За что можно уволить муниципального служащего

Опубликовано: 18.09.2024

Увольнение с муниципальной службы по собственному желанию — это не единственное основание, по которому госслужащий может покинуть должность. Это особая категория работников, для которых законодательно установлены дополнительные основания расторжения трудового договора.

Кто относится к муниципальным служащим

Определение находим в статье 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ: так называют работника, который занимает муниципальную должность в органе власти местного уровня. Работа на такой должности регулируется местными нормативными актами, а вознаграждение за труд выплачивается ему из местного бюджета.

Нельзя отождествлять гражданских служащих, которые работают в органах федеральной государственной власти и органах власти субъектов Российской Федерации, и местных служащих — это две отдельные системы. Муниципальная служба не является подвидом государственной гражданской службы и регулируется специальными законодательными актами.

Как регулируется увольнение муниципальных служащих

Главным законом, регулирующим общие правила вступления в трудовые отношения и освобождения от должности сотрудников, является Трудовой кодекс РФ. Вопросам увольнения посвящена глава 13.

Специальным законом, устанавливающим особенности, применимые только к местным служащим, является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статья 19 указанного закона содержит специальные условия освобождения от должностей местных служащих. Они применяются только к этой категории работников.

Причины увольнения муниципальных служащих

С местной службы гражданин увольняется по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ, и к нему применяют специальные основания для увольнения муниципального служащего. Общие основания собрали в таблице:

Статья ТК РФ Основание Пояснение
ст. 78 ТК РФ Соглашение сторон Трудовой договор расторгается в любой момент, если к тому есть волеизъявление и сотрудника и работодателя
ст. 79 ТК РФ Истечение срока договора По общему правилу, трудовой договор — бессрочный, но в ст. 59 ТК РФ установлено ограниченное количество случаев, когда договор заключается на определенный срок, например, на время отсутствия основного сотрудника. Истечение срока договора ведет к освобождению от должности сотрудника
ст. 80 ТК РФ По инициативе работника Решение о прекращении трудовых отношений принимает сам сотрудник, о чем подает соответствующее заявление
ст. 71 и 81 ТК РФ По инициативе работодателя Увольнение по инициативе работодателя требуется обосновать. Трудовой кодекс устанавливает закрытый перечень случаев, когда работник освобождается от должности, реализации каждого из этих случаев должна сопутствовать определенная процедура
ст. 83 ТК РФ По обстоятельствам, не зависящим от воли сторон К таким обстоятельствам относятся, например, призыв работника на военную службу, его смерть, восстановление на работе гражданина, ранее занимавшего эту должность, чрезвычайная ситуация

Трудовой кодекс РФ в ст. 75 содержит основание для увольнения руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера, если в организации сменился собственник. Спорным является вопрос, относятся ли к этому основанию случаи увольнения муниципальных служащих при смене руководства органа власти. Основанием для увольнения является смена собственника. В случае местного органа это приватизация имущества из муниципальной собственности в частную. Если в организации просто сменился руководитель либо даже местный орган реорганизован, у него изменилась подведомственность, форма собственности осталась прежней, оснований для кадровых перестановок нет.

Специальными основаниями для освобождения от должности муниципального служащего являются:

Основание Пояснение
Достижения предельного возраста нахождения на муниципальной службе Пункт 2 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает предельный возраст службы в 65 лет. Статья 19 того же закона позволяет расторгнуть трудовой договор с сотрудником, достигшим этого возраста. Продлить срок пребывания на работе можно, но единовременно только на один год. Количество продлений не регламентировано, поэтому продлевать срок работы допустимо сколь угодно долго по согласованию с работодателем
Утрата гражданства РФ или государства, граждане которых находятся на муниципальной службе в РФ По общему правилу, местными служащими являются только граждане РФ, но с рядом иностранных государств, в том числе Белоруссией и Арменией, у России есть международные соглашения, позволяющие их гражданам участвовать в российском местном управлении
Несоблюдение ограничений Федеральным законом № 25-ФЗ установлен перечень ограничений, которых обязан придерживаться местный служащий, например, он не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, занимать государственные должности или оплачиваемые должности в профсоюзе или избирательном органе
Дисквалификация Это вид административных наказаний за совершение, например, административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ. Наложение такой меры исключает возможность работы гражданина на должности

Полный путеводитель по процедуре увольнения от КонсультантПлюс

1. Как оформить соглашение о расторжении трудового договора

По соглашению сторон трудовой договор может быть расторгнут в любое время в срок, определенный сторонами. Это следует из совокупности положений ст. 78 ТК РФ, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2. Инициатором расторжения договора по данному основанию может являться как работник, так и работодатель.

Сроки для увольнения

Срок расторжения отношений с муниципальным служащим зависит от основания, по которому это происходит:

  1. Если основанием является сокращение численности штата, предупредить сотрудника необходимо как минимум за два месяца.
  2. Если сотрудник увольняется добровольно, вся процедура займет две недели.
  3. По соглашению сторон трудовой договор расторгается в течение периода, о котором договорятся работник и работодатель. Допустимо сокращение периода увольнения до одного дня.
  4. В связи с утратой доверия и при неоднократном неисполнении должностных обязанностей — не менее двух рабочих дней. Увольнение по этим основаниям является дисциплинарным взысканием. Прежде чем его применить, работодатель обязан затребовать у работника письменное разъяснение. На его предоставление работнику дается два рабочих дня. Издавать приказ об увольнении до истечения этого срока является нарушением трудовых прав работника.
  5. В случае достижения предельного возраста увольнение оформляется со дня, следующего за днем рождения служащего. Законодательно не оговаривается специальная процедура уведомления о грядущем расторжении договора с сотрудником, но следуя соображениям деловой этики, работодателю стоит заблаговременно известить сотрудника о том, что договор с ним не продлят после наступления предельного возраста.

Как оформляется увольнение муниципального служащего

Процедура снятия с должности состоит из этапов:

  1. Выявление и документальное оформление оснований.
  2. Издание приказа.
  3. Оформление записи в трудовой книжке гражданина и выдача всех документов.
  4. Полный расчет.

Например, увольнение муниципального служащего по собственному желанию предполагает следующую последовательность действий.

Шаг 1. Муниципальный служащий подает заявление.

Оно не имеет строго определенной формы, сотрудник составляет его в том виде, в котором считает нужным. Важно, чтобы в документе было четко выражено намерение уволиться и дата, с которой трудовые отношения будут прекращены.


Шаг 2. Передача дел.

На следующий день после дня подачи заявления начинает течь двухнедельный срок отработки. Работодатель ищет увольняющемуся сотруднику замену, а тот заканчивает и передает дела.

Шаг 3. Работодатель оформляет приказ об увольнении муниципального служащего по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.


Шаг 4. В последний день работы в трудовой книжке делают отметку об увольнении. Ее и остальные документы сотрудника выдают ему на руки.

Шаг 5. Полный расчет. Все причитающиеся деньги нужно выдать в последний рабочий день.

Выплаты и компенсации муниципальным служащим

При увольнении гражданину выплачиваются:

  • заработная плата за отработанную часть месяца с учетом всех регулярных надбавок и регулярных премий;
  • компенсация неотгулянного ежегодного отпуска;
  • выходное пособие при увольнении муниципального служащего, если он сокращен в связи с уменьшением штата или расформированием органа власти.

Гарантии для муниципальных служащих при увольнении

Гарантии предоставляются в случае, если расторжение трудового договора происходит в связи с ликвидацией или расформированием органа власти. Тогда работодатель обязан предоставить работнику возможность либо перевестись на другую, более низкооплачиваемую должность, либо дать информацию о возможности трудоустройства в другом органе власти. Если работник отказывается от предоставленных возможностей, оформляется расторжение.

Увольнение осужденного к лишению свободы

В пп. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ сказано, что гражданин, осужденный к лишению свободы, не вправе оставаться на местной службе.

Трудовой кодекс РФ относит осуждение сотрудника к лишению свободы к основаниям расторжения договора, не зависящим от воли сторон. Расторжение трудовых отношений в связи с приговором реализуется только после вступления в силу решения суда. Вступившее в силу решение становится для работодателя основанием для расторжения трудового договора.

Работодатель издает приказ и под подпись ознакомит с ним муниципального служащего. Если ознакомление невозможно из-за того, что сотрудник находится в местах лишения свободы, об этом делается отметка в приказе со ссылкой на решение.

В трудовой книжке сотрудника причина прекращения трудовых отношений указывается со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Особенности для полиции

Снятие с должностей сотрудников полиции подчиняется правилам, установленным Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ и Трудовым кодексом РФ (в части, которая не регулируется 342-ФЗ), но не подчиняется Федеральному закону № 25-ФЗ, поскольку полиция, будучи структурой Министерства внутренних дел РФ, не относится к местным органам власти.

Рассматривается инициатива создания муниципальной милиции, обеспечиваемой за счет местных бюджетов, но пока это не реализовано.

Порядок увольнения сотрудника полиции по его инициативе урегулирован Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Статья 84 указывает на то, что полицейский вправе принять решение об увольнении до окончания срока его контракта. Чтобы покинуть службу, он подает рапорт не менее чем за один месяц до предполагаемого расторжения контракта.

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.


Основания прекращения трудовых отношений с госслужащим

В отличие от сотрудников коммерческих организаций госслужащие заключают не трудовой договор, а служебный контракт. Полный перечень оснований его расторжения приведен в ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.


Контракт подлежит расторжению в связи с увольнением из-за допущенных при его заключении нарушений. Перечень оснований прекращения служебного контракта по решению руководства схож со списком для инициативы работодателя в ТК РФ (ст. 37 Закона о государственной гражданской службе). Это:

  • несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья или ввиду недостатка квалификации;
  • утрата доверия к служащему в связи непринятием мер по урегулированию конфликта интересов;
  • неоднократное неисполнение обязанностей;
  • однократное грубое нарушение должностных обязанностей;
  • представление подложных документов при заключении контракта;
  • прекращение допуска к гостайне;
  • в случае больничного длительностью свыше 4-х месяцев подряд (если законодательно не установлен иной срок сохранения рабочего места);
  • при сокращении должностей в соответствующем госучреждении или его упразднении.

При этом действуют ограничения для определенных категорий лиц в связи с увольнением по инициативе представителя нанимателя. Так, по этому основанию нельзя уволить:

  • во время отпуска или больничного;
  • запрещено расторгать контракт с беременными, одинокими матерями или единственными опекунами, воспитывающими детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет, женщин с детьми до 3-х лет;

Запрет на увольнение установлен только в отношении больничного длительностью до 4-х месяцев (за исключением случаев, когда предусмотрено сохранение должности на более длительный срок).

Расторжение контракта по не зависящим от воли сторон причинам происходит на тех же основаниях, что применяют для коммерческих компаний. Например (ст. 39 Закона о государственной гражданской службе):

  • увольнение в связи с призывом в армию;
  • при ухудшении здоровья, делающего невозможным продолжение работы;
  • осуждение к отбыванию наказания;
  • признание лица полностью недееспособным.

Перечень документов-оснований для расторжения контракта

Несмотря на то, что процедуру прекращения служебного контракта регулирует Закон о государственной гражданской службе, перечень документов, которые инициируют ее начало, тот же, что и в коммерческих компаниях.

Например, если работник бюджетной сферы решил уволиться, он подает заявление на увольнение госслужащего в произвольной форме. Его так же подают за две недели до даты прекращения контракта.


Хотя каждое госучреждение самостоятельно разрабатывает внутренние бланки указанных выше документов, в остальном процедура расторжения трудовых отношений едина для всех.

Так, госслужащий, определяясь с тем, какую дату указывать в заявлении на увольнение, должен учитывать срок предупреждения об уходе. В течение этого периода работник может отозвать заявление, а по его окончании, прекратить работу.

При увольнении за виновные действия всегда проводят служебную проверку, которую оформляют отчетом. В нем:

  • указывают обстоятельства совершения проступка;
  • смягчающие события;
  • определяют степень вины сотрудника.

Обязательно истребование письменных пояснений от провинившегося. На вопрос, считается ли увольнение с работы административным взысканием, в подобном случае можно ответить скорее положительно. Только правильнее назвать его дисциплинарным взысканием.

Порядок оформления увольнения госслужащего

После поступления документов-оснований начинают непосредственную процедуру расторжения служебного контракта. Она включает в себя:

1. Издание приказа об увольнении — на бланке собственной разработки или по форме № Т-8 (ч. 2 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе).

В нём обязательно указывают основание прекращения сотрудничества согласно формулировкам указанного выше закона.

Например, «за однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей — прогул, подп. „а“ п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ „О государственной гражданской службе Российской Федерации“; подп. „а“ п. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

Также обязательно указание на дату расторжения контракта и реквизиты документов-оснований. С приказом работника нужно ознакомить под роспись. А при его отказе — сделать в нем соответствующую отметку.

2. В последний рабочий день сотрудника финансовый отдел госструктуры проводит с ним полный расчет.

Для этого используют данные по учету рабочего времени, внутренних локальных актов и нормативных документов по оплате труда соответствующего ведомства.

Оформляют табель на уволенного сотрудника, образец которого представлен ниже. Составляют записку-расчет, в которой указывают все начисления, удержания и положенные к выплате суммы.


  • денежное содержание за исполнение обязанностей;
  • суммы в рамках предоставленных ему госгарантий, федеральных законов;
  • компенсацию неиспользованных дней отпуска.

В случае увольнения в связи с сокращением/упразднением госучреждения или в связи с длительной болезнью ему положена дополнительная выплата денежного содержания за 4 месяца.

Может быть проведено удержание из зарплаты за отгулянный авансом отпуск, невозвращенных денежных авансов. В других случаях сумма изъятия не должна превышать 20%, а в отдельных — не более 50% (например, по исполнительным листам).

4. В последний день вносят запись в трудовую книжку, если она ведется в бумажном виде или в реестр электронных сведений о трудовой деятельности.

Нужно подать сведения по форме СЗВ-ТД — не позднее дня, следующего за датой издания приказа.

Формулировка об увольнении в трудовой книжке должна повторять аналогичную запись об основании увольнения в приказе.

Также в этот день делают запись в личной карточке служащего по форме № Т-2ГС (МС).

5. В день увольнения работник получает следующие документы:

  • трудовую книжку или форму СТД-Р;
  • справку о зарплате для расчета больничного по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н;
  • выписки из форм по персонифицированному учету — СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, раздела 3 РСВ.

Сведения о доходах и уплаченных налогах, а также иные документы, связанные со службой по контракту выдают только по письменному заявлению увольняемого.

Если при увольнении госслужащего остался непогашенный до конца исполнительный лист, информация по нему должна быть передана приставу-исполнителю. Так, копию документа высылают в ФССП, а оригинал с отметкой об окончании взыскания и общей удержанной суммой передают ушедшему работнику. Также уволенный должен быть исключен из реестра госслужащих.

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее - бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.

Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (часть 4 статьи 12 Федерального закона).

Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.

1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:

раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 925).

Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.

Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.

2. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.

Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

- менее двух лет - требуется сообщить в десятидневный срок;

- более двух лет - сообщать о заключении трудового договора не требуется.

3. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.

В письме должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, бывшего служащего (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии).

Обратите внимание, что в ст. 19 предусмотрено право работодателя расторгнуть трудовой договор по указанным основаниям, а не обязанность.

Рассмотрим, что же они собой представляют, более подробно.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 25-ФЗ общий предельный возраст для замещения должности муниципальной службы составляет 65 лет.

Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе служащих, достигших предельного возраста. При этом однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год (ч. 2 ст. 19 Закона N 25-ФЗ).

Поскольку Законом N 25-ФЗ не установлено, сколько раз может быть продлен такой срок, до какого возраста он может продлеваться, можно предположить, что количество таких продлений не ограничено и остается на усмотрение работодателя.

В отличие от муниципалов, с государственным гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, в случае продления срока прохождения службы может быть заключен срочный трудовой договор, что прямо предусмотрено п. 6.1 ч. 4 ст. 25 Закона N 79-ФЗ.

Также отметим, что поскольку в силу ч. 2 ст. 19 Закона N 25-ФЗ предусматривается продление срока нахождения на муниципальной службе, а не срока замещения занимаемой должности муниципальной службы, то при продлении такого срока служащий может занимать другую должность муниципальной службы. Тогда оформляется перевод. Сделать это можно одновременно с оформлением продления срока одним приказом (распоряжением) и одним соглашением к трудовому договору. Запись о постоянном переводе вносится в трудовую книжку служащего.

Приказ (распоряжение) в силу ст. 14 ТК РФ издается на следующий день после наступления предельного возраста и служащий должен ознакомиться с ним под роспись. Исходя из п. 14 Правил ведения и хранения трудовых книжек , согласно которому записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора вносятся в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона, делают следующую запись в трудовую книжку: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В соответствии с п. 6, 7 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на такой службе в случае:

К сведению. На муниципальную службу помимо граждан РФ, достигших возраста 18 лет, владеющих государственным языком РФ и соответствующих квалификационным требованиям (ст. 16 Закона N 25-ФЗ), могут приниматься иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, допуск к муниципальной службе которых установлен международными договорами. На сегодня это граждане республик Армения, Киргизия, Туркменистан, Казахстан и Белоруссия. При этом некоторыми международными договорами установлены ограничения по должностям. Граждане Киргизии и Казахстана, например, не могут занимать должности глав областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций и их заместителей.

Существует мнение (которого придерживаемся и мы), что если служащий своевременно сообщил работодателю о факте выхода из гражданства РФ или получении гражданства другого государства, его следует уволить по п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ и запись будет выглядеть так: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с выходом из гражданства РФ (получением гражданства иностранного государства), пункт 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Если же служащий своевременно не сообщил о данном факте, он подлежит увольнению в связи с несоблюдением установленных законом ограничений и запретов по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, который мы и рассмотрим ниже.

При этом обязанность уволить служащего у представителя нанимателя возникает только при выявлении ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ. В остальных случаях тот может быть уволен, а может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Обратите внимание! Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется ст. 193 ТК РФ. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен муниципальным правовым актом от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания (ст. 27 Закона N 25-ФЗ).

При увольнении муниципального служащего в связи с нарушением им установленных законом ограничений и запретов работодатель издает приказ (распоряжение) об увольнении служащего, а в трудовой книжке производится следующая запись: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с нарушением установленных законом ограничений и запретов, пункт 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Рассмотрим несколько решений судов, связанных с увольнением по данному основанию.

Прокурор Березовского района Красноярского края подал иск в интересах Российской Федерации к Главе поселка Березовка Березовского района Красноярского края муниципальному служащему администрации Березовки С. С. о признании незаконными его действий по заключению трудового договора с С., возложении обязанности отменить распоряжение о приеме на работу и расторгнуть трудовой договор.

Однако данный довод С. С. не был принят судом. Кроме того, суд отметил: наличие подчиненности и подконтрольности дополнительно подтверждается тем обстоятельством, что в период отпуска и иного временного отсутствия заместителя Главы на рабочем месте непосредственным руководителем автоматически становится в порядке подчиненности Глава поселка, который в полном объеме имеет полномочия контролировать деятельность специалиста, соблюдение трудовой дисциплины, давать поручения, требовать их исполнения, применять меры поощрения и взыскания. Таким образом, трудовой договор с С. подлежит расторжению по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ.

Исковые требования прокурора решением суда первой инстанции были удовлетворены, судебной коллегией апелляционной инстанции оно было оставлено без изменений (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 28.11.2012 по делу N 33-10472).

Также было оставлено без изменений Решение Центрального районного суда г. Волгограда, которым было отказано в восстановлении на работе Г.

Г., являясь муниципальной служащей и занимая должность начальника отдела патриотической работы и пропаганды здорового образа жизни комитета по делам молодежи администрации Волгограда, была уволена по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Приказом председателя комитета по делам молодежи администрации Волгограда Г. уволили за нарушение требований ст. 15 Закона N 25-ФЗ, а именно за непредставление в установленный срок сведений о своих расходах, расходах своего супруга и несовершеннолетних детей.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона N 25-ФЗ муниципальные служащие, замещающие должности, включенные в соответствующий перечень, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для их представления государственными гражданскими служащими субъектов РФ.

Г. нарушила сроки представления сведений о доходах, декларации ею были сданы в июне. При этом Г. в качестве причин нарушения срока указала, что она не была уведомлена работодателем о представлении декларации в срок до 30 апреля 2011 года и не получила бланки декларации. Кроме этого, в период, предшествующий 30.04.2011, она была лишена возможности представить декларацию в силу уважительных причин (болезни членов семьи, очередного отпуска).

Однако суд не принял доводы Г. и ее увольнение было признано законным (Кассационное определение Волгоградского областного суда от 18.01.2012 по делу N 33-64/12).

Обратите внимание! В случае несоблюдения муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции ст. 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ, служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия (ч. 1, 2 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ).

С целью профилактики и выявления коррупционных нарушений подразделение кадровой службы соответствующего муниципального органа может проводить проверки.

Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии (ч. 4 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ).

На основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, рекомендации комиссии, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию, объяснений муниципального служащего и иных материалов работодатель принимает решение о наложении на служащего дисциплинарного взыскания (вплоть до увольнения).

Применяя взыскания, предусмотренные ст. 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ, необходимо учитывать характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим его должностных обязанностей.

Примечание. В акте о применении к муниципальному служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается ч. 1 или 2 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ.

Что касается записи в трудовую книжку, руководствуясь п. 14 Правил, предлагаем такой вариант: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с утратой доверия за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" или "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с утратой доверия за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Последним дополнительным основанием увольнения муниципального служащего, установленным ст. 19 Закона N 25-ФЗ, является применение административного наказания в виде дисквалификации.

Поскольку в силу указанной статьи КоАП РФ служащий лишается права замещать должность муниципальной службы, то в случае обнаружения факта дисквалификации работодатель обязан расторгнуть трудовой договор со служащим.

Обратите внимание! Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей. При этом срок наказания может составлять от шести месяцев до трех лет.

Как правило, работодателю известно, что в отношении служащего ведется административное производство. Поэтому, получив постановление суда, он издает приказ (распоряжение) о расторжении трудового договора с дисквалифицированным муниципальным служащим.

Запись в трудовой книжке в этом случае будет выглядеть так: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с применением административного наказания в виде дисквалификации, пункт 4 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Возможно, служащий был дисквалифицирован на предыдущем месте службы, но записи об этом в трудовой книжке нет. В таком случае кадровая служба муниципального образования в силу п. 12 ст. 28 Закона N 25-ФЗ может выяснить, действует ли в отношении кандидатов, претендующих на должности муниципальных служащих в орган местного самоуправления, мера ответственности в виде дисквалификации.

В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:

Согласно п. 5 названного Положения информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Она предоставляется всем заинтересованным лицам (физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления) по соответствующему запросу о конкретном лице. Органам государственной власти и местного самоуправления информация предоставляется бесплатно. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Обратите внимание! Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится по истечении срока дисквалификации или в случае отмены постановления о дисквалификации.

В отличие от ст. 19 Закона N 25-ФЗ, которой увольнение в связи с дисквалификацией отнесено к увольнению по инициативе работодателя, Трудовым кодексом данное основание отнесено к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Однако в этом случае действует специальная норма, то есть увольнение дисквалифицированного муниципального служащего осуществляется не по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, а по п. 4 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Поэтому перед увольнением служащего работодатель не обязан предлагать ему другую вакантную должность или работу (как соответствующую его квалификации, так и нижестоящую или нижеоплачиваемую должность), как предусмотрено ст. 83 ТК РФ.

Подчеркнем, что если с дисквалифицированным лицом будет заключен трудовой договор в должности руководителя организации, организации грозит штраф в размере до 100 тыс. руб. Дисквалифицированное лицо за управление организацией в течение срока дисквалификации может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (ст. 14.23 КоАП РФ).

В заключение отметим: поскольку увольнение муниципальных служащих в соответствии со ст. 19 Закона N 25-ФЗ отнесено к увольнению по инициативе работодателя, следует учитывать положения ст. 81 и 261 ТК РФ, согласно которым не допускается увольнение по инициативе работодателя работника (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в периоды его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске, а также расторжение трудового договора с беременной женщиной.

Федеральное законодательство содержит нормы, предусматривающие такой вид дисциплинарной ответственности муниципальных служащих, как увольнение в связи с утратой доверия, установлены исчерпывающие перечни оснований для применения данной меры ответственности. Так, в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены два основания увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия:

— за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

— непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

В силу требований указанного выше закона при применении данного взыскания учитываются характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Согласно п.7 ч.1 ст.81 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя может произойти в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

К примеру, по этому основанию (п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ) работника можно уволить, например, за использование вверенных ему денежных или товарных ценностей в личных целях, нарушение правил учета, хранения и выдачи этих ценностей, фиктивное списание товарных ценностей, кражу. Причем работодатель должен доказать факт совершения работником таких действий.

Исходя из сложившейся практики прокуратуры Вилюйского района, следует, что в основном к муниципальным служащим применяется такой вид дисциплинарного взыскания в связи с непредставлением муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений. Так, решением главы МО – председателя наслежного Совета депутатов МО «Халбакинский наслег» от 31.05.2019 номер 49 в связи с утратой доверия досрочно прекращены полномочия депутата М. Решение принято председателем представительного органа местного самоуправления на основании представления прокуратуры района, внесенного по фактам выявленных нарушений о непредставлении депутатом сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год.

Однако обязанности работодателей на этом не заканчиваются. В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также Положения о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2018 № 228, должностное лицо, определенное органом местного самоуправления в течение 10 рабочих дней, со дня принятия акта о применении взыскания в виде освобождения от должности в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения направляет информацию об этом в уполномоченный орган государственной власти.

Согласно Указу Главы Республики Саха (Якутия) от 20.06.2018 номер 2692 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 номер 228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия», такими уполномоченными органами государственной власти на территории республики являются Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительство Республики Саха (Якутия).

Как установлено проверкой, председателем наслежного Совета депутатов МО «Халбакинский наслег» вышеуказанная информация в установленный срок не направлена.

По данному факту 02.03.2020 прокуратурой района в адрес председателя наслежного Совета депутатов МО «Халбакинский наслег» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого требования прокуратуры района удовлетворены, нарушения устранены.

Читайте также: