Может ли президент уволить мэра

Опубликовано: 18.09.2024

Венедиктов: «После пандемии Собянина захотят убрать»

Эксперты предрекают обострение клановой борьбы после снятия ограничений из-за распространения коронавируса. Как утверждает главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, так называемый «силовой клан» в Кремле, который, как он считает, возглавляет председатель Госдумы Вячеслав Володин, готовит атаку на мэра Москвы Сергея Собянина. Любопытно при этом, что самого медиаменеджера эксперты относят к людям мэра.

«Я считаю, что Вячеслав Викторович Володин и люди, которые его поддерживают, политические вот эти башни (Патрушев (…) силовые, мобилизационная партия), они нацелились на Москву. (…) Понятно, что в любом случае из этой эпидемии нынешняя команда мэра Москвы выйдет потрепанной, потому что ей недовольны все. (…) Бывает несправедливо, но чаще часто справедливо, надо признать. То есть ей недовольны граждане, им недоволен Кремль. Слишком шустрый. Выскочил, всё у него, видите ли, так, принимаете, видите ли, решения, дает команды. Ты кто такой? Потому, когда Москва выйдет из эпидемии, надо будет, соответственно, его наказать. Но для этого нужна замена мэру. Какого-нибудь другого мэра. Собянин же в отставку. (…) Команда, в которую входит Вячеслав Викторович Володин, она атакует посредством, в том числе, анонимных Телеграм-каналов, но и посредством доносов. Я честно говорил: «Ребят, нашли время. Давайте подождем, когда с эпидемией справится. Потом ешьте Собянина хоть с хреном, хоть с маслом». (…) На что я получил ответ: «Можно и опоздать». То есть это их отдельная история. И мне и звонили, и ругали меня, и говорили, что я всё придумываю, что я фантазер и так далее», — говорит Венедиктов.

Политический юрист Олег Молчанов сказал в связи с прогнозами об отставке Собянина «Московской газете», что «такие решение принимает только один человек».

«Я не психоаналитик и не предсказатель будущего. Предсказать решения одного человека (а они подчас иррациональны) невозможно. Но этот человек почти никогда не слушает ничьих советов. Если советы все об одном и том же, то решение будет противоположно им», — сказал эксперт «Московской газете».

Политолог Глеб Павловский считает, что «мэр Москвы Сергей Собянин в период эпидемии предстал в новом образ, превращаясь в политика федерального уровня». По мнению эксперта, это может спровоцировать серьезные проблемы для московского градоначальника.

«Москва в новом варианте, новый Собянин, а сейчас мы наблюдаем именно нового Собянина — федерального политика первого уровня, за которым сильный и богатый город — это новое политическое явление, новая политическая сила. Можно даже сказать о новой партии — партии имени Собянина. И если раньше эта сила не рисковала выходить на федеральный уровень, то сейчас все изменилось», — утверждает Павловский. И это он расценивает как первый шаг к нарастающему конфликту между столичным руководителем и Кремлем.

«Я не думаю, что он станет бросать конкурентам вызов — это не его стиль. Но мне кажется, что теперь его попытаются размазать. Главным раздражителем для кремлевской публики является тот факт, что он не клянется каждую минуту решениями Путина. Даже когда он в присутствии президента постоянно высказывает какие-то слова благодарности, звучит это больше как издевательство. Но когда приходит время для принятия решения, он просто говорит: «Будет так». Абсолютно отсутствуют попытки спрятаться за чужое решение. В нашей системе подобное поведение является непростительным. Этого ему не простят. Что будет дальше, в какой именно форме, какую коалицию склеят против Собянина, точно сказать не могу. Я не исключаю, что это будет какая-нибудь коалиция «За свободу от неправовых мер московского мэра», — сказал Павловский.

Впрочем, представлять спикера Госдумы и мэра столицы противниками было бы упрощением. Год назад Володин ставил команду Собянина в пример главам российских городов.

По мнению Володина, эффективность московской мэрии обусловлена умением организовать работу. Он отметил, что в стране есть территории, которые лучше себя чувствуют по бюджетной обеспеченности, чем Москва, однако не могут организовать работу.

«Мы с вами живем в Москве и должны спасибо сказать тем, кто работает каждый день, делает город краше», — сообщал канал «Москва24».

Обязан ли глава муниципального округа представлять ежегодный отчет о результатах своей деятельности, если со дня его избрания до момента представления его ежегодного отчета прошло менее одного года?

Глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Итоги голосования депутатов по указанному вопросу оформляются решением представительного органа муниципального образования. Правомерно ли закрепить в уставе муниципального образования норму о том, что такое решение представительного органа муниципального образования вступает в силу со дня, следующего за днем его принятия, то есть со дня, следующего за днем волеизъявления депутатов? Правильно ли что глава муниципального образования вправе приступить к исполнению своих должностных обязанностей со дня, следующего за днем принятия решения о его избрании?

Представительный орган муниципального района сформирован делегированным способом. Возможно ли в уставе муниципального района прописать, что глава муниципального района – председатель представительного органа муниципального района избирается на срок полномочий представительного органа муниципального района?

В чем заключается подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования, а также главы местной администрации представительному органу муниципального образования?

Относятся ли к ограничениям пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления, упомянутым в абзаце втором части 2.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, ограничения права на выдвижение кандидатом на выборах, предусмотренные частью 6 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ?

Возможно ли применить положения Федерального закона от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в случае, когда в поселении, в котором сход граждан осуществляет полномочия представительного органа, умер глава муниципального образования, а жители не проявляют инициативу созыва и проведения схода граждан для избрания главы муниципального образования и принятия управленческих решений по вопросам местного значения?

В одном муниципальном образовании, где полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования, являвшийся также главой местной администрации, умер. Кроме него в органах местного самоуправления сельского поселения не работает.
В другом муниципальном образовании, где также полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования, являвшийся главой местной администрации, досрочно ушел в отставку по собственному желанию, возложив исполнение обязанностей главы местной администрации на единственного работника органов местного самоуправления данного муниципалитета (специалиста). Каким образом в указанных случаях избрать глав муниципальных образований? Кто должен созвать сход граждан?

Законом субъекта Российской Федерации был изменен порядок избрания главы муниципального образования. Полномочия действующего главы муниципального образования досрочно прекращены в связи со смертью. При этом полномочия представительного органа муниципального образования истекают только через 9 месяцев. Когда и как следует избрать нового главу муниципального образования?

Правомерно ли устанавливать главе муниципального образования доплату за работу в выходные, нерабочие и праздничные?

Возможно ли внести изменения в порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, предусматривающие, что председатель конкурсной комиссии не обладает правом решающего голоса?

В 2015 году полномочия главы муниципального образования были досрочно прекращены. В соответствии с уставом муниципального образования его полномочия исполнял заместитель главы муниципального образования. В сентябре 2018 года был избран новый состав представительного органа муниципального образования. Однако, до настоящего времени новый глава муниципального образования так и не был избран (избирается представительным органом муниципального образования из своего состава).

Вправе ли заместитель главы муниципального образования продолжить исполнять полномочия главы муниципального образования? Вправе ли он подписывать решения представительного органа муниципального образования?

В связи с различными требованиями, предусмотренными в федеральном законодательстве (в том числе о противодействии коррупции) к кандидатам на должность главы муниципального образования в зависимости от способа его избрания (на выборах или по результатам конкурса), правомерно ли закрепление в муниципальном правовом акте, регулирующем проведение конкурса на замещение должности главы муниципального образования, перечня документов, аналогичного перечню, содержащемуся в статье 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"?

Должен ли глава муниципального образования – председатель представительного органа муниципального образования, избираемый из числа депутатов, слагать с себя полномочия депутата представительного органа муниципального образования?

Должен ли заключаться трудовой договор (контракт) с главой муниципального образования – председателем представительного органа муниципального образования, избираемым из числа депутатов представительного органа?

Обязан ли зарегистрированный кандидат на время его участия на конкурсной основе на должность главы муниципального образования, выполняющий свои обязанности действующего главы муниципального образования, на время его участия в выборах освобождаться от выполнения своих должностных обязанностей, представлять в избирательную комиссию копии соответствующих приказов?

Должен ли зарегистрированный кандидат, находящийся на муниципальной службе, освобождаться от выполнения должностных обязанностей? Является ли глава муниципального образования муниципальным служащим?

Соответствует ли законодательству наделение должностного лица местного самоуправления, исполняющего полномочия главы муниципального образования в случае его временного отсутствия, правом на подписание нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования, без одновременного предоставления возможности применения им права отлагательного вето?

При отсутствии у должностного лица местного самоуправления, исполняющего полномочия главы муниципального образования в случае его временного отсутствия, права отлагательного вето, обязано ли оно подписать не соответствующий законодательству нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования?

Каким образом можно определить, насколько правомерно представительным органом муниципального образования установлены дополнительные выплаты к должностному окладу главы муниципального образования за работу со сведениями, составляющими государственную тайну?

Законом субъекта Российской Федерации был изменен порядок избрания главы муниципального образования (глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию, а руководство представительным органом будет возложено на председателя представительного органа). Действующий глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа и являющийся его председателем, не избран депутатом представительного органа муниципального образования нового созыва. Уставом муниципального образования предусмотрено, что заместители главы и руководитель аппарата местной администрации работают по срочному контракту до дня начала работы представительного органа нового созыва. Таким образом, до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования отсутствует должностное лицо, наделенное полномочиями по руководству местной администрацией. Возможно ли наделение действующего главы муниципального образования полномочиями главы местной администрации?

Не повлечет ли временное исполнение полномочий главы муниципального образования его заместителем (муниципальный служащий) либо депутатом представительного органа муниципального образования нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом № 131-ФЗ и Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»?

Предусмотрено ли заключение трудового договора с главой муниципального образования избранным представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса?

В случае принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи удалением его в отставку или в связи с отрешением от должности, с какого момента полномочия данного лица считаются прекращенными?

Является ли ограничением пассивного избирательного права неограниченного круга лиц установление в муниципальном правовом акте о порядке проведения конкурса на замещение должности главы муниципального образования обязательных требований к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам кандидата?

Является ли несоответствие кандидата на должность главы муниципального образования установленным муниципальным правовым актам требованиям к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения, безусловным основанием для отказа ему в участии в конкурсе?

Возможно ли установление требований к стажу или опыту работы по аналогии с требованиями, установленными законодательством о государственной и муниципальной службе?

Предусмотрена ли действующей редакцией Федерального закона № 131-ФЗ возможность главы муниципального образования давать поручения главе местной администрации?

Полномочия главы муниципального образования прекращены досрочно в связи с отставкой по собственному желанию. Необходимо ли оформлять решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении его полномочий?

В нашем регионе уже год проводятся выборы главы сельского поселения по-новому – представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Мы считаем это нарушением конституционных прав граждан. В связи с этим просим внести соответствующие изменения в федеральное законодательство, позволяющие избирать главу сельского поселения на муниципальных выборах.

Могут ли действующие главы муниципальных образований принимать участие в конкурсе, не слагая своих полномочий?
Когда прекращаются полномочия главы местной администрации, если он осуществляет полномочия главы муниципального образования?

Возможен ли отзыв населением (избирателями) главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса?

Может ли глава муниципального образования, ушедший в отставку по собственному желанию, выдвигаться кандидатом в депутаты на выборах в представительный орган муниципального образования и из его состава быть избранным главой муниципального образования?

Является ли глава муниципального образования, работающий на постоянной основе (глава избран из состава представительного органа) депутатом, работающим на постоянной основе, либо в таком случае замещение высшей муниципальной должности (главы) депутатом не препятствует работе депутатом на постоянной основе другому депутату представительного органа?

Может ли быть отозван глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа в случае, если все или часть депутатов избирались по партийным спискам?

В какой форме должен быть составлен отчет главы муниципального образования? Необходимо ли порядок отчета главы закреплять в каком-либо муниципальном правовом акте?

Какими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения может наделяться в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования?

О каких подведомственных главе муниципального образования органах местного самоуправления говорится в части 5.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ?

Мэр российского города фигура, фактически, неприкосновенная. Угроз его положению существует всего четыре. Это, по мере убывания, суд, губернатор региона, местное законодательное собрание и - в наименьшей степени - мнение избирателей. "Правда.Ру" проанализировала, как и за что в последнее время российские градоначальники лишались своих постов. Прямой роли избирателей в отставках проследить не удалось ни в одном из случаев.

До последней реформы политической системы в России избранным градоначальникам угрожало, по сути, только судебное преследование. Основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления закон называл "только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке".

Соответственно, основной причиной отставки мэров городов в России до 2009 года являлся приговор суда. Например, в 2006 году суд Томска отстранил от должности мэра города Александра Макарова, подозреваемого в вымогательстве. В том же году полномочия мэра Волгограда Евгения Ищенко были приостановлены, а сам он был взят под стражу по обвинению в незаконном участии в предпринимательской деятельности и хранении боеприпасов. Позже мэр, незадолго до вынесения приговора, прямо из следственного изолятора написал заявление об отставке.

В 2007 году суд приостановил полномочия мэра Архангельска Александра Донского, обвиненного в использовании поддельного диплома и злоупотреблении должностными полномочиями. Через год суд признал градоначальника виновным, после вступления приговора в силу мэра по представлению прокуратуры сняли с должности.

В том же году прокуратура Приморского края возбудила уголовное дело в отношении мэра Владивостока Владимира Николаева по статье "злоупотребление должностными полномочиями" и "превышении должностных полномочий". Суд вынес решение временно отстранить Николаева от должности, а с вынесением приговора Николаев лишился поста мэра.

Однако закон говорит о возможности "голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", которое "проводится по инициативе населения" путем проведения референдума.

Тем не менее, все гражданские, не связанные с возбуждением уголовных дел попытки отстранить выборных градоначальников от должности, раз за разом оканчивались провалом. Можно вспомнить кампанию по отзыву с должности мэра Самары Георгия Лиманского. Она началась в 1999 году. Тогда, впрочем, горизбирком отказался зарегистрировать инициативную группу самарцев, объясняя это решение отсутствием положения, определяющего порядок "народного импичмента" мэра.

Самарцы дважды собирали подписи под инициативой отзыва градоначальника. В вину ему вменялось бедственное состояние городского коммунального хозяйства, дефицит в городском бюджете, бездействие в решении проблем жильцов самарских ТСЖ и ЖСК. Однако отсутствие прописанной в городском законодательстве процедуры не позволило довести ситуацию с отзывом до референдума. Эксперты в этой связи говорили о прямом нарушении конституционных прав самарцев.

Лишь в 2004 году инициаторам кампании за отставку удалось добиться приняла гордумой "Положения о процедуре отзыва мэра". Впрочем, Лиманский благополучно проработал до конца своих полномочий, уступив на выборах 2006 года Виктору Тархову.

В 2004 году миасское городское отделение КПРФ предприняло попытку инициировать процедуру отзыва мэра города Владимира Григориади. Выяснилось, что, согласно Уставу Миасса, отзыв должен проходить в несколько этапов.

Установленная законом процедура требует обращения инициативной группы граждан в горизбирком. Который, в случае, если сочтет прошедшее собрание инициативной группы законным, обязан передать вопрос депутатам городского совета. В случае, если последние сочтут претензии граждан обоснованными, они должны назначить референдум. Наконец, "импичмент" главе города может быть объявлен на городском референдуме, если в голосовании приняли участие более 50 процентов избирателей, а количество поданных за досрочную отставку голосов превысило количество голосов, поданных за избрание руководителя муниципального образования.

В случае с мэром Миасса проходить эту без сомнения сложнейшую процедуру не пришлось. Летом 2004 года прокуратура утвердила в отношении градоначальника обвинение по уголовному делу в неоднократном вымогательстве и получении взяток. В октябре того же года мэр был приговорен к 8 годам колонии.

В 2006 году инициативная группа безуспешно пыталась инициировать отзыв мэра Челябинска Михаила Юревича. Председатель горизбиркома заявил СМИ (ситуацию подробно освещала газета "Коммерсант"), что "в Уставе города лишь указано, что горожане имеют право отозвать мэра, а сама процедура отзыва не прописана". В гордуме отметили, что "для отзыва главы необходимы не эмоции, а вступившие в силу решения суда, подтверждающие наличие нарушений в действиях мэра". В мэрии же заявили, что акция по отзыву является провокацией: "Людей вводят в заблуждение, так как законных оснований для проведения процедуры отзыва нет".

Инициаторам отзыва мэра последовательно отказал горизбирком и Челябинский областной суд, куда граждане обратились с заявлением о нарушении их избирательных прав и трех нормативных актов: Устава Челябинска, Федерального закона № 131 и "Закона о местном референдуме".

В настоящиймомент Михаил Юревич занимает пост губернатора Челябинской области.

В том же 2006 году жители Благовещенска предприняли попытку отозвать со своего поста мэра города Александра Мигулю. Претензии к градоначальнику были связаны, как заявляли инициаторы отзыва, с нарушением присяги, в которой мэр заявлял о защите интересов жителей города. Мигуле припоминали предвыборные обещания "восстановить и увеличить льготы ветеранам за счет муниципалитета", "создавать условия для стимулирования частной инициативы", "добровольно сложить с себя полномочия мэра в случае нарушения этих и других обязательств".

Местные коммунисты передали в городскую избирательную комиссию ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума по отзыву Мигули с должности мэра. КПРФ поддержали "единороссы" и их фракция в гордуме. Но, несмотря на поддержку, довести процедуру "импичмента" до конца вновь не удалось.

В марте 2009 года Мигуля с феноменальным результатом 83,47 процента голосов был переизбран на второй срок. А в апреле 2010 года решением губернатора Амурской области мэр был отрешен от должности "в связи с неисполнением решения суда". Как сообщил журналистам сам глава региона, "он (Мигуля) не исполнил решение Благовещенского городского суда о восстановлении в должности неправомерно уволенную главу муниципального предприятия "Ритуальные услуги" Галину Сыщук".

В 2007 году отстранением от должности мэра города Мегион Ханты-Манскийского АО Александра Кузьмина безуспешно занималась инициативная группа. Основанием для ее деятельности послужили, как заявлялось, "покупки за счет бюджета лошадей, дорогих авто, непрозрачные финансовые схемы, прогулы, дорогие зарубежные поездки в Калифорнию, снижение зарплат".

В начале 2009 года глава Ханты-Мансийского округа Александр Филипенко предложил мэру Мегиона добровольно подать в отставку уже в связи с проблемами обманутых дольщиков в городе.

В конце мая того же года губернатор отстранил Кузьмина от должности мэра в связи с возбуждением в его отношении уголовного дела по фактам незаконного получения денежных средств из бюджета города. Впрочем, речь шла уже о новом эпизоде - как утверждало следствие, в апреле 2008 года мэр города незаконно получил командировочные в сумме 58 000 рублей.

В ноябре 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию объявил о начале политической реформы в стране. В ее рамках предлагалось внести изменения в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - решить проблему ранее практически несмещаемых мэров российских городов.

Суть президентских инициатив состояла в том, чтобы наделить правом смещения мэра со своего поста местные парламенты и губернаторов регионов. 24 апреля 2009 года поправки в закон о местном самоуправлении были приняты Госдумой, 7 мая того же года подписаны президентом РФ.

Первая попытка применения обновленного ФЗ-131 была предприняты в конце мая 2009 года в Орле, чей мэр Александр Касьянов "отсутствовал на рабочем месте в течение года, что превышает максимально допустимый по закону трехмесячный срок". Это не удивительно, так как мэр все это время находился в СИЗО по подозрению в уклонении от уплаты налогов. В июле суд приговорил Касьянова к двум с половиной годам колонии-поселения и необходимость отстранения его городским законодательным собранием отпала сама собой.

Кроме того, судя по публикациям СМИ, были озвучены обвинения в адрес Чернышева о предоставлении частным предприятиям бюджетных кредитов, из которых большая часть не возвращена. Также представитель губернатора уведомил депутатов, что мэр города "неожиданно ушел в отпуск без согласования с губернатором, которое необходимо получить в этом случае".

Отстраненный городским заксобранием Чернышев обратился в суд. Озерский городской суд Челябинской области, выслушав позиции сторон и заслушав свидетелей по делу, признал решение депутатов об удалении в отставку главы города незаконным и подлежащим отмене.

Вторым мэром, отстраненным от должности в связи с принятием президентских поправок в ФЗ-131, стал уже упоминавшийся выше глава Мегиона Александр Кузьмин.

Далее последовала целая череда отставок мэров российских городов. 16 июля 2009 года был удален в отставку мэр Суздаля Сергей Годунин, - по инициативе горсовета, с формулировкой "за бездействие", которое выразилось в неопубликовании ряда решений мэрии.

Следующим в конце июня стал мэр города Чайковский Пермского края. Градоначальник Юрий Востриков был смещен с должности депутатами гордумы по предложению губернатора Олега Чиркунова. Главной претензией к мэру стало неумение управлять и обеспечить жизнедеятельность города, а также нарушение прав и интересов граждан при предоставлении коммунальных услуг. В частности, в городе три месяца отсутствовала горячая вода, так как управляющие компании задолжали теплоснабжающим организациям 270 млн. рублей, и энергетики"перекрыли кран".

В августе 2009 года была предпринята неудачная попытка сместить со своего поста главу города Апатиты, члена КПРФ Михаила Антропова. В отношении градоначальника были возбуждены два уголовных дела: первое по статье "неисполнение решения суда" (обязывавшего его уволить своего заместителя Ольгу Савельеву); второе - о якобы незаконной передачи статуса поставщика электроэнергии в Апатитах от одной компании к другой.

Губернатор Мурманской области озвучил намерение в середине августа внести в горсовет города Апатиты обращение с предложением снять с должности главу муниципалитета. Но, судя по тому, что "красный" мэр благополучно управляет городом по сей день, оснований для отставки не нашлось.

Всего за период с весны 2009 года по осень 2010-го в России были смещены со своего поста более 10 градоначальников. Среди формулировок - "систематическое неисполнение своих обязанностей", "критическая ситуация в системе ЖКХ и в санитарном состоянии города" и другие.

Встречаются и неудачные попытки отставить мэра со своего поста, как произошло, к примеру, с градоначальником Барнаула - городское собрание его отставку, инициированную губернатором, не приняло.

А вот мэра города Лахденпохьи, что в Карелии, в марте 2010 года депутаты городского собрания отправили в отставку за проблемы в сфере ЖКХ и за срыв отопительного сезона. Ирония ситуации заключается в том, что на пост главы города виновник был избран лишь в октябре 2009 года. И с этого момента в горсовете дважды поднимался вопрос о его отставке.

Таким образом, вплоть до недавнего времени основной и единственной причиной смещения избранного мэра со своего поста оставался приговор суда. Лишь по итогам политической реформы градоначальников начали "снимать" в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Такие полномочия получили губернаторы и городские собрания. Но электорат по-прежнему практически не имеет возможности отозвать со своего поста избранного мэра.

Впрочем, политологи и эксперты не видят в такой ситуации ничего удивительного. Председатель Межрегионального объединения избирателей, эксперт ассоциации "Голос" Андрей Бузин, отвечая на вопрос корреспондента "Правды.Ру" о перспективах модернизации законодательства, его дальнейшей демократизации, отметил, что отзыв всенародно избранного мэра всегда будет затруднен чисто юридически.

"Вообще я к процедуре отзыва депутата, мэра, избираемого лица, отношусь не положительно, а отрицательно, - сказал Бузин. - Помимо юридических трудностей здесь возникает и такой вопрос, что мэру работать будет практически невозможно. Можно будет из раза в раз инициировать эту самую процедуру, в том числе и со стороны администрации".

"Отзыв депутатов - это один из элементов советской избирательной системы. А в советские времена отзыв довольно часто практиковался, но не со стороны избирателей, а со стороны партийных комитетов, которые инициировали собрания, - пояснил эксперт. - Так и здесь, процедура отзыва мэра будет инициироваться администрацией".

Андрей Бузин подчеркнул, что ему не известно ни одной демократической страны, где была бы реализована процедура отзыва избранного лица избирателями.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко в свою очередь, объяснила, что "сегодня для отстранения мэра от должности нужны условия. В том числе, когда речь идет о неэффективной работе, это должно быть доказано в судебном порядке".

"То есть это не просто безосновательная воля губернатора, - подчеркнул политолог. - В этом плане, мне кажется, система достаточно продумана, и важно, чтобы на данный момент она работала".

"То есть думаю, в ближайшее время новых идей здесь, может, и не потребуется", - сказала она, отвечая на вопрос о возможности дальнейшей демократизации законодательства. "Гораздо важнее, чтобы то, что уже принято, работало качественно", - подчеркнула Оксана Гончаренко.

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.


В Нижнем Тагиле (Свердловская область) сотрудники ОМОН задержали капитана полиции Руслана Белоконного, который прославился тем, что раскрыл несколько резонансных преступлений. Среди них — похищение и убийство известного тренера Александра Чумарина и дело банды «хоккеистов-убийц». Руслан мог сделать блестящую карьеру, но в какой-то момент оказался в немилости у начальства, проявив излишнюю независимость как в работе, так и в общественной жизни. Он, например, поддержал в соцсетях задержанного «омбудсмена полиции» Владимира Воронцова. В итоге Белоконного обвинили по двум статьям УК РФ, а его задержание провели как спецоперацию по захвату особо опасного преступника. История незаурядного полицейского и подробности его скандального дела — в материале «Ленты.ру».

В 2003 году, еще когда Руслан Белоконный был подростком, в Нижнем Тагиле похитили и убили его знакомого, 16-летнего Дмитрия Чебыкина. Бандиты украли подростка ради выкупа: его отец был состоятельным бизнесменом.

Но Чебыкин-старший не успел передать деньги похитителям, и его сына убили. Расследованием громкого дела занимались лучшие следователи и оперативники, но преступников задержать не удалось.

Родители убитого мальчика, написавшие много жалоб в прокуратуру, перестали верить следствию, а дело в конце концов ушло в архив, где лежало долгие десять лет. Именно оттуда в 2013 году его и поднял Белоконный, который только пришел служить в полицию. Он детально изучил все материалы по убийству Чебыкина и начал работу, которая продлилась семь лет.

В первый же год, как устроился на работу в полицию, я поднял это дело из архива следственного отдела по Дзержинскому району. Я сам был из этого двора, поэтому знал некоторых очевидцев

Руслан искал и находил очевидцев и свидетелей, а затем шаг за шагом вышел на главных подозреваемых в этом деле — участников организованной преступной группировки (ОПГ) «Фортуна». Ее еще называли «бандой хоккеистов»: почти все участники ОПГ играли в хоккей.

Руслан Белоконный

В списке подозреваемых оказались Александр Пантелеев, известный в криминальных кругах как Пантелей, Евгений Сальцин (Буба) и Евгений Дудров (Молдаван). Позже к фигурантам дела добавились хоккеист Антон Харламов и кикбоксер Владимир Иванов.

Раскрыть дело оперативнику Белоконному помогла бывшая девушка Пантелея, которой бандит однажды проболтался про убийство Дмитрия Чебыкина. Вскоре после задержания все фигуранты стали давать признательные показания. Так спустя 17 лет после преступления было раскрыто дело о громком убийстве в Нижнем Тагиле.

Я верила, что будут найдены те, кто это сделал. Я и мой муж Сергей очень Руслану благодарны за то, что он это дело поднял и все раскопал. Если бы не он — дело никогда не дошло бы до следователя и тем более до суда

За раскрытие дела об убийстве Дмитрия Чебыкина награды получили многие сотрудники полиции Нижнего Тагила, но Руслана Белоконного среди них не оказалось.

Мой начальник доложил выше, его начальник — еще выше, потом из Екатеринбурга в Москву. И получается, кто выше доложил — тот и раскрыл дело. Я же работал не за награды

Руководство объяснило это тем, что у оперативника Белоконного были выговоры, а значит, ни о каких поощрения не может быть и речи. Позже это вошло в правило: перед раскрытием каждого крупного дела Руслан получал выговор за какое-нибудь незначительное нарушение и оставался без поощрений.

Материалы по теме


«На бандитов я могу положиться больше, чем на систему»

Владимир Воронцов

«Ты куда полез? Мы заткнем рот любому»

В общей сложности за восемь лет работы Руслан Белоконный раскрыл несколько сотен уголовных дел, в том числе дело об убийстве известного хоккеиста и тренера Александра Чумарина, тело которого не найдено до сих пор. Чумарин долгое время считался пропавшим без вести: его безуспешно искали волонтеры и даже экстрасенсы.

Но Руслан Белоконный сумел найти свидетеля, который указал на убийцу тренера — ранее судимого наркомана, который попытался ограбить Чумарина, пырнул его ножом в живот, а тело спрятал в карьере, но не смог указать точное место.

Кроме того, Белоконный участвовал в раскрытии дела банды Айдаркина с 45 преступными эпизодами. Именно он собрал 17 заявлений на участников банды и отнес свои наработки в отдел полиции №17 по Нижнему Тагилу, но не встретил там поддержки среди коллег и обратился выше — в региональный главк МВД.

Там отреагировали быстро: Белоконного на полгода прикомандировали к отделу по борьбе с организованной преступностью для сопровождения дела банды Айдаркина, которое в конце концов было раскрыто. За это ему полагалась вневедомственная медаль, но вышло иначе.

Белоконному вынесли предупреждение о неполном служебном соответствии от начальства за то, что он не поставил их в известность о своей работе с главком. Полицейские начальники решили, что оперативник просто перешагнул через их головы.

Задержание участников банды Айдаркина

Первый раз скомпрометировать и уволить Белоконного пытались еще в 2015 году, когда он участвовал в задержании банды мошенников, отбиравших квартиры у стариков. Аферистов крышевали полицейские из управления собственной безопасности (УСБ). Когда они узнали, что Руслан вышел на их след, оперативника попытались поймать на взятке.

Провокацию планировали реализовать руками главного фигуранта дела о мошенниках по фамилии Габсаликов. Перед самым задержанием он оставил на скамейке деньги, которые, по версии УСБ, были взяткой для Белоконного.

С этого момента Руслан старался в своей работе быть предельно осторожным и внимательным, понимая, что враги в любой момент попытаются подставить его снова. А внимание начальства к Белоконному в отделе всегда было особенно пристальным.

Ситуация усугубилась в 2018 году: тогда Руслан отказался работать на митинге против пенсионной реформы в Нижнем Тагиле, поскольку там присутствовал его отец. Оперативник объяснил это тем, что «полиция должна быть вне политики». А 27 мая 2020 года Белоконный опубликовал в соцсетях фото своего удостоверения в поддержку задержанного «омбудсмена полиции» Владимира Воронцова.

Я не оппозиционер и не революционер. Я поддержал Воронцова как коллегу. Его идея о создании профсоюза МВД мне очень близка — я был за этот профсоюз, который борется за права сотрудников

Тем же вечером Белоконному сообщили об увольнении, сделав «подарок» накануне его 30-летия. «Уволили меня за то, что я якобы опорочил честь сотрудника полиции», — говорит Руслан.

Руслан Белоконный попытался обжаловать увольнение и рассказал о ситуации журналистам. Публикации в СМИ появились 9 июня 2020 года, а уже на следующий день на уволенного оперативника завели уголовное дело по статье 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).

Если бы я не обжаловал увольнение, не попытался восстановиться, возможно, и дело уголовное не возбудили бы

Поводом для возбуждения уголовного дела стала служебная проверка, инициированная самим Белоконным после событий, произошедших в ночь с 21 на 22 апреля 2020-го. Тогда в баре «44» за несоблюдение масочного режима задержали около 15 человек, в том числе хоккейного тренера Алексея А.

Всех задержанных полицейские отвезли в больницу для медицинского освидетельствования на наркотики. По версии следствия, оперативник Павел Д., коллега Руслана Белоконного, дружил с тренером, и они после задержания договорились, что в больнице Алексей сдаст за Павла анализ.


При этом в этой схеме была своя роль и у Белоконного: он якобы подал врачам документы тренера без фото, чтобы они не поняли, в чем подвох. Однако Руслан утверждает, что не был замешан в этой схеме, а заподозрив неладное, начал служебную проверку. В конце концов Белоконный сам пострадал от своих действий и стал фигурантом уголовного дела.

Тренер А. позже сдал еще несколько тестов на наркотики, которые оказались отрицательными, и теперь по делу он проходит в статусе свидетеля. В действиях врачей, которые могли допустить сдачу анализа посторонним лицом, следователи халатности не обнаружили.

После возбуждения уголовного дела Руслан Белоконный рассказал журналистам свою версию происходящего и предоставил видеозапись, подтверждающую его невиновность: на ней видно, что оперативник не мог помочь в подмене анализа тренера А., поскольку не заходил в больницу, он спал рядом в машине, а потом забрал уже готовый тест.

Параллельно Белоконный начал предавать огласке неудобную для его начальства правду о происходящем в отделе.

Помимо «палочной системы», проблем с материальным обеспечением и невнимательности руководства к проблемам сотрудников бывший оперативник сообщил журналистам и о более серьезных вещах. В частности, по словам Белоконного, в отделе могли списывать в архив нераскрытые дела о таких преступлениях, как покушение на убийство. При этом выстрелы в материалах таких дел аккуратно называли «хлопками».

Материал по «хлопкам» списан в архив — «в связи с отсутствием состава преступления». Пистолет не нашли, гильзы от ТТ не изымали, отверстия от пуль, попавших в магазин, аккуратно заделали, а сами неудавшиеся киллеры пошли в отказ — их просто отпустили

Белоконный рассказал, что после публикации в СМИ в минувшем феврале бойцы ОМОН и сотрудники УСБ устроили ему очередную провокацию, когда он с друзьями отдыхал в бильярдной. Против Руслана применили силу, вынуждая его оказать сопротивление полицейским, но он не стал этого делать. Свои действия против него силовики никак не объяснили.

13 мая полиция Нижнего Тагила уделила своему бывшему сотруднику Белоконному неожиданно много внимания. Сначала его остановили сотрудники ГИБДД по «анонимному сообщению о том, что он управляет машиной в состоянии алкогольного опьянения».

Но эта мера оказалась лишней: врачи сказали, что с анализами у Белоконного все хорошо. Тогда он поехал на прием к врачу в городскую больницу, как собирался раньше.

Но стены медицинского учреждения бывший оперативник покинул уже в наручниках. Операцией по задержанию Руслана руководил следователь по особо важным делам Следственного комитета России (СКР) Евгений Верехин. Следователя сопровождали две группы бойцов ОМОН, сотрудники УСБ и ППС.

Бойцы ОМОН на задержании Руслана Белоконного

Как говорит Белоконный, при задержании бойцы ОМОН сломали ему ребро и нанесли другие телесные повреждения. «Если ты побежишь — я выстрелю», — сказал Руслану один из силовиков. Однако, как будет указано в протоколе, травмы у задержанного появились якобы потому, что друзья избили его в туалете накануне задержания.

Белоконного на двое суток поместили в ИВС, а затем предъявили обвинение по второй части статьи 303 УК РФ («Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности») — по всей той же странной истории с анализами тренера.

Правда, у Белоконного были записи, на которых видно, что он прошел освидетельствование: возможно, поэтому суд перенесли, а материалы вернули обратно в ГИБДД. Тем не менее сегодня Руслан обвиняется сразу по двум статьям УК РФ. Уже в ближайшее время его дело может быть передано в суд.


Сам Белоконный считает, что следствие сделает все, чтобы довести его дело до приговора, а обвинение по второй статье — лишь способ утяжелить первую. У Руслана нет претензий к рядовым силовикам, которые работали против него, даже против бойцов ОМОН и УСБ. По его мнению, они просто выполняли приказы.

«Работать можно или по совести, или по закону. Я уважаю и тех, и других», — говорит собеседник «Ленты.ру». При этом Белоконный не сомневается, что его бывшее начальство может пойти на еще более изощренные провокации.

«Если у меня получится доказать свою невиновность, я буду первым, кто победил систему», — заключает Белоконный. В пресс-службе управления МВД России по Свердловской области от комментариев по делу бывшего оперативника Белоконного отказались.

Мэр российского города фигура, фактически, неприкосновенная. Угроз его положению существует всего четыре. Это, по мере убывания, суд, губернатор региона, местное законодательное собрание и - в наименьшей степени - мнение избирателей. "Правда.Ру" проанализировала, как и за что в последнее время российские градоначальники лишались своих постов. Прямой роли избирателей в отставках проследить не удалось ни в одном из случаев.

До последней реформы политической системы в России избранным градоначальникам угрожало, по сути, только судебное преследование. Основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления закон называл "только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке".

Соответственно, основной причиной отставки мэров городов в России до 2009 года являлся приговор суда. Например, в 2006 году суд Томска отстранил от должности мэра города Александра Макарова, подозреваемого в вымогательстве. В том же году полномочия мэра Волгограда Евгения Ищенко были приостановлены, а сам он был взят под стражу по обвинению в незаконном участии в предпринимательской деятельности и хранении боеприпасов. Позже мэр, незадолго до вынесения приговора, прямо из следственного изолятора написал заявление об отставке.

В 2007 году суд приостановил полномочия мэра Архангельска Александра Донского, обвиненного в использовании поддельного диплома и злоупотреблении должностными полномочиями. Через год суд признал градоначальника виновным, после вступления приговора в силу мэра по представлению прокуратуры сняли с должности.

В том же году прокуратура Приморского края возбудила уголовное дело в отношении мэра Владивостока Владимира Николаева по статье "злоупотребление должностными полномочиями" и "превышении должностных полномочий". Суд вынес решение временно отстранить Николаева от должности, а с вынесением приговора Николаев лишился поста мэра.

Однако закон говорит о возможности "голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", которое "проводится по инициативе населения" путем проведения референдума.

Тем не менее, все гражданские, не связанные с возбуждением уголовных дел попытки отстранить выборных градоначальников от должности, раз за разом оканчивались провалом. Можно вспомнить кампанию по отзыву с должности мэра Самары Георгия Лиманского. Она началась в 1999 году. Тогда, впрочем, горизбирком отказался зарегистрировать инициативную группу самарцев, объясняя это решение отсутствием положения, определяющего порядок "народного импичмента" мэра.

Самарцы дважды собирали подписи под инициативой отзыва градоначальника. В вину ему вменялось бедственное состояние городского коммунального хозяйства, дефицит в городском бюджете, бездействие в решении проблем жильцов самарских ТСЖ и ЖСК. Однако отсутствие прописанной в городском законодательстве процедуры не позволило довести ситуацию с отзывом до референдума. Эксперты в этой связи говорили о прямом нарушении конституционных прав самарцев.

Лишь в 2004 году инициаторам кампании за отставку удалось добиться приняла гордумой "Положения о процедуре отзыва мэра". Впрочем, Лиманский благополучно проработал до конца своих полномочий, уступив на выборах 2006 года Виктору Тархову.

В 2004 году миасское городское отделение КПРФ предприняло попытку инициировать процедуру отзыва мэра города Владимира Григориади. Выяснилось, что, согласно Уставу Миасса, отзыв должен проходить в несколько этапов.

Установленная законом процедура требует обращения инициативной группы граждан в горизбирком. Который, в случае, если сочтет прошедшее собрание инициативной группы законным, обязан передать вопрос депутатам городского совета. В случае, если последние сочтут претензии граждан обоснованными, они должны назначить референдум. Наконец, "импичмент" главе города может быть объявлен на городском референдуме, если в голосовании приняли участие более 50 процентов избирателей, а количество поданных за досрочную отставку голосов превысило количество голосов, поданных за избрание руководителя муниципального образования.

В случае с мэром Миасса проходить эту без сомнения сложнейшую процедуру не пришлось. Летом 2004 года прокуратура утвердила в отношении градоначальника обвинение по уголовному делу в неоднократном вымогательстве и получении взяток. В октябре того же года мэр был приговорен к 8 годам колонии.

В 2006 году инициативная группа безуспешно пыталась инициировать отзыв мэра Челябинска Михаила Юревича. Председатель горизбиркома заявил СМИ (ситуацию подробно освещала газета "Коммерсант"), что "в Уставе города лишь указано, что горожане имеют право отозвать мэра, а сама процедура отзыва не прописана". В гордуме отметили, что "для отзыва главы необходимы не эмоции, а вступившие в силу решения суда, подтверждающие наличие нарушений в действиях мэра". В мэрии же заявили, что акция по отзыву является провокацией: "Людей вводят в заблуждение, так как законных оснований для проведения процедуры отзыва нет".

Инициаторам отзыва мэра последовательно отказал горизбирком и Челябинский областной суд, куда граждане обратились с заявлением о нарушении их избирательных прав и трех нормативных актов: Устава Челябинска, Федерального закона № 131 и "Закона о местном референдуме".

В настоящиймомент Михаил Юревич занимает пост губернатора Челябинской области.

В том же 2006 году жители Благовещенска предприняли попытку отозвать со своего поста мэра города Александра Мигулю. Претензии к градоначальнику были связаны, как заявляли инициаторы отзыва, с нарушением присяги, в которой мэр заявлял о защите интересов жителей города. Мигуле припоминали предвыборные обещания "восстановить и увеличить льготы ветеранам за счет муниципалитета", "создавать условия для стимулирования частной инициативы", "добровольно сложить с себя полномочия мэра в случае нарушения этих и других обязательств".

Местные коммунисты передали в городскую избирательную комиссию ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума по отзыву Мигули с должности мэра. КПРФ поддержали "единороссы" и их фракция в гордуме. Но, несмотря на поддержку, довести процедуру "импичмента" до конца вновь не удалось.

В марте 2009 года Мигуля с феноменальным результатом 83,47 процента голосов был переизбран на второй срок. А в апреле 2010 года решением губернатора Амурской области мэр был отрешен от должности "в связи с неисполнением решения суда". Как сообщил журналистам сам глава региона, "он (Мигуля) не исполнил решение Благовещенского городского суда о восстановлении в должности неправомерно уволенную главу муниципального предприятия "Ритуальные услуги" Галину Сыщук".

В 2007 году отстранением от должности мэра города Мегион Ханты-Манскийского АО Александра Кузьмина безуспешно занималась инициативная группа. Основанием для ее деятельности послужили, как заявлялось, "покупки за счет бюджета лошадей, дорогих авто, непрозрачные финансовые схемы, прогулы, дорогие зарубежные поездки в Калифорнию, снижение зарплат".

В начале 2009 года глава Ханты-Мансийского округа Александр Филипенко предложил мэру Мегиона добровольно подать в отставку уже в связи с проблемами обманутых дольщиков в городе.

В конце мая того же года губернатор отстранил Кузьмина от должности мэра в связи с возбуждением в его отношении уголовного дела по фактам незаконного получения денежных средств из бюджета города. Впрочем, речь шла уже о новом эпизоде - как утверждало следствие, в апреле 2008 года мэр города незаконно получил командировочные в сумме 58 000 рублей.

В ноябре 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию объявил о начале политической реформы в стране. В ее рамках предлагалось внести изменения в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - решить проблему ранее практически несмещаемых мэров российских городов.

Суть президентских инициатив состояла в том, чтобы наделить правом смещения мэра со своего поста местные парламенты и губернаторов регионов. 24 апреля 2009 года поправки в закон о местном самоуправлении были приняты Госдумой, 7 мая того же года подписаны президентом РФ.

Первая попытка применения обновленного ФЗ-131 была предприняты в конце мая 2009 года в Орле, чей мэр Александр Касьянов "отсутствовал на рабочем месте в течение года, что превышает максимально допустимый по закону трехмесячный срок". Это не удивительно, так как мэр все это время находился в СИЗО по подозрению в уклонении от уплаты налогов. В июле суд приговорил Касьянова к двум с половиной годам колонии-поселения и необходимость отстранения его городским законодательным собранием отпала сама собой.

Кроме того, судя по публикациям СМИ, были озвучены обвинения в адрес Чернышева о предоставлении частным предприятиям бюджетных кредитов, из которых большая часть не возвращена. Также представитель губернатора уведомил депутатов, что мэр города "неожиданно ушел в отпуск без согласования с губернатором, которое необходимо получить в этом случае".

Отстраненный городским заксобранием Чернышев обратился в суд. Озерский городской суд Челябинской области, выслушав позиции сторон и заслушав свидетелей по делу, признал решение депутатов об удалении в отставку главы города незаконным и подлежащим отмене.

Вторым мэром, отстраненным от должности в связи с принятием президентских поправок в ФЗ-131, стал уже упоминавшийся выше глава Мегиона Александр Кузьмин.

Далее последовала целая череда отставок мэров российских городов. 16 июля 2009 года был удален в отставку мэр Суздаля Сергей Годунин, - по инициативе горсовета, с формулировкой "за бездействие", которое выразилось в неопубликовании ряда решений мэрии.

Следующим в конце июня стал мэр города Чайковский Пермского края. Градоначальник Юрий Востриков был смещен с должности депутатами гордумы по предложению губернатора Олега Чиркунова. Главной претензией к мэру стало неумение управлять и обеспечить жизнедеятельность города, а также нарушение прав и интересов граждан при предоставлении коммунальных услуг. В частности, в городе три месяца отсутствовала горячая вода, так как управляющие компании задолжали теплоснабжающим организациям 270 млн. рублей, и энергетики"перекрыли кран".

В августе 2009 года была предпринята неудачная попытка сместить со своего поста главу города Апатиты, члена КПРФ Михаила Антропова. В отношении градоначальника были возбуждены два уголовных дела: первое по статье "неисполнение решения суда" (обязывавшего его уволить своего заместителя Ольгу Савельеву); второе - о якобы незаконной передачи статуса поставщика электроэнергии в Апатитах от одной компании к другой.

Губернатор Мурманской области озвучил намерение в середине августа внести в горсовет города Апатиты обращение с предложением снять с должности главу муниципалитета. Но, судя по тому, что "красный" мэр благополучно управляет городом по сей день, оснований для отставки не нашлось.

Всего за период с весны 2009 года по осень 2010-го в России были смещены со своего поста более 10 градоначальников. Среди формулировок - "систематическое неисполнение своих обязанностей", "критическая ситуация в системе ЖКХ и в санитарном состоянии города" и другие.

Встречаются и неудачные попытки отставить мэра со своего поста, как произошло, к примеру, с градоначальником Барнаула - городское собрание его отставку, инициированную губернатором, не приняло.

А вот мэра города Лахденпохьи, что в Карелии, в марте 2010 года депутаты городского собрания отправили в отставку за проблемы в сфере ЖКХ и за срыв отопительного сезона. Ирония ситуации заключается в том, что на пост главы города виновник был избран лишь в октябре 2009 года. И с этого момента в горсовете дважды поднимался вопрос о его отставке.

Таким образом, вплоть до недавнего времени основной и единственной причиной смещения избранного мэра со своего поста оставался приговор суда. Лишь по итогам политической реформы градоначальников начали "снимать" в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Такие полномочия получили губернаторы и городские собрания. Но электорат по-прежнему практически не имеет возможности отозвать со своего поста избранного мэра.

Впрочем, политологи и эксперты не видят в такой ситуации ничего удивительного. Председатель Межрегионального объединения избирателей, эксперт ассоциации "Голос" Андрей Бузин, отвечая на вопрос корреспондента "Правды.Ру" о перспективах модернизации законодательства, его дальнейшей демократизации, отметил, что отзыв всенародно избранного мэра всегда будет затруднен чисто юридически.

"Вообще я к процедуре отзыва депутата, мэра, избираемого лица, отношусь не положительно, а отрицательно, - сказал Бузин. - Помимо юридических трудностей здесь возникает и такой вопрос, что мэру работать будет практически невозможно. Можно будет из раза в раз инициировать эту самую процедуру, в том числе и со стороны администрации".

"Отзыв депутатов - это один из элементов советской избирательной системы. А в советские времена отзыв довольно часто практиковался, но не со стороны избирателей, а со стороны партийных комитетов, которые инициировали собрания, - пояснил эксперт. - Так и здесь, процедура отзыва мэра будет инициироваться администрацией".

Андрей Бузин подчеркнул, что ему не известно ни одной демократической страны, где была бы реализована процедура отзыва избранного лица избирателями.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко в свою очередь, объяснила, что "сегодня для отстранения мэра от должности нужны условия. В том числе, когда речь идет о неэффективной работе, это должно быть доказано в судебном порядке".

"То есть это не просто безосновательная воля губернатора, - подчеркнул политолог. - В этом плане, мне кажется, система достаточно продумана, и важно, чтобы на данный момент она работала".

"То есть думаю, в ближайшее время новых идей здесь, может, и не потребуется", - сказала она, отвечая на вопрос о возможности дальнейшей демократизации законодательства. "Гораздо важнее, чтобы то, что уже принято, работало качественно", - подчеркнула Оксана Гончаренко.

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Читайте также: