Могут ли уволить учителя из за впр

Опубликовано: 17.05.2024

К весне 2021 года в ОУЗС стало поступать значительное количество запросов о порядке проведения ВПР, обязательно ли участие в ВПР учеников, для чего предназначено ВПР и т.д.

Для разъяснения этих вопросов подготовлена данная статья.

Итак, Всероссийские проверочные работы — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по предмету. Они появились в 2015 году, сначала в качестве эксперимента для 4-х классов. Через год их стали писать ещё в 5 и 11 классах.

Раньше школы сами проверяли, как ученики освоили конкретный предмет. Для этого проводили контрольные работы. Но никто не контролировал, как эти задания составляли, какой у них уровень сложности и как оценивается их выполнение. В проверочных работах предусмотрен единый стандарт оценки.

ВПР — это по сути не аналог ЕГЭ и даже не допуск к нему. ВПР — это возможность узнать уровень знаний предметов учеников конкретной школы. Ведь профильные ЕГЭ по предметам выпускники сдают по выбору, а уровень знаний по остальным предметам толком не проверяют. И проверочные работы эту проблему должны решить.

Минобразования РФ и Рособрнадзор неоднократно разъясняли, что ВПР не является итоговой аттестацией, а результаты работ школа должна использовать только для самооценки, для совершенствования преподавания в школах

Согласно официальным письмам Рособрнадзора от 02.02.2017 № 05-41 и от 17.01.2018 № 05-11 «О Всероссийских проверочных работах» (далее — ВПР), ВПР «можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях». При этом в письмах прямо указано, что ВПР «не являются государственной итоговой аттестацией», а их результаты Рособрнадзор «не рекомендует образовательным организациям использовать для выставления годовых отметок обучающимся».

В письме от 02.02.2017 № 05-41 указано, что «ВПР позволит осуществлять мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов, а также послужит развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации».

Порядок проведения ВПР в школе законодательно не урегулирован.
Положение о порядке проведения ВПР — это обязательный локальный нормативный акт образовательной организации. Он принимается педсоветом и утверждается приказом директора. Документ регулирует процесс организации и проведения проверочных работ среди школьников.

Образовательная организация любого типа в соответствии с со ст. 28 и 30 «Закона об образовании в РФ» (ФЗ-273 от 29.12.2012, ред. 01.03.2020) разрабатывает и принимает локальные нормативные акты по основным вопросам образовательной деятельности.

К таковым относятся и акты, регулирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (ч. 2 ст. 30).

Положение является обязательным для утверждения, оно: относится к основным вопросам образовательной деятельности; является актом, регулирующим порядок контроля успеваемости; определяет правовое положение участников отношений в сфере образования — субъектами Всероссийских проверочных работ являются школа, педагогические работники и родители (п. 2 ст. 1 ФЗ-273).

Это Положение должно быть размещено на сайте школы, либо можно путем написания соответствующего заявления директору школы ознакомиться с ним.
Изменение Положения возможно путем обращения к руководителю Образовательной организации от имени родителей (коллективное обращение) или от Совета родителей, чье право на участие в подготовке локальных нормативных актов школы прямо предусмотрено ст. 26 Законом «Об Образовании» (В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей).)

Минусы ВПР, которые отмечают родители (и которые объективно подтверждаются):

- любой экзамен, контрольная работа – это стресс для ребенка. И если проведение промежуточной аттестации и итоговой аттестации объективно оправданно и входит в учебный план, то так называемая «проверка уровня школы» с очевидностью является излишним стрессом для ребенка.

- ВПР проводится про всей стране практически одновременно без учета какими учебниками пользуется школа для обучения детей (а соответственно объем знаний, полученных детьми, отличается), какой объем материала усвоен детьми (при этом в отдельных регионах из года в год объявляется карантин по гриппу, а соответственно имеется отставание в усвоении учебного материала либо отсутствуют некоторые учителя-предметники);

- ВПР по содержанию бесконечно далеко от учебной программы детей. Если посмотреть вопросы, включенные в ВПР, то станет очевидно, что составители «безнадежно далеки от народа».

- ВПР проводится вместо отдельных уроков (посмотрите Письмо Рособрнадзора от 12.02.2021 N 14-15 "О проведении всероссийских проверочных работ в 4 - 8, 10 - 11 классах в 2021 году" – «ВПР рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках по решению ОО»), а соответственно в ущерб учебному плану.

Прилагаю перечень нормативных актов, регулирующих вопросы проведения ВПР:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации"

Ст. 97 п. 5. Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ст. 97 п. 7. Мониторинг проводится органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми указанными органами. Мониторинг информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 перечня, указанного в абзаце втором пункта 4 настоящих Правил, проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми совместно Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 (ред. от 12.03.2020) "Об осуществлении мониторинга системы образования" (вместе с "Правилами осуществления мониторинга системы образования") :

Порядок проведения мониторинга федеральных государственных организаций устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении этих организаций.

3. Приказ Рособрнадзора N 1684, Минпросвещения России N 694, Минобрнауки России N 1377 от 18.12.2019 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях" (вместе с "Процедурой и сроками проведения мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях", "Методикой расчета показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях")

П. 3.1. Доля обучающихся общеобразовательных организаций, не достигших минимального уровня подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами – это тот показатель, который рассчитывается на основе результатов оценочной процедуры, реализуемой Рособрнадзором в форме всероссийских проверочных работ (далее - ВПР).

В соответствии с п. 3.2. этого же Приказа ВПР проводятся:

в 4 классе по учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир;

в 5 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, биология;

в 6 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология; обществознание;

в 7 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология; обществознание, физика, иностранные языки;

в 8 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология; обществознание, физика, химия;

в 10 классе по учебному предмету география;

в 11 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология; физика, химия, иностранные языки.

4. Приказом Рособрнадзора от 11.02.2021 N 119 "О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году" (вместе с "Графиком проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году") утвержден график проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году согласно приложению к этому приказу.

ВПР по конкретному предмету проводятся во всех классах параллели; ВПР в параллели 6 и 8 классов проводятся для каждого класса по двум предметам на основе случайного выбора Информация о распределении предметов по классам в параллели предоставляется в ОО через личный кабинет в ФИС ОКО.

5. Письмо> Рособрнадзора от 10.02.2020 N 13-35 <О направлении Методических рекомендаций по проведению Всероссийских проверочных работ> разъясняет, что эти методические рекомендации разработаны в целях реализации статьи 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". ,

В соответствии с Методическими рекомендациями участниками ВПР по каждому учебному предмету являются все обучающиеся соответствующих классов всех образовательных организаций Российской Федерации, реализующих программы начального общего, основного общего и/или среднего общего образования. Перечень учебных предметов и классов, обучающиеся которых в обязательном порядке являются участниками ВПР, а также перечень учебных предметов и классов, по которым решение об участии в ВПР принимает образовательная организация, ежегодно утверждается Рособрнадзором. Обучающиеся тех классов, в которых ВПР проводится в первый год, принимают участие в ВПР по решению образовательной организации. Обучающиеся 11 классов принимают участие в ВПР по решению образовательной организации. В случае принятия образовательной организацией такого решения в ВПР по конкретному учебному предмету принимают участие все обучающиеся этой образовательной организации, не планирующие проходить государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по данному учебному предмету. Обучающиеся 11 классов, планирующие сдавать ЕГЭ по конкретному учебному предмету, принимают участие в ВПР по данному предмету по своему выбору.

6. В этом году для устранения «помощи» педагогов при проведении ВПР своим ученикам вышло Письмо Рособрнадзора от 04.03.2021 N 13-40 "Об организации выборочного проведения всероссийских проверочных работ с контролем объективности результатов" (вместе со "Списком регионов - участников выборочного проведения всероссийских проверочных работ с контролем объективности результатов"), в соответствии с которым Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации информирует об организации выборочного проведения всероссийских проверочных работ с контролем объективности результатов в целях получения объективных данных о выполнении ВПР в целом по Российской Федерации в рамках проведения ВПР в 2021 году. Для проведения ВПР с контролем объективности результатов формируется выборка образовательных организаций из числа участвующих в ВПР. В каждой из ОО, включенной в выборку, ВПР с контролем объективности результатов проводятся в присутствии независимых наблюдателей, а проверка работ осуществляется независимыми экспертами.

Контроль объективности результатов реализуется в рамках проведения ВПР по русскому языку (4 - 6 классы) и математике (4 - 6 классы). Для контроля объективности результатов необходимо привлечь независимых наблюдателей в каждую аудиторию (один наблюдатель на одну аудиторию), в которой выполняются ВПР, а также организовать независимую проверку работ участников ВПР, включенных в выборку.

7. В соответствии с Письмом Рособрнадзора от 12.02.2021 N 14-15 "О проведении всероссийских проверочных работ в 4 - 8, 10 - 11 классах в 2021 году" Всероссийские проверочные работы (далее - ВПР ) проводятся:

для обучающихся 4 класса по каждому из учебных предметов: "Русский язык", "Математика", "Окружающий мир";

для обучающихся 5 класса по каждому из учебных предметов: "Русский язык", "Математика", "История", "Биология";

для обучающихся 6 класса по каждому из учебных предметов: "Русский язык", "Математика" - для всех классов в параллели;

для обучающихся 6 класса по учебным предметам: "История", "Биология", "География", "Обществознание" - для каждого класса по двум предметам на основе случайного выбора. Информация о распределении предметов по классам в параллели предоставляется образовательным организациям (далее - ОО) через личный кабинет в федеральной информационной системе оценки качества образования (далее - ФИС ОКО);

для обучающихся 7 класса по каждому из учебных предметов - "Русский язык", "Математика", "История", "Биология", "География", "Обществознание", "Физика", "Английский язык", "Немецкий язык", "Французский язык";

для обучающихся 8 класса по каждому из учебных предметов: "Русский язык", "Математика" для всех классов в параллели;

для обучающихся 8 класса по учебным предметам: "История", "Биология", "География", "Обществознание", "Физика", "Химия" - для каждого класса по двум предметам на основе случайного выбора. Информация о распределении предметов по классам в параллели предоставляется ОО через личный кабинет в ФИС ОКО;

для обучающихся 10 класса по учебному предмету "География";

для обучающихся 11 класса по каждому из учебных предметов: "История", "Биология", "География", "Физика", "Химия", "Английский язык", "Немецкий язык", "Французский язык".

Дату проведения ВПР ОО определяет самостоятельно в указанный в приказе период.

ВПР рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках по решению ОО.

ВЫВОДЫ:

Для образовательных организаций ВПР — обязательны.

Может ли сам ученик без уважительной причины отказаться писать проверочную работу?

При решении вопроса об обязательности участия ребенка в проведении ВПР, нужно ознакомиться к Положением о проведении ВПР в конкретной школе, поскольку каждый ученик, обучающийся в образовательной организации, обязан подчиняться нормативным актам, утвержденным этой образовательной организацией. Обязанность написания ВПР может вытекать из локального нормативного акта школы.

Таким образом, обязанность отдельного ученика участвовать в проведении ВПР вытекает из требований локальных нормативных актов конкретной школы.

Какой выход, в случае, если Положением о порядке проведения ВПР вашей школы установлена обязанность участвовать в ВПР каждого ученика?

1. Добиваться изменения упомянутого Положения школы.

2. Бороться с ВПР системно: забросать жалобами Рособрнадзор. НО жалобы должны быть объективными, а не абстрактными, с указанием того, чем конкретно нарушены права детей (например, ВПР по астрономии включен такой то вопрос, при этом эта тема вообще к моменту проведения ВПР не изучалась в школе).

3. Найти уважительную причину отсутствия (например, нездоровье, участие в соревнованиях, конкурсах в ДОУ. иные). При этом, ученик не обязан писать эту работу позже.

В случае, если вы категорически возражаете против участия вашего ребенка в проведении ВПР, прилагаем форму отказа от проведения ВПР.

Кроме того, просим направлять в рубрику «Вопросы образования…» информационный материал (желательно со скринами заданий) из ВПР с указанием претензий к материалу для подготовки объемного и полного обращения в Минпросвещения и Рособрнадзор по этому поводу.

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов:

02.12.2020
Впервые с момента прихода Владимира Путина к власти, то есть за последние 20 лет, сложилась ситуация, когда самые лояльные власти бюджетники - учителя готовы к бунту. После всех оптимизации и завала с бумагами, а также весеннего дурдома с дистанционкой и ЦОС (которые, если кто не понимает, отменяют не только образование для школьников но и самих учителей вместе со школой) последней каплей стали «рекомендации» от Минпросвещения всем учителям-предметникам за неделю объяснить по каждому ученику, классу, параллели и общеобразовательной организации, почему те написали ВПР не так. Притом сделать это в виде аналитических справок, а также до конца года переписать учебные программы, дабы срочно заткнуть дыры в отчетности, появившиеся благодаря действиям министерств. По факту мы имеем открытую попытку со стороны чиновников объявить виновными в провале педагогов, то есть банально «перевести стрелки».

Надо отдать должное «нашим» высокопоставленным чиновникам из правительства, особенно из Министерства просвещения. Ухитриться довести до готовности бунта учителей, тут даже не постараться нужно, а талант иметь. Но нет предела совершенству и уже неделю те, кто поддерживал власти, даже когда те забывали свои обещания и протаскивали оптимизации, сегодня готовы идти на улицы, увольняться или просто врать, дабы отстали, с последующим поиском работы в частной школе или репетитором.

Остается понять, что такое «некоторое снижение»? Это когда вместо одной ошибки в диктанте, появилось две? Данные по итогам ВПР в целом по стране, в отличие от прошлых лет, Рособрнадзор выкладывать не спешит. И есть тому веская причина. «Первые результаты работ оказались весьма плачевными, во многих классов результат, равнозначный двойке, получили не менее половины ребят, а где-то вообще все школьники. Проблемы возникли даже у прошлогодних отличников, успеваемость которых резко снизилась после весенней удаленки», - писали еще в октябре СМИ. Впоследствии подобное сотрудники РИА «Катюши» многократно слышали от общественников и самих чиновников в личных беседах.

В общем, случилось именно то, что ожидали – падение общего уровня образования в стране на фоне сохранения и даже увеличения его в частных школах для «детей приличных людей». Это, в целом, не новость. Об этом говорили ученые, которые недавно писали открытое письмо против цифровой школы, родители от Москвы и до Алтая, которые даже в пандемию вышли на митинги и даже депутаты Госдумы.

И вот тут начинается старинная русская игра – найди виноватого. Министерство просвещения виновато быть не может – оно же министерство, министр Кравцов, само собой, тоже. Он вообще самый «продвинутый». Не может быть виноват и дистант – Герман Оскарович обидится и ВШЭ возмутится. Детей обвинить в том, что они малость отупели, тоже как-то смешно. И вот, методом исключения мы получаем крайних – это учителя. Это они, подлецы эдакие, не смогли обеспечить, обучить, донести и рассказать светлые мысли Грефа с Песковым и их подшефных чиновников Минпросвещения и Рособрнадзора. Мысли, правда, были путанные и часто менялись, но все равно – должны были предугадать. Иначе, зачем их держать.

Все это Министерство просвещения направило в органы управления образованием в виде «Методических рекомендации по организации образовательного процесса общеобразовательных организаций на уровне основного общего образования на основе результатов Всероссийских проверочных работ, проведенных в сентябре-октябре 2020 г.» Документ был опубликован 20 ноября, до учителей доведен, как они сообщили «Катюше», в прошлую пятницу, а где и в понедельник 30 ноября. А уже до 1 декабря нужно внести все необходимые изменения в рабочие программы. Для понимания, в нормальной городской или поселковой школе у нормального учителя предметника 100-150 учеников и по каждому из них надо дать анализ за два дня. «В результате проведенного анализа определяются проблемные поля, дефициты в виде несформированных планируемых результатов. Результаты такого анализа оформляются в виде аналитических справок, в которых отображаются дефициты по конкретному учебному предмету. Документом рекомендуется создать дорожные карты по борьбе с выявленными «дефицитами» в форме аналитической справки и внести изменения в рабочие программы изменения, «направленные на формирование и развитие несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Минпросвещения настоятельно рекомендует также разработать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся на основе данных о выполнении отдельных заданий», - сообщает сей чудесный документ.

Как шутят учителя на форумах, в начальном варианте была еще идея потребовать видео скаканья педагогов с бубном вокруг школы и прославлением Минпросвещения и Рособрнадзора, но потом решили «не нагнетать». Впрочем, «не нагнетать» уже не вышло – учителя все-таки взорвались. Впрочем, здесь лучше дать им слово самим. Вот только некоторые из комментариев форума педагогов
«REALITY ШКОЛА» в «Яндекс дзен».

1

2

3

Таких 281 комментариев. И ни одного, где бы восхвалялась «мудрость» нашего начальства. В итоге, одни бросили заявления на увольнения, вторые честно признались в опросе профсоюза «Учитель», что просто взяли цифры с потолка (таких, как сообщает портал «Педсовет» набралось 11%, то есть больше, чем каждый десятый педагог-предметник).

Третьи заговорили о готовности идти на улицу против беспредела в школах со стороны чиновников – пикеты, митинги, да все, что угодно, дабы донести до верхов, что дальше край – через десять лет, если не раньше, у нас начнут падать самолеты и взрываться атомные станции, ибо на них просто будет некому работать. Именно об этом РИА «Катюша» сказал учитель со стажем физики свыше 20 лет Николай У. из Челябинска. «За последние два-три года у нас и так беда с учениками и их знаниями, не говоря про поведение. Раз за разом мы говорим, что надо менять подход к учебе и возвращаться к опыту советской школы, пусть и обновленному. Иначе следующие пару десятилетий мы получим «Эпоху катастроф». Уровень образования в школе даст поколение, которое не только не будет толком знать Пушкина и Достоевского, историю и географию. Это плохо, но не так страшно, как то, что не знание физики и химии даст нам поколение дилетантов, которые будут управлять самолетом, не зная аэродинамики и работать на АЭС не подозревая о принципе расщепления ядра. А дальше будут аварии и катастрофы, в которых новоявленные специалисты будут кричать «Алиса подскажи». Да, мы можем уволиться, мне не стыдно уходить, среди моих учеников есть и те, кто сегодня работает в научных институтах, связав жизнь с моим предметом. Но дальше что? Врачей уже «оптимизировали», а теперь воем про «караул с пандемией», сейчас «оптимизируют» учителей – мы же «быдло молчаливое». Пора сказать свое слово и нам», - написал нам свой крик души Николай.

Понятно, что учителя литературы и истории поспорят с ним о важности предметов, но по сути, у нас впервые со времен прихода к власти Путина сложилась ситуация, когда учителя готовы бунтовать или устраивать массовые увольнения, как это делали врачи в прошлом году. Притом, ситуация с кадровым составом в школах и без того аховая. Еще в мае 2019 года, то есть полтора года назад, по словам уволенного министра просвещения Ольги Васильевой, кадровый дефицит учителей в регионах составляет примерно 10-11 процентов. В 2020 году нехватка педагогов в российских школах составит 180 тысяч человек. При этом из 73 тысяч человек, ежегодно поступающих на бюджет в педагогические вузы, только 33-34 тысячи работают в школах. Доля молодых педагогов (до 29 лет) — всего 5,5 процента.

Притом, на сегодня кадровый голод явно превысил ожидаемый Васильевой, так как после объявления новых норм работы, в августе-сентябре прошла волна увольнений. Статистики, как и по итогам ВПР нет, но только в одной Калининградской области за летний период 2020 года уволились 318 учителей. "Не знаю, с чем это связано: пандемия или нет", — заявила 25 августа на пресс-конференции в Калининграде министр образования региона Светлана Трусенева.

И теперь у нас вероятна «вторая волна» увольнений, физику снова придется преподавать географу, а историю – учителю физкультуры, зато светлоликие чиновники смогут 17 декабря бодро отчитаться президенту, что все у них хорошо. Хотя, у них вероятно и правда, все неплохо. А вот в образовании с такими «великими руководителями», явно не очень. С другой стороны, Грефа и Песковым выгодны увольнения – чем меньше учителей, тем быстрей будут закрываться и «оптимизироваться» школы, и тем активней будет внедряться дистанционное недообучение.

Федеральный институт оценки качества образования утверждает, что ВПР – это проект, направленный на формирование единых подходов к оцениванию образовательных достижений школьников. На деле зачастую получается, что по итогам ВПР учителя пишут объяснительные, а директоров образовательных организаций увольняют. Главная задача – учить детей – отходит на второй план, уступая место тотальному и перманентному контролю, причем результаты оценивания используются не для совершенствования методик обучения, а для репрессий. Почему нужно отказаться от ВПР и вернуться к системе итоговых контрольных работ – мнение обозревателя ActivityEdu.

Дискуссия о ВПР в ФИРО

Однажды я уже анализировал проект ВПР, и с тех пор моя позиция не изменилась, но появились дополнительные аргументы и соображения. Поводом для написания новой статьи послужила дискуссия, развернувшаяся на Всероссийской научно-практической конференции «Метапредметные образовательные результаты обучающихся: критерии и инструменты оценки», проходившей в ФИРО РАНХиГС. Интерес в образовательном сообществе к теме ВПР столь велик, что вопросы аудитории после доклада директора ФИОКО Сергея Станченко на тему метапредметных результатов были связаны не с темой доклада, а с ВПР.

Тон дискуссии задала Наталья Тарасова, директор научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС.

Сергей Станченко парировал ремарку Натальи Тарасовой, задав вопрос залу.

Подразумевается следующее: зачем, дескать, дрессура, натаскивание, если никто никого никогда не наказывал? Вопрос, скажем честно, лукавый, потому что Рособрнадзор не наказывал, а вот местные власти – сколько угодно.

ВПР – это просто контрольные работы

Далее из уст директора ФИОКО прозвучали слова, позже повторявшиеся в ходе дискуссии многократно.

Удивительно, но именно об этом я писал в статье «ВПР: прихоть чиновников или необходимость» : «Возможно, следует вернуться к проверенной временем системе школьных итоговых контрольных работ по предметам». Сергей Владимирович, в чем смысл дублирования итоговой контрольной работы еще одной контрольной работой? Объединив эти две работы в одну, можно и нагрузку на педагогов и школьников снизить, и число проверяющих и аналитиков сократить.

Характеризуя ВПР, глава ФИОКО отметил, что они состыкованы с актуальной версией ФГОС и полностью соответствуют предметному содержанию. Так это же прекрасно: именно такой должна быть итоговая контрольная работа! Вы и сами, Сергей Владимирович, к этому склоняетесь, раз произносите, словно заклинание, четыре раза в течение небольшого промежутка времени: «ВПР – это обычные контрольные работы».

Задача ВПР – уволить директора?

Время от времени появляются новости о кадровых решениях, связанных с результатами ВПР. Одна из таких новостей пришла из Сибири: директоров шести школ Иркутской области уволят за необъективные результаты ВПР, заявила министр образования региона Валентина Перегудова. Ранее о рекомендациях Рособрнадзора главам регионов расторгать контракты с директорами школ, в которых третий год подряд фиксируется необъективный результат Всероссийских проверочных работ, сообщил заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.

Директору ФИОКО был задан вопрос из зала: «Если каждый ребенок может прорешать задания ВПР, подготовиться к работе и написать ее лучше, чем предыдущие контрольные работы, то на каком основании можно говорить о необъективности результатов ВПР?» Сергей Станченко ответил, что на сайте ФИОКО после подведения итогов появляется «Список образовательных организаций с признаками необъективных результатов» , в который попадают школы с аномально высокими результатами ВПР. И подчеркнул: не просто с высокими результатами, превышающими средний уровень по региону, а с аномально высокими.

То есть списывать аккуратно, так, чтобы результаты были высокими, но не аномально высокими, можно? Тогда и местное начальство похвалит за результаты, и аналитики ФИОКО не смогут обнаружить криминала, даже применив современные статистические методы оценивания.

Добавлю еще одно наблюдение наших читателей: ответы на задания ВПР можно купить за вполне доступные деньги в соответствующих группах в социальных сетях. Едва ли ответственность за это должны нести директора школ.

ВПР – кошмарный сон учителя

Если в случаях с увольнениями директоров школ за обнаружение «признаков необъективных результатов» еще можно увидеть какую-то логику, хотя и весьма сомнительную, то беспрецедентное давление на учителей в сезон ВПР вообще не подлежит объяснению и осмыслению. Это и «дрессура» перед ВПР, о которой сказала Наталья Тарасова, и колоссальная нагрузка на учителя в апреле, а также проверка и бесконечные отчеты после проведения «просто контрольных работ».

Приведу в несколько сокращенном виде записки непосредственного участника этого бессмысленного и беспощадного действа. Вести, скажем так, с полей сражений.

А дальше начинается самое интересное: по каждому ребенку, у которого результат ВПР отличается от четвертных оценок, учитель пишет объяснительную. Если отличия составят два балла, возможны карательные меры. Напомню, речь идет о работе, которую глава ФИОКО любит называть «обычной контрольной работой».

Страшные цифры неуспешности

Сергей Станченко сообщил участникам конференции некоторые данные по результатам ВПР-2019. Самый страшный, на мой взгляд, показатель: 20% школьников 5-7-х классов получили как минимум одну двойку за ВПР – либо по математике, либо по русскому языку, либо по математике и русскому языку одновременно.

На мой взгляд, реальные цифры гораздо выше, потому что есть списывание и ответы на задания в соцсетях. Ученики одной из московских школ рассказывали мне, как на ВПР по географии учительница не обращала внимание на активное использование школьниками поисковых систем. Она лишь попросила отвечать на вопросы не в полном объеме и не совсем идеально, чтобы аналитики надзорного ведомства не обнаружили признаков необъективных результатов.

Хорошо, давайте сделаем вид, что данные ФИОКО не занижены. Вам не становится страшно от этих цифр?

Зачем продолжать наращивать объемы проведения ВПР, НИКО, КДР, если проблема и так очевидна?

Уважаемые руководители российского образования! Объявите, пожалуйста, паузу в этой бесконечной гонке проверок и тестирований. Проверки и тестирования сами по себе не ведут к росту знаний и повышению качества школьного образования. Давайте сначала проанализируем данные, накопленные в процессе проведения многочисленных ВПР, КДР, НИКО, PISA, PIRLS, TIMMS, ОГЭ, ЕГЭ, сделаем выводы, обновим методики и попробуем, может быть, все-таки УЧИТЬ школьников.

Унизительная проверка, подрывающая доверие к учителю

Не вижу оснований соглашаться с мнением директора ФИОКО Сергея Станченко по поводу проекта ВПР.

Напротив, полагаю, что временного отрезка с 2015 по 2019 год вполне достаточно, чтобы понять – это провальный проект Рособрнадзора и ФИОКО.

Давайте прислушаемся к словам президента России Владимира Путина, поручившего правительству РФ разработать комплекс мер, направленных на повышение статуса учителя. Одной из таких мер должно стать повышение уровня доверия в обществе к учителям и школам. Самое время для выполнения поручения президента страны снизить до минимума объем унизительных внешних проверок.

Возможно, Сергей Станченко, уверенный в том, что школы «нормально воспринимают» систему ВПР, удивится, но мнение участников образовательных отношений о ВПР совершенно не совпадает с его представлениями:

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

1 марта российские школьники приступили к выполнению Всероссийских проверочных работ. Уже не первый год учителя и родители выступают с резкой критикой проверочных. Педагоги отмечают, что ВПР не соответствуют школьной программе, содержат ошибки и неточности и не позволяют оценить реальные знания учащихся. На сторону учителей встали и депутаты Госдумы.

Парламентарий Елена Строкова отправила письмо на имя вице-премьера Татьяны Голиковой с предложением отменить злосчастные работы.

Из-за ВПР педагогам приходится сокращать учебную программу

Фото: АГН «Москва»

Из-за пандемии в этом году ВПР проводятся уже во второй раз, осенью учащиеся писали работы за прошлый год. В общей сложности ВПР весной напишут более 7 миллионов школьников. Учащиеся 4-8 классов будут выполнять проверочные в штатном режиме, а 10 и 11 классов – в режиме апробации.

После многочисленных жалоб учителей на содержание ВПР вопросом об их отмене озаботились и в Госдуме. С соответствующим предложением выступила депутат Елена Строкова. По мнению парламентария, ВПР создают дополнительную нагрузку для педагогов и учащихся, но при этом не подходят для объективного среза знаний учащихся. В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин предложил приостановить проведение проверочных и провести парламентские слушания с привлечением экспертов по этому вопросу.

В интернете регулярно появляются петиции против ВПР, за отмену работ выступают тысячи педагогов по всей стране. Учителя говорят о том, что проведение проверочных оборачивается массовой отменой уроков и сокращением программы. Вместо того чтобы полноценно учить школьников, педагоги вынуждены натаскивать их на ВПР. Российские учащиеся занимаются по разным программам, и вопросы контрольных очень часто им не соответствуют.

Чтобы показать истинный вред проверочных, профсоюз «Учитель» запустил акцию «Экспертиза ВПР», в рамках который учителя публикуют подробный разбор контрольных по разным предметам.

Учитель географии Леонид Перлов, анализируя ВПР по своему предмету, посчитал, что для распечатки работ для одной параллели из 4-х классов понадобится в среднем 1344 листа бумаги. Далеко не у всех школ в регионах есть возможность копировать проверочные в таком объеме.

- Задания построены по «олимпиадному» алгоритму, малопригодному для рубежного и тематического контроля, - поясняет педагог. - Кроме того, они содержат многочисленные неточности и некорректные формулировки, не позволяющие дать однозначный непротиворечивый ответ. Например, в одном из заданий среди прочего сказано, что город Воронеж находится на берегу реки Дон. На самом деле город расположен на берегу реки Воронеж, притока Дона, и Воронежского водохранилища. В тексте, описывающем Норильск, говорится, что снега там немного. Полная ерунда. Там тоннели в снегу прокапывают.

Специалисты из «Гильдии словесников» при анализе ВПР и вовсе пришли к выводам, что работы не только не выполняют изначально поставленных перед ними целей, но и наносят вред ключевым задачам российского образования.

«В реальной массовой практике ВПР провоцируют натаскивание на конкретные типы заданий. Многие родители делятся опытом, что в 4 классе обучение по русскому языку, математике и окружающему миру целиком заменяется кратким обсуждением теоретических блоков и решением вариантов ВПР. А главное – работы способствуют перегрузке детей, формированию нервного напряжения. И без того невротизированные дети и родители судорожно готовятся к ВПР – что напрямую сказывается и на состоянии здоровья детей, и на падении их мотивации к учебе», - говорится в докладе.

По мнению сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, если в этом году вопрос с отменой ВПР не будет решен, начнется масштабная волна недовольства среди учителей и родителей.

- Юридически проверочные работы ничтожны, они только мешают учебному процессу, - говорит педагог. – В обязанности учителя вообще не входят мероприятия по подготовке и проверки ВПР, отчеты по факту их проведения. Никаких дополнительных денег педагогам за них не платят. Родители уже делают все возможное, чтобы оградить детей от ВПР, просто не приводят их в школу во время контрольных.

Скоро проводить работы откажутся и педагоги. Задания проверочных абсолютно не соответствуют заявленным целям. В соответствии с новым ФГОС они должны в том числе проверять метапредметные компетенции, но таких заданий в работах нет. В результате ВПР просто отнимают у учителей и школьников огромное количество времени, и, по сути, срывают учебный процесс весной. Задания работ включают фактические ошибки и не соответствуют программам. При этом результаты сомнительных с точки зрения содержания проверочных работ становятся поводом к придиркам в адрес учителей по поводу четвертных оценок».

Иллюстрация

ЕГЭ и ГИА давно уже стали «страшным сном» российского образования, вызывая нервные срывы не только учащихся и их родителей, но и педагогов. К ним незаметно добавилась новая экзекуция, именуемая ВПР, но проводимая ежегодно. Законно ли проведение ВПР и могут ли отказаться от участия в них учащиеся, рассказывает доктор экономических наук, магистр юриспруденции Анатолий Вифлеемский.

Единственный официальный документ, посвященный введению понятия ВПР, — это письмо Рособрнадзора от 02.02.2017 №05−41, которое так и было озаглавлено «Всероссийские проверочные работы». В нём Рособрнадзор прямо заявил, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Более того, из письма следует: «Они проводятся образовательной организацией самостоятельно, с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся».

Таким образом, законодательных требований проводить ВПР не установлено. Их проводят школы якобы самостоятельно, для оценки индивидуальных достижений обучающихся.

Рособрнадзор также сравнивал ВПР с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия. Однако при этом не рекомендовал образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся. Это связано с тем, что ВПР проводятся не в рамках образовательной программы и не являются промежуточной или итоговой аттестацией обучающихся. Это мероприятие, проводимое в рамках мониторинга образования и на основании Правил осуществления мониторинга системы образования. Письмом Рособрнадзора №13−35 в 2020 году были направлены методические рекомендации по проведению ВПР, в которых прямо говорилось именно про эти цели.

Фактически ВПР проводятся Центром национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования и являются проводимым в обход закона контрольным мероприятием.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

  • 02.03.21 Горы НКО и OOO при Минпросе постоянно плодят мышей. Как бы это прекратить?
  • 21.02.21 Министр просвещения Кравцов: пердимонокль, переходящий в антракт и ступор?
  • 16.01.21 Снова в школу: важные изменения 2021 года
  • 09.12.20 Образование в системе ценностей: ждём перемен?

Всем уже достаточно хорошо известно, что такое ЕГЭ. Прежде всего это процедура, предусмотренная Законом об образовании. Это и полномочия по проведению ЕГЭ, которые обеспечены соответствующим финансированием. Однако самое главное заключается в том, что ЕГЭ — это часть образовательной программы (итоговая аттестация, проведение которой — неотъемлемая часть любой образовательной программы).

В отличие от ЕГЭ, проведение ВПР законом не предусмотрено. Это придуманная многочисленными «образовательными» чиновниками процедура, издевательски именуемая ими «нужной школе и ей самостоятельно проводимой». При этом финансированием проведение ВПР не обеспечено. Легитимных полномочий проводить ВПР органы управления образованием не имеют.

Никакого отношения к образовательной программе ВПР не имеют, проверочные работы проводятся за ее пределами. ФГОС не предусматривает такой формы контроля реализации образовательной программы, отсутствуют ВПР и в примерных основных образовательных программах.

Понятно, что в современных условиях рекомендация школе участвовать в ВПР воспринимается как приказ. Но вот должны ли родители обучающихся воспринимать эти порядки, а также рекомендации, письма и приказы Рособрнадзора как обязывающие их детей участвовать в ВПР?

В соответствии со статьей 21 Конституции РФ никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Таким образом, добровольное согласие как условие подвергнуться опытным исследованиям, к коим относятся и ВПР, является обязательным.

В уже упоминавшемся ранее письме 2017 года Рособрнадзор информировал, что «решение об участии в ВПР отдельного обучающегося принимает образовательная организация». Иными словами, Рособрнадзор не осмелился в 2017 году указать на обязанность учащихся участвовать в ВПР.

В своих методических рекомендациях 2020 года Рособрнадзор уже написал иначе: «Участниками ВПР по каждому учебному предмету являются все обучающиеся соответствующих классов всех образовательных организаций Российской Федерации, реализующих программы начального общего, основного общего и/или среднего общего образования».

Между тем письмо с методическими рекомендациями не является нормативным правовым актом и не может возлагать какие-либо обязанности на граждан, тем более несовершеннолетних. Обратим внимание на то, что в своих приказах Рособрнадзор до сих пор не рискнул установить обязательность участия в ВПР обучающихся.

Более того, при проведении ВПР отменяются занятия по графикам учебного процесса, происходит невыполнение учебной программы, так как вместо предусмотренных учебной программой уроков обучающиеся в учебное время отвлечены на проведение ВПР, не являющихся частью образовательной программы.

Между тем Закон об образовании в ч. 4 ст. 34 гарантирует обучающимся право на посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (в соответствие с локальным нормативным актам организации). Это означает, что привлекать учащихся к каким-либо мероприятиям образовательная организация может только с их согласия, а применительно к несовершеннолетним обучающимся — с согласия их родителей (законных представителей).

Исходя из данных правовых норм, возложение на обучающихся обязанностей по участию в ВПР является принудительным привлечением к мероприятиям, не предусмотренным учебным планом, что можно рассматривать как нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся, что может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

Именно поэтому Рособрнадзор не издает приказ об обязательности участия учащихся в ВПР и перекладывает всю ответственность на школы, так как, если родители будут возражать против проведения ВПР, а директор школы настаивать и понуждать к участию, он и окажется «крайним».

Такой директор школы, противоправно понуждающий к участию в ВПР учащихся без согласия родителей (законных представителей), может быть привлечен к административной ответственности за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод и подвергнут административному штрафу в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей. На школу, как юридическое лицо, может быть наложен штраф от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

А вот к обучающимся и к их родителям, которые отказываются участвовать в проведении ВПР, ни школа, ни органы управления образованием, никаких санкций применить не могут.

Поэтому родителям обучающихся я рекомендую активнее включаться в образовательную деятельность школы и не подвергать учащихся лишним проверочным работам, не предусмотренным образовательной программой, а тем более вместо освоения основной образовательной программы. Советы родителей в школах должны отказываться от проведения ВПР в своих школах и требовать от администрации школы неуклонно соблюдать расписание занятий и учебный график — не отменять уроки для проведения ВПР.

Читайте также: