Выберите случай при котором госслужащий может быть исключен из реестра уволенных лиц

Опубликовано: 23.04.2024

Тесты по теме: "Коррупция", для прохождения конкурса на Государственную гражданскую службу.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Какими законодательными и нормативными актами может регулироваться порядок противодействия коррупции в РФ в отношении государственных служащих:

- только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции»;

- только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе»

+ всеми перечисленными нормами: ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе», актами субъектов РФ.

2. В каких случаях государственный служащий имеет право участвовать в управлении некоммерческой организации:

- при избрании единоличным исполнительным органом;

+ в качестве представителя учредителя, коим выступает субъект Российской Федерации, имеющий долю в уставном капитале

- при вхождении в коллегиальный орган управлении.

3. В каких случаях государственный служащий имеет право принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей:

- если стоимость подарка не превышает 3 тысяч рублей;

- если подарок выражается в оказании услуг, оплате транспортных расходов, к примеру;

+ если подарок вручен на официальном мероприятии.

4. Имеет ли право государственный служащий принимать почетные звания от иностранных государств или международный организаций:

- Нет, не имеет права;

+ Имеет право только с разрешения представителя нанимателя

тест 5. Имеет ли право государственный служащий заниматься оплачиваемой деятельности помимо государственной службы:

+ Да, имеет право с разрешения представителя нанимателя.

6. Может ли государственный служащий открыть счет на члена семьи в банке за пределами Российской Федерации:

- Нет, не может ни при каких обстоятельствах;

- Да может, но тайно;

+ Да, может, если жена проживает за границей, а служащий представляет интересы государства.

7. Имеет ли право государственный служащий после увольнения заниматься трудовой деятельность в организациях, которые курировались им в ходе выполнения должностных обязанностей:

- Нет, не имеет права, ни при каких обстоятельствах;

+ Имеет, только с согласия специальной комиссии;

- Имеет, если среднемесячная заработная плата не превышает 100 тысяч рублей.

8. В каких случаях государственный служащий может быть исключен из реестра, уволенных лиц:

- по истечении 3-х лет;

+ при отмене акта, на основании которого данные гражданина были включены в реестр;

-по окончания срока, который предусмотрен для разглашенных данных в качестве государственной тайны.

9. Могут ли родственники жены госслужащего работать с зятем в одном учреждении, относящимся к государственному органу:

- Нет, не могут ни при каких обстоятельствах;

- Да, могут, так как они родственники по свойству и не являются близкими;

+ Да, могут, если не являются подчиненными либо же подконтрольными друг другу;

тест_10. Имеет ли права государственный служащий публично высказываться, в том числе в СМИ и давать оценки либо высказывать свои суждения:

- Нет, не имеет права;

+ Да, имеет право, если это входит в его должностные обязанности.

11. Имеет ли право государственный служащий быть совместителем в ином учреждении?

- Нет, не имеет права;

+ Имеет право только с разрешения представителя нанимателя.

12. Обязан ли государственный служащий представлять отчет о своих расходах:

+ Обязан, но только если замешает должности, согласно утвержденному нормами закона перечнем.

13. Что такое конфликт интересов для государственного служащего:

- конфликтная ситуация с коллегой по работе;

+ личная заинтересованность при разрешении вопроса, входящего в круг должностных обязанностей;

- соподчиненность с родственниками.

14. Утрата доверия государственного лица за совершенные коррупционные действия возможна только:

- за получение взятки в крупных размерах;

- наличие личной заинтересованности;

+ во всех случаях предусмотренных ФЗ №273 без учета размера причиненного ущерба.

15. Примером коррупционных действий можно назвать:

- преподавательскую деятельность за вознаграждение в качестве совместителя;

- получение любого подарка;

+ использование служебного положения для получения выгоды в отношении родственников.

16. Комиссия по соблюдения требований к служебному поведению государственного служащего обязана рассмотреть:

- все обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим предоставленных в любой форме даже анонимные;

- все обращения, содержащие сведения о допущенных правонарушениях, включая уголовные и административные, совершенные государственными служащими;

+ обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим.

17. Обязан ли государственный служащий лично присутствовать на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению:

+ Может отказаться, при определенных обстоятельствах

18. Решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению принимается:

- единолично председателем комиссии.

19. К запретам, предусмотренным нормами ФЗ №79, относятся:

+ совместная работа близких родственников;

- участие в управлении некоммерческой организацией.

тест-20. Государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя:

+ обо всех случаях совершенных коррупционных действий;

- только о склонении к коррупционным действиям лично государственного служащего;

- о коррупционных действиях, сведения о которых были получены в ходе исполнения должностных обязанностей.

21. К взысканиям, которые предусмотрены за совершение коррупционных действий, независимо от их тяжести относятся:

+ дисциплинарные взыскания в виде выговора, строго выговора либо же увольнения;

- понижение в должности либо же снижении чина, классности;

- отмене выплаты премии.

22. Государственный служащий обязан предоставлять сведения о доходах следующих членов семьи:

- всех близких родственников, включая родителей, а также сестер и братьев;

- на всех родственников и по свойству, в том числе тещу, тестя;

+ на супругу и детей.

23. Государственному служащему не запрещено:

- занимать оплачиваемую должность в Профсоюзной организации при государственном аппарате;

- быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе;

+ быть членом ревизионной комиссии в организации, при условии, что часть уставного капитала принадлежит РФ.

24. Государственный служащий, признанный виновным в совершении коррупционных действий не может занимать государственные должности впоследствии:

- только по решению суда;

- на основании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению;

+ после включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

25. При трудоустройстве на новую должность после увольнения с государственной службы гражданин обязан уведомить:

- представителя нанимателя о намерении заключить трудовой договор;

- комиссию по соблюдению требований к служебному поведению;

+ подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.


Основания прекращения трудовых отношений с госслужащим

В отличие от сотрудников коммерческих организаций госслужащие заключают не трудовой договор, а служебный контракт. Полный перечень оснований его расторжения приведен в ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.


Контракт подлежит расторжению в связи с увольнением из-за допущенных при его заключении нарушений. Перечень оснований прекращения служебного контракта по решению руководства схож со списком для инициативы работодателя в ТК РФ (ст. 37 Закона о государственной гражданской службе). Это:

  • несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья или ввиду недостатка квалификации;
  • утрата доверия к служащему в связи непринятием мер по урегулированию конфликта интересов;
  • неоднократное неисполнение обязанностей;
  • однократное грубое нарушение должностных обязанностей;
  • представление подложных документов при заключении контракта;
  • прекращение допуска к гостайне;
  • в случае больничного длительностью свыше 4-х месяцев подряд (если законодательно не установлен иной срок сохранения рабочего места);
  • при сокращении должностей в соответствующем госучреждении или его упразднении.

При этом действуют ограничения для определенных категорий лиц в связи с увольнением по инициативе представителя нанимателя. Так, по этому основанию нельзя уволить:

  • во время отпуска или больничного;
  • запрещено расторгать контракт с беременными, одинокими матерями или единственными опекунами, воспитывающими детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет, женщин с детьми до 3-х лет;

Запрет на увольнение установлен только в отношении больничного длительностью до 4-х месяцев (за исключением случаев, когда предусмотрено сохранение должности на более длительный срок).

Расторжение контракта по не зависящим от воли сторон причинам происходит на тех же основаниях, что применяют для коммерческих компаний. Например (ст. 39 Закона о государственной гражданской службе):

  • увольнение в связи с призывом в армию;
  • при ухудшении здоровья, делающего невозможным продолжение работы;
  • осуждение к отбыванию наказания;
  • признание лица полностью недееспособным.

Перечень документов-оснований для расторжения контракта

Несмотря на то, что процедуру прекращения служебного контракта регулирует Закон о государственной гражданской службе, перечень документов, которые инициируют ее начало, тот же, что и в коммерческих компаниях.

Например, если работник бюджетной сферы решил уволиться, он подает заявление на увольнение госслужащего в произвольной форме. Его так же подают за две недели до даты прекращения контракта.


Хотя каждое госучреждение самостоятельно разрабатывает внутренние бланки указанных выше документов, в остальном процедура расторжения трудовых отношений едина для всех.

Так, госслужащий, определяясь с тем, какую дату указывать в заявлении на увольнение, должен учитывать срок предупреждения об уходе. В течение этого периода работник может отозвать заявление, а по его окончании, прекратить работу.

При увольнении за виновные действия всегда проводят служебную проверку, которую оформляют отчетом. В нем:

  • указывают обстоятельства совершения проступка;
  • смягчающие события;
  • определяют степень вины сотрудника.

Обязательно истребование письменных пояснений от провинившегося. На вопрос, считается ли увольнение с работы административным взысканием, в подобном случае можно ответить скорее положительно. Только правильнее назвать его дисциплинарным взысканием.

Порядок оформления увольнения госслужащего

После поступления документов-оснований начинают непосредственную процедуру расторжения служебного контракта. Она включает в себя:

1. Издание приказа об увольнении — на бланке собственной разработки или по форме № Т-8 (ч. 2 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе).

В нём обязательно указывают основание прекращения сотрудничества согласно формулировкам указанного выше закона.

Например, «за однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей — прогул, подп. „а“ п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ „О государственной гражданской службе Российской Федерации“; подп. „а“ п. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

Также обязательно указание на дату расторжения контракта и реквизиты документов-оснований. С приказом работника нужно ознакомить под роспись. А при его отказе — сделать в нем соответствующую отметку.

2. В последний рабочий день сотрудника финансовый отдел госструктуры проводит с ним полный расчет.

Для этого используют данные по учету рабочего времени, внутренних локальных актов и нормативных документов по оплате труда соответствующего ведомства.

Оформляют табель на уволенного сотрудника, образец которого представлен ниже. Составляют записку-расчет, в которой указывают все начисления, удержания и положенные к выплате суммы.


  • денежное содержание за исполнение обязанностей;
  • суммы в рамках предоставленных ему госгарантий, федеральных законов;
  • компенсацию неиспользованных дней отпуска.

В случае увольнения в связи с сокращением/упразднением госучреждения или в связи с длительной болезнью ему положена дополнительная выплата денежного содержания за 4 месяца.

Может быть проведено удержание из зарплаты за отгулянный авансом отпуск, невозвращенных денежных авансов. В других случаях сумма изъятия не должна превышать 20%, а в отдельных — не более 50% (например, по исполнительным листам).

4. В последний день вносят запись в трудовую книжку, если она ведется в бумажном виде или в реестр электронных сведений о трудовой деятельности.

Нужно подать сведения по форме СЗВ-ТД — не позднее дня, следующего за датой издания приказа.

Формулировка об увольнении в трудовой книжке должна повторять аналогичную запись об основании увольнения в приказе.

Также в этот день делают запись в личной карточке служащего по форме № Т-2ГС (МС).

5. В день увольнения работник получает следующие документы:

  • трудовую книжку или форму СТД-Р;
  • справку о зарплате для расчета больничного по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н;
  • выписки из форм по персонифицированному учету — СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, раздела 3 РСВ.

Сведения о доходах и уплаченных налогах, а также иные документы, связанные со службой по контракту выдают только по письменному заявлению увольняемого.

Если при увольнении госслужащего остался непогашенный до конца исполнительный лист, информация по нему должна быть передана приставу-исполнителю. Так, копию документа высылают в ФССП, а оригинал с отметкой об окончании взыскания и общей удержанной суммой передают ушедшему работнику. Также уволенный должен быть исключен из реестра госслужащих.


Конституционный Суд вынес Постановление № 14-П от 6 апреля 2020 г., в котором указал, что увольнение госслужащего в связи с утратой доверия по причине непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения коррупционного правонарушения.

Повод для обращения в КС

31 августа 2017 г. Игорь Котяш был уволен с государственной гражданской службы в Управлении Росприроднадзора по Мурманской области по своей инициативе, а 1 сентября 2017 г. вновь поступил на госслужбу – в Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора.

В дальнейшем на основании представления Генпрокуратуры была проведена служебная проверка, которая установила, что мужчина при поступлении на госслужбу не представил сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичные сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей. В связи с этим было рекомендовано применить в отношении него дисциплинарное взыскание в виде увольнения. 28 июня 2018 г. он был освобожден от замещаемой должности и уволен по основанию, предусмотренному п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, – в связи с утратой представителем нанимателя доверия к госслужащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным законом, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.

Игорь Котяш обратился в Первомайский районный суд г. Мурманска с иском о признании увольнения незаконным, восстановлении в ранее замещаемой должности, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, внесении изменений в трудовую книжку и обязании представителя нанимателя принять меры по исключению его из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что увольнение в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе является законной и обоснованной мерой реагирования на допущенное им нарушение действующего законодательства о прохождении службы, а процедура увольнения Игоря Котяша была соблюдена. Апелляционный суд оставил решение без изменений. В передаче кассационных жалоб Котяша в Мурманский областной суд и в ВС РФ было отказано.

Бывший госслужащий обратился в Конституционный Суд. В жалобе (имеется у «АГ») он указал, что п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе, а также п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Закона о противодействии коррупции противоречат Конституции, поскольку позволяют представителю нанимателя увольнять госслужащего в связи с утратой доверия за нарушение требований закона о необходимости представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, совершенное им при поступлении на службу, т.е. в период, когда госслужащий еще не имел соответствующего публично-правового статуса, в то время как по своему буквальному смыслу оспариваемые нормы предполагают возможность увольнения в связи с утратой доверия лишь в том случае, когда сведения о доходах не были представлены им в период госслужбы. Непредставление же претендентом на замещение должности госслужбы сведений о доходах при поступлении на такого рода службу является, по мнению заявителя, обстоятельством, препятствующим заключению с данным лицом служебного контракта.

Позиция Конституционного Суда

Изучив материалы дела, КС заметил, что оспариваемый п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Закона о противодействии коррупции – как следует из его содержания – распространяется лишь на такие категории граждан, как лица, замещающие государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность, данное законоположение не может рассматриваться в качестве затрагивающего конституционные права лиц, замещающих должности госслужбы РФ, а значит – и приводить к нарушению этих прав. В связи с этим Суд признал в данной части жалобу недопустимой.

Что же касается п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе, конституционность которых оспаривается Игорем Котяшем по причине его увольнения с госслужбы в связи с утратой доверия за непредставление при поступлении на госслужбу сведений о доходах – своих и членов семьи, то данные законоположения могут выступать предметом рассмотрения Конституционного Суда исключительно в их связи с иными правовыми нормами, регулирующими отношения, связанные с поступлением на госслужбу и ее прекращением, а также определяющими правовое положение (статус) госслужащих, заметил КС.

Таким образом, указал Суд, предметом его рассмотрения являются положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе в той мере, в какой они – в системной связи с иными положениями этого закона – служат основанием для решения вопроса об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия к нему представителем нанимателя по причине непредставления им при поступлении на госслужбу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Конституционный Суд отметил, что порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указывается, что подп. «а» п. 3, п. 4, п. 10 и п. 15 документа прямо предусматривают, что непредставление гражданином при поступлении на указанную службу – вопреки установленному законом требованию – сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, равно как и представление им заведомо ложных сведений, исключает возможность его назначения на должность государственной гражданской службы и заключения с ним служебного контракта. Обязанность же обеспечить соблюдение требований закона при поступлении граждан на госслужбу возлагается на соответствующий государственный орган (его подразделение по вопросам государственной службы и кадров), что предполагает в числе прочего истребование от конкретного гражданина, претендующего на замещение должности госслужбы, всех необходимых для назначения его на данную должность и заключения с ним служебного контракта документов и сведений, включая сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также организацию проверки достоверности этих сведений в установленном порядке.

Конституционный Суд отметил, что заключение государственным органом – вопреки требованию закона – служебного контракта с гражданином, не представившим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, исключает применение к этому гражданину после поступления его на государственную гражданскую службу негативных правовых последствий в виде мер юридической ответственности, в том числе такой сопряженной с репутационными издержками меры, как увольнение с указанной службы по порочащему гражданина основанию.

КС также указал, что применение к госслужащему такой меры ответственности, как увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения указанного коррупционного правонарушения.

Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе выступают элементами правового механизма применения к госслужащему меры ответственности за совершение им в период прохождения службы такого коррупционного правонарушения, а потому не предполагают увольнения госслужащего, который, хотя и не представил при поступлении на службу необходимых сведений, на тот момент еще не имел соответствующего публично-правового статуса, но впоследствии был назначен на должность вопреки требованию закона.

Иное, по мнению КС, означало бы допустимость применения в отношении госслужащего меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, т.е. по порочащему основанию, при отсутствии в его действиях (бездействии) состава коррупционного правонарушения. Тем самым это не только вступало бы в противоречие с ч. 2 ст. 54 Конституции, но и приводило бы к выходящему за рамки конституционно допустимых ограничений прав и свобод ущемлению прав на равный доступ к госслужбе и на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии.

Таким образом, Конституционный Суд признал п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе не противоречащими Конституции и отметил, что выявленный в постановлении смысл данных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Также Суд указал на необходимость пересмотра правоприменительных решений по делу Игоря Котяша.

Комментарии экспертов «АГ»

В комментарии «АГ» адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что в соответствии со ст. 16 Закона о госслужбе госслужащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к нему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим законом, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.

По мнению Ольги Рогачёвой, КС вполне справедливо признал оспариваемые положения как не противоречащие Конституции РФ. «Однако, поскольку на Котяша было наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения, а нарушение не было дисциплинарным проступком, то КС РФ постановил, что дело подлежит пересмотру», – пояснила она.

Управляющий партнер юридической фирмы Felicity Law Юлия Федонина отметила, что обязанность следить за соблюдением правил заключения контрактов госслужбы возлагается на подразделение по вопросам государственной службы и кадров соответствующего государственного органа.

«Гражданин, с которым в результате ошибки этого подразделения был заключен контракт, не может быть автоматически признан виновным в совершении правонарушения коррупционной направленности и привлечен к ответственности. Более того, поскольку гражданин до заключения служебного контракта не является государственным служащим, то в его действиях не может усматриваться состава правонарушения – непредставление сведений о доходах, расходах и имуществе самого государственного служащего, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, за которое государственные служащие подлежат привлечению к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия», – заметила Юлия Федонина.


С марта 2018 года россияне могут узнать имена должностных лиц, уволенных с госслужбы за коррупционные правонарушения с формулировкой «по утрате доверия». Их реестр уже два года по постановлению правительства ведет Департамент государственной службы и кадров Правительства РФ. С тех пор реестр периодически обновляют (последний раз — 21 декабря 2019 года), и сейчас в нем 1898 бывших должностных лиц. В 2018 уволили 1093 человека, в 2019 году – 802 человек. Команда «Трансперенси» в Екатеринбурге изучила реестр и выяснила, что чиновники чаще всего утрачивают доверие за несоответствия в декларациях и конфликт интересов , самой многочисленной профессиональной группой в реестре стали депутаты, а больше всего дисквалифицированных госслужащих в Омской области.

Принцип пополнения и ведения реестра не очевиден: фигуранты громких коррупционных скандалов федерального уровня зачастую в нем просто отсутствуют, найти его на сайте госслужбы затруднительно, а получить данные можно только в формате pdf. При этом сведения исключаются из реестра, если решение об увольнении отменяют, в том числе по решению суда, по истечению пятилетнего срока со дня увольнения, а также в случае смерти уволенного.

Основные причины для увольнения

  1. Чаще всего увольняют за нарушение федерального закона «О противодействии коррупции»: за два года уволили 1470 человек. Самым частым нарушением стало пренебрежение предписаниями статьи 12.1, регламентирующей запреты и ограничения для лиц, замещающих государственные должности (депутаты, главы администраций и т.д.). За два последних года уволили 628 человек, при этом в 2019 году — всего 244 человек.
  2. За нарушения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ о местном самоуправлении уволили 502 человек, из них в 2019 году — 232 человека. В списке уволенных по нарушению этого закона также лидирует статья, связанная с ограничениями и запретами для депутатов муниципального уровня, всего по п. 7.1 ст. 40 Закона о местном самоуправлении уволено 369 человек. Вслед за депутатами в муниципалитетах было уволено 97 муниципальных служащих (чиновников), нарушивших нормы Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
  3. Регламенты несения службы в некоторых силовых структурах описывает федеральный закон № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». За их нарушения с госслужбы уволили 276 человека. У силовиков чаще всего встречались увольнения по статьям 12, 13 (требования к поведению) и 71 (конфликт интересов).
  4. За нарушение статьи 349.2 трудового кодекса, запрещающей госслужащим и членам их семей иметь счета в иностранных банках уволили 12 человек, восемь из которых — в 2019 году. Нужно отметить, что все они трудились в отделениях Пенсионного фонда России, а двое работали в Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Достоверно оценить причины увольнения сложно из-за наличия нескольких законодательных актов и указов федерального и местного уровня, регламентирующих одни и те же нарушения. Так, в качестве основания по утрате доверия в реестре указаны 13 федеральных законов, три указа президента, одно постановление правительства, пять ведомственных приказов и Трудовой кодекс. Кроме того, при дисквалификации госслужащих и депутатов применялись региональные законы. В республиках Адыгея, Бурятия, Коми и Дагестан, в Омской, Тульской, Калининградской, Астраханской и Тамбовской областях, в Приморском и в Ставропольском крае для увольнения использовались местные законы о противодействии коррупции. Самое большое количество уволенных по утрате доверия в Тамбовской области. По региональному закону №124 от 26 июля 2017 года за нарушения в декларациях дисквалификации подверглось 36 депутатов.

Рейтинг субъектов РФ

Диаграмма1.Самое большое количество уволенных. Субъекты Федерации.jpg

Регионы, лидирующие по количеству уволенных по утрате доверия должностных лиц.

Лидером по количеству уволенных со службы является Омская область — там из рядов чиновников и силовиков исключили 122 человека, на втором месте — Краснодарский край (89 человек), на третьем месте республика Башкортостан (73 человек). Меньше всего госслужащих увольняли по утрате доверия в Еврейском АО, в Северной Осетии, в Республике Алтай и Чукотском АО — по одному человеку за два года. В Чеченской Республике, Мордовии и Северной Осетии в 2019 году уволенных со службы по этим статьям не было вообще.

Гражданские и силовики

В реестре 1220 депутатов и чиновников, занимающих гражданские должности, а служащих силовых структур (таких, как МВД, ФСИН, ФССП, МЧС) — 477 человек. Отдельную группу составляют уволенные военные и сотрудники Росгвардии — их 45 человек. Из ведомств федерального уровня уволены с должностей 75 человек. В целом служащих гражданских профессий уволено вдвое больше, чем представителей силовых ведомств.

Диаграмма3.Реестр уволенных 2018-2019. СИЛОВИКИ-2.jpg

Области, лидирующие по количеству уволенных по утрате доверия силовиков.

Из силовых структур больше всего уволенных за два года в Воронежской и Свердловской области — по 39 человек, на втором месте Краснодарский край — 37 человек, на третьем месте Москва — 32 человека.

Диаграмма5.Реестр уволенных 2018-2019. МВД.jpg

Области, лидирующие по количеству уволенных по утрате доверия служащих МВД.

По количеству уволенных служащих Министерства внутренних дел с большим отрывом лидируют Свердловская и Воронежская области — там уволили по 35 человек, включая начальника ОЭБиПК УМВД России и главы ФССП по Свердловской области, и заместителя начальника отдела по борьбе с экономической преступностью в сфере топливноэнергетического комплекса, бюджетной сфере, оперативного сопровождения национальных проектов, потребительского рынка, незаконного оборота алкоголя, транспорта, связи УЭБиПК ГУ МВД России по Воронежской области. На втором месте Краснодарский край — 20 человек, где в списке значится заместитель начальника управления МВД России по Краснодару ГУ МВД России по Краснодарскому краю. На третьем — Москва (15 человек), где уволили старшего оперуполномоченного по особо важным делам ОЭБиПК УВД.

Не было претензий к силовым ведомствам в Забайкальском крае, Астраханской, Тамбовской, Калининградской, Амурской, Мурманской, Кировской, Липецкой и Брянской областях, в также в Карачаево-Черкесской республике, Карелии, Ненецком и Чукотском ОА.

Диаграмма6.Реестр уволенных 2018-2019. ФССП.jpg

Области, лидирующие по количеству уволенных по утрате доверия служащих Службы судебных приставов.

На втором месте по количеству уволенных по утрате доверия в силовых ведомствах службы судебных приставов (ФССП). Лидируют здесь Московская область (17 человек), Москва (16 человек) и Республика Башкортостан (10 человек). Далее следуют Краснодарский край и Санкт-Петербург — там уволили по восемь человек.

Диаграмма4.Реестр уволенных 2018-2019. ДЕПУТАТЫ.jpg

Области, лидирующие по количеству уволенных по утрате доверия депутатов.

В список уволенных с госслужбы включены и депутаты: всего за два года уволили 924 человек. Лидером с большим отрывом является Омская область, где уволили 113 депутатов на втором месте – Забайкальский и Пермский край, где уволены 51 и 50 человек соответственно.

Диаграмма6.Реестр уволенных 2018-2019. Чиновники.jpg

Области, лидирующие по количеству уволенных по утрате доверия работников администраций и госорганов.

За два года по утрате доверия уволили 378 чиновников. Лидирующим субъектом федерации стала Астраханская область, где уволили 42 человека. Санкт-Петербург и Свердловская область стоят на втором месте — здесь уволено по 19 человек, на третьем месте — Республика Крым (18 человек).

Отдельно отметим регионы, где «гражданских» чиновников увольняли много, а силовиков мало. Это Забайкальский край — 55 человек (51 депутат и четыре госслужащих), Астраханская область — 42 чиновника, Тамбовская — 36 депутатов, Карелия — 27 человек (26 депутатов и один чиновник).

Вопросы к реестру

Согласно действующему законодательству, в реестр уволенных лиц по утрате доверия вносятся сведения о лицах, нарушивших антикоррупционные ограничения и запреты, которые связаны с занимаемыми ими должностями, уличенных в конфликте интересов или предоставивших недостоверные сведения в декларациях о доходах. На данный момент это достаточно ограниченный список нарушений. Например, в него не попадают случаи увольнения должностного лица в связи с обвинением в преступлении. Из-за этого в реестр не попадет министр экономики и территориального развития республики Дагестан Осман Хасбулатов, который был задержан по подозрению в махинациях при выполнении госконтрактов 30 апреля 2019 года. Спустя пол года следствия, Хасбулатова уволили с должности министра, удовлетворив его заявление об увольнении по собственному желанию.

Также в реестре не будет Сергея Шаверды, министра лесного хозяйства Иркутской области, задержанного 6 июня, обвиняемого в превышении должностных полномочий при организации и согласовании сплошной незаконной рубки лесов в природном заповеднике «Туколонь». Превышение должностных полномочий — типичная «коррупционная» статья, однако и он был уволен «по собственному желанию».

И даже если Хасбулатова и Шеверду признают виновными, мы их никогда не увидим списке лиц, доверие к которым утрачено, что противоречит смыслу существования такого реестра.

Поэтому мы направим обращение главе Минтруда Максиму Топилину с предложением выступить с законодательной инициативой о расширении перечня случаев, когда сведения о лице и его увольнении будут вноситься в реестр.

от 5 марта 2018 года N 228

О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия

(с изменениями на 30 января 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 87 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.02.2021, N 0001202102020009).

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 марта 2018 года N 228

Положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия

(с изменениями на 30 января 2021 года)

1. Настоящее Положение определяет порядок включения сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения (далее - сведения), в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), исключения из реестра сведений, размещения реестра на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - единая система).

2. Департамент Правительства Российской Федерации, к сфере ведения которого относится обеспечение реализации полномочий Правительства Российской Федерации в решении кадровых вопросов (далее - уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации), осуществляет размещение реестра на официальном сайте единой системы и внесение в реестр изменений в соответствии с настоящим Положением.

3. Федеральные государственные органы и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные государственные органы), Центральный банк Российской Федерации, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иные организации, созданные Российской Федерацией на основании федеральных законов, и организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченные организации), определяют должностное лицо, ответственное за включение сведений в реестр и исключение сведений из него посредством направления сведений в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Положением.

4. Территориальные органы, иные территориальные подразделения федеральных государственных органов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальные подразделения уполномоченных организаций, а также организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, определяют должностное лицо, ответственное за направление сведений в уполномоченный государственный орган (уполномоченную организацию) в соответствии с настоящим Положением для их включения в реестр, а также для исключения из реестра сведений по основаниям, указанным в пункте 15 настоящего Положения.

5. Сведения включаются в реестр посредством их направления в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации:

а) должностным лицом федерального государственного органа - в отношении лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, в территориальном органе и ином территориальном подразделении этого федерального государственного органа, а также должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед указанным федеральным государственным органом (за исключением уполномоченных организаций);

б) должностным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, а также должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и муниципальной службы;

в) должностным лицом уполномоченной организации - в отношении лиц, замещавших должности в уполномоченной организации, а также должности в ее территориальных подразделениях.

6. Сведения направляются в федеральный государственный орган:

а) должностным лицом территориального органа или иного территориального подразделения федерального государственного органа - в отношении лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы;

б) должностным лицом организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом (за исключением уполномоченной организации), - в отношении лиц, замещавших должности в этой организации.

7. Сведения направляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) должностным лицом государственного органа субъекта Российской Федерации - в отношении лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

б) должностным лицом органа местного самоуправления в отношении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы.

8. Сведения в отношении лиц, замещавших должности в территориальных подразделениях уполномоченной организации, направляются в уполномоченную организацию должностным лицом ее территориального подразделения.

9. Должностное лицо уполномоченного подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации, на которое в установленном порядке возложена обязанность по размещению реестра на официальном сайте единой системы и внесению в реестр изменений в соответствии с настоящим Положением, несет установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную ответственность за своевременность размещения сведений в реестре на официальном сайте единой системы.

Должностное лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения, несет установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную ответственность за достоверность, полноту и своевременность направления сведений в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации.

Должностное лицо, указанное в пункте 4 настоящего Положения, несет установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную ответственность за достоверность, полноту и своевременность направления сведений в уполномоченный государственный орган (уполномоченную организацию).

10. Должностное лицо, указанное в пункте 4 настоящего Положения, направляет информацию, указанную в пункте 12 настоящего Положения, в уполномоченный государственный орган (уполномоченную организацию) в течение 10 рабочих дней со дня принятия акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в соответствии с пунктами 6-8 настоящего Положения.

11. Должностное лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения, направляет информацию, указанную в пункте 12 настоящего Положения, в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня принятия акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения или в течение 5 рабочих дней со дня получения информации в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения.

12. Для включения сведений в реестр уполномоченный государственный орган (уполномоченная организация) направляет в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации следующую информацию:

а) фамилия, имя и отчество лица, к которому применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

б) дата рождения лица, к которому применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

в) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присваиваемый налоговым органом Российской Федерации, или аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (для иностранных лиц) - при наличии;

г) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) - при наличии;

д) номер и серия паспорта (или реквизиты заменяющего его документа) лица, к которому применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

е) наименование органа (организации), в котором замещало должность лицо, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

ж) наименование должности, замещаемой на момент применения взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

з) дата и номер (реквизиты) соответствующего акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

и) сведения о совершенном коррупционном правонарушении, послужившем основанием для увольнения (освобождения от должности) лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, со ссылкой на положение нормативного правового акта, требования которого были нарушены.

13. Одновременно в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации направляется заверенная соответствующей кадровой службой копия акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

14. Уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения вносит изменения в реестр, размещаемый на официальном сайте единой системы.

15. Сведения исключаются из реестра по следующим основаниям:

а) отмена акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

б) вступление в установленном порядке в законную силу решения суда об отмене акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

в) истечение 5 лет со дня принятия акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

г) смерть лица, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

16. Уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации вносит изменения в реестр в следующие сроки:

а) не позднее 10 рабочих дней со дня поступления информации в соответствии с пунктами 17 и 21 настоящего Положения по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" и "б" пункта 15 настоящего Положения. В соответствующей строке реестра сроком на 1 месяц создается запись о том, что сведения подлежат исключению из реестра. По истечении указанного срока сведения удаляются из реестра;

б) на следующий календарный день после наступления основания, предусмотренного подпунктом "в" пункта 15 настоящего Положения;

в) не позднее 10 рабочих дней со дня поступления информации в соответствии с пунктами 17 и 21 настоящего Положения - по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 15 настоящего Положения.

21. В случае упразднения (ликвидации) органа (организации), в котором замещало должность лицо, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, письменные заявления, указанные в пунктах 19 и 20 настоящего Положения, направляются непосредственно в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации посредством почтовой связи (передаются на личном приеме граждан).

22. Реестр размещается в открытом доступе на официальном сайте единой системы по адресу http://gossluzhba.gov.ru/reestr в виде списка, который содержит:

а) порядковый номер;

б) фамилию, имя и отчество лица, к которому применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

в) наименование органа (организации), в котором замещало должность лицо, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

г) наименование должности, замещаемой на момент применения взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

д) положение нормативного правового акта, требования которого были нарушены и послужившее основанием для увольнения (освобождения от должности) лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

е) дату соответствующего акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

ж) дату размещения информации на официальном сайте единой системы.

23. Изменение сведений, включенных в реестр, в части, касающейся исправления технических ошибок, осуществляется уполномоченным подразделением Аппарата Правительства Российской Федерации в течение суток со дня самостоятельного выявления технических ошибок, а также в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего письменного обращения.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Читайте также: