Будет ли цискаридзе директором большого театра

Опубликовано: 06.07.2024


С одной стороны — наш легендарный «дом с лошадьми» имеет такую славу, что всем кажется, будто любое событие там имеет государственную важность. Может быть, поэтому такие влиятельные люди, как Марк Захаров и Олег Табаков, сочли своим долгом вмешаться и написать письмо Путину о том, что Николай Цискаридзе, в отличие от нынешнего директора Анатолия Иксанова, достоин директорского кресла большого театра? Кстати, за время, прошедшее с опубликования новости об этом прошении, стало известно, что письмо подписали 12 человек, среди них Алиса Фрейндлих, Геннадий Хазанов, Елена Образцова, Зураб Соткелава. Если так, если Большой театр всегда должен становиться предметом общественных дискуссий, то чего бы тогда не организовать обсуждения, не созвать партсобрание, не потребовать публикации финансовых отчетов? Злые языки тут же предложили бы опубликовать финансовые отчеты и тем, кто вмешивается не в свое дело.

Тут уже вторая сторона медали. О ней как раз и написал в своем блоге Михаил Швыдкой, рассказывая о наличии этого самого письма. «Такого, чтобы руководители одних театров просили снять с работы своего коллегу из другого театра, — такого мне еще не доводилось читать», — пишет экс-министр культуры РФ, ныне представитель президента РФ по международному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Причину, по которой Николай Цискаридзе — блестящий солист, танцовщик, красавец, хороший педагог, яркая, медийная личность — вдруг стал ставленником определенной части заслуженных деятелей культуры, узнать невозможно никак. Ее можно только предположить — шепотом, тыча пальцем наверх. Особенно учитывая то, что подпись министра культуры Владимира Мединского на контракте, в котором значится продление сотрудничества с Анатолием Иксановым в качестве директора Большого, уже стоит. Некоторые СМИ предполагают, что деятели культуры просто чуточку опоздали с часом отправки письма. Можно было бы добавить — и с годом, и с веком. Время коллективных писем, слава Богу, прошло. Или должно пройти. Но прошлые привычки не отпускают?

Письмо это буквально за одни сутки стало причиной, по которой на подписавших его обрушились сотни саркастических насмешек и прямых ругательств — как со стороны СМИ, так и со стороны простых людей, читателей, интернет-пользователей. Почему?

Потому что Николай Цискаридзе во главе Большого театра на посту директора — это примерно как Максим Галкин во главе государства на посту Президента. Или чихуахуа на посту директора питомника.

Конфликт Николая Цискаридзе с Большим имеет большую историю. Безусловная звезда с 1992 года, солист, из юноши на наших глазах превращаясь в мастера, уже с он становится педагогом-репетитором Московской академии хореографии и ведет собственный класс в Большом театре.

Ровно год назад танцовщик выступил с резкой критикой «стройки века» — реконструкции Большого театра. Широко разошлись его слова о подъемах, которые невозможно делать в новых репетиционных залах: потолки такие низкие, что балерины бьются головой. Цискаридзе обрадовал общественность информацией, что вместо старинной лепнины в Большом теперь — пластмасса и папье-маше, посаженные на клей ПВА. Что исчезли бронзовые ручки с дверей и канделябры. Что на венецианском покрытии, которое сменило старинный паркет, люди в кроссовках скользят и падают. Наконец, что кафель, покрывший некогда деревянные полы в закулисных коридорах, очень холодный, и танцовщики не могут на нем присесть отдохнуть!

Справедливости ради надо сказать, что реконструкция подвергалась критике очень много раз, и не только из уст Цискаридзе — но это очень опасная тема, и заминалась она мгновенно. Ведь на нее было потрачено около 35 миллиардов рублей.

После того, как Николай Цискаридзе выступил со своим мнением о реконструкции, его едва не уволили из ГАБТ. Но на помощь пришло еще одно коллективное письмо в его поддержку.

О том, как сам коллектив театра относится к нынешнему директору Анатолию Иксанову и к возможной кандидатуре на этот пост Николаю Цискаридзе, AиФ.ru рассказали источники в Большом, пожелавшие остаться неизвестными. Иксанова считают чужим по определению, поскольку он долгие годы работал главным администратором, а потом директором драматического театра (то есть БДТ им. Товстоногова). Коллектив удивляет, что Иксанов крайне редко посещает спектакли — все предыдущие директора всегда смотрели репертуар. Кроме того, говорят сотрудники, к нему не достучишься — он отдален от всех коллективов, принимает только руководителей подразделений, и на его этаже даже лифт не останавливается. Словом, отношение коллектива к нему скорее критическое. Что касается Цискаридзе, его знают как гениального танцовщика, человека, который действительно знает, любит театр и предан ему. Но его администраторские способности вызывают в коллективе большие сомнения.

Итого: вопрос с назначением Цискаридзе как минимум на два года закрыт, контракт с Иксановым подписан до 2014 года и пересмотрен не будет, как заявляет Министерство культуры. Вопрос закрыт, но послевкусие осталось.


В телеграм-каналы просочилась информация, что в западных СМИ скоро начнется крупная негативная компания против руководства Большого театра . Предположительный заказчик – Николай Цискаридзе. Сам Цискаридзе особо не скрывает своей нелюбви к Большому, прямо заявляя об этом в интервью . Новая волна негатива, по мнению телеграм-канала «Медиатехнолог» связана с желанием Цискаридзе сесть в кресло директора БТ. На фоне смены руководства Министерства культуры танцор хочет еще раз включить интриги и подключить влиятельных друзей, которые, как он надеется, наконец-то смогут помочь реализовать его амбиции.

Когда на смену Анатолию Иксанову пришел Владимир Урин, возглавлявший до этого Московский академический музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Цискаридзе зашевелился. Правда, министр Мединский тогда сразу сказал, что Цискаридзе в Большой не вернется. Зато Николаю Цискаридзе нашлось место в жюри в одном из танцевальных шоу.

Михаил Швыдкой тогда ясно дал понять: «Новый директор Большого будет самоубийцей, если вернет Цискаридзе ».

Пока непонятно, чем именно будет апеллировать Цискаридзе в битве против Урина.

Несопоставимы и опыт, и руководство и ведение финансовых дел. За спиной Урина пока что только высоты. Сейчас Большому рукоплещет весь мир. Недавняя постановка «Жизели» вернула театру международное признание . Цискаридзе, понятное дело, завидно. В должности ректора Академии русского балета имени А. Я. Вагановой ему такие успехи и не снились. Кстати, на эту должность его привели, как обычно, подковерные игры против Веры Дорофеевой .

Подписывайтесь на наш канал

Сергей Капков (на тот момент московский департамент культуры) так в свое время охарактеризовал назначение Урина: "Владимир Георгиевич, безусловно, относится к первой десятке топ-менеджеров российского театрального сообщества – он возглавляет гильдию директоров Российских театров. Он один из тех, кто лично участвовал в формировании всей российской законодательной базы, касающейся исполнительского искусства. Он добился, чтобы театрам позволили заключать контракты с отдельными режиссерами и исполнителями без конкурсных процедур".

Цискаридзе скорее можно охарактеризовать термином «интриган» .

Речь здесь и о видении относительно репертуара. При Урине в Большом зазвучали новые громкие имена: Тимофей Кулябин, Дмитрий Черняков. Нельзя не вспомнить и о «Нурееве». Все это Цискаридзе не нравится, о чем он не раз говорил в многочисленных интервью, ища поддержки у консервативной публики . Когда в Большом прошла премьера «Русалки» Дворжака в постановке Тимофея Кулябина, Цискаридзе опять садится на уши влиятельным друзьям, а его друзья пишут в статьях призывы отдать ему Большой театр.

В аппаратных играх Цискаридзе мастер. Он взял на вооружение методы еще императорских театров и решил влиять на руководство Большого через сильных мира сего. В итоге его покровителями оказались Сергей Чемезов с супругой, Игорь Шувалов и Ольга Голодец , Ксения Собчак: "Главный бриллиант в активе Николая Цискаридзе — Катерина Чемезова. Она — двигатель Николая Цискаридзе в массы. Жена генерального директора государственной корпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова дружит с Колей много лет. "

Корреспонденты «Компромат ГРУПП» выяснили,что еще в 2012 некоторые деятели культуры написали письмо Путину с просьбой назначить Цискаридзе на должность генерального директора Большого. Правда, подписи свои оно потом отозвали. Так Цискаридзе попытался вплести громкие фамилии в свои подковерные интриги в борьбе за кресло Большого . К продвижению кандидатуры Цискаридзе подключилась даже Тина Канделаки, занимающаяся бизнесом в сфере пиара и имеющая на тот момент крупный контракт со структурами Чемезова (как мы помним, друга Цискаридзе).

Понятно, что из-за личных амбиций Цискаридзе ставит под удар и всю труппу Большого.

Если в западных СМИ будут выходить чернуха против Большого, то под ударом окажется вся труппа, да и национальное достояние России. Сможет ли Чемезов прикрыть Цискаридзе, когда окажется, что против России играет свой же танцор?

Ставить под удар сотрудников Большого – это для Цискаридзе не впервой. Чего стоит история с кислотой в лицо Филину, когда он назвал именно Цискаридзе организатором нападения , который, как оказалось, шантажировал Филина. При этом, в многочисленных своих интервью Цискаридзе всячески пытался напоминать: «В Щелкунчике я был принцем, а он – королем мышей ».

Цискаридзе решил тогда воспользоваться ситуацией в своих интересах и стал рассказывать, что в Большом в целом много проблем .

Снять на тот момент директора Большого Анатолия Иксанова ему не удалось.

Группа во главе с премьером Медведвым хорошо понимала цену такому руководителю, и Иксанов перестал обращать внимание на выпады Цискаридзе. Правда вскоре Цискаридзе удался его план, и Иксанов покинул пост генерального директора. Правда, заветное кресло Цискаридзе не досталось, и по всей видимости, не достанется и сейчас. Какие бы медиа не были привлечены к этой кампании.

Цискаридзе: Я все-таки с людьми работаю ни один год и возглавляю большой коллектив, самое страшное женский в основном. Когда в твоем коллективе основная масса 80+ и это не самые последние имена в том деле, которым ты занимаешься. Если ты не являешься убедительным человеком, не умеешь выстроить свою интригу так, что они ее примут, будучи умными и очень опытными игроками, у тебя никогда ничего не выйдет. Почему мне всегда будет легче в Большом, нежели в другом месте? Я это говорил миллион раз. Я состою из этого воздуха, из всех этих нечистот, всего этого, как сказать, «пышного действа», что является Большим театром.

Долецкая: От скромности ты не умрешь.

Цискаридзе: Никогда в жизни.

Долецкая: У тебя надо брать уроки просто.

Цискаридзе: Согласен давать. Я тебе приведу пример. Одна наша знакомая, не будем ее поминать, потому что ночь скоро, дабы она нам не приснилась. Она объявила мне джихад и решила со мной повоевать. Она не удавшаяся в бывшем актриса, думаю ты быстро поймешь кто это. Она так со мной долго воевала, но она мне проигрывала каждый раз. Когда меня один знакомый спросил почему?

Я ему объяснил, что стать народным артистом и спать с народным артистом это две большие разницы. Понимаешь, у нее не вышло стать народной артисткой. Она всегда будет проигрывать. Она умеет сделать подлость, подставу, но в интриге она слаба.

Цискаридзе: Один раз великий танцовщик Михаил Лавровский, которого я обожаю и дружу мне как-то сказал: «Какое ты имеешь право и все такое прочее говорить (про Большой театр).» Я повернулся и сказал: «Михаил Леонидович, я имею право, по одной простой причине, понимаете, потому что я ни как вы пришел в Большой театр будучи сыном главного балетмейстера и сыном двух народных артистов, а я пришел с улицы быстрее всех стал народным артистом».

Цискаридзе: Если ты не принимаешь устав того монастыря, в который ты зашел, тебя сожрут. Поэтому никого увольнять не надо. У меня есть опыт, поверь. Несогласные, если их поставить в правильную позицию, побегут сами. У меня уже все ходы проверены.

Долецкая: Кого ты приведешь с собой?

Цискаридзе: Понимаешь, сейчас в мире все изголодались по творчеству. Так как огромное количество людей, которых я выучил, разлетелись по разным театрам, они все всегда говорят одно и тоже, где бы я их не встречал: «Николай Максимович, вы сделаете вот так (щелкает пальцами) и мы соберемся по первому зову, потому что мы знаем, как работаете вы, и что вы можете.»

Цискаридзе: Самое главное, что касается Большого театра, это не только балет, это еще опера, оркестр, огромный коллектив и главное хозяйство. Хозяйство, которое на сегодняшний день находится, ну, ниже плинтуса. Я думаю, что это может увидеть каждый.

Отрывки из интервью с Софико Шеварднадзе:

О выходе из карантина:

Цискаридзе: Профессионалов в театрах нет. Никто не умеет вводить в форму по-настоящему, поту мы на самом деле находимся очень в сложном положении. У нас и так уже основные труппы, которые должны быть номером один в мире находятся в очень плачевном состоянии, будет все еще в более плачевном состоянии. Я надеюсь, что что-то изменится в мире, должны приходить настоящие профессионалы к работе, а не эти фейковые люди, которые захватили власть и сидят в кабинетах, ничего не умея делать.

Я считаю, что не стоит устраивать глупые акции. Либо вы делаете по-настоящему, либо не надо это делать вообще. Играться в это все, когда любой человек может заразиться, и для него это станет летальным исходом - это глупость. Это позерство. Этот концерт, который был в Большом театре, для меня очень печальное зрелище. Мало того, что во время него генеральный директор и его жена заразили огромное количество людей, поскольку они будучи больными, зная, что они больны, ходили на работу и сознательно заражали. Понимаешь? Это катастрофа. Этого быть не может.

Шеварнадзе: Я почему то не сомневалась в твоем ответе. Я была уверена, что ты так ответишь. Но есть вероятность того, что эти новые социальные нормы будут распространяться и на балет тоже. Если бы ты решал, если бы ты был Путиным, ты бы сказал, как мне ответил, что я не хочу играться в это, я хочу, чтобы это было по-настоящему, давайте подождем вакцины.

Цискаридзе: Знаешь, Владимир Владимирович сказал замечательную фразу, когда встречался с деятелями культуры, он сказал, что так как певцы связаны с дыханием, этого не может быть, он сказал, он прекрасно понимает такие вещи. Он это озвучил.

Шеварнадзе: В балете вообще невозможна история социального дистанцирования.

Цискаридзе: Это полная глупость, поэтому давайте. мы действительно выдерживаем карантин, действительно спасаем людей. надо заниматься не вот этим глупыми рассуждениями о премьерах, надо заниматься всему миру только одним медициной, спасением жизней, помощью докторам. Я понимаю, вот клянусь тебе, что совершенно спокойно пойду добровольцем, буду работать в больнице, с меня корона не упадет.

Цискаридзе: Самое главное не нести чушь про премьеры, забыть об этом на ближайшие два года. Лучше субсидии эти перевести на то, чтобы людям выдать достойную зарплату. Мне подруга написала, работница Большого театра, она бывшая артистка балета, которая работает в балете в режиссерском управлении. 12 тыс. зарплата в Москве. Можно жить? У нее двое детей. А генеральный директор сидит и несет чушь про премьеры.

Цискаридзе: Когда я заступал на эту должность никто не говорил обо мне могу ли я быть ректором, все кричали о том, как он может руководить, заниматься финансами, стройками. Да, я все могу.

Шеварнадзе: Ты когда приехал это было враждебное поле, враждебная среда для тебя.

Цискаридзе: Да, это даже больше, чем враждебная территория. Меня закидывали минами и гранатами не только те, куда я приехал, но и те, кто стоял сзади. Любой человек, который со мной хотел свести счеты и по заданию некоторых людей, конечно, сводил очень сильно. Я пришел и стал работать.

О харрасменте:

Шеварнадзе: Как ты считаешь насколько допустимы романы между преподавателем и учениками, балетмейстера с балеринами? Может ли вообще классический балет существовать без страстей, интриг. Мне кажется, что это основа.

Цискаридзе: Тогда надо весь Большой театр уволить. Уволить сразу, там просто все знают кто кого. Но они же молчат. Это раз.

Шеварнадзе: Они пока молчат.

Цискаридзе: Я не принимаю только одной позиции любви преподавателя и ученика. Если это несовершеннолетние. Все остальное, прости Софа, я не верю. Если человек совершеннолетний он на все идет сам.

Шеварнадзе: Коля, смотри, я тебе привела пример филфака МГУ, слудующий будет Большой театр. Это не хорошо и не плохо. это трансформация, которая происходит.

Цискаридзе: Еще раз, если дойдет до Большого театра, там рассадник этого! Там этого рассадник. Если откроет рот хоть одна балерина. А они открывали в свое время и ни один раз. их всегда клеймили за это. Там катастрофа происходит в этом.

Когда я пришел в Большой театр и был молодым артистом, у меня появилось несколько взрослых подруг, которые работали уже в трупе ни один год. Среди них было одна артистка, которая на тот момент была официальной любовницей художественного руководителя. Она не скрывала. Это очень хороший порядочный человек, мы до сих пор дружим. Все, что она делала, она делала по любви. Она никогда не получила за это ни одной роли, ничего. Это был роман, настоящий, но у них была большая разница в возрасте. Так получалось, что к художественному руководителю на гастролях постоянно кто-то просился на "прием", в номер. Это время всегда она сидела у меня. Мы пили чай, смотрели кино, хохотали. Когда 2прием" там заканчивался, обычно этот человек мне звонил в номер и говорил, что, Коль, можешь передать, что может идти домой. И я на следующий день знал точно, кто был, что просил, каким образом предлагал. Потом спустя какое-то время каждая из этих балерин, мне встречался и в разговоре говорил, что меня вызывали просили вот это, вот это, но я отказала. Все это было, Софа, вранье, потому что я знал кто там был, что просил и в какой позе. Я после этого в Большом театре не верю никогда и ни во что. Если говорить правду, она очень некрасивая. Они все приходили туда добровольно, предлагали все, любые услуги, кто-то за роль, кто-то за деньги.

***

Шеварнадзе: Ты уже давно не ректор «вагановки», а и.о.. И ты как бы не скрываешь, откровенно признаешься, что ты уже всем все доказал, все сделал. ректорское кресло уже немножко тяготит, и ты не хочешь переизбираться. Я хочу привести твою цитату из программы Кати Котрикадзе: «Я выгляжу как Петр I, который с потешными полками стоит на окраине Москвы и, в конце концов, царевна Софья поедет по известному адресу». Давай назовем вещи своими именами, Софья это Урин?

Цискаридзе: Нет, Софья это любой человек, который претендует на это место. Какая разница. Фамилию, которую ты произнесла не вспомнит никогда и никто, точно так же как и фамилию человека, который сидел до этого. Фамилии которые ты упоминаешь, это прохожие. И как бы они сейчас не надувались, давали интервью, взбивали вокруг себя пену. их фамилии не вспомнят через 10 лет никогда. Упоминая эти имена. это, вообще, посмешище. Я всегда говорю, что чиновники в театре должны забыть о том, что они имеют право вообще выходить на люди.

Шеварнадзе: Ты жестко и открыто критикуешь нынешнее положение вещей в Большом театре.

Цискаридзе: Еще раз, я не критикуя, я констатирую.

Шеварнадзе: Ты жестко констатируешь какие-то факты, я с ними не спорю. Я хочу задать тебе такой вопрос: есть хоть что-нибудь, что тебе нравится в Большом театре?

Цискаридзе: Мне ничего за последние 7 лет, я не могу привести тебе в пример ничего, что мне могло понравиться. К сожалению, за эти 7 лет с хозяйственной точки зрения в Большом театре не сделано ничего. Как не было репетиционных помещений, так и нет. В Большой театр выделяют большое количество денег, гигантское, на стройки, ремонт и так далее. Если бы тот человек, который руководит Большим театром что-нибудь понимал в театральных профессиях, он мог бы это улучшить. Но не сделано ничего. Ничего не сделано с точки зрения быта артистов. В этом сезоне была трагическая ситуация, когда парень порвал колено, Михаил Лобухин, прямо на сцене. Он орал, с ним ничего не могли сделать, прибежала только бабушка, у которой не было даже заморозки. Потому что в Большом театре полностью отсутствует медицина.

Шеварнадзе: Я же тебя не спрашивала, что тебе не нравится.

Цискаридзе: Мне понравилось, что взяли Элеонору Севенард. Взяли в Большой театр, дали ей роли, я пришел на спектакль, понимаю, что Эля, которая могла танцевать в десять раз лучше, танцует на том багаже, который она получила в Академии русского балета. Ей в неправильной последовательности дали роли, неправильно дали партнера, потому что этот партнер не подходит ей физически. Меня никто не слышит. Нельзя вернуть былое величие любому коллективу, когда люди не понимают, что они делают.

Шеварнадзе:Тебе не кажется, если бы ты был чуть сдержаннее про это говорил, то это приблизило бы тебя к цели?

Цискаридзе: Ты знаешь сколько мне лет? 46. Сколько можно маневрировать?

Шеварнадзе: Идем ва-банк!

Цискаридзе: Да нет, если честно мне все равно стало. Я не доходного места хочу. Я работать хочу. Вот и все. Посмотри на всех тех, кто занимает эту должность, посмотри их декларации, посмотри доход их родственников. Посмотри как живу я, это большая разница.

Шеварнадзе: Допустим Урину не продлевают контракт, кто-то другой назначается директором, но при этом тебе предлагают стать художественным руководителем балетной труппы, ты согласишься?

Цискаридзе: Ты знаешь, я не люблю сослагательное наклонение, не люблю об этом думать. Очень важно, что это будет за человек.

Шеварнадзе: Если ты поймешь, что сможешь с ним работать, ты согласишься быть худроком? Или это для тебя уже мало?

Цискаридзе: Для меня это уже мало, но смотря каки у меня будут полномочия.

Я ничего не жду, ничего не выпрашиваю, я спокойно говорю. И карантинное время это подтвердило, гнать нужно всех тех, кто просто дербанит бюджет. Ты думаешь почему руководители театров начинают разговоры о премьерах? Только на премьерах можно распилить бюджет.

Цискаридзе: Я ни в чем не участвовал, в политике не принимал участие, в партии не вступил, ни в каких агитациях. И если я в чем-то выражал свое мнение, то выражал его как гражданин. Я честные налогоплатильщик, я имею право на свое мнение. Я был доверенным лицом кандидата В. Путина, но это было мое решение как гражданина. За то, что я делал, в отличие от многих моих коллег, мы с тобой знаем их имена, не получил не копейки, я просто выразил свое мнение.

Что еще хорошо, Софочка, если у других людей можно найти имущество на родственников, у меня нет родственников. Мне можно записать, только на кошку Тяпу. С тем состоянием (материальным), что я пришел на должность ректора, я и нахожусь.


«Днем Николая Цискаридзе» можно было назвать 2 марта 2019 года, так как в этот день он оказался в центре повышенного внимания СМИ. В этот день ректор Академии русского балета дал два интервью в Екатеринбурге «Ельцин –центру»» и филиалу «Эха Москвы», провел в этом городе творческий вечер, а вечером того же дня уже по каналу НТВ прошла передача «Секрет на миллион» с его участием. Пятым сюжетом о Цискаридзе можно назвать видео посещения музея Екатеринбурга, выложенное оперативно в интернете.


Продолжение последовало 27 февраля в Новосибирском театре, где Цискаридзе стал ведущим театрального марафона с участием вице- премьера Ольги Голодец и губернатора. Событие неординарное, показанное главными телеканалами и отраженное ведущими СМИ, выдержанное в патриотическом ключе, что стало в каком то смысле и символичным. Выступавшие официальные лица вспомнили первое название открытого 12 мая 1945 года театра «Театр победы». И зазвучал хор из «Ивана Сусанина» Глинки. А камеры главных каналов выхватили лицо сидящего в первых рядах Владимира Кехмана, ставшего директором театра после разрешения скандальной ситуации с «Тангейзером» в постановке режиссера Тимофея Кулябина. Как говорится, умный поймет.


Премьер Большого театра, амплуа которого были принцы, оказался отличным администратором и доказал свои способности решать самые запущенные проблемы, не только творческие, но и хозяйственные. Доказал и показал всем скептикам. А сколько было сомневающихся!




Сделано много. В ноябре 2019 у ректора заканчивается пятилетний срок, на который он практически единогласно ( всего несколько человек против) был избран голосованием коллектива в ноябре 2014 года.

И вот журналистка получает возможность, наконец, задать тот вопрос, ради которого и было это интервью: «Новая программа уже написана?»И вместе со зрителями слышит ошеломляющий ответ с веселым смехом: «Нет. Я хочу перемен в моей жизни. Каждый человек должен развиваться». Видно, что журналистка не ожидала такой откровенности. Но все же задать в лоб этот вопрос «Вы собираетесь быть директором Большого?» не осмелилась задать.

Допрос с пристрастием продолжился в екатеринбургском филиале «Эха Москвы». Молодая журналистка напориста и агрессивна. Сразу взяла быка за рога: «Почему Шнур есть в Совете по культуре при думе, а Вас нет?» Совершенно спокойный ответ: « Я в Совете по культуре при президенте». Цискаридзе рассказывает о долгой дружбе с Еленой Ямпольской, которая началась задолго до того, как она стала депутатом Думы и председателем этого Совета.

А пока страсти по Большому бушуют на форумах, в фейсбуке, живых журналах и группах в контакте, Николай Цискаридзе поздравил прекрасных дам с 8 марта со сцены в Клину, городе неразрывно связанном с именем Петра Ильича Чайковского. Ректор Академии вместе со своими учениками 5 марта посетил музей великого русского композитора и невольно подумалось, попросил его благословения для дальнейшей работы. Где? Жизнь покажет. Но Николай Максимович Цискаридзе всегда и везде будет на своем месте.

Отставив в сторону земные проблемы оплаты труда и финансирования , поговорим о духовном, о разнице в уровне и видении художественных задач в Большом и Мариинском. Видна колоссальная разница, когда во главе театра стоит творческая личность и когда менеджер, далекий от музыкального искусства как оперного так и балетного.

Как и чем ответит Большой, а вернее его директор, на дружескую критику коллеги из Питера, покажет время. Для этого понадобится новая статья. Или продолжение этой.


В Большом театре, в котором 9 июля сменилось руководство, не обсуждается вопрос о возвращении в труппу Николая Цискаридзе. Об этом заявил министр культуры РФ Владимир Мединский.

На соответствующий вопрос "Интерфакса" он ответил: "Нет, не обсуждался, и я полагаю, не будет обсуждаться".

Ранее Мединский объявил об освобождении от должности гендиректора Большого театра Анатолия Иксанова. Ему на смену пришел Владимир Урин, возглавлявший до этого Московский академический музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.

Швыдкой: новый директор Большого будет самоубийцей, если вернет Цискаридзе

В последнее время Большой театр действительно потрясали скандалы. Самым громким из них стало нападение на художественного руководителя балетной труппы Сергея Филина. В ночь на 17 января 2013 года в Москве злоумышленник подкараулил его и плеснул ему в лицо кислотой.

Широкий резонанс в обществе приобрел и конфликт руководства ГАБТ с ведущим солистом балета Николаем Цискаридзе, которого впоследствии уволили. В конце марта Цискаридзе заявил, что руководство театра готовится его уволить. По словам танцора, театральное начальство потребовало от него написать объяснительную записку по поводу нарушения трудовой дисциплины. По мнению Цискаридзе, это связано с тем, что он "общался с прессой и высказывал свое мнение".

Впоследствии Цискаридзе подал иск против руководства театра. В ходе слушаний представитель театра заявил о возможности мирового соглашения с истцом. Но Цискаридзе ответил, что пойдет на мировую только если будут отменены все выговоры. Администрацию театра такой вариант не устроил. Контракт с артистом продлевать не стали.

По мнению зампреда Попечительского совета Большого театра Михаила Швыдкого, связывать отставку Анатолия Иксанова с увольнением Цискаридзе не стоит. Хотя, как отметил Швыдкой в интервью "Московскому Комсомольцу", такие скандалы не идут на пользу театру. Однако, по его словам, Иксанов остается лучшим театральным топ-менеджером в России.

"За 13 лет своего руководства Иксанов смог превратить это довольно сложное учреждение в понятное, структурированное, финансово прозрачное, имеющее стратегию творческого развития. Свою миссию он выполнил, – отметил Швыдкой. – Урин имеет схожий опыт — занимался реконструкцией своего театра Станиславского и Немировича-Данченко, он приходит в Большой не на развалины. И уверен, понимает, что Большой театр — это новое качество для него, ведь это особая империя". Интернет-СМИ также цитируют высказывание Швыдкого о том, что новый руководитель ГАБТ "будет самоубийцей, если вернет Цискаридзе в театр".

Урин: я не планирую никаких революций

Между тем, Владимир Урин рассказал о том, с чего начнет работу в новой должности. По словам нового руководителя ГАБТ, он не собирается вносить в работу театра кардинальных изменений и рассчитывает на сотрудничество с коллективом. Кроме того, он надеется на "цивилизованную передачу дел от старого руководства к новому".

По словам Урина, он пообщался с Иксановым, и тот заверил, что всячески поддерживает его кандидатуру и будет помогать ему и вводить в курс дела.

Назначение Урина прокомментировали в московском департаменте культуры. "Владимир Георгиевич, безусловно, относится к первой десятке топ-менеджеров российского театрального сообщества – он возглавляет гильдию директоров Российских театров. Он один из тех, кто лично участвовал в формировании всей российской законодательной базы, касающейся исполнительского искусства. Он добился, чтобы театрам позволили заключать контракты с отдельными режиссерами и исполнителями без конкурсных процедур", – рассказал глава департамента Сергей Капков. Его слова приводит "Москва 24".

Руководитель театра "Новая Опера" Дмитрий Сибирцев отметил, что считает Владимира Урина идеальным директором. По его словам, театр Станиславского с приходом в него Урина преобразился – "превратился не в театр, который около Большого, а в театр, который составляет очень серьезную конкуренцию Большому". Теперь же Урину предстоит провести огромную работу в самом Большом. Что касается Иксанова, то он, по словам Сибирцева, "человек очень профессиональный и наверняка найдет применение своим талантам".

Худрук РАМТ Алексей Бородин заметил, что Владимир Урин – замечательный профессионал. Он тоже обратил внимание на большие успехи Урина в театре Станиславского. По мнению Бородина, назначение Урина в качестве директора ГАБТ – верное и взвешенное решение.

Читайте также: