Могут уволить за конфликт интересов

Опубликовано: 15.05.2024


В мэрии Калининграда придумали ловкий способ, чтобы защитить первого заместителя главы городской администрации Светлану Мухомор от увольнения, после того как калининградский центр "Трансперенси Интернешнл-Россия" уличил ее в коррупции. Чиновница сначала уволилась по собственному желанию, а на следующий день вновь устроилась на работу, что позволяет "отделаться" от иска прокуратуры, требующей ее увольнения.

Ранее прокуратура Калининградской области подтвердила наличие действующего конфликта интересов между Светланой Мухомор и ее супругом Анатолием Мухомор, возглавляющим подконтрольное жене муниципальное казенное предприятие "КалининградГорТранс".

Глава Калининграда Александр Ярошук фактически сам согласился с кофликтом инетерсов своей подчиненной, изменив после реакции прокуратуры ее должностные обязанности таким образом, чтобы Светлана Мухомор больше не пересекалась по службе со своим супругом. Однако Ярошук отказался наказывать своего первого заместителя за то, что она спокойно пребывала в конфликте интересов со своим супругом - антикоррупционное законодательство предусматривает за это единственно возможную меру наказания в виде увольнения. Тогда прокуратура Калининградской области обратилась в суд, чтобы заставить Александра Ярошука исполнить законодательство по увольнению Светланы Мухомор.

На сегодняшнем судебном заседании Центрального районного суда Калининграда представитель Светланы Мухомор - начальник правового управления мэрии Калининграда Галина Варфоломеева заявила об отставке Мухомор "по собственному желанию". Причем, она даже связала увольнение не с кофликтом интересов, а из-за того, что Мухомор "устала от пересудов", создаваемых в СМИ и обществе и решила таким образом разрешить ситуацию.

Разрешила ситуацию Светлана Мухомор в весьма оригинальной манере, за один день перейдя из заместителей Александра Ярошука снова в его заместители. Мухомор заняла аналогичную должность первого заместителя, но уже с другими функциями - не хозяйственными, а представительскими. И фактически оставшись в прежней структуре со своим прежним начальником, но без возможности подписывать прежние документы - в том числе, касающиеся своего супруга.

Отметим, что для Светланы Мухомор это уже не первая "коррупционная" история и случай ухода от ответственности через увольнение. В 2012 году чиновница была уличена в том, что ее сын Артём Мухомор поступил на бесплатное отделение местного ВУЗа - Балтийского федерального университета им. Канта по квоте Горсовета Калининграда, дающей возможность получить бесплатное образование без какого-либо конкурса и вступительных экзаменов. При этом, уровень успеваемости Артема Мухомора и результаты ЕГЭ вряд ли бы позволили ему конкурировать со сверстниками. После разразившегося скандала, Светлана Мухомор также написала "заявление по собственному", однако через несколько месяцев она вновь "всплыла" в администрации в должности первого зама. Показательное увольнение Светланы Мухомор в тот момент было еще необходимо потому, что Александр Ярошук переживал весьма непростую для себя избирательную кампанию, однако после ее успешного завершения он спокойно "откатал назад" свой "красивый ход" перед избирателями.

По мнению заместителя директора центра "Трансперенси Интернешнл-Россия" Алексея Шляпужникова, ситуация со Светланой Мухомор хоть и ненормальная, но для современной России - не уникальная.

"Все дело в том, что главы муниципалитетов (в данном случае ­ Ярошук) вместо того, чтобы заботиться об эффективном управлении озабочены вопросами корпоративной солидарности и защиты чиновников, который напрямую лояльны лично ему или его команде. Вопрос этики муниципального служащего напрямую относится к вопросу эффективного управления. Там, где этика не соблюдается ­- действуют другие законы и у чиновников возникают другие цели, нежели эффективное расходование бюджетных средств, которые им доверили налогоплательщики. Для ответа на вопрос об устранении конфликта интересов путем перевода Светланы Мухомор на другую должность, надо поднимать и анализировать внутренние документы муниципалитета, невозможно дать однозначную оценку. Опаснее выглядит другая история: если Ярошук заинтересован в личном благополучии и сохранении на работе Мухомор, у которой уже второй раз происходят подобные метаморфозы ­ тут надо ставить вопрос, насколько Ярошук лично заинтересован в сохранении ее на муниципальной службе. Я не говорю, что это однозначно плохо, но вопросы возникают", - заявил Шляпужников.


Среди оснований для расставания с сотрудником по инициативе работодателя отдельно стоит выделить увольнение в связи с утратой доверия к работнику. Его можно применять только к определенным категориям персонала (например, бухгалтер) и оно требует особого внимания к обоснованию такого решения и сбору доказательств вины работника. Этим объясняется специфика документального оформления и порядка увольнения в связи с утратой доверия.

Кого и в каких случаях можно уволить из-за потери доверия

Работодатель может пойти на увольнение по утрате доверия на основании п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ только при соблюдении ряда обязательных условий. Для этого необходимо иметь документальное подтверждение следующих фактов:

  • сотрудник занимается оприходованием, учетом, выдачей, обеспечением сохранности денег или товарно-материальных ценностей. Этот факт обязательно закрепляют в трудовом договоре, договоре о полной материальной ответственности (ч. 2 ст. 57, ст. 244 ТК РФ);

При заключении договора о материальной ответственности нужно учитывать, что его можно применять только по отношению к сотрудникам, занятым на определенных должностях (постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85).

  • работник совершил противоправные действия, дающие достаточные основания для потери к нему доверия со стороны нанимателя (п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2). Такие проступки могут иметь место как на территории работодателя, так и вне его. Они также могут быть не связаны с исполнением должностных обязанностей (например, приговор суда за кражу или распространение наркотиков). Четкий перечень подобных действий законодательно не урегулирован и остается на усмотрение работодателя;

1

  • провинившийся не относится к категории лиц, с которыми запрещено расторгать договор по основанию утраты доверия.

2

Увольнение за виновные действия — крайняя и не единственная мера наказания со стороны работодателя. Он может, а не обязан применять ее. Возможно, наниматель решит применить более мягкую меру пресечения в виде замечания или выговора.

Бремя доказывания вины сотрудника лежит на работодателе. Однако, например, при обнаружении недостачи, если заключение договора о полной материальной ответственности с допустившим ее обосновано, именно провинившийся должен доказывать отсутствие своей вины в утрате или порче имущества (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52).

Перечень условий увольнения по утрате доверия для госслужащих

В отличие от сотрудников коммерческих организаций, для государственных гражданских служащих прописаны отдельные особые обстоятельства, дающие право руководству провести увольнение в связи с недоверием к трудящемуся (ст. 59.2 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ). К ним отнесены:

  • непредоставление или искажение информации об имуществе и доходах, полученных госслужащим либо членами его семьи;
  • участие на платной основе в управлении коммерческими структурами;
  • обнаружение факта конфликта интересов служащего — если он не сообщил о нем и не принял меры к устранению;
  • ведение работником госструктур предпринимательской деятельности;
  • вхождение служащего в состав органов управления иностранных некоммерческих организаций;
  • нарушение запрета на пользование зарубежными финансовыми инструментами или банковскими счетами.

Как проходит процедура увольнения по утрате доверия

Общий порядок увольнения в связи с утратой доверия нужно применять с учетом соблюдения процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. 192 и 193 ТК РФ).

3

В связи с этим, основные ограничения, которые действуют в отношении подобных действий работодателя, следующие:

  • применение возможно в течение 1 месяца с момента выявления нарушения;
  • реализовать свое право на увольнение работодатель может не позднее полугода с даты совершения проступка.

Чтобы правомерно уволить за утрату доверия, необходимо ответственно подойти к каждому этапу процедуры. Особенно на стадии сбора доказательств вины работника.

Как документально зафиксировать факт нарушения

Чёткой, законодательно регламентированной формы документа для отражения обнаруженного факта допущенных сотрудником нарушений нет. Как правило, это докладная записка в свободной форме, включающая:

  • идентификационные данные (Ф.И.О., должность) инициатора документа, обнаружившего нарушение;
  • описание выявленных фактов и условий, при которых они были совершены;
  • дата и личная подпись составителя.

Если нарушение имело место вне пределов территории работодателя, он получит документы от следственных органов или из суда. При этом составлять что-то дополнительно ему не нужно.

Как провести расследование и оформить его результаты

Чтобы подтвердить обнаруженные нарушения, создают комиссию для внутреннего расследования. В ее состав должны входить не заинтересованные в исходе разбирательства лица. Ее численность — не менее 3-х человек. Для этого издают приказ в произвольной форме, в котором указывают:

  • должности и фамилии лиц, участвующих в выяснении всех обстоятельств проступка;
  • полномочия членов комиссии;
  • цели расследования;
  • срок его проведения.

1. Выявить все условия, при которых совершено нарушение.

2. Установить список ценностей, которые утеряны или повреждены.

3. Обследовать место совершения нарушения.

4. Оценить суммы прямого действительного ущерба.

5. Определить виновных сотрудников и получить доказательства их вины.

6. Установить обстоятельства, способствовавшие совершению проступка.

С приказом под роспись знакомят всех членов комиссии.

По итогам проведенных действий составляют акт. В нем приводят следующую информацию:

  • перечень действий сотрудника, дающих основания для недоверия;
  • условия совершения неправомерных деяний;
  • сумму причиненного или возможного ущерба от них;
  • степень виновности сотрудника и предложения по применению к нему наказания.

Акт подписывают все члены комиссии, а работник знакомится с ним под роспись. Если он отказывается от ознакомления, это так же оформляют отдельным актом.

Порядок истребования пояснений от виновного

Если сотрудник сам готов дать письменные пояснения по сложившейся ситуации, ему не нужно вручать письменное требование об их даче. Достаточно получить его добровольные объяснения в бумажном виде.

При возникновении конфликта и явном нежелании сотрудника давать пояснения, следует вручить ему под роспись уведомление об их предоставлении. После этого у него есть 2 рабочих дня для ответа. Если объяснения в указанный срок не получены, составляют акт об отказе дать пояснения.

Завершение процедуры увольнения по утрате доверия

После рассмотрения руководителем компании всех материалов расследования, оценки объяснений виновного и сложившейся ситуации он может принять решение об увольнении по причине утраты доверия к подчиненному. Тогда издают приказ о расторжении трудового договора в произвольной форме или с применением бланка № Т-8.

Дата увольнения в приказе должна быть в пределах сроков, установленных для применения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ).

Если проступок совершен не по месту работы, увольнение должно быть проведено в течение 1 года с той даты, когда работодателю стало о нем известно (п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).

В качестве основания увольнения используют формулировку из п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Разница только в том, какие ценности обслуживал работник — денежные или товарно-материальные. Вот пример формулировки:

«Совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные ценности, поскольку эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя, пункт 7 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.»

Кроме того, нужно указать реквизиты документов, подтверждающих вину работника — акта расследования, объяснительных записок, сличительных ведомостей и т. п.

Увольняемого нужно ознакомить с приказом под подпись.

Далее вносят записи в трудовую книжку, а также форму СЗВ-ТД. Они тоже должны дублировать формулировку из п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Данные о трудовой деятельности нужно передать в ПФР.

В день увольнения сотрудник должен получить зарплату и компенсацию за неиспользованный отпуск.

Каких-либо иных выплат в связи с увольнением работник получить не должен, так как уволен за виновные действия (ст. 181.1 ТК РФ).

Особо пикантные ситуации, в которые может попасть гражданин начальник, подробно раскрываются Верховным судом в свежем обзоре, посвященном спорам вокруг наказания чиновников за коррупционные проступки. Например, некий руководитель отдела в региональном управлении МЧС по роду службы проверял стоянки для лодок. А его жена учредила "Клуб водомоторников и водолазов", построивший дамбу на местном водоеме. Чиновник не сообщил начальству о своей заинтересованности в строительстве дамбы и потому был уволен. Верховный суд счел такой подход совершенно законным.

Не секрет, что сегодня чиновники вынуждены жить по особым правилам: они обязаны отчитываться о доходах и расходах, сдавать дорогие подарки в казну, быть осмотрительны в своих связях. И так далее. Отдельные правила предписывают, как вести себя чиновнику в случае, если возник конфликт интересов. Допустим, по роду службы столоначальнику приходится проверять фирму родственника. Или, если приходится размещать большой заказ на заводе, где трудится собственный ребенок. Понятно, что в подобном положении легко перепутать свой карман с государственным. Поэтому таких ситуаций чиновникам предписано избегать.

Однако и сиротами чиновники не могут оставаться, так что по работе нет-нет, но приходится пересекаться с родней и близкими друзьями. Как быть, если родная кровь оказалась совсем близко от работы? Добропорядочный чиновник должен немедленно доложить об этом в соответствующие инстанции и ждать совета, как ему быть. В государственных ведомствах уже действуют соответствующие комиссии по урегулированию конфликта интересов, там, как предполагается, знают и понимают, что делать в таких случаях.

Что категорически нельзя начальнику, так это молчать в подобной ситуации. Тогда на него может пасть тень подозрения. Как показывает практика, нередко чиновников увольняли или как-то наказывали по-другому не за то, что сошлись по службе с родней, а за то, что промолчали.

Как пояснил Верховный суд России, конфликт интересов возникает, например, при контроле работы компании родственников, а также при размещении в таких компаниях заказов. Однако его нет при проверке компании, в которой работает супруг. Скажем, Верховный суд признал законным увольнение некоей П., главного архитектора муниципального района, которая поддерживала весьма тесные отношения с двумя проектными фирмами. Одну учредил ее муж, другую - сын. Именно там она, в частности, заказывала как чиновница градостроительные планы. При этом муниципальное архитектурное учреждение, бывшее в ее ведении, по сути сидело без работы. Возможные заказчики также стали обращаться к родственникам главного архитектора. В итоге за четыре года работы семейной начальницы число работников муниципального архитектурного бюро сократилось с 36 до 2 человек. "Каких-либо доказательств того, что П. в период прохождения муниципальной службы сообщала представителю нанимателя о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимала меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, суду не представлено", - говорится в материалах Верховного суда. Увольнение было признано законным.

Нельзя родственникам и служить в слишком тесном кругу. Но при этом близкое родство муниципальных служащих само по себе не компромат. В одном из разбираемых дел была уволена заместитель главы администрации города после того, как на службу на какую-то низовую должность администрации была принята ее невестка. Однако суды восстановили руководительницу на посту. Во-первых, пояснили они, увольнять из родственников надо того, кто принят позднее. Во-вторых, в данном случае не было доказано, что невестка оказалась в непосредственном подчинении свекрови. А раз так, то проблему можно решить менее жестко.

С другой стороны, если человеку по роду службы придется наведаться в фирму, где работает близкий родственник, еще не факт, что дело пахнет чем-то нехорошим. Всегда надо разбираться, насколько пересеклись родственные линии со служебными заданиями. Так, например, суд снял взыскание с начальницы отдела в территориальном управлении Росздравнадзора, проверившую фирму, в которой работал ее муж. Когда начальство узнало, что женщина навестила с внеплановой проверкой своего супруга, ее лишили премии. Однако суд с такой строгостью не согласился. Люди в мантиях просто не нашли, какую выгоду могла извлечь чиновница из неожиданных визитов на место работы мужа. "Супруг не является учредителем либо руководителем коммерческой организации, отношения к деятельности по обеспечению граждан лекарственными средствами не имеет, - говорится в обзоре. - В указанной организации и ранее проводились проверки, по результатам которых выносились предписания об устранении нарушений законодательства". Так что утверждения высокого начальства о возможности возникновения конфликта интересов, по мнению суда, "абстрактны и не подтверждены. доказательствами". Иными словами, от родственников надо держаться подальше лишь в тех случаях, когда дело непосредственно пахнет деньгами.

Урегулировать же конфликт интересов можно, изменив служебные обязанности чиновника, вплоть до отстранения его от должности и перевода на другую работу. Еще один вариант: человек может честно признаться и отказаться от выгоды, которую он вольно или невольно получил, исполняя свой долг. Кроме того, чиновник может взять самоотвод, когда на него сваливается задание, затрагивающее личные интересы.

Особо Верховный суд страны обратил внимание, что возбуждение уголовного дела не является обязательным условием для увольнения в связи с коррупционным проступком. Если чиновник попался на чем-то сомнительном, с ним надо расставаться в любом случае.

Что запрещено чиновнику: открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Что обязан делать чиновник: представлять сведения о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений; принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно; в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством.

"СарБК" продолжает публиковать разъяснения прокуратуры Саратова по вопросам граждан. Сегодня надзорное ведомство рассказывает об обязанности госслужащих уведомлять о фактах склонения к коррупции, конфликте интересов и увольнении в связи с утратой доверия.

- Обязаны ли государственные и муниципальные служащие уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений?

В соответствии со ст.9 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Такое уведомление является их служебной обязанностью, невыполнение которой влечет увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- Что такое конфликт интересов и кто должен принимать меры по его предотвращению и урегулированию?

В соответствии со ст.9 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) самим лицом, или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо и его близкие связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;
2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

- Что такое увольнение в связи с утратой доверия и в каких случаях оно применяется?

В соответствии со ст.13.1 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществления лицом предпринимательской деятельности;
5) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Кроме того, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у его подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия этим лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ - это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

- увольнение в связи с утратой доверия;

- предупреждение о неполном должностном соответствии;

При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.

В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.

В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.

- выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

- нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;

- участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;

- заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;

- предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;

- владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.

Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.

Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник - директор МУП уволен.

Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.

По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.

Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.

После вмешательства прокуратуры Ульяновской области мер по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат - директор общества с ограниченной ответственностью.

Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;

Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.

Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами;

Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.

Читайте также: