За что могут уволить бортпроводника

Опубликовано: 07.05.2024


Моя профессия не кажется мне необычной. В 2010 году я закончила институт и не знала, что делать дальше. Увидела объявление о кастинге в авиакомпанию на должность бортпроводника с обучением. И я, довольно неформальная дама в «камелотах», прихожу, а там такие девочки в юбочках, с прическами-шишечками. Рассказала о себе — мне перезвонили. Чтобы попасть на работу, пришлось пройти специальную медицинскую комиссию ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия — прим. ред.), но проблем со здоровьем у меня никогда не было — в итоге меня взяли.

Я тогда подумала: «Ну, годик полетаю, пока не найду какую-нибудь классную работу». О профессии бортпроводника я никогда не думала, работа не казалась мне крутой, но уже после первого рейса поняла, что просто так отсюда не уйду. В небо тянет невероятно, это моя страсть. Любимое занятие — с открытым ртом смотреть фильмы про авиакатастрофы. Да и летать я боялась только первый рейс, а потом на борт приходишь, как к себе домой.

О географии и навыках спасателей

За четыре месяца непрерывного обучения без выходных (с раннего утра до позднего вечера) меня много чему научили — от технических характеристик аварийно-спасательного оборудования до оказания медицинской помощи. Я вам точно скажу, что спасать жизни стюардессы умеют.

Я работала в двух авиакомпаниях: сначала летала на внутренних авиалиниях, затем — за границу. Азия, Африка, Турция, ближнее зарубежье, а вот на европейских направлениях работать пока не доводилось.

О неземной красоте стюардесс

/>Какие легендарные компании Красноярска больше не существуют и почему?

Я бы не сказала, что в авиации работают красотки как на подбор. Стоит вспомнить такую компанию, как KrasAir. Когда она развалилась, все работающие там начальники стали трудиться в других конторах и постепенно «подтягивали» своих бывших коллег. У нас, например, летала бортпроводником женщина 45 лет и мужчина за 50.

Я не могу сказать, что есть какие-то четкие критерии ко внешности или чему-то еще. Знание языков точно необходимо — для общения в аэропортах. Есть условия, что татуировки должны быть на закрытых частях тела. Остальные россказни о нужном весе или размерах чего-либо — чушь.

О бонусах

Получают стюардессы хорошо. Моя зарплата — 90 тыс. рублей в месяц. Дополнительные бонусы — путешествия и новые впечатления, а лично для меня — возможность совмещать работу с хобби.

О небесной закалке

До прихода в авиацию я была размазней — меланхоличной и жутко брезгливой дамой. Работа отбила и то, и другое — бывают ситуации, когда тебе не до брезгливости. Как-то раз к нам на заднюю кухню прибегает мамаша с окровавленным ребенком на руках: не уследила, он ударился головой. У пацана прям серьезная рана, я в итоге вся была в его крови, перевязывали всей бригадой. К счастью, долетели нормально.

У коллег пассажиры умирали на борту неоднократно. У меня была история с эпилептическим припадком. После этого понимаешь, зачем нужны эти бесконечные инструктажи перед каждым рейсом — по технике безопасности, оказанию медицинской помощи и прочим важным вещам. В небе, кроме тебя, пассажиру никто не поможет.

О шепоте на ушко и неадекватах в креслах

Неадекватные пассажиры летают регулярно. Как-то раз в небольшом самолете все пледы лежали на задней багажной полке. К ней подошел пассажир, вытащил упаковку, где их 50 штук, и просто швырнул в меня — так он дал понять, что теперь это полка для его сумки. Как мы реагируем на подобное? Сказать гадость не можем, потому что человек пишет жалобу и тебя увольняют. Но если есть угроза жизни экипажа, можно пассажира хоть связать, а на земле — вызвать службу безопасности, чтобы такого хама просто вывели из самолета.

Мой старший бортпроводник рассказывала, что однажды ей жутко нахамил пассажир, она ничего ему не сказала, но наклонилась и прошептала на ушко: «Если ты, ***, еще раз откроешь на меня рот. » И дядечка тихо просидел до конца полета.

Есть совершенно неадекватные люди: из Норильска с нами летел известный российский актер в совершенно неадекватном состоянии, должно быть, под наркотой. Он устроил истерику, пришел к нам на заднюю кухню, сел в кресло бортпроводника, пристегнулся, заявил, что будет лететь тут, покрыл всех матом, уснул на полу.

Самые пьяные и неадекватные рейсы с алкашами — Турция и Египет. Одна дама начала складывать ноги на стоящее впереди кресло, соседи возмутились, и я подошла, чтобы разрешить конфликт. Она стала орать: «Да чтоб ваш самолет разбился! Чтоб у тебя никогда детей не было!». Периодически орут всякое, первый год ты все пропускаешь через себя, грустишь после рейсов, а потом просто не обращаешь на идиотов внимание. Это очень полезный навык и на земле, кстати.

Свидание с пассажиром

У меня есть несколько историй, когда девушки-бортпроводницы знакомились во время полетов с пассажирами, а затем даже выходили за них замуж. Но в большинстве случаев тебя приравнивают к официантке. Я наглела: когда мне «тыкали», я говорила «на вы, пожалуйста». Зачем терпеть хамство? Бывало, что в проходе тебя хватали за задницу, на это я отвечала очень грубо.

Как-то раз пассажир оставил мне телефон, я сходила с ним на свидание, но на этом все закончилось. Ухажер задавал стандартные вопросы: «Сколько зарабатываешь? Боишься ли летать? Был ли секс в самолете?». Понимаешь, что с тобой встретились только из-за своих сексуальных фантазий, а не потому, что ты это ты — на твоем месте мог быть абсолютно любой человек этой профессии.

Берите воду

В самолете и правда почему-то пассажирам очень хочется томатного сока, но вообще пить его не рекомендуют, так как он вызывает брожение. Лучше всего взять воду без газа. С едой в небе вообще все нормально, можете смело просить вторую порцию — если останется, проводники обязательно принесут. Мы не жадные.

Об аварийных ситуациях

У меня был случай, когда самолет летел спокойно, а потом просто рухнул вниз — все мы оказались на потолке. Я ужасно обожглась, потому что в этот момент у меня в руках был горячий чайник. По этой причине все оборудование на авиационной кухне на специальных креплениях — иначе той же тележкой может просто кого-нибудь прибить.

Часто приходилось переживать очень сильные турбулентности. Помнится, во время одной из таких с нами летела бортпроводница, у которой был всего третий рейс, она просто сидела и всю дорогу молилась.


«Всё включено»

Вылетаешь ты из Красноярска на Пхукет, а там можешь пробыть два, четыре дня, неделю. Оттуда летишь куда-то еще. Минимальный отдых после 12-часового рейса — сутки, на рейсах покороче — 12 часов. Живешь по системе «все включено» — тебе оплачивают пятизвездочные гостиницы, трехразовое питание, но иногда после рейса ты устаешь настолько, что вместо пляжа просто спишь.

Об одиночестве

Главный минус в работе бортпроводника — это отсутствие личной жизни. Если твоя половинка живет на земле, то сложно сохранить такие отношения. Тебя постоянно нет дома, большинство из тех, кто работает у нас — одиноки.

Авиация — это одна большая постель. Поначалу я не верила в это, а потом, насмотревшись на все это изнутри, поняла, что это реально так. Раньше была уверена, что если мужчину ждет дома жена, он не будет делать ничего такого. На самом деле — будет. Представления о супружеской жизни после работы в небе обесцениваются.

Еще один минус — вопросы здоровья. Работа стюардессы чревата варикозом на ногах, очень часто после работы в авиации женщины не могут забеременеть — опускаются все внутренние органы.

О сексе перед рейсом

Говорят, что перед рейсом нельзя заниматься сексом, потому что будет обязательно задержка вылета. По той же самой причине нельзя шить. Вообще суеверий много, конечно. И мы действительно верим в них.

О приятных людях

Сойти за своего в самолете очень просто: можете произнести слово «касалетка» (контейнер для горячих блюд — прим. ред.), например. Хотя даже если ты просто не просишь томатный сок или вместо нажатия на кнопку вызова бортпроводника сам идешь на кухню и просишь воды — тебе уже благодарны.

Аплодисменты во время посадки — тоже хорошая традиция. Иногда я и сама хлопаю в ладоши после тяжелых перелетов или когда знаешь, что успешно сели на сложной взлетной полосе. Один раз я летела из Красноярска в Таджикистан — 100 пассажиров мужского пола сняли носки и залезли с ногами на кресла. После этого я не только аплодировала, но и мечтала всю себя постирать.

Первое, что я сегодня утром прочитала в своей подборке авиационных новостей, так это то, что авиакомпания «Аэрофлот» уволила бортпроводницу, выложившую на своей страничке «Вконтакте» фотографию, на которой на фоне сидящих спиной пассажиров в салоне самолета изображена женская рука с поднятым средним пальцем.

Скандальный снимок был размещен в социальной сети еще 3 октября 2012 года. Фотография собрала десятки лайков. Скандал разразился после того, как на днях интернет-пользователи обратили внимание на фото с неприличным жестом, направленным в сторону пассажиров, а известный блоггер Илья Варламов разместил ссылку на изображение в своем Twiter, сообщает газета «Комсомольская правда».

«Аэрофлот» быстро отреагировал на скандал. В микроблоге авиакомпании накануне утром появилось сообщение, что стюардесса уволена.

На своей страничке Татьяна написала буквально следующее: «Себя виновной не считаю! фотография была мне добавлена, а я лишь на ней отметилась. рука не моя, самолёт не нашей компании. за что мне портят жизнь я не пойму. я прошу вас о помощи и поддержке. »

Между прочим, за некорректные жесты увольняют не только в России. Однако разница в том, насколько регламентирована процедура увольнения. Например, в Германии данный вопрос решается преимущественно в судебном порядке, с предоставлением всех надлежащих доказательств того, что:

  1. Деяние совершено именно работником;
  2. Работник действовал умышленно.

Буквально на прошлой неделе в сети Интернет стал доступен судебный акт Административного суда Ансбаха (Германия), ratio decidendi которого в следующем: демонстрация среднего пальца работодателю является основанием для немедленного прекращения трудовых отношений. Длительный стаж работы не является основанием для исключения из этого правила.

54-летняя женщина работала в доме престарелых, а также являлась членом Совета персонала. В марте 2012 года, она продемонстрировала председательствующему Совета средний палец, желая таким образом убедить в правоте своей точки зрения. Работодателю такое средство убеждения показалось некорректным, и он выступил с предложением на Совете персонала незамедлительно уволить даму. Какого-либо предварительного предупреждения по данному инциденту работнице сделано не было, поскольку за подобные действия дама ранее предупреждалась четырежды. Поскольку Совет персонала отказался дать свое согласие на увольнение, работодатель предъявил требование в суд о расторжении трудового договора.

Административный суд Ансбаха вынес решение в пользу работодателя. Совет персонала обязали дать согласие на увольлнение без предоставления какого-либо срока на завершение работы в организации, хотя сотрудница обладала иммунитетом на увольнение как член Совета персонала в соответствии с § 15 п. 2 предл. 1 немецкого Закона о защите от расторжения договора(«Kündigungsschutzgesetz»).

Административный суд посмотрел на ситуацию с точки зрения п.1 § 626 Германского гражданского уложения, в котором отмечено, что немедленное расторжение трудового договора возможно при наличии важных оснований («wichtiger Grund»).

Согласно сложившейся судебной практике Германии, такое незамедлительное расторжение трудового договора допускается только в тех случаях, когда все другие возможные и разумные средства были исчерпаны и расторжение договора является последней возможной мерой для защиты интересов работодателя.

Как было установлено в материалах дела, поведение работника по отношению к работодателю носило умышленный характер.

Демонстрация среднего пальца в более ранних судебных актах квалифицировалось как оскорбление (см. ArbG Frankfurt, Urt. v. 04.06.2003 — 6 Ca 11145/02). Оскорбление в свою очередь представляет собой существенное нарушение работником своих обязанностей в отношении работодателя. По этой причине увольнение возможно незамедлительно, без какого-либо предварительного уведомления (см. иные судебные акты: BAG, Urt. v. 10.10.2002 — 2 AZR 418/01 и LAG Schleswig-Holstein, Urt. v. 21.10.2009 — 3 Sa 224/09).

Далее суд отметил, что продолжение трудовых отношений является для работодателя не целесообразным, поскольку доверительные отношения были безвозвратно уничтожены («Denn das Vertrauensverhältnis sei unwiderruflich zerstört worden»). Кроме того, работодатель не должен терпеть такого поведения в интересах сохранения комфорта в коллективе («im Interesse des Betriebsfriedens»).

Как пояснил суд, работодатель может, но не обязан, принять во внимание длительный стаж работы сотрудника и предложить срок для завершения работы в организации. Этот период времени может быть равен периоду, за который работодатель обязан предупреждать работника о прекращении трудовых отношений в обычном порядке.

UPD: В твиттере Аэрофлота: «Факт размещения фото - отношение Татьяны к пассажирам и обязаностям. Свою вину в присутствии руководства она признала».

Чуть раньше: «В присутствии руководства девушка свою вину признала. Т.Козленко уволилась по собственному желанию»

UPD 07/02/2013:

«Аэрофлот» восстановил на работе стюардессу, уволенную из-за фотографии в соцсети

Исполнительное производство: практические решения

Актуальные проблемные вопросы исполнения, обеспечения и прекращения договорных обязательств

Актуальные проблемные вопросы исполнения, обеспечения и прекращения договорных обязательств

Авторское право в цифровую эпоху

Авторское право в цифровую эпоху

Комментарии (25)

Задаю тон для дискуссии:

Лично я полагаю, что даже если фотография не принадлежит самой девушке, размещение подобного изображения на страничке в социальной сети выражает оскорбительное отношение работника к клиентам и работодателю (авиакомпании). Условие здесь одно - необходимо понимать, имеет ли возможность девушка Татьяна администрировать страничку, действительно ли уволенной бортпроводнице принадлежит аккаунт.

. более того, как правило, нет "постоянных" самолетов. Случается, что экипаж меняется по составу, т.е. пилоты и бортпроводники на разных рейсах могут быть разные.

А в Павлодаре (Казахстан) недавно парня на несколько суток посадили за то что средний палец сенатору показал
Правда зачем он сознавался-неизвестно, наверное "убедили")))

Если ее отметили на фотографии, то, как правило, отметку, даже чужую, можно отменить. Но возникает вопрос, а обязана ли она это делать? То есть если ее без ее участия (предположим, что это действительно так) вовлекли в проявление неуважения к клиентам компании, должна ли она активными действиями откреститься от него? Если должна, то тогда, предположим есть основания вменять ей это в вину.
Но ведь такое предположение, что она должна демонстративно отмежеваться от вовлечения ее в такие предосудительные действия, ничем по сути отличается от той ситуации, если бы некто написал на дверях ее квартиры во время ее отсутствия картину "Сотрудники авиакомпании выбрасывают пассажиров из самолетов и глумятся над ними", и мы бы обязывали ее стереть/закрасить это "произведение искусства".

P.S.: меня терзают смутные сомнения относительно возможности УВОЛЬНЕНИЯ за такое нарушение по нашему трудовому законодательству.

даже если есть "моральные основания" уволить сотрудницу по такому поводу, вряд ли тут позиция работодателя будет в суде устойчивой.
Я думаю, что девушке не составит труда выиграть трудовой спор.

. Даже и не знаю, какой дать комментарий. Не могу сказать, что я специалист в трудовых спорах. Возможно.

. А тема для дискуссии уж очень хороша!)
Асы трудового права, вступайте в обсуждение!

Можно поумничать. Спасибо! :)

«Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным»
Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (в народе более известен как Парацельс)

)))
Ха ха ха
Линочка-ты хозяйка блога, как же тебе нельзя поумничать то?))

Вставлю и свои пять копеек))

Соглашусь, что наверное затруднительно найти основание по ТК для увольнения по инициативе работодателя. Но видимо ее уволили по собственному желанию.

Что касается вины - насколько я помню, во вконтакте ты не появишься на фотографии (если тебя отметили на ней), пока не подтвердишь это. Для этого есть специальная кнопка, на которую нужно специально нажать. Поэтому, я думаю, она знала что делает, и хотела или допускала это.

Но это так, юридическое.

А является ли бортпроводница - публичным лицом? Лицом авиакомпании, в данном случае. Ассоциируется ли она (ее лицо) с самой авиакомпанией? Представляет ли она тем самым своего работодателя в простой жизни? В магазине, бане, социальной сети?

И какое к ней будет отношение у пассажиров, которые видели эту фотографию? Факт размещения фотографии - это один аспект вопроса. Ее отметили на фото - неважно есть отдельная кнопка для одобрения этого действия или нет, с ее согласия или нет. Есть факт того, что фотография не была удалена своевременно, а соответственно по каким-то соображениям оставлена для всеобщей демонстрации. Мне, как пассажиру, боязно доверять свою жизнь и безопасность таким бортпроводникам.

Устами часто, ооочень часто летающих пассажиров глаголит истина!)

Да, возьмите любую другую профессию или любого другого работника. Думаю большинство либо сердятся на свою работу, либо ненадивят, особенно по вечерам понедельника)) Но всё тоже большинство делают это на кухне, втихоря.
Но вместе с этим они могут быть и неплохими работниками, ответственно относится к своим обязанностям.

Если прикол, то не получился - не в том месте и не в то время. Если серьезно - то правильно "уволили".

Справедливые вопросы. Похожи на те, что мы обсуждаем при частых скандалах с представителями власти - судьями, полицейскими: "при исполнении или не при исполнении".

Я бы ответила "да". Стюардесса и в магазине, и бане при использовании атрибутов авиакомпании (например, форменной одежды) является её лицом.

Лина, здесь можно ещё локальные акты посмотреть, должностную, кодекс этики или что-то подобное (если есть). Скорее всего, Вы правы. Потому как сейчас даже в должностных инструкциях простых работников простых работодателей часто прописывается запрет давать интервью, представлять работодателя в невыгодном свете и т.п.

-"Девушка, я вас где то видел, ваша фигура и лицо мне знакомы"
-"наверное в самолете, я ведь работаю бортпроводницей"
-"нет нет, вы тогда были без форменной одежды, иначе я бы вас сразу сейчас узнал. аааа, точно мы ведь встречались с вами в бане"
)))))))))))))))))))))))

А вообще, может, немного не в тему, но всё же. На мой взгляд, также достойны внимания следующие факты.

Теперь в качестве итога — гипотетическая ситуация.
Девушка обращается в суд с признанием увольнения незаконным. В трудовой книжке — запись об увольнении по собственному желанию.
Указание на следующий факт — заявления об увольнении не писала, увольняться не хотела. А дело было так. Я не виноватая в.

Как всё устроено: работа стюардессы

ПРИЁМ НА РАБОТУ Стать бортпроводником довольно просто. Чтобы попасть на обучение, достаточно пройти собеседование и медкомиссию. Месячный теоретический курс, 30 часов полётов в качестве стажёра — и всё. Мало кто не проходит стажировку: компании невыгодно увольнять таких сотрудников из-за затрат на обучение и форму. Могут только настоять на дополнительной стажировке. Для бортпроводников важны знание английского и определённые внешние параметры. Но представление о том, что стюардесса должна быть моделью, — миф. Учитываются только рост и вес. Рост — чтобы можно было достать багаж для низкорослых пассажиров (девочек или бабушек). А вес — чтобы не перегружать самолёт. Большинство приходят в профессию ради денег и возможности побывать за границей. Романтиков сейчас почти нет. Часто устраиваются по знакомству, но это не дает никаких привилегий. Работа ведь, на самом деле, сложная. Нужно постоянно улыбаться. Личные неприятности приходится оставлять на земле — в небе бортпроводник всегда должен быть весел. Это трудно. image
ОСОБЫЕ НАВЫКИ Во время подготовки нас учат многому — от конструкции самолёта до принятия родов. Есть специальный зал, где моделируют ситуации и тренируют. Обязательно нужно уметь плавать. Но с парашютами мы не прыгаем. Их даже на борту нет. Учат, как обращаться с неадекватными пассажирами. Например, если человек буйный, мы должны сначала попросить его успокоиться. Потом — дать письменное предупреждение. А если и это не сработает — можем связать пломбой, это такая рейка на тележке, внешне непохожая на средство защиты. Как бить — тоже учат: ребром ладони по подбородку. Но подходить при этом надо сзади, чтоб противник не смог укусить. Правда, это всё крайне редко используется. В конце концов, дать пассажиру по морде всегда можно и на земле — так нам говорят. image
ГЕНДЕРНЫЙ ВОПРОС Стюардесс всегда было больше, чем стюардов. Но девочек иногда не берут на рейс. Например, если везут депортированных. Или весь самолёт занят футбольной командой. То есть, если на борту одни мужчины, девочек брать в команду не хотят. Я знаю, что в Европе бортпроводниками работают в основном геи. Это как дополнительное преимущество в резюме. У нас эта тенденция только начинает зарождаться. Сейчас геи среди персонала тоже есть, но их немного. ВНЕШНИЙ ВИД Летом нас заставили носить белые туфли на 10-сантиметровом каблуке. Это неудобно, но таковы требования. Прическа, ногти — всё должно быть в порядке. Был случай: стюардесса пришла на рейс с накладными ногтями. Посмотрели на брифинге, выглядят нормально — пропустили. А когда мы собирали еду, чтобы пассажирам выдавать, один ноготь отклеился и отлетел прямо в касалетку (контейнер для горячих блюд). Она даже не поняла, что произошло. Хорошо, что мы вовремя заметили, иначе был бы скандал. Перед полётом, на брифинге, нас всегда осматривают: костюм должен быть чистым, макияж — соответствующим. Иногда снимают с рейса. Так, одна стюардесса на брифинге сняла пальто — и только тогда заметила, что забыла надеть юбку. image
БОНУСЫ Есть такое понятие — сервисный билет, он дает нам право за все перелёты в качестве пассажиров платить 10 % от стоимости. И раз в год — бесплатный перелёт в любую точку мира. Подработать на рейсе тоже можно. Официально — это продавать товары из Duty Free: цены те же, что и в аэропортах, но бортпроводник получает процент. Другой способ заработать в небе — брать деньги за дополнительные услуги. Например, пересадить пассажира из экономкласса в бизнес. Или продать ему спиртное. Или разрешить покурить на кухне. Цены здесь, конечно, не фиксированные, кто сколько предложит. Иногда чаевые дают, просто за перелёт. Однажды женщина попросила в бизнес-класс не заходить, просто задвинуть шторку и не тревожить. Потом раздала всему персоналу по 100 долларов. О СТРАХАХ Летать не страшно. Риск небольшой, нам показывают статистику. За год разбивается до тысячи человек во всём мире. За день в автомобильных авариях — куда больше. Конечно, страшно попасть в какие-то непредвиденные ситуации в полёте. Например, если пассажиру плохо. С нами нет медика на борту, и мы всё на себя должны брать. Например, если у человека приступ начался, мы должны его откачивать до самой посадки, даже если он уже не дышит. О СЕКСЕ Бывает, пассажиры закрываются в туалете, но не часто. Как-то две девушки зашли и задержались надолго. Но тут всё от симпатии зависит. Если мне пара нравится, я не буду мешать: пусть делают что хотят. А вот если не нравится, и выгнать можем. У нас же ключ есть, чтобы открыть туалет. Но в целом, ничего экстремального в этом нет. image
НЕГЛАСНЫЕ ПРАВИЛА У стюардесс есть такая поговорка: «Выходя с аэродрома, захвати что-то для дома». Например, можно положить в сумочку Jack Daniel's. Потом это всё равно спишется как выпивка для бизнес-класса. Но если попасть с этим на проверку, могут и уволить. Так что это рискованно. Насчет суеверий — каждый верит в своё. Одни носят что-то с собой, другие молятся перед каждым полётом. Самое распространенное — нельзя шить до и во время рейса. Так что, если у пассажира что-то порвется в небе, у нас и иголки нет, чтобы зашить. Из того, что не разглашается: всегда есть кодовое слово, известное только экипажу. Его придумывают, чтобы в случае террористического акта или аварии оповестить капитана. Но оно каждый раз новое. Мы узнаем его прямо перед рейсом. ОБ УБОРКЕ Когда авиация в нашей стране только развивалась, бортпроводниками были исключительно девушки. И они выполняли много грязной работы: таскали вёдра с керосином, чистили обувь пассажирам. Сейчас такого нет. Есть компании, которые заставляют своих бортпроводников убирать салон после полёта, но не все. Я лично не должна убирать, это делают уборщики. Как-то пассажир высыпал свой салат на соседнее кресло и говорит: «Убирай». Видимо, ему очень хотелось посмотреть, как я буду это делать. Но, увы, он так и провёл весь полёт в компании своего салата. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Европейцы от русских очень отличаются. Они всегда вежливы, всегда благодарят. А на внутренних рейсах максимум двое из пятидесяти скажут «спасибо». И это обидно. У нас считают, что бортпроводник — это прислуга. Но это не так. Наша главная задача — обеспечить безопасность, нас учат именно этому. А люди привыкли на поездах ездить и ассоциируют нас с проводницами. Например, на рейсе в Шарм-эль-Шейх одна пассажирка села и, как только мы взлетели, десяток яиц вареных достала. Непонятно, где она их держала там. Или вставать все начинают до посадки. Мы летим ещё, а они встают и в проходе стоят с вещами. Но быстрее ведь дверь не откроется! FAQ Пассажиры не всегда понимают, что все требования созданы для их же безопасности. Например, я прошу пассажира придвинуть кресло, а он спрашивает: «Зачем?» Я же не могу ему сказать, что, если он этого не сделает, при резкой посадке девочка сзади расшибет себе нос. Нам нельзя нагнетать. Хотя, если говорить прямо, наверное, и спрашивать перестанут. Вообще, вопросы иногда очень глупые. Например, спрашивают, где курилка. Или где женский туалет. Но самый распространенный вопрос: «А мы не разобьёмся?» Конечно, начинаю успокаивать, но ведь никто никогда не знает наверняка. image

Недавно Константин Сёмин выпустил видеоролик «Стюардессы или уборщицы?», в котором зачитал письмо стюардессы «Аэрофлота». Оказывается, самый известный российский авиаперевозчик решил отныне экономить на клининговых услугах. Теперь убираться в салоне и мыть туалеты должны бортпроводники – те самые, которые потом подают еду пассажирам. Никаких доплат за это не даётся.

Стюардессы "Аэтофлота": полет нормальный?

Нам удалось побеседовать с автором этого письма. Вот что рассказала нашей редакции стюардесса «Аэрофлота».

— Как Вы пришли в авиацию? Мечтали об этой работе с детства?

— Я задумалась об этой работе в 14 лет. Посмотрела фильм про стюардессу, если честно. Мне показалось очень интересным, что бортпроводник соединяет в себе всё: доброту, отзывчивость, заботу. И тут же работаешь психологом, врачом, в какой-то степени поваром, предоставляешь высокий сервис. Если вдруг возникнет ситуация, угрожающая жизни людей, то ты – один из важнейших людей на борту. Ты делаешь что-то важное, просто многие об этом не задумываются. Но для меня это всегда было и будет так.

— Работа стюардессы ещё с советского времени считалась престижной. А как сейчас?

— Если говорить об отношении пассажиров, то всё поменялось. Для многих это просто обычные официантки, которые не могут ничего сказать в ответ на хамство, так как они в форме и ограничены в своих действиях и словах. Защиты нет никакой, зарплата низкая для такой работы, условия плохие, отношение начальства – потребительское. Престижем тут мало что назовёшь…

— Каков график работы у бортпроводников?

— Вообще мы не должны летать более 80 часов в месяц. Но как только бортпроводник устраивается на работу, его заставляют подписывать договор о переналёте до 90 часов. Это все делают. Если не будешь подписывать, то будешь летать 80 часов, но это будут самые ужасные, ночные и короткие рейсы. И так до тех пор, пока сам не уволишься от измождения и усталости.

— А сколько обычно получает стюардесса в «Аэрофлоте»?

— Зарплата в среднем 80 тысяч рублей. Это – при полном выработанном месяце. И это ещё очень хорошо, если столько насчитают. Но по факту никто не понимает, как они начисляют зарплату. Я могу отлетать 89 часов в месяц, а в следующем месяце – 79, и зарплата будет одинаковая.

— Пробовали разобраться в системе оплаты?

— Зарплата обычно разделяется на оклад и премию. Каков оклад у стюардесс?

Оплата у нас почасовая. Для начинающих – от 160 рублей в час. Столько я поначалу и зарабатывала. Затем зарплата может составлять 180-190 рублей. У бортпроводников с большим стажем – около 200-220 рублей.

В конце месяца в расчетном листе по зарплате есть графы типа: «доплата за язык», «доплата за ночные», «доплата за работу в бизнес классе. Но по какому принципу начисляют – неизвестно.

— На Ваш взгляд, с чем может быть связана такая неопределённость?

— Думаю, там очень много воруют, поэтому всё так запутанно. Я как-то летала ночными рейсами почти месяц, а в итоге получила за это доплату 400 рублей. И это, мне кажется, максимальное, что ты можешь получить за работу ночью.

— Есть ли разница в зарплате на внутренних и международных рейсах?

Бортпроводник за работой

— Да, за международные доплачивают около 500 рублей. Плюс, если это командировка, то платят какие-то суточные. Но тоже никто не знает, как их начисляют. Знаю также, что Савельев [генеральный директор ПАО «Аэрофлот», член Высшего совета партии «Единая Россия» – Ред.] давно уже хочет убрать эту и иные доплаты бортпроводникам. Но пока ещё они у нас есть.

— Какой рейс считается командировкой?

— Примерно от 5 часов полёта и выше. Например, Испания, Америка, Эмираты, Япония, Таиланд. Там мы обычно остаёмся на сутки. А то, что до 5 часов, – это «разворотные» рейсы. Как пассажиры выходят, делаем уборку, сажаем новых пассажиров – и обратно. В аэропорт мы даже не выходим.

— Если бортпроводник работает на внутренних рейсах, велик ли шанс попасть на международное направление?

— Вопрос не в этом. Все мы летаем и внутренними, и международными рейсами. У меня, например, английский «на пять», и я, как и другие, летаю по России. Главное – разница в процентном соотношении. У меня было, что с моим английским я летала постоянно по России. Почему? Чтобы все получали одинаково.

— То есть, уравниловка.

— Да. Это какой-то парадокс. Когда я ушла работать в бизнес-класс, то думала, что буду получать больше. Ведь за это есть доплата. А в итоге получаю столько же, потому что мне стали ставить больше России. Минус доплата за заграничные рейсы.

— Практикует ли работодатель депремирование? Если да, то за что?

—За всё. Как захотят, так и накажут. Помните недавнюю ситуацию с котами, которые умерли в багажном отсеке самолёта? Так вот, уже обвинили в этом грузчиков. Но ведь животные получили обморожение! Как это связано с грузчиками?

Или, например, наказывают за то, что не хочешь быть старшим бортпроводником. Или если вдруг перепутаешь спецпитание. Типов спецпитания, которое пассажир может заказать бесплатно, много: кошерное, бессолевое, низкой жирности, и так далее. За ошибку сразу депремируют, плюс выговор от начальства.

А ещё нельзя фотографии в форме размещать. Конечно, все размещают. Разве сделать красивую фотографию на фоне самолёта – это преступление? Наоборот, положительная реклама. Но делать это запрещено, поэтому, если ты как-то не угодил, как-то нужно тебя прижать, могут даже за это наказать. Если только захотят.
Поэтому все всего боятся.

— Кроме штрафов и выговоров, какие ещё формы наказания использует работодатель?

— Например, просишь выходной за месяц – запросто могут не дать. Мол, есть «производственная необходимость», поэтому всё. Ещё один типичный приём – понижение до работы в эконом-классе, если чем-то не угодил. Наказывают также ночными рейсами, короткими рейсами по России.

— В чём же тут наказание?

— Оплата почасовая. Ты приходишь на работу за два часа, и эти часы не оплачиваются. Только час перед вылетом и полчаса после прилёта, но очень мизерными суммами. По факту платят за полётные часы. Ну вот и будешь гонять каждый день в Казань, где один час туда и один обратно. Вот и вся зарплата. А устаёшь очень. Ведь времени на обслуживание в коротких рейсах мало, а пассажиров – столько же, сколько и на долгих рейсах. То есть, летать будешь каждый день, а зарплата будет 40-50 тысяч, так как полётных часов будет мало.

— А что бывает в случае объективных трудностей? Например, рейс надолго задержан. Чем в этой ситуации обеспечены бортпроводники?

— Как-то у нас была задержка рейса на 16 часов. Нас не отпустили домой. Сначала поселили в отель: мол, отдыхайте. Время при этом за рабочее не считается: ты ведь в отеле отдыхаешь и не работаешь. Но при этом звонили каждые два часа и говорили, что рейс опять перенесли. И это можно назвать отдыхом? Конечно, заснуть уже ни у кого не получалось… И за все эти 16 часов нам не заплатили. Только за полёт.

— Чем-то ещё со своей стороны обеспечивает работодатель?

— Работодатель обеспечивает форму, конечно же. Честно говоря, она не из самого лучшего материала. Зимой холодно, а летом безумно жарко, так как сплошная синтетика; тело вообще не дышит.

Есть декретные, и вроде неплохие: 70-80 тысяч каждый месяц беременности.

Плюсом является отпуск в 70 рабочих дней. Работа ведь считается вредной. Но на самом деле эти 70 дней не дают. Сейчас реальный отпуск – около 63 дней, а первые два года моей работы давали только 56. Потом кто-то пожаловался в прокуратуру, сфотографировал документы, и компанию прижали.

— Как отреагировала компания?

— Запретили пользоваться телефонами в главном офисе компании. Доставать из сумки нельзя или даже просто держать в руках.

— Высока ли текучка кадров?

— Очень и очень высока. Я пришла в авиакомпанию на собеседование несколько лет назад, и вот до сих пор идёт непрерывный набор бортпроводников.

— Какие требования предъявляют к кандидатам?

— Практически никакие. Берут уже без образования, после школы сразу.

— Почему так?

— Думаю, такими легче всего управлять и принуждать к чему-либо. Без образования человек как пластилин. Лепи что хочешь.

— Получается, работодателю будет несложно выгнать нелояльного работника и заменить его другим?

— Верно. Ведь приходящие сейчас работать люди – это уже не те бортпроводники, которые в аварийной ситуации могли бы действовать как настоящие спасатели… Это молоденькие мальчики и девочки, которые после учебы в три месяца знают лишь то, как подавать напитки пассажирам, а вот в плане безопасности – большой провал. Авиакомпания уже давно делает ставку именно на сервис, а вовсе не на знания и навыки бортпроводников в аварийных ситуациях.

— А по какой причине люди обычно уходят?

— Уходят по причине ужасного отношения к работникам. Когда начинаешь работать в авиакомпании, постепенно начинаешь ощущать свою ничтожность. Работаешь как раб, твоих прав не существует. Как большой дядя скажет, так и будешь делать…

— Каковы обязанности бортпроводника? За что он обязан отвечать?

— Об этом лучше всего расскажет должностная инструкция.

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

— Вы упоминали о большой нагрузке на бортпроводника. Сколько бортпроводников должно быть в каждом рейсе? Где это прописано? И сколько их на самом деле?

— Количество бортпроводников прописано в Руководстве для бортпроводников, глава «Организация деятельности». Там прописано, сколько должно быть максимально и минимально бортпроводников на каждом типе самолёта.

Организация деятельности бортпроводников

Организация деятельности бортпроводников

Реальность такова, что в большинстве случаев мы летаем минимальными составами. Исключение составляют полеты в те страны, где свои требования к безопасности, и там требуют максимальное количество бортпроводников. Тогда выхода у «Аэрофлота» нет, ставят максимально или среднее количество. В остальных же случаях – только минимум.

— И этого недостаточно?

— Конечно, нет. Вот смотрите, для самолёта “Airbus 321” минимальный состав – 5 человек, максимальный – 6. Если, например, кому-то из пассажиров плохо, то один бортпроводник оказывает помощь и тем самым «вылетает» из обслуживания полностью. Нагрузка на оставшихся – колоссальная. На борту в эконом-классе – 167 человек. А бортпроводников осталось двое, так как остальные двое работают в бизнес-классе и должны находиться там. Вот два бортпроводника и работают со 167 пассажирами.

— Что будет, если бортпроводники начнут работать строго по регламенту?

— Будут проблемы, поскольку работать строго по регламенту у нас невозможно. Например, вылет у меня в 14:00, значит, за час я должна быть на работе. Но тут сообщают – и это ситуация не из редких, – что самолёт прилетит с задержкой, поэтому приходите на борт не за час, а за 30-40 минут, скажем. Но при этом время вылета никто не переносит! Тебе говорят: через 3 -5 минут пассажиры пойдут. А как это возможно, если по сервисным процедурам ничего не готово? Ведь ты приходишь на самолёт, и нужно подготовить все к приходу пассажиров.

Но это ладно, как же авиационная безопасность? Есть у нас специальные списки, в которых фигурируют пункты по проверке исправности аварийного оборудования, кресел, привязных ремней, кухонного оборудования, противопожарных систем в туалетных комнатах. В итоге времени не остаётся на такую проверку. И это нормально… Времени нет, никто толком проверить не успевает, но так делается специально: ведь авиакомпания может потерять большие деньги за задержку вылета.

— Каков средний возраст стюардесс? Есть ли в «Аэрофлоте» дискриминация по возрасту?

— Средний возраст сейчас от 19 до 30 лет. Ещё несколько лет назад среди старших бортпроводников было много мужчин и женщин за 40. Сейчас большинство убрали в эконом-класс. Точно знаю, что после 40 лет стать старшим бортпроводником ты уже не сможешь.

— Правда ли, что с 16 января вас заставляют самих убирать салон самолёта?

— Правда. Это происходит на российских рейсах до полутора часов: Белгород, Воронеж, Волгоград, Ижевск, Казань, Нижнекамск, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Саратов, Самара, Сыктывкар, Уфа, Саранск, Ульяновск.

Организация деятельности бортпроводников

— «Аэрофлот» решил сэкономить на клининге?

— Да, это единственный логический ответ. У нас, например, есть уборка в Париже, и никто не в претензии, поскольку это связано с безопасностью: у французов часто забастовки, и их клининг мы не пускаем на борт. А уборка на рейсах по России никак не связана с безопасностью. Она связана с эксплуатацией работников.

— Как же теперь выглядит ваш «рабочий день»?

— Если я лечу, например, в Казань, то прихожу на работу за 2 часа до вылета. Потом на самолёте подготавливаем все к обслуживанию, потом взлёт и обслуживание пассажиров питанием, потом посадка и высадка пассажиров, потом уборка самолёта силами бортпроводников. Снова подготовка к обслуживанию, взлёт, обслуживание, посадка и высадка пассажиров. Все было так и раньше, естественно, кроме уборки.

— В сентябре СМИ писали о голодовке , которую устроила сотрудница «Аэрофлота» Илона Борисова. Вы что-нибудь слышали об этом?

—Да, я слышала от коллег, но уже после того, как всё прошло. Насколько я знаю, её уволили… Начальство активно препятствовало распространению информации об этом событии, чтобы другим бортпроводникам неповадно было.

— Как ваши коллеги отнеслись к этому событию?

—Поговорили и забыли. Что может маленький человек против системы…

— Разве они не задумываются о коллективной защите своих прав? Или страх перед начальством пересиливает?

— О защите прав думают все. Вот только страх силен перед увольнением. Значительная часть бортпроводников авиакомпании – приезжие. Это те, кто живёт на съёмном жилье, либо у человека уже ипотека. И семья, конечно. Для таких потерять работу – губительно. Вот так и крутится каждый сам по себе.

— Вы знаете о Шереметьевском профсоюзе бортпроводников? Не возникало ли мысли присоединиться к нему?

— Мне кажется, всё это не имеет смысла, так как не работает. Профсоюз существует, вот только толку от него в данной ситуации нет. Как мы видим, условия в авиакомпании только хуже, даже при существующем профсоюзе.

А что я один могу сделать?

Благодаря этой беседе мы не только узнали об условиях труда бортпроводников «Аэрофлота», но и увидели их настроения. К сожалению, картина получилась печальной. Наёмные работники в массе своей боятся. Боятся увольнений, штрафов, наказаний, боятся всего. Им не приходит в голову, что они могут быть огромной, всесокрушающей силой, которая вызовет неподдельный испуг у самого работодателя. Для этого нужна лишь солидарность. Одного, двух, трёх бортпроводников можно без труда выгнать и заменить их другими. Но если вдруг забастует половина всех бортпроводников компании, то рейсы встанут, и работодатель понесёт огромные убытки, а значит – вмиг станет сговорчивым. Организоваться на коллективную борьбу, действовать по принципу «один за всех и все за одного» – вот ключ к успеху.
Да, всякая борьба за свои права ещё не гарантирует успеха. Может быть, удастся победить, а может быть, придётся остаться у разбитого корыта.

Но одно известно точно: если за свои права не бороться, если молча терпеть, то обязательно станет хуже в 100% случаев. Покорные работники останутся у разбитого корыта с абсолютной гарантией.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Интервью у стюардессы не брал только ленивый, но нам повезло с героиней: когда она заявила, что была бы не против выкидывать пьяных пассажиров с борта самолёта, я сразу поняла, что текст будет нескучным.

Это интервью не только об особенностях работы в небе, но также немного о математике, опасных бабушках и человечности, которой не всегда есть место на борту.

— «Провода» — это супер!

Какой из стереотипов о бортпроводниках твой любимый? Мне вот очень нравится из «Терминала», тот, что о дикой склонности стюардесс к сексу из-за постоянных перелётов.


— В экономе попроще, конечно, но тоже хорошо кормят. Причём никогда не угадаешь, какое блюдо будет популярнее на рейсе. Всегда всё по-разному: то рыбы не хватит, и все расстраиваются, то курицы, то гречки.

Иногда заказывают специальное меню, но нечасто, раз-два в месяц. Обычно берут что-то по пищевым ограничениям: вегетарианское, безглютеновое. Морепродукты заказывают, правда там только рыба.

— Попросить дополнительную еду можно всегда, и если остались лишние порции, то нам не жалко, отдадим. Всё равно вся еда утилизируется по окончании рейса. У каждого блюда есть свой срок реализации, а все, что грузится на борт, обычно может только в течение рейса быть съеденным.

Как-то один товарищ вёз меня домой и говорит: «Почему вы жадничаете, не раздаёте сэндвичи ваши? Я же знаю, что на борт загружают еду по количеству мест в самолёте!». Вот с чего он это взял, не понимаю? Касалеток закладывают ровно столько, сколько на борту пассажиров, а не мест.

Бывает так, что загружено всё по количеству пассажиров, а трансферные не успели на наш рейс, и еды осталось очень много. Поэтому не стесняйтесь спрашивать, особенно если самолёт полупустой летит. И лучше, если сами на кухню к нам придёте и попросите:)


Стереотипы, связанные с едой, тоже бывают забавными. Например, что кофе мы подаём без кофеина, потому что чем лучше пассажиры спят, тем спокойнее на борту. Или вот это: «Авиакомпании вас кормят, чтобы в аварийной ситуации вы себя хорошо чувствовали» — это я где-то прочитала, долго смеялась.

Кофе в экономе самый обычный, растворимый Nescafe, никто не высчитывает в нём количество кофеина, а кормим мы, чтобы пассажирам сервис предоставить, чтобы с нами летали. Есть же лоукостеры, никто там никого не кормит, и что же они, бедные, будут делать в аварийной ситуации? Некоторые пассажиры вообще кофе пить боятся из-за слухов о том, что баки с водой не моют. Ну так оставайтесь в длинном рейсе без чая и кофе, если боитесь! Холодную воду, конечно, только бутилированную пить можно, но в чём проблема с горячей? Дома из-под крана холодную тоже никто не пьёт, а в чайник все наливают, кипятят. На борту то же самое, и вода та же.


— А мне нравится верить, что кофе на борту такой мерзкий, потому что в нём кофеина нет. Поддерживаю стереотип.

Расскажи немного об отношениях с коллегами. У вас всё так же, как на земле, или есть какие-то особенности? Дедовщина встречается?

— Я очень рада, что наша авиакомпания стала развиваться быстрыми темпами. У нас сейчас и самолётов новых много, и по карьерной лестнице проще подняться. Например, я всего около года летала, и меня повысили до старшего бортпроводника. Не всегда, конечно, хорошо работается, когда ты молодой старший, а в твоей бригаде люди, летающие по 20−30 лет. Да, и такие есть! И замечание сделать как-то неловко, и на брифинге про безопасность что-то спросить. Но это уже психологическое, это просто нужно победить в себе, такое и в любой другой профессии встречается.

Есть, конечно, халтурщики с особым подходом к работе: «Я своё отлетал за 17 лет, теперь ты в салон ходи и на вызовы бегай». Здесь главное вовремя пресечь такое поведение: мы на работе, и зарплату одинаковую получаем, так что вперёд. А иногда наоборот бывает: человек летает больше чем мне лет, и продолжает работать на высочайшем уровне. С такими никогда и нигде не пропадешь, это настоящие бортпроводники!


— Я не люблю летать в Бангкок. Пассажирам многим башню сносит от того, что они в Тай летят, уж не знаю почему. Причем инциденты и на рейсах туда, и обратно случаются. Недавно был случай у коллег: рейс Бангкок — Новосибирск, а на борту пьяный в стельку умник концерт устроил. Его соседи по креслу сказали, что он в Тае два года в тюрьме отсидел, только откинулся и вот домой возвращается. Из-за него чуть в Монголии не сели вместо Новосибирска, хорошо, что пассажиры помогли ему руки-ноги скотчем замотать, так и он и пролежал до посадки.

Вообще в последнее время дебоширов меньше стало, тьфу-тьфу-тьфу; все хотят спокойно долететь и чужому комфорту не мешать.

Я думаю, что по поводу айкоса должны внести информацию дополнительную, потому что некоторые пассажиры предоставляют какие-то документы, подтверждающие, что это и не сигарета, и не электронка. Просто скандальных прецедентов пока не было.

Рискнуть покурить можно, конечно, но ты же никогда не знаешь, кто старший бортпроводник и КВС (командир воздушного судна — прим. ред.), и в каком они настроении. Некоторые пальчиком погрозят и скажут больше так не делать, а попадёшь на строгого кэпа, он и сдаст всех. Еще важно понимать, что в каждой стране разные правила: у нас штраф терпимый, а где-то могут и в тюрьму за такое посадить на сутки. Пьяным на борт приходить тоже не советую: один бортпроводник рукой махнет, другой сразу же снимет. А есть и те, кто без разговоров снимают с рейса: хоть правила и одинаковые, человеческий фактор никто не отменял. И это не только российских авиакомпаний касается.


— Безопасность для меня вообще больная тема. Аварийных случаев у меня не было и, надеюсь, никогда не будет, но к безопасности я всё равно отношусь очень щепетильно.

Например, в бизнес-классе есть телега с посудой, и девочки, чтобы было удобнее работать, часто её выдвигают полностью, так, что она стоит ничем не закреплённая. Это нормально, так даже инструктора учат делать, но ведь в любой момент мы можем на воздушную яму наткнуться, может произойти разгерметизация. Я очень боюсь, когда так делают, потому что в подобных случаях меня это телегой просто прибьёт. Так что если я в бизнесе остаюсь, то всё убираю и обязательно закрепляю, либо иду в эконом помогать — пусть девочка там одна остается с этой телегой наедине.

Представляете, что может случиться, если проход будет завален сумками в момент эвакуации? Ведь такая, казалось бы, мелочь, будет стоить человеческих жизней. Бывает, все пристегнуты, всё убрано, я ряды проверила, дошла до хвоста, возвращаюсь обратно, а бабули все свои сумочки похватали снова и сидят довольные. Я спрашиваю: «Мы зачем вас сейчас всех пристёгивали, всё убирали? Ничего же здесь не было!», а они: «Ну да, мы только что достали!». И опять всё по новой.

Или как-то пассажир за минуту до посадки решил, что ребёнок будет сидеть у него на руках, и просто посадил его на колени. Я скорее достаю ремень для ребёнка, пристёгиваю, а пассажир: «Ну дееевочки, зачем вам это надо?». Нам зачем? Здесь уже только аварийная ситуация поможет понять, зачем это нужно вам .


Была одна история. Рейс из Бишкека, летит киргизка с подругой и двумя близнецами до двух лет, у каждой на руках по ребёнку. На посадке я это увидела и сразу им сказала, что садиться на один блок кресел им нельзя. Дело в том, что на один блок из трёх кресел идут четыре кислородные маски, соответственно, на руках в каждом блоке может быть только один ребенок.

Подхожу к их местам — они, конечно, уже вместе сидят. Я снова говорю, что им нужно рассесться, пытаюсь доступно объяснить, что это влияет на их же безопасность, рассказываю про маски. Ухожу, прошу коллег проконтролировать. На проверке перед взлётом снова прохожу мимо и вижу, что ситуация не изменилась. Естественно, сложно сохранять спокойствие, когда приходится несколько раз повторять одно и то же, но я делаю это ещё раз, потом ещё раз, женщина в слёзы и в отказ. В общем, она с места не сдвинулась, пока её за руку не взяли и не перетащили.

После взлёта подхожу к ней с водой, чтобы помочь успокоится, а она говорит: «Понимаете, если рассадить детей, то они будут сильно плакать, и люди вокруг будут жаловаться и кричать на меня, чтобы я их успокоила». И снова в слёзы. Дети действительно плакали, мама плакала, я сама уже чуть не рыдала. Это до чего дошло наше общество, что мать готова жертвовать безопасностью своих детей, чтобы не мешать другим?

— Для меня самое тяжёлое в работе — это проблемы со сном. Я плохо переношу ночные рейсы, а если они ещё и длинные, и разворотные, то вообще атас. Вот, например, рейс в Пекин: прихожу на работу за полтора часа до вылета, затем полёт четыре часа, по прилёте катаемся по ВПП (взлетно-посадочное поле — прим.ред.) полчаса, потом стоянка час, опять катаемся минут 20, потом ещё минут 15−30 ждем очереди на вылет, обратно ещё четыре с половиной часа лететь и послеполётные процедуры еще полчаса занимают. В лучшем случае на таких рейсах на ногах находишься часов 12−13, и всё это ночью, с китайцами, и каждую минуту ты должен отвечать за безопасность полёта, улыбаться пассажирам, поддерживать их — бывает тяжело. Другой разговор, если лететь не туда-обратно, а остаться в Пекине — это интересно.

Или вот есть короткие рейсы между соседними городами, которые меньше двух часов длятся: на работе нужно быть к шести утра, значит, просыпаешься часа в три-четыре, — то есть особо не поспишь, а если и уснул, то просыпаться сложно — приезжаешь на работу, и налёта только три часа, а потом обратно. То есть лучше в Пекин слетать с налётом в 8−9 часов. Поэтому самое печальное в работе, что со сном беда.

— С джетлагом со временем всё хуже: если раньше я спала везде и всегда, то сейчас перед рейсом уснуть не могу. Зато как на самолёт прихожу, сразу спать охота! Таблетки пить не хочется, с таким графиком и подсесть легко, поэтому я потом дома максимально отсыпаюсь.

Вот и получается, что мы такие же люди, и организм у нас так же на всё реагирует, и уши так же как у всех закладывает:)


— Да, есть бонусы в виде очень недорогих билетов (но не бесплатных!). Они есть почти у всех работников авиакомпаний. И это прекрасно!

Такие билеты называются стенд-бай: если после регистрации всех пассажиров остались свободные места, мы можем этим воспользоваться и улететь очень дешево. Причём не только своей авиакомпанией, но и всеми партнерами, а их много. Бортпроводники могут до 99 раз в год так летать.

Иногда бывает весело. Например, девчонки-коллеги недавно приехали в аэропорт, хотели куда-то полететь, хотя и знали, что там 100% загрузка, всё занято. А в последний момент кого-то с рейса сняли, кто-то опоздал, вот они и улетели. И обратно так же! Это просто суперудача, такое редко бывает. Зимой, весной, когда пассажиров меньше, наши шансы такими билетами воспользоваться сильно возрастают.

Бывают и подтверждённые места, когда место для тебя забронировано и оплачено, и ты точно знаешь, что улетишь. Но такие билеты дают всего раз в год только лётным и кабинным экипажам, да и то только тем, кто отработал больше трёх лет.

Еще я считаю бонусом возможность где-то побывать в рамках работы. Я вот люблю Сеул всем сердцем, там и косметики накупить можно, и мест красивых очень много, и пассажиры туда летают приятные. Муж тоже может по стэнд-бай билетам со мной летать до 12 раз в год, но за свой счёт, конечно.

Всё-таки я больше люблю отпуск совместный: даже когда ты несколько дней находишься в другой стране, ты всё равно на работе, поэтому особо не расслабишься. Пить алкоголь в рабочее время нам строго запрещено, за это увольняют, и подобных случаев уже много было. Поздно возвращаться нельзя, оставаться в другом месте можно только с разрешения КВС.

— Нет. «Аэрофлот» делает визу в США сотрудникам, потому что там даже экипажу без визы нельзя находиться. Мы в Штаты не летаем, а в Европе экипажу можно быть без визы, но там всё равно ограничения есть. Например, прилетаешь в Прагу, и гулять можешь только по городу, нельзя покидать его пределы.

Но меня это не расстраивает: как показала практика, путешественник из меня хреновый. Я чилить больше люблю:) Иногда так все надоедает, что даже отпуска дома провожу, хотя шла в эту работу отчасти из-за путешествий. Но я не одна такая, многие из нас после долгого перелёта вообще из номера никуда не выходят, отсыпаются, особенно если уже бывали в этом месте не один раз.

— Главное — это отдых. Не только в отпуске, но и перед полётом, и после него. Сон, баня и бассейн лучше всего помогают мне силы восстановить.

Отпуска нам дают 70 дней в году — это самый большой бонус, его даже не всегда весь получается отгулять. Обычно выходит дней 50, но этого тоже достаточно. Остальные дни копятся, и когда бортпроводники не нужны, всех отправляют в отпуска. Это не всегда удобно, потому что внепланово, но что поделаешь. Я смотрю на ситуацию позитивно: отпуск — это же прекрасно! С таким отдыхом не перегораешь, и по возвращении любишь свою работу с новой силой:)

Читайте также: