В год увольнения сотруднику по его рапорту уполномоченным руководителем могут быть предоставлены

Опубликовано: 14.05.2024

Предоставление отпуска в МВД регулируется нормами действующего законодательства. Помимо этого, работников этой службы относят к государственным служащим, а значит, для них существуют некоторые особенности в предоставлении заслуженного отдыха. Далее, в статье рассмотрим вопрос, какой отпуск у сотрудника МВД, сколько он длится, какие документы необходимы для его предоставления, а также как производится его оплата.

Виды отпусков сотрудников полиции

Как уже говорилось выше, основным документом, регулирующим порядок предоставления отпуска сотруднику полиции, является ТК РФ, однако иными нормативными актами устанавливается целый ряд особенностей для этой категории служащих.

Далее, рассмотрим на предоставление какого отпуска можно рассчитывать в полиции (п.1 ст. 56 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

Основной

Продолжительность его определяется ст. 57 вышеназванного акта и составляет 30 календарных дней, при этом служащим в условиях Крайнего Севера предоставляется отпуск длиной 45 дней. В указанное число дней не входят выходные и праздничные дни, общая продолжительность которых не более 10.

Дополнительные отпуска сотрудникам полиции

Дополнительные предусмотрены следующие.

За выслугу лет

Предоставление этого вида отдыха регламентировано ст. 58 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Так, в зависимости от срока службы в правоохранительных органах, работнику прибавляется 5 дней при стаже от 10 до 15 лет, 10 дней при работе от 15 до 20 дней и 15 дней при службе сроком более 20 лет;

По личным обстоятельствам

Порядок предоставления отдыха в этом случае регулируется положениями ст. 61. Его продолжительность будет составлять не более 10 дней без учёта времени на проезд в следующих ситуациях:

  • тяжёлое заболевание или смерть родственника;
  • стихийного бедствия, постигшего близкого родственника;
  • для прохождения реабилитации;
  • в иных случаях.

Перед увольнением

На него можно рассчитывать только при наличии стажа работы 20 лет (ст. 63).

При рождении ребёнка

А также уходу за ним до достижения возраста 3 лет. Предоставление этого вида отдыха происходит наравне с обычными гражданами-женщинами, а значит, регулируется нормами действующего ТК РФ.

Порядок предоставления

Порядок предоставления отпуска в полиции аналогичен предоставлению отдыха в любом ином предприятии:

  1. Подготовка и написание рапорта;
  2. Подача документа руководящему лицу;
  3. Подписание соответствующего распоряжения руководителя;
  4. Уход на отдых.

Перечень документов следующий:

  1. Рапорт, оформляемый по утверждённой форме;
  2. График отпусков, который составляется и утверждается руководителем соответствующего подразделения;
  3. Распоряжение руководства.

Рапорт по своей сути является тем же заявлением и должен содержать в себе:

  1. Название структурного подразделения, где проходит службу гражданин;
  2. Ф. И. О. руководителя, на имя которого оформляется бумага;
  3. Название, а именно «Рапорт»;
  4. Просьбу о назначении отпуска;
  5. Сроки, в которые планируется предоставление выходных с указанием времени, необходимого для дороги;
  6. Место, где планируется провести отдых;
  7. Транспорт, на котором служащий планирует добираться до места назначения.


Образец рапорта на отпуск

Указанный документ составляется и подписывается просящим собственноручно. Наличие помарок и исправлений не допускается.

Основным документом, после подписания которого служащий полиции может рассчитывать на отпуск в МВД РФ, является приказ руководства. Эта бумага оформляется в соответствии с требованиями действующего ТК РФ и содержит в себе следующие данные:

  1. Персональные данные лица, которому предоставляется отдых;
  2. Информация о сроках отдыха с указанием времени на дорогу;
  3. Общий срок отсутствия на службе.

Перенос, продление и отзыв

Статья 59 вышеназванного ФЗ регламентирует право на продление или перенос отпуска сотрудника полиции. Указанное возможно в следующих ситуациях:

  1. Если работник заболел;
  2. Если появилась необходимость в выполнении определённого задания;
  3. Если наступила иная ситуация.

При этом важно знать, что продление либо перенос выходных допускается на срок не более 10 календарных дней.

В ситуациях, когда во время отпуска оформлялся больничный по уходу за ребёнком, на продление или перенос отдыха не стоит рассчитывать. Это возможно только в случае болезни самого работника полиции.

Для работников этой сферы предусмотрены особые основания отзыва из отпуска.

Так, прервать отдых возможно в следующих ситуациях:

  1. При наличии согласия самого служащего, в случае, когда его вызов обоснован невозможность выполнения каких-то отдельных поручений или работы отдела в целом.
  2. Без согласия служащего, при наличии обстоятельств.

Обстоятельства для последнего пункта допускаются следующие:

  • при проведении контртеррористических операций;
  • при устранении последствий аварий, катастроф, техногенных происшествий. Важно знать, что если в этих ситуациях работник полиции откажется от выхода на службу, это может послужить основанием для освобождения его от должности.

Неизрасходованную часть отдыха работник может использовать в любое удобное для него время. При этом если её продолжительность более 10 дней, такому работнику надлежит оплатить проезд к месту назначения, а также предоставить дополнительное время на дорогу.

Расчёт и оплата

Существуют некоторые особенности расчёта отпуска при службе в МВД.

Рассчитаем, на какой максимальный срок отдыха может рассчитывать служащий: 30 дней основного отдыха + 15 дней (максимальный период за выслугу лет) + 10 дней выходных = 55 дней.

При этом в качестве дополнения к указанному сроку можно рассчитывать на время, которое сотрудник затратит к месту проезда и обратно домой. Данное право закреплено в Приказе МВД России от 16.05.2012 № 514.

Оплата отдыха осуществляется на общих правилах, как правило, не позднее последнего дня, предшествующего дате его начала.

Помимо всего сказанного, сотрудник МВД обладает правом по получению компенсации за неизрасходованный отпуск, но только в части, превышающей сверх определённые 30 дней. Но на практике такое право используется крайне редко, в основном только при увольнении сотрудника.

Наряду с этим работникам Севера производится компенсация оплаты до любого места проведения отдыха.

Порядок предоставления отпуска сотрудникам МВД регулируется нормами действующего законодательства и содержит в себе некоторые особенности. Так, определён более продолжительный срок для отдыха в размере 30 дней, в зависимости от срока службы могут предоставляться дополнительные дни. Помимо этого работникам полиции можно рассчитывать на оплату дороги к месту отдыха и обратно.


23 января Конституционный Суд вынес Постановление № 4-П, в котором разобрался в том, имеют ли право на отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней сотрудники ОВД, уволенные в связи с болезнью, приобретенной во время службы.

Повод для обращения в КС

14 марта 2018 г. заместитель начальника полиции УМВД РФ по г. Перми Владимир Чистяков был признан не годным к службе в связи с наличием заболевания, полученного в период ее прохождения. 19 марта он подал два рапорта: об увольнении со службы с 26 марта 2018 г. и о предоставлении предусмотренного ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ отпуска по личным обстоятельствам.

Приказом ГУ МВД РФ по Пермскому краю от 20 марта 2018 г. Чистяков был уволен со службы с 25 марта 2018 г. по п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) без предоставления отпуска.

Посчитав свои права нарушенными, Чистяков обратился в суд с иском о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, об изменении даты увольнения – с учетом продолжительности отпуска по личным обстоятельствам – с 25 марта на 25 апреля 2018 г. и о взыскании расходов на оказание юридической помощи.

Индустриальный районный суд г. Перми в удовлетворении заявленных требований отказал, отметив при этом, что предоставление сотруднику по его желанию предусмотренных законодательством отпусков возможно лишь в случаях, указанных в ч. 11 ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ, содержащей перечень оснований, при увольнении по которым сотрудники ОВД могут воспользоваться правом на отпуск. Суд посчитал, что поскольку п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона не входит в число названных оснований, Чистякову не мог быть предоставлен отпуск по личным обстоятельствам при прекращении службы.

Пермский краевой суд оставил без изменения решение первой инстанции, указав, что предоставление отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней предусмотрено лишь для сотрудников ОВД, увольняемых со службы по п. 8 ч. 2 ст. 82 Закона о службе в ОВД РФ, т.е. по состоянию здоровья – на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе. Судьи Пермского краевого суда и Верховного Суда отказали в передаче кассационных жалоб для их рассмотрения в судебном заседании.

В жалобе в Конституционный Суд Владимир Чистяков указал, что ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ не соответствует Конституции, поскольку исключает предоставление предусмотренного ею отпуска по личным обстоятельствам сотрудникам, увольняемым со службы по основанию, закрепленному п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона.

КС согласился с неопределенностью нормы закона

Изучив материалы дела, КС указал, что до внесения 2 августа 2019 г. изменений в ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ отпуск по личным обстоятельствам безусловно предоставлялся сотрудникам органов внутренних дел, которые увольнялись по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе.

Суд заметил, что в отношении сотрудников, увольняемых со службы в связи с болезнью (п. 1 ч. 3 ст. 82 закона), несмотря на то, что по данному основанию увольнялись только лица, признанные военно-врачебной комиссией не годными к службе, т.е. не имевшие возможности продолжить службу на других должностях в органах внутренних дел, вопрос о предоставлении такого отпуска мог быть решен отрицательно, о чем свидетельствуют судебные решения по делу заявителя.

Конституционный Суд напомнил, что 2 августа 2019 г. ч. 11 ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ также была изложена в новой редакции, которая предусматривает, что сотруднику, увольняемому со службы по основанию, предусмотренному п. 1, 2, 3, 4, 9, 11, 16, 17 или 18 ч. 2 ст. 82 данного закона, по его рапорту могут быть предоставлены предусмотренные законодательством неиспользованные отпуска за предшествующий и текущий годы. По смыслу же гл. 8 оспариваемого закона, регламентирующей служебное время и время отдыха сотрудников ОВД, к неиспользованным отпускам, по общему правилу, могут быть отнесены основной и дополнительные отпуска, предусмотренные ч. 1 ст. 58 этого закона и предоставляемые, как правило, регулярно.

КС заметил, что отпуск по личным обстоятельствам, предоставление которого закреплено ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ, не может рассматриваться как неиспользованный, ввиду того что право на него возникает однократно – непосредственно в момент принятия решения о прекращении службы после вынесения соответствующего решения военно-врачебной комиссией. Следовательно, указал Суд, в настоящее время ч. 1 ст. 63 данного закона не может применяться в системной связи с ч. 11 ст. 56, в том числе с учетом тех оснований увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы, которые в ней указаны.

КС отметил, что согласно положениям оспариваемого закона термин «состояние здоровья» относится к характеристике физического состояния лица, принимаемого в органы внутренних дел (проходящего в них службу), и используется при определении квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел (ст. 9), обстоятельств, вследствие которых гражданин не может находиться на службе в органах внутренних дел (ст. 14), условий, с наличием которых связано предоставление права поступления на службу в органы внутренних дел (ст. 17), оснований перевода на другую должность (ст. 30), оснований и порядка расторжения контракта и увольнения (ст. 82, 84, 87 и 89) и правил заключения нового контракта с лицом, достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел (ст. 88), а также при решении вопроса о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней (ст. 63).

Статьей 9 данного закона, указал КС, установлены в том числе требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу, и сотрудников ОВД и определяемые по результатам военно-врачебной экспертизы категории их годности к службе.

Суд отметил, что приведенные положения, являясь основой для определения годности сотрудника к службе по состоянию здоровья, учитываются при формулировании оснований увольнения со службы, к числу которых относится и увольнение по состоянию здоровья при установлении сотруднику категории годности «В» (ограниченно годен), и увольнение в связи с болезнью при установлении категории годности «Д» (не годен). При этом сотрудники с категорией «В» подлежат увольнению по п. 8 ч. 2 ст. 82 оспариваемого закона, а сотрудники с категорией «Д» – по п. 1 ч. 3 данной статьи.

Таким образом, резюмировал КС, термин «состояние здоровья» используется в п. 8 ч. 2 ст. 82 Закона о службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ при указании на увольнение сотрудников, на основании заключения военно-врачебной комиссии признанных ограниченно годными к службе в ОВД. Соответственно, можно предположить, что упоминание в ч. 1 ст. 63 данного закона об увольнении в связи с состоянием здоровья относится только к увольнению со службы по состоянию здоровья на основании такого заключения.

В то же время, отметил Суд, прекращение служебных отношений как по п. 8 ч. 2 ст. 82 оспариваемого закона, так и по п. 1 ч. 3 этой статьи (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) обусловлено изменением категории годности к прохождению службы. «Следовательно, имеются основания для оценки ч. 1 ст. 63 данного Федерального закона как предусматривающей предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска по личным обстоятельствам в связи с ухудшением состояния его здоровья независимо от конкретного основания увольнения», – посчитал Конституционный Суд. Таким образом, оспариваемая норма, устанавливая право сотрудников ОВД на отпуск по личным обстоятельствам при стаже службы в календарном исчислении 20 лет и более в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья, не позволяет однозначно определить, каким сотрудникам, с учетом категории их годности к службе и основания увольнения, такой отпуск должен быть предоставлен.

Суд отметил, что данное утверждение подтверждается ответами госорганов. Так, Совет Федерации сделал вывод о соответствии оспариваемой нормы Конституции, но указал, что правовое регулирование, исключающее право граждан при их вынужденном увольнении в связи с болезнью на предоставление отпуска по личным обстоятельствам, ставит таких граждан в неравные условия по сравнению с гражданами, страдающими более легкими формами аналогичных заболеваний и увольняемыми по состоянию здоровья из-за отсутствия возможности перемещения по службе.

Министерство юстиции посчитало, что оспариваемая норма не позволяет сделать однозначный вывод о том, только ли сотрудник ОВД, увольняемый по состоянию здоровья, имеет право на отпуск по личным обстоятельствам либо данная гарантия распространяется на лиц, увольняемых в связи с болезнью.

МВД РФ отметило, что использование законодателем формулировки «в связи с состоянием здоровья», отличной от имеющихся в Законе о службе в ОВД РФ и формулировок оснований увольнения сотрудника со службы в ОВД («по состоянию здоровья», «в связи с болезнью»), может создавать неопределенность в установлении круга субъектов, на которых распространяются закрепленные оспариваемой нормой гарантии.

Генеральная прокуратура также указала, что положения оспариваемой нормы по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, предоставляя право на дополнительный отпуск при увольнении по состоянию здоровья, исключают предоставление данного права при увольнении в связи с болезнью, т.е. ставят в неравное положение лиц, фактически принадлежащих к одной категории – сотрудники ОВД, увольняемые по заключению военно-врачебной комиссии, и при этом подчеркивает, что такие различия в объеме дополнительных гарантий сотрудников вряд ли можно признать разумными и оправданными.

Таким образом, отметил КС, буквальный смысл оспариваемой нормы, ее понимание органами государственной власти, в том числе законодательными, а также правоприменительная практика указывают на возможность неоднозначного толкования ее содержания. Следовательно, оспариваемое законоположение противоречит принципам правовой определенности, равенства и справедливости, а потому не соответствует Конституции.

Суд указал федеральному законодателю на необходимость незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания признанного неконституционным положения и отметил, что решения Владимира Чистякова должны быть пересмотрены после приведения положений закона в соответствие с Конституцией во исполнение данного постановления.

Эксперты оценили позицию Суда

В комментарии «АГ» руководитель практики ФБК Legal Александра Герасимова отметила, что защита прав специальных категорий работников (в том числе, государственных служащих) является устоявшейся тенденцией в практике Конституционного Суда. По ее мнению, их Суд защищает с большей охотой, чем обычных работников, постановления по жалобам которых являются очень редким явлением.

«При этом, в отличие от более резонансных дел, по которым правовое сообщество ждало от Конституционного Суда отмены неконституционных норм, а он ограничился толкованием (как, например, дело Ильдара Дадина, толкование КС по которому полностью игнорируется судами), в данном деле не только норма признана неконституционной, но и указано на незамедлительное устранение неопределенности», – указала эксперт.

Александра Герасимова заметила, что поскольку все специальные законы об отдельных видах государственной службы содержат различия в правовом регулировании, то напрямую данное постановление не может являться основанием для вывода о неконституционности схожих положений. «Вместе с тем о возможности ссылки на данное постановление по аналогии указывает и сам Конституционный Суд, перечисляя схожие законоположения таких законов. На трудовые отношения обычных граждан данное постановление существенного влияния не окажет», – посчитала она.

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Конституционный Суд в своих решениях неоднократно ссылается на ранее сформулированные им правовые позиции, и в этом смысле постановления КС РФ можно рассматривать в качестве судебного прецедента. «Однако на практике это может потребовать внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, поскольку в самом постановлении КС указывается, что отпуск по личным обстоятельствам предусмотрен законодательством и для государственных служащих других категорий», – предположила она.

Служба в полиции связана с множеством нагрузок психоэмоционального и физического характера, поэтому отдых важен для эффективной работы сотрудников силовых структур.

Алгоритм предоставления регулируется рядом нормативных актов РФ, основные из них:

  • ТК РФ;
  • ФЗ №342-ФЗ от 30.11.2011, регулирующий вопросы службы в органах;
  • ФЗ №247-ФЗ от 19.07.2011, касающийся социальных гарантий работникам.

Чтобы понять, как посчитать отпуск сотруднику полиции, следует принять во внимание, что его виды определены ч. 1 ст. 56 закона №342-ФЗ. Это следующие виды:

  1. Основной.
  2. Дополнительный.
  3. Другие.

Правила основного отпуска в МВД

Основной отдых в полиции длится 30 календарных дней. Если служба проходит на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, в других регионах с суровым климатом, в отдаленных субъектах РФ (постановление правительства №48 от 23.01.2001), предусмотрены удлиненные отпуска сотрудников органов внутренних дел продолжительностью 45 суток.

Предоставляется каждый год. Если работник не использовал его по установленному графику, его предоставляют в иное подходящее время до конца текущего года или на протяжении следующего.

Если служба проходит на Крайнем Севере, в иных регионах с тяжелыми условиями, предусмотрена возможность по собственному желанию объединить положенные дни отдыха за 2 года.

Законом определен особый алгоритм, как считается отпуск в МВД: в период для подсчета в число дней не включают (не более 10) выходные и нерабочие праздничные дни. Период делят на части при условии, что одна из них состоит не менее чем из 14 суток.

Правила дополнительного отпуска в МВД

Дополнительные виды определены ст. 57 ФЗ №342. К ним относят дополнительный отпуск в МВД, который предоставляют за:

  • стаж;
  • вредные условия;
  • особые условия;
  • ненормированный рабочий день.

Кроме этого, предусмотрено освобождение от службы для прохождения медико-психологической реабилитации (ч. 11 ст. 11 ФЗ №247).

Вид дополнительного отдыха Продолжительность (в календарных днях) Дополнительные условия
За стаж 5 при стаже от 10 до 15 лет Если не использован в текущем году, допотпуск за выслугу лет в МВД предоставляют в удобное время в следующем.
10 при стаже от 15 до 20 лет
15 при стаже от 20 лет
За вредные условия Не меньше 10 Порядок определен приказом МВД №50 от 01.02.2018.
За особые условия Не больше 10
За ненормированный день От 3 до 10
Для реабилитации 14/21/30 суток Порядок определен приказом МВД №5 от 10.01.2012.
По личным причинам До 10 Статья 61 ФЗ №342 регулирует отпуск по семейным обстоятельствам у сотрудников МВД, порядок и условия его предоставления.

Как предоставляется

Алгоритм предоставления регулирует приказ МВД №50 от 01.02.2018.

  • график;
  • рапорт (подробнее: рапорт на отпуск сотрудника полиции);
  • приказ руководителя.

Алгоритм оформления отдыха включает три шага.

Шаг 1. Сотрудник оформляет рапорт, где указывает:

  • название подразделения, в котором он служит;
  • Ф. И. О. руководителя, в адрес которого направят рапорт;
  • изложение просьбы об отдыхе и его сроки;
  • указание места, где планируется провести отдых;
  • вид транспорта, на котором планируется добираться до места отдыха.


Шаг 2. Документ направляют руководителю.

Шаг 3. Руководитель утверждает приказ о предоставлении отпуска.

Продление или перенос любого вида отдыха происходит на основании решения руководителя (ст. 59 ФЗ №342):

  • если сотрудник болеет;
  • если в период отдыха он исполняет государственные обязанности, по которым установлено освобождение от службы;
  • в иных случаях, определенных законом.

Основной или дополнительный допускается продлить не более чем на 10 дней, если наступают обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 61 ФЗ №342:

  • тяжелая болезнь/смерть близкого родственника;
  • пожар/иное стихийное бедствие;
  • потребность в психологической реабилитации;
  • иные исключительные случаи.

Отзыв сотрудника из отпуска происходит:

  1. По согласию сотрудника, если в его отсутствие невозможно исполнять функции надлежащим образом. Основание — приказ руководителя.
  2. Без согласия, если наступили особые обстоятельства (ст. 35 ФЗ №342) — введено военное/чрезвычайное положение, проводится антитеррористическая операция, ликвидация ЧС. Отказ приступить к службе в перечисленных условиях является основанием для увольнения.

Как оплачивается

Законодатель определил алгоритм, как оплачивается отпуск в МВД: денежные средства платят исходя из определенной на дату убытия суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат. Если в период отсутствия сотрудника на рабочем месте размер его дохода изменился, производят перерасчет после окончания отпускного периода.

Сотрудник получает компенсацию в денежном эквиваленте (п.п. 81–84 приказа МВД №65 от 31.03.2013):

  • если увольняется из органов, не использовав положенные дни отдыха;
  • взамен части основного периода свыше 30 дней (по желанию сотрудника).

Если работник проходит службу на Крайнем Севере, в приравненных к нему местностях, во вредных условиях, компенсация запрещена (кроме варианта увольнения со службы, ч. 7 ст. 56 ФЗ №342).

Подсчет размера компенсации производится делением начисляемой суммы (оклад + ежемесячные допвыплаты) на среднемесячное число календарных дней. Последнее устанавливают, разделив количество дней в году на 12. предусмотрена возможность оплаты стоимости проезда сотрудника к месту отдыха и обратно (приказ МВД №514 от 16.05.2012).

Сотрудники МВД также вправе рассчитывать на получение данного вида отдыха. В связи со сложностью профессии отпуска для служащих МВД имеют более продолжительные периоды и складываются из нескольких отрезков, носящих как обязательный характер, так и предоставляемые исключительно по требованию.

Право на отдых сотрудников МВД

Служба в Министерстве внутренних дел регламентируется Федеральным законом № 342-ФЗ изданным 30.11.2011 года. Этот документ регулирует все основные вопросы трудовых взаимоотношений между наемными лицами и работодателем, но не отменяет действия Трудового кодекса РФ.

Ответы на вопросы, которые не освещены в ФЗ №342, следует искать в ТК РФ. Что касается отпусков, то они выдаются на основании:


  1. Статьи 56 ФЗ № 342.
  2. Статьи 260 ТК РФ.

Полицейские имеют право отдыхать ежегодно от несения службы, получая за время предоставленного отпуска выплаты и сохраняя за собой свое место. Расширенный спектр отпускных периодов и их большая продолжительность связана с теми трудностями, которые сопровождают работу в органах.

В большей своей части служащие МВД имеют те же гарантии, что и иные работающие лица, но в некоторых аспектах наделены более обширными правами.

Виды отпусков

Отпуск сотрудника полиции не всегда подразумевает обязательность выплаты компенсации за его дни. В некоторых случаях, чтобы его получить потребуется не только обоснование, но и доказательства их наличия. И, безусловно, ни один отрезок нельзя взять без согласования с непосредственным начальником и одобрения высшего руководства.

Когда и сколько можно взять дней отдыха, зависит напрямую от его вида и выслуги лет полицейского. Отпуска подразделяются на:

  1. Основные оплачиваемые, предоставляемые ежегодно.
  2. Дополнительный оплачиваемый, который увеличивается по мере выслуги лет.
  3. Учебные, выдаваемые после окончания профильного заведения.
  4. Каникулярные, перед тем как выйти на пенсию.
  5. Неоплачиваемые по личным обстоятельствам.
  6. Декретные – по беременности и родам, а также по уходу за малышом до трех лет.
  7. Президентские.

Каждый вид имеет свои правила оформления и максимальную продолжительность.

Основной

Основной отпуск – это период, на который может рассчитывать полицейский ежегодно в любом случае, независимо от иных нюансов. Его продолжительность определена по закону в 30 дней.

Указанная цифра является лишь условно календарным, в него не включаются воскресенья и праздничные даты. В длительность основного отпуска не входит время проезда до места отдыха и обратно, которое также учитывается и оплачивается отдельно.


30 дней ежегодного отдыха применяется только для тех, кто служит в средней полосе России. А если регион причислен к Крайнему Северу или приравнен к нему, то срок основного отпуска увеличивается на 15 суток и 10 суток соответственно.

Дополнительный за выслугу лет

Отпуск в МВД имеет тенденцию к увеличению по мере того, как работник накапливает года службы. Чем больше выслуга лет у полицейского, тем длиннее его оплачиваемый отпускной период. По нормам ФЗ № 342 служащим МВД должно дополнительно предоставляться:

  1. 5 дней, начиная с десяти лет выслуги и до пятнадцати.
  2. 10 суток тем, кто накопил более 15 лет непрерывного стажа в МВД.
  3. 15 дней при отработанных 20 годах и сроке, превышающем данный порог.

Дни дополнительного отдыха прибавляются к основному периоду, а если их больше десяти, то могут браться и отдельно от него. Выслуга лет сохраняется при переводах внутри органов, но прерывается при увольнении.

По личным обстоятельствам

Сотрудники полиции также имеют право на оформление дней за свой счет, по причине семейных или личных обстоятельств. Они выдаются в обязательном порядке при рождении ребенка, свадьбе или смерти близкого родственника, а также могут одобряться и по иным причинам.

Для оформления дней за свой счет необходимо соблюдать такие условия:

  1. Единовременная продолжительность не должна превышать 10 дней.
  2. Требует согласования и одобрения у руководящего лица федерального профильного органа или уполномоченного исполнять его обязанности по месту.
  3. Должны быть причины для выдачи свободных от службы дней. Требуется документальное подтверждение их наличия.
  4. Количество раз в году таких незапланированных отгулов не устанавливается законом.

Предоставление неоплачиваемых отрезков производится после подачи рапорта и наличия документов, подтверждающих изложенные в нем факты.

Перед увольнением

Заслужить право на отпуск перед увольнением не так просто, для этого выслуга лет должна быть не меньше 20 лет. Продолжительность этого периода равняется стандартному ежегодному времени отдыха и его особенностью является то факт, что в большинстве случаев он не компенсируется как обычный. Взять данный вид отпуска можно:

  1. В последние три года, которые предшествуют времени достижения предельного срока службы. Обратите внимание, что оформить его можно единожды за все годы.
  2. В год прекращения сотрудничества при плохом состоянии здоровье.
  3. В последний год службы, если увольнение производится по причине сокращения должности.

Отпуск выдается и тем, кто служит сверх максимального возраста, но при условии, что ранее они его не оформляли.

Его можно присовокупить к иным отпускным отрезкам или выбрать индивидуально, но необходимо учитывать, что написав рапорт на отпуск с последующим увольнением, отменить его уже нельзя, как в случае с обычным отдыхом.

Другие отпуска

Указанные ранее отпускные периоды, являются наиболее распространенными, но наряду с ними существуют и иные виды отдыха, который предоставляется служащим МВД при возникновении необходимости.


Прежде всего, следует сказать об отпусках, которые выдаются женщинам на время декрета. Этот период делится на две главные вехи:

  1. Беременность и роды.
  2. Уход за ребенком до трех лет.

Вторая часть декретного периода может оформляться как на маму, так и на папу.

Существуют и иные причины, по которым могут предоставляться отпускные периоды. Например, для прохождения обучения и получения образования. Президентский отдых, который дается для реабилитации утраченного здоровья и в связи с выходом на пенсию.

Порядок предоставления

Отпуска служащим МВД предоставляются в стандартном для РФ порядке. В конце года каждое подразделение составляет свой график очередности на следующий год. Его необходимо по возможности придерживаться, хотя законодательство и не запрещает вносить в него изменения в течение года.

Перенос чаще всего является инициативой наемного лица, в этом случае он обязан подать рапорт, в котором выразит просьбу о выдаче отпуска в иное время. Но даже и без перенесения отдыха процедура начинается именно с рапорта.

Руководство не всегда положительно относится к таким переносам и может отказать в его реализации, если посчитает причину недостаточной.

Оформляется ли отдых по рапорту или по графику неважно, главное, что перед его выдачей и начисления денежного довольствия, должен быть издан приказ. Он дает отмашку на подготовку документации и начислению отпускной компенсации.

Рапорт сотрудника

Рапорт – это фактически тоже заявление, поэтому при его написании действуют те же правила, что и для гражданских лиц. В рапорте следует указать такие данные:

  1. Название отдела МВД, в котором служит отпускник.
  2. ФИО начальника на имя, которого документ подается.
  3. Сведения о самом заявителе.
  4. Просьба о выдаче отпуска.
  5. Дата начала и окончания отдыха, включая дорогу, если она подразумевается.
  6. Место отдыха.
  7. Вид транспорта, на котором будет добираться полицейский до места отдыха.

Рапорт подписывается отпускником лично и после проставления даты сдается в отдел кадров. Кадровик обязан отметить на бланке, берется ли отдых по графику или вне его.

Приказ руководителя

Положительное решение о предоставлении отпускного периода выражается в приказе руководителя. Он издается в стандартном порядке и содержит в себе сведения следующего характера:

  1. Кому выдается отпуск – ФИО, должность, звание.
  2. Дата начала отпуска и его окончания, включая время на дорогу туда и обратно.
  3. Общая продолжительность отсутствия.

В приказе, кроме всего прочего, даются распоряжения о компенсации затрат на дорогу. Документ подписывается руководителем и отправляется на ознакомление отпускнику.

Приказы издаются не только по причине предоставления отпускных отрезков, но и при отзыве с отдыха, переносе или деления периодов.

Отпуск сотрудника ОВД в год увольнения

Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия; указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с данным Федеральным законом службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее; указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел.

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2020 года

Указано, что Федеральный законодатель связывает предоставление сотрудникам органов внутренних дел отпуска по личным обстоятельствам прежде всего с наличием длительного стажа службы (20 лет и более в календарном исчислении). Помимо этого, учитываются обусловившие увольнение со службы факторы, к числу которых относятся достижение предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, состояние здоровья сотрудника или сокращение должности в органах внутренних дел.

Очевидно, вследствие этого часть 1 статьи 63 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» применялась в системной связи с положением части 11 статьи 56 данного Федерального закона, которая (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела заявителя в судах) закрепляла случаи, когда сотруднику, увольняемому из органов внутренних дел, по его желанию предоставлялись предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска. В силу отсутствия в законе специального предписания до принятия Федерального закона от 2 августа 2019 года № 318-ФЗ, вступившего в силу 13 августа 2019 года и изложившего часть 11 статьи 56 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в новой редакции, правоприменители включали в их число и отпуск по личным обстоятельствам.

Часть 11 статьи 56 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 2 августа 2019 года № 318-ФЗ) содержала исчерпывающий (закрытый) перечень оснований увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел, с которыми законодатель связывал возникновение права на использование отпусков непосредственно перед прекращением службы (часть 1, пункты 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19 или 21 части 2, пункты 6, 11 или 12 части 3 статьи 82 данного Федерального закона).

К таким основаниям расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, в частности, были отнесены основания, не связанные с виновными действиями сотрудника и напрямую от действий сторон служебных отношений не зависящие (увольнение по истечении срока действия срочного контракта, по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе, по соглашению сторон, по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, по состоянию здоровья сотрудника и т.д.), а также основания, обусловленные нарушением прав сотрудника (нарушение условий контракта уполномоченным руководителем) либо его нежеланием проходить службу, в том числе в изменившихся условиях (отказ от перевода на иную должность или отказ от прохождения службы в особых условиях и др.). Однако увольнение в связи с болезнью (т.е. по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») среди них указано не было.

Соответственно, до внесения Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 318-ФЗ изменений в статью 56 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отпуск по личным обстоятельствам безусловно предоставлялся сотрудникам органов внутренних дел, которые увольнялись по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел (пункт 8 части 2 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»),

В отношении сотрудников, увольняемых со службы в связи с болезнью (пункт 1 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), несмотря на то что по данному основанию увольнялись только лица, признанные военно-врачебной комиссией не годными к службе, т.е. не имевшие возможности продолжить службу на других должностях в органах внутренних дел, вопрос о предоставлении такого отпуска мог быть решен отрицательно.

В соответствии с частью 2 статьи 88 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 40, ст. 5488), пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2018, N 23, ст. 3261), приказываю:

Порядок представления сотрудников к увольнению со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (приложение N 1);

Порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (приложение N 2).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2020.

к приказу Минюста России

от 19 декабря 2019 г. N 295

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ К УВОЛЬНЕНИЮ СО СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий Порядок определяет процедуру представления сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) к увольнению со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - органы принудительного исполнения)

2. Сотрудник увольняется со службы в органах принудительного исполнения в связи прекращением или расторжением контракта.

3. Прекращение или расторжение контракта и увольнение сотрудника со службы в органах принудительного исполнения производятся по основаниям, предусмотренным статьей 80 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

При наличии одновременно нескольких оснований для прекращения или расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах принудительного исполнения, предусмотренных частью 1, пунктами 1, 3, 4, 8, 9, 11 и 13 части 2 и пунктами 1 и 3 части 3 статьи 80 Федерального закона, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника согласно поданному им рапорту.

4. Увольнение сотрудников, зачисленных в распоряжение органа принудительного исполнения, производится руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем.

5. Сотрудники, увольняемые со службы в органах принудительного исполнения, обязаны сдать закрепленное за ними оружие, иное имущество и документы в соответствующее подразделение органа принудительного исполнения, служебное удостоверение и жетон с личным номером - в кадровое подразделение органа принудительного исполнения (далее - кадровое подразделение).

6. Прекращение или расторжение контракта и увольнение со службы в органах принудительного исполнения оформляются приказом.

7. Кадровое подразделение в последний день службы сотрудника:

знакомит под расписку сотрудника с приказом или выпиской из приказа об увольнении. В случае если в последний день службы сотрудник не ознакомлен с приказом или с выпиской из приказа об увольнении по причинам, не зависящим от действий руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя и кадрового подразделения, по месту жительства (месту пребывания) сотрудника, указанному в его личном деле, заказным письмом с уведомлением о вручении направляется копия приказа или выписка из приказа об увольнении;

выдает сотруднику под подпись заполненную трудовую книжку. В случае если в последний день службы сотрудником не получена на руки трудовая книжка по причинам, не зависящим от действий уполномоченного руководителя и кадрового подразделения, - на следующий рабочий день направляет уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее отправление по почте.

8. Финансовое подразделение органа принудительного исполнения производит с сотрудником окончательный расчет.

9. Прекращение службы в органах принудительного исполнения по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 78 Федерального закона, оформляется приказом о прекращении службы в органах принудительного исполнения в связи с гибелью (смертью) сотрудника, признанием его безвестно отсутствующим или объявлением умершим. Основанием для издания приказа является свидетельство о смерти или вступившее в законную силу решение суда о признании сотрудника безвестно отсутствующим либо об объявлении его умершим.

10. В случае гибели (смерти) сотрудника, признания его безвестно отсутствующим и (или) объявления умершим кадровым подразделением оформляется заключение, содержащее сведения о членах семьи сотрудника и об иных лицах, имеющих право на получение социальных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 6 статьи 88 Федерального закона.

11. Приказ о прекращении службы в органах принудительного исполнения в связи с гибелью (смертью) сотрудника, признанием его безвестно отсутствующим или объявлением умершим издается руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем.

12. Документы, связанные с увольнением сотрудника либо прекращением службы в органах принудительного исполнения по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом, приобщаются к личному делу сотрудника.

к приказу Минюста России

от 19 декабря 2019 г. N 295

ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ

ИЛИ РАСТОРЖЕНИЕМ КОНТРАКТА, УВОЛЬНЕНИЕМ СО СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий Порядок определяет процедуру оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - контракт, органы принудительного исполнения соответственно) и исключением из реестра сотрудников.

2. До увольнения сотрудника кадровое подразделение органа принудительного исполнения (далее - кадровое подразделение) с участием непосредственного руководителя сотрудника готовит представление к увольнению со службы в органах принудительного исполнения (далее - представление к увольнению) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку).

3. Представление к увольнению согласовывается с руководителем подразделения, в котором проходит службу сотрудник, и доводится до сведения сотрудника под подпись. В случае отказа сотрудника от ознакомления с представлением к увольнению составляется акт об отказе сотрудника от ознакомления с представлением к увольнению (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).

4. При составлении представления к увольнению кадровым подразделением уточняются и подтверждаются периоды (время), подлежащие зачету в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии в календарном и льготном исчислении и выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника.

5. Представление к увольнению с документами, послужившими основанием для его подготовки, направляется руководителю федерального органа принудительного исполнения или уполномоченному руководителю для принятия соответствующего решения.

6. Сотрудникам, увольняемым со службы в органах принудительного исполнения, соответствующим кадровым подразделением заблаговременно вручается уведомление о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - уведомление) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку).

Сотрудникам, увольняемым со службы в органах принудительного исполнения, уведомление вручается:

не позднее двух месяцев до дня прекращения (расторжения) контракта и увольнения - при увольнении по основанию, предусмотренному пунктами 8 или 10 части 2 статьи 80 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);

не позднее двух недель до дня расторжения контракта и увольнения - при увольнении по основаниям, предусмотренным пунктами 5 и 11 части 2 статьи 80 Федерального закона;

не позднее семи рабочих дней до истечения срока действия срочного контракта - при увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 80 Федерального закона.

7. Уведомление составляется в двух экземплярах, с каждым из которых сотрудник знакомится и указывает дату. Один экземпляр передается сотруднику, другой - хранится в его личном деле. В случае отказа сотрудника от получения уведомления сотрудником кадрового подразделения или иным сотрудником по решению руководителя кадрового подразделения составляется акт об отказе от получения уведомления о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку).

8. При отсутствии возможности вручения сотруднику, подлежащему увольнению, уведомления по месту службы оно направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по месту жительства (месту пребывания) сотрудника, указанному в личном деле.

Читайте также: