Можно ли уволить члена избирательной комиссии

Опубликовано: 16.05.2024

Добрый день! Поделитесь опытом, надо уволить члена УИК с правом решающего голоса. У работника имеется замечание, два выговора. И теперь вместо выговора хотим уволить. Уведомление о том, что член УИК, уже предоставил. Были у Вас случаи?

случай из практики привести не могу, могу сказать что он был, но результат не положительный..

Вопрос: Может ли быть уволен работник по инициативе работодателя при условии, что он является членом участковой избирательной комиссии? Работник допустил грубое нарушение трудовых обязанностей, выразившееся в появлении на работе в состоянии алкогольного опьянения.
Ответ: Увольнение работника, являющегося членом участковой избирательной комиссии, за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, выразившееся в появлении на работе в состоянии алкогольного опьянения, не является результатом преследования лица за исполнение возложенных на него публично значимых функций, в связи с чем не исключается возможность его увольнения по инициативе работодателя по пп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Обоснование: В соответствии с пп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в появлении работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в форме замечания, выговора или увольнения по соответствующим основаниям.В соответствии с п. 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон) член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 16.01.2007 N 160-О-П положение п. 19 ст. 29 Закона в системе действующего правового регулирования не исключает возможность увольнения по инициативе работодателя лица, исполняющего полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, по такому предусмотренному законом основанию для расторжения трудового договора, как грубое нарушение трудовых обязанностей, в случае если увольнение не является результатом преследования лица за исполнение возложенных на него публично значимых функций.Также в Определении Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 840-О-О отмечено, что положение п. 19 ст. 29 Закона не лишает работодателя права на принятие кадровых решений в том числе посредством сокращения численности и штата работников, вводя соответствующее ограничение только в отношении работника, на которого в установленном порядке возложены полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, и тем самым не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя.Таким образом, однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, выразившееся в появлении на работе в состоянии алкогольного опьянения работника, исполняющего полномочия члена избирательной комиссии, не исключает возможность его увольнения по инициативе работодателя по пп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ при условии, что увольнение не является результатом преследования лица за исполнение возложенных на него публично значимых функций.
В.Г.ПанфиловаООО «М-СТАЙЛ»Региональный информационный центрСети КонсультантПлюс

из предложенного ответа предлагаю подчеркнуть, что увольнение работника, являющегося членом участковой избирательной комиссии, за неоднократное нарушение трудовых обязанностей, если это не связано с выполнением функций члена УИК возможно.

надеюсь взыскание не за отсутствие на рабочем месте в дни когда он выполнял обязанности.

Трудовые гарантии, предоставляемые работникам-членам участковых избирательных комиссий (УИК)

Трудовые гарантии, предоставляемые работникам-членам участковых избирательных комиссий (УИК)

1 ноября 2012 г. вступили в силу существенные изменения ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Теперь участковые избирательные комиссии формируются не для проведения конкретных выборов, а сразу на 5 лет и будут работать в одном составе на выборах всех уровней. Таким образом, срок полномочий членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, назначенных в 2013 г., истечет только в 2018 году.

Так как большинство членов участковых избирательных комиссий являются наемными работниками, особое значение для них имеют законодательные гарантии в сфере труда.

Гарантии членов участковых избирательных комиссий «разбросаны» по разным нормативно-правым актам, являющимся частью избирательного законодательства РФ, не все из них нашли отражение в Трудовом кодексе РФ. В связи с этим специалистами АНО «Центр социально-трудовых прав» была проведена работа по выявлению и систематизации трудо-правовых гарантий членов участковых избирательных комиссий и разработаны рекомендации по их использованию.

Отметим, что избирательное законодательство РФ достаточно противоречиво, а судебные споры членов участковых избирательных комиссий по поводу их незаконного увольнения, а тем более невыплаты им положенных сумм, не распространены. Все это не позволяет говорить о существовании сложившейся судебной практики по тому или иному вопросу.

В дальнейшем, по мере появления практики применения нового законодательства, мы будем работать над усовершенствованием этой брошюры. Мы будем признательны, если Вы поделитесь своим мнением о данном тексте или предоставите материалы, которые могут быть полезны для его доработки .

Список принятых сокращений:

УИК – участковая избирательная комиссия;
ТИК – территориальная избирательная комиссия;
ЦИК – Центральная избирательная комиссия России;
ТК – Трудовой кодекс РФ;
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях;
ФЗ – Федеральный закон.
ФЗ-67 – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67
ПРГ – Право решающего голоса
ПСГ – Право совещательного голоса

I ГАРАНТИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ РАБОТНИКАМ-ЧЛЕНАМ УИК

Итак, Вы являетесь наемным работником и стали членом УИК. Теперь необходимо разобраться с гарантиями, которые Вы приобретаете вместе с получением данного статуса.
Попробуем разобраться в этом вопросе подробнее, разделив предоставляемые гарантии на подгруппы.

1. ЗАЩИТА ОТ УВОЛЬНЕНИЯ

Члены УИК с правом решающего голоса не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя до окончания срока своих полномочий (п. 19 ст. 29 ФЗ-67). На членов УИК с правом совещательного голоса аналогичная гарантия распространяется только в период избирательной кампании (кампании референдума).Отметим, что в Законе речь идет о запрете увольнения указанных лиц только по инициативе работодателя, т. е. они могут быть уволены по иным основаниям, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ не связаны с инициативой работодателя. Так, допускается увольнение работника, являющегося членом УИК, в связи с:
- истечением срока трудового договора (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ),
- отказом работника от перевода в другую местность вместе с работодателем (п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ),
- назначением работнику административного наказания, исключающего возможность исполнения им обязанностей по трудовому договору (п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ),
- отказом работника от работы, вызванного изменением определенных условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ)
и в других случаях увольнения не по инициативе работодателя (случаи увольнения по инициативе работодателя перечислены в ст. ст. 71 и 81 ТК РФ).Кроме того, надо иметь в виду правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросу допустимости увольнения члена УИК с правом решающего (совещательного) голоса в ситуациях:1) Грубого нарушения работником-членом УИК своих трудовых обязанностей (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. № 160-О-П).

Конституционный Суд РФ указал, что работника, являющегося членом УИК, можно уволить по инициативе работодателя в случае, если он допустил грубое нарушение своих трудовых обязанностей и увольнение не связано с дискриминацией такого работника по причине его деятельности в УИК. Конституционный Суд РФ при вынесении названного акта не дал определения «грубого» нарушения работником трудовых обязанностей. Степень «грубости» нарушения будет оцениваться конкретным судьей в каждом конкретном деле. Грубыми традиционно считаются нарушения, предусмотренные в п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ, поэтому суд с высокой степенью вероятности отклонит иск работника-члена УИК о восстановлении на работе, если последний:

– совершит прогул;
– появится на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
– разгласит охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную и иную), ставшую известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе персональные данные другого работника;
– совершит по месту работы хищение чужого имущества, растрату, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, что будет подтверждено вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
– нарушит требования охраны труда, если это нарушение повлечет за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создаст реальную угрозу наступления таких последствий, что будет установлено комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда.Возможно увольнение работника-члена УИК и в других случаях, когда суд усмотрит в его действиях «грубое» нарушение трудовых обязанностей. Поэтому члену УИК следует вести себя на работе добросовестно и использовать свой статус только в необходимых случаях.

2) Увольнения работника-руководителя организации, являющегося членом УИК (см. Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2007 г. № 514-О-О).Конституционный Суд РФ признал возможным увольнение руководителя организации, являвшегося членом УИК с правом решающего голоса, на основании решения собственников организации, если при этом ими не допущено дискриминации работника в связи с его деятельностью в качестве члена УИК и произвола (злоупотребления правом).

Отметим, что в Определении Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. № 840-О-О была выражена правовая позиция о недопустимости увольнения члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в связи с сокращением численности (штата) работников организации (индивидуального предпринимателя).

Стоит сказать и о том, что если на момент увольнения о Вашем статусе не было известно руководителю организации, он может ссылаться в суде на то, что Вы допустили злоупотребление правом, т. е. специально не уведомили его о своем статусе, чтобы быть восстановленным в судебном порядке и получить оплату вынужденного прогула.

Верховный Суд РФ в п. 27 Постановления Пленума от 17.03.2004 № 2 разъяснил, что злоупотребление правом со стороны работника недопустимо. Под злоупотреблением правом Верховный Суд РФ понимает, к примеру, умышленное сокрытие работником факта временной нетрудоспособности на момент его увольнения (так как в законодательстве установлен запрет на увольнение работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности работника).

Недавно нам стало известно о существовании судебных решений, подтвердивших наши опасения по поводу возможности признания судами злоупотребления правом со стороны работников-членов УИК.
Так, Мончегорский городской суд, а потом и Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда пришли к выводу о наличии злоупотребления правом со стороны работника-члена УИК, которое, по мнению судов, выразилось в не извещении работником руководителя организации о своем статусе (в момент увольнения). Некоторую пикантность этой истории придает тот факт, что работодателем уволенного работника являлась редакция муниципальной газеты, в одном из номеров которой было опубликовано решение ТИК о назначении работника членом УИК с правом решающего голоса. Однако это не помогло уволенному сотруднику отстоять свою правоту, так как в ходе судебного разбирательства главный редактор газеты пояснила, что она не читает официальные разделы газеты, не видела опубликованное решение ТИК, а об особом статусе работника впервые узнала в суде. Не убедила судей и ссылка работника на показания допрошенных свидетелей, которые пояснили, что некоторые сотрудники редакции знали о наличии у работника статуса члена УИК.

В связи с этим еще раз повторимся, что не стоит пренебрегать официальным уведомлением руководства организации о приобретении Вами статуса члена УИК и получением доказательств такого уведомления.

Пример письменного уведомления о статусе члена УИК:

Пример письменного уведомления о статусе члена УИК:


Е.А. Юрова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву

ВОПРОС

Наша организация ликвидируется. Один сотрудник - внешний совместитель, работающий по срочному трудовому договору, уведомил нас, что является заместителем председателя участковой избирательной комиссии и указывает на то, что в соответствии с п.19 ст.29 Федерального Закона № 67-ФЗ он не может быть уволен по инициативе работодателя.

Подскажите, пожалуйста, правомерно ли будет его увольнение в связи с ликвидацией подразделения как внешнего совместителя по сокращению?

ОТВЕТ

Правомерность увольнения работника - совместителя, заместителя председателя УИК, - по инициативе работодателя неоднозначна, сложно доказуема.

В описанной ситуации увольнение работника – заместителя председателя УИК - влечет за собой высокую вероятность судебного регулирования данного трудового спора. При принятии решения о возможном расторжении трудового договора с таким работником следует учитывать разные решения судебных инстанций по данному вопросу и различия в расходах работодателя в случае увольнения работника-совместителя (заместителя председателя УИК) по инициативе работодателя до срока истечения трудового договора и в случае окончания срока трудового договора.

ОБОСНОВАНИЕ

Запрет на увольнение по инициативе работодателя работников - членов избирательных комиссий - не является абсолютным. В настоящее время большинство судебных решений о правомерности по инициативе работодателя увольнения работников – членов участковых избирательных комиссий - основываются на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указывающей, что суд, рассматривающий соответствующий иск о восстановлении на работе члена избирательной комиссии, должен, проверяя обстоятельства дела, выяснить, не являлось ли увольнение способом оказания давления на лицо, исполняющее публично значимые функции члена избирательной комиссии, и не было ли оно обусловлено обстоятельствами, которые могли бы свидетельствовать о дискриминации этого лица или о злоупотреблении работодателем своим правом на расторжение с ним трудового договора. Только при установлении таких обстоятельств увольнение должно признаваться незаконным (Определение от 03.07.2007 года N 514-О-О, Определении от 16.01.2007 N 160-О-П, Определение от 01.06.2010 N 840-О-О, Определение от 26.01.2017 N 36-О; Постановление от 20 февраля 1996 года N 5-П). Данная позиция в основном количестве рассмотренных дел касается наличия виновных действий работника, побудивших работодателя начать процедуру увольнения работника по инициативе работодателя, хотя применяется и в ситуациях, подобных рассматриваемой.

Основными правовыми аспектами, ограничивающими работодателя в увольнении заместителя председателя УИК, работающего на условиях совместительства, являются:

  1. - Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ установлено равенство права работника, заключившего трудовой договор как на условиях совместительства, так и по основному месту работы.
  2. - Законодательство, регулирующее избирательное право и устанавливающее особые охранные меры для трудовой деятельности членов УИК, не делает особых различий в трудовой деятельности членов участковых избирательных комиссий, работающих на основном месте работы или на условиях совместительства, а именно: пункт 19 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гласит: «Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу». Не детализируются условия трудовой деятельности членов комиссии, не детализируются причины, побудившие работодателя уволить данного работника.
  3. - Основываясь на равенстве права любого гражданина, независимо от условий трудового договора (ст.ст. 2, 60.1, 282, 287 ТК РФ) инспекция труда определяет невозможность по инициативе работодателя увольнения работника (Вопрос-ответ // Онлайнинспекция.РФ, дата обращения: 11.07.2018, номер в ИБ 239346).
  4. - Ограничения на увольнение члена УИК начинают действовать с момента, когда работодателю стал известен факт членства работника в избирательной комиссии. Способ уведомления об юридически значимых событиях вероятнее всего не был определен сторонами трудовых отношений, а значит, действует Статья 165.1. "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, определяющая, что юридически значимые сообщения, т.е. «заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон».

Выбранный работником способ уведомления работодателя вполне законен.

Приведенные выше ограничения создают значительные сложности (если не сказать – прямой запрет) увольнению по инициативе работодателя работника, трудящегося по срочному трудовому договору на условиях совместительства, и в момент увольнения по инициативе работодателя, исполняющего обязанности заместителя председателя УИК.


Е.А. Юрова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву

Выборы в представительные органы власти, выборы президента, референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Члены комиссий с правом решающего голоса имеют ряд полномочий, возможностей и гарантий, предусмотренных законом.

Если Вы являетесь членом участковой избирательной комиссии (УИК) с правом решающего голоса, то это статья для вас!

Основной закон, который регламентирует права и обязанности членов избирательной комиссии с правом решающего голоса — ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Избирательные комиссии

Иерархия избирательных комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия РФ (Москва);
  • Избирательная комиссия региона (края, области, республики);
  • Избирательная комиссия города (не обязательна);
  • Территориальная избирательная комиссия (в городах, поделенных на районы, районы, муниципальные образования);
  • УИК 22-01, 22-02, 22-03 — … — 22-50, 22-51 — … и.д.

Видео заседания ЦИК РФ:

Внутренняя структура избирательной комиссии

Любая избирательная комиссия – это коллегиальный орган. Статус всех членов УИК с правом решающего голоса равен.
Как правило внутренняя структура имеет следующий вид:

  • член УИК (Председатель);
  • член УИК (Секретарь);
  • член УИК (Зам.председателя);
  • рядовые члены УИК.

Председатель, секретарь и заместитель имеют организационные функции: собирает комиссию. Эти члены комиссии могут действовать на постоянной основе.

По факту председатель и секретарь или еще кто-то могут считать себя главными, но это не так. С другой стороны, как правило именно эти люди организовывают работу комиссии. Породу работают на постоянной основе.

Заседание ЦИК РФ

По партийной принадлежности члены комиссии могут распределятся следующим образом:

  • Председатель - «Патриоты России»
  • Секретарь — «Единая Россия»
  • Заместитель — от собрания жильцов по месту жительства.
  • Рядовые члены УИК: три человека от собрания по месту жительства, по одному от КПРФ, ЛДПР и Справедливой России.

Фактически большинство членов комиссии административно зависимые, партийное распределение является формальным. Независимо могут вести себя представители крупных оппозиционных партий (КПРФ, ЛДПР, Яблоко). Остальные представители комиссии назначают из одного центра: Единая Россия, Патриоты России, представители «жителей по месту жительства», Партия Родина, или любая другая маленькая партия (названия не имеют значения). Таким образом, по факту в УИК сидят один-два независимых и шесть-восемь «коллективная Единая Россия». Исход любого голосования, в том числе по вопросу жалоб, предрешен.

Есть некоторые особенности:

  1. Чем ближе к центру Москвы (любой крупный город), тем более независимы комиссии.
  2. Центральная избирательная комиссия — самая административно независимая и компетентная из всех комиссий.

Несовершенство порядка формирования (назначения)членов избирательных комиссии могут приводить к искажению результатов выборов и к искусственному формированию определенного результата. Потом не стоит удивляться, что в некоторых регионах явка 90% на любых выборах, в крупных города, где общественный контроль сильнее, явка 30%.

Что говорит закон о статусе члена УИК?

Привлечение к административной и уголовной ответственности члена УИК:

Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

п. 18. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без соглас ия прокурора субъекта Российской Федерации .

Таким образом, можно говорить об определенной неприкосновенности члена комиссии.

Увольнение с работы

Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

п. 19. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

По поводу увольнения есть позиция Конституционного суда, которая сводится к тому, что если нарушение трудового порядка не было связанно с исполнением общественно значимой функции члена избирательной комиссий, то увольнение допускается. Судам предписано выяснять, было ли увольнение результатом оказания давления на члена комиссии или результатом мести и т.д.

Основные права члена УИК с правом решающего голоса

Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

п. 23. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:

  • а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
  • б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
  • в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
  • д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
  • е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Надеюсь статья оказалась полезной для членов комиссии с правом решающего голоса и для других читателей.

Кто считает голоса на выборах в Беларуси?

Если выстроить иерархию подчинения во время проведения выборов, то главным организатором является Центральная избирательная комиссия, ей подчиняются областные и Минская городская территориальные комиссии, далее идут районные и городские (если город областного подчинения) территориальные комиссии, замыкают цепочку участковые избирательные комиссии, куда приходит каждый избиратель, чтобы поставить галочку в бюллетене (чаще всего такие участки расположены в ближайшей от дома школе).

Голоса считают члены участковых комиссий, именно они выдают и собирают бюллетени, все вышестоящие комиссии работают с цифрами, которые им передают с участков (в итоговых протоколах).

Если вы хотите непосредственно считать голоса, это можно сделать, только будучи членом участковой комиссии.

В интернете появилась платформа «Честные люди» для желающих стать членом комиссии на избирательном участке, где по пунктам расписаны все этапы и даже подготовлены бланки документов.

Хочу считать голоса на своем участке. Что делать?

Если вы решили стать членом участковой комиссии, нужно определиться, на каком именно участке вы хотите работать. Можно пойти на тот же участок, куда вы как избиратель ходите голосовать, а можно выбрать любой другой, независимо от регистрации в паспорте. Чем меньше город и участок, тем больше шансов попасть в комиссию (конкуренция ниже).

Дальше выбираем способ выдвижения в участковую комиссию:

  • от группы граждан — нужно собрать минимум 10 подписей от граждан, которые живут в границах участка, где вы хотите быть членом избирательной комиссии (если вы живете за границей, нужно собрать минимум три подписи от граждан, которые будут голосовать на участке в посольстве).
  • от политической партии или общественной организации — решение принимает руководящий состав структурного подразделения партии или организации, например, Гродненская городская организация партии БНФ направляет представителей в участковые избирательные комиссии города Гродно, областная организация — в участковые комиссии уже по всей области.
  • от трудового коллектива — в организации должно быть не менее десяти сотрудников, вопрос ставится на собрании, где должно быть не менее половины работников, решение принимается простым большинством, представителя направляют на тот участок, который территориально относится к предприятию или зоне его обслуживания.

Если это выдвижение от группы граждан, оформляется заявление, если от политической партии, общественной организации или трудового коллектива — протокол (как правильно оформить документы, смотрите последний абзац ст. 35 Избирательного кодекса). Можно также подкрепить заявление рекомендательными письмами, биографией. С документами и паспортом приходим в исполком, к которому территориально относится выбранный участок.

В этом году решение об образовании участковых комиссий будет принято 24 июня (за 45 дней до выборов). Документы нужно подать до 21 июня, не позднее чем за три дня до образования комиссий. Решение принимают местные власти и депутаты. Как заявитель вы можете присутствовать на заседании. Если не согласны с решением, в течение трех дней можно обратиться в районный суд (жалоба подписывается тем, кто вас выдвигал), постановление суда является окончательным.

Участковая избирательная комиссия состоит из 5−19 членов (при необходимости может как увеличиваться, так и уменьшаться). Как отмечается на сайте Центризбиркома, «традиционно более половины состава избирательных комиссий представляют женщины».

Кто не может быть членом избирательной комиссии?

В состав комиссии не могут входить судьи, прокуроры, руководители местных исполнительных и распорядительных органов. Чиновники не могут составлять более одной трети состава комиссии (для комиссий в посольствах таких ограничений нет).

В Избирательном кодексе указано, что комиссии, как правило, на треть состоят из представителей политических партий и других общественных объединений, это действительно самый популярный способ выдвижения на выборах в Беларуси, и лидеры здесь БРСМ, «Белая Русь, «Белорусский союз женщин», Федерация профсоюзов Беларуси, Белорусское общественное объединение ветеранов, Белорусский фонд мира.

Какие законы нужно знать, чтобы работать на выборах?

Обязательно изучите и добавьте в закладки Конституцию, Избирательный кодекс, материалы рубрики «Избирательные комиссии» на сайте Центризбиркома.

Также практические советы можно найти на сайтах проектов «Право выбора», «Правозащитники за свободные выборы». Чтобы узнать, как проходили предыдущие выборы в Беларуси (какие нарушения зафиксировали белорусские и международные правозащитники, какие рекомендации были направлены в Центризбирком), посмотрите итоговые отчеты по наблюдению за президентскими выборами в 2010 и 2015 году, за парламентскими выборами в 2016 и 2019 году (в рубрике «Документы» на сайте Белорусского Хельсинкского комитета).

Какие права и обязанности у члена комиссии?

Как избиратели мы видим работу членов участковой комиссии в том, что они сверяют наш паспорт с данными в журнале регистрации и выдают нам под подпись бюллетень. Важно — члены комиссии считают все наши голоса, готовят итоговый протокол. Кроме того, проводят заседания, заранее получают пустые бюллетени, сверяют и уточняют списки избирателей, организуют приглашения прийти на избирательный участок, готовят сам избирательный участок.

Председатель, заместитель председателя и секретарь избираются на первом заседании комиссии.

Член комиссии имеет право:

  • вносить предложения в повестку дня заседания комиссии, а также предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии
  • выступать на заседаниях комиссии и требовать проведения голосования по внесенным предложениям
  • задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу
  • знакомиться с документами и материалами комиссии

Член комиссии обязан:

  • соблюдать законы, не совершать действий, дискредитирующих комиссию
  • принимать участие в подготовке заседаний комиссии, участвовать в заседаниях, а в случае невозможности участия — сообщать об этом председателю
  • выполнять решения и поручения комиссии.

А платить будут?

Отдельные члены участковой комиссии по решению комиссии могут освобождаться в период подготовки и проведения выборов от выполнения трудовых обязанностей. При этом за работником сохраняется средняя заработная плата за счет средств, выделенных на проведение выборов.

За исполнение обязанностей в комиссии в свободное от основной работы время или в выходные дни оплата производится за фактически отработанное время, исходя из сметы расходов для участковой комиссии.

В теории звучит неплохо, но кто реально входит в избирательные комиссии?

На примере последних выборов — парламентская кампания в 2019 году — видно, что при формировании участковых избирательных комиссий в большинстве случаев (77,5%) обсуждения выдвинутых в состав претендентов не происходило и голосование проходило по заранее определенному списку претендентов без обсуждения кандидатур (52,5% случаев), отмечают в кампании «Правозащитники за свободные выборы».

В некоторых случаях претенденты были заранее отобраны специально созданными в исполкомах «рабочими группами». Наблюдатели также отмечают «производственный принцип» формирования участковых комиссий, когда члены комиссии представляют один и тот же коллектив (например, учителя школы), а их непосредственные начальники являются председателями этих избирательных комиссий (например, директор школы). И такой принцип формирования комиссий независимые наблюдатели фиксируют из года в год.

В Избирательном кодексе нет обязательства включать в состав комиссий представителей, выдвинутых всеми политическими субъектами, которые принимают участие в выборах. При выборе кандидата часто отдается предпочтение тому, кто раньше уже работал на выборах — «у него есть опыт».

Основными организаторами выборов являются представители пяти общественных объединений — «Белая Русь», БРСМ, «Белорусский союз женщин», Белорусское общественное объединение ветеранов и профсоюзов, входящих в ФПБ, в 2019 году к ним присоединился Белорусский фонд мира. На выборах в 2019 году включение представителей этих организаций в участковые избирательные комиссии составило 95,9% от выдвинутых ими соответственно кандидатов. Общий процент представительства оппозиционных партий в составе участковых избирательных комиссий составил 0,033%.

Могут ли меня исключить из избирательной комиссии?

Выйти из комиссии можно по личному заявлению, также отозвать полномочия может тот, кто выдвигал представителя (политическая партия, коллектив, общественная организация, группа граждан), прекратить полномочия члена комиссии может исполком — за систематические нарушения законодательства и неисполнение обязанностей. На практике таких случаев практически не было. Юрист кампании «Правозащитники за свободные выборы» Владимир Лобкович вспомнил всего один такой эпизод: на президентских выборах в 2010 году из членов участковой комиссии исключили представителя движения «За свободу» после того, как он возмутился, что явка на досрочном голосовании, зафиксированная в протоколе, не соответствует реальной, и опубликовал документ. Если член комиссии выбывает, его либо заменяют новым (обращаются в общественные организации или политические партии), либо комиссия продолжает работать в усеченном составе (если общее число остается правомочным). Исключение из членов комиссии можно в 3-дневный срок обжаловать в суде.

Считать голоса меня не взяли, но можно хотя бы стать наблюдателем?

Можно, но нужно понимать, что функции и права у наблюдателей и членов комиссии разные.

Наблюдатель не может непосредственно считать бюллетени, принимать участие в составлении протокола голосования, его задача — следить за происходящим на участке, фиксировать нарушения и распространять об этом информацию, чтобы как можно больше людей узнали, как в Беларуси проходят выборы. Изучите, какие документы нужно собрать и в какие сроки подать, чтобы вас зарегистрировали наблюдателем на избирательном участке.

Читайте также: