудницу уже не получится.

Даже если сотрудница не знала о ребенке в момент увольнения, но сможет в суде доказать, что была беременна, суд восстановит ее в должности . Так делают, даже если беременность не сохранилась.

Вот цитата из постановления Пленума Верховного суда: «Беременная женщина, трудовой договор с которой расторгнут по инициативе работодателя, подлежит восстановлению на работе и в том случае, если к моменту рассмотрения в суде ее иска о восстановлении на работе беременность не сохранилась».

Если сотрудницу восстановили в должности, а беременность не сохранилась, ее можно уволить как обычную сотрудницу.

Компанию ликвидируют

Если компанию или ИП закрывают, беременную увольняют так же, как и остальных сотрудников. Действия такие:

  • письменно предупредить сотрудников и службу занятости о ликвидации. ООО это делают за два месяца до закрытия, ИП — за две недели, если нет других условий в трудовом договоре;
  • выдать все выплаты в день увольнения. Это зарплата, выходное пособие и компенсация за неиспользованный отпуск;
  • увольнение отметить в трудовой книжке.

Можно уволить беременную раньше, чем закончится ликвидация, если работница сама не хочет ждать. Ей нужно выдать средний заработок до конца двухмесячного срока, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

Что бывает за незаконное увольнение беременной

За незаконное увольнение беременной есть уголовная и административная ответственность: штраф 200 000 рублей или 18 окладов, а в некоторых случаях исправительные работы до 360 часов. Штраф платят государству, а беременную восстанавливают в должности и оплачивают среднюю зарплату за время вынужденного прогула.

Я думаю, Вам переживать нечего.
Прочтите - поймете:

Положение
о порядке прохождения военной службы
(утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237)

Статья 13. Порядок зачисления в распоряжение командира (начальника)
2. Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:
…………….
з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, - до окончания этого отпуска ;

Статья 32. Порядок предоставления отпусков по беременности и родам, а также по уходу за ребенком
1. Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на них распространяются дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. В случае когда один из работающих родителей (опекун, попечитель) является военнослужащим или когда оба родителя (опекуны, попечители) являются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет таким родителям (опекунам, попечителям) предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц. Указанные выходные дни могут быть использованы одним из родителей (опекуном, попечителем) либо разделены родителями (опекунами, попечителями) между собой по их усмотрению.
3. Военнослужащим женского пола предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности - 84 календарных дня) до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется военнослужащему женского пола полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
4. Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него военнослужащим женского пола по их желанию предоставляется основной отпуск за текущий год установленной продолжительности, а в год окончания отпуска по уходу за ребенком - отпуск пропорционально времени, оставшемуся до конца календарного года.
Основной отпуск в год окончания отпуска по уходу за ребенком исчисляется пропорционально времени исполнения служебных обязанностей со дня окончания отпуска по уходу за ребенком до конца календарного года.
Продолжительность основного отпуска определяется в этом случае путем деления установленной для конкретного военнослужащего полной продолжительности основного отпуска на 12 и умножения полученного результата на количество полных месяцев, в течение которых он исполнял свои обязанности. При этом неполный месяц продолжительностью более 10 дней считается за один полный месяц.
5. Военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность.

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части
.
25. Увольнение с военной службы беременных женщин-военнослужащих, женщин-военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев , когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.
Женщины-военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части .

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ
"О воинской обязанности и военной службе"
.
Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту
11. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:
.
военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;

Статья 51. Основания увольнения с военной службы
1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
……………….
в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
д) в связи с лишением его воинского звания;
е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
ж) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

Таким образом, Вас не уволят, а зачислят в распоряжение ближайшего командира - до окончания отпуска по уходу. По его окончании Вы можете попытаться продолжить службу, но не у всех это получается. Вас МОГУТ уволить в связи с ОШМ или предложат должность. Но до этого далековато - загадывать нет смысла.

Единственное сейчас - определитесь - когда Вам использовать основной отпуск за 2009 год.
И НИ В КОЕ СЛУЧАЕ НЕ ПИШИТЕ рапорт о своем желании уволиться в связи с ОШМ или по собственному желанию. КТО бы что Вам не обещал.

По вопросу, касающемуся увольнения с военной службы, см. также ст. 23 ФЗ 27.05.1998 N 76-ФЗ и ст. 34 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237.

""Статья 51. Основания увольнения с военной службы

""1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

""б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

""в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

""г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции)"

""д) в связи с лишением его воинского звания;

""д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

""непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

(пп. "д.1" введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

""д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

(пп. "д.2" введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

""е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

""е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

(пп. "е.1" введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 286-ФЗ)

ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

(в ред. Федерального "закона" от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

(пп. "з" введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

(пп. "и" введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 37-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции)"

""к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

(пп. "к" введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 105-ФЗ)

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

(пп. "л" введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

(пп. "м" введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 132-ФЗ)

""2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

""а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

""б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 "N 117-ФЗ," от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

Консультант Плюс: примечание.

Постановлением КС РФ от 21.03.2013 N 6-П подпункт "в" п. 2 ст. 51 признан частично не соответствующим Конституции РФ.

""в) в связи с невыполнением им условий контракта;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции)"

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

""д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

(пп. "д" в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

е) как не выдержавший испытание;

(пп. "е" введен Федеральным законом от 26.04.2004 N 29-ФЗ)

Консультант Плюс: примечание.

Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ с 1 января 2012 года в подпункте "е.1" пункта 2 статьи 51 слова "с нарушением запретов" должны быть заменены словами "с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей". В связи с тем, что Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, вступающим в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 был изложен в новой редакции, внесение изменений, предусмотренных Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ, некорректно.

""е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

(пп. "е.1" в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных "законодательством" Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

(пп. "е.2" введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 241-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

Консультант Плюс: примечание.

На военнослужащих, прикомандированных до 01.01.2007 к федеральным государственным органам, где учреждены должности ФГС, при увольнении по пп. "ж" п. 2 ст. 51 распространяются права и гарантии, предусмотренные при увольнении в связи с ОШМ (ФЗ от 06.07.2006 N 105-ФЗ).

""ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

(пп. "ж" введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 105-ФЗ)

з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

(пп. "з" введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;

(пп. "и" введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

(пп. "к" введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

(пп. "л" введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 1, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 159-ФЗ, от 28.12.2016 N 512-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 415-ФЗ)

""3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

""а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

""б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи);

(пп. "б" в ред. Федерального закона от 28.06.2002 N 75-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции)"

в) по семейным обстоятельствам:

в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

(абзац введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.03.2006 N 37-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции)"

3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции)"

4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1", "в", "г" и "д" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

5. Утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

(см. текст в предыдущей "редакции")

""6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

""7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом "порядке" признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Федеральные программы поддержки материнства и детства распространяются на отдельные категории граждан. К одной из таких относятся военнослужащие женщины по контракту, состоящие на государственной военной службе, однако, к ним применимо не только гражданское законодательство. Права беременных женщин-военнослужащих частично регулируются Приказами Минобороны и Уставами ведомств, в которых они служат. Последние имеют юридическое преимущество перед гражданскими правовыми нормами.

Так, отдельными законодательными актами регламентируются облегченные условия службы. По-особому производится расчет декретных выплат военнослужащим при рождении ребенка, находящимся в должности или распоряжении.

При этом основные социальные льготы беременным сотрудницам силовых и воинских ведомств отражены не только в военном, но и в гражданском законодательстве.

Чтобы разобраться в тонкостях предоставления больничного по уходу за ребенком, нюансах привилегий, положенных беременным женщинам-военнослужащим, необходимо изучить актуальное законодательство, применяемое в их отношении.

Права беременных военнослужащих

Конституция РФ во 2 статье закрепляет право на защиту государства для тех, кто считается матерью, или готовится ей стать. Власть берет на себя защиту семьи, ее материальную поддержку и социальные гарантии.

Привилегии беременным военнослужащим закреплены отдельными правовыми документами.


1237 Указ Президента:

  • определяет порядок службы по контракту в период декрета, не позволяет уволить военнослужащую по беременности;
  • разрешает назначение беременной на более легкий труд с согласия женщины и при наличии медицинских показаний, при этом закрепляет ее право получать денежное довольствие и иные выплаты соответственно ранее занимаемой должности;
  • закрепляет аналогичное право для женщины, если ее ребенок не достиг возраста 1,5 лет;
  • запрещает увольнять в период больничного по уходу за ребенком военнослужащего в случае расформирования части или сокращения ее воинской должности;
  • определяет порядок и процедуру предоставления декрета;
  • закрепляет за мужьями, если их жены находятся в декрете, право на оформление основного отпуска с учетом пожеланий военнослужащего и дополнительных отпусков;
  • запрещает увольнение военнослужащей, если ее ребенку не исполнилось 3-х лет.

Положения Указа дополняются отдельными пунктами ФЗ.

Они закреплены в:

  • 11 статье 53 ФЗ « о воинской службе» в части запрета увольнения женщин-военнослужащих в период отпуска по уходу за ребенком;
  • 13 статье 76 ФЗ, где подтверждено право военнослужащей на отпуска, связанные с рождением детей;
  • 309 ФЗ, где за беременными и после рождения ими ребенка признаются права на социальные пособия, льготы и выплаты, являющиеся важной материальная помощью женщинам военнослужащим по контракту.

Широкий спектр законодательных актов регулирует порядок начисления пособий.

К ним относятся ФЗ №:

  • 122 (22.08.204);
  • 81 (19.05.95);
  • 883 (04.09.95);
  • Приказы Минобороны №208 и 400 (05.05.01 и 22.07.00 соответственно);
  • Приказы Минздравсоцразвития № 1012.

Особые льготы предоставляются военнослужащей для расчета пенсии, так как время декрета входит в зачет выслуги (в льготном исчислении, если во время службы женщина имела права на подобный расчет). Стаж учитывается на весь период отпуска по уходу за ребенком, который возможно оформить, пока ребенку не исполнилось 3 года (ПП 1074).

Кроме того, в 2020 году военнослужащая может рассчитывать на денежную премию соответственно званию по Приказу 1010 Минобороны, если командир сочтет нужным ее премировать.



Это основной перечень законодательных актов, относящихся к правам беременных женщин-военнослужащих.

В соответствии с родом войск военнослужащей следует ознакомиться с уставными документами и приказами своего ведомства.

Они могут содержать отдельные положения, касающиеся порядка несения службы при беременности, процедурах получения медицинского обслуживания и иные нюансы. Для использования той или иной льготы следует обращаться с рапортом к командиру части. Кроме того, им необходимо знать, как правильно пишется рапорт на больничный.

Подробно о военнослужащих в распоряжении читайте в этой статье.

Соцпособия, которые выделяются женам военнослужащих

По сути, те же соцпособия, в том числе и детские, которые стандартно полагаются всем женщинам, назначаются и выплачиваются и женам военнослужащих, только в повышенном размере и с некоторыми нюансами.

Стандартное соцпособие по безработице (при постановке на учет в ЦЗ и подтверждении статуса безработной) выплачивается общим порядком. Только женам военнослужащих положено:

  1. Разовое соцпособие при беременности в 180 недель (согласно ст. 12.3 ФЗ РФ № 81). Выплачивается женам военнослужащих—контрактников (при определенном сроке службы), а также призывников вне зависимости от права на иные виды соцпособий. Сумма, которая определена законом, равняется 14 тыс. руб. и подлежит индексации (ст. 12.4 ФЗ РФ № 181).
  2. Ежемесячное соцпособие на ребенка (ст. 12.5 ФЗ РФ № 181). Его величина в рамках закона составляет 6 тыс. руб., ежегодно индексируется, а назначение самой выплаты не зависит от иных госпособий (ст. 12.7 ФЗ РФ № 181).

Важно! Положенные «детские» соцвыплаты выделяются женам военных при увольнении по причине ликвидации организации, а также в связи с переездом к новому месту службы мужа. В последней ситуации, при переезде, выплата производится на протяжении 30 дн. до декрета.

На льготные «военные» соцпособия (разовое и ежемесячное детское), не могут рассчитывать супруги, которые не состоят в официальном браке. Также не предоставляются данные льготы женам курсантов военных училищ.

Матпомощь от государства в виде соцпособия по потере кормильца выделяется вдове военного, который погиб при исполнении. При наличии детей в данной ситуации ей положено также ежемесячное соцпособие на их содержание вне зависимости от факта трудоустройства (т. е. есть у нее работа на этот момент либо нет). Все виды соцподдержки оформляются общим установленным порядком.

Размер выплат военнослужащим при рождении ребенка

Как и гражданскому населению, женщинам-военнослужащим положены несколько видов выплат и пособий при рождении ребенка, основанием предоставления которых являются беременность и роды.

Единовременные выплатыКто может получитьКакие документы необходимо представить для получения
1. Пособие военнослужащей, вставшей в медконсультации на учет по беременности на раннем сроке.Будущая мама, если обратилась к медикам до 12-ти недель.1. заявление; 2. справка из медучреждения.
2. Пособие по беременности и родам.Только сама беременная военнослужащая, находящаяся в рядовом или начальствующем составе ОВД, противопожарной госслужбы, органов ФСИН, таможни.1. заявление; 2. больничный лист из медучреждения, где производится наблюдение за декретницей.
3. Пособие при рождении ребенка (усыновлении) новорожденного до 3-х месяцев, которое выплачивается на каждого родившегося малыша, если он не умер после родов.Родитель или усыновитель новорожденного: мать, отец, иные родственники, которые в отсутствии родителей принимают на себя опекунские обязанности.1. заявление на выплату; 2. справка о рождении ребенка из ЗАГса; 3. справка с места службы мужа, что ему выплату не начисляли.

Сумма однократных выплат на 2020 год с учетом индексации:

ОснованиеСумма выплаты в рублях
за раннюю постановку на медицинский учет613.14
За рождение малыша16350.33

Выплата по беременности и родам производится одной суммой, величина которой зависит от денежного довольствия конкретной военнослужащей.

Кроме единоразовых выплат беременная военнослужащая может рассчитывать на ежемесячные пособия после рождения ребенка.

Регулярные пособия назначаются:

  1. На время декрета, пока малышу не исполнится 1,5 года.
  2. На время декрета, пока ребенку от полутора до 3-х лет.
  3. На каждого из детей, когда семья признана нуждающейся.

Пока ребенку не исполнится 1,5 года, военнослужащей, находящейся в отпуске, положена компенсация, величиной 40% от среднего размера денежного довольствия, которое получалось ей на протяжении 2-х лет до декрета. Она выплачивается ежемесячно.

Такое же право остается и у тех женщин, которые были уволены из рядов военных:

  • так как закончился контракт;
  • из-за перевода супруга в иную местность.

Размер выплаты при рождении увеличивается для тех, кто служит в субъектах, где установлен районный коэффициент.

Минимальная величина пособия и его максимум ограничены нормативами.

Максимальная ежемесячная выплата в рубляхМинимальная ежемесячная выплата в рублях
На одного ребенка12262.763065.69
На двоих детейНе более 100% ДД, но не менее 12262,766131.37

Если находящаяся в декрете военнослужащая, получая компенсацию по уходу за малышом, забеременеет снова, ей повторно будет положено пособие по беременности. В этом случае придется выбрать одну из мер поддержки.

Кто вправе получать пособия?

По Закону нашего государства, единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву (специальный вид) выплачивается при таких условиях:

  • муж призывник;
  • брак официально оформлен;
  • срок беременности больше 180 дней.

Важно: право на получение данного вида выплаты отсутствует у жён курсантов училищ военного профиля и контрактников. Они получают выплаты на общих основаниях.

Жена военнослужащего по контракту

Жёны военных контрактников получают материальную поддержку на основании федеральных Законов номером 81 и 255. Им положено предусмотренное пособие на ребенка:

  • при рождении малыша;
  • на содержание ребёнка до 1,5 и до 3-лет.

Тут важную роль играет статус жены военного. Она может числиться:

  • безработной;
  • трудоустроенной;
  • студенткой;
  • индивидуальным предпринимателем.

Выплаты стимулирующего характера

Выплаты зависят от статуса супруги, будет ли она получать пособия на работе или органах социальной защиты населения.

Важно: чтобы получать стандартные выплаты, согласно действующему Законодательству, необходимо, чтобы ребёнок воспитывался в семье и был прописан на одной с родителями жилплощади.

У детей и жен военных контрактников есть право на получение всех предусмотренных Законодательством как единовременных, так и ежемесячных пособий.

Возможны выплаты пособия не по стандарту. Это предусмотрено в тех случаях, когда в воинской части имеются свои локальные распоряжения.

Жена военнослужащего по призыву



Как уже говорилось, несколько иные правила предусмотрены для женщин, чьи мужья проходят службу по призыву.

Порядок выплаты пособий данной категории регулируется Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» номером 81-ФЗ. В нём говорится о том, что беременные жёны призывников, находящиеся в третьем триместре, имеют право на специальную выплату, размер которой установлен Законом и ежегодно индексируется, как и большинство прочих льгот.

Помимо выплаты по беременности, супруги призывников имеют право и на другие виды поддержки.

Размер пособия

Пособия по беременности и родам для военнослужащих выплачиваются за счет федерального бюджета. У должностных лиц оно приравнивается к сумме денежного довольствия, рассчитанного за утвержденный законом период отпуска по беременности.

Чтобы определить величину пособия, необходимо рассчитать среднедневную сумму денежного довольствия, которое выплачивалось маме новорожденного в течение 2-х лет до ухода в декрет.

Для этого суммируются размеры:

  • оклада;
  • подъемных пособий;
  • компенсаций на приобретение имущества первой необходимости;
  • возмещенных расходов на командировки;
  • выплаченных суточных, если в годовой период до родов женщина отправлялась в служебные командировки;
  • премий;
  • полевых, боевых и так далее.



Произведенные за указанный год повышения размера денежного довольствия, связанные с изменением звания или должности, должны учитываться при расчете с момента оформления приказов.

Дневной заработок рассчитывается путем деления общего размера ДД на количество дней 2-летнего служебного периода, утвержденного законодательно:

  • если год невисокосный, за норму принимается показатель, равный 730;
  • если один из учитываемых годов високосный, показатель равен 731 дню.

От 730 (731) следует отнять все дни, когда военнообязанная пропускала службу по болезни, декрету или без обоснованных причин.

Разделив общий доход на установленное количество служебных дней, можно определить средний размер ДД. Это число умножается на положенное количество дней, отведенное на беременность и роды. Это и будет сумма пособия.

Если женщина проходит службу на особой территории, она может претендовать на повышенные выплаты.

Это относится к областям:

  • где условия экологической безопасности не соответствуют нормам;
  • где закреплен социально-экономической льготный статус;
  • причисленным к районам Крайнего Севера.

Кроме того, что пособия по беременности и родам таким военнослужащим может быть увеличено, у них имеются дополнительные льготы в виде компенсаций питания детям, посещения детских садов, снабжения семей продовольствием и тому подобное.

Период оплачиваемого отпуска по беременности определяется законодательством.

Государство стремится поддерживать своих защитников и их семьи. Выплаты женам военнослужащих, ожидающих или растящих малыша, – это один из видов материальной помощи Правительства данной категории граждан.

Выплаты беременным женам военнослужащих

Кто вправе получать пособия?

Выплаты беременным женам военнослужащих

По Закону нашего государства, единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву (специальный вид) выплачивается при таких условиях:

  • муж призывник;
  • брак официально оформлен;
  • срок беременности больше 180 дней.

Важно: право на получение данного вида выплаты отсутствует у жён курсантов училищ военного профиля и контрактников. Они получают выплаты на общих основаниях.

Жена военнослужащего по контракту

Выплаты беременным женам военнослужащих
Жёны военных контрактников получают материальную поддержку на основании федеральных Законов номером 81 и 255. Им положено предусмотренное пособие на ребенка:

  • при рождении малыша;
  • на содержание ребёнка до 1,5 и до 3-лет.

Тут важную роль играет статус жены военного. Она может числиться:

  • безработной;
  • трудоустроенной;
  • студенткой;
  • индивидуальным предпринимателем.

Выплаты зависят от статуса супруги, будет ли она получать пособия на работе или органах социальной защиты населения.

Важно: чтобы получать стандартные выплаты, согласно действующему Законодательству, необходимо, чтобы ребёнок воспитывался в семье и был прописан на одной с родителями жилплощади.

У детей и жен военных контрактников есть право на получение всех предусмотренных Законодательством как единовременных, так и ежемесячных пособий.

Возможны выплаты пособия не по стандарту. Это предусмотрено в тех случаях, когда в воинской части имеются свои локальные распоряжения.

Жена военнослужащего по призыву

Выплаты беременным женам военнослужащих

Как уже говорилось, несколько иные правила предусмотрены для женщин, чьи мужья проходят службу по призыву.

Порядок выплаты пособий данной категории регулируется Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» номером 81-ФЗ. В нём говорится о том, что беременные жёны призывников, находящиеся в третьем триместре, имеют право на специальную выплату, размер которой установлен Законом и ежегодно индексируется, как и большинство прочих льгот.

Помимо выплаты по беременности, супруги призывников имеют право и на другие виды поддержки.

Виды пособий

Помимо указанной выше помощи, как супруги призывников, так и супруги контрактников могут рассчитывать на иные виды государственной поддержки. Это:

  • рождение детей;
  • на уход.

Рассмотрим оба вида более подробно.

Оформление единовременного пособия жене военного при рождении ребенка

Выплаты беременным женам военнослужащих

Выплата при рождении малыша носит единовременный характер и предоставляется при предъявлении соответствующих документов. Если муж ещё служит, женщина имеет право на помощь, предусмотренную семьям офицеров или солдат срочной или контрактной службы.

Важно иметь в виду, что данная выплата не влияет на другие виды социальной помощи. Также и их получение на пособие по рождению малыша. Сумма подлежит индексации. На 2021 год она равнялась 24 565.89 рублям.

Порядок оформления ежемесячного пособия жене военного по уходу за ребенком

Супругам военнослужащих также положены и выплаты по уходу за малышами. Выплачиваются они ежемесячно, вплоть до достижения детьми 3-летнего возраста. На февраль 2021 года сумма составляла 11096.76 рублей. Деньги платятся в период прохождения мужем военной службы и подлежат регулярной индексации.

Супруги призывников, в отличие от жён контрактников, не могут оформить пособие по уходу на иных родственников. Такое допускается только в случаях, когда они физически не в состоянии ухаживать за малышом (смерть, лишение родительских прав и т. п.).

Размер выплаты

Выплаты беременным женам военнослужащих

Размеры всех выплат фиксированы Законом. Так размер единовременной помощи беременным равен 24 565,89 рублям. Сумма пособия может быть другой, если получательница проживает в местности, где к заработку применяется районный коэффициент.

Где получить?

Жёны призванных в армию граждан, должны обращаться в местную службу социальной защиты, где назначается предусмотренная для них помощь.

У субъектов РФ есть право назначать иные органы ответственными за поддержку семей военнослужащих и прочих категорий населения. В большинстве регионов этим занимается УСЗН.

Условия и порядок назначения выплат

Выплаты беременным женам военнослужащих

Разобравшись с тем, кто выплачивает пособие, рассмотрим порядок его назначения. Алгоритм действий женщины должен быть следующим:

  • сбор необходимых документов;
  • подача документации в УСЗН или МФЦ;
  • написание заявление на предоставление;
  • получение денег в случае положительного ответа.

Главными условиями для получения различных видов поддержки являются беременность, рождение малыша и уход за ним.

Документы для предоставления

Необходимо подать следующее:

  • заявление соответствующей формы;
  • справку из женской консультации или иной медицинской организации;
  • копию свидетельства о заключённом брачном союзе;
  • официальную бумагу о том, что муж проходит военную службу.

Образец заявления на получение пособия беременной жене

Для того чтобы не допустить ошибок при заполнении, желательно скачать образец заявления.

Выплаты беременным женам военнослужащих
Оно обязательно должно содержать:

  • данные организации, куда обращаетесь;
  • полную информацию о заявителе (ФИО, дата рождения, адрес, основные данные паспорта);
  • цель обращения;
  • указание способа получения помощи (счёт или почта);
  • информацию о сроках службы супруга;
  • перечень предоставленных документов;
  • дату и роспись.

Заключение

Важно обратиться за помощью не ранее начала службы и не позднее 6-ти месяцев после её завершения.

У жён контрактников равные права с другими женщинами, ждущими и родившими малыша. В отличие от них, жёны призывников имеют право на более весомую помощь, что связано с временным отсутствием кормильца.

Читайте также: