Увольнение по льготным основаниям военнослужащих что это

Опубликовано: 30.05.2024

Что положено военнослужащему при увольнении? Любой военнослужащий, задумывающийся об увольнении, задается вопросом: «А что мне положено при увольнении?». Давайте разберемся в этом вопросе более подробно.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш военный адвокат в Екатеринбурге поможет разобраться не только с полагающимися выплатами, но и в других спорных моментах. Звоните и записывайтесь к нам уже сегодня!

Что положено военнослужащему при увольнении?

Что положено военнослужащему при увольнении зависит от того, сколько он отслужил, по каким основаниям увольняется и какие выплаты ему производились, а какие нет.

Военнослужащий может получить:

  • жилищный сертификат
  • за ним могут сохраняться в течение года выплаты
  • право на досрочную пенсию военнослужащего (подробнее по ссылке)
  • военнослужащий может получить при увольнении единовременное пособие, а также иные выплаты с учетом обстоятельств увольнения

При этом необходимо учитывать, что для получения сертификата, выплат должна быть определенная совокупность обстоятельств. Подробно отдельные моменты рассмотрены в следующих разделах настоящего материала.

Также уволенным военнослужащим могут быть предоставлены определенные законом льготы о которых поговорим чуть ниже в настоящем материале.

Могут ли уволить военнослужащего без пенсии?

В соответствии с положениями ст.23 закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ, военнослужащие контрактники, которые не достигли предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены без их согласия пока они не приобретут права на пенсию за выслугу лет.

Однако, законом о воинской обязанности установлены исключения, когда военнослужащий может быть уволен досрочно по определенным основаниям, например, в связи с тем, что не выполняет условия контракта. Перечень таких оснований предусмотрен в ст. 51 закона о воинской обязанности.

Таким образом, военнослужащий при определенных условиях может быть уволен без пенсии.

Жилье военнослужащим при увольнении

Права и выплаты военнослужащим при увольнении

Если лицо отслужило 10 лет и более, увольняется со службы, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Минобороны РФ, если будет желание военнослужащего, выдается государственный жилищный сертификат на то, чтобы приобрести жилье на семью.

Если военнослужащий являлся участником накопительно-ипотечной системы, то в определенных случаях при увольнении он может использовать накопления на покупку жилья или строительство, которые учтены на его именном накопительном счете.

Выплаты при увольнении с военной службы

В случае увольнения военнослужащего по контракту, который отслужил менее 20 лет и уволен, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или из-за организационно-штатных мероприятий без права на пенсию, то в течение 1 года после увольнения за ним сохраняется выплата оклада по воинскому званию.

Если лицо проходит военную службу по контракту и общая продолжительность службы составляет меньше 20 лет, то в случае увольнения военнослужащему выплачивается единовременное пособие в размере 2-х окладов денежного содержания.

Если лицо служит 20 лет и более, то при увольнении ему выплачивается также единовременное пособие, но в размере семи окладов денежного содержания.

ВАЖНО: не всегда выплачивается указанное единовременное пособие. В каких случаях данные выплаты не производятся следует смотреть в ч.4 ст.3 закона, посвященному денежному довольствию военнослужащих.

Если военнослужащий в период службы получил госнаграду РФ, то вышеуказанное пособие увеличивается на один оклад.

Если военнослужащий до увольнения не получил материальную помощь, то она должна быть выплачена при увольнении.

Помимо вышеуказанных выплат в отельных случаях, увольняемым военнослужащим могут быть произведены иные выплаты, например, если лицо увольняется со службы по контракту по причине признания его не годным к военной службе из-за полученной военной травмы, то ему должно быть выплачено пособие в размере 2 млн. р.

Об иных выплатах увольняемым с военной службы можно посмотреть в законе от 07.11.2011 № 306-ФЗ, например, если получена инвалидность и т.д.

Что делать, если военнослужащему отказывают в выплатах при увольнении?

Нельзя быть на 100% уверенным, что при увольнении все пройдет гладко и увольняемый военнослужащий получит все положенные ему выплаты.

Отказать в выплатах могут на законных основаниях, поскольку военнослужащему они не положены, и на незаконных основаниях.

Что же делать, если выплаты при увольнении отказываются производить?

Прежде всего, необходимо узнать причины отказа в выплатах. После этого проверить по закону, обоснованно ли отказывают в выплатах. Если отказ в выплатах не основан на законе, тогда выход один – обращаться в суд, чтобы защитить свои права.

Для оспаривания отказа в выплатах, военнослужащему необходимо обратиться в гарнизонный военный суд с административным иском о признании решения об отказе в выплатах незаконным и восстановлении Ваших прав на денежные средства.

ПОЛЕЗНО: также можно обратиться с жалобой в органы прокуратуры для проведения ими проверки, смотрите видео с советами и заказывайте нам составление обращения

Льготы при увольнении из армии

Военнослужащим, в случае увольнении, с учетом определенных фактов (срок службы, достижение предельного возраста и т.п.) предоставляются следующие льготы:

  • в сфере медицинского обеспечения (бесплатная медпомощь, бесплатные лекарства по рецептам и т.д.)
  • в сфере образования (в определенных случаях имеют право бесплатно пройти профпереподготовку)
  • налоговые льготы (в определенных случаях бывшие военнослужащие не уплачивают налоги на имущество)
  • военнослужащие в определенных законом случаях обеспечиваются жильем либо им предоставляются деньги на приобретение или строительство жилья

Адвокат по выплатам военных при увольнении

Таким образом, определенные льготы не всем и не всегда предоставляются, необходимо внимательно изучить положения закона по интересующим Вас вопросам и убедиться, что Вы соответствуете всем требованиям для того, чтобы получить те или иные льготы.

Увольнение военнослужащих без обеспечения субсидией.

Очень часто военнослужащие нас спрашивают могут ли их исключить из списков части без обеспечения субсидией. Это актуально, так как жилищный вопрос один из самых главных, а ближе к окончанию службы вообще выходит на первый план. И в ходе увольнения у многих военнослужащих возникает естественный вопрос не придется ли ждать субсидию на гражданке, либо все-таки военного не могут исключить из списков части пока он не обеспечен жильем. Поэтому сегодня мы решили посвятить выпуск именно этой теме.

Итак, давайте разбираться могут ли уволить военнослужащего без обеспечения субсидией, поговорим о нюансах этой темы и конечно обратимся к практике. При этом рассмотрим один случай, если военный признается нуждающимся по месту службы, и второй случай, когда военнослужащий избирает ПМЖ, отличное от места службы.

Начнем по традиции с законодательных основ.

Сразу оговорюсь, правовая выкладка по данной теме достаточно сложна, поэтому информация фактически будет выжимкой, сутью в целях лучшего понимания.

Согласно ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих": военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с ОШМ без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства.

Кроме того, пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.

Мы видим, что закон говорит о том, что если военнослужащий признанный нуждающимся при общей продолжительности службы 20 лет и более, а также при выслуге 10 лет и более при увольнении по льготным основаниям, не может без его согласия быть уволен и это, акцентируем ваше внимание, в случае если он будет обеспечиваться именно по месту службы. Ну и коротко закон упоминает, что военный может быть обеспечен жильем и по избранному месту, но не раскрывает подробностей.

А теперь идем далее и смотрим, что нам говорит Пленум Верховного Суда, к слову сказать, обязательный к применению судами.

Пленум гласит, что «военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

При разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения и другие заслуживающие внимание обстоятельства».

Вроде бы все тоже понятно. И когда военный задает вопрос о правомерности увольнения, то он, как и любой гражданин, начинает воспринимать нормы права буквально, а не во взаимосвязи. В этом-то и заключается вся ошибка. Задача этого блога показать, что защита прав в суде — это очень кропотливая и трудоемкая работа в части правоприменения и оценки обстоятельств по совокупности и не все однозначно как кажется.

Другими словами, именно эта фраза из Пленума о договоре найма и «иных обстоятельствах» как раз и позволяет суду делать субъективную оценку при разрешении спора. Поэтому то, как мы уже не раз говорили, в подобных жилищный делах необходим опыт для положительного решения вопросов.

Далее, чтобы было более понятно, давайте обратимся к практике и посмотрим на решения судов.

Начнем с примера, кассационный военный суд в своем определении указывает: Исходя из содержания правовых норм следует, что перечисленные в них категории военнослужащих, изъявившие желание получить жилье для постоянного проживания по месту увольнения с военной службы, не могут быть уволены без их согласия в случае необеспечения жильем по месту военной службы в период ее прохождения. Здесь в целом все понятно и достаточно просто - признался нуждающимся по месту службы, не имеешь служебку, значит, уволить не могут. Если есть служебка, то тебя увольняют и далее уже ждешь обеспечение жильем на гражданке.

А теперь перейдем ко 2 варианту в случае признания нуждающимся по ИПМЖ, отличному от места службы. Здесь в судебной оценке все намного сложнее. Поэтому для наглядности приведем несколько примеров.

Первый случай. Военнослужащий решил оспорить свое увольнение до обеспечения субсидией.

В судебном заседании он пояснил, что в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья он состоит на учете нуждающихся, временно проживает по договору найма, рапорт о предоставлении служебного жилого помещения не писал. В судебном заседании было установлено, что он был согласен с досрочным увольнением с военной службы по состоянию здоровья, но просил не исключать его из списков личного состава воинской части до получения жилья по избранному месту жительства.

По совокупности обстоятельств суд пришел к выводу цитируем: Из приведенных правовых норм следует, что законодатель связывает невозможность увольнения указанных военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, только при их желании получить жилые помещения по месту дислокации воинской части.

Апелляционная инстанция указала и дополнила: Указанные правовые нормы не содержат запрета на увольнение без обеспечения жильем по избранному месту жительства, не совпадающему с местом службы военнослужащих, подлежащих увольнению, которые отказались от обеспечения служебным жильем.

Из вышесказанного видно, что первая инстанция в целом высказалась, что при избрании ИПМЖ права нет, а апелляция уточнила в этом деле, что раз рапорт на служебку военнослужащий не писал, то увольнение законно.

Таким образом, вы видите насколько сложен механизм подхода при решении вопроса, любой маленький нюанс может обернуться для военного отказным решением.

Идем далее и смотрим на вторую ситуацию. Военнослужащий после достижения предельного возраста пребывания на военной службе принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства путем обеспечения жилищной субсидией. При этом он отказался от распределенного служебного жилого помещения, поскольку данное служебное жилое помещение не устраивало, а также служебного жилого помещения большой площади, которое распределялось с подселением.

Суд оценил ситуацию и сделал следующий вывод: «Принимая во внимание, что военный не обеспечен жильем для постоянного проживания по месту прохождения военной службы или жилищной субсидией для приобретения жилья по избранному месту жительства, и своего четко выраженного согласия на увольнение с военной службы без жилья с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения не давал, оспариваемый приказ командира войсковой части об увольнении с военной службы является незаконным и подлежит отмене для восстановления административного истца на военной службе до обеспечения жильем».

Смотрим подробности в 80-м выпуске нашего военно-правового видео блога:

Вы видите, что на первый взгляд вроде бы и похожие ситуации, но из-за маленьких нюансов решения совершенно противоположные.

Поэтому в случае, если вы избрали ИПМЖ, отличное от места службы, то при обжаловании вашего увольнения без предоставления жилья, суд будет учитывать обстоятельства — признавались ли вы нуждающимся в служебном жилье, писали ли рапорт на постановку на служебное жилье, что конкретно и когда предлагалось, отказывались ли вы от него и тому подобное.

Довольно сложная конструкция и тут безусловно без подготовки и не будучи в курсе судебной практики разобраться не просто.

Надеюсь нам удалось расставить все по полочкам в сегодняшней теме, ну а на сегодня все, повышайте правовую грамотность с Начфин.инфо!

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы по желанию военнослужащего выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

Военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:

  • менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания;
  • от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания;
  • от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания;
  • 20 лет и более - в размере 20 окладов денежного содержания.

Размер и порядок выплаты единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяются Правительством Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.

Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

  • предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
  • сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
  • зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва;
  • преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
  • обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;
  • предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством;
  • предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;
  • зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.

Гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где установлены процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах после увольнения с военной службы, срок военной службы в календарном исчислении засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда.

Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку.

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

  • по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
  • по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
  • по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
  • в связи с лишением его воинского звания;
  • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
  • в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;
  • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
  • в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
  • в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;
  • в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

  • в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
  • в связи с невыполнением им условий контракта;
  • в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
  • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
  • как не выдержавший испытание;
  • в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы;
  • в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
  • в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
  • в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

  • в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
  • по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
  • по семейным обстоятельствам:
    • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
    • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
    • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
    • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
    • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
    • в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
    • в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

    На военнослужащих при увольнении с военной службы и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

    Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

    Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

    при секретаре Замолоцких В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя руководителя Службы организационно-кадровой работы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - СОКР ФСБ России) Штаненко В.И. и представителя командира войсковой части <. > Комарова Н.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 16 июня 2016 г. и постановление президиума этого же суда от 19 октября 2016 г. по административному делу об оспаривании капитаном запаса Кажаровой М.А. действий Федеральной службы безопасности Российской Федерации, руководителя СОКР ФСБ России и командира войсковой части <. >, связанных с отказом в изменении основания увольнения с военной службы и восстановлении на учете участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступления представителей административных ответчиков Кононенко А.В., Штаненко В.И., Цветкова А.С., Комарова Н.А. в поддержку кассационной жалобы, административного истца Кажаровой М.А. и ее представителя Шевякова М.И., возражавших против ее удовлетворения, Судебная коллегия по делам военнослужащих

    Кажарова М.А., проходившая военную службу по контракту в войсковой части <. >, приказом руководителя СОКР ФСБ России от 6 декабря 2014 г. N 1181-ЛС досрочно уволена с военной службы по подп. "г" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с лишением допуска к государственной тайне и приказом командира войсковой части <. > от 13 февраля 2015 г. N 10-лс исключена из списков личного состава воинской части со 2 апреля 2015 г.

    Заключением военно-врачебной комиссии федерального государственного казенного учреждения Главный клинический военный госпиталь ФСБ России от 25 декабря 2014 г. N 2506, утвержденным Центральной военно-врачебной комиссией ФСБ России 15 января 2015 г., Кажарова М.А. признана ограниченно годной к военной службе.

    21 января 2015 г. Кажарова М.А. обратилась с рапортом к командиру войсковой части <. > о получении целевого жилищного займа как участнику НИС. Какого-либо решения об отказе Кажаровой М.А. в удовлетворении данного рапорта должностными лицами принято не было.

    30 сентября 2015 г. Кажарова М.А. направила заявление, адресованное руководителю СОКР ФСБ России и командиру войсковой части <. >, в котором просила изменить в приказе руководителя СОКР ФСБ России от 6 декабря 2014 г. N 1181-ЛС основание увольнения ее с военной службы на подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), а также восстановить ее на учете участников НИС. Однако указанными должностными лицами в удовлетворении данного заявления ей было отказано.

    Полагая свои права нарушенными, Кажарова М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просила признать незаконными действия ФСБ России, руководителя СОКР ФСБ России и командира войсковой части <. >, связанные с отказом изменить формулировку основания увольнения ее с военной службы в приказе руководителя СОКР ФСБ России от 6 декабря 2014 г. N 1181-ЛС, и обязать ФСБ России и этих должностных лиц изменить основание ее увольнения с военной службы на подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также восстановить ее на учете участников НИС и реализовать ее рапорт от 21 января 2015 г. о выдаче целевого жилищного займа.

    Решением Московского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления Кажаровой М.А. отказано.

    Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 16 июня 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и по делу принято новое решение о частичном удовлетворении заявления Кажаровой М.А.

    Суд апелляционной инстанции признал незаконными действия руководителя СОКР ФСБ России, связанные с отказом в изменении основания увольнения Кажаровой М.А. с военной службы в приказе этого должностного лица от 6 декабря 2014 г. N 1181-ЛС.

    Кроме того, на руководителя СОКР ФСБ России возложена обязанность по внесению изменений в вышеуказанный приказ в части увольнения Кажаровой с военной службы на подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также по восстановлению ее в реестре участников НИС.

    На командира войсковой части <. > судом возложена обязанность по повторному рассмотрению рапорта Кажаровой М.А. от 21 января 2015 г. о выдаче ей целевого жилищного займа.

    В удовлетворении административного искового заявления Кажаровой М.А. в части требований о возложении на ФСБ России и командира войсковой части <. > обязанности по изданию приказа об увольнении с военной службы и восстановлению ее на учете участников НИС судом апелляционной инстанции отказано.

    Постановлением президиума Московского окружного военного суда от 19 октября 2016 г. названное выше апелляционное определение оставлено без изменения, а кассационные жалобы представителей СОКР ФСБ России и командира войсковой части <. > без удовлетворения.

    В жалобе, адресованной в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, представители СОКР ФСБ России и командира войсковой части <. > Штаненко В.И. и Комаров Н.А., выражая несогласие с состоявшимися судебными постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, просят их отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.

    В обоснование своих жалоб они указывают, что судами апелляционной и кассационной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.

    По мнению авторов кассационных жалоб, судом кассационной инстанции неправильно истолкованы положения п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 в части выводов о наличии у военнослужащего, уволенного с военной службы, права выбора основания увольнения, а у командования обязанности по изменению этого основания в связи с волеизъявлением военнослужащего.

    Кроме того, согласно заключению ВВК Кажарова была признана ограниченно годной к военной службе, что в силу подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не исключало возможности дальнейшего прохождения ею военной службы, а реализация административным истцом права на увольнение по данному основанию носило заявительный характер. Между тем по делу установлено, но не учтено судами апелляционной и кассационной инстанций, что Кажарова до дня исключения из списков личного состава к командованию с рапортом об увольнении по подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" или об изменении основания увольнения не обращалась.

    Также авторы кассационной жалобы считают ошибочным вывод президиума Московского окружного военного суда о наличии причин, которые объективно свидетельствовали об отсутствии у Кажаровой возможности ранее сентября 2015 г. обратиться к командованию с просьбой об изменении основания увольнения, поскольку материалами дела он не подтверждается. В то же время об обратном свидетельствует то, что уже в декабре 2014 г. Кажарова обжаловала в суде действия командования, связанные с лишением ее допуска к государственной тайне, что свидетельствует о ее способности в тот период времени осуществлять действия по защите своих интересов.

    По мнению Штаненко В.И., суды апелляционной и кассационной инстанций необоснованно руководствовались п. 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, поскольку данная норма правоотношения с участием Кажаровой как бывшей военнослужащей, освидетельствованной военно-врачебной комиссией в период прохождения военной службы, и согласной с ее заключением, не регулирует.

    Не соглашаются авторы кассационных жалоб и с выводом президиума Московского окружного военного суда о том, что командование войсковой части <. > было обязано предложить Кажаровой написать рапорт с просьбой об изменении основания увольнения после получения заключения ВВК. По их мнению, ссылка суда кассационной инстанции в обоснование такого вывода на положения ст. 78 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации несостоятельна, поскольку эта норма не регулирует правоотношения, связанные с порядком увольнения военнослужащих с военной службы.

    В заключение жалоб их авторы обращают внимание на то, что суды апелляционной и кассационной инстанций по настоящему делу допустили переоценку обстоятельств, которые были установлены вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2015 г. и апелляционным определением Московского окружного военного суда от 4 февраля 2016 г. по административному делу о проверке законности увольнения Кажаровой с военной службы и исключения ее из списков личного состава части.

    Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

    Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

    Рассмотрев материалы административного дела, заслушав доводы каждой из сторон в обоснование своей позиции, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит к следующим выводам.

    Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

    Из материалов дела усматривается, что Кажарова обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий ФСБ России, руководителя СОКР ФСБ России и командира войсковой части <. >, связанных с отказом изменить формулировку основания увольнения ее с военной службы на подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", восстановить ее на учете участников НИС и реализовать ее рапорт от 21 января 2015 г. о выдаче целевого жилищного займа.

    Оставляя без изменения апелляционное определение Московского окружного военного суда от 16 июня 2016 г., которым было отменено решение Московского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2016 г. об отказе в удовлетворении требований административного истца, президиум Московского окружного военного суда согласился с выводом суда апелляционной инстанции о неправильном толковании судом первой инстанции норм материального права при оценке обоснованности отказа командования изменить основание увольнения Кажаровой с военной службы, после увольнения ее с таковой.

    В обоснование этого суд кассационной инстанции, как и суд апелляционной инстанции, сослался на п. 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г., который, по мнению президиума окружного военного суда, позволяет военнослужащему, уволенному с военной службы, обратится к командованию с просьбой об изменении основания увольнения с целью реализации льгот, установленных законодательством для военнослужащих, уволенных по состоянию здоровья, поскольку имеющееся у него заболевание возникло в период прохождения военной службы.

    Однако эти выводы судов основаны на неправильном истолковании закона.

    Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств и пояснений участников процесса, Кажарова находилась на военной службе с 2003 г., а с 2008 г. являлась военнослужащей войсковой части <. >.

    В сентябре 2014 г. административный истец была лишена допуска к государственной тайне и в связи с отсутствием соответствующих должностей в ноябре того же года, после неоднократного отказа с ее стороны получить направление на медицинское освидетельствование, представлена к увольнению с военной службы по подп. "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

    28 ноября 2014 г. Кажарова по ее просьбе была направлена в военно-врачебную комиссию, согласно заключению которой от 25 декабря 2014 г. она признана ограниченно годной к военной службе по состоянию здоровья.

    Приказом руководителя СОКР ФСБ России от 6 декабря 2014 г. N 1181-ЛС она досрочно уволена с военной службы в связи с лишением допуска к государственной тайне, а приказом командира войсковой части <. > от 13 февраля 2015 г. N 10 - со 2 апреля 2015 г. исключена из списков личного состава.

    30 сентября 2015 г. Кажарова обратилась с заявлением в том числе и на имя руководителя СОКР ФСБ России об изменении основания ее увольнения с военной службы, но получила отказ.

    При этом суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что для настоящего дела преюдициальное значение имеют судебные постановления - решение Московского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2015 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 4 февраля 2016 г., принятые по ранее рассмотренному административному делу N 2597/2015, которыми установлено, что 18 сентября, 5, 12 и 14 ноября 2014 г. Кажарова по неуважительным причинам отказалась от прохождения медицинского освидетельствования, которые не препятствовали ей своевременно получить направление на ВВК и до издания приказа об увольнении с военной службы пройти медицинское освидетельствование, в связи с чем право на выбор основания увольнения с военной службы до издания названного приказа у нее не возникло. Кроме того, по делу достоверно установлено, что с рапортом об изменении основания увольнения в период военной службы она не обращалась, настаивая на восстановлении на военной службе.

    Указанные обстоятельства имеют существенное значение для настоящего дела.

    В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба является видом федеральной государственной службы. Принципы ее построения и функционирования закреплены в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе", согласно п. 1 ст. 50 которого увольнение с военной службы военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы).

    Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части установлен в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службе, в котором Президентом Российской Федерации, кроме того, воспроизведены указанные в ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" основания, при которых военнослужащий подлежит увольнению, может быть уволен и имеет право на увольнение с военной службы.

    Согласно подп. "г" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска.

    Аналогичные положения закреплены в подп. "г" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, с учетом следующих условий, при невозможности назначения такого военнослужащего на другую воинскую должность и отсутствии других оснований для увольнения.

    При этом в п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию, за исключением случаев прямо предусмотренных этой нормой.

    Согласно положению п. 12 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы необходимым условием для увольнения военнослужащего с военной службы по иному основанию является наличие рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

    Анализ приведенных положений в их взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что право военнослужащего на изменение основания увольнения с военной службы при наличии к этому необходимых условий может быть им реализовано только на основании его волеизъявления и до утраты им статуса военнослужащего.

    При таких обстоятельствах обращение Кажаровой после увольнения с военной службы к командованию с рапортом об изменении основания увольнения, при соблюдении порядка увольнения и отсутствии нарушений со стороны командования при реализации ее права на прохождение военно-врачебной комиссии, не могло повлечь каких-либо правовых последствий, связанных с изменением приказа о ее увольнении с военной службы.

    Что касается ссылки судов апелляционной и кассационной инстанций на п. 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г., то они являются несостоятельными, поскольку положения этой нормы не регулируют правоотношения с участием граждан, уволенных с военной службы, чья категория годности к военной службе была определена военно-врачебной комиссией еще в период прохождения военной службы, и заключение которой они не оспаривают.

    На основании изложенного Судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного заявления Кажаровой.

    Судебная коллегия, установив, что допущенные судами апелляционной и кассационной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, повлекшими принятие незаконных судебных постановлений, которые повлияли на исход рассмотрения административного искового заявления, полагает необходимым апелляционное определение Московского окружного военного суда от 16 июня 2016 г. и постановление президиума Московского окружного военного суда от 19 октября 2016 г. отменить, оставив в силе решение Московского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2016 г.

    Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 194, ст. ст. 327 - 328, п. 4 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

    апелляционное определение Московского окружного военного суда от 16 июня 2016 г. и постановление президиума Московского окружного военного суда от 19 октября 2016 г. отменить, оставить в силе решение Московского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2016 г. по административному исковому заявлению Кажаровой М.А.

    Порядок увольнение с военной службы – как это происходит

    Причины увольнения военнослужащих могут быть разными. Это и заболевания, травмы, наступление пенсионного возраста и многое другое. Увольнение существенно отличается от стандартного регламента прекращения трудовых отношений между работником и работодателем на гражданке.

    Как происходит увольнение ?!

    • В виде отчисления из состава военной части для отбывания уголовной ответственности;
    • Зачисление в запас лиц, которые могут частично либо полностью исполнять строевую службу;
    • Отправление в отставку отсеянных лиц по состоянию здоровья или военных пенсионного возраста.

    Сама процедура проходит в рамках Российского законодательства. Перед тем, как подготавливается приказ об отчислении, военный может использовать дополнительный или основной отпуск по назначению. Решение об окончании пребывания в рядах российской армии военнослужащий получает за девяносто дней до непосредственного увольнения.

    Часто увольнения происходят по причине нарушений условий контракта. Об этом говорится в статье 51 Федерального закона об увольнении военнослужащих при несоблюдении условий контракта. Основные причины увольнения это неуставные отношения между бойцами, уход с места несения службы, срывы боевых дежурств, несоблюдение условий пограничной службы, игнорирование должностных обязанностей, патрулирование территории гарнизона без соблюдения уставных правил, неуставное поведение в общественных местах.

    Также увольнение оформляется при хронических заболеваниях и ранениях, полученных в ходе несения военной службы. Для военных пенсионеров существует свой порядок получения гражданской пенсии. Для этого подготавливается специализированный рапорт, в котором указывается дата рождения военнослужащего, ФИО, общий срок службы в рядах российской армии, звание, должность. Если вас незаконно уволили с военной службы, то в таком случае свои права надо защищать. Но сначала поговорим о том, что полагается военным по закону при расформировании из военной части.

    При увольнении военнослужащий получает единовременную выплату и на размер денежной компенсации влияют такие факторы, как статус и причина, по которой были покинуты ряды военных служащих. Также гражданин может получить пособие после увольнения, которое может складываться из нескольких окладов. Например, при стаже в двадцать лет увольнение с военной службы гарантирует то, что бывший военнослужащий получит семь ежемесячных окладов.

    Увольняют без пособия в следующих ситуациях:

    • Если военнослужащий подвергался уголовному наказанию, был осужден условно или же получил меру пресечения, связанную с лишением свободы;
    • При переходе в подчинение в дру
    • Если было оказано нежелание следовать учебному процессу с последующим отчислением из специализированного учреждения.

    В ситуациях, связанных с устранением от службы по состоянию здоровья военнослужащему полагается также не только денежное довольствие, но и страховая премия. Подведя итоги можно сказать, что при объективной причине увольнения гражданам положены медицинские льготы, пенсионное обеспечение, компенсация в сфере налогового обложения, транспортные льготы, помощь в решении жилищных вопросов. Если военный не согласен с причинами, то тогда он может в течение трех календарных месяцев подать документы в суд вместе с иском.

    Увольнение по окончанию действия контракта.

    Обычно проводится такое увольнение при несоблюдении условий контракта военнослужащим или же при явных нарушениях, которые совершаются со стороны командования частью. Также причинами увольнения могут служить такие факторы, как приговор или решение судебного органа в отношение военнослужащего, лишение воинского звания за совершенное противоправное общественно-опасное действие или выговор, когда он у военнослужащего не носит единичный характер.

    Увольнение военнослужащего по собственному желанию.

    Есть ситуации, когда увольнение производится по инициативе военнослужащего, и они носят следующий характер:

    • Когда достигнут предельный возраст и военный не хочет больше служить;
    • Нарушаются права военнослужащего со стороны руководства, которые были доказаны;
    • Гражданин принял решение, и он хочет поменять службу в рядах армии на выборную должность;
    • Военнослужащий был признан не годным или ограниченно годным к несению военной службы на основании решения врачебной медицинской комиссии;
    • Личные обстоятельства. Например, когда военнослужащий должен ухаживать за признанным недееспособным родственником.

    Если военный хочет уйти по собственному желанию из армии, то тогда он должен собрать документы, подтверждающие наличие оснований. После этого подается рапорт и проводится беседа с командиром, на основании военный увольняется из армии. Окончательный этап – это получение решения аттестационной комиссии, приказа об увольнении, также организовывается расчет и перечисление всех полагающихся военнослужащему выплат и затем исключение из личного состава.

    Увольнение пенсионера.

    Военнослужащие после двадцати лет несения службы в рядах российской армии могут выйти те пенсионеров проводится следующим образом:

    • За полгода за нужной даты увольнения пенсионера должны проинформировать об этом факте;
    • Подается работ на имя командира военной части в простой письменной форме, где обозначаются личные данные военнослужащего и причины увольнения;
    • Проводится проверка законности увольнения, включая наличие жилья в собственности у военного и наличие выслуги лет;
    • Военному предоставляются в соответствии с установленными законодательными нормами;
    • Проводится личная беседа непосредственного начальника с заявителем, составляется протокол беседы;
    • Издается приказ, на основании которого производят соответствующие выплаты. Суммы денежных выплат зависят от выслуги лет, звания и особенностей несения службы военнослужащим.

    После получения всех требуемых документов пенсионер должен передать их в военный комиссариат по месту проживания для того, чтобы получать единовременные и регулярные выплаты, положенные ему по закону.

    Когда увольнение будет считаться незаконным и что положено военному после ухода из армии ?!

    Незаконным может считаться увольнение, если были нарушены определенные условия. Например, военнослужащий пребывает на больничном, контрактник не выслужил свой срок и не достиг определенного положенного возраста, военный находится в отпуске, включая дополнительный, очередной, декретный, ученический отпуск, если это женщина, которая находится в состоянии беременности либо лицо не достигло выслуги в 10 лет при несении контрактной службы и 20 лет в ходе срочной службы.

    Выходное пособие рассчитывается на основании Федерального закона РФ от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и состоит из нескольких сумм. Это семь окладов денежного содержания единовременно при наличии военной выслуги более двадцати лет. При длительности службы меньше двадцати лет военнослужащему полагается по закону два оклада денежного содержания. Также выплачивается военному после увольнения и премия, которая варьируется в размере от пяти до двадцати пяти процентов от оклада денежного содержания.

    Читайте также: