Может ли федеральный министр уволить областного министра

Опубликовано: 15.05.2024

Важная тема, которой хотел коснуться — это кадровые решения. Нам президент в своём послании обозначил стратегические задачи, которые мы с вами реализуем, каждый на своём месте.

И очевидно, что для более результативной деятельности должны быть перемены. Должны быть люди, которые усиливают то или иное направление.

Перестановки

  1. После перехода первого зампреда областного правительства Ольги ЗАБРАЛОВОЙ в Совет Федерации её пост будет занимать Ильдар ГАБДРАХМАНОВ, совмещая со своей должностью председателя правительства
  2. Евгений ХРОМУШИН стал вице-губернатором. В этом статусе, как и прежде, будет курировать министерства ЖКХ и энергетики, жилищную инспекцию и комитет по ценам и тарифам
  3. Светлана СТРИГУНКОВА будет курировать здравоохранение в должности зампреда областного правительства-министра здравоохранения. Кроме того, она будет отвечать за ЗАГСы
  4. Мария НАГОРНАЯ стала зампредом областного правительства
  5. Руководить Главным управлением территориальной политики будет Елена КОВАЛЁВА
  6. Министр социального развития Ирина ФАЕВСКАЯ назначена советником губернатора в ранге министра.

Новый министр образования

Ещё одна перестановка — в Министерстве образования. Глава ведомства Ирина КАКЛЮГИНА назначена на пост зампреда правительства Подмосковья-министра социального развития.

Вместо неё Минобразования возглавил Илья БРОНШТЕЙН, который был первым замглавы этого ведомства.

Илья Бронштейн назначен новым министром образования Подмосковья, Май

Илья Бронштейн родился в 1983 году в Москве. В 2006 году окончил Московский городской педагогический университет (квалификация — учитель истории),

В 2011 году прошёл профессиональную переподготовку в ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по программе «Теория и практика управления образованием», а в 2016 — профессиональную переподготовку в ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы» по программе управление закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, квалификация «Специалист в сфере закупок».

  • 2003-2005 — специалист Московского отделения Государственно-общественного фонда поддержки соотечественников за рубежом «Россияне»
  • 2005-2009 — педагог дополнительного образования, учитель истории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ школа №71 ЗАО Москвы
  • 2009-2011 — методист государственного образовательного учреждения дополнительного образования (повышения квалификации специалистов) Окружной методический центр Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы
  • 2011-2014 — директор ГОУ средней общеобразовательной школы №737
  • 2014-2016 — директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка №1371»
  • 2016-2018 — директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №1468»
  • С декабря 2018 — первый заместитель министра образования Московской области.

Напомним, Ирина Каклюгина была назначена министром образования в октябре 2019 года. И получила повышение спустя менее двух лет работы на этом посту. Теперь Каклюгина будет зампредом правительства Воробьёва и министром соцразвития вместе Ирины Фаевской.

Министр образования Московской области Ирина КАКЛЮГИНА, Губернатор Воробьёв представил новых министров образования и энергетики

Из выступления Андрея Воробьёва на совещании:

Бронштейн Илья Михайлович долгое время работал в системе образования, очень хорошо знает регион. Очень надеюсь, что он так же продолжит уделять внимание всему новому, полезному и интересному, что касается системы образования. Это очень важные и непростые задачи. Я уверен, что он справится.

В соответствии с законодательством кандидатуры на должности вице-губернаторов и зампредов региона согласовывает Мособлдума. В действующей системе управления это по сути формальность — депутаты большинством согласовывают все предложения и инициативы, которые вносит губернатор.

Ненадлежащее исполнение полномочий – понятие растяжимое. Поводом для отставки может послужить в том числе и обстановка на трассах, проходящих через субъект Федерации Фото: ИТАР-ТАСС
Ненадлежащее исполнение полномочий – понятие растяжимое. Поводом для отставки может послужить в том числе и обстановка на трассах, проходящих через субъект Федерации Фото: ИТАР-ТАСС

В российской власти формируется принципиально новая система сдержек и противовесов, позволяющая центру удерживать регионы под жёстким контролем. Недавно президент Владимир Путин дополнил свой указ о вопросах взаимодействия и координации федеральных и региональных органов исполнительной власти положениями, согласно которым за федеральными министрами закрепляется право предлагать главе государства досрочно отправлять в отставку губернаторов за ненадлежащее исполнение переданных им полномочий. Таким образом, возврат к прямым выборам губернаторов, произошедший год назад по инициативе Дмитрия Медведева, нивелирован увеличением груза ответственности, который уже не позволит региональным лидерам чувствовать себя хозяевами положения, как это было во времена президента Ельцина.

Некоторые СМИ сообщили, что-де замысел усмирять пыл губернаторов с помощью региональных министров зародился в администрации президента в середине прошлого года. В действительности это не так. Позволим себе напомнить, как это было на самом деле. В последние дни 2011 года в Москве состоялось заседание президиума Госсовета, посвящённое проблеме децентрализации власти. Обсуждали проблему разделения полномочий между центром и регионами, но обсуждение ожидаемо свелось к проблеме контроля за губернаторским корпусом. И тут слово попросил вице-премьер Дмитрий Козак. Именно ему принадлежит озвученная тогда же принципиально новая схема управления регионами, в соответствии с которой федеральные ведомства должны быть наделены правом отзывать губернаторов: «В крайних случаях, когда закон не выполняется, вносить представление в правительство, а правительство – президенту о досрочном прекращении полномочий руководителя соответствующего региона. Это может стать одним из оснований досрочного прекращения полномочий руководителей регионов, в том числе и будущих выборных руководителей». Закончив своё выступление, Козак выразил надежду, что его инициатива получит развитие в тогда ещё только проанонсированном законопроекте президента Дмитрия Медведева по выборам региональных глав. Но увы.

Тогда же, два года назад, Козак внёс ещё несколько дельных предложений – скажем, о том, что центр мог бы поручать региональным органам исполнительной власти отменять незаконные акты, принятые на местах, а федеральные чиновники могли бы отстранять от должности назначенных губернаторами руководителей местных структурных подразделений исполнительной власти – после соответствующего представления. Но тогда предложения Козака оказались, что называется, «не в жилу».

Производителей алкоголя будут искать из космоса

Федеральные ведомства смогут следить за соблюдением правил алкогольного регулирования с околоземной орбиты – соответствующий законопроект поддержали в парламентском комитете по экономической политике.

Справедливости ради нужно отметить, что о наделении федеральных министров полномочиями снимать с должностей губернаторов в те времена говорил не только Козак. Помнится, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с ещё более радикальным предложением – создать вместо изжившего себя, по её словам, института окружных полпредов представительства Минрегиона и, возможно, ввести посты министров по делам территорий, которых бы наделили полномочиями отстранять губернаторов в случае необходимости.

Зачем понадобилось делегировать полномочия?

Несмотря на то что за восстановление прежней системы выборов глав регионов высказались тогда и Путин и Медведев, тогдашний председатель правительства подчеркнул, что для выдвиженцев на губернаторские посты будет действовать некий «президентский фильтр». В свою очередь, Дмитрий Медведев в своём послании Федеральному собранию об этом фильтре даже не упомянул. Политологи тогда предположили, что руководители государства на тот момент не выработали общего подхода к вопросам регионального управления.

Затем Владимир Путин, вернувшийся в президентское кресло, провёл заседание Госсовета, посвящённое передаче регионам ряда федеральных полномочий. Обсуждая с членами Госсовета тему возвращения выборности глав регионов, президент подчеркнул: «У главы государства должно быть достаточно инструментов, чтобы решать любую кадровую задачу в отношении тех, кто не выполняет свои функции». По закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» президент может своим решением отрешить губернатора от должности на основании утраты доверия, выявления фактов коррупции, ненадлежащего исполнения обязанностей или «выражения ему недоверия законодательным органом власти региона», а также в неких «иных случаях». Но, «выполняя кадровую задачу», президент ставит себя под удар: местные элиты могут обвинить его в предвзятости и взбудоражить граждан. А это лишнее. Да и почему бы не поделиться грузом ответственности, разделив, таким образом, и возможное возмущение региональных элит?

Вчитайтесь в формулировку новой редакции президентского указа внимательно: «Установить, что руководитель федерального органа исполнительной власти вправе вносить в соответствии с законодательством в правительство, а правительство — президенту Российской Федерации предложение об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации за ненадлежащее исполнение полномочий». Ничего не напоминает? Да это же текст, озвученный Дмитрием Козаком на заседании Госсовета два года назад. Один в один! Надо ли говорить, кто был автором инициативы привлечь федеральных министров к контролю над губернаторами.

Богатые регионы первыми окажутся под ударом

Таким образом, президенту удалось выстроить принципиально новую схему сдержек и противовесов в отношениях с региональными лидерами. В этой системе недовольство губернаторов автоматически переключится с главы государства на правительство. Это, конечно, может довести и без того их непростые отношения с правительством до чрезвычайно непростых, на грани конфронтации, зато глава государства точно будет находиться над схваткой – собственно, именно там, где ему и надлежит пребывать в таких спорах.

Подразумевается, что отношения с правительством испортят в первую очередь главы богатых субъектов Федерации – слабые, как правило, заискивают перед правительством и стараются не портить отношения с министрами, чтобы не уменьшить приток бюджетных средств. Говорят, что президентский указ заставит подружиться губернаторов с наиболее одиозными местными сепаратистами – но вот это вряд ли, даже в лихие 90-е дружить с ними было чревато потерей места, а сейчас и подавно.

Лишь одно обстоятельство заставляет усомниться в целесообразности новой редакции президентского указа. А именно отсутствие чётко прописанных критериев, позволяющих министрам инициировать губернаторские отставки. Указ оговаривает, что Но вот перечня таких полномочий в природе не существует! Это значит, что в действиях министров теоретически возможен некий волюнтаризм. Впрочем, наверняка у президента найдутся дополнительные сдержки и противовесы, которые поумерят министерский пыл.

Зачем премьер объявил об изменениях системы управления

На фото: премьер-министр РФ Михаил Мишустин во время совещания с вице-премьерами РФ в режиме видеоконференции в Доме правительства РФ.

Премьер-министр России Михаил Мишустин анонсировал реформу системы управления, которая стартует 1 января 2021 года и займет три месяца. По словам премьера, в рамках реформы запланировано сокращение штата в министерствах и их региональных подразделениях.

«В рамках реформы в центральных аппаратах федеральных ведомств сократят штат на пять процентов, в территориальных органах — на 10 процентов», — рассказал он.

При этом финансирование структур не уменьшится, а останется на прежнем уровне. Речь идет только о сокращении вакантных позиций. После проведения реформы граждане смогут напрямую отправлять свои обращения в ведомства через портал Госуслуг. Прежде всего, это касается ведомств, которые на сегодняшний день наиболее востребованы — Минздрава, Минпросвещения, Фонда обязательного медицинского страхования.

«Откладывать реформу больше нельзя. Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент», — заявил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

Он напомнил, что речь о необходимости оптимизации системы госуправления заходит уже не в первый раз, но сроки проведения административной реформы неоднократно переносились по разным причинам, в том числе, из-за ситуации с коронавирусом. Теперь же медлить нельзя, государству «нужен не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов и четко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти». Тем более что в настоящее время около 20% должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными.

Напомним, что на прошлой неделе президент и премьер-министр начали масштабные перестановки в правительстве. Были назначены новые министры сразу в несколько ведомств, кроме того, количество вице-премьеров было увеличено с девяти до десяти. Возможно, анонсированную административную реформу нужно воспринимать, как продолжение этой политики.

Впрочем, известный российский экономист Михаил Делягин считает, что говорить о серьезной реформе не приходится, скорее, это необходимая техническая оптимизация, связанная с цифровизацией. Эксперт также не считает, что грядущее сокращение — это повод повысить зарплаты оставшимся чиновникам, а потом снова заполнить вакантные должности.

— Когда создают любой орган государственной власти, минимум 10% ставок резервируется для последующих сокращений. Это давняя практика и Михаил Мишустин о ней наверняка знает. Что касается сокращения кадров на 5−10%, оно не очень велико и, скорее, является техническим. Такая необходимость вызвана цифровизацией. Если можно обратиться к властям через портал Госуслуги, нужно меньше сотрудников для взаимодействия с людьми.

Время покажет, так ли это. Теоретически реформа может заключаться и в изменении структуры управления, но на данный момент анонсированная мера не выглядит, как что-то революционное. Можно приветствовать то, что процесс затронет и региональные отделения федеральных структур, потому что наиболее раздутые штаты именно там.

«СП»: — То есть это не политическое, а чисто техническое решение?

— Контуры реформы системы управления еще не до конца очерчены, к тому же, начнется она с 1 января, то есть через полтора месяца. Но главное, что названа причина изменений — это развитие современных технологий. Штаты сокращают не потому, что меняют структуры или полномочия или же хотят уволить или набрать определенных сотрудников. Нет, просто развиваются современные технологии, программы берут на себя функции людей. Поэтому некоторая часть сотрудников стала лишней.

Выглядит все это очень умиротворяюще и успокаивающе. Посмотрим, во что это выльется на практике, потому что нельзя исключать, что это маскировка для более глубоких изменений.

«СП»: — Это решение связано с отставками министров на прошлой неделе?

— Естественно, когда в кресле новый министр, при нем гораздо проще провести сокращение штатов, чем когда министр укоренен и защищает своих сотрудников. Тем более, когда один из этих новых министров находится в больнице.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Павел Салин считает, что хотя админреформа и носит технический характер, время ее обнародования выбрано не случайно и должно создать видимость политического транзита.

— С точки зрения реального содержания обнародованной инициативы, это чисто техническая мера, которая на реформу никак не тянет. Но с точки зрения контекста и целей она носит политико-информационный характер и продолжает инициативы недельной давности о перестановках в правительстве.

— Чтобы понять, для чего эта инициатива была обнародована именно сейчас, следует учитывать информационный контекст, в котором оказалась власть. К началу ноября сложилась крайне неблагоприятная ситуация. Усилился транзитный настрой среди политического класса, элиты и политически активной части российских граждан, которые настроены на скорые и кардинальные перемены. Все это подогревалось слухами в соцсетях и западных СМИ о неких «особых обстоятельствах» Владимира Путина.

Такой информационный фон для власти крайне неблагоприятен, и она попыталась сначала его запретить. Обратите внимание на заявление Дмитрия Пескова о том, что со здоровьем президента все в порядке. Но потом быстро стало понятно, что административно-запретительными мерами тут не поможешь, а раз повестку нельзя запретить, ее нужно вытеснить другой, более выгодной. Раз уж политический класс настроен на транзитную повестку, то имитационная повестка власти должна ее копировать и нести изменения.

В итоге неделю назад взяли незначительную часть готовящихся изменений и перестановок в правительстве, которые были запланированы на начало следующего года. Но их вытащили на свет Божий и предъявили уже сейчас, чтобы обсуждали не слухи, а конкретные перестановки — кто победил, кто проиграл и кто следующий.

Поскольку каждую неделю такие кусочки вытаскивать нельзя, иначе ничего не останется, то решили попытаться запустить более долгоиграющую тему, а именно сегодняшнее заявление Михаила Мишустина, которое было подано, как административная реформа, хотя речь идет чисто о технических мероприятиях.

Для власти важно с помощью вброса таких новостей информационно продержаться до середины декабря. На середину месяца запланирована большая пресс-конференция Владимира Путина, которая позволит заполнить информационное пространство, потому будет несколько недель новогодних праздников, а уже в январе либо Владимир Путин обнародует масштабные изменения, которые затронут не только правительство, либо, если эти планы будут отложены, повестку можно будет заполнить как раз обсуждением реформы правительства, которая намечена на 1 января.

Правительство в среду внесло в Госдуму законопроект об обязательном согласовании с федеральным Минздравом кандидатур на должности глав региональных органов управления здравоохранением. Эта мера обсуждалась давно в контексте реформы первичного звена отрасли, но стала особенно актуальной в связи с пандемией коронавируса. Правом согласования глав медицинских ведомств федеральное министерство располагало до 2015 года. Депутаты, поддерживающие законопроект, рассчитывают, что он помешает «назначениям непрофессионалов по принципу личной преданности». Эксперты считают нынешнее решение связанным с «объективной конъюнктурой», но не исключают недовольства медиков на местах навязанными сверху управленцами.

Согласно правительственной поправке к закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», главы субъектов будут назначать региональных министров здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья. В пояснительной записке к законопроекту его авторы напоминают, что в соответствии со статьей 72 Конституции координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении РФ и субъектов. При этом предлагаемое решение не является принципиально новым: до 2015 года действовал аналогичный механизм назначения на должность руководителей органов здравоохранения по согласованию с Минздравом России.

« Без согласованной деятельности органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья всех уровней… цели развития здравоохранения не могут быть надлежащим образом достигнуты»,— говорится в пояснительной записке.

Авторы также отмечают, что «в свете новых вызовов обеспечения национальной безопасности РФ в сфере охраны здоровья граждан и реализации национальных проектов вопрос согласования назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ приобретает особую актуальность».

«Мы много лет обсуждали создание так называемой единой вертикальной линии здравоохранения, и мы поддерживаем этот законопроект»,— сказал “Ъ” председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов («Единая Россия»). Другой член комитета, депутат от КПРФ Алексей Куринный тоже заявил “Ъ”, что вопрос обсуждался давно, но именно сейчас, по его мнению, требуется вертикальное жесткое управление в сфере здравоохранения, в том числе в части централизованного распределения ресурсов — лекарств, кадров и т. д.

«Я за вертикальную систему управления здравоохранением. Здравоохранение московское не должно отличаться от здравоохранения чукотского или ульяновского как с точки зрения затрат, так и с точки зрения качества,— пояснил господин Куринный.— Зарплаты медработников тоже можно было бы постепенно выровнять. Поэтому шаг, на мой взгляд, абсолютно верный. Тем более что большая часть средств, которые расходуются региональными минздравами,— это, по сути, средства, поступающие из Федерального фонда обязательного медицинского страхования».

Отметим, что 2020 год оказался особенно урожайным на отставки руководителей региональных органов управления здравоохранением: с начала пандемии они сменились более чем в 20 субъектах федерации.

В каких регионах сменились главы минздравов во время пандемии

В последние годы представители Минздрава несколько раз поднимали в Белом доме вопрос о расширении своих административных полномочий. Последний раз это обсуждалось осенью 2019 года в контексте изначально запланированной на 2020 год реформы первичного звена здравоохранения. Тогда же президент поручил правительству разработать новый порядок назначений к 1 июля 2020 года, но этот срок сдвинулся из-за повышенной занятости Минздрава вопросами противодействия эпидемии коронавируса.

Помощник министра здравоохранения России Алексей Кузнецов пояснил “Ъ”, что принятие законопроекта приведет к «определенной гармонизации действий федерального центра и регионов в сфере охраны здоровья граждан», что, «несомненно, повысит их эффективность».

«В то же время ситуация с коронавирусом и соответствующие действия региональных властей наглядно показали значение высокого профессионального уровня руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и его влияние на сценарии ее развития в каждом из них. Поэтому актуальность поправок сегодня высока как никогда»,— резюмировал господин Кузнецов.

Эффективным порядок согласования в Минздраве глав региональных ведомств может быть при наличии нескольких кандидатур на каждую должность, полагают в правительстве, но ожидание такого изобилия региональных кадров может и не оправдаться: «Министра может согласовывать хоть лично президент, но что можно поделать, если в правительстве субъекта не хватает квалифицированных людей? С такой же проблемой сейчас уже столкнулся Минтруд, отобрав полномочия по определению глав региональных отделений у Фонда социального страхования и обнаружив, что проблема не в том, кто их выбирает, а из кого»,— говорит источник “Ъ” в социальном блоке правительства.

Тем не менее даже если новые полномочия Минздрава приведут только к символической, а не реальной консолидации управления, очевидно, что они будут соответствовать нынешней стадии развития российского здравоохранения.

С другой стороны, регионы получают все больше средств на развитие медицинской помощи из федерального бюджета — это в том числе предусмотрено планами реформы первичного звена. При этом управление федеральными средствами на местах может оказаться проблематичным, как, например, произошло с доплатами медработникам в связи с эпидемией коронавируса, которые в итоге будут распределять не местные минздравы, а Фонд соцстраха.

Ранее полномочия по согласованию профильных министров в регионах традиционно были у Минфина. Минпромторг с 2014 года заключает с региональными властями соглашения, согласно которым эта процедура допускается, но не является обязательной. В конце 2018 года правительство предписало главам субъектов согласовывать с Рослесхозом (находится в ведении Минприроды) кандидатов на должность регионального министра природных ресурсов и экологии. В мае 2020 года Госдума наделила аналогичными полномочиями Министерство просвещения, а сами региональные министры получили право согласовывать районных и городских чиновников от образования. Эти поправки обосновывались заботой об улучшении контроля за качеством и эффективностью государственной власти в субъектах федерации. Тогда же Минюст получил право согласовывать региональных руководителей управлений ЗАГС.

Губернаторам рекомендовали приободрить население словом

Как пояснил “Ъ” политолог Ростислав Туровский, наибольшее внимание согласованию всегда уделял Минфин: «У него есть квалификационные требования, без которых региональный министр просто не сможет взаимодействовать с правительством». Решение наделить такими же полномочиями Минздрав эксперт считает точечным и связанным с «объективной конъюнктурой», поскольку общей тенденции в этом вопросе не прослеживается: «Структуры региональных правительств не идентичны ни друг другу, ни федеральному правительству. Может, они и хотели бы их унифицировать, но пока идут по простому пути: где есть очевидная вертикаль, там и вводится требование по согласованию». Как полагает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, правительство хочет продемонстрировать, что не бездействует и принимает меры, однако это создает и риски для Минздрава: «Искать по-настоящему сильных кандидатов может быть недосуг, а косвенно брать на себя ответственность за региональное здравоохранение теперь придется. И губернаторы будут легко спихивать эту ответственность». По мнению господина Виноградова, есть вероятность, что против навязанных федеральным центром управленцев могут бунтовать медики в регионах, «а они сейчас на коне, с ними нельзя публично ссориться».

Следующий, 2021 год в России ознаменуется сокращением госаппарата. Реформа коснётся 45 министерств и ведомств, которые курируются правительством Российской Федерации. Анонсированная премьером Михаилом Мишустиным реформа дошла до стадии конкретных решений и стартует 1 января. Завершиться процесс оптимизации должен 1 апреля следующего года.

В ноябре 2020-го Михаил Мишустин, анонсируя грядущую оптимизацию, заявил: "Откладывать реформу больше нельзя. Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент".

Меньше начальников, меньше вакансий

В планах сократить 74 структурных подразделения, выполняющих на сегодняшний день "обеспечивающие функции". Одновременно с этим сократят 37 замов руководителей федеральных органов власти. Однако деньги, которые "освободятся" после всех этих сокращений, останутся в фондах оплаты труда.

В реальных цифрах речь идёт о сокращении 1200 должностей в центральных аппаратах федеральных органов и более 33,5 тысячи в территориальных отделах.

Руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Гончаренко, говоря о реформе, отметил:

Система государственного управления должна стать современной и более функциональной. Без пересечений и с чётко разграниченными сферами ответственности.

Также, по словам Гончаренко, "не может эффективно работать структура, в которой заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти курирует структурное подразделение, где работает лишь десять человек. Важно обеспечить оптимальный баланс между количеством руководителей и подчинённых".

Важно отметить, что на момент объявления о реформе в ноябре, почти 20% (!) должностей в министерствах и ведомствах оставались вакантными. И поэтому нынешняя реформа станет не столько сокращением действующих кадров, сколько сокращением вакансий.

Впрочем, об этом говорил и сам премьер-министр. По его словам, "делать это (оптимизацию. – Прим. авт.) будем за счёт в основном вакантных позиций. При этом сохранятся все финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование, которые были до оптимизации ведомств". Иначе говоря, деньги, после всех этих реформ и сокращений, останутся в структуре правительства. Они пойдут на "стимулирование" и "мотивирование" оставшихся сотрудников. Иными словами, речь о том, чтобы "освободить деньги" и перевести их на иные программы или реформы, не идёт.

Авторы реформы надеются на уменьшение административных издержек и, по всей видимости, на уменьшение уровня бюрократии в работе федеральных подразделений, ведомств и департаментов.

В рамках подготовки к реформе были разработаны единые универсальные правила структуры министерств и ведомств. Согласно им, "численность структурных подразделений в министерствах должна составлять не меньше 40 штатных единиц, служб и агентств – не менее 25 единиц, отделов в составе департамента или управления – не менее 5 единиц, самостоятельного отдела – не менее 10. Для обеспечивающих подразделений устанавливается ограничение – не более 30% общей численности сотрудников".

Зачем всё это?

Помните, как у классика? "Подкомиссию бы…" Без этого бюрократия не может. Вот и сейчас создаётся специальная подкомиссия по вопросам оптимизации, которая будет вправе в отдельных случаях разрешать отклонение от новых универсальных стандартов.

Если переводить с бюрократического на русский, то правительство хочет работать быстрее, чётче и с меньшими бюрократическими нагрузками. А для премьер-министра важна скорость проводимых решений, о чём он говорил уже неоднократно.

Однако федеральные чиновники стараются менять что-то крайне осторожно. Сокращения коснутся того, что в структуре исполнительной власти сейчас считается "излишним", или, грубее, "балластом". Как и было сказано выше, скорее, речь идёт о том, чтобы сократить вакансии, которые сейчас есть и которые просто не заполнены.

Речь идёт о соблюдении баланса между начальниками и подчинёнными. Действительно, странно, когда заместитель руководителя федерального органа власти возглавляет подразделение, где работают всего 5–10 человек. Сколько таких руководителей сегодня и кто они? Ответить на этот вопрос в точности, поведомственно и пофамильно сейчас не представляется возможным: конкретные планы оптимизации не озвучены. Однако "злые языки", точнее источники в аппарате правительства, отмечают, что из министерств и ведомств могут в некотором количестве уйти люди, которые попали туда "на передержку" не потому, что были необходимы на этой работе, а потому, что существует принцип "порадеть родному человечку". Для таких создавались, по сути, синекуры – должности, не предполагавшие серьёзной ответственности. Если Михаил Мишустин будет достаточно решителен, на какое-то время от этой практики удастся избавиться.

Однако стоит напомнить, что это далеко не первая попытка сокращения количества чиновников, которая предпринимается в России за последние годы. И есть мнение – не последняя. Прошлые подобные инициативы, даже по мнению их авторов, можно было назвать успешными лишь частично. С другой стороны, Михаил Мишустин уже продемонстрировал, что он может быть достаточно жёстким администратором. А потому, может быть, нынешняя реформа поможет добиться поставленных целей по оптимизации работы государственной системы.

Читайте также: