За что могут уволить священника

Опубликовано: 03.05.2024


Вы­ход кли­ри­ка «за­штат» озна­ча­ет, что по бо­лез­ни или ста­ро­сти кли­рик (свя­щен­ник и диа­кон) не мо­жет боль­ше слу­жить и ухо­дит «на по­кой». По­ня­тие «за­штат» мож­но бы за­ме­нить сло­вом «уход на пен­сию» по ста­ро­сти и бо­лез­ни, ес­ли бы РПЦ МП пла­ти­ла пен­сию ста­рым и боль­ным кли­ри­кам. Те­перь воз­ни­ка­ет но­вое по­ни­ма­ние тер­ми­на «за­штат»: уво­лен­но­му «за­штат» кли­ри­ку не поз­во­ля­ют слу­жить, а на прак­ти­ке он не смо­жет в сво­ей епар­хии да­же при­ча­щать­ся, как свя­щен­ник.

Устав РПЦ за­бот­ли­во опре­де­ля­ет ста­тус ар­хи­ерея, уде­ля­ет вни­ма­ние его пра­вам , ад­ми­ни­стра­тив­ной и су­деб­ной вла­сти, обес­пе­чи­ва­ет его ма­те­ри­аль­ное со­дер­жа­ние. Ко­гда епи­скоп до­сти­га­ет 75 лет, он пи­шет про­ше­ние о «по­чис­ле­нии на по­кой». Свя­щен­ный си­нод рас­смат­ри­ва­ет про­ше­ние и уволь­ня­ет от дел и слу­же­ния «за­штат» или про­сит про­дол­жить слу­же­ние на ка­фед­ре. В преж­нее вре­мя за­штат­но­го епи­ско­па на­прав­ля­ли в мо­на­стырь, где он до­жи­вал свои дни, со­вер­шая бо­го­слу­же­ние, по ме­ре сил, и поль­зу­ясь за­бо­та­ми мо­на­ше­ской бра­тии. От­прав­ляя епи­ско­па за­штат в на­ши дни, Устав РПЦ опре­де­ля­ет ему пен­сию в ка­че­стве по­жиз­нен­но­го со­дер­жа­ния. Каж­дый епи­скоп за­ра­нее от­стра­и­ва­ет для се­бя кот­тедж, по­ка слу­жит, и его до­хо­ды не огра­ни­че­ны. Ред­кие епи­ско­пы в на­ши дни со­гла­ша­ют­ся про­ве­сти оста­ток сво­ей жиз­ни в мо­на­сты­ре, по­доб­но опаль­но­му ар­хи­епи­ско­пу Ер­мо­ге­ну, про­вед­ше­му в мо­на­сты­ре по­след­ние 20 лет жиз­ни.

В гл. 10 Устава РПЦ Социальным гарантиям епископов посвящены три статьи.

Статья 24 «предоставляет право» на многократный отпуск в течение года без разрешения и по разрешению Высшей церковной власти.

Статья 25 «назначает архиерейскую пенсию» в дополнение к государственной.

Статья 26 оговаривает время и условия выхода епископа «на покой».

О служении клириков Устав РПЦ говорит мало и не наделяет их правами. Клирики несут обязанности, а когда становятся немощными, РПЦ отправляет их «на покой», возлагая уход на родственников, а денежное содержание на государство. РПЦ не берёт заботу и расходы на заштатных клириков: «с глаз долой, из сердца вон». В прежние времена выход на пенсию не препятствовал клирикам участвовать в литургической жизни по мере старческих сил. Они помогали священнику и были полезны: вынимали просфоры, читали записки, исповедовали народ, сослужили Литургию, крестили, отпевали. Выход на пенсию осуществлялся по личному прошению, когда священник ослабел и не может нести полноценную нагрузку в приходе. Теперь увольнение «заштат» применяется как наказание, наравне с запретом в священнослужении.

Про социальную защиту клириков Устав РПЦ забыл: не упоминает о болезни, инвалидности и заштатной судьбе стариков. Время ухода «заштат» определяет епископ: не можешь нести нагрузку наравне с молодым – уходи. Равнодушие к старикам доходит до жестокости. Налагая непосильную нагрузку, епископ принуждает уйти «заштат».

Заштатному клирику Устав не уделил ни слова. Право священнодействовать и причащаться не гарантировано. «Мавр сделал своё дело, мавр может уйти». Утрачен святоотеческий принцип: «Не малый грех для нас лишать епископства, кто благочестиво и непорочно приносили дары. Блаженны пресвитеры, которые ранее прошли свой путь. Ибо им нечего бояться, что они будут удалены от назначенного им места» (Св. Климент Римский. «1 Посл. к Коринф.» XLIV,4-5). Увы, святитель Климент! Нас лишают сана за то, что мы слишком долго несли своё служение и состарились.

Синод ужесточил положение заштатных клириков решением от 22.03.11 г., ограничив право на служение в своей и в чужой епархии. Архиереи будут отслеживать и препятствовать их служению. Стёрто различие между заштатными, запрещёнными и лишёнными сана клириками.

Заметки на полях

Никого локтями не толкал
И не урывал кусок большой.
Да и что от этого куска,
Если все окончится межой?

Не скакал на белом скакуне
И не красил клячи в белый цвет.
Я любил при полной тишине
Радоваться молниям комет.

Наш новый герой служит в церкви. Он рассказал, почему священники страдают от выгорания и как он с этим справляется, сколько зарабатывает и какие дополнительные источники дохода бывают у духовенства, как священнослужители могут потерять место работы и так ли часто встречаются батюшки на очень дорогих автомобилях.

Дискуссия в комментариях вышла настолько содержательной, что врывается в текст

Образование

Я вырос в хорошей, но не религиозной семье. У нас не принято было регулярно ходить в храм или молиться дома. А меня уже в юношестве привлекали «помогающие» профессии: хотелось стать либо врачом, либо священником. В 14 лет я решил, что после школы пойду в семинарию. В старших классах алтарничал — помогал при богослужениях в алтаре в одном из подмосковных храмов. Алтарничать перед семинарией обязательно: без рекомендации настоятеля храма и благочинного округа поступить на учебу невозможно. Я познакомился с замечательными священниками Москвы и области, которые всей своей жизнью показывали пример жертвенного служения. Думаю, общение с ними и стало определяющим фактором при выборе профессии. В то же время это было и мое личное, осознанное решение.

В семье поначалу без энтузиазма отнеслись к моему выбору. Но когда родители поняли, что он окончательный, от меня отстали. Очень им благодарен, что не стали препятствовать дальше.

Чтобы подать документы на поступление в семинарию, необходимо пройти собеседование в Новодевичьем монастыре: тут с абитуриентами знакомится ректор, благочинные и другие важные лица. Сегодня для поступления нужны результаты ЕГЭ, также проводятся внутренние экзамены. Важны не только твои знания, но и стремление, желание служить Богу и людям. Узнать это в формате обычных вступительных испытаний непросто, поэтому при поступлении абитуриенты около недели живут в семинарии и проходят различные послушания, сдают экзамены, ходят на службы, общаются с преподавателями. Всего во время поступления проходишь 4—5 собеседований. По крайней мере, так было до прошлого года: слышал, в этом собираются что-то менять, но что именно — не знаю.

В семинарии я провел пять лет. Там ты живешь в мужском коллективе и учишься. У нас были профильные предметы: литургика, догматическое и нравственное богословие, история Церкви, экзегетика Ветхого и Нового Заветов, греческий и латынь, патрология. Были и светские предметы: риторика, история России, английский, психология, пение и другие. Еще мы выполняли различные послушания: убирали снег на улице, чистили в трапезной картошку, алтарничали, убирались в храме и так далее. Нам платили стипендию — около двух тысяч рублей, круглым отличникам больше.

Домой разрешалось выезжать раз в месяц, после лекций в субботу, а в понедельник утром нужно было возвращаться на занятия. Каникулы были после Рождества Христова — около пяти дней, три-четыре дня после Пасхи и летом — месяц-полтора.

была стипендия в семинарии

Люди идут в священники по разным причинам. Некоторые выбирают этот путь, потому что отец священник — есть связи и возможность в дальнейшем стать настоятелем большого прихода. Но таковых, слава Богу, меньше. Намного больше тех, кто служит по призванию.

Если у тебя нет призвания, то ты, возможно, станешь требоисполнителем, но не священником. Требоисполнителями называют тех, кто делает что положено и как положено, но без души, лишь бы сделать. Зачастую такой священник после службы тут же убегает из храма, не хочет тратить свое время на общение с прихожанами. Все по минимуму. Таких сразу видно.

В семинарии я встречал студентов, которые, отучившись несколько лет, уходили, так как понимали, что лучше быть хорошим прихожанином, чем плохим священником. Это честно и правильно.

Наша священническая «карьера» вполне предсказуема. Если во время обучения ты не успел жениться и рукоположиться, то есть стать священником, то на пятом курсе администрация семинарии распределяет тебя в храм чтецом — это первая степень церковнослужителя. Ты остаешься на этой должности до тех пор, пока не женишься и не рукоположишься либо не станешь монахом. Женитьба — обязательное условие для священника. У меня есть несколько знакомых, которые уже лет пять служат чтецами, так как до сих пор не женаты, но и в монастырь не хотят.

На пятом курсе меня тоже постригли в чтецы. В мои обязанности входила помощь священникам при совершении богослужений, уборка алтаря после службы и небольшие хозяйственные поручения. Практически всегда было два выходных в неделю. Зарплата у чтецов небольшая: я, например, получал 20 000 Р .

После семинарии всех обязательно приписывают к конкретному храму: указ о назначении на приход выдают на выпускном вместе с дипломом. Обычно после учебы тебя отправляют туда, откуда ты пришел. Например, я поступал в семинарию от храма в своем городе и вернулся туда же. Но бывают и исключения: во время обучения в семинарии студент может познакомиться с преподавателями из других благочиний и по договоренности перейти в другой район.

получал в чине чтеца в подмосковном храме

После семинарии я женился и довольно скоро стал диаконом — это первая степень священнослужителя. Диакон помогает священнику и епископу совершать службу, он украшает богослужение, благодаря ему оно становится более торжественным. Также диаконы преподают в воскресных школах, проводят беседы с людьми перед Крещением. При этом ни одно из семи Таинств — крещение, миропомазание, исповедь, причащение, елеосвящение, или соборование, венчание и священство — они совершать не могут.

Более шести лет назад меня рукоположили в священники. Я ощущаю себя на своем месте: мне нравится помогать людям, приятно видеть, как человек постепенно меняется, меняется его жизнь, его семья. Понимаешь, что это Бог твоими грешными руками помогает и отвечает людям на их просьбы.

Суть профессии

Священники, как и военные, не работают, а служат. Суть нашего служения — постоянно напоминать человеку, что здесь мы временно, а главная цель нашего путешествия длиною в жизнь — достичь Царствия Небесного посредством покаяния, добрых дел, участия в Таинствах и так далее. Мы должны помогать людям на пути к жизни вечной. Сегодня в условиях бесконечной земной суеты это непросто, так как, во-первых , священник сам во все это погружен, а во-вторых — рыночный, информационный мир берет свое: все сейчас заточено на то, чтобы человек не думал о душе, о Боге, о вечной жизни. Нам приходится плыть против течения, бороться за сознание людей, чтобы они, занимаясь повседневными хлопотами, не забывали о Боге.

Также любой священник должен быть хорошим психологом, утешать, поддерживать, зачастую помогать решать вполне себе земные проблемы. Например, у прихожан бывают вопросы о том, как наладить отношения с родителями, как привести ребенка в храм, где и как найти себе жену или мужа и так далее. Приходят с проблемами, связанными с работой или ее отсутствием, советуются по поводу отношений с начальством и коллегами. И, конечно, обращаются, если болеет или умирает близкий человек.

На мой взгляд, нормальный священник не будет заниматься бытовыми вопросами прихожан: подсказывать, какой марки купить машину, в какой цвет покрасить волосы, где в доме забить гвоздь, куда поехать отдохнуть. К сожалению, некоторые и сюда свой нос суют и заставляют своих духовных чад спрашивать у них на все разрешение. А по моему мнению, священник должен «воспитать» прихожанина свободным, чтобы он не прибегал со всякими мелочными вопросами, умел сам организовать свою религиозную жизнь и нести за это ответственность.

У священника есть и прямые обязательства: совершать службы, причащать, венчать, крестить, исповедовать и так далее. Самое радостное для меня — венчать и крестить тех, кто знает, зачем им это нужно, а не просто «чтобы не развестись» и «чтобы Бог защищал».

Сложнее всего отпевать, особенно в моргах, где бывает по пять-шесть отпеваний подряд и на каждое дают минут 15—20. А если стоит жара, то при всем старании работников морга запах тления все равно просачивается повсюду. Все на потоке, никто ничего не понимает, всем бы только закончить побыстрее. Это самое тяжелое: видишь, что никому ничего не нужно, просто «отмахал кадилом» и все.

Это происходит из-за большого потока людей, которые приходят со своими бедами, слезами, горем, и ты так или иначе погружаешься в их трудности. Конечно, со временем приобретаешь профессиональную привычку «стряхивать» с себя эти проблемы при выходе из храма. Но когда с этим сталкиваешься изо дня в день, из года в год — это тяжело. Растет раздражение, появляется апатия, сложно восстановить силы. Об этом нужно не забывать и заранее принимать меры.

Помогает духовная жизнь, молитва, консультация с более опытным священником, собственная исповедь. В нашей епархии есть хорошая традиция ежегодной исповеди в Новодевичьем монастыре во время Великого Поста. Ее принимают опытные священники, которые служат в храмах Московской епархии более 30 лет. Лично мне такие исповеди очень помогают.

Только после трех-четырех лет служения я понял, зачем нужен отпуск в 28 календарных дней. Раньше уходил всего на две недели, и этого было достаточно. Хороший отдых, качественное время, проведенное с близкими, дает силы. Мир в семье священника очень важен. Когда в тылу надежно, на фронте все хорошо.

Еще тяжело понимать, что твой КПД очень низкий: как бы ты ни старался, как бы ни проповедовал, все равно не сможешь заставить человека поверить в Бога, ходить в храм и меняться. Реально действуют только слова, подтвержденные твоей собственной жизнью. И то не сразу, а со временем. Но ты должен сеять, а взрастет семя веры в сердце человека или нет — это от тебя не зависит.

Место работы

Более пяти лет я служу в подмосковном храме. Он не городской, но и деревенским его сложно назвать — у нас микрорайон. Молодежи до 25 лет к нам приходит мало, людей среднего и старшего поколения, пенсионеров — побольше. Крестины, как и венчания, проводятся нечасто, так как у нас не город.

В Церкви своя строгая иерархия. Как правило, границы областей совпадают с границами епархий, каждой епархией управляет епископ, который также может награждаться званием архиепископа или митрополита. У нас это митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — один из старейших епископов в Русской Православной Церкви, он управляет Московской епархией с 1977 года.

Обычный священник видит своего управляющего епископа очень редко: когда рукополагается или чем-то награждается. Наград у священнослужителей много: есть богослужебные, есть общецерковные. Богослужебные дают за выслугу лет, общецерковные — за деятельность. Например, если священник помимо службы несет какие-то административные послушания или возглавляет отдел в епархии, ему могут дать грамоту или орден.

В каждом районе есть благочинный — он следит за порядком во всех местных храмах, смотрит, чтобы функционировали все епархиальные отделы, решает конфликты в приходах, общается с администрацией города. В реальной жизни все зависит именно от него: если у тебя сложились отношения с благочинным, то все будет более-менее хорошо. В противном случае бывает плохо, так как в его власти перевести священника в другой храм, снять настоятеля с должности, запретить его в служении. Причем даже если ты хороший, исполнительный священнослужитель, но чем-то не понравился благочинному, могут начаться проблемы. Это не всегда так, но бывает. Я знаю случаи, когда в соседние районы приходили новые благочинные и в скором времени там начинали менять настоятелей приходов, переводить священников на другие места служений.

Вообще священник довольно уязвим, у него мало средств защиты от благочинного и архиерея. Тут все как в миру. С той лишь разницей, что если ты, например, бухгалтер и тебя выгнали из одного офиса, то ты можешь пойти в соседний. У нас не так.

Есть три вида прещения, то есть церковного дисциплинарного наказания:

Заштатного и запрещенного священника обычно прикрепляют к какому-то другому приходу или монастырю, где он несколько лет служит как обычный чтец. Ему платят зарплату, но в разы меньше, и он не может совершать треб, то есть лишается дополнительного заработка. По истечении срока его могут восстановить в служении.

Извержение из сана означает, что обратного пути в священство у тебя нет.

Проблема в том, что большинство священнослужителей имеют только семинарское образование и больше ничего не умеют. Если такого священника запретят, то в соседний приход он не пойдет и даже в соседнюю епархию перевестись будет чрезвычайно сложно. Вот это и есть наша ахиллесова пята, и все это знают. Некоторые церковные власти этим манипулируют. Особенно учитывая, что большинство священников — многодетные.

В общем, запрет в священнослужении — это больная тема и страшный сон для любого священника. Можно оспорить решение, но для этого надо обратиться в общецерковный суд. Также в каждой епархии есть свой епархиальный суд, куда входят опытные священнослужители.

У нас благочинный вменяемый, человечный, это уже дорогого стоит. Также у меня сложились хорошие отношения с другими священнослужителями в благочинии, что тоже важно.

Благочинные назначают настоятелей. Они в храме отвечают за все: ведение службы, чистоту, финансовые вопросы, порядок ремонта, отчеты и прочее. Если храм городской, то настоятелю могут помогать другие священники. Они совершают рядовые службы, несут различные послушания.


Зарплату настоятель себе назначает сам, исходя из финансовой возможности прихода и сообразуясь с собственной совестью.

Правящий архиерей посещает храмы в своей епархии. Такой приезд епископа всегда дорого выходит настоятелю, так как за это он должен заплатить епископу — слышал, что в нашей епархии это минимум 100 тысяч рублей, — его диакону и иподиаконам (помощникам) плюс накрыть стол после службы. В общем, приезд епископа — это очень затратное мероприятие, хотя и очень торжественное. Но! Не все епископы берут деньги с настоятелей за свой приезд.

Рабочий день

Самые рабочие дни для нас — это выходные, так как большинство людей приходят в храм именно в субботу-воскресенье.

Я совершаю Литургию — это главная служба в Церкви — три-четыре раза в неделю, бывает и чаще. Перед этим нужно прочитать положенное молитвенное правило. Но самая важная подготовка к службе — это сама жизнь священнослужителя, то, как и чем он живет. Об этом очень хорошо пишет апостол Павел: священнослужитель «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли заботиться о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился…» Лучше и не скажешь! Кроме того, накануне службы нельзя иметь близость с женой.

По рабочим дням я встаю в 6:25, молюсь, добираюсь до храма. В 8:00 начинается служба, около 10:00 заканчивается. После службы могут быть различные требы: крещения, отпевания, молебны. Бывают беседы с прихожанами. До вечерней службы я дежурю в храме.

В 17:00 — вечерняя служба: она может длиться от полутора до двух с половиной часов. Если никакого праздника нет, то в храме бывает от 5 до 20 человек.

В церковные праздники у нас все то же самое, но людей больше — человек 40—50 , поэтому и времени в храме проводишь больше. Для меня каждый праздник хорош по-своему . Страстная Седмица и Светлая Седмица — пожалуй, самые долгожданные и насыщенные в плане посещения людей.

Домой я обычно возвращаюсь в 20:00—21:00. На неделе у меня, как правило, один-два выходных, их я провожу дома, с женой и детьми. Стараюсь быть с ними как можно чаще. Но бывает, что выходных нет совсем, например в последнюю неделю перед Пасхой.

Помимо службы в храме у священника могут быть и различные послушания. Его на них назначает настоятель храма, они могут быть связаны с его светской профессией. Например, если священник по светскому образованию журналист, его могут назначить руководителем отдела по работе со СМИ в своем благочинии. Если он врач — могут поставить во главе отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями. Также в послушания часто входит преподавание в воскресной школе, православных гимназиях, семинарии, на библейских курсах. Кроме того, священник может работать в административном центре епархии. У нас он располагается в Новодевичьем монастыре, там работают делопроизводители, секретари и так далее. Еще священник может возглавлять какой-нибудь отдел в своем благочинии, у нас их много.

Если ты настоятель храма, к твоей работе добавляется огромное количество отчетов о социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода, а также поиск спонсоров для храма. Спонсоры сейчас на дороге не валяются. Это в нулевые годы, по рассказам, их было больше, сейчас же это редкость. Думаю, дело в том, что по разным причинам авторитет Церкви сильно упал в глазах общественности.

Так что теперь храм, как я понимаю, живет в основном за счет пожертвований людей: чем больше прихожан — тем выше доходы. Если в городе храм может ежемесячно получать до миллиона рублей, то в сельской местности сумма будет гораздо ниже. Также можно сдавать в аренду помещения, трудиться в сфере сельского хозяйства, заниматься бизнесом, который не противоречит Уставу Церкви и постановлениям Соборов, то есть не приводит к умножению человеческих страстей: пьянства, блуда и так далее. Эти средства идут на реставрацию зданий, постройку воскресных школ и прочие цели. Я знаю настоятеля, который разводит коров и другую живность, а продукты реализует у себя в храме.

Трудовое право РФ, как и в других странах, в большей мере стоит на защите интересов менее защищенной стороны – наемного сотрудника. Уволить человека, не имея на то никаких оснований, кроме своего намерения, работодателю практически невозможно. И тогда в ход пускаются средства, вынуждающие работника согласиться написать заявление «по собственному желанию», даже если на самом деле такого желания он не имеет.

В некоторых ситуациях при таком давлении заявление может быть оспорено и признано недействительным. Рассмотрим самые распространенные спорные ситуации, связанные с принуждением к увольнению, и разъясним, как можно от этого защититься.

«Принуждение к увольнению» на языке права

Трудовое законодательство Российской Федерации предусматривает закрытый перечень оснований, по которым наниматель может уволить своего сотрудника без его согласия (ст. 81 ТК РФ). В основном это отрицательные мотивы, сокращение численности (штата) или ликвидация самой организации. Но нередко начальники, грубо нарушая Трудовой кодекс, вынуждают неугодного работника выразить свою волю для ухода якобы «по собственному желанию», «согласию сторон» либо фальсифицируют его заявление.

Принуждение к увольнению – действия нанимателя, направленные на то, чтобы повлиять на работника с целью написания им заявления об уходе или составления соглашения о расторжении трудового договора.

Почему, несмотря на явную неблаговидность, работодатели допускают такие действия? Потому что они им выгодны:

  • можно быстро убрать из штата ненужного человека;
  • при уходе «по своему желанию» не придется выплачивать выходных пособий и компенсаций;
  • коллективу демонстрируется частный случай применения начальственной власти.

Популярные методы принуждения

Редкий начальник-самодур изобретет нечто новое в этой сфере. Способы «выдавить» подчиненного с работы стары и немногочисленны, но, увы, достаточно эффективны:

  1. Просьба, в которой нельзя отказать. Начальник просит в большинстве случаев вежливо и убедительно написать заявление об уходе. Либо в ход может пойти угроза, вплоть до физической.
  2. «Уволить всегда есть за что». Если на просьбу о самостоятельном уходе ответ отрицательный, руководство может прибегнуть к шантажу: пригрозить, что найдет отрицательный мотив для увольнения по инициативе работодателя.
  3. «Выдавливание». На работе с подачи начальства искусственно создается атмосфера придирок и психологического дискомфорта: публичное выговаривание даже за мелкие неуспехи, дисциплинарные взыскания за малейшие нарушения распорядка, пренебрежение правом на повышение в должности, лишение бонусных выплат и т.п.
  4. «А мне Кодекс не указ». Работодатель явно пренебрегает правами работника: использует в отношении него денежные штрафы, вызывает на сверхурочную работу, задерживает, сокращает или не выплачивает заработную плату и т.п.

ВАЖНО! Если проверяющий орган уличит работодателя в одном из этих видов поведения, правомерно привлечение его к административной ответственности за нарушение требований ТК РФ.

Иногда уж лучше уволиться самому

Есть ситуации, когда принуждение к увольнению – благо для работника со стороны работодателя. Это может иметь место в тех случаях, когда альтернативой является увольнение по статье, особенно с выплатами по материальной ответственности сотрудника. Иногда работодателю проще быстро избавиться от виновного работника, разрешив ему «сохранить лицо» и не портить трудовую книжку неприятными записями. Доказательства отрицательных оснований для увольнения требуют от работодателя дополнительного времени и усилий, а также юридически правильного оформления.

В таких случаях работники с благодарностью принимают предложение уйти «по собственному желанию», хотя это также будет принуждением их к увольнению.

Принудить легче, доказать трудно

Юридическая практика говорит о том, что работодатели-принудители часто выходят безнаказанными. Причин тому несколько:

ВНИМАНИЕ! Для более робких сотрудников часто бывает достаточно фразы: «Вы уволены, пишите заявление!» Образ всемогущего начальника нередко демонстрируется в кинофильмах, поэтому такое увольнение может показаться обывателю правомерным.

Что грозит за принуждение

Если все же вина работодателя будет доказана, закон предусматривает для него следующую административную ответственность (по ст. 5.27 КоАП РФ):

  • штраф 1000 – 5000 руб.;
  • дисквалификацию до 3 лет;
  • восстановление несправедливо уволенного;
  • выплату денег за вынужденный простой;
  • назначенную судом компенсацию.

Если к уходу принудили беременную женщину и это удалось доказать, ответственность становится уголовной (ст. 45 УК РФ): по ней виновному руководителю грозят обязательные работы, а его фирме – приостановление деятельности.

Что делать, если вас принуждают уйти

  • решить с работодателем вопросы о сроке и условиях добровольного ухода;
  • написать заявление не по своему желанию, а по согласию сторон, оговорив выплату выходного пособия и компенсации.

Если же принято решение о борьбе, то советы будут следующими:

  • озвучить работодателю свою позицию: вам известно, что вас хотят «выжить», но вы не намерены сдаваться;
  • ни в коем случае не писать и не подписывать никаких документов об увольнении, взять за правило тщательно вычитывать все подписываемые документы;
  • скрупулезно соблюдать трудовую дисциплину и внутренний распорядок;
  • письменно фиксировать все спорные моменты;
  • не поддаваться на провокации;
  • быть готовым к неприятным неожиданностям (например, к недопуску к работе из-за не вовремя пройденного медосмотра, слишком пристрастной проверке техники безопасности, оформление прогулом отгула, оформленного лишь на словах и др.).

Что послужит доказательством принуждения

В суд на работодателя можно подать в течение месяца со дня увольнения. Для суда доказательством может служить не все. Если вы намерены подавать на работодателя в суд, придется позаботиться о доказательной базе:

  • максимум документального оформления (например, если понадобился отгул, не следует полагаться на устное разрешение, а подать письменное прошение и получить на нем отметку «не возражаю»);
  • видео и аудиозаписи (должна быть доказана их подлинность);
  • показания свидетелей.

К СВЕДЕНИЮ! Единственным почти бесспорным доказательством принуждения к уходу служит принятие на работу другого сотрудника в день написания заявления истцом: при «реальном» увольнении за столь короткий срок маловероятно нахождение нужного специалиста.


Что делать, если ваш работник участвует в акциях протеста и не выходит на работу из-за задержания или административного ареста на 15 суток. Можно ли законно уволить сотрудника, привлечённого к административной ответственности.

К сожалению для работодателя, административный арест, либо другие принудительные меры ограничения свободы не признаются прогулом и является уважительной причиной отсутствия сотрудника на рабочем месте.

Практика показывает, что увольнения работников, привлечённых к административному аресту, признаются судами незаконными. Человек не мог появиться на работе независимо от своей воли, по объективным, независящим от него причинам.

Кассационное определение СК по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.04.2011 по делу N 33-940
Решение Чусовского городского суда Пермского края от 09.07.2009
Решение Петрозаводского городского суда республики Карелия от 09.08.2010

Исключением из общей практики могут быть только административные аресты, произведенные по заслуживающим внимания обстоятельствам.

Работник совершил мелкое хищение имущества работодателя, наказуемое по ст. 7.27 КоАП и был наказан административным арестом.
Участие в драке на территории работодателя с лицами, находящимися при исполнении должностных обязанностей, в результате которой один из работников получил тяжелые травмы (Решения Холмского городского суда Сахалинской области от 03.04.2012 по делу N 2-256/2012, от 30.03.2012 по делу N 2-262/2012).

Юридические разъяснения

Полный перечень оснований для увольнения работника содержится в ст. 81 ТК РФ. Условно их можно разделить на 3 группы:

  1. Увольнение по объективным причинам (ликвидация организации, сокращение штата, смена руководства при смене собственников).
  2. Увольнение за несоответствие занимаемой должности (непрохождение испытательного срока, медицинские противопоказания и выявленные проблемы со здоровьем, либо непрохождение аттестации профессиональных знаний).
  3. Увольнение за проступок.

Проступок – это неоднократное, либо грубое нарушение трудовой дисциплины. Например, это могут быть прогул, появление на работе в состояние опьянения, подделка документов, разглашение государственной или коммерческой тайны, хищения на рабочем мест или нарушение требований охраны труда.

Статья 81 ТК РФ содержит четкое определение прогула. Это отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня, независимо от его продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня.

Постановлением Президиума Московского областного суда от 13.10.2004 № 631 установлено, что административный арест, либо задержание признается уважительной причиной отсутствия на рабочем месте, поскольку в данном случае от его воли, желания или нежелания исполнять свои трудовые обязанности ничего не зависит.

Но только в том случае, если задержание или арест человека производится за совершение противоправных действий, не относящихся к дисциплинарным проступкам, за которые работодатель может применять дисциплинарные взыскания. Соответственно, такое отсутствие не будет считаться прогулом, а значит, к работнику нельзя применять дисциплинарные взыскания, в частности увольнение.

Применение дисциплинарных взысканий

Существует практика дисциплинарного наказания сотрудников, находившихся под административным арестом. Тем не менее в общем случае это является незаконным. То есть штрафование, либо лишение премии будет незаконно.

Работник может успешно обжаловать такое взыскание в государственной инспекции труда и (или) органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 193 ТК РФ).

Что делать, если сотрудника задержали

Отсутствие задержанных, либо арестованных работников учитываются как вынужденный прогул.

Ежедневно до окончания срока ареста составляется акт о неявке сотрудника на работу. После выхода на работу сотрудник должен представить документы, которые подтверждают причину отсутствия.

  • протокол об административном задержании
    если работник был задержан по подозрению в совершении административного правонарушения на срок от 3 часов до 48 суток
  • справка об отбывании административного ареста в специальном приемнике
    если работник был осужден судом за административное правонарушение на срок до 15 суток, включая срок административного задержания

На период ареста возможно взять на место отсутствующего другого работника по срочному трудовому договору, по совместительству, либо в порядке перевода.

Как считать заработок задержанного

Порядок расчета оплаты задержанного, либо арестованного работника определен Постановлением Президиума Московского областного суда от 13.10.2004 № 631.

Оплачивать период ареста не надо. На основании статьи 129 Трудового кодекса зарплата является вознаграждением за труд работника. Поскольку арестованный не может исполнять свои обязанности, то и основания для начисления ему заработной платы нет. Однако за работником сохраняется средний заработок, если период ареста совпадает с нерабочими периодами, за которые сохраняется средний заработок (например, с ежегодным оплачиваемым отпуском).

Исключением является ситуация домашнего ареста. Когда в отношении человека избирается мера пресечения в виде домашнего ареста, то в постановлении судьи указывается может ли арестованный выходить из дома, пользоваться компьютером, разрешен ли доступ в интернет и так далее. Таким образом, если сотруднику разрешено общаться с коллегами, пользоваться телефоном и Интернетом, то с разрешения работодателя он может работать на дому и получать за это зарплату. Также лицам, находящимся под домашним арестом, иногда разрешают посещать работу.

Священников в РПЦ теперь будут наказывать по-новому

10/06/2014

Священников в РПЦ теперь будут наказывать по-новому

В Петербурге прошел Священный Синод РПЦ, на котором были изменены правила наказания священников. Кроме того, по инициативе патриарха Кирилла будет создана единая база данных запрещенных клириков – тех, кто получил самые серьезные наказания в виде запрета на служение. Зачем это нужно? – «Город 812» выслушал полярные мнения.

Б аза недобрых дел

Первое нововведение касается самих правил наказания священников. Теперь при наложении на них серьезного взыскания в виде запрета на служение должен издаваться церковный указ установленного образца. Раньше в каждой епархии делали это по-своему. Теперь Священный Синод утвердил образец: «Настоящим Вы запрещаетесь в служении без права преподания благословения и ношения наперсного креста [ – для пресвитеров] сроком на _____ лет (месяцев) ___ в связи с ____ [описание церковного правонарушения] и на основании следующих канонов_».

Второе новшество касается уже наказанных священников. Теперь вся информация об их проступках и наказаниях будет стекаться в Москву, в Управление делами патриархии, и там храниться в единой базе данных. Синод под руководством патриарха Кирилла принял решение о создании такой базы запрещенных и заштатных (выведенных за штат) клириков.

По словам главы пресс-службы Петербургской епархии иерея Алексея Волчкова, решение Синода об изменении этих правил было очевидным и важным шагом.

– Приняты меры, чтобы унифицировать разные практики дисциплинарных взысканий, имеющиеся в разных епархиях. Отныне на всем пространстве Русской Православной Церкви в этих вопросах нужно будет руководствоваться едиными правилами, – объясняет отец Алексей.

По его словам, отстранить священника от служения сегодня могут за нарушение заповедей, безнравственные поступки или в случае возбуждения в отношении него административного или уголовного дела.

- Если моральный проступок священника был обнаружен и нанес вред жизни прихода или жизни епархии. Или если его безнравственное поведение практикуется регулярно, настойчиво, когда священник укоренен в этом нехорошем поведении – срасти разные и так далее. В случае заведения на священника дела – уголовного или административного – он сразу же приостанавливается в служении. То есть не может совершать божественную литургию. Но при этом он остается священником епархии и может нести иные послушания в храме – певчего или чтеца, например. Если суд признает священника невиновным, тогда ему вернут все права. Но если священник, например, стал участником ДТП, в результате которого погиб человек, и даже был признан невиновным, по церковным канонам он все равно больше не сможет служить. Потому что он, получается, хоть и против воли, но стал виновником смерти человека, – говорит иерей Волчков.

По его словам, в Петербурге моральные проступки священников рассматривает церковный суд. Они должны быть созданы во всех епархиях, но пока есть не везде.
– Задача такого суда – разбор конкретных случаев, потому что бывают и наветы, и сплетни, и интриги, и слухи, и недоразумения. Суд занимается расследованием, выяснением реальной картины и выносит наказание. Например, запрет на совершение литургии или извержение из сана – это крайняя форма запрещения. Бывает еще отлучение от церкви, но это самая жесткая мера.

Решение о создании единой базы запрещенных клириков давно уже востребовано церковной жизнью. Наличие такой базы – в идеале, конечно, обо всех священниках – вещь очевидно необходимая. Потому что известны случаи злоупотреблений, когда священники одной епархии, запрещенные за какие-то неблаговидные поступки, вдруг обнаруживались в других епархиях! Тем самым они наносили вред церковному делу. Создание базы позволит избежать подобных ситуаций, – пояснил иерей Волчков.

Приструнить самодуров

Противоположное мнение высказал доктор исторических наук, кандидат богословия Александр Мусин. Он считает, что Священный Синод, завершившийся на днях в Петербурге, в очередной раз сымитировал «правотворческую деятельность» и ничего важного не решил.

– Невозможно внести порядок и законность туда, где нет институтов, контролирующих деятельность епископата: как сверху, так и снизу. Пока епископ будет подчиняться только патриарху, а у церковного народа не будет средств воздействия на него, епископы как самодурили, так и будут самодурить, отправляя клириков за штат и в запрет. При этом священник зачастую ведет себя с прихожанами, как епископ с клириками. Барство и безнаказанность епископов способствуют формированию образа. Ну будут теперь отсылать сведения в Москву, ну будут вписывать в свои указы ими же трактованные ссылки на деяния соборов. Ну и что? Вижу в этом реакцию на полный беспредел со стороны новых епископов, достаточно молодых, которые были поставлены Кириллом в последнее время.

После их приезда в некоторых епархиях начинался полный террор: увольнения за штат старых священников, требование от духовенства экстраординарных выплат на дома и машины и т.д. А не даешь денег – в запрет. Если число жалоб превышало критическое, тогда самодура вызывал управделами Московской патриархии, наш митрополит Варсонофий, и беседовал. Обычно этого хватало на какое-то время. Возможно, патриархия решила призвать своих чиновников соблюдать правила приличия.

Что касается базы данных запрещенных клириков. Это – единый реестр «церковных преступлений»? Может, он и нужен в цивилизованной жизни. Но ее нет! Он нужен общецерковной бюрократии, которая пытается изобразить контроль за ситуацией. Этакая вертикаль церковной власти. Такой реестр вновь показывает отрыв епископата от церковной массы и духовенства.

Роль такой базы всегда исполняли церковные слухи, которые тянутся за священником и епископом, переходящим в другую епархию. Всегда есть знакомые и знакомые знакомых, у которых можно спросить: нормальный ли мужик к нам едет? А главное: почему ушел от прежней жизни? Епископ заел? Или характер такой? Или из церковный карман со своим путает? Или «голубой»?

А вот епископу иногда и спросить об этом некого. Правдивая информация их обходит стороной, окружение не позволяет .

Читайте также: