Может ли президент уволиться

Опубликовано: 11.05.2024

  История добровольных отставок

Случаи, когда президенты перестают исполнять свои обязанности раньше срока, не редкость. Но обычно это случается по не зависящим от них причинам — перевороты, покушения, автомобильная или авиационная катастрофа, смертельная болезнь. Чтобы самому взять и написать заявление об отставке — за последние 50 лет такое случалось лишь несколько раз. А до того, кажется, и вовсе не было.

Отставка Бориса Ельцина — двенадцатый случай досрочного прекращения президентских полномочий "по собственному желанию" за последние 50 лет. И каким бы неожиданным ни было телевизионное выступление первого российского президента 31 декабря 1999 года, такое уже было. 31 декабря 1980 года президент Сенегала Леопольд Сенгор в телевизионном обращении к народу неожиданно объявил о своей досрочной отставке и передаче президентской власти своему премьер-министру Абду Диуфу.
Несмотря на авторитарный стиль руководства, Сенгор был популярен как в своей стране, так и за ее пределами. Он пришел к власти конституционным путем, при этом в стране существовал парламент (пусть и весьма ограниченный в правах) и свободно действовали политические партии — все это выгодно отличало Сенгора от многих его коллег и гарантировало Сенегалу почти беспроблемное получение кредитов развитых стран Запада и международных финансовых организаций.
С 1981 года Абду Диуф сохраняет за собой пост президента. Он дважды переизбирался на общенациональных выборах, чему ни в малейшей степени не помешала не очень успешная операция против сепаратистов, действующих на севере страны.
Не уникально и общепринятое объяснение причин отставки Бориса Ельцина. Такое тоже было, и тоже в Африке — в Ботсване, бывшей британской колонии на юге континента. Тамошний президент, престарелый сэр Кетумиле Масире, ушел в отставку, не дожидаясь очередных президентских выборов, только для того, чтобы повысить шансы на победу своего преемника, вице-президента и министра финансов Фестуса Могае. Правда, в отличие от российского президента, сэр Кетумиле обошелся без сюрпризов и объявил о предстоящей отставке за шесть месяцев. И, как оказалось, правильно сделал. На церемонию передачи власти его преемнику прибыл сам Билл Клинтон. Речь Клинтона, в которой он говорил о "самой развитой африканской экономике", очень помогла потом Фестусу Могае в предвыборной кампании, которую он с легкостью выиграл в 1999 году.

Собственно, этими двумя случаями мировой опыт по-настоящему добровольных отставок и ограничивается. Лишь под давлением Соединенных Штатов, например, добровольно сложил полномочия пожизненного президента Чили в 1990 году генерал Аугусто Пиночет Угарте. Да и то сохранил за собой еще на несколько лет пост главнокомандующего вооруженными силами и получил статус пожизненного сенатора.
Шесть месяцев бунта обманутых вкладчиков в Албании в 1997 году заставили подать в отставку только что переизбранного на новый срок президента Сали Беришу. Годом позже ситуация почти полностью повторилась в Индонезии. Пять месяцев непрерывных народных выступлений вынудили уйти с поста президента Сухарто, тоже только что переизбранного.
Единственную в истории США досрочную отставку президента тоже нельзя назвать такой уж добровольной. У Ричарда Никсона в 1974 году выбора почти не было — либо уйти, либо ждать импичмента. Перед таким же выбором в апреле прошлого года оказался и президент Парагвая Рауль Кубас.
"Добровольные" отставки президентов Пакистана Фарука Легари в декабре 1997 года и Армении Левона Тер-Петросяна в феврале 1998 года стали следствием интриг тогдашних премьер-министров — Наваза Шарифа и Роберта Кочаряна. Интрига с пакистанским президентом была разыграна особенно тонко. Мечтавший об уходе президента Шариф представил ему на подпись указ об отставке одного из верховных судей страны. По конституции президент не имел права не подписать указ, но поступиться принципами не мог — увольнение судьи было совершенно безосновательным. Честному Фаруку Легари не оставалось ничего, как добровольно уйти в отставку. Левон Тер-Петросян был вынужден сложить полномочия после того, как Роберт Кочарян, споривший с президентом относительно путей разрешения карабахской проблемы, сумел перетянуть на свою сторону весь кабинет министров.

И только две из одиннадцати досрочных президентских отставок по-своему уникальны. Президент Кооперативной Республики Гайаны Джанет Джаган покинула свой пост по состоянию здоровья в августе прошлого года. Отставка была неожиданной, но подготовленной. За день до объявления о своем решении Джаган отправила в отставку премьер-министра (по конституции именно он должен был стать президентом) и назначила на этот пост одного из своих ближайших сторонников. Как только новый президент был приведен к присяге, он вернул отставленного премьер-министра.
Отставка Шарля де Голля в 1969 году была не только первым случаем президентских досрочных отставок, но и самым нелепым из всех. Генерал оказался жертвой собственных интриг. Известно, что феноменальных успехов на ниве политических реформ — от принятия конституции Пятой республики до признания независимости Алжира и победы над взбунтовавшимися студентами — де Голль добивался нехитрым трюком: грозил нации своей отставкой. Нация обычно пугалась. Вот и весной 1969 года, представив на общенародный референдум свои проекты нового территориального деления страны и реформы верхней палаты парламента, генерал заявил, что в случае поражения на референдуме он оставит пост президента. Референдум де Голль проиграл. И, связанный собственным словом, ушел в отставку. Добровольно, но неохотно.

Президент Российской Федерации общепризнанно является основным должностным лицом государства. На основании действующей редакции Конституции страны его избирают на срок в 6 лет, после чего он обязан сложить свои полномочия. Однако в случае необходимости там также прописаны основания досрочного прекращения исполнения полномочий президента РФ. Применяются они исключительно в том случае, когда имеются веские обстоятельства, которые побуждают главу государства покинуть свой пост.

Основания

Выступление Путина

Все основания досрочного прекращения полномочий президента РФ четко зафиксированы в 92-й статье Конституции. Только приведенные в ней 3 причины могут применяться для того, чтобы президент мог уйти со своей избранной должности. На настоящий момент такими причинами могут считаться:

  • отрешение от должности;
  • отставка;
  • неспособность выполнять долгое время рабочие требования по состоянию здоровья.

Однако стоит признать, что помимо вышеупомянутых причин досрочного прекращения полномочий президента РФ существует еще целый ряд. К ним относятся смерть главы государства, утрата им дееспособности вне зависимости от причин, признание президента умершим или безвестно пропавшим. То есть в тех ситуациях, когда он просто физически не может выполнять свою роль.

Отставка президента

Борис Ельцин

Одним из основных оснований досрочного прекращения полномочий президента РФ смело можно назвать отставку. Проводится она исключительно по добровольному желанию главы государства уйти со своего поста до непосредственного истечения своего срока. При этом сами мотивы такой отставки регулируется исключительно самим президентом и никем иным. Сам порядок досрочного прекращения полномочий президента РФ подобным путем до сих пор четко не был отрегулирован. Сейчас для этого потребуется написать письменное заявление, в котором президент выявляет свое желание покинуть пост. После этого заявку невозможно отозвать, поскольку в дальнейшем ей занимается исключительно парламент страны - Федеральное Собрание РФ.

Отстранение по причине здоровья

Еще одним основанием для досрочного прекращения полномочий президента РФ можно назвать стойкую неспособность по состоянию своего здоровья выполнять надлежащие полномочия. Подобная ситуация должна решаться исключительно при помощи законодательно урегулированной процедуры, однако подобный акт до сих пор принят не был. На данный момент понимание подобного правила было сформулировано исключительно Конституционным Судом страны в своем Постановлении от 2000 года. В первую очередь он требует, что в подобном порядке отстранения нельзя осуществлять облегченную процедуру, чтобы исключить любую возможность необоснованного досрочного прекращения полномочий президента РФ. При этом в подобный период никакое лицо или государственный орган не имеют право присваивать себе его полномочия неконституционным способом.

Импичмент

Ельцин и свита

Смещение с должности главы государства, более известное в западных странах как процедура импичмента, является высшей формой ответственности президента. Процедура достаточно сложна, однако она препятствует, в случае необходимости, главе страны злоупотреблять своей властью. В ней сразу участвуют множество человек - депутаты Госдумы, Совета Федерации, а также судьи Верховного и Конституционного суда.

Основаниями для смещения с должности президента могут быть только совершение государственной измены, утвержденное в 275-й статье Уголовного кодекса, а также совершение им тяжкого преступления по списку. Однако следует учесть тот факт, что подобные основания многими учеными предлагается рассматривать в политическом аспекте, а вовсе не уголовном. Под изменой они предполагают совершение им действий, которые четко вредят интересам страны, явное злоупотребление своими полномочиями, подрыв суверенитета, принятие актов, которые нарушают конституционные права и свободы обычных граждан и другие нарушения, влекущие кризис политической, правоохранительной или иных систем.

Порядок процедуры отрешения

Владимир Путин

Порядок импичмента в Российской Федерации четко закреплен в 93-й статье Конституции. Для этого требуется пройти несколько стадий:

  1. Не менее трети членов Госдумы должны выдвинуть обвинение, по которому специально назначенная комиссия дает заключение.
  2. Далее Дума принимает решение, действительно ли они собираются выдвинуть обвинения против главы числом голосов не менее 2/3.
  3. Верховный Суд страны выясняет, имеются ли в действиях президента признаки преступления, а Конституционный суд выносит заключение о том, соблюдался ли установленный в законе порядок выдвижения обвинений.
  4. После этого Совет Федераций должен проголосовать за смещение президента РФ с его должности числом голосов не менее 2/3.

Все это проводится в течение 3 месяцев после выдвижения Госдумой обвинений, иначе оно считается отклоненным.

Случаи досрочного прекращения полномочий президента РФ

Первый президент

В истории страны можно привести в пример несколько попыток Государственной Думы сместить президента Ельцина с его поста. Первая началась в 1995 году, когда ему в вину предъявили сентябрьский переворот 1993 года и события в Чечне. Однако большинство депутатов попросту не голосовали, поэтому решение не было принято. Вторая попытка началась в 1999 году, однако она также провалилась.

В конечном итоге Борис Ельцин добровольно ушел в отставку в последний день 1999 года посредством указа и уведомления. Именно это можно назвать единственно успешным случаем.

Как быть если в СНТ нет председателя? Такой вопрос может возникнуть в том случае, если председатель хочет уйти со своей должности, а заменить его некем, или же пост свободный по объективным причинам.

В СНТ нет председателя
Что говорит закон

В 2021 году в Федеральный Закон №217 (который регулирует положение СНТ) вступили некоторые изменения. Согласно 19 статьей ФЗ №217 управлять СНТ может не только председатель, но и группа должностях либо исполнительных лиц. Также согласно 18 статье вышеуказанного ФЗ, занять управлять СНТ имеет право правление товарищества, а как гласит 17 статья пост председателя может занять целая группа членов садового товарищества.

Стоит отметить что действовавший ранее ФЗ №6, регулировавший отношения в СНТ более не имеет никакой юридической силы.

Говоря проще, получается, что если в СНТ нет единоличного правления, то заняться управлением имеет право Правление, которое состоит из граждан, числящихся в товариществе. Именно Правление организовывает так называемые выборы нового председателя.

Какова роль главы

Мало кто из членов СНТ знает сколько обязанностей у председателя товарищества.

Как правило, он не только организовывает грамотное управление товариществом, но, а также:
  • Заключает необходимые договора для того, чтобы СНТ предоставлялись различные услуги;
  • Ведет бухгалтерские дела;
  • Защищает права всех челнов товарищества;
  • Решает конфликты между членами товарищества;
  • Работает с налоговой службой;
  • Контролирует оборот финансов;

Как видно дел у председателя действительно много и далеко не каждый человек может с ними справляться. Именно из-за большого объема обязанностей председатель может хотеть оставить свой пост.

Допустимо ли чтобы не было главы

Новый ФЗ закон «О Садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объедений граждан», равно как и старый, предписывает что председатель в СНТ должен быть, но и без него управлять товариществом не запрещается. Получается, что такая должность как председатель есть, но занимать ее человек может в добровольном порядке. И тем не менее в законе не прописано, кто будет управлять, если все-таки председателя нет. Но ФЗ №217 гласит, что если председателя хочет уйти со своего поста, но замены нет, то он обязан выполнять свои обязанность до тех пор, пока его должность не займет кто-либо другой. И это вполне объяснимо, так как отсутствие председателя ведет к возникновению многих вопросов. К примеру, как оплачивать электроэнергию, ведь сборы на оплату услуг производит именно председатель, и без него вполне вероятно будут собираться долги за свет, а это может привести к его отключению.

ВАЖНО . Если же отсутствие председателя обосновывается объективными причинами (смерть или заключение под стражу), то члены товарищества в обязательном порядке должны избрать нового председателя. До появления нового управленца всеми вопросами в СНТ занимается Правление.

Как быть: «старый» ушел, и никого нет

Председатель СНТ, работает по трудовому кодексу, и как правило после того как он был избран на свой пост, с ним заключается трудовой контракт. Срок его действия — два года. После того как полномочия председателя заканчиваются он обязан передать все соответствующие документы Правлению товарищества. Если же по каким-то причинам, председатель не желает передавать документы правлению, то члены товарищества имеют право обратиться в суд.

Если после того как старый председатель "снялся" со своего поста, правление товарищества не может выбрать нового председателя (никто из членов товарищества не хочет брать на себя обязанности), для управления СНТ может привлекать третье лицо. Оно может не являться членом СНТ. С выбранным третьим лицом заключается трудовой договор, и он начинает исполнять функции председателя до того момента, пока не будет выбран председатель.

В некоторых случаях члены товарищества могут выступать против избрания третьего лица на должность председателя. Если это произошло, то после решения суда, третье лицо может быть снято с должности управляющего СНТ.

Поскольку генеральный директор обладает большим кругом обязанностей и имеет серьезные полномочия, то к процедуре его увольнения стоит отнестись внимательно. В противном случае увольнение может быть признано неправомерным.

Основные правила увольнения директора

При увольнении генерального директора созывается внеочередное собрание участников общества с повесткой о расторжении трудового договора. Впрочем, этот вопрос можно поднять среди прочих на намеченном очередном или внеочередном собрании. Также нужно издать приказ о расторжении трудового договора и ознакомить с ним генерального директора. Оставшиеся технические этапы в процессе увольнения директора стандартны: внесение записи в трудовую книжку и личную карточку, расчеты, выдача трудовой книжки на руки.

Существует несколько ситуаций, при которых нельзя расторгнуть трудовой договор с генеральным директором:

  • если руководитель — беременная женщина, исключение — ликвидация компании (ч. 1 ст. 261 ТК РФ);
  • если руководитель относится к категории лиц, поименованных в ч. 4 ст. 261 ТК РФ;
  • в период временной нетрудоспособности или пребывания директора в отпуске, исключение — ликвидация организации (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).

Увольнение директора по инициативе собственника

Поскольку генеральный директор является сотрудником компании, его отношения с собственниками регулируются трудовым законодательством. Соответственно, при увольнении директора собственникам важно согласовывать свои действия с трудовым законодательством.

Помимо этого, генеральный директор является лицом, отношения с которым регулируются корпоративным законодательством. И это тоже следует учитывать.

Трудовой договор с генеральным директором по инициативе собственника может быть расторгнут в связи с несколькими обстоятельствами:

  • Если происходит смена собственника общества (п. 6 ст. 77 ТК РФ). Норма не распространяется на случаи, когда просто меняется состав участников, а также на реорганизацию в форме присоединения.
  • Если произошло преобразование общества, то есть сменилась организационно-правовая форма (разделение и выделение). В этом случае собственники могут принять решение о том, что нужно прекратить отношения с генеральным директором без указания мотивов увольнения.
  • Если своими действиями директор причинил ущерб интересам общества (п. 9 ст. 81 ТК РФ).
  • Если директор однократно грубо нарушил трудовые обязанности (п. 10 ст. 81 ТК РФ).

Увольнение директора в связи со сменой собственника имущества

Новый собственник имущества имеет право не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности расторгнуть трудовой договор с руководящими лицами.

Приняв решение о расторжении трудового договора с генеральным директором, собственник должен выплатить ему компенсацию в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка ( ст. 75 ТК РФ ).

Увольнение по причинение ущерба от действий должностного лица

В п.9 ст. 81 ТК РФ определен закрытый перечень действий, которые могут нанести ущерб. Согласно совокупности норм трудового права, в данном случае признаются любые действия, которые могут явиться основанием для расторжения трудового договора с должностным лицом. Но такая процедура довольно сложна, так как факт придется доказывать. В частности, нужно будет провести служебное расследование, истребовать объяснения и т.д.

О причинении имущественного ущерба каким-то решением генерального директора могут свидетельствовать аудиторы, внешние консультанты, которые проводили анализ хозяйственно-финансовой деятельности, а также сотрудники общества. В данной ситуации будет достаточно, если работник усмотрит в действиях должностного лица нарушения интересов общества и письменно сообщит об этом работодателю. На основании сообщения принимается решение о назначении служебной проверки, издается приказ о создании комиссии, определяются вопросы, которые эта комиссия будет рассматривать, а также факты, обстоятельства, которые она должна установить.

При увольнении в рамках ст. 81 ТК РФ необходимо помнить, что все решения, повлекшие за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование, являются методами дисциплинарного взыскания. Уволить директора по п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ можно при одновременном выполнении двух условий:

  1. Если решение было принято директором необоснованно либо вне компетенции, без надлежащего анализа ситуации, на основании неполных данных, на эмоциональном уровне.
  2. Если решение должно повлечь за собой негативные последствия в виде нарушения сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации ( п. 48 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 ).

Каким образом собственник может узнать о том, что генеральный директор допустил нарушение в отношении сохранности имущества? Ему может сообщить кто-то из сотрудников. Но зачастую собственники узнают об этом из отчетов консультантов .

Увольнение директора по причине однократного грубого нарушения трудовых обязанностей

Бывает, что генеральный директор попадает под положение п. 10 ст. 81 ТК РФ . По мнению собственников, грубым нарушением может являться любое нарушение обязанностей, которое поименовано в трудовом договоре. Например, директор должен согласовывать кандидатуру исполняющего обязанности на время своего отсутствия. Если он забыл это сделать, значит, грубо нарушил положения трудового договора.

Грубым нарушением может считаться непредоставление в установленные сроки необходимых отчетов или невыполнение показателей, которые поименованы в трудовом договоре как обязанности. Стоит отметить, что п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ распространяется только на руководителей и заместителей руководителей.

Поскольку увольнение по основаниям, поименованным в ст. 81 ТК РФ, является дисциплинарным взысканием, то для того, чтобы в трудовой книжке прописать эту санкцию как основание для расторжения трудового договора, работодателю придется доказать факт дисциплинарного нарушения. Для этого необходимо провести служебное расследование .

Алгоритм проведения служебного расследования

  • Служебное расследование может быть инициировано на основании докладной записки, результатов инвентаризации и т.д.
  • Обязательно издается приказ о создании комиссии для проведения расследования (в нем указываются ФИО членов комиссии, их должности, цель, дата создания, срок действия, полномочия).
  • Все члены комиссии должны ознакомиться с приказом.
  • Оформляются акты и иные документы в ходе проведения расследования, готовится итоговый акт по результатам служебного расследования.
  • Руководитель должен ознакомиться с актами.
  • С руководителя берется письменное объяснение.
  • Издается приказ о применении дисциплинарного взыскания, с которым должен ознакомиться руководитель.

Важно помнить о том, что применить по грубым нарушениям трудового договора два дисциплинарных взыскания нельзя. Придется решать, какое дисциплинарное взыскание применять .

Увольнение руководителя на основании ст. 278 ТК РФ

1. Ситуация № 1: В компании вводится процедура банкротства (п.1 ст. 278 ТК РФ)

Решение об отстранении руководителя от должности в этом случае принимает арбитражный суд. Ходатайствовать об отстранении от должности руководителя организации-должника вправе: временный управляющий, собрание кредиторов, административный управляющий или предоставившие обеспечение лица.

Ключевые моменты для этой ситуации:

  • Основание для издания приказа — определение арбитражного суда об отстранении от должности руководителя организации.
  • Последний день работы — день, когда собственнику имущества организации стало известно о вступлении в законную силу определения суда.
  • Директору не выплачивается выходное пособие (исключение — случаи, если такая выплата предусмотрена трудовым договором или иным локальным нормативным актом организации).

2. Ситуация № 2: Уполномоченный орган юридического лица принял решение о прекращении договора ( п. 2 ст. 278 ТК РФ )

Трудовой договор с директором может быть прекращен общим собранием акционеров либо советом директоров. Увольнение руководителя организации по основанию, установленному в п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ, может произойти в любой момент и без указания мотивов .

Увольнение по инициативе генерального директора

Руководитель вправе досрочно расторгнуть трудовой договор, но он должен предупредить всех собственников о намерении сложить полномочия, причем в письменной форме и не позднее чем за один месяц ( ст. 280 ТК РФ ). Письма направляются всем учредителям, собственникам, акционерам согласно реестру, с уведомлением о вручении. В письмах директор просит созыва внеочередного собрания с повесткой о расторжении трудового договора. Заранее определяется порядок передачи дел и имущества, чтобы собственник не инициировал арбитражные процессы.

В случае увольнения руководителя по собственному желанию ему не выплачивается денежная компенсация в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка .

Увольнение директора в связи с истечением срока трудового договора

Поскольку исполнительный орган назначается на три года или пять лет, то полномочия директора могут быть прекращены в связи с окончанием срока действия договора. В данной ситуации увольнение производится в общем порядке — так же, как и в случае с рядовыми сотрудниками. Однако директор должен быть предупрежден работодателем (собственником компании) не позднее чем за три дня до истечения срока трудового договора.

Работодатель высылает работнику соответствующее уведомление, которое подписано им или уполномоченным лицом (например, руководителем отдела кадров).

Далее оформляется приказ об увольнении, в трудовую книжку вносится соответствующая запись (ч. 4 ст. 66 ТК РФ) и производится расчет.

На какие гарантии может рассчитывать директор при увольнении?

Прежде всего предусмотрена компенсация в виде трехкратного среднего месячного заработка (ст. 279 ТК РФ). Однако, как уже отмечалось выше, есть случаи, кода эта компенсация не выплачивается — при увольнении в результате банкротства юридического лица, по истечении срока действия договора и по заявлению сотрудника.

Компенсация должна быть выплачена, если меняется собственник имущества организации (ст. 181 ТК РФ). При этом просто смена участников общества не является сменой собственников имущества .

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Обязан ли глава муниципального округа представлять ежегодный отчет о результатах своей деятельности, если со дня его избрания до момента представления его ежегодного отчета прошло менее одного года?

Глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Итоги голосования депутатов по указанному вопросу оформляются решением представительного органа муниципального образования. Правомерно ли закрепить в уставе муниципального образования норму о том, что такое решение представительного органа муниципального образования вступает в силу со дня, следующего за днем его принятия, то есть со дня, следующего за днем волеизъявления депутатов? Правильно ли что глава муниципального образования вправе приступить к исполнению своих должностных обязанностей со дня, следующего за днем принятия решения о его избрании?

Представительный орган муниципального района сформирован делегированным способом. Возможно ли в уставе муниципального района прописать, что глава муниципального района – председатель представительного органа муниципального района избирается на срок полномочий представительного органа муниципального района?

В чем заключается подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования, а также главы местной администрации представительному органу муниципального образования?

Относятся ли к ограничениям пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления, упомянутым в абзаце втором части 2.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, ограничения права на выдвижение кандидатом на выборах, предусмотренные частью 6 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ?

Возможно ли применить положения Федерального закона от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в случае, когда в поселении, в котором сход граждан осуществляет полномочия представительного органа, умер глава муниципального образования, а жители не проявляют инициативу созыва и проведения схода граждан для избрания главы муниципального образования и принятия управленческих решений по вопросам местного значения?

В одном муниципальном образовании, где полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования, являвшийся также главой местной администрации, умер. Кроме него в органах местного самоуправления сельского поселения не работает.
В другом муниципальном образовании, где также полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования, являвшийся главой местной администрации, досрочно ушел в отставку по собственному желанию, возложив исполнение обязанностей главы местной администрации на единственного работника органов местного самоуправления данного муниципалитета (специалиста). Каким образом в указанных случаях избрать глав муниципальных образований? Кто должен созвать сход граждан?

Законом субъекта Российской Федерации был изменен порядок избрания главы муниципального образования. Полномочия действующего главы муниципального образования досрочно прекращены в связи со смертью. При этом полномочия представительного органа муниципального образования истекают только через 9 месяцев. Когда и как следует избрать нового главу муниципального образования?

Правомерно ли устанавливать главе муниципального образования доплату за работу в выходные, нерабочие и праздничные?

Возможно ли внести изменения в порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, предусматривающие, что председатель конкурсной комиссии не обладает правом решающего голоса?

В 2015 году полномочия главы муниципального образования были досрочно прекращены. В соответствии с уставом муниципального образования его полномочия исполнял заместитель главы муниципального образования. В сентябре 2018 года был избран новый состав представительного органа муниципального образования. Однако, до настоящего времени новый глава муниципального образования так и не был избран (избирается представительным органом муниципального образования из своего состава).

Вправе ли заместитель главы муниципального образования продолжить исполнять полномочия главы муниципального образования? Вправе ли он подписывать решения представительного органа муниципального образования?

В связи с различными требованиями, предусмотренными в федеральном законодательстве (в том числе о противодействии коррупции) к кандидатам на должность главы муниципального образования в зависимости от способа его избрания (на выборах или по результатам конкурса), правомерно ли закрепление в муниципальном правовом акте, регулирующем проведение конкурса на замещение должности главы муниципального образования, перечня документов, аналогичного перечню, содержащемуся в статье 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"?

Должен ли глава муниципального образования – председатель представительного органа муниципального образования, избираемый из числа депутатов, слагать с себя полномочия депутата представительного органа муниципального образования?

Должен ли заключаться трудовой договор (контракт) с главой муниципального образования – председателем представительного органа муниципального образования, избираемым из числа депутатов представительного органа?

Обязан ли зарегистрированный кандидат на время его участия на конкурсной основе на должность главы муниципального образования, выполняющий свои обязанности действующего главы муниципального образования, на время его участия в выборах освобождаться от выполнения своих должностных обязанностей, представлять в избирательную комиссию копии соответствующих приказов?

Должен ли зарегистрированный кандидат, находящийся на муниципальной службе, освобождаться от выполнения должностных обязанностей? Является ли глава муниципального образования муниципальным служащим?

Соответствует ли законодательству наделение должностного лица местного самоуправления, исполняющего полномочия главы муниципального образования в случае его временного отсутствия, правом на подписание нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования, без одновременного предоставления возможности применения им права отлагательного вето?

При отсутствии у должностного лица местного самоуправления, исполняющего полномочия главы муниципального образования в случае его временного отсутствия, права отлагательного вето, обязано ли оно подписать не соответствующий законодательству нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования?

Каким образом можно определить, насколько правомерно представительным органом муниципального образования установлены дополнительные выплаты к должностному окладу главы муниципального образования за работу со сведениями, составляющими государственную тайну?

Законом субъекта Российской Федерации был изменен порядок избрания главы муниципального образования (глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию, а руководство представительным органом будет возложено на председателя представительного органа). Действующий глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа и являющийся его председателем, не избран депутатом представительного органа муниципального образования нового созыва. Уставом муниципального образования предусмотрено, что заместители главы и руководитель аппарата местной администрации работают по срочному контракту до дня начала работы представительного органа нового созыва. Таким образом, до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования отсутствует должностное лицо, наделенное полномочиями по руководству местной администрацией. Возможно ли наделение действующего главы муниципального образования полномочиями главы местной администрации?

Не повлечет ли временное исполнение полномочий главы муниципального образования его заместителем (муниципальный служащий) либо депутатом представительного органа муниципального образования нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом № 131-ФЗ и Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»?

Предусмотрено ли заключение трудового договора с главой муниципального образования избранным представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса?

В случае принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи удалением его в отставку или в связи с отрешением от должности, с какого момента полномочия данного лица считаются прекращенными?

Является ли ограничением пассивного избирательного права неограниченного круга лиц установление в муниципальном правовом акте о порядке проведения конкурса на замещение должности главы муниципального образования обязательных требований к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам кандидата?

Является ли несоответствие кандидата на должность главы муниципального образования установленным муниципальным правовым актам требованиям к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения, безусловным основанием для отказа ему в участии в конкурсе?

Возможно ли установление требований к стажу или опыту работы по аналогии с требованиями, установленными законодательством о государственной и муниципальной службе?

Предусмотрена ли действующей редакцией Федерального закона № 131-ФЗ возможность главы муниципального образования давать поручения главе местной администрации?

Полномочия главы муниципального образования прекращены досрочно в связи с отставкой по собственному желанию. Необходимо ли оформлять решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении его полномочий?

В нашем регионе уже год проводятся выборы главы сельского поселения по-новому – представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Мы считаем это нарушением конституционных прав граждан. В связи с этим просим внести соответствующие изменения в федеральное законодательство, позволяющие избирать главу сельского поселения на муниципальных выборах.

Могут ли действующие главы муниципальных образований принимать участие в конкурсе, не слагая своих полномочий?
Когда прекращаются полномочия главы местной администрации, если он осуществляет полномочия главы муниципального образования?

Возможен ли отзыв населением (избирателями) главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса?

Может ли глава муниципального образования, ушедший в отставку по собственному желанию, выдвигаться кандидатом в депутаты на выборах в представительный орган муниципального образования и из его состава быть избранным главой муниципального образования?

Является ли глава муниципального образования, работающий на постоянной основе (глава избран из состава представительного органа) депутатом, работающим на постоянной основе, либо в таком случае замещение высшей муниципальной должности (главы) депутатом не препятствует работе депутатом на постоянной основе другому депутату представительного органа?

Может ли быть отозван глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа в случае, если все или часть депутатов избирались по партийным спискам?

В какой форме должен быть составлен отчет главы муниципального образования? Необходимо ли порядок отчета главы закреплять в каком-либо муниципальном правовом акте?

Какими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения может наделяться в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования?

О каких подведомственных главе муниципального образования органах местного самоуправления говорится в части 5.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ?

Читайте также: