Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилищной субсидии по предельному возрасту

Опубликовано: 16.05.2024

До апреля 2015 года увольнение военнослужащих могло производиться только после предоставления работнику жилья. В связи с внесёнными поправками в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в апреле 2015 года появилась возможность освободить от службы человека, не обеспеченного жильем.

Могут ли произвести увольнение из армии военного, не обеспеченного жильем?

  • материальная субсидия на приобретение или строительство жилья;
  • предоставление жилья в пользование или собственность.

В прежней версии закона были совершены некоторые упущения. Так, согласно закону нельзя было расторгнуть контракт с военным, не обеспечив его жильем. Но при этом служащим давалось право многократно оказываться от предлагаемых им квадратным метров, вследствие чего увольнение становилось невозможным. Поэтому граждан нельзя было уволить и приходилось выплачивать денежное содержание, хотя служить они уже не могли.

В целях пресечения подобных ситуаций с апреля 2015 года было разрешено увольнять военнослужащих, прослуживших более 10 лет, без их согласия, если они отказались от предложенной им жилой площади (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).


Также военного можно освободить от службы без обеспечения жильем, если он в течение месяца не предоставил документы, чтобы получить квартиру или финансовую субсидию на ее приобретение. Срок считается с момента, когда командование уведомило военного о том, что готово предоставить ему жилье или субсидию.

Законно ли увольнение человека по предельному возрасту или ОШМ без обеспечения его квартирой или финансовой субсидией?


Уволить военнослужащего без обеспечения жильем нельзя, если военный увольняется, прослужив 10 лет, из-за плохого здоровья, достижения предельного возраста пребывания на службе или из-за ОШМ. Это мы рассмотрели выше.

В остальных случаях уволить служащего без предоставления жилья могут. В том числе, если гражданин хочет уйти со службы сам, хотя основания для получения жилья до увольнения у него есть. Если военный стоит на учете как нуждающийся, после ухода со службы его обязан курировать военкомат, занимающийся обеспечением жильем таких лиц.

При увольнении военные имеют право на единовременные выплаты: при выслуге меньше 20 лет выплата составляет 2 оклада (по званию и должности), свыше 20 лет – 7 окладов. Военным, которые получили государственную награду, дополнительно выплачивают еще один оклад.

Служащие, имеющие выслугу более 20 лет, обеспечиваются пенсионными выплатами.

Величина военной пенсии за выслугу лет регламентируется Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», ст. 14.

Что можно сделать, если при сокращении с военной службы эти льготы не предоставили?


Если служащего уволили без его согласия, не обеспечив квартирой или финансовой субсидией на покупку квартиры или строительство жилья, такие действия командования признаются неправомерными. Приказ о незаконном увольнении можно и даже нужно обжаловать в вышестоящие инстанции.

Можно выбрать суд по месту своего жительства или по месту нахождения воинской части. Здесь важно не упустить сроки, заявление должно быть подано не позднее 3-х месяцев с момента доведения приказа до сведения военнослужащего.

Порядок подачи заявления военнослужащего:

  1. Заявление военнослужащего, который оспаривает решение, действие командира (начальника) военной части, подается в военный суд (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 218). Гражданин имеет право обратиться с исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня его извещения о незаконных действиях командования (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 219).
  2. Иск рассматривается в течение 10 дней с участием обеих сторон. Неявка на судебное заседании одного из лиц не является причиной для перенесения рассмотрения дела (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 221)

Граждане, уволенные необоснованно, имеют право на восстановление в равной должности или выше и на выплату всех довольствий. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

Как же быть в случае увольнения военнослужащего со служебной квартирой? Служебное помещение не может быть передано в его собственность, так как по закону выдается только на срок прохождения службы, к тому же подобные квартиры как правило находятся в закрытых городках.

Поэтому при увольнении, порядок сдачи служебного жилья военнослужащими и членами их семей предусматривает освобождение занимаемой жилплощади не позднее 3-х месяцев после увольнения.

Но, получая служебную квартиру, за их владельцами сохраняются права:

  • в течение пяти лет на жилые помещения, где они ранее проживали.
  • они не могут быть исключены из списков лиц, нуждающихся в жилье.

Последнее даёт им право на участие в военной ипотеке или получение ЕДВ на покупку недвижимости.

Кроме того, отказ военнослужащего от квартиры в служебном фонде, даёт право на получение недвижимости по договору социального найма помещений, которые выдаются государством на основании очереди.

Квартира военнослужащим при увольнении выдаётся в случае:

  • Выход на пенсию по достижении им стажа военной службы не менее 20 лет.
  • Увольнения по достижении им стажа 10 лет, по следующим обстоятельствам: достижения предельного возраста и ОШМ.

Этим категориям военных согласно ст. 15 ФЗ №76 государство обязано предоставить в собственность или по договору соцнайма квартиру, находящуюся в федеральной собственности.

Квартира предоставляется в любом регионе страны согласно нормам обеспечения жилой площади. Остальные категории военных освобождают жилые помещения без предоставления жилого помещения.

Например, если служащий по контракту и не обеспеченный жилым помещением, имеющий выслугу от 10 до 20 лет, увольняется по причине неисполнения им условий контракта, то теряется льгота на получение жилплощади или субсидии на ее приобретение.

Обеспечение жилой площадью

Военные, имеющие выслугу 10 и более лет, уволенные по ОШМ, состоянию здоровья, достижению предельного возраста, которые были поставлены на учёт до 01.01.2005 года как нуждающиеся в жилой площади могут претендовать на:

  1. Предоставление недвижимости в собственность,
  2. Предоставление недвижимости по договору соц. найма,
  3. ЕДВ на приобретение недвижимости или строительство.

Нуждающийся в жилье контрактник может выбрать любую форму обеспечения жилой недвижимостью, которая осуществляется за счёт бюджетных средств. В зависимости от конкретной ситуации и формы жилобеспечения, жилье военнослужащим уволенным в запас предоставляется на основании действующих нормативов.

Отдельно стоит сказать, что предоставление жилья семьям погибших военнослужащих также закреплено законодательно.


При получении квартиры, размеры её рассчитываются исходя из норм жилой площади, установленных законодательством. При получении субсидии, сумма ее рассчитывается исходя из той же нормы жилплощади и стажа военной службы в календарном исчислении, без учета льготного стажа.

Для оформления договора соцнайма, военный-очередник должен подать рапорт об освобождении служебного помещения, так как до сдачи им служебного помещения, договор соц. найма заключён быть не может (согласно п.18 Инструкции от 30.09.2010 N 1280).

Получается, что инструкция обеспечения жильем военнослужащего, имеющего выслугу 10 и более лет, уволенного по вышеуказанным основаниям, обязывает освободить занимаемое им и членами семьи служебное жилье, до выделения ему другой жилплощади в собственность или по договору соцнайма, а также субсидии на её приобретение.

Однако, в этом случае согласно ст.14 ФЗ №76 военнослужащие, числящиеся в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, имеют право на получение компенсации, размер которой определяется Правительством.

Выход в запас без обеспечения жилплощадью

Форум военнослужащих по обеспечению жильем, а также посвящённые воинской службе, часто задают вопрос: могут ли уволить военнослужащего без жилья?

Так вот, уволить военного без предоставления жилой площади могут:

  • Если стаж службы менее 10 лет,
  • Если выслуга составляет от 10 до 20 лет, уход в запас по причинам, не связанным с ОШМ, состоянием здоровья и достижением предельного возраста.
  • Если военнослужащий согласен на такое увольнение.

Защитника Отечества, имеющего стаж от 20 лет и более, уволить без предоставления жилой площади не имеют права, эта категория военнослужащих подлежит обеспечению положенной жилой площадью в любом случае.

Увольнение военнослужащего после получения жилплощади в собственность или по договору соц. найма не влечёт никаких правовых последствий, ограничивающих его права на уже полученное жилое помещение.

Увольнение военного, отслужившего от 10 до 20 лет, по ОШМ, состоянию здоровья и достижению им предельного возраста, без выделения ему жилья, за ним сохраняется право на получение недвижимости в собственность или по договору соц. найма на общих основаниях.

Кроме того, если он не желает проживать по месту прохождения им службы, и избирает для постоянного места жительства другой регион, то имеет право на получение ЕДВ для приобретения жилплощади.

До апреля 2015 года увольнение военнослужащего было возможно после предоставления ему жилья. После внесения корректировок в ФЗ «О статусе военнослужащих» все кардинально изменилось, и расторжение контракта теперь производится без обеспечения увольняющихся военных квартирами, что вызвало широкий общественный резонанс.

Какие нормы содержались в предыдущей версии закона:

Жилье Отказ от жилья Возможность расторжение контракта
Увольнение производилось только после выделения военному соответствующей жилплощади Предоставлялась возможность отказаться от квартиры Без выделения жилья невозможно было уволить сотрудника ВС РФ

До внесения изменений военнослужащие могли отказаться от предложенной недвижимости, что делало невозможным их увольнение. Этим пользовались офицеры, достигшие пенсионного возраста или лица, не подходящие для службы по квалификационным требованиям, чтобы получать ежемесячное денежное довольствие и иметь право на социальные льготы.

«Несправедливо увольнять военных, прослуживших более 10 лет, без предоставления жилья. Я в ближайшее время издам указ, чтобы исключить этот недостаток. Даже если офицер увольняется по достижении максимально допустимого возраста нахождения на службе или по состоянию здоровья, ему необходимо в обязательном порядке предоставить квартиру» – сказал на одном из заседаний Президент РФ В.В. Путин.

01.02.2016 года был опубликован Указ Президента, согласно которому все же должны делаться исключения:

  • Предоставляться недвижимость военным, прослужившим от 10 лет и более.
  • Передаваться квартиры в пользование, если офицер увольняется в связи с выходом на пенсию или по болезни.
  1. Увольнение без обеспечения недвижимостью по собственному желанию
  2. Примеры из судебной практики
  3. Увольнение без обеспечения квартирой по инициативе работодателя
  4. Наиболее распространенные ошибки
  5. Часто задаваемые вопросы
  6. Заключение

Увольнение без обеспечения недвижимостью по собственному желанию

Согласно действующему законодательству, военнослужащий может инициировать расторжение контракта по собственному желанию. Для этого необходимо выполнить следующее:

  1. Составить рапорт, указав в нем причину (желательно). Это может быть переезд в другой город, необходимость в постоянном уходе за близким родственником, и т.д.
  2. Предоставить рапорт начальнику для рассмотрения за месяц до предполагаемой даты увольнения.
  3. Дождаться окончательного решения начальника, который после получения рапорта отдает его на рассмотрение комиссии, состоящей из сотрудника отдела кадров, юриста и командиров подразделений.
  4. Когда решение будет принято, об этом оповещают увольняющегося посредством ознакомления с приказом. На нем должны быть подписи уполномоченного руководителя и самого военнослужащего.
  5. С него берут письменный отказ от жилплощади, если он прослужил более трех лет и имеет право на нее.
Причина расторжения контракта Необходимость отказа
Наступление предельного возраста службы Письменный отказ не нужен
Организационно-штатные мероприятия
Плохое состояние здоровья

Как видно из вышеперечисленного, при наличии любой из вышеперечисленных причин при увольнении может и не браться отказ от квартиры в письменной форме, но лишь в том случае, если ранее жилье предлагалось неоднократно, но по каким-либо мотивам сотрудник от него отказывался:

  • Несоответствие санитарным требованиям.
  • Несоответствие стандартам жилья.

Указ Президента также делает ряд исключений, которые были упущением в прошлой редакции ФЗ:

  • Если военному предлагалась квартира всего один раз, он не может быть уволен без жилья.
  • Офицер может оспорить решение комиссии, если жилище было выдано не по месту прохождения службы.
  • Если выслуга равна 20 годам и более, и сотрудник нуждается в повышении условий проживания, он может ходатайствовать об оформлении права собственности на квартиру или составлении договора социального найма.

Примеры из судебной практики

Чтобы разобраться в теме более детально, достаточно изучить пример, когда расторжение контракта без предоставления жилья было признано незаконным:

Капитан Савельев В.В. прослужил 12 лет в ВС РФ, нуждается в повышении уровня жилищных условий в связи с рождением третьего ребенка. Контракт с ним расторгли на основании проводящихся ОШМ, его согласие не принималось. Ранее жилье ему предлагалось только один раз, но он давал письменный отказ в связи с несоответствием жилища общепринятым стандартам.

Суд удовлетворил иск Савельева В.В. и постановил:

  • Восстановить сотрудника в рядах ВС РФ и признал увольнение незаконным.
  • Выделить капитану квартиру, пригодную для проживания.

Основанием для такого решения послужила нужда Савельева В.В. в улучшении жилищных условий и то, что отказ от квартиры с него брался только один раз, другие варианты не предлагались.

Увольнение без обеспечения квартирой по инициативе работодателя

Согласно ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности…», прекращение действия контракта вне воли военнослужащего возможно в следующих случаях:

Для увольнения здесь письменное заявление от сотрудника не требуется. Достаточно доказательств виновных действий, проведения служебного расследования, заключения комиссии и издания приказа. В качестве основания в нем и в трудовой книжке будет указана ст. 51 ФЗ №53-ФЗ.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. Даже если от военнослужащего есть 3 отказа, его можно уволить.

Нет, нельзя. При обращении им в суд будут выясняться причины отказа от квартиры, и, если судья найдет их обоснованными, это засчитается за нарушение права на обеспечение жильем.

Ошибка №2. Если сотрудник несколько раз безосновательно отвергал предлагаемую жилплощадь, но нуждается в улучшении жилищных условий, его нельзя уволить.

Если военнослужащим были грубо нарушены условия контракта, после расследования или заседаний в гарнизонном суде он может быть уволен без предоставления жилья.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Где оспаривается увольнение, если военнослужащему незаконно было отказано в выдаче квартиры?

Для подачи иска необходимо обращаться в военный суд по месту нахождения воинской части.

Вопрос №2. Может ли военнослужащий быть уволен по состоянию здоровья без жилья, если в штате есть подходящая должность?

Если здоровье военнослужащего соответствует требованиям, предъявляемым к другой должности, его необходимо перевести на нее до момента предоставления квартиры.

Увольнение военнослужащих без обеспечения субсидией.

Очень часто военнослужащие нас спрашивают могут ли их исключить из списков части без обеспечения субсидией. Это актуально, так как жилищный вопрос один из самых главных, а ближе к окончанию службы вообще выходит на первый план. И в ходе увольнения у многих военнослужащих возникает естественный вопрос не придется ли ждать субсидию на гражданке, либо все-таки военного не могут исключить из списков части пока он не обеспечен жильем. Поэтому сегодня мы решили посвятить выпуск именно этой теме.

Итак, давайте разбираться могут ли уволить военнослужащего без обеспечения субсидией, поговорим о нюансах этой темы и конечно обратимся к практике. При этом рассмотрим один случай, если военный признается нуждающимся по месту службы, и второй случай, когда военнослужащий избирает ПМЖ, отличное от места службы.

Начнем по традиции с законодательных основ.

Сразу оговорюсь, правовая выкладка по данной теме достаточно сложна, поэтому информация фактически будет выжимкой, сутью в целях лучшего понимания.

Согласно ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих": военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с ОШМ без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства.

Кроме того, пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.

Мы видим, что закон говорит о том, что если военнослужащий признанный нуждающимся при общей продолжительности службы 20 лет и более, а также при выслуге 10 лет и более при увольнении по льготным основаниям, не может без его согласия быть уволен и это, акцентируем ваше внимание, в случае если он будет обеспечиваться именно по месту службы. Ну и коротко закон упоминает, что военный может быть обеспечен жильем и по избранному месту, но не раскрывает подробностей.

А теперь идем далее и смотрим, что нам говорит Пленум Верховного Суда, к слову сказать, обязательный к применению судами.

Пленум гласит, что «военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

При разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения и другие заслуживающие внимание обстоятельства».

Вроде бы все тоже понятно. И когда военный задает вопрос о правомерности увольнения, то он, как и любой гражданин, начинает воспринимать нормы права буквально, а не во взаимосвязи. В этом-то и заключается вся ошибка. Задача этого блога показать, что защита прав в суде — это очень кропотливая и трудоемкая работа в части правоприменения и оценки обстоятельств по совокупности и не все однозначно как кажется.

Другими словами, именно эта фраза из Пленума о договоре найма и «иных обстоятельствах» как раз и позволяет суду делать субъективную оценку при разрешении спора. Поэтому то, как мы уже не раз говорили, в подобных жилищный делах необходим опыт для положительного решения вопросов.

Далее, чтобы было более понятно, давайте обратимся к практике и посмотрим на решения судов.

Начнем с примера, кассационный военный суд в своем определении указывает: Исходя из содержания правовых норм следует, что перечисленные в них категории военнослужащих, изъявившие желание получить жилье для постоянного проживания по месту увольнения с военной службы, не могут быть уволены без их согласия в случае необеспечения жильем по месту военной службы в период ее прохождения. Здесь в целом все понятно и достаточно просто - признался нуждающимся по месту службы, не имеешь служебку, значит, уволить не могут. Если есть служебка, то тебя увольняют и далее уже ждешь обеспечение жильем на гражданке.

А теперь перейдем ко 2 варианту в случае признания нуждающимся по ИПМЖ, отличному от места службы. Здесь в судебной оценке все намного сложнее. Поэтому для наглядности приведем несколько примеров.

Первый случай. Военнослужащий решил оспорить свое увольнение до обеспечения субсидией.

В судебном заседании он пояснил, что в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья он состоит на учете нуждающихся, временно проживает по договору найма, рапорт о предоставлении служебного жилого помещения не писал. В судебном заседании было установлено, что он был согласен с досрочным увольнением с военной службы по состоянию здоровья, но просил не исключать его из списков личного состава воинской части до получения жилья по избранному месту жительства.

По совокупности обстоятельств суд пришел к выводу цитируем: Из приведенных правовых норм следует, что законодатель связывает невозможность увольнения указанных военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, только при их желании получить жилые помещения по месту дислокации воинской части.

Апелляционная инстанция указала и дополнила: Указанные правовые нормы не содержат запрета на увольнение без обеспечения жильем по избранному месту жительства, не совпадающему с местом службы военнослужащих, подлежащих увольнению, которые отказались от обеспечения служебным жильем.

Из вышесказанного видно, что первая инстанция в целом высказалась, что при избрании ИПМЖ права нет, а апелляция уточнила в этом деле, что раз рапорт на служебку военнослужащий не писал, то увольнение законно.

Таким образом, вы видите насколько сложен механизм подхода при решении вопроса, любой маленький нюанс может обернуться для военного отказным решением.

Идем далее и смотрим на вторую ситуацию. Военнослужащий после достижения предельного возраста пребывания на военной службе принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства путем обеспечения жилищной субсидией. При этом он отказался от распределенного служебного жилого помещения, поскольку данное служебное жилое помещение не устраивало, а также служебного жилого помещения большой площади, которое распределялось с подселением.

Суд оценил ситуацию и сделал следующий вывод: «Принимая во внимание, что военный не обеспечен жильем для постоянного проживания по месту прохождения военной службы или жилищной субсидией для приобретения жилья по избранному месту жительства, и своего четко выраженного согласия на увольнение с военной службы без жилья с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения не давал, оспариваемый приказ командира войсковой части об увольнении с военной службы является незаконным и подлежит отмене для восстановления административного истца на военной службе до обеспечения жильем».

Смотрим подробности в 80-м выпуске нашего военно-правового видео блога:

Вы видите, что на первый взгляд вроде бы и похожие ситуации, но из-за маленьких нюансов решения совершенно противоположные.

Поэтому в случае, если вы избрали ИПМЖ, отличное от места службы, то при обжаловании вашего увольнения без предоставления жилья, суд будет учитывать обстоятельства — признавались ли вы нуждающимся в служебном жилье, писали ли рапорт на постановку на служебное жилье, что конкретно и когда предлагалось, отказывались ли вы от него и тому подобное.

Довольно сложная конструкция и тут безусловно без подготовки и не будучи в курсе судебной практики разобраться не просто.

Надеюсь нам удалось расставить все по полочкам в сегодняшней теме, ну а на сегодня все, повышайте правовую грамотность с Начфин.инфо!

Могут ли уволить военнослужащего МО РФ по достижению предельного возраста без предоставления постоянного жилья (служебное жилье имеется).

Могут ли уволить военнослужащего по предельному возрасту без предоставления постоянного жилья, если в рапорте написано уволить после предоставления жилья?

Могут ли уволить военнослужащего по предельному возрасту без предоставления постоянного жилья, если в рапорте написано уволить после предоставления жилья.

Могут ли уволить военнослужащего достигшего пенсионного возраста без предоставления жилья.

Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья, выслуга более 20 лет календ.

Могут ли военнослужащего с выслугой 12 лет уволить без предоставления жилья в случае отказа ему в допуске к гос. тайне п.г ч.2 ст 51 з.рф о военной службе?

Могут ли уволить военнослужащего по предельному возрасту без предоставления денежной субсидии? Служебное жильё имеется. Военные кадровики говорят что у вас служебное жильё имеется, вас уволим, а денежную субсидию ждите после увольнения.

Могут ли уволить по статье о несоблюдении контракта действующего военнослужащего (20 лет военного стажа) без предоставления положенного жилья и пенсии, если 25 марта 2010 года занимаемая этим военнослужащим должность сокращена согласно организационно-штатным мероприятиям? Какие льготы положены военнослужащему при сокращении согласно организационно-штатным мероприятиям?

Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья по избранному месту жительства, если он обеспечен служебным жилым помещением по месту службы. Увольняется по ОШМ, выслуга более 10 календарных лет, признан нуждающимся ДЖО МО, избранное место жительства находится не в том регионе где он проходит службу.

Увольняюсь по достижении предельного возраста, выслуга лет 32 календарных лет. Признан нуждающимся в получении постоянного жилья (жилищная субсидия), сейчас проживаю по месту службы по договору соцнайма. Количество квадратных метров на членов семей хватает. Вопрос "могут ли уволить военнослужащего без предоставления постоянного места жительства по избранному месту жительства?"

Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья, выслуга 21 год и 7 мес. календарных за дисциплинарные нарушения по службе на жилищном учёте не состою своего жилья не имею вся семья и я прописаны по предыдущему мес. ту службы в в\ч перед моей ротацией на данное мес. то службы. Причём срок моей ротации уже превышает 9 мес. яцев от положенных 2 лет. мне 41 год 1 группа здоровья.

Прохожу службу за пределами Российской Федерации. Хочу уволиться из Вооружённых сил по окончанию контракта. Выслуга в календарном исчислении составляет более 20 лет. Признан нуждающимся в получении жилья до 01.01.2012 года. Исполнил рапорт на увольнение и составил лист беседы. В листе беседы в пункте просьбы военнослужащего написал - прошу исключить из списков части после обеспечения всеми видами довольствия и после получения жилья по установленным нормам Законодательства. Могут ли меня уволить и исключить из списков личного состава части без предоставления жилья?

Могут ли военнослужащего (офицер) уволить по окончании контракта без предоставления жилья? Выслуга лет больше 20 в календарном исчислении, признан нуждающимся в обеспечении жильем по избранному месту жительства (включен в единый реестр на получение квартиры. Жилищную субсидию пока не оформлял). Первый контракт заключен после 1998 года. Написан рапорт на увольнение с военной службы по окончании контракта в июне 2016 года. Сейчас мне 40 лет, то есть возраст не предельный (также не ОШМ и не увольнение по здоровью). Сейчас прохожу военную службу, закрытый военный городок и служебное жилье. Просто в поправках к ФЗ о статусе военнослужащего, принятых в текущем году, не могу разобраться. Кто как их трактует. Спасибо!

В настоящее время прохожу военную службу за пределами РФ. Хочу уволиться из Вооружённых сил по окончанию контракта. Выслуга в календарном исчислении составляет более 20 лет. Признан нуждающимся в получении жилья до 01.01.2012 года. Исполнил рапорт на увольнение и составил лист беседы. В листе беседы в пункте просьбы военнослужащего написал - прошу исключить из списков части после обеспечения всеми видами довольствия и после получения жилья по установленным нормам Законодательства. Могут ли меня уволить и исключить из списков личного состава части без предоставления жилья?

Увольнение по предельному возрасту военнослужащего. Добрый день.

Увольнение по предельному возрасту военнослужащего.

Добрый день. Заранее благодарю.

В апреле 2014 года вышел закон о продлении предельного возраста до 50 лет для военнослужащих. В июле 2014 года когда закон не вступил еще в полную силу написал рапорт на контракт до предельного возраста указав дату 27.09.2016 года. Мой рапорт был утерян, а вместо него в личном деле появился контракт, подписанный не моей рукой, о продлении контракта до 2021 года, т.е. до 50 лет. Пока разобрались с этим, я упустил момент с постановкой на очередь как нуждающемуся в жилье. Сейчас переделывают документы на увольнение, пока был на ВК командир сделал запрос в ФГКУ "Юг регион жилье"и имеет на руках документ о том, что я не стою в очереди как нуждающийся в жилье. Документы я туда предоставил, но они рассматривают дела в течении месяца, как раз к моменту моего увольнения. Меня поставили перед фактом, или я служу дальше до 50 лет, или увольняют без предоставления жилья. Подскажите пожалуйста, правомерно ли это, ведь везде пишут, что уволить без жилья военнослужащего не могут (стаж 13 календарных лет).

Вопрос таков. У супруга военнослужащего в июне 2020 года заканчивается контракт и он собирается увольняться по достижению предельного возраста *выслуга 25 лет). На выплату жилищной субсидии мы в очереди с сентября 2016 года. На сегодняшний день ему не предлагали ни квартиру, ни денежные средства на приобретение недвижимости. В собственности жилья нет ни у него ни у членов семьи (состав семьи 3 человека), прописаны в служебном жилье по-старому месту службы, но собираемся его сдавать МО и прописаться при воинской части по месту его службы на сегодняшний день. И вот вопрос, могут ли его уволить без предоставления жилищной субсидии и если могут, то как быть с пропиской. Спасибо.

Увольнение по предельному возрасту военнослужащего.

Добрый день. Заранее благодарю.

В апреле 2014 года вышел закон о продлении предельного возраста до 50 лет для военнослужащих. В июле 2014 года когда закон не вступил еще в полную силу написал рапорт на контракт до предельного возраста указав дату 27.09.2016 года. Мой рапорт был утерян, а вместо него в личном деле появился контракт, подписанный не моей рукой, о продлении контракта до 2021 года, т.е. до 50 лет. Пока разобрались с этим, я упустил момент с постановкой на очередь как нуждающемуся в жилье. Сейчас переделывают документы на увольнение, пока был на ВК командир сделал запрос в ФГКУ "Юг регион жилье"и имеет на руках документ о том, что я не стою в очереди как нуждающийся в жилье. Документы я туда предоставил, но они рассматривают дела в течении месяца, как раз к моменту моего увольнения. Меня поставили перед фактом, или я служу дальше до 50 лет, или увольняют без предоставления жилья. Подскажите пожалуйста, правомерно ли это, ведь везде пишут, что уволить без жилья военнослужащего не могут (стаж 13 календарных лет).

Помогите разобраться в вопросе. Увольняюсь по окончанию контракта, выслуга составляет 20 календарных лет. Состав семьи 3 человека, стоим на очереди на получение постоянного жилья, т.к. я служу по контракту с 1997 года. Рапорт на жилищную субсидию я написал в мае 2015 года. Контракт закончился 11.07.2015 года. Денег на жилищную субсидию говорят до конца года не будет. Могут ли меня уволить и исключить из списков части без предоставлении субсидии? Сразу скажу что я под ст. 23 ФЗ О статусе военнослужащего не попадаю, я увольняюсь по окончанию контракта, а не орг. штатам, по болезни, по предельному возрасту. Служебного жилья нет и не было. Квартиру снимаю. Если не могут напишите на что именно ссылаться конкретно.

Владимир Викторович, рассчитываю на Ваши разъяснения!

На счет Севастополя. Как Вы заметили «все же не Россия» - до боли обидно для большей половины Севастопольцев, особенно для Черноморского флота, но это уже будет разговор о другом.

На счет предоставления ГЖС. Выдают в Севастополе, для реализации в избранном постоянном месте жительства, здесь это делается так. Дела по восстановлению на военной службе по поводу незаконного увольнения, в плане непредставления жилья или ГЖС у нас не единичные случаи (дела рассматриваются в военном гарнизонном суде в Севастополе). Причем восстанавливаются и через несколько лет после такого увольнения, как при этом с исковым сроком тоже хотел бы узнать у Вас. Но дело в том, что они не писали рапорт на увольнение, а я написал. Командир потребовал написание и я, по причине незнания своих прав, его написал. Так сказать ввели в заблуждение. Сейчас уже знаю, что сделал глупость, так как остался без квартиры, но с надеждой на ее получение в необозримом будущем, в порядке бесконечной очереди. Могу ли я подать в суд о восстановлении на службе, в связи с тем, что по закону запрещено было меня увольнять без предоставления жилья. Так как, в рапорте, который якобы является основанием для моего законного увольнения, не указано, что я согласен уволиться без предоставления жилья, просто прошу уволить… . То есть рапорт-то от меня заполучили, но в нем нет моего четко выраженного согласия уволиться без жилья, в связи с этим такой рапорт не может служить поводом для моего законного увольнения? (постановление правительства от 14.02.2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» , п. 23, согласно п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», запрещающий увольнение со службы военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения жильем, и далее п. 25 в случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 ФЗ «О статусе…» подлежит восстановлению на службе…)

С уважением Игорь.

Я офицер в отставке, пенсионер министерства обороны, проживаю по последнему месту службы: Бурятия, г. Северобайкальск. При увольнении с военной службы были нарушены мои права. Меня уволили по состоянию здоровья 5 июня 2001 года без предоставления жилья по месту службы. Перед увольнением я заявил командованию, что не даю своего согласия на увольнение в связи с отсутствием у меня жилья по месту службы в соответствии со ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих". На это мне было сказано, что у меня есть жилье по предыдущему месту службы и ст. 23 при моем увольнении не будет нарушена. До апреля 2002 года я не знал о нарушении своих прав. Дело в том, что ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" позволяет судить о нарушении прав только в том случае, если увольняется военнослужащий, не имеющий жилья. Если же у него есть жилье (например, как у меня - по предыдущему месту службы), то ст. 23 не позволяет судить о нарушении прав. Ведь в ст. 23 не сказано о том, что военнослужащего не могут уволить с военной службы без его согласия, без предоставления жилья по месту службы, в этой статье сказано только "без предоставления жилья". Жилье мне было государством уже предоставлено по предыдущему месту службы, и я считал, что мои права не нарушаются. В период прохождения службы я стоял в очереди на получения жилья и планировал после получения квартиры в г. Северобайкальске перевезти свои вещи и сдать служебную квартиру в военном городке в окрестностях г. Улан-Удэ (это стандартные действия при получении военнослужащим квартиры по новому месту службы). В апреле 2002 года, на страницах юридической книги я ознакомился с материалами гражданского дела уволенного офицера, у которого была аналогичная ситуация. Он подал жалобу в военный суд с просьбой о предоставлении квартиры по месту службы, при этом он имел квартиру по прежнему месту службы. Судом первой и второй инстанции ему было отказано в удовлетворении жалобы (этот факт как раз говорит о том, что нельзя однозначно трактовать ст. 23, ведь даже юристы, судьи военных судов посчитали, что права военнослужащего в данном случае не нарушаются) и только военная коллегия изменила решение и удовлетворила жалобу офицера.

Как только я узнал о нарушении своих прав, я сразу же (в апреле 2002 года) подал жалобу в суд. Суд первой инстанции не согласился, что были нарушены мои права, суд кассационной инстанции согласился с моими доводами и признал, что в отношении меня были нарушены права и эти права надлежало бы восстановить (т.е. предоставить мне жилье), однако суд пришел к выводу, что был нарушен процессуальный срок на подачу жалобы.

Подал надзорную жалобу в Президиум окружного суда – безрезультатно. Сейчас собираюсь подавать надзорную жалобу в следующую инстанцию – в военную коллегию Верховного суда. Как Вы считаете, какие доводы можно представить, чтобы доказать, что я не пропускал срока на обжалование? В период увольнения я ходил к адвокату, спрашивал мнение командования, сам изучал законы. Все эти доступные мне источники информации говорили об одном: мои права нарушены не были (адвокат сказал примерно следующее: «Ваши права не нарушены, т.к. в настоящий момент Вы имеете благоустроенную квартиру, которую Вам предоставило государство). Военных юристов в г. Северобайкальске нет. Поехать в другой город на консультацию к военным юристам я не мог по состоянию здоровья (я – инвалид 2 группы), а также в виду отсутствия материальных средств. Я написал письмо в военную коллегию Верховного суда и просил дать ответ на вопрос: «произошло ли нарушение моих прав?». Однако пришел ответ, что консультаций они не дают. Таким образом, у меня не было возможностей узнать о том, что мои права нарушены. В определении надзорной инстанции говорится, что юридическая неграмотность не может служить уважительной причиной пропуска срока на обжалование. Я же выдвигаю такую мысль: я хорошо знаю законы, в т.ч. и ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», однако, т.к. ст. 23 не позволяет однозначно судить о нарушении прав в моем конкретном случае, я считаю, что у меня была уважительная причина пропуска процессуального срока на обжалование. Какой аргумент, с Вашей точки зрения можно выдвинуть еще? Могу ли я обратиться с жалобой аналогичного содержания, но уже в гражданский (городской) суд? Некоторые юристы склоняются к мнению, что после выхода Постановления Пленума Верховного суда № 9 от 14 февраля 200 года РФ я не могу вообще обращаться в городской суд по любому вопросу, который затрагивает период моей военной службы. Очень прошу помочь советом. С уважением, Игорь.

По указанному вопросу было все ясно и понятно до 20 июня 2007 г. До этой даты считалось, что запрещено без каких-либо оговорок увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем, в том числе в тех случаях, когда военнослужащий проживал в служебной квартире (напомним, что служебное жилое помещение дается на период военной службы, по окончании которой, военнослужащий обязан его освободить и это прямо указано в п. 18 типового договора найма служебного жилого помещения (Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), что указанный договор найма служебного жилого помещения прекращается с окончанием срока службы) и не дал согласие на увольнение до предоставления жилого помещения в избранном им месте жительства. Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части. И вот, по указанному заявлению Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла свое знаменитое Определение ВКПИ07-30, в котором в обоснование сделанного вывода о том, что пункт 17 статьи 34 Положения не противоречит статье 23 Федерального закона, кроме прочего указала, что если военнослужащий обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жильем и избрал при увольнении с военной службы место жительства отличное от последнего места службы, он может быть уволен с военной службы (вообще странная логика, если ты обеспечен по месту прохождения службы каким-никаким жильем (напомню, что служебное жилье предоставляется только на период прохождения военной службы, увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, к которому относится и служебная квартира) и хочешь получить квартиру в этом же населенном пункте тебя уволить не могут, а если хочешь получить квартиру там, где тебе негде жить – то это законно. Примером судебной практики, когда увольнение военнослужащего без его согласия, обеспеченного служебным жильем, было признано законным может служить кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Верховного Суда РФ от 1 октября 2015 г. № 208-КГ15-6, где суд, в частности указал: "Более того, в силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача Аксененко Л.В. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас."

Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия. Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237» в соответствии с которым "Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.". Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).

Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного. Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. № 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.

Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

Читайте также: